Деловая игра "строим правовое государство". Деловая игра по обществознанию «Гражданином быть обязан Список использованной литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Лениногорска Лениногорского муниципального района

Деловая игра

«Законы писаны для всех»

учитель истории МОУ СОШ №8

Деловая игра для учащихся 9 класса «Законы писаны для всех»

Цель: обобщить базисные знания школьников о государстве, праве, правах и обязанностях человека;

учить учащихся цивилизованно пользоваться своими правами, гармонично соотносить их со своими обязанностями; воспитывать гражданственность;

развивать умение грамотно излагать свои мысли, работать в группе, делать выводы, обобщения.

Эксперты: учащиеся класса (3 человека), специально подготовленные к игре, учителя.

Участники : В игре участвуют 2 команды по 7 человек из числа учащихся 9 классов. Команды создает учитель. В зале находятся учащиеся, учителя, родители.

Оборудование : компьютерная презентация «Памятные места Казани», выполненная учащимися старших классов, видеосюжет «Все на выборы» из видеоприложения к программе гражданско-патриотического воспитания «Апельсин», плакаты с изречениями о власти, государстве, законе.

Подготовительная работа : В период подготовки учитель консультирует участников, рекомендует им необходимую литературу. Для каждой команды изготавливается специальный конверт, в который помещаются задания, памятки «Правила работы в группе».

План проведения : Сообщение цели игры, объявление правил игры. Представление команд. Конкурсы. Подведение итогов.

Правила игры :

1) В игре участвуют 2 команды. Каждая команда сидит за отдельным столом.

2) Каждой команде задания передаются в письменном виде.

3) После выполнения задания, команды по очереди сообщают (в любой форме) свой ответ.

4) Ответ оценивается по шкале - за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

5) После каждого тура – паузы (художественное слово, видеозапись и т. д.)

6) Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

7) После сообщения результатов участники делятся своими мнениями об игре.

Продолжительность игры : 45 минут.

Ход игры .

Учитель – 3 мин.:

Дорогие ребята! Мы с вами живем в удивительное время. Жизнь каждого человека в обществе регулируется правилами морали, сложившимися традициями и обычаями и конечно, законом.

Замечательный французский писатель, знаток человеческих душ и характеров Оноре де Бальзак когда-то сказал: «Ничто так плохо не знаем, как должны знать: закон».

Попробуем с ним не согласиться, попробуем показать, что мы ориентируемся в законах государства.

Конкурс 1.

«Государственная власть»

«Если ты не занимаешься политикой,

то политика займется тобой».

Команды называют термины, соответствующие каждому определению. Время на выполнение задания – 5 минут. За каждый правильный вариант ответа – 1 балл.

Команда №1 .

1) Совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих её содержание и характер.________

2) Полновластие государства внутри страны и политическая независимость его на международной арене.___________

3) Простое единое государство, которое не имеет в своем составе иных образовательных образований на правах его членов.________________

4) Форма правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства и передается по наследству.______________

5) Сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований, которые выступают в качестве его членов.__________________

Термины: демократия, монархия, федерация, референдум, суверенитет, унитарное, форма правления, режим правления.

Команда №2.

Организация высших органов государственной власти в том или ином государстве и порядок их образования._________________ Форма правления, при которой политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства.__________ Всенародное голосование по какому-либо важному вопросу жизни государства или общества.______________ Политический режим, при котором установлены народовластие, право, свободы граждан._____________ Форма правления, при которой власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти._____________

Термины: демократия, федерация, референдум, унитарное, форма правления, режим правления, теократия, республика.

Правильные ответы:

Команда №1 – режим правления, суверенитет, унитарное, монархия, федерация.

Команда №2 - форма правления, теократия, референдум, демократия, республика.

Пауза – 6 минут

Демонстрация видеосюжета «Все на выборы». Цель: углубить знания учащихся об избирательном праве, подвести к пониманию того, что выборы - это возможность обозначить свою позицию гражданина .

Конкурс 2.

«Закон»

«У того, кто решит изучить все законы,

не останется времени их нарушать».

Гете.

Уголовное право

Командам предлагаются карточки с заданиями.

Время на выполнение задания - 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный вари­ант).

Задача команды №1: указать, какие обстоятельства являются смягчающими уголовную ответственность и какие – отягчающими её.

Обстоятельства

а) отягчающее обстоятельство (увеличивает ответственность);

б) смягчающее обстоя­тельство (уменьшает ответственность);

и) освобождает от ответственности (сни­мает ответственность);

г) никак не учи­тывается.

Правильный ответ:

совершение пре­ступления в группе (отягчающее об­стоятельство);

явка с повинной (смягчающее обстоятельство);

несовершен­нолетие виновного (смягчающее обсто­ятельство);

необходимая оборона (освобождает о т ответственности);

совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее обстоятельство );

наличие заболевания у обвиняе­мого (никак не учитывается).

Команде №2 предлагается карточка, на которой перечислены различные

Возраст

Преступления:

убийство (с 14 лет);

кража (с 14 лет);

вымогательство (с 14 лет);

заве­домо ложное сообщение об акте терро­ризма (с 14 лет);

Правильный ответ: декабря 1993г.

Команда №2.

Парламент России называется :

1) Советом Федерации

2) Федеральным собранием

3) Государственной думой

4) Верховным Советом.

Правильный ответ. 2. Федеральным собранием.

Конституция – это

1) крупный юридический акт, содержащий все законы страны

2) присяга на верность государству

3) основной закон государства, определяющий его устройство, систему властей

4) общие идеологические декларации

Правильный ответ: 3. Основной закон страны.

Когда была принята ныне действующая Конституция РТ:

Что является носителем суверенитета и единственным источником власти в России:

1) парламент

2) президент

3) многонациональный народ

4) союз предпринимателей

Правильный ответ: 3. Многонациональный народ.

Обмен мнениями – 5 минут.

Подведение итогов игры. Награждение команд.

Список использованной литературы

учитель истории МОУ СОШ №8

г. Лениногорска Республики Татарстан

Урок по обществознанию в 8 классе «Что такое гражданин?»

Цели:

Образовательная: обеспечить в ходе занятия закрепление основных понятий – гражданин, гражданственность, дать представление о патриотизме как о важном нравственном принципе и высоком качестве личности, основе гражданственности;

Воспитательная: способствовать формированию следующих ценностных ориентаций:

Гражданин имеет права и ответственность перед законом;

Гражданин - Отечества достойный сын!

содействовать формированию у школьников таких гражданских качеств как гуманизм, чувство собственного достоинства, социальная активность, осознание собственной значимости, уважение к окружающим, терпимость и др.

Развивающая: способствовать диагностике и коррекции гражданских качеств школьников в сфере внутриличностных и межличностных отношений.

Основные понятия : гражданин, гражданственность, гражданские права, право, обязанность, патриот, патриотизм.

Форма проведения урока : дискуссия с элементами тренинга.

Эпиграфы урока : Что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Способность быть гражданином – это и есть возможность возносить себя до целого мнения страны ()

Подготовительная работа: В период подготовки учащиеся находят характеристики гражданских качеств в толковом словаре Л. Ожегова, в словаре иностранных слов. Учитель для каждого школьника изготавливает рабочий лист участника занятия с заданиями, памяткой, словарем урока.

Оборудование: компьютер и мультимедиа – энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (2004). Портреты героев войны, известных полководцев, военачальников и др.

Продолжительность урока: 45 минут.

Ход урока.

Вступительное слово учителя – 2 минуты:

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строчки,

Главные судьбы историей стали давно.

(Демонстрируется фрагмент «Смутное время в России» из видеоприложения мультимедиа-энциклопедии – 2 минуты)

Начало 17 века на Руси. Смутное время. Иностранные интервенты в Кремле. Разруха, голод, предательство…

Нижегородский посадский староста Кузьма Минин обращается к согражданам с призывом спасти Отечество, пожертвовать ценности свои на общее дело. Ополчение движется к Москве. Под руководством Минина и Пожарского народ изгоняет интервентов.

В памяти народной простой русский человек Кузьма Минин остается гражданином Мининым. За что такая память? За патриотическую инициативу, обеспечивающую спасение Отечества. Поднявшись над личными интересами на уровень интересов общенародных, всей страны, посадский житель Кузьма Минин возвел себя в ранг гражданина в самом высоком смысле этого слова.

Итак, сегодня мы будем говорить о «гражданине», «патриоте». Что же такое «гражданин», «гражданственность»? В чем специфика этих понятий?

Давайте обратимся к статье великого русского философа и правоведа и попытаемся дать обоснование сущности гражданина.

Групповая работа - 5 минут.

Вопрос 1 рабочего листа.

Первое, что отличает настоящего гражданина. Есть свойственное ему чувство собственного достоинства…

Второе, что отличает настоящего гражданина, - это его внутренняя свобода, превращенная в самостоятельную дисциплину. Он есть некий ответственный, самоуправляющийся волевой центр, он есть тот истинный субъект права, которому подобает быть свободным внутренне и потому принимать участие в государственных делах.

Третье, что отличает настоящего гражданина,- этот есть то, взаимное уважение и доверие, которое связывает его с другими гражданами и с государственной властью.

И, наконец, четвертое, что отличает настоящего гражданина, - это есть умение его превращать свою свободу в добровольную лояльность. А это значит переживать и осуществлять свои… права как вменяемые самому себе обязанности, а свои … обязанности как свои драгоценные и почетные права.

Настоящий гражданин должен обладать чувством собственного достоинства,

внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину,

способностью быть истинным субъектом права,

уважительным и доверчивым отношением к другими гражданами и к государственной власти,

способностью превращать свою свободу в добровольную лояльность,

воспринимать свои права как обязанности, а свои обязанности как права.

Учитель – 2 минуты: Таким образом, гражданин - это прежде всего лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Гражданин является участником правовой и политической жизни общества. Государство обращает свои законы к гражданину. Оно обязано защищать гражданина, а гражданин обязан быть лояльным по отношению к государству, его законам и решениям.

Ребята, каким вы представляете себе настоящего гражданина? Приведите примеры высокой гражданственности. Подобных примеров в истории много.

Предполагаемые ответы учащихся - 3 минуты:

проявил гражданское мужество. Зная, что ему грозит смертельная опасность, совершил свой подвиг. Он жертво­вал собой.

Находясь в адском плену, М. Джалиль не терял надежды вы­жить и продолжал писать свои стихи.

Учёный Кленов за мизерную заработанную плату, совершал открытия в Москве, хотя в США ему предлагали миллионы.

Н. Рубцов очень любил свою Родину и воспел её в стихах.

А. Маресьев в трудные годы войны проявил стойкость, храб­рость.

М. Шаймиев, - патриоты своей Родины. Социаль­но активные личности.

Наш мэр С. Садриев заботится о своём городе, делает его уютным, кра­сивым. Совершает гражданский подвиг.

Мой папа - гражданин. Он заботится о природе, очень активен в обществе. Я тоже принимаю активное участие в делах класса.

Учитель – 1 минута: А сейчас поработайте в группах. В течение нескольких минут подготовьте небольшой рассказ о настоящем гражданском поступке (может быть, вспомните свой поступок). Главное – объяснить, в чем гражданственность этого поступка, чем он отличается от обычных поступков. Затем расскажите о нем членам группы. Во время рассказа никто не должен вас перебивать. Но после его завершения пусть вам зададут вопросы. Каждому на рассказ отводится примерно по одной минуте. Можно провести конкурс на лучший рассказ. Каждая группа представляет классу победителя внутригруппового конкурса. Главное условие – рассказ пересказывает не автор, а любой другой член группы.

Групповая работа - 7 минут.

Вопрос 2 рабочего листа.

Учитель – 1 минута : А теперь в представленном списке отберите 5 черт, лучше всего отражающих настоящего гражданина и расположите их по значимости для вас. Выработайте единое мнение в группе. Назовите те качества, которые совпали с вашими, когда вы рассказывали о своих гражданских поступках. Через некоторое время представитель от каждой группы даст анализ полученных результатов. Представитель группы обязан высказать не свое личное мнение, а согласованное мнение всей группы.

Групповая работа – 7 минут.

Вопрос 3 рабочего листа.

· работоспособность

· ответственность

· смелость

· дисциплинированность

· личное мужество

· правдолюбие

· патриотизм

· чувство чести

· независимость

· самостоятельность мышления

Учитель – 1 минута : Ребята, если у вас совпало 3-5 индивидуальных качеств, то вы – настоящий гражданин. Если совпадений мало - не отчаивайтесь, потому что активная роль в формировании гражданских качеств принадлежит самому человеку, его настойчивости и стремлению к самовоспитанию. Человек может достичь любых высот (морального) совершенства, если будет целенаправленно добиваться этого. А как стать настоящим гражданином?

Групповая работа - 6 мин .

Предполагаемые ответы учащихся: Чтобы стать настоящим гражданином, необходимо

Помогать окружающим, не лгать; заботиться о природе, животных; обязательно посещать кружки; общаться с друзьями; тренировать волю; прислушиваться к мнению других людей, ес­ли есть какой-то недостаток искоренить его; расширять свой кругозор чтением книг, посе­щением музеев; познавать себя, изучать жизнь и деятельность великих людей, Грибоедо­ва А. И. и др. изучать историю своего родного города, его
достопримечательности, людей.

Учитель : Для чего необходимо развивать гражданские качества? Свой ответ обоснуйте.

Групповая работа - 4 минуты.

Предполагаемые доводы учащихся:

    «Для того, чтобы с уважением относиться друг другу. Тогда в обществе будет порядок». «Люди смогут договари­ваться между собой, и войны, конфликты прекратятся» «Чтобы стать достойным гражданином и при­нимать участие в управлении страной» «Только активный человек, имеющий прогрессивные взгляды на жизнь, стойкие убеждения способен защитить свои или чужие права и свободы» «Гражданские качества развивать необходимо для того, чтобы правильно определить своё место в обществе и приносить пользу другим» «С этими качествами легче жить» «Если человек будет всегда говорить неправду, от него отвер­нутся друзья» «Воспитывать патриотов необходимо, иначе кто будет защи­щать Родину?»

Учитель: Итак, наш урок завершен. Теперь скажите, что оказалось интересным и полезным для каждого из вас. А можете просто выразить свои чувства и пожелать что-нибудь каждому из присутствующих.

По кругу учащиеся высказывают свое мнение - 4 мин.

Учитель: Я очень благодарна вам за то, что вы так хорошо поработали. Мне понравилось вести у вас урок.

Домашнее задание : Провести самооценку гражданских качеств у себя, других членов семьи. (Вопрос 4 рабочего листа).

Литература.

Соколов: учебное пособие для учащихся 8 класса, их родителей и учителей. М.: Научно-внедренческий центр «Гражданин», 2001. Соколов: учебное пособие для учащихся 5-6 классов, их родителей и учителей. М.: Научно-внедренческий центр «Гражданин», 1996. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл. / . М.: Просвещение, 2001 Никитин А. Политика и право: учебное пособие для 9 кл. М.: Просвещение, 1996. Никитин А. Основы обществознания. 8 кл.: поурочное и тематическое планирование. М.:Дрофа, 2001.

Словарь урока:

гражданин - это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями;

гражданство – это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству, оно является юридической основой обладания гражданином всей совокупностью прав и обязанностей;

обязанность – определенное действие, возложенное на кого-либо и обусловленное для выполнения;

право – возможность делать что-то в соответствии с законом;

социальная активность – деятельное отношение человека к миру;

В гражданском становлении личности важное место занимает её самодеятельность. Для того, чтобы достичь стремления учащихся к развитию, необходимо включить в этот процесс их собственные силы, добиться появления у них внутреннего стимула в достижении вперед. Для этого разработала карточки диагностики и развития гражданских качеств. Карты заполняются вначале года, в середине и в конце, что позволяет последовательно фиксировать изменения каждого школьника, а также планировать темпы индивидуального развития, акцентируя внимание на проблемах. На уроке предложила детям составить план самовоспитания гражданских качеств. Ребята включили в него следующие пункты:

Научиться защищать свои права;

Расширять свой кругозор;

Познавать себя, изучать жизнь и деятельность великих людей;

Заботиться об окружающей среде.

Общепринято считать показателем гражданской воспитанности общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях. Направленность личности можно выяснить с помощью анкеты, в которой предлагается ответить на вопросы: Какое самое большое ваше желание? Есть ли у вас цель в жизни? В чем она состоит?

Оказалось, что у большинства учащихся (35%) самое большое желание сохранить свое здоровье, получить профессию (25%). Среди обозначенных выделяются и такие: «Хочу добиться успеха в жизни и жить в достатке», «Хочу, чтобы всегда был мир на Земле». В качестве целей жизни были указаны: «Продолжить образование и найти интересную высокооплачиваемую работу» (35% и 30%). Отрадно, что проблема профессионального самоопределения для большинства учащихся находится на первом месте.

Подведу итог: роль уроков истории и обществознания, а также внеурочной деятельности по этим предметам чрезвычайно велика в развитии гражданского самосознания, первичной социализации личности. Но необходимо соблюдать одно важное условие - весь воспитательно-образовательный процесс осуществлять целенаправленно и систематично.

Подготовила

Очиткова Е.Г. воспитатель МБОУ

«Гимназия № 12»

им. Ф.С. Хихлушки

Белгород, 20013 год

Цели. Формирование правил и манер корректного отношения друг к другу. Развитие творческой инициативы. Воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам.

Оборудование. Плакаты с цитатами : 1. «Людям необходимо восстановить законы и жить по законам; иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей». Платон. 2. «Кто не подчиняется законам, тот лишается их священной защиты; ибо законы должны защищать нас не только от других, но и от нас самих». Гейне. 3. «Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы». К. Ясперс. Памятки для «фракций» «Десять правил работы в группе». Памятки: «Правила для учащихся лицея милиции», «Основы организации жизнедеятельности коллектива», «Этические и психологические основы общения». Таблички с названиями «фракций», ручки, бумага, фломастеры, листы ватмана. Карточки с ситуациями. Время и место проведения. Начало сентября. Классная аудитория.

Ход мероприятия.

    Вступительное слово воспитателя.
В каждом современном государстве ведётся упорядоченная, регламентированная жизнь граждан, соблюдаются законы и нормы права. - Ребята, раскройте, пожалуйста, смысл первой цитаты: «Людям необходимо восстановить законы и жить по законам; иначе они ничем не будут отличаться от самых диких зверей». (Идёт обсуждение). - Как вы понимаете следующее высказывание: «Кто не подчиняется законам, тот лишается их священной защиты; ибо законы должны защищать нас не только от других, но и от нас самих». (Идёт обсуждение). - Как вы думаете, почему «свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы». (Идёт обсуждение). - Сегодня я хочу предложить вам игру «Строим правовое государство». Думаю, что она поможет скорректировать и обсудить совместными усилиями жизнедеятельность нашей группы. II . Основная часть мероприятия.Воспитатель объясняет условия игры. - Итак, давайте представим, что мы все находимся на заседании фракций в парламенте. Для начала работы необходимо сформировать сами фракции. В реальной жизни во фракции входят партии, члены которых объединены общей идеей, целью, интересами. Я предлагаю сформировать наши фракции следующим образом: необходимо встать в первый круг тем, у кого дни рождения отмечаются в сентябре; во второй круг встать тем, у кого есть родные братья и сёстры; в третий круг встать тех, кто читал о Гарри Поттере. (Таким образом формируются три команды по 6-7 человек. Учащиеся рассаживаются по группам). - Для того чтобы наше общение проходило правильно, спокойно и мирно, я предлагаю познакомиться с памятками «Десять правил работы в группе».

1. Уважение к говорящему. Слушай внимательно, не перебивай. Один говорит, остальные слушают.

2. Активное участие в работе. Говорить не запрещаем, но и не заставляем, однако нам важно мнение всех.

3. Критикуя, не обижай, а предлагай лучшее.

4. Говори сначала о хорошем, а потом критикуй.

5. Говори точно и только по делу, не повторяясь.

6. Говори от себя: «Я думаю, я считаю...».

7. Умей видеть и отметить хорошее в каждом.

8. Откровенность и искренность приветствуются и не критикуются.

9. Доброжелательность в высказываниях обязательна.

10. Цель любого обсуждения - узнать больше о себе, о других.

(Знакомство с памяткой проходит следующим образом: участники «фракций» по очереди вслух зачитывают по одному пункту памятки). Воспитатель начинает игру. - Итак, я открываю первый тур деловой игры «Рождение фракций» . Для удобства общения «фракциям» необходимо придумать название и выбрать лидера, который будет руководить работой. (Учащиеся обсуждают название, выбирают лидера, подписывают таблички с названием и дают комментарии). - Вот мы и познакомились. А теперь переходим к следующему туру «Решаем головоломки» . («Фракциям» предлагается по одному примеру жизненной ситуации, необходимо выполнить задание и дать комментарии).

1. Ситуация.

Идет обсуждение рассказа, который вы только что прочитали все вместе. Большинство членов группы придерживается одной точки зрения. И только Андрей, зануда, как всегда, не согласен. Он отчаянно доказывает свое мнение, которое у него всегда особое. Он ведет себя как настоящий всезнайка, и всех это обычно злит. Однако в этот раз ваша точка зрения совпадает с тем, что рассказал Андрей. После того как он высказался, педагог обращается к вам. Вы согласны с Андреем, но знаете, что группа попросту поднимет вас на смех, если решит, что вы с ним заодно. Как вы поступите?

Решения.

1. Ни в коем случае не скажете то, что думаете. Вы выскажете мнение, сходное с тем, что высказала почти вся группа. Вы никому не признаетесь, что думаете на самом деле. (Отсутствие сопротивления среде).

2. Вы не будете лгать, но постараетесь найти уклончивый ответ: не скажете, что согласны со всеми, но и не скажете, что думаете на самом деле, потому что не хотите терять уважение одногруппников. (Возможный компромисс).

3. Вы говорите то, что думаете. Вы не пытаетесь опровергнуть мнение всех, но четко высказываете свою позицию, несмотря на то, что она совпадает с позицией Андрея. (Не подвержены влиянию среды).

Задание

Выберите вариант решения или предложите свой.

2. Ситуация.

Вы обещали провести в пятницу вечер с друзьями. Но вдруг звонит вам кто-то другой и предлагает пойти в ту же пятницу на спектакль, который вы очень хотели посмотреть, но знаете, что купить билет сами не сможете. Как вы по­ступите?

Решения.

1. Скажете своим друзьям, что чувствуете себя неважно, чтобы освободить время для спектакля. 2. Откажетесь сразу от затеи похода в театр. 3. Ничего не ответите на предложение пойти на спектакль, но все же примете решение о встрече с друзьями.

Вопросы и задания:

1. Какое решение вы примете, оказавшись в подобной ситуации?

2. Если вас не устраивают предложенные варианты, опишите свой способ решения создавшейся ситуации.

3. Ситуация.

В вашей группе есть очень несимпатичный мальчик, Василий. Он действует всем на нервы. Он занят только собой, все время болтая о своих успехах, о папиной заграничной машине и о том, сколько ему привозят подарков. Постоянно на кого-то жалуется или к кому-то придирается. Как-то раз вы останавливаетесь поболтать с группой приятелей или приятельниц. Всплывает имя Василия, и они начинают отпускать злые шутки на его счет. Все смеются. Вам делается не по себе, ведь вы знаете, что одна из причин, по которой Василий так себя ведет - у него нет друзей, и все к нему относятся недоброжелательно. Шутки вам не нравятся, и вам действительно неприятно, что все над ним смеются, хотя он и не ваш друг.

Решения.

1. Смеетесь вместе с другими. Вам от этого не по себе, но вы не хотите, чтобы другие подумали, будто вы его поддерживаете.

2. Не смеетесь над шутками, хотя и не высказываете своего отношения к ним.

3. Не смеетесь и говорите другим, что вам не нравится, как они говорят о Василии за глаза.

Задание

Как вы думаете, что вы станете делать в такого рода обстоятельствах? Выберите вариант возможных действий или предложите свой.

- Ребята, сейчас мы рассмотрели различные жизненные ситуации, проанализировали их, теперь мы можем заняться законотворчеством. Переходим к третьему туру «Мозговой штурм». («Фракциям» предстоит разработать нормы поведения обучающихся по категориям: дисциплина, культура поведения и общения. Правила обсуждаются и выбираются общим решением. Воспитатель предлагает вынести на обсуждение критерии, которые еще не рассматривались. Наиболее значимые и важные правила записываются на листе ватмана.)

Нормы дисциплины и культуры

поведения:

1.Ответственное отношение к учению

2.Коллективизм

3.Отзывчивость

4.Общественная и трудовая активность

5.Бережное отношение к общественной собственности и окружающей природе

6.Самостоятельность

7.Инициативность

8.Непримиримое отношение к аморальным и антиобщественным поступкам в коллективе

9.Самокритичность

10.Организованность и точность

11.Исполнительность

12.Умение вести себя сообразно обстановке

13.Вежливость

14.Скромность

15.Сдержанность и соблюдение правил личной гигиены

Этические и психологические основы общения.

    Каждый член группы существует для каждого другого человека как личность, обладающая именем. Имя - обозначение присутствия личности в мире, название личности, форма обращения к личности.

Имя в психологической оценке - самое сладкое слово для носителя имени. Поэтому в группе устанавливается жесткое правило обращения к человеку по имени, называние его по имени, произнесение имени в момент обмена мнениями. Эта норма касается и имени педагога.

    Доброжелательность как основной принцип общения вносится в группу.

Мимика и пластика, интонации и лексика - всё несет в себе благожелательность и расценивание партнера как достойного лица, не допуская агрессии в адрес другого.

    Идея взаимной благодарности каждого каждому за совместную работу .

Если бы не каждый из нас, работа была бы иной и не столь интересной. Правило «спасибо в ответ на спасибо» неуклонно исполняется.

    Принцип неприкосновенности личности «Нельзя посягать на другого человека».

1. Неприкосновенность предметного мира другого человека (нельзя трогать чужие вещи)

2. Неприкосновенность личностного пространства (соблюдай дистанцию во взаимоотношениях)

3. Неприкосновенность внутреннего мира души (не спрашивай о тайнах души, не задавай больных вопросов, не раскрывай мир другого для окружающих без воли другого)

4. Запрет на ущерб личности (не доставляй неприятности, неудобства, боли, горя другому человеку, не ставь его в невыгодное для его репутации положение)

    Уважение индивидуальности (принятие другого как данности).

    Допускается право каждого (в том числе, и педагога) на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении.

Ошибка исправляется и, исправленная, забывается. Оплошность прощается. Неудача используется как отправной пункт будущей удачи.

    Помощь друг другу . Но сначала спроси, нужна ли помощь, потом прими

честь оказать её. Форма поведения для этого случая: «спасибо» - «не за что» или «спасибо» - «спасибо».

Итак, определив обязанности и права каждого члена нашего коллектива, хочется верить, что все мы будем неукоснительно придерживаться правил и строго соблюдать законы. Построим наше государство справедливым и демократичным, где всем будет комфортно, уютно и тепло. - А сейчас я предлагаю последний тур игры «Авторская программа» , но прежде чем его начать, хочу познакомить вас с основами организации жизнедеятельности коллектива.

I .«Сотворчество совместной жизни».

Содержание: мы все творцы нашей жизни, каждый из нас вносит неповторимый вклад в совместное строительство общественной жизни, от каждого из нас зависит качество нашей жизни. Мы влияем на самочувствие и обстоятельства словом, мимикой, действием, поступком, предметами и вещами, с которыми мы имеем дело. Надо отдавать себе отчет, чего ты хочешь, и чем это обернется для всех товарищей в твоем коллективе.

II .«Обращение к культуре».

Содержание: Созидая обстоятельства общественной жизни, необходимо ориентироваться на достижения общечеловеческой культуры, иначе мы неотвратимо будем выброшены из контекста культуры, и человечество пойдет дальше по пути прогресса, оставляя нас за бортом исторического развития.

III . «Договор».

Содержание: С помощью договора решаются все вопросы нашей совместной жизни, только осмысливая и обговаривая, предлагая и оценивания предложение, предполагая и предвидя, возражая и соглашаясь, можно найти способ не ущемлять, не подавлять, не отвергать личность каждого из нас, а сопрягать интересы каждого с интересами всех - педагогов и учащихся, сильных и слабых, успешных и тех, кто еще не достиг успехов, интересов нашего коллектива и других коллективов. («Фракциям» предлагается составить краткое содержание организации жизнедеятельности коллектива по следующим вопросам:
    Мне больше всего понравилось школьное мероприятие… Я думаю, в новом учебном году следует провести… Предлагаю осуществить…
(Составляется краткое содержание плана жизнедеятельности группы на учебный год На листе ватмана записываются наиболее значимые для обучающихся мероприятия и их формы.)

III . Итог мероприятия.Заключительное слово воспитателя.

Ребята, вот и закончилась деловая игра «Строим правовое государство». В атмосфере дружеского взаимопонимания были сформулированы законы нашего «государства» и определены перспективы его развития.

В заключение хотелось бы напомнить одно из правил основ этического и психологического общения, с которым мы сегодня знакомились, это «Идея взаимной благодарности каждого каждому за совместную работу».

Если бы не каждый из нас сегодня активно, увлечённо, целенаправленно принимал участие, то работа была бы иной и не столь интересной. Спасибо всем за проявленный интерес и плодотворную работу.

IV . Рефлексия.

Использованная литература:

    Щуркова Н.Е. «Классное руководство». Москва: Педагогическое общество России, 1999. Сгибнев Е.П. «Классные часы в выпускных классах». Ростов – на – Дону: Феникс, 2007. Тыртышная М.А. «50 идей для классного руководителя». Ростов – на – Дону: Феникс, 2008.

Щеглова Нина Михайловна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ"С(К)ОШ"Злагода"
Населённый пункт: г.Симферополь Республика Крым
Наименование материала: авторская методическая разработка
Тема: Деловая игра " Закон. Царство беззакония"
Дата публикации: 24.12.2017
Раздел: начальное образование

Деловая игра: « Закон. Царство Беззакония».

Цель: дать понятие термина «закон»; показать детям роль закона в обществе.

Дать понятие термина « беззаконие», оттенив его ситуацией беззакония;

подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей.

Развивать такие качества личности, как доброжелательность,

правдивость, отзывчивость.

Учить анализировать свои поступки.

Форма: деловая игра.

Предварительная работа: экскурсия в центральный суд, просмотр

видеороликов, знакомство с законодательным законом, чтение и обсуждение

правовых ситуаций.

Оборудование: социальный ролик « Закон. Царство беззакония», слайды:

высказывания известных людей; кроссворд, таблица с записью черт

характера, видеоролик « Конституция России».

Сегодня у нас деловая игра «Закон. Царство беззакония».(просмотр

видеоролика).

Обратите внимание: по одну сторону находится представитель « Царства

Закон», по другую – представитель « Царства Беззакония».

Слово предоставляется судье.

Судья: Добрый день, наши юные друзья, гости. Сегодня состоится суд над

царством « Закон» и «царством «Беззакония». Выслушаем всех друзей,

гостей и вынесем свое решение. В каком царстве мы хотели бы жить?

Вопрос: Дети, дайте свое понятие термина « закон». К концу занятия мы

попытаемся определить, кто из вас ближе к истине.

Ведущий: Послушайте письмо. Это один наш юный друг побывал в царстве

«Закон» и вот что пишет.

В этом царстве мудрый и справедливый правитель по имени ЗАКОН.

Все знают, что если ты виноват, то будешь наказан, даже если ты первый

министр! Жители знают, что нельзя оклеветать просто так человека.

Каждого из подданных защищает его Величество Закон.

В царстве есть главная книга, в которой записаны основные правила и

их обязаны соблюдать все.

Как вы думаете, какие законы записаны в книге?

Просмотр видеоролика « Конституция России»

Основной Закон России – Конституция.

Устав школы, класса.

3.Правила внутреннего распорядка.

Правила единых требований к учащимся.

Режим дня.

Декларация прав человека, которая защищает права человека во всем

мире (принята 10.12.1948г)

Концепция о правах ребенка (принята 20.11. 1989г.)

Законы должны оберегать жизнь и достоинство каждого человека.

С утра до вечера можно слышать, как люди вежливо разговаривают

друг с другом, можно видеть милые улыбки на лицах продавцов,

водителей автобусов, детей и взрослых, спешащих на работу или с

работы. Никто не позволяет грубо разговаривать, унижая достоинство

другого человека.

Вопрос: Ребята, нравится ли вам такой порядок?

Хотелось бы вам жить в таком государстве?

Что мешает нам вести себя также?

Есть здесь и другой закон, предписывающий беречь и приумножать

красоту и порядок в царстве. Поэтому везде чисто и опрятно. Никто не

позволяет себе сорить в подъездах домов, на улицах и в парках. Вдоль

тротуаров, возле домов тянутся ухоженные аллеи цветов и

причудливых кустарников. Кстати, много сделали сами жители в

выходные дни.

Как мы с вами можем сделать класс, школу, пришкольную

территорию лучше, чище, красивее? Как?

Как вы думаете, почему в царстве Закон такая хорошая жизнь?

(Учащиеся: Хорошие справедливые законы. - Каждый житель

соблюдает закон.)

3.Что бывает, если кто – то нарушает закон? А если все жители

нарушают закон?

Жители царства законопослушны, и все, кто посещают страну

удивляются, что в стране царят МИР и ПОРЯДОК…

Как вы думаете, люди каких профессий остались без работы или почти

без работы?

(Учащиеся: милиционеры, судьи, тюремщики).

2.Почему так случилось?

(Дети: все жители соблюдают закон).

Разгадывание кроссворда «Закон».

По горизонтали:

За что получает ученик оценки в школе? (Знание)

По- другому, закон – это (правило)

Туда обычно глядит нерадивый ученик на уроке (Окно)

Так тебя похвалит ученик, если ты будешь соблюдать законы школы и

класса (Молодец)

Основной Закон государства (Конституция)

По вертикали:

Правило, которое все обязаны соблюдать (Закон)

Это и есть ключевое слово.

Ведущий: Итак, основной Закон государства - Конституция.

Вопрос: Что же такое закон?(Учащиеся: важное правило, правило,

которое все обязаны соблюдать).

В Конституции, Основном Законе государства записаны многие статьи,

где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с

государством. Здесь записаны основные права граждан и их обязанности.

Что такое права человека? (Дети: это возможность человека что – то

делать, как –то поступать, соблюдая законы).

Что такое обязанность человека? (Дети: обязанность – это мера

должного поведения).

Установите взаимосвязь прав и обязанностей. (Дети: права надо знать, а

обязанности - выполнять. Нужно быть только добросовестным и

ответственным).

Только закон и исполнение закона могут обеспечить нам порядок. Вот

почему, защищая права граждан, государство предусматривает

наказание за несоблюдение закона.

Вопрос: - В каком случае можно обойтись без наказания в государстве?

(Учащиеся: если все будут выполнять, соблюдать закон).

Ведущий: А вообще –то, ребята, закон должен быть внутри нас.

Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступать.

Вопрос: - Подумайте, какие черты характера помогут быть

законопослушным, а какие мешают?

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:

Вспыльчивость

Торопливость

Осмотрительность

Аккуратность

Честность

Лживость

Уважение к людям

Безразличие.

Ведущий: Важно помнить, что законы не только в государстве, но и в

каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По

законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия.

Пословица гласит: « Человек – кузнец своего счастья».

Вопрос: А какие понятия равнозначны понятиям « Добро», «Зло»?

(Ответ: Добро = благо = любовь = красота = свет! Зло = ненависть =

безобразие = тьма).

Судья: Если все будут соблюдать законы, будут законопослушными, в

жизни воцарится мир и порядок и всем будет хорошо!

Судья предоставляет слово Беззаконию.

Если кто – то без законов

Хочет жизнь свою прожить,

То его, конечно, надо

И лелеять, и хвалить.

Фотографию в газету

Поместить и подписать:

«Он советует законы

Никогда не выполнять!»

Вопрос: Вы согласны с таким жизненным девизом?(Ответы детей)

Ведущий: Вот суд вынесет решение, где нам лучше жить?

Но, увы, в царстве Закон случилось несчастье. Над страной пронесся ураган

Беззаконие. Он смеялся над красивой и упорядоченной жизнью царства Закон

и хотел все испортить, и доказать, что лучше жить в беспорядке (хаосе).

Ураган Беззаконие разрушил все на своем пути. Главную книгу, где были

записаны самые справедливые законы. Ураганный ветер разорвал в клочья и

разметал по всему свету.

Хулиганы поют:

Говорят, мы бяки – буки

Хулиганы высший класс!

Взяли что ли палки в руки

И побалуем сейчас.

Ой ля - ля, ой ля - ля

И побалуем сейчас – 2 раза.

Ведущий: Ребята, кто вы? Почему так шумите?

Хулиганы: А как известно, мы народ горячий

И не выносим нежностей телячьих!

А любим мы курить, любим мы дразнить,

И веселиться!

Ведущий: По – моему, это гости из царства Беззакония.

Хулиганы: Да. Нам не нужен порядок. Мы не выполняем закон. Мы сами себе

хозяева, живем по принципу: « Кто сильнее, тот и прав». Мы никогда не

убираем мусор, говорим кому хотим и что хотим. В школу мы не ходим, а

целыми днями слоняемся по улицам, курим, деремся.

Ведущий: И к чему это привело?

Хулиганы: В нашем царстве Беззакония нет порядка и справедливости. На

улицах ив домах горы мусора. Все курят, ругаются и болеют. Во время драк

мы получаем много синяков. Ран, ушибов, но в больницу мы идти боимся!

Там работают двоечники и незнайки, которые ничего не знают, а лечить

Ведущий: Дети, вам понравилось бы жить в таком царстве, где люди не

чувствуют себя защищенными, где не выполняется закон?(Ответы детей).

Дети: Люди не чувствовали себя защищенными, как раньше. Они жили в

постоянной тревоге за своих детей, за свое и их будущее. Здесь больше не

было порядка и справедливости закона. Здесь царствовали Чудо – Юдо по

прозванию Беззаконие со своими слугами. Оно само не ведало, что творило.

Оно не любило людей. Чудо –Юдо было ленивым и своенравным.

Теперь в государстве без закона никто не задумывался над вопросоми: « Что

можно делать, и что нельзя?».

Вопрос: К чему это привело?

Может ли человек осуществлять свои права в царстве Беззакония?

Дети: В царстве Беззакония не стало основного закона дорожного движения.

Ни одного знака, ни одного светофора, постового…

Вопрос: Хотели бы вы ездить по таким дорогам? Почему?

Почему следует выполнять правила дорожного движения. (Ученик: они

созданы для нашей безопасности. Этот закон обязателен для всех –

пешеходов и водителей).

Чудо – Юдо по прозванию Беззаконие отменило и закон, который давал право

иметь жилище и гарантировал (обеспечил) его неприкосновенность.

Вопрос: Как вы думаете, что произошло?

Ученик: Не было и закона, запрещающего сажать человека в тюрьму, если он

не виноват, без доказательств.

Вопрос: Хотели бы вы ни за что оказаться в тюрьме?

Вопрос: Дети, вам понравилось бы жить в таком царстве, где люди не

чувствуют себя защищенными, где не выполняются законы?

Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

Качество, которое помогает бороться с беззаконием (Храбрость).

Что приносит людям беззаконие? (Горе).

Человек. Нарушающий закон (Преступник).

По вертикали:

Слово, которым называется беспорядок (Хаос).

Это и есть ключевое слово.

Друзья, любители викторин и познавательных программ! Сейчас мы с

вами проведем очень интересную и необычную викторину по сказкам

разных писателей.

Какие сказочные герои несли добро, а какие зло?

Жители царства решили собрать всю свою храбрость и, обьединившись,

свергли Чудо – Юдо беззаконие и его слуг. Люди вновь зажили счастливо и

спокойно.

Судья: Прошу всех встать, суд идет!

Юные друзья! Выслушав всех присутствующих, суд вынес решение.

Чтобы хаоса не было, нужен закон. Отсутствие законов не прибавляет

человеку свободы и спокойствия. Чтобы не нарушали твои права, следует

уважать права других и соблюдать закон.

Рефлексия:

Ведущий: Ребята, мы начали классный час с обстановки

доброжелательности и понимания. Давайте и закончим его на этой же

Друзья мои, внушайте людям веру

И чаще говорите: « Добрый день!»

И следуйте хорошему примеру,

Продляйте добрым словом жизнь людей!

Другу помоги с душой

И пекись, как бы о брате,

Не для выгоды пустой

Или выигрыша ради,

Другу помоги с душой.

Надо помогать друзьям,

Вместе с ними вырастая,

И поверьте, сила злая

Не опасна будет вам!

4.Жаль друзья: прощаться надо.

Всем домой уже пора.

Пусть законы вам, ребята,

Помогают в жизни, ДА!

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

Деловая игра «Мое государство»

(Для учащихся 10 класса)

Подготовила учитель математики

Раиса Ивановна Исакова

Барыш 2011

Цели:

    развивать самостоятельное мышление, воображение, творчество;

    изучать историю возникновения государственных символов и их значение;

    воспитывать уважение к государственным символам, гражданские и патриотические чувства

    углубить первоначальные представления ребят об основных правах человека;

    акцентировать внимание на обязанностях, вытекающих из представляемых прав;

    помочь осознать взаимосвязь прав и обязанностей человека;

    формировать стремление активно содействовать защите прав человека.

Сегодня мы с вами проведем деловую игру. В игре будут участвовать три группы. Каждая группа представляет собой отдельное государство. А какое? Вы придумаете сами.

Задание 1. Каждая команда получает лист бумаги. На нём нужно написать название вашего государства. Этот листок с названием каждая команда прикрепляет к доске.

Задание 2. Географическое положение этой страны. Можно описать словами, можно нарисовать карту. Этот листок тоже появляется на доске.

Задание 3. Для более полного представления о стране не хватает государственной символики. Для того чтобы вам легче было выполнять следующее задание: давайте вспомним символы нашего государства. Это гимн, герб и флаг страны. Вот каждая команда будет сейчас создавать символику своей страны. На отдельных листах рисуют государственные символы.

Задание 4. Какие там растут растения и какие обитают животные? Каждая команда получает по два шарика. Каждый шарик – это ваша страна. Заселяете её животными и растениями. Затем шарики вывешиваются на доску.

Задание 5. Нарисуйте климат вашей страны.

Задание 6. Вы являетесь жителем вашей страны. На маленьких листочках каждый рисует свой автопортрет, и приклеивает на общий лист бумаги, и он тоже вывешивается на доску.

Задание 7. Напишите или нарисуйте, чем занимаются дети в вашей стране и кто о них заботится?

Скажите, кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.

Дети Беслана? Это, притом, что Конвенция прав принята давно.

Показать Презентацию о детях Беслана

Задание 8. Все вместе напишите, какими правами обладают дети в союзе ваших государств

На одном большом плакате каждый пишет одно из предложений.

Но мы все вместе живём в одном государстве и подчиняемся его законам. А оно в свою очередь старается выполнять нормы человеческого общежития

А сейчас я зачитаю Конвенцию о правах ребёнка, а вы внимательно проследите, есть ли эти права в вашем государстве.

В Конвенции 54 статьи, вот основные из них.

Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Все лучшее, что в человеке есть:
его права и жизнь его, и честь.
А жизнью пользуясь по праву,
я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной
и восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
а песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон,
поможет Конституция. Закон.
Перед законом, совестью равны
живут народы ни одной страны.

Могу я погостить за рубежом,
потом вернуться в свой любимый дом.
Свободу мысли, слова я имею,
но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту – поможет мне держава
работу выбрать – имею право.
Ну, а пока, я – ученик:
учу уроки, подаю дневник…

Досугу – час,
а в школе – все внимание.
Использую я право
на образование.

В Уставе нашей школы оговариваются права и обязанности учащихся.

Их изучением мы займёмся позже.

А сейчас подводим итог.

Любое государство состоит из граждан, которых оно должно защищать и требовать от них выполнения своих обязанностей

Перед вам слово ГРАЖДАНИН. Расшифруйте его, ответив на вопросы: Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Какие выводы сделали для себя?

Список литературы

1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 5-11 классы/ Н. И. Дереклеева. — М.: ВАКО, 2003. — С.86-175.

2. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие/ Ред. М. И. Рожков. — М.: Владос, 1999. — С.45-62.

3. Каким может быть классный час? Его функции, виды, формы. Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе. Часть II/ В. М. Лизинский. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. — С.47-72.

4. Тематика классных часов с 5 по 11 класс. Никитина Н. Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников/ Н. Н. Никитина //Классный руководитель. — 2005. -N 2. — С. 68-81.

5. Степанов Е. Н. Личностно ориентированный классный час/ Е. Н. Степанов //Воспитание школьников. — 2003. — N 3. — С.14-22

Деловая игра «Я и Закон»

Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетних; пропаганда правовых знаний;

Задачи:

Формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

Формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

Формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

Развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: книги, раздаточный материал, смайлики, мультимедийное оборудование.

Ход классного часа:

1. Организационный момент:

Один ребенок в центре круга. Учитель произносит слова: « Все началось с того, что ребенок перестает слушаться родителей, перестает им подчиняться, стал их обманывать». После слов одевает веревку на руку ребенку и продолжает: «Ты стал, плохо учиться, начал прогуливать уроки, обманывать учителей ». И одевает веревку на вторую руку. «Связался с плохой компанией, начал курить, пить и употребить наркотики». Одевает веревку на ногу. «На все это нужны были деньги, ты стал заниматься хулиганством, мелким воровством, кражами». И одевает веревку на вторую ногу. И произносит слова: «И вот настал момент, когда ты совершаешь тяжкое преступление». И одевает веревку на тело ребенку. Веревка стягивается. И в конце связанный ребенок, который стоит в центре произносит слова: «Всё. Итог. Тебя ждет строгое наказание, разлука с близкими. Сломленная жизнь.»

Ребята как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? (дети отвечают)

Да действительно, сегодня мы с вами поговорим о преступлениях, правах, обязанностях подростков и о наказаниях. А тема нашей деловой игры звучит так «Я и закон».

Ребята, вы вступили в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

И сегодняшняя наша встреча – это знакомство с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе нашего занятия разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

2. Основная часть:

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.

- Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

3. Игра «Ассоциации». С какими словами у вас ассоциируется слово «закон»

Закон -…………………………(порядок, безопасность, люди, жизнь и т.д.).

4. Задание

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина.

Давайте подумаем, какие вы имеем права и обязанности в 14лет

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Права и обязанности у нас есть, но есть и ответственность.

Учитель. В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества. Знать права, уметь ориентироваться в них – необходимо всем. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наше сегодняшнее заседание.

Учитель. Предлагаю вам описание различных правонарушений. Необходимо определить, обсудив ситуацию в мини группах, о чем идет речь о проступке, шалости, злонамеренном поступке или преступлении. (Учащиеся классифицируют карточки с описанием ситуаций и защищают свою точку зрения)).

1. В кинотеатре подростки пили пиво и нецензурно выражались. (проступок).

2. Шестнадцатилетний мальчик позвонил ради шутки в полицию и сообщил, что в школе заложена бомба. (преступление).

3. 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).

4. Девочки спрятали ручку или тетрадь соседа по парте (шалость).

5. Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление).

6. Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который умер в больнице.(преступление).

7. Ученики сорвали расписание уроков в коридоре школы (злонамеренный поступок).

8. Д евочка оскорбила своего одноклассника, тот в отместку ударил ее и сломал челюсть. (преступление).

9. 15-летний подросток перерезал телефонный провод у себя в квартире, чтобы сестра не могла позвонить своей подруге (злонамеренный поступок).

10. Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).

11.Г руппа подростков ловила рыбу запрещенными способами. (проступок).

12. Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок).

Учитель. Ребята, обсудите в группах и напишите определение шалости, злонамеренного поступка, проступка, преступления. (Работа выполняется в мини группах. Каждая группа пишет одно определение, затем зачитывает его).

Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

Преступле́ние (уголо́вное преступле́ние - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Притча (5 мин)

Жил мальчик, который всех обижал, оскорблял, бил. Однажды, отец дал мальчику в руки гвозди и молоток и сказал ему, когда ты захочешь кого-то оскорбить, унизить, иди и забей гвоздь в забор. Через какое-то время весь забор был в гвоздях. Тогда отец говорит сыну. Посмотри сколько гвоздей ты забил, а теперь ты иди и выдергивай эти гвозди. Когда мальчик выдернул гвозди, то весь забор был в дырах. Тогда отец говорит сыну, Представь на месте этого забора человека. Гвозди, которые ты вбивал это оскорбления, когда же ты вытащил гвозди, то все равно остались дыры.

Как вы думаете, о чем эта притча?

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.

Ответственность

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3 . Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Я бы хотела немного остановиться на уголовной ответственности, за какие правонарушения наступает ответственность с 14 лет.

Убийство,

Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

Похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

Вымогательство,

Уничтожение или повреждение имущества

Терроризм

Захват заложника

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

Вандализм

Хищение либо вымогательство наркотических веществ

За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

5. Задание

Рассмотрим понятие нарушений:

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Он находится в вестибюле школы).

(Проступком)

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

6. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

7. Вывод.

Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем

Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых , если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что...

Меня удивило, что...

Я сделал вывод, что...

Новым для меня было...