Дорожный знак жилая зона что означает. Памятка водителя: всё о дорожном знаке «Жилая зона

Многие водители очень удивлялись, заметив инспектора с «Визиром» в руках во дворе: кто решил контролировать скорость в жилой зоне? Но итог замеров оказался довольно настораживающим. Превышают практически все: кто на 5 км/ч, кто на 8, кто на 9. За это ответственность не предусмотрена, хотя на такой скорости можно убить пешехода или велосипедиста. Были еще двое водителей, которые успели на маленьком отрезке разогнать автомобили до 31 км/ч. Некоторые из них даже не знали, сколько разрешено ехать в жилой зоне. Сразу заметим, что никто протоколы не составлял, штрафы не выписывал, в водительские талоны записи не делал. Инспекторы объясняли: это скорее предупреждающий рейд по аварийным дворам, где фиксировались ДТП, в том числе с пострадавшими.

Водитель служебного автомобиля ГАИ, но в «гражданском исполнении», паркуется в одном из дворов по ул. Шаранговича. Инспектор с «Визиром» занимает удобную позицию - так, чтобы можно было контролировать скорость сразу в двух направлениях. При появлении машины направляет радар. Получилось, что измерялась скорость абсолютно всех автомобилей, въезжающих в эти два двора.

- Вот Peugeot едет 24 км/ч. У внедорожника 26 км/ч. Opel разогнался до 27 км/ч, - объявлял периодически сотрудник ДПС.

Формально это превышение скорости. Но привлечь к ответственности за такое нарушение нельзя. Она наступает только при +10 км/ч. То есть ездить по дворам 29 км/ч без штрафных последствий вполне можно, что и делают автомобилисты, привычно прибавляя к законному максимуму +9 км/ч. Правда, в данном случае есть один существенный нюанс: на такой скорости во дворах убивают людей и такие происшествия не единичные!

Вечером жильцы начинают возвращаться с работы и трафик заметно возрастает. Кстати, вот еще одно наблюдение: интенсивность движения во дворах недооценена. За полчаса, что мы находились во дворе, проехало около сотни автомобилей. Три машины в минуту! Это больше, чем на проселочной дороге где-нибудь под Минском.

- Останови-ка этот Volkswagen Polo, - просит напарника инспектор ДПС спецподразделения Минской ГАИ Руслан Чимбур.

Водитель возмущен. Удивляется еще больше, когда инспекторы показывают на экране «Визира» его скорость: 29 км/ч. Тут же выясняется, что ранее мужчину останавливали за превышение скорости на 20 км/ч и выше. Причем несколько раз, потому что в водительском талоне указана часть 4 статьи 18.13 КоАП (она действует за повторность).

- Так то на магистрали было. Сам бог велел, - обиженно замечает водитель.

- А знаете про случай в соседнем дворе? - спрашивают сотрудники ДПС.

Выясняется, что мужчина не слышал про аварию, произошедшую 29 мая этого года. Тогда был совершен на 11-летнего мальчика. Как описывали ситуацию очевидцы, школьник выскочил на Volkswagen Passat и ударился о его кузов в районе стойки. Нога оказалась под колесом. У ребенка диагностировали открытый перелом обеих костей голени. Свидетели говорили, что скорость была небольшой - водитель притормозил перед ямкой.

- Автотехническая экспертиза установила, что сидевший за рулем не располагал технической возможностью применить меры экстренного торможения, - рассказала об итогах разбирательства руководитель пресс-службы Минской ГАИ Татьяна Харлинская. - Поэтому в возбуждении уголовного дела было отказано. Однако это скорее исключение. Гораздо чаще именно автомобилисты признаются виновными в дворовых ДТП с участием пешеходов.

Во время рейда детей во дворе тоже было много. Ребятишки помладше играли под присмотром взрослых, сильно ограничивавших их передвижение. Дети постарше (многие считают 10-летних детей взрослыми и с легкостью отпускают поиграть во дворе) чувствовали себя более свободно. Могли выехать на роликовых коньках из-за машины или бегать между припаркованными автомобилями. Дети воспринимают двор как игровую территорию, тогда как для водителей он является дорогой к месту парковки. Это главные причины возникновения конфликта.

- Будьте, пожалуйста, внимательным в следующий раз при выборе скорости, - просит водителя Volkswagen инспектор ДПС спецподразделения Минской ГАИ Денис Деруго, возвращая документы.

Мужчина облегченно вздыхает и уезжает. А инспекторы обращаются к детям: «Почему выходите из-за автомобилей? Где ваши родители?» Смущенные ребятишки спешат домой.

Еще некоторое время после этого радар работает вхолостую: 24, 25, 26 км/ч. По нашим наблюдениям, нарушают 90% водителей. Ощущение, что порог опасности у большинства снижен.

Правда, в какой-то момент машины вдруг стали ехать заметно меньше 20 км/ч. Явно произошла предсказуемая реакция, из окон за инспекторами стали пристально наблюдать. Несколько раз к нам подходили встревоженные жильцы с вопросом: что случилось? А один из водителей стал фотографировать сотрудников ДПС на камеру телефона. Для людей измерение скорости во дворах было очень непривычным зрелищем.

- У горожан близость дома создает мнимое ощущение безопасности, - считает Татьяна Харлинская. - Ведь рядом твой подъезд, сюда выходят окна квартиры. Если ты знаешь каждый пятачок, то ничего не случится. А вот и нет! Минские дворы населяют пешеходы, велосипедисты, автомобилисты, и здесь также происходят аварии. Цифры говорят сами за себя: с начала этого года на таких территориях в Минске случилось 31 учетное ДТП, в результате 3 человека погибло, 29 получили травмы. Поэтому мы рекомендуем всем участникам дорожного движения быть максимально внимательными друг к другу. В частности, водителям следует обратить внимание, что в любую минуту откуда-нибудь может появиться пешеход, а пешеходам, особенно в условиях интенсивного движения во дворах, необходимо следить за появлением автомобилей и смотреть по сторонам.

Ну а мы едем в другой аварийный двор. Переулок Корженевского, 6. Тут часто регистрировались столкновения автомобилей. Обходилось без жертв. Но на карте аварийности это место помечено красным цветом. Прямо на въезде установлен «спящий полицейский». Его размещение нелогично: проехав искусственную неровность, водители начинают разгоняться. А там закругление и подъем - обзор ограничен припаркованными машинами. Многие стремятся побыстрее проскочить участок - до появления встречного автомобиля. Иначе придется уступать, сдавать назад, маневрировать…

- Извините, как-то так получилось, - объясняет водитель Volkswagen Golf.

Его автомобиль двигался со скоростью 31 км/ч. Если бы кто-то резко выбежал из подъезда, то он бы не успел остановить машину.

- А с какой скоростью нужно ездить по дворам? - спрашивают инспекторы.

- Не более 20 км/ч, - с ходу дает правильный ответ мужчина.

Здесь такая же ситуация, как на ул. Шаранговича. Многие едут с небольшим превышением, за которое привлечь к ответственности нельзя. Особенность извилистого переулка в том, что де-факто это дворовая территория. На въезде даже установлен знак 5.38 «Жилая зона». Но де-юре это улица, поэтому покрытие на ней хорошее. Есть несколько прямых участков, на которых водители превышают скорость. На одном из них и проводился радарный контроль.

Следующим остановленным оказывается водитель BMW (его скорость - 31 км/ч). Он также в курсе действующих ограничений и не спорит с нарушением. Талон его испещрен записями о превышении скорости: 2-я, 3-я и даже 4-я части статьи 18.13 КоАП. Вот еще одна характерная деталь: чаще по дворам двигались быстрее положенного те, кто нарушает и на магистралях. Эти люди, входящие в группу риска, настроены на быструю езду.

Правила дорожного движения распространяются не только на трассы, городские и проселочные дороги, но отдельной статьей в ПДД стоят правила о передвижении в пределах дворовых территориях и жилых зонах населенных пунктов. Это такие же неукоснительные требования, которые необходимо исполнять, как и остальные правила, но почему-то эти правила повсеместно нарушаются как водителями, так и пешеходами (жильцами дворовых территорий).

Поэтому данная статья будет полностью посвящена исполнению правил дорожного движения в наших городских дворах. Начнем с того, что посты ГИБДД в жилых дворах не выставляются, даже не делаются выборочные рейды, поэтому говорить о соблюдении каких-либо правил во дворах не приходится, точнее сказать их просто никто даже и не знает. Более того, водители, которые когда-то учили правила и как-то сдавали их, спустя несколько лет езды по беспредельным дворам сами уже не помнят, что им можно, а что нет. А ведь правильный порядок передвижения по жилым зонам в первую очередь исходит от водителей, а пешеход начнет их соблюдать так же, как и на улице.

В российских правилах дорожного движения есть специальный раздел, в котором говорится о правилах езды на транспортном средстве в жилых дворах, он так и называется «Движение в жилых зонах». Кроме того, о правильном передвижении говорится и на других страницах ПДД, поэтому в данной статье будут приведены абсолютно все пункты правил, которые относятся непосредственно к передвижению во дворах. Также для острастки будут указаны возможные меры наказания за нарушение тех или иных правил. Некоторые водители запоминают правила только тогда, когда видят цифры с нулями за штраф или срок, на который они могут лишиться прав.

В чем отличие дворовой территории и жилой зоны

Большинство водителей не знают о том, что дворовая территория и жилая зона имеют некоторые существенные различия, и для каждого из этих понятий есть правила, поэтому стоит твердо понять отличие между этими определениями. В правилах дорожного движения в пункте 17.4 говорится, что все пункты этого раздела, называемого «Движение в жилых зонах» полностью переносятся и на формулировку «дворовые территории». Тем не менее, сами понятия не одинаковые и это разные площади, хотя и там, и там живут люди. Для различия в правилах движения есть даже разные визуальные знаки, это означает, что жилая зона отличается от дворовой территории. Что касается понятия «дворовая территория», то четкой формулировки и пояснения в ПДД просто нет.

Тем не менее, дворовая территория может входить в площадь жилой зоны, в свою очередь жилая зона также может быть определенной частью дворовой территории. Видимо поэтому в правилах дорожного движения, в разделе 17 были внесены объединяющие пункты правил и для территорий и для зон, хотя различие от этого понятнее не стало. Но остальные разделы правил движения нельзя подводить под единую черту, они касаются только определенной территории, о которой непосредственно идет речь в отдельно взятом пункте правил.

Сам знак «Жилая зона» сегодня не так-то и часто можно встретить на российских просторах, некоторые водители вообще его никогда не видели, а иные говорят, что раз в жизни видели. Учитывая такую таинственную редкость знака «Жилая зона», стоит остановить внимание в этой статье на привычном и часто встречаемом знаке «Дворовая территория».

Парковка во дворе

Начнем с того, что говорят правила о правильной парковке во дворе жилого дома. Для начала нужно сказать, что все правила движения по дорогам распространяются и на жилой двор, но при этом учитывая особенность места, добавляются еще специфические:

  • запрещено стоять во дворе с заведенным двигателем;
  • также и грузовым автомобилям запрещено парковаться во дворах.

В правилах так и написано, что стоянка во дворе при работающем двигателе запрещается. Казалось бы, как отличить стоянку от временной остановки и как это классифицировать. Тем не менее есть четкое ограничение, если в течение пяти минут в автомобиль никто не садится или же авто не находится под загрузкой, но при этом работает двигатель, то это считается стоянкой. Здесь могут многие возмутиться и напомнить о холодном времени года. Но и тут действуют те же правила, если, к примеру, зимой вы на дворовой стоянке прогреваете автомобиль более чем пять минут, то это прямое нарушение ПДД, если вы будете замечены ГИБДД, то получите соответствующий штраф.

Также в дворовых территориях запрещена парковки и стоянка грузовиков, с общей массой превышающей 3.5 тонн, это автомобили автоматически относящиеся к С категории транспортных средств. Справедливости ради стоит отметить, что для их парковки во дворах есть или должны быть специальные места с разметкой и знаком. Тем более запрещено размещение автомобилей на газонах, для этого также предусмотрен штраф, его величина регулируется по Закону РФ и в зависимости от региона, но измеряется он тысячах рублей.

Правила выезда из дворовых территорий

Стоит знать, что для выезда из дворовых территорий или жилых зон есть определенные правилами движения требования. Выезжая из дворовой территории, водитель обязан пропустить всех, кто в этот момент принимает участие в передвижении рядом, впереди или позади автомобиля. При этом абсолютно неважно кто, как и куда двигаются участники движения, также неважно пешие они, или, к примеру, на велосипеде, необходимо пропустить всех.

Проезд насквозь чрез жилую зону

По правилам дорожного движения проезд через дворовые территории и жилые зоны сквозняком запрещен, но при этом кто может вас в этом уличить, если вы проезжая, остановитесь во дворе и не выключая двигатель двинетесь через 10 секунд дальше. В таком случае никто и никак не обвинит вас в нарушении правил и штрафовать вас не за что.

Скорость проезда в жилой зоне

По действующим правилам пункт 10.2 передвигаться в жилых зонах и дворовых территориях позволено со скоростью не более чем 20 км/ч. Если вы превысите скорость и будете пойманы, вам грозит штраф по классификации «превышение скоростного режима», но с пометкой на дворовой территории. Тем не менее, эта пометка вам никак не поможет, потому как строгость одинакова для всех нарушений, в зависимости от превышенной скорости водитель может быть оштрафован или же лишится прав вообще, если скорость будет, к примеру, 80 км/ч.

Во дворе пешеход главный

Согласно правилам дворового движения, в дворовых территориях пешеходы имеют право передвигаться не только по тротуарам и пешеходным дорожкам, но и по проезжей части двора. Даже в этом случае они имеют большее преимущество, чем автомобиль, поэтому водителю нужно уступить пешеходу дорогу в жилой зоне.

Но и для пешеходов есть правила передвижения, пешеход не должен создавать на проезжей части двора помехи движению, которые не имеют особенного обоснования. Например, просто стоять на проезжей части и не пропускать автомобиль, или поставить там диван и наслаждаться природой, это будет нарушением. Также начинающим автолюбителям стоит знать, что обучаться вождению во дворах запрещено, кроме того, это реально опасно и для себя, и для окружающих.

Предусмотренные законом штрафы за нарушения в жилых зонах

В случае нарушения скоростного режима в жилой зоне, штраф будет зависеть от той скорости, на которую водитель превысил, как и в случае с обычным превышением от 100 рублей и до нескольких тысяч или же вплоть до лишения на полгода прав. Вообще существует таблица, регламентирующая превышение скорости в км/ч с соответствующим наказанием. В случае других возможных нарушениях в дворовых зонах, на данный момент предусмотрен штраф в размере 500 рублей, хотя это условно и за некоторые нарушения штраф может быть больше.

Стоит отдельно напомнить, что еще с июля месяца 2012 года, были пересмотрены штрафы для городов С.-Петербург и Москва, здесь размеры штрафов значительно больше от 3000 рублей, для остальных городов 1500 рублей.

Правила дорожного движения распространяются не только лишь на трассы, городские и проселочные дороги, но отдельной статьей в ПДД стоят правила о передвижении в границах дворовых территориях и жилых зонах населенных пт. Это такие же обязательные требования, которые нужно исполнять, как и другие правила, но почему-либо эти правила везде нарушаются как водителями, так и пешеходами (жильцами дворовых территорий).

Потому данная статья будет вполне посвящена выполнению
правил дорожного движения в наших городских дворах. Начнем с того, что посты
ГИБДД в жилых дворах не выставляются, даже не делаются выборочные рейды,
потому гласить о соблюдении каких-то правил во дворах не приходится, поточнее
сказать их просто никто даже и не знает. Более того, водители, которые когда-то
учили правила и как-то сдавали их, спустя пару лет езды по безграничным
дворам сами уже не помнят, что им можно, а что нет. А ведь верный порядок
передвижения по жилым зонам сначала исходит от водителей, а пешеход
начнет их соблюдать так же, как и на улице.

В русских правилах дорожного движения есть особый
раздел, в каком говорится о правилах езды на тс в жилых
дворах, он так и именуется «Движение в жилых зонах». Не считая того, о правильном
передвижении говорится и на других страничках ПДД, потому в данной статье будут
приведены полностью все пункты правил, которые относятся конкретно к
передвижению во дворах. Также для острастки будут указаны вероятные меры
наказания за нарушение тех либо других правил. Некие водители запоминают
правила только тогда, когда лицезреют числа с нулями за штраф либо срок, на который
они могут лишиться прав.

В чем отличие
дворовой местности и жилой зоны

Большая часть водителей не знают о том, что дворовая
территория и жилая зона имеют некие значительные различия, и для каждого из
этих понятий есть правила, потому стоит твердо осознать отличие меж этими
определениями. В правилах дорожного движения в пт 17.4 говорится, что все
пункты этого раздела, именуемого «Движение в жилых зонах» вполне
переносятся и на формулировку «дворовые территории». Все же, сами понятия
не однообразные и это различные площади, хотя и там, и там живут люди. Для различия
в правилах движения есть даже различные зрительные знаки, это значит, что жилая
зона отличается от дворовой местности. Что касается понятия
«дворовая территория», то точной формулировки и пояснения в ПДД просто нет.

Все же, дворовая территория может заходить в площадь жилой зоны, в свою
очередь жилая зона также может быть определенной частью дворовой местности.
Видимо потому в правилах дорожного движения, в разделе 17 были внесены
объединяющие пункты правил и для территорий и для зон, хотя различие от этого
понятнее не стало. Но другие разделы правил движения нельзя подводить под
единую черту, они касаются только определенной местности, о которой конкретно
речь идет в раздельно взятом пт правил.

Сам символ «Жилая зона» сейчас не так и нередко можно
повстречать на русских просторах, некие водители вообщем его никогда не
лицезрели, а другие молвят, что раз в жизни лицезрели. Беря во внимание такую загадочною
уникальность знака «Жилая зона», стоит приостановить внимание в этой статье на
обычном и нередко встречаемом знаке «Дворовая территория».

Парковка во дворе

Начнем с того, что молвят правила о правильной парковке во
дворе дома. Для начала необходимо сказать, что все правила движения по
дорогам распространяются и на жилой двор, но при всем этом беря во внимание особенность
места, добавляются еще специальные:

  • запрещено стоять во дворе с заведенным движком;
  • также и грузовым
    автомобилям запрещено парковаться во дворах.

В правилах так и написано, что стоянка во дворе при
работающем движке воспрещается. Казалось бы, как отличить стоянку от
временной остановки и как это систематизировать. Все же есть точное
ограничение, если в течение 5 минут в автомобиль никто не садится либо же
авто не находится под загрузкой, но при всем этом работает движок, то это
считается стоянкой. Тут могут многие возмутиться и напомнить о прохладном
времени года. Да и здесь действуют те же правила, если, например, зимой вы на
дворовой стоянке прогреваете автомобиль более чем 5 минут, то это прямое
нарушение ПДД, если вы будете увидены ГИБДД, то получите соответственный
штраф.

Также в дворовых территориях запрещена парковки и стоянка
грузовиков, с общей массой превосходящей 3.5 тонн, это авто автоматом
относящиеся к С категории тс. Справедливости ради стоит
отметить, что для их парковки во дворах есть либо должны быть особые места
с разметкой и знаком. Тем паче запрещено размещение автомобилей на газонах,
для этого также предусмотрен штраф, его величина регулируется по Закону РФ и в
зависимости от региона, но измеряется он тыщах рублей.

Правила выезда из
дворовых территорий

Стоит знать, что для выезда из дворовых территорий либо жилых
зон есть определенные правилами движения требования. Выезжая из дворовой местности, шофер
должен пропустить всех, кто в этот момент учавствует в передвижении
рядом, впереди либо сзади автомобиля. При всем этом полностью непринципиально кто, как и
куда двигаются участники движения, также непринципиально пешие они, либо, например, на
велике, нужно пропустить всех.

Проезд насквозь чрез
жилую зону

По правилам дорожного движения проезд через дворовые
местности и жилые зоны сквозняком запрещен, но при всем этом кто может вас в этом
обличить, если вы проезжая, остановитесь во дворе и не выключая движок
двинетесь через 10 секунд далее. В таком случае никто и никак не обвинит вас в
нарушении правил и штрафовать вас не за что.

Скорость проезда в
жилой зоне

По действующим правилам пункт 10.2 передвигаться в жилых
зонах и дворовых территориях позволено со скоростью менее чем 20 км/ч. Если
вы превысите скорость и будете пойманы, вам угрожает штраф по систематизации
«превышение высокоскоростного режима», но с пометкой на дворовой местности. Тем не
наименее, эта пометка вам никак не поможет, поэтому как строгость схожа для
всех нарушений, зависимо от превышенной скорости шофер может быть
оштрафован либо же лишится прав вообщем, если скорость будет, например, 80 км/ч.

Во дворе пешеход
главный

Согласно правилам дворового движения, в дворовых территориях
пешеходы имеют право передвигаться не только лишь по тротуарам и пешеходным
дорожкам, да и по проезжей части двора. Даже в данном случае они имеют большее
преимущество, чем автомобиль, потому водителю необходимо уступить пешеходу дорогу в
жилой зоне.

Да и для пешеходов есть правила передвижения, пешеход не
должен создавать на проезжей части двора помехи движению, которые не имеют
особого обоснования. К примеру, просто стоять на проезжей части и не
пропускать автомобиль, либо поставить там диванчик и услаждаться природой, это
будет нарушением. Также начинающим автовладельцам стоит знать, что учиться
вождению во дворах запрещено, не считая того, это реально небезопасно и себе, и для
окружающих.

Предусмотренные
законом штрафы за нарушения в жилых зонах

В случае нарушения высокоскоростного режима в жилой зоне, штраф
будет зависеть от той скорости, на которую шофер превысил, как и в случае с
обыденным превышением от 100 рублей и до нескольких тыщ либо же прямо до
лишения на полгода прав. Вообщем существует таблица, регламентирующая превышение
скорости в км/ч с подходящим наказанием. В случае других вероятных
нарушениях в дворовых зонах, сейчас предусмотрен штраф в размере 500
рублей, хотя это условно и за некие нарушения штраф может быть больше.

Стоит раздельно напомнить, что еще с июля месяца 2012 года,
были пересмотрены штрафы для городов С.-Петербург и Москва, тут размеры
штрафов существенно больше от 3000 рублей, для других городов 1500 рублей.

Раздел 17. Движение в жилых зонах

  • п. 17.1 - понятие "жилая зона";
  • п. 17.2 - действия, запрещённые водителям ТС в жилой зоне;
  • п. 17.3 - порядок выезда из жилой зоны;
  • п. 17.4 - порядок движения во дворах

Жилая зона - это территория, въезды и выезды на которую обозначены дорожными знаками 5.21 "Жилая зона" и 5.22 "Конец жилой зоны" и на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в жилой зоне. К жилым зонам также приравниваются дворы.

В Правилах термину "Жилая зона" придан более широкий смысл, чем в градостроительной практике или обиходе. Это могут быть не только территории так называемых городских "спальных" районов, но и отдельные улицы (или участки улиц) в деловой и торговой части города, где необходимо обеспечить более благоприятные условия для пешеходов, не запрещая вообще движения транспортных средств.

Среди водителей бытует мнение, что правила передвижения в жилых зонах действуют только тогда, когда на въезде в такую зону стоит соответствующий знак - схематичное изображение дома и людей на синем фоне (пункты 5.21 и 5.22 ПДД). На самом деле правила соблюдать необходимо во всех внутриквартальных проездах и дворах. Проще всего отличить жилую зону от маленькой улицы или переулка по топонимике - у внутренних проездов не бывает официальных названий.

В жилой зоне скорость движения ограничена 20 км/ч (п.10.2), а приоритет остается за пешеходами, которым разрешено двигаться как по тротуарам, так и по проезжей части. Впрочем, правила запрещают пешеходам намеренно создавать помехи для движения транспорта. Таким образом, если вдоль дороги идет тротуар, двигаться пешеходу следует именно по нему.

Кроме того, во дворах запрещено сквозное движение (хотя автомобилисты любят объезжать по дворам пробки), учебная езда и стоянка с работающим двигателем (более 5 минут). Впрочем, в холодное время водителям негласно разрешено отступать от требования по поводу стоянки, если необходимо прогреть двигатель и очистить авто от снега. Ну а водители большегрузных автомобилей со снаряженной массой более 3,5 тонны и вовсе не имеют права ставить свои транспортные средства во дворах и жилых зонах.

Штрафы

В новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф за нарушение правил движения в жилых зонах увеличен в пять раз - со 100 до 500 рублей (ст. 12.28). И это неудивительно: ведь особенностью жилой зоны является не только то, что пешеходы имеют в ней преимущество, а также, например, то, что в любой момент из-за угла на проезжую часть могут выскочить дети. Поэтому при движении в жилых зонах следует соблюдать предельную осторожность.

ПДД - Пункт 17.1 - понятие "жилая зона"

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 "Жилая зона" и 5.22 "Конец жилой зоны", движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют…

В ПДД используется такой термин, как «жилая зона» и «дворовая территория» в который входят дворы квартирных домов. ПДД регламентируют правила движения в жилых зонах и дворовых территориях пункт 17.4 , а при несоблюдении правил налагается штраф. Разберемся что означает знак жилая зона.

Что такое жилая зона и дворовая территория

Знак жилая зона

Жилая зона — область в населенном пункте, в которой размещены жилые дома, прачечные, химчистки, бани, поликлиники, школы, культовые сооружения, автомобильные стоянки, гаражи и другие объекты, связанные с проживанием людей.

Границы жилой зоны определены знаками:

  • знак жилая зона 5.21 указывает на въезд в жилую зону,
  • знак жилая зона 5.22 — на выезд из нее.

Территории дворов и протяженные жилые поселки также относятся к жилым зонам, и соответственно, на них будут также распространяться все правила, связанные с жилыми зонами.

Такие территории могут не быть жилыми. Знаки въезда и выезда могут стоять на конкретных улицах или их участках в торговой части или даже деловом центре, так как в этих местах нужно создать подходящие условия для прохожих, ограничив скорость движения, не устанавливая полный запрет на движение ТС.

Дворовая территория — это территория, окруженная зданиями, которая окружает:

  • детские площадки;
  • зеленые насаждения;
  • места для отдыха;
  • местные проезды к домам, школам, детским садам и т. п.

Отметим, что жилая зона и дворовая территория – не всегда тождественные понятия. Границы жилой зоны очерчиваются дорожными знаками, а определения «дворовая территория» ни в каких законодательных актах нет вообще. Однако, знаки установления жилой зоны в городах стоят крайне редко, поэтому чаще всего под такими зонами понимаются дворовые территории.

Какие действия запрещены в жилой зоне водителям ТС

В жилых зонах запрещается:

  1. сквозной проезд (по этим территориям без снижения скорости);
  2. учебная езда;
  3. остановка на более чем 5 минут с включенным двигателем;
  4. стоянка грузовиков больше 3,5 тонн.

Зимой автомобилистам негласно разрешается отступать от этих предписаний, когда необходимо прогреть двигатель, почистить машину от снега или расчистить выезд после ночного снегопада.

Приоритет пешеходов

В жилых зонах установлен приоритет пешеходов (пункт 10.2 ПДД). Они имеют право перемещаться по проезжей части, не говоря о специально предназначенных для этого тротуарах.

Водители при движении в жилой зоне, обязаны уступать пешеходам дорогу, так же запрещена учебная езда .

При этом умышленно мешать движению по проезжей части запрещается, то есть курить, стоя посреди дороги, не давая проехать автомобилю или машине скорой помощи, нельзя.

Скорость движения в жилой зоне

Максимальная скорость в жилых зонах и на дворовых территориях составляет 20 км/ч. (Пункт 10.2 ПДД)

Сквозной проезд через жилую зону

Сквозное движение — это движение автомобиля, где въезд и выезд автомобиля происходит в в разных участках территории и при движении водитель не совершает остановку для посадки и высадки людей, а так же выгрузку и погрузку груза.

Сквозное движение в жилой зоне запрещено, но есть возможность избежать нарушения Правил, если внутри нее сделать остановку, после чего движение продолжить.

Въезд и выезд с жилой зоны или дворовой территории

Выезжая из жилой зоны или въезжая в жилую зону, водитель транспортного средства, согласно Правилам, уступает дорогу любому участнику движения, независимо от того, в каком направлении он двигается.

Остальные разделы ПДД также не теряют своего действия, поэтому в случае с равнозначным перекрестком водитель должен пропустить приближающиеся справа автомобили.

Видео: Правила дорожного движения в жилой зоне

Штраф и ответственность

Превысив максимальную скорость движения в жилой зоне, водитель понесет наказание, от 500 рублей до лишения прав до 12 месяцев. Размер штрафа зависит от от величины превышения скорости.

Остальные штрафы, регламентирующиеся 12.28 КоАП РФ составят:

  • 3500 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга,
  • 1500 рублей для регионов.

На пешехода может быть наложен штраф, если он создал необоснованную помеху движению транспорта, но только если правонарушение было зафиксировано сотрудниками ДПС.