Безопасность КИИ: как определить, что делать и что если не делать. Что сулит закон о безопасности критической информационной инфраструктуры? Федеральный закон 187 фз от 26.07

На сегодняшний день у субъектов КИИ уже должны быть готовы и переданы во ФСТЭК России перечни критически важных объектов. Одни компании смогут сделать это своими силами, другие могут воспользоваться услугами консалтинговых компаний и системных интеграторов. Для приведения систем защиты в соответствие Федеральному закону №187 от 26.07.2017 г. «О безопасности КИИ РФ» нужно провести обследование ИТ-инфраструктуры и запланировать организационные и технические мероприятия. Но, как водится, есть нюансы.

Введение

Еще год назад, когда речь шла о безопасности критически важных объектов, на ум приходила защита промышленных объектов, например гидроэлектростанций, и 31-й Приказ ФСТЭК России. Ситуация изменилась - на самом высшем государственном уровне было решено, что если, например, кибератака остановит на неделю работу крупного банка, то ущерб для людей будет, мягко говоря, значительным. С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон №187 от 26.07.2017 г. «О безопасности КИИ РФ» , вводящий понятие критической информационной инфраструктуры. Кто сегодня подпадает под его действие и какие меры необходимо предпринять для обеспечения безопасности в соответствии с новыми требованиями - расскажем в статье.

187-ФЗ: что такое субъекты и объекты КИИ

Согласно закона «О безопасности КИИ РФ», субъекты КИИ - это государственные органы и учреждения, коммерческие компании или ИП, которым на законных основаниях (например, на правах собственности или аренды) принадлежат информационные системы (ИС), информационно-телекоммуникационные сети (ИТКС) и автоматизированные системы управления (АСУ), использующиеся в определенных сферах деятельности. Эти ИС, ИТКС и АСУ закон называет объектами КИИ, а их совокупность составляет критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации. Под ее безопасностью подразумевается состояние защищенности, обеспечивающее устойчивое функционирование при проведении компьютерных атак, а функции контроля за исполнением закона возложены на ФСТЭК России указом Президента РФ №569 от 25 ноября 2017 г. «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1085 » .

Кого касаются требования 187-ФЗ о безопасности КИИ

Под требования законодательства о безопасности КИИ подпадают субъекты, работающие в сфере атомной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической, химической и оборонной промышленности, здравоохранения, науки, энергетики, транспорта и связи. Субъектами КИИ также являются предприятия топливно-энергетического комплекса и организации из банковской и финансовой сферы.

Чтобы понять, нужно ли вам позаботиться о защите объектов КИИ, придется проверить коды ОКВЭД, уставные документы и выданные на соответствующие виды деятельности лицензии. Если по формальным признакам организация не относится к указанным в ФЗ-187 отраслям, расслабляться не стоит - необходимо проанализировать бизнес-процессы и информационные системы (ИС, ИТКС и АСУ), работающие в регулируемых отраслях.

Как составить перечень объектов КИИ

В первую очередь субъектам необходимо сформировать перечень объектов КИИ и провести их категорирование. Для этого создается специальная комиссия, утверждаемая приказом - в нем обязательно указывается состав комиссии, план мероприятий со сроками исполнения, а также ответственный за взаимодействие со ФСТЭК России (туда отправляется перечень объектов). Необходимо определить выполняемые субъектом КИИ управленческие, производственные, финансовые процессы и выявить среди них критические, нарушение или прекращение которых может привести к масштабным негативным последствиям. Затем нужно выявить объекты КИИ, относящиеся к критическим процессам, составить перечень подлежащих категорированию и передать его ФСТЭК в течение 5 дней с момента утверждения. Согласно решению №59 Коллегии ФСТЭК России от 24.04.2018 , сделать это нужно было до 1 августа 2018 года.

Как определить категории значимости объекта КИИ

Критерии значимости рассмотрены в постановлении Правительства РФ №127 от 08.02.2018 «Об утверждении Правил категорирования объектов КИИ РФ, а также перечня показателей критериев значимости объектов КИИ РФ и их значений» . Критериев всего пять: социальный, политический, экономический, экологический, а также обеспечение обороноспособности, безопасности государства и правопорядка. В каждом критерии выделяется четыре категории: первая (высшая), вторая, третья и самая низшая - без значимости. Последняя применяется, если показатели значимости ниже, чем в третьей категории.

Первое, что нужно сделать, проанализировать уязвимости и смоделировать действия злоумышленников, которые могут привести к возникновению компьютерных инцидентов на объектах КИИ. В результате формируется модель угроз и модель нарушителя. После этого необходимо оценить показатели критериев значимости, установить соответствие объектов КИИ значениям этих показателей и присвоить каждому из объектов одну из категорий значимости (либо принять решения об отсутствии необходимости в присвоении категории).

Показатели значимости подробно расписаны все в том же 127-м постановлении правительства. Если взять, к примеру, социальный критерий, можно говорить об ущербе для жизни и здоровья людей. Третья категория присваивается, если в результате инцидента пострадает один и более человек, а первая - если есть риски для более чем 500 человек. Следующий показатель социального критерия - нарушение или прекращение функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения. Это системы водоснабжения, канализации, теплоснабжения, очистки сточных вод и электроснабжения. Тут категории присваиваются по площади, на которой возникают нарушения. Третья категория - муниципальные образования, а первая присваивается, если происходит выход за пределы субъекта федерации.

Социальный критерий оценивается еще по нескольким показателям: транспорт, сети связи и доступ к государственным услугам. С другими критериями ситуация аналогичная - есть множество показателей, и по каждому из них мы оцениваем категории в соответствии со степенью возможного ущерба: количеству пострадавших, затронутым инцидентом территориям, времени недоступности услуг, снижению дохода, уровню вредного воздействия на окружающую среду и т. д. По результатам составляются акты категорирования объектов КИИ, которые необходимо направить в ФСТЭК в течение 10 дней после подписания (приказ ФСТЭК России №236 от 22.12.2017 «Об утверждении формы направления сведений о результатах присвоения объекту КИИ одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий» ). Категорирование объектов КИИ нужно закончить до 1 января 2019 года.

Оценивая объекты КИИ, выгодно делать их разбивку: если у вас есть один большой объект с множеством критичных систем и разными критериями значимости, для него будет установлена максимальная из всех возможных категория значимости. Если такой объект можно разбить на несколько более мелких, то у них могут быть разные (в том числе и более низкие) категории значимости в соответствии с определенными постановлением правительства критериями и показателями. Такой подход выгоден, поскольку для менее значимых объектов меры по защите будут проще и дешевле.

Как защитить объекты КИИ

Перечень организационных и технических мер по обеспечению безопасности для значимых объектов КИИ есть в приказе ФСТЭК России №239 от 25.12.2017 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности значимых объектов КИИ РФ» . Требования очень серьезные и защита значимых объектов КИИ должна им соответствовать, но для не значимых объектов такие меры не нужны.

Перечень организационных и технических мер по защите значимых объектов КИИ:

  • Идентификация и аутентификация (ИАФ);
  • Управление доступом (УПД);
  • Ограничение программой среды (ОПС);
  • Защита машинных носителей информации (ЗНИ);
  • Аудит безопасности (АУД);
  • Антивирусная защита (АВЗ);
  • Предотвращение вторжений (компьютерных атак) (СОВ);
  • Обеспечение целостности (ОЦЛ);
  • Обеспечение доступности (ОДТ);
  • Защита технических средств и систем (ЗТС);
  • Защита информационной (автоматизированной) системы и её компонентов (ЗИС);
  • Реагирование на компьютерные инциденты (ИНЦ);
  • Управление конфигурацией (УКФ);
  • Управление обновлениями программного обеспечения (ОПО);
  • Планирование мероприятий по обеспечению безопасности (ПЛН);
  • Обеспечение действий в нештатных ситуациях (ДНС);
  • Информирование и обучение персонала (ИПО).

Нелишне будет ознакомиться и с приказом ФСТЭК России №235 от 21.12.2017 «Об утверждении Требований к созданию систем безопасности значимых объектов КИИ РФ и обеспечению их функционирования» . Здесь, в частности, перечислены средства обеспечения безопасности:

  • СрЗИ от несанкционированного доступа (включая встроенные в общесистемное, прикладное программное обеспечение);
  • межсетевые экраны;
  • средства обнаружения (предотвращения) вторжений (компьютерных атак);
  • средства антивирусной защиты;
  • средства (системы) контроля (анализа) защищенности;
  • средства управления событиями безопасности;
  • средства защиты каналов передачи данных.

Все они должны быть сертифицированы на соответствие требованиям по безопасности или пройти оценку соответствия в форме испытаний или приемки в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Как подключиться к НКЦКИ (ГосСОПКА)

Все субъекты КИИ должны подключиться к государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА), даже если у них нет значимых объектов КИИ. В главный центр ГосСОПКА в обязательном порядке будут передаваться данные о связанных с информационной безопасностью инцидентах на объектах КИИ - подчеркиваем, здесь речь идет обо всех объектах, а не только о значимых. Регулирующая процесс законодательная и нормативная база еще не до конца разработана, однако не так давно приказом ФСБ РФ от 24.07.2018 № 366 «О Национальном координационном центре по компьютерным инцидентам» была учреждена новая структура. НКЦКИ будет координировать мероприятия по реагированию на инциденты, осуществлять обмен информацией об атаках между субъектами КИИ и другими организациями, а также займется методическим обеспечением. Центр будет получать от субъектов КИИ и других организаций данные для передачи в ГосСОПКА, в его задачи также войдет определение форматов обмена информацией и технических параметров компьютерного инцидента, передаваемых в ГосСОПКА.

Какова ответственность за нарушения?

Если вы не успели отправить в ФСТЭК перечень объектов КИИ, никакой ответственности за это не предусмотрено. Но ФЗ-187 действует с начала 2018 года, и если произойдет инцидент, а необходимые меры по защите не были приняты, последствия для субъекта КИИ будут серьезными - в уголовный кодекс уже внесены соответствующие изменения. Согласно ст. 274.1 УК РФ за создание, распространение и (или) использование ПО или иной компьютерной информации для неправомерного воздействия на КИИ предусмотрены принудительные работы на срок до 5 лет или до 5 лет лишения свободы, а также штраф до 1 млн рублей. Неправомерный доступ к информации КИИ, если он повлек вред, будет наказан принудительными работами сроком до 5 лет, до 6 лет лишения свободы и штрафами до 1 млн рублей.

Есть ответственность и для субъектов КИИ. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой законом информации КИИ либо правил доступа, если оно повлекло причинение вреда для КИИ, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет, лишением свободы до 6 лет, запретом на определенные виды деятельности на срок до 3 лет для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или запретом занимать определенные должности для физических лиц на тот же срок.

У этой статьи есть усиление. Если преступление совершено группой лиц или с использованием служебного положения, оно наказывается лишением свободы на срок до 8 лет, а также запретом на определенные виды деятельности (юридические лица и ИП) или запретом занимать определенные должности (физические лица) на срок до 3 лет. В случае тяжких последствий максимальный срок лишения свободы увеличивается до 10 лет, а запрет на виды деятельности и должности - до 5 лет.

Выводы

Правила игры изменились. Нравится нам это или нет, защита важной для жизнедеятельности людей и безопасности страны информационной инфраструктуры больше не является личным делом ее владельцев. У субъектов КИИ уже должны быть готовы (и переданы в ФСТЭК России) перечни объектов. Практика показывает, что далеко не все успели это сделать - стоит поторопиться и заняться категорированием. Крупные организации могут иметь соответствующие компетенции, чтобы провести все мероприятия самостоятельно, но для небольших это станет серьезной проблемой - на выручку придут консалтинговые компании и системные интеграторы. Для приведения систем защиты в соответствие ФЗ-187 нужно провести обследование ИТ-инфраструктуры и сформировать дорожную карту работ, включающую перечень организационных и технических мероприятий. Время на это пока еще есть, но его осталось уже не так много, стоит поспешить.

Среди достаточно большого числа законодательных ИТ/ИБ-новшеств, вступивших в силу в 2018 г., можно выделить Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» . Его актуальность видна уже потому, что он принят в виде самостоятельного закона, а не поправок к ранее действовавшим документам. Но это же показывает, что речь идет о регулировании новой (для законодательства) ИТ-сферы, а потому можно ожидать, что процесс практического применения закона будет проходить вполне естественную «притирку».

С вопросами о том, как 187-ФЗ может повлиять на развитие ситуации на корпоративном ИТ/ИБ-рынке, о перспективах его применения, возможных проблемах и вариантах их решения, мы обратились к ряду экспертов.

Что регулирует новый закон

Одна из главных новаций закона - механизм реализации «Государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» (ГосСОПКА), которая, по-видимому, должна взять под государственный контроль все уже существующие системы ИБ и стать единым центром управления всем этим хозяйством.

Закон расширяет перечень информационных систем (для них вводится понятие «критическая информационная инфраструктура», КИИ), к которым предъявляются обязательные требования по безопасности со стороны государства и владельцы которых теперь несут ответственность, в том числе уголовную. Как пояснил директор по методологии и стандартизации Positive Technologies Дмитрий Кузнецов, под КИИ понимаются ИТ-системы государственных и коммерческих организаций, сбои в которых (в том числе в результате хакерских атак) могут привести к тяжелым социальным, политическим, экологическим и прочим последствиям.

С точки зрения директора по ИБ компании РТ-ИНФОРМ (Центр компетенций по ИТ и ИБ госкорпорации Ростех) Александра Евтеева, важным является то, что закон определяет порядок категорирования значимых объектов КИИ, порядок госконтроля в области обеспечения их безопасности, права и обязанности организаций, которым принадлежат субъекты КИИ.

В плане регулирования отношений в области обеспечения безопасности КИИ в условиях проведения хакерских атак закон выделяет два направления - обеспечение безопасности и противодействие атакам. В этом связи директор департамента ИБ компании «Сервионика» (ГК «АйТеко») Василий Степаненко напоминает, что в соответствии с Указом Президента РФ от 25.11.2017 № 569 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности КИИ, является ФСТЭК России, а согласно Указу Президента РФ от 15.01.2013 № 31с полномочия по созданию ГосСОПКИ возложены на ФСБ России.

«ГосСОПКА должна контролировать степень защищенности критической информационной инфраструктуры РФ от компьютерных атак, - отметил Дмитрий Огородников, директор по развитию Angara Technologies Group. - При этом до сих пор не было четкого понимания, кто должен конкретно подключаться к этой системе. Теперь, с выходом 187-ФЗ, появилась ясность в данном вопросе. А именно, в законе указали, что к ГосСОПКЕ должны подключаться все субъекты КИИ, причем вне зависимости, есть ли у них значимые объекты КИИ или нет».

Начальник информационно-аналитического управления Московской городской Думы Антон Таран среди ключевых идей закона выделяет необходимость создания единого центра мониторинга и управления ИБ для важных с точки зрения государства ИТ-систем. «Сегодня центральная власть может не знать, что на какой-нибудь центр управления ТЭЦ в Ханты-Мансийске напали хакеры и вывели на два часа из строя систему пожаротушения. А теперь будут знать и как-то реагировать», - пояснил он.

Действительно, теперь закон напрямую обязывает службы ИБ таких объектов передавать информацию о зафиксированных атаках в ФСБ. Генеральный директор R-Vision Александр Бондаренко считает, что это позволит наладить обмен информацией между специалистами по ИБ и в целом повысит уровень защищенности объектов КИИ.

Что предстоит сделать субъектам КИИ и регуляторам для реализации закона

«В части ФСТЭК всем субъектам КИИ необходимо будет выполнить ряд мероприятий, в том числе выделение и категорирование объектов КИИ, выполнение требований по безопасности. Но у большинства организаций на сегодняшний день уже реализованы определенные меры безопасности (например, в соответствии с нормативными актами по ГИС и/или ПДн), поэтому им потребуется соотнести имеющуюся систему защиты информации с требованиями ФСТЭК в части КИИ и при необходимости ее доработать», - считает Дмитрий Огородников. В части ФСБ, добавил он, потребуется провести работы по подключению к ГосСОПКЕ, что, наверно, является самым обременительным мероприятием.

«Сейчас мы ждем утверждения правительством правил категорирования объектов КИИ, а также утверждения требований ФСТЭК по внедрению мер по защите информации на объектах КИИ в зависимости от присвоенной категории, - рассказал руководитель направления ИБ компании „Системный софт“ Яков Гродзенский. - После того, как эти документы будут утверждены, видимо определенное время займет у ФСТЭК работа по категорированию объектов КИИ. После этого начнется массовое внедрение соответствующих решений».

«В соответствии с приказом ФСТЭК № 227 от 6.12.2017 об утверждении порядка ведения реестра КИИ данный реестр будет закрытым. Сведения из него направляются в ГосСОПКУ, а также могут предоставляться только государственным органам или российским юридическим лицам, выполняющим функции по разработке, проведению или реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию в установленной сфере», - отметил Дмитрий Огородников. Добавим, что в соответствии с Указом Президента от 02.03.2018 № 98 сведения, раскрывающие меры по обеспечению безопасности КИИ, а также сведения, раскрывающие состояние ее защищенности, отнесены к государственной тайне.

Совершенно определенном можно сказать, что реализация 187-ФЗ потребует от участников рынка дополнительных усилий, в том числе финансовых затрат.

«В силу того, что количество объектов и организаций, которые подпадают под действие данного закона, внушительно, а уровень обеспечения ИБ на них не очень высокий, это потребует серьезных инвестиций в безопасность. Таким образом, обеспечение защиты объектов КИИ может стать очередным драйвером рынка, каким в свое время стал пресловутый закон о персональных данных», - уверен Александр Бондаренко.

«На рынке ИБ появится новый вид услуг, ориентированных на приведение в соответствие требованиям ФСТЭК в части КИИ, а также услуги по подключению к ГосСОПКЕ. Здесь возможны различные варианты: создание ведомственных центров, подключение к корпоративным центрам и т. д. Все варианты также потребуют закупки соответствующих средств защиты информации», - полагает Дмитрий Огородников.

По словам Якова Гродзенского, организациям, подпадающим под определение субъектов КИИ, неминуемо придется создавать центры ГосСОПКИ в своей инфраструктуре. В связи с этим будет необходимо реализовать интерфейс обмена информацией с Головным центром. «В том числе на основе уже существующих решений отечественных разработчиков нужно внедрить систему учета инцидентов и реагирования на них (IRP), основанную на SIEM-решениях, которые являются частью SOC организации. Кроме того, необходимо проводить анализ защищенности инфраструктуры и внедрить решения по повышению осведомленности сотрудников по вопросам ИБ», - пояснил он.

«Для поставщиков средств безопасности закон несет позитивные новости, но как это отразится на ИТ-рынке - сказать сложно, ведь вполне возможно, что дополнительные усилия в направлении безопасности будут реализовываться за счет сокращения активности по другим ИТ-проектам», - делится своими опасениями Антон Таран.

Но Александр Евтеев высказывает мнение, что реализация закона скажется позитивно на деятельности организаций, которые сегодня зачастую несут прямые потери от своего невнимания к проблемам безопасности: «В последние годы существенно увеличилось число инцидентов, связанных с компьютерными атаками, злоумышленники постоянно находят новые способы атак. Тенденция последних лет к ужесточению требований ИБ, особенно для госсектора и КИИ, является необходимой ответной мерой».

По-видимому, одним из важных направлений, которые попадают в поле применения 187-ФЗ, являются системы управления технологическими процессами. На это, в частности, обращает внимание Дмитрий Кузнецов: «Владельцы промышленных предприятий и разработчики средств промышленной автоматизации осознали, насколько промышленность уязвима к атакам, и сейчас происходит кооперация между производителями систем АСУ ТП и компаниями, специализирующимися на анализе защищенности таких систем».

В свою очередь, Василий Степаненко отмечает, что закон подразумевает не проведение некоторой одноразовой акции по усилению безопасности ИТ-систем, а постоянную работу в этом направлении: «Заказчикам нужно теперь постоянно разрабатывать и осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности, планировать бюджеты на это, информировать ФСБ об инцидентах, расследовать инциденты и оказывать содействие представителям ФСБ и ФСТЭК». По его словам, аттестация КИИ будет проходить не в привычном формате выдачи аттестата соответствия, а в виде проверки выполнения установленному ФСТЭК минимуму требований и постоянной оценки эффективности мер защиты со стороны ФСБ.

Все ли гладко в 187-ФЗ?

Опыт предыдущих лет показывает, что реализация принятых законов в области ИТ порой проходит довольно сложно. Оказывается, что какие-то положения принятых актов трудновыполнимы на практике, а каким-то важным аспектам законодатели уделили недостаточное внимание или вовсе упустили их из виду. Регулярно возникает и проблема финансирования исполнения требований закона.

«Качество 187-ФЗ - не лучше и не хуже аналогичных законов, связанных с ИТ, - отмечает Антон Таран. - Есть не до конца проработанные определения, допускающие неоднозначные толкования. Есть размытость формулировок. Как обычно бывает, довольно подробно прописаны алгоритмы администрирования и функционал уполномоченных органов, поскольку от этого зависит дальнейшее нормотворчество и зоны ответственности, а соответственно и бюджетополучатели. Пока не понятно, каковы будут затраты бюджета на создание и функционирование системы. Учитывая, что законом предусмотрено создание национального координационного центра по компьютерным инцидентам, затраты все же предстоят. Если только это не будет виртуальный центр».

С тем, что исполнение потребует существенных затрат как со стороны владельцев информационных систем, так и со стороны государства, согласны все эксперты. Но Дмитрий Кузнецов уверен, что такие расходы просто необходимы: «Проблема ИБ многими организациями игнорировалась. Необязательность защиты привела к тому, что во многих жизненно важных информационных системах отсутствуют элементарные механизмы защиты. Болезнь стала запущенной, и сейчас ее лечение требует серьезных усилий».

Александр Бондаренко видит потенциальную проблему закона в том, что на его внедрение в реальную жизнь потребуется несколько лет, так как критические объекты в силу своих особенностей потребуют серьезной адаптации существующих механизмов защиты.

То, что государство в столь явном виде проявило озабоченность вопросами безопасности КИИ, - хорошо. Но Василий Степаненко видит проблему 187-ФЗ в том, что он, по его мнению, плохо состыкован с другими законами, которые уже давно действуют в ряде отраслей, обозначенных как потенциальные субъекты КИИ. Не ясно пока и с ответственностью по исполнению требований закона, например, где лежит зона ответственности руководителя субъекта, а где - иных должностных лиц. Не все понятно и с финансированием. «Обязать всех выделять бюджеты и бояться проверок можно, но без должного финансирования, в том числе со стороны государства, сложно добиться реальных результатов», - считает эксперт.

Что же касается перспектив закон, то, по мнению Антона Тарана, об этом говорить пока сложно. С одной стороны, чисто теоретически, систематизация, координация и стандартизация никому еще не вредили, и если будущая система будет реально работать, а издержки для экономики субъектов КИИ не будут превышать потенциальные риски, то можно ожидать повышения уровня безопасности. С другой, говорить об оценке эффективности закона будет очень сложно, пока не будут определены количественные показатели обеспечения безопасности.

Главную же проблему закона он видит в издержках для бизнеса. Ведь отдельно взятый субъект вполне способен обеспечить себя защитой от компьютерных атак и в целом должен владеть технологиями ИБ не хуже государства. Создание же дополнительных организационных и, возможно, материальных затрат для любого бизнеса должно компенсироваться дополнительными доходами, при этом есть риск, что дополнительные затраты не будут компенсированы повышением уровня безопасности.

В целом все эксперты согласны с тем, что практическая реализация закона в решающей степени будет зависеть от системы последующий нормативных подзаконных актов, которые в том числе должны определить ответственность тех или иных лиц за исполнение закона.

Во второй половине 2018 года оформилась нормативная база в теме КИИ. Это дает нам возможность ответить на все основные вопросы.

Для начала определимся с основными понятиями.

Что такое критическая информационная инфраструктура?

Критическая информационная инфраструктура – это информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, а также сети электросвязи, используемые для организации их взаимодействия. Ключевым условием отнесения системы к КИИ является ее использование государственным органом или учреждением, либо российской компанией в следующих сферах:

  • здравоохранение,
  • наука,
  • транспорт,
  • связь,
  • энергетика,
  • банковский (финансовый) сектор,
  • топливно-энергетический комплекс,
  • атомная энергетика,
  • оборонная промышленность,
  • ракетно-космическая промышленность
  • горнодобывающая промышленность,
  • металлургическая промышленность
  • химическая промышленность

Также к КИИ будут относиться системы, которые на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат российской компании или ИП, и обеспечивают взаимодействие указанных выше систем или сетей.

Понятие критической информационной инфраструктуры раскрыто в Федеральном законе №187-ФЗ от 26.07.2017 «О безопасности критической информационной инфраструктуры» .

О чем говорит 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры»?

187-фз является базовым документом для всей тематики КИИ.

  • Вводит основные понятия
  • Создает основу правового регулирования
  • Определяет принципы обеспечения безопасности КИИ
  • Вводит понятие Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (далее – ГосСОПКА)
  • Вводит основу для создания Национального координационного центра по компьютерным инцидентам (далее — НКЦКИ)
  • Описывает полномочия Президента и органов госвласти в области обеспечения безопасности КИИ
  • Содержит базу для определения категорий объектов КИИ
  • Создает законодательную основу ведения реестра значимых объектов КИИ
  • Определяет права и обязанности субъектов КИИ
  • Определяет задачи и требования системы обеспечения безопасности значимого объекта КИИ
  • Закладывает основу оценки безопасности КИИ
  • Распределяет права и обязанности по государственному контролю

Что такое ГосСОПКА?

ГосСОПКА — это единый территориально распределенный комплекс, включающий силы и средства, предназначенные для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты.

Данное определение мы видим в 187-ФЗ.

По своей сути, ГосСОПКА является территориально распределенной совокупностью центров (сил и средств), в числе которых - Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам .

Если обобщить, то структура ГосСОПКА выглядит следующим образом:

Подробности можно получить из следующих документов:

  • Указ Президента РФ от 15 января 2013 г. № 31с «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации»
  • «Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 03.02.2012№803)
  • «Концепция государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 12.12.2014№ К 1274)
  • Методические рекомендации по созданию ведомственных и корпоративных центров государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации

Что такое НКЦКИ?

Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам – структура, отвечающая за обеспечение координации деятельности субъектов КИИ, является составной частью ГосСОПКА.

Создана приказом ФСБ России №366 от 24 июля 2018 года «О Национальном координационном центре по компьютерным инцидентам».

В функции НКЦКИ входит:

  • Координация мероприятий и участие в мероприятиях по реагированию на компьютерные инциденты
  • Организует и осуществляет обмен информацией о компьютерных инцидентах
  • Осуществляет методическое обеспечение
  • Участвует в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак
  • Обеспечивает информирование о компьютерных атаках
  • Собирает и анализирует информацию о компьютерных инцидентах и атаках

1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», который касается не только госучреждений и коммерческих организаций, но и индивидуальных предпринимателей.

Суть новой законодательной инициативы раскрывает Василий Степаненко , директор департамента информационной безопасности компании «Сервионика», входящей в группу «АйТеко».

Каковы предпосылки принятия нового федерального закона? Одна из причин - рост рисков, связанных с безопасностью данных. По оценкам ФСБ России, в 2016 году было совершено порядка 70 миллионов попыток атак на объекты критической информационной инфраструктуры РФ, и 2/3 из них - атаки, совершенные из-за границы.

Четверть целевых кибератак, зафиксированных «Лабораторией Касперского», были направлены на промышленные компании. По наблюдениям экспертов в сфере информационной безопасности, в 2017-м число APT-атак выросло в два раза, а среднее время присутствия злоумышленника в инфраструктуре - от вторжения до обнаружения - составляет три года.

Что предстоит усовершенствовать? Во-первых, ГосСОПКА - государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ.

Во-вторых, защищенность информационных систем госорганов, включая усиление персональной ответственности руководства за обеспечение ИБ. Именно эти два пункта в значительной мере реализованы в федеральном законе о безопасности КИИ, принятом летом 2017 года.

На какие отрасли распространяется 187-ФЗ? Новый закон охватывает здравоохранение, науку, транспорт, связь, энергетику, банки, финансы, ТЭК, атомную энергетику, оборонную, ракетно-космическую, горнодобывающую, металлургическую и химическую отрасли промышленности.

К субъектам КИИ относится любое юридическое лицо, обладающее информационной системой, используемой в одной из этих отраслей. К значимым объектам КИИ, распределенным на три категории, относятся все информационные системы, инциденты с которыми могут нарушить выполняемые ими социально-значимые функции и нанести значительный ущерб.

К ним предъявляются наиболее серьезные требования по обеспечению ИБ, неисполнение которых может повлечь серьезные последствия вплоть до уголовного наказания.

Как исполнение положений закона будет регулироваться и контролироваться? Закон определяет четырех регуляторов: ФСТЭК (Федеральную службу по техническому и экспортному контролю) и ФСБ как основных, Банк России и Минкомсвязь как дополнительных, согласовывающих требования по обеспечению безопасности объектов КИИ для своей сферы регулирования.

Функции ФСТЭК состоят в категорировании и ведении реестра значимых объектов КИИ, разработке требований по обеспечению информационной безопасности объектов КИИ и контроле их выполнения. ФСБ отвечает за практические аспекты безопасности, являясь главным центром ГосСОПКА.

Что необходимо сделать субъекту КИИ, чтобы выполнить требования закона? Самостоятельно провести категорирование всех своих объектов КИИ и сообщить о них в письменной форме в ФСТЭК для внесения сведений в реестр значимых объектов КИИ.

Реагировать на компьютерные инциденты, незамедлительно информируя о них ФСБ и оказывая содействие должностным лицам в деятельности, связанной с предупреждением, обнаружением и ликвидацией последствий инцидентов. Обеспечивать выполнение порядка, технических условий установки и эксплуатации технических средств ГосСОПКА.

Как будет осуществляться надзор за выполнением законодательных требований? ФСТЭК будет следить за правильностью категорирования объектов КИИ и выполнением требований к обеспечению информационной безопасности значимых объектов.

Плановые проверки будут проводиться каждые 3 года, внеплановые - по произошедшим инцидентам, поручениям президента и правительства или по требованию прокуратуры.

Оценка безопасности объектов КИИ будет осуществляться органами ФСБ. ФСБ будет производить анализ сведений от технических средств ГосСОПКА, из реестра значимых объектов КИИ, сведений, предоставляемых субъектами.

Что будет, если нарушить этот закон? Невыполнение обязанности по категорированию и предоставлению сведений об отдельных объектах КИИ не преследуется по закону, однако невыполнение требований по обеспечению безопасности КИИ, в том числе повлекшее за собой тяжкие последствия или угрозу их возникновения, наказуемо.

Насколько сложно реализовать требования нового закона на практике? Большинство российских промышленных компаний тратят сегодня на информационную безопасность менее 50 млн рублей в год.

При этом опрошенные в ходе исследования «Сколько стоит безопасность» руководители 27% организаций оценили в аналогичную сумму потери от одного дня простоя инфраструктуры из-за кибератаки. Во многих компаниях нет отдельного бюджета на обеспечение информационной безопасности: он является частью ИТ-бюджета, составляя не более 20% от него.

Для реализации требований 187-ФЗ и подзаконных актов регуляторов требуются значительные средства, и руководителям субъектов КИИ необходимо как-то выходить из ситуации. На сегодняшний день один из наиболее обсуждаемых вариантов решения проблемы обеспечения полноценной защиты объектов КИИ - подключение их к корпоративным центрам реагирования (Security Operations Center - SOC).

Они предоставляют полный спектр услуг по мониторингу и администрированию систем защиты информации, выявлению и реагированию на инциденты. Такой подход, возможно, станет одним из важных трендов в области ИБ в России.

Услуги SOC позволят субъектам КИИ более экономно реализовать требования нового закона. С вступлением 187-ФЗ в силу обеспечение информационной безопасности становится непрерывным процессом, а не «заморозкой» системы в эталонном состоянии.

2 августа 2019 , Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон, направленный на совершенствование системы межбюджетных отношений Федеральный закон от 2 августа 2019 года №307-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 24 октября 2018 года №2288-р. Федеральным законом уточняются условия и порядок распределения и предоставления межбюджетных трансфертов. Уточняются положения, регулирующие вопросы предоставления субвенций бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета, в том числе в форме единой субвенции.

2 августа 2019 , Демографическая политика Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменении порядка установления ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого или второго ребенка Федеральный закон от 2 августа 2019 года №305-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 мая 2019 года №1092-р. Федеральным законом изменяется критерий нуждаемости, в соответствии с которым гражданам будет назначаться ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка. С 1 января 2020 года право на получение такой выплаты получат семьи, у которых размер среднедушевого дохода не будет превышать двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Федерации. Кроме того, такая ежемесячная выплата будет производиться гражданам до достижения ребенком возраста трех лет.

2 августа 2019 , Оборот лекарств, медицинских изделий и субстанций Президент России подписал Федеральный закон об уточнении норм, касающихся обращения лекарственных средств для ветеринарного применения Федеральный закон от 2 августа 2019 года №297-ФЗ. Федеральным законом, в частности, Россельхознадзор наделяется правом на проведение контрольной закупки лекарственных препаратов для ветеринарного применения, находящихся в обращении. Минсельхоз России наделяется полномочиями по утверждению порядка назначения лекарственных препаратов для ветеринарного применения, утверждению формы рецептурных бланков на эти лекарственные препараты, порядка их учета и хранения.

2 августа 2019 , Антитеррористическая безопасность Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменениях в правовом регулировании вопросов обеспечения транспортной безопасности Федеральный закон от 2 августа 2019 года №270-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 21 марта 2015 года №469-р. Федеральным законом, в частности, устанавливается, что в число основных задач обеспечения транспортной безопасности входит категорирование объектов транспортной инфраструктуры, а также оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих категорированию, и судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами.

2 августа 2019 , Общие вопросы промышленной политики Президент России подписал разработанные Правительством федеральные законы о совершенствовании механизма специальных инвестиционных контрактов Федеральные законы от 2 августа 2019 года №290-ФЗ, №269-ФЗ. Проекты федеральных законов были внесены в Госдуму распоряжениями Правительства от 13 апреля 2019 года №722-р, №723-р. В целях развития высокотехнологичного производства и совершенствования механизма заключения СПИК, уточняются требования к контракту и его сторонам, предмет и содержание, порядок заключения, изменения, расторжения и прекращения действия контракта. Для налогоплательщиков – участников СПИК налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%.

2 августа 2019 , Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит Президент России подписал Федеральный закон о расширении списка продовольственных товаров, облагаемых НДС Федеральный закон от 2 августа 2019 года №268-ФЗ. В список продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость при их реализации по налоговой ставке 10%, включаются фрукты и ягоды, в том числе виноград.

2 августа 2019 , Земельные отношения. Кадастровая система. Недвижимость. Оценочная деятельность Президент России подписал Федеральный закон об уточнении порядка оформления прав на садовые дома и другие объекты недвижимости Федеральный закон от 2 августа 2019 года №267-ФЗ. До 1 марта 2021 года допускается проведение государственного кадастрового учета или регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, на основании только технического плана, подготовленного в соответствии с декларацией об объекте, составленной владельцем земельного участка, и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимости.

2 августа 2019 , Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки Президент России подписал Федеральный закон об уточнении требований к иностранным платежным системам Федеральный закон от 2 августа 2019 года №264-ФЗ. Федеральным законом устанавливаются требования к иностранным платежным системам, функционирующим в России, и к правилам иностранной платежной системы, включая систему управления рисками и требования к защите информации.

2 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Президент России подписал Федеральный закон о правовом регулировании деятельности операторов инвестиционных платформ Федеральный закон от 2 августа 2019 года №259-ФЗ. Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ, а также устанавливаются правовые основы деятельности операторов таких платформ. При этом под инвестиционной платформой понимается информационная система в интернете, которая используется для заключения договоров инвестирования.

Президент России подписал Федеральный закон об изменениях в законодательстве в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности Федеральный закон от 26 июля 2019 года №241-ФЗ. Федеральным законом в отношении многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70% и которые не включены в региональную программу капремонта общего имущества, а также в отношении домов, включенных в программу реновации, исключаются требования по обязательному учёту производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учёта. 1