1 предмет социальной психологии. Социальная психология

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители.

Предметом выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов ), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Социально-психологические явления и процессы можно классифицировать по: принадлежности к различным социальным общностям и субъектам, отнесенности к разным классам психологических явлений, устойчивости, степени осознанности и т.д.

Основополагающей и методологически более значимой выступает классификация социально-психологических явлений по их принадлежности к различным общностям и субъектам, поскольку именно этот критерий определяет большинство закономерностей и особенностей их возникновения и функционирования.

Во-первых, различают социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях людей, к которым относятся большие и малые группы.

В больших группах – этносах (нациях), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных организациях (партиях, общественных движениях и т.д. – функционируют специфические социально-психологические феномены, которые получили обобщенные названия – "психология нации", "классовая психология", "религиозная психология", "психология политики". Они отличаются сложным содержанием, неоднозначно трактуемым многими учеными, разнообразными формами проявления. Их изучают соответствующие отрасли социальной психологии: этническая психология, психология классов, психология религии, политическая психология .

В малых группах функционируют в основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции. Следует помнить, что именно в малых группах осуществляются непосредственные и тесные контакты между всеми людьми, их составляющими. В то время как в больших группах такие всесторонние контакты между всеми членами невозможны. Отрасль социальной психологии, изучающая социально-психологические явления и процессы в малых группах, носит название "психология малой группы".

Во-вторых, кроме организованных общностей существуют еще и общности неорганизованные, под которыми принято понимать массы людей (толпу и другие их разновидности). Социально-психологические явления, которые здесь возникают, обычно называют массовидными , а поведение людей – стихийным. К ним обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникаций, психологию пропаганды (воздействия), психологию рекламы, психологию public relations и др. Отрасль социальной психологии, изучающая эти феномены, называется психологией массовидных социально-психологических явлений.

В-третьих, социальная психология изучает также и личность, поскольку последняя в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные социальные группы и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль – социальная психология личности.

По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на рационально осмысленные (социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп), эмоционально упорядоченные (социальные чувства и настроения, психологические климат и атмосфера) и массовидные (стихийные).

Кроме того, по этому критерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления, процессы, состояния и образования.

Социально-психологические процессы – любые изменения в социально-психологической реальности: все, что возникает, развивается, угасает, превращается во что-то другое.

Социально-психологические состояния – особенности динамики социально-психологической реальности и ее важнейших компонентов в данный момент или за определенный отрезок времени.

Социально-психологические образования (стереотипы, свойства) – сформировавшиеся и ставшие устойчиво присущими психологии групп и личностей социально-психологические явления. К ним относятся, например, социальные ценности, нормы, привычки, умения, обычаи, традиции в группах, социально-психологические свойства личности, тип личности, тип общности.

Однако эту классификацию нельзя абсолютизировать, гак как психологическая наука считает возможным один и тот же феномен изучать и как явление, и как процесс, и как сложное образование. Все зависит от того, какие цели преследует конкретный исследователь.

По устойчивости социально-психологические явления делятся на: динамичные (например, различные виды общения), динамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, обычаи, традиции) (Социальная психология, 2007).

И, наконец, по степени осознанности социально-психологические явления могут быть осознанными и неосознанными.

Задачами социальной психологии выступают:

  • 1. Выявление или уточнение вместе с другими общественными науками: а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих психологические сущность и содержание общественного сознания людей и психологии их больших и малых групп; б) соотношения между различными их компонентами; в) влияния последних на развитие социального бытия и социальных отношений.
  • 2. Всестороннее осмысление и обобщение данных: а) об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов; б) об их воздействии на поведение и поступки людей как представителей различных социальных общностей.
  • 3. Исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов в различных группах.
  • 4. Выявление закономерностей возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов в обществе.
  • 5. Социально-психологический анализ взаимодействия межгрупповых и межличностных отношений, общения, восприятия и познания людьми друг друга, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность влияния этих базовых общественно-психологических феноменов на их совместную деятельность и поведение.
  • 6. Всеобъемлющее изучение социально-психологических особенностей личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях.
  • 7. Осмысление специфики функционирования социально-психологических явлений и процессов в малой группе и их влияния на возникновение конфликтов, формирование психологического климата и атмосферы в ней.
  • 8. Обобщение имеющихся представлений о мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоциональноволевых, коммуникативно-поведенческих и других характеристиках представителей различных наций и классов.
  • 9. Выявление роли и значения религиозной психологии в жизни общества, ее социально-психологического содержания и форм функционирования, а также особенностей влияния на взаимодействие и общение как верующих, так и неверующих.
  • 10. Всестороннее изучение психологического содержания политической жизни и политической деятельности людей и их групп, своеобразия трансформации сознания общества под воздействием политических процессов, развивающихся в нем.
  • 11. Исследование разнообразных массовидных социально-психологических явлений и процессов, их значения в общественной жизни, а также выявление их влияния на поступки и поведение людей в обычных, экстремальных и других условиях.
  • 12. Социально-психологическая интерпретация сущности, содержания, форм и методов межгруппового и межличностного влияния людей друг на друга.
  • 13. Прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических факторов и закономерностей их формирования и развития.

Решение задач социальной психологии может достигаться различными способами. Во-первых, должна осуществляться тщательная и всесторонняя разработка теоретических и методологических основ этой отрасли знаний. Во-вторых, широкое поле для исследовательской деятельности представляет сравнительное изучение социально-психологических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом. В-третьих, социальная психология обязана сотрудничать с представителями других наук – социологами, политологами, педагогами, этнографами, антропологами и др.

  • Следует различать понятия "общественная психология" как феномен (нижний уровень) общественного сознания и "социальная психология" – наука, изучающая явления общественной психологии. На практике чаще употребляется термин "социально-психологические", а не "общественно-психологические" явления.
  • Можно относить к этой группе социально-психологических феноменов и явления, обусловленные половой, возрастной и профессиональной принадлежностью людей, поскольку половозрастные и профессиональные группы реально присутствуют в обществе и влияют на его жизнь. Однако традиционно так сложилось, что их изучают самостоятельные отрасли психологической науки (например, возрастная психология, психология управления и др.). Социальная психология, естественно, не оставляет их вне поля зрения, но при этом распределяет свои усилия поровну с представителями этих областей знаний. Кроме того, сюда следует отнести и психологию общества в целом, однако эта отрасль социальной психологии пока еще практически не разрабатывалась отечественными и зарубежными психологами.

1. Предмет и задачи социальной психологии. Отрасли социальной психологии.

Социальная психология - это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений 1 , которые выступают ре­зультатом взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Предмет – социально – психологические явления и процессы, выступающие результатом взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Объект – конкретные социальные общности(группы) или отдельные их представители(люди).

Задачи социальной психологии как науки. Социальная психо­логия как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, включающие:

    изучение: а) специфики и своеобразия феноменов, составляю­щих общественное сознание людей; б) соотношения между его ком­понентами; в) влияния последних на развитие и жизнь общества;

всестороннее осмысление и обобщение данных об: а) источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функциони­рования социально-психологических явлений и процессов: б) воздействии этих факторов на поведение и поступки людей в составе многочисленных общностей;

    исследование наиболее значимых особенностей и отличий со­циально-психологических явлений и процессов от других психоло­гических и социальных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях;

    выявление закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных социальных ус­ловиях;

    социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность их влияния на совместную деятель­ность;

    всеобъемлющее изучение социально-психологических харак­теристик личности и своеобразия ее социализации в различных об­щественных условиях;

    осмысление специфики функционирования социально-психо­логических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней;

    исследование своеобразия психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-пове­денческих особенностей людей, являющихся их членами;

    выявление роли и значения религиозной психологии в жизни и деятельности людей, ее социально-психологического содержания и форм проявления, а также специфики ее влияния на общение и взаимодействие индивидов;

    всестороннее изучение социально-психологических особенно­стей политической жизни и политической деятельности людей, свое­образия трансформации психики человека и групп людей, оказав­шихся под непосредственным влиянием политических процессов, происходящих в обществе;

    исследование массовидных социально-психологических явле­ний и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влия­ния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях;

    прогнозирование политических, национальных и других про­цессов в развитии государства (общества) на основе учета социаль­но-психологических законов и механизмов.

Отрасли социальной психологии.

Задачи, решаемые социальной пси­хологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность социально-психологических явлений, которые она изучает, и общностей, в которых они возникают, определили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

Этническая психология изучает психологические особенности людей как представителей различных этни­ческих общностей.

Психология религии изучает пси­хологию людей, вовлеченных в раз­личные религиозные общности, а так­же их религиозную деятельность.

Политическая психология иссле­дует различные стороны психологичес­ких явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления уделяет главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, со­хранения качественной специфики, со­вершенствования и развития.

Психология социального воздей­ствия, пока слабо развитая отрасль социальной психологии, занимается изучением особенностей, закономер­ностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жиз­ни и деятельности.

Психология общения раскрывает своеобразие процессов взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи (семейных от­ношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики от­ношений между членами начальной ячейки человеческого общества.

Психология конфликтных отно­шений (конфликтология), бурно прогрессирующая отрасль социальной психологии, нацелена на доскональное исследование психологических особен­ностей различных конфликтов и выяв­ление путей наиболее эффективного их разрешения.

2 . Психология общения. Содержание, средства, цели общения. Формы, виды, функции общения. Взаимодействие в процессе общения.

Понятие и сущность общения.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и раз­вития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностя­ми совместной деятельности и вклю­чающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаи­модействия.

Общение включено в прак­тическое взаимодействие людей (со­вместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирова­ние, осуществление и контролирование их деятельности.

В ходе общения его участники обме­ниваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерени­ями, идеями, переживаниями и т.д.

Общение по своему содержанию - сложнейшая психологическая деятель­ность партнеров.

Особенности и функции общения.

Общение обычно проявляется в един­стве пяти его сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-инфор­мационной, эмотивной и конативной.

Межличностная сторона обще­ния отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением.

Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие дру­гие, связанные с личностью партнера.

Коммуникативно-информацион­ ная сторона представляет собой обмен между людьми различными представле­ниями, идеями, интересами, настроени­ями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения свя­зана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контак­тах партнеров.

Конативная (поведенческая) сто­ рона общения служит целям согласо­вания внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.

Общение выполняет определенные функции:

    Прагматическая функция об­щения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

    Функция формирования и раз­ вития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людь­ми, человек усваивает общечелове­ческий опыт, исторически сложившие­ся социальные нормы, ценности, зна­ния и способы деятельности, а также формируется как личность.

    Функция подтверждения обес­печивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

    Функция объединения-разъе­динения людей.

Функция организации и под­держания отношений служит инте­ресам налаживания и сохранения дос­таточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совмест­ной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении чело­века с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

Виды общения:

    Межличностное обще­ ние связано с непосредственными кон­ тактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

    Массовое общение - это множе­ство непосредственных контактов незнакомых людей, а также комму­ никация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

    межперсональ­ное общение. Участниками общения являют­ся конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходуобщения и организации совмест­ных действий.

    В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители оп­ределенных ролей (покупатель-про­давец, учитель-ученик, начальник- подчиненный). В ролевом общении человек лишает­ся определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.

    дове­рительным. В ходе пе­редается особо значимая информация.

    Доверительность - существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, ре­шать интимные вопросы.

    Конфликтное общение характе­ризуется взаимным противостояни­ем людей, выражениями неудоволь­ствия и недоверия.

    Личное общение - это об­мен неофициальной информацией.

    Деловое общение - процесс вза­имодействия людей, выполняющих совместные обязанности или вклю­ченных в одну и ту же деятельность.

    Прямое (непосред­ственное) общение является исто­рически первой формой общения лю­дей друг с другом.

    Опосредованное общение - это взаимодействие при помощи допол­нительных средств (письма, аудио-и видеотехники).

Средства общения:

Вербальное общение два варианта речи: уст­ная и письменная. Письменная речь - это та, которой обучают в школе. Устная речь, самостоятельная речью со своими правилами и грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между парт­нерами; обогащать значения, переда­ваемые словами, направлять истолко­вание словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование си­туации.

Они делятся на:

1. Визуальные средства общения - это (кинесика - движения рук, ног, головы, туловища; направление взгляда и визуаль­ный контакт; выражение глаз; выражение лица; поза кожные реакции и т.д.)

2. Акустические (звуковые) сред­ства общения - это (паралингвистические, т.е. свя­занные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, рече­вые паузы и их локализация в тексте, экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье но­сом и т.п.).

3. Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением) сред­ства общения - это (физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.); такесика (пожатие руки, хло­панье по плечу).

4. Ольфакторные средства обще­ния - это: приятные и неприятные запахи окружающей среды; естественный, искусственный запахи человека и др.

Предисловие

Социальная психология – достаточно сложная и многопрофильная отрасль психологической науки. В фокусе ее внимания – практически любая сфера жизни и деятельности людей в социуме: социальное общение и взаимоотношения людей в обществе, психологические закономерности социального поведения индивидов и мотивы объединения их в группы, конфликты и общественные настроения. Социально-психологические знания нужны любому человеку, поскольку каждый общается, взаимодействует с другими людьми, сталкивается с межличностными проблемами.

Теоретические знания о социально-психологических процессах разработаны в классических трудах отечественных и зарубежных авторов (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. Л. Журавлев, E. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, Д. Майерс, Т. Шибутани и др.). В предлагаемом учебнике отражены результаты современных исследований в области социальной психологии, при этом материал адаптирован для понимания обучающихся.

Учебник состоит из четырех разделов: "Введение в социальную психологию", "Группа как социально-психологический феномен", "Психология общения", "Феномен личности в социальной психологии", и четырнадцати глав. В конце каждой главы сделаны выводы, – даны контрольные вопросы и список литературы для углубленного изучения. В конце учебника имеется глоссарий.

В приложении предлагаются практикумы по темам "Формирование команды", "Психология общения", "Лидер", "Путь к успешной карьере". Предлагаемый материал преподаватель может включить в изучаемый курс либо использовать в психолого-педагогической практике.

Авторы надеются на творческое осмысление читателем содержания данного учебника, чтобы применять полученные знания для своего личностного и профессионального развития, улучшения атмосферы взаимопонимания в среде ближайшего окружения.

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

О предмете, объекте и задачах социальной психологии

В 1908 г. были опубликованы практически одновременно "Введение в социальную психологию" английского психолога В. Мак-Дугалла и "Социальная психология" американского социолога Э. Росса. Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания возникла в конце XIX в. на стыке двух наук – психологии и социологии. Развитие общества ставило перед учеными различного рода социально-психологические задачи, решение которых стало необходимым для совершенствования таких сфер общественной жизни, как политика, производственные отношения и управление, воспитание и т.д. По оказалось, что поставленные проблемы весьма трудно изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была прежде всего интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество.

Психология и социология, по образному выражению Г. М. Андреевой, стали "материнскими" дисциплинами по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология – это лишь часть социологии и психологии. Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен в рамках какой-либо одной науки.

По поводу специфики предмета социальной психологии существуют различные мнения. Во-первых, под социальной психологией принято понимать многообразие проявлений социальной психики человека: особенности его психического состояния и поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с другими людьми. Во-вторых, термин "социальная психология" применяется для обозначения научного направления, изучающего закономерности психической жизнедеятельности человека в социуме, в общении и взаимодействии с другими людьми. Мы даем определение этой научной области, наиболее распространенное в отечественной социальной психологии.

Социальная психология наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, объединенных в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Социальные группы складываются в рамках исторически определенного общества как совокупность людей, связанных единством интересов, культурных, национальных ценностей и норм поведения.

Предметом изучения социальной психологии являются определенные социально-психологические феномены, такие как:

  • психологические факты, закономерности и механизмы общения и взаимодействия людей при совместной деятельности;
  • проявление и формирование особенностей личности в различных общностях людей;
  • психологические взаимосвязи, которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия;
  • психологические процессы возникновения, функционирования и развития различных общностей людей и пр. социально-психологические процессы и явления.

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, т.е. носители социально-психологических явлений. К ним относятся:

  • – личность в группе (системе отношений);
  • – взаимодействие в системе "личность – личность" (родитель – ребенок, руководитель – исполнитель, врач – больной, психолог – клиент и др.);
  • – малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и др.);
  • – взаимодействие в системе "личность – группа" (лидер – ведомые, руководитель – трудовой коллектив, командир – взвод, ученик – школьный класс и пр.);
  • – взаимодействие в системе "группа – группа" (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и пр.);
  • – большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слой и т.д.).

В последние годы многие ученые, размышляя об актуальных научных задачах, отмечают, что активные социальные преобразования в мире требуют от специалиста в любой области психологии социально-психологического понимания общественных процессов. Практика последних десятилетий показала, насколько значимой проблемой является психологическая неготовность людей к переменам – социальным, экономическим, политическим, идеологическим.

Известный отечественный социальный психолог Б. Д. Парыгин считает, что многие затруднения в социально-экономическом, правовом и политическом реформировании общества "объясняются не только и даже не столько несовершенством тех или иных частных социальных проектов, сколько их несоотнесенностью с духовно-нравственным, социально-психологическим состоянием человека". Он подчеркивает необходимость развития и совершенствования духовно-нравственной и социальнопсихологической культуры, гражданского самосознания человека. Для успешного решения данных задач нужны глубокие и разносторонние знания в области социальной психологии.

Оценивая перспективы фундаментальных психологических исследований, Д. И. Фельдштейн рассматривает различные аспекты влияния глобальных социальных перемен на человека. Огромный объем информации, дискредитация многих нравственных ориентиров, манипулирование сознанием человека через средства массовой информации, неустойчивость экологической, социальной, политической, экономической обстановки – все это изменяет сознание, деятельность, мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферу личности.

Одной из важнейших исследовательских задач Д. И. Фельдштейн считает исследование проблемы самоопределения человека, а также его идентификации с определенной группой – страны, этноса, всего человеческого сообщества. Необходимо исследовать малоизученные грани проблемы отношений, особенно "по вертикали": дети – взрослые, молодые – пожилые. Причем необходимо рассматривать не просто отношения взрослых и детей, а именно их взаимодействие, в том числе и взаимовлияние.

Г. М. Андреева, подчеркивая важность развития психологии социального познания, говорит: "Есть ли что более важное для человека в сложном сегодняшнем мире, чем познать, что его окружает, какие переживания это окружение в нем вызывает и, наконец, как же в этих условиях следует действовать". Практическая значимость социальной психологии предопределена важностью решаемых ею задач, связанных с жизнью человека в социуме.

Задачи исследований социально-психологических феноменов многогранны, среди них:

  • 1. Изучение содержания, форм проявления и закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов.
  • 2. Установление всесторонних связей с представителями смежных наук (социологией, философией и других общественных наук) в совместном исследовании социально-психологических феноменов.
  • 3. Прогнозирование политических, экономических, национальных и других процессов в развитии государств на основе учета социально-психологических закономерностей и механизмов.

Социальная психология призвана заниматься вопросами, волнующими конкретное сообщество. В одних частях нашей планеты наиболее актуальны проблемы межрасовых отношений, дискриминации женщин. В других – вопросы межкультурной миграции населения, реформы образования, мотивации труда, экологического сознания, изменения института семьи и брака и т.д. Изучая личность, социальная психология одновременно учитывает микро- и макросоциум, в которые она включена. Рассматривая общественные явления, она помогает попять чувства, ценности, мотивы, стоящих за ними реальных людей.

Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие.

Задачи социальной психологии

Ниже представлен список основных задач социальной психологии, но в действительности список гораздо шире, каждая отдельная задача содержит в себе еще целый ряд дополнительных задач:

  • Изучение феномена взаимодействия людей, информационного обмена;
  • Массовые психические явления;
  • Социально-психологические характеристики социальных групп как целостных структур;
  • Механизмы социального воздействия на человека и его причастности к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;
  • Создание теоретических и практических рекомендаций для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:
    • Дальнейшее развитие социальной психологии как многоуровневой системы знаний;
    • Исследование и решение проблем в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);
    • Исследование и решение проблем в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);
    • Исследование социально-психологической деятельности личности в коллективе.

Проблемы социальной психологии

Краткий список основных проблем социальной психологии:

  • Внутригрупповые колебания;
  • Ступени развития социальных групп;
  • Внутригрупповое и межгрупповое лидерство;
  • Психологические характеристики социальных групп;
  • Общение и межличностные отношения в социальной группе;
  • Межгрупповые социальные отношения;
  • Психология больших, средних и малых социальных групп и средств массовой коммуникации;
  • Массовидные социально-психологические явления (Массовое настроение, сознание, психическое заражение и т.п.);
  • Адаптация человека и ее особенности в социальных средах;
  • Управление социально-психологическими процессами.
  • Более подробно в статье

Методы социальной психологии

Социальная психология использует методы общей психологии и социологии:

  • анкетирование;
  • интервьюирование;
  • беседа;
  • групповой эксперимент;
  • изучение документов;
  • наблюдение (включенное и не включенное).

Так же социальная психология имеет и свои специфические методы, например метод социометрии - измерение приватных взаимосвязей людей в группах. Основу социометрии составляет статистическая обработка ответов испытуемых на вопросы связанные с их стремлением к взаимодействию с членами определенной группы. Получаемые в результате социометрии данные называют социограммой (рис. 1), которая обладает специфической символикой (рис. 2).

Рис. 1. Социограмма . По данной социограмме можно выявить центральное ядро группы, то есть лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С); отсутствие устойчивых социальных связей (М).

Рис. 2. Символы социограммы .

История социальной психологии

Социальная психология как отдельная область психологии оформилась только к середине 19-го века, но период накопления знаний об обществе и человеке в частности начался задолго до этого. В философских трудах Аристотеля и Платона можно встретить социально-психологические идеи, французские философы-материалисты и социалисты-утописты внесли существенный вклад, а позднее труды Гегеля и Фейербаха. Социально-психологические знания до 19-го века оформлялись в рамках социологии и философии.

Первым этапом становления социальной психологии, как самостоятельной области психологической науки считается вторая половина 19-го века, но это была только теоретико-эмпирическая наука, вся деятельность заключалась в описании наблюдаемых процессов. Этот переходный период связан с появлением журнала по языкознанию и этнопсихологии в 1899 году в Германии, основанному Лацарусом Морицом (Lazarus Moritz, философ и писатель, Германия) и Хейманом Штейнталем (Heymann Steinthal, философ и филолог, Германия).

Первыми выдающимися личностями на пути развития эмпирической социальной психологии являются Уильям Мак-Дауголл (McDougall, психолог, Англия), Гюстав Лебон (Gustave Le Bon, психолог и социолог, Франция) и Жан Габриель Тард (Gabriel Tarde, криминолог и социолог, Франция). Каждый из этих ученых выдвигал свои теории и обоснования развития общества свойствами отдельной личности: У.Мак-Дауголл обосновывал инстинктивным поведением , Г.Лебон - с точки зрения , Г.Тард - .

1908 год считается стартовой точкой Западной социальной психологии, благодаря изданию книги «Введение в социальную психологию » У. Мак-Дауголла.

В 1920-ых годах благодаря опубликованным работам исследователя В. Меде (Walther Moede, психолог, Германия), который впервые применил математические методы анализа, начался новый этап в истории социальной психологии - экспериментальная социальная психология (Experimentelle Massenpsychologie). Именно В.Меде впервые зафиксировал существенное различие способностей людей в группах и в одиночку, например переносимость боли в группе, устойчивое внимание и др. Также важно открытие влияния групп в эмоциональной и волевой сферах человека.

Следующим значительным шагом в развитии социальной психологии была детализация методики массового социально-психологического эксперимента выдающимся психологом Гордоном Уиллардом Олпортом (Gordon Willard Allport, США). Данная методика повлекла массу экспериментальных работ, в основе которых была разработка рекомендаций по развитию рекламы, политической пропаганды, военного дела и многого другого.

У. Олпорт и В. Меде поставили точку не возврата в развитии социальной психологии от теории к практике. В частности в США социальная психология тесно сопряжена с бизнес сферой и является прикладной наукой. Широкомасштабные исследования профессиональной диагностики, проблем управления, отношений управляющего и работника и многого другого.

Дальнейшим знаковым событием в развитии методической области социальной психологии стала разработка и создание метода социометрии Якоба Леви Морено (Jacob Levy Moreno, психиатр и социолог, США). Согласно работам Морено, каркас всех социальных групп определяет синтонность (симпатия/антипатия) отдельных членов этой группы. Якоб Морено утверждал, что все социальные проблемы разрешимы при правильном разделении и объединении личностей в микрогруппы по их симпатиям, ценностям, поведению и влечениям (если деятельность удовлетворяет человека, он делает ее максимально хорошо).

Во всех направлениях западной социальной психологии базовым элементом является «клетка» общества - микросреда социума, малая группа, то есть средняя структура в стандартной схеме «Общество — Группа — Личность». Личность зависима от своей социальной роли в группе, от ее стандартов, требований, норм.

В Западной социальной психологии большое значение играет теория поля Курта Цадека Левина (Kurt Zadek Lewin, психолог, Германия, США), по которой на индивида постоянно влияют поле притяжения и поле отталкивания.

Концепции Западной социальной психологии основаны на психологическом детерминизме, не связанном с экономическими условиями. Поведение человека объясняется психологическими причинами : агрессивность, сексуальность и тд. Все концепции социальной психологии Запада разделяют на четыре направления:

  1. Психоаналитическое;
  2. Необихевиористское;
  3. Когнитивистское;
  4. Интеракционистское.

Направления социальной психологии

Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа - макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.

Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.

Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций. В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека. Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций . Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).

Одна из самых известных теорий необихевиористского направления - теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.

У неофрейдистов и необихевиористов одинаковое трактование поведения человека, в основе которого лежит стремление к удовольствию, а все потребности и окружение человека не связывается с историческими условиями.

В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение .

Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе - интеракции , базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль » ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.

Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др. первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др. Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.

Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.

Проблема социальной психологии СССР и России

Исследования в области социальной психологии в 1920-ых годах основывались на биопсихологических позициях, что противоречило идеологии страны. В результате, работы в области социальной психологии и многих других отраслях психологии были запрещены, так как были восприняты в виде альтернативы марксизму. В России развитие социальной психологии началось только в конце 1950-ых годов. В результате этой «заморозки» в развитии социальной психологии, единая категориальная конкретика не сформирована, исследования ведутся на уровне эмпирики и описания, но несмотря на эти трудности социальная психология России обладает научными данными и применяет их в различных областях человеческой деятельности.

Книги по социальной психологии

Предмет исследования социальной психологии.

Тема 2.1. Социальная психология как наука

Лекция

Социальная психология как наука. Предмет исследования социальной психологии. Разделы социальной психологии.

Личность в системе социальных связей и отношений.

Массовидные явления: паника, слухи и др.

Понятия «менталитет», «национальный характер», «толерантность»

Методы исследования в социальной психологии.

Практическая социальная психология и ее взаимосвязь с медициной и здравоохранением.

Семинарские занятия

(леч)

1.Социальная психология: предмет исследования, задачи и практическое значение

2. Практическая социальная психология и медицина

  1. Социальная психология: задачи и практическое значение.

Социальная психология как наука.

Социальная психология - это раздел психологической науки, возникший на стыке двух наук - психологии и социологии.

Социальная психология– это сложное, многообразное культурное явление, которое нельзя свести только к научной форме своего существования.

Социальная психология - это раздел психологической науки, изучающий психологические связи между людьми и разрабатывающий пути их совершенствования в процессе жизни и деятельности.

Социальная психология изучает закономер­ности поведения и деятельности людей, обусловленные включени­ем их е социальные группы, а также психологические характерис­тики самих этих групп.

Человек - социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Человек включается в общество через взаимодействие с другими людьми, объединенными в различные социальные общности - социальные группы, социальные институты, социальные организации и объединения.

Она изучает социально-психологические

проявления личности: особенности общения людей друг с другом, формы и особенности взаимодействия людей друг с другом, социальные условия, влияющие на поведение и деятельность людей (в т.ч. изменения психики, происходящие под влиянием взаимодействия с другими людьми), а также

социальные общности, внутри которых осуществляется общение людей друг с другом (виды социальных групп, их характеристики, положение личности в этих группах).

Таким образом, объектом исследования социальной психологии являются социально-психологические особенности (характеристики) поведения и деятельности людей и психологические характеристики социальных групп

В течение длительного времени социально-психологические аспекты жизни и деятельности людей разрабатывались в рамках различных философских учений и таких наук, как социология, антропология, этнография, криминология.

Под влиянием различных факторов во второй половине 19 в. стали формироваться первые научные подходы к анализу и объяснению социально-психологических феноменов. В это время зарождается социальная психология как отрасль научного знания.

Американский исследователь С. Сержента выделил 4 важнейших научных источника формирования социальной психологии как еще одной науки о человеке:

Социально-философские учения Платона, Аристотеля, Ш. Монтескье, Т.Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо;

Антропологические работы М. Лоцаруса, Г. Штейнталя, В. Вундта (19 в.);

Эволюционное учение Ч. Дарвина и Г. Спенсера;

Социологические взгляды О.Конта и Э.Дюркгейма.

П.Д. Парыгин отмечает также значение философских взглядов Л.Фейербаха и Г.Гегеля.

Во второй половине 19 в. появляются первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций: "психология народа", "психология масс", теория "инстинктов социального поведения".

Началом существования социальной психологии, как самостоятельной науки, считается 1908 г., когда появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых содержался термин "социальная психология".

Первая половина 20 в. - период бурного развития социальной психологии в США и странах Западной Европы. В это время разрабатываются различные социально-психологические проблемы личности и социальных групп, имеющие большое значение для сферы производства, армии, политики, образования и др. В социальной психологии США большое внимание уделялось проблемам малых социальных групп.

В отечественной науке социальная психология начала развиваться в 20-е гг. 20в. Затем, после длительного периода "застоя", бурное развитие ее началось в 50 -60 - е гг. Таким образом в истории отечественной социальной психологии можно выделить два этапа: 20-е годы и конец 50-х - начало 60-х годов XX века.

20-е годы XX в.: рефлексология Бехтерева В.М., отделение социальной психологии от общей психологии. Но социальная психология отождествлялась, с одной стороны, с изучением социальной детерминации психики, с другой – с исследованием особого класса явлений, порождаемых совместной деятельностью людей, прежде всего явлений, связанных с коллективом. Поэтому в развитии социальной психологии на некоторое время наступил перерыв, а разработка проблем социальной детерминации психического развития человека успешно шла в рамках материалистической общей психологии. Только в конце 50-х – начале 60-х годов в нашей стране вновь возник вопрос о предмете изучения социальной психологии. Это было связано с двумя обстоятельствами: 1) расширяющимися запросами практики. Возникла необходимость изучения активного воздействия сознания на ход объективных процессов в обществе. 2) произошли изменения в области самой психологии (разработанная теоретическая база, методы исследования, кадры).

Социальная психология основывается на принципиальных ис­ходных положениях, касающихся природы общественных отноше­ний, соотношения индивидуального и общественного сознания, по­нимания личности как совокупности общественных отношений и др.

Большую роль сыграли успехи, достигнутые в области общей психологии, что позволило советской социальной психологии опе­реться, как на фундамент, на такие диалектико-материалистические принципы, как принцип сознания и деятельности.

Современная социальная психология заключает в себе большой объем разнообразных знаний, полученных в рамках совершенно различных по своей методологической направленности школ, в ходе прикладных исследований и богатой практики активного социально-психологического обучения.

Предмет исследования социальной психологии.

Г.М. Андреева определяет социальную психологию как науку с двуединым предметом и выделяет основные направления содержательного развития этой науки. В качестве предмета она рассматривает закономерности поведения и деятельности людей, которые обусловлены их включенностью в социальные группы, и психологические характеристики таких групп.



Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.

Социальная психология в настоящее время изучает следующие проблемы:

1. социально-психологические явления в больших социальных группах. К этому ряду проблем относятся проблемы массовой коммуникации (радио, ТВ и др.).

2. Социально-психологические явления малых социальных групп. Это проблемы психологической совместимости в замкнутых группах, межличностных отношений в малых группах и др.

3. Социально-психологические проявления личности человека (социальная психология личности).

4. социально-психологические особенности общения и взаимодействия людей.

Социально-психологическая реальность включает в себя:

социально-психологические факты - наблюдаемые (или фиксируемые с помощью социально-психологических методов) проявления социально-психологической реальности.

К основным социально-психологическим фактам относятся: факты существования целостных объектов социально-психологической реальности - личности и социально-психологических общностей.

социально-психологические закономерности - объективно существующие устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные зависимости возникновения и динамики социально-психологических явлений. Причины могут быть как психологические, так и социальные, то же - следствия.

Социально-психологические закономерности имеют вероятностный характер.

Следствие появляется под действием нескольких причин.

Социально-психологические связи между людьми и группами.

(Связь - это отношения между объектами и явлениями, разделенными во времени и пространстве).

Социально-психологические связи выступают как взаимосвязи, т.е. как взаимное обусловливание объектов и явлений друг другом, являясь одновременно взаимодействием.

Социальные взаимосвязи и взаимодействия - это системообразующее явление, превращающее множество индивидов и других элементов социальной действительности в социальные системы.

Социально-психологические механизмы - превращения, посредством которых совершается действие закономерностей и происходят переходы от причины к следствию.

Личностно-групповые социально-психологические явления характеризуют психологические связи между отдельным человеком и группой, например: преподавателем и учебной группой, руководителем и персоналом учреждения, группой и отдельным ее членом (лидером или, напротив, - пренебрегаемым членом ее).

Межличностные социально-психологические явления - психологические связи между отдельными личностями.

Личностные социально-психологические явления - социально-психологические явления, возникающие у отдельных личностей в группах.

Являясь достоянием индивидуальной психики, они, тем не менее, представляют в ней то, что вызвано массовидными социально-психологическими явлениями, а также иными (социально-психологическими механизмами, взаимоотношениями, общением и др.). Современную социальную психологию интересуют не столько те социально-психологические влияния, которые сопутствовали социализации личности в прошедшие годы жизни, сколько главным образом те, влияние которых испытывают ее психическая деятельность и поведение в данное время при включенности в систему групповой психологии.

Теоретическую базу социальной психологии составляют диалектико-материалистические принципы, ведущим из которых является принцип сознания и деятельности.

Основные теоретико-методологические положения объясняют с диалектико-материалистических позиций природу общественных отношений, закономерности соотношения индивидуального и общественного сознания, личность как совокупность (продукт) общественных отношений.

Все проблемы в отечественной социальной психологии рассматриваются в соответствии с принципом деятельности, т.е. социально-психологические явления изучаются в реальных социальных группах, объединенных совместной деятельностью.

В отечественной социальной психологии рассмотрение всех этих проблем осуществляется на основе принципа деятельности , что означает исследование социально-психологических явлений в ре­альных социальных группах, объединенных совместной деятельнос­тью. Социальная психология, построенная на таких методических принципах, в состоянии выполнить свою основную практическую задачу - способствовать оптимизации управления социальными процессами. Большое значение приобретает создание психологи­ческой службы, которая могла бы обеспечить решение прикладных проблем социальной психологии в экономике, системе воспитания, в сфере массовой информации, в спорте, в сфере быта и семьи.

Главной задачей социальной психологии является оптимизация управления социальными процессами.

В последние десятилетия 20 в. активно стали развиваться прикладные области социальной психологии, в которых решаются проблемы и задачи, возникающие в различных областях жизни общества: экономика, образование, спорт, медицина, семейные отношения, массовая информация и коммуникация, правоохранительная сфера и др.