Блудная страсть как бороться. – Все будут «пребывать как ангелы»? Различие в согласии помыслов и преклонении воли

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Страсть – это извращение человеком своей естественной способности. Но, помимо страстности, человек в блуде грешит и грехом смерти.

Что такое смертный грех? Апостол Иоанн Богослов говорит, что «есть грех к смерти, а есть грех не к смерти». Так вот грех смерти – это тот, который, во-первых, убивает душу человека. Во-вторых, этот грех дает право демонам вопить к Богу, дабы Он лишил этого человека жизни за подобное преступление. К этому греху, в первую очередь, относится – блуд.

Если человек не покается и не изменит своей жизни, то, как правило, он умирает неестественной смертью, то есть не своей смертью: насильственной или внезапной, не подготовившись, без покаяния и прощения.

Термин «блудодеяние» переводится как половое распутство или разврат. Но в русской транслитерации слово «блуд» означает – блуждать, заблуждаться. Что показывает, что такой человек имеет в себе полное неведение или заблуждение, беспутие, то есть это человек, который не имеет духовного пути. Это выражается в таком понятии, как «духовный блуд».

Блуд телесный – под ним подразумеваются половые отношения до брака, то есть гражданский брак и прочее, что сегодня очень распространено среди молодежи. Молодые люди аргументируют это тем, что хотят узнать друг друга получше, пожить вместе, а вдруг они не подойдут или, наоборот, убедятся, что подойдут. Но, сколько я замечал, даже с советских времен, такие пары до регистрации в ЗАГСе жили очень хорошо и дружно, детей рожали и тому подобное. Но стоило им оформить свой брак официально, как он не продолжался и пяти лет. Сам гражданский брак не может дать человеку всю полноту ощущений законного брака, когда ты хочешь проверить, уживетесь ли вы – это просто невозможно. Это все равно, что проверить себя сможешь ли ты быть священником. Без таинства этого узнать никак нельзя. Так и брак – это тоже таинство, это Божие благословение на Вашу совместную жизнь, а без него это просто блуд, смертный грех и не более того. Что касается официальной позиции Церкви о гражданском браке, то Она его признает, но как не совершенный, так как нет на него Божьего благословения. Однако под гражданским браком Церковь подразумевает не сожительство, а зарегистрированный брак в ЗАГСе. И такой брак уже не является блудом, и тот, кто называет его грехом, сам грешит, поскольку ни один священник не имеет права совершить таинство венчания, если пара не зарегистрировалась в ЗАГСе.

Прелюбодеяние – это когда один из супругов изменяет другому. К ним относятся и так называемые «шведские семьи» – это когда живут вместе двое мужчин и одна женщина, или наоборот, или же когда сходятся две семьи для взаимной измены – это все прелюбодеяние.

Следующее проявление блудной страсти – ночные или же нет истечения семени. Проблемы это знакома тем, кто долго воздерживается и потому подвержен бесовским нападкам.

Рукоблудие или малакия – очень распространенный вид блудной страсти. В советское время врачи стали рекомендовать мужчинам такую практику снятия напряжения, стресса или депрессии, аргументируя тем, что это полезно для организма. Все это мы слышим и сейчас, а ведь, попробовав хоть раз, уже остановиться очень тяжело, особенно для молодежи, в период роста, как физического, так и эмоционального.

Наиболее коварный вид блудной страсти у человека проявляется во влечении к своему полу или содомия, так и среди женщин. Также к этому пункту я бы отнес и педофилию – это влечение взрослого человека к малолетним детям или несовершеннолетним подросткам. Эти явления получили очень широкое распространение, я бы даже сказал, повсеместное. Люди уже не понимают, что творят, настолько они ослеплены своими низменными желаниями и инстинктами.

Скотоложство – это крайняя степень блудной страсти.

Как рождается грех блуда.

Прежде всего, это волеизъявление самого человека. Без нашего согласия, без нашей воли – это невозможно.

Продолжение рода – наше естественное желание, но когда мы делаем из этого источник наслаждения – это уже грех и похоть. Этот грех отнюдь не удел лишь взрослых, нередко можно слышать, что блудные или даже извращенные помыслы посещали человека, когда ему было 5-10лет, то есть еще до полового созревания. Грех – это тайна и личный выбор каждого человека. Мы можем лишь молиться о своих чадах и воспитывать их в нравственности, но это не дает нам 100% гарантии их праведности в будущем. Здесь тайна, здесь Промысел Божий.

И необходимо помнить историю Ноя и его сына Хама, который увидел наготу своего отца. А что сейчас творится! Например, многие берут с собой детей мыться в баню, – мол, а что туту такого, они же еще маленькие. И никто не понимает, что этим мы сами растлеваем своих детей.

«Подобное стремится к подобному, так и плоть желает плоти» - говорит Прп. Иоанн Лествичник. На грех необходимо внутреннее согласие, после которого появляется желание, которое выражается в похоти, что подталкивает нас на действие, будь то насилие или преступление.

Причины, по которым происходит блуд в человеке

Испорченность человеческой природы после грехопадения – она восстала против человека, и мы обречены вести с ней постоянную войну. И это тело мы получаем от наших родителей и передаем его своим детям. Наша природа склонна к греху и удобопоползновенна к пороку, то есть разумом мы понимаем, но тело требует, бунтует против воли. И кто одержит победу?

Пороки воспитания. Знаете, есть известная поговорка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Наш личный пример, то, как мы живем, наше поведение – все это отпечатывается в душе ребенка, и потом он подражает своим родителям.

Соблазны мира сего – это целая река порока.

Духовные причины блудного греха

Безверие – ведь именно оно является главной причиной греха. И это касается и тех, кто живет церковной жизнью. Безверие так в нас укоренилось, что стало привычкой, мы уже его и не замечаем. Мы постимся, причащаемся, молимся, ходим на службы – а где вера?! Ведь мы живем мирскими мечтами, забавами, грехами.

Следующая причина – чревоугодие. Блуд базируется на чреве, когда чрево пресыщено, человек получает лишние соки, как говорит Свт. Феофан Затворник, а лишние соки возбуждают природу человека.

Нескромность рук и глаз. Человек должен следить за своим зрением и не засматриваться на людей противоположного пола. Когда мы просто смотрим на человека – это ладно, но как только мы вынесли свое суждение о его привлекательности или красоте, то здесь уже открывается широкая дорога для греха. Людям, состоящим в браке, проще в этом отношении, так как они нашли своих спутников по жизненному пути, и они уже трудятся, чтобы сохранить свой брак и приумножить любовь. А люди холостые, которые еще в поиске своих избранников, те вынуждены смотреть, оценивать, искать. Здесь главное не привыкнуть к этому, Господь еще до сотворения всего видимого избрал для каждого из нас сотрудников на этом жизненном пути. Если мы позволим Богу, если мы будем верить в его промысел, Его любовь к нам, то мы не пропустим свою половинку, так как они созданы друг для друга. К сожалению, очень часто мы не позволяем Богу этого сделать, и делаем все по-своему, за что часто и скорбим.

Многие Святые отцы запрещали ходить, особенно холостым, в общественные бани.

Лучше всего воздержаться от ненужных искушений. Вспомните житие Прп. Антония Великого, когда он вместе со своим учеником переходил реку, то они разделились, чтобы никто не смог рассмотреть нагое тело другого, а когда перешли, то оделись и опять соединились для дальнейшего путешествия. Так как нельзя смотреть на нагое тело другого человека и не причинить вреда своей душе.

Что касается рук, то здесь кроется много опасностей. Многие Святые отцы, такие, как Прп. Иоанн Лествичник и Прп. Ефрем Сирин, особо отмечали тот факт, что когда человек моется, он не должен рассматривать свое тело, касаться своих интимных мест, растягивать этот процесс. Так как при этом люди, которые ведут целомудренный образ жизни, могут очень легко возбудиться от собственных прикосновений, и тогда греха не избежать.

Для женатых – это не столь актуально, но людям холостым – это очень важно.

У людей, которые избрали путь монашества и аскетизма, есть очень уязвимое место, через которое блудная страсть может проникнуть в их душу, – это любовь к сладкой, вкусной пище или гортанобесие. Это случается в начале иноческого пути, а когда инок уже обрел некоторый духовный опыт, то блуд ищет другой путь – это высокоумие.

Если монах не обрел смирения, то Господь посылает ему блудные искушения, дабы смирить. Третья причина блудных искушений у подвижников – это если они осуждают своих ближних. Авва Евагрий и другие Святые отцы пишут, что, осуждая ближних, сам впадаешь в этот грех. Осуждение убивает в человеке любовь. Каждый из нас любит своего ребенка, несмотря ни на что, даже если он что-нибудь натворит, подерется или еще что – либо. Мы все равно его любим, защищаем, выгораживаем, прощаем. А если что-нибудь сделает чужой ребенок – сразу негодуем, осуждаем и его родителей затронем, как они плохо воспитывают свое чадо и т.д. Осуждение в человеке убивает не только любовь, но и молитву, благоговение, – это очень коварная страсть и с ней надо быть начеку.

Признаки блуда

Сытое чрево – это первый признак того, что человека ждет блудное искушение.

Мечтательный сон , долгий сон или наоборот бессонница (когда человек лежит и мечтает) – все это следствие объедения.

Нехватка сна – когда человек не высыпается, тоже будет борение страсти.

Обессиливание – человек, который часто предается блудной страсти, теряет свои силы, как физические, так и духовные.

Противление к молитве . Печаль, уныние, беспросветная тьма – это состояние крайнего отчаяния, поскольку душа у человека умирает. Умирает от истощения духовных сил, Божьей благодати. Блуд уничтожает нас изнутри, а после этого приходит бес отчаяния и заполняет все собой, толкая человека на самоубийство.

Свободное обращение с ближними (особенно с противоположным полом) – когда человек развязно ведет себя с окружающими его людьми. Авва Дорофей советовал вообще не смотреть в лицо своему собеседнику, а смотреть в землю, т.к. он учил своих учеников, что, разговаривая с другим человеком, ты разговариваешь с образом Божиим, то есть с Богом. Поэтому он учил благоговению в общении между людьми. В современном обществе уже и уважение-то редко услышишь в голосе, не то что благоговение.

Частые ночные осквернения – то есть если более одного раза в месяц с человеком случается подобное, то с уверенностью можно сказать, что блудная страсть в нем прогрессирует. И нужно срочно браться за борьбу с ней.

Невоздержание в семейной жизни – то есть не соблюдение постов.

Степени греха:

    Подавление или извращение совести – это необходимое условие для начальной стадии блудной страсти. В начале ей нужно изгнать Святого Духа из души человека, чтобы ни что не мешало ей пустить свои корни;

    Развращение помыслами и делами – это практическая сторона блудной страсти. Когда человек из теории переходит к практике;

    И последняя, крайняя степень блуда – это когда человек одним лишь помыслом может довести себя до истечения семени.

Производные грехи блудной страсти

Многие из нас с ними знакомы, так как они взяты у Прп. Иоанна Лествичника, поэтому я их просто напомню: угождение страсти и покой во всем, расслабление, осуждение, хула и хульные помыслы, самолюбие, смехотворство (колкости и безвременный смех) и прочее.

Влияние блудной страсти на тело человека

«Прежде всего, – как говорит Свт. Феофан Затворник, это потеря сил организма, и его истощение, и его слабость». В древности ни один воин или атлет не разделял своего ложа ни с женой, ни с женщиной перед битвой или соревнованием. так как уже тогда знали, что человек слабеет после этого примерно на 25%. А сейчас нам, что показывают в современных исторических фильмах – всю ночь пьют, едят, гуляют, а утром в бой. Так ведут себя только самоубийцы. А там победа, фанфары и счастливый конец!

Дебелость тела – человек становится менее способным управлять своим телом, так как оно становится непослушным.

Развитие привычки ко греху и зависимости от него, когда человек уже не может без этого жить. Особенно это проявляется у тех, кто принял монашеский постриг. Хорошо если человек пришел в монастырь девственником, а тех, кто познал грех, мучают воспоминания и мечтания.

Блуд производит в теле человека мрачность и духовный смрад – и это настоящая правда. Бесы блуда зловонны, и совращенный ими человек перенимает это зловоние, и тело его становится смрадным, нечистым.

Влияние на душу человека

Дебелость и нечувствие души, и, как итог, мучение и смерть. После блудного греха душа очень сильно мучается и страдает. Ей тяжело, она опустошена, она изранена, и блудный грех он очень сильно оскверняет душу и колеблет ум. Согрешивший блудом – это полностью деморализованный человек, склонный к отчаянию, так как ум не может постичь всю глубину своего падения. Именно падения, так как только к блудным грехам это слово употребляется и ни к каким другим. Даже если человек лишь в уме согрешил блудом, он все равно пал, та как блуд сразу обрушивает все духовное здание человека до основания. В своих творениях Прп. Иоанн Лествичник не раз приводит такое сравнение: когда в Церковь принимают раскаявшегося еретика, то его принимают через покаяние и даже в сущем сане (если он иерей) и все, никаких епитимий. А за блуд отлучали от Причастия до 10 лет. То есть насколько страшнее грех блуда по сравнению с ересью!

Распаление души страстями – человек может окончательно потерять контроль над собой и стать просто животным, рабом своих страстей.

Парализация всех духовных движений в человеке – после греха, человек не может найти в себе силы и воли молиться, поститься искренне, всей душой.

Расстройство, беспокойство, метание и шатание души – это когда душа не может найти покоя. Она трепещет, как флаг на ветру, не находя себе пристанища.

Подавление радости о Боге в душе человека – это происходит, когда человек начинает наслаждаться блудными помыслами, грехом. Такой Человек уже не может радоваться: он шутит, улыбается, он приветлив и дружелюбен, он душа компании, а внутри тоска и уныние, и нет места радости в его душе – страсть все уничтожила.

Влияние на ум человека

Погружение ума во тьму и омрачение его – он становится не восприимчив ко всему духовному.

Дебелость и расстройство ума – когда человек мыслит и мудрствует только по-мирскому, духовной составляющей уже нет. Это происходит, когда человек полностью порабощен пороком. Он не может представить себя без этого. Он говорит, думает, шутит и живет только этим. Посмотрите на современное телевидение – и там вы найдете только блуд и чрево. И больше ничего.

Влияние на дух человека

Приземление духа. После молитвы дух человека горит к Богу, горит жаждой благодати, любви, радости, но когда блудная страсть владеет человеком, она не дает возгореться духу Богом, но возвращает его к земным делам и утехам.

Блуд прогоняет Святого Духа, и человек теряет дерзновение пред Богом.

Осатанение человека – это то, к чему приходит человек, одержимый страстью блуда. Он уподобляется сатане, так как этот грех – один из самых им любимых.

Общее влияние блудной страсти на человека

«Блуд – это плотская страсть, она является отрицанием христианства внутри нас» (Свт. Феофан Затворник). Когда человек совершает блудный грех – он отрекается от Христа и прогоняет Его, становясь язычником и безбожником. Блуд – это одна из самых страшных страстей.

Всецелое закабаление человека ко греху происходит через блуд. А также он уничтожает все доброе, что есть в человеке. Он разрушает и расхищает все, что человек создал в своей душе, не оставляя и камня на камне.

Наказание человека за грех блуда

Отъятие Божьего благословения в жизни.

Скорби. Беды. Напасти. Болезни. И даже смерть.

Церковные наказания следуют в следующем порядке:

    рукоблудие и блуд – запрет на причастие на 7 лет;

    прелюбодеяние, содомия, скотоложство – отлучение от Свв. Тайн на 15 лет;

    ночное осквернение – если человек перед этим не распалял себя, а это произошло просто по физиологическим причинам, то он может причаститься.

Об этом говорится в правилах Свтт. Афанасия Великого, Дионисия Александрийского и Тимофея Александрийского.

Борьба со страстью. Общие методы

Прежде всего – борьба с чревоугодием, пост, воздержание. В борьбе с ними очень важно обращать внимание на качество пищи – это удаление мяса, жирных продуктов, острого. Привыкать вставать из-за стола немного голодным, есть не часто, чтобы не было постоянного состояния сытости.

Телесный труд до изнеможения и усталости. Сами знаете, когда устанешь, только до кровати дойти, какой там блуд.

Ревность о подвиге. Вера в Бога. Молитва – все это помощники в борьбе со страстью.

Смирение. Послушание. Милосердие – прогоняют блуд из человека.

Скромность в одежде и поведении. Щегольство должно быть исключено полностью. Потому что тот, кто щеголяет, – искушает не только себя, но и других. Провоцирует смотреть на себя и испытывать чувства. Это так сроднилось с нашей природой, что даже некоторые пожилые женщины не могут отказаться от парфюмерии и косметики. А когда говоришь им об этом – обижаются, не понимают истинной природы своей привычки.

Уклонение от зрелищ чужого тела – это фильмы, телевидение, журналы и т.д. Все эти образы потом всплывают в нашей памяти и распаляют в нас страсть. Опять же напомню про бани – ни в коем случае дети не должны видеть своих родителей обнаженными. Хочешь с сыном пойти в сауну, пожалуйста, надень плавки и иди.

Создание семьи. По словам Ап. Павла, «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1 Кор.7:2). Это помогает в борьбе со страстью, в достижении целомудрия посредством семейной жизни, так как она благословлена Богом – это уже закон. Никто этого человека не осудит за это, поскольку все по любви, по закону, по благодати.

Частные методы.

Во время искушений необходимо отсекать помыслы на корню , то есть, как только появляется образ или вдохновение в душе, нужно прибегнуть к молитве, дабы изгнать эту скверну из души или заменить это помысел на благой – так рекомендует Свт. Феофан Затворник. Призывание имени Божьего, молитва Иисусова или какая другая, так как без помощи Божьей никто и никогда не сможет победить эту страсть. По словам Святых отцов, прежде чем победить её, человек должен признать свою немощь и свою неспособность борьбы с этим грехом своими силами. До этого момента Бог не может помочь нам, не погубив нашу душу, но как только мы признаем свою немощь, с этого момента начинается наша истинная борьба с грехом блуда.

Воспоминания стыда после грехопадения . Памятование о наказании за грех в этой жизни ив будущей. Многие Святые отцы прибегали к этому методу – постоянное памятование о смерти.

Чтение Св. Писания и Житий святых. Это помогает изгнать блудные помыслы, и тогда место сатаны в нашей душе занимает благодать Св. Духа. Как вариант, можно занять себя любимым делом или хобби, что тоже поможет отвлечь себя от греха.

Блуд и семейные отношения.

Может ли блуд присутствовать в семейной жизни? Нечистота блудная может, но блуд нет! Потому что блуд – это незаконное употребление друг друга, а в браке все по закону. Когда семейный человек не может воздерживаться во время поста – это показывает, что он немощен и болен блудом.

Нечистота блудная в семейной жизни выражается в извращениях, неестественном употреблении другого пола. Это все смертный грех, и он должен быть искореняем. Я не буду говорить о них подробно, но отмечу один из них, так как многие могут не знать, что это грех – это обоюдное рукоблудие. Некоторые думают, что это не грех, но это не так. Подобная практика пришла к нам из семейной психологии. Многие начитались подобных пособий для оживления семейной жизни и начали это практиковать, не зная, что это осквернение.

Конечно, нужно помнить о приличиях, о естественном стыде. Однажды я гулял с собакой и решил зайти к своим знакомым, молодоженам. Открывает мне дверь его жена – одетая в одну лишь рубашку и всё! Я так и обомлел. Они на чай меня пригласили, но я, сославшись на дела, поспешил уйти. Прихожу к батюшке, говорю так, мол, и так, а он мне отвечает: «Да ну что ты – это же житейское». Одно дело, когда они в доме одни, но встречать гостей в подобном виде – это, по меньшей мере, неуважение и искушение.

Подобные мелочи настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы стали воспринимать их как норму. Мы стали забывать о том, что Господь постоянно призывает нас к чистоте, к святости, к молитве. Мы должны к этому стремиться всей своей душой. Никто не говорит, что мы святые, но стремление к святости должно стать нашей потребностью, как в воздухе. Нужно напоминать людям об их сне, будить их, а не отмахиваться от греха житейским мудрованием.

Отношения до брака должны быть без греха. Есть такая пословица: «Как начнешь, так и кончишь». То есть начал с греха свою семейную жизнь, ну и грехом и продолжишь. Кто может, пусть лучше воздержится от блуда.

Бесы, ничто так не любят, как блуд, потому что посредством блуда они быстрее всего получают нашу с вами погибель. Поэтому каждый христианин должен бояться его, бороться с ним и не потакать греху, а называть белое – белым, а черное – черным.

Cексуальное желание, возникающее на примитивном биологическом уровне, называется обычно похотью (на языке психологии — сексуальным драйвом). Желание, получившее свою реализацию в конкретных действиях и вышедшее из-под контроля рассудка, ставшее навязчивым, можно назвать сексуальной зависимостью (блудной страстью). Сюда относится не только мастурбация, но и просто чтение литературы соответствующего плана, просмотр порнографии и другие действия, связанные с сексуальным возбуждением вне брака. С точки зрения Библии и Церковного Предания все это безусловно является грехами нечистоты, с многочисленными подразделениями. Мы остановимся более подробно на мастурбации, как на одной из самых распространенных форм сексуального поведения, лежащей в основе всех других видов и форм греха в области пола.

В подростковом возрасте мастурбация физиологически обычно связана с переизбытком семени и с гормональными процессами, а с точки зрения психологии она приходится на нарциссический период развития личности, когда любовь подростка направлена на самого себя. Если мастурбация не стала зависимостью, обычно после 20 лет у юношей она исчезает, а у девушек может продлиться до 40 лет.

К сожалению, сегодня распространяется мнение, согласно которому мастурбация является явлением совершенно нормальным, появляются публикации, ее пропагандирующие. Не говоря уже о греховности данного явления, эти статьи умалчивают о том, что мастурбация, связанная с порнографией, обычно ведет к снижению сексуальных влечений и, как следствие, недовольству супругов, снижает творческую активность личности и часто приводит к комплексу вины и депрессиям. Компульсивная мастурбация (т.е. приобретшая форму зависимости) отражается даже на физическом состоянии индивида, в том числе его внешнем облике. В случае борьбы с гомосексуальностью мастурбация служит мощным якорем, который цепко держит своего хозяина на привязи нежелательных чувств. Не хотелось бы останавливаться здесь подробнее, поскольку некоторые читатели знают это по собственному опыту.

Мы будем говорить о ситуации, когда мастурбация приобрела форму зависимости, и человек постоянно обращается к этой практике, не может от нее отказаться. Сначала мы рассмотрим причины такого поведения, затем посмотрим механизм развития зависимости, наконец, определим возможные выходы из ситуации.

Что по сути представляет собой мастурбация

Многие замечают, что желание получить сексуальное удовлетворение недолжным путем (вне брака) возникает именно тогда, когда мы чем-то расстроены, не уверены в себе и боимся неудачи в будущем (тревожимся), обижены на кого-то или просто физически измотаны. Кто-то прибегает к мастурбации просто от скуки и жалости к себе. Некоторые используют мастурбацию, когда очень хочется глубокой близости с кем-то (причем даже не телесной, а просто быть вместе), но это желание, иногда неочевидное даже для самого человека, остается неудовлетворенным. Зачастую компульсивный секс в принципе является следствием перенесенных в детстве психологических и сексуальных травм, некоторой защитной реакцией на все формы стресса.

Все вышеописанные ситуации показывают одно: человек прибегает к этой практике тогда, когда его душе плохо, и он таким образом пытается доставить себе хоть небольшое облегчение, восполнить или заместить то, чего ему не хватает.

Однако бывает, что желание обратиться к этому связано и с общей невоздержностью, с праздным стилем жизни, с отсутствием того, что на языке аскетики называется трезвением.

Почему мастурбация становится проблемой

Проблема, однако, заключается в том, что физическое удовольствие не может заменить мирного состояния души, после такого поведения человек склонен чувствовать стыд и вину. К одной психологической боли он добавляет еще. А потом еще и еще.

Как можно заметить, многие из проблем, провоцирующих нечистое поведение, связаны с тем, что человек не очень уверенно чувствует себя в обществе. Потакая своей страсти, он начинает еще больше сторониться людей, боясь, что кто-то об этом узнает. Отношения рушатся еще больше. Он не понимает, что именно «легкое решение» мастурбации отдаляет его от друзей и заставляет страдать еще больше. Наконец, человек просто замыкается в себе и уже не верит в то, что кто-то хочет искренне ему помочь. Он в буквальном смысле становится «рабом греха». Круг замыкается. Таково развитие и других грехов, связанных с половой сферой.

Самое страшное, что грубое физическое наслаждение, не освященное брачным союзом любви, отстраняет нас от Бога. Насытивший свою душу блудными образами либо не чувствует нужды в Боге, либо боится обратиться к Нему в своем грехе, либо не верит, что такое обращение возымеет результат. Зачастую у него не остается просто физических сил для того, чтобы встать на молитву.

Почему же все-таки человек раз за разом обращается к этому?

В психологическом смысле мастурбация позволяет отвлечься вообще от каких-либо мыслей и предаться чувству, ощущениям, и, таким образом, действительно, на какое-то время блокирует осознание того, что у человека есть проблемы. Таким образом, мастурбация действительно доставляет временное облегчение в форме отстранения от действительности.

Вместе с тем, оргазм приносит очень большое физическое наслаждение. Эффект возникает за счет того, что при сексуальном акте изменяется биохимия мозга, и человек чувствует удовольствие и эйфорию. Эти биохимические изменения перестраивают структуру соединений неокортекса, и человек буквально привыкает жить уже с другими мозгами. Длительное отсутствие сексуального наслаждения, также, как и отсутствие наркотиков, вызывает неприятные ощущения. Поэтому отойти от нечистых практик бывает сложно.

Как избавиться от нечистоты

Грех не в осквернении — это следствие, а в лености, осуждении, гордости, беспечности.
Иеромонах Василий, Оптинский новомученик

Только если в сердце человека есть память о Боге, если в нем живет Дух Святой, если место похоти заняла христианская любовь, там не найдется места никакому греху. Поэтому мы должны искать больше не чистоты самой по себе, а искать Бога, Его Присутствия, возгревая веру, утешаясь надеждой, достигая любви. Прибавим, искать в Церкви, где есть веками проверенные методы борьбы со страстями, и где реально присутствует и действует Спаситель мира, Христос.

Чистота сердца, стяжание Духа Святого, деятельная христианская любовь – это, скорее, цели и результат жизни, но вначале нужна борьба. При этом нужно помнить, что своими силами мы можем только контролировать поведение, но устранить само желание мы не в состоянии. Утверждая это, мы сразу избегаем двух крайностей: считать, что от нас ничего не зависит, что мы обречены на грех, а также считать, что мы сами, без помощи Божией, можем преуспеть в освобождении от этой зависимости и приобретении чистоты в мыслях.

Соответственно, предложим здесь несколько конкретных советов по борьбе с нечистыми практиками (эти советы могут быть применимы и к другим формам зависимости – пищевой, наркотической, зависимости от развлечений и пр.)

1. Для тех, кто имеет хоть немного веры, начинать борьбу с нечистотой нужно с помощью ограничения своих желаний и понуждения себя к жизни с Богом. Укажем на необходимость смиренной молитвы об очищении сердца, о помощи Божией в борьбе с этим грехом, сопровождающейся исповеданием собственного бессилия. Помогают обычные аскетические средства: воздержание в пище и питии, обуздание взора, ограничение в сне в сочетании с молитвой и чтением Писаний, но особенно помогает постоянная память о смерти и смиренное терпение неприятностей и личных оскорблений. У человека, постоянно занятого очищением своей совести слезами покаяния, мысли о наслаждении просто не задерживаются. Об эффективности этих решений свидетельствует опыт борьбы с блудной страстью подвижников Церкви.

2. Зачастую страстные помыслы (фантазии) берут начало в нашем прошлом. И тут нужно просто просить Бога, чтобы он показал нам не только наслаждение, которое мы получили в прошлый раз, но и муки совести, с которыми это было связано – показал прошлое без прикрас, в реальном свете. На самом деле, иногда требуется серьезное исследование травм прошлого. В литературе встречается описание случаев, когда человек, проработавший насилие в детстве, покаявшийся сам и простивший обидчиков, избавлялся от многих нечистых практик.

3. Мы уже сказали, что часто мастурбация связана с тревогой и депрессией, и здесь самое лучшее средство — стать оптимистом. Но пусть это будет не поверхностный оптимизм популярной психологии, а оптимизм, выстраданный в молитве, основанный на непоколебимой уверенности в Боге и Его любви. Мы должны понять, что страдания и жертвы необходимы для нашего роста, научиться принимать неприятности как волю Божию, как Его заботу о нас, чаще благодарить Бога и хвалить Его милость, и верить, что нам «все содействует ко благу». Собственно, в этом и заключается христианская добродетель надежды. Святитель Игнатий Брянчанинов замечает, что иноки древности для борьбы с печалью использовали следующие короткие молитвенные воззвания: «Слава Богу за все», «Господи, предаюсь Твоей святой воле и буди со мною воля Твоя», «Господи, благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня», «Достойно по делам моим приемлю: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В случаях побуждения к нечистоте нужно молиться не о том, чтобы Господь не допустил до греха, а о том, чтобы принять со смирением эту тревожную ситуацию и успокоиться, тогда и желание отпадет. Следует помнить, что сексуальное отыгрывание может облегчить боль, но только Христос может ее устранить. Некоторые авторы рекомендуют использовать юмор для высмеивания возникающих грустных мыслей, однако, думается, не менее эффективным будет просто искренне помолиться простой молитвой, почитать канон или Псалтирь. В книге Марио Бергнера есть один совет, который помог лично ему: «Когда почувствуешь желание так поступить, вместо этого падай на колени и молись». Марио заходил в спальню, ложился – желания приходили, он спрыгивал с постели и молился. По несколько раз за вечер. Несколько десятков раз за неделю. Зато скоро он приобрел навык молиться и избавился от этой страсти.

4. Также нужна и регулярная Исповедь у постоянного духовника, по возможности сопровождающаяся Причастием. Открытие своих грехов другому человеку предохраняет сердце от огрубения, а опытный взгляд со стороны помогает лучше понять, как же бороться со страстями. Кроме того, мы верим, что Сам Господь прощает грехи в Таинстве Исповеди, а Причастие Его Тела и Крови обновляет нас и соделывает подобными Богу, дает силы для борьбы и победы. Вообще, серьезная духовная жизнь со временем полностью преображает человека изнутри, что отражается и на внешнем облике.

5. Когда мы наполним свою жизнь активностью, восполним потребности: будем заниматься любимым делом, будем вести более насыщенную жизнь в плане общения со здоровыми и духовными людьми (в первую очередь, нашими близкими), будем заниматься спортом, чтобы не завидовать другим и улучшить физическое состояние, когда мы будем перейдем от зацикленности на себе, на своем удовольствии к жизни ради других, и на место идола удовольствия поставим жажду Бога — мы сможем контролировать эту страсть.

6. Если говорить о чисто технической стороне вопроса, то нужно найти активаторы влечения и отрезать себя от источников соблазна: порнографии в любых ее видах, фетишей, в т.ч. собственного тела (например, перед зеркалом или в ванной), ассоциативных компонентов – подарков, музыки, мест, памятных дат. Нужно понять, какие ситуации провоцируют эту зависимость, и постараться изменить строй своей жизни так, чтобы избавиться от провоцирующих ситуаций (к примеру, изменить режим дня либо распорядок рабочей недели).Часто нужно просто заранее планировать свое время, не откладывать дела на потом, чтобы не попадать в тревожащие ситуации, провоцирующие отыгрывание. Нужно наложить ограничения на употребление алкоголя, ведь именно в состоянии опьянения человеку труднее контролировать свои чувства, а сам алкоголизм только углубляет депрессии. Впрочем, здесь следует иметь ввиду, что отказ от провоцирующих грех вещей не является полным решением вопроса. Нужно изменить сознание и жизнь – тогда эти крючки нас не будут зацеплять.

7. Всегда для полного освобождения требуется решительный шаг. Пока мы хотя бы теоретически допускаем место этой страсти в своем сердце, она не уйдет. Нужно исполниться твердой решимости оставить страсть, даже разгневаться на нее – сколько же можно нас терзать – и она сама убежит от нас. Настоящее покаяние предполагает не теплохладность, а реальный ужас греха и гнев на страсть, воля к тому, чтобы ее оставить раз и навсегда.

Как бороться с дурными мыслями (помыслами)

Правильно организованные труды, как свидетельствует аскетический опыт, позволяют добиться результатов уже через полгода. Тем не менее, чистота помыслов не может быть приобретена с помощью психологии или аскезы: «Впрочем, мы должны знать, что хотя бы мы соблюдали всю строгость воздержания, именно: голод, жажду, бдение, постоянный труд, и с неослабным усердием занимались чтением; однако же, посредством этих подвигов мы не можем приобрести постоянную чистоту целомудрия, если, постоянно упражняясь в них, по руководству опыта не дознаем, что чистота подается по милости благодати Божией. Всякий пусть знает, что он должен неутомимо упражняться в этих подвигах только для того, чтобы ради скорби их, приклонив милосердие Божие, удостоиться, по божественному дару, освободиться от брани плоти и господства преобладающих страстей» (преп. Иоанн Кассиан Римлянин). Не трудами, но смирением человек приклоняет к себе Бога, это важно помнить.

Тем не менее, в процессе духовного роста даже до могилы помыслы могут и, скорее всего, будут возникать, как о том свидетельствуют многие подвижники. И потому в Церкви есть опыт конкретной борьбы с помыслами. Прежде всего, помыслам нужно противопоставить сочетание непрестанной молитвы, чтения и телесного труда, размышление над текстами Священного Писания. Несерьезное отношение к утренней или вечерней молитве часто ведет к усилению помыслов. Для сосредоточения в течение дня можно использовать прослушивание аудиозаписей православных песнопений, Псалтири. Непрестанная Иисусова молитва, по опыту подвижников Церкви, постепенно обновляет сознание и сердце человека, исцеляет его душевную расстроенность.

Нечистые помыслы нужно отсекать в самом начале их возникновения, просто даже не обращать на них внимания, не допуская собеседования или тем более соуслаждения ими. Именно соуслаждение, слабовольное подчинение помыслу рождает уныние. Долговременное пребывание в таком состоянии без открытия помыслов духовному отцу – большая ошибка, потому что это прямой путь к нечувствию и отчаянию. А отчаявшийся сам себя губит, как говорит преп. Иоанн Лествичник. В рассказах о жизни первых монахов есть упоминание о том, как один монах одиннадцать раз подходил к своему старцу с исповеданием помысла, прежде чем страсть его оставила.

Иногда следует обратить внимание на происхождение блудного помысла: рождается ли он изнутри, из воображения, или приходит извне, от зрения и встреч с определенными людьми. В первом случае полезен телесный труд, во втором требуется уединение и безмолвие со вниманием.

Правило, которым советует руководствоваться батюшка Иоанн Кронштадтский, - не принимать нечистые помыслы за что-то собственное. Приходят ли воспоминания из греховного прошлого, или фантазия принимает неправильное русло – это не только особенности функционирования нашего сознания; по опыту, за всем нечистым стоит лукавый, который хочет внушить мысль о нашей порочности, полной негодности для Бога и бесполезности каких-либо попыток измениться. Это неправда, Бог не так смотрит на человека - Он как раз верит в каждого из нас, и не попускает искушений, которые мы не могли бы перенести. Наш современник старец Паисий советует побеждать дурные помыслы не противоречием им и даже не молитвой, а добрыми помыслами. Слишком часто мы концентрируемся только на борьбе с грехом, и эта порой мелочная борьба нас выматывает — и вместо того, чтобы приобрести смирение, мы впадаем в уныние! Между тем, наша главная цель должна быть не отрицательной, а положительной – заключаться в познании воли Божией, всеблагой и радостной для каждого человека, и в совершенствовании в добродетели, исполнении правды Божией.

Не будем же ослабевать в надежде, что любая проблема в этой жизни, в том числе проблема чистоты телесной и душевной, может быть решена с Божией помощью, будем жить в Церкви, будем идти за Христом, и тогда для нас ничто не останется невозможным.

Упомянутые в статье авторы:

Святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867) – епископ, наставник русского иночества и благочестивых мирян; не только талантливый писатель, но и аскет, и глубокий, подлинный мистик. Своей задачей видел возвращение Церкви своего времени святоотеческого духа, от которого многие отошли из-за отсутствия переводов святоотеческой литературы и обилия низкопробной «мистической» (подчас масонской и спиритической) литературы Запада. В этом мутном потоке душевной мечтательности святитель очень четко стал на защиту подлинной духовности. На его творениях воспитывались многие святые.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (ок. 360-435) – ученик и друг величайшего святителя Иоанна Златоуста, собеседник египетских отцов пустыни, открывший восточную монашескую духовность для Запада. На многие века он стал образцом и авторитетом для благочестиво настроенных людей. Его аскетические творения отличаются стройностью и логичностью изложения, подчас затрагивают темы, казалось бы, нехарактерные для монахов, например, известное собеседование о дружестве. Именно с него началось мое знакомство с аскетической традицией Церкви.

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский (1829-1908)– всенародно любимый пастырь, организатор широчайшего социального служения, горячий молитвенник и чудотворец, чей дневник «Моя жизнь во Христе» говорит об очень близком общении его души с Богом и горним миром и может стать большой помощью для тех, кто ищет вдохновения в Боге. Книги о жизни батюшки еп. А. Семенова-Тянь-Шаньского и еп. Вениамина Федченкова могут быть признаны не только лучшими биографиями о. Иоанна, но и своеобразными учебниками по духовной жизни.

Преподобный Иоанн Лествичник (ок. 570-649) – учитель монашества, настоятель известного Синайского монастыря, автор «Лествицы» — самого авторитетного и полного аскетического произведения. Безусловно, его труд, хотя и написанный несколько сложно, может стать неоценимым справочником по разрешению большинства душевных и духовных проблем, и не только справочником, но и путеводителем ко спасению, сразу после Священного Писания. Ни один известный мне труд психотерапевта не может равняться с «Лествицей» по широте охвата проблем и по точности рекомендаций.

Старец Паисий Святогорец (Афонский) (1924-1994) – наш современник, не впадающий в отвлеченности, но тонко чувствующий проблемы времени. Духовная мудрость позволяет ему говорить так, чтобы человек почувствовал: совет дан из любви, с состраданием, и такой совет хочется выполнять. Благодаря доступности изложения, наглядным примерам его книги читаются очень легко и многим уже принесли душевную и духовную пользу.

Иеромонах Василий Росляков, Оптинский новомученик — ритуально убит сатанистом на Пасху 1993 г, что описано в книге «Пасха красная». Его дневник с краткими выписками, составленный им Покаянный канон — это учебники в восхождении по духовной лестнице Православной веры.

Марио Бергнер – один из лидеров экс-гей движения, который рассказывает о своем пути в духовной автобиографии “Setting Life in Order”

Преподобный Иоанн Многострадальный - один из самых удивительных святых, покоящихся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.

Удивителен он тем, что лицом к лицу встал против страсти, от которой Писание призывает бежать. «Бегайте блуда» (1Кор.6:18), - писал апостол Павел. А вслед за первоверховным апостолом, и святоотеческий опыт дает относительно сего греха совет: беги. Беги от источника искушения, беги от нечистых мыслей.

Кто-то из святых сказал, что блуд есть страсть, которой нельзя смотреть в глаза. И действительно, из всех подвигов, которые поднимали святые, самые страшные по своей мучительности порождались именно борьбой с блудом. Вспоминаемый сегодня преп. Иоанн Многострадальный, сражаясь с блудными помыслами, зарыл себя по грудь в землю, так что нижняя часть тела загноилась и кишела червями. Преп. Мартиниан (Кесарийский), терпя искушение от блудницы, вошел в пламя костра и стоял там, пока не обгорел до полусмерти. Преп. Мария Египетская целых 17 лет терпела невыносимые страдания в безжизненной пустыне, чтобы дух блуда отступил от нее. Другой подвижник, упоминаемый в «Отечнике», вымазал свою одежду гноем разложившегося трупа и ходил в ней до тех пор, пока Бог не исцелил его от блудной страсти.

Прямая борьба с этой страстью страшна. Уверен ли ты, что выдержишь? Если нет, то лучше беги. Беги оттуда, где тебя искушают, беги от того, кто тебя искушает. Так говорит бесстрашный Павел, так подсказывает зрение всеобщей зараженности этой страстью.

Блудного беса не прогонит никакой, даже самый искусный врач.

Павел также замечает: «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор.6,18). Действительно, блуд возглавляет сравнительно небольшое семейство грехов, которые сами в себе несут наказание - разрушается не только душа, но и тело человека. Таково пьянство, превращающее цветущего человека в дрожащее насекомое. Такова наркомания, выпивающая все жизненные соки из организма. Таково чревоугодие, из-за которого плоть беснуется. Но блуд страшнее их, потому что не лечится человеческими средствами. Блудного беса не прогонит никакой, даже самый искусный врач. Только когда Христос и Его Пречистая Матерь станут между человеком и его страстью, тогда человеку станет легче. Но и при этом хитрый и страшный бес блуда не уйдет совсем, а будет лишь ждать удобного случая.

Кстати, по апостолу Павлу, на тему блуда и писать-то нельзя. «Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф.5,3), - говорил Павел. Как же далеки мы сегодня от этих слов! На наших исповедях редко не звучит упоминаемый грех, с прибавлением слова «мысленный». Но, в то же время, в нашем плачевном состоянии есть и положительная сторона. Раскаявшимся блудницам Христос обещает лучшую участь, нежели первосвященникам (Мф.21,31).

Блуд отнимает у человека Царствие Божие

Если бы Павел жил в наше время, то он, возможно, не писал бы так категорично, что только в блуде человек прегрешает прямо против тела. Современные ученые (из верующих) говорят, что всякая страсть (даже та, которая кажется абсолютно духовной) - разрушительно действует на организм.

Например, гордость – обычный спутник психопатий, шизофрении, болезней позвоночника. Уныние выступает катализатором депрессивных неврозов и психозов, болезней почек, иммунной системы, онкологии. Тщеславие способствует болезням сердечно-сосудистой системы и нервно-психическим недугам. С нервно-психическими расстройствами связаны сребролюбие и зависть. Гнев влияет на развитие гипертонии, ишемической болезни сердца, стенокардии, инфаркта миокарда, инсультов, мочекаменной и желчно-каменной болезней, неврастении, психопатии, эпилепсии*...

Да, всякая страсть убивает человека, но блуд все равно страшнее. Он отнимает у человека Царство Божие. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни
прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... - Царства Божия не наследуют» (1Кор.6,9-10).

Блуд разрушает личность изнутри и атакует самые высшие силы души - ум и волю. Как это ни удивительно, но блуд способен помрачить даже самые великие умственные способности, превратить в посмешище самого умного и начитанного человека. Таинственная связь ереси и блуда вполне точно обозначена Премудрым Соломоном. «Волнение похоти развращает ум» (Прем.4,12), - писал мудрейший из людей. Наверное, поэтому многие еретики были ярко выраженными блудниками.

Блуд изгоняет Святого Духа из человека, превращая храм его сердца в идольское капище. Сдавшийся блуду капитулирует перед всеми остальными страстями, превращаясь в игрушку нечистых духов, и своей собственной взбесившейся природы. Насколько разрушительны последствия блуда, можно видеть в самой жесткости борьбы против него тех, кто был ему некогда привержен. Вновь вспомним Марию Египетскую и ее непостижимую духовную брань в пустыне. Это борьба на грани жизни и смерти, напряжение до крайнего предела человеческих сил. Потому что война здесь ведется с самим князем века сего. Недаром на фресках мытарств, изображенных при входе в Ближние пещеры Киево-Печерской лавры, мытарство блуда возглавляет сам сатана, - он отличается от других бесов красной мантией, пародией на царское достоинство. Диавол лично курирует страсть блуда, это его любимая сфера влияния. И здесь его мировое могущество растет из года в год.

Беги, не испытывай себя на прочность

Сегодня блуд имеет совсем другой арсенал вооружения, нежели во времена Павла. Современного человека блуд атакует со всех сторон. Он проникает через глаза - чему помогает монитор компьютера, экран телевизора и обычное бесстыдство одичавшего европейца, выходящего на улицу полураздетым. Блуд вливается через уши --развратная песня, пошлый анекдот, неприличная шутка. Блуд входит через ноздри - специальные духи, возбуждающие человеческую плоть. Блуд подстерегает на каждом шагу, ибо о нем с восторгом говорят и поют, пишут в его честь апологии, снимают его на камеру, фотографируют, рисуют. Поэтому тысячу раз прав Павел, говоря: бегайте блуда. Беги, не испытывай себя на прочность и не искушай Бога. Не играй с левиафаном. Не протягивай руку в клетку со львом. Бойся упасть - кто знает, поднимешься ли ты?

На этом умолкнем. Это не та тема, о которой полезно говорить много. Опасность очевидна, и бдительность должна быть пропорциональна угрозе падения. Святой Иоанн, помоги. Святые преподобные отцы наши Киево-Печерские, молите Бога о нас. Господи, сохрани людей Своих от всех болезней века сего.

*Об этом - в книге Ирины Силуяновой «Антропология болезни», глава «Разнообразие форм «единожительства» души и тела».

Благополучие

Все это время, как я видел из писем твоих, ты видел только расположение к тебе и благоволение... Но, видно, одно благоденствие в жизни человеку не может быть полез-но без потрясений; так как и всегда употребляемая сладкая пища может повредить телесное наше здравие, то надобно употреблять иногда и полынную горечь, для здравия тела. Так и в нравственном положении, одно благополучие вводит человека в высокоумие и в беспечность о душевном своем устроении, и потому Господь смотрительно попущает человеку вкусить горести скорбей, чтобы имел смиренное мудрование и не надеялся на прочность и неизменяемость временного блага, и прибегал бы к Богу в скорбях своих, ибо Сам Он, чрез Пророка, побуждает нас: «призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня"» (Ср.: Пс. 49, 15). Чрез скорби и в вере утверждаемся, и славу человеческую ни во что же вменяем. Веровать же надобно твердо, что без воли Божией никакая скорбь нам не приключится..., хотя мы и видим причиною скорбей наших людей, но они суть только орудия Промысла Божия, действующие в деле спасения нашего, и они только то могут сделать нам, что Бог попус-тит... (преп. Макарий).

Благополучие окружено тремя опасностями, которых всемерно остерегаться должно: первое - возношение, второе - роскошь, третье - немилосердная скупость. Сии с благопо-лучием близко соединенные пороки, как весьма противные Богу, удобно могут в самом счастье сделать человека несча-стливым, если он в который нибудь из них уклонится (преп. Антоний).

Благословение

Весьма приятно то Богу, что делается с благосло-вением, посему и мы с вами будем так жить, чтоб каждая ступенечка наша была благословенною (преп. Антоний).

Одобряю твое благоразумие, что без благословения не входишь ни в какие сношения с другими. Так будешь делать, легче сохранишь и спасешь себя (преп. Анатолий).

Не благословясь, ничего не следует делать. Если мирские люди в делах более или менее важных спрашивают совета у людей более опытных, то тем более инок должен пребывать в послушании (преп. Варсонофий).

Пишешь, что не посмела без моего благословения под-нести Владыке делаемые в вашей обители четки из росного ладана. И не следует. Не следовало бы тебе также подно-сить Преосвященному и просфору от себя (преп. Иларион).

Ты пишешь, что, соображая все, думаешь, лучше не-сколько раз благословиться на одно и то же дело, чтобы Матушка как-нибудь, забывши, не подумала, что дело сдела-но без ее благословения (это хорошо, так и делай). А от-носительно того, что Матушка недовольна бывает и тем, ежели из пустяков благословляются, и тем, ежели не благо-словляются, то лучше пусть уж будешь виновата в том, что докучаешь (преп. Иларион).

...<Нужно> умудряться; иногда по видимому покажет-ся дело добро, но сделанное без благословения зло бывает, ко вреду и смущению душевному послужит... (преп. Лев).

Блаженство

Жизнь есть блаженство и не только оттого, что мы верим в блаженную вечность, но и здесь, на земле, жизнь может быть блаженною, если жить со Христом, исполняя Его святые заповеди. Если человек не будет привязан к земным благам, но будет во всем полагаться на волю Божию, жить для Христа и во Христе, то жизнь еще и здесь, на земле, сделается блаженством (преп. Варсонофий).

Ближний

Ты пишешь, почтенная Е. А., что К. нездорова и боишь-ся, чтобы более не занемогла. Это ничего не значит — теле-сная болезнь, надо опасаться, чтобы душевные недуги не остались неисцельными, а ты даже и не хочешь, чтобы она принимала исцеление врачеванием от оных болезней. Сама горда, хочешь и ее в том же утвердить; ты не хочешь, чтобы с нею грубо обращались, и тебя тревожит то, что будут ею командовать грубые невежи, какие, в твоем мнении, ниже нее. Как ты меня сим оскорбила! — чья же ты ученица? Христос смирен был, и нам велел от Него научиться сми-рению и кротости, а ты считаешь других ниже нее; это наука сопротивного, вот уже и полагаешь сама в нее залог гордо-сти. Надобно внушать ей, что она хуже всех, и когда бы так себя считала, то пред Богом была бы выше. Укоризны и досады повелел Бог терпеть от всякого человека, от кого Он попустит прийти нам оным, а ты делаешь разбор: что они ниже нее, они грубы, а они, может быть, пред Богом велики. Вижу, что ты и понятия не имеешь о духовной жизни, что так считаешь других. Здесь нет ни дворян, ни купцов, ни крестьян, а все о Христе братия и сестры, и по-следний будет первый, а первый последний (преп. Макарий).

Воля Божия видна в заповедях Его, которые мы и должны стараться исполнять при обращении с ближними, а в случае неисполнения и преступления приносить покаяние (преп. Макарий).

Спасение наше в ближнем нашем состоит, и повелено искать не «своего си, но еже ближняго» к созиданию (Флп.2, 4; 1Кор. 10, 24, 33) (преп. Макарий).

Блудная брань

Блудная страсть всех воюет. И на мытарствах бес блуда похваляется пред всеми князьями тьмы, что он больше всех дал добычи аду. Терпи и проси Божией помощи. Говорить сестрам на пользу — хорошо, а молчать еще лучше. А себя укоряя, за них молиться — еще того лучше (преп. Анато-лий).

А что вам попущением Божиим попущена брань блуд-ных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то о сем не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что сие попущение вам попустилось не просто! Но за презорство других кого из слабопадающих: видно, в мыслях своих тайно осуждала и зазирала. А посему тайно и бла-годать Божия отходит неподалеку от нас, и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и <повергает> в та-ковые безместные и скаредные помышления и воображе-ния. Но мы, сим событием наказавшися и до изнеможения утомившися, и яко уязвленные и израненные, прибегнем ко Всеистинному Врачу душ и телес наших Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующии и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество! И да просим Всеми-лостивого Бога, да Сам Он отомстит сопернику нашему соблазнителю диаволу за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети. И да сохранил бы нас немощнейших от всех стрел вражиих (преп. Лев).

Призывай молитвы подвизавшихся о чистоте, святую мученицу Фомаиду, святого Иоанна Многострадального, свя-того Моисея Угрина и молитвы отцов духовных и всех ма-терей; и вменяй себя худшею всех. Во время борьбы все сии средства полезны... N. скажи: когда смирится, тогда и брань утихнет — поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хоро-шим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога (преп. Макарий).

Одни живут, как кошки, собаки, воробьи и прочие животные, — у них мрак в голове и сердце, и они, как сумасшедшие, не думают, да и не знают, и не веруют, что есть Бог, есть вечность, есть смерть и физическая, и ду-ховная! Такие и живут, и умирают, как скоты, — и еще хуже (преп. Анатолий).

Что воюет на тебя бес блуда — это не диво, он и Антония Великого не оставлял без внимания, а нас-то с тобою и подавно. А вот что побеждаешься и поддаешься ему мысленно — это означает оставление тебя Богом за что-нибудь. Своя волька тут сподручнее для диавола всего. Да и откровенность-то твоя сомнительного характера... Прежде всего и больше всего старайся приобрести смире-ние, тогда и помощь Божия не будет далека! (преп. Анато-лий).

Насчет <блудного> волнения — терпением и самоукорением, и смирением тецы <иди> и проси в помощь покровительств и молитв преподобного Моисея Угрина, Иоанна Многострадального, Киевских чудотворцев и святую муче-ницу Фомаиду, и воспоминай час смертный, и за их молит-вы утишится волнение... (преп. Лев).

М., когда совершенно не положится сохранять свои двери ограждениями о устнах своих, (то) иначе невозможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и мыслей любодейных, и от оных — скуки и уныния, и потом всепагубнейших помыслов отчаянности (преп. Лев).

Вы, дочь, оскорбляетесь и малодушествуете, что побеждаемы бываете плотскими поползновениями... Но, о дочь любимая, не малодушествуем, ниже да смущаемся, хотя и падаем, да и, паки призвав в помощь молитвы Отец и Матушкины, воспрянем, и да полагаем начало, и да окаиваем себя, и познавши свою удобь поползновенность и малосилие, и Бог Всемогущий и Человеколюбивый по нашему про-шению со смирением и упованием всячески не посрамит, но сотворит сбытое и отомстит нашему всезлобному соперни-ку, и восставит нас, и утвердит наши слабые силы муже-ственно стати против стрел и насильственных наветов его!.. (преп. Лев).

А что на вас воздвигнута или попущена брань блуд-ная, то и о сем напомяну твоей любве, в 4-й части «Добротолюбия» в Слове о рассуждении пишет святой Кассиан Римлянин словеса святого Аполлоса к отчаявшемуся брату, в мир идущему, реченные: «Не дивися, чадо, ниже отчаивайся: аз бо в толицем возрасте и седине сый, и зело от сих помыслов стужаюся. Не отчаивайся убо о толицем (разжении), еже не толико человеческим тщанием врачуется, елико Божиим человеколюбием»... (преп. Лев)

Что же жалуетесь на блудную брань и что непоредку побежденной бываете, и от сего часто унынию предаешься, и что Бог возвестил Матушке преподавать вам за каждое поползновение по 50 поклонов, то хотя вам кажется и мало-значительно.., но вы да помните свое звание послушницы и не должны составлять ни в чем свой разум! Но довольна будь заповеданным и со страхом и умилением проходить данное, и сила нашего покаяния состоит не в количестве, но в качестве! и сокрушении сердечном, но и на сие власти не имеем. Но Человеколюбивый и Премилостивый Гос-подь по Своему милосердию туне (даром) нам и сие дарует, а как мы с тобою наклонность имеем к тщеславию и гордыне, а потому нам и не даруется вами желаемое раскаяние и умиление, и мы должны все сие с смирением навершать и считать себя худше всей твари, и покойна будешь, и я, хотя прескверен и триокаянен, но уповаю на милосердие Божие, что не попустит вам впасть во глубину пагубного отчаяния, но Своею всемогущею десницею восставит и утвердит впредь успеянность и совершенное спасение (преп. Лев).

А как вы по своему благорасположению и неограни-ченной вере моему окаянству заблагорассудили вопросить меня скудоумного — как себя предостерегать в таковых случаях. Но хотя и крайне недостаточен в таковых послед-ствиях преподавать приличествующие советы, но и то до-вольно уверен, что ваша вера, спомоществующая нашему недостаточеству, может умилостивить Великодаровитого Господа ниспослати свыше невидимо помощь и здравый разум <к преподанной> вашей любве, по вашему желанию: каким образом бодрствовать и охранять себя от вышеупо-мянутых соблазнительных помыслов и наругательных мечтаний и бесовских! То я вам уже сказал, что груб и неискусен. Но вспомнил достоблаженного батюшку покойного о. Феодора, и он моей худости довольно пересказывал многие по-вести святых отец и на Украине жительствующих во время старца его блаженного Онуфрия... из коих сколько могу, при содействии благодати Господней, вашей любве написать понуждаюсь; и, во-первых, дочь моя, при помощи Божией должны всевозможно тщатися вины <причины> отсекать, (то есть) дабы только внимать себе и своему спасению. А когда кто к вам приидет и, хотя по действу и наущению всеобщего врага, начнет вам произносить пустых слов и... событий, то вы, видя по лицу значительности ее, ежели не можете сократить переговору в рассуждении лицеприятия, то должно стараться уши себе заложить, или чтобы в одно ухо слово принимать, а в другое выпущать и мысленно просить Господа, дабы сохранил нас от такого яда душетлительного; и когда так начнете поступать, и в прочих подобных случаях, и с той, которая наполняла ваши уши душевредными повестями и суесловиями, мы обязаны по заповеди Господней любить и сожалеть. А произносимые ею нелепости презирать и ненавидеть до зела, и благостью Господнею даруется вам чувство охраняться от осуждения; и памятовать святого пророка Давида стих воспоминать: «от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18, 13). И так как выше сказано, когда сих вин от осуждения предохраняться начнем, то благодать Божия неотступно при нас пребудет, и нечувствительно утверж-дает нас и охраняет, и невидимо отражает бесовские дей-ствия и мечтания. А внутрь нас укрепляет силы душев-ные, и действие молитвы воскрыляет, и память смертную напоминает, и будущие мздовоздания и вечные муки! И сими душевными чувствами, деяниями поражаются скверных помыслов прилоги и истребляются (преп. Лев).

Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденною в помыслах, но опять же с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные мо-литвы домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне, старай-ся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого (преп. Амвросий).

От блудной страсти молись преподобному Иоанну Мно-гострадальному и святой мученице Фомаиде, каждый день клади по три поклона. Молись и за тех сестер, к которым имеешь нерасположение, неравность. Как сказано: моли-тесь друг за друга, да исцелеете (преп. Иосиф).

Блудные грезы бывают ночью во сне... Когда это слу-чится, должна класть 50 поклонов и читать: «Помилуй мя, Боже», — псалом (50) (преп. Анатолий).

Когда блудные помыслы нападают, молись святой му-ченице Фомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву... (преп. Анатолий).

Ты больна, а причину болезни едва ли понимаешь. Расстройство бывает от расстройства. Хотя и пишешь вообще о увлечении, но не ясно, умалчивая, как сама ты зажигала в дуброве своей огнь, не уклоняясь от поводов, а самовольно привлекая оные. Рассмотри себя хорошенько. Самой себя обманывать опасно. Даю тебе повод к рассмотрению себя — не все путаться, пора и взяться за дело настоящим образом (преп. Амвросий).

Просишь меня сказать тебе средство, как избавляться от блудных помыслов. Разумеется, как учат святые отцы: 1-е дело — смириться, 2-е — не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3-е, главное, — потерпеть (преп. Анатолий).

Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобою соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленая ты монахиня! Ее жжет справа огнем, а слева обдает холодною водою. Да, несмысленая ты, возьми воды и залей ею огонь! То есть потерпи немощную сестру! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом (поджегой) — гордостью и нетерпени-ем! Потерпи и спасешься! Пусть враг и плоть тебя теснят, но я не перестану твердить тебе псаломское слово: «по-терпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа!» (Пс. 26, 14) (преп. Анатолий).

Что же вы, дочь, жалуетесь, яростная и плотская страсть хотя отступила на время, а недуг малодушия временем наиболее погружает, то, о мати и дочь, да будет твоей любве известно, что всеобщий враг-диавол свои брани и козни всегда переменяет и таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями нас, неискусных, обманывает и побежда-ет, и вы не утверждаетесь в том, чтобы у вас вовсе поугасла ярость и плотская страсть, но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения, и сие не враг ослабу преподает, но, по милосердию Божию, благодать Божия невидимо нам за молитвы Отец и Матерей спомоществует; и аще бы не бла-годать Божия нас немощных от сих браней невидимо защи-щала и подкрепляла, то бы едва кто возмог соблюсти себя в непорочности (преп. Лев).

Святой Марк Подвижник говорит в своем законе ду-ховном: «корень похоти — любление похвалы и славы че-ловеческой». Усиливается же похоть, как говорят другие святые отцы, когда человек любит покой телесный (в пище, питии и сне) и особенно когда не хранит своих очей от предметов соблазняющих (преп. Амвросий).

Те6я беспокоит неуместная брань плотская. Где дол-жна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряет-ся воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие. Пишешь, что в этой борьбе кажется тебе: кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало. Молись Царице Не-бесной и Ангелу-хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Также нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще более уси-лится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. — Это вернее (преп. Амвросий).

Блуд – пристрастие к плотскому, греховному желанию помыслом или самим делом. Существует три основных вида блуда: естественный блуд (интимные отношения свободных лиц противоположного пола вне брака) и прелюбодеяние (интимные отношения, когда один или оба связаны с другим человеком узами брака); противоестественный блуд – содомия (интимные отношения лиц одного пола), рукоблудие, кровосмешение и др.; а третий – блуд в помыслах (принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, замедление в них). К одному из проявлений греха блуда можно отнести: женские украшения и косметику, короткие юбки, вырезы, прозрачную и обтягивающую одежду, употребление духов и одеколонов.

Блуд является страстью, которая производит столь глубокое впечатление на человека, что блудника в соответствии с апостольскими правилами необходимо отлучать на многие годы от святых Христовых тайн. Святые отцы налагают за этот грех от 3 до 15 лет отлучения от Причащения .

Количество дней в году, когда Церковь предлагает воздержание от супружеского общения, значительно больше, чем даже постных дней (примерно около 300), за счет воздержания накануне воскресных и праздничных дней, а также во время святок и светлой седмицы.

Священное Писание о страсти

«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф.5:28).

«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф.5:31-32).

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники… ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10).

«Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» (Иов 31:1).

Средства борьбы со страстью

Главное средство борьбы со страстью блуда – целомудрие .

1) Воздерживайся от чрезмерного употребления пищи и вина. Прп. Иоанн Лествичник говорит: «Насыщение есть мать блуда; а утеснение чрева – виновник чистоты» (Леств.14:5).

Многоядение и многоспание были причиной восстания блудной брани у инока : Брат был борим блудом и пошел к старцу, прося его, чтоб он помолился Богу об освобождении его от брани. Старец сжалился о брате и молился о нем Богу в продолжение семи дней. Когда на восьмой день брат, по данному ему приказанию, пришел к старцу, то старец спросил его: “Брат! Как твоя брань?” Он отвечал: “Отец! Мне нисколько не сделалось легче.” Старец, услышав это, удивился. Ночью он начал опять молиться о брате. Тогда предстал ему диавол и сказал: “Поверь мне, старец, в первый день, когда ты стал молиться Богу за него, я тотчас отступил от него, но он имеет собственного беса и собственную брань от гортани и своего чрева; уж в этом я не виноват! Он сам себе причиняет брань тем, что ест, пьет и спит без меры, сколько хочет; по этой причине брань беспокоит его.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 452. № 33).

2) Не пребывай в праздности, занимайся физической работой или трудом.

3) Одно из сильнейших способов борьбы с блудными помыслами – исповедь.

Многие подвиги: купанье в снегу, пребывание на холоде – не угасили сильной страсти подвижника, только исповедь перед старцем даровала ему покой : Соловецкий старец Наум рассказывал: “Раз привели ко мне женщину, желавшую поговорить со мной. Недолгой была моя беседа с посетительницей, но страстный помысел напал на меня и не давал мне покоя ни днем ни ночью, и при этом не день или два, а целых три месяца мучился я в борьбе с лютой страстью. Чего только я ни делал! Не помогали и купания снеговые. Однажды после вечернего правила я вышел за ограду полежать в снегу. На беду заперли за мной ворота. Что делать? Я побежал вокруг ограды ко вторым, к третьим монастырским вратам, – везде заперто. Побежал в кожевню, но там никто не жил. Я был в одном подряснике, и холод пронизывал меня до костей. Я едва дождался утра и чуть жив добрался до келии. Но страсть не утихала. Когда настал Филиппов пост, я пошел к духовнику, со слезами исповедал ему свое горе и принял епитимию; тогда только, благодатью Божьей, обрел я желаемый покой.” (Соловецкий патерик. С. 163).

4) Уклонение от сладострастных бесед, чтения, радио- и телепередач. Прп. Ефрем Сирин пишет: «Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой» .

5) Молитва против блудных помыслов и постоянное поучение в Священном Писании.

6) Упражнение в смирении. Прп. Иоанн Лествичник говорит: «Кто одним воздержанием покушается утолить сию брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, плавая одной рукою. Совокупи с воздержанием смирение; ибо первое без последнего не приносит пользы» (Леств.15:40).

7) Воздержание языка.

Авва Пимен для избежания блудных помыслов посоветовал брату соблюдать воздержание в пище и языке : Однажды брат пришел к авве Пимену и говорит ему: “Что мне делать, отец? Меня мучает блудный помысл. Ходил я к авве Ивистиону, он сказал мне: “Не позволяй этому помыслу долго оставаться в тебе.” Авва Пимен отвечает брату: “Авва Ивистион, дела его высоки, он – с Ангелами и не знает, что у нас с тобой есть блудные помыслы. Если монах будет сдерживать свое чрево и язык и будет жить, как странник, то, поверь, он не умрет.” (Достопамятные сказания. С. 201, № 62)

О сложности борьбы с данной страстью рассказывает еще один случай из «Отечника».

Блудная брань от юного монаха перешла на неискусного старца для его вразумления : К некоему старцу обратился юный инок, очень ревностный по жительству, с целью своего преуспеяния и исцеления. С простотой исповедал он старцу, что его беспокоит плотское вожделение и дух любодеяния: он надеялся найти в молитвах старца утверждение своему подвигу и врачевание от полученных язв. Старец начал упрекать его самыми жестокими словами, говоря, что он, допустив порочные вожделения, сделался недостойным имени монаха, а достойным всякого презрения. Вместо утешения он нанес ему столь тяжкую язву упреками, что монах вышел из келии старца в величайшем унынии, в смертельной печали, в отчаянии. Он ушел, угнетенный тоской, углубленный в помышления уже не об уврачевании страсти, но об удовлетворении ее. Внезапно встречает его авва Аполлос, опытнейший между старцами. По выражению лица и отчаянному виду юноши угадав о внутреннем смущении и тяжком унынии, которыми втайне волновалось его сердце, авва Аполлос спросил о причине такого состояния. Вынужденный убеждениями аввы монах исповедал, что идет в мирские селения, как неспособный, по определению такого-то старца, к монашеской жизни. Не имея возможности обуздать похотений плоти подвигом и не находя врачеваний против ее действий, он решился, оставя монастырь, возвратиться в мир и жениться. Святой Аполлос постарался смягчить его самым милостивым словом, уверяя, что и его самого ежедневно беспокоят нечистые помышления и ощущения, тем естественнее подвергаться им человеку юному. По этой причине не должно предаваться отчаянию, не должно удивляться как чему-то необычайному усиленному действию брани, в которой победа одерживается не столько подвигом, сколько милостью и благодатью Господа. Старец упросил молодого монаха, чтоб он возвратился в келию и потерпел хотя бы один день, а сам поспешно пошел в обитель упомянутого старца. Когда он приблизился к этой обители, то, воздев руки горе, произнес следующую молитву, сопровождая ее слезами: “Господи! Обрати брань этого юноши на этого старца, чтоб он научился, хотя бы в старости, снисходить к немощи подвизающихся и соболезновать удобопреклонности юных к страстям.” Когда он, воздыхая, окончил молитву, то увидел мрачного эфиопа, стоящего против келии старца и направляющего против него огненные стрелы. Уязвленный ими, старец выскочил из келии, начал бегать туда и сюда, как бы сумасшедший или пьяный, то входил в келию, то выходил, уже не мог оставаться в ней спокойно и, наконец, возмущенный, пошел тем же путем, на который направил молодого монаха. Авва Аполлос, увидев, что старец попал в положение безумного и беснующегося, поняв, что стрелы диавола, направленные в него, вонзились в его сердце, произвели в нем помрачение ума и невыносимое страстное возмущение в чувствах, подошел к нему и сказал: “Куда ты так спешишь? Что заставляет тебя забыть степенность, столь приличествующую старцу, и так быстро бежать в беспокойстве, подобно мальчику?” Старец, объятый стыдом, не мог дать никакого ответа, его обличала совесть, его обличал внешний вид, на котором отразилось порочное возмущение. Он понял, что страстное вожделение его сердца угадано, что тайны его открыты авве. “Возвратись, – продолжал тогда святой Аполлос, – в келию и пойми, что до этого времени диавол или не знал тебя, или презирал. Научись собственным опытом сострадать подвизающимся, не низвергать искушаемых в погибель отчаяния, не приводить их в смущение жестокими словами. Их должно ободрять милостивым словом утешения. Никто не мог бы ни избегнуть козней врага, ни погасить или даже воздержать естественного плотского вожделения, подобно огню пылающему, если б благодать Божья не помогала немощи нашей, не покрывала бы и не защищала нас. Теперь окончилось это спасительное смотрение о нас, которым Бог благоволил освободить юношу от пагубного разжжения, а тебя научить состраданию ближним и тому, сколь сильны могут быть вражеские искушения. Умолим же Бога общими молитвами, чтоб Он повелел удержать бич, который благоволил употребить для твоей душевной пользы, и чтоб угасил росой Святого Духа Своего огненные стрелы диавола, которым попустил уязвить тебя по моему ходатайству.” По молитве аввы Аполлоса Господь отъял искушение с той же скоростью, с которой попустил его. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 420. № 5)