Что делать если туроператор обанкротился и испортил отпуск? Можно ли вернуть деньги через суд? Страховка от банкротства туроператора: как туристу защитить себя от невыезда на отдых? Страховка от разорения туроператора.

«Ингосстрах» продолжает привлекать своих партнеров к продвижению весьма актуальной услуги – страхованию туристов от банкротства и финансовой несостоятельности туроператора. О том, что будет предлагать туристам такой полис, объявила вчера компания «Натали Турс ».Как рассказал журналистам президент «Натали Турс » Владимир Воробьев, с 1994 года его компания страховала туристов, а позже и свою финансовую ответственность перед ними, только в «Ингосстрахе». Сейчас страховщик откликнулся на просьбы туроператора и предложил набор инструментов, который в «Натали» назвали «расширенная страховка от невыезда». Полис включает страхование на случай финансовой несостоятельности туроператора или банкротства.Заместитель начальника управления страхования путешествующих «Ингосстраха» Антонова отметила, что новый продукт был разработан для того, чтобы вернуть доверие к туроператорам. Купить его могут не только туристы «Натали Турс», но и других компаний, в том числе, тех, чья ответственность не застрахована в «Ингосстрахе». Полис продается в двух видах – с франшизой за 9% от полной стоимости тура (при выплате компенсации страховщик вычтет из нее 15%) и без франшизы – за 12% стоимости путевки (в этом случае деньги вернут полностью). Если же турист покупает и тур, и полис от банкротства у «Натали Турс», страховка обойдется ему в 6,5% стоимости поездки (с франшизой) и 8% (без франшизы).Отвечая на вопрос, будет ли востребован столь дорогой полис, Владимир Воробьев отметил, что очень многие туристы, особенно те, кто покупает недешевые туры, уже страхуются от невыезда: «Страховка от невыезда, которую мы рекомендовали покупать тем, что едет в визовые страны, стоила около 4% тура. Сейчас полис будет стоить всего на несколько процентов дороже. Изменение незначительное, особенно если речь идет о высоких датах и дорогих турах. Наша цель – с помощью этого инструмента снизить накал страстей, успокоить клиента».Лариса Антонова добавила, что клиент, покупая новый страховой продукт, может не беспокоиться о том, что туроператор не переведет деньги за его полис (такой аргумент часто приводят противники «страхования каждой путевки»). «Туроператор выступает лишь как агент страховой компании, а клиент заключает с ней прямой договор. Если он получил полис, страховщик будет обязан выплатить по нему деньги. Как, например, сейчас «РЕСО-Гарантия» будет выплачивать по полисам, проданным «Южным Крестом», несмотря на то, что туроператор страховщику за эту услугу не заплатил. Единственный риск здесь – банкротство самого страховщика», – рассказала она. Чтобы купить полис в самом «Ингосстрахе», нужно заключить договор с турагентством, оплатить тур и в трехдневный срок прийти в страховую компанию. Полис начинает действовать с момента его оплаты.По словам г-жи Антоновой, рынок туристического страхования переживает сейчас серьезный кризис. С учетом огромных убытков, понесенных в этом году, компании не хотят страховать туроператоров «ни под какие проценты», так как эти риски нельзя перестраховать ни в , ни за рубежом. Тот вариант страховки, который предлагает «Ингосстрах» – один из выходов из ситуации.«Если бы не было кризиса доверия, подобный инструмент бы не появился, но только с его помощью вернуть клиентов нельзя. Мы очень ждем, что государство начнет реально заниматься регулированием туротрасли, так же как наводит порядок в банковской сфере. В ближайшие две недели станет более понятно, в каком направлении пошел процесс, но пока кажется, что назад. Если еще в августе стучали кулаком и кричали "попались, мошенники", то сейчас одна за другой формулировки поправок в закон смягчаются, и есть ощущение, что опять будут полумеры, демпинг не исчезнет, а риски туристов останутся. И здесь роль страховых компаний возрастает», – говорит Владимир Воробьев.По его словам, «Натали Турс» начинает потихоньку возвращать доверие клиентов. «Мы сообщили рынку об этом страховом инструменте на конгрессе в , а с этой недели начали его продавать. И сразу почувствовали, что кризис недоверия начал, по крайней , по отношению к нашей компании, снижаться. Если еще две недели назад на рынке выездного туризма была абсолютная яма, то за сейчас мы наблюдаем 40-процентный рост продаж. Причем не только на близкие даты, но и на зиму. Раньше 90% продаж приходилось на вылеты в ближайшую неделю, сейчас у нас стабильные бронирования до 20 чисел ноября. К сожалению, пока не продается», – рассказал глава «Натали Турс».По его словам, если сравнивать статистику продаж 2014 года с аналогичными цифрами в кризисном 2008 году, ситуация не выглядит такой уж плохой. «Сравнение продаж начала октября 2008 и 2014 вселило в нас оптимизм. Сейчас у нас объемы в 2,5 раза выше, чем тогда, несмотря на падение продаж. За счет чего произошел рост? Основным драйвером стали . В течение этих пяти лет эмираты вкладывались в развитие новых отелей, создали высококонкурентную туротрасль, которая позволила иметь качественный бюджетный и дорогой продукт. За счет запуска авиакомпании FlyDubai, активизации Emirates, а также маркетинговой политики туроператоров произошел всплеск. По Тайланду, наоборот, по сравнению с 2008 годом у нас наблюдается падение. Это направление убили и загадили продажей дешевых туров, превратили в общероссийскую помойку. Даже стал местом массового отдыха бюджетных туристов из регионов. Сейчас, в ситуации падения спроса, оказался гораздо менее востребован, чем », – посетовал г-н Воробьев.От отметил, что неплохая ситуация складывается на дальнемагистральных направлениях, таких как , и . В середине ноября там произойдет корректировка программ, демпинга зимой не будет, так как «при цене билета $1100-1200 он немыслим и может подкосить кого угодно».

Прежде чем начать рассмотрение вопросов, связанных со страхованием туроператора, разберемся с понятиями «туристический агент» и «туроператор». Турагент – лицо, продающее путевки туроператора. При этом турагент не отвечает за их качество и имеет небольшой процент. Туроператор – организация, которая занимается разработкой маршрутов и формированием цены на турпутевки, а также обеспечивает их рекламу.

Причиной банкротства многих, даже самых крупных туроператоров, является снижение спроса на туры и жесткая конкуренция со стороны других фирм. К тому же, банки начали массово отказываться от финансирования турагентств (реализаторов путевок) и туристических компаний, что повлекло за собой прекращение деятельности последних. И хотя сегодня участились проверки туроператоров со стороны государства на предмет их финансирования, Ростуризм не исключает, что в дальнейшем возможны очередные закрытия турфирм. Вернуть потраченные деньги поможет страховка от банкротства туроператора. Рассмотрим, как правильно выбрать туристическую фирму и как поступить, если вы узнали, что компания, продавшая вам тур, разорилась во время вашего отдыха за рубежом.

От банкротства туроператора не застрахован никто, поэтому эксперты в области зарубежных путешествий рекомендуют уделить особое внимание его выбору.

Прежде всего, следует узнать такие аспекты деятельности туристической фирмы:

  • насколько компания известна в кругу туроператоров, какая у нее репутация;
  • наличие страховщика (туристу это позволит получить денежное возмещение при банкротстве компании);
  • общий стаж работы в сфере туристических перевозок.

Покупая тур, необходимо провести беседу с сотрудником и узнать, есть ли у туристической компании страховка от банкротства, и кто выступает в роли страховщика. Если у вас в будущем возникнут претензии к турфирме, вы всегда сможете обратиться к страховщику и потребовать возмещения материальных убытков. Как правило, страховкой убытков туроператора занимаются страховые фирмы, которые зарегистрированы на территории РФ и имеют соответствующие сертификаты на проведение своей профессиональной деятельности.

Нарушение обязательств со стороны туроператора дает клиенту право требовать денежного возмещения у гаранта или страховщика: банка, кредитной или страховой организации.

При банкротстве туроператора, клиент имеет полное право на страховую выплату, а также возмещение моральных убытков и запланированных выгод, которые потеряны вследствие банкротства фирмы-перевозчика.

Минимальная финансовая гарантия для туроператора, который занимается заграничным туризмом в нынешнем (2014-м) году, равняется 30 миллионам рублей (если годовая выручка не превышает 250 млн. руб.). При выручке свыше 250 млн., туроператор обязан застраховаться на сумму 12% от общих поступлений.

Удовлетворение требований по материальным выплатам страховая компания туроператора должна осуществить в течение тридцати дней с момента официального обращения клиентов турфирмы. В соответствии с законом «О туристической деятельности», если страховщик не в состоянии выплатить требуемые суммы всем пострадавшим, то сумма делится пропорционально между заявленными участниками споров.

Еще до заключения договора и покупки тура, клиенту рекомендуется узнать, является ли данный туроператор членом Единого федерального реестра перевозчиков.

Особое внимание следует обратить на следующие моменты при составлении договора:

  • обязательное наличие номера в Едином федеральном реестре. Если номер отсутствует, то компания-перевозчик работает нелегально;
  • названия фирмы в печатной и электронной версии договоров должны быть идентичными;
  • наличие пункта «штрафные санкции»;
  • даты вылета, прилета и заключение договора должны соответствовать действительности.

В последние годы на рынке туроператоров начались проблемы. Прослеживается тенденция разорения туроператоров, так как те не выдерживают конкуренции и заявляют о своем банкротстве.

В таком случае крайне актуальна страховка от банкротства туроператора. Она поможет получить гарантии, но как ее оформить?

Почему туроператоры уходят с рынка

Проблемы начались еще в 2014 году, и тогда они заявили о себе крайне остро. Почему такое начало происходить? Суть проблемы необходимо искать в уменьшении доверия к подобного рода «конторам». Теперь туристы начинают самостоятельно планировать свои туры. В итоге у фирм просто нет работы, и впоследствии те начинают закрываться. Сами же компании официально заявили о следующих причинах спада их деятельности:

  1. Рост курса валют.
  2. Покупательная способность туристов значительно уменьшилась.
  3. В связи ситуацией в стране было введено ограничение на пересечение государственной границы для определенных категорий людей.

Если верить официальной статистике, 15% всех ранее путешествующих граждан потеряли способность оплачивать услуги туроператора. Неофициальные цифры выглядят более угрожающе.

Фирмы также винят во всем политическую ситуацию, которая сложилась в Восточной Европе. А вот чиновники, в свою очередь, нападают на сами компании, указывая, что причина их банкротства заключается в мошеннических схемах, которые они «проворачивали» с клиентами. Какими все-таки не были причины, страдать придется туристу и только туристу.

Правительство в целом недовольно состоянием туристического бизнеса в стране, ведь он хоть и имеет большой потенциал, но ему присущи определенные проблемы. Чаще всего называют следующие:

  • отсутствие законных актов, которые способны регулировать ведение туристического бизнеса;
  • у туристов мало финансовых гарантий;
  • плохое финансовое обеспечение операторов.

Как все происходит

Итак, вы решили отдохнуть, но самим организовывать тур вам некогда. А потому вы идете за помощью к туроператору. Вы покупаете путевку, приближается время тура, и к вам доходит печальная информация о банкротстве фирмы. В таком случае вам придется ждать момента поездки, и только тогда в ход пойдут страховые меры.

Все гораздо печальнее, если проблема настигла во время самого тура. Тогда оператор не оплачивает вам обратный билет, а ведь деньги вы ему уже заплатили. С этим ничего не поделать – придется платить дважды.

Как застраховать себя от банкротства

В нашей стране, к счастью, существует страховка по данному случаю. Такие виды услуг предлагают большие финансовых структуры, как то «Ингосстрах» или «Тинькофф». Страховой полис защитит вас от неприятных ситуаций в связи с банкротством компаний, однако у вас должен быть на руках подписанный договор о предоставлении организаторских услуг. Дабы получить максимальные гарантии при выборе и заключении договора, обращайте внимание на следующие моменты:

Зная о проблемной ситуации на рынке туроператоров, лучше всего заняться планированием отпуска своими силами. Таким образом, вы сами сможете выбрать отель, маршрут и перевозчика. Кроме того, вам удастся сэкономить немаленькие средства – услуги оператора стоят достаточно дорого. В таком случае вам, конечно, придется потратить немало времени на планирование, но зато у вас будут гарантии, что такой отпуск не прогорит.

Подведем итоги

Итак, в статье мы узнали, что сейчас рынок операторов туристических услуг переживает свои далеко не лучшие времена. На то есть масса причин, большинство которых связано с плохой организацией бизнеса и минимумом гарантий, предоставляемых операторами. При этом стоимость их услуг достаточно высока, а потому многие просто не могут позволить себе такой дорогостоящий отпуск.

Раз уж вы решили заказать услуги оператора, то не забывайте перестраховаться. Не пожалейте времени на оформление страхового полиса – это займет не более пары дней и чуточку ваших денег. В любом случае это обойдется дешевле, нежели повторная покупка билетов.