Что такое отдельные категории граждан. Какие категории граждан нуждаются в жилых помещениях? Кому предоставляют субсидии на оплату услуг ЖКХ

Часто многие граждане задаются вопросом: в чем разница между федеральными и региональными льготниками?

Рассмотрим этот вопрос подробней.

Законодательное регулирование

Все права, в том числе и само определение федеральных льготников, регулируется статьей №178 Федерального закона.

Помимо этого во внимание берутся:

Граждане, относящиеся к федеральной категории льготников получают льготы и социальную помощь исключительно с Пенсионного Фонда, в то время, как региональные обращаются за своей помощью органы социальной защиты населения.

Кто относится к данной категории

Согласно Федеральному закону №178 к федеральным льготникам относятся такие граждане :

  • , в том числе жители блокадного Ленинграда;
  • члены семьи ветеранов войны, которые по каким-либо причинам скончались;
  • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, в том числе и та категория граждан, которые пострадали от этой аварии;
  • бывшие военнопленные Второй мировой войны;
  • герои СССР, России, кавалеры Ордена Славы;
  • граждане, которые участвовали в ВОВ, в том числе и те, кто обеспечивал работу систем ПВО и строительных прифронтовых объектов;
  • инвалиды;

Ветераны войны и жители блокадного Ленинграда

  • дополнительные возможности. К примеру: можно оформить несколько разновидностей пенсий одновременно: либо же . Это предусмотрено Федеральным законом №166. Помимо этого есть возможность оформить ЕДВ и дополнительно еще ДЕМО (дополнительное денежное обеспечение);
  • право на получение бесплатного жилья. При этом необходимо помнить, что норма на одного ветерана составляет 36 кв. метра. Если с ветераном проживают остальные члены семьи – 18 кв. метров на каждого из них;
  • различная социальная поддержка.

Стоит отметить, что социальная помощь для всей федеральных льготников мало чем отличается между собой и состоит в следующем:

Инвалидам и детям-инвалидам

Рассмотрим предоставление льгот по их виду.

По виду их предоставления:

  • льготы ( , и групп) в денежном виде. Примером этого являются ;
  • в натуральном виде. Примером этого являются: право на бесплатный проезд в общественном транспорте, право на получение бесплатных медикаментов, а также бесплатное предоставление всех необходимых продуктов питания;
  • моральный вид. Под этим подразумевается право на внеочередное обслуживание в любом учреждении.

По времени предоставления:

  • единовременный вид помощи (бесплатное подключение домашнего телефона);
  • ежемесячная разновидность помощи (50% скидка на оплату коммунальных услуг);
  • годовой период (бесплатный проезд в общественном транспорте).

По инвалидности :

  • инвалиды, получившие данный статус в детстве;
  • бывшие военные, получившие статус инвалида во время прохождения службы;
  • дети-инвалиды;
  • инвалиды, которые получили данный статус по причине аварии на Чернобыльской АЭС.

Для получения льгот этой категории необходимо предоставить в ПФ справку с медицинским заключением (МСЭ), которая является подтверждением наличия инвалидности.

Ликвидаторы аварии на ЧАЭС

Согласно данному законодательству предусмотрены такие льготы :

  • денежная компенсация самому льготнику, а также их детям в возрасте до 14 лет. Стоит отметить, что эта помощь выдается ежемесячно и должна быть потрачена исключительно на закупку продовольственных товаров;
  • ежегодная денежная компенсация за причиненный ущерб здоровью в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
  • 50% скидка на оплату коммунальных услуг;
  • единовременная выплата, если имеется инвалидность.

Помимо этого, если имеется инвалидность у данной категории граждан, им полагается :

  • бесплатное право на получение жилья либо денежная компенсация на его улучшение;
  • возможность оформления в размере 14 календарных дней;
  • получение в размере 100% от среднего заработка по последнему месту работы;
  • внеочередное вступление в жилищные и другие кооперативы по мере необходимости;
  • денежная доплата по случаю понижения на работе. Причина этому ухудшение здоровья либо инвалидность;
  • внеочередное принятие в детские сады детей, один или оба родителей которых относятся к этой категории.

Помощь для остальных федеральных льготников

Предоставление льгот для этой категории граждан регулируется статьей №3 ФЗ №5.

Если говорит о самих льготах , то они заключаются в следующем:

  • льготы по ЖКХ такие же, как и для остальных федеральных льготников (бесплатное жилплощадь, подключение телефона, скидка на оплату коммунальных услуг и так далее);
  • медицинские льготы: бесплатное протезирование (за исключением стоматологического), бесплатное лечение в муниципальных клиниках;
  • право на получение таких выплат: ЕДВ, компенсация за путевку в санаторий (в том числе и за проезд к нему), выплаты, оформленные по причине инвалидности.

Отличительные особенности от региональных льготников

Для того, чтобы более наглядно увидеть разницу между этими категориями льготников, лучшим вариантом станет обратиться к таблице:

Основные виды льгот

Как уже указано было выше, для федеральных льготников предусмотрены :

  • определенные социальные услуги;
  • Единовременная денежная выплата (ЕДВ);
  • ДЕМО.

Социальные услуги

Этот пакет услуг включает в себя предоставление бесплатных:

ЕДВ

В зависимости от того, к какой категории относится федеральный льготник, ему может выплачиваться определенная сумма ЕДВ . Ее размер напрямую зависит от того, от каких именно социальных услуг отказался тот или иной федеральный льготник.

На сегодняшний день размер ЕДВ может варьироваться от 2400 до 4800 рублей.

ДЕМО (дополнительное материальное обеспечение)

Данное обеспечение в вопросе выплат полностью лежит на федеральном бюджете.

Его размер составляет:

  • 1000 рублей для категории участников ВОВ;
  • 500 рублей, для категории военнослужащих либо же их вдовам. Также может быть выплачена жителям блокадного Ленинграда.

Региональные особенности

Необходимо понимать тот факт, что региональные льготы напрямую зависят от того, насколько может себе позволить сам бюджет конкретно взятого региона.

Основными льготами могут выступать:

  • скидка на оплату коммунальных услуг;
  • освобождение либо скидка при оплате имущественного, земельного либо транспортного налога;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте и так далее.

При этом необходимо понимать, что если в Москве скидка на транспортный налог имеется, то, допустим, в Казани его может и не быть. Именно поэтому рекомендуется узнавать о наличии тех или иных льгот по месту своего проживания .

Часто многие граждане думают, что региональные органы самоуправления могут отменить льготы, которые предусмотрены на Федеральном уровне. Однако это вовсе не так. Отмена федеральных льгот региональными властями является злостным нарушением, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

В том случае, если нарушаются права льготников необходимо сразу обращаться в прокуратуру.

О государственной поддержке федеральных льготников рассказано в следующем видеосюжете:

Что такое льготы и как ими пользоваться? Кто из граждан России сегодня может рассчитывать на льготы в той или иной сфере жизни? Из данной статьи Вы сможете узнать о различных льготах, которые предоставляются государством в качестве поддержки отдельных категорий населения страны.

К сожалению, не все граждане РФ полноценно пользуются привилегиями, которые им положены по закону, поскольку не имеют достаточно времени и сил, чтобы всегда быть в курсе новостей в сфере льгот и субсидий. Все осложняется тем, что назначение льготы может быть осуществлено только после личного заявления гражданина, а не по инициативе государственных органов. При этом, практически каждый гражданин может беспрепятственно получить причитающую ему льготу от государства, предоставив в соответствующие органы государственной власти необходимые документы, подтверждающие его права. Социальная система направлена на улучшение жизни отдельных слоев населения и заключает в себе следующие функции:

  1. достижение социального равенства в обществе - льготы предоставляются таким категориям граждан, как несовершеннолетние, инвалиды, многодетные семьи;
  2. поощрение граждан за заслуги перед Отечеством - льготы предоставляются таким категориям граждан, как инвалиды и участники ВОВ, ветераны труда, семьи погибших военнослужащих;
  3. компенсация гражданам за выполнение отдельных условий деятельности для интересов государства и общества - льготы предоставляются таким категориям граждан, как работники и военнослужащие, подвергшимся радиационному облучению;
  4. средство стимулирования - льготы предоставляются таким категориям граждан, как студенты, совмещающие работу с учебой.

Кому в России положены льготы

В соответствии с нормами российского законодательства права на помощь имеют:

  • инвалиды и ветераны труда;
  • участники Великой Отечественной Войны и иных боевых действий, а также семьи этих участников;
  • граждане, подвергшиеся радиационному облучению;
  • граждане, имеющие государственные награды;
  • малоимущие и многодетные семьи;
  • реабилитированные граждане и их родственники;
  • дети в возрасте до 16-ти лет;
  • государственные служащие;
  • пенсионеры;
  • другие категории граждан, которым могут предоставляться льготы в отдельных регионах.

Таким образом, предоставление льгот на территории Российской Федерации производится по категориальным принципам, предусматривающим оказание помощи в области социального обслуживания и обеспечения, занятости и трудовых отношений, льготного налогообложения.

Важно! Система назначения льгот построена по уравнительному принципу - в первую очередь льготы предоставляются наиболее нуждающимся гражданам.

Виды льгот для граждан РФ

Социальная система льгот весьма разнообразна, она охватывает большое количество сфер жизни общества, что позволяет своевременно оказать помощь нуждающимся гражданам. В основном льготы подразделяются по следующим категориям:

Жилищные льготы

Самым распространенным среди таких льгот является предоставление жилья, в том числе вариант «социального найма», представляющий собой аренду квартиры у государства за цену значительно ниже рыночной. Гражданам предоставляется жилье в муниципальном и государственном жилищном фонде по договору социального найма. Как правило, такие варианты используются гражданами, имеющими статус детей-сирот, до наступления совершеннолетия и теми, чье жилье было признано непригодным. Также эти граждане имеют право на получение жилья вне очереди. Среди жилищных льгот также выделяются льготы для улучшения жилищных условий. Так, если нарушены минимальные санитарные нормы жилой площади на одного человека, граждане могут рассчитывать на получение данной льготы. Кроме того, к жилищным льготам относятся льготы на оплату коммунальных платежей. В зависимости от категории льготы и региона они могут снижать оплату коммунальных платежей в размере 25-50%, а в некоторых случаях и до 100%, так, например, полной льготой сегодня пользуются некоторые крымчане. Также не стоит забывать и о льготных программах ипотечных кредитований, их тоже можно отнести к жилищной категории. Субсидируя ставки по ипотеке, государственные органы одновременно решают несколько проблем: стимулируют развитие строительной отрасли и обеспечивают граждан доступных жильем.

Транспортные льготы

Практически всем льготным категориям граждан положены льготные проездные билеты общественного транспорта внутри города. Отдельные категории граждан имеют льготы на проезд в районе 50%, другие - 100%, например, пенсионеры и дети, потерявшие кормильца. Специальные льготные тарифы предусмотрены для жителей отдаленных областей России при международном сообщении. Так, правом приобретения билета на поезд или самолет обладают жители Дальнего Востока и Калининграда.

Льготы в сфере здравоохранения

По умолчанию система здравоохранения в РФ является общедоступной и бесплатной, при этом инвалидам доступны бесплатно и некоторые категории лекарств, получаемые по рецепту врача, если при этом они входят в специальный перечень лекарств, утвержденный Министерством здравоохранения России. Программы бесплатного протезирования зубов и конечностей являются доступным вариантом в ряде районов России для инвалидов, пенсионеров, ветеранов ВОВ и других категорий. Также получить бесплатный протез могут люди, которым конечности были ампутированы в результате травмы на рабочем месте, дети-инвалиды до достижения возраста 18 лет, утратившие конечность при травме или заболевании, сотрудники правоохранительных органов, утратившие конечность во время несения службы. В данных ситуациях Фонд социального страхования полностью берет на себя расходы по протезированию.

Образовательные льготы

В основном льготы в области образования относятся к ВУЗам. Стоит отметить, что бюджетные места для бесплатного обучения студентов есть абсолютно во всех государственных высших образовательных заведениях, также в некоторых случаях государство может оплатить и коммерческое отделение. Так, льготами при поступлении могут воспользоваться призеры и победители различных олимпиад федеральных этапов, инвалиды и молодые люди, прошедшие срочную службу в Вооруженных Службах России. Кроме того, на бесплатное обучение в ВУЗах могут рассчитывать дети, оставшиеся без попечения родителей и родителей инвалидов, из малоимущих и многодетных семей. В зависимости от категории льготников можно получить следующие виды льгот:

  • прием в ВУЗ на бюджетное место без вступительных экзаменов;
  • прием на обучение в ВУЗ за счет бюджета в пределах квоты в результате успешного прохождения вступительных испытаний;
  • право на прием на подготовительное отделение ВУЗа на обучение за счет средств федерального бюджета;
  • преимущественное право зачисления в ВУЗ после успешного прохождения вступительных экзаменов и других равных условиях.
Важно! Если в отдельном регионе не хватает специалистов в конкретной области, они могут предложить абитуриенту обучение по целевому направлению, то есть регион берется оплатить его обучение на коммерческой основе, при условии, что в дальнейшем он будет работать по этой специальности в месте, которое назначит регион.

Налоговые льготы

Исходя из статьи 56 Налогового кодекса РФ, понятие налоговых льгот включает в себя возможность уплачивать сбор в меньшем размере либо не уплачивать совсем.

Льготы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ)

Стандартный налоговый вычет по НДФЛ на детей применяется, когда на обеспечении у родителей находится ребенок. Начиная с месяца рождения ребенка, один или оба родителя, а также опекуны, усыновители, попечители и приемные родители вправе применить льготу, когда ежемесячно часть дохода не облагается НДФЛ. Налоговый вычет производится на каждого ребенка, не достигшего возраста 18 лет либо 24 лет, если он является учащимся очной формы обучения, интерном, аспирантом, курсантом и другое.

Льготы по уплате налога на имущество для физических лиц

Освобождение от уплаты налога на имущества для физических лиц установлено для отдельных категорий граждан. Так, от уплаты налога освобождены инвалиды I и II групп и инвалиды с детства, лица, получающие пенсию по утрате кормильца и так далее. От уплаты имущественного налога освобождаются ветераны ВОВ, а также участники иных боевых действий.

Льготы по уплате земельного участка

Налоговая база уменьшается на одного плательщика налога в отношении земельного участка, находящегося в пользовании или пожизненном владении у Героев СССР, РФ, инвалидов, в том числе, инвалидов детства, ветеранов ВОВ и других боевых действий, физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки и других.

Льготы по уплате транспортного налога

Отметим, что с 2014 г. почти все регионы отменили льготы по транспорту для большинства категорий льготников, за исключением:

  1. ветеранов ВОВ и других боевых действий;
  2. Героев СССР, РФ и Социалистического Труда;
  3. инвалидов I и II групп;
  4. чернобыльцев.
Важно! Даже в отношении указанной категории граждан льготы распространяются только на один автомобиль, другие транспортные средства, которые принадлежат льготнику, подлежат налогообложению в полном объеме.

Льготные категории граждан достаточно разнообразны. Однако не все люди в России пользуются положенными им льготами, причем чаще всего они просто об их наличии не знают. У других же не всегда есть время, чтобы посетить все инстанции и получить необходимую информацию.

Сейчас не так много людей, которые пользуются своими привилегиями, положенными по закону. Чтобы получить льготы от государства, нужно только собрать комплект документов и предоставить в государственные органы, которые занимаются этим вопросом.

Список льготных категорий граждан и необходимые документы

Перечень категорий граждан, имеющих право на льготы, заключается в следующем. Во-первых, такое право предоставляется всем инвалидам, которые участвовали в Великой Отечественной войне или в других масштабных боевых действиях. Документом, который необходимо предоставлять для того, чтобы участвовать в тех или иных мероприятиях, является удостоверение инвалида с правом на льготы.

Во-вторых, отдельную группу составляют люди, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, но при этом получили инвалидность не из-за участия в боевых действиях, а из-за общих болезней либо увечий из-за трудовой деятельности. Учитываются и другие факторы, но при этом исключаются люди, которые стали инвалидами из-за действий противоправного характера. Документом, подтверждающим право на получение льгот, является свидетельство участника войны.

В-третьих, льготы получают и военные люди Великой Отечественной войны, причем учитываются и те, которые были в отставке или в запасе, воевавшие или временно отстраненные (при этом находились в штабах или других учреждениях, относившихся к армии). Документом тоже является удостоверение участника военных действий.

Обязательно получают льготы люди, которые во время Великой Отечественной войны служили в органах внутренних дел или обеспечивали государственную безопасность. Документы будут теми же. Причем участие в военных действиях засчитывается в счет выслуги лет для того, чтобы выйти на пенсию.

Обязательно учитывается категория граждан, которые в военное время работали на предприятиях и различных военных объектах и ведомствах. Выделяется категория лиц, которые входили в состав партизанских батальонов, выступавших против фашистов.

Отдельную группу составляют лица, которые работали в Ленинграде на предприятиях в период блокады и были награждены медалью с отметкой за оборону города. Еще одну группу формируют лица, награжденные знаком жителя Ленинграда в период блокады, при этом они признаны инвалидами из-за общих болезней, увечий по трудовым причинам или из-за прочих факторов, за исключением неправомерных действий.

Еще список пополняют лица, которые являются нетрудоспособными, при этом в их семье есть умерший инвалид военных лет. Родители человека, который погиб на войне, тоже имеют право на помощь от государства. Это же касается и членов семей, в которых военный погиб, попав в плен. Государственную помощь должны получать люди, которые проживают на территории России на данный момент, но в военные годы были несовершеннолетними и находились в гетто, концлагерях и пр.

Право на субсидии имеют люди, которые стали инвалидами из-за участия в боевых действиях в Алжире, Египте, Йемене, Вьетнаме, Сирии, Анголе, Мозамбике, Афганистане, Эфиопии, Камбодже, Лаосе, Ливане, Чечне (в том числе и на Северном Кавказе). Если военный погиб при вооруженном конфликте во время выполнения своих задач, то его семья тоже получает государственную помощь.

Отдельную группу составляют граждане страны, которые перенесли лучевое заболевание и прочие болезни из-за радиации после аварии на Чернобыльской АЭС. Это касается и тех, кто участвовал в ликвидации последствий этой катастрофы. Военные, которые были привлечены к этим работам, тоже получают льготы.

Граждане, которые были эвакуированы из области распространения радиации либо оставили эту территорию добровольно, должны получать помощь от государства. Это относится и к тем, кто подвергся радиационному облучению из-за аварии в 1957 году на заводе «Маяк», а также из-за сбросов вредных веществ в реку Теча.

Многодетные семьи тоже получают помощь от государства. Ветераны труда, военной и государственной службы входят в список тех, кому выплачиваются льготы.

Вернуться к оглавлению

Какие льготы от государства можно получить

Льгота — это преимущество, предоставляемое определенным лицам.

Сейчас существует такой перечень льгот, которые помогают улучшить условия жизни граждан:

  1. Получение жилья — предполагается для семей с большим количеством детей и матерям-одиночкам. Льгота предоставляется пенсионерам, военнослужащим, реабилитированным, ветеранам.
  2. Оплата коммунальных услуг. Этот вариант предназначен для людей некоторых профессий, работающих в селах. То же касается тех, кто пострадал при чернобыльской аварии, военнослужащих, ветеранов, инвалидов и реабилитированных.
  3. Кредитование. Такая льгота предоставляется судьям, прокурорам, милиционерам, реабилитированным, переселенцам, многодетным семьям и пострадавшим из-за чернобыльской аварии.

Под субсидией понимают выплаты, которые предоставляются из бюджета на местном или государственном уровне, из специальных фондов. Выделяют несколько видов субсидий:

  1. Безвозмездная. Такая выплата осуществляется 1 раз с определенной целью, причем средства возврату не подлежат.
  2. Целевая. Предоставляемые средства использовать можно только для достижения определенной цели.
  3. Долевая. Такой вариант считается совместным финансированием, причем необходимо выполнять требования.

Еще выделяют такие льготы, как выплаты. К примеру, они осуществляются при рождении малыша, для ухода за ним, для ухода за инвалидами и военными. Суммы выплат меняются каждый год.

Еще есть выплаты, которые являются государственной компенсацией различного вреда — нанесения ущерба или нарушения прав человека. Выделяют также пенсии. Они выплачиваются по определенным условиям, к примеру, из-за инвалидности, потери кормильца в семье, а также гражданам в определенном возрасте, которые уже прекращают трудовую деятельность. Есть специальные скидки, которые предназначены для лиц, проходящих обучение, и семей с большим количеством детей, инвалидов, ветеранов, людей, ликвидировавших последствия чернобыльской катастрофы.

Льготная категория граждан – это лица, которые получают помощь от лица государства или на местном уровне от администрации. Помощь может оказываться в натуральном или в денежном виде. По сути, для некоторых граждан предоставление привилегий такого рода связано с освобождением от ряда правил и обязанностей.

Льготы являются такой мерой соцподдержки, которая позволяет обеспечить гражданам определенный уровень проживания. В частности, речь идет о поддержании людей, входящих в перечень, экономически и морально.

Помощь оказывается людям, которые по ряду причин считаются особенно нуждающимися в таких видах помощи или наделены данным правом за особые заслуги перед государством. В статье будут рассмотрены вопросы, связанные с тем, кто может рассчитывать на получения таких видов поддержки и на каких основаниях.

Преференции такого рода используются государством в качестве инструмента для выполнения особенно важных функций для государства. В частности, речь идет об обеспечении социального и финансового равенства. Все виды помощи можно условно разделить на несколько групп, и каждая из них имеет свои причины и основания. Для удобства составим небольшую таблицу.

Причина предоставления льгот Категория соискателей
Особая потребность в финансовой и социальной поддержке
  • женщины;
  • лица, не достигшие несовершеннолетнего возраста;
  • граждане с инвалидностью;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры.
За особые заслуги перед государством
  • семьи погибших участников боевых действий;
  • участники военных сражений;
  • работники силовых структур.
За работу во вредных и опасных условиях на благо государства
  • работники железнодорожной отрасли;
  • шахтеры;
  • военные;
  • лица, пострадавшие от радиационного излучения.
Для стимулирования к трудовой деятельности
  • молодые специалисты.

На государственном уровне решение о предоставлении льгот принимаются на основании федеральных законопроектов и указов президента, а на местном – на основании региональных законов. Далее несколько подробнее рассмотрим отдельные категории граждан, которые могут рассчитывать на помощь от государства и виды преференций, которые на них распространяются.

Кто является льготником на федеральном и региональном уровнях

По факту, льготников в России очень много. Основная сложность заключается в том, что некоторые лица даже не догадываются о том, что у них есть какие-либо права. Как известно, помощь предоставляется только в заявительном порядке, а люди, не имеющие представления о своих возможностях, считают, что обращаться за помощью не стоит по ряду причин.

В разных областях и краях нашей страны перечень привилегий несколько различается. Если федеральные привилегии распространяются на всех льготников без исключения, то на местном уровне в последнее время соцподдержка стала оказываться более адресно. По факту, существует два перечня претендентов на льготы.

В первый входят лица, которые наделены особыми правами на государственном уровне, а во второй лица, которые могут рассчитывать на помощь в регионе своего жительства. Итак, федеральные льготники это:

  • дети и взрослые с ограничениями по здоровью (с инвалидность);
  • пенсионеры;
  • многодетные семьи;
  • дети до 3 лет;
  • лица, особенно нуждающиеся в поддержке;
  • молодые семейные пары;
  • ветераны ВОВ;
  • лица, не имеющие трудоустройства;
  • доноры крови.

На региональном уровне перечень льготников дополнен следующими лицами:

  • лица, не способные к труду;
  • женщины в положении;
  • вдовы и дети погибших военнослужащие;
  • лица, находившиеся на иждивении другого человека, впоследствии погибшего.

Перечень на местном уровне может быть дополнен другими категориями граждан, а вот на федеральном, список носит закрытый характер.

Кратко о предоставляемых льготах

Для каждой группы льготников установлены свои виды помощи. В приоритете находится соцподдержка маленьких детей и граждан с инвалидностью. Для детей устанавливается право на проезд в общественном транспорте без оплаты билета.

Школьникам предоставляется возможность приобрести проездной билет со скидкой, а родителям малышей до 3 лет можно купить медикаменты на льготных условиях, если их выписал лечащий врач. Если у ребенка есть инвалидность, то ему полагается специальное пенсионное пособие.

Инвалиды также могут рассчитывать на различные преференции, в частности на бесплатное медицинское лечение и протезирование, на проезд без оплаты и на обслуживание вне очереди. Некоторые из указанных видов помощи распространяются на ветеранов и пенсионеров, а также на многодетные семьи. Для каждой группы льготников установлены свои виды материальной помощи.

Порядок оформления соцподдержки

Как уже было отмечено, все виды льгот предоставляются в заявительном порядке, однако кроме заявки в стандартной форме потребуется представить полный пакет обязательной документации. В частности, могут потребоваться бумаги, удостоверяющие личность соискателя, и различные справки и выписки, подтверждающие право гражданина на госпомощь.

После подачи заявления в исполнительный орган сотрудник ведомства рассматривает обращение и выносит решение. В случае положительного итога соискатель начинает пользоваться льготами.

Заключение

Лица, входящие в перечень льготников, могут обратиться в исполнительный орган и оформить различные виды льгот и пособий. На такую помощь вправе рассчитывать только определенные категории граждан, в отношении которых действует хотя бы одна из причин для предоставления соцподдержки.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами. Именно этот конституционный принцип во многом предопределяет содержание статей гл. 7 Кодекса и многих других его положений.

Разъясняя указанную норму Конституции РФ, специалисты отмечают, что она закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья.

В новой системе государство и муниципальные органы тотально не аккумулируют средства населения для последующего жилищного строительства и распределения квартир.

Теперь каждый должен самостоятельно вкладывать средства в покупку или строительство жилья, не рассчитывая на решение своей жилищной проблемы за счет государственного и муниципального жилищных фондов.

Время новоселья будет определяться не многими годами ожидания в очереди на получение жилья, не решением органов управления и профкомов, как было ранее, а доходами гражданина, материальной возможностью купить, построить или нанять жилье. Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, указанные в законах, будут

обеспечиваться жильем исходя из традиционных для отечественного законодательства принципов: сохраняется режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленными нормами из государственного или муниципального жилищного фонда. Эмоциональная оценка приведенных рассуждений может быть различной, однако необходимо признать, что они объективно отражают существующую в современной России экономико-правовую реальность.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены в ст. 51 Кодекса. Согласно ч. 3 ст. 49 Кодекса жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Отметим, что положения Кодекса о правовом регулировании оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и порядка предоставления им жилья (ч. 3 ст. 49) следует толковать ограничительно: поскольку здесь говорится о федеральных и региональных законах и указах Президента РФ, постольку органы исполнительной власти федерального и регионального уровня не наделены правом определять основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 49 Кодекса нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: а) малоимущие граждане, б) иные категории граждан, определенные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Например, особенности обеспечения жильем такой категории граждан, как инвалиды, предусмотрены ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(14). Обеспечение жильем инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, а также иных категорий ветеранов осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 14-21 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ", который применяется в редакции ФЗ от 02.01.2000 г. N 40-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями*(15). Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (см. ч. 2 ст. 49 Кодекса).

Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (см. п. 3 ст. 13 Кодекса). Ориентиром здесь могут служить, например, положения ФЗ от 05.04.2003 г. N "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"*(16). Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи был утвержден постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. N 512.

При признании гражданина малоимущим должны учитываться не только размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, но и стоимость имущества, принадлежащего на праве собственности членам его семьи и подлежащего налогообложению. Введение такого критерия, как стоимость семейного имущества, направлено на обеспечение более объективного подхода при решении вопроса о признании лица малоимущим. Однако Кодекс в данном случае не дает ответа на вопрос, кого можно считать членами семьи. Это – существенный недостаток указанной нормы, поскольку в результате создаются неоправданные возможности для расширительного толкования понятия "члены семьи" на региональном уровне: порядок признания гражданина малоимущим должен определяться законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 49 Кодекса). Представляется, что поскольку в данном случае мы имеем дело с очевидным "пробелом" в правовом регулировании, во избежание неоднозначного толкования указанного понятия и ошибок в правоприменении необходимо по аналогии закона (см. ч. 1 ст. 7 Кодекса) применять правила ч. 1 ст. 69 Кодекса, устанавливающие круг членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с Методическими рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденными приказом Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 г. N 17*(18) при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина- заявителя рекомендуется учитывать все виды доходов, полученные гражданином- заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином- заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе: а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"; б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством: в) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: – , компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров: – ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;

Стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно- исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; – пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах; – пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Ежемесячное пособие на ребенка; – ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; – ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе; – ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства:

Ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; е) надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в подпункте "д", и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями; ж) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину-заявителю, к которым относятся: – доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) недвижимого имущества ( , домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств; – доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); з) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя, в которые включаются: – денежное довольствие военнослужащих (за исключением доходов военнослужащих, указанных в п. 3.6 данных Методических рекомендаций), сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации; – единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной службы; – оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; – материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования; – доходы от занятий ской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства: – доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организаций; – , получаемые членами семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином заявителем; – проценты по банковским вкладам; – наследуемые и подаренные денежные средства: – денежные эквиваленты полученных членами семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином-заявителем льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями. При принятии закона субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан также рекомендуется включать следующие виды доходов, не указанные в Постановлении Правительства РФ от 20.08.2003 г. N512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи": а) денежные эквиваленты предоставляемых гражданам льгот и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и транспортных услуг, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в виде предоставленных гражданам скидок с оплаты (то есть денежные эквиваленты льгот и компенсаций по оплате транспортных услуг, денежные эквиваленты льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг); б) денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки и связанных с оплатой жилого помещения, коммунальных или транспортных услуг (или) в виде денежных выплат, а также компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан (суммы предоставленных субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных и транспортных услуг); в) компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан;

г) денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного; д) денежные средства из любых источников (за исключением собственных средств гражданина-заявителя или членов его семьи), направленные на оплату обучения гражданина-заявителя или членов его семьи в образовательных учреждениях; е) доходы, полученные от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования; ж) доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных; з) суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций различным категориям граждан, определенным в соответствии со следующими законами: – Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"*(19); – ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О "*(20); – ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(21); – ФЗ от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"*(22); – ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; и) суммы предоставленной государственной социальной помощи. При принятии закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан не рекомендуется включать:

Единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы; – компенсации материальных затрат, выплачиваемые безработным гражданам в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"*(23); – пособия на погребение, выплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"*(24): ежегодные компенсации и разовые (единовременные) пособия, предоставляемые различным категориям граждан в соответствии со следующими законами: – Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской

АЭС"; – ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О "; – ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; – ФЗ от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; – ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Из дохода семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя рекомендуется исключать суммы уплачиваемых алиментов. Малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, по договору социального найма предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.

В соответствии с ч. 9 ст. 156 Кодекса граждане, признанные в установленном порядке малоимущими, проживающие по договору социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем). Таким образом, указанной категории граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в пользование фактически бесплатно. Однако полезно обратить внимание на то, что при бесплатном предоставлении жилого помещения наниматель освобождается от внесения платы только за пользование таким помещением, но не от обязанности оплачивать содержание и ремонт жилого помещения, а также вносить коммунальные платежи. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в ст. 154 Кодекса. Нельзя не обратить внимание на то, что согласно ст. 49 Кодекса основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут устанавливаться не только Кодексом, но также другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Представляется, что все такие основания было целесообразно исчерпывающим образом определить именно в Кодексе, ограничив возможность нормотворчества по этому вопросу. Поскольку это не сделано, нетрудно предположить, что люди, нуждающиеся в жилом помещении по объективным основаниям, указанным в Кодексе (см. ст. 51), могут быть "оттеснены" в очереди на получение жилья теми категориями граждан, жилищные интересы которых пролоббированы на федеральном и региональном уровнях.

Категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 Кодекса, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 49 Кодекса жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. Напомним, что по общему правилу участниками жилищных отношений могут быть как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства

(см. ст. 4 Кодекса). Однако применительно к социальному найму введено исключение из этого правила: по договорам социального найма жилые помещения предоставляются только гражданам России, если международным договором не предусмотрено иное (нормы международного права приоритетны по отношению к национальному законодательству). Следует полагать, что эта правовая новелла имеет целью обеспечить бесплатным или предоставляемым за более или менее доступную плату жильем прежде всего российских граждан.

Тихомиров М.Ю. Жилищный учет: очередность и порядок предоставления жилых помещений – "Изд. Тихомирова М.Ю.", 2011 г. – 65 с.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись