Дуа перед сном и после пробуждения. Молитва читаемая перед сном ислам

Самым прекрасным местом в Самарканде на сегодняшний день является площадь Регистан. Расположена эта площадь в самом центре старого Самарканда. Каждый, кто побывал в Самарканде и посетил этот древний памятник, обязательно вернется, дабы посетить его заново. Привлекает Регистан туристов своим величием и красотой, а также вызывает чувство превосходства и восторга.


Откуда произошло название Регистан не известно. Множество бытующих легенд расходятся во мнениях, и каждая ведает читателю своё. Слово «регистан» переводится как: «рег» - песок и «стан» - место (Песочное место). Но стоит отметить, что в начале XV в. вокруг площади не было ни одного памятника, которые сегодня украшают её величием прошлых тысячелетий.

Площадь Регистана огромна в своих размерах и выложена обожжённым кирпичом и битым камнем. Сегодня там находится три самых величественных памятника восточного средневекового зодчества. В самом центре этого уникального исторического ансамбля находится медресе Тилля-Кари, которое возвышается величием и красотой. По левую сторону стоит уникальное в своём роде медресе астронома Улугбека, а по правую сторону можно увидеть древнее строение медресе Шердор. Эти замечательные памятники в 2001 году стали неоспоримым достоянием всемирного наследия ЮНЕСКО и в данный момент охраняются государством.

Первым было отстроено медресе Улугбека в период с 1417 по 1420 годы столетия. Закладывалось оно по распоряжению внука полководца и правителя Тимура - Улугбека, который был в те дни правителем. Спустя около двух веков другим правителем Самарканда, а им был известный Баходур Ялангтуш, было дано распоряжение строителям начать закладывать медресе Шердор и медресе Тилля-Кари. Каждое из трёх строений является неповторимым. В этом сопутствует уникальный декор – украшающие стены и порталы узоры, вырезанные в камне. Откуда бы вы ни посмотрели, вашему взору престанет превосходство драгоценных мозаик медресе Улугбека, неповторимость красоты бирюзовых куполов и грандиозные минареты Шердора, а также золотые росписи стен Тилля-Кари. Это поражает, удивляет и притягивает увидевшего этот ансамбль человека.

Но был период, когда Регистан вошёл в запустение, а было это в конце XVII и первой половине XVIII веков. Из-за того, что город переживал кризис, его столицу перенесли в Бухару. Путь «шёлкового пути» изменил своё направление и Регистан окончательно опустел. Оживать Самарканд стал к концу XVIII века, где снова возобновилась бурная жизнь Регистана. Начали отстраиваться новые здания, лавки, бани, в 1875 году площадь Регистан оживилась.


В настоящие дни Регистан привлекает массу туристов и идей. Благодаря чему каждые два года здесь проводят праздничное мероприятие, именуемое как фестиваль "Шарк тароналари". На этот музыкальный фестиваль съезжается огромное количество творческих коллективов Азии. Вокруг Регистана работают мастерские и лавочки, которые предлагают туристам уникальные вещи, изготовленные восточными мастерами.

Хотя практически в каждом из древневосточных городов есть свой регистан (центральная площадь), при этих словах и жители, и гости Узбекистана представляют именно самаркандскую площадь Регистан . И неудивительно: этот архитектурный комплекс не оставит равнодушным даже тех, кто абсолютно не понимает архитектуру и искусство. Сам дух этого места заставляет восхищенно замереть каждого, кто здесь оказался. Оно воплощает в себе все представления о том, как должна выглядеть восточная сказка. Это один из самых замечательных образцов исламского зодчества – комплекс из трёх медресе: Улугбека, Шердор и Тилля-Кари.

История площади

Изначально центральная площадь Самарканда была просто открытой широкой площадкой, засыпанной песком (собственно, слово и переводится как «посыпанное песком место»). Песок служил одной неприятной, но практической цели: он впитывал кровь, которая проливалась здесь во время публичных казней. Кроме того, здесь собирался народ со всего города, чтобы узнавать новости, вести торговлю и услышать указы правителя. Это было самое оживленное место древнего Самарканда.



И именно здесь в 1417 году Улугбек Тимурид, внук великого Тамерлана, начал строить своё медресе (учебное заведение). В течение трёх лет на одной из сторон площади выросло величественное здание. Оно простояло в одиночестве почти двести лет. В 17 веке рядом построили еще два медресе: Шердор и Тилля-Кари.


Но во времена Саманидов Самарканд пришел практически в упадок: Исмаил Самани сделал столицей Бухару, и Великий Шелковый путь проходил теперь через нее. Торговля, которая преимущественно кормила Самарканд, иссякла, город почти опустел.



Лишь конец 18-го века снова принес жизнь в Самарканд. Ученики вновь заполнили школы, а площадь оживленно зашумела торговыми лавками. В 19 веке Регистан покрыли камнем.


Площадь Регистан в городе Самарканд: описание

В первое из строений комплекса – медресе Улугбека – ведет широкий портал с изящной, заостренной кверху аркой. Портал надолго задержит гостя у входа, явив ему затейливую керамическую мозаику и искусные письмена. Разглядывая их, невозможно не восхититься художественным талантом автора. Не менее изящно выглядят и минареты у входа. Когда гость войдет во двор, он увидит мечеть и худжры (кельи), где жили ученики. В свое время медресе Улугбека было престижнейшим исламским университетом, учиться здесь почиталось за честь.


Медресе Шердор

Название родилось из-за рисунка на входной группе: снежный барс с солнцем на загривке: Шердор переводится как «жилище львов». В отличие от первого, это здание имело менее удачливого архитектора: он постарался «отзеркалить» медресе Улугбека, но у него это не очень хорошо получилось. Строительство шло почти 17 лет (с 1619 года), но из-за смещенных пропорций и излишне большого купола здание смогло простоять лишь до 18 века. В следующем столетии в нем провели капитальные реставрационные работы, восстановив здание практически по-новому, однако с соблюдением всех строительных традиций 17-го века. Реставрационные работы с восстановлением длились порядка 60 лет.


Медресе Тилля-Кари

Завершает ансамбль Регистан в Самарканде , как бы замыкая его с третьей стороны. Начало строительства припадает на 1646 год. Название его переводится как «украшенное золотом», и оно действительно изначально было почти полностью покрыто позолотой изнутри и снаружи. Позолоченный интерьер мы можем наблюдать и сегодня. Но вот входной портал, особенно впечатляющий золотым блеском, разрушился при землетрясении в 19 веке. Уже в 20 веке Тилля-Кари отреставрировали, бережно сохраняя древневосточный колорит.

Регистан — общее название для всех главных площадей среднеазиатских городов, но в оно носит особенный смысл. Все дело в архитектурном комплексе, состоящем из трех великолепных медресе, — искусная отделка, уникальная архитектура и древняя история сделали их одними из самых известных .

Первое, носящее имя Улугбека (полное имя Мухаммед Тарагай), начало строиться на главной площади Самарканда в начале XV века (1417 г.) по распоряжению тогдашнего правителя города.

Внук Тамерлана проявил себя талантливым управленцем и снискал славу покровителя наук и искусств, которая известна и по сей день. Возведение красивейшего здания духовной семинарии только поспособствовало росту славы Самарканда, окончательно закрепившего за собой статус одного из богатейших городов Шелкового пути.

Медресе Улугбека находилось на Регистане в одиночестве более 2 столетий — до того момента, как очередной правитель Самарканда Баходур Ялангтуш отдал распоряжение дополнить архитектурный ансамбль площади еще двумя семинариями. Расположенные по строгой геометрической схеме, медресе Шердор, Тилля-Кари и Улугбека составили тот самый знаменитый архитектурный ансамбль, который сегодня стал центром притяжения всех гостей Самарканда.

С XVI по XVIII века Регистан, как и весь Самарканд, пришел в упадок — столица была перенесена в Бухару, и город более не включался в маршрут караванов, идущих по Великому шелковому пути. Согласно летописям, запустение было настолько велико, что в покинутых медресе поселились дикие звери.

Восстановление Регистана и его уникального архитектурного ансамбля началось только в первой четверти XX века, а закончилось к середине 60-х годов. С тех пор из масштабных работ была произведена только замена мостовой, а сегодня площадь Регистан нарядна и чиста и выглядит крайне живописно.

Архитектурные особенности

Комплекс Регистана представляет собой типичный образец персидской архитектуры с большим количеством традиционных исламских мотивов. Медресе Улугбека расположено на западе площади Регистан, Шердор — на востоке, а Тилля-Кари — на севере. При этом каждое из сооружений обладает уникальными характеристиками и особенностями.

  • Медресе Улугбека. Четыре внушительных купола и высокая стрельчатая арка с искусной майоликовой бело-голубой мозаикой — древнейший центр наук, который считался одним из главных во всей Средней Азии.
  • Шердор. Семинария, построенная прямо напротив, практически полностью повторяет архитектуру медресе Улугбека. Тем не менее существенные различия в отделке, орнаменте и резьбе по камню превращают его в уникальный архитектурный объект.
  • Тилля-Карри. В переводе название означает «отделанное золотом» — в полном соответствии с ним отделка впечатляет богатством и изысканностью. Архитектурное решение отличается упорядоченностью: центральный портал и двухъярусные крылья гармонично сочетаются в едином ансамбле.

Что обязательно посмотреть на площади Регистан

Если у вас достаточно времени, с каждым из сооружений стоит познакомиться отдельно, причем не только снаружи, но и изнутри, чтобы оценить искусную и разнообразную отделку, уникальные концепции и расположение помещений.

Знаменито своей резной мозаикой и мрамором, обливной керамической плиткой и интересными внутренними решениями планировки. Обязательно познакомьтесь с главным залом и минаретами — на последние можно подняться и осмотреть окрестности с высоты в 30 м. Во дворе можно купить сувениры, а заодно посмотреть на комнаты для лекций, где преподавал сам Улугбек, обладавший помимо титула правителя города великолепными способностями к математике и астрономии. Также в правой части здания находится обсерватория и музей с экспозицией, посвященной преподавательской практике Улугбека.

Отличительная черта этой духовной семинарии — богатая роспись позолотой в стиле «кунгаль», с вкраплениями небесно-голубой керамики. Пройдите в главный зал, поднимите голову вверх — мы гарантируем, что вы замрете в изумлении. Сразу становится понятно, почему Тилля-Кари считается одной из красивейших достопримечательностей не только Самарканда, но и всего Узбекистана. В оставшееся время можно прогуляться по внутреннему двору и купить сувениры.

Бирюза и искусная мозаика, отделка глазурованным кирпичом и сотни вырезанных на стенах цитат из Корана — все здесь говорит о кропотливой и безумно сложной работе, проделанной не одним десятком мастеров своего дела. К счастью, запрета на видео- и фотосъемку нет, поэтому можно и нужно делать памятные снимки в как можно большем количестве.

Помимо знакомства с внутренним убранством медресе есть и возможность развлечься — во дворе работают фотографы, в качестве реквизита предлагающие снаряжение средневековых витязей. Атмосферное фото на память гарантировано!