Чем отличается шафиитский мазхаб от других. Шафиитский мазхаб

Минувшей ночью ушла из жизни выдающаяся татарская певица Альфия Авзалова. Ей было 84 года.

Прощаться со своими поклонниками, самый известный среди которых - Минтимер Шаймиев, она начала еще весной 2001 года. Говорила в интервью «Вечерней Казани»: «Чувствую: надо успеть попрощаться со своим зрителем... Сейчас три новых платья в Доме быта сшила для бенефиса. Пусть меня публика модной красавицей запомнит! Мне, скажу тебе откровенно, недолго жить осталось... Сказывается, и очень сильно, операция, которую я перенесла четыре года назад. У меня тогда голос пропал... Мне долго не говорили правду, но когда привезли в онкологическую больницу, я сразу все поняла. Операция по удалению опухоли прошла успешно. Я и не сомневалась в этом, потому что профессор Рифкат Тазиев - профессионал! А на профессионалов у меня нюх. Я как его увидела, сразу передумала ехать лечиться во Францию. После операции голос ко мне вернулся. Но потом мне пришлось пройти 80 сеансов облучения! Я облысела, у меня полгода из подмышек кровь текла ручьями... И это ведь пережила, я сильная! У меня уже и новые волосы успели на голове вырасти - густые и почему-то волнистые. Но сейчас я живу на лекарствах: после облучения у меня стало скакать давление, страшно болит сердце... Уверена почему-то, что я не от новой опухоли умру - от сердца».

По предварительным данным, причиной смерти Альфии Авзаловой стал инсульт.

Своим уникальным голосом (альт) она прославилась еще в школьные годы. Гастролировавшие в ее родном Актаныше артисты Татарской госфилармонии посоветовали одаренной юной певице ехать в Казань. В этом городе тогда работали ее любимые исполнительницы - Гульсум Сулейманова и Зифа Басырова. Их волшебные песни помогали ей меньше грустить: Альфия была сиротой - мама умерла, когда девочке было 5 лет, отец погиб на Великой Отечественной войне.

Авзаловой было 19, когда она начала профессионально учиться музыке в Татарской филармонии, параллельно работая в хоре Татарского государственного ансамбля песни и пляски. Со временем стала солисткой этого коллектива, а потом создала свою концертную бригаду и объездила с гастролями весь СССР. Учиться не переставала: брала уроки у знаменитой Ирмы Яунзем. Любопытная подробность: Ирма Яунзем собирала и исполняла песни народов мира более чем на 50 языках. Альфия Авзалова пела на 14 языках.

Во времена СССР у Авзаловой была ставка 6 рублей за концерт. Одинокая мать двоих детей, она старалась давать на гастролях по четыре концерта в день. Ее так любили, что после концерта устроители всегда спрашивали: «Альфия-ханум, может, вам чего-нибудь надо?» «Все надо!» - прямо отвечала певица. И, как сама вспоминала, привозила с гастролей в деревне «500 яиц, мяса - целую корову, масло - ящиками». После развала СССР благодарные поклонники продолжали одаривать Авзалову: однажды певица похвасталась корреспонденту «Вечерней Казани» преподнесенной ей в Бугульме норковой шубой.

В отличие от большинства своих коллег Авзалова страшно радовалась, когда слышала о себе сплетни. Объясняла: «Раз обо мне говорят - значит ценят, завидуют!» И признавалась, что так умно относиться к сплетням ее научил Ильхам Шакиров - певец, которого народная молва постоянно записывала в мужья Авзаловой.

«У нас с Ильхамом любовь была - как в кино! - признавалась она мне в интервью в 2001 году. - Это он уговорил меня с мужем развестись. Помню, после развода я поехала с Шакировым на гастроли в Ташкент. В гостинице администратор спрашивает: «Вам какой номер? Вы муж и жена?» Ильхам как воды в рот набрал. И я как заору: «Да! Да! Да! Я жена Ильхама!» Нам дали люкс. А возвращаемся после «медовых» гастролей в Казань - Ильхама опять как подменили. «До свидания, - говорит мне в аэропорту, - увидимся в филармонии…» Недавно спросила его: «Ильхам, почему ты на мне так и не женился?» Он ответил: «Багаж» у тебя слишком большой был - дети, бабушка…» Но я не могу на него сердиться - люблю я его. Думаешь, стала бы я Авзаловой, если бы не Шакиров? Я ведь всегда соревновалась с ним, старалась доказать, что я лучше!..»

В 2005 году я видела выступление Альфии Авзаловой на родине Гаяза Исхаки - в селе Яуширма (Кутлушкино) Чистопольского района. «Альфия-апа, это вы?! - кидались к ней с объятиями сельчане. - А мы ведь помним, как вы к нам с концертом приезжали в 1986 году! А вы помните?» Авзалова мрачно отвечала: «Ничего я уже не помню! Старею я. Память ни к черту! Я даже не помню, с кем я сегодня спала!» Потом, когда Авзалова в белом длинном платье пела со сцены свои хиты, публика подпевала ей хором. То, что Альфия-ханум поет под фонограмму, заметили тогда только ее коллеги. «Она фантастическая артистка! - говорил мне по секрету один из них. - Чтобы никто не догадался о фонограмме, сейчас сделает вид, что не помнит слова песни и будет демонстративно смотреть в шпаргалку... Смотри, смотри - так и есть!..»

В 2008 году она дала серию юбилейных концертов в честь своего 75-летия. Со сцены концертного зала Татарской филармонии - прекрасно выглядевшая, очень бодрая, - восклицала: «Мне семьдесят пять?! Прекратите называть эту цифру! Я - молодая!» Публика горячо аплодировала любимой певице, а ведущие концерта - Салават Фатхетдинов и Джавит Шакиров - рассмешили виновницу торжества, подарив ей нарядную вывеску «70 лет», сделанную в те дни для юбилея Татарской филармонии. «Только на пять лет меня омолодили? Как не стыдно!» - смеялась Авзалова.

Признавалась после концерта: «Знаешь, я на сцене оживаю! Никакой боли не чувствую! Правда, перед концертом море таблеток сейчас выпиваю. Могла бы и не принимать - утомительно это, страшно дорого к тому же. Но мне врачи сказали, что надо. Иначе - долго не протяну. А я так хочу, чтобы Бог мне подарил еще хотя бы десять лет жизни. Я бы для себя наконец-то пожила, я ведь всю жизнь пахала...»

В субботу, 17 июня, в концертном зале Татарской филармонии состоится прощание с Альфией Авзаловой. Официальная часть и гражданская панихида начнутся в 10 часов. Похоронят Авзалову на Ново-Татарском кладбище.

Шакиров Ильгам Гильмутдинович
художественный руководитель Татарской государственной филармонии им. Г.Тукая

Родился 15 февраля 1935 года в деревне Яңа Бүләк Сармановского района Татарстана.
В 1960 году окончил Казанскую Государственную консерваторию по специальности пение.
Является ведущим солистом-вокалистом Татарской Государственной филармонии имени Габдуллы Тукая с 1960 года. Ярко одаренный, талантливый исполнитель, он обладает голосом красивого тембра (баритон), безупречно владеющий народной манерой исполнения.
Высокий профессионализм в сочетании с большим природным дарованием и глубокой народностью позволили ему создать свою вокально-исполнительскую школу. Его творчество составляет целую эпоху в исполнении народных татарских песен. Его голос способен передать всю глубину содержания и красоту эмоциональных форм старинных песен, в которых отражены историческая судьба и общественная борьба, формирование социально-политического сознания и психологии народа, его характер, думы и чаяния.
В творчестве наряду с народными песнями видное место занимают классические произведения (арии, романсы) и произведения татарских композиторов, а также современная эстрадная песня. Наиболее известными являются песни «Хуш авылым», «Сандугач», "Өченче көн тоташ кар ява", «Яшлегемә йөгереп кайтыр идем», «Син сазыңны уйнадың», ария "Әдрән диңгез" («Адриатическое море») из музыкальной драмы Т.Гиззата «Настоящая любовь» (на русском языке эту арию спел Георг Отс).

Особое место в его творчестве занимают старинные татарские народные песни: «Кара урман», «Зиләйлүк», «Тәфтиләү», "Әллүки" и другие, нашедших своеобразную интерпретацию в его мелодичном задушевном исполнении. Он спел также сохранившиеся среди крещенных татар старинные песни «Бик еракта идек без», «Бер алманы бишкә бүләек».

Серьезный знаток истории музыкальной культуры. Часто принимает участие в творческих концертах, посвященных юбилеям писателей, поэтов и композиторов.

Является наставником молодежи, многие начинающие певцы стараются свои первые шаги в искусстве начинать именно с его уроков вокала.
Художественный руководитель Татарской государственной филармонии им.Г.Тукая.

Народный артист Татарстана и России, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (1970).
В 1986 году награжден Орденом «Дружбы народов».

Вечер, посвященный юбилею Ильхама Шакирова

Во Дворце съездов Московского кремля прошел вечер, посвященный 75-летнему юбилею Ильхама Шакирова . Надо отметить, что в этом здании еще ни разу не проходил концерт, состоящий только из татарских песен и татарской музыки. В этот вечер зрительный зал Дворца съездов Московского кремля вместимостью 6 тысяч человек был заполнен полностью.

С этого представления, организованного Министерством культуры Татарстана и продюсерским центром «Рух» города Москвы, москвичи получили чувства гордости, радости и праздничное настроение.
«Я приехал сюда поздравить юбиляра не только от своего имени. Во-первых, от Союза писателей, во вторых, от организации «Жыен», издавшей книгу к юбилею Ильхама Шакирова, в-третьих, мне есть, что сказать вам, как депутат. От писателей мы приехали сюда вместе с Гараем Рахимом. Мы хотим поздравить Ильхама Шакирова перед москвичами. Вместе с объединением «Жыен», его председателем, академиком Миркасымом Усмановым мы уже выпускали книгу к 70-летнему юбилею Ильхама Шакирова. Теперь издана новая книга. Первый экземпляр книги, изданный совсем недавно, мы привезли сюда и хотим вручить его Ильхаму», - сказал писатель, депутат Туфан Миннуллин.
«Когда я шел на эту встречу, волновался, думал, заполнится ли такой большой зал. И когда вас увидел, очень обрадовался тому, что в зрительном зале не осталось ни одного свободного места. Спасибо вам! Вы уважаете Ильхама! Народ, умеющий чтить талантливого представителя своего народа, является народом, достойным уважения. Как депутат, хочу сказать вам следующее, пусть в переписи населения, который пройдет совсем скоро, татары Москвы все как один запишутся великим татарским народом!», - сказал Т.Миннуллин.

Его слова зрители поддержали громкими апплодисментами. Поздравляя Ильхама Шакирова, Гарай Рахим прочитал стихотворение «Татар җыры» («Татарская песня»). Также с юбилеем Ильхама Шакирова поздравили руководители национально-культурных автономий Москвы и Московской области Расим Акчурин и Фарит Мухтасаров.
«Мы родились в Узбекистане. Там тоже слушали ваши песни. Татарский народ принес узбекам культуру. Послушать ваши песни собирались люди всех национальностей», - рассказал Расим Акчурин.

Видимо, в зрительном зале были не только москвичи. Гости, представившиеся татарами из Белоруссии, Азербайджана и других регионов и стран, поднимались на сцену и по-татарски поздравляли Ильхама Шакирова.
На этом вечере выступили и популярные исполнители татарской эстрады. Среди них были Альфия Авзалова , Ренат Ибрагимов , Венера Ганиева, Филюс Кагиров, Хамдуна Тимергалиева , Айгуль Хайри, Айдар Гайнуллин, Инсаф, Зухра Шарифуллина, государственный ансамбль песни и танца Татарстана, фольклорный ансамбль Татарстана, группа «Казан егетләре» , певица Алсу и другие.

Хочется рассказать и об интересном случае, который произошел в тот момент, когда Алсу допела свою песню. В конце песни на сцену поднялся мужчина крупного телосложения в сопровождении нескольких людей. Он вручил Алсу букет цветов и, взяв у нее микрофон, сказал: «Ильхам, выйди-ка на сцену, у нас есть подарок и для тебя». У Алсу не осталось другого выхода, как сказать «Спасибо вам» и уйти со сцены. Позже выяснилось, что этот мужчина является приехавшим из Самары известным борцом Хабилем Бикташевым.

татарский певец и деятель культуры

Биография

Ильгам Шакиров родился 15 февраля 1935 года в деревне Я?а Б?л?к Сармановского района Татарстана. В 1954 г. поступил в Казанское музыкальное училище. Уже через год Ильгам Шакиров был принят на вокальный факультет Казанской государственной консерватории в класс Е. А. Амбросимовой и З. Г. Байрашевой.

В 1960 году он окончил Казанскую Государственную консерваторию по специальности «пение». С этого же года является ведущим солистом-вокалистом Татарской Государственной филармонии имени Габдуллы Тукая.

Ильгам Шакиров является выдающимся представителем татарской культуры, создавшим свою вокально-исполнительскую школу. Обладая народной манерой исполнения, он в свой репертуар включил не только народные татарские песни, но и классические произведения (арии, романсы) и произведения татарских композиторов (в частности, С. Сайдашева), а также современную татарскую эстрадную песню. Он исполнял также произведения казахского, узбекского, азербайджанского, каракалпакского, башкирского музыкального искусства. Он написал также ряд своих песен.

Является художественным руководителем Татарской государственной филармонии им. Габдуллы Тукая. Активно участвует в общественной деятельности: в течение долгих лет он является членом художественного совета Казанского городского радио и Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая, работает с детьми, преподаёт вокал, является пропагандистом музыкального образования и знатоком национальной музыкальной истории Республики Татарстан, выступает с публикациями и критическими статьями в периодической печати, на радио и телевидении.

Удостоен звания Народного артиста Татарстана, Каракалпакстана, Российской Федерации, является лауреатом Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая . Обладатель награды «Золотой Аполлон».

Наиболее известные песни

  • «Кара урман»
  • «Зил?йл?к»
  • «Т?фтил??»
  • «?лл?ки»
  • «Хуш авылым»
  • «Сандугач»
  • «?ченче к?н тоташ кар ява»
  • «Яшлегем? й?гереп кайтыр идем»
  • «Син сазы?ны уйнады?»
  • «Бик еракта идек без»
  • «Бер алманы бишк? б?л?ек»
  • ария «?др?н ди?гез» («Адриатическое море») из музыкальной драмы Т. Гиззата «Настоящая любовь» (на русском языке эту арию спел Георг Отс).