Административный контроль за охраной труда на предприятии. Как организован общественный контроль за охраной труда


Вернуться назад на

В борьбе за снижение производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний на производстве важное место принадлежит регулярному проведению на предприятиях и в организациях административно-общественного контроля за состоянием охраны труда, который осуществляется администрацией совместно с профсоюзной организацией.

Руководитель предприятия совместно с председателем ФЗМК один раз в полугодие проверяют, а затем рассматривают вопросы охраны труда и культуры производства с руководителями цехов и профсоюзным активом (членами комиссий и общественными инспекторами по охране труда) с обсуждением состояния техники безопасности и заболеваемости на предприятии, хода выполнения планов мероприятий по охране труда и обмена опытом работы в этой области; регулярно заслушивают отчеты начальников цехов о выполнении мероприятий, приказов и предписаний технической и санитарной инспекции и служб охраны труда; разбирают причины происшедших несчастных случаев и разрабатывают конкретные меры к недопущению их в дальнейшем.

Руководитель предприятия и председатель ФЗМК (III ступень контроля) один раз в месяц лично с участием инженера ПТО (производственно-технических отделов), главного механика, главного энергетика и службы охраны труда проверяют состояние охраны груда и культуры производства не менее чем в двух-трех цехах. Результаты проверки обсуждают на совещании инженерно-технических работников и профактива и разрабатывают дополнительные мероприятия по устранению отмеченных недостатков и дальнейшему улучшению условий труда. Не реже одного раза в год проводят общественные смотры состояния охраны труда и культуры производства во всех цехах предприятия и ежеквартально подводят итоги выполнения обязательств бригад, участков, цехов, борющихся за работу без травм. Широко популяризируют ход выполнения принятых обязательств через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации.

Начальники цехов, участков и председатели цеховых профсоюзных комитетов (II ступень контроля) один раз в неделю тщательно проверяют состояние охраны труда и культуры производства в цехе. Выявленные в ходе проверки недостатки устраняют сразу или записывают в специальные журналы (книжку мастера), устанавливая сроки и ответственных лиц за их выполнение; оказывают помощь мастерам в своевременном устранении отмеченных недостатков по охране труда; проводят обсуждение каждого несчастного случая на рабочих собраниях с целью доведения его причин до рабочих и недопущения подобных случаев в дальнейшем.

Мастер (начальник смены) совместно с общественным инспектором по труду (I ступень контроля) и дежурным по охране труда за 15...20 мин до начала смены проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента и выявляют отклонения от правил техники безопасности. О недостатках, которые не могут быть сразу устранены, мастер докладывает начальнику цеха, участка, смены.

В течение рабочего дня мастер проводит контроль за соблюдением технологической дисциплины и за технической исправностью оборудования и приспособлений; осуществляет надзор за выполнением рабочими безопасных приемов труда, а также за использованием ими во время работы спецодежды и индивидуальных средств защиты (касок, защитных очков, противошумных наушников).

Мастер проводит инструктаж в процессе работы с нарушителями правил и инструкций по технике безопасности. К лицам, систематически нарушающим безопасные приемы труда, применяют меры воздействия, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка (письменные предупреждения, взыскания, перевод на нижеоплачиваемую работу). Письменные предупреждения мастер заносит в специальные журналы (книжку мастера) и знакомит с ними под расписку нарушителей.

Самоконтроль по охране труда заключается в том, что каждый рабочий цеха, участка по графику, разработанному мастером, назначается в течение рабочей смены дежурным по охране труда, в обязанности которого входит контроль за выполнением рабочими цеха или участка безопасных приемов труда. Рабочий, будучи дежурным, в первую очередь сам следит за соблюдением безопасности труда своими товарищами. Дежурный по охране труда на левой руке носит специальную повязку с буквами ДОТ.

Общественный контроль в сфере ОТ — это система надзорных мероприятий, которые осуществляются с целью создания и поддержания безопасных для здоровья условий работы и проводятся как различными ведомствами, так и представителями органов общественного контроля.

Разберемся, как действует второй алгоритм.

Законодательная база

Нормативное регулирование вопросов, связанных с контролем силами общественности имеющихся условий работы сотрудника, осуществляется прежде всего трудовым законодательством. Так, ст. 353 ТК РФ устанавливает, что надзор за безопасностью труда является полномочием федеральных органов государственной власти. А вот Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 № 843 называет в качестве одного из инструментов, подлежащих использованию, создание и укрепление подразделения по ОТ. Эти подразделения являются ответственными за такие процессы:

  • анализ условий ОТ на предприятии;
  • причины травм и профзаболеваний;
  • расследование несчастных случаев и др.

Положения об уполномоченных по охране труда в организации содержатся в ст. 370 ТК РФ. Дополнительные требования в части деятельности по такому виду надзора определены Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30. Оно дает рекомендации учреждениям выполнять обязанность по общественному ведомственному надзору за безопасностью труда на местах работы силами соответствующих уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ. Документ дает организациям возможность принимать локальные положения по уполномоченным с учетом специфики в направлениях деятельности. Предприятия также оформляют журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляют:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники.

Это значит, что средством управления системой безопасного труда являются сами сотрудники организации через профсоюзы (в лице специально уполномоченных органов, работников).

Общественное наблюдение силами работников подразумевает наличие у них ряда функциональных обязанностей и связанных с ними прав.

Профсоюз

Права профсоюза при осуществлении общественного контроля широкие и заключаются в:

  • контроле за соблюдением нанимателем действующих нормативных актов в сфере ОТ;
  • участии в исследовании фактов несчастных случаев на предприятии;
  • получении сведений от руководства о том, в каком состоянии находится система ОТ в организации;
  • возможности требовать остановить работу при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудников;
  • возможности выдать нанимателю представлений по устранению имеющихся нарушений по ОТ;
  • возможности проверить состояние условий ОТ, оговоренных в колдоговоре;
  • участии в разработке и согласовании локальных актов учреждения в сфере охраны труда;
  • обращении с требованием привлечь к ответственности виновников нарушений требований по ОТ в необходимые органы;
  • участии в расследовании ситуаций, связанных с трудовыми спорами сотрудников по нарушениям положений по ОТ.

Специальная комиссия

Основная задача — контролировать безопасность процессов на производстве. Для ее решения вправе:

  • изучать и вводить в действие лучшие практики по созданию оптимальных условий работы;
  • вместе с руководством организации вырабатывать обучающие материалы по ОТ;
  • помогать работе подразделения по ОТ;
  • помогать при инструктажах и проверке знаний;
  • доводить до работников информацию по безопасности процессов на работе;
  • определять нарушения на рабочем месте, участвовать в исследовании причин ЧС;
  • принимать и рассматривать обращения сотрудников по нарушениям условий труда.

Уполномоченный

По каким направлениям может работать уполномоченный?

Задачи заключаются:

  • в помощи в организации безопасных условий работы;
  • наблюдении за состоянием безопасности труда в организации;
  • защите интересов работников в процессе рассмотрения споров о труде;
  • надзоре за соблюдением сотрудниками норм по безопасному труду;
  • организации правильности использования приспособлений по защите работников (СИЗ, коллективные средства);
  • участии в функционировании комиссий по проверке состояния зданий, оборудования;
  • участии в выработке мероприятий по недопущению несчастных случаев;
  • предоставлении сведений работникам о нарушении требований к безопасности.

Таким образом, функции общественников сводятся к выполнению работ по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.

В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.

Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:

  • в отдельно взятом подразделении;
  • на предприятии в целом.
  • избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
  • можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
  • не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.

Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.

Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР.

Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Избранные уполномоченные регулярно предоставляют отчет на общем собрании предприятия. Их можно отозвать до окончания срока полномочий решением того же органа, которым они избраны.

Причинами отзыва становятся:

  • неисполнение функционала;
  • отсутствие требовательности при защите интересов и прав сотрудников.

Таким образом, осуществление мероприятий по соблюдению прав и законных интересов сотрудников в сфере охраны труда происходит при участии органов профсоюза, уполномоченных сотрудников, которые имеют право формировать для выполнения своих целей собственные инспекции.

Мероприятия осуществляются на регулярной основе с применением обширного перечня прав и полномочий по такому надзору, в том числе положений, содержащих нормы, связанные с трудовым правом.

Елисеев Д.А. Научный консультант редакции журнала

В редакцию журнала поступают вопросы о порядке проведения административно-общественного контроля за состоянием охраны труда в медицинских организациях. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Административно-общественный контроль по охране труда является основной формой совместного контроля администрации учреждения здравоохранения и профсоюзной организации за состоянием охраны труда во всех структурных подразделениях учреждения. Целью такого контроля является усиление профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональной заболеваемости, нарушений установленных требований по охране труда, соблюдение законных интересов работников в области охраны труда и соблюдения требований к условиям труда, а также повышение персональной ответственности руководителей подразделений и непосредственных исполнителей за безопасное выполнение работ.

Общее руководство организацией административно-общественного контроля осуществляет главный врач (руководитель организации) и председатель профкома.

Прежде всего, надо определиться с количеством ступеней (уровней) административно-общественного контроля за состоянием охраны труда. Их количество должно зависеть от структуры медицинской организации. В методических документах по охране труда наиболее часто встречается описание трехступенчатой системы контроля. Это объясняется стремлением приспособить имеющиеся методические документы и положения о контроле (а они чаще всего относятся к промышленным предприятиям) к нуждам учреждений здравоохранения. Как обычно пишется в таких документах, ступенчатый контроль состоит в последовательном обследовании условий и безопасности труда на 3 ступенях:

1-я ступень - в бригаде, в отделении, на участке, в смене осуществляется бригадиром, мастером (старшим мастером), механиком, энергетиком (далее - мастер) совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа (трудового коллектива);

2-я ступень - в структурном подразделении (цехе, отделе, лаборатории и т.п.) осуществляется комиссией, назначенной распоряжением руководителя подразделения в составе: руководителя подразделения, работников технических служб подразделения и представителей профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа подразделения;

3-я ступень - на предприятии в целом осуществляется комиссией, назначенной приказом работодателя совместно с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным коллективом представительным органом, в состав которой, как правило, входят: главный инженер (технический директор), главные специалисты (механик, энергетик, технолог и др.), руководитель службы охраны труда, председатель профсоюзного комитета или иного выборного общественного органа, председатель комитета (комиссии) по охране труда организации.

Однако повторим, что количество ступеней (уровней) административно-общественного контроля за состоянием охраны труда должно зависеть от структуры организации. Эксперты редакции нашего журнала рекомендуют использовать в медицинских организациях двухступенчатую систему контроля, т.к. большинство учреждений здравоохранения имеют именно двухуровневую систему управления (руководитель организации - руководители структурных подразделений). Таким образом, двухступенчатый контроль будет состоять из 2-ступеней:

первая ступень - ежедневное обследование состояния условий и охраны труда руководителем структурного подразделения (или иным ответственным лицом) и уполномоченным по охране труда;

вторая ступень - ежемесячное (или с другой периодичностью) углубленное обследование условий труда и состояния охраны труда комитетом (комиссией) по охране труда.

Первая ступень контроля

Первая ступень контроля осуществляется руководителем структурного подразделения (зав. отделением, зав. лабораторией, руководителем отдела, службы и т.д.) и уполномоченным по охране труда. На первой ступени рекомендуется проверять:

Выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой;

Состояние рабочих мест;

Состояние оборудования, ограждений, инструмента;

Эффективность работы вентиляции и температурный режим в помещениях и на рабочих местах;

Наличие и состояние спецодежды;

Наличие и исправность средств защиты;

Наличие и комплектность аптечек;

Наличие средств пожаротушения;

Санитарное и противопожарное состояние;

Наличие в подразделении уголка по охране труда, наглядной агитации по охране труда и пожарной безопасности;

Своевременность проведения инструктажа по охране и правильность его оформления в журнале;

Своевременность прохождения обучения и проверки знаний по охране труда работников;

Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;

Наличие инструкций по охране труда;

Соблюдение правил хранения материалов, оборудования, реактивов, пожаро- и взрывоопасных веществ;

Соблюдение трудового законодательства (в частности, особенности регулирования труда несовершеннолетних, женщин и других категорий работников).

По выявленным недостаткам и нарушениям намечаются мероприятия по устранению, определяются сроки и ответственные лица. Устранение выявленных нарушений должно проводиться незамедлительно. Если они не могут быть устранены силами подразделения, то руководитель должен об этом доложить вышестоящему руководству (главный врачу, его заместителям, руководителю АХЧ и т.д.) для принятия соответствующих мер. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может причинить ущерб здоровью работников и пациентов или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и обсуждаются вместе с принятыми мерами по устранению нарушений на производственных совещаниях и профсоюзных собраниях.

Вторая ступень контроля

Вторая ступень контроля проводится ежеквартально (в течение последней полной недели) комиссией по охране труда медицинской организации.

На второй ступени контроля рекомендуется проверять:

Организацию и результаты работы первой ступени контроля.

Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций в области охраны труда;

Выполнение мероприятий соглашения по охране труда;

Выполнение комплексного плана улучшения условий труда;

Результаты и меры по устранению недостатков, выявленных в ходе специальной оценки условий труда;

Выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев и аварий;

Состояние и содержание зданий и сооружений, прилегающей территории в соответствии с нормативными требованиями по охране труда, состояние проезжей и пешеходной части дорог, переходов и галерей;

Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного и другого оборудования требованиям безопасности труда;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств;

Выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования;

Обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, учёта хранения;

Обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями;

Организацию и качество проведения обучения и инструктажей работающих по безопасности труда;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Правильность составления графика сменности, порядок ознакомления работников;

Продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников;

Ознакомлены ли с правилами внутреннего трудового распорядка работники (под подпись);

Наличие несчастных случаев на производстве. Какая профилактическая работа проведена.

Результаты проверки записываются в журнал контроля, оформляются актом и в недельный срок обсуждаются на совместном заседании главного врача, заседании профкома или на заседании совместной комиссии по охране труда. На совместных (с представителями профсоюза) производственных заседаниях заслушиваются руководители тех подразделений, где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда, допускаются нарушения правил, норм и инструкций по охране труда.

В необходимых случаях, по результатам контроля издается приказ.

Приложение 1

ЖУРНАЛ

административно-общественного контроля за охраной труда

_________________________________________________________________

(наименование структурного подразделения)

Дата

Ступень контроля

Выявленные недостатки и нарушения по охране труда

Мероприятия по устранению недостатков и нарушений

Срок исполнения

Отметка о выполнении (дата, подпись ответственного за исполнение)

Примечание

1. В журнал контроля могут вносить свои замечания (кроме записей о первой-третьей ступенях контроля) уполномоченные по ОТ подразделений, профгрупорги, представители органов Государственного надзора, инженер (специалист) по охране труда.

2. В журнале записываются результаты всех ступеней контроля. При отсутствии замечаний запись о контроле делается обязательно.

3. Журнал контроля должен находиться в каждом структурном подразделении учреждения здравоохранения.

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

СТП 12.0213.004-2005

СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

СУОТ. Административно-общественный контроль (АОК) по охране труда, промышленной и пожарной безопасности. Порядок проведения

Утвержден
приказом генерального директора
ОАО «Волга»
от 14.06.05 №198
Срок введения - с 14.06.05

Настоящий Стандарт устанавливает порядок проведения контроля за соблюдением норм, выполнением требований правил, инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, стандартов безопасности труда на всех ступенях производственной деятельности.

Стандарт разработан в соответствии с Методическими рекомендациями по организации трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда с учетом структуры управления ОАО "Волга".

Стандарт распространяется на все структурные подразделения предприятия.

1. Общие положения

1.1. .Административно-общественный контроль по охране труда, промышленной и пожарной безопасности наряду с оперативным контролем, осуществляемым руководителем работ и другими должностными лицами; контролем, осуществляемым службой охраны труда, промышленной и пожарной безопасности предприятия; контролем, осуществляемым органами государственного надзора и контроля, является основным видом контроля, осуществляемого администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией (в лице представителей ее выборных органов), за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работниками требований трудового законодательства, законодательства об охране труда, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативных актов по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

1.2. Целью административно-общественного контроля являются выявление недостатков в области охраны труда, промышленной и пожарной безопасности на всех ступенях производственной деятельности, своевременное их устранение, анализ причин и выработка мер по предупреждению их повторения.

1.3. Административно-общественный контроль не заменяет и не отменяет другие виды контроля (контроля, осуществляемого должностными лицами в соответствии с их должностными обязанностями, а также общественного контроля, осуществляемого профессиональным союзом в лице его выборных органов и уполномоченных по охране труда).

1.4. Административно-общественный контроль проводится на трех уровнях (в три ступени):

На уровне участка (смены, лаборатории, склада) - первая ступень;

На уровне цеха (отдела, службы) - вторая ступень;

На уровне предприятия - третья ступень.

2. Первая ступень административно-общественного контроля

2.1. Первая ступень контроля осуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальником участка, начальником смены и т.д.) и уполномоченным по охране труда на данном участке.

2.2. Руководитель участка совместно с уполномоченным по охране труда ежедневно (ежесменно при сменной работе) в начале работы проверяют на своем участке состояние рабочих мест (содержание проходов, территорий); исправность оборудования, инструмента, приспособлений; наличие и исправность ограждений; работу вентиляционных установок и пылегазоулавливающих устройств; освещенность рабочих мест и проходов; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; наличие необходимых инструкций на рабочих местах и немедленно принимают меры по устранению выявленных недостатков.

Если недостатки не могут быть устранены немедленно силами работников участка, принимаются меры по недопущению доступа работников в опасную зону (в необходимых случаях, когда имеется реальная угроза безопасности жизни и здоровью персонала, путем остановки неисправного оборудования) и докладывается руководству цеха.

О результатах проверки проверяющие делают соответствующие записи в специальном журнале административно-общественного контроля по охране труда (журналы должны быть пронумерованы и прошнурованы).

2.3. В течение рабочей смены руководитель участка и уполномоченный по охране труда контролируют соблюдение работниками инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; своевременную уборку отходов производства и готовой продукции, не допуская захламленности и загромождения рабочих мест, проходов и проездов; наличие и правильность применения спецодежды, спецобувии других средств индивидуальной защиты, предохранительных и блокирующих приспособлений.

2.4. При несоблюдении работниками безопасных приемов работы или требований охраны труда, промышленной и пожарной безопасности руководитель участка приостанавливает выполнение работы и проводит нарушителю внеплановый инструктаж с записью в журнале регистрации инструктажей. Фамилия нарушителя, допущенные им нарушения и принятые меры заносятся в журнал административно-общественного контроля.

2.5. Начальник цеха (отдела) ежедневно просматривает записи в журнале административно-общественного контроля, назначает ответственных лиц за устранение отмеченных в журнале недостатков, определяет и контролирует сроки их устранения, принимает меры к виновным лицам.

3. Вторая ступень административно-общественного контроля

3.1. Начальник цеха (отдела) с председателем профсоюзного комитета подразделения или старшим уполномоченным по охране труда с привлечением специалистов цеха (механик, энергетик, технолог и т.д.) и инспектора Госпожнадзора (22-ПЧ) не реже 1 раза в неделю комиссионно проводят целенаправленную проверку состояния охраны труда, промышленной и пожарной безопасности в цехе.

3.2. При проверке комиссия контролирует исправное содержание и безопасную эксплуатацию производственных и вспомогательных помещений, сооружений, оборудования, инструмента, инвентаря, транспортных и грузоподъемных средств, сосудов, работающих под давлением, предохранительных и блокировочных приспособлений; правильную организацию работ и рабочих мест; безопасное хранение, транспортирование и применение ядовитых, едких и взрывопожароопасных веществ; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; своевременность и полноту обучения и инструктажа работников по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; обеспеченность и применение работниками спецодежды, спецобуви, необходимых средств индивидуальной и коллективной защиты; достаточность и исправную работу санитарно-бытовых устройств и питьевого водоснабжения, вентиляционных установок и пыле газоулавливающих устройств.

3.3. При проведении второй ступени контроля анализируется эффективность проведения административно-общественного контроля первой ступени, контролируется своевременность устранения выявленных при предыдущих проверках недостатков и оценивается отношение ответственных должностных лиц цеха (отдела) к вопросам охраны труда, промышленной и пожарной безопасности с принятием, при необходимости, соответствующих мер.

4. Третья ступень административно-общественного контроля

4.1. Третья ступень административно-общественного контроля проводится ежемесячно в 4-6 подразделениях предприятия согласно графику, утвержденному генеральным директором ОАО "Волга" и согласованному с профсоюзным комитетом предприятия.

4.2. Контроль проводится комиссионно под руководством управления (заместителя), которому подчинено соответствующее подразделение. В работе комиссии по проверке бумажных цехов, ДПЦ, ДМЦ, цеха ТММ принимает участие начальник технического управления.

4.3. В состав комиссии входят главные специалисты, представители службы охраны труда, промышленной и пожарной безопасности, профсоюзного комитета предприятия и старший инспектор (инспектор) Госпожнадзора (22-ПЧ).

4.4. При проведении третьей ступени контроля проверяется:

Организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

устранение недостатков, выявленных при предыдущих проверках;

Выполнение приказов по предприятию, решений профсоюзного комитета ОАО "Волга" по вопросам охраны труда;

Выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;

Выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда, актами расследования несчастных случаев на производстве, инцидентов и аварий;

Паспортизация санитарно-технического состояния и условий труда в цехе;

Техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехов и прилегающих к ним территорий; соответствие их нормативно-техническим требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; состояние дорог, тоннелей, переходов и галерей;

Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического и другого оборудования нормативным требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пылегазоулавливающих устройств;

Выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

Наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

Обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

Состояние наглядной агитации по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; организацию и проведение обучения и инструктажей работников по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;

Подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

4.5. Результаты проверки оформляются актом-предписанием (имеющим силу приказа) с указанием сроков устранения выявленных недостатков.

Разработал:
главный инженер по промышленной
и пожарной безопасности
Е.Г. ШМЕЛЕВ

1.1. Положение об административно-общественном контроле по охране труда в ГБОУ ДО ЦВПВУМ (далее - Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. I, ст. 3), Федерального закона об основах охраны труда в Российской Федерации, Типового положения о службе охраны труда, Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в образовании, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14, Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом ГБОУ ДО ЦВПВУМ, коллективным договором.

1.2. Административно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем администрации, профсоюзного комитета учреждения за состоянием охраны труда.

1.3. Действие настоящего Положения распространяется на всех работников образовательного учреждения.

1.4.Настоящее Положение принимается на общем собрании трудового коллектива образовательного учреждения, согласуется с профсоюзным комитетом и утверждается директором школы.

  1. Задачи административно-общественного контроля:

2.1. Основными задачами административно-общественного контроля являются:

*​ соблюдение законодательства об охране труда;

*​ обеспечение безопасности технологического и другого оборудования, безопасности технологических процессов, зданий, сооружений;

*​ обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты;

*​ организация надлежащих санитарно-гигиенических, социально-психологических и бытовых условий труда;

*​ организация лечебно-профилактического обслуживания работников;

*​ обучение, инструктаж, аттестацию рабочих мест по условиям труда.

  1. Организация трехступенчатого административно-общественного контроля

3.1. В целях систематического соблюдения требований законодательства по охране труда вводится следующая многоступенчатая система контроля:

3.1.1. I ступень - осуществляют ежедневно педагогические и другие работники - каждый на своём рабочем месте, а также на закрепленных за ними учебных, административных и хозяйственных помещениях.

На первой ступени контроля проверяется:

Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

Безопасность мебели, технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств, компьютеров, оргтехники, электрооборудования;

состояние и правильность организации рабочих мест;

Отсутствие (наличие) противопоказаний у работника к выполнению трудовой функции (самооценка);

Исправность приточной и вытяжной вентиляции;

Исправность приборов освещения рабочих мест;

Наличие на рабочих местах инструкций по охране труда;

Наличие и исправность средств пожаротушения;

Наличие спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными перечнем и нормами.

При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал АОК с указанием сроков исполнения.

В случае грубого нарушения правил, норм, инструкций по охране труда, которое может причинить ущерб здоровью работников или привести к аварии, работник немедленно закрывает доступ в данное помещение, извещает администрацию о выявленном нарушении для принятия мер по приостановке работы в данном помещении до устранения этого нарушения

Педагог в процессе наблюдений за ходом работы, в случае нарушения правил техники безопасности работающими, проводит инструктаж с нарушителями правил и инструкций по технике безопасности, делает в специальном журнале письменные предупреждения, обязательные для исполнения и знакомит с ними под расписку, нарушающих правила обучающихся, а к лицам, систематически нарушающим безопасные приемы работы, применяют меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные правилами внутреннего распорядка, а также меры общественного воздействия, ведет ежедневный учет всех несчастных случаев, разработки профилактических мероприятий.

3.1.2. II ступень - осуществляют заместитель директора учреждения по учебно-воспитательной работе, заведующий хозяйством, уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда, председатель комиссии по охране труда, специалист по охране труда - не реже одного раз в квартал.

На второй ступени контроля проверяется:

Организация и результаты работы первой ступени контроля;

выполнение мероприятий, намеченных в результате ранее проведенных проверок второй и третьей ступеней контроля;

Выполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения и решений профсоюзного комитета, предложений уполномоченного (доверенного) лица по охране труда;

Выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям органов надзора и контроля;

Выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;

исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов охраны труда и другой нормативно-технической документации по охране труда;

Соблюдение работниками инструкций по охране труда, правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;

Соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов (осмотров) производственного оборудования, вентиляционных систем и установок, технологических режимов и инструкций;

Состояние проходов, переходов, запасных выходов, проездов;

Состояние уголков по охране труда, наличие и состояние плакатов по охране труда, сигнальных цветов и знаков безопасности;

Наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

Своевременность, качество и учёт (в специальных журналах) проведения инструктажа работников по охране труда;

Наличие и правильность использования работниками спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты;

Состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха;

Обеспечение работников мылом и другими профилактическими средствами;

установление компенсационных доплат по итогам специальной оценки условий труда;

Наличие инструкций по охране труда по всем должностям и профессиям согласно штатному расписанию.

Результаты проверки и выявленные нарушения записываются в специальный журнал и доводятся до сведения руководителя ОУ. При этом проверяющие намечают мероприятия по устранению обнаруженных нарушений, назначают исполнителей и сроки исполнения.

В случае грубого нарушения правил, норм, инструкций по охране труда, которое может причинить ущерб здоровью работников или привести к аварии, составляется акт и работа приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.

Руководитель учреждения обеспечивает выполнение мероприятий по устранению недостатков и нарушений охраны труда, выявленных на второй ступени контроля.

инспектор по охране труда и член профсоюзного комитета 1 раз в месяц проводят тщательную проверку состояния охраны труда и культуры производства в кабинетах, на спортивных площадках и на других участках. Выявленные в ходе проверки недостатки устраняются сразу или записываются в специальные журналы и устанавливают сроки и лиц, ответственных за выполнение.

3.1.3. III ступень - осуществляют директор ОУ и председатель профсоюзного комитета не реже одного раза в полугодие.

На третьей ступени контроля проверяется:

Организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля;

Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя учреждения и решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда;

Выполнение мероприятий, предусмотренных планами, КД, соглашениями по охране труда и другими документами;

Выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;

Техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий в соответствии с требованиями нормативно-технической документации по охране труда, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, переходов;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции;

выполнение графиков планово-предупредительного ремонта, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

Соблюдение норм и сроков обеспечения работников спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта;

Состояние санитарно-бытовых помещений;

соблюдение сроков периодических медицинских осмотров работников;

состояние кабинета охраны труда, стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление;

Организация и качество проведения обучения и инструктажей работников по охране труда;

Подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

соблюдение установленного режима труда и отдыха;

Наличие инструкций по охране труда.

Результаты проверки оформляются отдельным актом, краткое содержание итогов проверки, рекомендации по устранению выявленных нарушений вносятся в журнал АОК.

  1. Порядок разработки и утверждение правил и инструкций по охране труда

4.1. Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда утверждено постановлением № 129 от 01 июля 1993 г. Министерства труда РФ.

4.2. Положение является обязательным для всех учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм собственности.

4.3. Правила по охране труда - нормативный акт, который устанавливает требования по ОТ, обязательные при осуществлении любых видов деятельности.

Правила по ОТ могут быть отраслевого и межотраслевого назначения.

4.4. Инструкции по ОТ - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по ОТ могут быть типовые (отраслевые) для работников и конкретного рабочего места.

4.5. Типовые инструкции утверждаются центральными органами федеральной исполнительной власти, а инструкции по охране труда должны разрабатываться на основе межотраслевых правил по ОТ и не противоречить им.

4.6. Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда осуществляют государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от руководства.

4.7. Контроль за выполнением инструкций для работников возлагается на директора учреждения или его заместителя. Выполнение требований инструкций следует проверять при осуществлении всех видов контроля.

  1. Разработка инструкций по охране труда

5.1.​ Инструкции по охране труда разрабатываются как для работников отдельных профессий, так и на отдельные виды работ (работы на высоте, ремонтные работы, и другие).

5.2.​ Изучение инструкций для работников обеспечивает руководитель или лицо, назначенное приказом руководителя. Требования инструкций являются обязательными для работников, невыполнение требований рассматривается как нарушение трудовой деятельности.

5.3.​ Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с перечнем штатного расписания учреждения, который утверждает руководитель.

5.4.​ Требования нормативных актов по ОТ, включаемые в инструкции, должны быть изложены применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работников.

5.5.​ Инструкции для работников утверждаются руководителем после проведения предварительных консультаций с выборным профсоюзным органом или с другими выборными органами учреждения.

  1. Содержание инструкций

6.1.​ Каждой инструкции должно быть присвоено наименование. В наименовании следует кратко указать для какой профессии или вида работ она предназначена.

6.2.​ Инструкция должна содержать следующие разделы:

*​ Общие требования безопасности;

*​ Требования безопасности перед началом работы;

*​ Требования безопасности во время работы;

*​ Требования безопасности в аварийных ситуациях;

*​ Требования безопасности по окончании работ.

  1. Порядок проверки, пересмотра инструкций по охране труда

7.1.​ Инструкции систематически, не реже одного раза в пять лет необходимо пересматривать на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил.

7.2.​ Пересмотр и проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в три года.

7.3.​ Если в течение указанного срока условия труда работников не изменились, то приказом или распоряжением по учреждению действие инструкции продлевается на следующий срок, о чем делается запись на первой странице инструкции (ставится штамп «Пересмотрено», дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).

7.4.​ У руководителя должен быть постоянного хранения комплект действующих в данном учреждении инструкций для всех работников и по всем видам работ.

7.5.​ Инструкции работникам могут быть выданы на руки под расписку либо вывешены на рабочих местах.

  1. Ответственность

8.1. При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной профилактики недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются, остальные записываются в журнал учета проведения административно-общественного контроля с указанием сроков их устранения.

8.2. В случае грубого нарушения правил, норм, инструкций по охране труда, которые могут причинить ущерб здоровью обучающихся, их родителей или работников образовательного учреждения или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

8.3. К лицам, систематически нарушающим ТБ, применяют меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные правилами внутреннего распорядка, а также меры общественного воздействия.

8.4. По результатам проверок лица, ответственные за работу по охране труда могут быть заслушаны на совещаниях при директоре, заседаниях профкома, общих собраниях трудового коллектива.