Что такое земельный пай? Земельный пай – характеристика, использование и стоимость Назначение земельного пая.

Главная проблема при оформлении – это как правильно пройти все процедуры от начала до конца, в короткие сроки (на сколько это предоставляется возможным). Схема на сегодняшний день подробно проработана , от будущего владельца потребуются материальные вложения и время. Зато после гарантировано становление полноправным собственником земельного пая и полная свобода в распоряжении им по собственному усмотрению.

Реформы первой половины 90-х годов 20-го века положили начало возникновения . Именно тогда было принято решение передачи земли, которая принадлежала совхозу, в личное владение населению сел и фермерам. Сельчанам вручили документы, предоставляющие право на конкретную долю земельного участка — так называемого земельного пая.

Специфика оформления земельного пая как недвижимого имущества

Предмет имущества получился специфическим, в силу того, что паи не выделили из единого аграрного массива . Следовательно, собственники не имели возможности отделить свою землю от земли своих соседей. Если разбираться глубже, то пай не является землей, пай – это право на землю .

Но данное право дает возможность распоряжаться им как с конкретными возможностями: , дарственной, и т.д.

При оформлении земельного пая как недвижимого имущества следует опираться на земельное и гражданское законодательство . В особенности взять в учет то, что является ведение на нем сельского хозяйства .

Первым шагом будет установление прав на землю и оформление ее в собственность . При оформлении придется запастись терпением, так как данная процедура занимает длительное время.

Пошаговый порядок оформления в собственность

Вы должны быть готовы к тому, что процедуры оформления отнимут у вас большое количество времени, учитывая, что все обстоятельства при оформлении будут складываться благоприятно. Речь идет как минимум об одном годе , а то и куда больше. Ниже разберем пошаговый порядок, как получить пай в собственность.

Необходимо поставить в известность все заинтересованные лица. Это делается с помощью подачи объявления в официальные СМИ местного характера. В нем излагается, что собственник земельного пая хочет отделиться от общего массива и предоставить примерные . Также желательно, но не обязательно поставить в известность лица, владеющие другими частями общего участка.

  1. Проводится общее собрание с собственниками других земельных паев. Проведение собрания возможно по истечению не ранее 1 месяца после выхода в публикацию объявления. Ход собрания должен фиксироваться в протоколе со всеми яками, принятыми решениями и подписями всех участников собрания.
  2. Проводится и дальнейшее заключение договора. Это процедура создания объекта недвижимости, в данном случае – земельного участка. Благодаря процедуре межевания устанавливаются и закрепляются границы земельного участка . Этот этап является самым затратным в финансовом плане и самым длительным по временному промежутку (от полугода до 1 года). Можно объединится с несколькими владельцами других участков, так выйдет гораздо дешевле для каждого собственника.
  3. . Это важный документ подтверждающий . Он несет в себе следующую уникальную информацию: , масштабы, адрес по которому он находится, . Также в нем зафиксирован план месторасположения и границы.
  4. Проведение процедуры Росреестром на новый участок . Для обращения в Росреестр необходимо оформить и собрать все документы на землю. Услуги – платные. Для граждан оплата обойдется в 2 000 рублей . Начиная с 2016 года свидетельство о регистрации права в письменном виде на руки не выдается. Доказательством послужит .

В случае купленного пая

Земельный пай, как любая собственность, и . Чтобы сделка считалась действительной, и при получении права собственности не возникло никаких проблем, новому собственнику необходимо пройти процедуру регистрации права собственности в Росреестре . Для этого необходимо:

  • Обращение со стороны покупателя;
  • Квитанции об оплате государственной пошлины;
  • Копии паспортов от двух сторон;
  • Соглашение администрации на передачу участка в собственность другого лица;
  • Доказательство о факте информирования других владельцев земельного пая;
  • Договор, составленный со стороной продавца;
  • Соглашение на сделку законного супруга продающего земельный пай;
  • Акт, удостоверяющий законность прав со стороны продавца.

При желании новый владелец земельного участка может отделить его из общего, организовав собрание всех собственников посредством проведения межевания. Либо пользоваться данной землей на тех же условиях, что и прежний владелец.

Оформление в собственное имущество пая, полученного в наследство

Процедура оформления регистрации , осуществляется в общем порядке. Для выдачи нотариусом документа, который по истечению 6 месяцев даст вам право стать полноценным владельцем земельного участка, необходимо сделать следующее:

  1. Оценить . Необходимо в случае отсутствия завещания, для того чтобы все лица имеющие отношение к наследству получили одинаковые по цене доли участка погибшего. Для проведения экспертизы оценки стоимости участка можно воспользоваться услугами независимого специалиста или направить обращение в соответствующий Департамент. Документ с результатом оценки необходимо предоставить вашему нотариусу.
  2. Убедиться, что на завещанный земельный пай отсутствуют . Так как земля может быть арестована или заложена. В данном случае необходимо достичь ее освобождения из-под ареста и только потом начать процедуру вступления в наследство.
  3. Получить гарантию в отсутствии задолженностей — справка выдается в налоговой службе.

К сведению: передать в собственность земельный пай покупателю до закрытия всех имеющихся задолженностей не предоставляется возможным.

При оформлении в собственность земельного пая главное — помнить о его предназначении. Абсолютно все паи прибывают в составе земель сельскохозяйственного назначения, соответственно, они должны эксплуатироваться в соответствии с . В обратном случае грозит лишение прав на участок с его изъятием и наложением штрафа.

О выделении в натуре

Подробная консультация о том, как осуществляется эта процедура — от юридической фирмы «Флинт».

С. КУЛЫГИНА

С. Кулыгина, экономист.

В правовых актах по земельному вопросу, изданных в период последнего реформирования сельского хозяйства страны (начиная с 1991 г.), наблюдается различный подход к одним и тем же людям в зависимости от времени выхода того или иного акта. Речь идет о достаточно широкой категории граждан - сельских пенсионерах, работавших ранее в социальной сфере. Это бывшие работники народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания. Все они не включаются в списки лиц, имеющих право на земельную долю при реорганизации колхозов и совхозов в новые АО, ТОО и т.п., чем фактически подвергнуты дискриминации по возрастному признаку. Их лишили различных льгот на услуги, связанные с использованием сельхозтехники, обеспечением топливом, газом и т.п., которыми пользуются члены новоявленных АО и ТОО. Земельные угодья для выпаса скота и сенокошения, которыми они пользовались десятилетиями, им приходится теперь арендовать у нового собственника. При существующих скудных пенсиях многие ветераны окажутся неплатежеспособными и будут вынуждены отказаться от содержания домашнего скота.

Регулирование вопросов, связанных с правом собственности на землю, должно осуществляться согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации, федеральным законом. Однако на сегодняшний день по этому вопросу существует лишь несколько указов Президента РФ и постановлений Правительства.

В защиту своих прав граждане не могут обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации ввиду отсутствия закона, а суды на местах не знают, как решать возникающие споры. До сих пор наделение земельными паями осуществлялось местными органами самоуправления во исполнение постановлений Правительства.

В то же время Закон "О земельной реформе", принятый Верховным Советом РСФСР 23 ноября 1990 г., не решил конкретных вопросов собственности на землю. Это и понятно. Тогда еще действовала Конституция РСФСР, в соответствии с которой земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являлись достоянием народов, проживающих на соответствующей территории.

Видимо, после принятия новой Конституции РФ в декабре 1993 г. действие существовавших на тот момент нормативных актов в области земельной реформы следовало в отдельных вопросах принципиально пересмотреть. Поэтому заявление Государственной Думы, принятое Постановлением от 13 марта 1996 г., о том, что правоотношения собственности на землю, не основывающиеся на федеральном законе, "не пользуются правовой поддержкой и защитой со стороны государства и могут быть оспорены по суду", опоздало по крайней мере на два с половиной года и могло появиться не только в связи с президентским Указом от 7 марта 1996 г.

Правовая непоследовательность в земельном законодательстве повлекла за собой правовые ошибки. В частности, нормативные акты исполнительных органов государственной власти Российской Федерации содержат правовую неопределенность, дающую возможность двоякого толкования. Наблюдаются, например, различные взгляды на вопрос: включаются либо не включаются пенсионеры социальной сферы села в число лиц, имеющих право на земельную долю бесплатно. В результате чего получилось, что одни и те же люди в разное время (в зависимости от времени выхода постановлений Правительства) могли либо иметь это право, либо нет, что не могло не привести к определенным коллизиям, в результате которых возникали судебные разбирательства.

Так, в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (п. 9) это право определено следующим образом: "Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства".

Трудовые коллективы, как правило, и наделяли пенсионеров социальной сферы паями наравне с работниками социальной сферы и пенсионерами хозяйств, что соответствовало и здравому смыслу. В противном случае перечеркивается 30 - 40-летняя трудовая жизнь на благо совхоза этих пенсионеров. Надо было, оказывается, хотя бы один день проработать в АО, ТОО и т.д., чтобы не было подобных проблем.

Кроме того, в законодательстве на тот период предусматривалась "равная защита прав граждан", чем, видимо, и руководствовались вначале местные органы самоуправления и земельные комитеты при доведении информации о предстоящей реорганизации до трудовых коллективов хозяйства. Там, где земли было достаточно (как, например, в Тверской области), трудовые коллективы хозяйств, как правило, наделяли долями и работающих на тот момент в социальной сфере, и тех, кто обслуживал эту сферу в прошлом, - пенсионеров.

Однако позже, а именно после выхода Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. N 213 и во исполнение его - Постановления Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, "установка" резко поменялась не в пользу этих пенсионеров. До регионов было доведено письмом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации от 14 декабря 1992 г. N 2-12/3227. В соответствии с ним, во-первых, не подлежат пересмотру решения трудовых коллективов хозяйств о наделении земельными долями, принятые до 4 сентября 1992 г.; во-вторых, после этой даты юридическую силу в вопросах наделения земельными долями стали иметь только решения глав местных администраций. Подтверждением тому является ответ на запрос Андреапольского районного суда Тверской области из Главного управления аграрной политики Минсельхоза РФ за подписью начальника главка В. Денисова: "В соответствии с действующим законодательством... пенсионеры социальной сферы не включены в перечень лиц, имеющих право на земельную долю (пай) при реорганизации колхозов и совхозов". Суждение достаточно категоричное, хотя прямого запрета в законодательстве все-таки не было.

Кроме того, при тщательном анализе вышеназванных нормативных актов выясняется, что в Постановлении Правительства РФ N 708 содержится неверное толкование самого Указа Президента РФ от 2 марта 1992 г. В Указе речь идет не об установлении категорий лиц, обладающих правом на земельный пай, а о порядке исчисления среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность. Из смысла этой нормы Указа не следует, что теми лицами, которые в нем перечислены, вообще исчерпывается круг лиц, обладающих правом на земельную долю. Однако Правительство сочло, что перечень лиц, на суммарную численность которых делится площадь сельскохозяйственных угодий района, идентичен перечню лиц, обладающих правом на земельные доли. Здесь отсутствует и логическая, и юридическая связь. А в Положении о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, в ч. 2 ст. 9 категорично записано: "...К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента от 2 марта 1992 г. N 213...". Представляется, что это все-таки различные перечни лиц.

Текст же самого Указа также логически противоречив, поскольку в нем одному и тому же понятию - "работающие в сельском хозяйстве" дается два разных определения. Из п. 1 Указа Президента РФ N 213: "...делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе)". И тут же: "В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств".

На практике после выхода Указа и особенно после Постановления Правительства РФ N 708 началась "эпопея" лишения земельных долей (паев) пенсионеров социальной сферы как незаконно полученных. Земельные комитеты могли просто не выдавать свидетельства о праве на земельную собственность, невзирая на то, что эти лица фактически являлись членами АО. В одном конкретном случае истцом в судебном споре была пенсионерка сельской социальной сферы Андреапольского района Тверской области, которая являлась членом АО "Спутник". Но через два года ей не выдали свидетельство о праве собственности на земельную долю. В земельном комитете мотивировали это тем, что права на такую долю она, оказывается, не имеет.

Судебная практика на сегодняшний день идет в основном по пути отказов. Судьи, видимо, просто не знают, как решать эти споры, пока нет закона. Зачастую обращения пенсионеров в суд вызывают негативную реакцию местных властей в виде окончательного лишения паев тех, кто жалуется.

Продолжая освещение проблемы, надо отметить, что после вступления в силу новой Конституции РФ Указом Президента РФ были признаны недействительными многие статьи Земельного кодекса. В частности, потеряли юридическую силу решения трудовых коллективов по вопросам собственности на земельные доли при реорганизации колхозов и совхозов. Все реформирование сельского хозяйства было полностью отнесено к ведению местных администраций. Это привело к различного рода фальсификациям документов, связанным с реорганизацией. Сроки после 4 сентября 1992 г., т.е. времени выхода Постановления Правительства РФ N 708, стали больше устраивать районное руководство. Ведь с этого момента можно было не наделять достаточно широкий круг граждан земельными долями (паями). Благодаря "изменению" в документах сроков проведения общих собраний и отнимались паи у тех, кто получил их раньше этого срока.

Подобная путаница в документах привела к появлению немалого массива просто неучтенных земель и к возможности манипулировать ими.

Поэтому было бы целесообразно и необходимо внести в проект Земельного кодекса РФ, который пока еще окончательно не принят, следующее положение: "Наделение пенсионеров социальной сферы, проживающих на территориях хозяйств, земельными долями (паями) по решениям трудовых коллективов при реорганизации сельскохозяйственных предприятий считать правомерным и не подлежащим пересмотру".

Покупка земельного участка сельскохозяйственного значения, относящегося к категории недвижимого имущества, имеет свои юридические особенности и нюансы. Такие земли имеют исключительное целевое назначение и используются только для земледельческих нужд. Как правильно продать или приобрести земельный надел? Об этом подробно расскажет данная статья.

Паем называют земельный участок сельскохозяйственного значения, который выделяют из общего государственного земельного фонда (согласно ст. 77 Земельного Кодекса РФ).

Находится выделенная земля вне пределов пунктов с населением, и предназначается для посадки овощей, зерновых культур, виноградников, садов, многолетних растений, а также для пашен и сенокосов. На паях разрешается выпас скотов и постройка частного дома или дачи.

Земельный пай приобретают куплей-продажей. Участок разрешено передать или , поменять на другие виды недвижимости, сдавать в аренду, подарить, оформить в виде уставного капитала при вступлении в кооператив. Для этого у хозяина земли на руках должно быть свидетельство о праве пользования наделом и произведенное межевание земли.

В свидетельстве указываются данные о размере пая в проценте без его границы. Определение площади с выделенной границей, планом и межеванием утверждаются на собрании всех владельцев кооператива.
Затем в земельном комитете по месту (районном отделе Росреестра) необходимо получить кадастровый паспорт, в котором должно быть указано, что план участка находится в пределах юридических земельных норм.

Следом получают и технический паспорт, и извещают через СМИ (в местной газете) о формировании участка земли. Такая новость подается за 1 месяц до земледельческих работ по факту.

Земельный фонд полностью контролируется государством. Пай сельскохозяйственной земли может принадлежать и использоваться:

  • постоянно проживающими сельскими жителями;
  • учебными заведениями с соответствующими целями;
  • местным населением, осуществляющим коммерческую деятельность;
  • фермерами;
  • общественными, религиозными и коммерческими организациями, ведущими подсобное хозяйство;
  • иностранными физическими и юридическим лицами, работающими в направлении развития земельных хозяйств.

Согласно Закону РФ, бесплатные земельные паи сельхозназначения выделяются членам колхозов, совхозов 1 раз безвозмездно. Долевая паевая часть составляет 10 га.

Поделить общие земли в кооперативе можно при согласии всех собственников на основании решения специальной комиссии из состава сельхозпредприятия. При этом возникающие возражения решаются через суд. Период оформления земли длится около 2 месяцев.

После межевания и передачи земли в индивидуальное пользование, ей присваивают номер. Каждую долю обязательно ставят на учет.

Цена участка образована на основании размеров, качества земли (плодородности) и удаления от инфраструктуры.

Сколько стоит продать земельный пай? Примерная стоимость надела (кадастровая и рыночная) от 50 000 до 250 000 рублей за 100 м².

Как продать земельный пай сельхозназначения, особенности продажи

Земельный участок владелец можно продать только после того, как предложит его купить органам местной власти (согласно ст. 8 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Для этого составляется письмо в администрацию, в котором указываются:

  • размеры и территориальное расположение участка;
  • стоимость для продажи;
  • расчетные сроки.

Государственные органы в течение 1 месяца должны вынести свое решение и уведомить собственника. При положительном ответе владелец земли в течение года пользуется разрешенным правом на продажу. Если сделки не произошло, нужно будет снова брать разрешение.

У продавца земли должны быть такие документы:

1. Кадастровый паспорт или выписка с указанием возникшего основания владения.
2. Государственное свидетельство о праве собственности.
3. Разрешение супруга (-ги) на проведение сделки. Одобрение оформляется нотариально.
4. Решение муниципального совета о намечающейся продаже.
5. Выписка из БТИ (при наличии построек на земле).
6. Справка ЕГРП.
7. Нотариальная доверенность на представителя, осуществляющего продажу.

Договор купли-продажи проходит при нормативном регулировании ГК РФ, и должен иметь необходимые данные о двух сторонах сделки.

Собственник вправе сам решить для себя, что ему выгоднее — продать землю или отдать ее в аренду, ежегодно получая стабильный доход.

Размер налога при передаче земли облагается обязательным налогом, который зависит от кадастровой цены и не может быть меньше, чем 1 000 рублей.

ВАЖНО! Владелец пая с сельхозназначением имеет право распоряжаться землей в пределах действующих норм земельного законодательства. В случае, когда человек, имеющий участок не воспользуется своим правом пользования, то такое имущество признается невостребованным.

Процесс купли-продажи пройдет без проблем, если правильно собрать всю необходимую документацию и провести договор в соответствии с юридическими нормами. Удачного приобретения!

С 1997 года государство выделяет физическим и юридическим лицам земельные паи. Эти участки земли выдаются для пожизненного пользования, их можно продавать, дарить или сдавать в аренду.

Для совершения любого действия с имеющимся участком следует предварительно правильно оформить документы на право собственности.

Порядок выделения земельного пая

Земельные паи выделяются и оформляются в соответствии с . Руководствуясь пунктами федерального получить участок земли можно:

  • Купив его на общих основаниях у другого физического или юридического лица;
  • Получив его по договору дарения или по закону наследования;
  • Получив его от государства в виде выдела.

Любой способ приобретения требует соответствующего статьям законодательства оформления права собственности.

После оформления участка собственник может производить на нем сельскохозяйственные работы, выращивая продукцию для себя или на продажу. Также землю можно подарить, сдать в аренду, продать, после смерти владельца она наследуется по закону.

Выделение земельных паев в натуру

Полученные земельные паи первоначально имеют лишь условные границы, а получивший право собственности владелец должен выделить его из общей массы. Отсутствие выделения не позволит гражданину распоряжаться участком по своему усмотрению и производить с ним арендные сделки.

Можно ли продать земельный пай без выдела в натуре?

Ответ на данный вопрос однозначный – нет. Пока участок не будет выделен его можно только передавать по наследству.

Процедура выдела земли сельхозназначения из общего оборота в натуру проходит в несколько основных этапов, главным из которых является межевание. Межевание проводится специализированными службами, зачастую это БТИ, хотя можно обращаться к услугам иных компаний, имеющих лицензию на данный вид деятельности. Назначение процедуры межевания – выделение четких границ участка. Границы переносятся в кадастровый паспорт участка. Также доля имеющейся земли должна получить привязку к местности.

Выделение земельных паев колхозникам

  • Работники колхозов, совхозов и сельскохозяйственных предприятий;
  • Вышедшие на пенсию трудящиеся предприятий сельскохозяйственного назначения;
  • Сотрудники, работающие в организациях здравоохранения и сфере культурного досуга.

Выдел участков для указанных лиц проходит бесплатно, но вот оформление документов должно быть оплачено гражданами лично. При выделе доли колхознику придется оплатить кадастровое оформление, а впоследствии ежегодно выплачивать налоговые обязательства.

Как выделить земельный пай из общей долевой собственности

Владеть участком земли можно и без выдела из общей долевой собственности. Но такое владение является неполным и создает некоторые проблемы владельцу, особенно при желании продать его иному гражданину.

Перед оформлениями сделок приходится определять свою долю земли и заниматься ее выделением.

Выдел доли происходит в следующем порядке:

  • Проведение межевания участка;
  • По окончании выделения необходимого количества га, БТИ дает регистрационный
    номер выделенной доле;
  • Собственник подает объявление в газету о том, что намерен произвести долевое выделение земли. В объявление указываются данные участка, с привязкой к местности и ФИО владельца. На протяжении месяца могут поступать возражения от иных владельцев соседних участков о проведении выделения;
  • По окончании отведенного срока проводится общее собрание владельцев, на котором проводится голосование. Выделение доли, должно быть принято единогласно;
  • Результаты голосования оформляются актом;
  • После этого следует обратиться в геодезическую компанию для получения кадастрового паспорта.

Полученный документ сдается на регистрацию и в течение месяца собственник получает бумагу, которая свидетельствует о его правах на выделенную долю.

Образец заявления о выделе земельного пая

Для оформления первичной документации владелец земельного пая обязан написать заявление, которое подается в БТИ.

В заявлении необходимо указать:

  • ФИО собственника доли участка;
  • Описываются основания для получения индивидуальной доли;
  • Приводится подробная информация о месторасположении имеющейся доли.