Антидемпинговые законы. Международный антидемпинговый кодекс

Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке существенно усилило протекционистские тенденции. Заметно расширилась практика применения нетарифных барьеров, позволяющих более гибко и селективно реагировать на изменения в соотношении сил в мировой торговле и защищать внутренний рынок. По имеющимся оценкам, около 9% мирового импорта промышленных товаров (без учета топлива) подпадает под действие нетарифных ограничений: для США этот показатель соответствует 9%, для ЕЭС — более 10% и для Японии — более 5%.

В арсенале нетарифных средств торговой политики промышленно развитых стран прочное место заняли антидемпинговые меры по сдерживанию импорта. Участники международной торговли, признавая опасность распространения антидемпинговых ограничений, в то же время не могут договориться об их запрещении. Борьба с демпингом стала общепризнанной в торговой практике стран. В этих условиях был избран путь упорядочения существующей антидемпинговой практики, создания договорно-правовой основы антидемпинговой политики. Официальное узаконение борьбы с демпингом было оформлено в рамках ГАТТ в виде специального Антидемпингового кодекса.

Антидемпинговые меры придают современному протекционизму агрессивный, наступательный характер. Даже если антидемпинговое разбирательство не приводит к введению дополнительных пошлин или навязыванию экспортерам обязательств, то уже сам факт начала антидемпинговой процедуры отрицательно сказывается на развитии торговли данным товаром, создавая «протекционистский эффект». Избирательность проведения антидемпинговых процедур по объектам привносит в международную торговлю элемент неопределенности. Антидемпинговые процедуры подрывают стабильность деловых связей, отрицательно сказываются на конкурентоспособности товаров.

Основными инициаторами антидемпинговых обвинений являются промышленно развитые капиталистические страны: США, Австралия, страны — участницы ЕЭС, Канада и др. Ответчиками выступают как промышленно развитые капиталистические страны, так и развивающиеся. Доля последних постоянно растет. Изменяются качественные характеристики товаров, оказывающихся объектами антидемпинговых расследований. Раньше это были сырьевые товары и полуфабрикаты, постепенно увеличивалось число готовых изделий, а в последнее время в орбиту антидемпинговой политики была вовлечена продукция новейших отраслей промышленности.

Антидемпинговое законодательство ЕЭС

Антидемпинговая политика находит наиболее яркое выражение в деятельности крупнейшей экономической группировки мира — Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Антидемпинговое законодательство ЕЭС — часть единой торговой политики группировки. Отличительной чертой антидемпингового законодательства ЕЭС является то; что оно предусматривает использование протекционистских мер не отдельными странами, а группой стран, создавших таможенный союз.

Вопросами антидемпинговой политики в ЕЭС ведают Совет ЕС и Комиссия ЕС (КЕС). Непосредственным проведением антидемпинговых процедур занимается КЕС, которая официально уполномочена странами-участницами. В генеральной дирекции по внешним связям действует специальный отдел — антидемпинговая служба. Помощь антидемпинговой службе оказывает консультативный антидемпинговый комитет в составе представителей всех стран — участниц ЕЭС и под председательством представителя КЕС.

Определенное влияние на антидемпинговую практику сообщества оказывает суд ЕЭС, который обеспечивает правомерность толкования и применения антидемпинговых правил и принимаемых решений. К разработке предложений по усовершенствованию антидемпингового законодательства и анализу практики его применения присоединился и Европейский парламент.


Антидемпинговое законодательство ЕЭС формально не делает различий между странами-ответчицами. Это выражается в наличии некоторых оговорок в самом законодательстве. Последнее сводится к тому, что товары стран якобы систематически продаются на рынках стран — участниц ЕЭС по заниженным ценам.

Основные положения антидемпингового законодательства

Определение демпинга в законодательстве КЕС базируется на положениях ст. VI ГАТТ. В соответствии с ней под демпингом понимается ситуация, когда «экспортная цена» товара, предназначенного на рынок Сообщества, ниже «нормальной стоимости» аналогичного товара. «Нормальная стоимость» товара может определяться несколькими способами.

Это сравнимая цена в обычных условиях торговли, устанавливаемая на аналогичный товар, предназначенный для потребления и экспортирующей стране или стране его происхождения. Цена должна быть очищена от всяких скидок, имеющих прямое отношение к рассматриваемой продаже, при условии, что этого требует экспортер и предоставляет достаточные доказательства о действительном предоставлении скидки.

Различные скидки допустимы, если они непосредственно связаны с рассматриваемыми продажами и если представлены доказательства, подтверждающие, что скидки основаны па постоянной практике в течение предшествующего периода или на обязательстве соблюдать условия, требуемые для получения скидок.

Если по каким-либо причинам аналогичный товар на рынке экспортирующей страны отсутствует, для сравнения выбирается «представительная цена» аналогичного товара на рынке третьей страны (законодательство требует брать наивысшую подобную цену) или его «сконструированная стоимость». Последняя включает как стоимость производства, так и сбытовые, административные и другие общие расходы.

Для стран предусматриваются особые критерии определения демпинга. Под предлогом трудностей в установлении внутренних цен этих стран КЕС сопоставляет экспортные цены на товары стран с ценами на аналогичную продукцию какой-либо третьей страны с «рыночной экономикой» или со сконструированной стоимостью товара. Допускается применение внутренней цены сообщества.

Под экспортной ценой законодательство ЕЭС понимает иену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товар, экспортированный в Сообщество. Экспортная цена должна быть очищена от всех налогов и скидок, связанных с осуществлением продаж.

Для определения величины демпинга («демпинговая разность») прибегают к сравнению уровней «нормаль; пой стоимости» и экспортной цены. При этом также учитываются физические характеристики товаров, косвенные налоги, издержки обращения (транспортные расходы, страхование и т. д.), количество поставляемых товаров и условия продажи. Основной критерий демпинга— сравнение фактических экспортных и внутренних цеп па товары в стране их экспорта.

Для принятия протекционистских мер также требуется доказать, что поставки данного товара по заниженным ценам наносят или угрожают нанести материальный ущерб той или иной отрасли промышленности в Сообществе. Попытки количественного определения таких важных понятий, как «ущерб» и «материальный ущерб», предпринимавшиеся западными странами в ходе переговоров о новом антидемпинговом кодексе ГАТТ, закончились безрезультатно.

Антидемпинговое регулирование ЕЭС, так же как и аналогичные законодательства США, Канады, Австралии и ряда других стран, содержит только общие принципы, руководствуясь которыми КЕС выносит суждение о наличии «ущерба». При рассмотрении этого вопроса во внимание принимаются объем демпингового импорта и его величина относительно объемов внутреннего производства или потребления в Сообществе; цены демпингового импорта и их влияние на цены аналогичной продукции Сообщества; влияние демпингового импорта на состояние отраслей промышленности Сообщества, в частности на внутреннее производство аналогичных товаров, загрузку производственных мощностей, складские запасы данной продукции, продажи, долю рынка, цепы, прибыль, занятость и др.

В ходе антидемпингового разбирательства на любом из его этапов КЕС имеет право ввести в действие временную антидемпинговую пошлину. Срок ее действия определен в 4 месяца с возможным продлением еще на 2 месяца. Любые предложения по данному вопрос) должны поступать с КНС не позднее чем за месяц до истечения основного срока действия временных пошлин.

Антидемпинговое расследование должно быть завершено в течение одного года с момента начала разбирательства. Прекращение антидемпинговой процедуры осуществляется несколькими способами. В случае если факт демпинга доказан, процедура может быть закрыта следующим образом: либо экспортер принимает на себя обязательство повысить цену или сократить количество поставляемого товара, либо КЕС устанавливает па данный товар постоянную антидемпинговую пошлину. Постоянная пошлина по своему уровню обычно соответствует временной пошлине. Для экспортера это наиболее серьезная протекционистская мера, так как приводит к значительным потерям или уходу с рынка.

Антидемпинговые процедуры могут быть завершены и без принятия каких-либо защитных мер, если факт демпинга не подтверждается или ситуация на рынке существенно изменилась.

Основная форма завершения антидемпинговых процедур—принятие экспортером обязательств по ценам, а в отдельных случаях и по количеству. В некоторые периоды до 50% дел и более завершаются принятием обязательств. Значителен удельный вес постоянных антидемпинговых пошлин. В соответствии с законодательством уровень постоянной антидемпинговой пошлины и решение о принятии экспортером обязательств могут быть пересмотрены.

Антидемпинговые меры применяются и в отношении товаров, на которые уже были введены пошлины. Это касается комплектующих узлов и частей таких товаров. Ранее в ЕЭС не предусматривалось взимание антидемпинговых пошлин с подобных товаров, так как они не имеют для покупателя потребительских свойств:

— могут быть открыты процедуры и введены пошлины на товары, создаваемые на предприятиях стран — участниц ЕЭС с использованием импортируемых из третьих стран компонентов, если на аналогичные товары уже действуют антидемпинговые пошлины;

— монтаж или производство на основе импортируемых комплектующих деталей началось или существенно возросло после открытия антидемпинговой процедуры на аналогичный товар;

— стоимость комплектующих деталей или материалов, поступающих из страны, в отношении которой действует антидемпинговая компания, превышает по меньшей мере 50% стоимости изготовляемого товара.

Уровень антидемпинговой пошлины должен соответствовать действующей пошлине на аналогичный товар, импортируемый из третьей страны.

Характерная черта антидемпинговой политики ЕЭС— тесная связь деловых кругов с аппаратом антидемпинговой службы КЕС. Это позволяет подчинить механизм наднационального контроля за ценами импортируемых из третьих стран товаров интересам западноевропейской промышленности и обеспечить вытеснение конкурентов.

Широкая пропаганда мер защиты от демпинга, проводимая ЕЭС, ставит на повестку дня вопрос о расширении знаний в области антидемпинговой практики и среди потенциальных ответчиков, к которым относятся и внешнеторговые организации. В условиях увеличения числа организаций и предприятий, получивших право выхода на внешний рынок, данная проблема представляется актуальной. Направленность антидемпинговой политики ЕЭС в отношении готовой продукции может создать существенные трудности на пути расширения структуры экспорта.

Антидемпинговое законодательство ЕЭС позволяет КЕС по-разному толковать те или иные положения в целях обеспечения интересов промышленных кругов стран-участниц. Это обстоятельство требует дополнительных разъяснений, базирующихся на анализе конкретных процедур и прецедентов.

КЕС следит за прохождением всех этапов антидемпингового разбирательства. Поэтому от ответчика требуются четкость и оперативность, а порой активность и настойчивость в обеспечении своих интересов.

Полезным представляется проведение прямых переговоров с сотрудниками антидемпинговой службы, ознакомление с имеющимися в КЕС документами по конкретной процедуре, а в ряде случаев и встреч с инициаторами жалобы.

По другим аспектам участия в антидемпинговой процедуре конкретные советы сводятся к следующему.

Открытие процедуры

Учитывая сроки, определенные для заявления ответчика в качестве заинтересованной стороны (30 дней с даты сообщения об открытии процедур с добавлением еще 7 дней для прохождения почты), и тот факт, что официальное уведомление может поступить с некоторым опозданием, следует оперативно направить в адрес КЕС запрашиваемую информацию в полном объеме или частично. Можно обратиться в КЕС с просьбой о продлении срока предоставления данных по вопроснику, который в обязательном порядке направляется антидемпинговой службой ответчику.

Важно в срок заявить себя в качестве официальной стороны антидемпингового разбирательства. Если это не будет своевременно сделано, то КЕС может принять по процедуре решение на основе имеющихся у нее в наличии фактов.

При подготовке ответа для КЕС по конкретной процедуре следует готовить по всем упоминаемым данным документальное подтверждение. Некоторые сведения ио решению организации могут быть определены как конфиденциальные и оформлены отдельно от прочей передаваемой в КЕС информации.

Сравнение цен и определение ущерба

Комиссия КЕС широко пользуется возможностью свободно выбирать базу для сравнения цеп, что играет решающую роль при констатации факта демпинга. Из всех возможных цен КЕС выбирает те, которые в наибольшей степени отвечают интересам западноевропейских продуцентов, а нередко пытается проводить сравнение с внутренними ценами Сообщества. Это позволяет устанавливать факт демпинга и там, где в действительности товары стран продаются по мировым ценам. С этим связано и произвольное толкование понятия ущерба. Как правило, для определения ущерба используются косвенные показатели — увеличение объема импорта или доли рынка, сокращение производства в данной отрасли промышленности стран-участниц и т. д.

Отсутствие четких критериев при сравнении цен и определении ущерба дает ответчику возможность защищать свои интересы. Оспаривать выводы антидемпинговой службы КЕС должно на основе весомых аргументов и глубокого знания конъюнктуры конкретного рынка. В практике контактов внешнеторговых организаций есть случаи изменения базы установления нормальной стоимости.

Временные антидемпинговые пошлины

Эти пошлины являются как бы предупреждением о возможности принятия более суровых мер в отношении экспортера, они не отражаются на ходе расследования. Экспортер может защищать свои интересы и, если это требуется, имеет право ставить перед КЕС вопрос о продлении срока их действия (на два месяца). Последнее дает возможность увеличить время для подготовки к переговорам и урегулированию процедуры.

Принятие экспортером обязательств

Обязательства экспортеров по соблюдению минимального уровня цеп или об ограничении количества поставляемого товара оформляются письмом или телексом. КЕС со своей стороны извещает о принятии обязательств, но не публикует конкретные данные, т. е. они рассматриваются как конфиденциальные.

Обязательства экспортера принимаются по типовой схеме, разработанной комиссией, и носят односторонний характер. В соответствии с обязательством экспортер должен направлять в КЕС подробную информацию о ценах. Обязательства принимаются экспортером по собственной инициативе или по предложению комиссии экспортер, собираясь сохранить поставки своего товара на рынок стран ЕС, должен помнить, что обязательства принимаются комиссией в четко определенный срок.

КЕС может проводить пересмотр обязательств (обычно не ранее чем через 6 месяцев с момента их принятия). Это происходит путем обмена телексами (письмами). Однако если экспортер не отвечает на обращение комиссии о необходимости пересмотра обязательств, то открывается новая процедура. В случае нарушения обязательств Комиссия ЕС возобновляет процедуру и немедленно штрафует экспортера путем введения в действие временной пошлины.

Экспортер, принявший обязательство, должен учитывать, что обязательства распространяются на все действующие контракты на поставку данного товара в страны — участницы ЕЭС, т. с. вне зависимости от даты заключения контрактов.

Постоянные антидемпинговые- пошлины

Эти пошлины — наиболее серьезная протекционистская мера, которая вызывает существенные потери или даже полный уход с рынка.

Экспортер имеет возможность добиться пересмотра решения Совета ЕС о введении постоянной пошлины, но не ранее чем через год после даты се введения в действие. Для этого он должен располагать определенными данными. Основные аргументы в данном случае—цены поставок. Если экспортер продавал или пытался продать товар по ценам, близким к уровню, который рассматривался КЕС как достаточный для требования компенсации ущерба, то обязательства экспортера могут быть приняты. Для проведения пересмотра в адрес КЕС необходимо направить соответствующий письменный запрос.

Возможность использования адвокатов

Обращение к услугам адвокатов гарантирует знание не только, антидемпингового права, по и тонкостей процедуры и прецедентов, позволяет избегать ошибок в делопроизводстве и т. д. Использование адвокатов—дорогостоящее мероприятие.

Использование посредников

Внешнеторговые организации могут вступать в контакты с КЕС через посредников, в качестве которых выступают фирмы-импортеры или агенты в странах — участницах ЕЭС. Для этого посредник должен быть наделен соответствующей доверенностью от имени внешнеторговой организации.

Обращение в Европейский суд

В отдельных случаях внешнеторговые организации в целях изменения противоправных или ошибочных решений КЕС по антидемпинговой процедуре могут обращаться в Европейский суд. Однако эту форму защиты следует рассматривал, как исключительную и прибегать к ней лишь при наличии неоспоримых подтверждений своей позиции и неоправданных действий Комиссии. Разбирательство в Европейском суде связано со значительными затратами.

Введение


Демпинг - продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг может осуществляться за счет средств фирмы-экспортера или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.

Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:

Ценовой демпинг - или продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке;

Стоимостный демпинг - продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости.

Правилами Всемирной торговой организации демпинг запрещён. Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции и влечёт убытки местных производителей. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путём применения антидемпинговых законов, установления специальных антидемпинговых пошлин. Государство имеет законное право облагать антидемпинговыми пошлинами товары, которые продаются по ценам ниже справедливых и наносят материальный ущерб отрасли государства-импортёра.

Так же весьма пагубно отражается демпинг и на уровне роста экономики в локальном масштабе. Особенно ярко это видно на рынке услуг, поставщики которых, занижая цены ниже реального уровня, стараются увеличить свою долю рынка. Данное явление, принимая системный характер, препятствует развитию как одной отрасли, так и всего рынка однородных услуг в целом.


1. Сущность демпинга в международной торговле


Демпинг является одной из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли. Английским термином «демпинг» (dumping) обозначается поставка крупных партий товара по бросовым ценам с целью засорить рынок импортера, создать хаос на нем, чтобы захватить рынок соответствующего товара, устранив с него конкурентов.

Демпинг представляет собой продажу товара на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем рынке . Иначе демпинг определяется как ценовая дискриминация между национальными рынками. Отмечается, что это определение теоретически охватывает и ситуацию, в которой производитель продает товары на своем национальном рынке по цене ниже, чем за границей, и ситуацию, в которой он продает товары на национальном рынке по цене выше, чем на экспортных рынках, однако в начале двадцатого столетия было закреплено, что только вторая ситуация может вызывать проблемы в импортирующей стране .

Согласно ст. 2.1 Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле «товар рассматривается как являющийся демпинговым, то есть поступивший на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости, если экспортная цена данного товара, экспортированного из одной страны в другую, ниже сравнимой цены в обычных условиях торговли на подобный товар, предназначенный для потребления в экспортирующей стране» .

Демпинг нарушает справедливую конкуренцию в мировой торговле, его основная цель - завоевание новых иностранных рынков сбыта, наводнение их своими дешевыми товарами, более конкурентоспособными по сравнению с продукцией внутреннего производства. В современных международных торговых отношениях как фирмы, так и государство зачастую прибегают к демпингу как к способу быстрого получения необходимых валютных средств, а также реализации своих экономических интересов. Демпинг может преследовать и политические цели, в частности для подавления экономически более мощным государством конкуренции национальных производителей в менее развитых странах и постепенного установления над ними экономического контроля.

Вне зависимости от формы проявления демпинг создает негативные последствия как для государства-экспортера, так и для государства импортера. Для первого это выражается, в частности, в том, что налогоплательщики - граждане этого государства в конечном счете несут на себе все расходы, связанные с демпинговым экспортом. Для государства-импортера это приводит к общему ухудшению положения отрасли экономики, наступающее вследствие демпингового импорта, что проявляется в сокращении объема производства или непосредственно конкурирующего товара, снижении рентабельности производства такого товара, негативном влиянии на товарные запасы, трудоустройство, уровень заработной платы, общую инвестиционную активность и ряд других показателей. Для международной торговли в целом демпинг опасен тем, что приводит к дезорганизации рынка и часто создает атмосферу торговой войны.

Экономический механизм, составляющий основу демпинга, состоит в следующих трех вариантах действий:

Во-первых, временный демпинг - это когда сниженные цены устанавливаются компанией, реализующей товар, на ограниченный срок. Такой демпинг направлен на вытеснение конкурентных фирм с рынка. После достижения данной цели, цены возвращаются к прежним пределам. В том случае, если фирма - экспортер - монополист на внутреннем рынке, то тогда она получает прибыль по максимуму, несмотря на сниженные цены.

во - вторых, в ряде случаев сниженные цены могут быть покрыты государственными субсидиями. Их государство предоставляет с целью стимуляции и активизации экспорта. Также убытки можно покрыть при помощи получения кредитов на льготных условиях.

в - третьих, демпинг позволяет устранить всех конкурентов на рынке, заняв их ниши и став монополистом.

На современном рынке присутствуют две разновидности демпинга: постоянный и временный.

временный демпинг предполагает снижение цен компанией - экспортером на небольшой срок, он преследует цель - устранить конкурентов. После ее достижения, цены возвращаются к исходным рыночным позициям;

постоянный демпинг предполагает снижение цен на длительное время.

Механизм демпинга, как показывает практика, имеет место в период экономических кризисов и потрясений. В истории прошлого столетия наиболее ярким примером может послужить мировой экономический кризис 30-х. гг., новой волной демпинга ознаменовались 70-е.гг. Многие иностранные компании получили официальное обвинение в демпинге, в частности, такого рода обвинения были предъявлены японской фирме Sony. Исследования показали, что на американском рынке телевизоры этой фирмы стоили почти в 2 раза дешевле, чем на японском рынке.

Сегодня демпинг активно используется и существует в основном в скрытой форме. Борьба с демпингом ведется еще со времен окончания Второй мировой войны. На конференции 1967 года был принят антидемпинговый международный кодекс. Государства приобрели право включать меры антидемпинговой политики в свои стратегии экономического развития. Нормы международного права расценивают демпинг как инструмент недобросовестной конкурентной борьбы, считая его противозаконным действием. Одним из способов борьбы с демпингом является антидемпинговая пошлина. Антидемпинговые тарифы дают таможенным органам право облагать фирмы дополнительным сбором, сумма которого равна разнице между стоимостью товара на рынке экспортирующей фирмы и ценой товара, по которой он экспортируется. В экономике, такой сбор именуется величина демпинговых «ножниц - цен».

Основными видами демпинга в развитых странах являются следующие:

ценовой демпинг - это разница между ценой, по которой товар реализуется на внешнем рынке и ценой, по которой товар реализуется на рынке компании - экспортера.

стоимостный демпинг - реализация товара на внешнем рынке по цене, которая ниже его себестоимости.

Практика международной торговли показывает, что демпинг способен принимать и иные формы:

спорадический демпинг - он заметен в ситуации, когда товар реализуется на внешнем рынке по сниженным ценам эпизодически, по причине того, что внутренний рынок имеет меньшую емкость относительно произведенных товаров, иначе, чтобы не создавалась ситуация перепроизводства производителем, встает выбор: либо сократить объемы производства, либо реализовывать товар по «бросовым» ценам на внешнем рынке.

преднамеренный демпинг создается умышленно, и преследуют цель - устранить конкурентов и стать монополистом.

постоянный демпинг - регулярная реализация товаров по цене, которая ниже их номинальной или реальной стоимости.

обратный демпинг - это ситуация, когда реализация товара по сниженным ценам на внешнем рынке, приводит к увеличению их стоимости на внутреннем рынке.

взаимный демпинг - это своего рода партнерские отношения между странами, когда они реализуют идентичные товары на рынках друг друга по бросовым ценам.

Следует отметить, что последние две разновидности распространены крайне редко.


2. Международные антидемпинговые меры


Изначальной целью применения антидемпинговых мер в международной торговле является противодействие недобросовестной конкуренции. Закон РФ «О защите конкуренции» дает следующее понятие недобросовестной конкуренции: «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации» (статья 4). Демпинг является одной из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности на международном рынке товаров путем применения недозволенных методов ведения внешней торговли.

Для международной торговли в целом демпинг опасен тем, что приводит к дезорганизации рынка и часто создает атмосферу торговой войны.

На борьбу с демпинговым импортом в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности прежде всего нацелено применение антидемпинговых мер, под которыми понимаются мероприятия по ограничению демпингового импорта товара, осуществляемые исполнительной властью, посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо принятию ценовых обязательств. Следует отметить, что применение антидемпинговых санкций выступает в качестве эффективной формы государственного регулирования международной торговли. В то же время сегодня и предприятия все чаще стали прибегать к доступным им способам защиты своих интересов -инициировать антидемпинговые расследования, результатом которых, как правило, для производителей - импортеров становится ограничение экспортных квот, применение огромных штрафных санкций или выдворение товаров с рынка.

В соответствии с международными правилами антидемпинговые меры могут быть применены в случае наличия доказательств импорта какого-либо товара по демпинговым ценам и того обстоятельства, что это причиняет материальный ущерб (или создает угрозу материального ущерба) отечественным производителям аналогичного товара или приводит к существенному замедлению создания отрасли отечественной экономики. Для целей применения антидемпинговых (как, впрочем, и компенсационных) расследований большую роль играет наличие «рыночного статуса» или признание в стране, проводящей расследование, факта, что экономика страны, против товаров которой проводится расследование, является рыночной.

Одной из разновидностей антидемпинговых мер является введение антидемпинговой пошлины.

Механизм воздействия антидемпинговой пошлины предусматривает обложение импортных товаров в целях повышения цен. Размер ставки антидемпинговой пошлины должен быть таким, чтобы цена импортного товара, включая антидемпинговую и обычные таможенные пошлины, взимаемые при импорте, была на уровне или выше цены аналогичного национального товара и/или была достаточной для устранения нанесенного или возможного ущерба национальной отрасли промышленности импортирующей страны. Эти пошлины устанавливаются в дополнение к обычным таможенным пошлинам и отличаются иногда штрафным характером, хотя в принципе должны быть компенсационными, т.е. соответствовать разнице между нормальной и демпинговой ценами. Антидемпинговая пошлина должна устанавливаться в размере, не превышающем демпинговую маржу по данному товару, при этом под демпинговой маржей понимается разница между нормальной внутренней ценой в экспортирующей стране и экспортной ценой товара, вывозимого в другую страну по демпинговой цене. Разновидностью антидемпинговых мер является предварительная антидемпинговая пошлина. По итогам антидемпингового расследования могут быть введены временные (предварительные), а затем (по его итогам) установлены окончательные антидемпинговые пошлины. Однако подобные протекционистские меры, как правило, ведут к вытеснению с рынка иностранных предпринимателей. Такому негативному повороту событий есть альтернатива - принятие в ходе антидемпингового процесса особых обязательств (англ. undertakings - обязательства) (рис. 1).



В РФ на нормативном уровне, а именно в Федеральном законе «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» закреплена следующая схема: «Расследование может быть приостановлено или прекращено органом, проводящим расследования, без введения предварительной антидемпинговой пошлины или окончательной антидемпинговой пошлины при получении им от экспортера товара, являющегося объектом расследования, обязательств в письменной форме, добровольно принятых экспортером, о пересмотре установленных им цен данного товара или прекращении экспорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации по ценам ниже нормальной стоимости данного товара, если в результате анализа этих обязательств орган, проводящий расследования, приходит к заключению, что принятие этих обязательств устранит неблагоприятные последствия демпингового импорта, и если Правительством Российской Федерации будет принято решение об одобрении этих обязательств» (статья 15). Содержание подобных норм свидетельствует о том, что односторонность антидемпингового обязательства весьма относительна: в ответ на принятие обязательств уполномоченный государственный орган не должен совершать определенные действия - устанавливать антидемпинговые пошлины.

Антидемпинговые обязательства принципиально отличаются от антидемпинговых пошлин. Первые берет на себя иностранный экспортер демпингового товара, вторые уплачиваются местным импортером. Одним из отличий антидемпинговых обязательств от окончательных антидемпинговых пошлин является то, что обязательства могут быть приняты практически в любое время после инициирования антидемпингового расследования. Как правило, по итогам антидемпингового расследования (предварительным или окончательным) принимаются два вида антидемпинговых обязательств:

а) добровольное обязательство об отказе от демпинговых цен - имеет целью немедленное прекращение негативного воздействия демпингового импорта, наносящего ущерб определенной отрасли экономики государства-импортера;

б) добровольное обязательство о сокращении объема демпингового импорта - его задача состоит в сдерживании такого эффекта.

Оба эти вида обязательств закреплены в п. 1 ст. 8 Соглашения по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле.

По силе воздействия антидемпинговое обязательство практически равнозначно пошлинам, но в отличие от последних выполняет только регулирующую функцию и не является напрямую источником дохода соответствующего бюджета.

Следует отметить, что кроме формально вводимых антидемпинговых пошлин и принятия ценовых обязательств по существу в качестве антидемпинговых мер могут выступать и неформальные («предформальные») методы. Это оказывает воздействие на экспортера данного товара, который не заинтересован в доведении дела до применения антидемпинговых мер (они, как правило, практически перекрывают импорт соответствующего товара, квалифицированного в качестве демпингового). Поэтому обыкновенно открываются переговоры, в том числе и на правительственном уровне, об урегулировании конфликта по взаимной договоренности. Такая договоренность может означать повышение цен на товар и установление квот для его поставок. Иногда итогом такой договоренности становится заключение так называемых соглашений о «добровольном» ограничении экспорта .

Таким образом, рассмотрев отдельные виды антидемпинговых мер, можно утверждать, что формально эти меры созданы для сохранения и поддержания справедливых конкурентных условий в международной торговле. Однако мировой опыт показывает, что в течение последних десятилетий участились случаи злоупотребления использованием антидемпинговых расследований и антидемпинговых мер без достаточных к тому оснований, когда демпинга фактически нет.

Либерализация в сфере тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности вывела на первый план в качестве эффективного средства защиты - меры защиты внутреннего рынка. На протяжении всего периода формирования единообразных правил защиты внутреннего рынка страны - члены ГАТТ и ВТО активно применяли специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка в праве ВТО

Первым документом ВТО, который включил в себя нормы, регулирующие меры защиты внутреннего рынка, было ГАТТ 1947 года (статья VI «Антидемпинговые и компенсационные пошлины»), закрепившее определение демпинга и установившее условия, позволяющие государствам - членам ГАТТ взимать антидемпинговые и компенсационные пошлины.

В литературе существует мнение, что при всем важном историческом значении впервые сформулированных на многостороннем уровне правил обращения к антидемпинговым мерам статье VI ГАТТ присущи нечеткие положения, позволяющие странам относительно свободно ее толковать, обходить и продолжать использование антидемпинговых пошлин не только по прямому назначению, но и сугубо в протекционистских целях . Отмечается, что к 1960-м годам формальное применение статьи XIX и процесса нового согласования стало сходить на нет. Крупные проблемы, такие как импорт тканей и одежды, решались путем заключения добровольных соглашений об ограничении экспорта .

Для преодоления разногласий в толковании и применении ст. VI ГАТТ неоднократно приходилось составлять дополняющие ее документы в форме договоренностей об общих правилах толкования и применения, получившие неофициальное название «Антидемпинговые кодексы». Третий Антидемпинговый кодекс появился в итоге переговоров «Уругвайский раунд» (1987-1993 гг.) в форме специального соглашения, наиболее полно регулирующего все проблемы, связанные с применением ст. VI ГАТТ.

Официально названный новый документ «Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения о тарифах и торговле 1994 г.» дополняет и конкретизирует положения указанной статьи ГАТТ и последующих договоренностей. Это позволяет говорить о достигнутом более высоком уровне современного многостороннего регулирования и применения антидемпинговых мер, базирующихся на совокупности значительно возросших прав и обязанностей участников ВТО в случае возникновения подозрений в демпинге, возбуждения соответствующих обвинений и применения антидемпинговых мер .

Соглашение состоит из трех разделов, устанавливающих:

* основы механизма антидемпингового регулирования;

* необходимые органы и процедуры;

* некоторые уточнения принципиального характера.

Документ содержит 18 статей, где детальнейшим образом прописаны правила борьбы с демпингом и злоупотреблениями в этой борьбе. К Соглашению относятся и два решения о направлениях дальнейшего совершенствования антидемпингового регулирования в рамках ВТО.

Антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка по законодательству ЕС

На сегодняшний день основным актом ЕС в области антидемпингового регулирования является Регламент ЕС от 30.11.2009 года № 1225/2009 «О защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС» (Базовый антидемпинговый регламент). ЕС дополняет условия применения антидемпинговых мер ВТО своими положениями, используя Соглашение о применении статьи VI ГАТТ 1994 г. как институциональные рамки. Оно, в частности, содержит два дополнительных, более либеральных положения, которые применяются не всеми членами ВТО. Этими положениями, направленными на установление сбалансированного применения антидемпинговых правил, являются «проверка интересов ЕС» и «правило меньшей пошлины».

В общем виде правило меньшей пошлины (Lesser duty rule) содержится в Соглашении по применению статьи VI ГАТТ-1994 ВТО (статья 9.1), а также в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам ВТО (статья 19.2). Оно предусматривает положение, согласно которому на продаваемый по демпинговым ценам или субсидируемый импортный товар вводится пошлина меньшего размера (чем тот, который можно было бы определить, исходя из установленного ущерба), если она достаточна для компенсации понесенных в результате демпинга или субсидирования потерь. В результате антидемпинговые пошлины могут быть определены на уровне меньшем, чем установленная демпинговая разница.

В отличие от принятого ВТО Антидемпингового кодекса, в ЕС обязательна проверка каждого возможного антидемпингового расследования на предмет его соответствия интересам ЕС в целом. ЕС считает, что меры искажают действие рыночных механизмов и могут принести европейским компаниям больше вреда при использовании другими странами, чем пользы.

Еще одним положением, отличающим антидемпинговое законодательство ЕС от Соглашения о применении статьи VI ГАТТ 1994 г., является разделение стран на рыночные и нерыночные. Статья VI ГАТТ дает формальную возможность для проведения такого различия. Выделение отдельной категории стран с нерыночной экономикой было проведено в Сообщество времена «холодной войны» и по инерции сохраняется по сей день, являясь уже скорее средством дискриминации в международной торговле, нежели средством ее защиты (кстати, до 1 июля 1998 г. в этом списке находились также Россия и Китай. Лишь в ходе прошедшего в мае 2002 г. саммита «Россия - Европейский союз» на высшем уровне была достигнута договоренность о предоставлении РФ рыночного статуса для целей антидемпинговых процедур).

Законодательство ЕС устанавливает некоторые более жестокие правила применения антидемпинговых мер и сроки проведения отдельных этапов антидемпингового процесса.


3. Российское законодательство в части антидемпинговых мер защиты внутреннего рынка и тенденции развития мер защиты внутреннего рынка в рамках Таможенного союза


В России также сформирована система законодательства по реализации антидемпинговых мер, аналогичная законодательству стран - участниц ВТО. В настоящее время вопросы, связанные с введением и применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». До недавнего времени данный закон был основным нормативно- правовым актом в рассматриваемой сфере регулирования. Однако, в свете того, что РФ с

года является членом Таможенного союза (наряду с Белоруссией и Казахстаном), в рамках него был разработан свой нормативный блок, направленный на регулирование этого вопроса.

В частности, с 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении третьих стран от 25 января г. (далее - Соглашение 2008 года), положения которого устанавливают возможности и механизмы применения единых мер защиты внутреннего рынка на территории Таможенного союза (далее - ТС). Это соглашение (с внесенными в него изменениями и дополнениями Протоколом от 18 октября 2011 года) продублировало основные положения Закона 2003 г. и в настоящее время является базовым документом, регулирующим правоотношения в области применения обусловленных защитных мер на территории ТС.

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о наличии двух уровней нормативного регулирования мер защиты: наднациональном (законодательство ТС) и внутреннем регулировании (законодательство РФ). Более того, вопрос правового регулирования защитных мер еще больше усложняется в свете вступления России в ВТО. В связи с этим можно условно выделить и третий уровень - это правовой пакет ВТО (включающий в том числе и Соглашения по применению статьи VI ГАТТ 1994 года, по субсидиям и компенсационным мерам, по защитным мерам). Ключевой становится проблема соотнесения всех трех уровней не только нормативного регулирования, но и практики применения защитных мер.

Напомним, что Белоруссия и Казахстан в настоящее время участниками ВТО не являются. Соответственно обязательства по выполнению основных соглашений ВТО, принятые Россией, на эти страны не распространяются. В итоге нельзя не согласиться с тем, что «государство ведет одновременно на двух площадках переговоры по одному и тому же вопросу - торговая политика и обязательства, связанные с ее проведением» . Как связано законодательство ТС и правовой пакет ВТО?

Президент РФ 20 октября 2011 года подписал Федеральный закон от 19.10.2011 г. «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы» . Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (далее - Договор) был подписан 19 мая 2011 г. и требовал ратификации. Договор призван обеспечить полноценное функционирование ТС в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО. Договором, который вступает в силу с даты присоединения России к ВТО, установлен приоритет положений ВТО над соответствующими положениями и решениями ТС. Это означает, что положения ВТО становятся обязательными, в том числе для остальных членов ТС, не вступивших в ВТО. Отступление от положений ВТО для страны - члена ТС, не являющейся членом ВТО, возможно лишь в определенных случаях. Таким образом, несмотря на то, что базовые принципы ВТО уже заложены в международные договоренности, связанные с функционированием Таможенного союза, в случае коллизий для России приоритет будут иметь нормы ВТО.

Вторым вопросом в части регулирования мер защиты является соотношение законодательства и процедур расследования в ТС и РФ.

Фактически Соглашение 2008 года (наряду с другими документами, регулирующими вопросы применения мер защиты) призвано заменить собой Закон 2003 г. В частности, с 18 октября 2011 года специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные расследования на единой таможенной территории ТС проводятся единым органом - Департаментом по защитным мерам во внешней торговле Секретариата Комиссии Таможенного союза. Необходимо отметить, что до этого времени проводить расследования на переходный период было поручено уполномоченным органам государств - членов ТС (в России - это Министерство промышленности и торговли). Следует отметить, что Соглашение 2008 года на сегодняшний день пока не действует в полной мере, в связи с чем рамках ТС принято также Соглашение «О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода» от 19 ноября 2010 года (Соглашение переходного периода).

Таким образом, в целом нормативно- правовая база, разработанная в рамках ТС, представляет собой детально отрегулированный механизм мер защиты внутреннего рынка, эффективность которого мы сможем реально оценить только после того, как Соглашение 2008 года будет действовать в полной мере.

С другой стороны, к нашей и так многоуровневой системе законодательства, когда к национальному законодательству прибавляется еще огромный массив правил ведения внешней торговли и других видов деятельности, связанных с внешней торговлей, который регулируется ВТО, мы получили еще и наднациональную надстройку в виде международных соглашений и решений органов ТС. В итоге процедура расследований в рамках защитных мер, и так непростая, будет еще осложнена тем, что потребуется представлять статистические данные для введения таких мер уже по всем трем экономикам. Однако это также означает, что мы выходим из правовой неопределенности, будут работать четкие правила: как, в каком порядке, по какой процедуре, у кого нужно требовать защиты того или иного производства.


4. Примеры демпинга в России

демпинг таможенный союз туризм

Демпинг в туризме

Клиенты, как правило, рассматривают предложения в рамках «своей» ценовой категории. Стоимость турпакета в большой степени зависит от перелета, а стоимость перелета - от его длительности. Поэтому можно выделить три группы направлений с разной длительностью перелета. В первую, с относительно коротким перелетом (до 5 часов), войдет Египет, Иордания, Израиль, ОАЭ. Во вторую - с перелетом 7-10 часов - Таиланд, Шри-Ланка, Индия, Вьетнам, Сейшелы, Мальдивы. Третья группа - направления с перелетом более 10 часов, это Доминикана, Куба, Мексика, Бали.

В 2011 году произошло то, что в сегменте каждой группы по какому-либо из направлений непременно был переизбыток перевозки, следовательно - демпинг. И это привело к оттоку туристов на наиболее доступное направление внутри группы. Например, из-за демпинга на египетском рынке Иордания, показывающая целый год стабильный рост, «просела» в декабре. В Иорданию едут те, кого интересует не только море, но и экскурсии. Но и для этих клиентов низкая стоимость предложений по Египту - $400-600 за пакет против иорданских $1000 - стала решающим факторам выбора направления. В результате Иордания недополучила существенную часть турпотока.

В сезоне 2011/2012 уже вроде бы привычный для относительно близких стран демпинг принял катастрофические масштабы и перекинулся на дальние направления. Большое количество бортов на Гоа и Пхукет из разных регионов России поставило в сложное положение операторов по Шри-Ланке, Мальдивам и Китаю. Переизбыток рейсов на Доминикану оттянул часть клиентов от других направлений группы - Кубы, Мексики, США (Майями). А пакеты стоимостью более 2000 долларов продавались с большим трудом - все привыкли к низким доминиканским ценам. В результате не заработал никто - ни те, кто демпинговал, ни те, кто потерял «своих» клиентов.

Демпинг в строительстве

Когда Заказчик (Инвестор) объекта строительства в Москве начинает выбор подрядчика, то, в ряде случаев, особенно у неопытных Заказчиков (Инвесторов) побеждает компания, давшая наименьшую цену. За счет чего получается более низкая цена? 1. Часть работ не учитывается в предложении, а потом в контракте. 2. Часть материалов не учитывается там же. 3. В предложении (и контракте) включена стоимость более низкого оборудования и материалов, по сравнению с проектным решением. Результат: заключение контракта. С последующим выставлением счета за дополнительные работы. С попытками пересогласовать замену оборудования у Проектировщика. Или на свое усмотрение поставить несогласованное оборудование. В половине случаев проходит, в половине - оказывается настоящим демпингом (исходя из его определения). Такие организации ведут помногу объектов одновременно. А Заказчики, когда понимают, в чем дело, уже не могут ничего сделать: часть контракта оплачена, люди приступили к работам, или даже сделали довольно значительную часть работ.

В этом примере демпинг отрицательно сказался именно на потребителе.

Демпинг в системе грузоперевозок

На примере одной из компаний, осуществляющих перевозку грузов.

Вход в новый регион вначале всегда убыточен. Необходимо иметь определенную частоту подхода транспортных средств, чтобы поддержать имидж быстрого перевозчика. Чтобы иметь возможность отправлять ТС с необходимой частотой нужно иметь клиентов для заполнения ТС грузом. Чтобы иметь клиентов, надо иметь имя в регионе и скорость. Круг замкнулся. Вход в Красноярск был уникален в том, что рынок был: а) занят перевозчиками, имеющими хорошую скорость и очень приемлемое качество услуг б) очень низок, то есть цены конкурентов были слишком низки для того, чтобы компании в принципе было интересно по ним работать, имеющиеся на рынке две крупных транспортных компании активно боролись за рынок путем постоянного снижения цен и работе с низкой рентабельностью. Нужно было: а) схватить хорошую долю и быстро б)поднять ценовую планку городских цен на приемлемый уровень для обеспечения плановой рентабельности. Работая в условиях ограниченных ресурсов необходимо оптимизировать их использование, нельзя отправлять вагоны на рынок с низкой рентабельностью, в то время как высокие рынки не полностью заняты. Особенность ранка транспортных услуг: высокая вовлеченность потребителя в конечный результат. Было принято простое решение - ОЧЕНЬ сильный демпинг вкупе с ОЧЕНЬ сильной рекламой. Плюс выход в город в низкий сезон, когда и так у ТС загрузка не полная. Результат: через 7 мес. владельцы двух других транспортных компаний, имеющий серьезные обороты пришли с просьбой о ПОДНЯТИИ цен до приемлемого этой компании уровня. И условия ценообразования и скидок уже диктовала именно она.

Данный пример является положительным для компании снизившей начальную цену. Она достигла нужных результатов и вышла на хороший уровень.


Заключение


В торговых отношениях между отдельными государствами есть традиционные виды товаров, по которым конкурентоспособная борьба между государственными производителями и иностранными экспортерами ведется довольно остро, и государство оказывает функциональную помощь национальным бизнесменам, устанавливая на пути импорта конкретных товаров преграды в виде антидемпинговых пошлин. Например, во внешней торговле США и Японии среди таковых товаров, в отношении торговли которыми государство исполняет неизменное функциональное вмешательство, включая принятие антидемпинговых мер, разрешено назвать продукцию сталелитейной индустрии, компьютерную технику, автомобили, сельскохозяйственные товары. В торговле между ЕС и Японией таковыми товарами являются автомобили, аудио- и видеокассеты, продукция электронной индустрии. В торговле между ЕС и США - сельскохозяйственные продукты и продукция сталелитейной промышленности. Большой резонанс вызвало возбуждение в США расследования и принятие антидемпинговых пошлин в отношении экспорта продукции сталелитейной индустрии из 19 государств в 1992 году.

Практика внедрения антидемпинговых мер в интернациональной торговле указывает, что в настоящее время правовое регулирование экспорта и импорта, промышленно развитых капиталистических стран исполняется в рамках правил, сделанных на базе ГАТТ. Введение таможенных пошлин в нарушение положений ГАТТ, в том числе и антидемпинговых пошлин, служит базой для начала переговоров между заинтересованными государствами и с участием ВТО, целью которых является возобновление равновесия в международных торговых отношениях.


Список использованной литературы


1.Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // «Российская газета», № 162, 27.07.2006.

2.Большой Юридический Словарь - #"justify">.Козырин А.Н., Шепенко Р.А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М., 1999. С. 22.

4.Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) - . wto.ru

Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // «Российская газета», № 253, 17.12.2003.

Попов Е., Попова Е. Враждебен ли иностранный рынок? (Антидемпинг в России, США и ЕС) // Закон. 2003. № 4. С. 105-107.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле. // Закон и бизнес. СПб., 1994. С. 17-19.

Анжелика Сальви Дель Перо, Джорджо Барба Наваретти. Субсидии, антидемпинговые и компенсационные пошлины: правила ВТО и экономический анализ// Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ. М., 2006. С. 372.

Григорян С.А. Соглашение о применении статьи 6 ГАТТ// Государство и право. 2000. № 3. С. 107.

Регламент Европейского совета ЕС от 30.11.2009 года № 1225/2009 «О защите от демпингового импорта из стран, не являющихся членами ЕС» // СПС «Гарант».

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» // Таможенный вестник. № 11. 2010.

Баландина Г.В. Таможенный союз и перспективы интеграции // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. № 8. C. 4.

Федеральный закон от 19.10.2011 г. № 282-ФЗ «О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы»// Российская газета. № 237. 21.10.2011.

Соглашение от 19.11.2010 г. «О порядке применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода» //Бюллетень международных договоров. 2011. № 6.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Мощный регулирующий инструмент в виде кодекса, принятого в рамках ГАТТ и подразумевающего выполнение серии специальных процедур, а также применение санкций при установлении фактов валютного демпинга.

Международный антидемпинговый кодекс: история появления

Антидемпинговое регулирование берет начало еще с первых лет прошлого столетия. При этом специалисты сразу отметили разделение данной сферы на две составляющие:

1. Национальную. Одним из первых антидемпинговый статут появился на территории Канады в 1904 году. Есть мнение, что его задачей было пресечение действующих в тот период американских схем демпинга. Тем законом была предусмотрена . Ее размер вычислялся как разница между стоимостью продажи товара, который шел на экспорт, и его реальной рыночной ценой (устанавливалась для внутреннего потребления).

После Канады подобные законы появились в Новой Зеландии, Австралии и Южно-Африканской республике (в 1905, 1906 и 1914 годах соответственно). Что касается США, то здесь противодействие демпингу производилось через изменение таможенных тарифов и некоторых положений в законодательной сфере.

2. Международную. Как только большая часть стран «испробовала» принцип работы антидемпинговой политики, возник вопрос выноса данных законов на международный уровень. Так, уже в 1922 году со стороны представителей Лиги Наций производилось активное обсуждение демпинга. При этом первое антидемпинговое законодательство в ряде стран начало работать в 1930 году.

В 1946 году в Лондоне на сессии подготовительного комитета были внесены первые предложения по антидемпинговым пошлинам. Сразу утвердить новый устав МТО так и не удалось. Но уже в 1947 году о данных пошлинах была перенесена в шестую статью ГАТТ.

С появлением такой записи антидемпинговое законодательство активно развивается в целом ряде стран - Греции, Германии, Австрии и так далее. В 1958 году секретариатом ГАТТ было опубликовано исследование по антидемпинговому законодательству. При этом в качестве примера была приведена практика восьми стран - США, Новой Зеландии, Канады, Бельгии, Австралии, Федерации Родезии и Ньясаленда, ЮАР и Швеции. Главной проблемой стало лишь различное толкование многих терминов.

Чтобы проверить технические вопросы была сформирована группа экспертов, которые проверили основные вопросы и составили доклад. Последний и стал базой для создания антидемпингового кодекса.

В 1962-1967 годах проводились активные переговоры с участием Кеннеди, на которых было рассмотрено множество вариантов антидемпингового кодекса. Итогом проведенной работы стало принятие в 1967 году Международного антидемпингового кодекса, который стал одним из первых соглашений, заключенных на международном уровне для развития ГАТТ.

Международный антидемпинговый кодекс: сущность и последствия принятия

Вновь принятый кодекс предусматривал ряд правил, благодаря которым можно было решить множество проблем международной торговли. К примеру, в статье №3 уделялось внимание определению ущерба. В ней упоминалось, что расчет ущерба осуществляется только в том случае, когда власти были уверены в опасности демпингового импорта. То есть должны были быть неоспоримые акты, что именно такой несет угрозу национальной промышленности и может стать главной причиной материального ущерба. Со временем данная формулировка была расширена и дополнена еще двумя статьями (№7 и №10).

Международный антидемпинговый кодекс начал работать не сразу после принятия, а с нового года (1 января 1968 года). В роли подписантов документа выступили представители 17 разных стран. При этом хитрее всех оказались США, которые ратифицировали документ только в сфере, соответствующей их национальному законодательству. В частности, было прописано, что в своей работе тарифная комиссия и Казначейство должны работать по акту США 1921 года и лишь принимать во внимание новый международный кодекс.

С появлением нового документа многие страны наконец-то продвинулись в вопросе создания антидемпинговых положений. К примеру, в этом же 1968 году первые положения появились в законодательстве Финляндии. Интересен тот факт, что после раунда Кеннеди появилась тенденция протекционизма. Впоследствии вопросы в отношении нетарифных барьеров были вынесены на серьезное обсуждение в Токио (период с 1973 до 1979 года).

На данном этапе возник вопрос внесения первых изменений в антидемпинговый кодекс. И здесь было несколько причин :

Во-первых, необходимо было привести в соответствие кодекс 1967 года с вновь разработанными положениями Соглашения по толкованию и применению нескольких статей ГАТТ - 6, 16 и 23-й (документ был заключен в 1969 году);

Во-вторых, в Европейском Союзе многих не устраивало, что Тарифной комиссией США многие пункты кодекса в отношении требований к промышленности толковалось по-своему, а не с учетом общепринятого мнения. Таким образом, через внесенные изменения члены ЕС хотели внести ясность в кодекс и «подкорректировать» отношение к нему со стороны США.

Результатом длительных обсуждений стал новый вариант Антидемпингового кодекса 1979 года. Вновь утвержденная версия начала действовать с начала 1980-го года. Здесь в качестве подписантов выступало уже 25 стран (в том числе и государства-члены ЕС). С принятием нового Кодекса первый Международный антидемпинговый кодекс был денонсирован.

После появления на свет нового соглашения Правительство США было вынуждено пересмотреть Акт «О торговых отношений». Из нового документа можно выделить три основных нюанса:

Во-первых, американцы утвердили новую версию Антидемпингового кодекса 1979 года;

Во-вторых, в Акте США, выпущенном в 1930 году, было внесено дополнение с включением формулировки «материальный ущерб»;

В-третьих, старый Акт США, касающийся законов антидемпинга и выпущенный в 1921 году, был отменен.


К последствиям принятия Международного антидемпингового кодекса 1979 года можно отнести:

1. Существенное повышение активности всех стран, которые выступали в качестве подписантов соглашения.

2. Законодательства многих стран оказались под непосредственным действием антидемпингового регулирования. Но со временем некоторые представители высказывали свои недовольства комитету ГАТТ в отношении слабых мер по предотвращению обмана со стороны некоторых стран-участников.

3. Стартовала активная деятельность в пределах Комитета по антидемпинговой практике. При этом уже в 1981 году удалось сформировать проект договоренностей в отношении базовой цены. Со временем был принят ряд рекомендаций, исполнение которых взяли на себя договаривающиеся страны ГАТТ. Именно они воплотили главную функцию в развитии антидемпингового регулирования. Так, в ближайшие годы были разработаны следующие документы:

По информационной открытости антидемпинговых процессов;
- по временному лимиту, предоставляемому в отношении ответов на антидемпинговые анкеты;
- в отношении процедур расследования на месте;
- о выявлении угрозы материального ущерба и так далее.

4. На антидемпинговой "сцене" стали появляться новые игроки. Уже к 1980 году антидемпинговое законодательство было поддержано еще группой стран. На тот период Кодекс работал в 49 государствах.

Первыми странами, которые внесли антидемпинговые положения в свои законы, стали Швеция и Австралия (1985 год). После них в 1986 году подключаются к законодательству Республика Корея и Мексика, еще через два года - Бразилия, в 1991-м - Колумбия и Польша. Еще через год - Индия. В тот период (еще до развала) стали появляться первые антидемпинговые положения и в законах Советского Союза.

В 1994 году снова был поднят вопрос о реформе Международного антидемпингового кодекса. Инициатором стала Республика Корея. При этом в дискуссии основной упор делался на суверенитет стран-участниц. Дело дошло даже до телефонных звонков Гендиректору ГАТТ и председателю Финансового комитета Сената. Но последние заявили, что не допустят внесения существенных изменений в уже действующий протекционистский кодекс.

Итогом долгих переговоров стал новый Антидемпинговый кодекс 1994 года. Если раньше документ распространялся только на его подписантов, то с этого года он начал действовать для всех участников ВТО. Чтобы упростить переход на новый документ, был организован переходной период, выраженный решением «О переходных договоренностях».


С момента принятия нового Кодекса многие участники ВТО были вынуждены внести изменения в свои законы. При этом эксперты отмечают, что главным достижением Кодекса 1994 года стала его универсальность. Страны, которые ранее могли обходиться без антидемпинговых законодательств, приняли новые положения в своих законах. В частности, изменения внесли практически все страны-участники ВТО. Появились нововведения и в России.

Таким образом, антидемпинговое законодательство возникло на национальном уровне, но со временем стало общим для многих стран мира. И сегодня данный инструмент активно применяется для защиты торговли и интересов каждой страны-участницы ВТО.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Каковы негативные последствия демпинга?

Чтобы стать победителями, недобросовестные поставщики искусственно занижали цену. Эти действия поставщиков, не увязанные с их квалификацией, качеством выполнения прежних заказов, приводили к срыву сроков выполнения госзаказа, к расторжению контрактов, к ухудшению качества товаров, работ, услуг. Но главное - к растрате бюджетных средств.

Вот почему в контрактной системе присутствует антидемпинговый механизм.

Антидемпинговые меры направлены на то, чтобы препятствовать искусственному занижению цен при проведении конкурса и аукциона. В статье 37 №44-ФЗ установлено два способа, подтверждающих возможность исполнения контракта. Эти способы и являются антидемпинговым механизмом ФКС.

Какие антидемпинговые меры предлагаются в 44-ФЗ?

Антидемпинговые меры поставлены в зависимость от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Определяющей является сумма в 15млн. рублей, а также заниженная на 25 и более процентов НМЦК.

  1. Если цена контракта составляет более чем 15 млн. рублей, то контракт заключается после предоставления участником закупки увеличенного , указанного в документации о проведении конкурса или аукциона. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть не менее аванса.
  2. Если цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее, то контракт заключается после предоставления участником закупки увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта , но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или должна быть предоставлена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки (часть 3, статьи 37)

Критерии определения добросовестности участника закупки:

Основанием для определения добросовестности участника закупки является информация из реестра контрактов, подтверждающая:

  • исполнение в течение не менее чем 1 года 3 контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней);
  • исполнение в течение не менее чем 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 4 и более контрактов (при этом не менее чем 75 % контрактов должно быть исполнено без применения неустоек (штрафов, пеней).

Цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт - таково общее условие для антидемпинговых мер.

Следует иметь в виду, что для подтверждения добросовестности участников закупок могут использоваться сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу №44-ФЗ (части 22 статьи 112 №44-ФЗ).

Каковы особенности предоставления информации о добросовестности участника конкурса?

Заявка на участие в конкурсе должна содержать информацию о добросовестности участника закупки. В случае признания Конкурсной комиссией информации недостоверной – заявка отклоняется, а в случае непредставления информации – контракт заключается после предоставления суммы, в 1,5 раза превышающей размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Каковы правила предоставления информация о добросовестности участника аукциона?

При направлении заказчику подписанного проекта контракта предоставляется и информация о добросовестности участника закупки. В случае невыполнения данного требования или признания информации недостоверной комиссией по осуществлению закупок, контракт с участником, признанным победителем аукциона, не заключается, и этот участник признается уклонившимся от заключения контракта.

Какие антидемпинговые меры применяются для отдельных закупок?

Под отдельными закупками имеются в виду закупки, которые осуществляются при проведении конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг. Заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок, содержащих предложение цены:

  • до 25% ниже НМЦК,
  • на 25% и более ниже НМЦК.
  • величина значимости критерия цены не может быть меньше 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявки.

Поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения

(продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо)

Участник закупки обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта:

  • гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара;
  • документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки;
  • иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Таким образом, антидемпинговые меры регулируются в соответствии со статьей 37 №44-ФЗ и направлены на недопустимость искусственного занижения цен при проведении конкурса и аукциона. Антидемпинговые меры поставлены в зависимость от начальной (максимальной) цены. Установлены размер обеспечения исполнения контракта, который должен предоставить участник закупки, и информация, подтверждающая добросовестность участника закупки. Критериями определения добросовестности участника закупки является информация из реестра контрактов и сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу Закона №44-ФЗ.

По действующему закону нет ограничений по снижению цены, хоть в ноль уходи, хоть бесплатно строй. Новый № 44-ФЗ ставит грань по снижению цены контракта во время аукциона? Какие существуют антидемпинговые меры?

Демпинг — это продажа товаров по искусственно заниженным ценам. В 44-ФЗ не предусмотрено технологических запретов по снижению цены во время аукциона. Остается и возможность перехода цены через ноль (ч.23,ст.68).

Снижать цену безнаказанно теперь не получится!

Одной из важнейших новаций № 44-ФЗ являются антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов (ст.37, № 44-ФЗ).

При снижении участником цены на 25% и более, к нему предъявляются дополнительные требования.

Если НМЦ больше 15 млн. , участник аукциона при подписании контракта обязан предоставить полуторакратное обеспечение исполнения контракта;

Если НМЦ до 15 млн. , участник аукциона при подписании контракта может предоставить на выбор:

  • или полуторакратное обеспечение исполнения контракта,
  • или документы, подтверждающие добросовестность.

Что может подтвердить вашу добросовестность?

Например, три контракта, исполненные без штрафов и пеней. Причем, заказчика будут интересовать не просто последние месяц-два, а ваша «репутация» в течение периода не менее чем один год до даты подачи заявки.

Если на вашем счету четыре или более контрактов за год, из них должно быть 75% контрактов без штрафов, а цена одного из контрактов — не менее 20% цены контракта.

Особые случаи:

  • Если проводится конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, заказчик может установить различные значения критериев оценки заявок с ценой снижения до 25% и свыше 25% от НМЦ (ч.7, ст.37);
  • Если закупаются товары для нормального жизнеобеспечения населения (продовольствие, средства для оказания скорой помощи и т д.), кроме обычных антидемпинговых мер (полуторакратное обеспечение исполнения или подтверждение добросовестности участника), все равно необходимо обосновывать снижение цены (ч.9, ст.37).

Кроме того, снижая цену, не забывайте, что Контракт придется исполнять в полном объеме на условиях документации и по цене, которую предложили во время аукциона. Если качество работ не соответствует требованиям, заказчик может не принимать работы, требовать исправить недоделки, начислять пени, штрафы. Если работы так и не выполнены должным образом, можно расторгнуть контракт по суду или в одностороннем порядке с подачей сведений о таком нерадивом участнике в РНП. По новому № 44-ФЗ это полностью лишит участника возможности участвовать в госзакупках на два года.

И еще вопросы о штрафах, секретах и демпинге

Какие именно документы могут подтвердить выполнение контрактов без штрафов и пеней? Справки о стоимости выполненных работ? Достаточно ли будет одной справки от организации, или нужно будет представить исполненные контракты?

А может быть, можно ни в чем не признаваться и никто об этих пенях узнает?

А выполненные контракты все за год, или те, которые поставщик сам выберет для демонстрации своей добросовестности?

И еще ответы

В законе написано: «К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение таким участником в течение не менее чем одного года до даты подачи заявки …» (ч.3, ст.37).

Информация о контрактах должна содержаться в Реестре контрактов на ООС (общероссийский официальный сайт). Заказчик обязан вносить информацию о заключении контракта, о ходе исполнения, о внесении изменений, о факте исполнения контракта. Информация по пеням и штрафам в реестре тоже есть.

Контракты могут быть с разными заказчиками или с одним, это не важно. Главное, что в течение года до подачи заявки все контракты были исполнены добросовестно. Если контрактов за последний год более трех, то 75% из них должны быть исполнены без штрафов и пеней, и хотя бы один из контрактов был не менее 20% стоимости от того контракта, на который вы претендуете.

Пока не ясен вопрос, как будут учитываться контракты и гражданско-правовые договоры до ста тысяч рублей, заключенные по п.14, ч.2, ст.55 №94-ФЗ. В реестр контрактов их вносить не обязательно. Видимо, в этом случае можно будет при необходимости прикладывать копии самих договоров.

Антидемпинговые меры предусмотрены для конкурсов и аукционов (ст.37 № 44-ФЗ).

Хотите знать больше? Пройдите дистанционный онлайн-курс « ». Вы разберетесь в контрактной системе, научитесь готовить заявки для участия в государственных и муниципальных закупках и заключать контракты.