Что такое референдум простыми словами. Что такое

  • 8. Историко-правовые аспекты российского конституционализма
  • 9. Основные черты, особенности структуры, функции Конституции Российской Федерации
  • 10. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 11. Формы осуществления народовластия в Российской Федерации
  • 12. Правовое государство как конституционное понятие
  • 13. Россия – социальное государство
  • 14. Россия – светское государство. Конституционно-правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации
  • 15. Экономические основы конституционного строя
  • 16. Конституционное закрепление принципа многопартийности и практика его реализации
  • 17. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации
  • 18. Конституционно-правовой статус Общественной палаты Российской Федерации
  • 19. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 21. Конституционно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Политическое убежище
  • 22. Понятие и классификация конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 23. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • 24. Конституционные личные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации
  • 25. Политические права и свободы гражданина Российской Федерации
  • 26. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина
  • 27. Конституционные гарантии свободы слова, печати и право граждан на информацию
  • 28. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 29. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  • 30. Федеративное устройство России: понятие, принципы
  • 31. Россия – суверенное федеративное государство. Виды субъектов Российской Федерации, их конституционно-правовой статус
  • 32. Предметы исключительного ведения Российской Федерации
  • 33. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы ведения субъектов Российской Федерации
  • 34. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации
  • 35. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения, автономных образований как субъектов Российской Федерации
  • 36. Государственная символика Российской Федерации
  • 37. Правовое положение коренных малочисленных народов в Российской Федерации
  • 38. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие, принципы, порядок изменения
  • 39. Российская Федерация – член Содружества Независимых Государств
  • 40. Особенности государственно-территориального устройства Чувашской Республики
  • 41. Понятие и принципы избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации
  • 42. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, порядок проведения
  • 43. Правовое регулирование выборов в Российской Федерации
  • 44. Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии
  • 45. Прямое избирательное право: понятие, гарантии
  • 46. Избирательные округа: их виды, порядок образования
  • 47. Система избирательных комиссий: их виды, порядок образования, полномочия
  • 48. Порядок выдвижения кандидатов, их права и обязанности
  • 49. Гарантии кандидата по российскому избирательному праву
  • 50. Порядок составления общефедерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания рф
  • 51. Порядок регистрации списка кандидатов по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания рф
  • 52. Финансирование выборов. Избирательные фонды кандидатов в депутаты, избирательных объединений, порядок их создания и расходования
  • 53. Определение результатов голосования по выборам Президента рф и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф
  • 54. Признание выборов несостоявшимися и недействительными. Повторное голосование и повторные выборы
  • 55. Контроль за соблюдением законодательства о выборах, формы ответственности за его нарушение. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
  • 56. Понятие, признаки и конституционные принципы организации органов государственной власти Российской Федерации
  • 57. Конституционно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации
  • 58. Президент Российской Федерации: порядок избрания и вступления в должность, компетенция, основания и порядок досрочного прекращения полномочий
  • 59. Юридическая природа актов Президента Российской Федерации
  • 60. Государственный Совет Российской Федерации: порядок формирования, полномочия
  • 61. Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования. Место в системе высших органов государства
  • 62. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура
  • 63. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок выборов, структура, основания и порядок роспуска
  • 64. Полномочия Совета Федерации
  • 65. Полномочия Государственной Думы
  • 66. Внутренняя структура палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 67. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 68. Регламентация порядка деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 69. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии
  • 70. Законодательная инициатива: понятие, субъекты, порядок реализации
  • 71. Виды законов в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон
  • 72. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации: состав, порядок формирования и отставки, компетенция, ответственность
  • 73. Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 74. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации
  • 75. Конституционные основы системы судебной власти в Российской Федерации
  • 76. Конституционное правосудие в России. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция
  • 77. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: их виды, юридическая сила
  • 78. Местное самоуправление в Российской Федерации: понятие, система, принципы осуществления
  • 79. Органы местного самоуправления: понятие, виды, полномочия
  • 80. Предметы ведения органов местного самоуправления
  • 42. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, порядок проведения

    Рефере́ндум (от лат. referendum) - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

    Референдум - важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

    Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

    Плебисци́т - (лат. plebiscitum, от лат. plebs - плебс (простой народ) и лат. scitum - решение, постановление) - опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера.

    В конституционном праве термин плебисцит сильно различен с наименованием «референдум»: по вопросам регионального и местного значения также могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов).

    В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

    Виды референдумов

    В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

    При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

    Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

    Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

    От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

    Референдумы в России

    Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

    Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

    В тот же день - 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан СССР, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

    25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» - 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов - 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.

    12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

    Конституция Российской Федерации

    Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

    Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

    Закон России о референдуме

    В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

    Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

    На данный момент на референдумы не могут выноситься вопросы:

    Об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

    О досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

    Об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

    О персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

    Об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

    Отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

    Практика проведения референдумов в современной России

    На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы - коммунисты, правые, экологи - выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

    Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003-2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

    "

    Словарь Ефремовой

    Референдум

    м.
    Всенародный опрос при решении особо важных вопросов в жизни государства.

    Современный экономический словарь. 1999

    РЕФЕРЕНДУМ

    Словарь экономических терминов

    Референдум

    Словарь Ожегова

    РЕФЕРЕ НДУМ, а, м. Всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса. Провести р.

    Энциклопедический словарь

    Референдум

    (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено), форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

    Политическая наука: Словарь-справочник

    Референдум

    (от лат. "референдум" то, что должно быть сообщено)

    особый вид всенародного голосования по важному вопросу государственной жизни, когда необходимо выявить мнение всего населения. Особым видом референдума является плебисцит - опрос населения территории о его принадлежности к государству.

    Словарь Ушакова

    Референдум

    рефере ндум , референдума, муж. (лат. referendum, букв. то, что должно быть отнесено, возвращено) (полит. ). Всенародный опрос, голосование всех избирателей помимо выборных органов, производимое, по конституциям некоторых государств, для принятия какого-нибудь важного законодательного акта. «Президиум Верховного Совета СССР ... Производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик...» Конституция СССР .

    Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    Референдум

    способ принятия законов и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни прямым волеизъявлением граждан посредством всенародного голосования. Это значительная форма прямой демократии - непосредственное осуществление народом государственной, а именно законодательной власти. В мировой политической практике Р. используются для принятия конституций и поправок к ним; для изменения формы правления. Решения, принятые по итогам Р., имеют обязательную юридическую силу на всей территории.

    см. также ,

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Референдум

    Институт государственного права. Прежде в швейцарском союзе, а также в некоторых отдельных швейцарских кантонах (Граубюндене, Валлисе) представители отдельных политических единиц (кантонов в Швейцарии, союзов в Граубюндене, десятков в Валлисе) на своих собраниях могли принимать решения только тогда, когда имели строго определенные полномочия; в остальных случаях они принимали их только ad referendum - для доклада тем, чьими представителями они являлись. Такой порядок исчез с обращением союзов государств в союзные государства и с выработкой современной представительной системы: в Швейцарии и Валлисе - в 1848 г., в Граубюндене окончательно в 1880 г. Его заменил новый Р., в современном смысле. Он состоит в обращении непосредственно к избирателям для решения законодательного или иного вопроса. Государство, в котором существует Р., занимает среднее место между демократией непосредственной и демократией представительной. Первый известный опрос народа (если не считать постоянных опросов в непосредственных республиках) был произведен в аристократической республике Берне, в 1449 г., когда правительство, без содействия народа, оказалось не в силах погасить заключенный им военный заем; затем они производились довольно часто в разных кантонах Швейцарии, но исчезли к XIX в. Вновь опрос народа под именем плебисцита (см.) был принесен в Швейцарию французами, введшими на этом основании конституцию 1802 г.; в данном случае, однако, опрос был только формальностью и актом насилия и лицемерия, ибо когда конституция была отвергнута большинством в 20000 человек, то все воздержавшиеся от подачи голосов были признаны вотировавшими за конституцию, и она была объявлена принятой. Затем опросы производились в швейцарском союзе и разных кантонах по разным конституционным вопросам, пока наконец Р., как особый институт, правомерно действующий при известных условиях, не был включен в конституции. Прежде всего это случилось, под влиянием польской революции, в Санкт-Галлене, где было признано право народного вето для законов, принятых большим советом (1831). В 1875 г. вето обращено в настоящий Р. В 1845 г. Р. принят в кантоне Ваадте, вслед за ним, в разное время, во всех остальных кантонах, кроме Фрейбурга, где он отвергнут референдумом же; он включен также в швейцарскую союзную конституцию 1848 г., откуда перешел в ныне действующую конституцию 1874 г. В последней признается: 1) Р. обязательный для всех изменений в конституции; после принятия в союзном собрании они обязательно поступают на утверждение народа, т. е. на всеобщее голосование. Изменение в конституции признается принятым, если за него выскажется большинство всех подавших голос граждан, и вместе с тем большинство кантонов. 2) Р. факультативный, в законодательных вопросах: каждый новый закон, принятый обеими палатами союзного собрания, и каждое постановление, принятое ими же, если оно не имеет характера неотложности, вступает в силу лишь по истечении 3-месячного срока; если до его истечения этого потребует либо 30000 полноправных граждан, либо 8 кантонов, то закон или постановление подвергаются всенародному голосованию и признаются вступившими в силу только в случае утверждения народом. В отдельных кантонах по большей части действует только факультативный Р., причем для его применения ставятся чрезвычайно разнообразные условия (требование определенного числа граждан от 500 до 6000, требование одной трети большого совета и т. д.). В некоторых кантонах (Берн, Цюрих) все законы обязательно подвергаются Р.; в некоторых существуют оба вида Р., причем Р. применяется иногда и к займам свыше определенной (весьма различной) нормы, новым налогам и т. д. (так называемый финансовый Р.). Бюджеты в целом нигде не подлежат Р. Народное голосование при пересмотре конституций применяется также в большинстве штатов Северной Америки, хотя термин Р. там не в ходу. К Р. близки плебисцит (см.) и народная законодательная инициатива (см.).

    См. Эдемс и Коннингэм, "Швейцария и ее учреждения" (СПб., 1893); А. Дюпан, "Народное законодательство в Швейцарии" (СПб., 1896); О. Курти, "Результаты швейцарского Р." ("Жизнь", 1899, № 3); Брайс, "Американская республика" (т. II); Th. Curti, "Geschichte der schweizerischen Volksgesetzgebung" (Берн, 1882); Ad. Herzog, "Das Referendum in der Schweiz" (Гамбург, 1885); St ü ssi, "R. und Initiative in den Schweizerkantonen" (Цюрих, 1893).

    Законом Российской Федерации о местном самоуправлении закреплено понятие референдума, как открытого голосования граждан по вопросам соответствующего уровня. Наиболее подробно вопрос о проведении местного референдума рассматривает в Федеральном законе №131 «Об общих принципах местного самоуправления». Одним из наиболее ярких примеров проведения подобного мероприятия за последнее время является голосование о вхождении Крыма и города Севастополь в состав Российской Федерации. При столь важных принимаемых решениях, каждый должен знать, что такое референдум.

    Суть

    Референдум – это специфическое голосование. Участие в нём могут принимать граждане, которые постоянно проживают на территории, где он будет проводиться, либо находящиеся там достаточно долго. Результаты референдума не требуют подтверждения или специального утверждения кем-либо из представителей власти. Он имеет высшую юридическую силу и не подлежит обжалованию. Проведение референдума возможно только при соблюдении Конституции, законов Российской Федерации и её субъектов, уставов и конституций муниципальных образований.

    За что голосуют?

    На референдум выносятся наиболее важные вопросы, требующие участия всех граждан, при невозможности принятия решения без учёта их мнения. на нём рассматриваются все вопросы, что влияют на организацию жизни простого народа, его комфорт и защищённость. Список вопросов, решаемых с помощью местного референдума, достаточно широк. Исключение составляют такие мероприятия:

    • О досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, депутатов и иных должностных лиц.
    • Об избрании в органы местного самоуправления депутатов и иных должностных лиц.
    • О проведении выборов.
    • Об изменении утверждённого бюджета муниципального образования.
    • О принятиях мер в случаях ЧП.

    Все вопросы, вынесенные на местный референдум, не могут ущемлять права и свободы граждан. Они должны соответствовать Конституции и общепризнанным мировым правам.

    Кто организует?

    Население может потребовать проведение референдума. Для этого ему необходимо обратиться к представительному органу. Учреждение может организовать проведение референдума как по просьбе населения, так и по собственной инициативе, чувствуя такую необходимость. При отсутствии в муниципальном образовании представительного органа по требованию населения (больше 5% от общего количества избирателей) назначить проведение референдума может глава администрации.

    Инициатива проведения

    В различных субъектах Российской Федерации условия для проведения местного референдума разные. Если инициатива принадлежит представительному органу, то не менее трети или половины депутатов должны высказаться за его организацию. Но в большинстве случаев проведение референдума провозглашается при квалифицированном большинстве. То есть при 2/3 голосов.

    Если проведение референдума требуют местные жители, то должна быть оформлена официальная бумага в представительном органе. В приложении к прошению или заявлению необходимо прикрепить подписи граждан. Их количество не должно составлять менее пяти процентов от числа избирателей субъекта, на территории которого планируется провести местный референдум.

    Граждане могут объединиться в инициативную группу либо создать общественное объединение. Если оно хочет провести референдум, это означает, что ему необходимо пройти сложную процедуру регистрации в органах юстиции. Только через полгода после этого объединение сможет обратиться к представительному органу с требованием проведения референдума.

    Нюансы проведения

    Участники местного референдума – это все граждане, находящиеся на территории его проведения постоянно или преимущественно. Участвовать в мероприятии, как и в выборах, можно только на добровольной основе. Форма голосования – закрытый и тайный. Для соблюдения честности проводимой процедуры возможно только наблюдение, в том числе и со стороны иностранных граждан.

    Вопрос в бюллетене референдума должен предполагать закрытый ответ. Чаще всего это «да» или «нет». Вопросы с развёрнутыми ответами не могут быть вынесены на референдум. Это и обуславливает наличие всего двух пунктов, в одном из которых необходимо поставить крестик или галочку. Если по итогам референдума необходимо издание нового закона или корректировка уже существующего, то органы власти не имеют права в отказе. Итоги мероприятия – это опубликование принятого решения. Сроки опубликования, если они не указаны в документе, определяются законом и не превышают семи дней.

    Разновидность референдума

    Консультативный референдум – это разновидность местного мероприятия, по итогам которого принятие решения не является обязательным. Органы власти проводят что-то наподобие опроса. Узнав мнение граждан об интересующем вопросе, орган местного самоуправления может принять наиболее правильное решение. Зачастую в правовой литературе можно встретить название консультативный опрос вместо референдума.

    Условия проведения

    В период объявления чрезвычайного положения или в военное время, в течение трёх месяцев после его отмены проведение референдума невозможно. Это связано с необъективностью голосования, а также с невозможностью обеспечить свободное и безопасное волеизъявление для всех граждан одинаково. В течение двух лет после проведения референдума не может производиться подобный. То есть, нельзя организовывать мероприятие с одинаковыми по смыслу вопросами чаще, чем раз в два года.

    Участие в референдуме

    Граждане нашей страны, перешагнувшие совершеннолетний рубеж, одинаково обладают правом на участие в референдуме. Никакие различия в религии, национальности, образовании, языке не влияют на такую возможность. К участию в референдуме не допускаются заключённые либо лица, в отношении которых уже вступил приговор суда. Люди, признанные недееспособными, также не допускаются к голосованию.

    Принцип организации, проведения референдума и участия в нём – это, как и при выборах, всеобщее, равное и прямое волеизъявление при тайном голосовании. Для каждого гражданина должен быть осуществлён свободный доступ на участки. Подразумевается, что заставлять или отговаривать от участия в мероприятии гражданина нельзя.

    Проведение референдума

    Российский референдум назначается исключительно на выходной день, при этом он должен быть непраздничным. Новость о будущем проведении референдума и выносимые на голосование вопросы публикуются в официальных источниках (газете или на интернет-сайте) не менее чем за 45 дней до его проведения.

    Каждый гражданин, пришедший на участок, должен предъявить паспорт и зарегистрироваться. Ему выдаётся индивидуальный бюллетень, где необходимо отметить вариант ответа на поставленный вопрос. Так как голосование тайное, то для каждого участвующего в референдуме оборудуется закрытое место (кабинка), для принятия спокойного взвешенного решения и фиксации результата. Для подсчёта голосов, все бюллетени граждане должны опустить в специальные урны. Далее, комиссия проводит подсчёт голосов и утверждает итоги.

    Комиссия для проведения референдума

    Муниципальная избирательная комиссия проводит подготовку, проведение референдума, подсчитывает голоса и определяет результаты. Всё это проводится в максимально открытом для граждан виде. Сейчас всё чаще стали устанавливать камеры наблюдения, фиксирующие моменты проведения референдума, подсчёт голосов. Наблюдать за ходом мероприятия может каждый.

    Комиссия формируется и работает согласно соответствующим законам. Её численность зависит от количества участков, на которые делится территория проведения референдума, и числа избирателей на них. Чаще всего они совпадают с участками выборов, так как для удобства проведения последних проводится тщательная подготовка.

    Состоявшийся референдум

    Референдум считается состоявшимся, если в нём участвовало не менее четверти всего населения, на территории которого он проводился. Вопрос, вынесенный на голосование, считается решённым, если в его пользу проголосовало более половины участников. Когда наблюдатели выявляют во время проведения референдума нарушения закона либо ними были замечены фальсификации при проведении подсчёта, которые могут изменить результат голосования, то такая процедура признаётся недействительной. Лица, заинтересованные в обжаловании результатов, могут обратиться в суд, если у них имеются доказательств, подтверждающих нарушение закона. Любой гражданин имеет на это право. Референдум и его итоги не могут быть обжалованы позднее, чем через месяц после его проведения.

    Итоги местного референдума

    После подсчёта голосов итоги референдума должны быть оглашены в течение семи дней. Как правило, они публикуются в СМИ как печатных, так и электронных. Если же референдум проводился на территории, где отсутствуют средства массовой информации либо информирование граждан этим путём затруднено, то члены комиссии должны довести его итоги до граждан другим доступным способом на протяжении десяти дней.

    Итоги референдума становятся действительными с момента их опубликования, если в документе не указана иная дата вступления в силу результата голосования. Принятое решение может быть отменено или изменено только вердиктом последующего подобного мероприятия не ранее, чем через два года.

    2) Референдум - (от лат. referendum - то, что следует сообщить) - волеизъявление избирателей в форме голосования или опроса по важнейшим вопросам и общественной жизни; один из ов непосредственной (прямой) демократии. На Р. обычно выносятся принятия конституции или серьезных ее изменений, др. основополагающих законов, самоопределения населения национальных и иных районов и областей и т.п. По масштабам проведения Р. подразделяются на общенациональные, т.е. проводимые на всей территории страны, и местные, т.е. проводимые на части ее территории (напр., в отдельных субъектах федерации, административно- территориальных единицах и т.д.). По содержанию, у различают Р. конституционные, т.е. по у конституции или поправкам к ней, законодательные, т.е. по проектам законов, и консультативные, т.е. по важному принципу или направлению деятельности государства, политики правительства и т.д. Примером первого может служить в конце 1993 г. на Р. Конституции РФ. Примером третьего - Р. по вопросу обновления и сохранения Союза ССР в марте 1991 г., а Р. в Великобритании в 1975 г. по вопросу о ее вступлении в Европейское сообщество. По степени необходимости проведения Р. делятся на обязательные (проводимые по обязательному требованию Конституции или другого закона при решении данного вопроса) и факультативные (проводимые по усмотрению центральной власти, субъекта федерации или населения). Решения, принимаемые на Р., обычно считаются окончательными и обладающими высшей легитимностью

    3) Референдум - - всенародное по важному вопросу жизни.

    4) Референдум - всенародное волеизъявление по важному государственному или общественному вопросу.

    5) Референдум - (от лат. " референдум " - то, что сообщено) - особый вид всенародного голосования по важному вопросу, когда необходимо выявить мнение всего населения. Особым видом референдума является плебисцит - опрос населения территории о его принадлежности к государству.

    6) Референдум - (лат. referendum то, что сообщено) важнейший непосредственной демократии, всенародное волеизъявление по какому-л. вопросу государственности или общественной жизни. Считав, что первый Р. был проведен в Швейцарии в 1439. В конце XIX - начале Р. стали неотъемлемой частью политической жизни Швейцарии, США и Австралии. Широкое распространение" лучил институт Р. Второй мировой войны. Существует несколько разновидностей. По сфере применения выделяют общенациональные, проводимые в пределах всей территории, и местные, проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единиц. По степени полномочий Р. подразделяются на законодательные, целью которых является определенного законодательного акта вынесения решения или мнения большинства имеющего характер: консультативные, направленные на явление общественного мнения по тому или иному вопросу. По способу проведения Р. подразделяются на обязательные (императивные), без которых не могут быть решены некоторые конституционные , и факультативные, проводимые инициативе какого-л. высшего органа власти. Своеобразной формой Р. является плебисцит. Инициатива проведения Р. РФ принадлежит: а) не менее чем двум миллионам (нам граждан РФ, имеющим участие в Р. РФ, при условии, что территории одного субъекта РФ или совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10% из них; б) Конституционному Собранию в случае вынесения на Р. РФ а новой Конституции РФ. Р. РФ назначает РФ путем издания специального указа. На Р. не могут ся вопросы, касающиеся изменения статуса субъектов Федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального Собрания, принятия и изменения федерального бюджета, введения или отмены налогов и сборов, а освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования, ограничивающие или отменяющие общепризнанные и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

    7) Референдум - Всенародный опрос () по особо важному государственному вопросу.

    Референдум

    - (лат. referendum - то, что должно быть сообщено) одна из разновидностей выборов. В государственном праве принятие избирательным корпусом окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам. Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран. В зависимости от предмет а, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный. Референдум - это институт непосредственной демократии; голосование избирателей по определённому вопросу государственной или общественной жизни. В Российской Федерации конституцией закреплено право граждан выносить важные вопросы общественной и политической жизни на всенародное голосование. Однако данное право трактуется власть имущими весьма своеобразно. Например, законом было запрещено устраивать референдум в течение одного года перед любыми выборами, что автоматически лишало права граждан непосредственно управлять страной два года подряд, т. к. в России после выборов парламента следуют выборы президент а. То же самое касается и результатов референдума. Хотя в конституции и прописано, что результаты обязательны для выполнения и не могут быть пересмотрены, власть всегда трактует результаты в свою пользу, а в случае полного противоречия своих целей волеизъявлению граждан, нагло попирает результаты - так произошло с референдумом о будущем СССР. См. также: большевизм, выборы, демократия, президент.

    (от лат. referendum - то, что следует сообщить) - волеизъявление избирателей в форме голосования или опроса по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни; один из институт ов непосредственной (прямой) демократии. На Р. обычно выносятся вопросы принятия конституции или серьезных ее изменений, др. основополагающих законов, самоопределения населения национальных и иных районов и областей и т.п. По масштабам проведения Р. подразделяются на общенациональные, т.е. проводимые на всей территории страны, и местные, т.е. проводимые на части ее территории (напр., в отдельных субъектах федерации, административно- территориальных единицах и т.д.). По содержанию, предмет у различают Р. конституционные, т.е. по проект у конституции или поправкам к ней, законодательные, т.е. по проектам законов, и консультативные, т.е. по важному принципу или направлению деятельности государства, политики правительства и т.д. Примером первого может служить принятие в конце 1993 г. на Р. Конституции РФ. Примером третьего - Р. по вопросу обновления и сохранения Союза ССР в марте 1991 г., а также Р. в Великобритании в 1975 г. по вопросу о ее вступлении в Европейское сообщество. По степени необходимости проведения Р. делятся на обязательные (проводимые по обязательному требованию Конституции или другого закона при решении данного вопроса) и факультативные (проводимые по усмотрению центральной власти, субъекта федерации или населения). Решения, принимаемые на Р., обычно считаются окончательными и обладающими высшей легитимностью

    всенародное волеизъявление по важному государственному или общественному вопросу.

    (от лат. " референдум " - то, что должно быть сообщено) - особый вид всенародного голосования по важному вопросу, когда необходимо выявить мнение всего населения. Особым видом референдума является плебисцит - опрос населения территории о его принадлежности к государству.

    (лат. referendum то, что должно быть сообщено) важнейший институт непосредственной демократии, всенародное волеизъявление по какому-л. вопросу государственности или общественной жизни. Считав, что первый Р. был проведен в Швейцарии в 1439. В конце XIX - начале Р. стали неотъемлемой частью политической жизни Швейцарии, США и Австралии. Широкое распространение" лучил институт Р. после Второй мировой войны. Существует несколько разновидностей. По сфере применения выделяют общенациональные, проводимые в пределах всей государственной территории, и местные, проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единиц. По степени полномочий Р. подразделяются на законодательные, целью которых является принятие определенного законодательного акта вынесения решения или мнения большинства имеющего обязательный характер: консультативные, направленные на явление общественного мнения по тому или иному вопросу. По способу проведения Р. подразделяются на обязательные (императивные), без которых не могут быть решены некоторые конституционные вопросы, и факультативные, проводимые инициативе какого-л. высшего органа власти. Своеобразной формой Р. является плебисцит. Инициатива проведения Р. РФ принадлежит: а) не менее чем двум миллионам (нам граждан РФ, имеющим право участие в Р. РФ, при условии, что территории одного субъекта РФ или совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10% из них; б) Конституционному Собранию в случае вынесения на Р. РФ проект а новой Конституции РФ. Р. РФ назначает Президент РФ путем издания специального указа. На Р. не могут выносить ся вопросы, касающиеся изменения статуса субъектов Федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального Собрания, принятия и изменения федерального бюджета, введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования, ограничивающие или отменяющие общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

    Плебисцит

    В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

    Виды референдумов

    В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

    При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

    Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

    Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

    От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

    Древний Рим

    Референдумы в современном мире

    Акты волеизъявления населения стран по результатам референдумов могут игнорироваться их властями, например, результаты Всеукраинского референдума 2000 года , когда проголосовали около 30 млн украинцев.

    Референдумы в России

    Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

    См. также

    Референдумы в Европе

    • 1991 год - референдум на Украине (1991)
    • 1995 год - референдум в Белоруссии (1995)
    • 1995 год - референдум в Казахстане (1995)
    • 1996 год - референдум в Белоруссии (1996)
    • 2000 год - референдум на Украине (2000)
    • 2003 год - референдум в Чечне
    • 2004 год - референдум в Белоруссии (2004)
    • 2005 год - Народный референдум в России
    • 2006 год - референдум в Южной Осетии
    • 2006 год - референдум о независимости Черногории (2006)
    • 2006 год - референдум о независимости Приднестровья

    Референдумы в остальном мире

    Примечания

    Ссылки