Инвестиционный фонд Российской Федерации
Инвестиционный фонд Российской Федерации – это государственный финансовый фонд, направленный на софинансирование инвестиционных проектов. Он был создан в ноябре 2005 г. как инструмент государственной инвестиционной политики для активизации структурных преобразований в экономике России. Министерство регионального развития России ответственно за управление этим фондом с 2007 г. (до этого времени фонд был в ведении Министерства экономического развития и торговли).
Экспертиза проектов состоит из трех основных этапов: рассмотрение инвестиционным комитетом, правительственным комитетом и утверждение на заседании правительства. Для получения средств из Инвестиционного фонда РФ предусмотрены следующие базовые ограничения: правительство, как предполагается, финансирует бизнес-проекты с бюджетом, превышающим 5 млрд руб., на период до пяти лет; частный инвестор должен финансировать не менее чем 25% от стоимости проекта, рентабельность проела должна быть в пределах 4-11%. Не менее чем 45% ресурсов Инвестиционного фонда направляется на финансирование проектов, связанных с развитием логистической инфраструктуры. Государственная поддержка инвестиционных проектов из Инвестиционного фонда может выряжаться в следующих основных формах:
1) прямое финансирование проектов;
2) участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься проектом;
3) система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий, обеспечиваемых Министерством финансов РФ;
4) субсидии государственной компании «Автодор» (проектирование автомобильных дорог, строительство, техническое обслуживание и модернизация);
5) субсидии на капитальное строительство объектов региональной и муниципальной собственности (строительство и реконструкция).
Пример прямого софинансирования – проект многофункционального грузового морского комплекса «Бронка». Ожидаемое финансирование проекта из Инвестиционного фонда РФ составит 15,2-1 5,9 млрд руб. (общая стоимость проекта – 58,9-59,6 млрд руб.). Средства Инвестиционного фонда будут использованы для финансирования строительства канала к порту Бронка, подготовки шунтирования акватории и создания навигационного оборудования. Без поддержки Инвестиционного фонда проект был бы непривлекательным для потенциальных инвесторов в связи с отрицательной чистой приведенной стоимостью (NPV= -3500000000 руб.) и очень большим сроком окупаемости – более 30 лет.
Также в качестве примера можно рассмотреть проект речного порта Дмитров – 4,95 млрд руб. из Инвестиционного фонда РФ (45% от общего бюджета проекта). Средства используются для финансирования строительства грузового причала, укреплений, портовых зон, создания линий связи, строительства дорог, а также железнодорожной ветки. Ожидаемый срок окупаемости – около 10 лет.
Средства Инвестиционного фонда РФзадей-ствовались и в проекте «Усть-Луга» (строительство универсального морского торгового порта Усть-Луга). Общий объем финансирования из Инвестиционного фонда и федерального бюджета составил около 27,4 млрд руб. Эти ресурсы были использованы для строительства каналов доступа, подготовки маневровой акватории, создания морских систем безопасности и пр.
1. Региональные инвестиционные фонды. Их средства предназначены для финансирования региональных инициатив, касающихся объектов логистической инфраструктуры, с помощью средств федерального бюджета. Этот инструмент государственной поддержки был разработан Министерством регионального развития России со ссылкой на инструкцию, предусмотренную Постановлением Правительства №1189 от 31 декабря 2009 г. , и направлен на повышение использования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) на региональном уровне. 30 октября 2010 г. Правительство утвердило «Правила распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение» (Постановление Правительства РФ №880) . Правила вступили в силу с 1 января 2013 г. Порядок создания региональных инвестиционных фондов определяется региональным законодательством.
Субсидии из Инвестиционного фонда России региональным инвестиционным фондам представляются:
· для реализации проектов в соответствии с концессионными соглашениями;
· в случае если хотя бы один инвестиционный проект (ГЧП) был профинансирован из регионального инвестиционного фонда без получения субсидий из Федерального инвестиционного фонда;
· при софинансировании проектов, финансируемых региональным инвестиционным фондом и/или местным бюджетом, а также частными инвесторами.
2. Региональные дорожные фонды. Данные фонды начали работу с 1 января 2012 г. в соответствии с Федеральным законом №68-ФЗ от 6 апреля 2011 г. Основной целью их создания является предоставление финансирования для проектирования дорог, их строительства, модернизации, обслуживания, эксплуатации. Общий объем средств, запланированных на эти цели в 2012 г., составил 388,2 млрд руб. (без учета данных по Москве и Санкт-Петербургу).
Основные источники формирования и пополнения региональных дорожных фондов следующие:
· поступающие в региональные бюджеты акцизы на моторные масла, которые производятся на территории России (77% от общего объема фондов в 2012 г., 72% – в 2013 г.);
· транспортный налог;
· иные поступления, которые определяются бюджетным законодательством РФ.
3. Фонды Европейского союза и международных финансовых институтов. Эти источники недостаточно широко используются в России. Некоторые крупномасштабные проекты развития логистической инфраструктуры, как ожидается, будут частично финансироваться за счет кредитов, предоставленных ЕБРР.
4. Частные инвестиции. Основными источниками частных инвестиций для проектов, направленных на развитие логистической инфраструктуры, являются национальные коммерческие банки, такие как Сбербанк, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Проминвестбанк и т.д.
Некоторые проекты инициируются и финансируются профессиональными разработчиками и девелоперами. В области развития складских помещений это такие компании, как «Raven Россия», «Евразия Логистик», «Международное логистическое партнерство», PNK Group, «Эспро Девелопмент», «Евросиб» и т.д. Сравнительно небольшие объемы финансирования приходятся на иностранных частных инвесторов. Например, компания Gulftainer Global Logistics из ОАЭ участвовала в покупке доли некоторых портовых мощностей в Усть-Луге и инвестировала приблизительно €192 млн в их развитие.
Значительный объем инвестиций в логистическую инфраструктуру идет от естественных монополий, таких как Газпром и Роснефть, или крупных корпораций, таких как НЛМК или Новатэк - крупнейший в России независимый производитель природного газа. Минерально-химическая компания «ЕвроХим» инвестировала значительные средства в инфраструктуру порта Усть-Луга, а именно в создание терминала минеральных удобрений. Строительство угольного терминала в порту Усть-Луга было профинансировано ОАО «Кузбассразрезуголь» – одним из крупнейших угледобывающих предприятий в России.
Металлургическая группа «НЛМК» является основным инвестором в такие транспортно-логисти-ческие объекты, как «Морской порт Санкт-Петербург», многопрофильный перегрузочный комплекс «Усть-Луга», морские порты Туапсе и Таганрога; кроме того, группа вкладывала средства в приволжские, северо-западные и западные судоходные компании, а также в ряд судостроительных и логистических предприятий. Логистическая инфраструктура на севере России активно развивается за счет инвестиций горно-металлургического холдинга «Норильский никель». Предприятие, в частности, инвестирует в развитие перегрузочного терминала в порту Мурманска (общий объем финансирования составляет около 996 млн руб.), а также в строительство терминала для хранения топлива в Архангельске (объемы хранения – до 50 тыс. м3 нефтепродуктов). Стоимость инвестиционного проекта составила 790 млн руб.
5. Прочие фонды. Существует несколько государственно-частных фондов прямых инвестиций, которые могут быть задействованы в целях финансирования проектов логистической инфраструктуры.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) был основан Правительством России в июне 2011 г. для инвестирования в деятельность ведущих компаний из самых быстрорастущих и наиболее перспективных отраслей экономики. Среди этих секторов базовые отрасли модернизации, втом числе транспорт и логистика. Управляющая компания фонда является на 100% дочерней компанией Внешэкономбанка. Фонд оборотных средств, гарантированных Правительством России, составляет $10 млрд. РФПИ планирует привлечь институциональных инвесторов со всего мира (фондов прямых инвестиций, суверенных фондов) на условиях совместного финансирования национальной экономики. Для того чтобы стать партнером РФПИ, компания должна иметь рыночную стоимость или годовой доход более $1 млрд. РФПИ может инвестировать $50-500 в акционерный капитал выбранной компании, но его доля не должна превышать 50% от общего бюджета проекта. Ожидаемый период инвестирования РФПИ составляет пять-семь лет. По истечении данного срока фонд выйдет из проекта путем организации первичного размещения акций или продажи своих акций стратегическому инвестору.
Другой государственно-частный фонд прямых инвестиций в инфраструктурные проекты находится в ведении управляющей компании, которая была основана инвестиционным подразделением государственной корпорации «Ростехнологии», «ПромИнвест» и Gulftainer Global Logistics. Фонд ориентирован на инвестиции в объекты портовых и логистических центров, объем оборотных средств равен 500 млн руб.
В настоящее время финансовая помощь регионам из федерального бюджета предоставляется из следующих фондов:
· Фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
· Фонда компенсаций;
· Фонда софинансирования социальных расходов;
· Фонда регионального развития;
Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР) создается и распределяется с целью выравнивания возможностей консолидированных бюджетов регионов финансировать закрепленные за ними социально значимые расходы, а также создания стимулов для развития собственной налоговой базы и оптимизации бюджетных расходов на региональном и местном уровнях.
Средства фонда (трансферты) распределяются на основе сопоставления бюджетной обеспеченности субъектов РФ, измеренной величиной приведенных к сопоставимым условиям удельных (в расчете на душу населения) валовых налоговых ресурсов.
Распределение трансфертов проводится в два этапа, исходя из необходимости создания стимулов для развития собственной налоговой базы региона (первый этап) и поддержания минимального гарантированного уровня бюджетной обеспеченности (второй этап).
Фонд компенсаций , созданный в 2001 году, формируется и распределяется с целью обеспечения равных возможностей финансирования из консолидированных бюджетов регионов расходов на реализацию социальных федеральных законов «О государственных пособиях граждан, имеющих детей», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Формирование в составе федерального бюджета Фонда компенсаций означает использование новой схемы целевого финансирования этих законов. Распределение субвенций фонда между всеми без исключения регионами, вне зависимости от уровня их бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения.
Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР) создан в 2002 г. для стимулирования субъектов федерации поддерживать на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг.
Средства (субсидии) Фонда должны распределяться между всеми без исключения регионами для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социально-значимых расходов (прежде всего, на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению) при соблюдении определенных условий.
Финансовая помощь регионам на поддержку инвестиций в региональную инфраструктуру сосредоточена в рамках Фонда регионального развития (ФРР) . Сущность Фонда – объединить средства распыленные по многочисленным федеральным и региональным инвестиционным программам и предназначенные для финансирования социальной инфраструктуры, а также объектов производственной инфраструктуры, необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством РФ. Его цель – предоставление (на конкурсной основе) инвестиционных субсидий на развитие региональной производственной и социальной инфраструктуры.
Общими принципами распределения субсидий Фонда являются:
· целевая поддержка капитальных вложений в общественную инфраструктуру;
· софинансирование капитальных вложений из бюджетов субъектов РФ (обратно пропорционально уровню бюджетной обеспеченности);
· определение долгосрочных квот субъектов федерации на основе формализованной методики и объективных критериев;
· соблюдение регионами федеральных стандартов инвестиционного процесса.
Обязательным условием для получения финансовых средств ФРР является разработка органами власти регионов плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъекта РФ.
Выделение средств из федерального бюджета осуществляется пропорционально расходам на реализацию проекта (программы) из бюджетов регионов и других источников финансирования. В противном случае выделение средств из федерального бюджета запрещено.
Фонды регионального развития представляют собой относительно новый и в настоящее время не окончательно разработанный инструмент региональной политики. Впервые о создании фонда регионального развития (ФРР) говорится в утвержденной в 1998 г. Правительством РФ концепции реформирования межбюджетных отношений. Согласно этой концепции фонд представляет собой методологически объединенную совокупность соответствующих частей федеральных программ, региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных, капиталовложений. Дальнейшее развитие идея создания ФРР получила в 2001 г. с принятием программы развития бюджетного федерализма на период до 2005 г. В соответствии с этой программой в ФРР должны быть объединены федеральные средства, направляемые субъектам Федерации на поддержку инвестиций в региональную инфраструктуру .
Особенности применения фонда:
средства фонда предоставляются в форме субсидий и используются для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов;
средства фонда могут быть источниками формирования фондов муниципального развития;
объектами финансирования являются объекты общественной инфраструктуры регионального значения.
Предполагается, что средства фонда регионального развития должны распределяться между субъектами Федерации на основе единой методики, предусматривающей конкурс инвестиционных проектов. Отбор инвестиционных проектов должен осуществляться с помощью единой системы критериев.
Общим условием получения помощи является то, что финансовая политика региона не должна противоречить действующему федеральному законодательству, а инвестиционная политика должна соответствовать направлениям проводимых федеральным правительством экономических и социальных реформ. Общим правилом является конкурс и заявительный принцип участия в нем регионов. При этом конкурс проходит в два этапа: на первом отбираются регионы, получающие допуск к участию в конкурсе проектов, на втором проводится конкурс самих проектов. Объем средств фонда определяется только по результатам конкурса проектов.
Успешно прошедшими первый этап признаются субъекты Федерации, у которых показатели соответствуют установленным критериям нуждаемости в федеральной финансовой помощи и критериям качества управления региональными финансами.
Все субъекты Федерации распределяются на пять групп в зависимости от величины их интегрального показателя развития: с уровнем выше среднего; со средним уровнем; с уровнем ниже среднего; с низким уровнем; с крайне низким уровнем. Субъекты Федерации с интегральным показателем развития ниже среднего уровня признаются нуждающимися в федеральной инвестиционной поддержке. Но для того чтобы успешно пройти первый этап отбора, эти субъекты должны быть подвергнуты мониторингу кредитоспособности и качества управления их бюджетами и получить проходную оценку эффективности их инвестиционной политики и качества управления региональными финансами, определяемую по методике Минфина России.
Регионы, прошедшие первый этап отбора, допускаются к конкурсу проектов, который проводится в рамках соответствующих групп регионов. При этом в конкурсе участвуют проекты разной отраслевой принадлежности. Основным условием допуска к конкурсу проектов является включение этих проектов в комплексную региональную программу социально-экономического развития.
Для каждого региона, допущенного к конкурсу проектов, определяется максимально возможный объем получаемой им финансовой помощи.
Конкурс проектов проводит конкурсная комиссия Минэкономразвития России, в которую включаются представители Минфина России и субъектов Федерации.
Региональные фонды – организации, которые не ведут коммерческой деятельности, а объединяют в своем лице финансовые средства предприятий региона для развития субъекта федерации. Учредителями местных фондов в регионах могут выступать органы, осуществляющие исполнительную власть в субъектах федерации, и объединенные организации по защите прав вкладчиков и собственников акций.
Региональные фонды являются составляющей частью финансовых ресурсов федерации, наряду с региональным бюджетом и средствами компаний, которые они предоставляют для развития инфраструктуры региона.
Региональный формируется посредством следующих поступлений:
- взносов граждан и экономико-хозяйствующих субъектов, которые вносятся добровольно;
- прибыли, полученной путем выдачи займов на местном уровне, а также доходов от аукционов и лотерей;
- привлечения финансирования из организаций, кооперативов и других общественных объединений населения;
- административных штрафов.
Решение по созданию регионального фонда принимается представительными органами субъекта федерации. После принятия такого решения исполнительные региональные органы создают банковские счета, на которых в дальнейшем хранятся все поступления местного фонда. Управление фондом происходит посредством создания коллегиального органа, который состоит из представителей органов власти, а также действующих организаций, заинтересованных в регулировании деятельности фонда. Все движения денежных средств в региональном фонде контролируются коллегиальным органом.
Назначение региональных фондов
Создается для осуществления конкретных целей. К ним относятся:
- концентрация финансирования, полученного от предприятий региона и органов власти, для осуществления мероприятий по развитию социальной сферы и быта субъекта федерации;
- увеличение заинтересованности органов региональной власти в достижении высоких результатов хозяйственной деятельности субъекта;
- укрепление финансовой базы, что способствует бесперебойному выполнению плановых задач и оптимальному функционированию;
- повышение эффективности использования материальных ресурсов и финансирования региона;
- увеличение значимости связи органов управления регионом и местных хозяйствующих субъектов;
- освобождение организаций от задач по развитию субъекта федерации, которые не являются основными в рамках вида хозяйственной деятельности.
Средства, привлеченные в региональный фонд, используются на улучшение инфраструктуры субъекта федерации, строительные работы по возведению объектов социально-культурного назначения и финансирование плановых расходов, если они превысили ожидаемый уровень, а также на другие цели, не противоречащие учредительным документам и действующему законодательству.
Федеральный фонд софинансирования социальных расходов (ФССР)
Его цель – частично субсидировать расходы бюджетов субъектов РФ посредством:
- осуществления мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла;
- выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей;
- обеспечения социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;
- предоставления гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Распределение средств фонда производится исходя из численности соответствующих категорий граждан с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ после распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Федеральный фонд регионального развития (ФФРР)
Этот фонд функционирует с 2006 г. в составе федерального бюджета с целью оказания финансовой помощи регионам, инвестирующим в социальную и производственную инфраструктуру. Доля федерального бюджета в софинансировании расходов территорий не должна превышать половины совокупного объема средств. Распределение ресурсов и отбор инвестиционных проектов проводятся на конкурсной основе с использованием формализованных подходов и с учетом инвестиционной привлекательности регионов.
Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРФ)
Этот фонд, созданный в 2005 г., ставит целью субсидировать субъектов РФ и муниципальных образований, отобранных на конкурсной основе. Получателями средств из фонда являются преимущественно бездотационные регионы.
Обязательным условием получения средств из фонда является представление Программы реформирования региональных (муниципальных) финансов. За 2005–2009 гг. были субсидированы программы в 43 регионах и 22 муниципальных образованиях. В соответствии с этими программами из фонда софинансируются такие направления, как методическая помощь территориям в управлении финансами, включая финансовое планирование и отчетность, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР); обучение кадров финансовых органов в регионах; разработка системы учета стоимости государственных и муниципальных услуг; погашение и обслуживание долговых обязательств; развитие социальной инфраструктуры; повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества.
В систему межбюджетных отношений входит поддержка закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО ).
ЗАТО – это городской округ, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
В 22 субъектах РФ функционирует 42 ЗАТО общей численностью населения 1,3 млн чел. Деятельность особо важных предприятий на их территории обусловливает необходимость компенсации из федерального бюджета расходов, связанных с режимом их безопасного функционирования. С 2006 г. бюджеты ЗАТО включены в единую систему бюджетов субъектов РФ с распространением на них механизмов межбюджетного регулирования, предусмотренных для муниципальных образований, имеющих статус городского округа. ЗАТО – высокодотационные образования: межбюджетные трансферты занимают в среднем 55% в структуре собственных доходов их бюджетов. Это позволяет сохранять повышенную бюджетную обеспеченность населения ЗАТО – в 1,4 раза выше, чем в среднем в муниципальных образованиях.
Взаимоотношениями федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ не исчерпываются межбюджетные отношения. Из бюджетов субъектов РФ на таких же принципах оказывается финансовая помощь местным бюджетам. Например, из бюджетов субъектов Федерации выделяются дотации из региональных фондов финансовой поддержки поселений, из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов, иные дотации и субсидии, а также бюджетные кредиты и субвенции. Субвенции, как правило, компенсируют расходы по делегированным полномочиям, не обеспеченные доходами местных бюджетов, точно так же, как федеральный бюджет компенсирует не обеспеченные полномочия субъектов Федерации.
В свою очередь, из бюджетов муниципальных районов финансовая помощь может транслироваться вниз – напрямую бюджетам городских и сельских поселений либо в виде субвенций в региональные фонды финансовой поддержки поселений и региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
Таким образом, межбюджетные трансферты направлены сверху вниз по всем уровням бюджетной системы. Обратное движение средств происходит лишь при погашении регионального и муниципального долга перед федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъекта РФ.
Так устроена современная система межбюджетного урегулирования.
Тем не менее полностью устранить бюджетное неравенство не удается.