Что значит быть христианином? Каким должен быть истинный христианин.

Кто такой христианин?

Мы живём в стране, где большинство населения называет себя христианами. Но что мы имеем в виду, когда говорим слово: «христианин»? И что имели в виду те первые ученики, последователи Иисуса, которые стали называться христианами после смерти и воскресения Учителя? Об этом, наверно, стоит порассуждать более серьёзно.

Хотя мы живём в двадцать первом веке, когда каждый может называться кем угодно: кто-то пчеловодом, кто-то нумизматом...

Хочешь быть христианином – пожалуйста, никаких проблем. Но, если мы называем себя христианами, христианство становится или должно во всяком случае стать для нас не просто названием, не просто ещё одним увлечением, но способом жизни. Действительно ли это так?

В книге Деяний святых Апостолов, в 11 главе есть интересная заметка: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11.26).

Ученики в Антиохии впервые стали называться христианами. Их было ещё очень немного. Это были те ученики, которые уверовали и стали последователями Иисуса по слову Апостолов и первых христиан, а те в свою очередь, уверовали в Иерусалиме сразу после смерти и воскресения Иисуса. Когда начались сложные времена преследований, многие из них выехали, покинув Иерусалим. Некоторые остановились в городе, который назывался Антиохия. Это был крупный политический и торговый центр - Антиохия Сирийская, примерно в 500 – 600 километров от Иерусалима. Он был столицей области, одним из самых больших городов Римской империи.

В этом городе беженцы из Иерусалима поселились, там они рассказывали о Христе, и по их свидетельству уверовало достаточно большое количество учеников . Конечно, для такого большого города, как Антиохия, это была незаметная горстка людей. Сегодня на земле больше 6 миллиардов человек и из них примерно миллиард двести миллионов тех, кто называет себя «христиане». То есть на земле сейчас больше миллиарда христиан. А вы, читатель, считатете ли вы себя христианином? Почти наверняка и вы христианин.

Если сегодня выйти на улицу и спросить первого же прохожего:
«Вы христианин?», почти наверняка он ответит: «конечно христианин».

- Ну, как… в церковь хожу, пасочку свячу…
- Ну, а ещё как вы узнали?
- Родители верующие.

А вот подходит другой человек:
- Вы христианин?
-Да
- А как вы узнали, что вы христианин?
- А я хожу на демонстрацию Украина за Иисуса

А если ещё одного спросим:
- Как вы узнали, что вы христианин?
- Да я в хоре церковном пою,

А другой отвечает:
- А я по воскресеньям на богослуженье хожу, почти каждое воскресенье молитвенный дом посещаю
Ну, это конечно баптист.

А если человек скажет: «а я христианин, потому что языками говорю». Тоже понятно, кто он.

Каждый имеет признак , по которому он определяет – христианин он или нет. Кто-то в семье родился верующих, кто-то в государстве верующем родился, вот он и христианин. Ну, а как было с теми, антиохийцами? Как они определили, что они христиане? почему они стали называться христианами? Они же не родились в верующих семьях. Они не родились в верующем государстве, в котором христианство считается основной религией. И вместе с тем, они назывались христианами, они стали именоваться этим именем. По каким признакам они определили себя христианами?

Наверно, у них были какие-то основания для того, чтобы называться христианами. Они считали, что они следуют за Иисусом. Многие сегодня часто повторяют эти слова: «нам надо последовать за Иисусом» . Ну, а что это означает «следовать за Иисусом», что означает: «антиохийцы следовали за Иисусом»?

Понятно, что когда Иисус позвал Петра, сказав ему: «следуй за Мной», Пётр встал, оставил сети и пошёл. Он пошёл за Иисусом физически , следовал туда, куда следует Иисус . А куда, собственно, следует Иисус? А Иисус-то ведь следовал в Царство Небесное . Он постоянно говорил о Царстве Небесном и имел определённую цель. Он знал, что вся Его жизнь – это путь в Царство Небесное. Он сосредотачивал все Свои дела, мысли, слова, поступки – всё сосредотачивал на Царстве небесном. И когда Он позвал Петра за Собой, то Петру было понятно, куда следовать – надо следовать в Царство Небесное.

Конечно, христиане тоже понимают, что они следуют в Царство Небесное. Хотя, если продолжить тот мысленный эксперимент – выйти на улицу и спросить человека:
- Ты христианин?
- Христианин.
А ты, случайно, не в Царство Небесное следуешь?
Он, конечно, удивится и скажет:
- Чего? В Царство Небесное? Да я на базар иду, меня работа ждёт, жена больная дома. Какое Царство Небесное?
- Ну, а хочешь попасть сейчас в Царство Небесное?
- Да я ещё квартиру не выплатил, мне ещё надо детей поднять. Куда там в Царство Небесное идти!

Когда мы думаем о следовании в Царство Небесное, то мы очень редко представляем, что мы действительно идём туда. То есть, для нас это остаётся какой-то загадочной мечтой, это что-то такое вдали, то, что, может быть, и приятное, во что мы верим, куда хотим, но вот если по-настоящему и серьёзно, и глубоко спросить:
- А вот сейчас хочешь в Царство Небесное?

Ведь для этого придётся всё оставить, придётся расстаться со всем . Туда, в то Царство ничего с собой не возьмём. И вот здесь, если по-серьёзному, если глубоко, если внимательно взглянуть в своё сердце, далеко не каждый из тех миллиарда двухсот миллионов, которые называют себя христианами, скажет, что он хочет, что он готов, что он хотел бы вот сейчас в Царство Небесное попасть.

У тех антиохийцев, которые назывались христианами, было не только общее желание попасть в Царство Небесное. Они совсем иначе строили свою жизнь, они начали следовать за Иисусом так, как Он собственно шёл и туда, куда Он направлялся. Следовать за Ним для них означало преобразовываться, изменяться, потому что за Иисусом ведь нельзя последовать ногами.

В Царство Небесное на машине не поедешь, и поезд не домчишься. В Царство Небесное следовать – это не значит, что мы должны встать с нашего места, оставить наши сети и куда-то пойти. Следовать в Царство Небесное означает, что мы должны менять что-то в себе, мы должны подготовиться к этому царству. Следование – это значит движение к цели.

Если мы действительно думаем попасть в Царстве Небесном, то что мы с собой, собственно, туда возьмём? Что останется с нами, если всё на земле мы оставим таким, как оно есть? И квартира, и дом, и дела и все наши усилия – всё останется здесь. А туда что берём? Оказывается, мы берём только свою душу, берём свой характер, берём свои привычки, берём те навыки, которые мы обрели здесь. Вот, что мы туда возьмём, даже знание мы туда не возьмём.
Я могу выучить всю энциклопедию Британика, но мне это совершенно не пригодится в Царстве Небесном.

Мне не пригодится знание расписаний поездов, или совершенство в английском языке. Мне не пригодиться тонкое понимание искусства и умение решать кроссворды. Туда мы не возьмём ничего, ничего, кроме нашего познания любви. Это знание совсем другого рода. Это фактически способность любить, это способность жить, это те наши навыки и свойства характера, которые действительно составляют нашу личность. Вот это мы возьмём туда, а всё остальное не возьмём. А если это так, то следовать за Иисусом так, как следовали первые ученики, как раз означает не просто совершать богоугодные дела, не просто правильно верить, а это означает преобразовываться, это означает меняться.

Иисус шёл в Царство Небесное, и Он требовал, чтобы ученики Его были готовы для Царства Небесного, ибо туда ничто нечистое не войдёт . Если туда не войдёт ничто нечистое, то, конечно же, все наши скверные черты характера придётся оставить, и с этим надо справиться уже здесь и сейчас. С этим надо начинать работать уже в наше время, в те дни, которые нам отведены на земле.

Следовать за Иисусом, конечно, означает еще многое другое. Во-первых, это означает, что надо быть до конца посвящённым Богу , до конца посвящённым Христу. Нельзя быть чуть-чуть христианином. Можно быть чуть-чуть поэтом, можно быть чуть-чуть философом – такое возможно. Но вот христианином быть чуть-чуть нельзя. Так же, как нельзя чуть-чуть родиться. Если мы родились, то мы родились. Это факт, о котором можно говорить, что он есть либо его нет. Точно так и с христианством.

Христианство – это новое рождение, это появление нового естества, это новое качественное состояние, и оно должно быть, или его просто нет. «Чуть-чуть христианства» не бывает. Поэтому когда люди на улице говорят, что я христианин, они, наверное, не до конца понимают, в чём же сущность христианства, что составляет смысл этого слова.

Сегодня вообще очень модно менять смысловое значение слов. Мы часто используем одни и те же слова, но смысл уже вкладываем совершенно другой. Например, слово «красный» когда-то означало прежде всего красивый, а сейчас это просто название цвета. Он не хуже и не лучше синего или желтого. И вот со словом «христианин», к сожалению, случилась такая же метаморфоза. С этим словом произошло серьезное изменение. В него сегодня вкладывают совсем не то, что вкладывал когда-то и Сам Иисус, и ученики Его, и те антиохийцы, которые стали называться христианами.

Да, антиохийцы верили, что Иисус – Мессия, они верили и исповедовали Иисуса Господом, поэтому они назывались христианами. Но кто сегодня не верит, что Иисус – это Господь?

Собственно, сегодня, особенно на Рождество, практически все верят, что Иисус родился. Верят в Иисуса все. Более того, я даже недавно услышал, что президент Ирана, Махмуд Ахмадинежад поздравил с Рождеством англичан. Вдохновитель исламизма поздравляет древнюю христианскую нацию с рождением Иисуса Христа. Оказывается, он тоже, верит в Иисуса Христа. Должен сказать больше: один очень мудрый человек написал, что «и бесы веруют». Оказывается, даже бесы веруют в Иисуса Христа. Ну, а как же тогда быть с Лютером и с нашим любимым лозунгом: «solo fide» - только верой? Вот, будешь веровать и спасёшься, будешь веровать, и всё станет на своё место.

Действительно это так. Действительно, если мы веруем в Иисуса Христа и если мы исповедуем Его Господом, то мы на самом деле спасёмся. Если мы исповедуем Иисуса Христа Господом, то действительно происходят изменения и мы имеем право называться христианами. Но исповедание не заключается только в том, чтобы произнести своими устами: «я христианин», или «Иисус – это истинно Бог», или даже: «Он истинной Господь!».

Ведь когда антиохийцы веровали в Иисуса, как в Господа, они исповедовали Его господином. Слово Господь по сути означает: «Он господин, Он хозяин, а я – раб. Я только подчинённый, я выполняю волю господина».

Ну, а кто сегодня хочет быть рабом? – Никто не хочет быть. Мы все люди свободные, мы все господа. А христианство – это положение человека, который подчиняет свою волю воле господина. Другого, лучшего господина, не просто человека хорошего, не просто лидера влиятельного, но подчиняет свою волю Иисусу Христу, Господу Неба и земли. Вот, кто такой христианин. Только тогда, когда человек по-настоящему понимает, что он согласовывает все свои действия, все свои поступки, свои мысли с Иисусом – вот тогда он может и имеет право называть себя христианином. Потому, что в таком положении он действительно последователь Иисуса Христа. Он покоряется Христу, он подчиняется Ему.

То есть, вера, которую мы часто провозглашаем – и правильно делаем, что провозглашаем – вера эта не заключается только в знании. Да, вера, по сути, - это недоказанное знание, это то, что принимается без доказательств. Но вера, с точки зрения Писания, бывает не только человеческой, и не только бесовской – она бывает и верой Божьей. А вот Божья вера как раз заключается в том, чтобы мы не только веровали в то, чего не видим, но и осуществляли то, что ожидаем. Поэтому Павел и говорил о вере, как об осуществлении ожидаемого и уверенности в невидимом (Евр.11.1).
Тогда, когда мы начинаем осуществлять, то есть, начинаем действовать, когда наша вера становится не только умозрением, но и становится нашим действием, вот тогда, и только тогда мы имеем право называть себя христианами.

Это довольно сложно - перейти от убеждений к действиям. Мы, к сожалению, очевидно наследники ещё того старого режима, когда говорили о советских людях: «Это тот, который думает одно, говорит другое, а поступает по-третьему».

Вот эта раздвоенность, или растроенность , к сожалению, сохранилась даже тогда, когда мы уже живём в другом государстве, в другое время, в другом тысячелетии. Называясь христианами мы иногда говорим, то есть исповедуем одно, а поступаем и живём совсем по-другому. Но так же не должно быть!
Рассказывают, что однажды Аристотеля, который был великим моралистом, который считался не только большим философом, но и учителем нравственности, застукали за одним аморальным поступком. И когда его спросили: «ну как ты можешь делать так, а учить людей другому?», он сказал: «а я сейчас не Аристотель». Он, наверно, считал, что на тот момент он Эпикур, или Лукреций. Он сейчас не Аристотель.

Иисус никогда бы так не сказал. Он никогда не делал то, что обличал. Он всегда говорил и действовал одинаково . Он всегда был Иисусом. А как ваше имя сейчас? Не бывает ли, что мы тоже не хотим называть своё имя и с удовольствием сказали бы: «Я сейчас не Иван Иванович, я сейчас не Мария Петровна, я сейчас Иуда Федорович».

Такого не должно быть в среде христиан. Но, к сожалению, в нашей жизни такие вещи происходят и даже среди тех, кто гордо провозглашают себя христианами. Но христианин – это цельная натура, это натура, в которой нет раздвоенности. Нет раздвоенности в том смысле, что он исповедует одно, а действует по-другому. Такой раздвоенности не место в христианской жизни. Бог не терпит такой раздвоенности.

Очень удивительное и странное место есть в Пятикнижии. Когда-то Бог сказал, и Моисей записал это в третьей книги Пятикнижья: «Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся» (лев.19.19).

Что за странное слово? Почему вдруг нельзя одеваться в одежду из разнородных нитей? Почему двумя родами семян нельзя засеивать поля? Заботиться ли здесь Бог о материальном, или в этом слове есть духовный прообраз? Духовный мир – это что-то духовное, а здесь речь идёт о совершенно материальных вещах – нитках, полях, семенах. Но в этих материальных вещах заложен некоторый принцип. Принцип, который заключается в том, что Бог хочет цельности. Он не хочет смешения, мешанины. Когда мы смешиваем хорошее и плохое, тогда мы смешиваем разнородное . Он хочет полного и окончательного посвящения.

Вообще, Бог не случайно именует Себя Бог Ревнитель. Ревнитель – это означает тот, который любит до ревности. Если Бог называет Себя ревнителем, Он не терпит, чтобы кто-то другой занимал наше сердце. Он хочет, чтобы сердце было полностью и до конца отдано Ему, и только Ему. Он ревнитель, Он ревнует, если мы делим свою любовь. Часть отдаем Богу, а часть ещё кому-то. Христианство как раз и заключается в том, чтобы быть до конца и полностью, как бы «фанатично» преданным Иисусу. Фанатично в хорошем смысле этого слова.

Если мы преданы Иисусу до конца, тогда мы имеем право называться христианами. А если мы чуть-чуть увлекаемся христианством, то это не христианство. Тогда это надо назвать другим словом. Я не знаю, что это за слово, но к христианству оно не имеет никакого отношения. Христианство – это полностью и до конца.

Вот такое христианство было у ранних христиан, у той первой церкви, которая возникла в Антиохии. Это видно из их поступков, их действий, их слов. Такое христианство хочет видеть Иисус. И как хорошо, если мы покажем такое христианство своей жизнью. И если есть такое христианство, мы тогда имеем полное право называть себя христианами.

Даже если и случаются в нашей жизни какие-то проступки или если дела наши не во всём соответствуют христианству, но очень важно, какие у нас желания, побуждения и отношения к Богу. Христианин – это не человек, который не ошибается. Это не «рыцарь без страха и упрека».

Христианин – это человек, который хочет быть до конца посвящённым Господу, у которого в сердце желания, направленные к Иисусу, к Царству Небесному. Вот, что очень важно. Потому что люди вообще - это не только то, что мы сейчас есть, но и то, что мы хотим быть. Животные – это только то, что есть сейчас. Люди – это то, что сейчас и то, чем хочется быть. В этом суть личности. Суть человека в том - куда направлены его желания и устремления, о чём он мыслит, чем дорожит – вот, это составляет суть истинного человека.

Поэтому очень важно правильно оценить, кто мы есть. И, если кто-то ещё не является полностью и до конца посвящённым христианином, еще не поздно сделать этот шаг здесь и сейчас. Можно обратиться к Иисусу с покаянием, с желанием, чтобы Иисус изменил, исправил положение, чтобы Иисус восстановил и сделал до конца отданным и подданным Ему.

Итак, продолжим мысленный эксперимент: «Христианин ли вы?» Не спешите отвечать. После того, как вы прочитали этот текст задумайтесь еще раз – истинный ли вы христианин? Следуете ли за Христом полностью и до конца? Дал бы Всевышний, чтобы наша жизнь во всём соответствовала жизни нашего Господа и Спасителя.

Мне предложена тема о христианстве: что значит “быть христианином” и как быть христианином в современном мире.

В каком-то отношении быть христианином очень просто. Христианин - это ученик и друг Христов; оба эти понятия смежны, хотя есть и различия. С одной стороны, мы ученики Христовы, Его последователи, и поэтому должны учиться от Него через Евангелие тому, во что Он верит, тому, как Он учит нас жить. Я не случайно употребил выражение “во что Он верит”. Как-то в России молодой офицер на ступенях московской гостиницы “Украина” поставил мне вопрос: “Хорошо, вы верите в Бога. А Бог-то - во что Он верит?” И я ему ответил: “Бог верит в человека”.

Это первый момент в христианской жизни: вместе с Богом верить в человека, начиная с себя самого. Христос не случайно нам говорит, что мы должны любить ближнего, как самих себя. Любить - значит быть готовым делать всё возможное для того, чтобы любимый человек ликовал в жизни, рос в полную меру своих возможностей и был достоин своего человеческого звания. Поэтому первое, чему нас учит Христос, когда мы делаемся Его учениками это - верить в человека, надеяться на всё от него и любить его, даже ценой собственной жизни.

Опять-таки, когда я говорю “ценой собственной жизни”, это не обязательно означает смерть, потому что можно целую жизнь отдать для одного человека или для какой-нибудь группы людей, без того чтобы умереть от этого в прямом смысле слова, телесно. Мученики умирали телесно, свидетельствуя о своей вере во Христа. Но мы часто должны вымирать и умирать для того, чтобы другой человек мог дышать свободно, ожить, найти простор в своей жизни. Иначе сказать: должны жертвовать собой, забывать о себе для того, чтобы помнить о другом человеке. Никто большей любви не имеет, как тот, кто жизнь свою готов отдать ради своего ближнего. А жизнь может быть долгая, трудная, когда человек ни о чем не думает, что относится к нему, а только о возможности служить другому человеку, другим людям. Вот первый шаг: быть учеником Христа значит верить в человека, начиная с себя и продолжая всеми другими.

Но верить означает, что мы убеждены, что в каждом человеке есть свет, есть добро. Свет во тьме светит ; тьма не всегда этот свет принимает, но тьма не в состоянии заглушить или потушить свет. Свет имеет самобытность, силу, жизнь; тогда как тьма - отсутствие всего этого; это очень важно себе представить.

Конечно, кроме этого мы находим в Евангелии много указаний о том, каким образом осуществлять свою веру в человека вместе с Богом, как мы можем вместе с Богом надеяться до последнего мгновения на то, что даже преступник может стать достойным своего человеческого звания. И это случается. Бывает, что человек проживет недостойно в течение всей своей жизни, а оказавшись лицом к лицу с возможностью, больше того: с уверенностью, что ему грозит смерть, вдруг опомнится и станет совершенно иным человеком. Человек может прожить преступником и умереть праведником. Это подразумевает святой Серафим Саровский, когда говорит о том, что начало жизни, ранние годы детства и конец жизни большей частью покойны, светлы и хороши, но в середине жизни бывает сплошная буря. С этим мы должны считаться, когда думаем о себе и о других.

Часто говорят: для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно; однако заповеди Христовы - не приказы, которые Он нам дает: мол, надо прожить так, надо прожить этак, а если не проживешь таким образом, то будешь за это наказан… Нет, заповеди Христовы - это Его попытка нам образно показать, какими мы могли бы быть, если стать и быть настоящим, достойным человеком. Поэтому заповедь Христова - это не приказ, а откровение перед нашими глазами о том, какими мы призваны быть и можем быть; какими мы, следственно, и должны быть.

Я упоминал также, что мы должны быть не только учениками Христа, но Его друзьями. Бывает, ко мне на исповедь приходит ребенок лет семи-восьми и приносит целый список прегрешений. Я слушаю и потом обыкновенно спрашиваю: “Скажи, ты сам чувствуешь себя виноватым или повторяешь мне то, в чем тебя упрекают твои родители?” - “Нет, мама мне сказала, что я должен исповедать то или другое, потому что это ее сердит, этим я нарушаю покой домашней жизни”. Я на это отвечаю: “Теперь забудь это; не о том речь идет. Ты не пришел ко мне рассказывать, на что сердятся твои мать или отец. Скажи-ка вот что: ты о Христе что-нибудь знаешь? Ты читал Евангелие?” - “Ну, мне мама и бабушка рассказывали, и я кое-что читал, да и в церкви слышал”. - “А скажи: тебе Христос нравится как человек? Ты хотел бы с Ним подружиться?” - “Да!” - А ты знаешь, что значит “быть другом”? Друг - человек, который верен другому при всех обстоятельствах жизни, который готов все делать для того, чтобы его не разочаровать, его не обмануть, остаться при нем, если даже все другие от него отвернутся. Друг - человек, который лоялен до конца. Вот представь: если бы Христос был мальчиком в твоей школе и весь класс на Него ополчился, что бы ты сделал? У тебя хватило бы дружбы , то есть верности и храбрости стать рядом с Ним и сказать: если хотите Его бить, бейте и меня, потому что я с Ним… Если ты можешь сказать о Христе, что готов быть таким другом, то можешь дальше ставить перед собой вопросы. Читай Евангелие, ставь перед собой вопросы о том, как можно так прожить, чтобы Его в тебе самом не разочаровать. Как можешь ты так прожить, чтобы Он радовался на тебя, радовался, видя, какой ты человек, каким ты стал ради этой дружбы. Ты понимаешь это?” - “Да”. - “И ты готов на это идти?” - “Да”… Так вот, в этом вся христианская жизнь. Вся христианская жизнь заключается в том, чтобы быть верным другом Христа и постоянно учиться тому, что Он любит, а что для Него отвратительно, что привело к Его смерти, - и соответственно себя вести.

Если перенести эти вопросы и эти зачаточные ответы на современную жизнь, то можно видеть, что это значит. В ранние века христианства быть другом Христовым, быть верным Ему, лояльным Ему значило быть готовым перед лицом ненавидящих Его людей, гонителей веры, которую Он проповедовал, сказать: “Я один из них!” - и, если нужно, пострадать. И не только самому пострадать, - потому что в древности пострадать за Христа считалось честью, считалось самым замечательным, что может случиться в жизни. Есть очень трогательный рассказ в житиях святых. В Риме к Колизею мчится женщина и встречает своего знакомого, который ее останавливает: “Куда ты бежишь? Там христиан мучают!” - “Да, - отвечает она, - я хочу умереть с ними”. - “Но что же ты туда влечешь своего маленького мальчика?” - “А как же! Неужели я лишу его радости умереть за Христа!” Вот так относились в древности. В наше время нам не грозит смерть столь непосредственно, но перед нами постоянно ставится вопрос: ты со Христом или против Него? Даже в самых мелких вещах: ты готов лгать? ты готов обманывать из трусости, ради выгоды?.. Если ты готов это делать, ты не ученик Христа. Ты готов забыть нужду другого человека, потому что она тебе невыгодна или требует от тебя усилий, которые ты не готов отдать? Ты не ученик Христа… Быть учеником Христа не значит все время совершать какие-то героические поступки; это значит изо дня в день героически совершать мелкие поступки; иметь мысли чистые, достойные той любви, которую Бог к тебе имеет; иметь правоту жизни, сколько это возможно, даже с опасностью, даже с риском; это значит не стыдиться своего звания христианина, быть готовым перед людьми сказать: “Да, я Христов; если вы хотите меня отвергнуть, отвергайте, но я не отойду от Христа для того только, чтобы остаться с вами”. И это очень важно. Героические поступки нам даются редко, а ежедневный героизм не нужен. Много лет тому назад отец Сергий Булгаков написал статью “Героизм и подвижничество”. Он говорил о том, что героизм - это момент, когда человек совершает один поступок, которым может кончиться его жизнь или который принесет ему победу; а подвижничество - это та форма жизни, при которой человек постоянно учится у Христа, как жить, постоянно проливает в свою душу свет Христов, постоянно стремится жить достойно своего человеческого звания и достойно Христа.

А если поставить вопрос о том, что такое человеческое звание, опять-таки повторю: посмотри на Христа. Он - единственный во всей истории человечества в полном смысле Человек . Человек без каких бы то ни было дополнительных слов, просто Человек в полном смысле слова. Человек, Который так велик, так прозрачен, так открыт Богу, что Бог и Он сливаются в одно, соединяются в одно, без того чтобы Человек перестал быть самим собой. Это очень важный момент. В рассказе о Воплощении Христа это играет колоссальную, центральную роль. Мы верим в то, что Бог стал человеком, воплотился, но что Иисус, рожденный от Девы, не перестал быть в полном смысле человеком подобным нам. И когда мы ставим вопрос о том, как это возможно, как может Божество и человечество соединиться таким образом, есть ответ у святого Максима Исповедника. Он говорит, что Божество и человечество соединились во Христе, как огонь пронизывает железо, которое положено в жаровню. Ты кладешь в жаровню меч серым, тусклым; вынимаешь - он весь горит светом и огнем: железо и огонь так пронизали друг друга, что теперь можно резать огнем и жечь железом… И вот мы призваны так соединиться со Христом, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. В таинствах, о которых мы будем говорить чуть позже, присутствует именно этот момент. Мы соединяемся со Христом, наше тело делается телом Христовым и в каждом отдельном человеке, и в совокупности всех людей, - настолько, что отец Сергий Булгаков мог сказать, что христианская Церковь является присутствием воплощенного Христа на земле, потому что мы все делаемся членами, частицами Его Богочеловеческого тела. Вот что значит быть христианином.

Как это применять практически в течение всей своей жизни на земле? Это и сложно, и просто. Если говорить общими словами, конечно, это требует громадного развития понятий; но если говорить о себе, о своей жизни, то это бывает так просто, хотя порой эта простота бывает очень страшная. У меня был товарищ старше меня лет на десять. Когда он был студентом в Париже, он всегда жаловался на то, что он такого высокого роста, широкоплечий, что не может незаметным быть. Помню, как-то раз в метро мальчонка его дернул за рукав и говорит: “Дядя, тебе разве не скучно одному там, наверху стоять?” - потому что мальчик был малюсенький, а Володя был очень рослый. А пришла война, и я от него получил письмо, в котором он между прочим писал: “Я всегда жаловался, что я такой широкоплечий и рослый, а теперь так радуюсь на это: когда бывает стрельба, то два человека могут спрятаться за моей спиной”. Это были не слова, потому что он был на фронте, в него реально стреляли, и он отдавал жизнь. Он не был убит, а жизнь-то он все равно отдавал; то, что эту жизнь у него не отняли, не значит, что он не был готов ее положить за други своя , то есть за другого человека, - не за личного друга, а за того солдатика, который за ним может спрятаться. В таком отношении мы можем в течение всей нашей жизни и в большом, и в малом быть - не героями , потому что это бывает редко, а подвижниками : постоянно двигаться по руслу, постоянно двигаться к тому, чтобы быть все более и более похожими на Христа, все больше радовать Его тем, что мы делаемся похожими на Него, все светлеем, принимая в себя черты Его личности и учась тому, чтo для Него отвратительно и чтo для Него - радость.

Я помню священника, молодого тогда (мне он казался очень ветхим, потому что сам я был мальчиком десяти лет), который меня очень поразил. Я его назову, потому что надо помнить таких людей: отец Георгий Шумкин. Он был священником нашего детского лагеря, и нас, мальчиков, поражало, что он умел всех нас любить без разбора. Когда мы были “хорошими”, его любовь была ликующей радостью; когда мы отпадали от благодати, делались плохими, дурными, его любовь не менялась, только делалась острой болью в нем, болью, которая нас оздоровляла и меняла. Я тогда о Боге ничего не знал, но это меня поразило и осталось в моем памяти и в моем сердце; и раскрылось только тогда, когда я о Боге узнал. Да, Бог нас так любит: Он ликует - и Он умирает на кресте… И эта смерть Христова на кресте (так же, как острая боль в душе и в сердце отца Георгия Шумкина) может быть возрождением нашим и возрождением других людей, потому что многие из нас переменились от того, что не могли вытерпеть вид Его страданий.

Вот, как мне кажется, в простых словах и в масштабе обыкновенной простой жизни, чтo значит быть христианином в современном мире.

Очень многие считают себя христианами. А как же иначе? Мы унаследовали христианскую веру от отцов и пользуемся этим богатым наследием. Но представьте себе, что вы проводите опрос среди соседей и задаёте десяти разным людям вопрос: «Что, по-вашему, означает – быть настоящим христианином?». Скорее всего, вы получите десять разных ответов!

Думаю что большинству людей так же трудно ответить на этот вопрос, как в свое время и мне. Да, я с детства ходил в церковь. Да, я знал немало христианских гимнов и библейских историй. Но я не был христианином.

Я мог, если надо, встать и процитировать на память множество библейских стихов, мог и помолиться. Но это было пустое, бессознательное подражание религиозным обрядам. И только через несколько лет предо мной ясно встал вопрос: «Христианин ли я на самом деле?»

Бог хочет, чтобы каждый из нас знал свою цену в Его глазах, своё место в Его мире. Поэтому я не сомневаюсь: эта брошюра оказалась в ваших руках не случайно.

Задайте себе вопрос: «Настоящий ли я христианин?». Или: «Не нужно ли и мне стать христианином?». И теперь у вас есть возможность узнать ответ!

Луис Палау

Что такое настоящий христианин?

Я сидел у кровати своего умирающего деда, убеждая его обратиться к Богу. «Не беспокойтесь обо мне, – повторял он. – Всё в порядке». Он умер в тот же день, не сомневаясь, что был настоящим, хорошим христианином – в том смысле, в каком слово «христианин» обычно понимается у людей. Его понимание христианства было одним из множества созданных людьми мифов.

Может быть, вы с детства ходили в церковь – православную, католическую или протестантскую. Может быть, вас воспитали в традициях другой религии, а может, и совсем без Бога. И вы с легким сердцем думаете: « Со мной всё в порядке». Но прошу вас: в каких бы традициях вы ни воспитывались – не спешите с выводами, отрешитесь от мифов, навязанных воспитанием, и задумайтесь: что делает человека христианином?

Миф первый: христианами рождаются

Я встречал людей, которые говорили: «Я был христианином всю жизнь. Ведь я родился в христианской семье». Но разве место, где вы родились, определяет кто вы есть? Как заметил один из моих друзей, человек может родиться в конюшне – но ведь это не значит, что он лошадь! Бывает, люди рождаются на свет в аэропортах. Так что же. Им предстоит стать самолётами?

Совершенно естественно любить место, где ты родился и вырос, естественно испытывать благодарность к семье и церкви, воспитавшим тебя. Но не воспитание делает человека христианином. У Бога нет внуков – у Него есть только дети.

Миф второй: христиане – это люди, живущие нравственной жизнью

Вести нравственную, «беспорочную» жизнь – ещё не значит быть настоящим христианином. Многие атеисты, безбожники живут честно и помогают другим. В конце концов, что такое «нравственность», что такое «добро»? Вот в чём вопрос! У большинства людей есть свои собственные, зачастую искажённые, понятия о нравственности, свои мерила, с помощью которых они судят окружающих.

Конечно, вы не сомневаетесь, что вы святой по сравнению с каким-нибудь убийцей. Допустим, что вы вполне приличный человек. Но Божья мера нравственности – добродетель – не имеет ничего общего с человеческим понятиями. Бог мерит нас по Своему Сыну Иисусу Христу, который прожил безгрешную жизнь на Земле. Бог сравнивает нас с совершенством – и в этом сравнении блекнут наши крошечные достоинства.

Вы же знаете, что в мире немало «добрых», «хороших» людей. Так что если бы достаточно было одной человеческой нравственности, Бог не послал бы в мир Своего Сына, Иисуса. Одно то, что Иисус явился в мир, чтобы умереть на кресте и тем самым сделать возможным прощение человеческих грехов, показывает, что одна лишь нравственная жизнь ещё не делает нас христианами.

Миф третий: христианином человека делает причащение таинств

То, что вас крестили в детстве, ещё не значит, что вы – христианин. Уголовники сидящие в тюрьмах, – тоже нередко крещёные люди. Но вряд ли кто назовет жестокого убийцу настоящим христианином.

Может быть, вы каждое воскресенье ходите к причастию? Если вы христианин, это замечательно, но мне доводилось слышать: «Луис, я не понимаю в чём дело. Каждую неделю хожу к причастию, а в чём суть христианской веры – не знаю”.

Да, крещение и хлебопреломление – библейские обряды. Бог повелевает верующим в Него исполнять эти обряды. Но одно лишь их исполнение не делает человека христианином.

Миф четвёртый: христианин – это тот, кто верит в Бога

Большинство людей на земле считают, что Бог существует. Неужели все они – христиане? Полковник Джим Ирвин, в составе экспедиции “Аполлон-15” побывавший на Луне, рассказывал мне, что когда он был на Ближнем Востоке, один из видных мусульман сказал ему: “Вы так много говорите о Боге, почему же вы не мусульманин?”

Мысль, я надеюсь, ясна. Если мусульмане тоже верят в Бога, значит, не это делает человека христианином!

Один из моих друзей верит, что физические упражнения полезны для здоровья. Но он никогда их не делает и безнадёжно растолстел.

Я знаком со многими маленькими мальчиками, которые верят в мыло. Но чище они от этого не становятся.

Вера, сама по себе, не имеет решающего значения. Поэтому “лишь бы верить” – ещё недостаточно.

Миф пятый: тот, кто много говорит об Иисусе Христе, – христианин

Поговорить об Иисусе Христе, и даже с уважением, любят многие. О Нём говорят учителя, проповедники, религиозные лидеры и “просто люди”. Но далеко не всегда они при этом уверены, что всё сказанное о Христе в Библии – правда.

Некоторые любители поговорить на самом деле искажают образ Иисуса, пытаясь “приспособить” Его к своему образу мыслей и не желают видеть истинного исторического и библейского Иисуса. А это лишает их права называться христианами.

Миф шестой: христианин – тот, кто молится

Конечно, христиане молятся. Но можно молиться и не будучи христианином. Индуисты молятся постоянно. Мусульмане молятся пять раз в день.

Уезжая за границу, египетский президент Анвар Садат всегда брал с собой молитвенный коврик, на котором он преклонял колени по пять раз в день. Но он исповедовал не христианство, а ислам. Так что молитва сама по себе не делает человека христианином.

Миф седьмой: христианин – тот, кто читает Библию

Разумеется, христиане любят Библию. Многие читают её ежедневно. Но и это ещё не делает человека истинным христианином.

Когда Карлу Марксу было семнадцать лет, он написал роботу о толковании одного места из Евангелия от Иоанна. И многие знаменитые теологи во многом согласны с этим толкованием. Но со временем Карл Маркс полностью отверг Библию и назвал себя атеистом…

Никита Хрущёв, бывший советский генсек, в детстве читал Библию. Но именно он пообещал покончить с церковью в СССР к 1965 году. Правда, Хрущёва давно нет, а церковь в стране всё растёт.

Читайте Библию, как можно больше. Чтение Библии должно стать правилом жизни. Библия – Слово Божье, а не человеческое, и заслуживает полного доверия. Но помните, что одно только чтение Библии не делает вас христианином.

Что же делает человека христианином?

“Луис, – спросите вы меня с удивлением. Получается, что тот, кто родился в христианской семье, ведёт нравственную жизнь, ходит к причастию, верит в Бога, говорит людям об Иисусе, молится, читает Библию – всё ещё не христианин? Что же тогда делает человека христианином?”

Позвольте мне привести три библейских принципа определяющих истинного христианина. А потом я расскажу вам, как стать христианином прямо сейчас.

Идти по пути жизни

Прежде всего, в Библии сказано, что христианин – это тот, кто идет по пути жизни, а не смерти, и путь жизни можно обрести только в Иисусе Христе, Сыне Божьем.

Иисус сказал: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Евангелие от Иоанна 14:6). Заметьте, что Иисус не говорит, что укажет вам путь. Он говорит, что Он и есть путь!

Кроме того, Иисус говорил о пути узком и пути широком: “Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; … тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Евангелие от Матфея 7:13-14)

Не чувствуете ли вы иногда растерянность? Не кажется ли вам иногда, что вы не знаете, куда идёте? Став христианином, вы находите путь жизни.

Вы спросите: Что же такое «путь жизни»?

Это путь мира . Если вы идёте путём Христовым, мир Божий наполняет ваше сердце. Иисус сказал ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир даёт» (от Иоанна 14:27). Мир Божий – это дар, доступный каждому.

На пути Христа вы испытаете внутренний покой – удивительное спокойствие в сердце. Ваша поломанная жизнь вновь соберётся воедино. Конечно, можно сходить к психиатру и выявить некоторые причины ваших проблем, причины, лежащие в прошлом. Но только Бог может даровать покой непреходящий.

Путь жизни – это путь чистоты. В Библии сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (от Матфея 5:8).

Если вы легкомысленно грешите, допускаете безнравственность, подворовываете, если вы лжёте в школе, на работе, или дома – путь жизни не существует для вас, вы на совершенно другом пути.

Когда человек обращается ко Христу, Иисус прощает грехи и очищает сердце. Это не значит, что искренне уверовавший сразу ощущает себя чистым и безгрешным. Наоборот, он начинает острее осознавать свои недостатки. Но Бог даёт истинно верующему силу жить праведной жизнью.

Путь Христа – это путь любви: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», – сказал Иисус (от Иоанна 13:35). Кроме того, Библия учит: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев» (1 послание Иоанна 3:14).

В современном мире значение слова «любовь» размыто. Обычно оно описывает чувства человека, желающего удовлетворить свои страсти и самолюбие, вызывая ответные чувства в других. Но это не любовь. Истинная любовь требует принести в жертву всё лучшее, что у нас есть, – без сожаления, с радостью.

Путь жизни – это путь повиновения. Истинный христианин служит только одному Господу – Иисусу. В Библии Иисус назван “Господом господствующих и царём царей” (Откровение 17:14). Христианин живёт так, чтобы Иисус действительно был его единственным Повелителем, Господом и Царём. Иисус повелевает – христианин с радостью повинуется.

Слуга земного царя ждёт малейшего намека на приказ и торопится исполнить его; солдат с радостью исполняет любой приказ мудрого и любимого полководца. Точно так же и настоящие христиане полностью подчиняют свою жизнь воле Божьей. Мы пойдём всюду, куда Бог укажет, мы сделаем всё, что Он повелит. И нас не беспокоит, какую цену мы заплати за это, какие неудобства и лишения придётся испытать и что о нас скажут люди.

Иисус потому есть Господь и Царь, что Он создал нас. Потому, что ОН пожертвовал жизнью, чтобы искупить наши грехи. Потому, что ОН заботится о нас как никто другой.

Познать вечную жизнь

Во-вторых, христианин – это тот, кто владеет дарами вечной жизни. Жизнь христианина наполнена радостью. Иисус сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (от Иоанна 10:10)

Жизнь во Христе – это не только замысел Божий на будущее; Бог хочет, чтобы мы жили во Христе уже сегодня, сейчас, и это делает жизнь христианина полной и обильной.

У вечной жизни не может быть конца. Физическая смерть – не граница этой жизни она длится бесконечно.

И если бы я спросил вас: «Женаты ли вы?» – могли бы вы ответить, что не уверены? Или, скажем, я спросил бы, не беременны ли вы. Смогли бы вы ответить. «Немножко, самую малость»? Конечно нет! Есть вещи, о которых можно говорить только с уверенностью – «да» или «нет». Точно так же можно лишь быть или твёрдо уверенным в том, что вы христианин, имеете жизнь вечную, или быть уверенным в обратном. Третьего не дано.

Помню, у меня была встреча с группой проповедников. Впервые ко мне подошёл человек, проповедовавший уже 17 лет. Он признался: «Луис, я не знаю, имею ли я жизнь вечную».

Он рассказал мне, что накануне его посетили два моих сотрудника. Во время беседы оба они выразили уверенность, что имеют жизнь вечную.

Когда гости ушли, проповедник спросил жену.

– Послушай, а ты уверена, что имеешь вечную жизнь,

– Не знаю, Фил, – ответила она. – А ты?

– И я не уверен, – был его ответ, – что же нам теперь делать?

Жена посоветовала ему поговорить со мной. И вот он подошёл ко мне со своим вопросом. В этот день Фил обрёл жизнь вечную. А вскоре и его жена.

Уверены ли вы, что вас ожидает вечная жизнь? Если вы уже стали настоящим христианином, ответ вам ясен. Иисус сказал о тех, кто пойдёт за Ним: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей» (от Иоанна 10:28).

Дарована ли вам эта «тройная гарантия» бессмертия? –

Во-первых, Иисус говорит: «Я даю им жизнь вечную».

Во-вторых: «И не погибнут вовек».

В-третьих: «И никто не похитит их из руки Моей».

Можно ли желать большего? Настоящий христианин знает, что эти три обетования нерушимы.

Библия учит нас: «Имеющий Сына Божия имеет жизнь» (1 Иоанна 5:12). Другими словами, вечная жизнь есть Христос в вашем сердце. Можете ли вы честно сказать: «Да, я знаю, что имею вечную жизнь. Я помню то мгновение, когда Христос вошёл в моё сердце»?

Войти в Божью семью

Более того, истинный христианин – это тот, кто родился заново, стал одним из Божьих детей. Вы скажете на это: «Луис, но ведь все люди – дети Божьи. Разве Бог – не Отец всех созданий?»

Согласно Священному Писанию, Бог – Творец всех людей, но не Отец каждому человеку. (Многие, кстати, и не хотят, чтобы Бог был их Отцом!)

Чтобы войти в семью Божью, надо родиться заново. Господь Иисус сказал: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (от Иоанна 3:3).

Что это значит?

Когда каждый из нас родился в человеческой семье, это не было нашим выбором. Это было физическое рождение.

Но чтобы стать сыном Отца Небесного, нужно родиться духовно. Мы рождаемся духовно – когда раскаиваемся в грехах и с верой и надеждой обращаемся к Иисусу Христу.

День физического рождения мы празднуем каждый год, созывая друзей и принимая подарки. Но помните ли вы день своего духовного рождения? Если нет, вам необходимо принять решение – хотите ли вы войти в семью Божью? В Библии говорится: «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (от Иоанна 1:12).

«Но у меня такая грязная жизнь!»

Несколько лет назад я разговаривал с президентом одной южноамериканской страны. Президент был человек военный. Я спросил его:

– Господин президент, знакомы ли вы с Иисусом Христом?

Президент улыбнулся:

– Палау, я прожил бурную жизнь. Богу вряд ли было бы приятно познакомиться со мной.

– Г-н президент, ваше прошлое не имеет значения. Христос умер ради вас на кресте, Он любит вас. Если вы только пожелаете, Он откроется вам.

И я объяснил президенту смысл подвига Христова, объяснил, что Иисус умер, приняв на Себя всю тяжесть осуждения Божьего, осуждения, положенного нам за все грехи. Я спросил.

– Хотите ли вы принять Христа – прямо сейчас?

Президент помолчал и сказал очень серьёзно:

– Если Христос не откажется принять меня, я хотел бы стать настоящим христианином.

Мы преклонили головы и вместе помолились. Генерал открыл своё сердце Сыну Божьему и принял Христа.

Человек, который боялся, что Бог никогда не примет его из-за прошлых прегрешений – по окончании молитвы встал и с чисто латиноамериканским темпераментом обнял меня что было силы.

– Спасибо, – сказал президент, – теперь я знаю, что Христос действительно принял и простил меня.

Решение – за вами

Уверовали ли вы во Христа, полагаетесь ли на Него? Хотите ли вы осознать, что обрели жизнь вечную? Желаете ли пойти путём Иисуса Христа вместе с другими детьми Божьими и унаследовать Царство Небесное?

Тогда я расскажу вам, как стать настоящим христианином – вы узнаете это ещё до того, как закроете эту книжку.

Божья семья

Прежде всего, учит Библия, мы должны признать свои грехи отчуждающие нас от Бога. Южноамериканский президент понравился мне именно тем, что говорил с раскаянием о своих прегрешениях. Он не замедлил признать себя грешником. Более того, он настолько остро осознавал зло в своей жизни и греховность, что боялся быть отверженным Богом.

Ощущали ли вы когда-нибудь вину пред Богом из-за поступков, доставлявших Ему страдание? Осознавали ли вы когда-нибудь низость своего самолюбия, гордыни, неверия, корысти, безнравственности? Неужели вы ни разу в жизни не задумались, что идёте путём, ведущим к погибели? Ведь «возмездие за грех – смерть!» (Послание к Римлянам 6:23)

В Библии сказано ещё: «Все согрешили и лишены славы Божией» (к Римлянам 3:23). «Все» – это и вы, и я. Не пришла ли пора придти к Богу и добровольно принять прощение, дарованное нам бесплатно?

Затем, мы должны уверовать во Христа, во всё, что Он совершил ради нас на кресте.

В Библии говорится: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Петра 3:18). Своей смертью Иисус победил смерть, и теперь все могут получить прощение. Мы с лихвой заслужили осуждение Божье за всё наше зло пред очами Его, но Бог послал Сына Своего, чтобы Он был осуждён за нас и умер на кресте (1 Петра 2:24).

Представьте себе судью, который осуждает преступника, а потом идёт на казнь вместо него. Величественна любовь Бога!

“Не могу понять!”

Может быть, вам не до конца понятно, почему и как Бог наказал Сына Своего вместо вас. Но всё сразу понять невозможно, да и нет необходимости. Всё, что пока требует от вас Бог, – это вера.

Никто до конца не понимает, что такое электричество. Это одно из загадочных свойств Материи. Учёные умеют создавать электрические разряды и использовать электрическую энергию. Но один учёный как-то сказал мне: “Электричество, в сущности, необъяснимо”.

Став настоящим христианином, вы не обязаны понять сразу всю глубину христианского учения. Но читая Библию, вы будете учиться у самого Бога!

И окончательный шаг к истинной вере – исповедать Иисуса Христа как Господа своего.

Вера не передаётся по наследству. Недостаточно сказать: “Мой отец был верующим, и меня воспитали в добрых христианских традициях”. Не так становятся детьми Божьими.

Ко Христу приходят самостоятельно. Каждый уверовавший делает это лично, обращая к самому себе вопрос: “Сделал ли я свой выбор? Решил ли обратиться в истинную веру?”

Но как это сделать? – спросите вы. Библия отвечает: “Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению ” (Римлянам 10:9-10).

Лучший из известных мне способов принять Иисуса Христа как Спасителя и Господа – это просто сосредоточиться (Можно закрыть глаза, молитвенно склонить голову), искренно покаяться пред Богом в грехах, открыть с верою сердце своё Христу, – и принять Его.

Если вы готовы к такому решению, не откладывайте его. Для этого не нужно никуда идти. Вслух, или про себя, как вам легче, – обратитесь к Богу, там где вы находитесь. Вам может помочь такая примерно молитва:

“Отец Небесный, я хочу стать христианином. Я сознаю, что грехи мои отчуждают меня от Тебя. Прости меня. Я верю в Сына Твоего, во всё, что Он совершил для меня на кресте. Я не понимаю этого до конца, но принимаю верой. Я хочу стать сыном Твоим (дочерью Твоей). Войди в мою жизнь, Господь Иисус, прими меня в число детей Твоих. Я пойду за Тобой и буду повиноваться Тебе всегда и во всём. Аминь”.

Самое важное решение в жизни

Помните ли вы тот день, тот час, когда вы приняли Иисуса как своего Спасителя? Может быть, это произошло всего несколько секунд назад? Может быть, вы ещё пребываете в неуверенности? Тогда позвольте мне рассказать, как я сам принял это важнейшее из решений.

Было это в Аргентине, в летнем лагере для школьников. Один из преподавателей английской школы, где я учился, организовал двухнедельный поход в горы. Учителя, который ночевал с нами в палатке, звали Фрэнк Чендлер. Каждую ночь мистер Чендлер будил одного из мальчиков, и – с Библией в одной руке и с карманным фонариком в другой – выводил его наружу. Там, под сенью звёзд, он садился рядом с учеником и объяснял основы христианской веры.

Хотя в то время я уже испытывал чувство вины за свои грехи и знал, что нуждаюсь в прощении Христа, мне не хотелось ни с кем обсуждать этот вопрос. Но каждому мальчику – по очереди – предстояла ночная беседа с мистером Чендлером. И когда он вошёл в палатку в последнюю ночь пред нашим отъездом, я знал, что очередь за мной!

Я притворился спящим, надеясь, что он уйдёт. Но не тут-то было.

– Вставай, Палау, – сказал мистер Чендлер, – пошли!

Приближалось главное событие моей жизни – но я об это и не догадывался.

Мы вышли и сели на упавшее дерево.

– Луис, – спросил мистер Чендлер, – ты христианин или нет?

– Нет, наверно, – ответил я.

– На этот вопрос нельзя отвечать “наверно” или “возможно”. Да или нет?

– Если бы ты умер сегодня, куда бы ты попал, как ты думаешь, – в небеса или в ад?

Я помолчал, несколько удивлённый такой постановкой вопроса:

– В ад, наверно.

– И тебе туда хочется?

– Зачем же ты туда стремишься?

Я пожал плечами:

– Не знаю.

Тогда он раскрыл Библию и прочёл из Послания к римлянам: “Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твои веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению”.

Учитель посмотрел на меня:

– Луис, веришь ли ты в сердце своём, что Бог воскресил Иисуса из мёртвых?

– Верю, – отвечал я.

– Тогда что же тебе нужно сделать, чтобы спастись?

Я затруднялся с ответом, так что мистер Чендлер дал мне перечитать этот отрывок из Послания к Римлянам (10:9) – “Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом … то спасёшься” .

Он положил мне руку на плечо, и мы стали вместе молиться. В эту ночь я открыл сердце Христу – сидя под дождём на коряге, в спешке… Но решение я принял.

Когда мы кончили молиться, у меня на глазах были слёзы. Я крепко обнял учителя, и мы побежали в палатку. Забравшись в постель, я включил фонарик и записал в своей Библии: “12 февраля 1947 года я принял Иисуса Христа как своего Спасителя”.

От волнения не мог заснуть. Я знал, что спасён, знал, что вошёл в семью Божью. Я обрёл вечную жизнь, ибо Иисус сказал:

“Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей”.

Вы стали христианином – что дальше?

Итак, вы приняли Господа Иисуса как Спасителя? Если да, то вами уже сделан самый важный шаг в жизни!

Теперь вы принадлежите к семье Божьей, и, естественно, вам хочется лучше узнать Его. Лучший способ узнать Бога – регулярно читать Его Слово. Начать можно с Евангелия от Луки. Помните, что посредством Библии Бог говорит с нами! Так что не просто читайте, но ищите примеры для подражания и заповеди, которым нужно следовать.

Насыщайтесь Библией. Если вы будете ежедневно читать Слово Божье, ваши чувства и мысли постепенно преобразятся.

Кроме того, разыщите других христиан. Найдите церковь, которая проповедует истинное Слово Божье, чтит Христа и учит тому, как стать настоящим христианином. Посетите церковь и поговорите с проповедником. Скажите ему: “Я принял Христа” – и пронаблюдайте за реакцией. Если он не проявит особого желания помочь вашему духовному росту, поищите другую церковь, в которой вы найдёте помощь и любовь.

И наконец, начните молиться. Вы только что говорили с Господом. Он ответил на вашу молитву. Он любит вас, Он ваш Отец. Так как общение – залог любой прочной связи, ваша вера укрепится, если вы будете больше общаться с Богом.

Если вы искренне обратились к Иисусу Христу, вы совершили самый важный, самый значительный поступок в жизни. Вы вступили на путь, каждый шаг по которому будет приносить вам новую радость. И я как брат-христианин счастлив первым приветствовать вас:

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В БОЖЬЮ СЕМЬЮ!

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Нередко мы можем услышать как в храме, так и в светском обществе адресованную верующему человеку (в том числе и нам) крылатую присказку: «Не подобает вести себя так православному христианину».

Так какой же должен быть истинных христианин? В чем его отличие от обыкновенного человека?

Протоиерей Валентин Мордасов в своем поучительном слове дал главные определения истинно верующему человеку. Давайте, с ними и ознакомимся:

Должно нам душу свою очищать, омывать слезами раскаяния о прежней греховной жизни.

Делать дела милосердные, украшать свою жизнь постом, молитвами, бдением, богомыслием.

Должно нам не завидовать, не враждовать, плотские похоти обуздывать, воздерживаться от всякого излишества как в пище, питье, так и сне.

Быть неленостными на молитву.

Дела начинать краткой молитвой, всем желать добра.

Чтобы нам не замечать чужих грехов, упрекать за них ближних, презирать их, нам должно прежде зреть свои грехи и оплакивать себя, как духовных мертвецов.

Чтобы найти покой, внутренний мир, нам надо ходить в Церковь. Она все это даст с избытком. Она все доставит через богослужение, Святые Таинства. Она учит всему истинному. Не напрасно мы читаем молитвы в Церкви и дома. Через них мы очищаемся от наших скверных грехов. Избавляемся от искушений, бед, обстояний.

Для чего нам нужно дома молиться и ходить в Церковь к богослужению? Для того, чтобы поддерживать, возбуждать жизнь души, очищать ее. В Церкви мы отделяемся от мирского обаяния и похотей житейских. Просветляемся, освящаемся, с Богом соединяемся.

Ходите чаще в храм Божий и питайте душу благодатью. От храма, через молитву церковную, получают утешение, помилование и усопшие наши.

Следует нам любить обличение правильное, чтобы исправиться здесь и не быть обличенным на Страшном Суде перед всем миром, ангелами и людьми.

Жалеть надо всякого злого человека, а не злиться на него, угождая тем сатане. Отходить от него надо.

Нам надо быть всегда кроткими, незлобными, милосердными, терпеливыми.

Надо злых побеждать благим.

Не нужно обременять себя заботами житейскими, приобщаться к земным благам, богатствам, сластям,отличиям, чтобы эти заботы, пристрастия, не погубили нас в час кончины.

Всегда нужно думать о Боге, о Его делах и всегда удаляться от дел лукавых и злых. Эти искушения диавольские состоят в том, что он прельщает нас любить мирское, все земное: богатство, славу, пищу, одежду, знатность, сладости земные и не думать о Боге и вечном блаженстве. В наших мыслях, в нашем сердце, есть сила злая, которая ежеминутно будет удалять нас от Бога, внушая суетные мысли, желания, заботы, славу, дела, возбуждая к злобе, зависти, гордости, безделью, непослушанию, упрямству, невоздержанию. Ей-то надо идти наперекор нам.

Не должно отвергать посты, ибо грехопадение первых людей произошло от невоздержания. Воздержание — орудие против греха, им мы угождаем Богу. Должно нам знать, что человек отпадает через невоздержание от Бога, ибо от него происходит всякий грех.

Пост послан людям орудием против диавола. Должно нам расставаться с худыми привычками, греховными желаниями, спасать себя постом, бдением, молитвами, трудами и душу упражнять чтением духовных книг, богомыслием. Не должно нам нарушать посты, как только по причине величайшей болезни.

Христиане должны непременно поучаться в законе Божием, читать чаще Евангелие, вникать в богослужение, исполнять заповеди,уставы церковные, читать писания святых Отцов, чтобы жить по-христиански.

Читаете ли божественное — дома начинайте это делать с молитвой, с кротостью сердечной, чтобы Бог вразумил, укрепил вас в вере, благочестии, помог найти и вспомнить нужное, полезное.

Бываете с грешниками — говорите разумно, осмотрительно, поучительно, назидательно.

Придя домой со службы, читайте Святое Евангелие. Разумно проводите жизнь,живите чисто, кайтесь, молитесь при жизни, чтобы не постигла вас внезапная смерть.

Не уклоняйтесь от молитвенного правила, живите ниже травы, тише воды — и спасетесь.

Будьте послушными отцам духовным, кроткими, молчаливыми.

Будь довольны любой, даже самой скромной, трапезой.

Смиряйтесь до конца жизни.

Не подражайте фарисею, который делал все напоказ людям. А вы доброе делайте втайне.

Наблюдайте за мыслями, потому что, кто соглашается с худыми мыслями, наслаждается ими, прогневляет Господа Бога. А те, кто не соглашаются с ними,противятся, получают венец Господа.

У православных христиан есть один источник, из которого они черпают знания о богоугодной жизни - это Священное Предание.Однако есть еще кое-что, хранящее источник этот незамутненным, - реальный опыт жизни в Боге и (что особенно актуально для сегодняшних христиан) богословское осмысление этого опыта. Дефицит того и другого приводит ко всевозможным искажениям, перетолкованиям православного учения, а в жизни - к пресловутому магизму, обрядоверию, «мертвой букве» веры.Попытаемся определить лжеблагочестие и понять, почему православный христианин не может позволить себе…

Печальное и строгое лицо; холодное, хоть и вежливое, общение с окружающими.
Начитавшись житийной литературы первых веков христианства, надергав там и тут святоотеческих цитат, испытывая острое желание поскорее стать хоть немножечко христианами, мы зачастую усваиваем себе совершенно ложное понятие о том, как держит себя, как себя ведет православный христианин. Наша поврежденная природа упорно игнорирует призыв к изменению во Христе, в любви, а вместо этого выбирает подобное себе,



нехристианское «изме нение». Логика примерно такова - если я сосредоточен на мыслях о горнем, если внимателен к себе, я должен иметь вид отрешенный, печальный и строгий, а быть внимательным к другим мне просто некогда. И становится человек таким себе «каменным гостем», заслышав грохочущий шаг которого хочется сбежать куда подальше.
Однако Православие учит обратному. Оно учит, что «качество христианина» в первую очередь зависит от его отношения к другому человеку: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Апостол призывает христиан: «в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12:10). Мы должны это делать в подражание своему Творцу, потому что, как пишет святитель Николай Сербский (Велимирович), «то спасительное правило, кое апостол Павел повелевает выполнять всем верным в совершенстве осуществлено между Ипостасями Святой Троицы.





Каждая из Ипостасей старае тся в почтительности предупреждать Две Другие; как и Каждая желает послушанием умалиться пред Двумя Другими». Любовь не оставляет места холоду, сдержанности, «кислым минам»: «Имейте друг к другу горячую любовь и братьям приличную расположенность», - пишет блаженный Феодорит; «Любовь должна быть у вас не только непритворная, но крепкая, горячая, пламенная. Что пользы, если любишь
хотя искренно, однако же без горячности? Посему и сказал Апостол: друг ко другу любезны - то есть любите горячо. Не дожидайся, чтобы другой обнаружил к тебе любовь; но беги к нему сам и начни первый», - увещевает святой Златоуст.



Отказ от красоты во всем - от бытовых вещей, внешнего вида до предметов искусства.
Опять же, логика псевдоблагочестия: «Чтобы не прилепляться сердцем к этому грешному миру, я буду отвергать его красоту». Когда мы смотрим на Христа, стараемся подражать Ему, можем ли мы представить Его неопрятно одетым, неряшливо выглядящим? Когда псалмопевец Давид восхваляет красоту Богом созданного мира - погрешает ли он? Нам кажется, ответ очевиден. Как пишет архимандрит Савва (Мажуко): «Невозможно из состояния плотского, в котором большинство из нас обитает, совершить „комсомольский» бросок к духовности, минуя ступень душевного <…> ничто так не будит душу, как внимание к прекрасному. Мой внешний вид, манера общаться, мой круг чтения и досуга. Безусловно, есть люди, которых это не касается, они уже на другой ступеньке, но таковых, поверьте, меньшинство. <…> Это <…> самая соль христианского мироощущения. Господь сотворил человека для радости. Величайшей радости мы приобщаемся в созерцании красоты. <…> И дело здесь не только в том, что красота примиряет нас с жизнью; переживание прекрасного - это опыт скорее мистический, он выводит человека за пределы его самого, ставит его лицом к лицу с миром Божественным, потому что мы, христиане, знаем, что Красота есть одно из имен Божиих, Он - Прекрасное Само по Себе, и Он же - источник подлинной красоты» .



Казалось бы, проводить жизнь в постоянном плаче о грехах и считать себя «хуже всей твари» - это очень
и очень






православно. Однако, как показывает опыт, такое понимание православия тоже оказывается «вырванным из контекста», а потому ложным и искаженным. Вот что пишет, к примеру, о непрестанном плаче преподобный Исаак Сирин: «От трех причин происходит поток непрекращающихся слез у человека. Во- первых, от изумления исполненными тайн прозрениями. Или, <во-вторых, слезы могут происходить> от любви к Богу, которая воспламеняет душу, и не может человек выносить ту любовь без постоянного плача, происходящего от сладости ее и наслаждения ею. Или, в-третьих, слезы могут происходить от великого смирения сердца». Как видим, говоря о плаче, святой вовсе не говорит о мироощущении: «А кабы к утру умереть - так лучше было бы еще…» Сетовал на антихристианское самоненавистничество и праведный Иоанн Кронштадский: «Люди стыдятся сознаться, что они не веруют в высокое достоинство и предназначение свое, в то, что они - бесценный образ Божий, прелюбезный Богу, которому предуготовано и обещано бесконечно-великое блаженство на небесах - в единении с Богом» .
«Любить себя можно двумя способами, - писал известный христианский писатель К. С. Льюис. - Можно видеть в себе создание Божие, а к созданиям этим, какими бы они ни стали, надо быть милостивым. Можно видеть в себе пуп земли и предпочитать свои выгоды чужим. Вот эту, вторую любовь к себе нужно не только возненавидеть, но и убить. Христианин ведет с ней непрерывную борьбу, но он любит и милует все „я» на свете, кроме их греха. Дурной аскетизм калечит душу, истинный - убивает самость. Лучше любить себя, чем не любить ничего; лучше жалеть себя, чем никого не жалеть» .








Христиане призваны к блаженству; в каждом апостольском послании мы читаем призыв радоваться, слова ободрения и утешения. Но враг рода человеческого ухитряется и в эти слова вложить глубоко противоположный Евангелию смысл: «мол, счастье будет только в Царствии Небесном, а здесь нам положено отстрадать в полную силу». И человек начинает искать страданий, «циклиться» на них!
Умение радоваться и быть счастливым здесь и сейчас - базовое умение христианина; «радость рождается из благодарности», сказала как-то одна христианка - и это истинно так! А еще радость рождается из осознания себя любимым; а еще - из уверенности в Христовой победе над смертью и грехом!
«Наши молитвы так немощны, а благочестие такое пресное, так скучна и угрюма наша самодельная аскетика, потому что мы слишком взрослые и давно уже не помним той естественной радости быть, которой непосредственно жив каждый ребенок, - пишет архимандрит Савва (Мажуко). Человеку на самом деле надо очень мало. Мы давно утратили радость простых вещей. Мы не умеем пить воду, как нам распробовать шампанское? Тот, кто не знает, как есть хлеб, способен ли оценить куропатку по-венгерски? Святые подвижники, светоносные старцы продолжали поститься всю жизнь не потому, что их тело требовало умерщвления - оно уже давно было пронизано светом благодати - они умели полно и естественно получать радость от самых простых и достаточных вещей - от воды и хлеба» .
«Как могут быть несчастны те, кто узнал, что у него есть любящий и мудрый Отец, добрая, всепрощающая Мать? - недоумевает журналист Мария Свешникова. - Конечно, скорби и несчастья посылаются каждому - важно, как к ним относиться: как к главной цели христианства либо как к подспорью, дающему возможность осознать, проанализировать свою жизнь, поставить правильные вопросы» .


Не искать себе защиты, справедливости.
Припоминая незлобивость святых, в частности, подвиг святого Серафима Саровского, христиане порой считают должным не искать для себя правосудия, не защищать себя от явного преступления. Мысль эта тоже лукава. Житие князя Владимира, крестителя Руси, ярко иллюстрирует подобный подход - весь Киев был превращен в ад ложно понятым благочестием князя. Поэтому, если мы покрываем преступление, пусть и совершаемое против нас, мы должны помнить, что подставляем не вторую щеку, а других людей.
«Поддержание внешнего общественно-правового порядка само по себе не вызывает в душах расцвета христианской любви, - пишет философ И. Ильин, - но оно устанавливает в человеческом общении тот внешний ритм миролюбия, терпимости и корректности, который неизбежно, хотя и незаметно, передается и в души людей. Осуществляющий эту борьбу служит именно делу духа и любви; но служение его отрицательное и подготовительное».

Избегать успеха в работе.
Священное Писание богато примерами богатых и успешных людей, которые между тем были праведниками: это и отец верующих Авраам, и Иосиф, и Давид, и Соломон, и многие-многие другие. Слова Господа о том, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24), не отрицают богатства - если оно приходит к человеку честным путем и не искажает шкалу его ценностей. «Мы призваны расставить свои жизненные цели по местам, руководствуясь Евангелием, где сказано: „Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33)», - пишет священник Вячеслав Голощапов. При этом, если человек реализует данные Богом таланты, не ленясь, - его ждет успех. «Разве это грех - хорошо учиться? Разве плохо, если врач или педагог повышает свой профессиональный уровень? Если у врача пациенты выздоравливают, а у школьного учителя дети легко поступают в хорошие вузы - разве это не успех? Успех, но он - на благо людям, - рассуждает протоиерей Георгий Бреев. - Мне кажется, Сам Господь заложил в человеческую природу стремление к успешности. Это одна из духовных сил, которая человека активизирует, собирает воедино и побуждает стремиться к избранной цели - мыслями, чувствами, действиями. И эта движущая сила склоняет нашу волю к исполнению того, что мы задумываем, что ложится желанием в душу. Духовная жизнь тоже связана с восхождением. Стремление к духовному успеху, к совершенству неотъемлемо от человеческой души, вложено в нее Богом, человек должен трудиться, должен принять все меры к достижению успеха, но венчает всякое дело только Господь».



«Мы живем в иное время, чем то, когда Григорий Богослов не мог войти в баню или лавку за хлебом, не будучи схваченным кем-нибудь за рукав и не спрошенным: „Скажи, что правильнее: „омоусиос» или „омиусиос»? Теперь так не богословствуют и к богословию относятся неприязненно или с недоверием» , - со скорбью писал протопресвитер А. Шмеман. Святитель Филарет Московский






говорит, чт о «прежде чем христиане стали называться христианами, они назывались учениками, и если христиане ими быть не хотят, то не для них было проповедано Евангелие» . Эти слова - уже достаточное вразумление людям, не желающим прилагать усилий для изучения собственной веры,святоотеческого наследия, и в особенности тех, кто ищет такому нежеланию благовидные оправдания. Известный религиозный мыслитель протоиерей Георгий Флоровский писал: «…для святых отцов богословие было делом жизни, духовным подвигом, исповеданием веры, творческим разрешением жизненных задач. Среди церковных служений в наше время богословское исповедни- чество приобретает особенную важность, как воцерковление мысли и воли, как живое вхождение в разум истины». А у преподобного Исаака Сирина читаем: «Удивляюсь я… людям, которые, когда видят человека, трудящегося в чтении Святых Писаний и усердно изыскивающего смысл их, постоянно пребывающего в собеседовании с этими и подобными размышлениями на тему сокровенного служения,говорят ему некое весьма грубое слово, безвкусное и безумное, вроде: „Сколько бы ни читал ты и ни трудился, труд <твой> бесполезен». Особенно же удивляюсь я тем, которые <говорят что-либо вроде: «Какой смысл в этих исследованиях, и какая польза для тебя праздно проводить время в изыскании смысла Писания и тому подобного? Делом надо заниматься! Если мы исполняем то, что знаем, нам не нужно целыми днями корпеть над Писаниями и заниматься другими подобными вещами». Не понимают они, что говорят, и не знают, что именно это - то есть чтобы ум человека был наполнен мыслью о божественном домостроительстве и постоянной памятью о нем благодаря восхитительной мысли, посеянной в уме чтением Писания и поиском его сокровенного смысла - ото самое> и есть настоящее дело и исполнение всех заповедей Господа нашего».

Люто ненавидеть всех нехристиан и неправославных, как «врагов Бога».
Мы должны твердо знать, что любые размышления на тему «кого можно ненавидеть и почему», не имеют к христианству никакого отношения. Христианство - это религия любви, это религия Бога, Который, умирая, молился о своих распинателях, и в ней нет места ненависти ни к язычникам, ни даже к самым страшным грешникам. «Слово святителя Филарета Московского
в неделю 19-ю по




Пятдесятнице», из контекста которого была вырвана и ужасно искажена знаменитая цитата, призывающая ненавидеть врагов Бога, на самом деле исполнено совершенно иного духа, призывает к совершенно иным чувствам. «Конечно, мы не можем любить зла, да и кто сего требует? Чувствуйте все омерзение к порокам, какое они заслуживают, - этого не запрещают, но еще требуют; только не смешивайте их с самими людьми, в которых замечаете их: отделив оные, вы еще найдете в них то, что достойно любви вашей. Сколько бы ни казалось неестественным любить врага - разве менее противно природе ненавидеть человека?» - вот подлинные слова святителя Филарета. Более того, он пишет: «Удерживать мстительный удар, но не простирать руки для помощи, проливать с языка сладкую лесть и носить желчь во внутренности сердца не значит любить врагов. Любовь есть живое и деятельное участие в благосостоянии другого. Не называйте себя напрасно - готовыми к услугам вашего соперника, - будьте такими в самом деле. Говорите к нему сердцем и подтверждайте ваши уверения делами».
Любой наш грех - это тоже вражда против Бога. И что же? «…Будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим 5:10), - говорит апостол. И предостерегает: не судите внешних (1 Кор 5:13). «Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его. Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада. И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».


Считать, что спасение и благополучие заслуживается только посещением служб и добросовестным исполнением всех церковных предписаний: пост, регулярное причастие и исповедь.
О таком подходе к вере хорошо сказал Валерий Духанин: «В оккультизме есть своя технология: делай так-то и так-то - и непременно получишь искомое. К сожалению, часто это переносится и на религию».



Безусловно, посещение служб, исполнение заповедей - необходимы, но главное здесь - внутреннее устроение человека и его часть «духовной работы». С одной стороны, «исполнение внешних заповедей, таких как чтение молитв, посещение и совершение богослужений, принятие таинств, доброделание, милостыня, строительство и украшение храмов и монастырей и т. п., когда человек рассматривает их как заслуги перед Богом, может (и не редко так бывает) привести его к тщеславию, самомнению, гордыне, - предостерегает А. И. Осипов. - И в таком случае все это добро превращается во зло для человека, ибо соединяет его, по слову преп. Антония Великого, с демонами-мучителями. Жизнь по заповедям только тогда преображает человека, когда он понимает, что без помощи Божией ничего не может сделать, что Бог творит его руками, а он сам по себе без Бога не до порога». С другой стороны, положившись на волю Божью, нужно избегать и противоположного греха - излишнего упования на Бога, или хулы на Духа Святого, по определению святителя Игнатия (Брянчанинова). «…Это грех, когда человек не желает ничего менять в своей жизни, притворно утверждая, что все в руках Божьих», - объясняет священник Антоний Скрынников. Человек в плену этой страсти считает, что никакой работы над собой, кроме посещения церкви, проводить не нужно; ежедневный труд христианина над душой остается ему чуждым. «Мы должны надеяться на милосердие Божье, но то, что можем, обязаны делать сами. Творить же все, что нам заблагорассудится, разжигать свои страсти и надеяться, что Бог нас все равно простит, - это непозволительное, сурово наказуемое легкомыслие», - уточняет священник Константин Островский.