День права в библиотеках глазовской цбс. Внеклассное мероприятие "день прав человека" Мероприятия в библиотеке ко дню прав человека

В рамках областного Дня права 2014 в библиотеках Кстовской ЦБС традиционно прошёл цикл мероприятий.

День информации в Ближнеборисовской библиотеке

18 октября в Ближнеборисовской сельской библиотеке-филиале № 8 состоялся День информации с участием юриста Вадима Серова. В ходе встречи он ответил на многочисленные вопросы сельчан по трудовому, жилищному и семейному праву, провёл индивидуальные консультации. Н. М. Кириллова, зав. библиотекой, сделала обзор книжно-журнальной выставки «Поговорим о праве», на которой были представлены юридические издания по различным правовым проблемам: по защите прав потребителей, об административном и уголовном праве, об обжаловании незаконных действий должностных лиц. Присутствующие были оповещены о Центрах правовой информации в Областной библиотеке им. В. И. Ленина и Центральной библиотеке им. А. С. Пушкина, где все желающие могут получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

Правовой турнир в Работкинской библиотеке

21 октября для обучающихся МБОУ СОШ с. Работки сотрудники детской и взрослой библиотек провели турнир «Правовой эрудит».

А. С. Калинина и Н. С. Клюшанова, ведущие мероприятия, рассказали школьникам о «Конвенции о правах ребёнка» и представили видеоролик «Права детей и подростков».

В ходе конкурса дети разделились на три команды: «Солнышко», «Снежинки» и «Икар». Юные знатоки права с большим интересом участвовали в игре и дружно выполняли задания разнообразных раундов: «Разминка», «Сильное звено», «Конкурс капитанов», «Кто быстрее», «Правила и виды социальных норм». Команда победителей «Снежинки» была отмечена памятными призами. Обучающиеся - Пылаева Настя, Фролова Ксения, Хвастунова Вера, Гамова Маша, Ложкин Дима, Черняев Андрей и Овчинников Сергей - показали отличные знания в области права.

Правовой журнал для младших школьников в Работкинской детской библиотеке

23 октября для обучающихся начальных классов сельской школы сотрудники Работкинской детской библиотеки-филиала № 6 провели устный журнал «Я имею право».

Н. С. Клюшанова рассказала школьникам о международном правовом документе, определяющем права детей - «Конвенции о правах ребенка». В ходе встречи был продемонстрирован видеофильм «Декларация о правах ребенка», где в доступной форме представлена информация о правах детей. Школьники активно участвовали в тематической викторине. Н. А. Назарова, главный библиотекарь, сделала обзор книжной выставки «Право и мы».

Цель: познакомить учащихся с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека», отражающим права ребёнка в обществе

Задачи:

    Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.

    Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.

    Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

    Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.

    Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.

    Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оформление: выставка плакатов на тему "Права человека".

Оборудование: проектор, экран, пазлы, наборы букв, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

Учащиеся разбиты на 3 команды. Каждая команда сидит за своим столом. На экране демонстрируются слайды презентации.

1 слайд «Я – ребёнок, я – человек»

Выходят 2 ученика.

1 ученик.

Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса

2 ученик.

Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.

Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу.

3 слайд «Мы разные, но мы вместе»

Учитель. Мы с вами приняли участие в игре «Мы разные, но мы вместе», где говорили о том, что люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, взглядами, но живут вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

3 ученик.

Мы с тобою не похожи
Цветом глаз и цветом кожи.
Разный цвет волос у нас –
Мы с тобой из разных рас.
Ну, так что же,
Что с тобою мы ни капли не похожи?
Мы ведь дети – ты и я,
И у нас одна Земля.

Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права»).

Учитель. Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о правах человека.

4 слайд. Сегодня отмечается День прав человека.

4 ученик.

У каждого живущего на свете
Должно быть право так на свете жить,
Чтобы могли расти спокойно дети,
Не опасаясь голода, войны.
И каждый должен знать свои права,
Чтоб дать отпор лихому проходимцу,
Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем
Не приклонялась наша голова.

5 слайд. «Зверства фашистов»

Учитель. В середине прошлого века разразилась страшная война, которую назвали Второй мировой войной. Продолжалась она шесть лет, много горя принесла эта воина: смерть, голод, разрушения.

6 слайд. «ООН»

А когда, наконец, наступил мир, из всех уголков Земли: с севера, юга, запада и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик – съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но их объединяла одна идея. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, невиновные не боялись наказания. Поэтому они создали Организацию Объединенных Наций и все вместе составили Всеобщую декларацию прав человека.

7 слайд «Декларация о правах человека».

Это очень важный документ, где записаны все права людей, вы обязательно позднее подробнее познакомитесь с ним.

После того как была принята Всеобщая декларация прав человека, люди поняли, что абсолютно всех людей в наше время защитить не удастся.

8 слайд «Права ребёнка».

Значит, сначала надо позаботиться о самых слабых членах общества. Так появилась новая расширенная Декларация прав ребенка, потому что дети – это не только часть населения планеты, а ее будущее. Какими эти дети вырастут, такой мир, такое общество они и построят. Спустя несколько лет был принят еще более значимый документ – Конвенция ООН о правах ребенка. Конвенция – это не просто призыв, а закон для тех стран, которые ее подписали, главная цель, которой – сделать все для того, чтобы детям на всей Земле жилось лучше, чтобы они были защищены и счастливы.

9слайд «Права человека».

– О каких же правах идет речь в Конвенции? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на развитие, на свободу мысли, на образование, на игру, на защиту от всех форм эксплуатации. Мы с вами сегодня познакомимся с нашими правами и будем учиться применять их в повседневной жизни.

5 ученик. Права нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека или нарушить эти права. Это узаконено в Декларации о правах человека. Права есть у всех людей. Права никто не даёт, человек получает права от рождения. Мы – люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.

Учитель. Что же такое права, и что мы про них знаем?

6 ученик.

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.

Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым –
Он на свете не один!

Учитель. Только родившись, ребёнок приобретает права на жизнь, семью, имя, защиту. При рождении ребёнка семья даёт ему имя. Полное имя человека включает фамилию, имя и отчество. Эти сведения записываются в специальном документе, свидетельстве о рождении. Это первый документ, который получает человек. Запомните, ничто так не обижает человека, как, если окружающие неправильно произносят, или коверкают его имя. Ведь имя с человеком от рождения до самой смерти. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

7 ученик.

Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Перекличка имён.

Ребята, каждому из вас при рождении было дано имя. Встаньте, назовите своё имя и объясните, что оно значит.

Дети встают и называют свои имена:

Александра – защитница
Алина – благородная
Алла – лань
Анастасия – воскрешённая
Андрей – мужественный
Дарья – сильная

Екатерина – чистая
Максим – величайший
Мария – желанная
Никита – победитель

Артём – здоровый
Арина – мир
Виктория – победа
Виктор – победитель
Даниил – бог – мой судья
Дамиан – покоритель

Ольга – святая
Руслан – лев
Сергей – высокий
Софья – мудрая
Степан – венец

8 ученик.

Будь всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Учитель. Послушайте стихотворение и подумайте, правильно ли мальчик понимает свои права.

9 ученик.

Мои права (стихотворение-шутка)

У ребёнка право есть
Кашу манную не есть,
Да ещё просить при этом
Шоколадную конфету.
Право прыгать и шалить,
На салфетку чай пролить,

Драться с братиком подушкой,
Разбросать свои игрушки.
Исчеркать картинки в книжке,
Дёрнуть за ухо братишку,
Вот как много разных прав!
Разве я, друзья, не прав?

Учитель. Прав герой этого стихотворения? Почему? (Ответы детей)

Учитель. Правильно, это не права, а желания мальчика. Желания у каждого разные и их не обязательно выполнять. А права у всех одинаковые, и если они не исполняются, человеку очень трудно жить. Право – это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – то делать, осуществлять, иметь. Их не нужно покупать, зарабатывать. Они одинаково принадлежат всем людям. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству и в правах – права человека считаются «всеобщими». Давайте вспомним некоторые из них.

Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".

    В своих правах мы все равны:
    И взрослые и дети.
    Все расы, веры, языки –
    Все люди на планете.

    На любовь имеют право
    Все ребята на Земле,
    На заботу и на ласку,
    Право жить в своей семье.

    В дом без спроса к вам никто
    Заходить не может.
    Ваши вещи и добро
    Брать не может тоже.

    Если вдруг захочет кто-то
    Запретить ходить вам в школу,
    Знайте сразу – он не прав –
    Не дано таких им прав.

    Никто не может вас пытать,
    Делать больно, обижать.
    Вы запомните одно –
    Бить людей запрещено.

    О правах своих послушал
    И запомни крепко их.
    Только знай, что очень нужно
    Уважать права других.

    Этих прав лишить не может
    Вас никто и никогда.
    Право каждое поможет
    Быть счастливым вам всегда!

Учитель. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Учитель. Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Ребята, давайте почувствуем, что значит быть сильным, уверенным человеком.

ТРЕНИНГ «ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ».

Попробуйте сильно – сильно надавить пятками на пол, сожмите руки в кулачки, крепко стисните зубы. Вы – могучие, крепкие деревья, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека, у которого есть права, и он их отстаивает.

Учитель. Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права.

Конкурс «Собери картинку и скажи, о каком праве идёт речь» (пазлы).

Каждая команда получает набор пазлов. Сложив картинку, дети должны рассказать, о каком праве человека идёт речь и что даёт это право (право на жилище, право на отдых, право на семью).

10-12 СЛАЙДЫ (иллюстрации к сказкам).

На экране демонстрируются иллюстрации к сказкам "Красная Шапочка", "По щучьему велению", "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка", "Айболит", "Золотой ключик", "Белоснежка и семь гномов", к басне "Квартет".

Ребята должны ответить на вопросы:

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (10 слайд)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться на то, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (11 слайд)

В какой сказке нарушено право героя владеть своим имуществом? (12 слайд)

13-15 слайды (отрывки из мультфильмов «Буратино», «Чиполлино», «Гадкий утёнок»).

Ребятам предлагается посмотреть отрывки из мультфильмов, и, обсудив в командах, рассказать, о нарушении, каких прав говорится в мультфильме?

16 слайд. Отрывок из мультфильма «Цветик-семицветик».

Беседа после просмотра отрывка мультфильма «Цветик-семицветик».

    Какие желания были у Жени?

    У неё было право выбора?

    На что она потратила последний лепесток?

    Правильно ли она поступила? Почему? (ответы детей)

Учитель. Давайте и мы почувствуем, как приятно отдавать своё тепло другим.

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

СЦЕНКА

Серёжа.

В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе –
Мысли только о еде.

Мама.

Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа.

Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!

Бабушка.

Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.

Серёжа.

Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.

Мама.

Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?

Серёжа.

Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.

Мама.

Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.

Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.

Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.

Бабушка.

Но только должен ты узнать –
Права у всех равны.

17 СЛАЙД «ОБЯЗАННОСТИ»

Учитель. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.

– Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека. «Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников.

Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей)

Учитель. Давайте проверим, как вы поняли, что такое права и обязанности.

РАБОТА В ГРУППАХ. Командам предлагаются карточки с заданиями.

Задание для 1-ой команды. Запишите 6 прав, которыми должен обладать ребёнок.

Задание для 2-ой команды. Запишите, какие обязанности есть у школьников.

Задания для 3 команды. Вычеркните предложения, не подходят для нашего дружного класса.

    Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

    В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.

    Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

    В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

    Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

    В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

    Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

    В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.

    Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

    Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

    Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

    Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.

    Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы в группах ребята зачитывают тексты, которые у них получились.

Учитель. Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но об обязанностях.

18 СЛАЙД «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ»

Права и обязанности граждан России узаконены в Конституции – основном законе нашей страны. 12 декабря в России отмечается День Конституции.

19 СЛАЙД «Я – РЕБЁНОК, Я – ЧЕЛОВЕК».

Выходят 5 учеников, каждый читает по одной строчке. Последнюю строчку ребята произносят все вместе.

    Я имею право быть чёрным и белым.

    Я имею право быть ловким и смелым.

    Ты имеешь право иметь своё имя.

    Ты имеешь право быть просто любимым.

    Мы имеем право на всём белом свете.

    Мы имеем право! Мы – дети!

ПЕСНЯ «ТЫ ДА Я». Дети встают в круг и, обнявшись, исполняют песню. Вовремя исполнения песни на экране демонстрируется видеофильм о жизни нашего класса.

Используемые материалы:

    Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка Методическое пособие для занятий с детьми. – М. ТЦ Сфера, 2009.

    Материалы сайта "Детский правовой сайт".

    Стихотворения Резник Ф.Э.

Цели : формирование представления об основных правовых документах:"Всеобщая декларация прав человека", "Конвенция о правах ребенка"; коррекция мышления и активно-волевых дефектов поведения через игру;

Задачи:

    познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка;

    на примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции;

    показать единство прав и обязанностей;

    расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике;

    воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.

Оборудование: толковый словарь С.И.Ожегова, брошюры - "Декларация", "Конвенция", "Конституция"; плакаты для оформления зала;карточки с определениями, ноутбук, (презентации статей, правовой и сказочной викторины); аудиозапись и костюмы для театрализованного представления.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Постановка цели занятия.

Ребята, сегодня наша встреча посвящена теме "Ваши права ".

Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.

2. Вступительная беседа.

Подумайте и скажите, что означает слово "право"? (дети высказываются).

За точным определением обратимся к словарю Ожегова.

ПРАВО - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

Права человека - это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. (карточка). - Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).

Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это директор, завуч, социальный педагог, воспитатели и многие др.

Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война - самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что, если случится Третья мировая война, она уничтожит все человечество.

Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

- В результате, 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека. (Показ документа).

- Это документ, в котором государства пообещали своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Всеобщая декларация прав человека - нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще - и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так-как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети.

(карточка) - Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием"Конвенция о правах ребенка". (Показ документа).

- Конвенция - это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии".

В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

3. Театрализованное представление.

(Звучит торжественная музыка, в записи дикторский текст)

- "Внимание! Внимание! Прослушайте официальное заявление! Отныне и навеки все права и свободы детей будут находиться в руках Мадам Конвенции".

(Звучит торжественная музыка. На сцене появляется Мадам Конвенция).

Мадам Конвенция. Я, Конвенция прав ребенка, обещаю помогать детям всегда, везде и всюду! Мои юные друзья, с помощью сказочных героев я хочу познакомить вас с моими помощницами - Статьями. Встречайте наших любимых героев.

Буратино (выбегает под музыку) (загадочно). Крекс! Пекс! Фекс! Ну вот, дело сделано! А теперь я буду ждать, когда вырастет дерево с золотыми монетами, чтобы я мог купить моему дорогому папе Карло миллион новых курток!

(Под музыку появляются Кот и Лиса с оружием в руках).

Кот и лиса. А ну-ка, руки вверх! Где ты прячешь деньги, негодный мальчишка? Немедленно отдай их нам!

Буратино. Ни за что! Они мои! Моему бедному папе Карло необходима новая куртка!

Мадам Конвенция. Ты абсолютно прав, Буратино! Вот послушайте вместе с другими ребятами, что расскажет об этом Статья 16.

(под музыку входит Статья)

Статья 16. Первое! "Каждый человек имеет право владеть имуществом"!

Второе! "Никто не может лишить его имущества"!

Мадам Конвенция. Так что, Кот Базилио и Лиса Алиса, вы нарушаете права Буратино и можете понести заслуженное наказание! Уходите лучше по добру - поздорову!

(Кот и Лиса неохотно уходят).

Статья. А ты, Буратино, пойдешь со мной, я расскажу тебе еще много интересного, чтобы тебя больше никто не мог обмануть!

(Статья и Буратино уходят под музыку).

(Звучит русская народная мелодия. На сцене появляются Баба Яга и Ивашка).

Баба Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!

Ивашка . Зачем это?

Баба Яга . Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!

Ивашка. Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!

Мадам Конвенция. Не беспокойся милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью 37 встретим и послушаем!

(Выходит под музыку Статья).

Статья 37. "Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению"!

Мадам Конвенция. Вам все понятно, Баба Яга?

Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!

(Уходит).

Ивашка . Вот спасибо, люди добрые! Думал все, мне конец, съест Баба Яга!

Статья. Пойдем-ка, дружок, будем с тобой изучать Конвенцию прав ребенка!

Ивашка . С удовольствием! (Уходят под музыку).

(Под музыку из сказки выбегает Красная Шапочка, навстречу ей - волк).

Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!

Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк!

Волк. Куда ты идешь?

Красная Шапочка . К бабушке.

Волк . А где живет твоя бабушка?

Красная Шапочка. Надо идти вон по той дороге!

Волк. Понятно! Ну, все, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела! (Поглаживает свой живот, злорадно смеется и убегает).

Мадам Конвенция. Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит твои права и права бабушки.

Красная Шапочка . А что же делать?

Мадам Конвенция. Для начала послушай Статью 6!

(Выходит Статья 6).

Статья 6. Каждый ребенок имеет право на жизнь!

Красная Шапочка. Уважаемая Статья, помогите мне, пожалуйста!

Статья. Пойдем, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!

Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдемте!

Мадам Конвенция. Ну вот, друзья, вы и познакомились со мной и моими помощницами статьями!(Выходят под музыку статьи).

Но это еще не все! Вы с нами еще обязательно встретитесь.

Все хором. Изучайте ваши права! (Уходят под музыку).

4. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.

- Какие еще права детей вы можете назвать? (Отвечают дети).

(на доску вывешиваются права)

В Конвенции 54 статьи о правах ребенка. Я назову вам 10 самых важных, которые вы должны знать.

С некоторыми статьями Конвенции мы познакомимся подробнее. Внимание на экран.

(1 ).

(1 слайд) Статья 1 "Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста".

До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 - за свои поступки отвечаете вы сами.

(2 слайд) Статья 6 "Каждый ребенок имеет право на жизнь".

Это главное право каждого человека. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве приходится сталкиваться с вопросами о ценности жизни.

Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях?

Было в древности государство Спарта - вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если слабый, больной - он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому - помогать...

(3 слайд) Статья 7 "С момента рождения ребенок имеет право на имя".

У каждого из вас есть имя, фамилия и отчество.

Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?

Эти сведения записывают в специальный документ - свидетельство о рождении (4слайд). Здесь же пишут дату рождения, где вы родились и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас!

А когда исполняется 14 лет, выдается другой документ.

Как он называется? (паспорт) (5 слайд.)

На следующих страницах изображена Красная площадь, герб России, фото, ФИО, дата и место рождения. (6 и 7 слайды)

Паспорт меняется в 20 лет и 45.

(8 слайд) Статья 13 "Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение".

Ребенок может высказывать вслух все, что думает; написать и даже напечатать в газете или журнале. Только помните, прежде, чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать.

(9 слайд) Статья 16 "Каждый имеет право на владение имуществом, на неприкосновенность жилища".

Никто не имеет права лишать вас имущества или жилища. С этой статьей вас уже познакомили сказочные герои.

(10 слайд) Статья 28 "Ребенок имеет право на бесплатное образование"

Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

(11 слайд) Статья 31 "Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг".

А в некоторых странах дети вынуждены работать, помогать родителям содержать семью.

К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других. (12 слайд).

- Вы обязаны уважать права других людей . (Карточку на доску).

(13 слайд) Статья 32 "Ребенок имеет право на защиту от эксплуатации".

Что означает слово "эксплуатация"? (Из словаря С.И. Ожегова: "Эксплуатация - это присвоение результатов чужого труда").

Незаконное использование в собственных целях труда других людей. При 8-ми часовом рабочем дне у взрослых, дети с 14 до 16 лет имеют право работать по 4 часа в день, с 16 до 18 лет - 6 ч в день в свободное от учебы время с согласия родителей или опекунов.

Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами.

Вы скажете: "Не имеете права использовать труд детей".

Скажите, вы будете правы?

Конечно - же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание.

(14 слайд) Статья 37 а) "Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким видам обращения и наказания"; б) " Ни один ребенок не может быть лишен свободы незаконным способом".

Арест или задержание ребенка осуществляется согласно закону и лишь в качестве крайней меры.

Со скольки лет наступает уголовная ответственность? (С 16 лет, за особо тяжкие преступления - с 14 лет).

Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать - никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.

Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.

Я предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых.

5. Физкультминутка (под музыку).

Ш. Актуализация новых знаний. Правовая викторина.

- А сейчас мы проведем викторину и узнаем, кто из вас самые лучшие знатоки прав. Членами жюри мы попросим быть наших гостей.

Задание 1. Экспресс-опрос. ( ).

- Выбрать и назвать правильный ответ.

1. Назовите основной закон государства. (Декларация, Конвенция, Конституция.)

2. Какой международный документ закрепляет права детей? (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребёнка.)

3. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка: 1949, 1989, 1990.

4. Что такое право? (Закон, совокупность правил, обязанность.)

5. Ребёнок - это человек, :

Который ходит в школу, который ходит в детский сад, которому не исполнилось 18 лет.

6. Какие дети имеют право на особый уход и защиту?

Дети-инвалиды, дети в возрасте с 15 до 18 лет, все дети имеют такое право.

7. Ребёнок имеет право: на жизнь, свободно выражать своё мнение, оба ответа верны.

8. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью? (с 18 лет, с 14 лет, с 20 лет.)

Задание 2. "Сказочная викторина". ( )

- Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.

(1 слайд) - Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка "Колобок").

Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"

Какую статью нарушила Лиса? (статью 6)

Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

(2 слайд) - Как называется эта сказка? Кто её написал? (рус. нар. сказка "Маша и Медведь", в книгах встречается в обработке А.Н. Толстого).

Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)

Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".

Как должна ответить Маша, защищая свои права?:... (Не имеешь права лишать меня свободы).)

(3 слайд) - Назовите сказку. Кто автор?

Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) "Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению".

(4 слайд) - Кто знает название и автора этой сказки? (Лиса и Заяц).

Какую статью нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)

Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).

(5 слайд) - Назовите сказку. Кто знает автора? ("Золушка" Шарль Перро).

Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.

Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).

Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".

(Подведение итога викторины. Награждение знатоков права).

IV. Повторение ранее изученной темы.

- Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.

Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

Напоминаю точное определение.

(Читаю с доски определение).

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Вспомним высказывание известного политического деятеля XX века К. Маркса.

-(Читают хором) "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав".

Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

Главная ваша обязанность - хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

Кто сможет ее назвать? "Уважать права других людей". (Ставлю карточку в обязанности).

Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.

- Помните золотое правило морали: " Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе".

Эти слова принадлежат древнему философу - мыслителю Китая Конфуцию.

V. Заключительная часть. Обобщение.

- С какими важными документами вы сегодня познакомились?

Какой организацией они были приняты?

Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).

- Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.

А сейчас послушаем стихи.

Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права.

— Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)

— Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он - человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

— О каких принципах прав человека я упомянула? Что означает слово «принципы»? (права естественны, неотъемлемы; взаимосвязаны; универсальны.)

— Какими правами обладает человек?

— Но кроме прав у нас есть и обязанности. Какие?

— Какие документы закрепляют права человека?

Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием «Великая хартия вольностей». Этот документ обеспечивал права английских феодалов.

Следующий документ появился в 1776 г. в Америке – «Декларация независимости», в 1789 г. появляется французская «Декларация прав человека и гражданина».

Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье.

В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.

— Что это за организация?

— В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

— В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс — Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире.

— Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.

Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.

Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.

Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.

Декларация — это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.

Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений.

«Всеобщая декларация прав человека» закрепила права на: жизнь, свободу, неприкосновенность, равенство перед законом, владение имуществом, защиту от вмешательства в личную жизнь, труд, образование и т.д.

По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.

В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.

10 декабря 2008 года закончилась кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, которая началась год назад, 10 декабря 2007 года.

Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для всех и каждого пока еще остается не достигнутой.

Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?

Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?

Что Вы знаете об правах и свободах личности? Назовите конкретные права, используя свой багаж знаний.

Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив частицу «не». (Например, «НЕ каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?)

Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?

Очень тесно связана со «Всеобщей декларацией прав человека» «Конвенция о правах ребенка».

Что это за документ? (базовый документ по защите прав детей во всем мире).

В отличие от «Всеобщей декларации прав человека», которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, «Конвенция о правах ребенка» требует обязательного выполнения прав всех детей.

В «Конвенции о правах ребенка» сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.

Какие права есть у ребенка? (право на жизнь, гражданство, образование, отдых, заботу родителей, развитие талантов, способностей, личности, на общение и т.д.)

Кому предназначены эти важные документы: «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»?

«Конкурс знатоков права»

ЗАДАНИЕ 1.

Определить, имеет ли место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права в данной ситуаций:

1 гр. – хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;

2 гр. – два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;

3 гр. – неизвестные ограбили квартиру;

1 гр. – милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;

2 гр. – вас не приняли на работу без объяснения причины;

3 гр. – в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;

ЗАДАНИЕ 2. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Распределить в два столбика права и обязанности школьника:

  1. бесплатное образование
  2. активность в приобретении знаний
  3. уважать мнение всех учащихся и учителей
  4. удобное рабочее место
  5. посещать школу в предназначенное для этого время
  6. зашита личной собственности
  7. посещение школьных мероприятий
  8. не пропускать занятия без уважительных причин
  9. вести себя корректно на переменах и уроках
  10. деловое сотрудничество с учителем
  11. соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
  12. беречь школьное имущество

ОТВЕТЫ:

ПРАВА: 1,2,4,6,7,10

ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12

ЗАДАНИЕ 3. «МОЖЕТ - НЕ МОЖЕТ»

Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.

  1. купить мотоцикл
  2. продать мотоцикл
  3. прогулять стипендию с друзьями
  4. заложить в ломбард свои золотые сережки
  5. продать свой CD-плеер
  6. открыть счет в банке
  7. зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
  8. заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале
  9. быть председателем кооператива
  10. вступить в брак
  11. работать по трудовому договору
  12. обучаться вождению автомобиля на дорогах

ОТВЕТЫ: 1,3,6,7,8,9,11,12

ЗАДАНИЕ 4. «НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

ЗАДАЧА: в день своего 16-летия Айрат Хисмеев пригласил своих младших друзей Юрия Рыжкова, Николая Загоскина, Рустема Галеева в парк культуры и отдыха. Там они распили принесенные Айратом две бутылки вина и несколько бутылок пива. После этого, не обращая внимания на предупреждение прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания, а затем стали приставать к прогуливающимся девушкам. Наряд милиции доставил их в отделение и составил протокол, указав, что они нарушали общественный порядок и спокойствие граждан.

ВОПРОСЫ:

Какое правонарушение совершили ребята?

К какому виду ответственности относится данное правонарушение?

Будет ли мере наказания одинакова для всех и почему

ОТВЕТЫ: 1.мелкое хулиганство; 2. административная ответственность; 3. мера наказания будет разной. Хисмеев понесет ответственность в полной мере, т.к. достиг возраста наступления административной ответственности

Подведение итогов игры.

«Права человека - это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.

Всеобщая декларация прав человека - важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле».

БУК «Областная библиотека для детей и юношества»

Правовое воспитание в библиотеке. Права или обязанности?

(консультация)

Е.А. Чупринова, главный библиотекарь

Что мы понимаем под словами «правовое воспитание»? Правовое

воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных

структур, СМИ, трудовых коллективов по формированию высокого

правосознания и правовой культуры граждан.

Впервые понятие «права человека» встречаются во французской

«Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году. До этого идею прав отразили: английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).

10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Всеобщая декларация прав человека». В ней определено, какие права принадлежат человеку независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального и социального происхождения, имущественного, сословного и иного положения.

20 ноября 1989 года генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребёнка. Правовой документ определяет права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг.

В июне 1990 года документ ратифицирован Верховным Советом Российской Федерации.



По решению Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» под эгидой Минюста и Минобразования России, а также Ассоциации юристов России 20 ноября принято считать Днём прав ребёнка.

Одной из составляющих формирования гражданина является правовая грамотность подрастающего поколения, его умение обезопасить себя от негативного влияния социальной среды.

Существуют две проблемы:

незнание подрастающим поколением своих прав и неумение и нежелание нести ответственность за свои поступки.

Правовое воспитание призвано решать целый ряд задач:

Формировать основы правового сознания и правовой культуры молодого поколения граждан;

Пробудить интерес к праву;

Привить элементарные умения, навыки и способность действовать в последующих правовых отношениях, сопровождающих гражданина всю жизнь, вне зависимости от рода занятий.

Формы правового воспитания:

1) правовая пропаганда – лекции, беседы, игровые мероприятия, книжноиллюстративные выставки и обзоры, уроки, издание популярных материалов правовой тематики и т.д.);

2) правовое обучение – передача и усвоение знаний в учебных заведениях;

3) юридическая практика, повседневный опыт – участие в процессах, заключение гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката;

4) самообразование – самостоятельное постижение и осмысление правовых явлений, изучение законодательства.

Методы правового воспитания:

1) убеждение;

2) принуждение;

3) наказание;

4) поощрение;

5) потенциальная угроза применения санкций;

6) профилактика;

7) предупреждение и др.

Правовое воспитание – одно из направлений работы библиотеки с читателями детского, подросткового и юношеского возраста. Правовое воспитание нужно начинать как можно раньше, привлекать детей и подростков к изучению своих прав, учить защищать свои права, не выходя за рамки правового поля. Эти знания нужны ребенку для того, чтобы уметь правильно себя вести в различных жизненных ситуациях, затрагивающих юридические взаимоотношения.

Библиотека принимает участие в выполнении такой важной задачи, как профилактика правонарушений среди подростков и молодёжи. Реализуя эту задачу, библиотеки тесно взаимодействуют с правоохранительными органами, правозащитными организациями, образовательными учреждениями и социальными службами. Такое социальное партнёрство позволяет библиотеке, обладающей различными информационными ресурсами, способствовать формированию правового сознания и правовой культуры молодого поколения.

Мероприятия по правовому воспитанию могут быть разовыми или приуроченнымик Дню прав человека (10 декабря), Дню Конституции РФ (12 декабря), Всемирному дню прав ребёнка (20 ноября).

Например, возможно проведение тематических акций по формированию правосознания и воспитанию гражданской активности: «Твой друг – закон», «Азбука права», «Ты знаешь свои права?».Цель таких акций – показать и утвердить в сознании подростков мысль, что закон может быть другом.

Познакомить молодёжь с деятельностью ООН и Конвенцией о правах ребёнка поможет правовой урок «Знай свои права». Урок начинается с небольшого экскурса в историю прав человека, кратким знакомством сдеятельностью Организации Объединённых Наций, с принятым ею документом «Конвенцией о правах ребёнка». После знакомства с документом подростки отвечают на ряд вопросов, ответы на которые они находят в статьях Конвенции. Выполнение целого ряда практических заданий позволит достаточно глубоко погрузиться в текст документа и более серьёзно познакомиться с ним.

Расширить знания родителей о правах ребёнка поможет проведение беседы «Родителям о правах ребёнка». Во время беседы взрослые знакомятся с содержанием Всеобщей декларации прав человека, Конвенцией о правах ребёнка, статьями Семейного, Гражданского, уголовного кодексов, Конституцией РФ.

Многие библиотеки организуют встречи с юристами, проводят беседы, вечера вопросов и ответов, уроки права, обзоры литературы, часы правоведа, конкурсы, турниры знатоков Конституции.

В библиотеках популярно проведение уроков по праву, таких как уроклекция, урок-беседа, урок-обобщение, урок-игра, урок-конференция. На таких уроках по праву могут быть рассмотрены любые вопросы, связанные с правовыми вопросами, например. Форма урока предполагает изложение нового материала и его закрепление, повторение пройденного. Такой правовой урок может включить изложение нового материала в виде беседы, закрепление – в виде викторины, повторение – в виде небольшой дискуссии на актуальнуютему.

В библиотеках разных регионов накоплен богатый опыт работы по правовому воспитанию.

В Национальной библиотеке Чувашской Республики состоялся республиканский семинар «Детская библиотека как ресурс формирования правовой культуры детей и подростков». Участникам был представлен опыт коллег из Ивановской, Нижегородской, Пензенской областей.

В Центральной городской детской библиотеке им. К.И.Чуковского в городе Чебоксары уже несколько лет работает школа «Правознайка».

В Томской областной детско-юношеской библиотеке создан информационный центрправовой и психологической поддержки детей и молодёжи, основными задачами которого являются просвещение детей и молодёжи в области прав человека, обеспечение свободного доступа к информации, касающейся прав детей и молодёжи, организация и проведение тренингов, занятий, выставок.

Проанализировав профессиональную периодику за последние три года и материалы сети интернет, можно привести некоторые формы и названия мероприятий по воспитанию правовой культуры у детей и подростков:

конкурс по правам человека для детей и молодёжи «Защити своё право»;

встреча с юристом «Профилактика правонарушений среди детей и подростков»;

тест-опрос «Правовая компетентность подростка»;

книжная выставка, обзор у выставки «Права ребенка в современной России»;

правовые клубы: «Молодой избиратель», «Щит»;

День делового общения;

акция «Детство - территория закона»;

игра-викторина «По букве закона»;

цикл бесед «Детская библиотека – пространство правовых знаний»;

ролевые игры «Уроки Фемиды»;

Школа правовой грамотности;

Час правовой информации «Права наших детей»;

Блиц - турнир «Сам себе юрист»;

Час информации «Активное отношение к выборам – активное отношение к жизни»;

Урок права «Сегодня ученик – завтра избиратель», «Избирательная компания: шаг за шагом»;

«Факультет юного избирателя»;

Викторина «Детский адвокат»;

Беседа «Избирательное право для всех»;

Час информации «Избирательный процесс от А до Я»;

Информационный уголок «Я – избиратель»;

Игра-путешествие «Избирательный лабиринт».

В последние годы библиотеки разной ведомственной подчинённости, крупные и маленькие, областные и сельские реализуют множество проектов и программ в области воспитания правового сознания детей и юношества.

В Томской Областной детско-юношеской библиотеке, например, реализуется проект «Защити своё право». Целью проекта является повышение правовой компетенции выпускников детских домов, выработка умения самостоятельного поиска, анализа и применения правовой информации в сложных жизненных ситуациях. Проект поддержан департаментом по вопросам семьи и детей Томской области в рамках областной целевой программы «Дети Томской области». Участниками проекта стали выпускники детских домов, обучающиеся в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования города Томска – более 60 человек.

Централизованная библиотечная система города Кургана реализовала информационные проекты для молодёжи «Страна накануне выборов» и «Курган голосует и выигрывает». Читальные залы библиотек в это время превращаются в дискуссионные площадки, где обсуждаются темы дня; фойе библиотек становятся информационными порталами, на которых читатели могут узнать свежие новости о предвыборной кампании. Наряду с устоявшимися профессиональными формами библиотекари используют новые подходы – например, обзоры сайтов, слайд - программы.

В Омске, в шести муниципальных библиотеках системы «Омские муниципальные библиотеки» – в каждом административном районе города – созданы центры правовой информации. Одна из задач Центров – повышение правовой культуры и юридической грамотности юных омичей. Для этого при Центрах правовой информации работают: Правовой факультатив в библиотеке «Мир женщины»; Школа правовой грамотности в библиотеке им. Ф.М. Достоевского; Правовая школа в библиотеке им. В.Г. Белинского;

Правовой университет в библиотеке «Радуга»; Академия информационноправовой культуры в библиотеке им. Зои Космодемьянской; Правовой лекторий в Центральной городской библиотеке.Более подробно о программе можно прочитать на официальном сайте Омских муниципальных библиотек http://lib.omsk.ru/csmb.php?page=pravo-p В библиотеках муниципальных районов Омской области, судя по материалам информационных отчетов, ведется большая и интересная работа по правовому воспитанию с использованием разнообразных форм проведения просветительских и массовых мероприятий.

В деятельности по продвижению правовых знаний среди читателей, библиотекари, работающие с детьми в муниципальных районах Омской области, активно используют книги Павла Астахова из серии «Детям о праве». Оформляются книжно-иллюстративные выставки, тематические полки проводятся обзоры, громкие чтения, индивидуальные беседы.

Специалисты Азовской центральной детской библиотеки и Кормиловской детской библиотеки провели Неделю правовых знаний «Закон обо мне и мне, о законе» и «Жить достойно». В рамках Недели в библиотеках состоялись правовые часы, актуальные диалоги, уроки правовой грамотности, книжно-иллюстративные выставки.

Библиотекари Муромцевского муниципального района проводили для своих читателей беседы, правовые игры, часы, дни правовой информации. В Карташовской библиотеки-филиала проведен круглый столдля подростков «Я имею право».

В Называевской центральной детской библиотеке для детей к выборам президента Российской Федерации состоялась Декада молодого избирателя.

В рамках декады для читателей экспонировалась книжная выставка «Выбирает Россия», проводился опрос читателей «Хочу быть президентом», состоялось виртуальное путешествие по сайту «Президент России гражданам школьного возраста», проведена игра «Я президент из сказки».

В библиотеках-филиалах Тюкалинского муниципального района ведётся активная работа по правовому воспитанию. Циклы мероприятий правовой тематики, правовые игры, дискуссии, уроки правовых знаний – основные формы работы в библиотеках района. Обзор-презентация «У меня тоже есть право» и турнир знатоков права «Знай и используй свои права» на оздоровительной площадке для ребят младшего и среднего школьного возраста проведены в Малиновской библиотеке-филиале. Целью правового часа «Законы нашей жизни», проведённого в Троицкой библиотеке-филиале, стало просвещение старших подростков в области избирательного права, Здесь же состоялся День молодого избирателя «Мой голос – будущее России».

В библиотеках Марьяновского муниципального района продолжают работать информационные уголки «Сам себе адвокат», где представлена литература, раскрывающая основы правового законодательства Российской Федерации, материалы из периодической печати и интернет - ресурсов «Новое в законодательстве», а так же регулярно пополняющиеся тематические папки «Юридические консультации: ваши права».

Визитной карточкой Таврической детской библиотеки стала «Детская общественная приемная», которая пользуется большой популярностью среди ребят разного возраста. В течение года поступает около 100 вопросов на волнующие детей темы. Благодаря Умным книгам и встречам с компетентными людьми, ребята получают ответы, подсказки и нужные советы, как решить возникшие проблемы. Ребята не только заочно обращаются в «Детскую общественную приемную», для них также организуются и проводятся Дни консультирования с людьми, которые дают им «Уроки живых законов».

БУК «Областная библиотека для детей и юношества» систематически проводит мероприятия по правовому воспитанию детей и молодежи.

Организуя мероприятия по правовому воспитанию, библиотека активно сотрудничает с другими учреждениями, общественными организациями и объединениями. Это позволяет сделать правовое воспитание плановым, системным, постоянным. Учитывая «продвинутость» молодого поколения в вопросах коммуникационных технологий, палитра проводимых мероприятий разнообразна по тематике, а использование на мероприятиях слайд- и видеопрограмм делает их более яркими, интересными, запоминающимися.

Организуются мероприятия о государственном устройстве Российской Федерации, символах государства, правах и обязанностях детей и подростков. В 2013 году отмечалось 20-тилетие принятия Российской Конституции. В связи с этим событием было подготовлена беседа со слайд презентацией и книжно-иллюстративной выставкой «Российская Конституция. Преамбула». Интерес участников вызвала слайд-программа «О правах детей и подростков».

С 2009 года успешно реализуется партнерский проект «Я гражданин, твой Россия». Проект разработан и реализуется совместно с Управлением Федеральной миграционной службы России по Омской области в Советском административном округе города Омска. Основу каждого мероприятия проекта составляет проведение церемонии торжественного вручения паспортов Российской Федерации гражданам, достигшим 14-летнего возраста. Программа каждого мероприятия посвящена какой-либо всероссийской общественно-политической дате: Дню воинской славы России, общероссийскому празднику. В мероприятиях проекта принимают участие не только подростки, которым вручаются паспорта, но и их родители, близкие друзья. К мероприятиям проекта оформляются книжноиллюстративные выставки, слайд-презентации и видео-презентации. На сайте библиотеки размещаются сообщения о проекте. Паспорта подросткам вручают почетные гости – известные омичи, руководитель аппарата Уполномоченного Омской области по правам человека, ветераны войны и труда. Ежегодно в рамках проекта организуется 12 мероприятий.

Программа мероприятий для детей по популяризации образовательного детского ресурса «Сайт Президента – гражданам школьного возраста» была реализована в 2011 – 2012 годах. Замечательный, красочный и информативный сайт, на котором сложная информация изложена доступным языком, в занимательной форме. Сайт, на который стоит обратить внимание и библиотекарям, и детям. В рамках реализации программы оформлены информационные стенды «Зайди на сайт «Президент России – гражданам школьного возраста»; проведены групповые и индивидуальные консультации, беседы и экскурсии по сайту «Президент России – гражданам школьного возраста» для детей и для библиотекарей; разработаны и распространены среди читателей библиотеки закладки, визитки с адресом сайта; оформлен информационный плакат; проведены консультации для библиотекарей, осуществляющих библиотечное обслуживание детей и молодежи «Использование сайта Президента в работе библиотеки».

Построение правового государства начинается с воспитания чувства ответственности за свои действия и поступки, широкого информирования каждого члена общества о его правах и обязанностях. В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности библиотек является обеспечение доступа юных граждан к достоверной, полной и оперативной правовой информации. Библиотеки предоставляют своим пользователям доступ к справочным правовым системам «КонсультантПлюс», «Гарант». Хорошее знание интернет - ресурсов и правовых информационных систем позволяет квалифицированно выполнять справки для молодых читателей, на более высоком профессиональном уровне составлять методические и библиографические пособия.

Примеры наиболее популярных правовых ресурсов Интернета:

1. Портал «Права человека в России»

(http://www.hro.org/).

Самый крупный и динамичный ресурс по правам человека в российском Интернете. Обширная библиотека, методические рекомендации по защите прав, советы призывникам, база данных правозащитных организаций России.

В разделе «Права детей» представлены материалы, касающиеся нарушений (защиты) прав детей и молодёжи в РФ.

2. Сайт межрегионального общественного движения «За защиту прав и свобод граждан «Правозащита ХХ1 век»

(http://www.pravoza21.ru/).

Цель движения – оказание юридической и социальной помощи лицам, чьи права были нарушены. На сайте есть самостоятельный раздел, посвящённый непосредственно защите прав детей.

3. Сайт Всероссийского Союза общественных объединений, работающих в интересах детей в России «Гражданское общество – детям России»

(http://www.detirossii.ru/).

4. Сайт «Президент России – гражданам школьного возраста»

(http://kids.kremlin.ru/).

На сайте имеется страница «Выборы», построенная по игровому сценарию.

Её цель – показать, что одна из обязанностей гражданина демократического государства – отстаивать свои права, а участие в выборах является одним из важных способов защиты.

5. Программа «Права и дети в интернете»

(http://school-sector.relarn.ru/prava/).

Представляет особый интерес для учителей права и их учеников. Этот сайт приветлив. Содержит массу ценной информации для самостоятельной работы. Рубрики сайта всесторонние: «Законы про тебя», «Странные слова»

(словарик юридических слов), «Адвокат для ребят», «Телефон спасения» и т.д.

6. Информационно-правовой ресурс для детей «Права ребенка – твои права»

(http://www.pravadetey.ru/).

В заключение хочется сказать, что в мероприятиях по правовому воспитанию, необходимо ориентировать наших молодых читателей не только на изучение прав, но и на осознание своей ответственности и своих обязанностей – перед собой, перед семьей, перед местным сообществом, перед государством, перед человечеством.

Список литературы:

1. Аптукова Э. Проект «Правовой ликбез» - правовое просвещение несовершеннолетних / Э. Аптукова // Молодые в библиотечном деле. – 2005. - №9/10. – С.154-155.

2. В центре внимания – права молодёжи: методические рекомендации // Амур. Обл. науч. б-ка им. Н.Н. Муравьёва-Амурского; сост.

В.В.Фатеева.– Благовещенск, 2010. – 58с.

3. Все вправе знать о праве: методическое пособие // ММУК «ЦБС»

Муромцевская межпоселенческая библиотека им. М.А. Ульянова / сост.

Т.Н. Цеханович. – 2009. – 21с.

4. Выбираем президента России: работа библиотек в период избирательной кампании: методические рекомендации / Липец. обл. универс. науч. б-ка.

– Липецк, 2000. – 6 с.

5. Королькова Е. Главный гарант наших прав / Е. Королькова // Граждановедение. – 2007. - №1. С.3

6. Ленкова Т.В. Сделай свой выбор: роль библиотеки в повышении гражданско – правовой культуры молодых избирателей / Т.В. Ленкова // Юношеские библиотеки России: инфоррм. вестн. / РГЮБ.– М., 2006. – Вып.3 (38). – С.32-43.

7. Певцова Е.А. Формирование правосознания и правовой культуры школьников на учебных занятиях по праву / Е.А. Певцова // Основы государства и права. – 2004. - №6. – С.6.

8. Певцова Е.А. Из истории развития законодательства о правах молодёжи в Россиии / Е.А. Певцова // История государства и права. – 2007. - №20. – С.10-12.

9. Хомко С. Отстаивать гражданскую позицию / С. Хомко // Библиотека. – 2008. - №3. – С.12-14.

Похожие работы:

«О.И. ИЛЬИНСКАЯ* К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ Ключевые слова: международный договор, международное право, выполнение международных договоров, способы обеспечения выполнения международных договоров, контроль за выполнением международных договоров Согласно международному праву, нарушение субъектами этой правовой системы их договорных обязательств порождает правоотношения ответственности. В соответствии со ст. 73 Венской конвенции о праве международных...»

«ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ И ИХ РОЛЬ В РЕШЕНИИ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ Москва, 2015 год СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ И ИХ РОЛЬ В РЕШЕНИИ ЛОКАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ ФАКТОРЫ УСИЛЕНИЯ АКТИВНОСТИ ЧВК ЗАДАЧИ РЕШАЕМЫЕ ЧВК ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧВК МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ЧВК КРУПНЕЙШИЕ ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ KELLOG, BROWN AND ROOT (США) ACADEMI (США) SANDLINE INTERNATIONAL (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) EXECUTIVE OUTCOMES (ЮАР) GROUPE-EHC (ФРАНЦИЯ) HART...»

«Коллективный договор на 2015-2017 годы между акционерным обществом «Национальная компания «Казакетаи ie\iip ж о л ы » и его трудовым коллективом t Акционерное общество «Национальная компания «К,азакстан темтр жолы» в лице Президента акционерного общества «Национальная компания «Казакстан тем1р жолы» (далее Работодатель) и представитель работников акционерного общества «Национальная компания «Кдзакстан тем1р жолы» Общественное объединение «Казахстанский отраслевой профессиональный союз...»

«АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ В СЛУЧАЕ ОТКРЫТИЯ УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА С вступлением в силу нового Уголовного процессуального кодекса Украины недобросовестным сотрудникам правоохранительных органов стало проще использовать уголовное производство, с целью влияния на бизнес. О начале досудебного расследования менеджмент или собственник предприятия может узнать по истечению значительного строка, перед реальной угрозой быть привлеченным к уголовной ответственности. Основанием к началу расследования может...»

«ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ курсовых, бакалаврских и магистерских работ (направление «Нефтегазовое дело») ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ 1. Общие требования.1.1. Работа представляется на листах формата А4, 210Х297 (печать на одной стороне листа), в сброшюрованном виде.1.2. Текст печатается шрифтом «12 Times New Roman» через 1,5 интервала. Первая строка абзаца печатается со стандартным отступом (15-17 мм). 1.3. Поля: левое – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 15 мм; нижнее – 20 мм 1.4....»

« Российской академии наук Р.А. Каламкарян, доктор юридических наук, профессор Военного университета Ю.И. Мигачев Васильев Ю.Г. Институт выдачи преступников (экстрадиции) в совре меннам международном праве.М.: Современная экономика и право, с. 2003. 320 ISBN 5-8411-0098-Х В монографии рассматривается процесс становления инсти­ тута выдачи...»

« регулирующего земельные отношения, и практики его применения. В процессе изучения учебной дисциплины «Земельное право» бакалавры должны научиться квалифицированно применять нормативные правовые акты в данной сфере, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности. Задачи: дать представление о земельном...»

«Положение (стандарт) бухгалтерского учета 34 «Платеж на основе акций» (вступает в силу с 01.01.2010 г.) Утверждено приказом Министерства финансов Украины от 30 декабря 2008 г. № Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 22 января 2009 г. под № 57/16073 I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение (стандарт) определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об операциях, платеж по которым осуществляется на основе акций с использованием инструментов...»