Фамилия екатерины 2 настоящая. Правление екатерины великой

Екатерина II Алексеевна «Великая» (1729-1796) родилась 2 мая 1729 г. в Пруссии, городе Штеттин (сегодня это Польша). При рождении ей дали имя София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, а 9 июля 1744 г. приняв православие, и пройдя обряд крещения, получила новое имя Екатерина Алексеевна.

Семья ее отца, герцога Цербстского, жила небогато, поэтому Софья прошла домашнее обучение. Она учила английский, французский и итальянский языки, историю, географию, богословие, обучалась танцам, музыке. Росла очень живой, любознательной и бедовой девчонкой, любила щегольнуть своим бесстрашием перед мальчишками, с которыми играла на улице.

Появление в России

В России Екатерина появилась в 1744 году, ее пригласила императрица Елизавета Петровна. Здесь ее ожидало замужество с наследником престола Петром Федоровичем. Их обручение состоялось 10 июля 1744 года, а 1 сентября 1745 г. их обвенчали. Приехав в чужую страну, которая стала ее второй родиной, она начала учить язык, российские обычаи и историю.

После свадьбы Екатерина стала жить своей жизнью, так как молодой муж не обращал на нее никакого внимания. Детей у них долго не было, и Екатерина полюбила охоту, развлекалась верховой ездой, веселыми балами и маскарадами, при этом много читала, интересовалась живописью. В 1754 г. у них родился первенец, Павел (император Павел I). Но молодая мать не занималась сыном, так как Елизавета Петровна забрала его к себе. В 1758 г. у нее родилась дочь Анна. Супруг не был уверен в своем отцовстве, а потому был очень недоволен рождением дочери. Позже у нее родился еще один сын, отцом которого считали графа Орлова. Супруг тоже не хранил верность Екатерине и открыто встречался со своей любовницей.

Дворцовый переворот

Екатерина взошла на трон, устроив дворцовый переворот, заставив своего мужа Петра III подписать отречение от престола. Она удачно воспользовалась тем, что в России ее мужем были недовольны из-за сближения с Пруссией.

Императрица правила государством с 1762 по 1796 год. Правление было наполнено осуществлением замыслов, которые не успел исполнить Петр Великий. Царствование Екатерины, называемое «золотым веком Екатерины», было ознаменовано тем, что Россия вышла на мировую арену, став мощной мировой державой. О том, как занять трон, Екатерина задумала еще в 1756 году. Она рассчитывала на помощь своих приближенных Бестужева, Апраксина и гвардии, и они ее не подвели. Переворот состоялся 9 июля 1762 года, и в Москве, 3 октября 1762 года, Екатерину II короновали на царствование.

За время нахождения на престоле императрица провела огромное количество реформ. При ней поднялась мощь армии и флота, были присоединены Крым, Причерноморье, Прикубанье, за счет присоединения земель увеличилась численность населения России. Открывались библиотеки, учебные заведения и типографии. Она оставила после себя много художественных полотен, редких книг по философии, истории, экономике, педагогике, подняла культуру страны. Но с другой стороны, она усилила привилегированность дворянства, ограничив свободы и права крестьянства, жестко подавляла инакомыслие.

Находясь в Зимнем дворце, она перенесла инсульт, и в ноябре, 17 числа 1796 года не стало Великой Екатерины. С почестями, которых достойна великая императрица, ее схоронили в Петропавловском соборе.

Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при . Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.

По собственному признанию Екатерины II , она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец , фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель "Истории государства Российского" Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.

В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования:

Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

— Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

— Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

— Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

— Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

— Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Исходя из поставленных задач, Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность . Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни.

Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, Екатерина II в 1763-1764 годах провела секуляризацию (обращение в светскую собственность) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства . Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий.

В 1775 году Екатерине II было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу. Были введены выборные суды и "судебные палаты" для разбора уголовных и гражданских дел. Наконец, "совестные" суды для малолетних и больных.

В 1785 году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству" , которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.

Эти грамоты упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек.

При Екатерине началось системное развитие женского образования , в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.

При Екатерине II значительно увеличилось население России, были построены сотни новых городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство - Россия впервые начала экспортировать хлеб.

При ней впервые в России были введены бумажные деньги . По ее инициативе в России была проведена первая вакцинация от оспы (она сама подала пример, стала первой, кому сделали прививку).

При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.

Материал подготовлен на основе информациии из открытых источников

Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.

По собственному признанию Екатерины II , она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец Александр Суворов, фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель "Истории государства Российского" Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.

В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования:

Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Исходя из поставленных задач, Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность . Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни.

Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, Екатерина II в 1763-1764 годах провела секуляризацию (обращение в светскую собственность) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства . Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий.

В 1775 году Екатерине II было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу. Были введены выборные суды и "судебные палаты" для разбора уголовных и гражданских дел. Наконец, "совестные" суды для малолетних и больных.

В 1785 году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству" , которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.

Эти грамоты упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек.

При Екатерине началось системное развитие женского образования , в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.

При Екатерине II значительно увеличилось население России, были построены сотни новых городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство - Россия впервые начала экспортировать хлеб.

При ней впервые в России были введены бумажные деньги . По ее инициативе в России была проведена первая вакцинация от оспы (она сама подала пример, стала первой, кому сделали прививку).

При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.

Материал подготовлен на основе информациии из открытых источников

Немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Церптская, известная как Екатерина 2-я, родилась 21 апреля 1729 г. Ее семья была небогата, и принцесса получила только домашнее образование, которое сформировало личность Екатерины 2-й, будущей русской императрицы. В 1744 г. произошло событие, определившее не только дальнейшую биографию Екатерины Алексеевны, но и во многом судьбу России. Принцесса Софья Августа была избрана невестой наследника российского престола Петра 3-го. По приглашению Елизаветы Петровны она прибыла ко двору. Отнесясь к России как к своей второй родине, она активно занялась самообразованием, изучением языка, культуры, истории страны, в которой ей предстояло жить.

В 1744 г., 24 июня, она под именем Екатерины Алексеевны была крещена в православие. Церемония венчания с Петром 3-м состоялась 21 августа 1745 г. Муж не обращал особого внимания на молодую супругу, и единственным развлечением Екатерины стали балы, маскарады и охота. В 1754 г., 20 сентября, у Екатерины родился сын, будущий император Павел 1-й , но ребенка у нее сразу же забрали. Отношения императрицы и Петра 3-го заметно ухудшились. Петр 3-й имел любовниц, да и сама Екатерина вступила в связь с будущим польским королем Станиславом Понятовским.

Дочь Анна, рожденная 9 декабря 1758 г., не была принята супругом, поскольку Петр 3-й испытывал серьезные сомнения по поводу отцовства ребенка. Императрица Елизавета к тому времени серьезно заболела. Вскрылась и тайная переписка Екатерины с послом Австрии. Судьба Екатерины Великой могла бы сложиться совсем иначе, если бы не поддержка соратников и фаворитов, которыми окружила себя жена Петра 3-го.

Петр 3-й взошел на престол в 1761 г., после смерти Елизаветы. Екатерина сразу же была отселена подальше от супружеских покоев, которые заняла любовница. Забеременев от Г. Орлова, Екатерина вынуждена была скрывать свое положение. Ее сын Алексей родился в строжайшей тайне.

Внутренняя и внешняя политика Петра 3-го вызывала нарастающее недовольство. Умная и деятельная Екатерина смотрелась на фоне таких деяний Петра, как возвращение Пруссии земель, захваченных в ходе , намного более выгодно. В окружении Петра 3-го сформировался заговор. Сторонники Екатерины 2-й склоняли к принятию участия в заговоре гвардейские части. Они принесли присягу будущей императрице в Санкт-Петербурге 28 июня 1762 г. На следующий день Петра 3-го вынудили отречься от престола в пользу супруги и арестовали. Вскоре после этого он был убит. Так началось время правления Екатерины 2-й, называемое историками золотым веком Российской империи.

Внутренняя политика Екатерины 2-й была определена приверженностью российской императрицы идеям просвещения. Именно в период, именуемый просвещенным абсолютизмом Екатерины 2-й, произошло усиление бюрократического аппарата, была унифицирована система управления, укреплено самодержавие. Для того чтобы осуществить всесторонние и полезные для страны реформы, Екатерина 2-я созвала Уложенную комиссию, в состав которой вошли депутаты от дворянства, горожан и сельского населения. Но избежать внутриполитических проблем не удалось, и крупнейшей из них стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 гг.

Внешняя политика Екатерины 2-й была довольно энергичной и весьма успешной. Императрица стремилась обезопасить южные границы страны от притязаний Турции. Пожалуй, именно в турецких компаниях наиболее остро сталкивались интересы Российской империи с интересами Франции и Англии. Второй важнейшей задачей для Екатерины 2-й стало присоединение к территории империи земель Белоруссии и Украины, чего она добилась с помощью разделов Польши, осуществленных совместно с Австрией и Пруссией. Стоит отметить и указ Екатерины 2-й о ликвидации Запорожской Сечи.

Период властвования императрицы Екатерины 2-й Великой был долгим и продлился с 1762 по 1796 г. Его основу составила философия просвещения. Есть сведения о том, что задумывалась Екатерина и об , но так и не решилась на столь масштабные изменения. В эпоху Екатерины 2-й были созданы Эрмитаж и Публичная библиотека, Смольный институт и педагогические училища в Москве и Петербурге. Именно в этот период были заложены основы гражданского общества в России. Смерть Екатерины 2-й наступила от кровоизлияния в мозг, произошедшего 5 ноября 1796 г. Умерла императрица на следующий день, 6 ноября. На русский престол взошел ее сын - Павел 1-й.

Не просто так ее еще при жизни назвали Великой. За время продолжительного правления Екатерины II изменениям подверглись практически все сферы деятельности и жизни в государстве. Попытаемся рассмотреть, кем на самом деле была и сколько правила Екатерина II в Российской империи.

Екатерина Великая: годы жизни и результаты правления

Настоящее имя Екатерины Великой–Софья Фредерика Августа Ангальт – Цербская. Родилась 21 апреля 1729 года в г. Штецин. Отец Софьи – герцог Цербтский, дослужился до звания фельдмаршала прусской службы, претендовал на курляндское герцогство, был губернатором Штецина, состояния, в нищей в то время Пруссии, не нажил. Мать – из не богатых родственников датских королей династии Ольденбургов, двоюродная тетка будущему мужу Софьи Фредерики.

О периоде жизни будущей императрицы с родителями известно не много. Софья получила хорошее, по тем временам, домашнее образование, в которое входили следующие предметы:

  • немецкий язык;
  • французский язык;
  • русский язык (подтверждается не всеми исследователями);
  • танцы и музыка;
  • этикет;
  • рукоделие;
  • основы истории и географии;
  • богословие (протестантизм).

Воспитанием девочки родители не занимались, лишь время от времени выказывая родительскую строгость внушениями и наказаниями. Софья росла бойким и любознательным ребенком, запросто общалась со сверстниками на улицах Штецина, по мере сил приучалась к ведению домашнего хозяйства и участвовала в домашних работах – отец на свое жалованье не мог содержать весь необходимый штат прислуги.

В 1744 году Софью Фредерику вместе с матерью, в качестве сопровождающей, приглашают в Россию на смотрины, а затем выдают замуж (21 августа 1745 г.) за троюродного брата, наследника престола, голштинца по происхождению, великого князя Петра Федоровича. Почти за год до венчания Софья Фредерика принимает православное крещение и становится Екатериной Алексеевной (в честь матери правящей императрицы Елизаветы Петровны).

По утвердившейся версии, Софья - Екатерина так прониклась своими надеждами на великое будущее в России, что сразу же по прибытии в империю бросилась неистово изучать русскую историю, язык, традиции, православие, французскую и немецкую философию и др.

Отношения с супругом не сложились. Какова была истинная причина - неизвестно. Может быть, причиной была сама Екатерина, которая до 1754 года перенесла две неудачные беременности, не имея супружеских отношений, как утверждает общепринятая версия. Причиной мог быть Петр, который, как считается, увлекался довольно экзотическими (имеющими какие-то внешние недостатки) женщинами.

Как бы там ни было в молодой великокняжеской семье правящая императрица Елизавета требовала наследника. 20 сентября 1754 года ее желание исполнилось – родился сын Павел. Существует версия, что его отцом стал С. Салтыков. Некоторые считают, что Салтыкова в постель Екатерины «подложила» сама Елизавета. Однако никто не оспаривает то, что внешне Павел - вылитый Петр, а последующее правление и характер Павла служат лишним доказательством происхождения последнего.

Елизавета сразу после рождения забирает внука у родителей и занимается его воспитанием сама. Матери лишь иногда разрешается с ним видеться. Петр и Екатерина еще сильнее отдаляются – смысл совместного времяпрепровождения истощился. Петр продолжает играть в «Пруссию - Голштинию», а Екатерина развивает связи с русской, английской, польской аристократиями. Оба периодически меняют любовников без тени ревности друг к другу.

Рождение в 1758 году у Екатерины дочери Анны (считается, что от Станислава Понятовского) и вскрытие ее переписки с английским послом и опальным фельдмаршалом Апраксиным ставит великую княгиню на грань пострижения в монастырь, что ее совсем не устраивало.

В декабре 1762 года после долгой болезни умирает императрица Елизавета. Петр занимает престол и удаляет жену в дальнее крыло Зимнего дворца, где Екатерина рожает очередного ребенка, на этот раз от Григория Орлова. Ребенок впоследствии станет графом Алексеем Бобринским.

Петр III за несколько месяцев своего правления успевает расположить против себя военных, дворян и духовенство своими пропрусскими и антирусскими действиями и желаниями. Этими же кругами Екатерина воспринимается как альтернатива императору и надежда на изменения к лучшему.

28 июня 1762 года при поддержке гвардейских полков Екатерина совершает переворот и становится самодержавной правительницей. Петр III отрекается от престола, а затем погибает при странных обстоятельствах. По одной из версий, он заколот вилкой Алексеем Орловым, по другой – сбежал и стал Емельяном Пугачевым и т.д.

  • секуляризация церковных земель – спасла империю от финансового краха в начале правления;
  • в два раза увеличилось количество промышленных предприятий;
  • доходы казны увеличились в 4 раза, но, несмотря на это, после смерти Екатерины выявлен дефицит бюджета в 205 млн руб.;
  • армия увеличилась в два раза;
  • в результате 6 войн и «мирным» путем к империи присоединены юг Украины, Крым, Кубань, Керчь, частично земли Белой Руси, Польши, Литвы, западная часть Волыни. Общая площадь приобретений - 520 000 кв. км.;
  • подавлено восстание в Польше под руководством Т. Костюшко. Руководил подавлением А.В. Суворов, который в результате стал генерал-фельдмаршалом. Было ли это просто восстанием, если за его подавление получают такие награды?
  • восстание (или полномасштабная война) под предводительством Е. Пугачева в 1773 - 1775 гг. В пользу того, что это была война говорит то, что к подавлению опять был привлечен лучший полководец того времени А.В. Суворов;
  • после подавления восстания Е. Пугачева началось освоение Урала и Сибири Российской империей;
  • построено более 120 новых городов;
  • проведено территориальное деление империи на губернии по количеству населения (300 000 чел. - губерния);
  • для разбирательства гражданских и уголовных дел населения введены выборные суды;
  • организовано дворянское самоуправление в городах;
  • введен свод дворянских привилегий;
  • произошло окончательное закрепощение крестьян;
  • введена система среднего образования, открывались школы в провинциальных городах;
  • открыт Московский Воспитательный дом и Смольный институт благородных девиц;
  • в денежный оборот введены бумажные деньги и создан Ассигнационный с филинами в крупных городах;
  • начало проводиться вакцинирование населения.

В каком году умерла Екатерина II и ее наследники

Задолго до смерти Екатерина II стала задумываться о том, кто придёт к власти после нее и сможет продолжить дело укрепления российского государства.

Сын Павел как наследник престола Екатерину не устраивал, как человек неуравновешенный и слишком похожий на бывшего мужа Петра III. Поэтому все свое внимание в деле воспитания наследника уделяла внуку Александру Павловичу. Александр получил отличное образование и женился по желанию бабушки. Женитьба подтверждала, что Александр – совершеннолетний.

Несмотря на желание императрицы, которая умерла от кровоизлияния в мозг в середине ноября 1796 года, настояв на своем праве наследовать престол, к власти приходит Павел I.

Как исколько правила Екатерина II оценивать должны потомки, но для истинной оценки необходимо прочтение архивов, а не повторение написанного сто – сто пятьдесят лет назад. Только в этом случае возможна верная оценка правления этого незаурядного человека. Чисто хронологически правление Екатерины Великой длилось 34 насыщенных событиями года. Доподлинно известно и подтверждается многочисленными восстаниями, что далеко не всем жителям империи нравилось то, что делалось в годы ее просвещенного правления.