Для своевременного выполнения государственного оборонного заказа. Под руководством президента

1. Правительство Российской Федерации в целях обеспечения и стимулирования выполнения государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

1) определять примерные условия государственных контрактов, контрактов;

2) устанавливать сроки размещения заданий государственного оборонного заказа при его утверждении;

3) устанавливать предельный уровень прибыли при расчете цены на продукцию по государственному оборонному заказу;

4) предусматривать при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период головным исполнителям, исполнителям бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций;

5) устанавливать при утверждении государственного оборонного заказа размер авансовых платежей по государственному контракту не более чем объем финансирования этого контракта в текущем финансовом году;

6) предоставлять государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым головными исполнителями, исполнителями для осуществления деятельности в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа;

7) предоставлять головным исполнителям, исполнителям субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;

8) предоставлять головным исполнителям, исполнителям субсидии в целях предупреждения несостоятельности (банкротства);

9) устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации иные меры по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

2. Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа вправе:

1) предусматривать в долгосрочном государственном контракте в соответствии с государственной программой вооружения и долгосрочными целевыми программами опережающую закупку головным исполнителем сырья, материалов и комплектующих изделий в объеме, необходимом для обеспечения исполнения этого контракта;

2) предусматривать в государственном контракте сроки и порядок представления головным исполнителем отчета об использовании авансовых платежей в течение срока действия этого контракта;

3) устанавливать меры экономического стимулирования головного исполнителя, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3. Финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование указанных средств.

4. Кредитные организации, предоставляющие кредиты головным исполнителям, исполнителям, в том числе под государственные гарантии Российской Федерации, в целях выполнения заданий государственного оборонного заказа, сведения о которых составляют государственную тайну, должны иметь соответствующую лицензию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Тема: «Рабочее время и время отдыха»

Главы 15-19 Трудового кодекса РФ

Контрольные вопросы:

1. Понятие рабочего времени.

2. Виды рабочего времени.

3. Режим рабочего времени: понятие и виды.

4. Понятие и виды времени отдыха.

5. Выходные и нерабочие праздничные дни.

6. Понятие и виды отпусков.

7. Ежегодные оплачиваемые отпуска: порядок предоставления, продления, перенесения.

8. Реализация права на отпуск при увольнении.

9. Отпуска без сохранения заработной платы.

1. Для своевременного выполнения государственного оборонного заказа директор предприятия своим приказом установил для работников цеха сборки готовой продукции шестидневную рабочую неделю с восьмичасовым рабочим днем.

В роли государственного инспектора труда дайте правовую оценку приказа директора предприятия. Какие другие варианты организации труда в целях своевременного выполнения заказа возможны в рамках действующего трудового законодательства?

2. После прохождения производственного обучения Федорову (16 лет) и Семенихину (17 лет) был присвоен 3-й разряд, по приказу директора завода они были направлены на работу в слесарный цех. По распоряжение начальника цеха для них была установлена 40-часовая рабочая неделя с продолжительностью ежедневной работы восемь часов.

Законно ли решение начальника цеха? Если да, то на основании каких норм права?

3. Гражданину Пуговкину по его просьбе был установлен неполный рабочий день продолжительностью четыре часа при пятидневной рабочей неделе. При предоставлении Пуговкину ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительность отпуска была сокращена пропорционально продолжительности рабочей недели. Считая, что его права на ежегодный оплачиваемый отпуск нарушены, Пуговкин обратился в федеральную инспекцию труда.

В роли государственного инспектора труда дайте юридически обоснованный ответ Пуговкину и составьте предписание работодателю.

4. В связи с изменением организационных и технологических условий труда, чтобы сохранить рабочие места и не допустить массового увольнения работников, работодатель ввел режим неполного рабочего дня сроком на шесть месяцев. Работникам, отказавшимся от продолжения работы на условиях неполного рабочего времени, было предложено написать заявления на увольнение по собственному желанию.

На основании конкретных правовых норм дайте аргументированную правовую оценку действий работодателя.

5. Работник завода «Химотекс» Соломатин, занятый на работах с вредными условиями труда и имеющий 36-часовую рабочую неделю, обратился с заявлением о внутреннем совместительстве. Ссылаясь на ТК РФ. работодатель не удовлетворил просьбу работника.

Правомерны ли действия работодателя? Если нет, юридически обоснуйте отказ.

6. При производстве ремонтных работ по газоснабжению работник в возрасте 17 лет, отработав дневную смену – семь часов, отказался от дальнейшего выполнения работы сверхурочно и покинул рабочее место, за что ему работодателем был объявлен выговор.

Дайте обоснованную правовую оценку действий работника и работодателя.

7. Инженер Савушкин, имеющий согласно трудовому договору ненормированный рабочий день, систематически привлекался к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего дня. Считая, что в отношении его нарушается трудовое законодательство, Савушкин обратился с письменной жалобой к директору предприятия, требуя оплачивать сверхурочную работу.

Обоснована ли жалоба работника?

8. Работник, совмещающий работу с обучением по заочной форме в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обратился к работодателю с заявлением о предоставлении ему за 10 месяцев до сдачи государственных экзаменов двух рабочих дней в неделю для подготовки к экзаменам. Работодатель установил работнику только сокращенную на семь часов рабочую неделю с выплатой за время освобождения от работы 50 % среднего заработка.

Законно ли решение работодателя? Дайте обоснованную правовую оценку этого решения .

9. Учетчица автотранспортного предприятия Попова, имеющая годовалого ребенка, обратилась к работодателю с просьбой присоединить перерывы для кормления ребенка (ст.258 ТК РФ) к обеденному перерыву и в суммированном виде перенести на начало рабочего дня с соответствующим его сокращением. Однако работодатель, ссылаясь на условия работы, предложил Поповой использовать суммированный перерыв в конце рабочего дня.

Правомерны ли требование Поповой и решение работодателя?

10. С учетом многолетнего опыта в связи с отсутствием клиентов в предновогодние дни директор ООО «Монтаж» объявил 31 декабря 2013 г. нерабочим днем с сохранением за работниками заработной платы. Кроме того, учитывая пожелания части коллектива, он издал приказ о перенесении выходных дней с 11 и 12 января на 9 и 10 января 2014 г., с тем, чтобы отработать 7-дневную неделю и выполнить максимальное число заказов.

16 января 2014 г. директором было подписано распоряжение об объявлении рабочим днем субботы 18 января 2014 г. для обеспечения своевременного выполнения заказов, поступивших в большом количестве в первую неделю после каникул. Трое работников, не вышедших в субботу на работу, в понедельник 20 января были уволены с работы по пп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ.

11. 17-летний работник Сомов, отработав непрерывно в организации три месяца, подал заявление о предоставлении ему ежегодного оплачиваемого отпуска с 1 августа 2013 г. Администрация не удовлетворила его просьбу, заявив, что отпуск Сомову будет предоставлен только после шести месяцев непрерывной работы (с 1 ноября).

Правомерен ли отказ?

12. Слесарю Колесову, работающему в МУП «Жилтрест» с 20 февраля 2013 г., было отказано в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска с 23 августа 2013 г. в связи с тем, что в течение шести месяцев работы полтора месяца он находился на лечении, кроме того, в апреле в течение недели отсутствовал на работе без уважительных причин.

Правомерен ли отказ?

13. Бухгалтер Центра социального обслуживания населения Зайцева подала на имя директора заявление о замене дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 8 календарных дней денежной компенсацией. Директор ответила отказом, ссылаясь на недостаточное финансирование.

Правомерно ли решение директора Центра?

14. Менеджер ООО «Весна» (г. Красноярск) Рыбкин, непрерывно работающий в организации с 1 октября 2011 г. и ни разу не использовавший оплачиваемый отпуск, подал 5 мая 2013 г. заявление об увольнении и просил предоставить ему отпуск за отработанное время с последующим увольнением. Работодатель удовлетворил заявление работника и предоставил ему с последующим увольнением 9 календарных дней отпуска с 19 мая. В отделе кадров Рыбкину объяснили, что отпуск предоставляется за 4 полностью отработанных месяца очередного календарного года (с января по апрель 2013 г.) из расчета 2,3 дня за месяц работы (28 календарных дней ежегодного отпуска / 12 месяцев ), отпуск же за 2012 год предоставлению или компенсации при увольнении не подлежит, поскольку не был своевременно использован Рыбкиным по собственной инициативе и приказ о его перенесении не издавался.

Государственный оборонный заказ устанавливает Правительство России в целях обеспечения обороны и безопасности страны.
является основополагающим законом, регулирующим Гособоронзаказ.

Этапы выполнения оборонного заказа. Особенности ГОЗ.

Гособоронзаказ проходит этапы формирования, утверждения, размещения и выполнения. Формируется оборонный заказ на основе военной доктрины России, планов строительства и развития Вооруженных сил, Государственной программы вооружения (ГПВ). Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом.
Основные показатели гос. оборонного заказа разрабатываются с учетом госрегулирования цен и применяемых видов цен на продукцию оборонного назначения .
При утверждении Гособоронзаказа и мероприятий по его выполнению определяются государственные заказчики, обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу.

Целевое использование средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа, обеспечивается банковским сопровождением исполняемых госконтрактов на всю глубину кооперации , а также государственным надзором (контролем) в сфере гособоронзаказа.

Непосредственный контроль на предприятиях, исполняющих оборонный заказ, .

Госзакупки (госзаказ) и Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ)

Размещение гособоронзаказа как закупок для федеральных нужд производится в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе» (N 44-ФЗ), однако не следует отождествлять госзакупки и Государственный оборонный заказ. 44-ФЗ не учитывает всех особенностей гособоронзаказа.
Госзаказ не является эквивалентом Гособоронзаказа. И ключевое слово здесь - оборонный .

Госзаказ (госзакупки). Под этими понятиями имеют ввиду сферу закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Госзаказ – это Гос ударственный заказ , а госзакупки гос ударственные закупки .

Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ) – это закупки для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, например, посредством «Рособоронэкспорт».
Сокращениями термина «Гос ударственный оборон ный заказ » являются Г осо боронз аказ и ГОЗ .

ГОЗ не является сокращением от ГОсЗакупки (ГОсЗаказ).
Госзаказ – не есть сокращение от Гособоронзаказ.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» вступил в силу с начала 2013 года. Ранее действовавший закон от 27.12.1995 N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» утратил силу.

Редакция закона №275-ФЗ от 28.12.2013

Первая корректировка основного закона ГОЗ произведена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ в связи с отменой Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и вступлением в силу .

Редакция закона №275-ФЗ от 29.06.2015

Федеральным законом №159-ФЗ от 29 июня 2015 года были внесены существенные изменения в основной оборонный закон. В частности, были введены идентификаторы госконрактов (ИГК) и банковский контроль с обязательным проведением расчетов по оборонным контрактам по отдельным счетам (спецсчетам) .
Особенно изменились права и обязанности головного исполнителя и всех исполнителей, входящих в кооперацию, а также права государственного заказчика.
В отношении госконтрактов с Министерством Обороны изменения вступили в силу с 1 сентября 2015 года. Для других государственных заказчиков гос. оборонного заказа (МВД, МЧС, СВР, ФСБ, ФСО, ФСИН, Роскосмос, Росатом) - с 1 января 2017 года.

Редакция закона №275-ФЗ от 13.07.2015

Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ внес в 275-ФЗ корректировки, связанные с созданием Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Редакция закона №275-ФЗ от 03.07.2016

Федеральный закон от 3 июля 2016 года №317-ФЗ, вступивший в силу с 15 июля 2016 года, внес очередные изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Помимо незначительных технических поправок, введено понятие «продукция с длительным технологическим циклом производства». Уточнены вопросы, касающиеся возмещения затрат исполнителя, направленных на формирование материальных запасов (сырье, материалы, полуфабрикаты, ПКИ, готовая продукция), необходимых для выполнения гособоронзаказа и оплаченных за счет собственных средств исполнителя ГОЗ.

Редакция закона №275-ФЗ от 28.12.2016

Федеральный закон от 28.12.2016 N 471-ФЗ внес в закон о гособорозаказе №275-ФЗ только незначительные технические правки.

Редакция закона №275-ФЗ от 29.07.2017

Федеральным законом от 29.07.2017 №237-ФЗ сгенерирована седьмая по счету редакция закона «О государственном оборонном заказе».
Законом создается реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта при выполнении оборонного заказа. Для компаний из этого «черного списка» вводятся ограничения на оказание государственной поддержки. Ведение реестра поручено антимонопольной службе.
Несколько «упростилась жизнь» Головных исполнителей, которым месячный лимит платежей на иные (не отдельные) счета увеличен до пяти миллионов рублей . Для исполнителей ГОЗа более низких уровней кооперации сумма ограничения не изменилась.

Редакция закона №275-ФЗ от 31.12.2017

Изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2017 №481-ФЗ, связаны исключительно с уполномоченными банками.
Был изменен критерий отнесения к категории уполномоченных банков. Отменена публикация перечня уполномоченных банков на сайте Банка России, и введен механизм информирования Исполнителей ГОЗ об изменении состава уполномоченных банков через Государственного заказчика и Головного Исполнителя.

Редакция закона №275-ФЗ от 29.07.2018

Девятая редакция 275-ФЗ введена Федеральным законом от 29.07.2018 №263-ФЗ. Главное изменение – это появление Главы 3.3 «Особенности банковского сопровождения при переводе сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк».

Все редакции (изменения) Федерального закона №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»:

Официальный сайт гособоронзаказа

Как такового официального сайта государственного оборонного заказа не существует. Размещение военных заказов производится в соответствии с законом 44-ФЗ на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru).
Кроме того, госконтракт на поставку продукции оборонного назначения может заключаться с единственным производителем российского оружия.

Единственный производитель (поставщик) оборонного заказа

Единственный поставщик (производитель) – производитель (поставщик) российского вооружения и военной техники, которые не имеет российских аналогов.
Единственный поставщик продукции государственного оборонного заказа включатся в реестр единственных поставщиков такого вооружения.
Порядок и особенности осуществления закупки у единственного поставщика (производителя) оборонного заказа регулируется пунктом 7 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465.

Чем занимаются и сколько получают военпреды?

Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО РФ) утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804.

На содержание военных представительств Министерства обороны и органов их контроля отчисляются денежные средства в размере одного процента стоимости выпускаемой оборонной продукции. Контроль качества и приемка военной продукции, поставляемой вне государственного оборонного заказа, осуществляются на договорной основе.

ОЭП - основные экономические показатели (нормативы)

Основные экономические показатели предприятия, исполняющего Гособоронзаказ, согласуются с аккредитованным при нем военным представительством Министерства обороны. Согласованные экономические нормативы могут корректироваться вышестоящими структурами: ДАГК (Департаментом Аудита ГосКонтрактов) и УВЭА ГПВ и ГОЗ (Управлением Военно-Экономического Анализа Государственной Программы Вооружения и Государственного Оборонного Заказа).

ОЭП, как правило, определяют уровень средней заработной платы основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей); нормативы дополнительной заработной платы, накладных (общепроизводственных, общехозяйственных), транспортно-заготовительных и внепроизводственных расходов, специальных затрат.
Согласование размера возмещения процентов по банковским кредитам, привлекаемым исполнителем для исполнения оборонного заказа, находится в ведении ДАГК и УВЭА.

Ремейк бородатого анекдота

Экономический отдел оборонного предприятия.
Все сотрудники уже давно работают на заводе. Прожжённые. Давно сидят вместе в одном кабинете.
Гособоронзаказ растет. Штаты растут. Взяли в отдел молодого экономиста. Обеденный перерыв.
Голос из угла комнаты: «118!». Большинство экономистов повеселело.
- 407! - в кабинете стало еще веселей.
- да ты бы ещё 200 или даже 37 вспомнил!
Новенький робко спрашивает рядом сидящего главного экономиста: «что это за числа, из-за которых все смеются?»
Старший отвечает: «Да, понимаешь, мы давно тут все вместе сидим. Все байки и анекдоты уже сотню раз друг другу пересказали. Чтобы не повторяться и не тратить свое драгоценное время, все пронумеровали. Называет кто-то номер, - все сразу и понимают о чем речь.»
Тут новый экономист как гаркнет на весь кабинет: «275!!! ».

Все притихли. Воцарилась гробовая тишина…

Совпадение или же тонкий намек пренебрегающим всеми особенностями 275-ФЗ - Статья 275 Уголовного кодекса «Государственная измена» .

Обеспечение военных объектов давно ведется при помощи специализированных компаний, которые являются исполнителями гособоронзаказа, представляющий собой отношения между заказчиком и исполнителями по модернизации, оснащению армейской сферы Российской Федерации.

Все действия и нюансы вопросов по гособоронзаказу обозначены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Несмотря на подробное изложение казалось бы всех моментов, в силу того, что он достаточно новый возникает масса вопросов, которые касаются различных его сфер.

Кто является заказчиком и исполнителями по государственному оборонному заказу?

Относительно вышеуказанного закона заказчиком услуг является Министерство обороны, «Росатом» или «Роскосмос», которые поручают выполнение различных работ специализированным компаниям, чья деятельность связана с питанием, швейным делом, ремонтными работами, созданием военной техники и прочим, связанным с оборонной промышленностью.

Относительно исполнителей есть их некоторая классификация, которая создана на основе ФЗ №275 ст.3 п.2-4:

— головной исполнитель представляет собой юридической лицо, которое было создано в соответствии с законодательством РФ и имеющее заключенный договор (контракт) на выполнение гособрзаказа;
— непосредственно исполнитель работ, которым может быть только лицо, являющееся частью кооперации головного исполнителя и имеющее заключенный контракт (договор) на оказание соответствующих услуг.

Законодательная база предусматривает некоторые права и обязанности головного исполнителя, среди которых:

— имеет право запрашивать у исполнителей требуемую информацию (о контрактах, связанных с кооперацией), а также получать необходимые данные с разрешения уполномоченного органа из ЕИС;
— имеет право согласовывать с заказчиком изменение условий контракта относительно возмещения расходов, создания запасов или использования тех или иных материалов;
— имеет право выбрать исполнителей, согласовывать с ними цену контракта, сроки его выполнения и сумму финансирования, но при этом головной исполнитель обязан соблюдать гостайну;
— обязан соблюдать режим отдельного счета;
— обязан выбрать банк, где будет открыт отдельный счет исполнителя на получение средств по гособоронзаказу;
— обязан предоставить информацию по каждому исполнителю по первому требованию госзаказчика, финансовой комиссии или банка;
— должен предоставить информацию, для того, чтобы контролировать распоряжения;
— обязан контролировать исполнение контракта выбранными лицами кооперации, которые должны знать, что выполняют гособоронзказ;
— обязан обеспечить выполнение условий госконтракта;
— должен проводить испытания образцов, которые необходимы для того, чтобы итоговый результат соответствовал требованиям техрегулирования, договору и качеству;
— обязан обеспечить заказчику полный контроль за процессом выполнения договора;
— обязан вести отдельный финансовый учет по каждому отдельному контракту;
— должен обосновать по запросу заказчика стоимость конечного результата или изменение цены контракта;
— обязан по исполнению контракта закрыть счет.

Среди обязанностей исполнителя отмечают:

— выполнить работы по контракту, которые соответствуют его требованиям;
— заключить договор с банком, выбранным головным исполнителем;
— если имеются другие исполнители, то они должны быть уведомлены о необходимости заключения договора с банком, который выбрал головной исполнитель, при этом обратить внимание, что договор должен быть заключен на отдельный счет по каждому контракту (если их несколько);
— при заключении контрактов с другими исполнителями обязан указать идентификатор госконтракта в договоре;
— обязан соблюдать режимы отдельного счета;
— должен вести расчеты с другими исполнителями посредством отдельного счета, банк для которого выбран головным исполнителем;
— предоставлять данные о каждом исполнителе по запросу головного исполнителя, заказчика, финансовой комиссии или банка;
— предоставлять данные, которые необходимы для контроля распоряжений;
— предоставлять головному исполнителю данные по каждому договору, заключенному с другим исполнителем;
— обеспечивать исполнение договорных обязательств другими исполнителями, обращать их внимание на то, что контракт является оборонным;
— обязан планировать и проводить тестирование образцов для того, чтобы быть уверенным в соответствии требованиям и качеству итогового результата;
— должен обеспечить заказчику, головному исполнителю возможность контролировать процесс выполнения контракта, по каждому из которых производится отдельный финансовый учет;
— если головной исполнитель потребует исполнитель обязан предоставить информацию о затратах по выполнению контракта;
— по окончании работ, описанных в контракте, подать заявление о закрытии счета.

Как создается и утверждается государственный оборонный заказ?

Основанием для создания ГОЗ служит военная доктрина РФ, планы строительства, развития военной сферы, запланированные программы вооружения или долгосрочные проекты, связанные с планами военно-технического сотрудничества, а также приказы и решения Правительства РФ (ФЗ№275 гл2., ст.4 п.1), которые формируются Военно-промышленной комиссией ежегодно с планированием на следующий год или плановый период, предложенный госзаказчиками. Предложения по ГОЗ, его показателям разрабатываются в соответствии с порядком регулирования стоимостного компонента на товары, которые предполагается поставляться по ГОЗ и теми видами цен, которые применимы к товарам ГОЗ.

Процесс формирования оборонного заказа состоит из 2 этапов:

1. Создание проекта с базовыми показателями гособоронзаказа,

2. Проект ГОЗ.

После того, как они пройдены оборонный заказ вносится в правительство РФ.

Для того, чтобы организовать работы на этапе формирования ГОЗ и определить его базовые показатели Комиссия создает план-график, где определяется последовательность, срок выполнения и содержание услуг. Для того, чтобы рассмотреть созданные предложения, создается межведомственная группа, состав которой утверждается председателем Комиссии.

Благодаря такому утвержденному порядку создания ГОЗ, его базовых показателей можно увеличить эффективность планирования, размещения и реализации ГОЗ. Кроме того, своевременное исполнение оборонного заказа ведет к стабильной работе предприятий оборонно-промышленного комплекса и усилению обороноспособности РФ.

Государственный оборонный заказ может включать в себя:

— исследовательские, конструкторские услуги, которые направлены на создание, совершенствование техники, ее утилизации;
— исследовательские, конструкторские работы, которые направлены на развитие научной, проектной и технологической базы компаний для того, чтобы впоследствии выполнять контракты ГОЗ;
— поставку материалов, комплектующих, вооружения, техники, имущества, продовольственных и непродовольственных товаров;
— ремонт улучшение техники, вооружения, их сервисное обслуживание;
— услуги утилизации химического оружия;
— строительные, реконструкционные работы, а также услуги, связанные с перевооружением военных объектов, которые обеспечивают нужды;
— мобилизационные работы.

Важную роль также играют условия госконтрактов, которые определяются на правительственном уровне. Среди основных пунктов договора весомую роль также играют общие положения, права, обязанности сторон, содержание работ, также возможны включения в госконтракт условий, которые напрямую связаны с выполняемыми работами, услугами и спецификой продукции.

На данный момент существуют типовые формы и условия подобных контрактов, которые рекомендуется включать в свои документы госзаказчикам, головным исполнителям и соисполнителям.

Утверждение ГОЗ осуществляется Правительством РФ поле подписания Президентом РФ документа, утвержающего бюджет на следующий финансовый год или плановый период. Кроме проекта утверждаются и госзаказчики. На основании ст.5 п.3 ФЗ№275 если происходят корректировки в бюджете, то и ГОЗ может уточняться и изменяться в соответствии в с порядком, установленным Правительством РФ.

Как происходит размещение государственного оборонного заказа?

Размещение ГОЗ осуществляется с целью выявления поставщиков, которые выбираются заказчиком в соответствии с ст.24 ФЗ №44 от 5.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На его основе выделяется несколько способов отбора исполнителей:

— открытый конкурс – самый популярный вид отбора, который используется для поиска исполнителей, выполняющих сложные работы. Размещается информация о таких конкурсах в единой информационной сети. Участником может стать любой исполнитель, который соответствует предъявленным требованиям, которые подробно описаны в конкурсной документации. Результаты конкурса и его проведение имеет публичный характер;
— закрытый конкурс похож на открытый, но участники не самостоятельно принимают решение об участии, а действуют на основании официального приглашения от заказчика. Он проводится при закупах (если сведения составляют гостайну), при заказе услуг по уборке помещений, подбора водителя, страхованию, охране, перевозке ценностей.

Результаты конкурса и процесс его проведения являются закрытой информацией;
— конкурс с ограниченным количеством участников (закрытый/открытый) проводится только в случаях необходимости выполнения работ или поставки сложных товаров или услуг (когда поручить выполнение заказа могут выполнить только исполнителям с определенным уровнем квалификации). Данный вид конкурса проводится в один этап, но существует предквалификационный отбор, во время которого могут предъявляться дополнительные требования к исполнителям. Заказчик выбирает того исполнителя, который предложит наиболее выгодные условия;
— конкурс, состоящий из 2 этапов (закрытый/открытый) проводится с целью подбора исполнителей контракта на выполнение исследовательских, проектных, экспериментальных, изыскательских работ или поставку товаров инновационного или выокотехнологичного типа. Его первым этапом является сбор заявок без указания стоимости, но с уточнением характеристик и критериев заказа. Второй этап конкурса представляет собой отбор по ценовому аспекту.
— электронный аукцион актуален для тех случаев, когда заказчик обладает точной информацией об объеме продукции (услуги) и ее качестве. Аукцион проводится в открытой форме для участников, имеющих электронные подписи (ЭЦП)и аккредитация на одной из государственных электронных площадок (ЭТП). Заявки для просмотра доступны всем участникам, что позволяет корректировать выдвинутое предложение для победы в конкурсе;
— закрытый аукцион позволяет участвовать лишь тем, кто получил приглашения от заказчика. Он используется в качестве способа выбора исполнителя, когда необходимо реализовать федеральные нужды, составляющие с гостайну, убрать помещения, обеспечить услугами водителя.

Существует несколько этапов размещения информации о проведении конкурса на определение исполнителя:

1. Подготовка конкурсной документации, которая включает в себя описание услуги или работы, порядок предоставления заявок, критерии оценки предложений, проект контракта, размещаемого в единой информационной системе (ЕИС);

2. Публикация извещения осуществляется в ЕИС, если речь идет об открытом конкурсе. Если отбор участников будет проводиться при помощи электронного аукциона или сумма контракта до 3млн.руб., то публикация происходит за 7 дней до даты окончания приема заявок, если сумма превышает 3млн.руб, то информация публикуется да 15 дней. Не редко публикация производится в специализированных СМИ;

3. Размещение в открытом доступе конкурсной документации происходит одновременно с извещением о проведении открытого конкурса в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты изучения предложений участников. Если условия контрактов меняются, то об этом также упоминается в ЕИС.

Говоря о ценовом аспекте государственного контракта, то она определяется путем конкурентоспособных исполнителей и цены госконтракта, если размещение происходит у единственного поставщика. В случае исполнения госконтракта по поставке товаров, заключенного на срок от 3 лет, происходит изменение цены, то стоимость контракта может быть изменена.

Целевое и нецелевое использование средств государственного оборонного заказа

После того, как выбран исполнитель для выполнения задач контракта, он получает средства на отдельный счет в выбранном заказчиком банке для выполнения запланированных работ. Для ведения финансовой отчетности необходимо учитывать использованные средства, которые разделяются на целевые и нецелевые.

Целевое использование средств ГОЗ представляет собой применение полученных из госбюджета средств на заранее оговоренные цели, например, на модернизацию техники или вооружения. При этом заранее должны быть распределены средства на каждый вид работ исполнителей.

Соответственно, нецелевым использованием средств ГОЗ признаются средства, которые использовались для оплаты целей, которые полностью или частично не соответствуют целям, определенным в контракте:

— использование средств на оплату расходов, которые не предусмотрены договором;
— не законное перемещение средств с одной бюджетной позиции на другую;
— использование средств ГОЗ для оплаты расходов, которые должны осуществляться из других источников;
— использование выделенных средств на оплату работ и услуг, которые не связаны с выполнением контракта;
— финансирование строящихся объектов, которые не имеют отношения к реализации контракта.

Контроль перемещения средств отслеживается банковским сопровождением, которое включает в себя:

— мониторинг расчетов (контроль распоряжений о переводе средств для исполнения сопровождаемой сделки с обязательным открытием отдельных счетов);
— передача заказчику данных о расчетах по ГОЗ и участниках расчетов (документы, на основании которых производится платеж);
— предоставление информации по счету и выполнение прочих обязательств на основании ФЗ №275.

Контроль предприятий, выполняющих ГОЗ

Контролирующим органом для компаний, которые выбраны исполнителем ГОЗ, является Военные представительства МО РФ (ВП МО РФ). Они действуют на основании Положения Правительства РФ от 11 августа 1995года №804. Военпреды входят в состав Вооруженных Сил РФ. Среди их обязанностей отмечают контроль качества, приемка военных товаров, участие в подготовке и согласовании контрактов на поставку военных товаров, выполнение исследовательской, конструкторской работы, аванпроектов, а также осуществляют выдачу заключений о стоимости оборонной продукции.

Методы хищения средств государственного оборонного заказа

Хищение средств производится как на уровне заказчика, так и на уровне исполнителя. Основными мошенническими схемами являются:

— оформление договора на фирму-однодневку (хищение со стороны исполнителя), которая впоследствии обналичит средства за якобы оказанные услуги и поделит средства между «заказчиком» и владельцем фирмы;
— в акте приемки указываются типы работ, которые по факту не осуществлялись;
— разделение крупной поставки на множество мелких — на основании ФЗ 44 контракты, стоимость которых менее 100 тыс.руб не требуют проведения конкурсных мероприятий. Соответственно крупная сделка, например, в 950 000руб может быть разбита на 10 контрактов по 95тыс.руб каждый, что в итоге позволит совершить хищение на крупную сумму. Как показывает практика, этот способ часто используется там, где нельзя получить фактическое доказательство не использования средств, например, в обеспечении питанием, ГСМ и прочим. Так, прокурор, решивший провести проверку выполнения качества ГОЗ по данным сферам, сможет только «попробовать» самостоятельно выпущенные продукты, так как экспертиза требует достаточного вложения средств, которые не выделяются. Собственные ощущения не являются доказательной базой, соответственно и доказательств некачественного или вовсе не исполнения таких мелких контрактов не получится собрать.
— проведение конкурса, победа в котором достанется заранее выбранному исполнителю. Для этого используется несколько способов:
Установка «специальных» условий, которым соответствует только один поставщик,
Установка сроков, которые сможет соблюсти единственный поставщик,
Среди одного из требований выделяется особая аккредитация участников, например, установка особого оборудования, получение специализированной лицензии, чтобы итоговый результат соответствовал требованиям (стандартам). При этом данное оборудование или лицензию можно приобрести только у одной компании,
Создание особых ценовых предложений, например, продукт с огромной скидкой или по цене на много ниже средней среди других поставщиков.

Все эти методы используют как заказчики, так и исполнители различных уровней. В силу того, что доказательной базы как таковой нет, то и предъявить статью мошенничество удается далеко не каждому участнику договорных отношений в ГОЗ.

Рассмотрим, один из примеров мошенничества, где будет описана ситуация о завышении стоимости и объемов закупок.

Прокуратура возбудила уголовное дело о хищении средств при заключении ГОЗ на поставку угля для нужд МО РФ. В ходе проверок были выявлены серьезные нарушения, которые были допущены должностными лицами Главного управления МО. Основной ошибкой несмотря на условия контракта было допущение коммерческих организаций, которые не являлись угледобывающими предприятиями и не имели необходимых ресурсов. Несмотря на это они были объявлены победителями. После этого подчиненным давались распоряжения принимать уголь по завышенной цене, а также на основании допсоглашений осуществлялась приемка топлива сверхъобъема. В результате таких действий был нанесен вред государству в размере 50млн.руб.

Уголовная и административная ответственность за нецелевое использование средств ГОЗ или их хищение

В силу активных мошеннических действий была создана система наказания, которая представлена так:

— административный штраф 500тыс.руб для должностных лиц или увольнение, для юридических лиц штраф до 25% от суммы нецелевого использования;
— если преступление совершено в особо крупном размере и имеется совокупность признаков преступления, то предусмотрено уголовное наказание на срок до 20 лет тюремного заключения за расходование средств, которые предназначались для выполнения работ ГОЗ на цели, не связанные с ним;
— также уголовное наказание предусматривается и за расходование бюджетных средств заказчиком или группой лиц, находящихся в сговоре, по ГОЗ на цели, которые не имеют отношения к выполнению заказа. Если речь идет о крупном размере (свыше 6млн.руб), то речь может идти о 7-20 годах тюрьмы, если о меньшей сумме, то до 6 лет заключения.

Вопросы совершенствования законодательства в сфере государственного оборонного заказа обсудили в рамках выездного заседания комитета областного Законодательного собрания по экономике и промышленности, которое провел председатель комитета Олег Лавричев.

Заседание проходило в корпоративном учебном центре Нижегородского завода 70-летия Победы. В нем приняли участие председатель комитета по обороне Государственной Думы Владимир Шаманов, председатель ЗС НО Евгений Лебедев, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Максим Овчинников, а также депутаты Законодательного собрания и представители оборонных предприятий, выполняющие ГОЗ.

Сложная международная обстановка диктует быстрое принятие решений и их реализацию, - отметил Олег Лавричев. - В этой связи требуется постоянная качественная работа по совершенствованию законодательства, в том числе в сфере ГОЗ. По мнению многих руководителей предприятий ОПК области, надо продолжить дальнейшую работу по совершенствованию федерального закона с учетом накопленного опыта его правоприменения. Так, необходимо решить вопрос об обязательном возмещении затрат на проезд и найм жилья работникам ОПК во время нахождения в командировках. Кроме того, учитывая дефицит квалифицированных кадров и необходимость привлечения молодых специалистов, требуется законодательно урегулировать возможность возмещать затраты на выплаты стимулирующего характера, направленные на дополнительную мотивацию персонала. К примеру, такие как возмещение процентов по ипотеке, повышение квалификации. Также законодательно необходимо скорректировать систему использования отдельных счетов, допуская использование средств с одного госконтракта на другие, на досрочное погашение ранее привлеченных кредитов и процентов по ним, на создание страховых запасов и техническое перевооружение.

В рамках заседания был затронута тема диверсификации. С утверждением новой Государственной программы вооружения на период с 2018 по 2027 гг. приоритет государства будет смещен в сторону производства нового высокотехнологичного оружия, в результате чего доля оборонных заказов будет постепенно снижаться.

В данное время доля гражданской продукции в общем объеме производства регионального оборонно-промышленного комплекса составляет около 40%, однако это средний, общий по отрасли показатель, - подчеркнул Евгений Лебедев. - На многих отдельных предприятиях он значительно ниже. С целью выполнения задачи, поставленной на федеральном уровне, по диверсификации ОПК, правительство региона ставит задачу перед предприятиями оборонки к 2025 году увеличить выпуск гражданской продукции до 40%, а к 2030 году этот показатель должен быть не менее 50%.

Олег Лавричев, в свою очередь, отметил, что в процессе диверсификации предприятий ОПК важна поддержка государства. При разработке и освоении высокотехнологичной гражданской продукции отечественные предприятия должны иметь приоритет в госзакупках перед импортными производителями аналогичной продукции для покрытия издержек освоения и обеспечения гарантий сбыта товара.

Обсуждались вопросы применения положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ. Как пояснил представитель Федеральной антимонопольной службы РФ Максим Овчинников, новое положение предусматривает внедрение мотивационной модели ценообразования, при которой производителям будет экономически выгоднее снижать издержки, чтобы использовать сэкономленные средства для модернизации производства и совершенствования системы управления.

Документ, основным разработчиком которого выступила ФАС России, позволяет упразднить избыточные процедуры в гособоронзаказе, синхронизирует и сопрягает друг с другом процессы прогнозирования и регистрации цен, а также унифицирует формы отчетности предприятий, - прокомментировал Максим Овчинников.

Во второй части мероприятия представители оборонных предприятий озвучили наиболее волнующие их проблемы, затрудняющие работу по своевременному выполнению ГОЗ. Владимир Шаманов отметил, что проблемы нижегородских предприятий ОПК будут решаться на площадке Минобороны, в комитете Госдумы по обороне и Военно-промышленной комиссии России.

В заключение Владимир Шаманов наградил генерального директора АО "АПЗ" Олега Лавричева, генерального директора ПАО "НМЗ" Василия Шупранова, генерального директора ООО "ПФ "Ока" Максима Коржова и начальника отдела ОПК Минпромторга Нижегородской области Николая Старченко знаками комитета Государственной Думы Российской Федерации по обороне "За укрепление обороноспособности России".