Что может находиться в собственности субъектов рф. Федеральная собственность и собственность субъектов федерации

    ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    И.Е. БУГАЕВ

    На современном этапе развития Российского государства проблема правового регулирования права публичной собственности и отдельных ее разновидностей является одним из самых сложных вопросов отечественной правовой науки. Такое положение вызвано многими факторами. Во-первых, до сих пор не решен вопрос о задачах, функциях органов государственной власти. Следовательно, не определен объем имущества, которое должно принадлежать публично-правовым образованиям нашей страны, и в том числе субъектам Российской Федерации. Во-вторых, в рамках действующей системы публичной власти не определены оптимальный перечень полномочий каждого ее уровня и объекты, которые для реализации данных полномочий необходимы. В-третьих, нет согласия по вопросу о месте права государственной собственности, включая право государственной собственности субъектов Российской Федерации в системе гражданского права. Должны ли данные категории признаваться самостоятельными разновидностями права собственности либо они являются искусственными образованиями и субъективное право собственности должно предоставлять одинаковый спектр возможностей любым своим субъектам? С этим вопросом тесно связана проблема собственно правовых возможностей субъектов права государственной и муниципальной собственности, а именно насколько они должны отличаться от возможностей субъектов частной собственности.
    Применительно к праву собственности субъектов Российской Федерации существует и целый ряд проблем, связанных с полномочиями региональных органов власти по управлению и распоряжению собственным имуществом и правовым регулированием соответствующих действий органов государственной власти. До настоящего времени не установлен оптимальный баланс между системой правового регулирования на местах и правового регулирования на федеральном уровне. С одной стороны, имеют место попытки расширить полномочия региональных властей, их самостоятельность, в том числе в сфере владения, пользования, распоряжения государственной собственностью субъектов Российской Федерации. С другой стороны, федеральные органы власти вводят дополнительную регламентацию указанных отношений во избежание злоупотреблений в имущественной сфере и обеспечения реализации общегосударственной политики по вопросам собственности и приватизации. Четкого баланса между этими двумя тенденциями не найдено. Об этом свидетельствует процесс постоянного внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации в сфере организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части, касающейся собственности субъектов Российской Федерации, в законодательство о приватизации, земельное законодательство и ряд других. Нет ясных ответов на возникающие вопросы и в юридической литературе.
    В то же время от оптимального регулирования отношений собственности субъектов Российской Федерации зависит и состояние имущественного оборота, и эффективность публичной власти. Поэтому на данные вопросы необходимо дать исчерпывающие ответы. И прежде всего следует определиться с понятием права государственной собственности в целом и права собственности субъектов Российской Федерации в частности. В современной юридической литературе право публичной собственности определяется на основе общепринятого определения права собственности. Однако, на наш взгляд, это не совсем верный подход. Как известно, основным свойством права собственности является способность собственника совершать действия в отношении принадлежащего ему имущества по своему усмотрению, т.е.: 1) возможность по своему усмотрению определять, для чего использовать принадлежащее ему на праве собственности имущество; 2) возможность по своему усмотрению решать, каким образом использовать принадлежащее ему имущество.
    В этом отношении право публичной собственности представляет собой совершенно особое явление, поскольку публично-правовые образования лишены возможности самостоятельно определять как цели осуществления права собственности, так и способы подобного осуществления. Соответственно право публичной собственности существенным образом отличается от права собственности юридических и физических лиц. Указанное положение вещей позволяет дать данной разновидности права собственности свое, отличное от общепринятого, определение. По мнению автора, право государственной собственности можно определить как возможность публично-правовых образований в строгом соответствии с законом и иными правовыми актами совершать в отношении имущества, которое является объектом данного права, действия, направленные на обеспечение реализации функций указанных образований. С объективной же точки зрения право государственной собственности - система правовых норм, регулирующих отношения государственной собственности по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом в целях осуществления государством своих функций.
    На основе вышеуказанного определения права государственной собственности можно дать и определение праву региональной собственности. Специфичность права региональной собственности, очевидно, вытекает из положения субъектов Российской Федерации в системе органов власти, действующей в Российской Федерации. Органы власти российских регионов, очевидно, входят в систему государственной власти Российской Федерации. В то же время региональные власти в меньшей степени, чем федеральные органы, заняты вопросами регулирования деятельности юридических и физических лиц и в большей степени нацелены на предоставление публичных услуг населению. Таким образом, право региональной собственности можно определить как вид права государственной собственности и систему правовых норм, регулирующих отношения собственности субъектов Российской Федерации по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом в сфере осуществления ими функций по удовлетворению основных жизненных потребностей населения регионов. С субъективной точки зрения это возможность владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом в сфере осуществления ими функций по удовлетворению основных жизненных потребностей населения регионов.
    Тем самым можно подчеркнуть, что право собственности субъектов Российской Федерации носит целевой характер, а самостоятельность субъектов Российской Федерации в вопросах осуществления права собственности чрезвычайно ограничена.
    Так, к публично-правовым образованиям, и в частности к субъектам РФ, неприменимо такое основание, как переход права собственности в порядке реорганизации. Приобретение права собственности на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества в случае с субъектами Российской Федерации (как и другими публичными образованиями) лишь отчасти учитывает принцип свободы договора, а в значительной степени его игнорирует. Во-первых, закупки товаров, работ, услуг публично-правовыми образованиями возможны только в рамках юридической формы государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Во-вторых, законодательством определен исчерпывающий перечень процедур, в рамках которых Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями приобретается необходимое имущество. В-третьих, законодательством указанные процедуры исключительно подробно регламентированы. Кроме того, законодательство о государственных закупках определяет условия допуска к участию в торгах потенциальных покупателей государственного (муниципального) имущества и устанавливает в этой сфере не только гражданско-правовую, но и административную ответственность. Объектами права государственной собственности субъектов Российской Федерации может быть только исчерпывающий перечень видов имущества. Прекращение права собственности российских регионов возможно преимущественно в рамках процедуры приватизации. Законодательством же о приватизации определен исчерпывающий перечень способов приватизации, а также порядок их осуществления.
    В то же время субъекты Российской Федерации обладают и правами, которые недоступны обычным субъектам имущественного оборота.
    Так, в плане приобретения права собственности они обладают правом преимущественной покупки, не связанным с участием в соответствующих имущественных отношениях (например, общей долевой собственности, участия в обществе с ограниченной ответственностью), а вытекающим из административных функций органов власти. Оно распространяется на случаи приобретения земель сельскохозяйственного назначения, драгоценных металлов и драгоценных камней, имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, предметов музейного фонда. Еще одним преимущественным правом является право принудительного выкупа отдельных объектов. В частности, его разновидностями являются право принудительного выкупа земельных участков, культурных ценностей, жилых помещений.
    В сфере осуществления права собственности российские регионы могут использовать такие достаточно своеобразные способы, как права хозяйственного ведения и оперативного управления.
    Анализ вышеуказанных возможностей региональных властей позволяет говорить о том, что в настоящее время органы государственной власти субъектов Российской Федерации чрезмерно перегружены правами административного порядка, в то же время вопросы осуществления гражданско-правовых правомочий субъектов РФ в сфере использования собственного имущества крайне ограничены действующим законодательством.
    Действительно, предоставляя органам государственной власти российских регионов полномочия по преимущественной покупке земель сельскохозяйственного назначения, федеральное законодательство не решает проблем развития сельскохозяйственного производства и вместе с тем создает препятствия на пути развития земельного рынка, порождает коррупцию. В данном случае возникает и закономерный вопрос о целесообразности использования в коммерческой, по сути, деятельности государственных органов средств, которые можно было бы использовать в решении многочисленных социальных проблем. Тем более что по данному направлению органы государственной власти субъектов РФ несут достаточно большие расходы. Нельзя не отметить и тот факт, что преимущественное право покупки земель сельскохозяйственного назначения порождает многочисленные проблемы правового плана, а именно противоречия между нормативными актами субъектов Российской Федерации и Российской Федерации.
    То же самое можно сказать и в отношении права преимущественной покупки драгоценных камней и драгоценных металлов, которое нельзя считать оправданным ни с правовой, ни с экономической и финансовой точки зрения. Согласно п. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование является предметом ведения Российской Федерации. Соответственно и особые полномочия в сфере пополнения золотовалютных резервов, которые служат в основном целям именно финансового регулирования, должны принадлежать Российской Федерации. Как следует из полномочий субъектов Российской Федерации, предусмотренных п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", функции субъектов РФ связаны преимущественно с предоставлением государственных услуг населению российских регионов. Поэтому необходимость формирования ими собственных золотовалютных резервов находится под большим вопросом. Тем более под большим вопросом находится наличие у органов государственной власти субъектов РФ права преимущественного приобретения драгоценных камней и драгоценных металлов. Данное преимущественное право ограничивает права собственников указанных металлов и камней, препятствует нормальному их обороту, ограничивая возможности субъектов их добычи и производства продавать данные объекты наиболее выгодным с их точки зрения покупателям. Поэтому преимущественное право покупки драгоценных камней субъектами РФ следует исключить.
    Пристального внимания заслуживают и полномочия субъектов Российской Федерации по принудительному выкупу имущества физических и юридических лиц (иначе говоря, их возмездному изъятию). Действующее российское законодательство закрепляет за российскими регионами целый ряд таких полномочий. Так, тот же Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в ред. от 29.12.2010 N 435-ФЗ) в ст. 5 закрепляет за субъектами РФ полномочия по приобретению земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, которые не могут находиться в собственности физического или юридического лица. Данное положение распространяется на земли сельскохозяйственного назначения, оказавшиеся в собственности иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также земли сельскохозяйственного назначения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам свыше предельной нормы, установленной Законом субъекта РФ. В силу ст. 6 того же Федерального закона органы власти субъекта РФ имеют право подавать заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в ред. от 29.12.2010 N 442-ФЗ) в ч. 1 ст. 10 предоставляет органам государственной власти субъектов РФ право изъятия земель для нужд субъектов РФ. Однако установленная законодательством процедура изъятия оставляет желать лучшего. Во-первых, неоправданно увеличен срок, в течение которого органы власти могут предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Изначально ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации установила для указанных целей двухгодичный период с момента направления собственнику участка уведомления об изъятии участка. Однако Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации" увеличил этот период до трех лет. Для сравнения: ст. 287 Модельного гражданского кодекса государств - участников Содружества Независимых Государств предусматривает, что государственный орган, принявший решение об изъятии земельного участка, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд в течение двух лет с момента направления собственнику (владельцу) земельного участка уведомления о принятии решения об изъятии участка.
    Во-вторых, из норм ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что окончательная выкупная цена все же определяется соглашением сторон, а значит, она может быть и ниже рыночной стоимости земельного участка. Однако следует иметь в виду, во-первых, принудительный характер изъятия, а, во-вторых, "административные" возможности государственных органов. Используя эти возможности, вполне можно заставить собственника заключить невыгодное для него соглашение о выкупе. Нельзя не отметить и неопределенности в вопросе о целях изъятия земельных участков, так как в российском земельном законодательстве установлен неисчерпывающий перечень случаев, когда допускается принудительное изъятие земель для государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации). В связи с изложенным предлагается ужесточить процедуру принудительного выкупа земельных участков органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет возвращения двухгодичного срока предъявления органами власти иска о принудительном изъятии земельного участка, в случае если собственник не согласен с решением об изъятии участка, определения исчерпывающего перечня оснований изъятия исключительно в Земельном кодексе Российской Федерации.
    В ограничении нуждаются и такие специальные права субъектов Российской Федерации, как права хозяйственного ведения и оперативного управления, которые служат имущественной основой для опосредованного осуществления права собственности субъектов Российской Федерации. Так, чрезмерно широким и нуждающимся в пересмотре является перечень случаев, при наличии которых возможно создание субъектов указанных вещных прав - унитарных предприятий. Наряду с этой мерой действенным решением явилось бы принятие федерального закона о государственных и муниципальных учреждениях, закрепляющего и перечень возможных случаев создания государственных учреждений, и в том числе учреждений субъектов Российской Федерации.
    Наряду с сокращением административных прав органов государственной власти в сфере владения, пользования и распоряжения собственностью очевидной представляется необходимость расширения их гражданско-правовых возможностей.
    Так, сейчас в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться:
    - имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в ст. 26.2, 26.3, 26.3.1 Федерального закона;
    - имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в п. 7 и 8 ст. 26.3 Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами;
    - имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;
    - имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.
    Исчерпывающий перечень имущества субъектов Российской Федерации, необходимого для реализации основной группы полномочий региональных властей - полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закреплен в ч. 2 ст. 26.11 вышеуказанного Федерального закона и содержит в общей сложности 31 наименование. С содержательной точки зрения ограничение перечня объектов, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации, согласуется с государственной политикой на ограничение участия государства в имущественных отношениях. Однако возникает вопрос, помогает ли существующее законодательное регулирование адекватному решению данной задачи. На наш взгляд, нет. Формулировки ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не позволяют четко определить имущество, соответствующее полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. В самом деле, как можно определить имущество, необходимое для организации предоставления образования, или каким образом можно понять, что такое имущество, необходимое для социального и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. К подобным видам имущества можно отнести любые объекты. Найти какие-то критерии его идентификации практически невозможно. Один и тот же объект может служить выполнению полномочий органов власти и быть излишним для такого выполнения. Кроме того, нецелесообразно ограничивать право субъектов РФ выбирать конкретные объекты, необходимые для реализации своих полномочий. В каждой ситуации это могут быть совершенно разные виды имущества, и определить их круг в законодательном порядке практически невозможно. Поэтому исчерпывающий перечень имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, следует отменить.
    Целесообразным является расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере приватизации. Анализ приватизационного законодательства указывает на то, что регламентация отношений в сфере отчуждения государственного и муниципального имущества носит чрезмерно централизованный характер. Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" регулирует практически все вопросы приватизации и не позволяет региональным властям проводить государственную политику в указанной сфере с учетом местных условий, выбирать наиболее выгодные и эффективные варианты реализации объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Поэтому в законодательство о приватизации следует внести целый ряд изменений. Следует позволить органам государственной власти субъектов Российской Федерации по своему усмотрению определять условия применения тех или иных способов приватизации, установленных федеральным законодательством, расширив перечень указанных способов. Кроме того, целесообразно расширить права указанных органов по регулированию процедуры приватизации. В частности, следует позволить органам государственной власти субъектов Российской Федерации определять уровень задатка, который приобретатель вносит на счет в качестве условия участия в торгах, размер процентов, начисляемых на сумму денежных средств, подлежащих уплате за проданное государственное (муниципальное) имущество, по уплате которых предоставляется рассрочка. Кроме того, отношения по приватизации, касающиеся отчуждения государственного имущества субъектов Российской Федерации, в части, не урегулированной Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", целесообразно регулировать не федеральными подзаконными актами, а законодательными актами субъектов Российской Федерации.
    Есть в законодательстве о праве собственности субъектов Российской Федерации ряд положений, которые нуждаются в технической корректировке. Так, в субъектах Российской Федерации функции по управлению и распоряжению государственным имуществом разграничены между специализированными органами исполнительной власти отраслевой компетенции. Однако, согласно пп. "д" п. 2 ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом субъекта Российской Федерации закреплены за высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. С учетом изложенного целесообразно внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отдельные изменения, а именно указать в пп. "д" п. 2 ст. 21 Федерального закона, что осуществление указанного полномочия может полностью или частично передаваться высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации иным органам исполнительной власти субъекта РФ.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Собственность субъекта РФ - это имущество, находящееся во владении субъектов РФ. Но факт владения определенным видом собственности не является доказательством прав на владение. Собственность переходит во владение субъектов в процессе ее разграничения. Подтвердить право на владение определенным видом собственности могут лишь, к которым можно отнести:

  • государственный реестр собственности (выписка из документа);
  • постановление правительства России о передаче прав;
  • список имущества, которое находится во владении субъекта.

Земельная собственность

Собственность субъекта РФ может состоять из разных видов имущества и участков земли. Чтобы перейти в разряд имущества, принадлежащего конкретному субъекту, участки должны быть куплены субъектом федерации. Для этого существуют специальные основания в гражданском законодательстве.

Собственностью субъекта становятся и те участки, которые были признаны таковыми в результате разграничения земельной собственности государства.

К собственности федеративных субъектов относятся участки, не находящиеся в частном владении. Определено несколько видов подобных земельных участков. Это участки земли под зданиями, находящимися во владении субъекта, участки, предоставленные во владение субъектам. Если природная территория была признана охраняемой и она имеет региональное, а не федеральное значение, она тоже переходит в собственность субъекта РФ. Это могут быть лесные массивы и водные ресурсы. Относят к ним и приватизированные участки, которые до начала процесса приватизации были в федеративной собственности. Права собственника осуществляют определенные властные структуры. Осуществление прав происходит в пределах их компетенции.

Право на собственность субъектов РФ

Сегодня обозначилась тенденция к расширению полномочий властей регионов относительно собственности, которая находится в их ведении. Но в то же время федеральными властями вводится регламентация полномочий. Данный факт связан с желанием властей ограничить возможности злоупотреблений со стороны региональной власти. Рациональный баланс между этими явлениями пока найти не удается. Свидетельство этому - постоянное внесение поправок в законодательство.

Сегодня самостоятельность регионов в вопросе осуществления прав на собственность имеет жесткие ограничения. Но субъекты РФ наделены и некоторыми правами, которых лишены прочие субъекты оборота имущества. Например, при покупке прав на владение собственностью у них есть значительные преимущества перед другими субъектами.

Собственность субъекта РФ сегодня может состоять из следующих видов имущества:

  • имущество, необходимое для осуществления разных видов полномочий;
  • имущество для обеспечения работы властных структур;
  • земельная собственность.

Федеральные земли

При разграничении земель необходимо иметь в виду, что все федеральные земли расположены на территории (в границах) субъектов Федерации. Все земельные участки на территории субъектов Российской Федерации, занимаемые федеральными объектами (зданиями, сооружениями, предприятиями, объектами и др.), относятся к федеральной собственности. Это оформляется актами Российской Федерации или соглашением между Российской Федерации и ее субъектом.

К федеральным землям относятся также земли, выделяемые для федеральных нужд и целевых программ, иные земли общефедерального значения (водного и лесного фондов, особо охраняемых территорий и др.).

Впервые выделение федеральных земель было приведено Указом Президента Российской Федерации “О федеральных природных ресурсах” от 16 декабря 1993 г. № 2144. В нем разграничение производится исходя из принципа общегосударственного значения земель.

К землям федерального значения, относятся земли, которые имеют общероссийское значение, правовой режим которых установлен федеральными законами или распоряжение которыми осуществляется Правительством Российской Федерации или с его согласия.

Федеральными землями являются земельные участки, определяемые федеральными законами либо договорами (соглашениями) о разграничении земель (например, земли запаса федерального значения).

Участки, отнесенные к федеральной собственности, предоставляют, как правило, федеральным предприятиям и организациям в пользование или аренду.

В ст. 294 300 гл. 19 ГК РФ говорится о хозяйственном ведении и оперативном управлении имуществом, государственными и муниципальными предприятиями и организациями.

Земельные участки федеральной собственности, представленные в пользование или аренду физическим и юридическим лицам, должны пройти государственную регистрацию в соответствии со ст. 131 ГК РФ.

Регистрируются они в едином государственном реестре органами юстиции.

Российская Федерация является самостоятельным субъектом гражданских и соответствующих им земельных отношений, например, в сделках действует как равноправная сторона. Она действует здесь не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы о юридических лицах. От имени Российской Федерации выступают ее органы власти в рамках своих полномочий (ст. 124127 ГК РФ). Они распоряжаются только федеральными землями и не вправе распоряжаться землями субъектов Федерации, муниципальными и частными землями.

В отношении этих земель федеральные органы выполняют и публичные функции (учет, контроль, ведение мониторинга и кадастра, привлечение к ответственности и др.).

Земли субъектов Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации также являются субъектами гражданских и соответствующих им земельных отношений как равноправная сторона, как собственники земли на своих территориях.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами принимают свои законодательные и иные правовые акты, регулирующие земельные отношения на своей территории, заключают договоры и соглашения с Российской Федерацией, с муниципальными образованиями.

Но конечно, не все земли находятся в собственности субъекта Российской Федерации. В его собственности находятся земли, занимаемые объектами промышленности, транспорта, культуры, науки и др. В его собственность могут переходить земельные участки в связи с передачей объектов федеральной собственности в собственность субъекта. В собственность Российской Федерации переходят земельные участки в связи с приобретением их муниципальных нужд.

Земли субъекта Российской Федерации также предоставляются в пользование или аренду юридическим и физическим лицам, в пожизненное наследуемое владение. Все земли также проходят государственную регистрацию в установленном порядке, о чем говорилось выше.

Субъекты Федерации, являясь субъектами гражданских и земельных отношений, выступают как собственники земли на своих территориях. На них также распространяются нормы и правила о юридических лицах. От имени субъектов Российской Федерации выступают их органы власти в пределах своей компетенции.

А как органы публичной власти они выполняют также и публичные функции.

Право муниципальной собственности на землю

Правом муниципальной собственности на землю обладают органы местного самоуправления. Несмотря на то, что данная форма собственности была провозглашена еще в 1992 г. Законом "О местном самоуправлении", долгое время в отношении муниципальной собственности был известен только ее субъект - орган местного самоуправления. Поскольку правом муниципальной собственности обладают негосударственные органы власти, необходимо было детально урегулировать, какие земли и в каком порядке могут быть переданы органам местного самоуправления. Однако это было выполнено только в Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ

"О разграничении государственной собственности на землю".

В муниципальную собственность городов, районов (кроме районов в городах), сельских поселений, а также других муниципальных образований для обеспечения их развития передаются земли, находящиеся в государственной собственности. В муниципальную собственность могут включаться земли, приобретаемые по решению местной администрации у других собственников земельных участков путем их выкупа в установленном порядке. Управление и распоряжение муниципальными землями осуществляются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 19 ЗК РФ муниципальная собственность включает в себя земельные участки:

Которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;

Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

Которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Помимо муниципальной собственности, крупные муниципальные образования - районы и округа - с 1 июля 2006 г. в соответствии с ФЗ от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации приобрели право распоряжаться не разграниченными государственными землями. Это право предоставлено муниципальным районам и округам, за исключением столиц субъектов и административных центров, порядок предоставления земельных участков в которых устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

земля право собственность

Формы земельной собственности напрямую зависят от потребностей экономического развития производительных отношений общества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения. Согласно ст. 9.2 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Принятый 25 октября 2001 г. ЗК РФ также закрепил множественность форм земельной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ЗК РФ частной собственностью являются земельные участки, которые были приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Государственная собственность на землю существует в двух формах: государственная собственность РФ в целом (федеральная собственность); государственная собственность субъектов РФ - республик, краев, областей, округов, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июня 2001 г.

Статья 17 ЗК РФ регламентирует правовой режим земель, находящихся в федеральной собственности, а именно:

Признанные таковыми федеральными законами;

Приобретенные РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

Право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Статья 18 ЗК РФ устанавливает, что в собственности субъектов РФ находятся следующие категории:

Приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

Занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

Предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

Отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального назначения, землям лесного фонда, землям водного фонда, занятым водными объектами, землям фонда перераспределения земель;

Занятые приватизированным имуществом, которое до его приватизации находилось в собственности субъектов РФ.

В муниципальной собственности находятся следующие категории земельных участков:

Признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

Приобретенные муниципальными образованиями РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 19 ЗК РФ).

В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственность муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, которые находятся в государственной собственности, в том числе и за пределами границ муниципальных образований.

Субъектами права земельной собственности являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, иностранные юридические лица, Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти, а также административно-территориальные единицы, города, сельские поселения и другие населенные пункты в лице соответствующих органов местного самоуправления.

По нормам гражданского законодательства субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Субъекты права муниципальной собственности на земельные участки помимо ЗК РФ определены также и в Федеральном законе РФ от 22 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

Объекты права земельной собственности определяются в зависимости от формы земельной собственности.

Согласно ст. 3 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в исключительной федеральной земельной собственности, входят: земли лесного фонда; земли особо охраняемых природных территорий федерального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности; земли обороны и безопасности; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов и др.

Согласно ст. 4 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в земельной собственности субъектов РФ, входят: земли особо охраняемых природных территорий регионального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящиеся в собственности субъектов РФ; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения и др.

Согласно ст. 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в земельной собственности муниципальных образований РФ, входят следующие: земли особо охраняемых природных территорий местного значения; земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности; земли сельскохозяйственного назначения; земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения; земельные участки, находящиеся в границах муниципальных образований и др.

В муниципальную собственность могут приобретаться земли у собственников земельных участков посредством их выкупа или на основании дарения, отказа от земельных участков и на иных законных основаниях.

Согласно ЗК РФ запрещается передавать в частную собственность следующие земельные участки: земли, на которых расположены объекты историко-культурного назначения; земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных парков, ботанических садов, а также зарезервированных для этого территорий; земли лечебнооздоровительных местностей, курортов в пределах границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны; лесного фонда, за исключением специально указанных в законе земельных участков и др.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица несколько ограничены в своих земельных правах. Согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ данные субъекты не могут обладать на праве собственности такими земельными участками, которые находятся на приграничных территориях и на иных установленных особо охраняемых территориях.

Форма собственности субъекта рф

Главное разделение форм права собственности состоит в делении собственности на государственную, муниципальную и частную. В свою очередь, государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации.

Возможно, особое положение государственной собственности обусловлено самой ее природой, обеспечивающей существование государства. Средства, необходимые для государственных расходов, могут быть приобретаемы различным, но юридически одинаково дозволительным путем. Две главные системы суть следующие: выделение из всего народного достояния особых государственных имуществ, доходами с которых и покрываются государственные издержки; требование непосредственно от граждан выделения известной части из их имущества в пользу государства. Государственные имущества могут состоять из различных родов доходной собственности, именно из поземельной собственности, промышленных заведений и капиталов; первые два рода собственности могут состоять из собственности, приобретаемой по общим правилам гражданского права, или из исключительной собственности, право на которую принадлежит только государству, т. е. из монополий и регалий.

В законодательстве чётко определяется государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, и собственность, находящаяся в ведении субъектов Российской Федерации. К объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся:

· объекты, составляющие основу национального богатства страны;

· объекты, для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;

· объекты оборонного производства;

· объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;

· прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Закон также определяет объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации. Это, например:

· крупнейшие предприятия народного хозяйства;

· предприятия атомного и энергетического машиностроения;

· учреждения здравоохранения и народного образования;

· предприятия телевидения и радиовещания и другие.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294-295 ГК.

О каком бы виде объекта государственной собственности ни велась речь, в гражданско-правовом смысле это будет имущество. По ГК РФ понятия “вещи” и “имущество” применяются как синонимы. При этом для определения термина “имущество” используется формула: имущество - это все материальное, что имеет стоимость, а также все нематериальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость. Понятие имущества включает акции и имущественные права. Объектом права собственности может быть именно имущество, причем имеющее некую экономическую ценность. Часть объектов человеческой деятельности может регулироваться при помощи норм права собственности, но с особым правовым режимом, так как допускают не “полное хозяйственное господство”, а лишь ограниченные возможности использования. Кроме того, есть категории, вообще не способные выступать в роли объектов права собственности по своей природе.

Между тем объект гражданского права и объект права собственности далеко не одно и то же. Как полагает В. А. Дозорцев, не всякое имущество может быть объектом права собственности, а лишь материальные вещи, ограниченные в пространстве . Ни права, ни ценные бумаги, ни тем более объекты интеллектуальной собственности, по его мнению, не являются объектами права собственности. Исключением из этого правила он считает предприятие как имущественный комплекс, да и здесь в обособленном виде обязательственные требования и другие права на объекты, не имеющие вещественного характера, никак не могут входить в число объектов права собственности. Поэтому следует достаточно четко различать имущество как родовую категорию и объекты права собственности как одну из ее разновидностей. Кстати, понятия государственной собственности и государственного имущества употребляются как синонимы и в нормативных актах России.

Необходимость классификации всего многообразия объектов собственности очевидна. Крупное деление объектов государственной собственности может проводиться в зависимости от их правового режима. Известно, что еще в древнем Риме существовало разделение на общее достояние и публичное имущество. Общее достояние - то, что по естественному праву принадлежит всем (воздух, проточная вода, море), а публичное и казенное имущество принадлежит римскому народу (реки и гавани). «Римские юристы ясно различают публичное имущество народов. от общих вещей». Публичное имущество имеет совершенно особенный режим, ибо для его отчуждения необходимо согласие народа.

В настоящее время на Западе в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность, к ней обычно относят территориальные и некоторые иные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые и т.п. Указанные объекты являются исключительной собственностью государства. Считается, что публичная собственность может быть использована только на общее благо.

Среди объектов права государственной собственности особого внимания заслуживает регулирование права на землю.

Как упоминалось выше, право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

· федеральной собственности и

· собственности субъектов РФ (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли - наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности .

С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

Политическая поддержка первого подхода выражена в решении Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, которое предусматривает разграничить право собственности на объекты недвижимости, включая земельные участки, между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Данный подход реализован при определении правового режима некоторых категорий земель. Так, Водный кодекс РФ исходит из порядка разграничения водных объектов и соответственно земель водного фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.

Одновременно, Водный и Лесной кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок согласованного совместного вынесения решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда - субъектной собственностью. Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ.

При этом независимо от того, какие действия будут предприняты в этой области, оба Закона предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение.

Данное противоречивое положение порождает интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, de facto, но вне закона существует еще один вид права государственной собственности - право некой «общей» (не разграниченной физически) государственной собственности.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус объектов государственной собственности содержится в целом ряде нормативных актов, относящихся к различным отраслям права.

Дозорцев В. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А..Л. Маковский.М., 1998. С 205.

Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, ркгулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. — 1998. — №5. — С.13-19.

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) // «Российская газета» от 23, 25 ноября 1995 г.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.) // «Российская газета» от 4 февраля 1997 г.

Собственность субъекта РФ

Финансовый словарь Финам.

Смотреть что такое «Собственность субъекта РФ» в других словарях:

Собственность субъекта рф - см. Государственная собственность … Энциклопедия права

Собственность субъекта рф - см. Государственная собственность … Большой юридический словарь

Имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Гражданский кодекс… … Словарь юридических понятий

Собственность субъекта Российской Федерации - Имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. ст. 214 ГК РФ … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

СОБСТВЕННОСТЬ - исторически определённый обществ. способ присвоения людьми предметов производительного и непроизводительного потребления. С. всегда связана с вещью (объектом присвоения), но она не сама вещь, а отношение между людьми по поводу вещи.… … Философская энциклопедия

собственность казны - Имущество, которым обладает государство (или входящие в него образования) непосредственно, т.е. имущество, не закрепленное за другими лицами, на которое в лице своих уполномоченных органов сохраняет право собственности в полном объеме и… … Справочник технического переводчика

СОБСТВЕННОСТЬ КАЗНЫ - имущество, которым обладает государство (или входящие в него образования) непосредственно, т.е. имущество, не закрепленное за другими лицами, на которое в лице своих уполномоченных органов сохраняет право собственности в полном объеме и… … Большой бухгалтерский словарь

СОБСТВЕННОСТЬ КАЗНЫ - имущество, которым обладает государство (или входящие в него образования) непосредственно, то есть имущество, не закрепленное за другими лицами, на которое в лице своих уполномоченных органов сохраняет право собственности в полном объеме и… … Большой экономический словарь

Собственность - принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам индивидам или коллективам в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. С. это исторически определенная форма присвоения людьми… … Экономика. Словарь по обществознанию

государственная собственность - форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах… … Энциклопедический словарь

Собственность Субъектов Федерации

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001 .

Смотреть что такое «Собственность Субъектов Федерации» в других словарях:

СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ - собственность, принадлежащая субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам … Большой экономический словарь

Совместная собственность субъектов РФ и иностранная собственность - Совместной собственностью субъектов Российской Федерации и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности субъектам Российской Федерации и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам. Источник … Официальная терминология

Собственность - принадлежность имущества, средств и продуктов производства определенным субъектам права. В РФ существуют следующие основные формы собственности: государственная (федеральная и субъектов федерации); муниципальная (районная, городская, поселковая и … Словарь черезвычайных ситуаций

СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ - – в России выступает в виде федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и собственности местных органов власти, управления и самоуправления (муниципальной собственности) … Экономика от А до Я: Тематический справочник

Собственность - Экономическая категория исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом… … Википедия

Собственность на землю субъектов РФ - 1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности … Официальная терминология

СОБСТВЕННОСТЬ - одно из ключевых понятий конституционного, гражданского и других отраслей права. Объектами С. могут быть имущество, денежные средства, ценные бумаги, средства бюджетов, внебюджетные фонды, земля и иные природные ресурсы, предприятия и организации … Энциклопедический словарь конституционного права

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - экономическое отношение принадлежности (присвоенности) имущества государству (публично правовому образованию), основной юридической формой которого выступает право Г.с. Право Г.с. разновидность права собственности., при которой в качестве… … Энциклопедия юриста

Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже… … Жилищная энциклопедия

Государственная собственность на объекты животного мира - 1) (для целей Конституции Российской Федерации) форма собственности на землю и другие природные ресурсы; 2) (для целей Федерального закона О животном мире) форма собственности на животный мир, объектами которой являются: а) животный мир в… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Собственность субъекта РФ — это имущество, находящееся во владении субъектов РФ. Но факт владения определенным видом собственности не является доказательством прав на владение. Собственность переходит во владение субъектов в процессе ее разграничения. Подтвердить право на владение определенным видом собственности могут лишь, к которым можно отнести:

  • государственный реестр собственности (выписка из документа);
  • постановление правительства России о передаче прав;
  • список имущества, которое находится во владении субъекта.
  • Земельная собственность

    Собственность субъекта РФ может состоять из разных видов имущества и участков земли. Чтобы перейти в разряд имущества, принадлежащего конкретному субъекту, участки должны быть куплены субъектом федерации. Для этого существуют специальные основания в гражданском законодательстве.

    Собственностью субъекта становятся и те участки, которые были признаны таковыми в результате разграничения земельной собственности государства.

    К собственности федеративных субъектов относятся участки, не находящиеся в частном владении. Определено несколько видов подобных земельных участков. Это участки земли под зданиями, находящимися во владении субъекта, участки, предоставленные во владение субъектам. Если природная территория была признана охраняемой и она имеет региональное, а не федеральное значение, она тоже переходит в собственность субъекта РФ. Это могут быть лесные массивы и водные ресурсы. Относят к ним и приватизированные участки, которые до начала процесса приватизации были в федеративной собственности. Права собственника осуществляют определенные властные структуры. Осуществление прав происходит в пределах их компетенции.

    Право на собственность субъектов РФ

    Сегодня обозначилась тенденция к расширению полномочий властей регионов относительно собственности, которая находится в их ведении. Но в то же время федеральными властями вводится регламентация полномочий. Данный факт связан с желанием властей ограничить возможности злоупотреблений со стороны региональной власти. Рациональный баланс между этими явлениями пока найти не удается. Свидетельство этому — постоянное внесение поправок в законодательство.

    Сегодня самостоятельность регионов в вопросе осуществления прав на собственность имеет жесткие ограничения. Но субъекты РФ наделены и некоторыми правами, которых лишены прочие субъекты оборота имущества. Например, при покупке прав на владение собственностью у них есть значительные преимущества перед другими субъектами.

    Собственность субъекта РФ сегодня может состоять из следующих видов имущества:

    Беспрепятственный доступ инвалидов к объектам инфраструктуры закон Налоги и налогообложение. Евстигнеев Е.Н. 5-е изд. - М.: 2008 - 304 с. В пятом издании изложен приведенный в соответствие с последними законодательными актами материал по темам, […]

    Собственность субъекта РФ - это имущество, находящееся во владении субъектов РФ. Но факт владения определенным видом собственности не является доказательством прав на . Собственность переходит во владение субъектов в процессе ее разграничения. Подтвердить право на владение определенным видом собственности могут лишь, к которым можно отнести:

    • государственный реестр собственности (выписка из документа);
    • постановление правительства России о передаче прав;
    • список имущества, которое находится во владении субъекта.

    Земельная собственность

    Собственность субъекта РФ может состоять из разных видов имущества и участков земли. Чтобы перейти в разряд имущества, принадлежащего конкретному субъекту, участки должны быть куплены субъектом федерации. Для этого существуют специальные основания в гражданском законодательстве.

    Собственностью субъекта становятся и те участки, которые были признаны таковыми в результате разграничения земельной собственности государства.

    К собственности федеративных субъектов относятся участки, не находящиеся в частном владении. Определено несколько видов подобных земельных участков. Это участки земли под зданиями, находящимися во владении субъекта, участки, предоставленные во владение субъектам. Если природная территория была признана охраняемой и она имеет региональное, а не федеральное значение, она тоже переходит в собственность субъекта РФ. Это могут быть лесные массивы и . Относят к ним и приватизированные участки, которые до начала процесса приватизации были в федеративной собственности. Права собственника осуществляют определенные властные структуры. Осуществление прав происходит в пределах их компетенции.

    Право на собственность субъектов РФ

    Сегодня обозначилась тенденция к расширению полномочий властей регионов относительно собственности, которая находится в их ведении. Но в то же время федеральными властями вводится регламентация полномочий. Данный факт связан с желанием властей ограничить возможности злоупотреблений со стороны региональной власти. Рациональный баланс между этими явлениями пока найти не удается. Свидетельство этому - постоянное внесение поправок в законодательство.

    Сегодня самостоятельность регионов в вопросе осуществления прав на собственность имеет жесткие ограничения. Но субъекты РФ наделены и некоторыми правами, которых лишены прочие субъекты оборота имущества. Например, при покупке прав на владение собственностью у них есть значительные преимущества перед другими субъектами.

    Собственность субъекта РФ сегодня может состоять из следующих видов имущества:

    • имущество, необходимое для осуществления разных видов полномочий;
    • имущество для обеспечения работы властных структур;
    • земельная собственность.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш