Федеральный закон о государственном регулировании агропромышленного производства. О проекте федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства

Формы и методы выводятся юридической наукой из действующего законодательства и практики его применения, а также из форм и методов деятельности государства в целом. Они регулируются правом и осуществляются путём организаторской деятельности соответствующих органов управления и их должностных лиц.

Формы и методы управления находятся во взаимодействии и дополняют друг друга. Формы отражают содержательную сторону и определяют, что именно делается в процессе управления. Методы определяют, как, какими способами осуществляется это управление.

Российская Федерация ведает федеральной собственностью (объектами) и не может управлять собственностью объектов субъектов Российской Федерации, и наоборот - субъекты Российской Федерации не вмешиваются в управление федеральной собственностью. И Российская Федерация, её субъекты используют по существу одни и те же формы и методы управления, но применительно (то есть федеральному или региональному) уровню.

К формам государственно управления агропромышленного производства относятся:

  • а) правотворческая деятельность;
  • б) правоприменительная (правоисполнительная) деятельность;
  • в) правоохранительная деятельность.

Органы государственной исполнительной власти сами принимают правовые акты (постановления и распоряжения); обеспечивают и контролируют их исполнение и применение; принимают меры к их охране прав и законных интересов граждан и юридических лиц (в этой деятельности участвуют также специальные правоохранительные органы - суды, прокуратура и другие).

Государственное управление агропромышленным производством осуществляется:

  • а) методом прямых предписаний, указаний, велений, запретов;
  • б) методом рекомендаций (советов);
  • в) экономическими методами.

В условиях административно-командной системы в многочисленных постановлениях партии и правительства, в указаниях руководящих работников содержались директивы: когда и как пахать и сеять; как кормить и доить коров; как вносить удобрения в землю; когда и как вывозить на элеваторы зерно, на мясокомбинаты - скот, на заготпункты - молоко и другое. За их нарушение наступала строгая ответственность.

В процессе рыночно-экономических преобразований методы рекомендаций (советов, помощи) постепенно замещают методы прямых предписаний и запретов. В российском законодательстве закреплён принцип: "разрешается всё, что прямо не запрещено законом".

Метод прямых предписаний (велений, указаний, запретов) применяется только в случаях нарушения законодательства. Им пользуются правоохранительные органы, а также государственные сельскохозяйственные инспекции. Но данный метод не допускает необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц в производственно-хозяйственную деятельность агропромышленного комплекса и его структур, нарушения коммерческой тайны, запрета купли-продажи, вывоза производственной продукции за пределы региона и тому подобных действий.

К числу методов управления относят и организационно-практическую и даже техническую деятельность, не противоречащую законодательству. Имеется в виду ознакомление должностными лицами с положением дел на местах, на предприятиях; проведение кратких и деловых селекторных совещаний; пропаганда передового опыта в средствах массовой информации.

Методы регулирования аграрных отношений стали основываться преимущественно на экономических методах регулирования. А это предполагает расширение свободы выбора ведения для сельскохозяйственных производителей, создает возможность замены административных методов управления индикативными методами регулирования, при которых субъекты сельскохозяйственных отношений имеют возможность выбора предлагаемых им программ и условий.

Государственное регулирование, как и управление, предусматривает постановку определенных целей, выработку методов достижения этих целей.

Разница от прежних подходов состоит в способах достижения этих целей. Они сейчас основываются на добровольном принятии сельскохозяйственными субъектами принятой политики. От них зависит, присоединятся ли они к выполнению выработанной политики. В связи с этим сама политика, выработанная в процессе регулирования, должна обладать привлекательностью, создавать стимулы для сотрудничества и взаимовыгодных отношений. Важное значение в этой системе имеют ценовые, налоговые, финансово-кредитные рычаги.

Мировой опыт развития сельского хозяйства в зарубежных странах подсказывает, что государственное регулирование развития сельского хозяйства - это не только необходимость, но и закономерность развития для большинства зарубежных государств.

При переходе от государственного директивного управления сельским хозяйством к регулированию меняются методы регулирования. На смену директивным методам приходят индикативные, в большей мере учитывающие волю и нынешнее положение сельскохозяйственных предприятий.

Необходимость перехода от традиционного управления к регулированию вызывается в период перестройки меняющейся ролью государства, которое теперь должно выступать координатором и посредником, регулирующим развитие рынка. Регулирование обеспечивает возможность избежать перекосов и искажений в развитии сельского хозяйства.

Замена прежней системы происходит очень медленно и прежде всего из-за отсутствия законодательной базы, нечеткости ряда нормативных актов в этой области, которые позволяют избежать предусматриваемых ими направлений развития либо проводить изменения формально, фиктивно при радикальной смене лозунгов.

В ходе аграрной реформы принята масса правовых актов о приватизации и акционировании в сфере агропромышленного комплекса, однако в перерабатывающих отраслях это акционирование прошло без привлечения сельскохозяйственных производителей, с ошибками, на которые указывал и сам законодатель. Было введено право собственности на земельные доли работников сельскохозяйственных предприятий, а затем и подключенных к ним работникам социальной сферы, распоряжение которыми было ограничено и не привело к формированию нормальных сельскохозяйственных предприятий и не давало возможности их полноценно использовать для осуществления рационального сельскохозяйственного производства.

Таким образом, проводится акционирование без формирования реальных собственников-акционеров, создание новых предприятий без изменения сути существовавших в них правовых отношений собственности, управления и пр. Такие процессы, как приватизация, разгосударствление, подменяются фиктивными приватизацией и разгосударствлением. Вместо создания оптимальных по размерам крестьянских хозяйств, способных использовать существующую сельскохозяйственную технику, идет процесс парцелляризации, возвращения к ручному труду. Акционирование, не подкрепленное законодательством об эффективном использовании полученной земельной доли или земельного участка, ведет к их омертвлению, снижению эффективности в использовании земельных участков Аграрное право: Учебное пособие / Отв. ред. Доктор юридических наук, профессор С.А. Боголюбов и кандидатов юридических наук, профессор Е.Л. Минина. - М.: Издательство НОРМА (Издательская НОРМА-ИНФРА. М), 2000. - 480 с..

Под государственным регулированием агропромышленного производства следует понимать влияние государства на производство, переработку и реализацию сельхоз. продукции, и помимо нее сырья и продовольствия. Агропромышленное производство включает в себя техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение данного производства.

Основными задачами регулирования агропромышленного производства являются стабилизация и развитие данного производства, обеспечение безопасности РФ в сфере продовольствия, улучшение продовольственного обеспечения населения РФ, поддержание экономического партнерства между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Начиная с 26 июля 1997 г. агропромышленное производство в РФ регулировалось Федеральным Законом «О государственном регулировании агропромышленного производства».

Именно этим нормативно-правовым актом было дано основное понятие регулирования агропромышленного производства. Но уже с 1 января 2005 г. ФЗ РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

На данный момент регулирование агропромышленного производства осуществляется на основании нескольких нормативно-правовых актов, основным из которых является ЗК РФ и многие другие акты. Основными направлениями государственного регулирования агропромышленного производства являются:

1) формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

2) финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

3) защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

4) развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

5) развитие социальной сферы села;

6) иные направления, определенные законодательством РФ.

Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, используются на:

1) поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами;

2) повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;

3) кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;

4) компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;

5) развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

6) организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;

7) иные виды дотаций и компенсаций; конкретные направления и объемы финансирования по ним устанавливаются Правительством РФ.

Финансирование развития агропромышленного производства допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит законодательству РФ. Правительство РФ при формировании федерального бюджета ежегодно направляет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ информацию о положении дел в агропромышленном производстве, которая содержит:

1) показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;

2) балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

3) анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;

4) данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;

5) отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год;

6) предложения по федеральным целевым программам на следующий год;

7) сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;

8) сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год;

9) сведения о социальном развитии села;

10) анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства.

Субъекты РФ осуществляют финансирование агропромышленного производства в соответствии с действующим законодательством. Федеральные целевые и региональные целевые программы разрабатываются, утверждаются и финансируются в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.

Товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством, а в случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта в соответствии с законодательством РФ.

При залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные Правительством РФ на осуществление залога, а залогодателями – товаропроизводители в сфере агропромышленного производства.

Перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, сдаваемых в залог, залоговые ставки, порядок использования приобретенной в установленном порядке в собственность государства сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия и другие условия данного залога определяются Правительством РФ. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая.

Участие государства в залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляется в следующих формах:

1) выделение бюджетных ресурсов;

2) кредитование;

3) выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства.

Залог сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия может быть прекращен по инициативе залогодателя с исполнением обеспеченного залогом обязательства или приобретением в установленном порядке в собственность государства заложенных сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Приобретенные в собственность государства, заложенные сельскохозяйственные продукция, сырье и продовольствие используются для проведения государственных товарных интервенций, формирования государственных продовольственных фондов и для иных целей.

Использования и реализации указанных сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия определяется Правительством РФ. Залог сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия без участия государства осуществляется в соответствии с положениями гражданского законодательства.

Для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет на нем закупочные и товарные интервенции. Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок и проведения залоговых операций с сельскохозяйственными продукцией, сырьем и продовольствием, а товарные интервенции – в форме организации их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов.

Закупочные интервенции осуществляются в случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или в случае, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие из-за сокращения спроса на них.

Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Объемы осуществления закупочных и товарных интервенций, уровень цен на закупаемые и реализуемые сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие определяет Правительство РФ.

Государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, формирование и организация использования федерального продовольственного фонда, координация действий органов государственной власти в сфере агропромышленного производства возлагаются на государственных агентов, определяемых Правительством РФ.

Порядок деятельности государственных агентов, осуществляющих государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, определяется Правительством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ могут устанавливать порядок деятельности государственных агентов, осуществляющих государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, на территориях соответствующих субъектов РФ.

Лизинг в сфере агропромышленного производства с участием государства осуществляют юридические лица, уполномоченные на то соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Перечень имущества, являющегося предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в сфере агропромышленного производства определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Лизинг без участия государства осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения.

Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой цены и устанавливается органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период.

Перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по гарантированным ценам, уровень гарантированных цен и их индексация, а также порядок применения гарантированных цен устанавливаются Правительством РФ.

Целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства.

Целевые цены (нормативные индикаторы) на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие используются в качестве основы для установления гарантированных цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, залоговых ставок при залоге с сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмотренных законодательством РФ.

Порядок использования целевой цены (нормативного индикатора) для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли определяется Правительством РФ.

Для организаций первичной переработки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса, занимающих доминирующее положение, может применяться регулирование цен.

Порядок регулирования этих цен, перечень продукции (услуг), на которую устанавливаются федеральными органами исполнительной власти цены, определяет Правительство РФ в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства РФ. Правительство РФ в целях содействия становлению и развитию рыночных отношений в агропромышленном производстве, стабилизации межотраслевых стоимостных пропорций организует заключение между сельскохозяйственными товаропроизводителями и поставщиками материально-технических ресурсов (услуг) ценовых соглашений, направленных на поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги).

Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов РФ, устанавливаются в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Из средств федерального бюджета, направляемых на поддержку и регулирование агропромышленного производства, выделяются средства для:

1) краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;

2) долгосрочного кредитования агропромышленного производства;

3) залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;

4) авансирования закупок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;

5) лизинга в сфере агропромышленного производства;

6) предоставления кредитным кооперативам, более 50% уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала. Правительство РФ создает специальные фонды для осуществления государственной поддержки кредитования в агропромышленном производстве и определяет порядок использования средств этих фондов. При кредитовании за счет средств указанных фондов с организаций агропромышленного производства взыскивается не более 25% учетной ставки Центрального банка РФ.

Безналичные расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории РФ, производятся по инкассо, если иной порядок расчетов не предусмотрен в договоре.

Срок оплаты за сельскохозяйственные продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и другим организациям, а также за продовольствие, поставленное торговым и другим организациям, устанавливается при инкассо до десяти дней, а по скоропортящимся товарам до пяти дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.

При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие осуществляются посредством обязательных платежей не реже 3 раз в месяц.

Покупатель сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия уплачивает поставщику пеню в размере 2% за каждый день просрочки платежа от суммы несвоевременно оплаченной продукции, а при просрочке оплаты более 30 дней – в размере 3%. Взыскание пени в пользу поставщика производится в безакцептном порядке на основании требования поставщика в соответствии с банковскими правилами банком покупателя продукции, с взиманием в пользу последнего 5 % полученной пени.

Организации, закупающие продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителей, оплачивают ее стоимость в первоочередном порядке после уплаты налогов в бюджеты всех уровней, взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ.

При страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50% страховых взносов, остальные 50% страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета.

Правительство РФ может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам. Государственная поддержка страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей возлагается на государственных агентов, определяемых Правительством РФ.

Порядок и условия организации и проведения страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспеченного государственной поддержкой, включая перечень страховых рисков, порядок определения страховой стоимости урожая принимаемых на страхование сельскохозяйственных культур, сроки действия договора страхования, условия формирования дополнительных страховых резервов устанавливаются Правительством РФ.

Суммы страховых взносов сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплаченных за счет собственных средств по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, относятся на себестоимость сельскохозяйственной продукции.

Уплата страховых взносов по сельскохозяйственному страхованию производится сельскохозяйственными товаропроизводителями после уплаты налогов и иных платежей в бюджеты всех уровней, взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ.

В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв. Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв формируется за счет отчислений в размере 5% от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур.

Положение о федеральном сельскохозяйственном страховом резерве утверждается Правительством РФ. Страховые организации, осуществляющие страхование урожая сельскохозяйственных культур с участием средств федерального бюджета, обязаны перестраховать часть рисков по этому виду страхования. Доля рисков, подлежащая перестрахованию, устанавливается Правительством РФ.

Экспорт и импорт сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляются с учетом необходимости защиты интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности РФ. Правительство РФ в соответствии с общепризнанными нормами международного права и федеральными законами в интересах продовольственной безопасности РФ принимает меры:

1) защитного (протекционистского) характера в случаях, когда насыщение рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия может обеспечиваться за счет отечественного производства или импорт приводит к ухудшению состояния его отраслей, снижению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2) по стимулированию экспорта сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, если это не нарушает стабильности внутреннего рынка.

Защитные меры принимаются в форме количественных ограничений или введения таможенных пошлин до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения существенного ущерба или предотвращения угрозы его причинения.

Правительство РФ устанавливает порядок и условия введения и применения пороговых цен, на основе которых определяются таможенные пошлины.

Пороговая цена рассчитывается на основе цен, сложившихся на внутреннем рынке РФ на отдельные виды сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

Часть средств, полученных от уплаты импортных и экспортных таможенных пошлин и других приравненных к ним платежей на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, направляется на государственную поддержку агропромышленного производства.

Объемы использования указанных средств определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Основными направлениями науки и научной деятельности, которым оказывается государственная поддержка, являются:

1) фундаментальные и прикладные научные исследования;

2) государственные программы в области развития науки и осуществления научной деятельности;

3) подготовка, повышение квалификации и переквалификация специалистов в соответствующих учебных заведениях;

4) деятельность служб консультации и информации.

государственный регулирование агропромышленный сельский

Под государственным регулированием агропромышленного производства следует понимать влияние государства на производство, переработку и реализацию сельхоз. продукции, и помимо нее сырья и продовольствия. Агропромышленное производство включает в себя техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение данного производства.

Основными задачами регулирования агропромышленного производства являются стабилизация и развитие данного производства, обеспечение безопасности РФ в сфере продовольствия, улучшение продовольственного обеспечения населения РФ, поддержание экономического партнерства между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Начиная с 26 июля 1997 г. агропромышленное производство в РФ регулировалось Федеральным Законом «О государственном регулировании агропромышленного производства».

Именно этим нормативно-правовым актом было дано основное понятие регулирования агропромышленного производства. Но уже с 1 января 2005 г. ФЗ РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

На данный момент регулирование агропромышленного производства осуществляется на основании нескольких нормативно-правовых актов, основным из которых является ЗК РФ и многие другие акты. Основными направлениями государственного регулирования агропромышленного производства являются:

  • 1) формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
  • 2) финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
  • 3) защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • 4) развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
  • 5) развитие социальной сферы села;
  • 6) иные направления, определенные законодательством РФ.

Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, используются на:

  • 1) поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами;
  • 2) повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;
  • 3) кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;
  • 4) компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;
  • 5) развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
  • 6) организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;
  • 7) иные виды дотаций и компенсаций; конкретные направления и объемы финансирования по ним устанавливаются Правительством РФ.

Финансирование развития агропромышленного производства допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит законодательству РФ. Правительство РФ при формировании федерального бюджета ежегодно направляет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ информацию о положении дел в агропромышленном производстве, которая содержит:

  • 1) показатели производства основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год и оценку перспектив развития агропромышленного производства на следующий год;
  • 2) балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
  • 3) анализ динамики цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, цен и тарифов на материально-технические ресурсы и услуги для села;
  • 4) данные об уровне доходов сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • 5) отчет о выполнении федеральных целевых программ за истекший год;
  • 6) предложения по федеральным целевым программам на следующий год;
  • 7) сведения об уровне целевых цен и рассчитываемых на их основе гарантированных цен, залоговых ставок, дотаций и компенсаций, о льготном налогообложении;
  • 8) сведения о государственном регулировании рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за истекший год;
  • 9) сведения о социальном развитии села;
  • 10) анализ развития науки и осуществления научной деятельности в сфере агропромышленного производства.

Субъекты РФ осуществляют финансирование агропромышленного производства в соответствии с действующим законодательством. Федеральные целевые и региональные целевые программы разрабатываются, утверждаются и финансируются в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.

Товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством, а в случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта в соответствии с законодательством РФ.

При залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные Правительством РФ на осуществление залога, а залогодателями - товаропроизводители в сфере агропромышленного производства.

Перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, сдаваемых в залог, залоговые ставки, порядок использования приобретенной в установленном порядке в собственность государства сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия и другие условия данного залога определяются Правительством РФ. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая.

Участие государства в залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляется в следующих формах:

  • 1) выделение бюджетных ресурсов;
  • 2) кредитование;
  • 3) выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства.

Залог сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия может быть прекращен по инициативе залогодателя с исполнением обеспеченного залогом обязательства или приобретением в установленном порядке в собственность государства заложенных сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Приобретенные в собственность государства, заложенные сельскохозяйственные продукция, сырье и продовольствие используются для проведения государственных товарных интервенций, формирования государственных продовольственных фондов и для иных целей.

Использования и реализации указанных сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия определяется Правительством РФ. Залог сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия без участия государства осуществляется в соответствии с положениями гражданского законодательства.

Для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет на нем закупочные и товарные интервенции. Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок и проведения залоговых операций с сельскохозяйственными продукцией, сырьем и продовольствием, а товарные интервенции - в форме организации их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов.

Закупочные интервенции осуществляются в случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или в случае, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие из-за сокращения спроса на них.

Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Объемы осуществления закупочных и товарных интервенций, уровень цен на закупаемые и реализуемые сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие определяет Правительство РФ.

Государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, формирование и организация использования федерального продовольственного фонда, координация действий органов государственной власти в сфере агропромышленного производства возлагаются на государственных агентов, определяемых Правительством РФ.

Порядок деятельности государственных агентов, осуществляющих государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, определяется Правительством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ могут устанавливать порядок деятельности государственных агентов, осуществляющих государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, на территориях соответствующих субъектов РФ.

Лизинг в сфере агропромышленного производства с участием государства осуществляют юридические лица, уполномоченные на то соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Перечень имущества, являющегося предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в сфере агропромышленного производства определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Лизинг без участия государства осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения.

Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Гарантированная цена рассчитывается на основе целевой цены и устанавливается органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, в соответствии с целями, определяемыми экономической политикой государства на предстоящий период.

Перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, на которые устанавливаются гарантированные цены, объемы (квоты) ее реализации по гарантированным ценам, уровень гарантированных цен и их индексация, а также порядок применения гарантированных цен устанавливаются Правительством РФ.

Целевые цены (нормативные индикаторы) устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства.

Целевые цены (нормативные индикаторы) на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие используются в качестве основы для установления гарантированных цен на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, залоговых ставок при залоге с сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, предусмотренных законодательством РФ.

Порядок использования целевой цены (нормативного индикатора) для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли определяется Правительством РФ.

Для организаций первичной переработки сельскохозяйственной продукции, производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса, занимающих доминирующее положение, может применяться регулирование цен.

Порядок регулирования этих цен, перечень продукции (услуг), на которую устанавливаются федеральными органами исполнительной власти цены, определяет Правительство РФ в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства РФ. Правительство РФ в целях содействия становлению и развитию рыночных отношений в агропромышленном производстве, стабилизации межотраслевых стоимостных пропорций организует заключение между сельскохозяйственными товаропроизводителями и поставщиками материально-технических ресурсов (услуг) ценовых соглашений, направленных на поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги).

Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Дотации и компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям, предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов РФ, устанавливаются в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Из средств федерального бюджета, направляемых на поддержку и регулирование агропромышленного производства, выделяются средства для:

  • 1) краткосрочного кредитования сезонных затрат и поддержания необходимых запасов в агропромышленном производстве;
  • 2) долгосрочного кредитования агропромышленного производства;
  • 3) залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
  • 4) авансирования закупок сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
  • 5) лизинга в сфере агропромышленного производства;
  • 6) предоставления кредитным кооперативам, более 50% уставного капитала которых принадлежит юридическим и физическим лицам, занятым в агропромышленном производстве, долгосрочных кредитов для формирования их уставного капитала. Правительство РФ создает специальные фонды для осуществления государственной поддержки кредитования в агропромышленном производстве и определяет порядок использования средств этих фондов. При кредитовании за счет средств указанных фондов с организаций агропромышленного производства взыскивается не более 25% учетной ставки Центрального банка РФ.

Безналичные расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории РФ, производятся по инкассо, если иной порядок расчетов не предусмотрен в договоре.

Срок оплаты за сельскохозяйственные продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и другим организациям, а также за продовольствие, поставленное торговым и другим организациям, устанавливается при инкассо до десяти дней, а по скоропортящимся товарам до пяти дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.

При наличии устойчивых хозяйственных связей расчеты за сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие осуществляются посредством обязательных платежей не реже 3 раз в месяц.

Покупатель сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия уплачивает поставщику пеню в размере 2% за каждый день просрочки платежа от суммы несвоевременно оплаченной продукции, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3%. Взыскание пени в пользу поставщика производится в безакцептном порядке на основании требования поставщика в соответствии с банковскими правилами банком покупателя продукции, с взиманием в пользу последнего 5 % полученной пени.

Организации, закупающие продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителей, оплачивают ее стоимость в первоочередном порядке после уплаты налогов в бюджеты всех уровней, взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ.

При страховании урожая сельскохозяйственных культур сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50% страховых взносов, остальные 50% страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета.

Правительство РФ может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам. Государственная поддержка страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей возлагается на государственных агентов, определяемых Правительством РФ.

Порядок и условия организации и проведения страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспеченного государственной поддержкой, включая перечень страховых рисков, порядок определения страховой стоимости урожая принимаемых на страхование сельскохозяйственных культур, сроки действия договора страхования, условия формирования дополнительных страховых резервов устанавливаются Правительством РФ.

Суммы страховых взносов сельскохозяйственных товаропроизводителей, уплаченных за счет собственных средств по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, относятся на себестоимость сельскохозяйственной продукции.

Уплата страховых взносов по сельскохозяйственному страхованию производится сельскохозяйственными товаропроизводителями после уплаты налогов и иных платежей в бюджеты всех уровней, взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ.

В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв. Федеральный сельскохозяйственный страховой резерв формируется за счет отчислений в размере 5% от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур.

Положение о федеральном сельскохозяйственном страховом резерве утверждается Правительством РФ. Страховые организации, осуществляющие страхование урожая сельскохозяйственных культур с участием средств федерального бюджета, обязаны перестраховать часть рисков по этому виду страхования. Доля рисков, подлежащая перестрахованию, устанавливается Правительством РФ.

Экспорт и импорт сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляются с учетом необходимости защиты интересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности РФ. Правительство РФ в соответствии с общепризнанными нормами международного права и федеральными законами в интересах продовольственной безопасности РФ принимает меры:

  • 1) защитного (протекционистского) характера в случаях, когда насыщение рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия может обеспечиваться за счет отечественного производства или импорт приводит к ухудшению состояния его отраслей, снижению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • 2) по стимулированию экспорта сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, если это не нарушает стабильности внутреннего рынка.

Защитные меры принимаются в форме количественных ограничений или введения таможенных пошлин до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения существенного ущерба или предотвращения угрозы его причинения.

Правительство РФ устанавливает порядок и условия введения и применения пороговых цен, на основе которых определяются таможенные пошлины.

Пороговая цена рассчитывается на основе цен, сложившихся на внутреннем рынке РФ на отдельные виды сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

Часть средств, полученных от уплаты импортных и экспортных таможенных пошлин и других приравненных к ним платежей на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, направляется на государственную поддержку агропромышленного производства.

Объемы использования указанных средств определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Основными направлениями науки и научной деятельности, которым оказывается государственная поддержка, являются:

  • 1) фундаментальные и прикладные научные исследования;
  • 2) государственные программы в области развития науки и осуществления научной деятельности;
  • 3) подготовка, повышение квалификации и переквалификация специалистов в соответствующих учебных заведениях;
  • 4) деятельность служб консультации и информации.

Агропромышленный комплекс занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство, которое зависит от природных факторов и имеет ярко выраженный сезонный характер производства, как правило, более отсталая в технологическом плане отрасль по сравнению с промышленностью. Вложенные в нее материальные и денежные средства приносят меньшую отдачу. Кроме того, оно медленнее, чем другие отрасли, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям. Поэтому необходимым условием эффективного функционирования АПК является государственное регулирование.

Под государственным регулированием агропромышленного производства понимают экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение АПК.

Государственное регулирование часто отождествляют с государственной поддержкой. Однако это не одно и то же. Государственная поддержка является составной частью государственного регулирования, представляющей собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями. Помимо государственной поддержки государственное регулирование объединяет и такие составляющие, как административное и правовое воздействия, меры ограниченного характера.

В экономической литературе выделяют ряд принципов, на которых должна базироваться система государственного регулирования агро- продовольственного рынка. Основными из них являются:

  • государственная поддержка, которая играет дополнительную роль; товаропроизводители должны в основном работать на самофинансировании;
  • дифференцированный подход к осуществлению поддержки. При этом следует учитывать различия в эффективности хозяйствования, инновационности и экологичности производства, конкурентоспособности производимой продукции;
  • мотивационная направленность государственной поддержки, которая должна ориентировать товаропроизводителей на эффективное производство;
  • программно-целевой подход к осуществлению поддержки. Это означает, что любые меры поддержки должны быть элементом конкретной государственной программы;
  • максимально эффективное использование средств государственной помощи;
  • протекционизм, представляющий собой экономическую политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка и поддержку отечественных товаропроизводителей на нем;
  • доступность и адресность государственной поддержки;
  • обеспечение равных условий конкуренции на рынке;
  • последовательность осуществления мер государственной поддержки.

Задачами государственного регулирования являются стабилизация и повышение эффективности агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности страны, улучшение продовольственного обеспечения, поддержание эквивалентного обмена между сельским хозяйством и другими отраслями АПК, защита отечественных товаропроизводителей.

Государственное регулирование обеспечивается с помощью различных методов, представляющих собой способы воздействия на субъекты рынка. С развитием экономики спектр применяемых методов государственного регулирования постоянно расширяется.

Методы государственного регулирования агропродовольственно- го рынка можно классифицировать по нескольким признакам. По степени воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различают методы прямого воздействия и методы косвенного воздействия.

Прямые методы государственного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. К методам прямого воздействия относятся административные меры, оказывающие влияние непосредственно на объект, стимулируя и ограничивая его интересы. К ним можно отнести субсидирование процентных ставок по кредитам, дотации и компенсации части затрат на производство сельскохозяйственной продукции, или таможенные пошлины, устанавливаемые на импорт отдельных видов продовольствия.

Косвенные методы предусматривают использование инструментов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. При их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям государственной экономической политики. К методам косвенного воздействия относятся экономические, оказывающие опосредованное влияние - это товарные и закупочные интервенции сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

По организационно-институциональному признаку принято различать административные, организационные и экономические методы государственного воздействия.

Административные методы государственного вмешательства - система законодательно-правовых мер, направленная на обеспечение устойчивых условий воспроизводства в агропромышленном комплексе. Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора.

Организационные методы означают создание соответствующих организационных структур - государственных агентств, компаний.

Экономические методы государственного вмешательства - система экономических инструментов, используемых правительством для косвенного воздействия на воспроизводственный процесс. Они представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

По целевому признаку все методы государственного регулирования можно сгруппировать следующим образом.

  • 1. Поддержка доходов производителей. Сюда входят: компенсационные платежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий, платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства.
  • 2. Ценовое вмешательство, предлагающее ряд мер воздействия на рынок продовольствия: поддержка внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установление квот; установление налогов на экспорт и импорт продовольствия.
  • 3. Компенсация издержек. Сюда входят меры по компенсации расходов по приобретению средств производства: удобрений, ядохимикатов, кормов и т.д.
  • 4. Содействие развитию агропродовольственного рынка (финансирование, разработка и осуществление рыночных программ).
  • 5. Содействие развитию производственной инфраструктуры (выделение государственных средств на создание базы хранения продукции и материально-технического снабжения, развитие транспорта, связи, станций защиты растений и т.п.)

Российская Федерация присоединилась к Всемирной торговой

организации (ВТО), являющейся главной международной организацией, регулирующей торговлю между государствами.

Все методы внутренней государственной поддержки агропромышленного комплекса можно классифицировать на основе признака: оказывают ли они «искажающее» воздействие на торговлю и производство.

В рамках так называемой «красной корзины» запрещены такие меры, как квотирование на ввоз, экспортные субсидии и некоторые другие, при этом сохраняются квоты на ввоз мясо птицы, говядины и свинины.

Группа методов «зеленой корзины» включает способы государственной поддержки, не оказывающие искажающего воздействия на деятельность предприятия агропромышленного комплекса и могут применяться без ограничений. Методы государственного регулирования в рамках «зеленой корзины» предусматривают: расходы на борьбу с вредителями и болезнями сельскохозяйственных животных и растений, компенсацию части затрат по страховым платежам, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, образования поддержка развития инфраструктуры и т.д.

Методы внутренней поддержки, оказывающие искажающее воздействие на торговлю и производство, классифицируются как способы «желтой корзины» и должны постепенно сокращаться. Они включают субсидирование процентных ставок по кредитам, развития элитного семеноводства и племенного животноводства, закладки и ухода за многолетними насаждениями, приобретения энергоносителей и средств химизации и т.п.

Региональное субсидирование не входит ни в одну из корзин, а значит, может свободно использоваться. Таким образом, государственная поддержка сельского хозяйства может быть увеличена за счет того, чтобы больше средств направлялось через «зеленую корзину» и региональное софинансирование. Превысить лимит государственной поддержки можно за счет оказания неограниченной поддержки регионам, признанным неблагоприятными для ведения сельского хозяйства.

Наша страна имеет возможность увеличить прямую государственную поддержки сельского хозяйства до 2017 г. с 5,2 до 9 млрд долл., но затем они должны быть снижены до 4,4 млрд долл.

У всех членов ВТО разные условия, например, разрешенное государственное финансирование сельского хозяйства у нас - 4,4 млрд долл., а в Швейцарии, которая в сотни раз меньше по площадям - 5,8 млрд долл. Если европейские страны выиграли от вступления в ВТО, то наша страна может пойти по пути Армении, Грузии, стран Прибалтики, где в результате вступления в ВТО заброшены сотни тысяч гектаров плодородных почв. Однако участие России в ВТО поможет продвижению нашей сельскохозяйственной продукции на внешние рынки.

Государственное регулирование осуществляется с помощью экономического инструмента, к которому относятся:

  • цены - целевые, гарантированные (защитные), залоговые;
  • налоги - льготные, дифференцированные;
  • кредит - льготный, товарный, поддержка процента по ссудам коммерческих банков;
  • бюджет - ссуды, компенсации, дотации, лизинг, финансирование некоторых мероприятий;
  • интервенции сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (закупочные и товарные);
  • страхование (частичная уплата страховых взносов);
  • таможенные пошлины при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Один из главных инструментов государственной поддержки - выделение дотаций, субсидий, компенсаций.

Дотации - это ассигнования из государственного бюджета, выделяемые предприятиям за проданную продукцию для покрытия убытков, в том числе плановых. За счет дотаций из федерального бюджета осуществляется также санация убыточных хозяйств.

Компенсацией называется возмещение государством понесенных хозяйствующим субъектом расходов. В настоящее время возмещается, в частности, часть затрат сельскохозяйственных производителей на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, закладку многолетних насаждений и уход за ними.

Государственное финансирование хозяйственной деятельности может носить субсидиарный характер. Субсидия - это денежная помощь, служащая дополнительным источником покрытия расходов. Государством, например, субсидируются программы и мероприятия по развитию животноводства, растениеводства и некоторые другие.

Государственное финансирование может производиться централизованно или через бюджеты субъектов РФ в виде так называемых субвенций. Субвенция - это фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной основе для целевого финансирования бюджетных расходов субъектов РФ.

В Государственной программе по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. расширен спектр государственной поддержки. При ее реализации намечены следующие основные направления поддержки:

  • повышение плодородия почв и вовлечение неиспользуемых земель сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственный оборот;
  • сохранение и рациональное использование генетических ресурсов культурных растений;
  • развитие селекции и семеноводства;
  • стимулирование производства основных сельскохозяйственных культур;
  • развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями;
  • развитие производства продукции в защищенном грунте;
  • развитие племенного животноводства;
  • развитие молочного и мясного животноводства;
  • развитие овцеводства и козловодства;
  • развитие северного оленеводства и табунного коневодства;
  • предупреждение распространения и ликвидация африканской чумы свиней;
  • обеспечение проведения противоэпизоотехнических мероприятий;
  • поддержка экономически значимых программ субъектов Российской Федерации;
  • развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия;
  • кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • снижение рисков в сельском хозяйстве;
  • развитие переработки сельскохозяйственной продукции;
  • регулирование рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия;
  • представление грантов на создание крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Объем бюджетных ассигнований на поддержку агропромышленного комплекса из средств федерального бюджета возрастет с 158,9 млрд руб. в 2013 г. до 217,9 млрд руб. в 2020 г., или в 1,4 раза, и за указанный период составит 1509,7 млрд руб. Кроме того, на эти цели из бюджетов субъектов Российской Федерации будет израсходовано 777,6 млрд руб., или 33% от расходов на поддержку отраслей консолидированного бюджета страны. Следовательно, основная часть средств на поддержку агропромышленного комплекса будет выделяться из федерального бюджета.

1. Понятие и содержание государственного регулирования сельского хозяйства.

2. Правовое регулирование государственной поддержки сельского хозяйства.

3. Принципы и формы государственного регулирования сельского хозяйства.

4. Система и компетенция государственных органов, осуществляющих государственное регулирования сельского хозяйства.

5. Правовое регулирование социальной сферы села.

6. Правовое регулирование жилищного строительства не селе.

1. Государственное регулирование – система мер воздействия государства на аграрный сектор. Государство реально независимо лишь при высокой степени продовольственного самообеспечения. Поэтому правовыми, административными и экономическими рычагами государство воздействует на аграрный сектор в своих политических целях.

Под государственным регулированием в узком смысле понимается только экономическое воздействие государства на производство и переработку сельскохозяйственной продукции. В широком смысле это формирование законодательной базы, целенаправленное воздействие государства на хозяйственную деятельность субъектов аграрных правоотношений и оказания им соответствующей государственной поддержки, создание системы и образование комплекса органов, осуществляющих государственное регулирование и развитие данной отрасли.

Предполагается, что государственное регулирование предоставляет субъектам возможность выбора выгодного для них варианта поведения, что не предусматривает управление. Государственное регулирование, как и управление, является упорядочивающей, организующей деятельностью. Объективная необходимость государственного регулирования в сельском хозяйстве обусловлена тем, что только государство может обеспечить рациональное использование земли в сельскохозяйственном производстве, гарантировать развитие предпринимательства, производство необходимой продукции, стабильность рынка сельскохозяйственной продукции. Поэтому государственное регулирование – организационно-экономическая и политико-правовая категория. Стабильность рынка обеспечивается государственной интервенцией и закупкой излишков.

Постановлением СМ от 4.11.1998 г. «О создании в РБ стабилизационных фондов продовольственных товаров» предусмотрено каждый год создавать такие фонды. Их объемы определяются облисполкомами по согласованию с Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Фонды формируются в областях – за счет местных ресурсов, и в г.Минске – за счет объема товаров, поставляемых областями. Накопление и хранение фондов осуществляется на основе договора между исполкомами и субъектами хозяйствования, выполняющими функции оптового звена. Затраты по хранению этих фондов производятся за счет собственных средств субъектов хозяйствования, а расходы по уплате процентов за пользование банковскими кредитами – из средств местных бюджетов.

Формирование общего аграрного рынка СНГ – 6.03.1998 г. подписано соглашение об общем аграрном рынке государств-участников СНГ (~ 10 стран). Предусматривается создание общего аграрного рынка, который предполагает условия для свободного движения товаров и услуг агропромышленных комплексов сторон, принятие мер к снижению, а в конечном счете – к отмене таможенных ограничений по взаимной торговле, поэтапный отказ от квотирования и лицензирования в торговле, совместную защиту сельскохозяйственных производителей на внутренних рынках стран-участниц и третьих стран.

Соглашение заключено на 5 лет с автоматическим продлением.

2. Меры государственной поддержки – поддержка доходов товаропроизводителей путем содействия установлению паритетных экономических отношений с другими отраслями экономики, применение гарантированных минимальных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и спрос, финансовая поддержка сельскохозяйственных производителей (товарный кредит, лизинг, залоговые операции). Нередко государственную поддержку понимают в виде государственных дотаций и компенсаций (у нас за счет республиканского и местных бюджетов). Расходы на сельскохозяйственное производство (бюджетные организации, государственные комплексные программы по развитию агропромышленного комплекса и обеспечению аграрной реформы, на крестьянское (фермерское) хозяйство и т.д.).

В соответствии с Законом «О бюджете РБ на 2000 г.» предусматривается создание республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в качестве государственного целевого бюджетного фонда (средства фонда входят в республиканский бюджет, ~12% расходов всего бюджета). В состав местных бюджетов входят аналогичные фонды, которые являются местными целевыми бюджетными фондами (фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия). Доходы республиканского фонда – за счет отчислений всеми юридическими лицами 1.5% всей выручки от реализации продукции, работ и услуг; местных фондов – за счет отчислений всеми юридическими лицами, но общий норматив отчислений, как и для иных сборов (2.5% выручки от реализации продукции, работ и услуг).

Постановлением СМ от 2.02.2000 г. №133 «о государственной поддержке производителей сельскохозяйственной продукции в 2000 г.» определены приоритетные направления использования средств республиканского бюджета, предусмотренные на финансирование сельского хозяйства: селекция и семеноводство, племенное дело, мероприятия по поддержанию плодородия земель, поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, компенсация потерь банков в связи с выдачей льготных кредитов производителям сельскохозяйственной продукции, приобретение техники и др.

В последние годы обращается внимание на личные подсобные хозяйства. Постановление СМ от 31.01.2000 г. «О мерах по увеличению производства и заготовки сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан».

3. Принцип аграрного протекционизма представляется собой установление определенных льгот во внешнеэкономических и внутриэкономических отношениях.

Принцип программного регулирования основывается на разработке различных программ отраслей сельского хозяйства, которые утверждаются постановлениями СМ и рассчитаны на определенный срок (например лен, птицеводство).

Принцип осуществления государственного регулирования преимущественно аграрными методами.

Принцип приоритетного развития агропромышленного комплекса.

Формы – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная.

Методы – дозволения, властных предписаний, рекомендаций, убеждения... Методы делятся на административные и экономические. Первые предусматривают прямое воздействие на сельское хозяйство, основываются на силе государственной власти, вторые косвенно воздействуют на объект регулирования посредством использования экономического механизма.

4. Под системой органов государства, осуществляющих регулирование и управление сельскохозяйственной деятельностью понимается..., структура их построения и образования. Система управления сельским хозяйством в настоящее время характеризуется как многоуровневая – республиканский, региональный (областной) и местный (районный) уровни. Первый включает органы общей и специальной компетенции. К органам общей компетенции относятся Национальное Собрание (при Палате Представителей функционирует постоянная комиссия по аграрным вопросам, которая занимается подготовкой и представлением в Национальное Собрание аграрных законопроектов), Республиканский Совет по вопросам развития агропромышленного комплекса (не является органом государственного управления, вырабатывает рекомендации по реформированию АПК и совершенствованию социально-экономических преобразований; образован в 1996 г.). К органам специальной компетенции относятся органы отраслевой (Минсельхозпрод) и функциональной (не осуществляют регулирование сельского хозяйства в целом, регулируют лишь определенные виды общественных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности и по согласованию с органом общей компетенции) компетенции. На базе органов функциональной и отраслевой компетенции могут создаваться межотраслевые комиссии, состав которых утверждается Советом Министров. Например, в 1997 г. была создана Продовольственно-финансовая комиссия для осуществления закупок продовольствия; в 1999 г. – межведомственная комиссия по оценке результатов тендера на закупку некоторых видов сырья, материалов, сельскохозяйственной продукции и других товаров (основная задача – координация работы республиканских органов государственного управления по контролю за уровнем цен на импортируемую сельскохозяйственную продукцию.

Минсельхозпрод является республиканским органом государственного управления и юридическим лицом, осуществляет создание, ликвидацию и реорганизацию предприятий, утверждение уставов, управление имуществом, заключение контрактов с руководителями подведомственных предприятий, разработку экономических нормативов. Нормативные акты органов государственного управления, касающиеся неподведомственных им юридических лиц и юридических лиц частной формы собственности, являются обязательными для исполнения при условии, что эти акты зарегистрированы в Национальном реестре нормативно-правовых актов; для подведомственных юридических лиц эти акты обязательны и без регистрации.

Минсельхозпрод осуществляет руководство деятельностью различных служб (гостехнадзора, ветеринарной и племенной служб, службы по защите растений). При Минсельхозпроде существуют три комитета – по хлебопродуктам, по государственному контролю семеноводства, по государственному использованию и охране сортов растений. Комитеты являются юридическими лицами, действуют под управлением министерства и осуществляют специализированные функции в установленных сферах.

На региональном уровне управление и регулирование осуществляется областными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию, на районном уровне – управлениями по сельскому хозяйству и продовольствию. Назначение на должности руководителей вышеназванных комитетов и управлений осуществляется областными и районными исполкомами с согласия министра.

5. Социальная сфера села в широком смысле включает комплекс мер по развитию аграрного сектора, расширению в сельской местности сети учреждений образования, культуры, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания и коммунального хозяйства. В узком смысле это понятие не охватывает экономический и производственный фактор, а предполагает развитие социальной инфраструктуры с учетом быта сельского населения. Существует соответствующий раздел в законе «О приоритетном развитии села и агропромышленного комплекса».

Необходимость комплексного подхода в регулировании социальной сферы села была обусловлена критической ситуацией, сложившейся в данной сфере. Ранее применялся остаточный метод финансирования социальной сферы села, отсутствовала комплексная правовая база для регулирования проблем, проблемы развития социальной сферы были переложены государством на сельхозпредприятия. 63% школ имели воду и отопление, 18% сельчан не пользовались центральным отоплением. Нормы закона носят декларативный характер, часть их уже устарела, многие нормы не реализуются.

Однако есть и плюсы. Во-первых, социальная сфера села объявлена приоритетной. Государство обязуется обеспечить приоритет путем первоочередного направления инвестиций, системы государственной поддержки, финансовой, налоговой, экономической, ресурсной и демографической политикой. Во-вторых, социальная сфера села признана объектом заботы местных органов. Предусмотрена поэтапная передача в ведение местных советов ведомственных социально-культурных объектов (например, автомобильные дороги общего пользования, мелиоративные сооружения). Третий момент – была предпринята попытка разработать механизм финансирования села à создание местными советами фонда социальной сферы села. В соответствии с Положением о порядке образования фонда они образуются при поселковых советах, при необходимости – при районных и областных советах за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также добровольных взносов субъектов хозяйствования. Не менее 20% расходной части бюджета направляется на развитие социальной сферы села. Была попытка изменить бюджетное финансирование: за счет республиканского бюджета – научные исследования и подготовка кадров. Ст.15 закона – СМ определяет сельские районы с низким базовым уровнем экономики и социального развития села и разрабатывает комплекс мер, направленных на выравнивание экономических и социальных различий. В 1998 г. было принято постановление «О первоочередных мерах по ускоренному развитию ряда районов республики, находящихся в худших природно-климатических, экологических, экономических условиях». 1.12.1999 г. состоялись парламентские слушания об обеспечении села трудовыми ресурсами. – последний раз обращалось внимание на эту проблему.

Разработка программы развития села до 2010 г.; необходимость законодательства о реформировании сельскохозяйственного комплекса; предоставление отсрочки выпускникам сельскохозяйственных вузов от призыва в армию.

6. Ст.6 закона устанавливает право граждан, проживающих в сельской местности, на получение льготных кредитов для строительства индивидуальных жилых домов с надворными постройками, а также выделение земельных участков жителям городов, осуществляющих индивидуальное жилищное строительство в сельской местности при наличии свободных земель. Размеры земли не ограничивались. Ст.13 ЖК: право на получение льготных кредитов и субсидий имеют лишь малообеспеченные трудоспособные граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и граждане, которые имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения социального пользования.

Правовое регулирование:

1. Указ от 2.03.1996 г. «О неотложных мерах по развитию жилищного строительства на селе».

2. Указ от 3.03.1998 г. «О дополнительных мерах по развитию жилищного строительства на селе».

3. Указ от 12.05.1998 г. «О совершенствовании условий и порядка и условий кредитования жилищного строительства в сельской местности».

4. Указ от 22.01.1999 г. «Об упорядочении предоставления кредитов на строительство, реконструкцию и покупку жилых помещений».

5. Постановление СМ от 15.05.1997 г. (утвержден порядок продажи построенных, в том числе по льготным ценам, либо безвозмездной передачи незавершенных строительством жилых домов, квартир в сельской местности).

6. Постановление СМ от 19.05.1997 г. (порядок использования жилых домов, квартир, построенных в сельской местности за счет льготных кредитов).

7. Постановление СМ от 23.03.1999 г. «О порядке приобретения у физических лиц с использованием льготных кредитов пустующих и незавершенных строительством квартир и домов в сельских населенных пунктах».

В 2000 г. 30% построенного жилья должно приходиться на сельскую местность.

Кредиты предоставляются в первую очередь на строительство и реконструкцию в размере до 95% от стоимости строительства, а если нет возможности построить и реконструировать, то на покупку в размере 70%. Кредиты предоставляются на 40 лет с началом погашения через 3 года под 5% годовых. Для обеспечения возврата кредита используется залог строящихся жилых помещений. Право залога возникает с момента получения кредита и прекращается после выплаты, с гибелью жилого помещения, после обращения на него взыскания залогодержателем. Залог осуществляется без залога земельного участка, на котором находится жилое помещение. Специалисты, направленные в сельскую местность, имеют право на внеочередное включение в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилые дома, построенные и приобретенные за эти кредиты, не могут быть объектами купли-продажи до погашения кредитов. Граждане, постоянно проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на получение одноразовой безвозмездной субсидии на строительство, реконструкцию или покупку жилого дома в размере не менее 50% стоимости жилого помещения.

У сельскохозяйственных предприятий право на получение льготного кредита имеется у крестьянского (фермерского) хозяйства, а также право сельхозпредприятия на льготный кредит для приобретения у физических лиц пустующих и незавершенных строительством жилых домов и квартир в сельских населенных пунктах (сейчас ~ 80.000 таких домов). Кредиты предоставляются в размере 95% сроком на 10 лет с началом погашения через 3 года под 5% годовых.