Что необходимо соблюдать перед исповедью с причастием. Что следует знать о причащении детей и больных

Один из основных священных обрядов православной церкви – причащение верующего. Таинство евхаристии, совершаемое искренне, по зову души, имеет большое значение для христианина. Прохождение священнодействия с пониманием сути и важности ритуала приводит к искреннему покаянию, получению прощения, духовному очищению.

Что такое причащение

Принадлежность человека к религиозной конфессии подразумевает соблюдение традиций. Что такое евхаристия? Важнейший религиозный обряд предполагает получение из рук священнослужителя и последующее вкушение хлеба с вином, символизирующих Плоть и Кровь Иисуса Христа. Таинство включает молитвы, поклоны, песнопения, проповедь. Причастие в храме приобщает человека к Богу, укрепляет духовную связь с Высшими силами. Для проведения обряда в церкви требуется чистота верующего как физическая, так и душевная. Причащению должна предшествовать исповедь и подготовка.

Таинство причастия

Обряд берет свое начало с Тайной Вечери, предшествовавшей распятию Христа. Собравшись с учениками за столом, Спаситель взял хлеб, разделил на части и раздал его со словами, что это Его Плоть. Затем Христос благословил чашу с вином, назвав ее содержимое своей Кровью. Спаситель завещал последователям всегда совершать церемонию в память о Нем. Этому обычаю следует Русская Православная Церковь, в которой ежедневно проводится обряд евхаристии. В допетровские времена действовало постановление, по которому все миряне были обязаны причащаться в церкви не реже раза в год.

Почему необходимо святое причастие

Таинство причащения имеет большое значение для верующего человека. Мирянин, не желающий совершать обряд евхаристии, отдаляется от Иисуса, заповедовавшего соблюдать традицию. Нарушение связи с Богом ведет к возникновению смятения, страха в душе. Человек, у которого причастие в церкви происходит регулярно, наоборот, укрепляется в религиозной вере, становится умиротвореннее, ближе к Господу.

Как причаститься в церкви

Евхаристия – первый шаг, совершаемый человеком по направлению к Богу. Этот поступок должен быть осознанным, добровольным. Для подтверждения чистоты своего намерения мирянину следует подготовиться к причастию в церкви. Сначала требуется просить прощения у тех, кто может на вас обижаться. На протяжении нескольких дней до обряда взрослому человеку нужно:

  • Соблюдать пост, отказываясь от употребления мясных блюд, яиц, молочных продуктов. Пищевые ограничения налагаются на период от одного до трех дней – в зависимости от физического состояния.
  • Отказаться от привычки «поедать» себя и других. Внутреннюю агрессию следует свести к минимуму. Вести себя нужно доброжелательно к окружающим, полезна бескорыстная помощь ближним.
  • Исключить из обихода сквернословие, табак, алкоголь, интимную близость.
  • Не посещать увеселительные мероприятия, не просматривать развлекательные телепередачи.
  • Читать вечерние, утренние молитвы.
  • Посещать Литургии, слушать проповеди. Особенно рекомендуется посетить вечернее богослужение накануне дня причастия, прочитать Последование.
  • Изучать духовную литературу, читать Библию.
  • Исповедаться накануне причастия в церкви. Для этого требуется осмысление жизни, событий, поступков. Искренняя исповедь нужна не только как подготовка к причащению. Покаяние делает верующего человека чище, дает ощущение легкости, свободы.

Обряд причащения

В день проведения обряда нужно пропустить завтрак и прийти в храм пораньше, почувствовать атмосферу места, приготовиться, настроиться на нужный лад. Что такое причащение в церкви? Таинство начинается во время службы, ближе к ее окончанию. Открываются Царские врата, и к посетителям выносится реликвия – чаша с освященными дарами – кагором и хлебом. Яства – символы Плоти и Крови Спасителя. Чашу устанавливают на специальное возвышение, именуемое амвоном. Священник читает благодарственную молитву, предназначенную для причастия.

Как причащаться в церкви? Каждому прихожанину, подходящему к чаше, священнослужитель дает отведать яство из ложки. Нужно приблизиться, сложить руки крестом на груди, назвать свое имя. Затем следует поцеловать основание чаши. Покидать храм можно после окончания богослужения. Перед уходом нужно поцеловать крест. Ритуал, проделанный искренне и от всего сердца, приближает верующего к Христу, дарит душе счастье, спасение. Важно сохранить святую благодать в сердце после причастия, не утратить ее за пределами церкви.

Как проходит причащение детей

Причастие ребенка важно для его духовного взросления. Ритуал нужен, чтобы малыш был под опекой ангела-хранителя, в честь которого он был окрещен. Первое причастие в церкви происходит после крещения. Детям до семи лет не требуется исповедоваться накануне. При этом неважно, насколько часто причащаются родители малыша в церкви и делают ли они это вообще.

Важное правило детского причащения в церкви – проведение обряда натощак. Разрешается позавтракать совсем маленькому ребенку. Кормить малыша лучше не менее чем за полчаса до обряда, чтобы он не отрыгнул. После трех лет детей желательно приводить в церковь натощак, но строгого правила не существует. Важно, чтобы ребенок понемногу привыкал к ограничениям во время подготовки. К примеру, можно убрать игры, мультфильмы, мясо, что-то очень вкусное. Соблюдение молитвенных правил детьми не требуется.

С младенцами можно приходить к самому причастию. С подросшими детьми разрешается приходить пораньше, смотря по тому, как долго ребенок выдержит стояние в храме. Детям часто не хватает терпения, энергии у них наоборот много. Это нужно понимать и не заставлять малыша стоять на одном месте, прививая нелюбовь к обряду. Во время причастия имя за маленького ребенка произносит взрослый. Когда малыш подрастет, он должен назваться сам.

Как происходит причащение больных

Если человек по состоянию здоровья не в силах прослушать литургию, принять причащение в стенах храма, это легко решается путем проведения обряда на дому. Тяжелобольные допускаются канонами православия к процедуре. Читать молитвы и поститься не обязательно. Тем не менее, исповедь с покаянием в грехах необходимы. Больных разрешено причащать после принятия пищи. Священнослужители часто посещают больницы, чтобы исповедать и причастить людей.

Как часто можно проходить обряд причастия

Обряд нужно проходить тогда, когда этого желает душа, когда есть внутренняя потребность. Количество причастий не регламентируется представителями Патриархии. Большинство верующих причащаются один или пару раз за месяц. Проведение обряда необходимо для особых случаев – при венчании, крещении, на именинах, во время великих праздников. Единственное ограничение – запрет на причастие более раза за день. Святые дары подаются из двух церковных сосудов, попробовать нужно только из одного.

Видео

Причащение, причастие, исповедь: Что это такое и как к ним правильно подготовиться?

Что такое исповедь и причастие?

Исповедь — это наказание за грехи.

Исповедь — это «второе Крещение». Боевое Крещение, в котором мы благодаря стыду и раскаянию вновь обретаем душевную чистоту и получаем прощение грехом от Самого Господа Бога.

Исповедь — это великое таинство.

Исповедь — это бичевание собственных грехов путем их открытого, откровенного признания для того, чтобы почувствовать к ним и ко своей греховной жизни чувство глубокого омерзения и не повторять их в будущем.

Исповедь — очищение души, а здоровый дух дарует здоровое тело.

Зачем исповедаться в церкви перед священником? Неужели не достаточно того, что я раскаялась?

Нет, недостаточно. Ведь грех — это преступление, за которое надо понести наказание. И если мы будем сами себя наказывать собственным раскаянием (что, конечно, очень важно и нужно), понятное дело, что мы не будем слишком строги к самим себе.

Поэтому для окончательного и полного примирения человека с Господом существует посредник — священник (а ранее — апостолы, на которых снизошел Дух Святой).

Согласитесь, куда сложнее и стыднее рассказать о всех-всех своих многочисленных грехах во всей их красе чужому человеку, чем самому себе.

В этом и заключается наказание и смысл исповеди — человек наконец-то осознает всю глубину своей греховной жизни, понимает свою неправоту во многих ситуациях, искренне раскаивается в содеянном, рассказывает о своих грехах священнику, получает оставление грехов и уже сам в следующий раз будет бояться лишний раз согрешить.

Ведь грешить легко, приятно и даже радостно, а вот раскаиваться в собственных грехах и исповедаться — это тяжкий крест. И смысл исповеди в том и заключается, чтобы с каждым разом наш крест становился все легче — и легче.

Мы все по молодости грешим — важно вовремя остановиться, пока не поздно.

Как правильно готовиться к исповеди и исповедаться?

1. Надо как минимум 3 дня отпостовать (говеть), т.к. не есть скоромную пищу — яйца, мясо, молочные продукты и даже рыбу. Кушать хлеб, овощи, фрукты, крупы надо в умеренном количестве.

Также надо стараться меньше грешить, не вступать в интимные отношения, не смотреть телевизор, Интернет, не читать газеты, не развлекаться.

Обязательно попросите прощения у тех, кого вы обидели. Примиритесь со своими врагами если не в реальной жизни, то хотя бы в своей душе простите их.

Нельзя приступать к исповеди и причастию, имея в душе злобу или ненависть на кого-либо, - это большой грех.

2. Надо выписать все свои грехи на листике бумаги.

3. Надо посетить и простоять целую вечернюю службу в церкви в субботу, пройти через обряд соборования, когда священник елеем (маслом) ставит на лбу крестик у каждого верующего.

Женщинам нельзя ходить в церковь в брюках, с накрашенными губами и вообще с косметикой, в коротких юбках сильно выше колен, с обнаженными плечами, спиной и декольте, без платка, покрывающего голову.

Мужчинам нельзя заходить в церковь в шортах, с обнаженными плечами, грудью и спиной, в шапке, с сигаретами, выпивкой.

4. После церковной вечерней службы надо вычитать вечерние молитвы на ночь грядущим, 3 канона — Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю, а также прочесть канон, размещенный внутри Последования ко Святому Причастию и состоящий из 9 песен.

По желанию можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему.

После 12-ти ночи нельзя ничего есть и пить до самого причастия.

6. Надо успеть к началу утренней службы в храме к 7-30 или 8-00 часам утра, поставить свечку Богу, Богородице или святым, занять очередь в исповедальню и исповедаться.

Войдя в храм сделай земной поклон (наклонись и рукой достань пол), попроси Господа «Боже, милостив буди мне грешному».

7. Исповедаться надо вслух, чтобы священник слышал ваши грехи и мог понять, раскаиваетесь ли вы или нет. Лучше всего, если вы будете рассказывать о своих грехах по памяти, но если их очень много и вы боитесь всех не вспомнить, можете читать по записке, но батюшки это не очень любят.

8. Во время исповеди надо чистосердечно и откровенно говорить о своих грехах, памятуя, что священник тоже человек и тоже грешен, и что ему запрещено разглашать тайну исповеди под страхом лишения сана.

9. Во время исповеди нельзя себя оправдывать и заниматься самоизвинением, тем более грешно обвинять в своих грехах других людей — вы отвечаете только за себя, а осуждение — это грех.

10. Не жди от священника вопросов — сам честно и искреннее рассказывай о том, что мучает твою совесть, но не пускайся в долгие рассказы о себе и оправдание своих недостатков.

Говори - «виновен в обмане матери, оскорблении отца, украл 200 рублей», т.е. будь конкретен и краток.

Если после совершения греха ты исправился, так и говори: «В детстве и юношестве не веровал в Бога, но сейчас — верую», «Раньше употреблял наркотики, но уже 3 года, как исправился».

Т.е. давайте знать батюшке о том, в прошлом этот твой грех был совершен или недавно, раскаялся ли ты в нем деятельно или ещё нет.

Проверяй себя по или просто рассказывай о том, что соделал и что теперь мучает твою душу.

Постарайся честно и без утайки рассказать о всех своих грехах. Если о каком забыл или не можешь все припомнить, так и говори — виновен и в других грехах, но в каких именно — не все и не вспомню.

11. После исповеди искренне старайся не повторять тех грехов, в которых ты покаялся, иначе Господь может на тебя разгневаться.

12. Помни: исповедаться и причащаться надо 1 раз в 3 недели, хотя — чем чаще, тем лучше, главное — с чистой совестью и искренним раскаянием.

13. Помни: наличие физической или душевной болезни — это признак большого нераскаянного греха.

14. Помни: во время исповеди не важна персона священника, важен ты и твое раскаяние перед Господом.

15. Помни: те грехи, которые ты рассказал на исповеди, на следующих исповедях уже не повторяются, ибо они уже прощены.

Исключение: если после исповеди определенного греха тебя все равно продолжает мучить совесть и ты чувствуешь, что этот грех тебе не отпущен. Тогда можно ещё раз исповедаться в этом прегрешении.

Но это не значит, что об этих грехах можно забыть и грешить по новой. Грех — это рубец, который, даже зажив, навсегда оставляет след в душе человека.

16. Помни: Господь милостив и способен простить нам всё. Главное — чтобы мы сами себе не прощали наших грехов, помнили о них и исправлялись.

17. Помни: слезы, как признак раскаяния, радуют и священника, и Господа. Главное, чтобы они не были крокодильими.

18. Помни: слабая память, забывчивость — это не оправдание на исповеди. Берите в руки ручку и готовьтесь к исповеди по всем правилам, чтобы потом ничего не забыть.

Грехи — это долги, а долги надо платить. Не забывайте об этом!

19. Исповедаться и причащаться можно и нужно детям с 7 лет. С этого же возраста надо припоминать все свои грехи и раскаяться в них на исповеди.

Как правильно готовиться к причащению и причащаться?

Подготовка к исповеди — это та же подготовка ко святому причастию. После исповеди необходимо оставаться в храме.

Не стоит бояться причащения, т.к. все мы люди — недостойны святого причастия, но Господь Бог создал причастие для нас, а не нас для причастия. Поэтому никто из нас недостоин сих святых тайн, и именно поэтому мы в нем так сильно нуждаемся.

Нельзя причащаться:

1) людям, которые не носят нательного креста постоянно;

2) которые имеют злобу, вражду или ненависть на кого-либо;

3) не постившиеся накануне, не бывшие на вечернем богослужении накануне, не исповедавшиеся, не читавшие Правила ко Святому Причащению, евшие с утра в день причастия, опоздавшие на Божественную Литургию;

4) женщинам во время менструации и после истечение 40 дней после рождения ребенка;

5) женщинам и мужчинам в открытой одежде с голыми плечами, грудью, спиной;

6) мужчинам в шортах;

7) женщинам с губной помадой, косметикой, без платка на голове, в брюках;

8) сектантам, еретикам и раскольникам и тех, кто посещает подобные собрания.

Перед Причастием:

1. Нельзя есть и пить с 12-ти часов ночи.

2. Надо почистить зубы.

3. Не опаздывать к утренней службе.

4. Когда священник выносит Святые Дары перед обрядом Причащения надо сделать земной поклон (наклониться и рукой достать пол).

5. Еще раз совершить земной поклон после молитвы, которую читает священник «Верую, Господи, и исповедую...»

6. Когда открываются Царские врата и начинается причащение, надо перекреститься, а затем положить кисть левой руки на правое плечо, а кисть правой руки — на левое плечо. Т.е. должен получиться крест, правая рука — сверху.

7. Помните: первыми всегда причащаются служители церкви, монахи, дети и затем и все остальные.

8. Нельзя устраивать в очереди перед Святой Чашей давку и потасовку, выяснение отношений, иначе весь ваш пост, чтение канонов и исповедь пойдут коту насмарку!

9. Подходя к Чаше произносите про себя Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или же пойте песнь со всеми в храме.

10. Перед Святой Чашей надо сделать земной поклон, если людей много — надо сделать его заранее, чтобы никому не мешать.

11. Женщинам необходимо стереть с лица губную помаду!!!

12. Подойдя к Чаше со Святыми Дарами — Кровью и Телом Христовым, громко и внятно назовите свое имя, откройте рот, разжуйте и проглотите Святые Дары, обязательно поцелуйте нижний край Чаши (символ проткнутого воином ребра Иисуса, из которого текла вода и кровь).

14. Нельзя у Чаши целовать руку священника и трогать Чашу руками. Нельзя у Чаши креститься!!!

15. После Чаши нельзя целовать иконы!

После Причащения надо:

1. Сделать поясной поклон перед иконой Иисуса Христа.

2. Пройти до столика с чашечками и мелко нарезанными просфорами (антидор), надо взять одну чашечку и выпить теплоту — теплый чай, затем съесть антидор. При желании и возможности можно положить в специальное блюдечко деньги.

3. Только после этого можно разговаривать и целовать иконы.

4. Нельзя уходить из церкви до окончания службы — надо обязательно прослушать благодарственные молитвы.

Если в Вашей церкви не читали после Евхаристии благодарственные молитвы по Причастии, вы должны их сами прочитать, вернувшись домой.

5. В день Причащения не становятся на колени, кроме особых постных дней (при чтении молитвы Ефрема Сирина и поклонов в Великую Субботу перед Плащаницей Христа) и дня Святой Троицы.

6. После причастия надо стараться вести себя скромно, не грешить — особенно первые 2 часа после принятия Святых Даров, не кушать и не пить слишком много, избегать громких развлечений.

7. После причащения можно целоваться друг друга, прикладываться к иконам.

Конечно, не желательно нарушать все эти правила, но лучше будет, если вы их не специально, не намеренно забудете, зато в конечном итоге искренне исповедаетесь и причаститесь.

Только Господь безгрешен, а мы, потому что грешны, потому и должны не забывать о необходимости регулярной исповеди и причащения.

Как правило, после хорошей исповеди человеку становится чуть легче на душе, он каким-то неуловимым образом чувствует, что все или часть грехов ему простились. А после причастия обычно возникает даже в очень усталом и слабом теле ощущение силы и воодушевления.

Старайтесь чаще ходить на исповедь и причастие, меньше болеть и быть более счастливыми благодаря Богу и вере в Него!

Священнику часто приходится у аналоя с Крестом и Евангелием не принимать исповедь кающихся, а выслушивать речи самооправдания и осуждения ближних (родственников, сотрудников, соседей и т. д.) Происходит это отчасти из-за непонимания православными смысла таинства Исповеди, отчасти из-за томительного нежелания поговорить со своей совестью, извлечь скверну греха наружу и омыть её покаянием.

Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях и не рассказ духовнику о своей жизни. Исповедь — это покаяние сердца, рожденное жаждой очищения от скверны греха. Мы приходим на исповедь с намерением получить прощение грехов от Господа Бога через священника. Так знай же, что исповедь твоя бывает пуста, бесплодна, недействительна и даже оскорбительна для Господа, если ты идешь на исповедь без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрываешь свои грехи, исповедуешься формально, холодно, механически, не имея твердого намерения исправиться.

Вот что необходимо исполнять при подготовке к Таинствам Покаяния и Евхаристии (Причащения):

3 дня - пост (исключается пища животного происхождения, воздержание от развлечений).

Выполнять следующее молитвенное правило :

  • МОЛИТВЫ УТРЕННИЕ
  • МОЛИТВЫ НА СОН ГРЯДУЩИМ

КАНОНЫ:

  • ПОКАЯННЫЙ КО ГОСПОДУ НАШЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ
  • МОЛЕБНЫЙ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
  • АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ

По книге ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ составить исповедь на бумаге.

В дни подготовки к исповеди надлежит посещать богослужение в храме, читать ЕВАНГЕЛИЕ.

    МОЛИТВЫ НА СОН ГРЯДУЩИМ

    КАНОН КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ.

После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к ТАИНСТВУ ПРИЧАЩЕНИЯ натощак (нельзя курить).

Утром прочитываются:

    МОЛИТВЫ УТРЕННИЕ

    ПОСЛЕДОВАНИЕ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ, кроме канона, прочитанного накануне.

По окончании службы надо поспешить домой, прочитать БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ ПО СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ и остаток дня провести в чтении духовных книг и помощи ближним, ограждая себя от пустых разговоров и развлечений.

    Молитвослов

    “Опыт построения исповеди”. И. Крестьянкин.

    Новый Завет

Причащение — таинственное, непостижимое умом, глубочайшее и самое тесное из всех возможных для человека соединение с Богом через вкушение величайшей святыни — евхаристических Даров, Хлеба и Вина — истинных Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Приступать к этому святейшему Таинству надо, по возможности, ежемесячно, но никак не реже 4 раз в год. К нему должно тщательно подготовиться, чтобы Причащение было не в суд и не в осуждение.

Готовясь к причащению непременно примирись со всеми, с кем имел конфликт или ссору. Причащаться во вражде — тяжкий грех.

Накануне дня причащения необходимо присутствовать на вечернем богослужении. Это непременное условие приготовления к таинству Причащения.

Таинству Причащения обязательно должно предшествовать таинство Исповеди.

На причастнике обязательно должен быть нательный крестик.

Ко святой Чаше следует подходить с благоговением, никого не толкая, осознавая свое недостоинство. Руки на груди сложить крестообразно, правую на левую. Перед Чашей не креститься. назвать свое полное имя, данное при крещении. Осторожно принять св. Дары, поцеловать край Чаши и спокойно отойти. Дары сразу же, если нужно, разжевать и проглотить. Затем запить Дары “теплотой” и съесть частичку просфоры.

Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят ни множественности своих грехов, ни их гнусности — “ничего особенного я не совершал, у меня только мелкие грехи, как у всех, — не крал, не убивал”. А самолюбие? Неперенесение укоров? Черствость? Человекоугодие, слабость веры, отсутствие любви к ближнему? Разве это все неважные грехи? Присмотримся к себе повнимательнее, вспомним, в чем обычно нас упрекают наши близкие и знакомые. Очень часто их обвинения и укоры справедливы. Разве достигли мы кротости, безгневия, смирения? Разве каждого человека мы любим так, как заповедано Спасителем?

Знать свои грехи — это еще не значит каяться в них. Правда, Господь принимает исповедание: — искреннее и добросовестное, даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния, если и этот свой грех — окамененное нечувствие сердца — мы исповедуем мужественно и откровенно, без лицемерия. И все же, сокрушение сердца, скорбь о грехах своих есть важнейшее из того, что мы можем принести на исповедь. Для смягчения нашего сердца и обострения покаянного чувства нужны молитвенные приготовления к исповеди и пост. Пост нарушает гибельное для духовной жизни телесное благополучие и благодушие, разрыхляет почву нашего сердца, которое после этого сможет впитать молитву, слово Божие, жития святых, творения Святых Отцов, а это, в свою очередь, придаст нам силы бороться с грехом и творить добрые дела.

Не нужно на исповеди ждать вопросов, надо самому сделать усилия, ведь исповедь — это подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Нужно отказаться от попыток оправдать себя “смягчающими обстоятельствами”, отказаться от ссылок на других, якобы введших во грех. Исповедь должна быть полной, то есть мы должны исповедовать все наши грехи, ничего не скрывая и не откладывая “на потом”. Нераскаянные грехи постоянно тяготят душу и готовят ей вечное осуждение. Должно стыдиться совершать грех, а не каяться в нем. Не смей думать, что твои грехи так велики, что не стоит и каяться. Кто принимает наше покаяние? Кто врачует наши греховные язвы? Всемогущий Бог. Всемогущий Врач! И как таковой Он и прощение делает возможным для всех самых тяжких грехов.

Неверно думать, что после исповедания наших многих прегрешений священник станет пренебрегать нами, как грешниками. Напротив, любой священник радуется искреннему раскаянию грешника, как добрый пастырь радуется, найдя потерянную овцу. Зная наши недуги, он вернее сможет нам помочь, указать способ исцеления от наших греховных язв.

Исповедоваться надо как можно чаще, промежутки между исповедями должны быть наполнены внутренней борьбой с греховными соблазнами, усилиями к праведной жизни, подкрепляемыми предыдущей исповедью, ожиданием и приготовлением к следующей.

Перечень наиболее распространённых духовных болезней, грехов, злых навыков, страстей:

Данный перечень приводится для того, чтобы готовящийся к исповеди мог поглубже рассмотреть себя, поточнее найти выражения, названия своих болезней. Полезно при этом составить приблизительный план для себя — какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать сметка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открыть их пред Богом, вынимать их из своей души как гадких змей и с чувством отвращения избавляться от них.

МАЛОВЕРИЕ. Сомнение во всемогуществе и милосердии Творца. Неблагодарение Бога за все, что с нами происходит. Приписывание успехов себе и ропот за неудачи на Бога. Взгляд на Православие, как на национальную традицию, набор внешних обрядов. Расхождение наших слов и дел в храме и за церковной оградой.

СУЕВЕРИЕ И ЕРЕСЬ. Вера в приметы, сны, гороскопы, астрологические прогнозы. Обращение за помощью к посредникам бесовской силы — оккультистам, экстрасенсам, биоэнергетикам, бесконтактным массажистам, гипнотизерам, народным целителям, колдунам, ворожеям, знахарям, гадалкам, астрологам, парапсихологам, сайентологам. Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием, чтение оккультной литературы. (“Белых” колдунов и целителей не существует. Даже если они читают молитвы, вешают на сцене иконы и уверяют в своей любви к Церкви — не верьте! По учению Святых Отцов, это волки в овечьей шкуре). Участие в сеансах кодирования, снятия “порчи и сглаза”, спиритизма. Контактирование с НЛО и “высшим разумом”. Подключение к “космическим энергиям”. Изучение теософии, восточных единоборств и религиозных культов, занятие йогой, медитацией, обливанием по системе Порфирия Иванова. Изучение "живой этики" Рерихов, дианетики и сайентологии (учение Хаббарда) и участие в сеансах одитинга и Др.

Посещение выступлений протестантских проповедников, участие в собраниях баптистов, евангелистов, адвентистов, пятидесятников (харизматиков), “церкви “Слово Жизни”, мунитов ("церковь объединения"), “свидетелей Иеговы”, “богородичного центра”, “белого братства” и других неправославных религиозных организаций. Просмотр и прослушивание теле- и радиопередач с их участием. Участие в неправославных богослужениях, принятие крещения у сектантов. Посещение служб и участие в Таинствах у раскольников, многие из которых именуют себя православными, но не состоят в общении с Русской Православной Церковью: староверов, униатов (греко-католиков) и прочих (“Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат”, “Свободная Православная Церковь”, “Истинная Православная Церковь” и т. п.). Агитация и распространение идей упомянутых сект, “церквей” и организаций. 1

КОЩУНСТВО И БОЖБА. Ропот на Бога за страдания, которые кажутся нам незаслуженными. Неблагоговейное отношение к Богу, церковным святыням, Таинствам. Непочтительность к священнослужителям. Упоминание имени Божия или Пресвятой Богородицы всуе (в бытовых разговорах в качестве междометий: “Ах, ты, Господи!”, “Бог с ним”, “Все у нас не слава Богу” и др.). Упоминание священных слов в шутку, в гневе, наряду с оскорблениями. Молитва о наказании другого человека. Также греховно грозить гневом Господним своим недругам. Призывание нечистой силы в гневе или простом разговоре (чертыхание). Употребление бранных слов.

НЕМОЛИТВЕННОСТЬ. Пренебрежение к церковной службе. Непосещение церкви по воскресным и праздничным дням. Опоздание на церковную службу по причине нерадения и уход из храма прежде окончания службы. Невнимательность и рассеянность на домашней и церковной молитве. Разговоры во время богослужения. Нечастая исповедь и причащение без должного приготовления. Непонимание смысла совершаемых Таинств и отсутствие интереса к этому познанию. Неисполнение утренних и вечерних молитвенных правил. Неисполнение молитвы до и после еды.

ГОРДОСТЬ И ТЩЕСЛАВИЕ. Самолюбие. Высокое мнение о себе, о своих мнимых достоинствах. Высокоумие, потеря простоты. Своеволие, непослушание. Самооправдание, осуждение ближнего. Желание поучать и спасать других. Искание славы, похвалы от людей. Неодинаковое отношение к окружающим (лицеприятие). Творение добрых дел, милостыня и молитва на виду, на показ людям (лицемерие). Человекоугодие, хитрость, лесть. Гнев, раздражительность. Вспыльчивость, грубость. Эгоизм. Зависть. Упрямство.

ДУХОВНАЯ ПРЕЛЕСТЬ. Мнение о своей избранности, почитание себя достойным и достигшим особого духовного совершенства. Принятие снов за божественные “откровения”. Доверчивое отношение к явлениям наяву видений и знамений.

УНЫНИЕ. Угасание любви к окружающим, равнодушие к чужому страданию, неумение радоваться радости ближнего. Сомнение в возможности прощения своих грехов. Пустое времяпровождение, “убивание времени”. Лень. Излишний сон. Телевизионная всеядность. Чтение пустых книг.

ПРАЗДНОСЛОВИЕ. Пустые, бесполезные разговоры. Сплетни, пересказ слухов. Любовь к спорам. Пустой смех, шутки, остроты.

ЛОЖЬ. Введение ближнего в заблуждение словом, делом или молчанием. Неисполнение данных обещаний. Сплетни, выдумки и преувеличения в праздных беседах. Клевета. Смелое рассуждение о малопонятных вещах. Шутки, основанные на обмане.

СРЕБРОЛЮБИЕ. Пристрастие к деньгам, вещам, ко всякого рода материальным благам, проявляющееся как в форме расточительности, так и в противоположной ей — скупости. Желание богатства. Зависть. Немилосердие, презрение к нищим. Чрезмерная забота о своем благосостоянии и страх его потерять. Азартные игры.

ВОРОВСТВО. Незаконное присвоение чужого имущества (частного или государственного). Невозвращение денежных долгов или вещей, данных на время. Тунеядство, попрошайничество без крайней необходимости. Нанесение ущерба имуществу ближнего. Взымание оплаты своего труда сверх положенного (лихоимство).

ЧРЕВОУГОДИЕ. Отношение к еде, как к источнику удовольствия. Объедение. Пьянство. Курение. Несоблюдение постов (многодневных — Великого, Петрова, Успенского и Рождественского (Филиппова), однодневных — по средам и пятницам, и в особые, установленные Церковью, дни). Употребление пищи от скуки, от уныния, от безделья. Недовольство пищей.

БЛУДОДЕЯНИЕ. Блуд (неосвященная таинством Брака плотская связь холостого мужчины и незамужней женщины). Прелюбодеяние (нарушение супружеской верности). Кровосмешение. Мужеложство, скотоложство, рукоблудие. Просмотр соблазнительных зрелищ, распутных фильмов, картин, книг. Соблазнительные разговоры, непристойные истории. Блудные мечтания. Невоздержание в супружеской жизни в постные дни.

УБИЙСТВО. Лишение жизни другого человека. Попытка самоубийства. Аборт (равнозначен убийству). Рукоприкладство, нанесение побоев, ран, увечий. Подстрекание на драку, стравливание людей сплетнями, наговорами, клеветой. Неоказание помощи больному, умирающему, бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому или ограбляемому, потерпевшему от пожара или наводнения. Убийство животных без нужды, истязание их. Не воспитание детей в православной вере. Жестокое слово, брань, издевательство, насмешка над чужим горем.


Осмысление Таинства Причащения
Христиане верят в то, что Бог воспринял на Себя человеческую природу и стал Богочеловеком. Поэтому единение с Богом и наша принадлежность к Церкви выявляется не только в молитве и духовном созерцании, но - главным образом - в совместном со всеми христианами участием в Литургии, в причащении Телу и Крови Господа Иисуса Христа (слово «Литургия» означает «общее дело»).

Церковь есть Тело Христово, а Евхаристия («благодарение», второе название Литургии) есть главное Таинство Церкви, то, ради чего Церковь существует и создана Господом.

Для православных христиан Евхаристия - не просто символическое действие, совершаемое в воспоминание Тайной Вечери, но сама Тайная Вечеря, возобновляемая Христом и непрерывно продолжающаяся на каждой Литургии, когда верующим под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему, сделались частичками Его Тела, стали «сотелесными» Христу, а вместе с тем и сотелесными друг другу – единокровными братьями и сестрами во Христе.

В Евхаристии не только хлеб и вино соделываются Телом и Кровью Христа, но и сам причащающийся человек становится частицей Богочеловеческого организма Церкви, обновляется, освобождаясь от груза грехов и просвещаясь Божественным светом.

Вне Евхаристии нет ни спасения, ни истинной жизни, ни воскресения в вечности: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54). Поэтому Святые Отцы советовали христианам никогда не уклоняться от Евхаристии и причащаться насколько возможно часто.

Человек никогда не бывает достоин этого великого Таинства, потому что все люди – грешники. Но Евхаристия и дана для того, чтобы, причащаясь и соединяясь со Христом, мы становились более чистыми и достойными Бога.

В V веке преподобный Иоанн Кассиан писал: «Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками. Но еще более и более с жаждою надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали более врачества для наших ран. Со смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин, в каждый воскресный день принимать их для уврачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны приятия их».

Если человек решает сам, как часто он может приступать к Причащению, в зависимости от того насколько он «достоин»/«недостоин», он ставит себя как бы мерой и Божественного Дара, и своего собственного достоинства.

Cвятитель Феофан Затворник писал: «Кто любит Господа, тот ищет быть причастником Святых Таин… А кто не любит Господа, того не зазовешь в Храм Божий. И он говеет и причащается раз в год, но по необходимости, вследствие принятого обычая, лишь бы «отговеться».

Значение веры и понимания сути Таинства

Причащаться могут лишь члены Православной Церкви, т.е. лица, принявшие Крещение и исповедующие веру Православной Церкви согласно Символу веры.

Подчеркивая, что никто не может быть достоин причащения, Святые Отцы Церкви напоминают нам о том, что всякий приступающий к этому Таинству должен быть готов к встрече со Христом.

Приступая к Святой Чаше без понимая сути происходящего на Литургии (т.е. без веры в причащение Телу и Крови Христа), без стремления исправить свою жизнь, или во вражде с ближними, человек причащается в суд себе и осуждение: «Да испытывает же себя человек… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Послание к Коринфянам 11:27-30).

Подготовка к Причащению

Все предписания относительно подготовки к Евхаристии направлены на то, чтобы человек, приступающий к Таинству, приобрел чувство жажды Бога, невозможности жизни без Христа, чтобы он осознал свою греховность и покаялся. В молитве перед Причащением священник, и вместе с ним весь народ, повторяя слова апостола Павла, называет каждый себя «первым из грешников»: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». Только сознание своего всецелого недостоинства делает человека достойным приступить к Евхаристии.

Душевный мир

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания. Вот что говорит преподобный Амвросий Оптинский о подлинных требованиях приготовления ко причастию: «Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примиряясь в сердце со всеми, опечалившими нас».

Перед Причастием положен пост. Вопрос о том, как часто причащаться, а также об объеме подготовки решается священником (духовником).

Человеку, который причащается редко, не соблюдает посты и постные дни, который далек от Церкви, полезно перед Причастием несколько дней попоститься. В это время исключается пища животного происхождения, а постная пища употребляются в умеренном количестве.

Причащаться принято натощак, т. е. с полуночи накануне не употреблять никакой пищи или пития. Страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти.

Приём жизненнонеобходимых лекарственных средств и гигиенические процедуры не препятствуют Причащению.

Телесная чистота

Накануне Причащения необходимо отказаться от супружеских отношений. Женщинам следует воздерживаться от Причащения во время женских дней и сорокадневного послеродового периода.

Недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.

Исповедь

Без Исповеди никто не может быть допущен ко Св. Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Желающий причаститься должен накануне, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля - священника, чистосердечно раскрыв свою душу, не утаивая ни одного содеянного греха, и иметь искреннее намерение исправиться.

Также желательно предупредить священника, если Вы никогда ранее не исповедовали грехи.

Во время Исповеди лучше не дожидаться вопроса священника, а высказать всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне Причастия до или во время вечернего богослужения, чтобы утром участвовать в Литургии, всё время посвятив молитвенной подготовке ко Святому Причащению. В крайнем случае, можно исповедаться и утром, в сам день Причастия.

Участие в богослужении и домашняя молитва

Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.

Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать Последование ко Святому Причащению (оно находится в Православном молитвослове).

Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения


Вскоре после пения «Отче наш», ещё до открытия царских врат, нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Св. Даров, совершающегося при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом надо пропустить вперёд детей, которые причащаются первыми, раньше взрослых. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно её не толкнуть. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить.

После Св. Причащения

Приняв Св. Тайны, не крестясь и поцеловав край Чаши, следует тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Св. Причащения следует вести себя благоговейно и благочинно, дабы не потерять через грех или суету благодать Божию.

Иларион (Алфеев), еп. Во что верят православные христиане? Катехизические беседы. - Клин, 2008
Иларион (Алфеев), архиепископ. Православие. В 2-х томах. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009.
Иларион (Алфеев), иг. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. - Клин, 2000
Малков П.Ю. Введение в литургическое предание. Таинства Православной Церкви: учеб. пособ. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. – 198 с.
Петр (Мещеринов), иг. Беседы о вере и Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 2004
Павел (Олмари), архиеп. Финляндский. Как мы веруем. – К.: Пролог, 2003. -150 с.
Шмеман Александр, прот. Литургия и жизнь: христианское образование через литургический опыт. – М.: Паломник, 2009. – 159 с.
Шмеман Александр, прот. За жизнь мира. – Вильнюс: Весть.

Одним из самых важных таинств в православии можно назвать Причащение Тела и Крови Христовы. Это момент, когда верующий соединяется с Сыном Божьим. Однако следует знать, как происходит подготовка к причастию, особенно для тех, кто впервые решился его принять (к примеру, нужно исповедаться, помолиться и др.). Это необходимо для того, чтобы появился правильный настрой, осознание будущего единства с Христом.

Подготовка к исповеди и причастию - это не однодневная процедура, поэтому нужно точно знать, что и когда делать. Именно об этом и пойдет речь в статье.

Что такое Таинство Причастия?

Перед тем как разобрать, с чего начинается подготовка к причастию (для начинающих это особенно важно), следует знать, что это за таинство вообще. Впервые его принял Христос и заповедал повторять это своим последователям. Первое причастие случилось на Тайной Вечере накануне его распятия.

Перед таинством обязательно совершается богослужение, которое называется Божественной Литургией, или Евхаристией, которое переводится с греческого как "благодарение". Именно это действо и совершил Христос в далеком прошлом перед тем, как причастить своих учеников.

Таким образом, подготовка к причастию должна включать в себя и воспоминания об этих далеких древних событиях. Все это позволяет настроиться на правильный лад, что, несомненно, приведет к более глубокому принятию Таинства.

Как часто нужно причащаться?

Подготовка к причастию (особенно для тех, кто это делает нечасто или вообще впервые) должна включать в себя понятие того, сколько раз можно участвовать в этом таинстве. Тут следует знать, что это действо добровольное, поэтому ни в коей мере нельзя принуждать себя к этому. Главное - прийти на причащение с чистым и легким сердцем, когда хочется приобщиться к Тайне Христовой. Тем, кто находится в каких-либо сомнениях, лучше посоветоваться со священником.

Рекомендуется приступать к причастию в том случае, если вы готовы к этому внутренне. Тот христианин, который живет с верой в Бога, может совершать это таинство на каждой литургии. Если же в вашем сердце еще существуют сомнения, но вы веруете в Бога и находитесь на этом пути, то причащаться можно один раз в неделю или месяц. На крайний случай во время каждого большого поста. Однако все это должно быть регулярным.

Также следует заметить, что, по древним источникам, причащение желательно было выполнять ежедневно, но хорошо и четырежды в неделю (воскресенье, среда, пятница, суббота). Тем, кто только становится на путь веры христианской, следует знать, что в году есть один день - Великий Четверг (перед Пасхой), когда причащение просто необходимо, это дань древней традиции, с которой все началось. О ней же написано в статье выше.

Некоторые священнослужители считают, что частое принятие причастия недопустимо. Однако тут сразу следует сказать, что, по каноническим законам, они не правы. Здесь нужно смотреть в человека очень глубоко и видеть, насколько ему действительно нужно это действие. Помимо этого, причастие не должно быть механическим. Поэтому, если оно совершается часто, то мирянин постоянно должен держать себя в тонусе, быть готовым к принятию Даров. Это могут не все, поэтому то, что описано в этой статье про подготовку, должно происходить регулярно. Постоянные молитвы, исповедь и соблюдение всех постов. Обо всем этом должен знать священник, так как такую жизнь на самом деле не спрячешь.

Молитвенное правило перед причащением

Итак, теперь более конкретно рассмотрим все моменты, которые нужно учесть перед подготовкой к причастию. Первым делом, следует заметить, что очень важна домашняя молитва перед Таинством. В Православном Молитвослове существует специальное последование, которое читают перед причащением. Это есть подготовка к причастию. Молитвы, которые читаются перед этим, не только домашние, но и церковные, также входят в подготовку к Таинству. Обязательно нужно посетить богослужение непосредственно перед Таинством, но вообще желательно это делать каждый день.

  • молебный канон Божьей Матери;
  • покаянный канон к Иисусу Христу;
  • канон Ангелу Хранителю.

Таким образом, осознанная подготовка к причастию и исповеди, молитвы от чистого сердца смогут помочь верующему проникнуться важностью Таинства и духовно подготовиться к этому чуду.

Соблюдение поста перед причащением

Не менее важно перед причастием соблюдать пост. Это обязательное условие. Ведь Святое Причастие, подготовка к которому должна происходить осознанно, - это очень важный обряд, и он не должен быть механическим, иначе пользы от него не будет никакой.

Итак, тем верующим, которые регулярно соблюдают многодневные и однодневные посты, полагается только так называемый литургический пост. Его смысл заключается в том, чтобы не вкушать пищу и питье с двенадцати часов ночи перед принятием Таинства. Этот пост продолжается и утром (т.е. причастие происходит натощак).

Для тех прихожан, которые не соблюдают никакие посты, а также тех, кто только присоединился к православию, священник может установить семидневный или трехдневный пост перед причастием. Все подобные нюансы следует согласовывать дополнительно в церкви и не бояться спрашивать о них.

Как нужно себя вести, каких мыслей избегать перед Таинством

Когда начинается подготовка к причастию, грехи свои должно осознать в полном объеме. Но помимо этого, чтобы их не стало больше, нужно воздержать и от различных увеселений, к примеру, посещений театра, просмотра телевизора. Супругам необходимо отказаться от телесной связи за день до причастия и в день его принятия.

Особое внимание нужно обратить на свое настроение, поведение и мысли. Следите за тем, чтобы никого не осуждать, отбрасывайте непотребные и злобные помыслы. Не поддавайтесь плохому настроению, раздражению. Свободное время следует проводить в уединении, предаваясь чтению духовных книг или молитве (насколько это возможно).

Следует заметить, что самым главным для принятия Святых Даров Христовых является покаяние. Человек должен искренне раскаяться в своих деяниях. Именно на этом и нужно акцентировать свое внимание. Пост, молитва, чтение Священных Писаний - это всего лишь средства достижения этого состояния. И об этом нужно помнить.

Как подготовиться к исповеди

Очень важна исповедь перед причастием. Обратитесь за этой просьбой к священнику церкви, в которой собираетесь принять Таинство. Подготовка к причастию и исповеданию - это особый настрой, направленный на исправление своих грехов, своего дурного поведения и нечистых мыслей, а также отслеживание всего того, что противоречит и нарушает Заповеди Господни. Обо всем том, что было найдено и осознанно, и следует исповедаться. Но помните про искренность, не превращайте беседу со священником просто в формальное перечисление грехов по списку.

Итак, зачем же необходима такая серьезная подготовка к исповеди и причастию? Грехи свои следует осознать заранее для того, чтобы знать, о чем рассказывать священнику. Зачастую бывает, что верующий приходит, но не знает, что сказать, с чего начать. Также нужно настроиться на то, что священник - всего лишь проводник, Таинство Покаяния остается с ним и Господом. Поэтому не нужно испытывать смущение, говоря о своих грехах. Это необходимо, чтобы очиститься и продолжить жизнь свободно.

Исповедь перед причастием: осознание грехов

Итак, подготовка к исповеди и причастию окончена. Но самое трудное еще впереди. Придя на исповедь, откройте свое сердце, не дожидаясь вопросов священника. Расскажите все, что лежит камнем на вашей душе. Совершить сие действо лучше вечером, накануне литургии, хотя не будет ошибкой сделать это и утром перед ней.

Если вы впервые собираетесь причащаться, то исповедаться лучше накануне. Это необходимо для того, чтобы у священника было время вас выслушать. Если же вы желаете исповедаться утром, то выберите день, когда людей немного. К примеру, в воскресенье в храме прихожан очень много, поэтому священник не сможет вас выслушать подробно. После исповеди грехов следует придерживаться правильного пути и стремиться всеми силами в дальнейшем их не совершать, иначе какой был смыл в этой духовной беседе?

День причастия. Что делать?

В день причастия нужно соблюдать некоторые правила. Как было сказано выше, в храм нужно идти натощак. Если вы курите, то нужно воздержаться от сигарет до того, пока не примите Дары Христовы. В церкви, когда наступит момент их вынесения, нужно приблизиться к алтарю, но вперед пропустить детей, если они пришли, так как они причащаются первыми.

Креститься возле Чаши не нужно, следует лишь сделать заранее поклон, скрестив руки на груди. Перед тем как принимать дары, нужно произнести свое христианское имя, а после их сразу съесть.

Что нужно делать после того, как человек причастился?

В правила подготовки к причастию также входит знание о том, что нужно делать после того, как Таинство свершилось. Поцелуйте край Чаши и идите к столику с просфорами, чтобы скушать кусочек. Не уходите из церкви до тех пор, пока не поцелуете напрестольный крест, который будет держать священник.

Также в храме читаются благодарственные молитвы, которые нужно выслушать. На крайний случай вы их можете прочесть дома самостоятельно. Сохраняйте чистоту, которую получили, внутри своей души. С каждым разом это будет происходить все легче и легче.

Что следует знать о причащении детей и больных

Следует сказать о том, что маленькие детки (до семилетнего возраста) причащаются без исповеди. Также им не нужно готовиться так, как это делает взрослый человек (пост, молитва, покаяние). Те младенцы, которые получили крещение, причащаются в тот же день или во время ближайшей литургии, которая следует за их крещением.

Для больных тоже делают исключения. Им можно не готовиться так, как это делают здоровые люди, однако при возможности нужно хотя бы исповедаться. Но если больной не может этого сделать, то священник читает ”Верую, Господи, и исповедую”. После чего сразу причащает.

В церковной практике не отказывают в принятии Святых Даров теми прихожанами, которые отлучены на время от причастия, но находятся на смертном одре или в опасности. Однако по выздоровлении (если так случается) запрет продолжает действовать.

Кто не может принять причастие

Подготовка к причастию для начинающих включает в себя знание и того, кто не может его принять. Об этом будет сказано ниже:

  • не могут принять причастие те, кто не исповедался (исключение составляют дети, которым не исполнилось семи лет);
  • прихожане, которых отлучили от принятия Святых Таинств, также не могут причащаться;
  • те, кто находится в бесчувствии;
  • прихожане, которые являются умалишенными и бесноватыми в том случае, если они в своих припадках богохульствуют (если же этого не случается, то можно причащать, но это не должно случаться каждый день);
  • супруги, которые накануне принятия Таинств имели интимную жизнь;
  • нельзя причащаться женщинам, у которых менструация.

Краткая памятка для причащающихся и исповедующихся

Итак, теперь обобщим все моменты, которые возникают, когда происходит подготовка к исповеди и причастию. Памятка поможет не забыть все этапы.

  1. Осознание греха.
  2. Покаяние в совершенном, особое состояние, когда вы всех простили и не чувствуете зла.
  3. Подготовка к исповеди. Тут нужно пересмотреть, какие грехи могут быть: по отношению к Богу, близким, к самому себе (курение, например), плотские грехи, те, которые относятся к семье (неверность и тому подобное).
  4. Правильная и искренняя, без утайки, исповедь.
  5. Пост при необходимости.
  6. Молитвы.
  7. Непосредственно причащение.
  8. Дальнейшее удержание чистоты и Христа в теле.

Отдельно нужно сказать о том, как вести себя в храме во время причащения.

  1. Не опаздывать на литургию.
  2. Нужно перекреститься при открытии царских врат, затем сложить руки крестообразно. Так же подходить и отходить от Чаши.
  3. Подходить с правой стороны, а левая должна быть свободна. Не толкаться.
  4. Причастие должно происходить по очереди: епископ, пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, дети, взрослые.
  5. Женщинам необходимо приходить в храм без губной помады.
  6. Перед тем как принять Дары Христовы, не забудьте назвать свое имя.
  7. Непосредственно перед Чашей не крестятся.
  8. Бывает, что Святые Дары дают из двух или более Чаш. Следует выбрать в таком случае одну, так как причащение больше раза в день считается грехом.
  9. Дома после причащения нужно прочитать благодарственные молитвы, если вы не прослушали их в храме.

Теперь, пожалуй, вам известны все этапы, которые включает в себя причастие в церкви, подготовка к нему. Очень важно подойти к этому осознанно, с глубокой верой в сердце. Самое главное - это покаяние в своих грехах, которое должно быть истинным, а не просто на словах. Но на этом тоже не стоит останавливаться. Нужно отринуть грех из жизни, как нечто чужеродное, понять, что так жить невозможно, осознать, что легкость может прийти только с чистотой.

В заключение

Итак, как видим, подготовка к причастию - это серьезный этап перед самим Таинством. Все рекомендации следует соблюдать, дабы прийти готовым принять Дары Христовы. Необходимо заранее осознать важность этого момента, поэтому и требуется более усердная молитва. А очистить тело верующему поможет соблюдение поста, очистить душу - исповедь священнику. Осознанная подготовка к причастию и исповеданию поможет прихожанину понять, что это Таинство - вовсе не одно из многочисленных обрядов, а нечто более глубокое. Это особое общение с Господом, в результате которого жизнь христианина меняется кардинальным образом.

Однако следует учесть (это важно в первую очередь для тех прихожан, которые только ступили на путь покаяния), что невозможно за раз все исправить. Если вы десятилетиями наращивали греховный груз, то и избавляться от него нужно постепенно. И принятие причастия - это первый шаг на этом пути.