Частные детективные и охранные службы в российской федерации. Частные детективные и охранные службы: понятие и виды Дисциплина: Правоохранительные органы


Частные детективные (сыскные) и охранные предприятия в Российской Федерации появились сравнительно недавно (с 1992 г.) и заняли свою нишу в правоохранительной деятельности.
Частная детективная и охранная деятельность заключается в оказании на возмездной договорной основе физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальную лицензию, услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране имущества собственников, поиска без вести пропавших лиц и др.
Эта деятельность направлена на защиту законных прав и интересов граждан и организаций, в чем проявляется ее сходство с правоохранительной деятельностью. Отличие же состоит в том, что частная детективная и охранная деятельность является предпринимательской. Она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной. Соответственно, услугами частных охранных и детективных службы охранные и детективные услуги. Осуществление этой деятельности допускается лишь при получении в установленном законом порядке от органов внутренних дел лицензии на право заниматься частной охранной или детективной деятельностью и прохождении государственной регистрации. На лиц, осуществляющих частную охранную и детективную деятельность, статус работников правоохранительных органов не распространяется.
Основным законом, регламентирующим оказание услуг в сфере охраны и сыска, является Закон РФ “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”.
Оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Учредителями данных предприятий являются либо физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, либо предприятия, организующие у себя службу безопасности. Учредителям выдается органом внутренних дел по месту учреждения лицензия которая подлежит обязательной государственной регистрации. Срок действия лицензии - 3 года, в дальнейшем срок лицензии продлевается на 5 лет.
Частные охранные предприятия имеют право на предоставление таких услуг, как:
- защита жизни и здоровья граждан, в ходе которой осуществляются различные мероприятия по физической защите охраняемых лиц от преступных посягательств;
- охрана имущества собственников, в том числе и при его транспортировке, осуществляемая как физическими, так и техническими средствам. Охрана может осуществляться в отношении любых объектов независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих государственной охране;
- проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств, пожарно-охранной сигнализации;
- консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правовой защиты от противоправных посягательств;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
В этих случаях, как правило, к услугам частных охранных предприятий прибегают устроители концертов, съездов каких-либо партий.
Перечень услуг является исчерпывающим. Иной деятельности, помимо вышеперечисленной, частные охранные предприятия не осуществляют.
В отличие от частной охраной деятельности, частной детективной деятельностью могут заниматься как предприятия, так и отдельные граждане. Правовым основанием для осуществления частной детективной деятельности является получение лицензии от органа внутренних дел сроком на 3 года. Лицензия продлевается на 5 лет.
Частный детектив образует индивидуальное частное детективное предприятие. Лица, зарегистрировавшие индивидуальные частные детективные предприятия, могут создавать объединения частных детективных предприятий. Объединение имеет собственное наименование, действует на основании собственного устава, но при этом частные детективные предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Частные детективные предприятия оказывают услуги в сыскной деятельности, которая заключается в сборе интересующей клиента информации такие как:
- сбор сведений по гражданским и уголовным делам. Клиентами в этом случае, как правило, выступают истец, ответчик, обвиняемый, его родственники, адвокат (защитник) или представитель. Условием для осуществления этого вида услуг является обязательное в течение суток с момента заключения контракта уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится дело;
- сбор информации в предпринимательской деятельности. Как правило, сыскные действия проводятся для выяснения надежности партнера клиента, для установления предприятий, осуществляющих недобросовестную конкуренцию;
- сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов. Осуществляется этот вид услуг в основном в отношении лиц, с которыми предстоит заключить трудовой договор. При этом информация о частной жизни лица может быть получена только с его согласия;
- поиск без вести пропавших лиц и утраченного имущества. Хотя розыск без вести пропавших лиц является обязанностью милиции, многие граждане, не желая огласки или недовольные розыскными действиями милиции, обращаются к частным детективам, которые осуществляют розыскные мероприятия, в необходимых случаях контактируя с соответствующими подразделениями милиции.
Перечень сыскных услуг является исчерпывающим. Частным детективам запрещается осуществлять услуги, не предусмотренные законом и направленные на ограничение прав и интересов третьих лиц.
Частные детективные и охранные предприятия занимаются только одним видом деятельности - или сыском, или охраной. Для расширения возможности оказания услуг образуются ассоциации частных охранных предприятий и частных детективных предприятий, в которых за каждым предприятием сохраняется самостоятельность и права юридического лица.
На некоторых предприятиях создается служба безопасности, которая является структурным подразделением предприятия и осуществляет как охрану работников предприятия, его территории, имущества, так и сыскную деятельность в целях защиты от недобросовестной конкуренции, коммерческого шпионажа. Службам безопасности запрещается оказывать услуги, которые не связаны с обеспечением безопасности своего предприятия.

  • Соответственно, услугами частных охранных и детективных агентств (так в большинстве своем именуются эти службы ) могут воспользоваться лишь те физические и юридические лица, которые в состоянии оплатить охранные и детективные услуги.


  • Соответственно, услугами частных охранных и детективных агентств (так в большинстве своем именуются эти службы ) могут воспользоваться лишь те физические и юридические лица, которые в состоянии оплатить охранные и детективные услуги.


  • Соответственно, услугами частных охранных и детективных агентств (так в большинстве своем именуются эти службы ) могут воспользоваться лишь те физические и юридические лица, которые в состоянии оплатить охранные и детективные услуги.


  • Частные детективные и охранные службы . Частные детективные (сыскные ) и охранные предприятия в Российской Федерации появи¬лись сравнительно.


  • Частные детективные и охранные службы . Частные детективные (сыскные ) и охранные предприятия в Российской Федерации появи¬лись сравнительно. Загрузка.

Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Частная правоохранительная деятельность - оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.Отличие от правоохранительных органов – предпр. деятельность.Правовая основа: Конституция РФ, Закон РФ от 1992 г «О частной детективной и охр. деятельности в РФ», др. з-ны и правовые акты РФ.

Виды: 1)Частная сыскная (детективная) деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в установленной форме:- оказание помощи в расследовании преступления (сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса); - услуги, направленные на предупреждение вероятного свершения преступлений или иных правонарушений; - сбор сведений по гражданским делам, изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; - розыск без вести пропавших граждан, имущества.В процессе оказания услуг осуществляются сыскные действия.

2)Частная охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав:- защита жизни и здоровья граждан

Охрана имущества собственников, в т.ч. при его транспортировке; - проектирование, монтаж и обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной их защиты от противоправных посягательств;- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями мероприятия).Виды:а. охрана материальных объектов; б. охрана физических лиц (телохранители)

3)Смешанная охранно - сыскная деятельность (охранные предприятия и предприятия или объединения частных детективов)

Виды предприятий:Индивидуальное (по лицензии, без образования ЮЛ); Объединение частных детективных предприятий (на основе контракта, регистрация в качестве ЮЛ);Филиалы объединений детективных предприятий (получают разрешение по месту расположения); Частные охранные предприятия; Ассоциации; Службы безопасности на предприятиях, учреждениях; Негосударственные образовательные учреждения для подготовки частных сыщиков

Основные правовые положения частного детектива и частного охранника, их деятельность.

Правовая основа: Конституция РФ, Закон РФ о частной детективной и охранной деятельности в РФ, др. законы и правовые акты.Частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг ФЛ и ЮЛ, имеющими спец. разрешение (лицензию) ОВД организациями и ИП в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.На граждан, осущ. частную детективную и охр.деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохр. органов, не распространяется.Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осущ. какие-либо операт.-роз. действия, отнесенные законом к исключит. компетенции органов, которым такое право предоставлено.Частным детективом м.б.:Гражданин РФ, Возраст от 21 года, Наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее 3 лет, Не состоящий на учёте в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, Не имеющий судимости за совершение умыш.преступления, Наличие лицензии. Действия частных детективов: В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должн.лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необх. информации. При осущ. частной сыскной деятельности допускается использование видео– и аудиозаписи, кино– и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окр. среде. В ходе осущ. своей деятельности частный детектив обязан соблюдать законодательство РФ в части защиты информации, затрагивающей личную жизнь и имущество граждан.Частным охранником м.б.: Гражданин РФ,от 18 лет, Спецподготовка, Сдавший квалификац. экзамен в ОВД +заключение, Прошедший дактилоскоп. регистрацию, Обязательное страхование, Заключивший договор с охранным предприятием.

63.Общая характеристика правоохранительных органов зарубежных государств (по выбору: страна СНГ и страна дальнего зарубежья).

Систему полицейских органов и спецслужб США составляют:Федеральная полиция , входящая в состав большинства федеральных министерств и ведомств, функционирующая на основе федерального законодательства и включающая:
-полицейские органы департамента юстиции (Федеральное бюро расследований (управления контрразведки, общеуголовных и специальных уголовных расследований), Федеральное эмиграционное бюро, Службу иммиграции и натурализации);
-специальную федеральную полицию по охране столицы США, здания парламента и резиденции президента США;
-полицейские органы Министерства финансов (секретная служба по борьбе с наркоманией и контрабандой, таможенная полиция, полиция внутренних сборов (налогов), береговая охрана, служба по борьбе с фальшивомонетничеством);
-Управление расследований службы внутренних доходов Федерального налогового управления;
-Федеральное полицейское подразделение департамента почт;
-военную полицию Министерства обороны США.
Полиция штата , включающая:полицейское управление полиции штата;-службу безопасности штата;-другие полицейские подразделения.Органы местной полиции (полиция графств).Железнодорожная полиция.Промышленная (частная) полиция.
Специальными службами США
, выполняющими разведывательные и контрразведывательные функции, являются Центральное разведывательное управление (ЦРУ) и Агентство национальной безопасности (АНБ). АНБ является самостоятельным разведывательным органом, входит в структуру Министерства обороны США.

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Согласовано Начальник УМУ

____________С.В. Щедроткина

«___» ______________2012-2013г.

Дисциплина: Правоохранительные органы

Специальность (направление): юриспруденция

Форма обучения: все

Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы», соотношение с другими юридическими дисциплинами.

2. Правоохрана: понятие, задачи, функции и ее значение.

3. Система органов, осуществляющие правоохрану, их признаки и функции. Правоприменительные органы, их отличие от правоохранительных органов.

4. Правоохранительная деятельность: понятие, признаки и задачи.

5. Нормативные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов: общая характеристика и классификация.

6. Правосудие: понятие, признаки, его соотношение с судопроизводством.

7. Судебная власть, ее понятие, признаки и соотношение с другими ветвями государственной власти.

8. Судебная система РФ: понятие, ее единство и структура.

9. Конституционные принципы правосудия: их понятие, виды и значение.

10. Звено судебной системы и судебная инстанция: понятие.

11. Судейское сообщество в РФ: понятие, основные задачи.

12. Судьи в РФ. Правовой статус судей, требования предъявляемые к ним.

13. Порядок назначения судей. Полномочия квалификационных коллегий судей.

14. Присяжные и арбитражные заседатели федеральных судов: требования предъявляемые к ним.

15. Конституционный Суд РФ: понятие, задачи и полномочия.

16. Решения Конституционного Суда РФ, их виды и значение.

17. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ, его полномочия.

18. Система федеральных судов общей юрисдикции.

19. Верховный суд РФ: понятие, его состав и полномочия.

20. Судебный департамент при Верховном Суде.

21. Федеральные суды общей юрисдикции субъектов РФ. Верховный суд республик, краевой (областной) суд, суд городов федерального значения, суд автономных областей и суд автономных округов: состав и их компетенция.

22. Районный суд: общая характеристика и полномочия.

23. Военные суды в РФ: система и подсудность дел военным судам.

24. Мировые судьи, их компетенция, порядок назначения на должность.

25. Арбитражные суды РФ: понятие, задачи, система.

26. Высший Арбитражный Суд, его состав и полномочия.

27. Федеральные арбитражные (кассационные) суды округов, их состав, полномочия.

28. Арбитражные апелляционные суды, их состав, полномочия.

29. Арбитражные суды субъектов РФ, их состав, полномочия.

30. Прокуратура: понятие, система и структура.

31. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

32. Основные функции (направления деятельности) органов прокуратуры.

33. Прокурорский надзор: понятие, основные виды прокурорского надзора.

34. Основные правовые акты прокурорского надзора.

35. Прокурор и прокурорские работники. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров.

36. Следственный комитет РФ: понятие, система, задачи, полномочия, правовое регулирование.

37. Система и правовая основа деятельности органов внутренних дел РФ.

38. Министерство Внутренних дел РФ: понятие, основные задачи и функции.

39. Полиция: система, задачи и структура. Требования, предъявляемые к лицу, принимаемому на службу в органы внутренних дел.

40. Федеральная миграционная служба: понятие, система, задачи и полномочия.

41. Федеральная служба безопасности РФ: понятие, принципы и направления деятельности.

42. Органы внешней разведки. Разведывательная деятельность: понятие, принципы, цели.

43. Федеральная служба охраны РФ: понятие, полномочия.

44. Система органов юстиции. Министерство юстиции РФ: основные задачи, функции и сфера деятельности.

45. Федеральная служба исполнения наказания: понятие, основные задачи и полномочия.

46. Уголовно-исполнительная система (УИС). Сотрудники учреждений и органов УИС.

47. Федеральная служба судебных приставов: понятие, задачи и полномочия.

48. Системы органов по контролю за оборотом наркотиков: понятие, их правовая основа деятельности.

49. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков: задачи, функции и полномочия.

50. Система таможенных органов: понятие, задачи, функции и полномочия.

51. Органы предварительного расследования в РФ. Органы дознания и органы предварительного следствия.

52. Оперативно-розыскная деятельность: понятие, цели, задачи и принципы.

53. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, направления их деятельности.

54. Нотариат в РФ: понятие, нотариальные действия.

55. Требования, предъявляемые к нотариусам, их обязанности.

56. Адвокатура в РФ: понятие, основные направления адвокатской деятельности.

57. Формы организации адвокатских образований.

58. Правовой статус адвоката, его основные права и обязанности.

59. Порядок образования третейских судов в РФ, их компетенция.

60. Третейский суд в РФ: состав, его решение.

61. Частные детективные и охранные службы: понятие и виды.

62. Основные правовые положения частного детектива и частного охранника, их деятельность.

63. Общая характеристика правоохранительных органов зарубежных государств (по выбору: страна СНГ и страна дальнего зарубежья).

В последних случаях обнаруживается ее отличие от деятельности государственных правоохранительных органов поскольку она осуществляется не в силу установленной законом обязанности а на коммерческой основе и является платной предпринимательской рассчитанной на получение прибыли теми лицами и предприятиями которые ее осуществляют о других отличиях. Обязательным условием осуществления...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 19. Частные детективные и охранные службы в Российской Федерации

Под частной деятельностью понимается частная детективная, или сыскная, а также охранная деятельность по оказанию на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов

Эти услуги направлены на защиту законных прав и интересов граждан (прежде всего личных) и организаций, охрану имущества собственников, обеспечение порядка, поиск без вести пропавших лиц (и в этой части она переплетается с деятельностью, осуществляемой государственными правоохранительными органами), сбор информации для ведения деловых переговоров, выявление ненадежных деловых партнеров, осуществление функций телохранителя и т.д.

В последних случаях обнаруживается ее отличие от деятельности государственных правоохранительных органов, поскольку она осуществляется не в силу установленной законом обязанности, а на коммерческой основе и является платной предпринимательской рассчитанной на получение прибыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют (о других отличиях. Детектив — агент сыскной полиции, сыщик. Прибыль — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Обязательным условием осуществления частной детективной и охранной деятельности является предварительное заключение между частным детективно-охранным предприятием и клиентом письменного договора о содержании оказываемых ему услуг. В нем оговариваются и условия оплаты (денежные расходы, гонорар), и порядок их возмещения.

Подобную деятельность могут осуществлять не любые, а только такие предприятия, которые получили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дел и прошли государственную регистрацию. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Впервые в широких масштабах частные сыскные бюро (агентства) стали использоваться в США в начале 30-х гг., когда разгул преступности, особенно в Нью-Йорке и в Чикаго, принял угрожающие размеры. Успех, достигнутый в борьбе с преступностью в этих городах, обусловил распространение полученного по всей территории США, где в настоящее время в различных частных сыскных бюро и частных службах безопасности занято более 1 млн сотрудников. После Второй мировой войны примеру США в связи с ростом преступности последовали другие страны, и в настоящее время во всем мире различных частных агентств, выполняющих некоторые функции правоохранительных органов, насчитывается десятки тысяч.

Указанные агентства организуют охрану объектов, контроль за обстановкой внутри объектов, наблюдение за порядком во время массовых зрелищных мероприятий, эксплуатацию автоматизированных контрольно-пропускных систем, перевозку людей и грузов в бронированных автомобилях. В их функции входят и такие виды обслуживания, обеспечение безопасности граждан с помощью телохранителей, защита от шантажа, вымогательства и анонимных писем, поиск пропавших без вести, консультации по вопросам безопасности, сбор доказательств по гражданским делам, в том числе о супружеской не верности. Они занимаются защитой фирм, предприятий и организаций от промышленного шпионажа, от подделки фирменных знаков, незаконной конкуренции, обеспечивают информацией деловые переговоры, выявляют некредитоспособных и ненадежных контрагентов, осуществляют охрану авторских прав и собственности клиентов.

Перспективы развития общеевропейского рынка привели к созданию и таких видов услуг, как сбор информации о возможных объединениях зарубежных промышленных или финансовых групп, о целесообразности покупки их пакетов акций и др. В большинстве стран каких-либо специальных законов, регламентирующих действия частных сыскных бюро (агентств) и частных служб безопасности, нет, поскольку они приравниваются к обычным коммерческим предприятиям.

Поэтому их регистрация, финансирование, правовое положение и деятельность осуществляются в рамках действующего законодательства в стране. В некоторых странах имеются специальные законы или подзаконные акты по этим вопросам (Португалия, Канада, Китай). Знакомство с опытом частных детективных бюро и частных служб безопасности в странах, где они имеются, оказывающих существенную помощь местным правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью, хулиганством и с промышленным шпионажем, уже в 90-х гг. поставило на повестку дня в нашей стране проблему правового регулирования зарождающихся аналогичных организаций.

К этому времени в России стал легально действовать негосударственный сектор безопасности. Тенденции либерализации правовых преобразований в стране и расширение сферы частного предпринимательства столкнулись с трудностями — ростом преступности и криминализацией бизнеса, с проблемами экономической безопасности, число преступлений, связанных с частной формой собственности, выросло в несколько раз. Уже к концу второй половины последнего десятилетия XX в. в стране было официально зарегистрировано более 5 тыс. фирм; лицензии получили более 40 тыс. охранников, из которых работало в Москве; в негосударственном секторе безопасности числились более полумиллиона человек. В некоторых банках в охранных подразделениях работало от 150 до 500 человек.

Сегодня правовую основу частной детективной и охранной деятельности Конституция РФ, Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон от марта г.), другие законы и иные правовые акты Российской Федерации. Нормы Закона от 11 марта 1992 г. составляют ядро системы правового регулирования указанной В этом относительно небольшом по объему законодательном акте (в нем всего 21 статья) впервые в истории России систематизирован ряд базисных нормативных правовых положений, регулирующих работу частных сыщиков и охранников: указаны цели и задачи их деятельности, очерчена правовая основа частного сыска и охраны, предусмотрен ряд гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина в частной сыскной и частной детективной деятельности; приведены перечень сыскных действий и условия их проведения; порядок лицензирования частного сыска и охраны, а также применения специальных средств и огнестрельного оружия в ходе частной детективной и охранной деятельности; определены меры правовой и социальной защиты сыщиков и охранников.

Во исполнение Закона от 11 марта 1992 г. Правительство РФ приняло постановление от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», которым утверждены: Перечень объектов, подлежащих государственной охране; Перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности; Перечень видов вооружения охранников и Правила применения частными детективами и охранниками специальных средств. Вместе с тем в частной правоохранительной деятельности возникают общественные отношения, которые регулируются нормами различных традиционных отраслей права. Прежде всего это относится к гражданско-правовым, административно-правовым и уголовно-правовым отношениям. Наряду с ними в частной правоохранительной деятельности возникают трудовые, финансовые, уголовно-процессуальные и иные отношения.

Даже беглое перечисление законодательства в области частной правоохранитель ной деятельности позволяет трактовать его в узком и широком смысле1. В последнем случае речь идет о нормах, регулирующих группы однородных общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением частной сыскной и (или) частной охранной деятельности. Задачами законодательства в области частной правоохранительной деятельности являются: а) регулирование частной сыскной деятельности, включая сыскной процесс; б) установление оснований и порядка охранной деятельности.

Их решение должно способствовать цели обеспечения законных прав и интересов клиентов, а также укреплению законности частной сыскной деятельности, предупреждению совершения преступлений и иных правонарушений, быстрейшему их обнаружению и наиболее эффективному пресечению и расследованию.

Достижение целей и решение задач, не предусмотренных законодательством, регламентирующим частную правоохранительную деятельность, при ее осуществлении не допускается.

Как свидетельствует практика и законодательное регулирование частной правоохранительной деятельности, она должна осуществляться в установленных законом процедурно-процессуальных формах на основе следующих общеправовых принципов:

законность в частной правоохранительной деятельности; соблюдение прав и свобод человека и гражданина в частной правоохранительной государственное регулирование частной правоохранительной деятельности; сочетание частных и публичных интересов в частной правоохранительной деятельности;

взаимная ответственность субъектов частной правоохранительной деятельности; гуманизм, исключающий выполнение действий или вынесение решений, унижающих достоинство лица, приводящих к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящих под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющих ему физические или нравственные страдания; получение прибыли как цель частной правоохранительной деятельности.

Именно этот принцип свидетельствует о качественном отличии частной правоохранительной деятельности от всех видов государственной правоохранительной деятельности, с одной стороны, а с другой — наличие данной цели объединяет ее с предпринимательской деятельностью как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в таком качестве в установленном законом порядке (ст. 2 в соответствии с Законом от марта г. частную правоохранительную деятельность в России составляют два ее основных вида: частная сыскная (детективная) и частная охранная деятельность (ст. 3).

Внутри последней в зависимости от решения тех или иных задач также различают два подвида: охрана материальных объектов и охрана физических лиц (работа телохранителей). Наряду с этим различается смешанная охранно-сыскная деятельность (охранные предприятия и предприятия или объединения частных детективов), которую разрешено проводить исключительно при выполнении установленных условий — путем создания на договорной основе ассоциаций и с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц (ст. 13 Закона от 11 марта г.). Частная сыскная деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента в установленной форме.

В частной правоохранительной деятельности в целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг, которые можно систематизировать на несколько основных подгрупп: услуги, связанные с оказанием помощи в расследовании преступлений (сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса). Необходимым условием выполнения этих услуг является обязательное, в течение суток с момента заключения контракта с клиентом, письменное уведомление об Сыск — термин, которым в дореволюционной России обозначались специальные мероприятия непроцессуального характера по установлению и обнаружению неизвестных или скрывшихся преступников. В СССР и в современной России в процессуальном праве комплекс таких мер называется оперативно-розыскными действиями (мероприятиями) (см.: ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). этом частным детективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьем производстве находится уголовное дело; услуги, направленные на предупреждение вероятного совершения преступлений и иных правонарушений, в том числе установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.

Сбор информации об отдельных лицах связан с выяснением биографических и других характеризующих личность данных при заключении ими трудового и иного контракта (например, брачного контракта). Такая информация о частной жизни лица может быть получена только с его письменного согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ и п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона от 11 марта 1992 г.); услуги так называемой гражданско-правовой направленности (сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса, изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров); услуги, связанные с розыском лиц и материальных объектов (поиск без вести продавших граждан; поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества). В процессе оказания перечисленных услуг осуществляются разнообразные сыскные действия, т.е. поступки, акты поведения детектива (частного сыщика), направленные на решение задач, предусмотренных законодательством в области частной правоохранительной деятельности.

Ими являются: а) устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия);

Б) наведение справок;

в) изучение предметов и документов;

г) внешний осмотр строений, помещений и других объектов;

Д) наблюдение (ст. 5 Закона от марта 1992

г). Устный опрос заключается в сборе первичной фактической информации со слов опрашиваемого человека, имеющей значение для решения задач частной сыскной деятельности.

Чаще всего такая информация не документируется; при необходимости оформляется заявлением лица в правоохранительные органы или его объяснением по фактическим обстоятельствам, о которых стало известно из заявления другого лица. Наведение справок состоит в официальном получении уполномоченным на то Законом от 11 марта 1992 г. субъектом частной сыскной деятельности информации из различных информационных систем и архивов, находящихся в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, учреждений, организаций. Изучение предметов и документов проводится вне рамок уголовного дела исключительно с письменного согласия их владельцев.

Внешний осмотр строений, помещений и других объектов заключается в визуальном наружном обследовании сыщиком различных жилых и служебных помещений, транспортных средств и других, занимаемых или используемых объектов, для возможного обнаружения информации, имеющей отношение к оказываемой сыскной услуге. Наблюдение — это направленное, систематическое, непосредственное визуальное или опосредованное (с помощью технических средств) восприятие и регистрация значимых для решения частной сыскной деятельности явлений (деяний, событий, фактов, процессов). При осуществлении частных сыскных действий допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических или иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

Вместе с тем ст. 7 Закона от 11 марта 1992 г. установлены ограничения и запреты в деятельности частных детективов, которые могут быть систематизированы следующим образом:

1) запреты на совершение действий, ставящих под угрозу права и свободы человека и гражданина: а) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц; б) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц; в) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан; г) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

2) запрет на сокрытие от правоохранительных органов ставших им известными фактов готовящихся или совершенных преступлений;

3) запреты на действия частных детективов вопреки интересам своего клиента: а) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента; б) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц; правила, запрещающие незаконно действовать определенным образом: а) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов; б) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами. Частная охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны законодатель разрешает предоставлять следующие виды услуг (ч. 3 ст. 3 Закона от 11 марта 1992 г.): защита жизни и здоровья граждан (путем активной физической защиты охраняемых лиц от различного рода преступных посягательств), цель которой — не допустить причинения вреда здоровью охраняемых лиц, лишения их жизни; охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке (это может быть как физическая, так и техническая охрана зданий, сырья, продукции, транспортных средств, иного имущества различных организационно-правовых форм собственности, в том числе и зарубежных деловых партнеров либо находящаяся в совместной собственности).

Охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, согласно перечню, приведенному в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями2); проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной их защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями таких мероприятий). " В течение семи лет в Государственной Думе обсуждается новый законопроект «О негосударственной (частной) охранной и детективной деятельности». Его основная новация — официальное признание деятельности телохранителей, якобы сейчас юридически не признанной

Данный перечень услуг частной сыскной (детективной) и частной охранной деятельности носит исчерпывающий характер. Любые иные услуги ни сыщики, ни представители охранных структур оказывать кому бы то ни было не вправе. Указанные услуги не должны служить никаким другим целям, кроме защиты законных прав и интересов клиентов. Поэтому охранно-сыскные предприятия не вправе заключать договора на выполнение услуг, которые направлены на ограничение законных прав и интересов третьих лиц.

Несмотря на определенные черты сходства, характерные для частной детективной и охранной деятельности с правоохранительной деятельностью, осуществляемой государственными органами (субъекты и первых и вторых для принятия решения ведут поиск, собирают, официально подтверждают и закрепляют соответствующую информацию), между ними обнаруживаются и значительные Основные отличия частной сыскной (детективной) деятельности от оперативно-розыскной обусловлены тем, что, во-первых, последняя осуществляется исключительно государственными органами, а сыскная — негосударственными организациями и частными лицами (сыщиками), во-вторых, ее целью является защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и от общественно опасных противоправных деяний лиц, а частной детективной не только защита законных прав и интересов своих клиентов, но также, как отмечалось, получение прибыли посредством совершения действий по защите интересов клиентуры. Весьма существенны отличия частного сыска и от уголовного процесса, хотя их объединяет наличие некоторых единых задач (в частности, сбор сведений по уголовным делам).

Это, во-первых, различия в субъектах этой деятельности и правовой базе, ее регламентирующей: частная сыскная деятельность проводится частными сыщиками и детективными организациями на основе указанного Закона от 11 марта г., уголовно-процессуальная — исключительно субъектами, указанными в УПК (органами предварительного расследования, прокуратурой и судом). Соответственно первая проводится в порядке, изложенном, как правило, в актах частных детективных предприятий, а уголовно-процессуальная деятельность — исключительно в порядке, предусмотренном УПК. В частной сыскной деятельности сыщик может действовать негласно, т.е. представляться не от своего имени, а в уголовно-процессуальной такое поведение ее участников недопустимо.

И, во-вторых, что, пожалуй, является главным отличием, одним из последствий уголовно-процессуальной деятельности может стать физического, вменяемого лица, достигшего установленного в законе возраста к уголовной ответственности и наказанию. Напротив, в частной детективной деятельности наступление такого правового последствия исключено по определению. Вместе с тем указанные отличия ни в коей мере не препятствуют взаимодействию между государственными и негосударственными субъектами правоохранительной деятельности в процессе решения ряда общих задач по охране и улучшению правопорядка.

Это осуществляется не только в форме информационного обмена, оказания друг другу различного рода услуг, личного контакта руководителей, проведения совместных совещаний и т.д., но и путем сбора частными сыщиками сведений по уголовным делам на договорной основе с участником процесса, с обязательным уведомлением, как отмечалось, о заключении контракта государственных должностных лиц и органов, в производстве которых находится дело (п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона от 11 марта 1992 г). негосударственное предприятие (его филиал) и (или) частное физическое лицо, с другой — клиенты частной сыскной и охранной деятельности и лица, в отношении которых проводится сыск или осуществляется охрана, а также государственные органы и их должностные лица, уполномоченные на принятие соответствующих решений и (или) выполнение сыскных либо охранных действий.

Законом предусмотрено создание и деятельность трех видов частных детективных предприятий субъектов частной правоохранительной деятельности:

а) индивидуальные частные детективные предприятия;

б) объединения частных детективных предприятий и в) филиалы объединений частных детективных предприятий.

Среди физических лиц — субъектов правоохранительной деятельности различают: а) лиц, осуществляющих частную сыскную или охранную деятельность, — детективы, охранники, телохранители, руководители сыскных и охранных структур; б) граждан, являющих клиентами в частной правоохранительной деятельности; в) лиц, контролирующих частную правоохранительную деятельность и надзирающих за исполнением законов при ее осуществлении — соответствующие должностные лица органов внутренних дел и прокуратуры; г) лиц, чья деятельность (возможно, противоправная) служит объектом частной сыскной деятельности, и лиц, подлежащих охране. Частным детективом может быть только гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий указанные выше услуги.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел: анкету; фотографии; медицинскую справку о состоянии здоровья; документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет; сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение, проведения в отношении него мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 30 июня 2003 г.). В соответствии с Законом от 11 марта 1992 г. лицензия не выдается гражданам: не достигшим двадцати одного года; состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; имеющим судимость за совершение умышленного преступления; которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям; бывшим работникам правоохранительных органов, осуществляющим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год; не представившим указанные выше документы (ст. 6).

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности»1 в целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к занятию частной детективной и охранной деятельностью.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления может быть обжаловано в вышестоящий орган внутренних дел или суд. Частные детективы и объединения частных детективных предприятий должны своевременно продлевать срок действия лицензий, а также представлять в орган внутренних дел по его требованию сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением ими установленных правовыми актами положений о частной детективной деятельности. Лицензия продлевается по ходатайству заявителя на пять лет за один месяц до истечения срока ее действия.

Гражданину, получившему лицензию, указанным органом одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность. В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства (спецсредство «Череи его аналоги, газовый пистолет, наручники и т.д.). Лицензия на работу в качестве частного детектива является основанием для государственной регистрации индивидуального частного детективного предприятия без образования юридического лица в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. Частный сыщик, осуществляющий сыскную деятельность индивидуально, — собственник индивидуального частного детективного предприятия несет ответственность по своим обязательствам в пределах, определенных уставом предприятия.

Отдельные граждане, имеющие лицензию на работу в качестве частного детектива, могут осуществлять сыскную деятельность в составе объединения частных детективных предприятий на основе трудового договора (контракта). Учредители объединения частного детективного предприятия для получения лицензии обязаны представить в орган внутренних дел по месту учреждения данного объединения заявление, сведения о характере и направлениях деятельности объединения, составе и предполагаемой численности персонала, о наличии специальных средств, технических и иных средств, а также о потребностях в них и учредительные документы.

Она является основанием для государственной регистрации объединения в установленном порядке местным органом исполнительной власти. Обязательным требованием для руководителей объединения является наличие высшего юридического образования и лицензии на частную сыскную деятельность. Со дня государственной регистрации объединение частного детективного предприятия считается учрежденным и приобретает статус юридического лица с вытекающими из него обязательствами. Объединение имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы, действует на основании собственного устава. Оно вправе открывать филиалы объединений частных детективных предприятий в других регионах России в качестве обособленных подразделений с правом открытия текущих и расчетных счетов. При этом каждый филиал должен получить лицензию в соответствующем органе внутренних дел по месту своего расположения.

Оказание услуг в целях охраны в соответствии со ст. 11 Закона от 11 марта 1992 г. разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения, именуемым охранными предприятиями (ЧОП). Заключение охранными предприятиями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями указанного Закона. На основании п. 23 Указа Президента РФ от 16 апреля 1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе»1 члены казачьих обществ в соответствии с указом могут создавать охранные предприятия для обеспечения правопорядка, охраны имущества, защиты жизни и здоровья граждан. Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 Закона от 11 марта 1992 г. в редакции Федерального закона от 10 января 2003 г.) для лицензирования объединений частных детективов. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны руководствоваться требованиями Закона от 11 марта 1992 г. и действовать на основании своих уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения.

По информации Министерства внутренних дел РФ, в первом полугодии 2000 г. зарегистрировано 11 793 охранно-сыскных структур, в то время как в 1995 г. их было 7987. По состоянию на октябрь 2002 г., охранно-сыскных структур в стране было чуть более 15 тыс. Только в Москве в них насчитывается свыше 120 тыс. сотрудников1. На охранную деятельность распространяются ограничения, установленные в сфере деятельности частного детектива (ст. 7 Закона от 11 марта 1992 г.). Частный охранник осуществляет меры физического и технического характера по предупреждению и пресечению противоправных посягательств на жизнь и здоровье охраняемых им лиц, на имущество собственников. В случае посягательства он принимает ответные действия в соответствии с положениями ст. УК (о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости, физическом или психическом принуждении), включая меры физического воздействия, применение специальных средств и огнестрельного оружия.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в соответствующий орган внутренних дел. Законом от 11 марта 1992 г. последовательно проводится принцип недопустимости смешения детективной и охранной деятельности, в силу которого охранникам запрещается использовать методы сыска. Исключением из этого правила являются два " вида предприятий, в которых допускается смешение форм детективной и охранной деятельности. Так, разрешается: а) создание охранными предприятиями и предприятиями (объединениями) частных детективов на договорной основе совместных ассоциаций с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц (ст. 13).

Цель создания таких смешанных предприятий расширить возможности уставной деятельности каждого соучредителя. Получение лицензии на создание таковой ассоциации не требуется; б) учреждение на предприятиях независимо от организационно-правовых форм (в коммерческих фирмах, банках, акционерных обществах и т.д.) обособленных подразделений в интересах собственной безопасности учредителя охранно-сыскных подразделений (служб безопасности) (ст. 14). Службам безопасности запрещается оказывать услуги, которые не связаны с обеспечением безопасности своего предприятия. Среди государственных органов — субъектов частной правоохранительной деятельности различают: а) контролирующие ее (органы МВД России и некоторые иные министерства и ведомства) и б) надзирающие за ней (органы прокуратуры). В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона от 11 марта 1992 г. органы внутренних дел вправе требовать сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением частными детективами и объединениями частных детективных предприятий установленных правовыми актами положений о частной детективной деятельности1. В соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. от 10 января, 11 марта, 30 июня 2003 г.) лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии или аннулировать лицензию на право занятия частной детективной и охранной деятельности. При этом указанные органы устанавливают шестимесячный срок для устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства и по другим предусмотренным законом основаниям.

На период до вступления в силу решения суда лицензирующий орган вправе одновременно с подачей заявления в суд приостановить действие указанной лицензии. Решение суда может быть обжаловано в установленном законодательством порядке. В систему контрольных органов входят также иные министерства. В частности, порядок и размеры платежей при выдаче лицензий на занятие частной правоохранительной деятельностью контролирует Министерство финансов РФ; разработку программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих частную правоохранительную деятельность, негосударственными образовательными учреждениями, имеющими право юридического лица, контролирует Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством внутренних дел РФ и Министерством финансов РФ.

Надзор за точным и неуклонным исполнением законов в частной правоохранительной деятельности осуществляет прокуратура в пределах полномочий, установленных законом для надзора за деятельностью организаций и предприятий. Он призван гарантировать обеспечение прав и свобод человека и гражданина способами частных сыскной и охранной деятельности. Субъекты частной правоохранительной деятельности обязаны обеспечить прокурору доступ ко всем материалам, относящимся к их деятельности, а прокурор вправе требовать предоставления такого рода материалов и документов. В Законе от 11 марта 1992 г. не содержится развернутых процедур обжалования гражданами, являющимися клиентами в частной правоохранительной деятельности, сыскных действий и действий охранников.

В этом случае (как и им подобных) при возникшей необходимости обжалования тех или иных действий субъектов частной правоохранительной деятельности гражданин должен руководствоваться правилами, изложенными в Законе РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с последующими изменениями и дополнениями). В заключение несколько слов о защите ответственности сыщиков и представителей частных охранных структур. Согласно Закону от 11 марта 1992 г. (ст. 19) им предоставляются гарантии двух видов: правовая и социальная. В частности, эти виды деятельности засчитываются в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию (при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ и в Фонд государственного социального страхования).

Наряду с этим граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения ими иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных Оказание сопротивления, угроза или насилие в отношении указанных субъектов частной правоохранительной деятельности в связи с исполнением ими своих обязанностей влечет ответственность, согласно закону. Кроме того, ряд социальных гарантий общего назначения предусмотрен в иных законодательных актах. Нарушения законодательства в области частной правоохранительной деятельности влекут различные виды ответственности, в том числе дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную и уголовно-процессуальную. Нарушений в указанной сфере деятельности немало. В результате выявленных нарушений аннулировано лицензий только в первом полугодии 2000 г. у физических лиц 3027 и прекращена деятельность 548 охранно-сыскных предприятий2. В качестве примера приведем заявление управления ФСБ по Омской области, в котором выражается озабоченность в связи с участившимися случаями вмешательства отдельных коммерческих структур в личную жизнь граждан. Отмечены факты сбора информации в отношении должностных лиц. Подслушивающее устройство обнаружено в кабинете заместителя мэра города. По данному факту возбуждено уголовное дело.

Проведена проверка тридцати предприятий, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, в которых были обнаружены нарушения охранно-сыскной деятельности. Два ответственных работника из этих фирм привлечены к административной ответственности, аннулировано три лицензии у физических лиц, прекращена деятельность пяти охранно-сыскных агентств1. Многие частные охранные предприятия и службы безопасности из-за своей малочисленности не могут оказать действенную помощь государственным правоохранительным органам, в первую очередь ОВД, некоторые не могут или не хотят найти общего языка с милицией. По мнению специалистов, необходимо выработать механизм эффективного участия персонала частных охранных предприятий в охране правопорядка, борьбе с преступностью.

Что же касается возможной опасности для общества, исходящей от частных охранных структур, то назрела необходимость выработки правовых гарантий, которые не позволили бы этим силам выйти из-под контроля. Законодатель существенно расширил и усилил административную ответственность, установив ее как за осуществление частной детективной или охранной деятельности или создание в организации службы безопасности без лицензии (ч. 1,2 ст. 20.16 КоАП), за оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований (ч. 4 ст. 20.16), так и за осуществление негосударственными образовательными учреждениями деятельности по подготовке или переподготовке кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без лицензии (ч. 3 ст. За указанные правонарушения граждане подвергаются административному штрафу от десяти до пятнадцати, руководители организации от двадцати до пятидесяти, юридические лица от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, (ст. 203) признается преступлением против интересов службы в коммерческих и иных организациях и наказываются лишением свободы до пяти лет, а при отягчающих обстоятельствах от четырех до восьми лет.

Уголовно-процессуальная ответственность заключается в признании ничтожными фактических данных, полученных в результате частной сыскной деятельности без соблюдения соответствующих условий. Доказательства, источники которых были обнаружены с нарушением закона, не могут быть использованы в уголовном и гражданском судопроизводстве. Наконец, создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом от 11 марта 1992 г., также влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

19535. Методы органов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации 16.35 KB
Понятие и сущность управления государственной службы. Основные методы управления государственной службой. Методы органов по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации. Введение Важнейшим условием нормального функционирования и развития государственной службы является управление ею.
13814. Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации 29.43 KB
Общие положения о государственной гражданской службе в РФ. Понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции. Принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации. Ограничения связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации.
13005. Прием гражданства Российской Федерации. Удостоверение гражданина Российской Федерации 3.23 MB
Гражданство – это принадлежность человека к государству, следствием чего является распространением на него основных прав, обязанностей, установленных законодательством государства, это одно из необходимых условий, при котором человек получает права и свободы и может исполнять законы, обязанности, установленные государством
7032. Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетный процесс в Российской Федерации 165.21 KB
Правовое регулирование деятельности органов власти в области бюджета. Понятие исполнения бюджета. Правовое регулирование деятельности Центрального банка РФ Федерального казначейства по кассовому исполнению бюджета органов Министерства по налогам и сборам по бюджетным вопросам. Права представительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по контролю за исполнением бюджета.
8519. Бюджеты Российской федерации 24.46 KB
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога на прибыль организаций по ставке установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет по нормативу 100; налога на добавленную стоимость по нормативу 100; акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья по нормативу 50; акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья за исключением пищевого по нормативу 100; акцизов на спиртосодержащую продукцию по...
13783. Дактилоскопия в Российской Федерации 25.99 KB
След в узком смысле это отображение объекта их оставившего к примеру отпечатки пальцев рук. Хорошо известен не только криминалистам профессионалам с огромным стажем работы тот факт что первым делом осматривают место совершения преступления на наличие пальчиков Дактилоскопия – это одна из древнейших экспертиз существующих на земле это способ опознания человека по отпечаткам его пальцев рук ладоней рук основанный на неповторимости рисунка кожи. Она играет большую роль в поиске и учете преступников более ста лет назад по отпечаткам...
2241. Адвокатура в Российской Федерации 31.6 KB
Правовой статус адвокатов: их права обязанности и ответственность. Деятельность адвокатуры регламентируется также международными правовыми актами такими как: Основные положения о роли адвокатов приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе...
6778. Конституционный Суд Российской Федерации 27.11 KB
Конституционный контроль его задачи и формы осуществления Появление понятия конституционного контроля связано с разработкой теорий конституционного государства и разделения властей. Какие же органы могут осуществлять функцию конституционного контроля Законодательные органы в принципе могут контролировать соответствие нормативных актов органов исполнительной власти Конституции и законам. Поэтому орган конституционного контроля должен быть независим как от законодательных так и от исполнительных органов государственной власти с тем...
6773. Нотариат в Российской Федерации 9.07 KB
Основ нотариальные действия в Российской Федерации совершают как нотариусы работающие в государственной нотариальной конторе так и нотариусы занимающиеся частной практикой. На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке установленном Основами гражданин Российской Федерации имеющий высшее юридическое образование прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса занимающегося частной практикой сдавший квалификационный экзамен имеющий лицензию на право...
6775. Прокуратура Российской Федерации 30.37 KB
Закона о прокуратуре составляют: прокуратура РФ высшее звено; прокуратуры субъектов РФ приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры среднее звено;прокуратуры городов и районов другие территориальные военные и иные специализированные прокуратуры основное звено. Названные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры от Генерального прокурора РФ до прокурора города прокурора района. Законодательство проводит различие между прокурорами как должностными лицами и прокурорами как звеньями системы органов...

Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность

Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно - розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Виды частной детективной и охранной деятельности

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно - пожарной сигнализации;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно - сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье.

ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ (СЫСКНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 4. Частный детектив

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Статья 5. Действия частных детективов

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Выдача лицензий частным детективам

Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории Российской Федерации производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции.

Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел:

фотографии;

медицинскую справку о состоянии здоровья;

документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;

сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение.

Лицензия не выдается:

1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;

2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

Пункт 5 части четвертой подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 14.01.2003 N 32-О исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющих свою силу.

5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

7) гражданам, не представившим документы, перечисленные в части второй настоящей статьи.

Часть пятая исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Статья 7. Ограничения в сфере деятельности частного детектива

Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 8. Создание объединений частных детективных предприятий

Частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридических лиц. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензий на частную сыскную деятельность.

Объединения частных детективов вправе открывать свои филиалы в других регионах Российской Федерации.

Статья 9. Договор между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом

Частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора.

Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам и он составлен с соблюдением условий, установленных в части первой настоящей статьи.

В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором.

К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения). Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет.

Споры по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом, пользующимся его услугами, рассматриваются в судебном порядке.

Статья 10. Исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 11. Оказание услуг в сфере охраны

Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения.

Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Часть четвертая исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Руководителям охранных предприятий, а также охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Части шестая - седьмая исключены. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Виды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Дополнительные условия выдачи лицензий

Для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие, создаваемое для этих целей, представляет в соответствующий орган внутренних дел записку, в которой перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них.

Обязательным требованием к руководителю предприятия является наличие высшего образования.

При необходимости органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решений о выдаче лицензий на охранную деятельность.

Заключение охранными предприятиями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

На охранную деятельность распространяются ограничения, установленные статьей 7 настоящего Закона. Охранникам запрещается использовать методы сыска.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию).