Центральная Евразия в первом тысячелетии нашей эры. Проблемы этногенеза восточных славян

Согласно китайским источникам, местом первоначального обитания тюрок был небольшой район в западной части китайской провинции Шаньси. В IV веке, когда эта провинция была завоевана кочевыми племенами хунну и сянь-би, здесь обитало небольшое племя тюрок во главе с ханом Ашиной. (Самоназвание «тюрки» в переводе означает «сильные», «крепкие».) Сначала племя Ашины, говорившее, по-видимому, на одном из монгольских языков, подчинилось хуннскому хану Муганю, владевшему Хэнси (областью к западу от Ордоса, между излучиной Хуанхэ и Наньшанем). Но после того как в 439 году сяньбийское племя тоба победило хунну и присоединило Хэнси к своей империи Северная Вэй, Ашина с 500 семейств бежал к жужаням (господствовавшим тогда в Монголии) и поселился на южной стороне Алтайских гор. Предгорья Монгольского Алтая, куда попали беглецы, было населено племенами, происходившими от хунну и говорившими на языках, впоследствии получивших название тюркских. С этими аборигенами слились дружинники хана Ашина и наделили их именем «тюрк», хотя сами в конце концов усвоили их язык. Слияние пришельцев с местным населением оказалось настолько полным, что через сто лет, к 546 году, они представляли ту целостность, которую принято называть древнетюркской народностью. А сама тюркоязычная среда в то время успела уже распространиться далеко на запад от Алтая, в страны, где жили гузы, печенеги, хазары, болгары и гунны. На арену мировой истории тюрки вышли в 545 году, когда их хану Бумыну покорились старые противники жужаней — телесцы, кочевавшие в то время в Джунгарии. Общая численность телесцев достигала 50 тысяч кибиток, и это значительно усилило могущество Бумына. (Никаких сражений между тюрками и телесцами не было. Видимо, последние отдались под власть Бумына исключительно из ненависти к жужаням, которых не имели сил победить самостоятельно.) Некоторое время спустя Бумын посватался к дочери кагана жужаней Анахуая, но получил грубый отказ. Тогда зимой 552 год Бумын напал на жужаней и нанес им жестокое поражение. В том же году он умер. На престол вступил его сын, принявший титул Кара-Иссык-хана. В 553 году в сражении у горы Лайшань он нанес жужаням новое поражение, но вскоре умер при загадочных обстоятельствах. Его сын Шету был отстранен от власти, и на престол вступил младший сын Бумына, Кушу, принявший титул Мугань-хана. Он был тверд, жесток, храбр, умен и ничем не интересовался, кроме войны. Поздней осенью 553 год он снова разбил жужаней, а в 556 год принял остатки их орды под свою власть. Так тюрки стали хозяевами всей восточной части Великой степи. (В Восточной Монголии тогда кочевали три народа: татабы, кидани и татары. Все они прежде подчинялись жужаням и теперь отдались под власть их победителей.) Владения тюрок на востоке достигли Желтого моря. В то же время брат Бумына, Истеми-хан, начал завоевания на западе. Первый поход в этом направлении был совершен еще в 552 году. В 555 году тюрки вышли к «Западному морю», под которым, видимо, надо понимать Аральское, то есть границы Тюркского каганата достигли низовьев Аму-Дарьи. Здесь тюрки вступили в противоборство с другой кочевой империей, созданной эфталитами. (Им принадлежали Средняя Азия, Афганистан и Пенджаб.) В то же время на севере от Арала тюрки столкнулись с хионитами (возможно, это были ираноязычные потомки сарматов) и огорами (их отождествляют с утрами). К 558 году все они были покорены, после чего тюрки стали хозяевами в приуральских степях. В 560 году Истеми-хан начал войну с царем эфталитов Гатфаром. Эфталиты сосредоточили свои силы у Бухары, но Гатфар не решился принять бой на равнине, где тюркская конница имела значительное преимущество, и отступил в горы. Решительный бой произошел в 565 году у Несефа (Карши). Он продолжался восемь дней и закончился полным разгромом эфталитов. Средняя Азия вошла в состав Тюркского каганата, который, таким образом, стал соседом Ирана. Истеми-хан потребовал, чтобы персы выплачивали ему ту дань, которую раньше платили эфталитам. Шах Хосров I ответил отказом, после чего тюрки переправились через Аму-Дарью и попытались продвинуться в глубь иранских владений. Однако линия мощных приграничных укреплений, воздвигнутая персами еще в V веке против эфталитов, оказалась для них неприступной. Наступление захлебнулось, и уже в 569 год тюрки вернулись в Соглиану. Истеми вступил с Хосровом в переговоры, благополучно завершившиеся через два года. По договору 571 года прежние владения эфталитов были поделены следующим образом: шах получил земли нынешнего Афганистана, а к тюркам отошла Согдиана. Еще прежде Истеми-хан совершил поход на Северный Кавказ, подчинил болгар и хазар. Западная граница Тюркского каганата достигла Азовского моря и у Боспора сомкнулась с византийской. Держава тюрок вступила в эпоху расцвета своего могущества. (При Мугань-хане территория каганата, простиравшаяся от Хингана до Кубани, была разделена на четыре удела, а при его преемнике Тобо-хане — на восемь. Во главе каждого удела стоял близкий родственник кагана из рода Ашина. Ставка самого кагана находилась около Алтая, в исконных тюркских землях.) В 576 год Истеми-хан умер. Власть на западе с титулом Тардуш-хана унаследовал его сын Кара-Чурин. При нем в 576 году тюрки взяли Боспор, а в 580 год совершили набег на Крым. Конец западным завоеваниям положили внутренние распри в самом каганате. После смерти Тобо-хана каганом стал его племянник Шаболио, человек храбрый, умный и энергичный. В 582 году, перебросив свою армию через Гоби, он напал на Северный Китай, где за год до этого утвердилась династия Суй. Пограничные китайские войска были разбиты и укрылись за Великой стеной. Однако тюрки сумели прорваться за нее через проходы, которые находились в провинции Ганьсу, и ограбить шесть северо-западных областей Китая. Но вскоре китайским разведчикам удалось рассорить между собой тюркских ханов. Шаболио заподозрил в измене своего двоюродного брата (сына Мугань-хана) Торэмен-хана и в феврале 584 года внезапно напал на его ставку. Во время учиненной здесь резни погибла мать Торэмена. Сам он бежал на запад к Кара-Чурину. Необузданность и несправедливость Шаболио, видимо, вызвали возмущение в орде. Кара-Чурин дал Торэмену войска для войны с каганом. Чтобы развязать себе руки, Шаболио должен был заключить мир с императором Вэнь-ди и даже номинально признать его верховную власть. Вэнь-ди дал ему вспомогательные войска. В том же 584 год Торэмен был разбит и откочевал со своими сторонниками к Бухаре. В 587 году Шаболио умер. Престол перешел к его брату Чулоху. Он довершил разгром Торэмена под Бухарой и казнил его. Но на этом вражда между западными и восточными тюрками не прекратилась. Зимой 587 год произошло сражение с Кара-Чурином. Чулоху был разбит и погиб. Каганом стал его племянник Юн Юйлюй. В 593 году он заключил мир с Кара-Чурином и формально восстановил единство каганата. Однако раскол между западом и востоком сохранялся. В 597 год императору Вэнь-ди удалось подкупить подарками брата кагана Жангара, который женился на китайской царевне и откочевал с частью тюрок на юг, в приордосскую степь. В 598 год суйцы выступили против тюрок, и Жангар был их союзником. В 599 году им удалось разбить Кара-Чурина. В том же году был убит в своей ставке Юн Юйлюй. Кара-Чурин немедленно объявил себя каганом. Но он был очень непопулярен среди восточных тюрок. Многие из них стали перебегать к Жангару. В 601 год Кара-Чурин совершил набег на ставку своего противника, но был отбит китайцами. Вскоре против него подняли восстание телесцы, поддержанные абарами, и нанесли тюркам несколько поражений. Отрезанный от своих наследственных владений, Кара-Чурин не мог получать подкрепления. Восточные тюрки оставили его и разъехались по своим кочевьям. Каган бежал в Тогон и был там убит тибетцами. Когда каганом объявили китайского ставленника Жангара, западные тюрки не признали его и провозгласили каганом малолетнего правнука Кара-Чурина, Тамана. Тюркский каганат распался на две части — Западный и Восточный (границей между ними стал хребет Восточного Алтая), и у каждого отныне была своя собственная судьба. Восточнотюркский каган Жангар жил в Ордосе под защитой китайцев и боялся показаться в степи. Чувствуя, что благополучие его зиждется исключительно на поддержке Китая, он пошел на большие уступки и предоставил своих воинов в распоряжение императора. Так с помощью тюрок китайцы разгромили в 608 году своего старого противника — тибетское ханство Тогон. Жангар не только охранял китайскую границу, но и приучал свой народ к китайским обычаям. Он пытался заставить тюрок носить китайскую одежду, строить дома и сеять хлеб. Сам он жил в городках Кинхо и Динсян, построенных для него китайцами. В 609 году Жангар умер, и император Ян-ди провозгласил каганом его сына Дуги, принявшего титул Шабир-хана. Однако он оказался совсем не так лоялен Китаю, как его отец. В 615 году он внезапно поднял восстание против императора Ян-ди, осадил его в крепости Яймынь, но захватить не смог и ушел в степи. В 618 году в Китае началось мощное восстание против династии Суй, что сделало Шабир-хана фактическим хозяином Северного Китая. Грабительские набеги тюрок в эти годы простирались до стен Цзинь-яна. Когда на престол взошел Ли Юань, основавший династию Тан, Шабир-хан поддержал его и до самой смерти оставался союзником нового императора. В 619 году ему наследовал брат Чуло-хан, резко изменивший политику. Он объявил себя защитником дома Суй и стал открыто поддерживать противников новой династии. Назревала новая война с Китаем, но в 620 году Чуло-хан неожиданно заболел и умер. Незадолго до его смерти восстали восточные телесцы — уйгуры, во главе которых встал род Яглакар. Для тюрок это был тяжелый удар, так как уйгуры представляли из себя значительную силу и могли выставить 15-тысячное отборное войско. Наследовавший Чуло-хану брат Дуби, принявший титул Кат Иль-хана, перенес свою ставку в Хангай, так как все восточные степи оказались в руках восставших. Неудачи на западе тюрки решили поправить успехами на юге. В 621 год Кат Иль-хан вторгся в Шаньси и взял крепость Май. Попытки танских войск перейти в контрнаступление и выбить тюрок из Май окончились неудачей, после чего тюрки взяли Яймынь, разорили области Фынчжоу и Луч-жоу и угнали в степь 50 тысяч пленников. Император должен был отправить кагану богатые дары и таким образом добился перемирия. В 624 год война возобновилась, но шла вяло. Положение изменилось в 626 году, когда танским императором стал энергичный и волевой полководец Тайдцзун. В том же году Кат Иль-хан со 100-тысячным войском подступил к Чанъаню, но увидев многочисленную китайскую армию, не решился на открытое сражение и заключил мир. В 627 году каган попробовал вновь подчинить уйгуров, однако и эта война кончилась неудачей. Вскоре против него восстал племянник Толос-хан, который вместе с подчиненными ему киданями перешел под протекторат Китая. В 629 год китайцы выбили тюрок из Май и вернули себе Ордос. В 630 году сразу шесть китайских армий перешли в наступление на фронте от реки Лу-аньхэ до Биньчжоу. В ночном бою у гор Оянлин (в Шаньси) Кат Иль-хан потерпел поражение и отступил через пустыню Гоби на север. Вскоре он был окончательно разбит, взят в плен и доставлен в Чанъань. После этого большинство западнотюркских племен изъявили свою покорность императору Тай-дзуну. Он милостиво обошелся с побежденными, простил Кат Иль-хана, вернул ему всех домочадцев, половину земли и зачислил в свою гвардию. Около 190 тысяч тюрок были приняты в подданство Китая и поселены в степях Ордоса и Алашаня в качестве вспомогательных войск. В 634 году умер каган Кат Иль-хан. Восточнотюркский каганат прекратил свое существование. Судьба западных тюрок была тяжелей и трагичней. Вся недолгая история существования их каганата заполнена ожесточенными внутренними войнами. Малолетний Таман был возведен в 601 год на престол вопреки законному порядку бегами племен дулу, имевших кочевья в Семиречье и Западной Джунгарии. Против Тамана выступило племенное объединение нушиби (их кочевья располагались в западном Тянь-Шане, вокруг озера Иссык-Куль). Последние выдвинули своего претендента на престол — дядю Тамана, Шегуя. В 611 году тот напал на племянника и разбил его. С остатками своих сторонников Таман бежал на восток и сдался китайцам (в 618 году его убили по требованию восточных тюрок). В 618 году Шегую наследовал его брат Тун-джабгу, которому удалось отчасти восстановить власть тюрок над соседними племенами. Так в 619 году кагану добровольно подчинились телесцы. В 628 году тюрки вторглись в Закавказье, взяли и разграбили Тбилиси. В 630 году, пользуясь слабостью Ирана, они опустошили Армению. Но в том же году против Джабгу-хана восстали карлуки, жившие на Черном Иртыше, а вслед за ними поднялись и другие племена союза дулу. Их возглавил дядя кагана, Багадур, принявший титул Кюлюг Сибир-хана. Тун-Джабгу-хан был захвачен и убит. Племена нушиби этот переворот застал врасплох. Однако они быстро оправились от растерянности и выступили против врагов. В Западном каганате началась внутренняя война, сильно его ослабившая. В эти годы от каганата отпали Закавказье, Гибинь и Тохаристан. В Джунгарии отложились телесские племена, а в Поволжье — болгары. Но тюркам было уже не до них. Против Сибир-хана выступил его племянник Нишу (его удел располагался в Пайкен-де, и ему подчинялась богатая Бухара), который возвел на престол сына Тун-Джабгу, Шили, принявшего титул Ирбис Болдун-джабгу-хана. Сибир-хан бежал к Алтайским горам, но в 631 году был настигнут нушибийцами и убит. Однако и новый каган вскоре разочаровал тюрок. Недоверчивый, упрямый, высокомерный и подозрительный Шили к своим сподвижникам был жесток и неблагодарен. Некоторых из них он казнил. Даже Нишу, которому каган был обязан всем, не избежал общей участи и должен был искать убежища в Карашаре. Но такое положение не могло долго продолжаться. Против Шили поднялось возмущение. Он бежал к Балху и вскоре умер. Нушибийцы вызвали из Карашара Нишу и провозгласили его каганом под именем Дулу-хана. Северные племена признали его власть, и смута утихла. В 634 год Нишу умер. Престол перешел к его младшему брату Тонг-шаду, который принял титул Ышбар Толис-шада. В 636 году он вернул под власть тюрок Джунгарию, однако ему пришлось признать автономию союзов дулу и нушиби. Их племена стали управляться не принцами из рода Ашина, а местной знатью. В 638 год против Ышбара возник заговор. Недовольные напали на его ставку. Каган отбился, но должен был бежать в Карашар. Нушиби приняли его сторону, в то время как западные племена провозгласили каганом сына Кат Иль-хана, Юкук-шада, который был в то время правителем Гаочана (так китайцы называли княжество в Турфанском оазисе). Юкук-шад принял титул Ирбис Дулу-хана. Между претендентами началась кровопролитная война, но силы их были равны, и на реке Или соперники заключили мир, согласно которому эта река стала границей их владений. Однако в том же году Ышбар был низложен и бежал в Фергану, где умер в 639 год Нушибийские вожди провозгласили каганом сына покойного Иль-кюлюга, а когда тот в 640 год умер, каганом стал его двоюродный брат Багадур с титулом Ирбис Ышбара-джабгу-хан. В 641 году он был захвачен в плен Юкуком и казнен. Вскоре ему удалось распространить свою власть на Тохаристан, но Согдиана на западе и горы вокруг Иссык-Куля на востоке оставались вне его контроля. Владычество его, впрочем, было недолгим. В 642 году Юкук совершил набег на Самарканд и завладел большой добычей. При ее разделе он по каким-то причинам обделил вождей дулу, и те восстали. Этим воспользовались нушиби — они напали на кагана и нанесли ему сильное поражение. Юкук укрылся в Тохаристане, а нушибийцы провозгласили каганом сына Иль-кюлюга, Ирбис-шегуй-хана. Племена дулу сначала признали его власть, но потом, в 646 году, отложились от каганата. Своим каганом они избрали царевича Халлыга, который принял титул Ышбар-хана. Все эти распри еще больше ослабили тюрок. Между тем Танская империя наращивала свои силы. В 640-х годы китайцы овладели всем Восточным Туркестаном и Джунгарией. Границы империи приблизились к границам каганата. Халлыг, не имея возможности бороться с нушибийцами, решил отдаться под покровительство императора. Вместе со своими сторонниками он откочевал в Восточный Туркестан и получил под свое управление Бишбалык. В 651 году, собравшись с силами, он внезапно напал на ставку Ирбис-шегуй-хана и убил его. Наследники кагана бежали к хазарам и образовали на берегах Каспийского моря самостоятельный Хазарский каганат. В 652 год Халлыг попытался отнять у китайцев Джунгарию. Это привело к войне с Танской империей, которая оказалась роковой для Западного каганата. В 653 году китайцы заняли Бишбалык, в 654 году было разбито джунгарское племя чумычун. В 656 году танская армия появилась в долине реки Или. Халлыг собрал все свои силы, чтобы остановить наступление врага. Но их было не достаточно — в сражении у реки Или тюрки потерпели поражение. После этого нушиби и дулу признали власть империи. Но сам Хал-лыг и его дружина успели отступить. В начале 657 году китайские войска подошли к ставке кагана, располагавшейся тогда на склонах Тарбагатая, внезапно напали на нее и нанесли тюркам большой урон. Халлыг с остатками своих войск отступил за реку Или. Китайцы преследовали тюрок до реки Чу и там принудили сдаться. Однако Халлыг с сыном и несколькими верными соратниками вновь ускользнул от преследователей и бежал на юг. Но около Чача (в Ташкентском оазисе) он был схвачен местным правителем и выдан китайцам. В оковах бывшего кагана доставили в Чанъань. Император Гаоцзун сохранил ему жизнь, но Халлыг не вынес неволи и умер в 659 году. Остатки его сторонников сложили оружие еще раньше — в 658 году. Западно-тюркский каганат прекратил свое существование и больше никогда не восстанавливался. Его земли были разделены на округа и уезды, из которых образовались два китайских губернаторства.

Исторические события, повлиявшие на развитие славянской истории, связаны с одним из самых крупных государств древности - Римской империей. Все историческое пространство от Европы и Ближнего Востока до Парфии в Средней Азии было связано общностью судеб. Падение Римской империи, сопровождавшееся «великим переселением народов» (III - IV вв.), повлияло на историческую ситуацию в Европе. Варварские завоевания повлекли за собой новую организацию жизни не только на бывших римских территориях, но на всем огромном пространстве Европы и Средней Азии.
24 августа 410 года вестготский король Алярих вступил в Рим. Победа варваров произвела огромное впечатление на правящую верхушку империи, ее охватил ужас. Церковный писатель Иероним так выразил эти чувства: «Когда погас самый блестящий свет, когда отсечена была глава Римской империи, скажу вернее, целый мир погиб в одном городе, онемел язык мой, и был я глубоко унижен».
Победа варваров была не просто победой над римскими легионами. Начиналась новая страница истории. Римские рабы вышли ночью из темных подвалов и с радостью и надеждой открыли ворота вестготам.
Западная Римская империя закончила свое бытие в 476 году. Но еще до этого, в 455 году, вслед за вестготами в Риме побывали вандалы. История средневековой Европы началась с вандализма.
В это время на севере от земледельческих районов Средней Азии жили тюркоязычные племена - усуни и гунны, которые в первые века нашей эры начали двигаться в южном и западном направлениях. Тюркоязычные кочевники в IV веке создали сильный союз гуннских племен и в 70-х годах IV века обрушились на славян и готов.
Варвары «тучами» шли с Востока. То было великое переселение народов: в распаде первобытнообщинного строя и все нарастающем развитии производства множество племен, особенно скотоводческих, пришло в движение, захватывая новые земли в поисках новых просторов и новых оборонительных рубежей. В этом водовороте гибли и возникали недолговечные государства, в смешении племен рождались новые народы, новые культуры. Тесня на запад готские и сарматские племена, гунны ворвались в причерноморские степи, и тогда вместе с гуннами, опережая их или сливаясь с ними, весь мир кочевников, мир бескрайних степей, обрушился на те земли, где издавна царил «римский порядок». Гунны все сметали на своем пути, не делая различия между римлянами и варварами: вытаптывали своей конницей засеянные поля, вырубали сады, сжигали города и убивали их жителей.
В V веке вождь гуннов Аттила властвовал над мощным союзом племен, центром которого была долина Среднего Дуная. Провоевав в Европе около 80 лет, этот племенной союз распался. В 451 году остатки римлян в союзе с варварами - франками, вестготами и бургундами - остановили Аттилу, на Каталунасской равнине близ города Труа (Франция). Более двухсот тысяч воинов пало с обеих сторон. «Завязывается битва - жестокая и повсеместная, ужасная, отчаянная... , - писал в следующем веке про эту бойню готский историк. - Если верить рассказам стариков, протекавший... в низких берегах ручей широко разлился от крови, струившейся из ран сраженных». Могущество гуннов было подорвано. Гуннская держава распалась. Часть гуннов ушла на восток, но другая часть осталась на Дунае и в Причерноморье.
В конце VI века в Средней Азии возникает еще одно тюркское государство - Тюркский каганат. В Причерноморье, на Северном Кавказе и Поволжье образовались три тюркских государства - Аварское, Хазарское и Болгарское.
Авары повторили движение гуннов, обрушившись на славян и создав Аварский каганат на территории между Карпатами и Дунаем.
Хазарское государство сложилось в VII веке в низовьях Волги. Хазары вплоть до Х века были кочевниками-скотоводами, во главе их стоял каган. Главные доходы давала дань и таможенные пошлины с купцов. Они распространили свою власть на Крым, Приазовье и на часть болгарских и славянских племен на Нижнем Дону.
Около VIII века на северо-западе от Хазарии появились венгры - приуральские племена, кочевавшие на запад. В IX веке они прошли на Дунай, где основали свое государство.
Родственные хазарам болгары в VII веке кочевали из района Азовского моря на северо-запад, разделившись на четыре группы. Две из них остались в Приазовье - черные болгары, третьи в конце VII века пришли на Дунай и подчинили себе часть славянских племен, проживавших в этом районе. Четвертая группа болгар - серебряные болгары - перекочевала в Среднее Поволжье, подчинила местные племена и создала государство Волжская Булгария, просуществовавшее до XIII века.
Сильным государством периода раннего средневековья оставалась Византия. После падения Рима в V веке, восточная половина империи укрепила свои рубежи, военную мощь, государственную власть. В VI веке Византия представляла собой огромное государство, в состав которого входили земли Балкан, Малой Азии, большая часть Италии, земли Причерноморья и Северной Африки. При императоре Юстиниане началось продвижение греков на Дунай и вглубь Причерноморья, в земли славян. Славяне ответили на это, прорвав укрепления Византии на Дунае, дошли до центра Балкан, а их флотилии осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям. Восточная часть Балкан была заселена славянами из Поднестровья и Приднепровья, а также славянами- хорватами, пришедшими из Прикарпатья. В заселении центральной Европы принимали участие и западнославянские племена. Откуда же пришли славяне? Кто они? Где их прародина?

Исторические события, повлиявшие на развитие славянской истории, связаны с одним из самых крупных государств древности – Римской империей… Падение Римской империи, сопровождавшееся «великим переселением народов» (III–IV вв.), повлияло на историческую ситуацию в Европе. Варварские завоевания повлекли за собой новую организацию жизни не только на бывших римских территориях, но на всем огромном пространстве Европы и Средней Азии.

… Западная Римская империя закончила свое бытие в 476 г. Но еще до этого, в 455 г., вслед за вестготами в Риме побывали вандалы. История средневековой Европы началась с вандализма.

В это время на севере от земледельческих районов Средней Азии жили тюркоязычные племена – усуни и гунны, которые в первые века нашей эры начали двигаться в южном и западном направлениях. Тюркоязычные кочевники в IV в. создали сильный союз гуннских племен и в 70-х гг. IV в. обрушились на славян и готов.

Варвары «тучами» шли с Востока. То было великое переселение народов: в распаде первобытнообщинного строя и все нарастающем развитии производства множество племен, особенно скотоводческих, пришло в движение, захватывая новые земли в поисках новых просторов и новых оборонительных рубежей. В этом водовороте гибли и возникали недолговечные государства, в смешении племен рождались новые народы, новые культуры. Тесня на запад готские и сарматские племена, гунны ворвались в причерноморские степи, и тогда вместе с гуннами, опережая их или сливаясь с ними, весь мир кочевников, мир бескрайних степей, обрушился на те земли, где издавна царил «римский порядок». Гунны все сметали на своем пути, не делая различия между римлянами и варварами: вытаптывали своей конницей засеянные поля, вырубали сады, сжигали города и убивали их жителей.

В V в. вождь гуннов Аттила властвовал над мощным союзом племен, центром которого была долина Среднего Дуная. Провоевав в Европе около 80 лет, этот племенной союз распался… Могущество гуннов было подорвано…. Часть гуннов ушла на восток, но другая часть осталась на Дунае и в Причерноморье.

В конце VI в. в Средней Азии возникает еще одно тюркское государство – Тюркский каганат. В Причерноморье, на Северном Кавказе и Поволжье образовались три тюркских государства – Аварское, Хазарское и Болгарское.

Авары повторили движение гуннов, обрушившись на славян и создав Аварский каганат на территории между Карпатами и Дунаем.

Хазарское государство сложилось в VII в в низовьях Волги. Хазары вплоть до Х в. были кочевниками-скотоводами, во главе их стоял каган. Главные доходы давала дань и таможенные пошлины с купцов. Они распространили свою власть на Крым, Приазовье и на часть болгарских и славянских племен на Нижнем Дону.

Около VIII в. на северо-западе от Хазарии появились венгры – приуральские племена, кочевавшие на запад. В IX в. они прошли на Дунай, где основали свое государство.

Родственные хазарам болгары в VII в. кочевали из района Азовского моря на северо-запад, разделившись на четыре группы. Две из них остались в Приазовье – черные болгары, третьи в конце VII в. пришли на Дунай и подчинили себе часть славянских племен, проживавших в этом районе. Четвертая группа болгар – серебряные болгары – перекочевала в Среднее Поволжье, подчинила местные племена и создала государство Волжская Булгария, просуществовавшее до XIII в.

Сильным государством периода раннего средневековья оставалась Византия. После падения Рима в V в., восточная половина империи укрепила свои рубежи, военную мощь, государственную власть. В VI в. Византия представляла собой огромное государство, в состав которого входили земли Балкан, Малой Азии, большая часть Италии, земли Причерноморья и Северной Африки. При императоре Юстиниане началось продвижение греков на Дунай и вглубь Причерноморья, в земли славян. Славяне ответили на это, прорвав укрепления Византии на Дунае, дошли до центра Балкан, а их флотилии осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям. Восточная часть Балкан была заселена славянами из Поднестровья и Приднепровья, а также славянами-хорватами, пришедшими из Прикарпатья. В заселении центральной Европы принимали участие и западнославянские племена. Откуда же пришли славяне? Кто они? Где их прародина?

Евразия в середине 1 тысячелетия нашей эры //

История России с древнейших времен до 1917 г.:

Учебное пособие / под ред. В.Ю. Халтурина.

Иваново, 2003. С. 6–8.

Тесты по теме «Образование Древнерусского государства»

Вариант I

1. Поляне жили

2. Кривичи жили

3. Столицей Хазарского каганата был

4. Раньше других киевским князем стал(и)

5. Год призвания князя Рюрика с дружиной в Новгород –

1) 910 г.; 2) 862 г.; 3) 882 г; 4) 941 г.

6. Одной из причин призвания варягов на княжение в северные славянские земли стала(о)

7. Князь, «отмстивший неразумным хазарам» и разрушивший Хазарский каганат, –

1) Олег; 2) Святослав; 3) Владимир I; 4) Игорь.

8. Стремление князя Владимира сплотить славянские племена и укрепить свою власть в X в. стало причиной

9. Принятие христианства на Руси произошло в

1) 862 г.; 2) 988 г.; 3) 1051 г.; 4) 945 г.

10. Сторонники норманнской теории считали, что Древнерусское государство сложилось как результат

1) завоевания восточных славян варягами;

2) завоевания восточных славян финно-уграми;

3) торговой деятельности восточных славян с соседями;

4) развития внутренних процессов в землях восточных славян.

11. Главным признаком феодализма является:

12. Сословия Киевской Руси, упоминаемые «Русской Правдой»

13. Древнерусское государство имело наиболее активные дипломатические отношения с

1) Польшей; 2) Хазарией; 3) Византией; 4) Венгрией.

14. Установите соответствие между событиями и датами:

15. В феодально–зависимое население не входили

1) закупы; 2) дружинники; 3) холопы; 4) челядь.

16. Культурные контакты Руси и Византии в VIII – первой половине X в. способствовали

1) принятию Русью христианства;

2) началу книгопечатания на Руси;

3) широкому развитию грамотности на Руси;

4) бурному развитию деревянного зодчества.

17. Монахи Кирилл и Мефодий работали над созданием

Вариант II

1. Вятичи жили на берегах реки

3. Столицей Волжской Булгарии был

4. Раньше других в XI в. стал править в Киеве

5. Раньше других поход на Византию совершил киевский князь

6. Первым возглавил общерусский поход против половцев князь

7. Образование Древнерусского государства было ускорено

8. Князь Олег повесил свой щит на врата Царьграда в

1) 882 г.; 2) 941 г.; 3) 907 г.; 4) 944 г.

9. Восстание древлян в середине X в. послужило причиной

1) захвата Киева князем Олегом;

2) установление точного размера дани и мест её сбора;

3) поражение в войне с печенегами;

4) отказа от похода на Византию.

10. Владимир Святой в качестве христианского вероисповедания выбрал

1) католицизм; 2) протестантизм; 3) православие; 4) иудаизм.

11. Стремление князя Ярослава укрепить международное положение Руси в XI в. привело к

1) подписанию первого письменного договора с Византией;

2) участию Руси во всех европейских войнах первой половины XI века;

3) принятию православного христианства в качестве государственной религии;

4) заключению династических браков детей Ярослава с представителями европейских правящих династий.

12. Установите соответствие между событиями и датами.

13. На Руси не имели права обладать вотчиной

1) бояре; 2) рядовичи; 3) сыновья князей; 4) монахи.

14. Крестьяне, берущие в аренду у феодала скот, орудия труда, назывались

1) смердами; 2) закупами; 3) холопами; 4) боярами.

15. В класс феодалов Древней Руси не входили

1) тиуны; 2) бояре; 3) великие князья; 4) дворяне.

16. Любечский съезд князей состоялся в

1) 1097 г.; 2) 1113 г.; 3) 1054 г.; 4) 1147.

17. Монах Нестор работал над созданием

1) росписи стен Софийского собора в Киеве;

2) правил новых церковных обрядов;

3) летописного свода «Повесть временных лет»;

4) текстов православных молитв.

Другие задания

1. Определите понятия : род, племя, раннефеодальное государство, этногенез, поляне, варяги (викинги, норманны), сельская община, вервь, князь, дружина, бояре, вече, дань, «полюдье», уроки и погосты, волхвы, «норманская теория», гривна, смерд, холоп, закуп, рядовичи, посадник, пантеон, ассимиляция.

2. Составьте родословное древо династии Рюриковичей (от Рюрика до Федора Ивановича).

3. Составьте таблицу «Социальная структура и основные категории населения» (Кириллов В.В. История России. М., 2011. с. 25);

4. Определите политическое и культурное значение крещения Руси.

Тесты по теме «Феодальная раздробленность на Руси:

XII – XIII вв.»

Вариант I

1. Что из названного относится к причинам политической раздробленности Руси?

1) распространение языческих верований;

2) установление вечевых порядков во всех русских землях;

3) стремление удельных князей к независимости от Киева;

4) установление власти Золотой Орды над Русью.

2. Установите соответствие между именами известных политических деятелей и их деятельностью.

3. В политической жизни Новгорода ведущая роль после событий 1136 г. стала принадлежать:

5. Первое сражение русских дружин с монголами произошло на реке

1) Калке; 2) Воже; 3) Угре; 4) Неве.

6. Прочтите отрывок из летописи и укажите, в каком году произошли описываемые события.

«И сошлись оба войска, и было на Калке сражение великое, и победили… татары половцев, и князей русских, и пала русская сила…».

1) 969 г.; 2) 1223 г.; 3) 1237 г.; 4) 1380.

7. Расположите события в хронологической последовательности.

1) Невская битва;

2) поход монголо–татар на Северо–Восточную Русь;

3) битва на р. Калке;

4) поход монголо–татар на Южную Русь.

8. Право русским князьям властвовать в своих княжествах в период зависимости Руси от Золотой Орды давала ханская грамота

1) ясак; 2) число; 3) ярлык; 4) ордынский выход.

9. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) XII в.

10. Напишите пропущенное слово.

Важный в истории России период, характеризуемый понятиями «удельное княжество», «междоусобицы», «дворянство», называется феодальная _______________________.

11. «Много потрудившись за землю Русскую, за Новгород, за Псков, за всё великое княжение, отдавая живот свой за православную веру», - так писал летописец о князе

12. Софийский собор в Киеве был построен во время правления

13. «Слово о полку Игореве» было написано в

1) IX в.; 2) XII в.; 3) XIV в.; 4) XV в.

14. Укажите материал, на котором писали иконы в Древней Руси.

Вариант II

1. Установите соответствие между именами известных политических деятелей и их деятельностью.

2. В эпоху феодальной раздробленности фактическая власть в Киеве была

3. Основной политической тенденцией Галицко–Волынского княжества было

1) установление князьями дипломатических отношений с Новгородом;

2) стремление князей к объединению с Киевом;

3) противостояние бояр и княжеской власти;

4) попытки бояр заключить союз с пруссами.

4. В период Удельной Руси (XII–XIV вв.) боярские республики существовали в

5. Расположите события в хронологической последовательности.

1) битва на Чудском озере;

2) поход монголо–татар на Южную Русь;

3) поход монголо–татар на Северо–Восточную Русь;

4) битва на р. Калке.

6. Битва на реке Калке, где русские князья впервые встретились с монголами, произошла в

1) 1223 г.; 2) 1240 г.; 3) 1380 г.; 4) 1480 г.

7. Каков был итог первого похода хана Батыя на Русь?

1) разорение Великого Новгорода;

2) разгром Киева;

3) разорение значительной части северо-восточных земель;

4) разгром городов Галицко-Волынского княжества.

8. Победы русских войск под руководством Александра Невского относятся к

1) X в.; 2) XI в.; 3) XIII в.; 4) XV в.

9. Ордынский сборщик дани в русских землях в XIII–XIV вв. назывался

1) опричником; 2) темником; 3) баскаком; 4) стрельцом.

10.Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) XIII в.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

11. Напишите пропущенное слово.

Важное в истории России явление, характеризуемое понятиями «рядович», «закуп», «повинности», называется ________________________ зависимость.

12. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева и напишите имя, жившего в XIII в. князя, о котором идет речь в документе.

«Став великим князем владимирским, он должен был унижаться перед татарами, чтобы спасти родную землю от гибели; должен был уговаривать народ, чтоб снес терпеливо иго, позволил татарам переписать себя для наложения дани».

13. Погодные записи исторических событий в XI–XVII вв. назывались

1) поучениями; 2) былинами; 3) житиями; 4) летописями.

14. Фрески в храмах создавали:

Другие задания

1. Выявите экономические и социально–политические причины феодальной раздробленности на Руси.

2. Определите положительные и негативные последствия феодальной раздробленности на Руси.

3. Укажите причины поражения русских в борьбе с монголо–татарами.

4. Определите отрицательные и положительные последствия монголо–татарского ига для истории Руси.

5. Определите понятия : дворянство, вотчина, поместье, помещик, барщина, оброк, посадские люди; улус, ярлык, баскаки, «ордынский выход».

Составьте таблицу

Флаг Тибета

1. История Тибета в эпоху его расцвета (VII–IX вв.) в XIX - первой половине XX века изображалась крайне однобоко. В распоряжении историков были только сочинения буддийского направления, трактовавшие местную религию бон как демонопоклонничество и уделявшие крайне мало внимания событиям политической истории, этногенезу тибетцев и историческим судьбам народов, сопредельных с Тибетом. В настоящее время эти пробелы в известной мере восполнены, но встали новые вопросы, уже не о ходе событий, а о генезисе их и интерпретации тибетской этнической истории на фоне общей истории Восточной Азии.

2. О начале тибетской истории нам известно, что в начале н. э. на Тибетском нагорье было четыре этнические группы:

а) индоарийские племена дардов и монов в верховьях Инда; оседлые земледельцы, управлявшиеся родовыми князьями;

б) кяны (цяны) - воинственные кочевники в Амдо, Цайдаме и Каме. По ошибке их в XIX в. называли тангутами. Они управлялись родовыми старейшинами и воевали против империи Хань в союзе с хуннами;

в) Шаншун - Северный Тибет - был населен иранскими кочевниками, близкими к сакам. О них известно лишь то, что они внесли в Тибет религию бон;

г) оседлые тибетцы - боты, распространявшиеся по долине Брахмапутры (Цангпо); они положили начало созданию Тибетского царства. Согласно легенде, они произошли от брака самца обезьяны с горной ведьмой, что можно интерпретировать как метисацию пришлого этноса с аборигенами. История их до VI века легендарна. Можно лишь предполагать, как наиболее вероятное, что тесного контакта между перечисленными этносами не было.

3. В 439 г. в Южный Тибет прикочевала небольшая сяньбийская орда, быстро ассимилированная аборигенами. Никаких изменений это не принесло.

4. В начале VII века началось усиление южных тибетцев, завоевания которых к середине VII века охватили весь Тибет, в VIII веке распространились на западный Китай (Ганьсу и Шэнси), Памир и Хотан, а в IX веке - на Уйгурию. Но в момент самого большого торжества в 861 г. Тибетское царство распалось. Почему?

5. Пристально рассмотрев внешнюю и внутреннюю историю Тибета, можно отметить общее повышение активности среди ботов при относительно стабильном состоянии прочих этносов. В долине Цангпо воздвигаются дворцы, готовятся походы, введена письменность, идут религиозные диспуты между буддистами и жрецами бон, сооружаются пагоды, идет борьба царя против знати. Накал политических страстей неуклонно возрастает, пока в 842 г., после убийства сторонника бона царя Лангдармы, не вспыхивает внутренняя война, приведшая к разделению страны на множество мелких княжеств и племен, активность которых была ничтожна, и, что особенно важно, рост активности мало отразился на развитии производительных сил, а ушел в агрессию, как внешнюю, так и внутреннюю. Случайно ли это?

6. Сравнивая историю Тибетского царства с современными ему государствами и кочевыми державами, мы видим, что аналогичный подъем наблюдается, но отнюдь не повсеместно. Он охватил довольно большой широтный регион по обе стороны 30-й параллели:

а) в Аравии - проповедь Мухаммеда и создание Халифата;

б) в Индии - начало движения раджпутов и разгром ими империи Гупта;

в) в Китае - националистическая реакция, опрокинувшая сяньбийскую империю Тоба-Вэй, переходит к созданию агрессивных империй Суй и Тан;

г) в Центральной Азии выходцы из Алашаня, тюрки Ашина создают Великий Тюркский каганат. Допуск плюс-минус 50 лет невелик.

7. Страны за пределами очерченного региона не обнаруживают подъема активности и становятся жертвами своих соседей. Таковы: Южный Китай - царство Чэн; Южная и Восточная Индия; Сасанидский Иран; Византия, утерявшая Сирию и Африку; Испания; Аквитания; Южная Сибирь, захваченная тюркютами, и Восточная Европа, куда вторглись авары. Через несколько веков положение меняется радикально, но это уже другая проблема. Итак, взлет тибетского политического могущества и быстрое его падение - не исключение, а знамение эпохи.

8. Рассматривая явление целиком, можно исключить возможности культурных заимствований, экономической инфильтрации социальной взаимообусловленности, а равно и популяционно-генетических связей. Одинаковые процессы возникали в одно и то же время в совершенно непохожих условиях. Разумеется, результаты их были различны, несмотря на схожесть модели процесса. Следовательно, здесь наблюдается не общественная форма движения материи, а другая, подлежащая изучению.

9. Общим во всех отмеченных вариантах было явление этнической интеграции. На местах былого этнического разнообразия создались массивы: арабский - с исламом и единой системой управления; индийский - с кастовой системой при политической разобщенности; «Тюркский вечный эль» - сочетание орды и племенных союзов; Срединная империя Тан, где «варварские» племена смешались с аборигенами в единый этнос; Тибет, ставший монолитной страной в своих географических границах. Лишь немногие из подавленных этносов сумели впоследствии возродиться (персы, испанцы, кидани), но далеко не в первоначальном виде. Значит, с описанным толчком связаны процессы этногенеза.

10. Процессы сложения и распадения этносов связаны не только с природой той или иной страны (вмещающим ландшафтом), но и с исторической судьбой ее населения, а последняя зависит в значительной мере от этнического и социального окружения. Если природные условия влияют на этнос через его повседневную экономику, то окружение вмешивается в политическую и идеологическую жизнь страны, причем иногда дело доходит до полного истребления целых народов, не оказавших вовремя должного сопротивления. Так, китайская агрессия эпох Хань и Тан покончила с жунами, ди, юэ, и, южными хуннами и сяньбийцами, но в Тибете натолкнулась на жестокое сопротивление и отступила. Однако и сам победитель - тибетская монархия, - хотя и смог объединить народы своей страны, распался и погиб от глубокой внутренней розни.

11. До VII века фактическая власть в Тибете принадлежала родовой аристократии и жрецам религии бон. Царь Сронцзэнгампо открыл двери идеологическому вторжению, пригласив из Индии и Китая буддийских проповедников. К социальной борьбе знати и короны прибавилась война за веру, шедшая с переменным успехом и унесшая огромное число жертв. С обеих сторон гибли наиболее горячие, искренние и смелые люди, а равнодушные меняли свои симпатии, нарушали клятвы в верности и прозябали. Кроме того, много жертв уносили походы, даже удачные; внутренняя и внешняя войны вытягивали все достояние населения, отрываемого от труда и лишенного покоя. Поэтому царство пало в момент наибольшего успеха на всех фронтах от внутренней смуты. Но оставшееся население было уже интегрировано, и этническое единство оказалось наследием жестокого периода расцвета тибетской монархии.

12. Теперь мы можем интерпретировать этническую историю Тибета. Около VI века в субтропическом поясе Евразии родилось некоторое количество особей со стремлением к повышенной активности, так называемых пассионариев. К началу VII века потомство появившихся стало столь многочисленно и деятельность их столь значима, что это было зафиксировано в истории. Продолжая развивать активность, тибетцы подавили независимость племен, не затронутых толчком (живших севернее ареала толчка), затем вступили в войну с китайцами и арабами - завоевателями Средней Азии - и, наконец, в борьбу между собою. Лозунгами или символами этой внутренней борьбы стали исповедания бона и буддизма, но под этими индикаторами крылось соперничество царя и знати, которое в условиях малой напряженности не принимало столь острых и кровавых форм. Так как активная часть тибетцев по большей части гибла в войнах и распрях, то, когда процент их в сформированном ими этносе уменьшился, уцелевшее население разошлось по родным ущельям, вернувшись к состоянию равновесия со средой, как природной, так и этнической. Ущерб, понесенный Тибетом, был столь велик, что лишь через двести лет наблюдается некоторое возобновление интереса к идеологическим проблемам. Тогда новая проповедь буддизма Атишей имела успех, и с того времени Тибет превратился в цитадель буддизма, но уже никогда не вернул себе военного могущества.

Работы по истории Тибета – 7

Материал с благодарностью взят с Gumilevica http://gumilevica.kulichki.net/articles/tibet14.htm

«Центральная Азия и Тибет: История и культура Востока Азии.»:Новосибирск; 1972

Северо-западные области, примыкающие к и Норвежскому морям, были заселены племенами саамов (культура с керамикой “арктического” типа), промышлявшими, в основном, охотой.

Северные области Восточной Европы заселяли финно-угорские племена. Различные археологические культуры отождествляются с крупными племенными образованиями. Культуры каменных могильников, лууконсаари, позднебеломорская, позднекаргопольская, текстильной керамики и ее подразделение — дьяковская культура — составляют западную группу финских племен. Городецкая культура соответствует поволжско-финской общности, а пермско-финской общности — три культуры — азелинская, пьяноборская и гляденовская. Культуры керамики с фигурно-штамповой орнаментацией принадлежат племенам угорской языковой группы. Основой экономики финно-угров были преимущественно присваивающие формы хозяйствования (охота, рыболовство и собирательство), хотя в ряде регионов известны и скотоводство.

Юго-западными соседями финно-угров были балты, заселявшие лесные области от побережья Балтийского моря на западе до верховьев Днепра и Оки — на востоке. Ареал балтов дифференцировался на три части. Культура западнобалтских курганов соответствовала западным балтам, из среды которых вышли средневековые пруссы, ятвяги, галинды, курши и скальвы. Срединную часть составляла культура штрихованной керамики, в результате членения которой позднее образовались летто-литовские племена. Восточные области принадлежали днепровским балтам (культуры днепро-двинская, мощинская, почепская и киевская). Среди носителей последних двух культур имелись анклавы потомков скифо-сарматов. Основой экономики балтов было лесное земледелие и скотоводство при значительной роли охоты и рыбной ловли.

Южные степные и отчасти лесостепные области вплоть до нижнего Дуная заселяли сарматы, принадлежащие, как и их предшественники скифы, к иранской языковой группе. Они вели кочевой образ жизни, а в лесостепных областях процветало земледелие. В низовьях Днепра и в проживали поздние скифы, имевшие оседлый земледельческий быт.

На рубеже II и III вв. в Северном Причерноморье (от нижнего Дуная до Северского Донца) сложилась черняховская культура. Это, как и пшеворская культура Висло-Одерского региона, было полиэтническое образование. В составе населения черняховской культуры были местные сарматы и славяне, расселившиеся из Повисленья; готы и гепиды (германцы), продвинувшиеся с нижней Вислы; гето-даки, принадлежащие к фракийской языковой группе, — на западных окраинах ее территории. Готы концентрировались в двух регионах — в междуречье нижних течений Дуная и Днестра и на нижнем Днепре. В Подольско-Днепровском регионе черняховской культуры произошла славянизация сарматов и становление славянского диалектно-племенного образования антов. Здесь были развиты ремесла, земледелие высокого уровня и широкие торговые связи.

В восточной части Приазовья и на побережье проживали меоты. Центральные и восточные области Северного Кавказа характеризуются культурой курганных могильников с катакомбными погребениями — сложным образованием, в котором участвовали местные кавказские племена и пришлое ираноязычное население, сначала сарматы, а с III в. — аланы.

Вся южная половина Восточно-Европейской равнины в той или иной степени была затронута миграциями Великого переселения народов. Во второй половине IV в. азиатские кочевники-гунны, объединенные в большой племенной союз, вторглись в Юго-Восточную Европу. По пути к ним присоединились угорские племена и аланы. Сармато-аланы, проживавшие в Предкавказье и Подонье, не смогли оказать сопротивления гуннам, и последние в 375 г. вторглись в Северное Причерноморье. Гунны опустошили всю территорию черняховской культуры, разгромив готское государство Германариха и покорив население этих земель, они продолжили свое движение на запад.

Северо-западные области Восточной и Северной Европы были слабо заселены племенами саамов, ведшими охотничий образ жизни.

Обширные лесные территории севера Восточной Европы, по-прежнему, принадлежали финноязычным племенам. Среди культур этого ареала выделяются культуры эстов, ливов, нерасчлененная культура предков суоми, хяме и корелы, а также большой регион восточно-прибалтийско-финских племен (из него вышли весь, чудь заволочская). В бассейне Оки локализовалась культура , рязанско-окских могильников, принадлежащая местным финнам и пришлым балтам. В Волго-Камье выделяются культуры: поломская (предки ), ломоватовская (предки коми-пермяков) и ванвиздинская (предки коми-зырян). Отдельную группу образуют древности Печорского Приуралья.

Несколькими культурами представлены племена угорской языковой группы. Древности оронтурского типа в Нижнем Пообье принадлежат северной группе обских угров (предки северных групп и ). Другие культурные группы (бокальская, неволинская культуры и древности туманского типа) не соотносятся с известными угорскими племенами. Кушнаренковскую культуру исследователи связывают с венграми-мадьярами.

Территория западных балтов в результате миграции среднеевропейского населения сократилась. В землях, примыкающих к , формируются культурные особенности пруссов, скальвов, куршей, земгалов, жемайтов, латгалов, литвы и ятвягов. На восточной окраине древнего балтского ареала известны две культуры — мощинская (голядь) и колочинская.

Крупными миграциями в период Великого переселения народов была затронута и срединная полоса Восточно-Европейской равнины. Здесь расселились более или менее крупные группы переселенцев из Средней Европы, среди которых доминировали славяне.

В бассейнах озер Псковского и Ильменя складывается культура псковских длинных курганов (V-VIII вв.), определяемая как кривичская. Местное финское население, как и мигрировавшие в составе среднеевропейцев иные этносы, были постепенно славянизированы.

В Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье в условиях взаимодействия местных балтов со среднеевропейскими переселенцами сложилась тушемлинская культура (конец IV-VII вв.). В VIII в. здесь наблюдается приток кривичей с севера — формируется особая культура длинных курганов, которая отождествляется со смоленско-полоцкими кривичами.

В Волго-Клязьминском междуречье среднеевропейские переселенцы вместе с местными финнами создали мерянскую культуру (VI-IX вв.). Край постепенно славянизировался. Подобная ситуация была на средней Оке (культура муромы). В VIII в. в бассейне Ильменя формировалась культура сопок (словене ильменские).

Во время нашествия гуннов крупные группы славян из Волыни и Поднепровья переселились на среднюю Волгу, где сформировалась именьковская культура.

В результате вторжения кочевников-болгар в пределы именьковской культуры значительная часть ее населения переселилась в области междуречья Днепра и Дона, где складывалась волынцевская культура (конец VII-начало IX вв.), которая эволюционировала в роменскую, боршевскую и окскую (IX-X вв.), поглотившие колочинскую и мощинскую культуры днепровских балтов. Волынцевская культура отождествляется с русами — праславянским племенем, известным по письменным источникам IX в. Из него вышли северяне, вятичи и донские славяне, этноним которых остается неизвестным. На средней Волге оставшееся именьковское население позднее вошло в состав жителей Волжской Болгарии и со временем подверглось тюркизации. В бассейне Белой выделяется бахмутинская и турбаслинская культуры, которые сформировались в условиях расселения тюркских племен из Сибири.

После гуннского погрома основным населением юго-запада Восточной Европы стали славяне. В V-VII вв. по мере стабилизации жизни создаются и развиваются три славянские культуры:

1) пражско-корчакская, сложившаяся в Северном Прикарпатье, а затем на Волыни и в Правобережной Киевщине. В последних областях ее носителями были дулебы, из среды которых сформировались волыняне, древляне, поляне и дреговичи;

2) пеньковская, сформировавшаяся, в основном, на базе подольско-днепровского варианта черняховской культуры. Это были анты, в результате дифференциации которых образовались , тиверцы и уличи;

3) ипотешти-кындештская, в составе населения которой были славяне пражско-корчакской и пеньковской групп, а также местные романизированные жители Нижнего Подунавья.

В середине VI в. в степях Юго-Восточной Европы появились авары — кочевые племена тюрко- или группы. Первыми пострадали анты, но авары вскоре ушли на средний Дунай, где создали Аварский каганат.

Степи Приазовья и Северного Прикаспия заселили кочевые тюркоязычные племена, среди которых первое время доминировали болгары. В 30-х гг. VII в. приазовские болгары создали военно-политическое объединение “Великая ”. В 70-х гг. VII в. под давлением хазар одна из крупных болгарских орд переселилась в нижнедунайские земли. Другая болгарская орда ушла на среднюю Волгу. Оставшиеся болгары вошли в состав Хазарского каганата, население которого составляли хазары, болгары, аланы и славяне. На территории каганата формируется салтово-маяцкая культура (VIII-X вв.).

На выделяются культуры аланов и северокавказских племен.

Южнокрымская область была зоной византийской культуры, а с VIII в. в ее восточной части ощущается влияние салтово-маяцкой культуры.