Что является предметом изучения курса правоохранительные органы. Общие положения

В результате изучения раздела студент должен:

  • знать систему курса «Правоохранительные органы России», соотношение данного курса с другими юридическими дисциплинами;
  • уметь анализировать основные понятия учебного курса «Правоохранительные органы России», давать общую характеристику федерального законодательства и других нормативных правовых актов, в том числе о судах;
  • владеть навыками сравнительного исследования Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов правоохранительных органов РФ.

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Предмет и система курса «Правоохранительные органы России», методы его изучения

Накопленный объем научных знаний о государственном устройстве России, опыт практической деятельности в государстве по созданию, построению правоохранительных органов, организация деятельности государственных органов по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России».

Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его определения не выработано. К определению предмета учебной дисциплины существует несколько подходов. Одни ученые отталкиваются от назначения уголовного процесса и организации в государстве уголовного преследования за совершенные преступления. Другие исходят из построения в государстве судебной системы и связанных с ней в своей деятельности органов прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет учебной дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих отдельные виды правоохранительной деятельности наряду с главной и основной для них иной правоисполнительной деятельностью.

Определение предмета учебного курса «Правоохранительные органы России», по нашему мнению, опирается на организацию осуществления предусмотренной законом правоохранительной деятельности. Органы государства, специальные учреждения и должностные лица, организующие предусмотренную законом правоохранительную деятельность, составляют основу для выделения предмета изучения.

Содержание предмета образует совокупность имеющихся в обществе знаний о существующих в Российской Федерации правоохранительных органах и их системе на всей территории государства. Этот элемент предмета является ключевым, так как выражает сущностное понятие учебной дисциплины и раскрывает направленность изучения материала. Действующие нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, составляют значительную часть содержания предмета учебной дисциплины. Более глубокое проникновение в содержание предмета предполагает изучение организации и построения отдельных правоохранительных органов, их системы, структуры, состава и компетенции звеньев этих органов. Порядок назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения работников правоохранительных органов, продвижение их по службе, поощрения и дисциплинарная ответственность составляют неотъемлемую часть предмета изучения.

Освоение учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» не ограничивается знанием только современного состояния законодательства. Ознакомление с историей становления и развития правоохранительных органов в Российской империи, РСФСР и СССР, а также с нормативными актами, регулировавшими организацию и деятельность правоохранительных органов, позволяет освоить и эту часть знаний. Наряду с историей информационную часть содержания предмета составляют и нормативно-обзорные материалы о правоохранительных органах и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных государствах Европы, Азии и Америки.

Такой подход к определению предмета учебного курса делает его сложной, комплексной юридической дисциплиной. Все названные элементы предмета в совокупности дают представление о направленности учебной дисциплины и выполняют организующую роль в подборе и изучении необходимого материала.

Таким образом, предмет учебного курса «Правоохранительные органы России» можно определить как совокупность учебно-научной, законо- дательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов и их построении.

Учитывая, что в научной и учебной литературе нет единства мнений в определении понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы», содержание предмета изучения может корректироваться различными учеными, представляющими разные научные школы.

Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе, обеспечивающей последовательное и осознанное усвоение материала изучаемой дисциплины.

Формирование системы учебного курса в имеющихся в России учебниках и учебных пособиях осуществляется по-разному. Одни излагают учебный материал в определенной последовательности глав, другие выделяют разделы и главы, в которых систематизируется изучаемый материал, третьи предлагают выделить две части: Общую и Особенную.

В данном учебнике авторами предлагается также определенная систематизация изложения материала, которую можно посмотреть и вывести из оглавления работы. Излагаемый вариант системы учебного курса основан на анализе имевшихся вариантов на период подготовки учебника и отражает предложение авторов по взаимосвязи материала курса.

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Органы судебной власти и судебная система Российской Федерации.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности в Российской Федерации.

Раздел IV. Органы предварительного расследования и прокурорского надзора.

Раздел V. Органы по обеспечению правовой помощи.

Раздел VI. Органы юстиции в зарубежных государствах.

Для получения и усвоения знаний по учебному курсу используются имеющиеся в науке методы познания выделяемых явлений. При освоении курса «Правоохранительные органы России» ведущим является диалектический метод: реально существующие правоохранительные органы изучаются не только в статике, но и в динамике, во взаимосвязи с другими органами и организациями. Используются также и другие методы: формально-юридический, исторический, сравнительного анализа, системного анализа, конкретно-социологический.

Предметом дисциплины является изучение компетенций уполномоченных государством правоохранительных органах (ПО), их организационной структуры, основных направлений деятельности, их взаимодействия между собой и с другими органами гос. власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.

Система – это совокупность отдельных элементов, составляющих единое целое.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

В общей части рассматриваются: понятие правоохранительных органов, их система, предмет и задачи курса, основные законодательные акты и иные источники, взаимосвязь курса ПО с др. учебными дисциплинами.

В особенной части рассматриваются вопросы организации и деятельности конкретных ПО в отдельности: их место в системе ПО, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, основные направления деятельности, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в ПО, правовой статус работников ПО.

Курс ПО связан с конституционным правом, поскольку конституция гос-ва содержит фундаментальные положения о системе ПО, их задачах и компетенции.

Также курс связан с административным правом, так как нормы административного законодательства определяет систему и структуру органов гос. управления.

Порядок применения мер гос. принуждения в зависимости от вида правонарушения регламентируется административным, гражданским, арбитражным, уголовным процессуальным правом. ПО в своей деятельности по осуществлению предоставленных им государством полномочий обязаны строго руководствоваться этими нормами. В практической деятельности ПО применяют достаточно широко нормы и иных отраслей права: налогового, земельного, семейного и т.д.

Правоохранительная деятельность (ПД), ее основные признаки, задачи и направления, их соотношение.

ПД – это деятельность, установленных государством спец. органов, которая осуществляется с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия, в строгом соответствии с законом и при обязательном соблюдении установленного им порядка.

Признаки ПД:

1. правоохранительная деятельность осуществляется только специально-уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

2. направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

3. правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия;

4. применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер. так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае

5. правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т. п.

Задачи ПД:

1. Охрана личности, ее прав и свобод (в конституции РФ 93 г. личность ставится в первую очередь).

2. Охрана общества, ее материальных и духовных ценностей

3. Охрана государства, его конституционного строя и государственной целостности.

Направления (функции) ПД:

1. Конституционный контроль (осуществляет конституционный суд) – это контроль за всем, что принимается, издается на соответствие Конституции РФ

2. Функция правосудия – это рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, административных дел судами общей юрисдикции по существу (это рассмотрение и разрешение дел, с вынесением либо приговора (оправдательный и обвинительный), либо решения по спорам).

3. Организационное обеспечение деятельности судов (органы осуществляющие эту функцию обеспечивают всем необходимым суды и судей конкретно – канцтовары, мебель, ремонт и пр.). Осуществляет судебный департамент при Верховном суде РФ, федеральная служба судебных приставов, министерство юстиции.

4. Прокурорский надзор (прокуратура) – это надзор за точным, единообразным применением закона всеми: и должностными лицами, и органами гос. власти, и общественной жизнью.

5. Выявление и расследование преступлений (следственный аппарат МВД, ФСБ,ФСБ по обороту наркотиков и следственный комитет при прокуратуре РФ – 4 органа)

  • |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов
  • 1.3. Система правоохранительных органов
  • 1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов
  • Тема 2. Судебная власть в российской федерации
  • 2.1. Понятие и признаки судебной власти
  • 2.2. Суд как орган судебной власти
  • 2.3. Судебная система
  • Тема 3. Принципы правосудия
  • 3.1. Понятие правосудия
  • 3.2. Принципы правосудия
  • 3.3. Система принципов правосудия
  • Тема 4. Правовой статус судьи
  • 4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей
  • 4.2. Порядок наделения судей полномочиями
  • 4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи
  • 4.4. Гарантии независимости судей
  • 4.5. Органы судейского сообщества
  • Тема 5. Система судов общей юрисдикции
  • 5.1. Мировые судьи
  • 5.2. Районный суд
  • 5.3. Суды субъектов рф
  • 5.4. Верховный Суд рф
  • 5.5. Военные суды
  • Тема 6. Система арбитражных судов российской федерации
  • 6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов
  • 6.2. Арбитражные суды субъектов рф
  • 6.3. Арбитражные апелляционные суды
  • 6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов
  • 6.5. Высший Арбитражный Суд рф
  • Тема 7. Конституционный суд российской федерации
  • 7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда рф
  • 7.2. Компетенция Конституционного Суда рф
  • 7.3. Состав и структура Конституционного Суда рф
  • Тема 8. Прокуратура российской федерации
  • 8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры
  • 8.2. Следственный комитет при прокуратуре рф
  • 8.3. Кадры органов прокуратуры
  • 8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
  • 8.5. Задачи и функции органов прокуратуры
  • Тема 9. Органы внутренних дел российской федерации
  • 9.1. Система органов внутренних дел
  • 9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции
  • 9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции
  • 9.4. Кадры милиции
  • Тема 10. Органы предварительного расследования
  • 10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование
  • 10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел рф
  • 10.3. Следственное управление при гувд (увд) субъекта рф
  • 10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел
  • Тема 11. Правоохранительные органы, обеспечивающие общую и экономическую безопасность российской федерации
  • 11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации
  • 11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации
  • 11.3. Таможенные органы Российской Федерации
  • 11.4. Федеральная служба государственной охраны
  • 11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
  • Тема 12. Адвокатура в российской федерации. Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам
  • 12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности
  • 12.2. Правовой статус адвоката
  • 12.3. Система адвокатуры
  • 12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам
  • Литература
  • М. П. Поляков, а. В. Федулов Правоохранительные органы Российской Федерации: краткий курс лекций

    Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

    Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Правоохранительные органы».

    Структура и содержание пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

    Издание предназначено студентам юридических вузов.

    Принятые сокращения

    Тема 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ

    1.1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

    |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов

    1.3. Система правоохранительных органов

    1.4. Нормативная база деятельности правоохранительных органов

    Тема 2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    2.1. Понятие и признаки судебной власти

    2.2. Суд как орган судебной власти

    2.3. Судебная система

    Тема 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

    3.1. Понятие правосудия

    3.2. Принципы правосудия

    3.3. Система принципов правосудия

    Тема 4. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ

    4.1. Понятие правового статуса судьи и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей

    4.2. Порядок наделения судей полномочиями

    4.3. Приостановление и прекращение полномочий судьи

    4.4. Гарантии независимости судей

    4.5. Органы судейского сообщества

    Тема 5. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

    5.1. Мировые судьи

    5.2. Районный суд

    5.3. Суды субъектов РФ

    5.4. Верховный Суд РФ

    5.5. Военные суды

    Тема 6. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    6.1. Задачи и принципы деятельности арбитражных судов

    6.2. Арбитражные суды субъектов РФ

    6.3. Арбитражные апелляционные суды

    6.4. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов

    6.5. Высший Арбитражный Суд РФ

    Тема 7. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    7.1. Задачи и принципы деятельности Конституционного Суда РФ

    7.2. Компетенция Конституционного Суда РФ

    7.3. Состав и структура Конституционного Суда РФ

    Тема 8. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    8.1. Понятие, система и структура органов прокуратуры

    8.2. Следственный комитет при прокуратуре РФ

    8.3. Кадры органов прокуратуры

    8.4. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

    8.5. Задачи и функции органов прокуратуры

    Тема 9. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    9.1. Система органов внутренних дел

    9.2. Милиция, ее задачи, структура и функции

    9.3. Основные права и обязанности сотрудников милиции

    9.4. Кадры милиции

    Тема 10. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

    10.1. Предварительное расследование: понятие и формы. Органы и должностные лица, осуществляющие предварительное расследование

    10.2. Следственный комитет при Министерстве внутренних дел РФ

    10.3. Следственное управление при ГУВД (УВД) субъекта РФ

    10.4. Следственный отдел при районном отделе (управлении)внутренних дел

    Тема 11. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБЩУЮ И ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    11.1. Органы федеральной службы безопасности Российской Федерации

    11.2. Органы внешней разведки Российской Федерации

    11.3. Таможенные органы Российской Федерации

    11.4. Федеральная служба государственной охраны

    11.5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

    Тема 12. АДВОКАТУРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЗАЩИТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

    12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности

    12.2. Правовой статус адвоката

    12.3. Система адвокатуры

    12.4. Организация юридической помощи по уголовным делам

    Литература

    Принятые сокращения

    Конституция – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993

    АПК – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ

    ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ

    ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ

    КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

    СК – Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ

    ТК – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ

    УИК – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ

    УК – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ

    УПК – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ

    Закон о прокуратуре – Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»

    Закон об ОРД – Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

    ОРД – оперативно-розыскная деятельность

    РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

    СССР – Союз Советских Социалистических Республик

    СНГ – Содружество Независимых Государств

    РФ – Российская Федерация

    В основе изучения любой юридической дисциплины лежит определенная отрасль права, например, конституционного, административного, гражданского процессуального права и др. Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. Особенность данного курса состоит в том, что это комплексная юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются устройство, организация и функционирование различных правоохранительных органов. Поэтому правовую базу курса составляют не одна, а многие отрасли права, которые и определяют предмет этой дисциплины.

    Примечание . Под предметом любой учебной дисциплины принято понимать те общественные отношения, круг вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках и составляют ее содержание.

    Предмет дисциплины «Правоохранительные органы» - устройство, организация и наиболее существенные направления деятельности органов и организаций, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, укрепление законности и правопорядка.

    Дисциплина «Правоохранительные органы» - это вводная юридическая дисциплина, которая призвана дать студентам исходные данные о системе правоохранительных органовв Российской Федерации, в том числе о судебной системе России, прокуратуре, органах внутренних дел, органах юстиции, а также об основных направлениях их деятельности по защите права. Поэтому вопросы устройства, организации и деятельности, правоохранительных и судебных органах изучается в этом курсе лишь в той степени, в какой это относится непосредственно к выполнению возложенных на них правоохранительных функций.

    Например , в соответствии с Положением о Минюста России, Минюст и его органы осуществляют свыше 50 полномочий. Однако дисциплина «Правоохранительные органы» изучает полномочия органов юстиции только по обеспечению: прав и законных интересов личности и государства; единства правового пространства РФ; установленного порядка деятельности судов; исполнения актов судебных и других органов; исполнения уголовных наказаний.

    Предмет и содержание учебной дисциплины «Правоохранительные органы» находится в подвижном состоянии. В настоящее время в рамках этой дисциплины стали изучать правоохранительные органы, которые ранее не изучались (например, государственные органы обеспечения безопасности – СВР, ФСО и др.). Кроме того, в последние годы в Российской Федерации появились новые правоохранительные и судебные органы, призванные осуществлять правоохранительные функции. В их числе можно назвать Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды, Уполномоченный по правам человека в РФ, частные детективные и охранные службы и некоторые другие.

    Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы» определяет ее содержание, которое включает совокупность взаимосвязанных между собой проблем и вопросов, относящихся к устройству и функционированию правоохранительных и судебных органов. Эти проблемы рассматриваются в определенной системе, обеспечивающей последовательное и логически выдержанное изучение этой дисциплины.

    Система учебной дисциплины «Правоохранительные органы» включает 8 разделов (см. СД: Программа учебной дисциплины). Условно их можно разделить на Общую и Особенную (специальную) часть. В Общей части изучаются основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», дается общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах, анализируется понятие судебной власти, ее признаки и полномочия. Особенная (специальная) часть учебной дисциплине посвящена организации, компетенции и основным направлениям деятельности правоохранительных органов, правовому статусу сотрудников правоохранительных органов.

    Взаимосвязь дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами

    Изучение дисциплины «Правоохранительные органы», как уже отмечалось, предшествует изучению специальных курсов: административного права, гражданского права и процесса, уголовного права, уголовно-процессуального права и др.

    Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана:

    с теорией государства и права является методологической основой данного курса. В процессе изучения этой дисциплины, обучающиеся постоянно обращаются к основополагающим понятиям, разрабатываемым теорией государства и права (например, о праве, о соотношении права и закона, о правопорядке, о правосудии и др.);

    с конституционным правом формулирует конституционные принципы организации и деятельности правоохранительных и судебных органов, рассматривает основополагающие функции правоохранительной деятельности: конституционный контроль; правосудие; прокурорский надзор. Для деятельности правоохранительных и судебных органов важное значение имеют конституционные положения о правах человека и гражданина;

    с административным правом изучается деятельность органов государственного управления в различных сферах государственной жизни. Многие органы исполнительной власти (МЮ РФ, МВД, ФСБ и др.) осуществляют правоохранительные функции. Например, в курсе «Административное право» рассматриваются основания, и порядок применения мер административного принуждения, а деятельность правоохранительных и судебных органов связана с применением таких мер воздействия;

    с процессуальными отраслями права – гражданским, арбитражным процессом и уголовным судопроизводством – регулируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют компетенцию судебных органов и полномочия других субъектов процессуальных отношений. Процедура судопроизводства по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешении уголовных дел, деятельность суда по рассмотрению гражданских и арбитражных дел, а также заявлений граждан, чьи права и свободы нарушены, регламентируется соответствующими кодексами (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ) и другими нормативными правовыми актами, которые являются основой для деятельности соответствующих правоохранительных органов.

    с материальными отраслями права – гражданское, семейное, трудовое, уголовное, таможенное, налоговое и др. Правоохранительные и судебные органы в своей деятельности широко применяют нормы указанных отраслей права при определении признаков правонарушения, о наступлении или не наступлении соответствующего вида (гражданской, уголовной, административной) ответственности, о мерах властного принуждения и т.д.

    с курсами «Прокурорский надзор» и «Организация деятельности адвокатуры» изучают не только организацию прокуратуры и адвокатуры в Российской Федерации, но и саму деятельность этих правоохранительных органов по осуществлению своих функций, правовой статус прокурорского работника и адвоката, их правоприменительную практику.

    § 4. Учебная дисциплина "Правоохранительные органы": предмет, наименование, система

    1 . Известно, чтопредмет любой учебной дисциплины определяется прежде всего кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. В соответствии с такой общей установкой и обозначен предмет преподаваемой в юридических высших учебных заведениях дисциплины "Правоохранительные органы".

    В значительной мере содержание предмета уже раскрыто в предисловии и предыдущих параграфах данной главы учебника. Он включает сведения в первую очередь о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, а равно некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать такого рода деятельности. Среди этих сведений центральное место, естественно, занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направлениях (функциях), а равно о построении соответствующих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главных полномочиях и задачах, взаимодействии друг с другом и со всем государственным механизмом. Внимание фокусируется также на порядке подбора и расстановки кадров соответствующих органов, их ответственности.

    С учетом этого дисциплину "Правоохранительные органы" можно было бы определить как такую, в рамках которой изучаются основыорганизации и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства.

    В учебные планы юридических вузов уже давно включаются дисциплины, дающие начинающим студентам-юристам исходные сведения о судах, прокуратуре, органах юстиции, организации вы­явления и расследования преступлений, адвокатуре и некоторых других учреждениях и организациях, связанных с осуществлением функций, направленных на укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов государственных и негосудар­ственных организаций, отдельных лиц. Их цель - как отмечено выше, предоставление минимума знаний об основных учреждениях, призванных обеспечивать реализацию правовых предписаний, а равно в целом о механизме правоприменения.

    До революции 1917 г. эта дисциплина преподавалась как само­стоятельная не во всех юридических учебных заведениях: здесь данные о судах и иных связанных с ними органах, их основных пол­номочиях сообщались студентам в рамках других дисциплин - граж­данского и уголовного процесса. Однако такой подход устраивал не всех. Тогда и созрело понимание, что при подобной организации учебного процесса "теряется" многое из того, что нужно знать юри­сту о судах и работающих бок о бок с ними органах. Это обстоятель­ство и продиктовало необходимость введения еще в те времена са­мостоятельной дисциплины под названием "Судоустройство".

    2 . В первые десятилетия после Октябрьской революции эта дисциплина получила широкое распространение. Еенаименование было прежним - "Судоустройство". И такое наименование в тех условиях являлось вполне оправданным, поскольку существовав­шее тогда законодательство о судоустройстве комплексно регламен­тировало основы организации и деятельности не только судов, но и учреждений юстиции, прокуратуры, следствия и адвокатуры, а рав­но некоторых других органов. Такими были, например, Положения о судоустройстве РСФСР, принимавшиеся в 1922 и 1926 гг. Наиме­нование дисциплины прямо отражало благие намерения хотя бы дек­ларировать ведущую роль суда среди правоохранительных органов, а также тот факт, что в те времена следственный аппарат находился в ведении судов, а прокуроры при рассмотрении дел в судах выполняли лишь функцию обвинения и опротестования судебных решений.

    Как известно, по мере формирования командно-административной системы с подчинением всего государственного аппарата непос­редственно Центру претерпели существенные изменения организация и полномочия прокуратуры. Она стала строго централизованным учреждением, уполномоченным надзирать и за деятельностью суда, активно влиять на его решения. В таких условиях все больше кое у кого зрело мнение, что изложение данных об основах организации и деятельности прокуратуры в рамках дисциплины, именуемой "Судоустройством", - проявление-де серьезной недооценки значимости очень важного учреждения. Поэтому предлагалось, изменить это наименование и включить в него упоминание не только суда, но и прокуратуры. Это произошло в середине 50-х гг., когда вместо "Судоустройства" в учебные планы юридических вузов была включенадисциплина "Организация суда и прокуратуры в СССР". Под таким заголовком дисциплина просуществовала до конца 70-х гг., когда ее наименование еще раз изменили и стали называть "Суд и правосудие в СССР". Но на этом поиски самого удачного наименования дисциплины не закончились. В 1988 г. она получила еще одно - "Правоохранительные органы в СССР". В 1992 г. по известным причинам из него "исчезло" упоминание СССР. Несколько позже начались "ностальгические" эксперименты по реставрации того названия, которое было в первые десятилетия советского периода. "Изобретаются" и другие наименования - "Судоустройство и правоохранительные органы", "Организация судебной власти в Российской Федерации", "Правоохранительная система" и т.д. По сути своей, усилия такого рода вполне можно расценить как еще одну модную псевдореформаторскую акцию по "замене вывесок".

    Предпринятым в 1988 г. изменением подчеркнута необходимость включения в рассматриваемую учебную дисциплину достаточно полных сведений не только об одном или двух правоохранительных органах - судах и прокуратуре, но и обо всех, поскольку все они взаимосвязаны. В результате в учебной программе и учебной литературе бóльшее внимание вполне обоснованно стало уделятьсяорганам юстиции, органам внутренних дел, другим органам, призванным выявлять и расследовать преступления

    3 . Однако в принципесистема дисциплины существенно не изменилась. Как и прежде, в ее рамках рассматриваются некоторые общие вопросы, связанные с характеристикой и уяснением понятия и содержания правоохранительной деятельности, круга государственных и негосударственных организаций, создаваемых для выполнения этой деятельности, некоторых исходных идей, которые лежат в основе построения правоохранительных органов, их взаимодействия друг с другом и иными учреждениями.

    Признание особой роли правосудия и иной деятельности судов требует привлечения значительного внимания к раскрытию понятия "правосудие" и его демократических основ (принципов), изложению сведений о построении судебной системы в целом, к характеристике организации и главных полномочий всех звеньев (гражданских) военных и арбитражных судов, Конституционного Суда РФ. Именно этим вопросам отведена большая часть тем учебной программы курса "Правоохранительные органы" и соответственно данного учебника.

    Система дисциплины охватывает также темы, посвященные организационному обеспечению деятельности судов, прокурорскому надзору и иным направлениям работы прокуратуры, выявлению и расследованию преступлений, оказанию юридической помощи и иных правовых услуг, а вместе с этим и построению органов и учреждений, выполняющих эти правоохранительные функции.

    Происходящий в последние годы поиск возможностей для со­вершенствования содержания и системы дисциплины "Правоохра­нительные органы" идет в основном по пути расширения круга органов, которым должно уделяться внимание. К примеру, до издания в 1992 г. первого Закона об оперативно-розыскной деятельности откры­то об этой деятельности не было принято говорить в аудиториях обычных (не специализирующихся на подготовке кадров для учреж­дений Министерства внутренних дел и других подобных ведомств) юридических вузов. Практически все сведения о ней и органах, ее осуществлявших, считались закрытыми. Соответственно "молчали" учебники и учебные программы. Названный Закон открыл возмож­ности для ознакомления студентов и общих вузов с исходными све­дениями о понятии и содержании оперативно-розыскной деятельно­сти и тех органах, которые уполномочены на ее осуществление.

    "Семейство" правоохранительных органов "приросло" также за счет сравнительно недавно образованных Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, о которых лет десять тому назад не было и речи. Суды стали "обрастать" органами судейского сообщества, играющими важную роль в обеспечении нормального функциониро­вания судебной власти. Начался и идет активно процесс формиро­вания упоминавшегося выше Судебного департамента при Верхов­ном Суде РФ и его местных органов, службы судебных приставов. Все это, естественно, потребовало соответствующих изменений со­держания учебных программ и учебников по курсу "Правоохрани­тельные органы".

    Предпринимались и предпринимаются попытки корректиров­ки иного толка. В изданных в последние годы некоторых учебниках (рассчитанных на слушателей юридических учебных заведений узко специализированной направленности) в числе правоохранительных органов стали "появляться" такие учреждения, организации и структуры, основные функции которых весьма далеки от правоохрани­тельной деятельности либо вообще не имеют ничего общего с ней. Это Совет безопасности Российской Федерации, внутренние войска, пограничные войска, Служба внешней разведки, учреждения государственной налоговой службы, Федеральное агентство правительственной связи и информации и др.

    Не должно быть никаких сомнений в том, что эти и подобные им органы важны и играют большую роль в государственном механизме в целом. Получать сведения о них будущие юристы должны. Но не в рамках дисциплины "Правоохранительные органы". Для этого есть другие юридические дисциплины - конституционное право, административное право, финансовое право, налоговое пра­во. На их изучение в вузах, готовящих юристов широкого профиля, отводится вполне обоснованно значительно больше учебного време­ни и тем самым создаются условия, исключающие поверхностное ознакомление с соответствующими органами.

    § 3. Предмет и система курса "Правоохранительные органы",

    его соотношение с другими юридическими дисциплинами

    Предметом любой учебной дисциплины выступает изучение определенного круга явлений объективной действительности, закономерностей их развития и функционирования. Любые юридические дисциплины призваны изучать по сути единый объект - совокупность государственно-правовых явлений общественной жизни или, иначе, государственно-правовую действительность. Тем не менее каждая из этих дисциплин имеет свой собственный предмет изучения, которым выступает определенная часть, элемент общего объекта правоведения. Предметом учебной дисциплины "Правоохранительные органы" является изучение структуры, функций, основ организации и деятельности системы государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, их взаимодействия друг с другом и с иными государственными и негосударственными органами и организациями.

    Целью изучения учебной дисциплины "Правоохранительные органы" является получение исходных, основополагающих сведений о системе органов, осуществляющих правоохранительную функцию государства, что обеспечивает успешное освоение в дальнейшем других юридических дисциплин.

    Система курса "Правоохранительные органы" состоит из 12 тем, логически взаимосвязанных между собой в такой последовательности, которая позволяет описать всю систему правоохранительных органов от общих вопросов, понятий и принципов их организации и деятельности до изучения конкретных групп органов в соответствии с основными направлениями правоохранительной деятельности. В начале изучения курса рассматриваются некоторые общие вопросы, связанные с уяснением признаков и понятия правоохранительной деятельности, основных ее направлений, дается общая характеристика системы правоохранительных органов в РФ, изучается нормативно-правовая база организации и функционирования правоохранительных органов, дается характеристика наиболее важным законодательным актам, которые студентам необходимо изучить в рамках курса. Далее, в соответствии с центральной ролью судебных органов в правоохранительной деятельности, следует изучение понятий судебной власти и судебной системы, раскрываются основные черты и структура судебной системы РФ, даются понятия звена судебной системы и судебных инстанций. Следующая тема посвящена изучению правосудия и системы его демократических основ (принципов). Далее следуют темы, посвященные отдельным группам судов, составляющих российскую судебную систему, - судам общей юрисдикции, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ. В рамках следующей темы "Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей" изучаются права и обязанности судей и представителей народа, участвующих в отправлении правосудия, порядок формирования судейского корпуса, компетенция и основы организации органов судейского сообщества. В следующей теме изучается становление российской судебной системы, исторические этапы ее развития и реформирования. Изучение судебной системы РФ завершается темой, посвященной организационному обеспечению деятельности судов, Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, а также вопросам о компетенции и системе органов юстиции. Следующие темы соответствуют остальным направлениям правоохранительной деятельности - прокурорскому надзору и органам прокуратуры, оперативно-розыскной деятельности, предварительному расследованию уголовных дел и системе органов, их осуществляющих. Изучение курса "Правоохранительные органы" завершается темой, посвященной вопросам организации и деятельности адвокатуры в России.

    С тем чтобы лучше понять, какое место занимает курс "Правоохранительные органы" в системе юридических учебных дисциплин, вначале необходимо дать основные сведения об их классификации.

    К правоведению относится широкий круг учебных дисциплин, которые условно можно подразделить на следующие группы:

    1) историко-теоретические, призванные изучать исторические и теоретические вопросы развития и функционирования государства и права (теория государства и права, криминология, история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений и др.);

    2) отраслевые, направленные на изучение конкретных отраслей права (уголовное право, гражданское право, административное право, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное право и др.);

    3) прикладные дисциплины, посвященные вопросам применения специальных знаний в практической деятельности юриста (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др.);

    4) дисциплины, изучающие структуру и принципы деятельности различных государственных органов, а также отдельных негосударственных организаций. Очевидно, что дисциплина "Правоохранительные органы" относится к данной группе, куда также входят такие дисциплины, как прокурорский надзор, адвокатура и нотариат.

    Дисциплина "Правоохранительные органы" - одна из вводных в правоведение дисциплин, и поэтому она тесно взаимосвязана практически со всеми другими юридическими дисциплинами. Рассмотрим ее взаимосвязь с конкретными учебными дисциплинами в соответствии с вышеуказанной их классификацией.

    Основополагающей, фундаментальной теоретической дисциплиной в системе правоведения является теория государства и права (далее - ТГП), которая изучает наиболее общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как социальных явлений, вырабатывает определения важнейших государственно-правовых категорий для всех без исключения юридических дисциплин. Не является исключением и дисциплина "Правоохранительные органы". ТГП определяет понятия таких явлений, как "право", "государство", "государственная власть", "государственный орган", "механизм государства", "функции государства", "правовое государство" и т.д. Таким образом, ТГП выполняет своего рода служебную миссию по отношению к другим юридическим наукам, обеспечивая их ключевыми категориями, определениями основных понятий в правоведении.

    Государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение в рамках дисциплины "Правоохранительные органы" исторических этапов развития судебной системы в России, кроме того при изучении курса студенты получают краткие сведения об истории прокурорского надзора, органов, осуществляющих предварительное расследование и адвокатуры. Эти знания призвана обобщать и анализировать история государства и права России. Они используются в дисциплине "Правоохранительные органы" для того, чтобы в наиболее общем виде представить историческую картину становления и развития правоохранительной системы в нашей стране.

    Изучение системы правоохранительных органов РФ, принципов их организации и деятельности в рамках курса "Правоохранительные органы" создает основу для изучения отраслевых юридических дисциплин, прежде всего изучающих отрасли процессуального права - уголовно-процессуального, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права. Изучив курс "Правоохранительные органы", студенты получают представление о судебной системе РФ, ее звеньях, судебных инстанциях, полномочиях государственных органов, участвующих в судопроизводстве. В рамках курса "Правоохранительные органы" изучаются демократические основы (принципы) правосудия, что позволяет заложить фундамент для изучения отраслевых дисциплин, сформировать правовое мировоззрение студентов в духе идей правового государства. В свою очередь, многие вопросы, изучаемые указанными дисциплинами, в наиболее краткой и доступной форме обобщаются и освещаются в рамках курса "Правоохранительные органы", что обеспечивает преемственность изучения дисциплины "Правоохранительные органы" и этих отраслевых дисциплин. К примеру, при рассмотрении понятия и видов судебных инстанций раскрываются их особенности применительно к уголовному, гражданскому и арбитражному судопроизводству.

    Из всех направлений юридической деятельности наиболее остро затрагивает права и свободы человека деятельность уголовной юстиции. Именно здесь личность подвергается наиболее жестким мерам государственно-правового воздействия, поэтому значение соблюдения правовых норм, принципов, защищающих человека от произвола государственных органов и их должностных лиц, здесь наиболее важно. Именно поэтому столь большое внимание в рамках изучения курса "Правоохранительные органы" уделяется вопросам уголовного судопроизводства, т.е. деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел и органов, осуществляющих предварительное расследование. В связи с этим дисциплина "Правоохранительные органы" наиболее тесным образом взаимосвязана с уголовно-процессуальным правом.

    Тесно взаимосвязана рассматриваемая нами дисциплина с конституционным правом, в рамках которого, в частности, дается общая характеристика государственных органов РФ, затрагиваются вопросы о месте правоохранительных органов в государственном механизме, на основе изучения норм главы II "Права и свободы человека и гражданина" и VII "Судебная власть" Конституции РФ раскрывается содержание основных принципов деятельности органов государственной власти.

    Вопросы, связанные с функционированием таких правоохранительных органов, как, например, органы юстиции и органы внутренних дел, изучаются в рамках административного права, в предмет которого входит изучение организации и деятельности органов исполнительной власти. Система этой дисциплины включает также темы, посвященные органам, компетентным налагать административные взыскания, и процедуре их наложения.

    Теснейшим образом связаны "Правоохранительные органы" с изучением таких дисциплин, как прокурорский надзор, адвокатура и нотариат, которые изучаются на старших курсах обучения. Эти дисциплины, по сути, конкретизируют ряд важных тем курса "Правоохранительные органы", расширяют те познания, которые получили студенты в процессе его изучения.

    Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

    Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

    Структурно дисциплину «Правоохранительные органы Российской Федерации» можно представить в виде трех органически связанных между собой разделов. Первый раздел включает следующие основные понятия: понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности и т. д. Без их тщательного изучения невозможно составить системное представление о правоохранительных органах России и основных тенденциях и закономерностях их развития.

    Второй раздел содержит информацию о судебной системе Российской Федерации: о действующих в стране судах, их задачах, компетенции, структуре, а также о правовом статусе судей и органов судейского сообщества.

    Третий раздел охватывает все иные правоохранительные органы, выходящие за рамки судебной системы. Так же как и в предыдущем разделе, рассматриваются задачи, принципы деятельности, компетенция, структура и особенности формирования кадровой политики в этих правоохранительных структурах.

    Освоение студентами учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» способствует лучшему пониманию положений специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса, административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, гражданского процесса, конституционного права и др.

    |1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов

    Защита прав и свобод гражданина и человека – конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

    Что же следует считать правоохранительными органами? Сам термин «правоохранительные органы» в последнее время активно используется законодателем. Однако ни в одном нормативном акте данное словосочетание не расшифровывается. В связи с этим перед авторами настоящего пособия стоит задача сформулировать свое собственное определение данного термина.

    Прежде всего рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

    Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

    Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

    Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

    Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

    Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности“ и т. д.

    Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

    Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

    Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

    К признакам второй очереди относятся:

    – право применения норм уголовного закона;

    – осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

    Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

    Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

    Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

    Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин«квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

    Таким образом, квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

    К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

    Правоохранительные органы. Семинары. 2014-2015 гг.

    Семинарское занятие 1.

    (2 часа, темы 1,2,3)

    Сущность учебного курса «Правоохранительные органы в РФ». Основный понятия.

    1. Назначение и задачи учебного курса «по в рф».

    Учебная дисциплина «ПО» дает общую, исходную информацию о ПД и б основах организации тех гос. и негос. Учреждений, главная задача которых состоит в реализации такой Д.

    Цель изучения данной дисциплины – дать будущим юристам четкое представление о том, как строятся и какие функции выполняют эти учреждения, как они взаимодействуют друг с другом, иными гос. и негос. организациями, каково их социальное предназначение.

    1. Предмет и система учебного курса.

      Предмет – круг вопросов и проблем.

    Каждый учебный курс имеет свой предмет, определяющий его содержание. Предметом изучения курса “Правоохранительные органы Российской Федерации” является устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ни­ми, и компетенции, которой они наделяются для их осуществления. При этом на первый план выдвигается именно организация правоохранительных орга­нов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следст­венные органы и т. д., очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деятельности, взаимоотно­шения между ними. Данный учебный курс рассматривает такие вопросы, как структура правоохранительного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора, следователя и др. В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохранительных органов, но в более общей форме. Одной из задач, стоящих перед данным курсом, является и овладение юридической терминологией, необходимой при изучении других юридиче­ских дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия, как “судебная власть”, “судебная инстанция”, “прокурорский надзор” и т. д.

    Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их се­кретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохрани­тельные органы - налоговая полиция, Конституционный Суд - которых в советское время не было.

      Система курса – последовательность изложения материала.

    Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

    В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранитель­ной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.

    В Особенной части рассматривается организация конкретных правоо­хранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее со­ставляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных ор­ганов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось, адвокатура, нотариат, частные детективные и охран­ные службы не являются правоохранительными органами, но в связи с их большой значимостью в защите прав и законных интересов граждан и орга­низаций, тесной связи со многими правоохранительными органами они так­же являются предметом изучения данного курса.

    Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе. Формирование системы учебного курса осуществляется по-разному (главы, главы и разделы, части – общая, особенная).

      Ясельская Вероника Владимировна: части. Общая – предмет в целом и всех ПО. В особенной части освещаются вопросы организации конкретных органов, осуществляющих ПД.

      Лонь Сергей Леонтьевич: разделы. Общие положения курса; Судоустройство; Гос. Органы, осуществляющие ПД; Профессиональные юридические объединения; Система органов уголовной юстиции ЗГ (ЗС)

      Место учебного курса в системе смежных юридических дисциплин. Соотношение с учебными курсами ТГП, Конституционное право, Административное право, Уголовный процесс, Гражданский процесс, Прокурорский надзор и др. юридическими дисциплинами.

    Учебный курс «ПО РФ» является основной вводной обзорной юридической дисциплиной при подготовке юристов. Входящая в предмет курса информация об организации и построении системы ПО России, отдельных видов органов по осуществлению ПД составляет основу в изучении данного курса. НП информация об организации и Д ПО делает его общеобязательным юридическим курсом в обучении студентов.

    Большой объем учебного и нормативного материала предполагает системность его изложения и небольшую глубину изучения вопросов.

    Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” занимает особое место среди других юридических дисциплин, поскольку является своего рода вводным курсом для их изучения и находится в неразрывной связи с ними. В нем даются начальные представления о деятельности ПО, их полномочиях и взаимоотношениях.

    Подробно Д органов предварительного расследования, прокурора, суда, связанная с обнаружением и раскрытием преступлений, наказанием виновных, раскрыта в курсе “Уголовный процесс”.

    В курсе “Гражданский процесс” изучаются нормы, определяющие Д суда по рассмотрению гражданских дел.

    В курсе “Арбитражный процесс” освещаются вопросы рассмотрения арбитражными судами дел, отнесенных законом к их компетенции.

    Курс “Прокурорский надзор” подробно излагает формы и методы Д прокурора при осуществлении надзора, в том числе за другими ПО.

    В курсе “Административное право” изучается Д органов государственного управления, к которым относятся и многие ПО. Такие направления Д органов ВД, как охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, заключаются в применении, в основном, норм административного права.

    Курс “Правоохранительные органы Российской Федерации” имеет взаимосвязь и с такими основополагающими дисциплинами, как ТГП, конституционное право. ТГП определяет многие понятия, применяемые в ПД, такие как законность, правосознание, излагает основные методологические подходы к изучению функций Г, сущности П. Конституционное право определяет основные положения, характеризующие место и роль ПО, их взаимоотношения с органами государственной власти и управления.

    Прослеживается связь курса и с уголовным и гражданским правом . Суд, прокурор, органы предварительного расследования в своей Д широко применяют нормы этих отраслей П. От того, насколько правильно будут определены признаки преступления, зависит законность Д этих органов.