Церковный Православный праздник ноября.

Какой сегодня праздник? Этот вопрос на регулярной основе возникает в поле зрения миллионов россиян. Люди хотят узнать о праздниках больше информации, чтобы не пропустить тот или иной важный из них.

Сегодняшний день в этом отношении является показательным, так как на 8 октября 2018 года приходится сразу несколько праздников. Профессиональным праздником в России сегодня является следующий: День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ России. В свою очередь церковный календарь свидетельствует о Дне памяти Преподобного Сергия Радонежского.

Какой сегодня праздник, 08.10.2018: День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ России

8 октября в России отмечают День командира надводного, подводного и воздушного корабля ВМФ. Праздник в 2007 году установил Указом главнокомандующий военно-морским флотом России.

Дату 8 октября выбрали в память о Наваринском морском сражении (в годы Греческого национально-освободительного восстания), в котором отличился линейный корабль "Азов" под командованием капитана первого ранга Михаила Лазарева. Битва на воде состоялась в 1827 году в Наваринской бухте на юго-западном побережье полуострова Пелопоннес.

В сражении принимали участие объединенные эскадры Англии, России и Франции против флота Османской империи.

"Азову" впервые в истории российского флота присвоили Георгиевский флаг и вымпел за боевые подвиги. Османский флот был разбит.

Православная церковь посвятила этот день Сергию Радонежскому. От рождения будущий прославленный подвижник Руси был наречен Варфоломеем, отцом семейства его был служилый боярин Кирилл, матушку звали Мария, а жили они недалеко от Ростова. Осиротев, Варфоломей прежде всего, навестил брата Стефана, который, овдовев, жил иноком в Хотьковско-Покровском монастыре.

Но больше жизни монастырской, Варфоломея влекло уединение, и вместе с братом они обосновались на побережье реки Кончуры, где также основали пустынь. Брат, как оказалось, не был таким аскетом, и вскоре избрал иной путь - стал игуменом московского Богоявленского монастыря. В 23 года вместе с постригом Варфоломей сменил имя на Сергия. Благочестивая жизнь в строгости влекла к нему иноков, и вскоре, вместо скромного уединения, он жил в обители, положившей начало Троице-Сергиевой лавре, а сам Сергий стал в ней игуменом.

Братия обители кормилась лишь своим трудом, не принимая пожертвований. Не знавший усталости в трудах праведных Сергий основал целый ряд монастырей: на Клязьме - Георгиевский и Высоцкий, у Коломны - Старо-Голутвинский, на Киржаче - Благовещенский, поручая управление ими своим ученикам.

Святому приписывают совершение многих чудес, не только исцеления, но даже воскрешения одного мертвого ребенка.

К Сергию шли многие люди, порой, чтобы просто взглянуть на него. Он предотвращал распри, примиряя князей, сводя их воедино под власть Великого князя Московского. Считается, что это стало решающим в Куликовской битве, когда под знаменами князя Дмитрия Иоанновича собрались многие русские правители. И не удивительно, что благословение на сражение князь получил у Сергия, посулившего Дмитрию победу и также направившего с его войском иноков Ослябю и Пересвета.

Прозвание Капустник сложилось от обычной в это время заготовки капусты на зиму. Поспеть с этим нужно было аккуратно к первым заморозкам, чтобы капуста не скисла. Над запасами хлопотало все семейство - бабы и мужики рубили капусту, дети постарше чистили яблоки и морковку, а дедушки с бабушками нарезали их.

Затем капусту укладывали в кадки, пересыпали солью и добавками, прибавляя к моркови и яблокам также клюкву или бруснику. Иногда капусту солили половинками кочана. И, конечно, кое-что оставляли и на стряпню, например, на щи со свежей капустой, на начинку в пироги, а еще на ее листах пекли лепешки, причем укладывая на лист тесто, молились о том, чтоб зима была милостива.

А вот отчего святого прозвали Курятником, доподлинно неизвестно, но наши предки верили, что он оберегает домашнюю птицу и кур в особенности.

Первый снегопад на Сергея предвещал приход зимы 21 ноября, в Михайлов день, а, если погода была ясной и бесснежной, то того же ждали на следующие три недели. Были и долгосрочные прогнозы - ветер северный обещал зиму студеную, южный - теплую, а западный - щедрую на снега.

Количество праздников, которые отмечаются в нашей стране, поражает воображение. Дело в том, что на тот или иной день приходится множество важных событий и дат, о которых нужно помнить и постоянно вспоминать, дабы не упустить из вида.

Важнейшим православным праздником, который приходится на 11 августа, является Рождество святителя Николая Чудотворца. В свою очередь в России отмечается День физкультурника. Народными является следующий праздник: Калинник.

Какой церковный праздник сегодня, 11.08.2018: Рождество святителя Николая Чудотворца

Рождество святителя Николая Чудотворца сейчас является одним из главных церковных праздников и очень почитается среди верующих.

Наверное, каждому из нас может прийти на ум хотя бы один случай из жизни, когда высшие силы помогали скоро и по-доброму выйти из затруднительных ситуаций. Порой решение приходит настолько скоро и без усилий, что часто мы забываем поблагодарить святых за их милость и любовь к нам, выраженную подобным способом. Церковные праздники - прекрасная возможность выразить свою признательность Божьим угодникам и, в частности, Николаю Чудотворцу, который всю свою жизнь являлся образцом кротости, незлобия, милосердия и безвозмездной любви к ближним. А когда лучше вспомнить добрым словом святого, как не в день его рождения?

В православном календаре Николаю Чудотворцу посвящено несколько праздников. Зимой, 19 декабря, мы вспоминаем день смерти святого, 11 августа - его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. А вот 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день именовали Никола Вешний (то есть весенний) или Никола Летний.

Какой сегодня праздник в России: День физкультурника

В первые десятилетия установления советской власти руководители страны осознали, что страна не может быть здоровой и успешной без здоровья ее жителей, и начали активно пропагандировать физкультуру и спорт.

Ни одно шествие ли демонстрация не обходились без жизнерадостных физкультурников и спортсменов, идущих впереди колонны демонстрантов. Так постепенно в сознание масс начали внедрять мысли о здоровом образе жизни, здоровом теле, стали развиваться различные физкультурные общества, физкультурные факультеты при высших учебных заведениях.

А в 1939 году Совет Народных Комиссаров учредил День физкультурника, отмечаемый во вторую субботу августа. Сегодня это праздник не только спортсменов - профессионалов, но и тех, кто любит физкультуру и спорт независимо от профессии и возраста.

Название праздника связано с именем святого мученика Каллиника Киликийского, жившего на рубеже 3-4 веков. Однажды он в Анкире своей проповедью о едином Боге прогневал язычников, и те немедля отвели его на суд, где вершил расправу игемон Сакердон.

Там после недолго разбирательства для проповедника была выбрана жестокая казнь - на Каллиника надели сапоги из железа, покрытые изнутри гвоздями, и в них заставили идти до места казни, где бросили живого в огонь. Но все эти пытки не тронули тела мученика. Позже он был похоронен христианами.

Имя святого так явно перекликается с названием ягоды калины, как раз наливающейся спелостью к этому времени, что праздник посвятили и ей, тем более, что она, столь любимая на Руси, это вполне заслужила. Калина символизировала непорочную красоту и чистоту, а ее горький вкус был символом девичьей судьбы, когда по воле родителей приходилось выходить за немилого.

Ягода шла на компот, мармелад и кисель, толкли для еды с медом, пекли особые пироги – калинники. О том, как их готовят, поведал В. Даль: "Щепоть калины завернет в ржаное тесто хозяйка пирожком, расправит, запеленает сухим капустным листом - и на противень, в печь, на вольный дух, пусть потомится и зажарится. А как хлебом потянет, как запахнет лакомством - открывай заслонку, вынимай готовые калинники. Лист капустный отрясется - и вот он, пирог с калинкой, с лесным душком!".

Утренние заморозки, вредившие последним хлебам на полях, тоже именовали калинниками, их прогонять пытались: "Пронеси, Господи, мороком, а не морозом". Мороком называли утренний туман, суливший добрые овсы и ячмень: "Коли на Каллиника туман - припасай косы про овес с ячменем". Осеннее ненастье предвещал вновь зазеленевший овес.

Опубликовано 11.09.18 08:29

Сегодня, 11 сентября 2018, отмечается церковный праздник усекновение главы Иоанна Предтечи. Что нельзя делать, приметы и традиции праздника - читайте в материале Topnews.

Сегодня, 11 сентября, какой православный праздник: Иван Постный (день усекновения главы Иоанна Предтечи)

День посвящен памяти об усекновении главы Иоанна Крестителя, предтечи Иисуса Христа, предсказателя, рассказавшего миру, что скоро придет Спаситель. Он также и крестил его в реке Иордане.

О гибели Иоанна Крестителя говорится в Евангелиях от Матфея и Марка. Когда скончался Ирод Великий, Палестина была поделена на четыре государства, каждому из которых от римлян был назначен правитель. Иоанн происходил из Галилеи, которая досталась в правление Ироду Антипе, имевшему, кроме жены, еще и любовницу, супругу родного инткббэч брата - Иродиаду.

За указание на этот грех Иродиада возненавидела Иоанна. Коварной мести помогла ее дочь - прекрасная Саломея. Соблазняя Ирода искусным танцем, он пожелала в награду не драгоценности, не милости, но голову Иоанна. Отсеченная голова Предтечи, однако, не умолкла и вновь говорила о грехах правителя. Убийцы святого не прожили долго - правитель и его любовница пали в разверзшуюся землю, а Саломея лишилась головы от острой льдины.

На день Иоанна приходится особый пост, в который на стол не положено подавать блюда из овощей и фруктов, имеющих округлую форму. нельзя есть ничего, что имеет круглую форму - яблоки и клубни картофеля, щи из капусты, даже нельзя срезать маковые головки.

На полях уже пусто, но продолжаются хлопоты с приготовлением зимних запасов. Народ собирался на ярмарках да торгах, обычных для осени, и получалось все так, что на Иоаннов день - особенно много соблазнов, а нужно было держать себя в строгости, о чем говорили: "Иванов пост не велик, а перед ним и Филиппов пост кулик".

Природа поворачивает от летней теплой неги к осенним утреннему холоду и близкой зиме, вот наши предки и говаривали: "Иван Постный пришел, лето красное увел", "Иван Постный - осени отец крестный", "С Ивана мужик осень встречает, баба бабье лето начинает".

О стаях же перелетных пернатых говаривали так: "Иван Предтеча гонит птиц далече". Пернатые путешественники предсказывали, какой будет погода. Коли на Иоанна прощально курлыкали журавли, значит, ждать краткую осень и ранние снега. Коли еще задерживались скворушки, значит, еще постоит тепло. Коли полетели грачи вечерами - то еще постоят погожие деньки. В отличие от них, гуси пророчили дождь, а лебеди - снег.

Вместе с уборкой репы негромко справляли ее праздник "Репный" - сами не веселились, не пировали, но щедро одаряли постными блюдами голодных нищих людей.

Традиции на Усекновение главы Иоанна Предтечи

Одна из традиций праздника - приготовление угощений для нуждающихся. Также в это день верующие идут на литургию, чтобы почтить память мученика Иоанна. На утренней молитве просят прощения за все грехи.

Считается, что у человека, который постится в этот день, исполнится самое сокровенное желание.

Это день строгого поста, поэтому запрещено есть не только мясное и молочное, а даже рыбу. Считается, что, проведя этот день на хлебе и воде, можно просить Бога об исцелении.

Приметы на Усекновение

В народе верят, что встретить 11 сентября, то есть на Усекновение, белую собаку - это хороший знак, ведь это животное предвещает вам достаток и благополучие.

Считается, что если на Усекновение за вами увязалась белая собака, это сам Иоанн Креститель благословляет на удачу. При этом четвероногого обязательно нужно угостить чем-либо.

Если в этот день слышен гром - это предвещает долгую и теплую осень.

Усекновение главы Иоанна Предтечи: что нельзя делать в этот день:

Это день строгого поста, поэтому запрещено есть не только мясное и молочное, а даже рыбу. Считается, что, проведя этот день на хлебе и воде, можно просить Бога об исцелении болезней;

Держать в руках что-либо острое, в этот праздник верующие даже не нарезают хлеб, а ломают его. В народе говорят: "Кто на Усекновение ножом пользуется, сам без головы останется";

Есть что-либо, напоминающее голову, например, капусту, яблоки, арбузы (круглое ассоциируется с отрубленной головой Крестителя);

Особый запрет касается капусты - нельзя срезать кочаны и шинковать ее;

Под запрет попадает в этот день и красная еда, которая ассоциируется с кровью

Не принято пить любые напитки красного цвета;

Петь и танцевать: связано это с танцем Саломеи, падчерицы Ирода, по просьбе которой и был обезглавлен Иоанн Креститель;

Работать, а также заниматься домашними делами;

Ссориться, поскольку именно гнев и злоба стали причиной смерти Иоанна;

В этот день священники не проводят обряд венчания.

11 сентября отмечается 1 православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 11 сентября

Усекновение главы Иоанна Предтечи

О мученической кончине Предтечи Господня в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14:1-12) и Марка (Мк. 6:14-29). Однако Священное предание Апостольской Церкви сохранило некоторые подробности этих событий, происходивших незадолго до Распятия и Воскресения Христова.

После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею. У него была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. Все же святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом (Лк. 3, 19-20).

В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову святого Иоанна Крестителя. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.

Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Неистовая Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело святого Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.

Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шею. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери - жены Ирода четверовластника - двинул свои войска против нечестивого царя и нанес ему поражение. Римский император Гай Юлий Цезарь Калигула (37-41 гг.) в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей.

Через много лет после казни Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.

Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. Во время правления императора Константина Великого двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь.

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.).

Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810 – 820 гг.), - в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847 – 857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи - 7 июня (25 мая ст. ст.).

В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.

Приметы и традиции

На Руси история Иоанна Предтечи была хорошо известна. Она горячо переживалась нашими предками и породила много апокрифических пересказов. Имена Саломии и Иродиады обозначали женское злодейство и коварство. Иродиадами или дочерями Ирода были названы 12 лихорадок.

С этим днем связано немало примет и запретов. Считается, что в этот церковный праздник нельзя петь и плясать, рубить капусту, срезать мак, копать картофель, рвать яблоки, брать в руки косарь, топор, заступу или нож. Даже хлеб ломали руками. Ещё не употребляли борщ или щи (блюда из свежей белокочанной капусты).

В народе говорили, что если на Усекновение главы Иоанна Предтечи резать капусту, то из неё непременно потечет кровь. А у человека, который нарушит запрет и съест что-то круглое, весь год будет болеть голова.

Существует легенда о женщине, срубившей в этот великий церковный праздник капусту, когда же она внесла в дом кочан, то увидела вместо него голову своего ребенка.

11 сентября необходимо соблюдать строгий пост, нельзя есть скоромную пищу. Отсюда и название «Иван постный». Считается, что тот, кто нарушит запрет, в рай не попадет. В народе также эта дата получила название «полетний». Это связано с тем, что наши предки считали, что с этого дня начинается осень.

11 сентября совершали поминовение всех православных воинов, погибших на поле брани. Установлено это поминовение в Русской Православной Церкви ещё при императрице Екатерине II в 1769 году во время войны с турками.

До XIX века в этот день соблюдался торжественный обряд: со всего села к околице собиралась молодежь; туда несли глиняную куклу без головы, одетую в холщовый саван; эту куклу две девушки поднимали и несли к реке, где клали на землю на самом крутом берегу. Толпа, пришедшая с ними, начинала причитать над куклой, как над покойником. После этого двое парней поднимали куклу и бросали в воду.

Наши предки наблюдали за полетом журавлей. Если птицы полетели к югу, то скоро похолодает. Знахари отправлялись в лес собирать коренья. Крестьяне приступали к уборке репы. В некоторых местах устраивали своеобразный «репной праздник», во время которого потчевали бедных и обездоленных.

В этот день угощали родных и близких, а также нищих и странников. Женщины пекли «кулагу», которую готовили из ржаного солода, гречневой или ржаной муки. По внешнему виду она напоминала кашу, но была настолько густой, что её резали ножом. Цвет блюда – от золотисто-розоватого до тёмно-коричневого. На вкус оно кисло-сладкое, с медовым ароматом.

Кулагу варили или заваривали кипятком, ели пресной или закашивали. Блюдо, приготовленное из солода, само по себе имело сладковатый вкус, а кулагу из муки немного подслащивали медом. Обязательно добавляли ягоды, чаще всего калину, аромат которой отлично сочетается с ржаным солодом.


Что нельзя делать в этот день

Также сообщаем важную информацию о том, что нельзя делать на Усекновение. В церкви этот день – строгого поста, нельзя есть мясо, молочные продукты, рыбу. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания (мысль о прелюбодеянии Ирода). Распространены также суеверия о том, что в день Усекновения главы Предтечи нельзя есть пищу круглой формы и использовать рубящие и режущие предметы. На Усекновение не советовали есть круглые фрукты и овощи: яблоки, капусту, картофель, а также красные помидоры, арбузы, потому что они напоминают кровь святого. Это касается и подачи еды. В этот день нельзя есть что-либо, лежащее на блюде — на нем лежала голова Иоанна Предтечи. Запрещалось также петь и танцевать.

10 октября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 10 октября

Мучеников Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных

День воина Каллистрата родом из Карфагена и его воинов, которые приняли мученическую смерть за веру в Иисуса Христа.

Каллистрат родился в Карфагене. Его родной дед Неоскор был воином Понтия Пилата и своими глазами видел Крестные страдания и мучения Господа. Уже отец Каллистрата уверовал во Христа и воспитал своего сына в истинной вере и благочестии первых христиан. Повзрослев, Каллистрат также стал римским воином, но всегда выделялся среди своих сослуживцев добротой и кротостью. По ночам он молился.

Однажды воины узнали, что среди них христианин и донесли командиру. Каллистрата привели к военачальнику, который попытался заставить его поклониться идолам, но он отказался. За неповиновение Каллистрата подвергли мучениям, но самые изощрённые пытки не могли сломить волю верующего человека. Видя мужество Каллистрата и явные чудеса, которыми Господь хранил святого, 49 римских солдат исповедали себя христианами. Всех их заточили в темнице и избили. Но и там Каллистрат проповедовал воинам Евангелие и ободрял их, чтобы они не боялись мучителей.

На суде все солдаты не отступили от веры во Христа. Их связали и решили утопить. Но верёвки распались. А святые мученики стояли в воде и радовались этому Крещению. Над их головами в небе все увидели венец, и вдруг послышался голос:

«Мужайся, Каллистрат, со стадом твоим, и иди успокоиться в вечных селениях».

Земля содрогнулась, а стоявший рядом идол упал, разбившись на куски. Видя такие знамения, ещё 135 солдат уверовали во Христа. Военачальник испугался и не стал судить новых христиан, а святую дружину вновь заключил в тюрьму. Этой же ночью Каллистрата и его друзей втайне от всех изрубили на части. Их погребли оставшиеся в живых 135 воинов. Мученики не были забыты, и на месте их страданий была возведена церковь.

Савватий Пчельник

Преподобного Савватия Соловецкого.

Считается днем памяти инока Кирилло-Белозерского монастыря Савватия. Последние годы подвижнической жизни провел возле Секирной горы Соловецкого острова вместе с преподобным Германом.

Преподобный Савватий Соловецкий пришел в Кирилло-Белозерский монастырь в 1396 году, где принял иноческий постриг. Там он подвизался долгое время, беспрекословно исполняя все послушания. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь отличали преподобного Савватия среди других подвижников. Вскоре он стал тяготиться вниманием и уважением братии и приходивших мирян. Узнав, что на Ладожском озере есть каменистый остров Валаам, решил переселиться туда. Тяжко скорбя, простилась братия Кирилло-Белозерского монастыря со святым старцем. На Валааме мирская слава также стала беспокоить смиренного старца. Между тем преподобный узнал, что на севере есть необитаемый Соловецкий остров; он стал просить у игумена благословения поселиться там в уединении. Однако игумен и братия не пожелали расставаться со святым старцем.

По указанию Божию преподобный Савватий ночью оставил Валаамскую обитель и направился к берегам Белого моря. Когда он узнал от местных жителей, что остров находится в двух днях плавания, что на нем много озер и что на острове никто не живет, он еще больше возгорелся желанием там поселиться. Удивленные жители спрашивали убеленного сединами подвижника, как он будет там жить и чем питаться.

«У меня такой Владыка, — отвечал преподобный, — Который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает досыта».

Некоторое время преподобный Савватий оставался в часовне, стоявшей вблизи устья реки Выги, в местечке Сороки. Там он встретился с подвизавшимся в отшельничестве преподобным Германом, и они вместе решили переселиться на остров. На утлой ладье, помолившись Богу, старцы отправились по суровому морю и через три дня достигли Соловецкого острова. Подвижники поселились около Секирной горы, где водрузили крест и поставили келлию. В суровых условиях Севера подвизались старцы в течение нескольких лет и своими подвигами освятили безлюдный остров. И здесь порой враг человечества – диавол – искушал святых старцев. Некий рыбак с женой, движимый чувством зависти, прибыл как-то на остров и поселился неподалеку от подвижников. Но Господь не допустил утвердиться мирянам рядом со старцами. Жене рыбака явились два юноши со светлыми лицами и высекли ее прутьями. Рыбак испугался, быстро собрал вещи и поспешил вернуться на прежнее место жительства.

Однажды, когда преподобный Герман отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. За два дня преподобный доплыл до материка и в десяти верстах от реки Выги встретил игумена Нафанаила, шедшего в далекое селение причащать больного крестьянина. Игумен Нафанаил обрадовался встрече с преподобным, исполнил его желание и выслушал при этом рассказ о подвигах на острове. Простившись, они условились встретиться в храме на реке Выге.

Придя в храм, святой старец молитвенно благодарил Бога за причащение; он затворился в келлии, находившейся при храме, и стал готовиться к отшествию в вечные селения. В то время к берегу пристал новгородский купец Иоанн и, поклонившись святым иконам в храме, пришел к святому старцу. Получив благословение и наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и был опечален, когда услышал отказ. Желая утешить купца, преподобный Савватий предложил ему остаться до утра и обещал благополучие в дальнейшем пути. Но Иоанн спешил отплыть.

Внезапно началось землетрясение и на море поднялся шторм. Испугавшись, купец остался, а утром, войдя в келлию для благословения, увидел, что старец уже преставился. Вместе с подошедшим игуменом Нафанаилом они погребли преподобного Савватия в часовне и составили описание его жития. Это совершилось 27 сентября 1435 года. Через 30 лет святые мощи преподобного Савватия были перенесены преподобным Зосимой (+1478; память 17 апреля) и братией на Соловецкий остров и положены в Преображенском храме. В 1566 году мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в церковь, названную в их честь (совместная память 8 августа).

Священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого

Церковь чествует митрополита Петра Полянского родом из села Сторожевое Воронежской губернии. Расстрелян в Магнитогорской тюрьме в 1937 году. Причислен к лику святых как новомученик Архиерейским собором Русской православной церкви в 1997 г.

Священномученик Пётр, митрополит Крутицкий (в миру Пётр Фёдорович Полянский) родился в 1862 году в благочестивой семье священника села Сторожевое Воронежской епархии. В 1885 году он закончил по I разряду Воронежскую Духовную Семинарию, а в 1892 году Московскую Духовную Академию и был оставлен при ней помощником инспектора.

После занятия ряда ответственных должностей в Жировицком духовном училище, Пётр Фёдорович был переведён в Петербург, в штат Синодального Учебного Комитета, членом которого он стал. Будучи высокопоставленным синодальным чиновником, Пётр Фёдорович отличался бессребреничеством и строгостью. Он объездил с ревизиями едва ли не всю Россию, обследуя состояние духовных школ. При всей своей занятости он находил время для научных занятий, и в 1897 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «Первое послание святого Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования».

Пётр Фёдорович принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 годов. После революции Пётр Фёдорович до 1920 года служил управляющим Московской фабрики «Богатырь».

Во время начавшихся гонений на святую Церковь в 1920 году Святейший Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Рассказывая об этом предложении брату, он сказал:

«Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор».

Сразу после архиерейской хиротонии в 1920 году во епископа Подольского, Владыка Пётр был сослан в Великий Устюг, но после освобождения из-под ареста Святейшего Патриарха Тихона вернулся в Москву, став ближайшим помощником Российского Первосвятителя. Вскоре он был возведён в сан архиепископа (1923 год), затем стал митрополитом Крутицким (1924 год) и был включён в состав Временного Патриаршего Синода.

В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Пётр был его верным помощником во всех делах управления Церковью. В начале 1925 года Святейший назначил его кандидатом в Местоблюстители Патриаршего Престола после священномучеников митрополита Казанского Кирилла и митрополита Ярославского Агафангела. После кончины Патриарха обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра, поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке. В этой должности Владыка Пётр был утверждён и Архиерейским Собором 1925 года.

В своём управлении Церковью митрополит Пётр шёл по пути Патриарха Тихона - это был путь твёрдого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу.

Предвидя свой скорый арест, Владыка составил завещание о своих Заместителях и передал настоятелю Даниловского монастыря деньги для пересылки ссыльным священнослужителям. Агенты ГПУ предлагали ему пойти на уступки, обещая какие-то блага для Церкви, но Владыка им отвечал: «лжёте; ничего не дадите, а только обещаете…».

В ноябре 1925 года митрополит Пётр был арестован - для него началась пора мучительных допросов и нравственных истязаний. После заключения в Суздальском политизоляторе Владыку привезли на Лубянку, где ему предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он ответил, что ни при каких обстоятельствах не оставит своего служения.

В 1926 году Владыка был отправлен этапом в ссылку на три года в Тобольскую область (село Абалацкое на берегу реки Иртыш), а затем на Крайний Север, в тундру, в зимовье Хэ, расположенное в 200 километрах от Обдорска. Ссылка вскоре была продлена на два года. Святителю удалось снять внаймы у местной старушки-самоедки домик из двух комнат. Сначала, отдохнув от Тобольской тюрьмы, святитель чувствовал облегчение от свежего воздуха, но вскоре с ним случился первый тяжёлый припадок удушья, астмы, и с тех пор он, лишённый медицинской помощи, не покидал постели.

Он знал, что на его имя поступают посылки, но не получал их, пароход в Хэ приходил лишь раз в год. Но в той же ссылке Владыка вновь был арестован в 1930 году и заключён в Екатеринбургскую тюрьму на пять лет в одиночную камеру. Затем он был переведён в Верхнеуральский политизолятор. Ему предложили отказаться от Местоблюстительства, взамен обещая свободу, но Святитель категорически отказался от этого предложения.

Ни продление срока ссылки, ни переводы во всё более отдалённые от центра места, ни ужесточение условий заключения не смогли сломить волю Святителя, хотя и сокрушили могучее здоровье Владыки. Все годы тяжёлого одиночного заключения он даже словом не проявил ни к кому неприязни или нерасположения. В то время он писал:

«…как Предстоятель Церкви я не должен искать своей линии. В противном случае получилось бы то, что на языке Церковном называется лукавством».

На предложение властей принять на себя роль осведомителя в Церкви, Патриарший Местоблюститель резко ответил: «подобного рода занятия несовместимы с моим званием и к тому же не сходны моей натуре». И хотя Первосвятитель был лишён возможности управлять Церковью, он оставался в глазах многих мучеников и исповедников, возносивших его имя за Богослужением, надёжным островком твёрдости и верности в годы отступлений и уступок богоборческой власти.

Условия заключения Святителя были очень тяжелы. Владыка страдал от того, что, чувствуя себя в ответе перед Богом за церковную жизнь, был лишён всякой связи с внешним миром, не знал церковных новостей, не получал писем. Когда же до него дошли сведения о выходе «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского), являвшегося его заместителем, Владыка был потрясён. Он был уверен в митрополите Сергии, в том, что тот осознаёт себя лишь «охранителем текущего порядка», «без каких-либо учредительных прав», что Святитель ему и указал в письме 1929 года, где мягко укорил митрополита Сергия за превышение им своих полномочий. В том же письме Владыка просил митрополита Сергия «исправить допущенную ошибку, поставившую Церковь в унизительное положение, вызвавшее в Ней раздоры и разделения…».

В начале 1928 года с Владыкой имел возможность встретиться и беседовать участник одной научной экспедиции, профессор Н. Ему Владыка так сказал о своей оценке деятельности митрополита Сергия:

«Для Первоиерарха подобное воззвание недопустимо. К тому же я не понимаю, зачем собран Синод, как я вижу из подписей под Воззванием, из ненадёжных лиц. В этом воззвании набрасывается на Патриарха и меня тень, будто бы мы вели сношения с заграницей политические, между тем, кроме церковных, никаких отношений не было. Я не принадлежу к числу непримиримых, мною допущено всё, что можно допустить, и мне предлагалось в более приличных выражениях подписать Воззвание, но я не согласился, за это и выслан. Я доверял Сергию и вижу, что ошибся».

В 1929 году священномученику Дамаскину, епископу Стародубскому, удалось наладить через связного общение с митрополитом Петром. Через этого связного Святитель устно передал следующее:

«1. Вы, епископы, должны сами сместить митрополита Сергия.

2. Поминать митрополита Сергия за Богослужением не благословляю».

В 1930 году из зимовья Хэ Святитель написал ещё одно, последнее письмо к митрополиту Сергию, где выразил огорчение, что тот, как лицо ему подчинённое, не посвятил его в свои намерения относительно легализации Церкви путём недопустимых компромиссов:

«Раз поступают письма от других, то, несомненно, дошло бы и Ваше».

Выражая своё отрицательное отношение к компромиссу с коммунистами и к уступкам им, допущенным митрополитом Сергием, Владыка прямо требовал от последнего:

«если Вы не в силах защищать Церковь, уйдите в сторону и уступите место более сильному».

Таким образом, Святитель считал, что русские архиереи должны сами наложить прещение на митрополита Сергия за его антиканонические деяния. Возможно, для этого и было подготовлено в 1934 году Послание священномученика архиепископа Серафима (Самойловича) о запрещении митрополита Сергия в священно-служении.

В 1931 году Владыку частично парализовало. Случилось это после визита Тучкова, предложившего Святителю стать осведомителем ГПУ. Ещё ранее у него началась цинга. В 1933 году больного астмой престарелого Святителя лишили прогулок в общем тюремном дворе, заменив их выходом в отдельный двор-колодец, где воздух был насыщен тюремными испарениями. На первой «прогулке» Владыка потерял сознание. Когда его перевели с ужесточением режима в Верхнеуральскую тюрьму особого назначения, то поместили снова в одиночной камере, а вместо имени дали № 114. Это был режим строгой изоляции.

Есть свидетельства о том, что митрополит Сергий (Страгородский), ожидая освобождения законного Местоблюстителя, направил советскому правительству письмо, что в случае выхода из заключения митрополита Петра вся Церковная политика уступок изменится в прямо противоположную сторону. Власти отреагировали должным образом, и Владыка Пётр, дождавшись дня освобождения - 23 июля 1936 года - в Верхнеуральской тюрьме, вместо свободы получил новый срок заключения ещё на три года. К этому моменту ему было уже семьдесят четыре года, при этом власти решили объявить Святителя умершим, о чём и сообщили митрополиту Сергию, которому в декабре был усвоен титул Патриаршего Местоблюстителя - ещё при живом митрополите Местоблюстителе Петре. Так прошёл ещё год тяжкого заключения для больного старца-первосвятителя.

В июле 1937 года по распоряжению Сталина был разработан оперативный приказ о расстреле в течение четырёх месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. В соответствии с этим приказом администрация Верхнеуральской тюрьмы составила против Святителя обвинение: «…проявляет себя непримиримым врагом советского государства…, обвиняя в гонении на Церковь ее деятелей. Клеветнически обвиняет органы НКВД в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение, так как он не принял к исполнению требование НКВД отказаться от сана Местоблюстителя».

27 сентября (10 октября н. ст.) 1937 года в 4 часа дня священномученик митрополит Пётр был расстрелян в Магнитогорской тюрьме, и тем самым увенчал свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа.

Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1997 году.