Чем отличается шафиитский мазхаб от других. Шафиитский мазхаб

Как знаменитая артистка боролась с онкологией, Салават Фатхетдинов продлил ее карьеру певицы, а Ильсур Метшин подарил персональный лифт

Сегодня на последнем ифтаре месяца Рамадан родные и близкие Альфии Авзаловой на 7-й день со дня похорон знаменитой татарской певицы проведут поминки у нее дома. «БИЗНЕС Online» удалось поговорить с дочерью легенды Зульфией Нигмедзяновой, которая рассказала о том, как уходила «моң патшабикәсе», кто был рядом с ней все эти годы и чем будет заниматься учрежденный фонд имени ее мамы.

Альфия Авзалова

«МЫ, ЧЕСТНО ГОВОРЯ, ДУМАЛИ, ЧТО ОНА ВЫКАРАБКАЕТСЯ»

— Зульфия, что же все-таки послужило причиной ухода из жизни вашей мамы, «моң патшабикәсе» Альфии Авзаловой?

— Это, что называется, старость, маме было 84 года. У нее были инсульты, причем не один раз, а уже многократно. Первый случился 2002 году, потом наш лечащий доктор говорила, что у нее было много микроинсультов, которые, конечно, постепенно ухудшали ее состояние здоровья. Мама до последнего момента многое понимала, ходила, пела, хотя чувствовала себя не так хорошо, как, скажем, четыре - пять лет назад. Но по-прежнему очень любила анекдоты, шутки. До 5 мая ей стоило что-нибудь смешное рассказать — она с удовольствием хохотала, продолжала быть оптимистичной. Она очень любила смотреть телевизор в последние годы, очень часто сидела и обсуждала с нами увиденное. А как услышит или увидит поющего Салавата, сразу говорит: «Салават шәп!» («Салават — здорово!»)

5 мая у мамочки случился инсульт ишемический, 2/3 мозга были поражены, при этом в бывшей обкомовской больнице — сейчас это университетская клиника «Казань» — очень многое сделали. Врачи ее вытащили с того света, довели до реабилитационного периода. То, что от них зависело, они сделали, огромное спасибо руководству клиники, санитаркам, медсестрам. Я им всем очень благодарна! Было такое отношение к ней, причем не только к ней, а вообще к пациентам, там настоящие сестры милосердия! Это клиника «Казань»! А потом маму перевели в 7-ю горбольницу.

— Почему решили перевести?

— В 7-й горбольнице очень большие возможности для реабилитации таких больных, как мама. Главный врач Марат Наилевич — молодец, Зульфия Анасовна — завотделением, они старались делать все, чтобы ее вертикализировать. Ставили на ноги, развивали моторику, она велосипед крутила. Доктора нам говорили: «Девочки, надо ее сажать минимум четыре раза в день». У нас не всегда получалось, но старались. Мы, честно говоря, думали, что она выкарабкается, хотя нам и говорили, чтобы мы не сильно обольщались. От 10 дней до двух месяцев — это максимум для жизни и призывали быть ко всему готовыми. Мы ей песни пели, она их узнавала, подпевала, хотя ей было очень непросто. Она старалась говорить: «Алла бирса». В общем, мы верили, что идет восстановительный процесс хорошо.

И вот 14 июня наша племянница дежурила ночью, хотя обычно ночью дежурила моя сестра, а днем я. Хотели, чтобы мама видела: рядом с ней ее дочери. И вот 14-го числа мы с племянницей созванивались каждые 15 минут. Она сказала, что мама хрипит, сказали Розе, чтобы она срочно звала врачей, и сами приехали в больницу. За 20 минут до ее смерти мне удалось зайти в реанимацию, а потом уже вышел доктор и сказал: «Ваша мама умерла». Мы, говоря по правде, до сих пор не можем этого понять, что нашей мамы больше нет. Конечно же, мы не правильно поступаем по шариату — каждый день ходим на кладбище. Когда на третий день читал молитву Камиль хазрат Самигуллин, он нам сказал, что не желательно этого делать. А мы не плачем, просто приходим к могиле и разговариваем. Она полностью в цветах, ни кусочка земли не видно — цветы на цветах.


Алифа Валеева, внучка Ева, Зульфия Нигмедзянова и Гузель Авзалова

«КОГДА ВОЛОСЫ СТАЛИ ВЫПАДАТЬ КЛОКАМИ, ОНА ВЗЯЛА У МОЕГО МУЖА СТАНОК И СКАЗАЛА: «БРЕЙ МЕНЯ НАГОЛО!»

— Еще 20 лет назад татарскую культурную общественность всколыхнула новость, что у вашей мамы обнаружено онкологическое заболевание...

— У нее была лимфосаркома щитовидной железы. На протяжении многих лет мамочка... мы от нее скрывали всю информацию про болезнь. Когда прилетели с мужем из Кипра в конце 1996 года, мама как раз приехала с гастролей. Слышу, она сипит как-то, она убрала шарфик на горле, а там шишка большая. Мой муж, доктор, сразу ее спросил: «А ты к врачам ходила?» Мама говорит: «Голос осип лишь два дня назад». Настояли, чтобы она пошла в больницу. Когда отправились в онкологическую клинику, сдали анализы и подтвердился диагноз, то позвонили нашему любимому Минтимеру Шариповичу Шаймиеву, в его аппарат, сказали, что, возможно, понадобятся средства для лечения. В течение нескольких дней Шаймиев дал команду, чтобы поддержали, и деньги нашлись. Нашли клинику в Марселе, во Франции, которая занимается конкретно этой болезнью. Но онколог Тазиев сказал, что пока мы будем оформлять документы, визы, то упустим время. Мы ему за это очень благодарны. И наши врачи-онкологи ее вытащили.

— То есть ваша мама не знала , что у нее был рак?

— Она догадывалась, но мы ей не говорили. Это человек, которому нельзя говорить такую правду. Она бы сникла и умерла. Когда мы пришли в онкологическую клинику на первую химиотерапию, маме мы сказали, что у нее доброкачественная опухоль, которую можно вырезать, а если не вырезать, то она может превратится в злокачественную. Тогда мама согласилась на процедуры. После них стали выпадать волосы, а мы с сестрой поехали покупать парик. В те годы это было почему-то сложно, но мы нашли, как раз под ее стиль.

Самый трудный момент был, когда мы с мужем подошли и сказали: «Мама, у тебя немножко будут выпадать волосы, поэтому ты будешь надевать парик». Естественно, она не рыдала, она не любила показывать, что ей больно, но мы все видели. В конечном итоге, когда волосы стали выпадать клоками, она взяла у моего мужа станок и сказала: «Брей меня наголо!» Помню, сестра Гузель приходит тогда и говорит: «Ой, мама, да ты гуманоид». Мы старались все это в шутку превратить, чтобы отвлекать ее от грустных моментов. Потом она с этим париком ездила даже на гастроли. Чудеса пошли с того момента, когда взяли биопсию, а анализ показал, что у нее болезнь локализована. Удивительно, но после лечения ее голос стал даже звонче, она продолжила заниматься концертной деятельностью. Если бы не творчество, мы бы ее похоронили еще 20 лет назад.


«Кара әле, минем борыным Шәйминеке шикелле („Посмотри-ка, у меня нос как у Шаймия“), может, мы родственники» / Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«ОНА НИКОГДА СЛОВА ПЛОХОГО НЕ ДАВАЛА СКАЗАТЬ ПРО ПРАВИТЕЛЬСТВО»

— Когда Альфия Авзалова последний раз выступала на сцене?

— Четыре года назад она выходила на сцену.

— Не забыли ее с тех пор чиновники, коллеги по цеху?

— Всегда помогала филармония имени Тукая, ее руководитель Кадим Надирович Нуруллин — это человек такой душевный, что просто с ума сойти. Он завел традицию, когда пожилым артистам оказывалось внимание. Он никогда не забывал маму: день рождения, 8 марта, день пожилых людей. Два раза в больницу приезжал. Минниханов никогда не говорил «нет»: когда маме было 80 лет, Рустам Нургалиевич подарил автомобиль. Минтимер Шарипович постоянно интересовался. Но он — это особый разговор...

— Так ведь Шаймиев — земляк, якташ!

— Да, якташ-земляк, но не просто земляк: у меня такое ощущение, что они дышали одинаково. Дай ему бог здоровья. Мама его просто обожала. Она говорила: «Кара әле, минем борыным Шәйминеке шикелле („Посмотри-ка, у меня нос как у Шаймия“), может, мы родственники». Она никогда слова плохого не давала сказать про правительство.

Энгель абый Фаттахов — бывший глава Актанышского района, а сейчас министр образования — несмотря на занятость, приходил в больницу с огромной охапкой цветов, мама его узнала. Министр культуры Айрат Сибагатуллин интересовался — мы соседи — всегда про маму спрашивал, про ее состояние. Фарид Мухаметшин — от него постоянно были знаки внимания. А Ильсур Метшин знаете, что сделал для мамы? Он сделал лифт в подъезде. Нашли спонсоров, и в нашем подъезде четырехэтажного дома появился лифт. Благодаря Ильсуру Раисовичу мама успела на нем покататься. Он включается только от нашего ключа, потому что оплачиваем лифт только мы. Остальные соседи не хотят, говорят, что это дорого.

«САЛАВАТ — ЕДИНСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ДО ПОСЛЕДНЕГО КУРИРОВАЛ ЕЕ ТВОРЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ»

— Но любимцем вашей мамы был Салават Фатхетдинов.

— Салават — это номер один, потому что у него мелизм. Она говорила: «Смотри, как закручивает песню, просто убивает наповал!» Ну и Ильхам абый Шакиров — это просто number one. Она считала, что после Шакирова идет Салават. Еще ей нравился тембр Нафката Нигматуллина, Искандера Биктагирова, Айдара Файзрахманова, Фердинанда Саляхова. А вот молодежь, которая сейчас... Мы включали ей «Майдан ТВ» , потом перестали это делать, потому что это ее раздражало. Если видела поющую молодежь, говорила: «Нет, уберите, уберите!»

Салават ей очень помогал, у него много работы, он много ездит, он профессор, семья у него огромная... При этом всегда находил время позвонить: минимум три раза в неделю. Когда мама заболела, то звонил каждый день. Где бы он ни был, писал: «Как, что нужно, как она себя чувствует».

— Правда, что Салават очень помог Альфие Авзаловой в самые трудные годы?

— Это так. Он был ей очень благодарен, говорил, что мама много сделала для начала его карьеры. И он продлил ей творческую жизнь, возил на гастроли, когда ее никто не приглашал. Да, было дело, звонил какой-нибудь глава администрации и приглашал на юбилей или Сабантуй. Мама отзывалась, но не любила петь среди жующих, говорила, мол, она тут выкладывается, душу отдает, а люди едят. Салават — единственный человек, который до последнего курировал ее творческую жизнь.

— Многих удивило, что Салават не пришел на прощания в филармонии.

— Он там был. Незаметно пришел, незаметно ушел. Он был маме так близок, она же его сыном называла: «Минем улым». Не «энекәш» («братец»), а именно сынок. Он зашел до начала церемонии. Вот так было у человека на душе. Салавату захотелось с ней проститься так — непублично.

— А еще некоторых почитателей творчества вашей мамы покоробило, что ТНВ не поменяло сетку вещания, хотя это сделали федеральные каналы, когда в этот же день умер Алексей Баталов.

—Мы в YouTube заглядывали только один раз. Нам, честно говоря, не до этого было. А про татарстанское телевидение... Не берусь ни осуждать, ни обсуждать никого и ничего.


Последняя встреча Ильхама Шакирова и Альфии Авзаловой в июле 2016 года / Фото: Шамиль Абдюшев

«ОНА СТАВИЛА УСЛОВИЕ, ЧТОБЫ БОЛЬШЕ АРТИСТОВ В СЕМЬЕ НЕ БЫЛО»

— Альфию Авзалову называют «мо ң патшабикәсе» — «царица песни». А у каждой царицы должны быть наследники...

— Она ставила условие, чтобы больше артистов в семье не было, потому что жизнь певца не сладкая. Я имела наглость, пока она была на гастролях, поступить в театральное училище на актерское отделение к Марселю Салимжанову. Тогда сотовых телефонов не было, чтобы об этом сообщить. Приезжает она с гастролей, и я ей заявляю: «Мама, я уезжаю на практику, поступила в театральное училище». Для нее это было шоком, но мамочка не отругала, просто сказала: «Зря». Но потом после окончания театрального училища мы вместе с ней ездили, пели. Мой муж уехал в Афганистан врачом на войну, а я работала в филармонии в литературном лектории, редактором эстрадного отдела, потом мама предложила вместе ездить на гастроли. Я вела ее концерты, и мы дуэтом исполняли много разных песен, но не дуэтом, а была на подпевке, как сейчас принято говорить — работала бэк-вокалисткой.

— Значит, она видела вас продолжательницей своего дела?

— Да, думала, что я стану певицей. А так из действующих артисток ей нравились Хамдуна Тимергалиева, Хания Фархи. Ханию вообще любила. Сахабиеву очень любила, называла «моңлы җырчы». Шарифуллина Зухра ей тоже нравилась.

— А среди молодых исполнительниц? Я имею в виду участниц конкурса имени Альфии Авзаловой, где сама Альфия апа была членом жюри.

— Одна девочка ей очень нравилась, не помню, как ее звали, но она дальше не пошла по певческой карьере.

У Ильхама Шакирова / Фото из личного архива

— Если ваша мама царица татарской эстрады, то Ильхам Шакиров, несомненно, король национальной песни. Он понял, что его старая подруга ушла из жизни?

— Он все понимает! Но есть такие вещи как склероз и возраст. Это возрастные изменения, от этого никто не застрахован. Когда мы после похорон на следующий день поехали к маме на кладбище, то мои муж, племяница, сестра позвонили Ильхам абый Хазиеву, который ухаживает за Шакировым, и сказали, что придем. Мы пришли, и у всех было ощущение, что и мама наша здесь. Попили чаю. Он вспомнил нас, целовал руки Гузель, моей сестре. Он ведь с детства нас знает, называл своими дочерями. Другое дело, что через полчаса он, может, уже забыл о нашем приходе. Это у кого как бывает: Зельдин в 100-летнем возрасте на сцене выступал. У всех старение идет по-разному. Они изношенные все — что Ильгам абый, что мама...

СЕМЬЯ, ХАРАКТЕР И ФОНД АЛЬФИИ АВЗАЛОВОЙ

— Насколько большая у вас семья?

— У моей мамы двое дочерей — я и Гузель. Внуки — Иделия, Лейсан, Аскар, Рената. На сегодняшний день в Америке живет моя дочь, у которой уже четверо детей. Это мамины правнуки — Ева, Кристан-Александр, Себастьян-Эндрю, Максимильян. Вплоть до смерти мама четко нас всех различала, помнила. С моей дочерью, которая живет за океаном, разговаривала по интернету. Когда дети приезжали, каждый год делали фотосессии. Интересно, что 4 мая, за день до того, как маму увезли в больницу, она с моей дочерью по FaceTime пели дуэтом песни, я жалею, что не засняла это.


Себи, полное имя которого Себастьян

— Ваша собачка тоже была членом семьи?

— Мы привезли ее из Америки, мама собачку обожала. Себи, полное имя которого Себастьян, уже два с половиной года здесь живет. Мама его кормила со стола. Она всегда любила животных, любила лошадей, даже куриц, гусей. Когда на гастроли ездила, часто останавливались по домам. И первым делом просила показать скотину. А дети! Очень любила малышей.

Моя младшая дочь Рената настояла на том, чтобы Себи попрощалась с әннәкой (так мы называли маму), когда ее привезли из морга. Собака вышла, постояла, увидела народ, пошла к телу, лаяла и после этого перестала, хотя 40 дней до этого после того как маму увезли в больницу, на беду соседей она непрерывно лаяла и скулила.

— А ваша мама не страдала от многочисленных сплетен, которые ходили вокруг ее знаменитого имени?

— Она всегда говорила: «Аллах есть, все видит, всем воздаст то, что человек заслужил». Она ненавидела людей, которые сплетничают. Про нее же было столько сплетен: что в дурдоме лежит, пьяная в канаве, родила ребенка — отдала в детдом. Поначалу ей было очень тяжело все это выслушивать, а потом научилась брать себя в руки. Она говорила, что пока живешь, про тебя будут говорить, а перестанут говорить, значит, ты не нужна народу.

Помню с сестрой ехали в трамвае. Это было лет 40 назад, слышим, две женщины разговаривают: слышали, мол, Альфия повесилась? Мы с Гузель долго хохотали над этим...

— Как она относилась к религии?

— Она говорила, что является любимицей Бога, Ходайның яраткан кызы. Она совершала намазы, правда, не пять раз в день. Все суры Корана помнила наизусть, когда год назад приглашали муллу читать, она все аяты знала, про себя повторяла за ним. Даже в больнице она парализованным языком говорила: «Алла бирса».

— Мы вам откроем большой секрет: по настоянию моего мужа лет десять назад мы решили создать фонд Альфии Авзаловой, который позволил бы отбирать талантливых исполнителей. Ей эта идея очень понравилась, и она с нами вместе ездила в регистрационную палату. 10 лет он был на нулевом балансе, только налоги платили. Сейчас будем стараться его запустить. Салават одобрил эту идею, у фонда есть имя: «Фонд сохранения и развития творчества певицы Альфии Авзаловой». Это название утверждала мама сама.

Сунниты, шииты, алавиты, – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить в новостях, но для многих эти слова ни о чем не говорят.

Сунниты

Самое широкое течение в исламе.

Что обозначает название

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая - признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.
полный текст

Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло

После смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

Около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания

По всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).

Идеи и обычаи

Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.
полный текст

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи).

Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али.

В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

Шииты

Что обозначает название

Шийа – «приверженцы», «последователи».

Когда возникло

После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев

По разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.

Основные районы проживания

Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан.

Идеи и обычаи

Признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка – халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе – главной святыне магометан в Мекке.

Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом – имамами, посредниками между Богом и человеком.

Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 - 874 гг. от Али до Махди).

Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.

Основное течение шиитов – шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует – джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.

Святые места

Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).

Суфисты

Что обозначает название

Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.

Когда возникло

VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).

Сколько приверженцев

Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.

Основные районы проживания

Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.

Идеи и обычаи

Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).

Основные черты суфизма – очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.

Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты - настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши – монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.

Асария

Суннитская школа вероубеждения, большинство приверженцев – салафиты.

Что обозначает название

Асар означает «след», «предание», «цитата».

Когда возникло

Идеи

Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.

Салафиты

Именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами.

Что обозначает название

Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло

Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев

По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания

Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.

Идеи

Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.

Известные представители

Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане».

Ваххабиты

Что обозначает название

Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба




Когда возникло

В XVIII веке.

Сколько приверженцев

В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.

Основные районы проживания

Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия.

Идеи

Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.

Мутазилиты

Что обозначает название

«Обособившиеся», «удалившиеся». Самоназвание - ахл ал-адл ва-таухид (люди справедливости и единобожия).

Когда возникло

VIII-IX века.

Идеи

Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:

справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;

единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;

исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;

промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;

повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.

Хуситы (зейдиты, джарудиты)

Что обозначает название

Название «джарудиты» происходит от имени Абуль-Джаруд Хамдани, ученика аш-Шафии. А «хуситы» по лидеру группировки «Ансар Аллах» (помощники или защитники Аллаха) Хусейну аль-Хуси.

Когда возникло

Учение зейдитов - VIII век, джарудитов - IX век.

Хуситы - движение конца XX века.

Сколько приверженцев

Оценочно около 7 миллионов.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Зейдизм (по имени богослова Зейда ибн Али)– изначальное исламское направление, к которому принадлежат джарудиты и хуситы. Зейдиты считают, что имамы должны быть из рода Али, но отвергают его божественную природу. Они отвергают учение о «скрытом» имаме, о «благоразумном сокрытии веры», человекоподобие Бога и абсолютное предопределение.

Джарудиты считают, что Али был выбран халифом только по описательным характеристикам. Хуситы - современная организация зейдитов-джарудитов.

Хариджиты


Что обозначает название

«Выступившие», «покинувшие».

Когда возникло

После битвы между Али и Муавией 657 года.

Сколько приверженцев

Небольшие группы, не более 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

Разделяют основные взгляды суннитов, однако признают только первых двух праведных халифов - Умара и Абу Бакра, выступают за равенство всех мусульман уммы (арабов и других народов), за выборность халифов и обладание ими лишь исполнительной властью.

В исламе различают большие грехи (многобожие, клевета, убийство верующего, бегство с поля боя, слабоверие, прелюбодеяние, совершение малого греха в Мекке, гомосексуализм, лжесвидетельство, жизнь на проценты, употребление спиртных напитков, свинины, мертвечины) и малые грехи (нерекомендуемые и запрещенные действия).

По мнению хариджитов, за большой грех мусульманин приравнивается к неверному.

Ибадиты

Одно из основных «исконных» направлений ислама вместе с шиизмом и суннизмом.

Что обозначает название

По имени богослова Абдуллаха ибн Ибада.

Когда возникло

В конце VII века.

Сколько приверженцев

Менее 2 миллионов по всему миру.

Основные районы проживания

Идеи и обычаи

По мнению ибадитов, имамом общины может быть любой мусульманин, ссылаясь на хадис о пророке, в котором Мухаммед утверждал, что даже если «эфиопский раб с вырванными ноздрями» установит закон ислама в общине, то ему нужно повиноваться.

К слову, в Омане действительно много чернокожих выходцев (кара) из Эфиопии и Восточной Африки.

Считают праведными халифами Абу Бакра и Умара. Имам должен являться полноправным главой общины: и судьей, и военачальником, и знатоком Корана. В отличие от суннитов, считают, что ад длится вечно, Коран сотворен людьми, а Бога невозможно узреть даже в Раю или представить похожим на человека.

Азракиты и надждиты

Считается, что ваххабиты – самое радикальное течение ислама, однако в прошлом существовали куда более нетерпимые направления.

Что обозначает название

Название азракитов по имени духовного лидера – Абу Рашида Нафи ибн аль-Азрака, надждитов – по имени основателя Наджды ибн Амира аль-Ханафи.

Когда возникло

Идеи и обычаи азаркитов

Радикальное ответвление хариджизма. Отвергали шиитский принцип «благоразумного сокрытия своей веры» (например, под страхом смерти и других крайних случаях). Считали неверующими халифа Али ибн Абу Талиба (почитаемого многими мусульманами), Усмана ибн Аффана и их приверженцев. Неподконтрольные территории азракиты считали «землей войны» (дар аль-харб), а проживающее на ней население подлежало уничтожению. Азракиты испытывали переселившихся к ним тем, что предлагали убить раба. Того, кто отказывался, убивали сами.

Идеи и обычаи надждитов

Существование халифа в религии не обязательно, в общине может быть самоуправление. Убийство христиан, мусульман и других нехристиан дозволено. На суннитских территориях можно скрывать свои вероубеждения. Совершивший грех, не становится неверным. Неверными могут стать лишь упорствующие в своем грехе, совершающие его неоднократно. Одна из сект, впоследствии отколовшаяся от надждитов, и вовсе допускала браки с внучками.

Исмаилиты

Что обозначает название

По имени сына шестого шиитского имама Джафара ас-Садика – Исмаила.

Когда возникло

Конец VIII века.

Сколько приверженцев

Около 20 миллионов

Основные районы проживания

Индия, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Сирия, Иран, Аравия, Йемен, Восточная Африка, Ливан, эмигранты в англоязычных странах.

Идеи

Исмаилизм несет в себе некоторые черты христианства, зороастризма, иудаизма и мелких древних культов. Приверженцы считают, что Аллах вселял свой божественный дух в пророков от Адама до Мухаммеда. Каждого пророка сопровождает «самит» (молчащий), который только толкует слова пророка. С каждым появлением такого пророка Аллах раскрывает людям тайны вселенского разума и божественную истину.

Человек обладает полной свободой воли. В мир должны прийти 7 пророков, а между их появлениями общиной должны управлять 7 имамов. Возвращение последнего пророка – Мухаммеда, сына Исмаила, будет последним воплощением Бога, после которого воцарится божественный разум и справедливость.

Известные исмаилиты

Насир Хосров, таджикский философ XI века;

Фирдоуси, великий персидский поэт X века, автор «Шахнаме»;

Рудаки, таджикский поэт, IX-X век;

Якуб ибн Киллис, еврейский ученый, основатель Каирского университета Аль-Азхар (X век);

Насир ад-Дин Туси, персидский математик, механик и астроном XIII века.

Факт

Именно исмаилитов-низаритов, применявших индивидуальный террор против турок, называли ассасинами.

Друзы

Что обозначает название

По имени одного из основателей течения Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаила ад-Дарази, исмаилитского проповедника, применявшего самые радикальные методы проповеди. Однако сами друзы используют самоназвание «муваххидун» («объединившиеся» или «единобожники»). Причем нередко негативно относятся к ад-Дарази и считают название «друзы» оскорбительным.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Более 3 миллионов человек. Происхождение друзов вызывает споры: одни их считают потомками старейшего арабского племени, другие - смешанным арабо-персидским (по другим версиям арабо-курдским или арабо-арамейским) населением много веков назад прибывшим на эти земли.

Основные районы проживания

Сирия, Ливан, Израиль.

Идеи

Друзы считаются ответвлением исмаилитов. Друзом считают человека по рождению, и он не может перейти в другую религию. Принимают принцип «благоразумного сокрытия веры», при этом обман иноверцев ради интересов общины не осуждается. Высшие духовные лица зовутся «аджавид» (совершенные). В разговоре с мусульманами обычно позиционируют себя как мусульман, однако, в Израиле чаще определяют учение в качестве самостоятельной религии. Верят в переселение душ.

У друзов нет многоженства, молитва не обязательна и может заменяться медитацией, пост отсутствует, но заменяется периодами молчания (воздержания от открытия истины непосвященным). Закят (милостыня в пользу бедных) не предусмотрен, а воспринимается как взаимопомощь. Из праздников отмечают Курбан-байрам (Ид аль-Адха) и день траура Ашура. Как и в остальном арабском мире в присутствии чужака женщина должна скрывать свое лицо. Все, что происходит от Бога (и доброе, и злое) должно приниматься безоговорочно.

Ашариты

Школа религиозной философии, на которую опираются правовые школы шафиитов и маликитов.

Что обозначает название

По имени философа IX-X веков Абуль-Хасана аль-Ашари

Когда возникло

Идеи

Находятся между мутазилитами и сторонниками школы асарии, а также между кадаритами (сторонников свободы воли) и джабаритами (сторонниками предопределения).

Коран сотворен людьми, однако его смысл – творение Аллаха. Человек лишь присваивает действия, сотворенные Богом. Праведники могут видеть Аллаха в Раю, однако объяснить это невозможно. Разум приоритетней религиозной традиции, а шариат лишь регулирует бытовые вопросы, но все же любые разумные доказательства опираются на основные догматы веры.

Алавиты(нусайриты) и алевиты(кызылбаши)

Что обозначает название

Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло

Сколько приверженцев

Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания

Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.

Идеи и обычаи алавитов

Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным.

Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.

Идеи и обычаи алевитов

Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.

Известные алавиты

Башар Асад, президент Сирии.

Такфириты

Что обозначает название

Такфир – обвинение в неверии.

Когда возникло

Преимущественно современное течение, XX век.

Идеи и обычаи

Радикальное направление, которое поощряет религиозных вопросов без собрания улемов, богословов и правоведов. Как некоторые хариджитские направления занимаются обвинениями в неверии и даже убийствами. Часты политические убийства. Ряд организаций признаны РФ террористическими и экстремистскими.

Кораниты

Когда возникло

Впервые подобные идеи были высказаны в IX веке, однако современное течение получило распространение в XX веке.

Идеи и обычаи

Отвергают авторитет хадисов и сунны и опираются только на Коран. Женщины могут становиться имамами, им необязательно носить хиджаб, а мужчинам необязательно носить бороду. Многоженство допускается лишь при усыновлении сирот. Паломничество в Мекку и обрезание необязательны.

Матуридиты

Суннитская школа религиозной мысли.

Что обозначает название

По имени философа Абу Мансура аль-Матуриди.

Когда возникло

Идеи

Матуридиты считают, что помимо откровения можно опираться на собственный разум и его доводы, но Коран – несотворенное Божье слово. Признают наличие у человека собственной воли, однако выбор им совершается при помощи Божьей силы. Праведники в их мировоззрении смогут увидеть Аллаха в Раю.

Считают, что мусульмане никогда не останутся в аду навечно, даже если не покаятся, а наказание будет лишь соразмерным греху.

Матуридизм в ханафитской правовой школе принят как догма.
Правовые школы ислама

Ханафитский мазхаб

Что обозначает название

По имени богослова Абу Ханифа

Когда возникло

Страны

Албания, Турция, Индия, Афганистан, Бангладеш, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Египет, Сирия, Азербайджан, Уйгурия. В России - татары, крымские татары, башкиры, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, черкесы, кабардинцы, абазины, часть кумыков в Дагестане.

Положения

Источники религиозного права - Коран, сунна, высказывания сподвижников пророка, иджма (единое мнение богословов), суждения по аналогии, предпочтительные и целесообразные решения при отсутствии убедительно хадиса или ясного указания в Откровении, урф (распространенные обычаи и мнения, не отраженные в шариате).

Маликитский мазхаб

Что обозначает название

По имени богослова Малика ибн Анаса

Когда возникло

Страны

Страны Северной Африки, Кувейт

Положения

Источники религиозного права - Коран (очевидные и недвусмысленные стихи), сунна, «деяния мединцев» (традиции Медины), фетвы (правовые решения) сподвижников, суждения по аналогии, предпочтительное решение проблемы при неясности в Откровении.

Шафиитский мазхаб

Что обозначает название

По имени богослова аш-Шафии

Когда возникло

Страны

Сирия, Ливан, Палестина, Иордания, Ирак, Египет, Курдистан, Пакистан, Индия, Малайзия, Индонезия, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Сомали.

Положения

Источники религиозного права - Коран и сунна (предпочтение Корану, явные и ясные смыслы), высказывания сподвижников пророка, не опровергнутые другими, их общее мнение, суждения по аналогии

Ханбалитский мазхаб

Что обозначает название

По имени мусульманского правоведа Ахмада ибн Ханбаля

Когда возникло

Страны

Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Оман

Положения

Источники религиозного права - Коран, сунна, фетвы и мнения сподвижников пророка, иджма (общее мнение богословов и правоведов), истисхаб (временность действия любой фетвы до предъявления новых доказательств). Признает открытыми исследования по религиозно-философским вопросам.

Джафаритский мазхаб

Единственный шиитский мазхаб, в отличие от предыдущих суннитских

Что обозначает название

По основателю - имаму Джафару ибн Мухаммаду ас-Садику

Когда возникло

Страны

Шииты Ирана, Азербайджана, Ирака и Афганистана.

Положения

Источники религиозного права - Коран, сунна, иджма (единодушное мнение авторитетных духовных лиц) и акл («разум»). Признают самые первые хадисы сподвижников Мухаммеда, принцип «благоразумного скрывания веры» и временный брак.



Метки:

Основоположники Современные представители

М. аль-Хин, аш-Шурбаджи
М. аль-Буга, аз-Зухейли

Страны:

Египет, Сирия, Малайзия
Палестина, Ирак, Сомали
Ливан, Индия, Пакистан
Индонезия, Иордания
Коморские Острова и др.

Регионы

РФ: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария

Количество членов:

неизвестно

Вероубеждение: Источники права: Союзники:

суннитские мазхабы

Источники

Для вынесения правового решения (фетвы) шафиитские правоведы используют Коран, Сунну пророка Мухаммеда, единодушное мнение авторитетных правоведов, мнение сподвижников пророка Мухаммеда, суждения по аналогии , и истихсаб .

Распространение

Шафиитская литература

Напишите отзыв о статье "Шафиитский мазхаб"

Примечания

  1. Боголюбов А.С. // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров . - М . : Наука , 1991 . - С. 295-296.
  2. Али-заде, А. А. Ансар , 2007 .
  3. deprel.ru
  4. freereligion.ru
  5. , с. 252.

Литература

  • Али-заде, А. А. : [ 1 октября 2011 ] // Исламский энциклопедический словарь. - М . : Ансар , 2007 .
  • Боголюбов А.С. // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров . - М . : Наука , 1991 . - С. 295-296.
  • Гогиберидзе Г. М. Исламский толковый словарь. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. - 266 с. - (Словари). - 3000 экз. - ISBN 978-5-222-15934-7 .

Отрывок, характеризующий Шафиитский мазхаб

Наполеон вступает в Москву после блестящей победы de la Moskowa; сомнения в победе не может быть, так как поле сражения остается за французами. Русские отступают и отдают столицу. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, – в руках Наполеона. Русское войско, вдвое слабейшее французского, в продолжение месяца не делает ни одной попытки нападения. Положение Наполеона самое блестящее. Для того, чтобы двойными силами навалиться на остатки русской армии и истребить ее, для того, чтобы выговорить выгодный мир или, в случае отказа, сделать угрожающее движение на Петербург, для того, чтобы даже, в случае неудачи, вернуться в Смоленск или в Вильну, или остаться в Москве, – для того, одним словом, чтобы удержать то блестящее положение, в котором находилось в то время французское войско, казалось бы, не нужно особенной гениальности. Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы в Москве на всю армию, и правильно собрать находившийся в Москве более чем на полгода (по показанию французских историков) провиант всему войску. Наполеон, этот гениальнейший из гениев и имевший власть управлять армиею, как утверждают историки, ничего не сделал этого.
Он не только не сделал ничего этого, но, напротив, употребил свою власть на то, чтобы из всех представлявшихся ему путей деятельности выбрать то, что было глупее и пагубнее всего. Из всего, что мог сделать Наполеон: зимовать в Москве, идти на Петербург, идти на Нижний Новгород, идти назад, севернее или южнее, тем путем, которым пошел потом Кутузов, – ну что бы ни придумать, глупее и пагубнее того, что сделал Наполеон, то есть оставаться до октября в Москве, предоставляя войскам грабить город, потом, колеблясь, оставить или не оставить гарнизон, выйти из Москвы, подойти к Кутузову, не начать сражения, пойти вправо, дойти до Малого Ярославца, опять не испытав случайности пробиться, пойти не по той дороге, по которой пошел Кутузов, а пойти назад на Можайск и по разоренной Смоленской дороге, – глупее этого, пагубнее для войска ничего нельзя было придумать, как то и показали последствия. Пускай самые искусные стратегики придумают, представив себе, что цель Наполеона состояла в том, чтобы погубить свою армию, придумают другой ряд действий, который бы с такой же несомненностью и независимостью от всего того, что бы ни предприняли русские войска, погубил бы так совершенно всю французскую армию, как то, что сделал Наполеон.
Гениальный Наполеон сделал это. Но сказать, что Наполеон погубил свою армию потому, что он хотел этого, или потому, что он был очень глуп, было бы точно так же несправедливо, как сказать, что Наполеон довел свои войска до Москвы потому, что он хотел этого, и потому, что он был очень умен и гениален.
В том и другом случае личная деятельность его, не имевшая больше силы, чем личная деятельность каждого солдата, только совпадала с теми законами, по которым совершалось явление.
Совершенно ложно (только потому, что последствия не оправдали деятельности Наполеона) представляют нам историки силы Наполеона ослабевшими в Москве. Он, точно так же, как и прежде, как и после, в 13 м году, употреблял все свое уменье и силы на то, чтобы сделать наилучшее для себя и своей армии. Деятельность Наполеона за это время не менее изумительна, чем в Египте, в Италии, в Австрии и в Пруссии. Мы не знаем верно о том, в какой степени была действительна гениальность Наполеона в Египте, где сорок веков смотрели на его величие, потому что эти все великие подвиги описаны нам только французами. Мы не можем верно судить о его гениальности в Австрии и Пруссии, так как сведения о его деятельности там должны черпать из французских и немецких источников; а непостижимая сдача в плен корпусов без сражений и крепостей без осады должна склонять немцев к признанию гениальности как к единственному объяснению той войны, которая велась в Германии. Но нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава богу, нет причины. Мы заплатили за то, чтоб иметь право просто и прямо смотреть на дело, и мы не уступим этого права.
Деятельность его в Москве так же изумительна и гениальна, как и везде. Приказания за приказаниями и планы за планами исходят из него со времени его вступления в Москву и до выхода из нее. Отсутствие жителей и депутации и самый пожар Москвы не смущают его. Он не упускает из виду ни блага своей армии, ни действий неприятеля, ни блага народов России, ни управления долами Парижа, ни дипломатических соображений о предстоящих условиях мира.