Экологические права и экологические обязанности граждан РФ: общая характеристика, взаимосвязь. Экологические права и обязанности граждан и их объединений Какие права граждан в сфере экологической безопасности


Как уже отмечалось во введении. Конституция РФ предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, которая зависит от существующей обстановки, этапа развития государства и общества, уровня его организованности. Закономерной тенденцией реализации этой необходимости является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов, прежде всего правовых норм, содержащих требования по нормированию общественной жизнедеятельности, выраженных в субъективных правах и обязанностях физических и юридических лиц.

Гражданином РФ признается лицо, находящееся в устойчивой правовой связи с Российской Федерацией, выраженной в совокупности их взаимных прав и обязанностей, что подтверждается документом, удостоверяющим наличие гражданства России. Иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином России, имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином России и не имеющее доказательств наличия гражданства какого-либо иного государства.

Экологические права и обязанности граждан - это установленные нормативными правовыми актами возможности или ограничения, определяющие меру допустимого поведения индивида при взаимодействии с окружающей средой.

Экологические права граждан относятся к разновидности естественных и неотчуждаемых прав человека, которые возникают и существуют с момента рождения человека и прекращаются с его смертью. Они определяют меру свободы и необходимости поведения человека в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности 1 По вопросу определения сущности субъективных прав граждан см.: Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. .

Согласно нормативным предписаниям, содержащимся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», которые являются средством детализации и правового опосредования конституционно-правовых норм, каждый гражданин имеет право на:

  • благоприятную окружающую среду;
  • защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
  • достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  • возмещение вреда окружающей среде.

Кроме того, граждане имеют право:

  • создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
  • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
  • обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

В соответствии с нормативными предписаниями Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане обязаны:

  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к природе и природным богатствам;
  • соблюдать иные требования законодательства.

Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. В развитие данных положений Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 17.05.1997 № 78-ФЗ, от 19.07.1998 №112-ФЗ, от 12.03.2002 №26-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-Ф3, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ от 10.01.2006 18-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, 23.07.2008 № 160-ФЗ) устанавливает, что право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Различают следующие виды общественных объединений:

  1. общественная организация;
  2. общественное движение;
  3. общественный фонд;
  4. общественное учреждение;
  5. орган общественной самодеятельности:
  6. политическая партия.

Общественной организацией является предусматривающее членство общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого - совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

  • разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
  • за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
  • оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и обсуждения проектов, касающихся охраны окружающей среды;
  • обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
  • обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  • организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
  • рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;
  • подавать в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, в суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
  • осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Общественные объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования законодательства в данной области.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды. При размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решение об их размещении принимается с учетом мнения населения или результатов референдума. Должностные лица, препятствующие гражданам, общественным объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав, привлекаются к ответственности в установленном порядке.



Согласно части первой ст. 20 Конституции РФ основным пра­вом каждого человека является право на жизнь . Это право пре­дусмотрено положениями Хартии прав человека, Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 нояб­ря 1991 года. Это право закреплено в Стокгольмской деклара­ции, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды (1972), и в последующих международных документах.
На этом фундаментальном праве базируются все иные права чело­
века, в том числе экологические. Статьей 42 Конституции РФ предусмотрены следующие экологиче ­ ские права человека :
право на благоприятную окружающую среду;
право на достоверную информацию о ее состоянии;
право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду конкретизировано
в ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды". Благоприятной окружающей средой признается такая среда, каче­ство которой обеспечивает устойчивое функционирование естест­венных экологических систем, природных и природно-антро­погенных объектов, и параметры которой соответствуют установ­ленным стандартам, обеспечивающим охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетиче­ского фонда. Состояние такой среды должно отвечать нормативам, касающимся ее чистоты, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.
В систему нормативов качества окружающей среды входят:
основные требования к нормированию качества окружающей среды (ст. 20 Закона);
нормативы качества окружающей среды:
нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химиче­ских веществ, включая радиоактивные вещества;
нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

Нормативы, установленные в соответствии с биологически­ми показателями состояния окружающей среды, в том чис­ле видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
иные нормативы качества окружающей среды (ст. 21 Закона);
нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: . нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микро­организмов (ст. 23 Закона); . нормативы образования отходов производства и потребле­ния и лимиты на их размещение (ст. 24 Закона); . нормативы допустимых физических воздействий на окружа­ющую среду (ст. 25 Закона);
. нормативы допустимого изъятия компонентов природной сре­ды (ст. 26 Закона);
нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружа­ющую среду (ст. 27 Закона);
иные нормативы в области охраны окружающей среды (ст. 28 Закона);

требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим ме­тодам контроля;
ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях пре­дотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;
порядок организации деятельности в области охраны окружаю­щей среды и управления такой деятельностью (ст. 29 Закона);
лицензирование отдельных видов деятельности в области ох­раны окружающей среды (ст. 30 Закона);
экологическая сертификация (ст. 31 Закона).

Конституцией РФ предусмотрено право граждан на достовер ­ ную информацию о состоянии окружающей среды . В части вто­рой ст. 24 Основного закона записано, что должностные лица органов государственной власти и органов местного само­управления обязаны обеспечить каждому возможность озна­комления с документами и материалами, непосредственно за­трагивающими его права и свободы. Это одно из завоеваний демократии в корне изменило ситуацию, когда все экологиче­ские проблемы в стране были окружены завесой секретности. Конституцией установлена также ответственность за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих уг­розу для жизни и здоровья людей (часть третья ст. 41).
Федеральный Закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 (в ред. от 10.01.2003) предусматривает за­щиту прав граждан на экологическую информацию, в том числе сведения о последствиях аварий и катастроф, информацию о безо­пасности населенных пунктов. Подобная информация не может составлять государственную тайну, доступ к данной информации не может быть ограничен. Государственная защита открытости экологической информации для населения страны обеспечила публичность сведениям, которые прежде сопровождались грифом "Для служебного пользования", "Совершенно секретно".
Одним из критериев такой информации является ее достоверность. Достоверной считается заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномо­ченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Степень достоверности информации зависит, в частности, от уровня развития экологической науки и техники, используемой в области мониторинга и контроля.
Закон "Об информации, информатизации и защите информации" предусматривает способы реализации права на доступ к соответст ­ вующей информации , а именно:
пользователи обладают равными правами на доступ к государ­ственным информационным ресурсам и не обязаны обосновы­вать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации (исключение составляет ин­формация с ограниченным доступом);
доступ физических лиц и юридических лиц к государственным информационным ресурсам служит основой осуществления общественного контроля за состоянием экологии;
органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомст­венных им организаций, в пределах своей компетенции осуще­ствлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасно­сти и другим вопросам, представляющим общественный интерес;
отказ в доступе к информационным ресурсам может быть об­жалован в суде;
лицо, которому отказано в доступе к информации, и лицо, по­лучившее недостоверную информацию, имеют право на воз­мещение понесенного ими ущерба.

Право на возмещение ущерба , причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением , закреплено в ст. 42 Конститу­ции РФ. Закон "Об охране окружающей среды" конкретизирует данное положение. Юридические и физические лица, причи­нившие вред окружающей среде (в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использо­вания природных ресурсов, деградации и разрушения естест­венных экологических систем, природных комплексов и при­родных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды), обязаны возместить его в полном объеме.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденны­ми таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на вос­становление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Компенсация вреда окружающей среде, причиненного наруше­нием законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбит­ражного суда.
Права и обязанности (полномочия) граждан в области охраны окружающей природной среды установлены ст. 11 Закона "Об охране окружающей среды".
Прова граждан :
создавать общественные объединения, фонды и иные неком­мерческие организации, осуществляющие деятельность в об­ласти охраны окружающей среды;

Обязанности граждан :
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к природе и природным богатствам;
соблюдать иные требования законодательства.

Негосударственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Специализация___________________________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Студента группы____________

Проверил__________________


План работы.

Введение.

1. Понятие правового экологического статуса и источники его формирования.

2. Экологические права граждан.

3. Способы защиты экологических прав.

4. Экологические обязанности граждан.

Заключение.

Список литературы.


Введение.

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы.

Первая - потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Эта форма названа - экономической.

Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формой.

Экологические функции государства выполняются через соответствующие экономические, организационные, правовые механизмы. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.



Государственная экологическая стратегия РФ: обеспечение экологической безопасности, охрана среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

Понятие правового экологического статуса и источники его формирования.

Любой субъект, вступающий в те или иные правоотношения, обладает определенным статусом, который представляет собой совокупность прав и обязанностей такого субъекта, закрепленных в законодательстве. Не являются исключением в этом смысле и экологические правоотношения. Поэтому применительно к участникам таких правоотношений правомерно говорить о наличии у того или иного субъекта определенного правового экологического статуса, формируемого совокупностью закрепленных в экологическом законодательстве прав и обязанностей.

Основным источником формирования правового экологического статуса граждан, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территории Российской Федерации, является Конституция РФ, которая в ст. 71 к исключительному ведению Российской Федерации относит регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов в силу ст. 72 Конституции РФ относится защита прав и свобод человека и гражданина.

Это, с одной стороны, может быть истолковано как исключительная прерогатива Российской Федерации на законодательное установление тех или иных прав человека и гражданина, в том числе экологических прав. Однако, усиление правового статуса личности дополнительными правами за счет принятия конкретным субъектом Российской Федерации своего законодательного акта и возложения им на себя обязанностей по финансовому, материальному и иному обеспечению таких прав едва ли можно назвать антиконституционным шагом. Тем более, согласно ст. 55 Конституции РФ, перечисленные в ней права и свободы не должны толковаться кА отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В этой же статье содержится прямой запрет на издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

В этом смысле дополнительно введенные и реально обеспечиваемые субъектами Российской Федерации права выглядят намного привлекательнее, нежели декларируемые на федеральном уровне, но в силу тех или иных причин не подкрепляемые на деле права, превращающиеся, по сути, в лозунги.

Экологические права граждан.

В ст. 42 Конституции РФ перечислены основные группы экологических прав граждан и иных физических лиц, в том числе их право на:

● благоприятную окружающую среду;

● достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

● возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Анализ приведенных выше прав позволяет провести определенную их классификацию. Так, право на благоприятную окружающую среду по своей сути является естественным правом человека, принадлежащим ему от рождения. При этом надлежащая реализация такого права фактически не зависит от самой личности, а напрямую связана с финансовыми, материальными организационными и иными возможностями органов публичной власти обеспечить благоприятное для человека состояние окружающей среды. Хотя прилагать собственные определенные усилия в целях улучшения своей среды обитания, например, путем добровольных пожертвований на природоохранные мероприятия либо посредством участия в таких мероприятиях, конкретному физическому лицу закон и не запрещает.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть рассмотрено с нескольких позиций. С одной стороны человек может реализовать это право путем активного волеизъявления, обращаясь с запросом к уполномоченному на то органу публичной власти. При этом необходимо четко конкретизировать объект своего интереса применительно к месту своего жительства или преимущественного пребывания, поскольку на поставленные вопросы общего характера, как показывает практика, едва ли можно получить исчерпывающий ответ.

В то же время это право, согласно действующему законодательству, может реализоваться физическим лицом и в «пассивном» режиме. Речь идет об обязанности государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовит доклад о состоянии окружающей среды в субъектах Российской Федерации и на базе его федеральный доклад, который затем обнародуется. Вместе с тем данная процедура позволяет лишь определить общие тенденции (улучшение, ухудшение либо стабилизацию экологической обстановки) в сравнении с аналогичными периодами. Поэтому с точки зрения буквального соблюдения рассматриваемого права важное значение имеет своевременность доведения уполномоченными на то органами до населения информации, создающей реальную угрозу жизни и здоровью физических лиц в каждом конкретном случае. В этом смысле не случайно в ст. 237 уголовного кодекса РФ установлена ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер для устранения такой опасности, указанной информацией.

То есть если руководитель предприятия, на котором произошли незапланированные выбросы или сбросы, превышающие официально установленные лимиты, не сообщил об этом в специально уполномоченные органы, то он может являться субъектом уголовной ответственности по названной статье. Равно как и представитель, специально уполномоченного органа, будучи проинформированным о той или иной неблагополучной ситуации, но, не приняв мер к обеспечению безопасности населения на соответствующей территории, тоже нарушает уголовный закон.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, возникает при наличии установленной экспертными исследованиями и подтвержденной в заключении причинно-следственной связи между экологическим правонарушением и причинением ущерба. Вместе с тем и здесь не обойтись без выражения воли физического лица (его представителя) на возмещение ему ущерба посредством направления в суд соответствующего искового заявления.

В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в несколько иной интерпретации повторяются закрепленные в конституции РФ экологические права, а также перечисляются возможные способы реализации гражданами своих экологических прав. Так, помимо права на благоприятную окружающую среду, гражданин имеет право на защиту этой среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также на возмещение вреда причиненного окружающей среде.

Реализуя свои экологические права граждане могут:

● создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

● направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране;

● принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащей законодательству Российской Федерации акциях;

● выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке;

● оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

● обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

● предъявлять иски в суд о возмещении вреда окружающей среде;

● осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Конкретизация экологических прав граждан и способов их реализации находит свое отражение в законодательных и подзаконных актах. Так глава V Федерального закона «Об экологической экспертизе» регламентирует процедуру инициирования и проведения общественной экологической экспертизы. По своей сути это одна из возможных форм реализации права граждан, как на благоприятную окружающую среду, так и на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, поскольку выводы, содержащиеся в заключении экспертной комиссии, являясь доступными для проживающего на соответствующей территории населения, позволяют иметь четкое представление о негативных и позитивных сторонах предлагаемого к реализации объекта (например, производственного комплекса, автозаправочного пункта и т. д.), который исследуется в ходе экспертизы.

Статья 10 Федерального закона «О животном мире» предоставляет гражданам осуществлять общественный контроль и проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания, что можно отнести к активной форме реализации гражданами своего права на благоприятную окружающую среду применительно к сфере охраны и использования животного мира, в то время как применительно к специально уполномоченных органов в рассматриваемой сфере осуществление схожей деятельности (государственный контроль, мероприятия по охране объектов животного мира и т. п.) можно отнести уже к разряду функциональных обязанностей.

Проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера осуществляется с требованиями Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Вместе с тем перечисленные выше конституционные и производные от них экологические права, также как и схожие по смыслу с ними иные права, закрепленные в других законах, относятся к группе прав в сфере охраны окружающей среды, что, безусловно, является важной составляющей в эколого-правовом статусе личности, но не дает полного представления о правомочиях физических лиц. С точки зрения классификации, такие экологические права можно отнести к категории общих прав.

В тоже время необходимо говорить и об отдельных правах граждан и иных лиц, осуществляемых в процессе природопользования, которые относятся к категории специальных прав. Такие права закреплены в природоресурсных законодательных актах и их реализация в полном объеме также зависит от волеизъявления соответствующего субъекта. Например, согласно ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр, а это может быть и физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе:

● использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей обозначенной в лицензии цели;

● самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

● использовать отходы своего горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств, если иное не оговорено в лицензии;

● проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией и т. д.

возможность осуществления правомочий в определенных законом случаях обусловлена наличием специальных разрешений (лицензий). Так, согласно ст. 35 Федерального законно «О животном мире» пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. В ст. 46 Водного кодекса Российской Федерации закреплено, что права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Содержание самих специальных прав водопользователя раскрывается в нормах названного Кодекса и заключается в возможности:

● использовать водные объекты для собственных нужд, либо для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 27);

● получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления своей деятельности (ст. 92);

● отказываться от пользования водным объектом (ст. 60) и др.

наконец, участники общественных отношений, которые относятся к сфере обеспечения экологической безопасности, наделяются самостоятельной группой прав. Эти права можно классифицировать как особые экологические права.

Например, ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что граждане имеют право:

● на защиту жизни, здоровья, их личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

● в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

● быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

● обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

● участвовать в установленном законом порядке в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

● на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Приведенный выше перечень позволяет говорить об определенной схожести прав граждан в сферах обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, однако индивидуальная специфика особых и общих экологических прав все-таки очевидна и их разделение предопределено ст. 42 конституции Российской Федерации.

Давая определение экологическим правам граждан, следует отметить, что это закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, а также допускаемые (не запрещенные) ими формы волеизъявления граждан в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, создание препятствий, в реализации которых может повлечь за собой негативные для нарушителей этих прав последствия в установленном законом порядке.

В ст. 42 Конституции РФ перечислены основные группы экологических прав граждан и иных физических лиц, в том числе их право на:

Благоприятную окружающую среду;

Достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

Возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Анализ приведенных выше прав позволяет провести определенную их классификацию. Так, право на благоприятную окружающую среду по своей сути является естественным правом человека, принадлежащим ему от рождения. При этом надлежащая реализация такого права фактически не зависит от самой личности, а напрямую связана с финансовыми, материальными организационными и иными возможностями органов публичной власти обеспечить благоприятное для человека состояние окружающей среды. Хотя прилагать собственные определенные усилия в целях улучшения своей среды обитания, например, путем добровольных пожертвований на природоохранные мероприятия либо посредством участия в таких мероприятиях, конкретному физическому лицу закон и не запрещает.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть рассмотрено с нескольких позиций. С одной стороны человек может реализовать это право путем активного волеизъявления, обращаясь с запросом к уполномоченному на то органу публичной власти. При этом необходимо четко конкретизировать объект своего интереса применительно к месту своего жительства или преимущественного пребывания, поскольку на поставленные вопросы общего характера, как показывает практика, едва ли можно получить исчерпывающий ответ.

В то же время это право, согласно действующему законодательству, может реализоваться физическим лицом и в «пассивном» режиме. Речь идет об обязанности государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовит доклад о состоянии окружающей среды в субъектах Российской Федерации и на базе его федеральный доклад, который затем обнародуется. Вместе с тем данная процедура позволяет лишь определить общие тенденции (улучшение, ухудшение либо стабилизацию экологической обстановки) в сравнении с аналогичными периодами. Поэтому с точки зрения буквального соблюдения рассматриваемого права важное значение имеет своевременность доведения уполномоченными на то органами до населения информации, создающей реальную угрозу жизни и здоровью физических лиц в каждом конкретном случае. В этом смысле не случайно в ст. 237 уголовного кодекса РФ установлена ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер для устранения такой опасности, указанной информацией.

То есть если руководитель предприятия, на котором произошли незапланированные выбросы или сбросы, превышающие официально установленные лимиты, не сообщил об этом в специально уполномоченные органы, то он может являться субъектом уголовной ответственности по названной статье. Равно как и представитель, специально уполномоченного органа, будучи проинформированным о той или иной неблагополучной ситуации, но, не приняв мер к обеспечению безопасности населения на соответствующей территории, тоже нарушает уголовный закон.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, возникает при наличии установленной экспертными исследованиями и подтвержденной в заключении причинно-следственной связи между экологическим правонарушением и причинением ущерба. Вместе с тем и здесь не обойтись без выражения воли физического лица (его представителя) на возмещение ему ущерба посредством направления в суд соответствующего искового заявления.

В ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в несколько иной интерпретации повторяются закрепленные в конституции РФ экологические права, а также перечисляются возможные способы реализации гражданами своих экологических прав. Так, помимо права на благоприятную окружающую среду, гражданин имеет право на защиту этой среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также на возмещение вреда причиненного окружающей среде.

Реализуя свои экологические права граждане могут:

Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

Направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране;

Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащей законодательству Российской Федерации акциях;

Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке;

Оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

Обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

Предъявлять иски в суд о возмещении вреда окружающей среде;

Осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Конкретизация экологических прав граждан и способов их реализации находит свое отражение в законодательных и подзаконных актах. Так глава V Федерального закона «Об экологической экспертизе» регламентирует процедуру инициирования и проведения общественной экологической экспертизы. По своей сути это одна из возможных форм реализации права граждан, как на благоприятную окружающую среду, так и на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, поскольку выводы, содержащиеся в заключении экспертной комиссии, являясь доступными для проживающего на соответствующей территории населения, позволяют иметь четкое представление о негативных и позитивных сторонах предлагаемого к реализации объекта (например, производственного комплекса, автозаправочного пункта и т. д.), который исследуется в ходе экспертизы.

Статья 10 Федерального закона «О животном мире» предоставляет гражданам осуществлять общественный контроль и проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания, что можно отнести к активной форме реализации гражданами своего права на благоприятную окружающую среду применительно к сфере охраны и использования животного мира, в то время как применительно к специально уполномоченных органов в рассматриваемой сфере осуществление схожей деятельности (государственный контроль, мероприятия по охране объектов животного мира и т. п.) можно отнести уже к разряду функциональных обязанностей.

Проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера осуществляется с требованиями Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Вместе с тем перечисленные выше конституционные и производные от них экологические права, также как и схожие по смыслу с ними иные права, закрепленные в других законах, относятся к группе прав в сфере охраны окружающей среды, что, безусловно, является важной составляющей в эколого-правовом статусе личности, но не дает полного представления о правомочиях физических лиц. С точки зрения классификации, такие экологические права можно отнести к категории общих прав.

В тоже время необходимо говорить и об отдельных правах граждан и иных лиц, осуществляемых в процессе природопользования, которые относятся к категории специальных прав. Такие права закреплены в природоресурсных законодательных актах и их реализация в полном объеме также зависит от волеизъявления соответствующего субъекта. Например, согласно ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр, а это может быть и физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе:

Использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей обозначенной в лицензии цели;

Самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству;

Использовать отходы своего горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств, если иное не оговорено в лицензии;

Проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией и т. д.

возможность осуществления правомочий в определенных законом случаях обусловлена наличием специальных разрешений (лицензий). Так, согласно ст. 35 Федерального законно «О животном мире» пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок. В ст. 46 Водного кодекса Российской Федерации закреплено, что права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Содержание самих специальных прав водопользователя раскрывается в нормах названного Кодекса и заключается в возможности:

Использовать водные объекты для собственных нужд, либо для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 27);

Получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления своей деятельности (ст. 92);

Отказываться от пользования водным объектом (ст. 60) и др.

наконец, участники общественных отношений, которые относятся к сфере обеспечения экологической безопасности, наделяются самостоятельной группой прав. Эти права можно классифицировать как особые экологические права.

Например, ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает, что граждане имеют право:

На защиту жизни, здоровья, их личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

В соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

Быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

Обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Участвовать в установленном законом порядке в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

На возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Приведенный выше перечень позволяет говорить об определенной схожести прав граждан в сферах обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, однако индивидуальная специфика особых и общих экологических прав все-таки очевидна и их разделение предопределено ст. 42 конституции Российской Федерации.

Давая определение экологическим правам граждан, следует отметить, что это закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, а также допускаемые (не запрещенные) ими формы волеизъявления граждан в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, создание препятствий, в реализации которых может повлечь за собой негативные для нарушителей этих прав последствия в установленном законом порядке.

Учебная дисциплина – Экологическое право

КУРСОВАЯ РАБОТА

тема:

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН»

САРАТОВ – 2003

Введение ………………………………………………………………….. 3


1. Понятие и виды экологических прав человека ……………….. 5


2. Правовое регулирование экологических прав человека

по российскому законодательству ………………………………. 8


3. Защита экологических прав граждан в судебном и

административном порядке ………………………………………. 13

органов исполнительной власти ………………………………… 14

Конституционном Суде РФ ……………………………………… 16

правам человека в Российской Федерации …………………....... 17

3.4. Защита экологических прав и Европейский суд по

правам человека …………………………………………………... 18

4. Роль общественных объединений в защите

экологических прав граждан ……………………………………... 20


Заключение ……………………………………………………………….. 23


Список использованных источников ……………………………….. 24

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружаю­щей среды России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраны окружающей среды, основанные на идее решения экологических задач в интересах человека, а собственно право каждого на благоприятную окружающую среду , реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам чело­века, но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благо­приятного состояния окружающей среды. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью .

Но любые права должны быть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашей стране является Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». Этот нормативный акт содержит перечень экологических прав граждан и определяет порядок их регулирования в Российской Федерации.

Означает ли, что с принятием нового нормативно-правового акта все экологические проблемы в стране будут решены, и все экологические права соблюдены? Безусловно, нет. Потребуется детальная оценка применимости каждой статьи, глубокая проработка механизмов практической реализации закона. Все это обусловливает необходимость проведения фундаментальных исследований в данной предметной области.

Целью курсовой работы является теоретическое обобщение основных положений в области регулирования экологических прав граждан.

Данная цель достигается решением следующих задач :

Ø систематизация понятийного аппарата и группирование экологических прав человека по видам;

Ø раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав граждан в соответствии с российским законодательством;

Ø анализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке;

Ø оценка роли общественности в защите экологических прав граждан.



1. Понятие и виды экологических

прав человека


Под экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспе­чивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой .

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фунда­ментальными. В Российской Федерации они закреплены Консти­туцией, а также международно-правовыми документами по пра­вам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К междуна­родным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду , достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба , причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологи­ческие права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конститу­ция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения чело­века таких прав. Они являются правами субъективными и естест­венными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рож­дения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разно­видности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды , право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданст­ва, проживающих на территории Российской Федерации, на ра­диационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах и др.

Выделение в предлагаемой классификации категории «иные экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государствен­ному обеспечению и защите.

Наряду с представленной выше классификацией, экологичес­кие права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Консти­туции, так и в Международных пактах по правам человека выделя­ются гражданские (личные) права; политические права; культур­ные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юри­дически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав .

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индиви­да на участие в осуществлении государственной власти (посредст­вом проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государствен­ных органов и должностных лиц, а также их бездействия, наруша­ющих экологические права граждан).

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня эколо­гической культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить чело­веку достойный жизненный уровень с учетом экологических ха­рактеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружаю­щей среды, право на экологическое образование.

С учетом важности экологических интересов для человека, об­щества и государства, уровня развития экологических прав чело­века они должны быть выделены в качестве самостоятельной раз­новидности прав.


2. Правовое регулирование экологических прав человека по российскому

Законодательству


Признание и регулирование экологических прав граж­дан – одна из наиболее существенных новаций развивающегося российского законодательства. Поэтому особенно важно то, что эта разновидность прав признана Конституцией России (ст.ст. 36, 37, 41, 42),

К решению вопросов в сфере взаимодействия общества и приро­ды вполне могут быть применимы также некоторые другие консти­туционные права – свободно искать, получать, передавать, произ­водить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), соби­раться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демон­страции, шествия и пикетирование (ст. 31), обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Гарантируя государственную защиту прав и свобод челове­ка и гражданина в России, Конституция предусматривает в то же время, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

Конституция РФ развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в об­ласти охраны окружающей среды. Конституционное право каждо­го на благоприятную окружающую среду – одно из фундаменталь­ных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с под­держанием нормальных экологических, экономических и эстети­ческих условий его жизни. Лишь немногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств в разных формах за­крепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» не только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагопри­ятного воздействия окружающей природной среды, но и предус­мотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспе­чению его защиты. В частности, он предоставил гражданам право :

а) создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

д) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;

е) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

з) осуществлять другие предусмотренные законом права .

Ряд существенных прав граждан в области охраны окружаю­щей среды установлен иными законодательными актами России . Так, по Федеральному Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:

Ø на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или исполь­зуемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на орга­низм человека настоящего и будущих поколений;

Ø на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение мас­совых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболева­ний;

Ø при обращении на предприятия и в организации – на полу­чение от них в пределах их компетенции полных и достовер­ных сведений:

а) о состоянии среды обитания и здоровья на­селения, эпидемиологической обстановке, действующих са­нитарных правилах;

б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпиде­миологического благополучия и их резуль­татах;

в) о качестве выпускаемых товаров народного потреб­ления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;

Ø непосредственно или через своего представителя, или через общест­венные объединения участвовать в разработке, обсуж­дении и принятии органами государственной власти и управ­ления реше­ний, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологиче­ского благополучия населения .

С учетом высокой социальной и экологической опасности ра­диационного загрязнения окружающей среды Федеральным зако­ном «О радиационной безо­пасности населения» также установлен ряд прав граждан. Согласно ст. 22 этого Закона, граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, про­живающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиацион­ную безопас­ность. Граждане и общественные объединения имеют также право на получение объективной информации от организации, осущест­вляющей дея­тельность с использованием источников ионизирую­щего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиаци­онной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиаци­онной безопасности (ст. 23). Представителям общест­венных объ­единений предоставлено право доступа в организацию, осущест­в­ляющую деятельность с использованием источников ионизирую­щего излуче­ния, в порядке и на условиях, установленных законо­дательством Российской Федерации (ст. 24). Согласно ст. 26, граж­дане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причинен­ных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх уста­новленных данным Федеральным законом основных пределов доз, в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации. А в случае радиацион­ной аварии граждане имеют право на возмеще­ние вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмеще­ние причиненных им убытков в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации.

Законом «О защите прав потребителей» (в редакции Федераль­ного за­кона от 9 января 1996 г.) установлено право потребителей на просвещение в об­ласти защиты прав потребителей (ст. 3). Это право обеспечивается посредством включения соответствующих требова­ний в государственные образовательные стандарты и общеобразо­вательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приоб­рести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Закон устанавливает другое важное экологически значимое право потребителя – на без­опасность товара (работы, услуги) (ст. 7). Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работ, услуга) при обычных условиях его ис­пользования, хранения, транспортировки и утилизации был без­опасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред его имуществу.

В системе экологических прав граждан можно выделить права на природопользование, т.е. на использование природных ресурсов для удовлетворения разнообразных потребностей человека – эко­номических, оздоровительных, рекреационных, эстетических, на­учных, культурных. Права граждан на природопользование регу­лируются природоресурсными актами законодательства Зе­мельным, Водным, Лесным кодексами, законами «О недрах», «О животном мире» и др .


3. Защита экологических прав граждан

в судебном и административном порядке


В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент Рос­сии является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Содействовать реализации главой государства его конституци­онных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина призвана Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Как совещательный и консультативный орган при Президенте Комиссия осуществляет свою деятельность на основа­нии Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 18 ок­тября 1996 г.

Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже само­стоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а вклю­чена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.

Таким образом, в действующем государственно-правовом меха­низме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав чело­века.

В Конституции РФ предусмотрена система юридических га­рантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществлять­ся охрана таких прав:

Ø судебная защита прав и свобод;

Ø право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуп­равления, общественных объединений и должностных лиц;

Ø право на получение квалифицированной юридической по­мощи;

Ø право на возмещение государством вреда, причиненного не­законными действиями (или бездействием) органов государ­ственной власти или их должностными лицами;

Ø право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосу­дарственные средства правовой защиты .

Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражда­нина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защи­щать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объеди­нений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26).

3.1. Защита экологических прав в сфере деятельности

органов исполнительной власти

Весьма актуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а от­дельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности. К таким средствам и способам защи­ты относятся:

а) судебный контроль за деятельностью администрации (имеют­ся в виду полномочия общих судов по рассмотрению администра­тивных споров, а также возможная организация административ­ной юстиции);

б) административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой испол­нительной власти. Сюда следует отнести и президентский кон­троль за деятельностью подчиненной ему системы государствен­ных органов;

в) организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;

г) прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за закон­ностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуп­равления;

д) контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с уче­том принципа разделения властей.

Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Зако­ном РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.).

Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в кото­рый он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государст­венному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоя­щие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в ме­сячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Закон определяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия, нарушающие экологические права гражда­нина, были обжалованы им в административном порядке, срок подачи жалобы в суд – один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же граждани­ном не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обраще­ния в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нару­шении его прав и закон наделяет суд правом восстановления про­пущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Ува­жительной причиной считаются любые обстоятельства, затруд­нившие получение информации об обжалованных действиях (ре­шениях) и их последствиях.

Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обосно­ванна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовле­творить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

3.2. Защита экологических прав граждан в

Конституционном Суде РФ

Важная роль в механизме защиты экологических прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-пра­вовых актов, конституционность которых проверяет Конституци­онный Суд РФ. Это – федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Пра­вительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другие нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности указанных актов, однако, не по собственной инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный Суд с за­просом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государ­ственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Наряду с проверкой конституционности законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституци­онного Суда связана с реализацией права граждан на конституци­онную жалобу. В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» правом на обращение в Конституци­онный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нару­шение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежа­щим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в Федеральном законе (ст. 96).

По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом консти­туционных экологических прав принимается одно из двух реше­ний: о признании закона либо отдельных его положений соответст­вующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или созда­ющими возможность не соответствующего Конституции истолко­вания судом или иным органом. В случае признания закона, при­мененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обыч­ном порядке.

3.3. Защита экологических прав Уполномоченным по

правам человека в Российской Федерации

Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государ­ственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уваже­ния государственными органами, органами местного самоуправле­ния и должностными лицами.

Институт Уполномоченного по правам человека, существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет традиционные контрольные функции парламента в отношении других государственных органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан. Он назначается на должность и осво­бождается от должности Государственной Думой в порядке, пред­усмотренном Федеральным конституционным законом от 26 фев­раля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Россий­ской Федерации». Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию между­народного сотрудничества в области прав человека, правовому про­свещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

3.4. Защита экологических прав и

Европейский суд по правам человека

С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граж­дане получили право обращаться за защитой нарушенных экологи­ческих прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.

Обращение направляется заявителем лично либо через адвока­та в Европейскую комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или не­посредственно в суд. В обращении указывается заявитель, прави­тельство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных сво­бод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты.

Такими документами могут быть ответы Генеральной прокурату­ры РФ, Верховного Суда РФ и др. При этом обращение в Европей­скую комиссию должно быть направлено в течение шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстан­ции.

Европейская комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение о его рассмотрении по существу, если удосто­верится, что исчерпаны все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истек шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавли­вает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвен­ции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязы­вает соответствующее государство принять в течение определенно­го времени предписанные ему решением Комитета меры. По исте­чении этого периода в случае невыполнения государством вынесен­ных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были пере­даны в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека.

11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли Протокол №11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил права индивиду, неправительствен­ным организациям и группам лиц направлять петиции непосред­ственно в суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из сем­надцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются коми­тетами из трех судей. Сами же дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осущест­влением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до ее разрешения несет заявитель.



4. Роль общественных объединений в защите

экологических прав граждан


Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защи­щать свои экологические права возрастают при объединении уси­лий путем создания экологических организаций , наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

Полномочия общественных экологических объединений в об­ласти охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в Законе «Об охране окружающей природной среды» .

Экологические и иные общественные объединения, выполняю­щие экологические функции, имеют право:

а) разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

б) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

в) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;

г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

д) обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

е) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

ж) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;

з) организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде;

и) организовывать и проводить экологическую экспертизу;

л) подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;

м) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

н) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

В России создано более 1000 общественных экологических фор­мирований, осуществляющих многообразную полезную деятель­ность.

Одним из примеров реализации прав общественных объедине­ний в области охраны окружающей среды может служить опротес­тование Российским социально-экологическим союзом в Вологод­ском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка «Русский Север», образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.

По иску партии «зеленых» к Правительству Ленинградской об­ласти суд признал незаконным выделение участка под садоводчес­кие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику «Линдуловская роща». Эти земли, полученные ПО «Союз» с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой кора­бельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохрани­лись сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738г. Партия «зеленых», на чьей стороне было общество охраны природы, ука­зывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом «сантехнических вы­рубок».

Успешно для российского отделения Гринпис и населения Крас­ноярского края завершилось рассмотрение иска его представите­лей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа «О государственной поддержке структурной перестройки и кон­версии атомной промышленности в г. Железногорске Краснояр­ского края» от 25 января 1995г. противоречащего российскому природоохранительному законодательству.

Заключение

Российская Федерация – одно из самых больших по площади государств мира. Естественно, что природные условия на таком обширном пространстве отличаются большим разнообразием. Но это благополучие не беспредельно, а экология страны очень ранима.

Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российском обществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой – негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой.

ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: «Выживаемость русских достигла критической отметки». Полученный коэффициент (1,4 балла), по существу рассматривается как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию – «воспроизводимые» поколения будут отличаться физиологичес­кой и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти по­коления не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет спо­собностей к самостоятельному мышлению .

Защита нации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны к ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и каждого.

Сделанные государством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход из кризисной экологической ситуации. Важно, чтобы теперь законы начали действовать.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. – М.: Проспект, 1999.

2. Федеральный закон от 20.03.2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод». // Российская газета. – 2001, 23 марта.

3. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». // Российская газета. – 2002, 12 января.

4. Федеральный закон от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне». // Российская газета. – 2002, 12 января.

5. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». // Российская газета. – 1999, 6 апреля.

6. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». // Российская газета. – 1997, 30 июля.

7. Федеральный закон от 7.11.2000 г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием». // Российская газета. – 2000, 9 ноября.

9. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. – М.: ЦЭП, 1996.

10. Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. – М., 1996.

11. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. – М.: Просвещение, 1998.

12. Вронский В.А. Прикладная экология. Учебное пособие. – Р/на Дону: Феникс, 1996.

13. Общественное экологическое движение России. Справочное пособие. / Под ред. Смирнова А.К. – М.: Экология, 1995.

14. Экологическое право России. Учебник. – М.: ИМП, 1997.

15. Экологическая безопасность России. Выпуск 2. – М., 1996.

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.