Аллах милостив к тем кто. Аллах милостив и любит милосердных

У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании (Коран, 6:59).

Когда мы заболеваем или получаем травмы, причины могут быть неочевидными, или, возможно, даже за пределами нашего понимания. Тем не менее, Аллах хочет только хорошего для человека. Поэтому мы можем быть уверены, что за скорбью скрывается большая мудрость и возможность развить более близкие отношения с Аллахом. Будучи людьми, конечно, у нас есть свобода воли и свобода выбора нашего собственного курса действий в той или иной ситуации, но лучшее действие - это терпение и смирение.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сообщил нам, что нас будут испытывать согласно уровню нашей веры, и что благодаря этим испытаниям придет очищение от грехов. Он (мир ему) сказал, человек будет испытываться в соответствии с уровнем своей религиозной приверженности, а испытания будут удерживать раба Бога от бремени греха, пока он ходит по земле. [Ибн Маджа]

При заболеваниях или других бедах человеку естественно бояться. Порой мы даже можем чувствовать себя обиженными, удивляясь, почему Аллах позволил этому случиться. Мы начинаем сомневаться и жалуемся, но на самом деле это не служит никакой цели, кроме, той, чтобы подчеркнуть нашу скорбь и страдания. Аллах в Своей бесконечной мудрости и милости дал нам четкие указания о том, как вести себя при болезни или травме. Будучи пораженным болезнью или травмой, верующий выражает свою веру в Бога и благодарность за любые условия, что Всевышний послал ему, и обращается за медицинской помощью.

Медицинское вмешательство допускается в исламе, и нуждающийся в медицинской помощи не уменьшает свою веру в Аллаха. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «От всякой болезни есть лекарство" [Бухари]. Верующий может обратиться к врачу для лечения заболеваний и травм.

Тем не менее, есть некоторые небольшие условия, в частности, лечение нельзя искать в запретном, например, в алкоголе. В конечном счете, Аллах не поместил исцеления в том, что Он запретил.

Недопустимо искать лекарство у прорицателей, гадалок и прочих шарлатанов любого рода. Эти люди утверждают, что знают невидимое, которое не знают другие, но они только вымогают у людей деньги и отвращают их веры от Единого Истинного Бога.

У Аллаха - самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые отрицают Его имена. (Коран, 7:180)

Аллах не оставляет нас в испытаниях и бедах этого мира, Он дал нам руководство и самое мощное оружие против мучений и страданий - Коран, слова обращений к Нему. Двигаясь дальше в 21 веке, мы начали больше полагаться на медицинскую помощь, а не на подлинное духовное средство защиты, однако использование этих двух средств рука об руку часто может быть очень эффективным. Иногда болезнь не уходит, иногда становится хроническими заболеванием, но иногда плохое состояние здоровья может привести к великим духовным прозрениям.

Как часто мы слышали, как люди с серьезными заболеваниями и инвалиды благодарят Аллаха за все или говорят о путях боли и страданий, которые принесли им благословение и добро в жизни? Когда мы чувствуем себя одинокими и несчастными, Аллах - наш единственный помощник. Когда боль и страдания становятся невыносимыми, когда не остается ничего, кроме страха и горя, единственное спасение в вере в Аллаха. Абсолютное доверие и полное подчинение воле Божией приводит к радости и свободе, которые известны как сладость веры. Это мир и спокойствие, которые позволяют принять все обстоятельства, предоставленные этим миром - все хорошее, плохое, болезненное, тревожное и радостное.

Наконец, болезни и травмы могут быть для нас Божьим путем очищения. Будучи человеческими существами, мы не совершенны, мы совершаем ошибки и плохие поступки, и даже сознательно можем не подчиняться Божьим заповедям.

Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое. (Коран, 42:30)

Никогда не следует недооценивать милость Аллаха. Он призывает нас искать прощение у Него. Пророк Мухаммед (мир ему) напомнил нам, что Аллах ждет пока мы обратимся к Нему.

Часто несчастья, боль и страдания происходят из-за наших собственных действий. Мы совершаем грех, а Аллах очищает нас через потерю богатства, здоровья или вещей, которые мы любим. Иногда страдание в этом мире означает, что мы не будем страдать всю вечность, иногда вся боль и страдания означают, что мы достигнем более высокого положения в Раю. Аллаху присуща мудрость, Он знает почему хорошее случается с плохими людьми или почему плохое случается с хорошими людьми.

В общем, все то, что заставляет нас обратиться к Богу - хорошо. Во время кризиса люди ближе к Аллаху, тогда как, будучи счастливыми, мы часто забываем, откуда взялось счастье, воспринимая его как нечто должное. Все дается Аллахом, все от Аллаха, он Прещедрый. Бог хочет вознаградить нас вечной жизнью и если боль и страдания могут гарантировать Рай, тогда несчастья и болезни являются благословением. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Если Бог хочет сделать хорошее для кого-то, он испытывает его". [Бухари]

При заболевании и несчастьях лучший способ действия - это поблагодарить Аллаха, стараться быть ближе к Нему, обратиться за медицинской помощью и рассчитывать на благословение, которое Он даровал нам.

Милость Всевышнего Аллаха, также бесконечна как Его щедрость. Он проявляет ее к нам, не требуя практически ничего взамен. Но при этом большинство рабов Творца неблагодарны и не замечают, той самой Милости, которая является для нас напоминанием.

И вот, что об этом говорит Всемогущий Создатель в аятах Священного Корана:

«О, сыны Исраила (Израиля)! Помните милость, которую Я оказал вам. Будьте верны завету со Мной, и Я буду верен завету с вами. Меня одного страшитесь» (сура аль-Бакара, аят -40).

«Если кто променяет милость Аллаха после того, как она явилась к нему, то ведь Аллах суров в наказании» (сура аль-Бакара, аят – 211).

«Помните милость, которую Аллах оказал вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, чтобы увещевать вас. Бойтесь Аллаха и знайте, что Аллах ведает о всякой вещи» (сура аль-Бакара, аят – 231).

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями» (сура Али Имран, аят – 103).

«Воистину, среди вас есть такой, который задержится, и если вас постигнет несчастье, то он скажет: «Аллах оказал мне милость тем, что я не присутствовал рядом с ними» (сура ан-Ниса, аят-72).

«Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, - быть может, вы будете благодарны» (сура аль-Маида, аят -6).

«О те, которые уверовали! Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда люди вознамерились протянуть к вам свои руки, но Он убрал от вас их руки. Бойтесь Аллаха, и пусть на Аллаха уповают верующие!» (сура аль-Маида, аят -6).

«Всевышний сделал [на земле так], чтобы у предметов были тени. Горы для вас [наряду со многими другими их функциями] могут служить кровом, укрытием. [Те, кто видел исторические архитектурные памятники древних городов, высеченных многие тысячелетия назад людьми в горах (скалах), могут это представить, например Петра в Иордании]. И предоставил Он вам возможность шить одежды [из хлопка, льна, шерсти и многого другого], защищающие вас от жары [как и от холода] и одежды, защищающие от внешних вредных воздействий [кольчуги, например, бронежилеты и т.п.].

Проявление милости Творца к вам охватывает все грани жизни [упомянутые формы милости - наиболее простые и понятные всем примеры, вне зависимости от места проживания на планете, уровня образования и культуры], будьте же покорны [Ему]» (сура ан-Нахль, аят - 81).

«Всевышний приводит вам [назидательный] пример: [существовало когда-то] селение, жизнь его протекала в спокойствии и умиротворении [оно не имело врагов и не получало в свой адрес угроз. Жители его пребывали в достатке]. Доход был [не с чего-то одного, что могло бы в любой момент закончиться, а] из разных источников (проявляющимся во многих формах и видах). Они не приняли это как дар Божий [а посчитали должным и само собой разумеющимся], за что Всевышний заставил их вкусить [и понять, что такое] «одеяния» голода и страха [процесс обнищания явился для них болезненным и коснулся всех без исключения; им пришлось-таки заслуженно вкусить всю горечь жизни]. И это за то, что они вытворяли» (сура ан-Нахль, аят - 112).

Аллах Всевышний сказал в Священном Коране:

لاَ تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милостивый».

(Аз-Зумар, 39/53)

«До вас был один народ, среди которого жил человек, убивший девяносто девять людей. Однажды он стал расспрашивать людей о самом знающем ученом среди них. Ему указали на одного монаха. Он направился к нему и, придя, сказал:

- Я убил девяносто девять человек, будет ли принято мое покаяние?

Монах ответил ему, что его покаяние не будет принято. Услышав такое, он, не раздумывая, убил монаха. Число его жертв достигло ста. Через некоторое время он снова стал искать большого ученого, чтобы получить у него совет. И ему указали на одного великого ученого, к которому он сразу же отправился. Придя к нему, он спросил:

- Я убил сто человек, будет ли принято мое покаяние?

Ученый ответил:

- Да, ничто не может быть препятствием для твоего покаяния. Иди в такую-то местность, люди там поклоняются Аллаху. Оставайся там жить и вместе со всеми поклоняйся Ему. На родину не возвращайся, ибо это плохое место.

Получив наставление ученого, он отправился в путь, но на полдороги его настигла смерть. Ангелы милости и Ангелы мучения начали спорить между собой об его участи. Первый ангел сказал:

- Он пришел сюда, совершив искреннее покаяние.

Другой говорил:

- Этот человек не сделал ничего хорошего.

Во время их спора явился Ангел в образе человека, его они взяли судьей, дабы разрешить спор. Ангел посоветовал им измерить расстояние до местностей, откуда тот отправился и куда направлялся. Если умерший окажется ближе к местности, куда направлялся, значит, его заберут Ангелы милости. Они так и сделали. Человек оказался ближе к данной местности, и его унесли Ангелы милости».

(Риядус-Салихин)

Последователь сподвижников Пророка – табиин Аббан ибн Айям – передает:

«В Басре я видел похоронную процессию, в которой участвовало всего четыре человека. Я очень удивился, что в таком большом городе всего четыре человека участвуют в погребальном намазе – джаназа. Я решил, что буду пятым, и примкнул к ним. После того, как умершего похоронили, я увидел неподалеку радостно улыбающуюся женщину. Я спросил о причине ее радости. Она ответила:

«Это мой сын. Он совершал всевозможные грехи. Недавно он заболел и три дня пролежал, не вставая с постели. А сегодняшним утром он завещал мне:

«О моей смерти никому не говори, все равно никто не придет, а будут только радоваться моей смерти. На этом кольце напиши Исламские свидетельства - шахаду, положи в мой саван. Быть может, Всевышний Аллах смилуется надо мной. Потом наступи на мое лицо и скажи:

«Таково наказание тем, кто ослушался и пошел против повелений Аллаха».

После того, как захороните меня, подними руки и прочитай молитву-дуа:

«О Аллах! Я довольна моим сыном, и Ты будь доволен им».

Так он завещал. После его смерти я выполнила все, как он просил. А сейчас, когда я прочитала молитву-дуа, то услышала голос моего сына: «Мамочка! Я предстал перед Господом, который бесконечно Щедр и Милостив к мусульманам, и не скупой», поэтому я и улыбнулась».

(Аль-Хикам Аль-Атаиль)

«Однажды жарким летом возле торговой лавки, взяв ребенка за руку, один человек прокричал в толпу:

Кто потерял этого ребенка?

Из толпы выбежала женщина и, подойдя к ребенку, взяла его на руки и обняла. Она прижала его к груди, закрыв собой от палящего солнца, и воскликнула:

О, дитя мое!

Окружающие, видя все это, прослезились. Подошел Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), ему рассказали обо всем, что здесь произошло. Выслушав, он сказал:

- Вас удивила милость и сострадание этой женщины к своему ребенку. Но Всевышний Аллах еще более милостив ко всем вам!»

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«У Аллаха есть сто милостей, из которых только одну Он ниспослал на землю. Чувство милосердия и сострадания, которое проявляют друг к другу люди, джинны, птицы и дикие животные – все это проявление только одной милости Аллаха, ниспосланной на землю. Девяносто девять милостей Аллах оставил для последующей вечной жизни, ими Он проявит милость к Своим рабам».

(Муслим)

Кассама бин Зубай передал:

«Однажды Пророк Ибрахим (алейхис салям) подумал, что он самый милосердный из людей. В этот момент Аллах вознес его над землей, дав ему возможность увидеть деяния и состояние Своих рабов. Увидев происходящее, Пророк Ибрахим (алейхис салям) тотчас же прочитал молитву-дуа:

О Аллах! О мой Господь, уничтожь их!

Всевышний Аллах ответил ему:

О Ибрахим! Я милостивее тебя. А сейчас спускайся, быть может, они оставят непослушание и покаются».

Али ибн Абу Талиб (радыйаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал:

«Когда Всевышний показывал Ибрахиму небеса и землю, тот увидел человека, который шел против повелений Аллаха. Ибрахим (алейхис салям) попросил Аллаха уничтожить его. Затем он увидел другого грешника и также молил Господа об его уничтожении. Оба человека умерли. Чуть позже он вновь увидел неповинующегося человека и снова проклял его и молил уничтожить. Этот человек тоже умер. Таким образом погибло несколько человек. Тогда Всевышний Аллах ниспослал откровение:

- О Ибрахим! Несомненно, ты человек, мольбы которого принимаются. Не проси об уничтожении Моих рабов! Потому что существуют три особенности:

  1. 1. Когда раб совершает покаяние, оно принимается Мною.
  2. 2. Возможно, из потомства этих людей выйдет поколение, которое не будет забывать Меня.
  3. 3. В Судный день эти рабы будут прощены или наказаны Мною».

Сад бин Биляль рассказывал:

«В Судный день Всевышний Аллах прикажет привести из огня Ада двух человек, пребывавших там из-за содеянных ими грехов. Когда они предстанут перед Аллахом, Он скажет:

Я никого не угнетаю. Вы получаете наказание за содеянное вами.

Сказав это, Аллах велит вернуть их обратно в Ад. Один из них пойдет быстро, а другой – медленно и тяжело, как будто не желая идти. Аллах прикажет вернуть их и спросит:

Почему один из вас идет быстро, а другой медленно?

Тот, кто шел быстро, скажет:

Я не хотел и здесь ослушаться Твоего приказа, поэтому и пошел так быстро.

А другой ответит:

Я очень хорошего мнения о Тебе. И я шел медленно, потому что думал, что один раз выведя меня из Ада, второй раз Ты меня туда не введешь.

Всевышний Аллах скажет:

Я простил вас обоих, ступайте прямо в Рай!»

Анас (радыйаллаху анху) передал слова Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям):

«В Судный день будет сказано:

- О община Пророка Мухаммада! Я простил вам то, что вы должны Мне. Вы тоже простите друг друга. И по милости Моей войдите в Рай!»

(Ихья улюмуд-дин)

Раб должен испытывать страх и умолять о помиловании, должен надеяться на прощение и милость Аллаха Всевышнего. Боясь недовольства и наказания Аллаха, он должен избегать совершения грехов, быть внимательным к тому, что является запретным, а что дозволенным. Испытывать страх – это значит бояться недовольства и наказания Аллаха Великого. Умолять о помиловании – это значит надеяться на милость и уповать на прощение Всевышнего Аллаха. Страх и надежда как два крыла для человека.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لاَ تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«О Мои рабы, которые совершили грехи, переступив границу дозволенного! Не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милостивый».

(Аз-Зумар, 39/53)

Отчаяние, безысходность, пессимизм, убеждённость в том, что всё плохо и никогда не изменится к лучшему - сегодня всё больше людей предаются таким настроениям. Они охватывают все возрастные группы, все слои общества. Серп отчаяния поражает бедных и богатых, образованных и невежд. Причины у каждого свои, но последствия всегда страшные, а порой роковые, если только человек вовремя не очнётся и не спасётся от его разящего удара.

Сколько бед способно натворить отчаяние! Именно оно становится непреодолимым препятствием для многих людей, швыряемых волнами судьбы, заставляя их отказаться от борьбы и покорно пойти ко дну. Отчаяние лишает человека возможности раскрывать свои таланты, достигать высот, приносить пользу обществу, исполнять свои обязанности перед Господом, самим собой, семьёй и обществом.

Отчаяние обрывает полёт мечты и убивает надежду. Нередко оно обрывает и жизнь, потому что надежда, как известно, умирает последней, а лишённый надежды теряет волю к жизни и зачастую не видит смысла в её продолжении. Ему начинает казаться, что самый простой и логичный выход из тупика, в который он зашёл, - просто покинуть этот жестокий мир, в котором ему больше нет места.

Трагические истории о том, до чего доводит людей отчаяние, можно услышать почти каждый день. Порой они оставляют глубокий след в наших душах и запоминаются надолго, особенно если мы сами оказываемся их невольными свидетелями.

Казалось бы, как это касается верующих? Кто-то может сказать, что отчаяние овладевает человеком лишь тогда, когда у него нет иммунитета под названием «вера»… Тем не менее и среди мусульман немало тех, кто особо чувствителен к происходящему вокруг и легко впадает в отчаяние, мало чем отличающееся от состояния тех, чьи сердца не озарены светом божественного знания.

И вот человек, которому Всевышний Аллах поручил преображать этот мир, которого должны закалять испытания, который знает смысл своего существования и назначение земной жизни, вдруг опускает руки, садится на обочине и безучастно смотрит вслед улетающим мечтам и стремлениям.

Одними отчаяние завладевает постепенно, медленно, но верно изменяя образ их мыслей и их отношение к жизни, а на других обрушивается внезапно всей своей тяжестью. Инертные, пассивные, настроенные пессимистично, они начинают смотреть на мир сквозь чёрные очки, и им становится трудно поверить в то, что всё может и должно с позволения Аллаха измениться к лучшему и что они вполне способны внести свой вклад - и быть может, весьма ощутимый, - в эти положительные изменения.

Тяжкие испытания, материальные трудности, семейные конфликты, творческие неудачи, проблемы со здоровьем, потеря близкого человека, подстерегающие нас опасности, титанические усилия, которые не приносят результата, крах надежд - всё это может стать причиной отчаяния.

Всевышний Аллах предостерегает нас от этого: «Если Мы дадим человеку вкусить милость, а потом отберём это, то он отчаивается [в милости Аллаха] и становится неблагодарным» (сура 11 «Худ», аят 9) .

А в другом аяте говорится: «Когда Мы даруем милость человеку, он отворачивается и удаляется в гордыне. Если же его касается беда, он приходит в отчаяние» (сура 17 «Ночной перенос», аят 83) .

Когда Мы облагодетельствуем человека, даровав ему имущество, благополучие или нечто иное, он превозносится и отдаляется от покорности Господу своему. Когда же его постигают бедствия или тяготы, будь то бедность, болезнь или что-то другое, он впадает в отчаяние, не надеясь на благоволение Всевышнего Аллаха. Исключением являются лишь те, кого уберёг от этого Аллах - и в благополучные времена, и в трудные [Ат-тафсир аль-муйассар].

Вдумайтесь также в эти слова: «Когда Мы даём людям вкусить милость, они радуются ей [и начинают гордиться и хвастаться]. Когда же зло постигает их за то [зло], что содеяли их руки, они тотчас приходят в отчаяние. Разве они не видят, что Аллах увеличивает или ограничивает удел, кому пожелает [в качестве испытания]? Поистине, в этом - знамения для людей верующих» (сура 30 «Румы», аяты 36–37) .

О чём напоминает нам наш Создатель в этих аятах? Разве не о том, что происходит с окружающими нас людьми и с нами самими? Мы по природе своей склонны к поспешности, неблагодарности, отчаянию, и хорошо, если нам хватает мужества это признать. Что же нам делать с этой бедой?

Прежде всего, конечно же, напоминать себе аяты и хадисы, которые являются наилучшим лекарством от отчаяния для тех, кто действительно желает исцелиться. Для начала, пожалуй, стоит обратиться к двум крайне важным аятам.

Вот первый: «…и не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (сура 12 «Юсуф», аят 87) .

А вот и второй: «Кто же отчаивается в милости своего Господа, кроме заблудших?!» (сура 15 «Хиджр», аят 56) .

Отчаяние, как следует из этих аятов, присуще неверующим и сошедшим с прямого пути, и впадать в отчаяние - значит уподобляться им. Хотим ли мы этого? И разве цель нашей жизни не состоит как раз в том, чтобы бежать от неверия и заблуждения?

Помогают побороть отчаяние и хадисы нашего Пророка (мир ему благословение Аллаха), побуждающие к плодотворной деятельности, напоминающие о милости Аллаха и о великой награде, ожидающей тех, кто трудился ради Аллаха и проявлял терпение, уповая на Всевышнего и смиряясь перед Ним всем сердцем. Чего стоит один только пророческий призыв посадить росток даже в тот момент, когда внезапно наступит Судный день? Хвала Всевышнему, Его благородный Посланник (мир ему благословение Аллаха) оставил нам столько целительного бальзама! Нам остаётся лишь размышлять над его наставлениями, пропитываясь той удивительной энергией, которую они содержат в себе, и пользоваться той движущей силой, в которую они превращаются для тех, кто искренне уповает на Всевышнего и стремится правильно и со смыслом прожить земную жизнь.

Помогает справиться с отчаянием и понимание того, что представляет собой земная жизнь. Ведь это, по сути, испытательный срок. Земная жизнь - ничто в сравнении с вечностью. Она так быстротечна! Но для того, чтобы сметь надеяться на блаженство в Раю, человек должен столько всего сделать, успеть, достичь. А что он успеет, если будет попусту растрачивать часы, дни, а то и годы, предаваясь отчаянию и радуя тем самым шайтана, который как раз такими и желает нас видеть - вялыми, мрачными, бездеятельными, впавшими в уныние, потерявшими надежду, жалеющими и оплакивающими самих себя, плывущими по течению.

Но как же милость Аллаха, Его помощь и прощение, Его забота о нас, Его веления и запреты, призванные оптимальным образом сбалансировать нашу жизнь и вести нас к великой цели? Как же Его всеобъемлющее знание и Его предопределение, которое исполняется в точности?.. Поддаваясь отчаянию, мы как будто перечёркиваем всё это.

Враг наш хочет, чтобы мы сидели сложа руки, чтобы внушали самим себе, что всё плохо и ничего не изменить, что мы живём в такое время, в таком месте и в таких обстоятельствах, что нет смысла что-то делать. Ведь шайтан ненавидит нашу покорность Аллаху, он не выносит, когда мы бодры, деятельны, преисполнены энтузиазма, когда мы стремимся делать добро ради Аллаха, приносить пользу и преображать мир вокруг нас. И для нас жизненно важно поступать наперекор ему, ибо это - единственный путь к счастью и спасению.

Коран учит, что даже грешник не должен отчаиваться в милости Аллаха и опускать руки, ибо даже тяжкие грехи прощаются тому, кто искренне кается: «О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха. Поистине, Аллах прощает все грехи. Поистине, Он - Прощающий, Милующий» (сура 39 «Толпы», аят 53) .

Опасность отчаяния понимали и наши праведные предшественники, а некоторые из них причисляли его к тяжким грехам. Славный сподвижник ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах), например, говорил: «Самые тяжкие из грехов - это приобщение сотоварищей к Аллаху, чувство безопасности от наказания Аллаха, отчаяние в милости Аллаха и потеря надежды на облегчение от Него».

Порой мы стремимся к семейному счастью, но что-то складывается не так, как нам хотелось бы. Или нам кажется, что мы вкладываем всю душу в воспитание наших детей, но они растут не такими, какими мы бы хотели их видеть. Мы сталкиваемся с материальными трудностями, наши начинания не удаются и не приносят нам желанного успеха, мы трудимся, но деятельность не приносит долгожданных плодов. Мы берёмся за что-то, но на нашем пути одно за другим вырастают препятствия. Мы строим планы, но нам не удаётся их осуществить, хотя мы прилагаем усилия. Всё это заставляет нас нервничать, причиняет боль, выбивает почву из-под ног, изматывает, создаёт ощущение безысходности… И мы напрочь забываем о том, что наше дело - трудиться с искренним намерением ради Аллаха и уповать на Него, а результат - от Всевышнего.

Наше стремление к беззаботному существованию в мире, в котором оно в принципе невозможно, удивительно. Но ещё больше удивляет другое: множество людей, далёких от религии, демонстрируют удивительную стойкость, целеустремлённость, силу духа и дают решительный отпор отчаянию, в то время как верующие, которым Аллах даровал замечательную, мудрую, жизнеутверждающую, дающую колоссальный заряд положительной энергии религию, проявляют слабость, быстро сдаются и позволяют отчаянию терзать и губить их!

Сколько в мире людей, которых не сломила потеря близких, которые остались инвалидами или стали жертвой страшных болезней, войн, природных катаклизмов, но не сдались! Сколько благородных родителей терпеливо воспитывают детей, отвечающих им чёрной неблагодарностью, и сколько достойных детей и жён терпят почти невыносимую обстановку в семье, не теряя надежды на улучшение! Сколько настойчивых предпринимателей не отчаиваются и после десятой или двадцатой неудачной попытки начать собственный бизнес, наконец, достигают ошеломляющих результатов. Они побеждают обстоятельства и собственные слабости, ставят рекорды и делают возможным невозможное притом, что в их сердцах нет веры в Аллаха и надежды на Его милость. Неужели у нас меньше поводов трудиться, проявлять терпение и достигать вершин?..

Отчаяние - это болото, которое засасывает, обездвиживая нас, вытягивая из нас силы и уничтожая наше время. Драгоценное время, каждая секунда которого так неизмеримо дорога, поскольку из этих секунд состоит вся наша жизнь.

Оглянитесь вокруг, и вы увидите необъятное поле для плодотворной деятельности, в котором непременно есть тропинка и для вас. Тропинка прекрасных возможностей и надежд, ведущая к благоволению Всевышнего и чудесным райским садам…

Сколь бы серьёзными и страшными ни были испытания, настанет день, когда с позволения Аллаха они покажутся нам ничтожными по сравнению с вечной наградой, приготовленной для тех, кто совершал благие дела и сказал «нет» отчаянию. Это успех, ради которого имеет смысл жить дальше!

О Аллах, помоги нам трудиться ради Тебя, уповая на Тебя и не теряя надежды, и закрой отчаянию путь к нашим сердцам!

لاَ تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللهِ إِنَّ اللهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا
إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«Не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милостивый». (Аз-Зумар, 39/53)

«До вас был один народ, среди которого жил человек, убивший девяносто девять людей. Однажды он стал расспрашивать людей о самом знающем ученом среди них. Ему указали на одного монаха. Он направился к нему и, придя, сказал:

– Я убил девяносто девять человек, будет ли принято мое покаяние?

Монах ответил ему, что его покаяние не будет принято. Услышав такое, он, не раздумывая, убил монаха. Число его жертв достигло ста. Через некоторое время он снова стал искать большого ученого, чтобы получить у него совет. И ему указали на одного великого ученого, к которому он сразу же отправился. Придя к нему, он спросил:

– Я убил сто человек, будет ли принято мое покаяние?

Ученый ответил:

– Да, ничто не может быть препятствием для твоего покаяния. Иди в такую-то местность, люди там поклоняются Аллаху. Оставайся там жить и вместе со всеми поклоняйся Ему. На родину не возвращайся, ибо это плохое место.

Получив наставление ученого, он отправился в путь, но на полдороги его настигла смерть. Ангелы милости и Ангелы мучения начали спорить между собой о его участи. Первый ангел сказал:

– Он пришел сюда, совершив искреннее покаяние.

Другой говорил:

– Этот человек не сделал ничего хорошего.

Во время их спора явился Ангел в образе человека, его они взяли судьей, дабы разрешить спор. Ангел посоветовал им измерить расстояние до местностей, откуда тот отправился и куда направлялся. Если умерший окажется ближе к местности, куда направлялся, значит, его заберут Ангелы милости. Они так и сделали. Человек оказался ближе к данной местности, и его унесли Ангелы милости». (Риядус-Салихин)

Последователь сподвижников Пророка – табиин Аббан ибн Айям – передает: «В Басре я видел похоронную процессию, в которой участвовало всего четыре человека. Я очень удивился, что в таком большом городе всего четыре человека участвуют в погребальном намазе – джаназа. Я решил, что буду пятым, и примкнул к ним. После того, как умершего похоронили, я увидел неподалеку радостно улыбающуюся женщину. Я спросил о причине ее радости. Она ответила: «Это мой сын. Он совершал всевозможные грехи. Недавно он заболел и три дня пролежал, не вставая с постели. А сегодняшним утром он завещал мне: «О моей смерти никому не говори, все равно никто не придет, а будут только радоваться моей смерти. На этом кольце напиши Исламские свидетельства – шахаду, положи в мой саван. Быть может, Всевышний Аллах смилуется надо мной. Потом наступи на мое лицо и скажи: «Таково наказание тем, кто ослушался и пошел против повелений Аллаха». После того, как захороните меня, подними руки и прочитай молитву-дуа: «О Аллах! Я довольна моим сыном, и Ты будь доволен им». Так он завещал. После его смерти я выполнила все, как он просил. А сейчас, когда я прочитала молитву-дуа, то услышала голос моего сына: «Мамочка! Я предстал перед Господом, который бесконечно Щедр и Милостив к мусульманам, и не скупой», поэтому я и улыбнулась». (Аль-Хикам Аль-Атаиль)

«Однажды жарким летом возле торговой лавки, взяв ребенка за руку, один человек прокричал в толпу:

– Кто потерял этого ребенка?

Из толпы выбежала женщина и, подойдя к ребенку, взяла его на руки и обняла. Она прижала его к груди, закрыв собой от палящего солнца, и воскликнула:

– О, дитя мое!

Окружающие, видя все это, прослезились. Подошел Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), ему рассказали обо всем, что здесь произошло. Выслушав, он сказал:

– Вас удивила милость и сострадание этой женщины к своему ребенку. Но Всевышний Аллах еще более милостив ко всем вам!»

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «У Аллаха есть сто милостей, из которых только одну Он ниспослал на землю. Чувство милосердия и сострадания, которое проявляют друг к другу люди, джинны, птицы и дикие животные – все это проявление только одной милости Аллаха, ниспосланной на землю. Девяносто девять милостей Аллах оставил для последующей вечной жизни, ими Он проявит милость к Своим рабам». (Муслим)

Кассама бин Зубай передал: «Однажды Пророк Ибрахим (алейхис салям) подумал, что он самый милосердный из людей. В этот момент Аллах вознес его над землей, дав ему возможность увидеть деяния и состояние Своих рабов. Увидев происходящее, Пророк Ибрахим (алейхис салям) тотчас же прочитал молитву-дуа:

– О Аллах! О мой Господь, уничтожь их!

Всевышний Аллах ответил ему:

– О Ибрахим! Я милостивее тебя. А сейчас спускайся, быть может, они оставят непослушание и покаются».

Али ибн Абу Талиб (радыйаллаху анху) передал, что Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал: «Когда Всевышний показывал Ибрахиму небеса и землю, тот увидел человека, который шел против повелений Аллаха. Ибрахим (алейхис салям) попросил Аллаха уничтожить его. Затем он увидел другого грешника и также молил Господа об его уничтожении. Оба человека умерли. Чуть позже он вновь увидел неповинующегося человека и снова проклял его и молил уничтожить. Этот человек тоже умер. Таким образом погибло несколько человек. Тогда Всевышний Аллах ниспослал откровение:

– О Ибрахим! Несомненно, ты человек, мольбы которого принимаются. Не проси об уничтожении Моих рабов! Потому что существуют три особенности:

1. Когда раб совершает покаяние, оно принимается Мною.

2. Возможно, из потомства этих людей выйдет поколение, которое не будет забывать Меня.

3. В Судный день эти рабы будут прощены или наказаны Мною».

Сад бин Биляль рассказывал: «В Судный день Всевышний Аллах прикажет привести из огня Ада двух человек, пребывавших там из-за содеянных ими грехов. Когда они предстанут перед Аллахом, Он скажет:

– Я никого не угнетаю. Вы получаете наказание за содеянное вами.

Сказав это, Аллах велит вернуть их обратно в Ад. Один из них пойдет быстро, а другой – медленно и тяжело, как будто не желая идти. Аллах прикажет вернуть их и спросит:

– Почему один из вас идет быстро, а другой медленно?

Тот, кто шел быстро, скажет:

– Я не хотел и здесь ослушаться Твоего приказа, поэтому и пошел так быстро.

А другой ответит:

– Я очень хорошего мнения о Тебе. И я шел медленно, потому что думал, что один раз выведя меня из Ада, второй раз Ты меня туда не введешь.

Всевышний Аллах скажет:

– Я простил вас обоих, ступайте прямо в Рай!»

Анас (радыйаллаху анху) передал слова Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям): «В Судный день будет сказано:

– О община Пророка Мухаммада! Я простил вам то, что вы должны Мне. Вы тоже простите друг друга. И по милости Моей войдите в Рай!» (Ихья улюмуд-дин)

Раб должен испытывать страх и умолять о помиловании, должен надеяться на прощение и милость Аллаха Всевышнего. Боясь недовольства и наказания Аллаха, он должен избегать совершения грехов, быть внимательным к тому, что является запретным, а что дозволенным. Испытывать страх – это значит бояться недовольства и наказания Аллаха Великого. Умолять о помиловании – это значит надеяться на милость и уповать на прощение Всевышнего Аллаха. Страх и надежда как два крыла для человека.

Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لاَ تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللهِ إِنَّ اللهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ

«О Мои рабы, которые совершили грехи, переступив границу дозволенного! Не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - Прощающий, Милостивый». (Аз-Зумар, 39/53)