Что нужно для поступления в актерский институт. Как поступить в театральный институт

Для поступления в театральный нужно:
Знать,что поступив, ты не становишься автоматически артистом и звездой!
А так же
1.Хотеть поступить
2.Знать на что идешь и обрекаешь себя.
3.Беззаветно любить это дело и не представлять себя ни в чем другом.
4.Прочитать внимательно все требования и правила на сайтах ВУЗов,куда собираешься поступать
5.Пробовать нужно сразу во все институты.
6.Готовить программу за год до поступления.
7.Позаниматься на курсах института или с педагогом,который поможет правильно подобрать программу
8.Узнать зараннее про все туры и экзамены
9.Не париться по поводу ЕГЭ.Достаточно проходного балла.Там набираешь баллы за счет вступительных экзаменов.
Сил, здоровья и настойчивости понадобится очень много.

В 2011г. по результатам поступления:

в ЩЕПКЕ- минимальный балл 330 (за 3 вступительных+ ЕГЭ)
в ЩУКЕ - мин балл 430 (4 вступ + ЕГЭ)
в ГИТИСе- мин балл 386 (3 вступ. + ЕГЭ)

МИНИМАЛЬНЫЕ БАЛЛЫ ЕГЭ 2011
ГИТИС

РУССКИЙ 36 баллов
Литература 29 баллов
В других так же. Плюс три-пять баллов,но не выше 41)))))))

ВОПРОС ПО ПОВОДУ УСПЕХОВ МОЕЙ ДОЧЕРИ АЛИСЫ

Поступила во ВГИК и ГИТИС, учится в ГИТИСе- мастерская Морозова. Бюджет.

Часто спрашивают,как понять твой ВУЗ или нет . Моё мнение такое.
Ну просчитать в принципе можно. Нужно посмотреть спектакли МХАТА и понять,хочешь ли ты в них играть.Да? Поступай во МХАТ.Посмотреть Вахтанговские(Щука). Гитис своего театра не имеет,поэтому смотреть нужно спектакли Мастера,который набирает. ВГИК упирается в работу перед камерой,поэтому после него трудно устроиться в театр. Конечно,это не универсальный совет,но можно хотя бы почувствовать твое-не твое.

И мой вопрос к жаждущим поступить.

Готовы вы учиться с таким расписанием на каждый день(включая субботу)???

Это расписание одного дня 1 курса
9.30 - 11.00 Зарубежная литература
11.05 - 12.35 Зарубежный театр
13.05 - 14.30 Мастерство
14.35 - 16.00 Мастерство
16.05 - 17.30 Мастерство
17.35 - 19.00 Мастерство
19.05 - 20.30 Мастерство
20.35 - 22.00 Мастерство

Многие еще спрашивали,успеют ли подрабатывать где-нибудь.)))))))))

Готовы ли по полгода носить стулья,изображать предметы и действия.Учиться кувыркаться и стоять на ушах?
Самое сложное-этюды.Придумывать сюжеты,показывать.Учитесь уже сейчас. Обстоятельства,цель,событие(мешает достигнуть цели) и разрешение ситуации.

о поступлении
1. статья педагога Фильштинского

Прежде, чем решиться выбрать себе профессию, связанную с театром, кино, изобразительным искусством, хореографией и т.д., сто раз подумайте, для чего вам это надо.
Конкурс в театральные ВУЗы составляет более 200 человек на место.

Если вы считаете, что у вас все-таки есть о чем сказать со сцены, то теперь трезво взгляните на самого себя.

Что вы умеете делать на настоящий момент?
Вы хоть раз выходили на сцену не перед своими родственниками?
Вы хоть раз ставили спектакль?
Вы хоть раз заходили на съемочную или репетиционную площадку?
Вы представляет себе практически, чем вам предстоит заниматься?
Если да, то идем дальше.

Выбор театрального ВУЗа:
Не занимайтесь ерундой. Определитесь только с городом (Москва, Питер или другие). Поступать надо сразу во все театральные ВУЗы данного города. Почему? Потому что, во-первых, не вы выбираете ВУЗ, а вас выбирают, во-вторых, шансы, что где- то вам удастся пройти все три тура резко возрастают.

Однако, конечно и обязательно, вам необходимо узнать все о театральных институтах города. Кто набирает курс (это очень важно), что за человек, что сделал, что ему нравится и не нравится, что такое "школа" данного ВУЗа (Щепкинское училище кардинально отличается от Щукинского и МХАТовского ). Чтобы попытаться понять "Школу" - просмотрите как можно больше спектаклей в театре-шефе. Заранее посетите кафедру, познакомьтесь с педагогами, спросите их рекомендации, попросите разъяснить их аспекты условий приема (за спрос денег не берут, а вас, может быть, запомнят). Главное - без наглости.

Для того чтобы иметь право подать документы для экзаменов, практически во всех театральных институтах вам необходимо пройти сначала творческий конкурс, то есть прослушивание. Без этого у вас документы не возьмут. Это естественно, иначе учебная часть потонула бы в аттестатах и справках сотен абитуриентов. Что такое прослушивание? Оно обычно проводится в три тура. У каждого ВУЗа свои критерии для туров, их не лишне узнать.

Часть 1 - Прослушивание. Что это?
Часть 2 - Программа. Какая она должа быть?
Часть 3 - Технические подробности. Одежда, макияж.
Часть 4 - Практические советы для подготовки и поступления.

ЧАСТЬ 1 - ПРОСЛУШИВАНИЕ

Первый вопрос, который задает человек, ни с того ни с сего собравшийся поступать "в театральный " есть следующий:
" ЧТО ТАКОЕ ПРОСЛУШИВАНИЕ И ЧТО ТАМ СО МНОЙ БУДУТ ДЕЛАТЬ?"
Отвечаем:

Прослушивание это такое занятное мероприятие, на котором вы должны прочитать НАИЗУСТЬ стихи, басню и прозаический отрывок перед представителями театрального института, которые, на основании этого, будут оценивать степень вашего таланта.
Прослушивания состоят из
-отборочной консультации" - считайте тур, в некоторых вузах заменяется 1 туром.
- 1 тур
- 2 тур
- 3 тур.
- конкурс

С каждой ступенькой абитуриентов становится все меньше, а конкрус и давка локтями все больше. Задания на турах тоже разнятся от вуза к вузу. В некоторых, например, на втором туре проверяют пластику и вокал, и не зщаставляют уже читать программу, в других это происходит на третьем туре с обязательной читкой программы, в третьих это вообще проверяют между делом и особенно не зацикливаются. Что не отменяет вашей обязанности быть готовыми в любой момент к любому испытанию.

Как это происходит?
(волокита нетворческая)

О дате начала прослушиваний или отборочных консультаций вы узнаете, позвонив в приемную комиссию вуза (см. наш справочник). В назначенный день вы с утреца приходите в институт. Обычно первые туры проходят в порядке живой очереди.
Сами понимаете, толпа желающих поступить - невообразима. Очередь будет большая, так что расчитывайте, что проведете в институте целый день. Для организации дикой толпы жаждущих, приемные комиссии обычно используют такую форму, как составление списка очереди. Это может быть- простой список
- ваша личная запись-анкета.
Задав громкий вопрос в толпу абитуры: "Где здесь записываются?" - вы получите ответ, куда и к кому вам направить свои стопы. Обычно все бумажки вы можете получить у студентов того же вуза, которые помогают в работе приемной комиссии, они же вас будут вызывать на прослушивание. Либо те же бумажки и списки составляются прямо на кафедре или комнате приемной комиссии.
Записались - можете расслабиться часа на два и пообщаться с будущими конкурентами. Но далеко не убегайте, потому что периодически будет появляться студент и выкликать 10 или 5 имен, которые пойдут сейчас прослушиваться.Наконец, вызывают вас. Идите, куда поведут, старайтесь успокоить свои нервы и восстановить внезапно сбившееся дыхание. Помните - во всяком случае вы точно уйдете отсюда живыми.:)) Вас и еще 9 испуганных товарищей ведут в какую-нибудь комнату, сажают на стулья и начинают вызывать по одному. Прослушивать вас может как и будущий мастер курса, так и (на первых турах) другие педагоги этого курса. Обычно перед тем, как слушать вашу программу, педагог или мастер задаст вам несколько вопросов: как вас зовут, что будете читать, сколько вам лет, чем вы занимались раньше.

ВНИМАНИЕ №1 От того, как вы представитесь, уже зависит первое впечатление о вас. Старайтесь говорить уверенно, внятно, не выказывая того ужаса, в который вас повергает один вид этой комнаты и сидящей комиссии.:)) Т.е., как говорят в театре, "не умирайте".

ВНИМАНИЕ № 2 Никогда не признавайтесь в том, что вы занимались в театральной студии или с каким-нибудь педагогом (если этот факт присутствует в вашей биографии). Объяснить почему это так - невозможно.
Поэтому примите за аксиому: ВЫ НИГДЕ НИКОГДА НИ С КЕМ РАНЬШЕ НЕ ЗАНИМАЛИСЬ ТЕАТРОМ. Ну, можете соврать что-нибудь про школьный КВН в 7 классе:)) . Далее вы начинаете читать свою программу. О составлении программы мы поговорим ниже. Вы видите, что товарищи в комиссии что-то пишут, смотрят в потолок, иногда даже смотрят на вас. Не обращайте внимания. Для них прослушивание - не дикий стресс, как для вас, а рутинная надоевшая до смерти работа. О вашей успешности или неуспешности их реакция ровным счетом ничего не говорит. Вы отчитали, вам сказали спасибо. Вы садитесь, дослушиваете остальных и удаляетесь в коридор. Затем выходит студент или студентка и объявляет, кто прошел на следующий тур, а кто нет. Все. Как видите, ничего страшного:)). Предположим, вы прошли все три тура, далее идет конкурс - самое обидное мероприятие, где "летят щепки", т.е. последний отсев. Тут отбор самый строгий, а напряжение - самое высокое. Бывает, что комиссия заседает до 12 ночи.Далее идет сочинение и коллоквиум. Мероприятия уже гораздо менее значимые, но все-таки, постарайтесь не написать сочинение на 2 и имейте что сказать на коллоквиуме. Поясняем, коллоквиум - это мероприятие, на котором будут проверять вашу общую эрудицию, информированность в истории театра, знание того, что такое система Станиславского, Михаила Чехова, кто такой Мейерхольд и Таиров, общие знания литературы, драматургии в частности, и истории. В общем, такая вольная беседа... Ну уж не лопухнитесь:))

ЧАСТЬ 2 - ПРОГРАММА

Программа это СТИХИ, БАСНЯ, ПРОЗА, выученные наизусть. И не в одном экземпляре, а в нескольких. Ибо в любой момент вам могут сказать: "Прочтите что-нибудь еще" или "А другого чего-нибудь нет?" От того, как вы составите себе программу зависит то, что о вас подумают на прослушивании.

САМЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ

1) "Трагедийность" и "распереживаемость". Абитуриенты, особенно девушки, часто очень неадекватно оценивают свои внешние и внутренние психологические данные. Их очень часто тянет в трагедию и они считают, что трагический, эмоциональный отрывок в их исполнении и есть НАСТОЯЩАЯ демонстрация их таланта. И начинается. Выходит такая тихая-тихая девушка, с перепуганными детскими глазами, скромная и застенчивая и вдруг объявляет: Цветаева "Могила" :)) Начинается абсолютно замогильный текст про могилу, прочитанный сбивающимся тоненьким голоском и нервно трясущимися руками. Честное слово, очень трудно удержаться от смеха.:)) Либо обратный вариант. Тоже выходит такая 16-летняя нимфетка в мини-юбке и сексапильными губами в яркой помаде и тоже объявляет Цветаеву. И начинается. С завывающими интонациями, упирая на все возможные прилагательные, закатывая глаза она изо всех сил изображает из себя трагическую актрису и выдавливает типа слезу. Тоже очень смешно выглядит:)), потому что рассуждать про разбитую любовь, порушенную жизнь и т.п. может только тот человек, который через это прошел или хотя бы рядом постоял. У 16-летних это выглядит настолько смешно, что словами не передать:)) (типа, мы с ним встречалиСЯ три дня, была великЫЯ лУбов, а потом он ушел к моей ПА-а-адру-у-уге...). Короче, вывод: берите тот текст, тот материал, который вы способны понять. Не почувствовать смутно и сумбурно, а именно понять каждое слово, каждую запятую. Пусть это будет не Цветаева, а Агния Барто, но главное, чтобы это было (стало) ваше. Чтобы чуждый текст автора стал вашими словами, а не наигрышем. Именно наигрыш, стремление "показаться" будут верным залогом того, что вас выгонят еще с 1 тура.
Автор этих строк лично был свидетелем следующего случая. Слушалась десятка на первом туре. Страсти кипели прям шекспировские. Кто-то не читал, а прям кричал, кто-то плакал и т.п.:)) Высокие, высокие отношения, в общем:))... И вышла девушка, не отличающаяся ни особенными внешними данными, ни чем-то таким харизматическим. Она просто села на стул и спокойным абсолютно голосом прочитала какой-то отрывочек из Чехова (грешна, не помню) про какой-то дом. Весь отрывок заключался в том, что там шло описание дома, который стоял в косой улочке, сам кособокенький и старенький... и т.д. ... Она просто рассказала нам про этот дом, и мы его мигом представили себе. Всё. Без страстей, без эмоций, без криков и воплей. Результат: девушка прошла на второй тур, и никто больше.
2) Короче, здраво оцените свое возможное театральное амплуа (типаж). Кто вы - романтический герой, характерный герой, комик, инженю и т.п. Понятно, что девушка с объемами 110-90-120 при росте 160 вряд ли сможет играть Джульетту. Поэтому НЕ НАДО учить ее монолог, если вы, конечно, не хотите насмешить комиссию. Может быть вам стоит выучить, например, Зощенко или Шукшина, проявив свой комический талант? Или что-нибудь из репертуара "возрастных железных дам" (типа Вассы Железновой), если у вас не комический талант, а более... характерный? Представьте себя на месте режиссера и подумайте, какую роль вы могли бы сыграть с вашими внешними данными? Если у вас многоплановый типаж - замечательно!! Учите несколько разноплановых отрывков и предъявляйте все.
3) Подготовка длиннющих отрывков на 2-3 страницы.
Не рассчитывайте на то, что вас будут слушать часами. Отрывок (особенно прозаический) должен емко, коротко и сразу докладывать о вас и ваших способностях. Не надо думать, что вот сейчас я прочту вступление, а минуты через три у меня пойдет тот самый надрывный кусок, где я и покажусь во всей красе. Вас могут просто не дослушать и прервать. Поэтому, выбирая отрывок выбирайте его сразу с того самого куска, который вы хотите прочесть. Не обязательно читать весь текст автора, вы можете его сократить, вырезать некоторые предложения, абзацы. Главное, чтобы логика не потерялась.Ваш отрывок должен иметь логическое начало - развитие - и какое-то завершение.
4) Напряженное желание выпендриться. Многие думают, что если они найдут отрывок, "который никто до них не читал", это произведет благоприятное впечатление на комиссию. И вот начинается чтение из Милорада Павича, поиск басен у Дениса Давыдова и проч.
Во-первых, не надо предполагать, что вас будут прослушивать малообразованные люди:)) Уж в том, что касается басен, басня Давыдова "Голова и ноги" не является для них открытием уж точно:)) И новинки литературы до них доходят с той же скоростью, если не ранее, чем до вас.

Выбор отрывка для себя должен производиться не по принципу оригинальности, а по принципу близости вам. Можно читать и Павича, если вы его понимаете и сумеете передать его художественные особенности. Можно читать псалмы Давидовы, если вы правильно освоили ритмику библейского стиха. Но если вам близок, например, Пушкин, зачем из пустого оригинальничания читать Борхеса?

ЧАСТЬ 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ

На прослушивание лучше всего являться в неброской, "нормальной" повседневной одежде. Для девушек ОБЯЗАТЕЛЬНА ЮБКА. Подчеркиваю, не миниюбка до признаков пола, а нормальная юбка в пределах колен. Приготовьтесь к тому, что если вы пришли в макси, вас могут попросить поднять подол до колен и показать ноги. Сие не есть сексуальное домогательство, а элементарная проверка, не совсем ли кривые ли ноги у абитуриентки. Раздражает также чрезмерная сексуальность в одежде. Вы пришли не на кастинг "Мисс мира" или стрип-шоу. Вас просят показать не сиськи, пардон, а талант:) Для мужчин не рекомендуется приходить в прикиде Дэцла, скина, рокера. Вызывает антипатию. Джинсы (брюки), рубашка с галстуком или без, либо сдержанных расцветок свитер... Необшарпанно, чистенько, прилично. В общем, вы понимаете. Рекомендуется также быть выбритым, а не с месячной щетиной, только если вы не считаете, что растительность на вашем лице придает вам тот самый неповторимый стиль, который вы стремитесь продемонстировать. То же самое касается волос - не допускайте засаленных лохм:)) или голого затылка, выбритого в полосочку:)). Если длинные волосы и небритость действительно вам идет и стильно - ради бога. В крайнем случае, если вы понравитесь комиссии, вам посоветуют выбриться (или подстричься) к следующему туру.

Соизмеряйте стиль своей одежды с тем, что вы собираетесь читать.

Девушки, реально оцените ваш макияж. Если не понимаете о чем я, походите по вузам до начала прослушиваний и посмотрите на студенток. В большинстве своем у них очень скромный макияж, практически незаметный. Зато каждое лицо - оригинально. Не делайте так, чтобы тонны помады, туши и углем подведенные брови загораживали истинное ваше лицо, которое при умеренной косметике будет свежеее, оригинальнее.

Часто смотришь на абитуриенток, тусящихся во двориках театральных вузов, и понимаешь, что никого и запомнить-то невозможно, настолько их макияж стандартен: последний номер "Космополитена" в домашнем исполнении:)). Как в какой-то книге высмеивалось: "В двери вошла еще одна Мерилин Монро" ... Не уподобляйтесь:)).

ЧАСТЬ 4. КАК ЛУЧШЕ ПОДГОТОВИТЬСЯ?

1. Начинать готовиться надо не накануне и не за месяц, а уж точно за год, если не за два до предполагаемой попытки. Торопливо выученный текст не является тем, что нужно комиссии. Вас просят не память демонстрировать, а умение присваивать текст, делать его своим, анализировать и визуализировать проанализированное:)) По актерской (профессиональной) примете на усадку разобранного текста в голове требуется не меньше 2 недель. Это после всех репетиций, разборок и проч. 2 недели чистого времени существования в этом тексте для профессионала. А ведь вы еще не профессионал?

2. Готовиться лучше всего с репетитором, т.е. с человеком, который знает что это такое - театр. Лучше всего в качестве репетитора попытаться найти педагога театрального вуза. Просто потому, что они умеют объяснять, что требуется, ибо каждый день делают это со своими студентами. Стоимость таких занятий в Москве от 20 до 40 долларов за 2 часа. По отзывам тех, кто пользовался услугами репетиторов, частные уроки действительно дают очень много нового, доходящего до буквальных откровений.
Только помните: НИКОГДА НЕ ПРИЗНАВАЙТЕСЬ НА КОМИССИИ, ЧТО ВЫ ЗАНИМАЛИСЬ ТЕАТРОМ где-либо или с кем-либо:))

3. Готовиться можно и на подготовительных курсах, которые обячно есть при каждом театральном вузе (во всяком случае в Москве). Обычно курсы длятся от месяца до трех, занятия один-два дня в неделю. Опять же по отзывам пробовавших, лучшие подготовительные курсы в Москве - это курсы при Щукинском училище. Они продолжаются 3 месяца, занятия идут по выходным, по две пары в день. Изучаются принципы сценической речи, азы актерского мастерства, ритмика, а также читаются лекции по истории театра. Последнего не встречается нигде в Москве, а кафедра истории театра в Щуке - самая сильная среди прочих вузов (ИМХО, конечно). Стоимость курсов около 3500 рублей (данные на 2003 год).
В школе-студии МХАТ курсы продолжаются месяц и стоят около 50 долларов.
На курсы надо поступать, т.е. проходить нечто вроде прослушивания. Однако отбор туда гораздо менее строгий, отсеивают уж совсем неподходящих товарищей.
Занятия на курсах идут в группе, поэтому уступают по качеству и насыщенности занятиям с частным педагогом. Хотя полезно совмещать педагога и курсы. На курсах вы имеете возможность узнать общий уровень тех, кто будет поступать в этом году (как говорится, на других посмотреть и себя показать), познакомиться с преподавателями конкретного училища и с требованиями, которые предъявляются к абитуриентам.

4. Самообразование обязательно. Надо читать много и упорно. Тут знанием школьной программы не обходится. Тут надо ее осмысление.:))
Кроме того, требуется знание трудов Станиславского, Чехова (и выработанное собственное мнение по этому поводу), почитать побольше по истории театра и литературы. Вы ж все-таки в творческий вуз поступаете, а не на машинный завод:)). Актер не может быть тупым и необразованным.

5. Если у вас нет возможности пользоваться услугами репетиторов и курсов. Тяжело, конечно. Но, в конце концов, статистика говорит, что самые большие наши звезды - жители как раз провинции. Обычно также они, достигнув зенита славы, все-таки признаются, что участвовали в самодеятельности или посещали театральную студию:)). Что касается моего личного мнения, представляется весьма сомнительным, что можно поступить в театральный вуз никогда не имея дела со сценой ранее. Возможно, педагоги театральных вузов в чем-то правы, опасаясь выпускников театральных самодеятельных студий... Ибо, конечно, велик шанс того, что вы там получите хороший штамп. Но ведь и вам дана голова на то, чтобы не штамповаться, а работать над собой. Ни один из нормальных руководителей театральных студий не терпит и не любит штампы. Ровно так же, как и маститые театральные деятели. По моим наблюдениям, наличие или отсутствие штампа зависит только от личности актера. Одни покупаются на первые аплодисменты, которые получают, прочитав стих на новогодней елке в 5 классе, - и вот продолжают и дальше читать так же, как и перед Дедом Морозом, типа - я уже умный, как играть знаю:)). Другие и награды на фестивалях и конкурсах не воспринимают как предел своих возможностей, а внимательно анализируют свои видеозаписи, читают, думают, шлифуют технику и речь.

6. О совсем самостоятельной работе (она же и самая главная). Помните, заниматься театром нельзя по расписанию. Этим либо занимаются всегда, либо не занимаются вовсе. Т.е. у вас в голове должна идти непрерывная работа над отрывками, над накоплением фактического материала, наблюдение за окружающими. Все-все тащите в "свою копилку" актерского опыта.

НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПО РАЗБОРУ ТЕКСТА (ну очень некоторые:))
Приступая к разборке текста, возьмите в руки карандаш и подчеркните подлежащее и сказуемое. Это - главное, о чем говорится в предложении и что вы должны донести до зрителей.
- Выберите главные предложения (1-3) в целом отрывке. Это то, к чему вы должны стремиться, выстроить весь интонационный и ритмический рисунок отрывка.
- Помните, что интонационная точка (полная точка) может стоять у вас только в конце отрывка. Но никак не в середине и никак не после каждого предложения. В письменном виде очень трудно объяснить интонационное различие последней (большой) точки от точки промежуточной. Ну, скажем, до тех пор, пока вы не добрались до конца отрывка, точка в конце предложения произносится с меньшим понижением тона, чем в конце отрывка. Точка в конце отрывка напоминает камень, который вы бросаете в глубину озера. Точка в середине отрывка больше даже напоминает запятую, не должно чувствоваться смыслового окончания, а скорее должно даваться ощущение дольнейшего продолжения, как будто вы вместо точки видите там союз "и".
- В стихотворном тексте всегда идет повышение интонации и пауза в конце стиха (т.е. строчки, для тех, кто не знает). Помните, главное отличие стиха от прозы - его ритмичность (повторяемость сходных явлений через равные промежутки:))
Надеемся, что через какое-то время в нашей библиотеке появятся статьи по сценической речи. А пока на сем позвольте пожелать вам успехов на вступительных экзаменах и откланяться:))

Почти каждая девушка мечтает примерять на себя разные роли. Увы, в реальной жизни такой возможности может не представиться: дочь, жена, мама, сестра. А ведь еще хочется почувствовать себя спецагентом, королевой, экзотической принцессой, колдуньей... И девушки всего мира не видят иного выхода, кроме как стать актрисой. Именно эта профессия дает раскрыться всем граням переменчивого женского нрава.

Однако профессия актрисы - это не только постоянная смена ролей и обстановки, а тяжелая работа. Разберемся же в важных нюансах этого ремесла и решим, что нужно, чтобы стать актрисой.

Профессия актрисы

Быть актрисой считается престижно во всех странах мира, где развит кинематограф. Хорошие актеры получают щедрые гонорары, о чем, мы, естественно, знаем из сети и прочих источников. Однако актерство - это тяжелая работа, несмотря на внешнюю праздность и блистательность.

Интересуясь тем, как стать актрисой, мы должны оценить следующую важную и особенно приятную особенность этой профессии: возраст не помеха. Будем мы очень молоды или уже на пенсии, всегда можно открыть свой актерский талант и стать востребованным профессионалом.

Актриса театра

Театр представляет собой древний вид искусства, весьма специфический, но чарующий. От актрисы театра требуется создавать богатый эмоциями, чрезвычайно яркий образ на сцене театра, при этом на нее взирают сотни пар глаз зрителей. В этом заключается важнейшая особенность работы на сцене: взаимодействие со зрителем происходит в реальном времени, напрямую.

На актрисе театра лежит большая ответственность: нужно идеально отрепетировать роль, заучить каждое слово и каждое движение персонажа. Во время представления профессиональная актриса театра не может ошибиться: запутаться в репликах или забыть, из какого угла сцены появится партнер. Учитывая, что человек не может никогда не ошибаться, в случаях, когда оплошность на сцене допущена, профессиональных актрис спасает умение импровизировать и харизматичность. Первое из этих качеств можно в себе развить, когда второе все-таки закладывается при рождении.

Основная задача актрисы театра

Задача актрисы театра заключается в том, чтобы создать объемный художественный образ на сцене. Он должен быть многогранным и «живым», а для этого актриса полностью вживается в образ своего персонажа.

Однако важнейшая задача актрисы именно театральной сцены - это вызвать своей игрой реакцию зрителя. В этом заключается актерский талант, и он же ведет к успеху на данном поприще.

Актриса кино

Актрисы кино имеют большую популярность в силу того, что современные зрители в большинстве своем предпочитают кино. Кроме того, киноактрисы получают гораздо большие гонорары, нежели работники театральной сцены.

При этом актрисе киноэкрана не менее тяжело в работе, чем театральной. В ее профессиональные обязанности входит изучение личности своего героя и его воплощение перед кинокамерой. Единственная «поблажка» для киноактрисы - это то, что есть возможность снять несколько дублей. При этом ей нужно заботиться о том, чтобы показать себя в выгодном свете перед камерой. Известно, что камера «любит» далеко не всех людей, поэтому этот фактор является немаловажным в карьере киноактрисы.

Киноактрисе приходится находить общий язык с громадным количеством людей, с которыми ей приходится работать. Режиссеры, сценаристы, коллеги по фильму (сериалу) - со всеми нужно сработаться для максимально высокого результата.

Что нужно, чтобы стать актрисой?

Для того, чтобы стать успешной узнаваемой актрисой, востребованной для киносъемок или театральных постановок, нужно иметь целый букет профессиональных качеств и природных талантов. Хороший трамплин для старта дает актерское образование в специальных учебных заведениях.

В профессиональном актерстве сможет проявить себя далеко не каждая девушка. Потребуется, опять-таки, врожденный талант, усовершенствованный массой выработанных своими силами навыков.

Так, актрисе для успешной карьеры, помимо всего перечисленного, нужно природное обаяние, харизма, готовность полностью отдавать себя работе, вживаться в образ другого человека до мельчайших деталей, даже если сама персона вам не нравится. Большим плюсом для актрисы является наличие хорошо поставленного голоса, отличной памяти для запоминания больших объемов текста.

Ценится в актрисах умение импровизировать, вносить в каждую роль, даже на 100 % шаблонную, свою изюминку. Многие великие актеры - это люди чрезвычайно энергичные и непосредственные.

Также, перед тем как решать, быть ли актрисой, нужно трезво оценить, сможете ли выдержать напряженный график съемок, большие нагрузки на съемочной площадке или сцене, ведь в по сценарию придется и бегать, и прыгать, и, возможно, летать или карабкаться по отвесной скале.

Обучение актерскому мастерству

Актерскому мастерству обучают в специальных учебных заведениях. Чтобы поступить в такое высшее или среднее учебное заведение, необходима некоторая подготовка.

На собеседовании вас попросят сыграть какого-нибудь персонажа или продекламировать любимое стихотворение (басню). Вам могут не давать конкретных заданий, и тогда можно представить подготовленную сценку. Но скорее всего, вам назовут вполне конкретного персонажа. Тут нужно быть готовой к любым неожиданностям, как то сыграть нападение Волан-де-Морта на Гарри Поттера или грибочек под осенним дождем. Вам пригодится богатое воображение, навыки выступления перед публикой и собранность.

Исходя из всего этого, поступление в театральный вуз считается большим достижением, а получение высшего театрального образования еще более значительным. При всей важности образования, всестороннее саморазвитие актрисы и во время его получения, и после - крайне важно. На самом деле обучение актрисы не заканчивается никогда.

Особенности поступления в вуз

Собираясь обучаться актерскому мастерству, стоит проанализировать свои возможности. Предрасположенность быть артистом необходима, иначе даже самое грамотное и усердное обучение обернется пустой тратой времени. При наличии подходящих данных можете смело продолжать путь к своей мечте.

Основательно подготовившись к любым заданиям, которые могут быть подкинуты приемной комиссией, нужно определиться, куда поступать на актрису вам лучше. Оптимальный вариант - сначала выбрать удобный город, если в вашем нет нужных учебных заведений, а затем подать документы, куда только можете. Не пропускайте ни театральные училища, ни один актерский факультет в университетах и институтах культуры. Так вы сможете быть всегда в курсе дела, всегда на месте и готовы к прохождению нескольких отборочных туров, посещению подготовительных курсов и прочим другим ситуациям.

Перед началом отборочных туров посетите кафедры выбранных вузов, соберите максимум информации о предстоящем поступлении, побеседуйте с педагогами. Неплохо будет также пообщаться с учащимися этих вузов, поскольку те могут дать ценные советы, как люди, прошедшие через все то, что вам лишь предстоит. Студенты таких вызов могут посоветовать, как вести себя с тем или иным преподавателем, если он будет в приемной комиссии. Такого вам точно больше никто не посоветует, сами преподаватели в том числе. Во время общения с людьми не забывайте быть вежливыми и учтивыми, но также не скрывайте свою личность, чтобы иметь возможность получить некий «кредит доверия».

Можно ли стать актрисой без образования?

Если у вас нет времени, желания или возможности проходить длительное обучение в вузе, закономерен вопрос о том, как стать актрисой без образования и можно ли вообще это сделать.

Судя по опыту знаменитых личностей из западных стран, это возможно. Нужно просто сильно захотеть и не лениться.

Секреты известных актрис-самоучек

Ответ на этот вопрос очевиден: в западных странах большинство знаменитых актрис не имеют специального образования. При этом они популярны, успешны и профессиональны в своем деле. Их секрет, конечно же, во врожденных способностях и целеустремленности. Многие из них с ранней юности, почувствовав жгучее желание пробиться в верха актерского мира, начинали отрабатывать нужные навыки, посещали кастинги и смотры. Они брались за участие в малейшем, незначительном проекте, постепенно пробираясь к более престижным и оплачиваемым. У них могло просто не быть времени на актерское образование, но было время на работу.

Среди наших красавиц-актрис такие примеры тоже есть. Это Алена Бабенко, Юлия Снигирь и другие. В Голливуде гораздо больше таких примеров: Николь Кидман, Деми Мур, Мэрилин Монро. Более того, эти мегазвезды не получили никакого образования (даже полного школьного). Поначалу - в силу бедности или других преград, затем им было просто не до этого.

Итоги

Быть актрисой - значит много, без перерывов, работать над собой. Перед тем как стать актрисой, начать делать первые шаги навстречу мечте, необходимо разобраться в себе с тем, чтобы удостовериться в своих перспективах.

Подготовка к поступлению в театральный вуз должна быть основательной. Ведь вам предстоит показать свой талант перед комиссией, которая до этого видела сотни таких же энтузиастов. Произвести впечатление - важнейшая задача во время прохождения всех этапов поступления в вуз на актрису. Все время после окончания вуза вам также нужно будет самосовершенствоваться, чтобы расти и достигать больших успехов.

Без специального образования также есть шансы стать актрисой. В таком случае на первый план должны выйти целеустремленность и природный дар к игре на публику.

Таковы итоги нашей статьи. В ней мы разобрали некоторые моменты светлой мечты многих девушек - как стать актрисой кино или театра, быть успешной и востребованной. Надеемся, вам было интересно читать материал, и вы смогли почерпнуть из статьи что-то новое для себя.

Вопрос о том, как поступить в театральный ВУЗ, чаще волнует девушек, поэтому во время вступительных прослушиваний и обнаруживается, что на одно место претендует до 200 человек. Желающих стать актерами юношей намного меньше, скорее всего, по причине меньшей эмоциональности и склонности к лицедейству. Ведущий педагог будущего курса почти всегда набирает девушек и юношей поровну, поэтому молодым людям поступить легче.

Для начала поясним, чем слово "училище" по отношению к театральному заведению не всегда говорит о среднем специальном образовании. Намного чаще училищем в этой среде называют институт, поэтому, поступая, всегда обращайте внимание на полное название заведения. Если вы решили посвятить себя актерской профессии после 9-го класса, то ищите заведение, которое действительно является училищем. А знаменитые "Щукинское" или "Щепкинское" - это институты.

Как готовиться к поступлению

Как готовиться к сдаче общеобразовательных предметов, вам расскажут учителя в школе. Ваша личная задача - подготовиться и успешно пройти творческий конкурс. Он включает в себя чтение басни, стихотворения, прозаического отрывка, исполнение песни, танца. В некоторых театральных ВУЗах просят показать пластические композиции, элементы акробатики. Необходимо быть готовым к любому заданию.

Начинайте с выбора произведений для чтения. Все литературные отрывки подбираются не с точки зрения яркости и популярности, нужно выбрать то, что подходят именно вам. Если вы яркий и импульсивный человек, то лучше прочитать отрывок из «Пеппи Длинныйчулок», и не изображать из себя Катерину из «Грозы». И лучше всего приготовить несколько басен, стихов и отрывков из прозы, так как что-то конкретное может комиссии не понравится, и вас попросят прочитать другое произведение, что бывает очень часто. Танцев и песен также подготовьте несколько.

Чтобы поступить в театральное училище, важно также научиться показывать этюды. Этюд - это небольшая сценка на заданную тему, которую, как правило, определяют экзаменаторы. К примеру, вас попросят показать, как вы опоздали на поезд, как вы получили письмо с известием о поступлении в театральный институт, как вы порвали любимое платье. Попробуйте дома обозначить несколько таких тем для себя и порепетируйте этюды. Главное - развить умение быстро и точно реагировать на предлагаемые обстоятельства, включать искренние эмоции, не наигрывать.

  • Начинайте готовиться не за месяц до экзаменов, даже не за полгода. Год - самый оптимальный срок для поиска, разборки материала, для репетиций.
  • Найдите человека, который является профессионалом и помог уже не одному новичку поступить в театральный ВУЗ. Опытный актер или режиссер возьмет с вас некоторую сумму за свои уроки, но они вам необходимы, чтобы во много раз повысить шансы успешного прохождения творческих испытаний.
  • Если в вашем городе есть театральный ВУЗ, то при нем будут работать подготовительные курсы. Обязательно запишитесь на них и зарекомендуйте себя на занятиях как яркого и энергичного претендента.
  • Чтобы поступить в театральный институт, надо читать много литературы по истории театра - эти знания пригодятся вам на коллоквиуме, который устраивается перед творческими турами во многих ВУЗах. Кроме того, вам необходимо будет предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Практика всех приемных комиссий во всех театральных ВУЗах России и мира всех времен показывает одну и ту же общую печальную тенденцию: едва ли не большинство абитуриентов не понимают, куда они идут учиться, чем именно будут заниматься и зачем им это нужно. Особенно это касается девушек 16–30 лет, которые и составляют основной поток желающих учиться на актерском факультете. Если вы действительно хотите поступить в театральный ВУЗ в Москве, давайте начнем с трезвой оценки ваших способностей и перспектив.

Задайте себе вопрос, хорошо ли вы понимаете, куда идете? Что, в сущности, вы знаете о закулисной стороне театра, и чем вызвано ваше желание связать с ним свою жизнь? Если ответы на эти вопросы неоднозначны для вас, может быть, стоит еще раз все обдумать?

  • Бывали ли вы в театре по ту сторону кулис?
  • Присутствовали ли вы хоть раз на репетиции спектакля?
  • Принимали ли вы участие хотя бы в одной серьезной постановке?
  • Хорошо ли вы представляете себе, что вообще делает актер, когда не играет на сцене, т. е. 90% рабочего времени?

Если среди ответов превалирует слово «нет», то вы делаете шаг в неизвестность. Этот шаг может дорого вам обойтись (подготовка к поступлению в театральный ВУЗ, само поступление, стоимость учебы и т. д.), отнять уйму времени и так и не принести никаких результатов. Помимо того, что на одно место на актерском факультете среднего столичного ВУЗа претендуют 200–300 человек, никто не даст гарантии, что по окончании вы станете артистом. Все зависит от того, насколько вы больны театром, актерской профессией и что готовы положить на этот алтарь искусства.

Критерии отбора на актерский факультет

Существуют общие нормативные требования для поступающих в ВУЗ, такие как минимальное образование, гражданство, иногда – возраст и т. д. Мы не будем подробно их рассматривать, вместо этого поговорим о том, на что же обращает внимание приемная комиссия.

  • Внешность. Это не решающий, но очень важный показатель. Актер должен обладать яркой фактурной внешностью, изюминкой, которая делает его выражение лица или мимику запоминающимися. Немалое значение придают фигуре: обычно девушек просят прийти на прослушивание в юбке средней длины и на каблуках.
  • Пластика и ритмичность. Тело – главный инструмент актера, и несмотря на то, что на курсе актерского мастерства учат им пользоваться, владение телом приветствуется уже на этапе сдачи вступительного экзамена. О чувстве ритма можно даже не упоминать, актер без него – не актер.
  • Голос и речь. Дефекты речи, неприятный тембр, слабый голос – все это может быть расценено как профессиональная непригодность абитуриента. Пусть даже дефекты исправимы, и голос вполне может раскрыться благодаря несложным занятиям, педагог по сценической речи не логопед, и времени на постановку звуков отдельным студентам у него не будет.
  • Выразительность. Это собирательный термин, под которым мы будем подразумевать все актерские профессиональные качества сразу. Умение транслировать видения, заражать зрителя своими эмоциями, притягивать и удерживать внимание, и прочее. Оценивается по творческому экзамену (этюд, монолог, отрывок из прозы, басня, стихотворение).

Подготовка к поступлению

Чтобы поступить в театральный институт, нужно готовиться (помимо ЕГЭ) по двум направлениям: творческий экзамен и собеседование (коллоквиум). Творческий экзамен включает в себя:

  • чтение – обычно это монолог, стихотворение, басня и отрывок из прозы;
  • актерское мастерство – этюд на свободную тему, самостоятельный или с участием нескольких человек;
  • танец и вокал – отдельно танцевальный и песенный номера.

Мастерство актера является приоритетным направлением творческого экзамена. Отрывки из литературных произведений, песня и танец также должны подаваться в актерском ключе. Экзаменационная комиссия будет оценивать не столько вашу дикцию, пластику и вокальные данные, сколько игровую подачу произведений.

Коллоквиум – это собеседование, на котором абитуриенту задают вопросы по истории театра, теории актерского мастерства, искусствоведенью, а также знакомятся с ним. Это нечто среднее между устным экзаменом на эрудицию, знание предмета и собеседованием при приеме на работу. Педагоги непременно спросят о причинах выбора именно актерской профессии, о целях, которые вы преследуете, поступая на курс, о прошлом театральном опыте и т. д.

Никогда не говорите экзаменаторам о том, что занимались в театральных студиях, участвовали в самодеятельности и т. п. Педагоги боятся штампов, как огня, а родом все штампы, по их мнению, именно из непрофессионального театра.

В рамках общеобразовательной программы, чтобы поступить в театральный, нужно сдавать русский язык и литературу в обязательном порядке. Без этих предметов в оценочном листе ЕГЭ ваши документы не будут приняты в выбранном ВУЗе.

Экзамен проходит в три тура. На каждом туре экзаменационная комиссия прослушивает (или просматривает) часть подготовленной вами программы. В каком порядке это будет происходить, зависит от ВУЗа. На каждом туре происходит отсев определенной части абитуриентов, конкуренция становится жестче, требования – строже. Ожидать следует огромной очереди, сумасшедшего потока людей, измученной комиссии и строго отведенного времени, в которое вам придется вместить лучшие моменты своей творческой программы.

Выбирайте материал так, чтобы не тянуть время. Слишком длинные предисловия и вступительные речи могут привести к тому, что вас попросту остановят.

Не обращайте внимания на реакцию, которую вызывает ваше выступление (а скорее всего, оно не вызовет вообще никакой реакции). Ждите от комиссии неожиданностей. Если ваше выступление заинтересует кого-либо из экзаменаторов, он может подкинуть вам произвольное упражнение на импровизацию. Например, обстоятельства для этюда. Здесь главное не растеряться, не спасовать, а моментально включиться в предлагаемый этюд и существовать в нем до тех пор, пока вас не остановят.

В какой ВУЗ в Москве легче поступить

В любой театральный ВУЗ Москвы поступить очень трудно из-за крайне высокой численности абитуриентов. Объективно больше всего шансов там, где меньше всего претендентов на место, а эти показатели варьируются год от года. Самое лучшее, что можно сделать – подать документы сразу в несколько театральных ВУЗов, тем самым серьезно увеличив шансы пройти конкурс в каком-нибудь одном. В условиях столь жесткой конкуренции, скорее, учебные заведения выбирают себе студентов, чем студенты – места учебы. Подойдите к подготовке со всей ответственностью: в конечном счете, ваш успех на 90% будет зависеть от того, как вы подадите себя во время творческого экзамена и как выдержите коллоквиум.