Действительные причастия настоящего времени читать. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

Урок русского языка в 7 классе

Слайд 2

Выпишите причастие:

  • интересный
  • интересующийся
  • интересоваться

Что такое причастие?

Слайд 3

Объясните, как вы понимаете высказывание В.И. Даля.

Причастие– это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»

Причастие

  • Признаки прилагательного
  • Признаки глагола

ВИД, ВРЕМЯ ЧИСЛО, РОД,ПАДЕЖ

Слайд 4

Из данного предложения выпишите причастие.

Орёл кружащийся над полем вдруг стремительно бросился вниз.

Определить у данного причастия глагольные признаки и признаки прилагательных.

Объяснить постановку знаков препинания.

К данной иллюстрации составить предложение, включающее причастный оборот.

Слайд 5

К данным иллюстрациям составьте словосочетания, в состав которых входят причастия

  • Растущее дерево
  • Сажаемое дерево
  • Пишущая девочка
  • Написанная книга
  • Читающий ребёнок
  • Прочитанные книги
  • Слайд 6

    Действительные причастия

    признак, который возник в результате действия самого предмета. (сам действует)

    Страдательные причастия признак, который возник у предмета под действием другого предмета.

    (страдает)

    Слайд 7

    Распределите словосочетания в два столбика: в 1- с действительными причастиями,

    во 2 – со сострадательными причастиями.

    • вымытый пол
    • бушующее море
    • сверкающий снег
    • лечащий врач
    • сделанная модель
    • убираемый урожай

    признак, который возник в результате действия самого предмета

    признак, который возник у предмета под действием другого предмета

    Слайд 8

    Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени

    Ом- (–ем-) - ИМ- - Т- -нн- -УЩ- (- ЮЩ-) - АЩ- (-ЯЩ-) - ЕНН-

    Слайд 9

    Правило

    Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов 1 спряжения от глаголов 2 спряжения

    Ущ(-ющ) ащ(-ящ)

    Слайд 10

    ВСПОМНИМ!

    • Исчерпывать - 1 спр
    • Исчерпывают - гл

    Исчерпывающий - действительное причастие настоящего времени

    • Строить - 2 спр
    • Строят - гл

    Строящий - действительное причастие настоящего времени

    Слайд 11

    Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква А

    Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква Ю

    1) грез...щий о счастье

    2) паш...щие трактором

    3) реж...щий хлеб

    4) маж...щий маслом

    2) та...щий снег

    3) мет...щий в цель

    4) вид..щий издали

    Слайд 12

    1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А-Я?

    1.вид…щий, леч…щий

    2. броса…щий, сид…щий

    3. люб…щий, дремл…щий

    4. мо…щий,пиш…щий

    Слайд 13

    2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У-Ю?

    1.догоня…щий, стро…щий

    2.мо…щий, пиш…щий

    3. броса…щий, сид…щий

    4.люб…щий, дремл…щий

    Слайд 14

    На данной шкале отметьте гласную, которую нужно вставить в причастия:

    1. жал...щие пчёлы 2. скач...щие всадники

    3. се...щий зерно 4. мел...щий муку

    5. гон...щий зайца 6. вар...щийся борщ,

    7. ла...щая собака 8. дыш...щий ровно

    9. вер...щий людям 10. мо...щее средство

    у ю ю я я ю а я ят ю 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Слайд 15

    В отрывке из произведения Н.В. Гоголя " Тарас Бульба" найти причастия и определить их роль

    в тексте.

    Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, Она всё сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне. уже кони, чуя рассвет, все легли на траву и

    перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало- помалу струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренно

    желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребёнка; красные полосы ясно сверкали на небе. Бедная старушка, уныло поплелась в хату.

    • наполненный спящими
    • окружавший двор.
    • лепечущая
    • лишённая последней
    • надежды
  • Слайд 16

    ВЫВОД

    Какую роль играют причастия в художественном тексте?

    Н.В. Гоголь часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.

    Слайд 17

    • Подведём итоги урока!
    • Закончите предложения:
    • Сегодня на уроке я повторил(а) … .
    • Сегодня на уроке я узнал(а) … .
  • Слайд 18

    Спасибо за работу на уроке!

    Урок подготовила учитель русского языка и литературы Федина Т.Р.

    Слайд 19

    Посмотреть все слайды

    Причастие - это возможность передать одновременно и действие, и его признак. Часто его применяют для того, чтобы «облегчить» предложение и перевести из сложной конструкции в более сжатый ее вариант. Например:

    Сказка - это литературный источник, который помогает ребенку развить фантазию.

    Сказка - это литературный источник, помогающий ребенку развить фантазию.

    От глаголов образуются, как страдательные причастия настоящего времени и прошедшего, так и действительные.

    Определение причастия

    В русском языке причастием называют особую обозначающую признак предмета по действию. Причастия обладают сразу двумя морфологическими свойствами:

    1. Имеют признаки, свойственные глаголам.
    2. Обладают признаками прилагательных.

    Как и у глаголов, у причастий есть:

    • вид - совершенный (отвечают на вопрос «что сделавший» - мальчик, прочитавший книгу) и несовершенный («что делающий», «делавший» - мальчик, читающий книгу);
    • возвратность (оканчиваются на суффикс - ся, - сь например, надушившийся) и невозвратность (играющий);
    • формы прошедшего (устроился на работу - устроившийся на работу) и настоящего времени (играет - играющий);
    • могут происходить от глаголов переходных и непереходных и быть действительными и страдательными.

    Как прилагательные, причастия имеют:

    • два - нн - в страдательных причастиях применяется, когда глагол заканчивается на -ать, -ять, -еть: прочитать - прочитанный, сделать - сделанный;
    • суффикс -енн ставится к основе глаголов, заканчивающихся на -и или -ить: принести - принесенный, совершить - совершенный;
    • суффикс - т ставится при образовании от глаголов, заканчивающихся на -нуть, -оть, -ереть, например, замкнуть - замкнутый, молоть - молотый, запереть - запертый.

    Суффикс - т применяется также при создании страдательных причастий от односложных глаголов, например, мыть - мытый, бить - битый и другие.

    Некоторые глаголы, например, брать, искать, полюбить, не создают страдательные причастия, а от глаголов, заканчивающихся на -сти, -сть, в прошедшем времени образуются либо от настоящего, либо от будущего времени:

    • привести домой - приведенный домой;
    • обрести веру - обретенная вера;
    • украсть часы - украденные часы.

    В данных примерах глаголы в будущем времени, а причастия в прошлом.

    Формы причастий

    Страдательные причастия бывают в 2 формах в прошедшем и настоящем времени - полной и краткой. При этом в краткой форме они склоняются по числам, а в единственном - по родам, как видно из нижеприведенного предложения:

    • страдательные причастия настоящего времени: город, сожженный дотла (муж. род, ед. число) - город сожжен дотла; города, сожженные дотла (мн. число) - города сожжены дотла;
    • краткие формы в прошедшем времени: книга, прочитанная быстро - книга была прочитана быстро;

    Полные формы имеют суффиксы с двумя -н: -нн, -енн, тогда как одно - н - в кратких страдательных причастиях. Например, улучшенный вариант - вариант улучшен, утаенные мысли - мысли утаены. Не все причастия данного вида имеют краткую форму, например, ведомый, читаемый, говоримый и другие.

    Как члены предложения, краткие, как и полные страдательные причастия могут быть определением, но чаще всего это сказуемые:


    В краткие причастия используют вспомогательный глагол или могут быть самостоятельными, например: магазин открыт - магазин был открыт.

    Склонение причастий

    Так как страдательные причастия обладают сходными с прилагательными свойствами, они могут склоняться по падежам (в ед. числе), числам и родам. Полные страдательные причастия склоняются, как и подобные формы прилагательных, то есть по падежам, родам и числам. Краткие причастия могут склоняться только по числам и родам.

    • И - опрошенный (человек), опрошенная (женщина), опрошенное (население), опрошенные (дети);
    • Р - опрошенного (человека), опрошенной (женщины), опрошенного (населения), опрошенных (детей);
    • Д - опрошенному (человеку), опрошенной(женщине), опрошенному (населению), опрошенным (детям);
    • В - опрошенного (человека), опрошенной (женщины), опрошенного (населения), опрошенных (детей);
    • Т - опрошенным (человеком), опрошенной (женщиной), опрошенным (населением), опрошенными (детьми);
    • П - (об) опрошенном (человеке), опрошенной (женщине), опрошенном (населении), опрошенных (детях).

    В краткой форме можно выделить род и число по относящемуся к причастию существительному или местоимению: человек опрошен, женщина опрошена, население опрошено, дети опрошены.

    Переход страдательных причастий в прилагательные

    В предложениях страдательные причастия настоящего времени (примеры ниже) часто могут исполнять роль прилагательных, при этом они утрачивают такую категорию, как время и приобретают значение постоянного признака предмета. Например, груженая лодка, печеный пирожок.

    Этим формам несвойственно иметь при себе пояснительные слова, а сами страдательные причастия пишутся с одним - н. Если есть дополнительные слова, то в суффиксе ставится два - нн, например:

    • раненый зверь - раненный ножом зверь;
    • груженая лодка - груженная рыбой лодка;
    • печеный пирожок - печенный в духовке пирожок.

    У страдательных причастий, имеющих приставку, всегда стоит два - н в суффиксе. Например, размороженный, усиленный, избранный, раскаленный и другие.

    В суффиксе -ованный всегда пишется два - н, даже когда причастие перешло в прилагательное - организованный пикник, квалифицированный специалист.

    Частица "не" в страдательных причастиях

    У причастий, имеющих разъяснительное существительное или местоимение, частица «не» всегда пишется раздельно. Например:

    • к гаражу вела нерасчищенная дорожка - к гаражу вела не расчищенная от снега дорожка;
    • недопитый чай остался на столе - не допитый мамой чай остался на столе.

    С краткими страдательными причастиями частица «не» пишется раздельно: дело не окончено, задача не решена, путь не завершен.

    Знаки препинания при написании причастий

    Причастия, имеющие зависимые слова, образуют обороты, которые в предложениях выделяются запятыми. Слово, которое определяет причастие, называется определяемым. Если причастие стоит до этого слова, то запятая не ставится: выложенная брусчаткой дорожка вела к парку. Исключением является оборот, относящийся к местоимению: разбуженная голосами, она быстро встала.

    Причастие, стоявшее после определяемого слова, выделяется запятой: проехала машина, забрызганная грязью. Если причастие с зависимыми словами стоит в середине предложения, то оно выделяется знаками препинания с обеих сторон: машина, забрызганная грязью, проехала мимо.

    Разработка урока русского языка в 7-м классе по теме «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные: обучить правописанию гласных в суффиксах причастий настоящего времени; излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение.

    Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

    Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенству.

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний.

    Методы и формы обучения: наблюдение над языком, индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Орфографическая пятиминутка.

    Образуем от данного инфинитива форму 3 лица мн. числа настоящего времени.

    Гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть. Распечатать по группам

    Какое окончание вы написали во всех этих глаголах и почему? (-ят, т.к это глаголы-исключения, которые относятся ко 2 спряжению).

    А как напишем глаголы брить и стелить? Почему? (-ют, т.к. это глаголы-исключения. Они относятся к 1 спряжению).

    3. Повторение изученного на предыдущих уроках.

    На какие разряды делятся причастия? (Действительные и страдательные).

    Дайте определения (по группам ).

    Действ. причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета.

    Страд.причастия обозначают признак, который возник у предмета пол действием другого предмета.

    От каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? (Несовершенного вида).

    А сейчас попробуем образовать действительные причастия настоящего времени на основе картинки на слайде. Постарайтесь придумать целые словосочетания. Записать в тетрадь, выделить суффикс.

    СЛАЙДЫ ПО ГРУППАМ

    Примеры словосочетаний с причастиями:

    Улыбающиеся мама и дочка; мама, причесывающая дочку; благоухающая роза; пасущаяся в поле лошадь и т.п.

    А теперь придумаем словосочетания к следующему слайду. (записать примеры в тетерадь, выделить суффиксы)

    Примеры: дети, играющие на музыкальных инструментах; девочка, стоящая с виолончелью; малыши, сидящие на стульчиках; лошадь, кормящая жеребенка и т.п.

    Вопрос классу: какие суффиксы вы использовали при образовании действительных причастий настоящего времени? (-ущ-ющ, -ащ-ящ ). записать примеры в тетрадях, выделить суффиксы.

    Проблема правильного написания гласных в суффиксах

    4. Определение темы и постановка целей.

    - Давайте сформулируем тему нашего урока. (как подвести их к гласным?)

    А какой же суффикс выбрать, чтобы не сделать орфографической ошибки?

    Попробуем догадаться, от чего зависят эти суффиксы. Перед вами 4 причастия на слайде. Чем будете руководствоваться, выбирая суффикс?

    Открываем по щелчку:

    Мы можем сразу выбрать гласную в суффиксе причастий? Проблема? Нам необходимо решить ее.

    Какую цель мы поставим на этот урок?

      Научиться правильно писать
      действительные причастия настоящего времени

    Какие задачи мы должны решить на уроке?

      Выработать алгоритм выбора гласной в суффиксе действительных причастий

    Научиться использовать алгоритм образования действительных причастий

    5. Объяснение нового материала.

    Сразу правильно написать трудно. Попробуем рассуждать. Для этого образуем сначала глаголы 3 лица множественного числа настоящего времени. Именно этим и занимались на орфографической разминке. Какого спряжения нам там встречались? Что для этого надо помнить? Назовите окончания. (От глаголов 1 спр. образуются глаголы наст. вр. с окончаниями –ут-ют, а от глаголов 2 спр. – с окончаниями -ат-ят). Рассуждаем так: от инфинитива образуем глагол 3 лица множественного числа настоящего времени, гласную букву из этого окончания переносим в причастие и получаем суффикс причастия настоящего времени: ущ-ющ или –ащ-ящ.

    Итак, у нас получается следующий алгоритм (на доске)

    ИНФИНИТИФ


    Гл.3-го л. мн.ч.


    -ат;-ят

    -ут;-ют


    -ущ-;-ющ

    -ащ-;-ящ-


    Физкультминутка .

    Учитель: Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультуру. Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать названия произведений, содержащие причастия, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие – поднять обе руки вверх.

    «Василиса Прекрасная» (хлопок).
    «Спящая царевна» Жуковского (вверх).
    «Медный всадник» Пушкина (хлопок).
    «Говорящий сверток» Даррелл (вверх).
    «Уроки французского» Распутин (хлопок)

    Молодцы1 А теперь, отдохнув, с новыми силами осваивать суффиксы причастий!

    6. Закрепление изученного материала. Алгоритм напечатать и раздать

    1) А теперь проверим правильность усвоения материала. Посмотрели на алгоритм. А теперь потренируемся.Еще раз отрабатываем алгоритм выбора суффиксов действительного причастия настоящего времени:

    Колоть, греть, пылить, ставить, срывать, золотить. Теперь проверяем:

    РАСПЕЧАТАТЬ

    2) Работа в группах.

    Задача 1 группы:

    Выпишите причастный оборот с определяемым словом. Обозначьте суффикс причастий.

    Перед нами картина художника В.Д. Поленова “Заросший пруд”

    Мы видим старый пруд, слабо освещающийся лучами солнца. Ярко цветущие на воде белые лилии, пестреющие на берегу лесные цветы делают это место живым и радостным. Поверхность пруда, отражающая огромные деревья старого сада, кажется таинственной, загадочной. На мостике, выступающем в воду, стоит женщина. Она любуется красотой, очаровывающей и нас, зрителей. От этого зарастающего водорослями пруда веет покоем и теплотой родного края.

    В.Д. Поленов – художник, любящий свою родину и прославляющий ее красоту. НАПЕЧАТАТЬ 1 ГРУППЕ

    Проверка выполненной работы.

      Пруд, слабо освещающийся лучами солнца; ярко цветущие на воде лилии;

      Пестреющие на берегу цветы;

      Поверхность пруда, отражающая огромные деревья старого сада;

      На мостике, выступающем в воду;

      Красотой, очаровывающей и нас, зрителей;

      Зарастающего водорослями пруда;

      Художник, любящий свою родину и прославляющий ее красоту.

    Задача 2 группы: Творческая работа.

    Я предлагаю вам рассмотреть еще одну картину замечательного нашего русского художника В.Д. Поленова.

    Придумайте 3-4 предложения по картине “Золотая осень” или составьте текст-описание, используя действительные причастия настоящего времени или целые причастные обороты. НАПЕЧАТАТЬ 2ГРУППЕ(сильная группа)

    Пример выполненной учащимися работы:

    Перед нами медленно текущая, сверкающая в теплых лучах солнца река. Стоящие по ее берегам деревья будто замерли в ожидании перемен. Здесь и желтеющие березки, и краснеющие клены, и трепещущие на ветру осинки. Красив издали меняющийся на глазах наряд осени. В торжествующем спокойствии замер дуб-великан: его одежды все еще остаются зелеными. Плывущие над рекой облака таят угрозу для засыпающего берега. Скоро начнутся холодные моросящие дожди.

    - Для чего нам нужны причастия?

    7. Подведение итогов урока. (слайд 16) Подводя итог сегодняшнему уроку, давайте вспомним, какие цели мы ставили в самом начале. Выполнили ли мы их

    8. Рефлексия.

    Перед вами карточка рефлексии, заполните ее. Поставьте себе оценку.

    9. Домашнее задание.

    П. 16, орф. №49, упр. 91

    С. С. Сай, 2014

    Действительными причастиями настоящего времени называют причастия , образуемые с помощью суффиксов -ащ (-ящ ) / -ущ (-ющ ): ср. кричащий , ходящий , режущий , танцующий .

    1. Образование действительных причастий настоящего времени

    1.1. Основа действительных причастий настоящего времени

    Основа действительных причастий настоящего времени образуется путем присоединения к основе настоящего времени глаголов суффиксов -ущ (орфографически также -ющ ) для глаголов первого спряжения и -ащ (орфографически также -ящ ) для глаголов второго спряжения. Глаголы, обладающие вариантными основами настоящего времени (см. Вариативность в глагольном формообразовании), обычно в той или иной степени допускают образование и вариантных причастий настоящего времени (ср. колыхающий и колышущий ).

    Можно заметить, что гласный перед щ в суффиксе действительных причастий настоящего времени совпадает с тем, который входит в окончание личной формы настоящего времени третьего лица множественного числа (см. Спряжение). Это правило также распространяется на различные сложные случаи. Например, глагол чтить , имеющий вариантные формы третьего лица множественного числа (чтут и чтят ), допускает образование причастий чтущий и чтящий ; разноспрягаемый глагол хотеть образует причастие хотящий (ср. хотят ), глагол есть образует причастие едящий . Наконец, от неправильного глагола быть маргинально образуется архаичное причастие сущий (ср. форму 3 л. мн.ч. суть , также архаичную; о причастии сущий см. также ), что в какой-то мере соответствует общей закономерности:

    (2) ...он... лёг, стал курить и думать о другой действительности, сущей в подлунном мире в единстве с этой действительностью, где и Мудряк. [Ю. Давыдов. Синие тюльпаны (1988-1989)]

    1.2. Ударение в формах действительных причастий настоящего времени

    В причастиях глаголов, имеющих фиксированное ударение в личных формах настоящего времени, ударение всегда приходится на тот же слог, что и в этих личных формах, ср. сижу́́ , сидя́т и сидя́щий ; ви́жу , ви́дят и ви́дящий .

    У большинства глаголов, имеющих подвижное ударение в личных формах настоящего времени, место ударения в причастии совпадает с местом ударения в форме третьего лица множественного числа: пишу́́ , пи́шут , пи́шущий ; люблю́ , лю́бят , лю́бящий . Эта закономерность согласуется со сформулированным выше (см. ) правилом о совпадении гласного в суффиксе причастия и в окончании формы третьего лица множественного числа.

    Впрочем, существуют и глаголы с подвижным ударением, у которых в причастии ударение приходится на суффикс причастия, что соответствует положению ударения в их форме первого лица единственного числа, но не соответствует положению ударения в в форме третьего лица множественного числа: хожу́́ , хо́дят , ходя́щий ; ловлю́ , ло́вят , ловя́щий ; курю́ , ку́́рят , куря́щий . См. подробнее об этом в [Исаченко 1965/2003: 544–545].

    При присоединении различных флексий адъективного типа в рамках парадигмы действительных причастий ударение остается фиксированным (сидя́щий , сидя́щего , сидя́щая , сидя́щими и т.д.).

    1.3. Ограничения на образование действительных причастий настоящего времени и «действительные причастия будущего времени»

    Основное ограничение на образование форм действительных причастий состоит в том, что такие причастия не могут быть образованы от глаголов совершенного вида .

    Здесь, впрочем, необходимо сделать одну оговорку. На самом деле, как неоднократно отмечалось в специальной литературе [Грамматика 1980(1): 667], [Калакуцкая 1971: 24–25], суффиксы причастий настоящего времени достаточно часто присоединяются к глаголам совершенного вида. В результате образуются не вполне нормативные формы, которые логично считать причастиями будущего времени , ср. следующие примеры, взятые из [Крапивина 2009], где подробно анализируются «действительные причастия будущего времени» глаголов СВ :

    (3) Помню, в то время, когда я это писал, я считал себя Великим Писателем, рано или поздно напишущим гениальное произведение… (блог http://mirotvoriec.livejournal.com)

    (4) Так родилась форма с присущими ей индивидуальностью и своеобразием, счастливое сочетание функциональности и эстетики, не потеряющее своей привлекательности в течение многих лет. (сайт Авторынок http://www.enet.ru/win/digitalKenig/news/auto)

    Проанализировав подборку примеров с причастиями будущего времени, К. А. Крапивина приходит, среди прочего, к следующим выводам.

    1. Причастия будущего времени гораздо чаще, чем другие действительные причастия, используются не одиночно, а в составе оборота (около 95% случаев).

    2. Причастия будущего времени гораздо чаще, чем другие действительные причастия, занимают не начальную позицию в составе причастного оборота, что в целом нетипично для причастий (см. пример (3) выше).

    3. Причастия будущего времени гораздо чаще, чем другие действительные причастия, используются в контексте отрицания (см. пример (4) выше).

    Как представляется, сделанные наблюдения укладываются в общее предположение о том, что причастия будущего времени сохраняют больше признаков «глагольности», то есть менее номинализованы, чем нормативные причастия прошедшего и настоящего времени (см. Действительные причастия настоящего времени / п.4. Действительные причастия в ряду средств релятивизации подлежащего).

    Несмотря на все вышесказанное, причастия будущего времени все же находятся на периферии грамматической системы – и по частотности, и по степени грамматической приемлемости (что было, в частности, показано в специальном эксперименте, описанном в [Крапивина 2009]). Именно поэтому многие авторы, отмечая их встречаемость в текстах, все же предлагают считать их находящимися за пределами русского литературного языка. Подробный разбор имеющихся взглядов на проблему статуса этих образований, как с точки зрения языковой нормы, так и с точки зрения собственно грамматической системы, см. в [Влахов 2010: 17–20].

    Что же касается ограничений на образование собственно действительных причастий настоящего времени от глаголов НСВ, можно заметить, что таких ограничений в русском языке очень мало.

    Причастия настоящего времени, что закономерно, не образуются от тех немногочисленных глаголов НСВ, у которых нет личных форм настоящего времени (ср. *слыхающий и *слыхаю ).

    Далее, в современном русском языке в функции причастия практически не употребляется слово сущий , то есть действительное причастие настоящего времени от глагола быть . Архаичным является употреблений слова сущий именно в качестве причастия глагола быть , как в примере (2); образованное от него прилагательное сущий ‘истинный, весьма схожий’ (ср. сущий мерзавец , сущий ребенок , сущие копейки ) продолжает использоваться в современных текстах весьма регулярно .

    Также, как показано, в частности, в [Холодилова 2009: 29], [Холодилова, в печати], в русском языке имеется тенденция к избеганию действительных причастий настоящего времени от глаголов мочь (могущий ) и хотеть (хотящий ) . Не будучи грамматически невозможными, соответствующие причастия тем не менее составляют принципиально меньшую долю от употреблений этих глаголов, чем действительные причастия настоящего времени у других глаголов.

    2. Семантика действительных причастий настоящего времени

    Во многих случаях традиционное обозначение - «действительные причастия настоящего времени » - вполне соответствует семантике этих форм, т. е. эти причастия обозначают действия, синхронные моменту порождения текста, см. (1) выше. Однако в ряде случаев действительные причастия настоящего времени обозначают ситуации, не синхронные моменту порождения речи:

    (5) Таня … увидела цепочку геологов, идущих по деревянным мосткам к большому зелёному фургону. [В. Аксенов. Пора, мой друг, пора (1963)]

    В целом в аспектуально-темпоральном плане спектр интерпретации этих причастий весьма широк, они могут использоваться при обозначении самых разных ситуаций – актуально-длительных, многократных (6), проспективных (7) и т.д. (см. об этом, например, [Князев 2007: 478–481]).

    (6) Мою неудачу заметила не я одна. Даже Лева Маркин, не упускающий случая меня похвалить, на этот раз молчал (И. Грекова. Кафедра), приводится в [Князев 2007: 478]

    (7) В окнах было совершенно сине. И в синеве на площадке оставались двое, уходящие последними, - Мышлаевский и Карась (М. Булгаков. Белая гвардия), приводится в [Князев 2007: 479]

    Во многом именно из-за такой подвижности аспектуально-темпоральной интерпретации в рамках системы действительных причастий причастия настоящего времени, образуемые от глаголов НСВ, часто описываются как своего рода «немаркированный член» [Исаченко 1965/2003: 542]. Действительно, для того чтобы понять, какое именно значение выражается этими формами, необходимо рассматривать их не в изоляции, а в рамках той парадигмы, в которую они входят, сравнивая их с другими формами, которые говорящий может употребить в речи. Поэтому подробное описание аспектуального, темпорального и таксисного потенциала этих форм приводится в общем разделе Действительное причастие / п.3. Противопоставление действительных причастий настоящего и прошедшего времени .

    Помимо этого, следует отметить, что в большинстве случаев действительные причастия настоящего времени, как и прочие действительные причастия, служат релятивизации подлежащего и в этом смысле их семантику осмысленно рассматривать в ряду других конструкций, способных выполнять эту функцию (см. Действительное причастие / п.4. Действительные причастия в ряду средств релятивизации подлежащего). Особняком в этом смысле стоят действительные причастия настоящего времени с постфиксом -ся , выражающим пассивное значение (см. Залог). Их осмысленно сопоставлять со страдательными причастиями настоящего времени (см. Страдательное причастие / п.1.6. Конкуренция страдательных причастий настоящего времени и действительных причастий настоящего времени возвратных глаголов с пассивным значением).

    3. Переход действительных причастий настоящего времени в другие части речи

    3.1. Адъективация действительных причастий настоящего времени

    Адъективация, то есть выпадение причастия из глагольной парадигмы и превращение его в отдельную адъективную лексему, затрагивает не весь класс причастий в равной мере, а отдельные причастные образования (см. Причастие / п.5.2. Адъективация причастий). Тем не менее существуют общие семантические тенденции, характерные для больших групп адъективирующихся причастий. Для действительных причастий настоящего времени эта тенденция в основном сводится к утрате компонентов значения, связанных с определенной локализацией во времени, и развитию узуальной, потенциальной или «вневременной» семантики (т. е. «генерического значения»); другими словами, у адъективирующихся действительных причастий настоящего времени обычно развивается способность обозначать стабильные признаки объектов . Этот путь развития рассматривается в . Частным случаем той же тенденции можно считать развитие метонимических употреблений адъективирующихся причастий, рассматриваемых в . Еще несколько случаев развития прилагательных, внешне напоминающих причастия, рассматриваются в .

    3.1.1. Прилагательные со значением способности или функции

    Общая тенденция к развитию у адъективированных причастных форм вневременной семантики (см. ) проявляется, в частности, в образовании прилагательных со значением «способный производить действие», обозначаемое производящим глаголом (8) [Лопатин 1966: 41], и «служащий, предназначенный для выполнения действия» [там же] (9), см. также [Грамматика 1980(1): 666].

    (8) Написала потрясающую диссертацию о Чехове. И вот ей рекомендовали заняться моими сочинениями. [С. Довлатов. Переводные картинки (1990)]

    (9) Излучение от компьютеров, взвесь вредного красящего порошка от оргтехники, табачный дым + смог ― ВСЕ ЭТО причина Ваших головных болей в конце рабочего дня. [Подарок (2005)]

    Адъективные значения названных типов особенно характерны для причастий непереходных глаголов (летающая тарелка , играющий тренер , хрустящая корочка ); они, впрочем, также возможны и для переходных глаголов, но в этом случае такие причастия в большинстве случаев употребляются без прямого дополнения, как в примере (9), см. обсуждение в [Лопатин 1966: 41]. Сочетания действительных причастий настоящего времени в адъективных значениях и модифицированных ими имен демонстрирует высокую продуктивность, в частности, в области технической терминологии: режущий инструмент , красящее вещество [Лопатин 1966: 41–42].

    Проблема, возникающая при анализе таких употреблений, состоит в том, что во многих случаях личные формы настоящего времени соответствующих глаголов также в принципе могут употребляться в значении вневременного признака, свойства или способности, ср. (9) и (10):

    (10) Есть карандаш такой, он красит с эффектом подводки. [Красота, здоровье, отдых: Красота (форум) (2005)]

    Таким образом, различие в таких случаях оказывается прежде всего количественным: финитные формы глагола красить гораздо чаще используются для обозначения локализованной во времени ситуации, хотя могут обозначать и вневременную способность, а формы адъективирующегося причастия красящий – наоборот. В ряде работ, в которых адъективация понимается как градуальный процесс, причастные образования, демонстрирующие среди семантических признаков адъективации лишь утрату привязки к конкретному моменту времени, трактуются как «причастия в значении прилагательных». Тем самым такие образования все же рассматриваются как причастия, то есть единицы, не потерявшие связи с глагольной парадигмой и не перешедшие в класс прилагательных [Лопатин 1966: 41–43], [Грамматика 1980(1): 666]. Иногда в литературе используется трех- или даже четырехуровневая классификация: например, в [Сазонова 1989] противопоставляются просто причастия, «стативные лексические значения причастных форм», причастия в адъективном значении и прилагательные, омонимичные причастиям [Сазонова 1989].

    ПРИМЕЧАНИЕ . В. В. Лопатин, среди прочего, обсуждает и действительные причастия настоящего времени от деноминативных глаголов на -ствовать : фашиствующий , хулиганствующий , эстетствующий и т.п. Несмотря на признание того, что такие образования часто возникают окказионально, без закрепления в языке соответствующих глаголов в финитных формах, В. В. Лопатин приходит к выводу о том, что и такие образования следует все же трактовать именно как причастия, пусть и реализующие лишь «адъективные значения» [Лопатин 1966: 43]. КОНЕЦ ПРИМЕЧАНИЯ

    Развитие вневременного прочтения очень характерно для действительных причастий настоящего времени и в какой-то мере может быть признано их ингерентным свойством.

    ПРИМЕЧАНИЕ . Впрочем, такой сценарий семантического развития все же не полностью неограничен и в значительной мере предопределяется семантическими свойствами глагола. Эта проблема подробно рассматривается в [Богданов 2011: 121–126], где отмечается затруднительность вневременного («генерического» в терминологии автора) прочтения для действительных причастий настоящего времени для двух групп глаголов.

    1. Для некоторых неагентивных («неаккузативных» в терминологии автора) непереходных глаголов. Так, утверждается, что при помощи именной группы текущее вещество может обозначаться лишь вещество, которое течет в некоторый релевантный момент времени, а не просто обладающее способностью течь. Сочетание же, например, говорящее чудовище , включающее причастие агентивного глагола говорить , может обозначать чудовище, способное говорить, но не обязательно говорящее в конкретный момент времени. Для многих неагентивных глаголов существуют псевдопричастия, оканчивающиеся на -чий , которые всегда имеют генерическое прочтение (ср. текучее вещество ).

    2. Для переходных глаголов, относящихся к классу «глаголов результата» , противопоставленному классу переходных «глаголов способа» . Так, утверждается, что именная группа читающий человек (читать – глагол способа, он описывает определенный тип действия Агенса, но не обозначает какого-либо изменения состояния второго участника – Пациенса или, в другой терминологии, Темы) может отсылать к человеку, обладающему способностью или склонностью к чтению, но не читающему ни в какой момент наблюдения, в то время как именная группа варящий человек (варить – глагол результата, он предполагает изменение состояния Пациенса, но не конкретизирует характер действия Агенса) может иметь только эпизодическую интерпретацию, то есть обязательно отсылает к человеку, который что-то варит в некоторый релевантный момент наблюдения. Основная сложность с эмпирической проверкой этой гипотезы кроется в неочевидности самого противопоставления глаголов способа и результата. Так, например, неясно, можно ли считать глаголы пить или кормить глаголами способа (причастия кормящий и пьющий , несомненно, могут развивать генерические значения по описанной модели, ср. кормящая мать , пьющий муж ).

    Ограничения на возможность генерической, вневременной интерпретации действительных причастий настоящего времени требуют дальнейшего изучения. КОНЕЦ ПРИМЕЧАНИЯ

    3.1.2. Прилагательные с метонимическим сдвигом

    Адъективация действительных причастий настоящего времени может также сопровождаться метонимическим переносом. Речь идет о ситуации, когда при помощи адъективируемого причастия признак или свойство приписываются не тому участнику ситуации, который мог бы на самом деле оказаться в позиции подлежащего при финитной форме соответствующего глагола, а какому-то смежному участнику, часто тому или иному атрибуту одушевленного участника:

    (11) - Сквозная, заживет, - сказал летчик понимающим тоном, задрав на Синцове гимнастерку и обвязывая его лоскутами своей рубашки. [К. Симонов. Живые и мертвые (1955-1959)]

    (12) Трудно было представить себе, что этих животных носят ноги, а не крылья, так воздушно легка была их скользящая , крадущаяся поступь. [Р. Штильмарк. Наследник из Калькутты (1950-1951)]

    Понятно, что способностью понимать может обладать человек, одушевленное существо, например, летчик, а тон голоса в данном случае характеризуется как такой, который принадлежит человеку, обладающему такой способностью (ср. летчик понимает – *тон понимает , животные крадутся – *поступь крадется ).

    3.1.3. Прилагательные на -ущ / -ащ , несоотносимые с глаголом

    Адъективация еще более заметна в тех случаях, когда единица, имеющая форму причастия, вообще не соотносится по смыслу напрямую с глаголом, от которого она могла бы быть произведена, ср. исчерпывающее объяснение , выдающийся ученый (ср. *объяснение исчерпывает , *ученый выдается ).

    Наконец, можно заметить, что в русском языке существуют и такие несомненные прилагательные, которые имеют в своем составе суффиксы, типичные для действительных причастий настоящего времени, притом что соответствующих глаголов в системе языка нет, ср. предыдущий , настоящий .

    ПРИМЕЧАНИЕ . Ср. также прилагательные завалящий , пропащий , внешне напоминающие причастия, но в действительности ими не являющиеся и, видимо, никогда не являвшиеся. Также следует упомянуть существование небольшого количества прилагательных, имеющих в своем составе суффиксы, совпадающие с суффиксами действительных причастий настоящего времени, но образованных от других прилагательных и выражающих значение интенсивности выраженности признака: большущий , длиннющий , умнющий , хитрющий . Отдельную интересную группу образуют просторечные прилагательные типа важнеющий , сильнеющий , первеющий , возникшие, вероятно, вследствие контаминации причастного суффикса и форм превосходной степени (ср. важнейший , сильнейший , первейший ). КОНЕЦ ПРИМЕЧАНИЯ

    3.1.4. Прилагательные с формальными отличиями от соответствующих причастий

    Некоторые из прилагательных, напоминающих причастия, характеризуются выпадением /j/ и стяжением гласных по сравнению с ожидаемым регулярным причастием: гулящий , сведущий , а также, возможно, работящий . Сведущий – закрепившееся в русском литературном языке прилагательное со значением ‘имеющий познания в определенной области, компетентный’. При этом по регулярным правилам от устаревающего, но иногда употребляющегося глагола сведовать ‘иметь знания, разбираться’ должно образовываться причастие сведующий (ср. сведуют ). Такое образование изредка встречается в текстах Корпуса до середины XX века, в основном также в адъективизированном значении ‘компетентный’:

    (13) Первый том, наряду с положительной оценкой его наиболее сведующими «салтыковедами» (которых очень немного), встретил, разумеется, неблагоприятное отношение со стороны газетных критиков (которых очень много). [Р. В. Иванов-Разумник. Тюрьмы и ссылки (1934-1944)]

    «Стяженные» формы иногда характеризуют просторечные или разговорные варианты слов, связанных по происхождению с причастиями, ср. следущий (вместо литературного следующий ). Образованное по правилам действительное причастие настоящего времени от глагола гулять гуляющий (ср. гуляют ), а просторечное (или имитирующее просторечие) гулящий используется как прилагательное со значением ‘распутный, праздный’.

    3.1.5. Адъективные композиты с причастным компонентом

    К числу адъективированных образований, связанных с причастиями, относятся также композиты (образования, полученные путем словосложения), в которых первый элемент соответствует какому-либо зависимому исходного глагола, а второй как раз и представляет собой по форме действительное причастие настоящего времени: дорогостоящий , скоропортящийся и т.д. (см. обсуждение в [Богданов 2011: 165–201]). Особый подкласс таких образований составляют слова, в которых первый компонент соответствует имени, которое могло бы быть употреблено в позиции прямого дополнения при соответствующем переходном глаголе: металлорежущий (ср. режет металл ), деревообрабатывающий (ср. обрабатывает дерево ). Как отмечает В. В. Лопатин, такие композиты частотны в сфере технической терминологии; их образование компенсирует обсуждавшуюся неспособность адъективированных действительных причастий переходных глаголов сочетаться с прямыми дополнениями [Лопатин 1966: 42] .

    3.2. Субстантивация действительных причастий настоящего времени

    По этому неправильному глаголу видно, что причастие настоящего времени образуется от той же основы, что и личные формы множественного числа. То же, видимо, могло бы быть сказано и о другом подобном глаголе с нестабильной основой в презентной парадигме – дать . Этот глагол относится к совершенному виду и, соответственно, не имеет нормативного действительного причастия настоящего времени (см. ). Однако окказионально от него образуется ненормативное причастие со значением будущего времени дадущий (около 20 употреблений в Google). Таким образом, носители русского языка и в этом случае выбирают тот вариант основы, который характерен для форм множественного числа (ср. даст , но дад-ут ).

    Возможность образования причастий будущего времени связана с рядом факторов, точнее, образование этих форм, и в целом периферийное, может быть дополнительно ограничено для глаголов некоторых словоизменительных классов, для глаголов определенных способов действия и т.д. Подобные факторы подробно изучены в [Влахов 2010: 26–40].

    Интересно, что в парадигму глагола быть некогда входило и уникальное причастие будущего времени, а именно собственно будущий ; однако в современном русском языке слово будущий также используется исключительно в качестве прилагательного.

    Этот факт вписывается в типологическую тенденцию редукции нефинитных форм у модальных глаголов (см. об этой стороне грамматикализации, например, ).

    Л. П. Калакуцкая отмечает, что действительные причастия настоящего времени сравнительно редко обозначают такие действия, которые совпадают по длительности с действием, обозначенным опорной формой, а гораздо чаще отсылают к ситуациям, длительность которых шире действия, выраженного опорной формой: Левин застал жену грустною и скучающею (Л. Н. Толстой. Анна Каренина) [Калакуцкая 1971: 61–62]. Такая ситуация, по мнению Л. П. Калакуцкой, и создает предпосылки для развития значений вневременного признака и, таким образом, адъективации.

    Для некоторых из подобных образований сложно установить, каким именно образом их первая часть соотносится со структурой зависимых глагола, дающего основу для второй части, ср. основополагающий , электродвижущий , живорастущий , горнодобывающий , жизнеутверждающий .

    Разделены на две большие категории: самостоятельные и служебные. Среди самостоятельных одной из наиболее сложных для понимания принято считать причастия. Главной трудностью для учащихся и студентов является деление на страдательные и действительные причастия. На самом деле эта задача будет под силу каждому, кто знает опознавательные черты, которыми обладают все представители данной части речи. Для того чтобы различать страдательные и действительные причастия, необходимо запомнить две нехитрые формулы:

    А) Действительное причастие служит для обозначения признака объекта, который совершает действие.

    Б) Страдательное, в свою очередь, необходимо для обозначения субъекта действия, т. е. того предмета, на который это действие направлено.

    Иногда действительное причастие сложно отличить от страдательного только по смыслу. В этом случае нужно обращать внимание на грамматические и морфемные характеристики слова. Для образования данной части речи используются специальные суффиксы-идентификаторы, по которым мы можем с уверенностью судить, действительное причастие или страдательное причастие видим перед собой.

    Действительные причастия настоящего времени

    Берут свою основу у глаголов настоящего времени (несовершенного вида) с добавлением суффиксов -ущ, -ющ (для I спряжения) или -ащ, -ящ (для II спряжения). Например, причастие «бегущий» образовано от глагола I спряжения бегать. Картинка 1: Девушка, готовящая суп (готовящая - действительное причастие настоящего времени).

    Действительное причастие прошедшего времени

    Образуется от основы инфинитива глаголов, стоящих в прошедшем времени (совершенного вида), при добавлении суффиксов -ш, -вш. Например, причастие "заснувший" образовалось от глагола "заснуть". Глаголы с суффиксом -ну несколько выбиваются из этого правила, так как у действительных причастий, образованных от этих глаголов, соответстующий суффикс пропадает. Пример: промокнуть - промокший.

    Страдательные причастия

    Образуются по тем же правилам, но отличаются от действительных опознавательными морфемами. Так, страдательным причастиям настоящего времени, образованным от основы инфинитива глаголов прошедшего времени, свойственны такие суффиксы, как -нн, -енн, -ённ, -т. Примеры: сказать - сказанный (суффикс -нн), раскалить - раскаленный (суффикс -ённ).

    Страдательные причастия настоящего времени же берут свою основу у глаголов настоящего времени, к которой добавляются суффиксы -ем (-ом) или -им, в зависимости от спряжения. К примеру, причастие "сжигаемый" соответствует глаголу I спряжения «сжигать», а причастие "любимый" (не путать с прилагательным «любимый») - глаголу II спряжения «любить». Картинка 2: Собака, ругаемая хозяином (ругаемая - страдательное причастие настоящего времени). Любопытное свойство возвратных глаголов с постфиксом -ся заключается в том, что при образовании причастий они этот постфикс сохраняют. Например: забыться - забывшийся (действительное причастие прошедшего времени). Таким образом, научиться разбираться в многообразии причастий отнюдь не сложно. Немного теории и постоянная практика помогут любому начинающему "лингвисту".