Что значит слово гражданственность. Что такое гражданственность? Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов

Идея гражданственности человека, социальной значимости гражданских качеств остается одной из основополагающих при создании и дальнейшем фун­кционировании государства, она ложится и в основу деятельности любого международного сообщества, так как людей объединяют, прежде всего, общечело­веческие и общегражданские ценности.

Личность формируется под воздействием того общества, в котором она живет, следовательно, «сте­пень» гражданственности определяется тем, насколь­ко эта личность вписалась в социально-политические отношения и способствует развитию и укреплению общественного устройства.

Термин «гражданственность» часто сходно понятию «гражданская культура». В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют пассивную роль «подданных». Гражданин не является постоянным учас­тником политического процесса. Он редко активен в политических группах. Но он считает, что в случае необходимости может мобилизовать свое обычное социальное окружение в политических целях. Его нельзя назвать активным гражданином. Он потенци­ально активный гражданин.

Правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества.



Человек по достижении возраста, установленного законом, становится гражданином. А это значит, что он обретает принадлежность к политике и правовым нормам государства. Созидание и развитие гражданского общества, как справедливо отмечает З.Я.Капустина, зависит от патриотического воспитания граждан.

Корни патриотизма как социального явления заключаются в ряде факторов. В экономическом плане это достаточный уровень жизни населения, в духовном – чувство гордости за свою страну, идеологическое единство нации, в политическом – уверенность в стабильном и эффективном функционировании структур управления страной. В царской России существовала компенсация идеологии (вера в царя и Отечество), боевыми традициями и гордостью за свою страну, которая имела прекрасную литературу, искусство и науку и нередко диктовала свою волю всей Европе.

Оценивая ситуацию в новой России, можно констатировать, что факторы привычного старого порядка, необходимые для существования патриотизма, размываются, новые же пока не могут служить их замещению.

Благополучие общества, как известно, во многом зависит от молодого поколения, готового защитить от невзгод свою Родину – землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства, развития и роста гражданского самосознания зависит настоящее и будущее страны. Вместе с тем, как справедливо отмечает Т. Белова, патриотизм – чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Исторический опыт показывает, что общество, не способное воспитать в себе патриотическую смену, обречено на беды. Воспитание любви у молодого поколения к Родине и всему связанному с ней, требуют ясного понимания того, каким содержанием сегодня наполняется патриотизм.

Приобрела особую актуальность проблема сохранения в современных условиях историко-культурного наследия страны. История – это история людей, и каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа. Ощущая свою причастность к истории, мы заботимся о сохранении всего того, что дорого памяти народной.

Традиция охватывает собой всю полноту бытия народа, не теряя из поля зрения отдельную личность, отдельного человека. Она всегда покоится на прочном фундаменте жизненного опыта, накапливаемого и передаваемого из поколения в поколение, во всем несущего отпечаток ценностных ориентиров данного народа, данной цивилизации.

В социальном плане традиция объединяет, сплачивает народ, создает основу возрастания полноценной, целостной личности, способной гибко ориентироваться в обществе, успешно строить социальные отношения. В том случае, когда традиции воспитания ребенка в семье, школе и социуме совпадают - а это происходит, если они укореняются в одной цивилизационной основе, - личность возрастает полноценной.

Главная задача нашего времени - вернуться к традиционной жизни, и в этом особую роль играет система образования.

1.2 Диагностика гражданственности студентов

Для диагностики гражданственности студентов предлагается использовать в комплексе анкету «Правовая культура» и тест «Уровень патриотизма».

Тест «Правовая культура» определяет уровень правовой культуры по нескольким критерием (рис.1)

Рис. 1.1. Критерии правовой культуры

Анкета «Правовая культура»

Ответьте на вопросы (выбранные вами ответы подчеркните)

Насколько, на Ваш взгляд, Вы информированы сегодня о своих правах, защищаемых законодательством:

1. достаточно хорошо

2. посредственно

Интересуетесь ли вы законами о правах?

3. Мне все равно

Откуда вы берете информацию о ваших правах и свободах?

1. от родителей

2. на лекциях

3. из газет, журналов, радио и телевидения

4. читаете с увлечение тексты законов

5. я не знаю от куда брать эту информацию

Уважаете ли вы права других людей?

3. Не задумываюсь об этом

В жизни каждого человека бывает время, когда приходится сталкиваться с такими понятиями, как патриотизм и гражданственность. Это, кстати, случается не так часто. Государство нынешнее не требует сиюминутно помнить о существовании не ждет подтверждения преданности от своих жителей. Тем не менее следует ясно осознавать, что такое гражданственность. Это знание может пригодиться внезапно, надеемся, что не в критической ситуации.

Открываем толковый словарь

Рассказывают любознательному читателю обо всем на свете. Есть там и толкование нашего термина. Гражданственность - это качество человека, выражающееся в его активном взаимодействии с государством. Однако речь идет не о лояльности к строю или политическим деятелям. Скорее, данным термином обозначают желание и способность человека вести диалог с властями. Если шире, то здесь стоит говорить о понимании того, осознании своего места в нем. Но и этого мало. Гражданственность - это антитеза аполитичности, равнодушия к собственно стране, тому, что с ней происходит. Само описываемое качество имеет глубокий смысл. Оно не сводится к показной позиции. Просто принимать участие в политической жизни, голосовать или ходить на митинги маловато. Необходимо переживать за судьбу государства и народа, действовать им во благо. А это невозможно без полного понимания ситуации, формирования собственной политической позиции.

Гражданин и гражданственность

Представьте себе двух граждан. Они вместе работают, часто обсуждают дела общественные. Один всех ругает, наслушавшись и начитавшись СМИ, а второй ему оппонирует. Но не просто возражает, а раскрывает суть событий, предлагая собственные решения. Но и этого мало. Наш второй гражданин выступает с инициативами, пишет в орган исполнительной власти, ходит на прием к депутату. Кто из них обладает гражданственностью? Ведь оба демонстрируют отнюдь не отстраненную позицию. Вроде первый тоже переживает о делах государственных. Тем не менее его мнение деструктивно. А вот второй имеет явную активную гражданскую позицию. Он не просто судачит во время перерыва, а душой болеет за свою страну. Хотя и соглашается с критикой первого. Вот в чем заключается гражданственность. Хотя обладающие ею люди могут и не интересоваться работой властных структур. Есть граждане, считающие своей обязанностью хорошо трудиться, воспитывать детей или писать картины. Суть в том, чтобы от этого Родине была польза.

Различия в понятиях «патриотизм» и «гражданственность»

Многие считают, что эти два термина имеют тождественный смысл. Они действительно стоят, так сказать, близко. Однако не равнозначны. Патриотизм и гражданственность - это качества человека, характеризующие его отношение к Родине. Но немного по-разному. Пожалуй, понять этот нюанс будет проще, если выяснить, чем отличается государство от Родины. Кажется, что эти слова об одном и том же. А на самом деле между ними грандиозная разница. Патриотизм - это беззаветная любовь к своей Родине, а гражданственность - активное взаимодействие с государством. При этом последнее не нужно ни почитать, ни соглашаться с ним. Необходимо иметь свое мнение и активно выражать его в политическом пространстве. В принципе, понятия очень близкие. Их различия лежат в области сердца, чувств и деятельности. В патриотизме больше любви, а в гражданственности - активности.

О воспитании

Для государства важно, чтобы все его граждане были активны, работали на его благо. По большому счету других глобальных задач у этого социального механизма нет. Он существует, чтобы защитить своих граждан, создать им условия для хорошей, успешной, счастливой жизни. А чтобы эта задача выполнялась, необходимо здоровое и активное общество. Над его созданием следует постоянно работать. А именно нужно воспитание гражданственности с малых лет. Детям важно объяснять, что такое государство, как и для чего оно создается. Кроме того, они должны понимать роль гражданина в жизни страны. Делается это еще с детского сада. Конечно, науки в таком возрасте еще не совсем доступны. Однако даже малыши понимают, как работает, к примеру, президент, кто должен приказать, чтобы снег с улиц убрали или дом покрасили. Начинать нужно с малого. На самом деле гражданственность не глобальна. Она рождается из умения в малом быть полезным стране. Чем большее число людей станет душой болеть за свою Родину, тем успешнее она будет. А от этого улучшится жизнь граждан. Все взаимосвязано.

Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом.

Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы.

Понятие гражданственности весьма многогранно, оно трактуется исследователями как: 1. интенсивная и осмысленная включенность в деятельность общественно-политического сообщества;

2. заинтересованность политической жизнью общества, чаще всего страны, готовность идти на всё ради своей Родины;

3. ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;

4. умение и стремление выступать в роли гражданина;

5. высшая добродетель независимого и полноправного участника политического общества; Гражданственность предполагает динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на ее радикальное переустройство .

Исследователи выделяют различные уровни гражданственности по степени активности человека - носителя гражданских качеств: Гражданские качества: ответственность за судьбу страны, чувство долга перед страной, сознательность, активная жизненная позиция, уважение прав и свобод других людей. Гражданская позиция - собственное мнение человека как гражданина к происходящему рядом, вокруг него. Гражданская компетенция - механизм, который обеспечивает реализацию прав и исполнение обязанностей, которые обусловлены статусом гражданства.

Данные компетенции имеют три аспекта: знаниевый, процедурный и гражданский . Содержание понятия «гражданственность» можно отразить в следующих определениях:

1. Гражданственность - определенный нравственно-правовой порядок во взаимоотношениях между личностью, обществом и государством, основанный на свободном и сознательном гражданском выборе.

2. Гражданственность выступает, прежде всего, как определенный образ мышления, вырастающий из социально-исторического и государственного самосознания и самоопределения личности. Гражданственность, тем самым, - является деятельностным выражением государственной идентичности человека, его государственно-исторического самосознания.

3. Как образ мышления гражданственность определяется и получает свое содержание из отношения к субстанциональным, базовым элементам социально-исторического бытия человека:  Государственность;  История;  Культура;  Историческая традиция и воплощенный в ней образ, смысл и ценность;  Государственно-исторические символы;  Религиозные традиции;  Особый цивилизационный тип.

4. Гражданственность не сводится к политико-правовому порядку или к политико-правовым формам идентичности. Она отражает всю сферу созидательной деятельности человека и всю сферу его фундаментальных потребностей.

5. Гражданственность, как образ мышления, выражается через систему базовых мировоззренческих категорий, с помощью которых описывается жизнеустройство человека и его предназначение:  Жизнь  Благополучие  Независимость  Честность  Справедливость  Право  Отчизна  Забота  Вера

6. Гражданственность выступает не только как образ мышления, но и как образ действия, который заключается в способности и готовности личности реализовать себя в качестве субъекта государственной и общественной политики. В этом образе действия (в фактах реализации личностью гражданина своих прав и обязанностей, в актах реальной гражданской активности) выражаются нравственно-правовые приоритеты личности: индивидуальность и коллективность, частное и общественное, право и справедливость, политическое и нравственное, свобода и ответственность и т.д.

7. Вместе с тем, категория «гражданственность» выражает и определенный образ жизни человека - жизни в обществе и государстве. И в этом случае она отражает характер, образ общественно-политического устройства, реализующий через систему социальных и политических институтов меру гражданской свободы личности.

8. Наконец, гражданственность является субъективным (существующим на уровне сознания и деятельности конкретной личности) образом государственности. Гражданственность - это субъективная форма государственного бытия, индивидуализированная государственность, на-личное бытие государственно- исторической общности. Понятно, что образование и формирование гражданственности предопределено специфическими особенностями определенной истории и государственности, самобытностью и своеобразием национальных культур и имманентного для них национально-педагогического опыта. Поэтому постановка вопроса об утверждении гражданственности в российской действительности не может не учитывать особого цивилизационного и культурно-исторического контекста России, внутри которого гражданственность выступает как явление национального развития российской жизни.

Изучения наглядно представляют, что патриотизм, в объединении с гражданственностью, осуществляет роль фактора, который скрепляет общество; который устраняет отрицательные явления и процессы и выступает сильным стимулом положительного развития личности и общества в целом. А развитие гражданственности будет способствовать становлению в России гражданского общества.

Понимая возможность самосохранения и, одновременно, инновационности патриотизма и гражданственности, государство и выдвигает эти качества в ранг национальной идеи. Заниматься решением задач формирования патриотизма и гражданственности в подрастающем поколении должно все общество, но в особенности - система образования, которая в прямом смысле создает личность, создаёт сам образ жизни народа, передаёт будущему поколению ценности народа.

Список использованной литературы:

1. Сластенин, В. А. Педагогика/ В. А. Сластенин. // Академия. - 2002.

2. Болотина, Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ / Т.В. Болотина, Т.Г. Новикова // Методист. - 2012. - № 1.- с. 3-9

3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. // АСТ. - 2013.

4. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка/Д. Н.Ушаков// Аделант.-2015.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Философский словарь

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.
Евгений Вяземский | Я - гражданин России | Учительская газета | www.ug.ru

  • Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество.
  • Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.
  • Гражданственность – это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране.
  • Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству.
  • Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.
  • Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.

Преимущества гражданственности

  • Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культуру.
  • Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.
  • Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны.
  • Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость.
  • Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам.
  • Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

Проявления гражданственности в повседневной жизни

  • Конституция. В конституции каждой страны записаны основные права и свободы, которые гарантируются гражданам, а так же основные обязанности граждан перед государством.
  • Законодательство. Гражданские права и гражданственность – в числе основных правовых понятий, исходя из которых и создаются законы.
  • Литература. Стихотворные произведения и проза многих классиков русской литературы проникнуты гражданственностью – любовью к стране и состраданием к ее гражданам. Олицетворением гражданственности считается поэт Николай Некрасов.
  • Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, начинающуюся с любви к семье и с интереса к людям и своей стране.
  • Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных обязанностей человека и гражданина; отправляясь на военную службу человек воспитывает в себе гражданственность.
  • Общество. Отсутствие национальной, расовой и религиозной дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов.

Как развить в себе гражданственность

  • Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.
  • Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.
  • Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.
  • Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

Золотая середина

Инертность | полное отсутствие гражданской позиции

Гражданственность

Ультрапатриотизм | избыточная и неверно истолкованная гражданственность, ставящая национальные интересы выше общечеловеческих ценностей

Крылатые выражения о гражданственности

Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством. - Аристотель - Чтобы заложить в годы детства основы человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. - Василий Сухомлинский - Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. - Николай Некрасов - Бригита Йосифова / Декабристы Документальная повесть, написанная болгарской публицисткой Бригитаой Йосифоваой, посвящена гражданскому подвигу декабристов. Книга интересна тем, что живо передает атмосферу эпохи и рисует яркие портреты декабристов. Чернышевский / Что делать? Можно по разному относиться к личности и художественному таланту демократического критика, но одно не вызывает сомнения – этот человек жил мыслью об обществе и стремился отдать себя ему без остатка. Новых людей своего романа-утопии автор также наделил добродетелью гражданственности.

Классный час "Что такое гражданственность?" для учащихся 8-х классов

Комисарова Вероника Владимировна, 29.03.2018

320 82

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №145» Авиастроительного района г. Казани

Классный час в 8 классе

«ЧТО ТАКОЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ?»

Классный руководитель Комисарова Вероника Владимировна

ноябрь, 2017

Звучит отрывок из стихотворения В. Маяковского «Стихи о советском паспорте»

Учитель: Вам всем недавно исполнилось по 14 лет. Какое событие произошло в вашей жизни с исполнением 14летия?

Да вы получили паспорт Гражданина Российской Федерации.

Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову гражданин. Например - гражданственность . Получатся, что с получением паспорта гражданина вы в 14 лет приобрели гражданственность? Нет. Паспорт это всего лишь документ удостоверяющий личность. Гражданственность вы приобретаете с рождения.

Что такое гражданственность?

Гражданственность нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

Попробуйте осмыслить определение и сформулировать своими словами, что такое гражданственность для вас в 14 лет.

На сегодняшний день в свои 14 лет каждый из вас является гражданином Российской Федерации, и вы имеете документ, подтверждающий это. Гражданственность можно в себе воспитывать и развивать.

Как развить в себе гражданственность?

    Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.

    Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.

    Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.

    Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества , мыслить и действовать государственно.

Давайте попробуем поиграть и вспомнить ваши права и обязанности 14-летнего гражданина. Вы слушаете вопрос и кидаете мяч, тому, кто будет отвечать на него. Отвечает один человек, остальные молчат.

Я имею право:

1. На общение с родственниками

Да с рождения

2. Участвовать в детском общественном объединении

Да с 8 лет

3. Купить автомобиль

4. На учёт моего мнения в семье, при решении вопроса, затрагивающего мои интересы

Да с 10 лет

5. Работать в свободное от учёбы время

Да не более 4-х часов

6. Вступить в брак

7. Купить в магазине хлеб

Да с 6 лет

8. Продать квартиру

9. Управлять мопедом

Нет с 16 лет

Я обязан

10. Получать основное общее образование

11. Каждое утро ходить за продуктами

12. Нести ответственность за брата или сестру

13. Слушаться родителей

14. Нести ответственность за совершенные проступки или правонарушения

15. Хранить государственную тайну

16. Соблюдать правила и устав учебного учреждения

17. Нести ответственность за нарушение дисциплины

18. Принадлежать к той или иной религии

Мы с вами поиграли и, несмотря на игру, вопросы мы с вами обсудили серьёзные. Сейчас я прошу каждого из вас подойти к дереву и наклеить листочки. На зелёных листочках у вас прописаны права, а на желтых обязанности. Прошу вас наклеить листочки, которые вы считаете наиболее актуальные и важными, в вашем возрасте.

Посмотрите, наши листочки растут на одном дереве. Значит без прав не бывает обязанностей, а без обязанностей не бывает прав.

Подведём итог:

О чём мы сегодня с вами говорили?

Вы узнали что-то новое для себя?

Желаю вам успехов в учёбе, самоопределении, достижении своих целей, чтобы жить во, благо себя, своих близких и стать настоящим гражданином нашей страны. Спасибо за внимание

Содержимое разработки


КЛАССНЫЙ ЧАС 8 класс

МБОУ «Лицей №145»

Авиастроительного района г. Казани

Классный руководитель

Комисарова Вероника Владимировна


ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.


  • Образование.

Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.


Как развить в себе гражданственность

  • Интерес к истории

Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.


Как развить в себе гражданственность

  • Работа над собой

Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.


Как развить в себе гражданственность

  • Межличностные отношения

Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.


Гражданственность подразумевает

способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества , мыслить и действовать государственно.


Я ИМЕЮ ПРАВО:

1. НА ОБЩЕНИЕ С РОДСТВЕННИКАМИ

да с рождения

2. УЧАСТВОВАТЬ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

да с 8 лет

3. КУПИТЬ АВТОМОБИЛЬ

4. НА УЧЁТ МОЕГО МНЕНИЯ В СЕМЬЕ, ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСА, ЗАТРАГИВАЮЩЕГО МОИ ИНТЕРЕСЫ

да с 10 лет


Я ИМЕЮ ПРАВО:

5. РАБОТАТЬ В СВОБОДНОЕ ОТ УЧЁБЫ ВРЕМЯ

да не более 4-х часов

6. ВСТУПИТЬ В БРАК

7. КУПИТЬ В МАГАЗИНЕ ХЛЕБ

да с 6 лет

8. ПРОДАТЬ КВАРТИРУ

9. УПРАВЛЯТЬ МОПЕДОМ

нет с 16 лет


Я ОБЯЗАН

10. ПОЛУЧАТЬ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

11. КАЖДОЕ УТРО ХОДИТЬ ЗА ПРОДУКТАМИ

12. НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БРАТА ИЛИ СЕСТРУ

13. СЛУШАТЬСЯ РОДИТЕЛЕЙ

14. НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ПРОСТУПКИ ИЛИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ


Я ОБЯЗАН

15. ХРАНИТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

16. СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА И УСТАВ УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

17. НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

18. ПРИНАДЛЕЖАТЬ К ТОЙ ИЛИ ИНОЙ РЕЛИГИИ


Подведём итог:

  • О чём мы сегодня с вами говорили?
  • Вы узнали что-то новое для себя?

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ В УЧЁБЕ, САМООПРЕДЕЛЕНИИ, ДОСТИЖЕНИИ СВОИХ ЦЕЛЕЙ, ЧТОБЫ ЖИТЬ ВО БЛАГО СЕБЕ, СВОИХ БЛИЗКИХ И СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ГРАЖДАНИНОМ НАШЕЙ СТРАНЫ.