Функции конституции. Конституция

Конституция — Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

Конституция устанавливает:

  • основные принципы устройства общества и государства;
  • наименования и полномочия органов государственной власти;
  • механизм осуществления государственной власти;
  • основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Ее характерные черты:

  • особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, — народ;
  • учредительный характер ;
  • расширенный предмет регулирования Конституции;
  • особые .

Ее юридические свойства:

  • верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных субъектов РФ;
  • высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства;
  • особая ;
  • прямое ;
  • особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.

Сущность конституции

По этому вопросу высказывались различные мнения. Так, представители школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций того или иного народа. Но они не отвечают на вопрос о том, как же ранее эти традиции закреплялись. Ведь первые конституции появились только в конце XVIII в. (в США — в 1787 г., во Франции и в Польше — в 1791 г.).

Другие трактуют конституцию как общественный договор. Ну а как быть тем гражданам, которые ее не одобряют (согласие с конституцией всех граждан — это недостижимый идеал)? Разве они не граждане государства или конституция на них не распространяется?

Марксистско-ленинская теория усматривала назначение конституции в том, что она выражает волю господствующего класса (закрепляет диктатуру буржуазии, диктатуру рабочего класса и др.). В таком случае конституция становится правовым документом насилия и репрессий.

В настоящее время наиболее распространенным является взгляд на конституцию как на общесоциальный регулятор общественных отношений. Ее сущность проявляется в ее основной функции — поиске и установлении оптимального соотношения интересов различных социальных групп, слоев общества. Конституция фиксирует скорее не результат борьбы классовых сил, а компромисс различных социальных слоев, поскольку всякая борьба — это нестабильность государства, ведущая его не по пути прогресса, а по пути регресса.

Итак, сущность конституции состоит не в том, чтобы выражать соотношение антагонистических сил, а в том, чтобы закреплять баланс основных интересов и ценностей различных слоев общества.

Конституции могут быть:

  • в зависимости от исторического этапа принятия (первого поколения, второго поколения);
  • по социальным признакам (демократические конституции (действуют в большинстве стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.);
  • по способу изменения («гибкие» (они изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны), «жесткие» (для изменения этих конституций требуется особый усложненный порядок), «смешанные»);
  • по периоду действия (постоянными, временными (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)).

Действующая , принятая в 1993 г., — это учредительный акт государства, основной закон, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий особый объект регулирования и специфическую форму юридической защиты. Термин «учредительный акт» означает, что в нем реализуется учредительная власть, суверенитет народа, который на референдуме 1993 г. в юридических формах определил способ своего бытия. Словосочетание «основной закон» характеризует особое место этого акта в правовой системе как юридической базы правотворчества, правоприменительной деятельности и правосознания. «Высшая юридическая сила» (юридическое верховенство) означает, что все остальные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае они являются недействующими. Принятие и изменение в особом, усложненном порядке по сравнению с другими законами и иными актами призвано обеспечить тщательный учет всех обстоятельств, интересов различных слоев населения, а также стабильность Конституции. Специфика объекта регулирования заключается в том, что конституция закрепляет основы экономической, социальной, политической систем, духовной жизни общества и правового статуса личности, основы взаимосвязей человека — коллектива — государства — общества. Особая форма защиты Конституции РФ связана с конституционным контролем — деятельностью Конституционного Суда РФ.

Виды конституций

В зависимости от соответствия или несоответствия ее объективной реальности Конституции бывают следующих видов:

  • реальные. Это те конституции, которые соответствуют сложившимся общественным отношениям;
  • фиктивные. Они не отражают фактического состояния общества. Так, конституции недемократических государств зачастую только декларируют права и свободы человека, устанавливают демократическую по форме систему органов государственной власти, однако на практике права и свободы человека, закрепленные в конституции, не соблюдаются, а носят показной, фиктивный характер.

По форме конституции различают:

  • писаные конституции, содержащиеся в одном документе, принятом в установленном порядке и имеющем письменную форму. Например, конституции России, Франции, США, Италии;
  • неписаные конституции — нормы их находятся в различных источниках права — законах, правовых обычаях, судебных прецедентах. Неписаные конституции представляют собой редкое исключение и в настоящее время существуют в Великобритании, Сан-Марино, Лаосе.

По порядку принятия:

  • октроированные (дарованные «сверху»). В настоящее время такие конституции существуют в Непале, Лихтенштейне;
  • принятые соответствующим органом (учредительным собранием, законодательным собранием и т. д.) в особом процессуальном порядке. Так, в США конституция была принята Конституционным конвентом в 1787 г.;
  • принятые на референдуме (Франция в 1958 г., Россия в 1993 г.).

По принципу внесения изменений, дополнений и поправок бывают конституции:

  • «гибкие» — изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы (неписаная Конституция Великобритании, Конституция Индии);
  • «жесткие» — изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем принятие обычного закона. «Жесткими» являются Конституции США, Италии, России.

Функции конституции

К функциям конституции (ее предназначению) относятся:

  • учредительная;
  • организаторская;
  • идеологическая;
  • стабилизирующая;
  • программная.

Учредительная функция конституции выражается в том, что она узаконивает (легитимизирует) основы конституционного строя, само государство, систему государственных органов. Так, Конституция РФ учредила новые высшие органы государственной власти — Государственную Думу и Совет Федерации и т. д.

Организаторская функция конституции заключается в том, что она устанавливает порядок осуществления государственной власти, взаимодействия между составными частями государственного аппарата.

Идеологическая функция конституции состоит в том, что она является идеологической базой проводимой государственной политики. Так, в Советском государстве в Конституции отражались марксистские взгляды на общество, государство и право, что отражалось на государственной политике. Современная Конституция РФ основана на идеологии демократии и политического плюрализма, приоритета прав и свобод человека, рыночной экономики, что сказывается и на государственной политике.

Стабилизирующая функция , как мы уже отмечали, заключается в том, что конституционные нормы отличаются повышенной стабильностью. Это способствует развитию общества в определенном русле, не позволяет бросаться из крайности в крайность, резко менять политический и экономический курс.

Программная функция заключается в том, что конституция может содержать ряд программных положений, которые выступают в качестве ориентира на будущее. Так, в советских конституциях ориентиром являлось построение коммунистического общества. В Конституции РФ такими ориентирами можно считать правовое государство, социальное государство и т. д.

Правовые свойства конституции

Конституция является учредительным , а потому первичным , определяющим нормативным правовым актом и в силу этого обладает особыми правовыми свойствами. Эти свойства обозначены в ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство конституции является определяющим ее правовым свойством. Признание верховенства конституции имеет структурообразующее и функциональное значение в национальной правовой системе. В ч. 2 ст. 4 закреплено: «Конституция

Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Верховенство означает непререкаемость и находит свою конкретизацию в ч. 1 ст. 15: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Конституция РФ является нормативным правовым актом прямого действия (ч. 1 ст. 15). Такой записи в предыдущих конституциях не было. Обращает на себя внимание положение, содержащееся в ст. 18: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В равной мере и все другие положения Конституции РФ определяют смысл, содержание законов, деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, поведение граждан, деятельность юридических лиц и объединений граждан.

В силу вышеперечисленных правовых свойств Конституция РФ обладает качеством общеобязательности по отношению ко всем субъектам права. В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ установлено: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Все должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение требований Конституции РФ.

Следующее значимое правовое свойство Конституции РФ — это ее действие на всей территории Российской Федерации.

В унитарном государстве конституция распространяет свое действие на всю территорию, включая автономные и подобные им самоопределяющиеся территориальные образования. Действие конституции не исключается и на тех территориях, которые находятся на особом правовом режиме (в пограничных зонах, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение и др.).

В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует на территории всех субъектов федерации, а учредительные акты субъектов федерации — на территории соответствующих субъектов федерации. Такая ситуация характерна и для Российской Федерации.

Итак, Конституция РФ обладает правовыми свойствами верховенства, высшей юридической силы, прямого действия, обязательного применения на всей территории Российской Федерации.

Конституционное право рф как наука и отрасль российского права.

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Конституционное право – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Системаконституционного права включает: 1) нормы; 2) институты.

Конституционно-правовой институт – совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука. Наука конституционного права – совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права – самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

Предмет изучения науки конституционного права: 1) сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники; 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права; 3) практика реализации норм данной отрасли; 4) история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

Методы науки конституционного права: 1) исторический; 2) сравнительно-правовой; 3) системный; 4) статистический; 5) конкретно- социологический и др.

Конституционное право РФ тесно связано с другими отраслями российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголовным правом РФ выражается в том, что именно Конституция РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.

Гражданское право не менее тесно связано с конституционным, так как в Конституции РФ закрепляется право частной собственности, которое является основным для гражданских правоотношений.

Конституционное право России связано и с другими отраслями права РФ: с трудовым – в Конституции закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда; с административным – конституционные нормы устанавливают компетенцию высших федеральных органов власти и принципы деятельности всех других органов; с экологическим – Конституция содержит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

Понятие, сущность, функции конституции.

В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий (-щих) высшей юридической силой и регулирующий (-щих) основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

Функции конституции. В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Форма конституции - это способ организации конституционных норм.

По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

Рассмотренные выше конституции наука конституционного права относит к числу писаных.

Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные» (частично писаные) конституции. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (конституционных соглашений).

Структура конституции - это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей.

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти (в федеративных государствах - федеративное устройство), порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

Функции конституции:
1. К. принимается народом или от имени народа. Действующая конституция 1993 г. принята конституционным референдумом
ст. 3 (ч. 1)
Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
2. Препятствовать территориальному распаду гос-ва, обеспечивать ее целостность и неприкосновенность.
3. Политическая, которая избирает конст. рамки избир системы
4. Экономическая, ст. 8 (2)
В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
5. Социальная, ст. 7 (1)
РФ – социальное гос-во, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
6. Идеологическая, ст. 13 (1.2)
В РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3.Юридические свойства конституции .

Прежде чем приступить к анализу юридических свойств Конституции РФ, необходимо на основе рассмотренных выше теоретических положений характеризующих конституции различных государства в целом, сформулировать понятие Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.

Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства - парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, - учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» - закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

4. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», * где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

Роль Конституции в обществе реализуется в ее функциях. Функции раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов.

Принято выделять юридическую, учредительную, политическую, мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства, личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

По мнению некоторых ученых, например, Ген Н.Л. «Юридический аспект действия Конституции проявляется в ее регулятивных функциях, к которым относятся: учредительная, правонаделительная, охранительная функции.

Учредительная функция Конституции выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества. Она проявляется в закреплении устойчивости системы общественных отношений, в сохранении и упрочении основополагающих начал организации общества и государства.

Как правовой акт особого свойства Конституция выполняет следующие юридические функции: правонаделительную, связанную с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (ст. 83-89, 101, 102, 103, 114, 125 Конституции РФ); охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 и др.); в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Правонаделительная функция раскрывает позитивный аспект конституционного воздействия. Она служит установлению основ правового статуса определенной категории субъектов права и обеспечению необходимых связей между ними. Такую функциональную нагрузку несут те конституционные предписания, которые предусматривают права и позитивные требования к участникам регулируемых отношений. Охранительная функция проявляется в установлении верховенства Конституции в системе нормативных и правоприменительных актов. Она выражается также в том, что конституционные нормы предусматривают наличие ответственности как системы средств и способов охраны и защиты данного вида общественных отношений, а в ряде случаев и конкретные санкции».

Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и составляют основу всей системы правового регулирования. Юридическая функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.

Учредительная функция выражается в признании юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (ст.1-16 Конституции РФ). Учредительная функция указывает на то, что конституция появляется вследствие коренных изменений в жизни общества и выступает политической и правовой основой его дальнейшего развития. Учредительная роль конституции проявляется в том, что она, во-первых, закрепляет сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает прогрессивные тенденции политико-правового развития, создавая условия для появления новых отношений, которые в тенденции, в «зародыше» проявляются, но не могут получить общественного признания без их высшей законодательной поддержки.

Политическая функция Конституции РФ заключается, прежде всего, в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, Конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований. Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения Конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т.д.

Целевое назначение Конституции Российской Федерации выражается и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом Конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.

Современные Конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы, обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.

Функции Конституции

Принимают конституцию для того, чтобы она функционально была полезна обществу, была способна ограничить произвол публичной власти в отношении человека, его прав и свобод. Поэтому каждая конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о трех важнейших функциях конституции: юридической, политической и идеологической.

Юридическая функция заключается в том, что конституция, будучи базовым законом, является важнейшим источником права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Суть этой функции конституции заключается в том, что она:

1) становится основой новой правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);

2) сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;

3) дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции РФ. Она является «заглавным» документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых, но в своем большинстве все-таки пока подготавливаемых. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции. Об этом свойстве Основного Закона «забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах, и в том числе потому, что она содержит набор благих идей, но не норм непосредственного юридического действия».

Политическая функция конституции заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют, так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией. Политический процесс охватывает различные формы, способы и направления политической деятельности; по существу - это порядок функционирования политической системы, ее институтов. С изменением норм конституции вносятся определенные изменения и в политический процесс.

Близко к политической примыкает внешнеполитическая функция конституции, суть которой состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г.). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы.

И, тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.

Идеологическая функция конституции заключается в том, что она выступает средством идеологического воздействия. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности.

Наличие идеологической функции нельзя отождествлять с государственной идеологией, которая иногда закладывается в тоталитарной конституции.

Такая функция также присуща и нашей Конституции. Но есть ли основания для этого утверждения? Ведь в ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Выходит, наша действующая Конституция - как бы деидеологизированный документ.

Действительно, идеологическая функция конституции может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. За примерами далеко ходить не надо. Такими были все предшествующие советские конституции. Так, не просто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция СССР 1977 г. Она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Вот такой вариант идеологического предназначения конституции и исключает теперь наш Основной Закон 1993 г.

Учредительная функция конституции выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества для сохранения и упрочения, основополагающих начал организации общества и государства. Именно эту функцию, прежде всего, выполняют нормы, закрепляющие основы конституционного строя (гл. 1 Конституции РФ), статус Российской Федерации и ее субъектов (ст. 65-70), общий статус Президента Российской Федерации (ст. 80-82, ч. 1 ст. 87, ст. 91), Федерального Собрания (ст. 94, 95), Правительства (ст. 110), Конституционного Суда (ч. 1 ст. 125), прокуратуры (ст. 129) и иных федеральных органов. Учредительная функция Конституции Российской федерации проявилась также в том, что ею созданы новые государственные органы, например, Счетная палата (п. «г» ч. 1 ст. 103), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 103).

Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово «учредительная» понимают в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.

Опыт собственной истории подтверждает это. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.

Так, учредительная функция Конституции РСФСР 1918 г., первых конституций других советских республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революции и прежде всего перехода политической власти - по терминологии того времени - в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст. 9 Конституции РСФСР было записано, что ее основная задача заключается «в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма…».

Правонаделительная функция раскрывает позитивный аспект конституционного воздействия. Она служит установлению основ правового статуса определенной категории субъектов права и обеспечению необходимых связей между ними. Такую функциональную нагрузку несут те конституционные предписания, которые предусматривают права и позитивные требования к участникам регулируемых отношений. Например, в статьях 83-89, 101, 102, 114, 125 Конституция Российской Федерации не только установила систему и основные виды государственных органов, но и определила их предметы ведения и полномочия, а также главные направления взаимоотношений.

Охранительная функция , во-первых, характеризует конституцию как правовой акт, нормы которого направлены на недопущение нарушения основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, во-вторых, указывает на механизм ее самообеспечения. В широком смысле охранительная функция реализуется конституцией в целом, а в узком - через содержащиеся в ней специализированные нормы либо их структурные элементы. Для реализации данной функции конституция устанавливает охраняемые ею объекты (в Конституции Российской Федерации в качестве таковых названы, например, суверенитет Российской Федерации, ее независимость и государственная целостность (ч. 2 ст. 80), собственность и общественный порядок (п. «е» ч. 1 ст. 114), а также осуществляющие их охрану субъекты (соответственно Президент РФ и Правительство РФ)).

Защитительная функция конституции направлена на пресечение нарушений ее норм и на их восстановление. Для реализации данной функции конституция предусматривает конкретные объекты и определяет субъекты, осуществляющие такую защиту. Согласно Конституции Российской Федерации, государство защищает такие объекты, как, например, человек, его права и свободы (ст. 2, ч. 1 ст. 45); материнство и детство, семья (ч. 1 ст. 38); конституционный строй (ч. 1 ст. 56); каждый вправе защищать свои честь и доброе имя (ч. 1 ст. 23), а гражданин Российской Федерации - обязан защищать Отечество (ч. 1 ст. 59).

Стимулирующие и созидательные свойства конституции проявляются в установлении ею целей и задач развития общества и государства. Конституция выступает высшим политико-правовым ориентиром такого развития, средством и способом социальной ориентации. Программно-целевые положения конституции дают нормативный прогноз и осуществляют превентивное регулирование, определяют требования к возникновению новых общественных отношений.

Организаторская функция. Данная функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут, же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.

Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все-таки появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.

Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 г. Ее организаторская функция проявляется во многих отношениях. В социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической - на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм; в государственной - на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.).

Экономическая функция. В период коренной трансформации и модернизации общественной системы возрастает роль экономической функции конституции. Ее содержание направлено на формирование нового гражданского общества, рыночных отношений, основанных на частной собственности в сочетании с другими формами собственности, в равной мере защищаемых конституцией, свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Конституция одновременно ориентирует и на использование публичных начал в развитии новой экономики.

В России с переменным успехом складывается и развивается экономика на базе конституционных положений, отразивших качественную модернизацию общественного строя. Стержнем конституционных установлений, регулирующих отношения в сфере экономики, являются основные права и свободы собственников и других участников гражданского оборота, последовательная и эффективная реализация которых обеспечивает конституционность в сфере социально-экономических отношений.

Конституционное право всемерно способствует развитию конституционной экономики, рыночных отношений, запрещая необоснованные ограничения и дискриминационные условия реализации основанных социально-экономических прав собственников и других участников гражданского оборота.

Деловому климату в отечественной экономике препятствует нестабильность существующих отношений частной собственности, невысокий уровень корпоративного управления, использование механизмов банкротства для передела собственности, низкий уровень исполнения договорных обязательств и значительные проблемы в исполнении судебных решений.

Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

По форме конституция - документ государства, т.е. это правовой акт. Конституция - основной закон страны, принимаемый парламентом, специальной конституционной ассамблеей, непосредственно народом, имеющий, следовательно, государственно-обязательную, причем высшую силу. Конституция стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные начала национальной системы права.

При характеристике сущности конституций и причин их появления возможно доминирование двух подходов, которые можно назвать классово-политическими и рационалистическими.

Суть классово-политического подхода в том, что конституция, закрепляя названные группы общественных отношений (по предмету конституционного регулирования), выражает соотношение сил в обществе, поделенном на классы.

Сторонники рационалистического подхода не отрицают социально-политических факторов в появлении конституций, но и не абсолютизируют их. По их мнению, на первом плане находится служебная роль конституции как позитивного документа, закрепляющего государственную организацию и основы статуса личности, упорядочивающих общественные отношения и содействующих их движению вперед. Здесь на первом плане - роль конституции как юридического документа, основного закона государства.

Поэтому есть основания учитывать оба подхода при характеристике причин появления и сущности конституций. С одной стороны, очевидно, что часто именно борьба различных сил за власть и итоги этой борьбы имеют в качестве одного из главнейших результатов появление новой конституции. Называть ли это «классовой борьбой» или «борьбой социальных сил» - пусть остается на усмотрение каждого исследователя. Ясно лишь то, что можно обойтись без вооруженного либо физического столкновения, но без борьбы идей не обходятся даже внутренне достаточно стабильные общества. Порой нет налицо и какого-то ярко выраженного противостояния, - например, если общество плавно вступает в очередной этап своего развития, но и в этом случае нужна новая конституция.

С другой стороны, конечно, никак нельзя отрицать конструктивистскую роль конституций. Ведь с появлением основного закона новые отношения, сложившиеся или складывающиеся в обществе, получают фундаментальную государственно-правовую основу. И конституция действительно дает начало новому общественно-политическому укладу жизни, становится обязательной, в том числе и для тех, кто сопротивлялся ее появлению.

С учетом сказанного следует учитывать, что функции конституции – это различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства. Любой конституции - независимо от социальной системы - свойственны следующие функции; учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая, юридическая.

Учредительная функция конституции . Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово «учредительная» следует понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям, в частности.

Сказанное убедительно подтверждает опыт российской истории. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и выполняла учредительную функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.

Безусловно, учредительный характер свойствен и Конституции РФ 1993 г., причем в целом, и, несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РФ 1978 г., неоднократно реформировавшейся. Говоря обобщенно, учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике - к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль действующей Конституции заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ.

Организаторская функция конституции. Данная функция заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию следует выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.

Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все же появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества и государственных органов.

Кроме того, следует учитывать то, что конституция является документом прямого действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции. Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 г.

Внешнеполитическая функция конституции . Эта функция состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г). Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г. Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: действующая Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции РФ состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о российском общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д.

Идеологическая функция Конституции. Данная функция также присуща Конституции РФ. Хотя в ст. 13 Конституции РФ 1993 г. сказано, что в России признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Действительно, идеологическая функция конституции может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. Такими были все предшествующие советские конституции. Так, не просто правовым актом, но и типичным документом научного коммунизма являлась Конституция СССР 1977 г. Она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Вот такой вариант идеологического предназначения конституции и исключает теперь Основной Закон Российской Федерации 1993 г.

Однако в ином плане Конституция просто не может не быть идеологическим − в смысле мировоззренческим − документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в ней институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Разве не очевидно: одна идеология - в категорическом отрицании частной собственности (что делали советские конституции), и противоположная - в конституционном закреплении частной собственности и вообще многообразия форм собственности в России.

Поэтому вывод очевиден: каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей (в какой мере они отражают общечеловеческие идеалы - это другой вопрос) и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества.

Юридическая функция. Суть этой функции конституции заключается в том, что она:

− является основой новой правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);

− сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;

− дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции РФ. Она является «главным» документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции - об этом свойстве Основного Закона забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах.