Дворец где хранят плащ. Топкапы - султанский дворец в стамбуле

У входа в старинный пражский Сословный театр гостей поджидает необычный привратник. На пьедестале восседает закутанная в плащ фигура. Но это вовсе не трюки уличных артистов! Если приглядеться, то мурашки поползут по спине - под бронзовыми складками плаща никого нет...

Табличка под скульптурой поясняет: статуя изображает призрачного Командора, персонажа оперы Моцарта «Дон Жуан». Премьера музыкального шедевра состоялась в 1787 году именно в этом театре, причем автор лично дирижировал оркестром. В наши дни это единственный сохранившийся в первозданном виде театр, стены которого лицезрели великого австрийского композитора. Ходили слухи, что Моцарт консультировался в Праге с легендарным сердцеедом Джакомо Казановой, ставшим прототипом Дона Жуана.

Знаменитая драма, завязкой которой стала дуэль распутного повесы и севильского вельможи, вдохновила не одно поколение деятелей культуры и известна нам, прежде всего, по пьесе А. С. Пушкина «Каменный гость». Отец, стремясь защитить честь дочери от поругания, пал жертвой Дона Жуана, но вернулся с того света в виде надгробной статуи, чтобы отомстить убийце. Мятежный бестелесный дух Командора, активно вмешавшийся в дела смертных, стал источником вдохновения для чешского скульптора Анны Хроми, автора статуи возле Сословного театра.

Авторский замысел гораздо шире и не ограничивается духом мщения. С юности увлекавшаяся творчеством сюрреалистов, Анна Хроми разработала целую концепцию «Плащей совести». Пустоту, обрамленную плащом, она трактует, как нематериальные следы, остающиеся в нашем мире после ухода человека. Ими может быть любовь, творческое наследие, мстительность, обида... Они не существуют материально, о чем говорит пустота под плащом, но их импульсы продолжают трансформировать реальность, придавая ей формы, подобно складкам ткани поверх духовной сущности Командора.

Творческая идея была воплощена в цикле идентичных мраморных скульптур возле кафедрального собора Зальцбурга, перед Сословным театром в Праге, перед средневековой церковью Св. Северина на фрисландском острове Силт, в Королевском дворце князей Монако и около Национального археологического музея в Афинах, где в 2007 году прошла выставка работ Хроми.

Проект длился с 2005 по 2011 год и вызвал огромный интерес как у простых обывателей, так у знаменитостей. Персональные копии «Плаща» приобрели римские папы Иоанн Павел II и Бенедикт XVI, певец Андреа Бочелли, семьи итальянских бизнесменов Ферреро и Феррагамо.

В 2010 году Хроми создала юбилейную коллекцию «Плащ для мира» со статуями, выкрашенными в геральдические цвета 200 стран мира. По идее автора под плащом оказались неуловимый национальный менталитет каждого народа и дружеские чувства, объединяющие их в человечество.

Таким образом, каждый волен наполнить содержимое плаща любыми эмоциями, что делает эту скульптуру универсальным отображением безграничной человеческой души.

По горизонтали:

1. Сказочная блондинка.
5. Юбилейное застолье.
9. Кто сменил Льва Троцкого на посту наркома обороны?
10. «Тамбовский волк тебе … !» (из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»).
11. Кто обнаружил ультрафиолетовые лучи?
12. «В огороде бузина, а в Киеве … ».
13. На чем играет Джо из фильма «В джазе только девушки»?
16. На какую отрасль сельского хозяйства работает герой нашей кинокомедии «Свинарка и пастух»?
18. Товар на автозаправке.
19. Какой музыкальный инструмент способен заменить целый оркестр?
20. «Типун тебе на …!».
26. Кто из русских революционеров стал тестем Иосифа Сталина?
29. Дворец, где хранят плащ и меч пророка Мухаммеда.
30. «Травяное ассорти» из аптеки (4 буквы).
31. Шоу на небе.
32. Куда Елена Блаватская поместила все «души умерших»?
36. «Жесточайший надзор» за «свободой слова».
39. Затейник при отеле.
40. Чему с юности мечтал посвятить свою жизнь Михаил Булгаков?
44. «Каждый мой душу зверя лечит».
47. Внешняя государства.
48. «Чужое не ведает твоей боли».
51. Во что проиграл Делесов из повести «Альберт» Льва Толстого?
52. Химический ингредиент.
53. Немецкий мещанин.
54. «Начальство надо знать в … ».
55. «Орган чувств» у прибора.
56. Военный художник.
57. Четвертый из присяжных в фильме «12» Никиты Михалкова.

По вертикали:

1. Где дебет с кредитом сводят?
2. «Разводит лохов».
3. Сущая безделица.
4. Предел утомления.
6. Кто из наших фокусников «отпиливает себе руку» в фильме «Воры в законе»?
7. Самая престижная марка обручальных колец.
8. Кто стащил амброзию у олимпийских богов?
12. «Райское наслаждение» для коммерсанта.
14. Каким отношением к инакомыслящим «мир обязан» афинянину Клисфену?
15. Увлечение певца Александра Маршала.
17. Грех продавца.
21. Живой символ Белоруссии.
22. Приговор с небес.
23. «Отъявленный … ».
24. Утренник с Дедом Морозом и Снегурочкой.
25. Именно про него француз Гюстав Флобер шутливо пишет в своей книге: во-первых, он не существовал, а во-вторых, знаменит своим смехом!
27. Благородный олень из Северной Америки.
28. Кто из маршалов Франции был женат на сестре Наполеона?
33. «Бритва жнеца».
34. «Пульсация музыки».
35. Страна вокруг Вьентьяна.
36. Ритм «из-под копыт».
37. «Я хватаюсь за …, пью молочные коктейли».
38. Из какого города страной рулят?
41. «Венецианское кружево» ныне.
42. Таблетки «сексуального аппетита».
43. Нельзя!
45. «Как может женщина оставаться привлекательной и не умереть с голоду?!» (классическая кинокомедия).
46. Чем лиса следы заметает?
47. Аромат «собачьей жизни».
49. Какой попугай из мультика говорит голосом Хазанова?
50. «Дорога к сердцу» для крови.
53. «Мы живем, чтобы давать … каждому новому дню».

По горизонтали: 1. Белоснежка 5. Банкет 9. Фрунзе 10. Боярин 11. Риттер 12. Дядька 13. Саксофон 16. Овцеводство 18. Бензин 19. Орган 20. Язык 26. Аллилуев 29. Топкапы 30. Сбор 31. Салют 32. Астрал 36 Цензура 39. Аниматор 40. Актёрство 44. Стих 47. Политика 48. Тело 51. Вист 52. Вещество 53. Бюргер 54. Лицо 55. Сенсор 56. Баталист 57. Гафт.

По вертикали: 1. Бухгалтерия 2. Аферист 3. Пустяковина 4. Изнеможение 6. Акопян 7. Картье 8. Тантал 12. Доход 14. Остракизм 15. Авиаспорт 17. Обвес 21. Зубр 22. Кара 23. Плут 24. Ёлка 25. Гомер 27. Вапити 28. Мюрат 33. Серп 34. Ритм 35. Лаос 36. Цокот 37. Гантели 38. Столица 41. Гипюр 42. Виагра 43. Запрет 45. Тутси 46. Хвост 47. Псина 49. Кеша 50. Вена 53. Бой.

В историческом центре Стамбула в районе Султанахмет рядом с собором Святой Софии возвышается древний дворец, который в течение четырех столетий служил главной резиденцией 25 османским султанам и местом для торжественных мероприятий и королевских развлечений. Сегодня в Топкапы расположен знаменитый музей, где хранятся важные мусульманские святыни, такие как плащ и меч пророка Мухаммеда. Дворец Топкапы внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО как «лучший пример дворцовых ансамблей периода Османской империи».

Мифы и факты

Топкапы в переводе с турецкого означает «пушечные ворота». Это название дворец получил из-за больших крепостных ворот, которые не сохранились до наших дней.

Основанный в 1459 году султаном Мехмедом Завоевателем, дворцовый комплекс занимал площадь 173 га вдоль береговой линии и на своем пике являлся домом для 4000 человек. Здесь находилось несколько мечетей, больниц, пекарня и монетный двор. Но в отличие от других королевских резиденций, которые имели четкий план, как например дворец Шенбрунн или Версальский дворец, Топкапы развивался на протяжении веков, расширяясь и меняясь.

Так изначально Изразцовый павильон с гаремом находился за пределами дворцового комплекса. Столетие спустя, в XVI веке, Роксолана (наложница родом из Украины, а затем жена султана Сулеймана I), добилась переноса гарема в дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане I стало крупнейшей перестройкой комплекса.

К XVIII веку Топкапы постепенно утратил свое значение, поскольку султаны предпочитали проводить больше времени в своих новых дворцах вдоль Босфора. В 1856 году резиденция султана была перенесена в дворец Долмабахче – первый дворец Стамбула, построенный в европейском стиле. Но императорская казна и библиотека оставались в Топкапы.

После падения Османской империи в 1921 году дворец был преобразован в музей императорской эпохи, который стал одной из самых посещаемых достопримечательностей Турции.








Что посмотреть

Дворцовый комплекс состоит из четырех основных дворов, окруженных стеной и разделенных между собой. Дворец включает в себя множество павильонов с сотнями комнат и залов, представляющих прекрасные образцы османской архитектуры. Наиболее важные из них открыты для посещения общественности.

В разных отделах музея Топкапы выставлена богатая коллекция оружия, средневековых щитов и доспехов, османских миниатюр, исламских каллиграфических рукописей и фресок, а также королевских сокровищ и ювелирных изделий.

Здесь вы увидите тысячи примеров турецкого, китайского, японского и европейского фарфора, расставленного в порядке времени, а также более ста образцов турецкой плитки XVIII и XIX веков.

Интересна коллекция кафтанов, принадлежащих султанам Мехмеду II, Осману II, и Абдул-Азизу вместе с шелковыми коврами для молитвы и одеждой.

Большое внимание привлекает бесценное собрание ювелирных изделий и драгоценных камней, расположенных в четырех залах. Большинство украшений инкрустировано бриллиантами, рубинами, жемчугом, изумрудами и другими драгоценными камнями.

Один из разделов представляет оружие султанов - гребни, мечи, щиты, колчаны, драгоценные кинжалы, а также нефритовые чаши, письменные наборы, скипетры, трости, керосиновые лампы и кальяны. Особый интерес представляют подсвечники из 46 кг серебра, украшенные тысячами бриллиантов, подаренные мусульманскими паломниками.

В соседнем зале вы найдете престол Надир-шаха (персидского правителя в XVIII веке), украшенный тысячами изумрудов, рубинов, жемчуга и всемирно известный алмаз Касикчи в 86 карат.

В палате султанов выставлены портреты всех османских султанов.

В зале Саадет (Hasoda), которая является одним из важнейших разделов музея для мусульман, хранятся священные артефакты: оружие Мухаммеда и четырех халифов, и Коран. В другом зале (Hasado) в золотой витрине хранится мантия Мухаммеда. Здесь также находятся письма, печати, волосы и мечи пророка.

В другом павильоне выставлена богатая коллекция оружия, которая когда-то принадлежала арабам, иранцам, мамлюкам и туркам с VII по X века.

Мечеть Агалар полна рукописей и миниатюр, принадлежащих к различным периодам, а также образцов каллиграфии Османской империи.

Всего для обозрения выставлено около 65 000 экспонатов, что составляет лишь десятую часть коллекции музея Топкапы.







«Чёрный камень» Каабы

Местонахождение: мечеть Харам бейт-Уллах, Мекка, Саудовская Аравия

«Чёрный камень» Каабы – одна из древнейших реликвий в мире (возможно, он появился даже до сотворения человека на Земле). По преданию, он упал с небес; Бог ниспослал его Адаму и Еве в знак прощения и примирения. Считается, что он представляет собой копию камня, находящегося в небесном святилище Эль-Бейтул Мамур, непосредственно под троном Аллаха. Вокруг Эль-Бейтул Мамур водили хороводы ангелы, они пели псалмы и совершали молитвенные обряды, славя единого Бога и поклоняясь Ему. Аллах пожелал, чтобы у живущих на Земле людей была такая же святыня для поклонения Ему, и Он вручил Адаму блестящий белый камень, чтобы тот принес его на Землю из рая и установил в Каабе; именно Каабу Аллах решил сделать местом всеобщего поклонения Ему мусульман. Камень назвали аль-Худжр аль-Асвад, что означало «самый счастливый», так как именно он был выбран из множества других небесных камней.


Взяв аль-Худжр аль-Асвад в руки, Адам спустился из рая на землю. По преданию, это произошло на острове Шри-Ланка (Цейлон) – здесь до сих пор известна гора под названием Адамов пик, на вершину которой совершают паломничества тысячи верующих. Аллах указал Адаму путь в Мекку – место, расположенное на земле непосредственно под Его небесным троном. На этом месте Адам положил белый камень и возвел над ним первое святилище Каабы – аль-Байт аль-Харам, Священный дом. Оно стало первым храмом на Земле, посвященным единому Богу.

Населявшие Землю люди проявляли глубочайшее уважение к небесному камню; свое почитание они выражали целованием и прикосновением к нему. Кроме того, они приносили вблизи стен священного храма в жертву овец, коров и других животных. Впоследствии, рассказывает предание, белый камень почернел от людских грехов.

Во время Всемирного потопа храм Каабы был сильно поврежден, и камень был волей Божьей перемещен в более безопасное место. Святилище Каабы было возобновлено праотцом Авраамом (арабы называют его Ибрахимом).

История Ибрахима в исламской традиции отличается от той, которая изложена в Библии. Ибрахим-Авраам жил со своей бездетной женой Саррой и второй женой, египтянкой Агарью (по-арабски – Хаджарой). Однажды Ибрахиму приснилось, что Бог пожелал, чтобы он принес в жертву своего сына Исмаила. Ибрахим рассказал об этом Исмаилу, и мальчик согласился с Божьей волей. Некий странник, под обличьем которого скрывался сатана, пытался разубедить Ибрахима, но безуспешно. Тогда сатана принялся искушать Хаджару, но и это ему не удалось. Сатана обратился к Исмаилу, и тот тоже отказался внимать лукавым речам. Вся семья забросала сатану камнями, и тот бежал прочь.

Ибрахим уже приготовился принести сына в жертву, как Бог остановил его руку и сказал, что он выполнил посланное ему испытание. В награду Бог послал Ибрахиму второго сына – от бесплодной жены Сапры. Его назвали Исааком.

Со времен Всемирного потопа «чёрный камень» оставался скрытым от глаз людей до тех пор, пока Аллах не повелел Ибрахиму (Аврааму) восстановить Каабу. Архангел Гавриил (араб. Джибрил) привел Ибрахима в Мекку и передал ему «камень» для водворения его на прежнее место. Ибрахим с Исмаилом воздвигли над «камнем» новое святилище. С тех пор на протяжении последних четырех тысяч лет, несмотря на частые разрушения, Кааба постоянно отстраивалась на том же самом месте.

Изначально храм Каабы был посвящен единому Богу, но в последующие столетия в нем начали отправлять языческий культ Ваала, и уже во времена пророка Мухаммеда в храме, по некоторым сведениям, насчитывалось не менее 360 идолов различных языческих божеств.

В начале VII века в Каабе произошел сильный пожар, в результате которого святыня была практически разрушена. Тем не менее люди восстановили Каабу, сделав стены храма более высокими и увеличив высоту двери. Однако среди арабских племен, которые совместно занимались восстановлением храма, начались споры по поводу того, кому из них следует предоставить право установки священного «чёрного камня». Ни до чего не договорившись, они решили, что их рассудит первый человек, который войдет во внутренний двор храма.

Случилось так, что первым, кто вошел внутрь храма, оказался юноша по имени Мухаммед. В то время он еще не знал предначертанной ему великой судьбы и просто имел репутацию честного и не по годам мудрого человека. Когда спорщики изложили ему суть проблемы, Мухаммед предложил план, который устроил все стороны. Он расстелил на землю платок и положил в его центре «чёрный камень». Затем он предложил выбрать от каждого племени по одному представителю, которые должны были встать вокруг платка. Все вместе они подняли лежащий на ткани священный «камень» и перенесли его в Каабу, где сам Мухаммед и установил камень в отведенное для него место.

В 610 году Мухаммеду, открыто выступавшему против почитания идолов его соотечественниками, было послано откровение Аллаха через архангела Гавриила. Отныне жизнь пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение того, кто призвал его к пророческой миссии. Остаток дней своих Мухаммед провел в служении Богу, повсеместно провозглашая его послания. Путь жизни, к которому призывал пророк, стал известен как «ислам», что означает «покорность воле Аллаха», а его последователи стали называться мусульманами («те, кто покоряется»).

Борьба Мухаммеда с идолопоклонством привела к всплеску вражды со стороны язычников, живших в Мекке. Жизни пророка угрожала серьезная опасность, и в 622 году Мухаммед переселился в Ясриб (позднее этот город стал называться Медина). Это путешествие Мухаммеда называется хиджра, и именно с этой даты берет свое начало мусульманский календарь.

Распространение ислама встретилось на первых порах со многими трудностями, однако в конечном итоге население Мекки приняло новую религию. Храм Кааба стал главной святыней мусульман. Но во время одного из нападений в 682 году Дом Аллаха снова был сильно поврежден, а «чёрный камень» разбит на куски. Позже правитель Мекки соединил вместе все куски «чёрного камня», перевязал их серебряным обручем, и поместил их в угловую стену храма.

Один раз в год мусульмане со всего мира совершают хадж – паломничество в Мекку, к знаменитому храму Каабы. Слово «Кааба» в переводе с арабского означает «куб». Кааба действительно имеет форму куба высотой 15 метров, сложенного из каменных плит. Святилище покрыто черным покрывалом – кисвой. По краям кисвы золотыми нитями вышиты стихи из Корана. Большую часть года Кааба скрыта под кисвой и открывается только во время паломничества – хаджа. По завершении хаджа покрывало снимают и, разрезав на кусочки, продают паломникам в виде сувениров. Таким образом, кисва ежегодно обновляется. Ее традиционно выделывают вышивальщики из Каира.

Знаменитый «чёрный камень» установлен на высоте около одного метра в наружном юго-восточном углу Каабы. По мнению некоторых европейских ученых, он, скорее всего, является метеоритом, упавшим с неба много тысячелетий назад. «Чёрный камень» имеет полукруглую форму, размерами приблизительно 30 на 40 сантиметров, и состоит из нескольких частей, перевязанных вместе серебряной нитью. От гладкой и прохладной поверхности камня исходит приятный аромат.

Камень установлен в специальной нише и заключен в серебряное обрамление. Глубокая впадина в середине камня образовалась в результате бесчисленных прикосновений и поцелуев паломников.

Поцелуи и прикосновения к священному камню являются древнейшей традицией мусульман, установившейся после того, как это сделал пророк Мухаммед. Мусульмане убеждены, что если кто-либо из верующих целует «камень» искренне, от всего сердца каясь в грехах, и семь раз обходит вокруг Каабы, призывая на помощь Аллаха, то «камень» обязательно станет свидетелем этой мольбы в день Страшного суда, когда обретет способность видеть и говорить.

Паломники, приходящие к Каабе, должны семь раз обойти святыню против часовой стрелки. Если паломникам удается приблизиться к «чёрному камню», они могут коснуться его или поцеловать. Те, кто не смог приблизиться к нему, просто поднимают руки в приветственном жесте, проходя мимо «камня».

Меч пророка Мухаммеда


Одним из наиболее известных и ярких символов мусульманского Востока является Зульфикар – меч, в соответствии с коранической традицией принадлежавший пророку Мухаммеду. Для мусульман он означает приблизительно то же, что меч короля Артура – для жителей Британии. Особенно почитают Зульфикар мусульмане-шииты. Согласно исламской традиции, после смерти Мухаммеда меч по завещанию достался Али ибн Абу Талибу, зятю пророка, который, с точки зрения шиитов, был первым и единственным законным преемником Мухаммеда (халифом).

Существуют различные варианты названия меча, отражающие региональные особенности произношения – Зульфикар, Золфагар, Тульфикар, Дульфикар, Дульфагар и т. д. Среди арабов больше распространено название «Тульфикар» (Thulfiqar), в то время как персы предпочитают именовать легендарный меч пророка Мухаммеда Зульфикаром (Zulfiqar). В зависимости от способа произношения по-разному переводится и название меча, но наиболее распространенный вариант перевода происходит от арабского Dhu al-Fiqar или Dhu’l-Fiqar – «ломающий позвонки». По другой версии, название меча происходит от арабского Dhu’l-Fakar – «обладатель метки» (из-за того, что лезвие меча имело на себе некие особые метки или знаки).



Происхождение меча окутано легендами. Рассказывают, например, что он принадлежал первому человеку – Адаму, который принес его на землю после изгнания из рая. Согласно наиболее распространенной версии, меч достался пророку Мухаммеду в качестве трофея после сражения у колодцев Бадр в 624 году, а до этого он принадлежал одному из вождей племени курейшитов. В руках пророка оружие приобрело магическую, сокрушительную силу.

По преданию, Мухаммед передал (по другой версии – завещал) Зульфикар своему зятю Али, великому воину. Большинство источников сходятся в том, что это произошло во время исторической битвы при горе Ухуд, произошедшей 23 марта 625 года. Одна из легенд утверждает, что меч для Али принес с небес сам архангел Гавриил (Джибрил) после того, как в жестокой сече тот уже сломал девять мечей. С Зуль-фикаром в руке Али бросился на вражеского предводителя, Амра ибд Абдауда, сила которого превосходила силу тысячи воинов. Никто не отваживался сойтись с ним в единоборстве. Однако для Али не было препятствий. Одним ударом волшебного меча он разрубил пополам щит противника, разбил его шлем и поверг силача на землю. Видя это, пророк Мухаммед восхищенно воскликнул: «Нет героя кроме Али, нет меча кроме Зульфикара!» В последующие века этот девиз стал боевым кличем мусульманских армий, оружейники выгравировывали его на клинках мечей.

В руке Али Зульфикар стал самым известным мечом в истории ислама. По преданию, этот меч имел два лезвия и обладал волшебными свойствами: например, им невозможно было убить невинного человека. Когда Али не сражался, он оставлял Зульфикар висеть в воздухе, просто подбрасывая его, а в случае нужды меч чудесным образом оказывался у него в руке. Считалось, что Зульфикар защищает границы мусульманского мира от врагов. Однако, как гласит известная в Средней Азии легенда, этот меч ломался, если умерший где-либо мусульманин не был похоронен. Захоронение следовало произвести как можно быстрее – для того чтобы обломки Зульфикара срослись и он снова встал на стражу границ.

Сын Али, имам аль-Хусейн ибн Али, с Зульфикаром в руках сражался против омейядского халифа Язида ибн Муавия в битве при Кербеле (Ирак) в октябре 680 года. Память об этом сражении до сих пор жива среди мусульман-шиитов. Войска Язида окружили небольшой отряд Хусейна, численность которого не превышала 300 человек. Получив несколько ран, Хусейн пал на поле битвы, почти все его люди были уничтожены. Время не смягчило горестных воспоминаний об этом событии. Шииты до сих пор переживают трагедию в Кербеле так, как будто она произошла только вчера. «Пей воду и проклинай Язида» – такую надпись можно увидеть в Кербеле на огромных кувшинах, выставленных на улице для страдающих от жажды прохожих. Считается, что само название «Кербела» происходит от выражения «карб аль-илаха» («рядом с богами»), или от «аль-курб ва аль-бала» («скорбь и беда»). А меч Зульфикар после этих событий стал восприниматься как символ чести и мученичества.

После гибели Хусейна Зульфикар перешел в руки аббасидских халифов, а затем османских султанов. Постепенно меч приобретает все более реальные очертания, окружающий его ореол легенд и преданий рассеивается. В эпоху Средневековья он становится символом военной доблести и рыцарства. Турки-османы охотно приняли и использовали символику Зульфикара. Полулегендарный меч стал одной из эмблем турецких янычаров. Его изображение помещалось на военных знаменах, на могилах павших воинов.

Существуют различные варианты изображения Зульфикара. В одних случаях он изображается с двумя параллельными лезвиями, очевидно, призванными подчеркнуть волшебные свойства меча. Однако гораздо чаще его изображают в виде ятагана с раздвоенным острием (согласно легенде, лезвие меча раскололось, когда Али неосторожно вытягивал его из ножен). Во всех мусульманских странах изготавливались клинки, символизировавшие Зульфикар. Самые ранние из известных образцов имели раздвоенный конец, образованный треугольным вырезом. На этих клинках по традиции выгравировывалась надпись на арабском языке «Нет героя кроме Али, нет меча кроме Зульфикара!» Вариации на тему Зульфикара очень разнообразны: известны мечи-«зульфикары» с раздвоенными в вертикальной или горизонтальной плоскости остриями клинка, с «пламенеющими» или волнистыми со стороны лезвия или обуха клинками. Клинки также могли быть кривыми или прямыми и сочетаться с разными эфесами.

Ну а что же сам легендарный меч? Пройдя через столетия и приобретя поистине всемирную славу, ныне он хранится в сокровищнице дворца-музея Топкапы в Стамбуле. В Турции он известен как Дульфакар (Dhu al-Faqar). Это тот самый меч, что стал трофеем пророка Мухаммеда в битве у колодцев Бадр и в дальнейшем принадлежал имаму Али и его сыну Хусейну. На лезвии меча выгравированы две сходящиеся линии – возможно, именно отсюда родилась легенда, что меч имел два острия.

Известны еще восемь мечей, принадлежавших пророку Мухаммеду. Семь из них ныне находятся в сокровищнице дворца Топкапы. Считается, что один из них, носящий имя Кали (Кулай), – один из трех мечей, взятых пророком в качестве трофеев после сражения с еврейским племенем Бану-Курейса (Бану-Кайнака) в 627 году под стенами Медины (по другой версии, Абд аль-Муталиб, дед пророка Мухаммеда, обнаружил этот меч близ источника Земзем в Мекке). Лезвие меча имеет длину 100 см. На нем выгравирована арабская надпись: «Это – благородный меч дома пророка Мухаммеда, посланника Аллаха». Другим мечом, захваченным в сражении с Бану-Курейса, является легендарный Ал-Баттар, по преданию, принадлежавший библейскому силачу Голиафу. Следующим обладателем меча был Давид, победивший Голиафа и ставший царем Израиля. Существует легенда, что именно этим мечом Иисус Христос поразит антихриста в час своего Второго пришествия.

Меч Ал-Баттар, который также хранится в сокровищнице дворца Топкапы, называют «мечом пророков». На его лезвии (его длина составляет 101 см) выгравированы имена Давида, Соломона, Моисея,

Аарона, Иосифа, Захарии, Иоанна Крестителя, Иисуса Христа и Мухаммеда. На мече имеется также древняя надпись на языке арабов-на-батейцев и рисунок, изображающий царя Давида с отрубленной головой Голиафа.

Третий меч, принадлежащий к числу трофеев битвы при Медине, – Хатф, меч, по преданию, собственноручно выкованный царем Давидом. Он изготовлен по образцу меча Ал-Баттар, но имеет несколько большие размеры, его лезвие имеет длину 112 см и ширину 8 см. Согласно легенде, этот меч был боевым мечом царя Давида, а позже был передан им на хранение священникам-левитам. В дальнейшем меч неисповедимыми путями оказался в племени Бану-Курейса, а потом перешел в руки пророка Мухаммеда.

Меч Ал-Расуб, как считается, был фамильным мечом, долгое время принадлежавшим семье пророка. Длина его лезвия составляет 140 см. Меч украшают золотые кружки, на которых выгравировано имя некоего Джафара аль-Садыка.

Меч Ал-Матхур, известный также как Матхур ал-Фиджар, принадлежал пророку Мухаммеду еще до того, как он получил первое откровение от Бога. Он достался пророку от его отца. С этим мечом Мухаммед отправился в свое историческое путешествие из Мекки в Медину, известное как «хиджра». Ал-Матхур сопровождал пророка во всех последующих походах и по завещанию был передан его зятю Али. Длина лезвия меча составляет 99 см. Рукоять украшена двумя золотыми змеями и инкрустирована изумрудами и бирюзой; на лезвии близ рукояти имеется надпись «Абдаллах ибн Абд аль-Муталиб», выполненная старинной куфической вязью.

Шестой меч, Ал-Микдам, когда-то также принадлежал пророку Мухаммеду и от него перешел к Али ибн Абу Талибу, а от него – к его сыновьям (по другой версии, он был захвачен в качестве военного трофея Али ибн Абу Талибом во время одного из набегов на Сирию). Длина лезвия меча составляет 97 см; на нем выгравировано имя «Аль-Дин Зайн аль-Абидин» (возможно, это имя мастера). Седьмой меч, Ал-Ка-диб, скорее похож на длинный стилет (его длина составляет 100 см). Это было оружие для защиты путников и паломников. На одной стороне лезвия выгравирована длинная надпись «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его – Мухаммед ибн Абдаллах ибн Абд аль-Мута-либ». Меч Ал-Кадиб долгое время принадлежал египетским правителям из династии Фатимидов.

Меч Ал-Адб – единственный из девяти мечей пророка Мухаммеда, хранящийся за пределами Стамбула. Ныне он находится в Египте, в мечети имама Хусейна в Каире. Название меча в переводе означает «острый». Этот меч прислал Мухаммеду один из его соратников накануне сражения у колодцев Бадр. Меч Ал-Адб был в руках пророка во время битвы при горе Ухуд, а в дальнейшем омейядские и фатимидские правители использовали его в ритуальных целях: на этом мече подданные клялись в верности правящему халифу.

Реликвии дворца Топкапы

Местонахождение: дворец-музей Топкапы, Стамбул, Турция


В 1924 году по распоряжению первого президента Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка впервые распахнул свои ворота для широкой публики легендарный дворец Топкапы, на протяжении многих столетий служивший резиденцией всесильных повелителей Оттоманской империи. С тех пор посетители дворца-музея могут познакомиться не только с хранящимися здесь бесценными художественными сокровищами, но и воочию увидеть многочисленные реликвии ислама, которые в течение веков собирались и бережно хранились турецкими султанами.

Дворец Топкапы состоит из трех расположенных в ряд обширных дворов. В центре третьего двора – павильон Святой Мантии, «Хирка-и-Саадет», в трех залах которого хранятся реликвии, связанные с именем пророка Мухаммеда.



По традиции, ежегодно 15 числа священного месяца рамадана в этот павильон торжественно приходил султан со свитой, состоявшей из высших должностных лиц империи и придворных сановников. Окруженная галереями постройка состоит из нескольких помещений, увенчанных куполами; первое из них служит вестибюлем, где в небольшом фонтане тихо журчит вода. Залы украшены майоликовыми плитками, в пестрой цветовой гамме которых преобладает светло-зеленый оттенок.

На покрытых майоликах стенах и в четырех встроенных витринах можно увидеть многочисленные реликвии ислама – сабли четырех первых халифов, ковер, принадлежавший дочери пророка Мухаммеда Фатиме, вещи, связанные с именам патриархов древности, – горшок, который принадлежал Аврааму (Ибрахиму), тюрбан Иосифа, жезл Моисея. Но главную часть экспозиции составляют реликивии, непосредственно связанные с именем основателя ислама.

В одной из комнат за стеклянной витриной можно увидеть Священное знамя пророка. Оно хранилось в специальной шкатулке зеленого цвета и извлекалось оттуда всякий раз, когда правители Оттоманской империи выступали на войну против неверных. Султан лично выносил Священное знамя к воротам дворца Топкапы и вручал его командующему войсками.

Второй по важности экспонат – мантия пророка Мухаммеда. Зал, где она хранится, украшен с изысканной роскошью – яркие цветные витражи и серебряные решетки в окнах, золотые лампады свешиваются с потолка, всюду – мерцание золота и серебра, старинные восточные шелка. Под витым серебряным балдахином (XVI в.) покоится золотой ларец, в котором под несколькими расшитыми тканями хранится мантия пророка. Сделанная из черной шерсти, с широкими рукавами, она имеет длину 1 м 24 см.

Предание рассказывает, что однажды арабский поэт Кааб бин-Бухер преподнес Мухаммеду поэму, написанную в его честь. Восхищенный талантом поэта, пророк снял со своих плеч мантию и набросил ее на счастливого стихотворца. Потомки Кааб бин-Бухера хранили мантию как величайшую реликвию; позже ее купил у них халиф Муавийя за 20 000 частей серебра. На протяжении многих лет мантией обладали правившие в Багдаде халифы из династии Аббасидов. Накануне захвата и разрушения Багдада монголами реликвия была отправлена в Египет, где ею владели преемники Аббасидов. Турецкий султан Селим I Грозный (Явуз; правил в 1512–1529 гг.) во время своего победоносного похода в Египет захватил реликвию в качестве трофея и торжественно доставил ее в Стамбул. С тех пор мантия пророка хранится во дворце Топкапы.

В числе других реликвий – шкатулка, вырезанная из фрагмента «чёрного камня» Каабы; отпечаток стопы пророка Мухаммеда, его меч и волосы из его бороды; зуб, сломанный во время Хайберской войны; фляга, использовавшаяся в посмертном ритуальном омовении; земля с могилы пророка.

Чрезвычайную ценность имеет «Ахти-наме» – грамота, собственноручно написанная пророком Мухаммедом. Долгое время она хранилась в христианском монастыре Св. Екатерины на Синае. Побывав в монастыре, пророк остался чрезвычайно доволен гостеприимством синайских монахов и в благодарность за это пожаловал в 624 году монастырю Св. Екатерины охранную грамоту, в которой подтвердил все прежние привилегии, данные обители византийским императором Юстинианом, и добавил к ним новые.

Эта грамота начертана древним арабским куфическим письмом на коже газели. Текст ее заверен отпечатком руки пророка, под которой стоят подписи 21 свидетеля. Побывавший на Синае в 1843 году русский паломник А. Уманец так описывает виденную им копию «Ахти-наме»:

«Она написана на большом толстом бумажном листе красными и черными чернилами; первые употреблены там, где говорилось о Боге, о Его милостях, об особе пророка и его высоких добродетелях. Вокруг текста была кайма, расцвеченная и раззолоченная; вверху во всю ширину листа отделено место в три вершка высотою, разделенное на три равных четвероугольника, из которых в правом нарисована мечеть с минаретом под кипарисами, напоминающая храм Кааба в Мекке, в среднем засвидетельствование верности копии; в левом представлена в малом виде черною краскою десница Мухаммеда с пятью короткими пальцами, распростертыми в разные стороны».

В 1527 году подлинник письма был взят турецким султаном Селимом I Явузом в Стамбул и с тех пор хранится во дворце Топкапы.