Эпидемия холеры в Йемене: почему это важно. Если бы не нефть

Называют школу шариатского права. В первые века после возникновения этой очень распространенной ныне религии появилось множество почитаемых ученых-богословов, занимавшихся жизнеописанием пророка Мухаммеда и его учеников. На основе их трудов в последующем было создано огромное количество школ практического применения Корана и Сунны. До наших времен сохранились, конечно же, не все они.

На данный момент в мусульманском мире существует четыре основных мазхаба. Приверженцы ислама считают, что эти учения — и есть достоверная Сунна и правильная проекция Корана на современную повседневную практику. Самым распространенным в мире при этом является ханафитский мазхаб. Последователями этого учения является большинство мусульман.

Основатель

Назван этот самый распространенный в исламе мазхаб именем Азама Абу Ханифа. Именно этот почитаемый мусульманами всего мира аскетичный и набожный имам и был его основателем. Родился Азабм Абу Ханиф в эпоху сахабов в Куфе. Этот город в те времена был одним из важнейших образовательных, культурных и религиозных центров Халифата. Семья имама была родом из Ирана и занималась торговлей шелком.

С малых лет Азам Абу Ханиф начал проявлять интерес к различным религиозным и философским учениям, существовавшим тогда в Куфе. Повзрослев, он решил полностью отойти от торговли шелком и всецело посвятить себя науке.

Изучение фикха

В первое время Азам Абу Ханиф принимал активнейшее участие в разного рода религиозно-философских диспутах между хариджитами, мутазилитами и представителями других групп. В последующем он заинтересовался (фикх). Первым делом он начал тщательно изучать и аяты (стихи) Корана. При этом Азам Абу Ханиф задался целью вывести из священных писаний и систематизировать правовые предписания, дав им одновременно научное обоснование.

Изучением фикха этот мусульманский философ занимался долго - около 28 лет. Наставниками его по исламскому праву в разные времена были такие почитаемые мусульманами богословы, как Амр ибн Джумахи, Ибн Шихаб аз-Зухри, Хишам ибн Урва и т. д.

Ханафитский мазхаб: отличие от других школ

Распространенность этой школы в мусульманском мире объясняется прежде всего ее гибкостью. Помимо этого популяризации ханафитского мазхаба способствовала и детальная проработка вопросов, касающихся шариата. На настоящий момент это самое подробное религиозно-правовое учение в мусульманском мире.

Помимо самого Абу Ханифа основателями ханафитского мазхаба считаются его последователи Мухаммад аш-Шайбани и Абу Юсуф. Этим трем почитаемым философам-богословам удалось создать наиболее умозрительную школу, следующую путем не только собственно религиозных, но и чисто рациональных заключений.

Вероубеждение

Если собрать воедино все книги ханафитского мазхаба, то их окажется больше чем у трех других вместе взятых. Подавляющим большинством мусульман этой школы в качестве доктринальной основы веры принят матуридизм. Это философское исламское течение сформировалось в XIII в и получило распространение во времена Османского господства.

Основной отличительной особенностью матуридизма является то, что его последователям в вопросах «о Бытии Божьем» разрешено опираться не только на откровения, но и на собственный разум, конечно же, не впадая при этом в крайности. Что касается свободы воли, то в этом плане отчасти признаются догматы джабритов. Последние считают, что все людские дела сотворены не ими, а Богом. Однако при этом, в отличие от полностью отрицающих свободу выбора человека джабритов, приверженцы ханфитского мазхаба признают тот факт, что претворяет Аллах в жизнь только то, что изначально исходит от самого человека. Проще говоря, по убеждениям матуридитов, свои поступки люди совершают сами, но исключительно при помощи Божьей силы.

Основные источники права

Опираются представители такой школы, как ханафитский мазхаб, в своих убеждениях исключительно на Сунны и Коран. Помимо этого, правовые предписания Абу Ханифы основаны на таких источниках, как:

    Кыяс. То есть суждение по аналогии. Такая методика применяется в исламе в случае необходимости внесения ясности при отсутствии в Откровении прямых указаний на способы решения той или иной проблемы. В этом случае обращают внимание на имеющиеся в Коране аналогии.

    Иджама — единство мнений философов-богословов прошлого и настоящего.

    Орф — использование в качестве аргумента традиционно распространенных в исламе мнений при отсутствии точных указаний в Откровении.

    Истихсан . Применяется в том случае, если кыяс вступает в противоречие с иджамой и орфом. Если суждение по аналогии является не целесообразным правовое предписание может быть вынесено с отказом от доводов кыяса.

Также ясность в разного рода аспекты шариата в этой школе может вноситься на основании высказываний учеников Пророка Мухаммеда.

Намаз по ханафитскому мазхабу: условия

Первым предписанием шариата (столпом ислама) является произнесение формулы единобожья и признание миссии пророка Мухаммеда, вторым — намаз. Порядок совершения молитв в исламе сложился в виде подражания позам и движениям самого пророка Мухаммеда. То, каким именно образом он совершал намаз, запомнили его ученики и первые мусульмане. Впоследствии они передали правила моления другим последователям ислама.

Совершают намаз представители такой древней школы, как ханафитский мазхаб, с соблюдением шести условий:

    омовение;

    прикрытие тела (у мужчин — от пупка до колен, у женщин — всего, кроме лица, стоп и кистей);

    обращение к Кибле (стоять нужно лицом к Каабе);

    своевременность совершения моления;

    намерение совершить намаз не формально, а именно ради Аллаха;

    начало моления со слов «Аллаху акбар».

Отличие от намаза других школ

Согласно предписаниям проводить обряд обращения к Богу в исламе положено пять раз в день. В принципе, сам намаз совершается примерно так же, как и в других школах. Но есть и некоторые отличия. Так, к примеру, в ханафитской школе запрещается объединять те намазы, которые должны проводиться в разное время суток, во время дождя или в пути. Из этого правила существует лишь несколько исключений. Во время Хаджа ханафиты в некоторых случаях намазы все же объединяют.

Особенности утренних молений

Первый из пяти намазов мужчины приверженцы этой школы проводят тогда, когда становится достаточно светло для того, чтобы различать окружающие вещи. Эта практика была когда-то принята, по всей видимости, с целью собирать большее количество людей в мечети. Женщины проводят обычно в темноте.

Мазхаб в России

В нашей стране мусульмане в большинстве своем относятся к самой распространенной в исламе группе суннитов. Таковыми, к примеру, являются башкиры, татары, кабрадинцы, черкесы и некоторые другие народы. Согласно исследованиям ученых, сунниты ханафитского мазхаба появились в России практически сразу же после исламского свидетельства.

Помимо ханафитов, в нашей стране есть только практикующие шафииты. В основном это выходцы с Кавказа, поселившиеся в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Таким образом, ханафитский и шафиитский мазхаб — единственные в России школы шариатского права.

Словарное значение слова «фикх» – это точное и глубокое постижение смысла слов и действий, правильное и полное понимание, познание глубинной сути чего-либо. Слово «фикх» обладает несколько более специальным значением, чем близкие по смыслу слова «‘ильм» и «фахм», имеющие значение «знать, понимать».

В Куръане слово «фикх» использовано примерно в двадцати местах в глагольной форме «полностью и хорошо понимать что-либо, охватить его смысл, знать истинную сущность и постичь его умом». В одном священном аяте оно использовано в форме «та- факкух фид-дин» (обладание познаниями в религии).

«Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли стать обладателями основательных и глубоких знаний в религии и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться».

Быть обладателем глубоких познаний в религии – это немного специфичное значение. Обладатели глубокого понимания и широких познаний, безусловно, лучше разбираются в религии, знают ее положения, цели, тонкости ее установлений, всю ее пользу и мудрость, те основы, на которые она опирается.

В хадисах мы также наблюдаем использование слова «фикх» и в словарном значении, и в форме «тафаккух фи-д-дин» с более частным значением «быть обладателем глубокого познания по вопросам ислама».

Наш Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) говорил: «Кому Аллах пожелает добра, того сделает обладателем фикха в религии (познавшим тонкости религиозных установлений)».

В Куръане говорится, что те, кто, обладая сердцем, не могут постичь аятов Аллаха, будут обитателями Ада. Это качество неверующих.

«У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами».

А в другом аяте сказано про неверующих и лицемеров:

«Что же произошло с этими людьми, что они едва понимают то, что им говорят?»

И еще раз Куръан использует слово «фикх», когда говорит, что люди не в состоянии понять славословия семи небес, земли и тех, кто на них обитает, когда они прославляют своего Господа.

В других аятах слово «фикх» также употребляется в сходных с приведенными значениях.

В словарях это слово имеет значения «знать, познавать, обладать тонким пониманием». Мухаммад Абу Захра дает такое определение: «Фикх – это точное и глубокое понимание, постижение сути предметов, слов и действий».

В терминологии фикх означает детальные установления шари‘ата по практическим вопросам, которые были выведены муджтахидами из религиозных доводов.

Имам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) дал фикху такое определение: «Знания по фикху – это те решения по практическим вопросам, которые человек должен знать. Но знания нужны только для того чтобы действовать в соответствии с ними. А действовать в соответствии с религиозными знаниями, значит оставить мирские заботы ради обретения счастья и блаженства в вечной жизни».

Для того чтобы лучше это понять, будет нелишним провести краткий обзор истории фикха, начиная с ранних этапов его становления.

Первый период

Это эпоха нашего господина, Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).

В это время фикх целиком сосредоточен на божественном откровении, потому что именно вахий является источником установлений фикха и в их словесном выражении и по смыслу (Куръан) или же только по содержанию (Сунна). И те иджтихады нашего Пророка (салляллаху‘алейхи ва саллям) и его сподвижников (радыяллаху ‘анхум), которые были одобрены через вахйи, также имеют достоинства «фикха откровения».

С одной стороны, наш Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) давал ответы на вопросы своих сахабов по фикху, с другой – он подготовил часть из них до такой степени, чтобы они сами могли найти ответы по вопросам фикха.

Эту подготовку он проводил в Суффе, пристроенной им к аль-Масджид ан-Набави и считающейся первым исламским медресе. Тех, кто обладал большими способностями в фикхе, он довел до той степени, когда они сами могли выносить фетву. Еще при жизни Пророка (салляллаху ‘алейхи ва саллям) некоторые из сахабов давали фетвы. Досточтимые Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, Му‘аз ибн Джабаль, ‘Убай ибн Ка‘б (радыяллаху ‘анхум) – вот часть из тех сподвижников, которые давали фетвы при жизни Пророка (салляллаху ‘алейхи ва саллям).

Этих подготовленных им муджтахидов Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) отправлял в те края, где про- живали мусульмане, чьи знания по исламу не шли дальше основных положений веры. Народ строго следовал фетвам этих сахабов муджтахидов по практическим вопросам, связанным с обрядами поклонения, взаимоотношениями людей и с различением халяль от харама. Как поясняется в книгах по фикху, когда сахаба-муджтахиды сталкивались с проблемами, решения которых не находили в Коране и сунне, они приводили свои доводы путем иджтихада с учетом рекомендаций Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи ва саллям) и, основываясь на иджтихаде, давали свои фетвы. И люди строго исполняли эти вынесенные ими фетвы.

К примеру, когда Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) отправлял Му‘аза ибн Джабаля в Йемен, спросил у него, чем тот будет руководствоваться в принятии решений. Му‘аз ответил, что Куръаном, затем сунной, но если там не найдет ответов, то будет совершать иджтихад. За такой ответ Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) похвалил Му‘аза.

Второй период

Это эпоха праведных халифов. Период праведных халифов начинается после завершения ниспослания Куръана и передачи сунны, составляющих основу «фикха откровения». Во время праведных халифов сахабы в поиске решения какого-либо вопроса по фикху, прежде всего, обращались к Куръану и сунне. Если в них не находили ясного указания по этому вопросу, тогда они совершали иджтихад.

Среди них были как те, кто совершал итждихад в его абсолютном понимании, так и те, кто совершал итждихад только по отдельным темам. ‘Умар в одном из своих выступлений перед жителями района Джабия в Шаме говорил: «Если кто-то хочет задать вопрос о Куръане, пусть спросит ‘Убайя ибн Ка‘ба. Кто хочет спросить о наследстве, спрашивайте у Зайда ибн Сабита. Желающие узнать о фикха пусть обращаются к Му‘азу ибн Джабалю. А кто хочет задать вопрос о ведении хозяйства, подходите ко мне». Этот призыв ‘Умара к народу с просьбой обращаться с интересующими их вопросами к сахабам муджтахидам косвенно подтверждает, что и в эпоху праведных халифов народ продолжал следовать указаниям муджтахидов.

Самые известные факихи-муджтахиды второго периода:

1. Абу Бакр ас-Сыддик (ум. в 13 г. хиджры).
2. ‘Умар (ум. в 23 г.).
3. ‘Усман (ум. в 35 г.).
4. ‘Али (ум. в 40 г.).
5. Абдуллах ибн Мас‘уд (ум. в 32 г.).
6. Абу Муса аль-Аш‘ари (ум. в 45 г.).
7. Му‘аз ибн Джабаль.
8. ‘Убайй ибн Ка‘б (ум. в 30 г.).
9. Зайд ибн Сабит (ум. в 54 г.).
(радыяллаху ‘анхум аджма‘ин).

Третий период

Это эпоха сахабов и таби‘инов. Этот период начинается после завершения эпохи праведных халифов и продолжается до последних лет существования государства Омейядов. На этом этапе подход к проблемам фикха полностью сответствует тому, как понимали иджтихад святые сподвижники. Как повествуется в книгах по истории ислама, в этот период произошли многие политические события. Также сообщается о возникновении некоторых междуусобиц. В результате этих событий мусульмане разделились на три крупных течения - Ахли-Сунна, шииты и хариджиты.

Особенности третьего периода:

1. Появились разделения среди мусульман, возникшие в результате упомянутых выше политических событий.

2. Ученые ислама разъехались по разным областям. В тех краях, куда они поехали, некоторые сахабы начали давать уроки. Они проводили индивидуальные и общие учебные занятия. Подготовленные ими табиины сыграли важную роль в укоренении религиозных знаний в этих городах.

3. Широкое распространение получили передача и собирание хадисов. Появились и некоторые вымышленные хадисы.

4. Стали известны многие ученые-неарабы: тюрки, персы, египтяне.

5. Мухаддисы и факихи вступили в разногласия по поводу используемых ими методов.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Холера продолжает распространяться в Йемене - с 27 апреля в стране произошло более 390 000 предполагаемых случаев заболевания и более 1800 случаев смерти.


ВОЗ и ее партнеры принимают ответные меры в связи с этой вспышкой холеры в Йемене, тесно сотрудничая с ЮНИСЕФ, местными органами здравоохранения и другими сторонами в области лечения больных людей и предотвращения дальнейшего распространения болезни.

Каждый человек, заболевший холерой, имеет семью, свою историю, надежды и мечты. В центрах лечения пациентов местные работники здравоохранения неустанно, зачастую бесплатно, борются со смертью и помогают пациентам полностью восстановиться после болезни.

Фатима Шуи сидит между своей 85-летней матерью и 22-летней дочерью, которые получают лечение в связи с холерой в переполненной больнице имени 22 мая в Сане.

«У нас нет денег даже на то, чтобы добраться до больницы. Мой муж работает дворником, он наш единственный кормилец, но вот уже 8 месяцев ему не платят зарплату, - говорит Фатима. - Я боюсь, что другие члены нашей семьи заразятся этой болезнью».

Д-р Адель Эль-Эльмани возглавляет центр по лечению диареи в больнице Эль-Сабин в Сане. Чтобы справиться с наплывом пациентов он и его бригада часто работают по 18 часов в день.

Более 10 месяцев более 30 000 йеменских работников здравоохранения не получают зарплаты. Тем не менее, многие из них, подобно д-ру Эль-Эльмани, продолжают лечить пациентов и спасать жизни.

ВОЗ /S. Hasan

Восьмилетний Моханнад победил холеру после трехдневного курса лечения в центре лечения диареи в больнице Эль-Сабин в Сане. Моханнад потерял мать и сестру, погибших в результате взрыва бомбы рядом с их домом в Хадже. После этого они с отцом уехали в Сану.

«Моханнад - это все, что у меня осталось в этой жизни после смерти жены и дочери. Когда он заболел холерой, я боялся, что он последует за своей матерью и сестрой», - говорит отец Моханнада.

Медработник ухаживает за 20-летней Хадиджей Абдул-Карим. Хадиджа была вынуждена покинуть свой дом в охваченном конфликтом районе Эль-Вазия, Таиз. Девушка еле сводит концы с концами, а болезнь лишь усугубляет эту ситуацию.

В поисках лечения 53-летнему Абду Эль-Нехми пришлось проделать большой и сложный путь. Преодолевая ухабы и другие препятствия на дороге из его деревни в районе Бани Матар в Сану, его машина сломалась. Все это время, помимо диареи и рвоты, он страдал от боли в почках.

«В нашем районе нет центра здравоохранения, а дорога до больницы в Сане занимает 2-3 часа», - говорит он.

На сегодняшний день ВОЗ, ЮНИСЕФ и партнеры оказали содействие в обеспечении 3000 коек в 187 центрах по лечению диареи и в оборудовании 834 полностью функционирующих участков для проведения пероральной регидратационной терапии.

Набила, Фатима, Амаль, Хайят и Хенд работают медсестрами в центре здравоохранения Азаль в Сане и все свое время посвящают лечению пациентов, поступающих с тяжелой дегидратацией.

«Каждый день мы принимаем тяжелобольных пациентов с осложнениями, но жизнь большинства из них удается спасти. Бывает, что новый тяжелый пациент поступает в то время, когда мы заняты с другими пациентами», - говорит Набила Эль-Олофи, одна из медсестер, работающих в центре.

«Мы не получаем регулярно зарплату, но основной наш «заработок» - это спасенные жизни».

ВОЗ и ЮНИСЕФ поставляют также материалы медицинского назначения и оплачивают труд, транспортные расходы и сверхурочную работу медработников с тем, чтобы они могли продолжать лечить пациентов.

Уже несколько лет в Йемене бушует война. Кажется, здесь все воюют против всех. Хуситы (шииты зайедского направления), сторонники ИГ и «Аль-Каиды», «Братья-мусульмане», союзники Саудовской Аравии и Ирана, йеменская армия, войска из Эмиратов и Саудовской Аравии захватывают города, бомбят, угрожают друг другу, присягают на верность и отказываются от ставших ненужными союзов.

Йемен находится очень далеко — на самой окраине арабской Ойкумены. Он — самая бедная из арабских стран. Здесь нет нефти и газа, нет вообще ничего, кроме бесконечных пустынь, голода и разрухи.

Сегодня 8 миллионов йеменцев голодают, в стране бушуют эпидемии холеры и дифтерии. На территории Йемена руками самих йеменцев воюют два региональных гиганта – Саудовская Аравия и Иран. Бьются не на жизнь, а на смерть.

Несмотря на отдаленность этого конфликта от Израиля, эта война проецируется и на наш регион, поэтому в последнее время события в Йемене все чаще упоминаются в заявлениях политиков, которые, впрочем, знают о том, что там происходит, лишь понаслышке. Иногда, по тем или иным причинам, политики пытаются упростить историю Йемена, а может, они просто с ней не знакомы. Так появился миф о том, что после «арабской весны» враждебный Саудовской Аравии, а также прочим арабским странам и Израилю, Иран создал фронт нестабильности в Йемене с помощью своих шиитских союзников — хуситов. И если только «обрубить Ирану руки» в Йемене, то в этой стране сразу восстановятся порядок и покой. Но, судя по истории XX столетия, покой Йемену может только сниться.

Танцевать на головах змей

В отличии от сирийской войны, которая в течении семи лет была в эпицентре мирового внимания, заголовки из Йемена находятся на заднем плане. Лишь в дни «арабской весны», когда на площади Тарьир (араб., «изменение, перемена») стояли вместе йеменские студенты и студентки, пожилые люди и дети, требуя перемен, Йемен был интересен. Однако перехода от автократии президента Али Абдаллы Салеха, который находился у власти без малого 33 года, к демократии так и не получилось. Вместо демократии в разобщенном и нищем Йемене разразилась гражданская война.

Отстраненный президент быстро присоединился к хуситам – повстанцам-шиитам, которые еще в двухтысячных годах поднимали восстание против его режима и были разбиты. Стоит вспомнить, что в девяностых годах Салех тесно сотрудничал с местным филиалом «Братьев-мусульман» — суннитским радикальным движением «Ислах». Лавируя от радикальных суннитов к радикальным шиитам, Салах пытался любой ценой сохранить власть.

В октябре 2017 года бывший президент рассказал в интервью, что «править Йеменом – все равно, что танцевать на головах змей». К этому моменту Салех разочаровался в своих союзниках-хуситах и объявил, что переходит на сторону антихуситской коалиции, что серьезно увеличило ее шансы на победу. 4 декабря 2017 в машину бывшего президента, в совершенстве овладевшего искусством танцевать на головах змей, выстрелили из гранатомета его недавние союзники, не простившие предательства.

Краткая история бесконечной войны

В нескольких предложениях не расскажешь о тысячелетиях истории, но стоит напомнить, что после исламского завоевания Йемен (вернее, северная часть современного Йемена) пользовался независимостью на протяжении нескольких веков, вплоть до египетского вторжения в XI веке. Однако и после завоевания Йемен был вассальным султанатом, сохраняя значительную меру автономии. Османское завоевание в XVII веке положило этому конец, в XVIII-XIX веках на территории Йемена возникали независимые шиитские зейдитские династии, затем страна вновь перешла в руки турков-османов. В 1918 году северный Йемен, населенный преимущественно шиитам зейдитского толка, стал независимой страной с теократическим монархистским режимом – восстанавливается так называемый «1000-летний имамат», тогда как южный Йемен, где проживают в основном мусульмане-сунниты, оставался британским протекторатом вплоть до 1967 года.

В 1962 году в северном Йемене произошел переворот – одним из путчистов стал молодой лейтенант Али Абдалла Салех, будущий президент Йемена. В течении восьми лет роялисты воевали с республиканцами, а тем временем молодой южный Йемен стал на просоветские рельсы. Вплоть до 1990 года две стороны ожесточенно воевали друг с другом, ситуация осложнилась еще и многочисленными племенными конфликтами. После объединения в 1990 году прошло всего четыре мирных года, после чего вспыхнула гражданская война.

К 2011 году ситуацией были недовольны все. Шииты на севере жаловались, что центральная власть навязывает им ислам суннитского толка и не вкладывает достаточно средств в развитие северных провинций, таких как Саада (сегодня – столица хуситов-повстанцев). Не были довольны объединением и южане; антиправительственные настроения, в конце концов, привели к тому, что на юге обосновались боевики Аль-Кайды (сегодня они контролируют несколько городов и областей).

Аль-Кайда в Йемене воюет против всех – взрывает шиитские мечети и правительственные учреждения. Хуситы выступали против президента Салеха, но, не получив никакого доступа к власти после того, как в должность вступил новый президент, Мансур абд Аль-Хади, встали на тропу войны. На претензии в вопросе сотрудничества с Ираном они отвечали, что и йеменский режим прибегает к помощи иностранной державы – Саудовской Аравии.

С точки зрения йеменцев-шиитов, на протяжении трех десятков лет Запад сотрудничал с президентом-автократом, который бессовестно обкрадывал своих граждан, тогда как правящая верхушка купалась в роскоши. Для умеренных суннитов усиление иранского влияния смерти подобно. Вместе с тем, значительная часть граждан Йемена не поддерживает никого и не верит никому, и лишь с ужасом наблюдает за тем, как одни вооруженные бандиты сменяют других в их провинциях, городах и деревнях.

Если бы не нефть

Несмотря на свою геополитическую удаленность от традиционных центров арабского мира, Йемен является гарантом беспрепятственных поставок нефти через пролив Баб аль-Мандеб, один из главных путей танкеров, которые пересекают Суэцкий канал. Перекрытие Баб аль-Мандебского пролива заблокирует путь танкерам из Персидского залива в Средиземное море, а также закроет наиболее короткий маршрут из северной Африки в Азию. Если бы не это обстоятельство, а также если бы не возрастающее влияние Ирана на происходящее в стране, вряд ли трагические события в Йемене вызвали бы хоть какой-нибудь интерес за пределами арабского мира.

Впрочем, стоит отметить, что и сейчас голод и разруха в Йемене крайне скупо освещаются международными СМИ. На страницах газет или телеэкранах изредка появляются ужасающие фотографии живых скелетов – голодающих йеменских детей, а также горы трупов в результате эпидемии холеры. Однако, благодаря инфляции смертей и страданий – сирийская война, ИГ, теракты в Европе и США –все идет своим чередом и не вызывает эмоций у сильных мира сего. А вот опасения за то, как будут осуществляться поставки нефти и нефтепродуктов, способствуют тому, что Саудовская Аравия, возглавившая йеменскую кампанию в 2015 году, получила безоговорочный мандат на действия в этой стране, несмотря на то, что саудовское королевство, бесспорно, является заинтересованной стороной.

Победа в битве, но не в войне

Сегодня, после дезертирства и убийства бывшего президента Салеха, похоже, что правительственные силы при поддержке саудовского альянса впервые добились ощутимых успехов и потеснили своих хуситских врагов. Вполне возможно, что еще через несколько месяцев те будут отброшены окончательно на север, а возможно, и полностью разбиты. Но на этом йеменская война, увы, не закончится. После разгрома хуситов неизбежно окрепнет Аль-Кайда и ИГ (обе группировки действуют на юге страны) — ведь будет разбит их общий враг. Что же касается йеменских шиитов, которые вовсе не являются инородным элементом, а составляют свыше 45 процентов населения, они продолжат роптать, и на какой то момент опять возьмут оружие в руки, если вновь останутся без своей доли скудного йеменского пирога. И Иран всегда будет там, чтобы взять то, что плохо лежит.

Несмотря на колоссальную разницу между Йеменом и Ливаном, стоит отметить, что и ливанская «Хизбалла» (а до нее движение «Амаль») воспользовалась растущим недовольством на юге Ливана, населенном преимущественно шиитами. Именно эта группа населения имела меньше всего политических прав и никакого доступа к госбюджету. Пока Ливан, который часто именовали ближневосточной Швейцарией, пировал, ливанские шииты наблюдали за этим праздником жизни со стороны. Итогом многолетнего отстранения от власти и игнорирования бедственной ситуации стал рост популярности фундаменталистских движений, таких, как «Хизбалла». Разумеется, и в этом случае Иран воспользовался ситуацией в своих целях.

Не исключено, что после того, как хуситы будут подавлены, или, по крайней мере, вытеснены из центральных городов Йемена на север, внимание саудовской антииранской коалиции может быть переключено на Ливан. Недавняя драма вокруг отставки и возвращения премьера Саада ад-Дина аль-Харири стала ясным намеком на то, что в Эр-Риаде не смирились с господством «Хизбаллы» в стране кедров. Проиграв битву в Сирии, попытаются ли саудиты изменить ситуацию в Ливане? Если да, то, во-первых, Ливан вскоре будет напоминать Йемен — с точки зрения разрушений и гражданских смертей; во-вторых, Израиль непременно будет втянут в эту войну «Хизбаллой» и Ираном; а в третьих, также, как и в Йемене, причины конфликта не будут устранены, а значит – через какое то время все вернется на круги своя.

Лишь создание более или менее сбалансированного строя, который удовлетворит запросы всех конфессиональных и племенных групп, правильная формула раздела власти, социальная справедливость с одной стороны, а с другой — прекращение вмешательства иностранных держав, могут положить конец бессмысленному, как и все войны, конфликту в Йемене. Неспособность правящих арабских режимов обеспечить все эти условия привела к революциям и переворотам в 2011-2012 годах. Причины «арабской весны» до сих пор не устранены. А это значит, что не только Йемен, но и другие арабские страны, по-прежнему находятся в зоне нестабильности, конца которой пока не видно.

Ксения Светлова, депутат кнессета — специально для сайта «Детали»

Более 500 человек уже умерло от эпидемии холеры в Демократической Республике Конго, а также в Нигерии, сообщила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Вспышки болезней, передающихся через воду, регулярно происходят в Конго, главным образом из-за плохой санитарии и отсутствия доступа к чистой питьевой воде. Но эпидемия холеры в этом году, которая уже поразила по меньшей мере 10 городских районов, включая столицу Киншасу, вызывает особую тревогу из-за того, что в центральном регионе Касаи было насильственно перемещено около 1,4 миллиона человек. По словам представителей ВОЗ, по меньшей мере 528 человек уже умерли от этого заболевания, а эпидемия распространилась на 20 из 26 провинций Конго. «Риск распространения остается очень высоким в регионе Гранд-Касай, где ухудшение санитарных условий и условий безопасности еще больше повышает уязвимость перед лицом эпидемии», — говорится в заявлении ВОЗ.

До сих пор официальными представителями здравоохранения было зафиксировано более 24 000 подозрительных случаев заболевания в этом году, и в среднем более 1500 новых случаев в неделю с конца июля. В этом месяце ВОЗ направила в Конго группу экспертов, включая эпидемиологов и специалистов общественного здравоохранения, в целях сдерживания распространения болезни.

Холера в Нигерии

Тридцать пять человек погибли от холеры на северо-востоке Нигерии, сообщили местные представители здравоохранения.

«Число смертей уже достигло 35 человек, а общее количество заболевших, у которых предполагается холера, сейчас составляет 1 283», — говорится в заявлении министерства здравоохранения штата Борно. Большинство случаев заражений и смертей от холеры были отмечены в лагере Муна Гараж (Muna Garage) на окраине столицы города Борно Майдугури, в которой проживает около 20 000 человек, покинувших территорию конфликта с радикальной нигерийской исламистской организацией «Боко Харам».

Ранее уже сообщалось о 775 случаях инфекциях и трех погибших в разрастающемся лагере, где внутренне перемещенные лица (ВПЛ) живут в импровизированном жилье, полагаясь на гуманитарную помощь и общественные водяные скважины. Болезни, передающиеся через воду, представляют собой постоянную угрозу из-за отсутствия надлежащей санитарии для жителей лагеря, особенно в течение нынешнего сезона дождей, когда плохой дренаж вызывает образование инфицированных застойных бассейнов.

Правительство Нигерии, внутренние и международные агентства по оказанию помощи, занимающиеся обеспечением жильем, продовольствием, чистой водой и здравоохранением для ВПЛ, сейчас работают над тем, чтобы сдержать вспышку холеры. Но она уже распространилась на город Диква, расположенный в 90 километрах к востоку от Майдугури, где уже зарегистрировано 438 случаев заболевания.

Холера в Йемене

Ранее МедНовости уже писали о стремительном распространении холеры в Йемене. По данным ВОЗ, на сегодняшний день количество подозрений на холеру с начала вспышки в апреле нынешнего года составило 612 тысяч 703 человека, 2048 человек погибли от заболевания. Число заболевших продолжает расти, ежедневно увеличиваясь на 3 тысячи человек, однако в целом по стране уровень распространения болезни снижается. Наиболее пострадавшими называются провинции Аль-Ходейда, Аманат аль-Азимах, Хаджа и Амран.

В ВОЗ отмечают, что нынешняя эпидемия холеры в Йемене является самой крупной в мире и быстро распространяется из-за почти полного разрушения медицинской инфраструктуры, отсутствия гигиены и чистой воды.