ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Основные гарантии прав ребенка в Российской Федерации Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в рф

Государственной Думой

Советом Федерации

1.4. Правовую основу деятельности по предупреждению самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, организации их розыска и индивидуальной профилактической работы с ними (далее - деятельность по профилактике самовольных уходов детей) составляют: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


Приказ Министра обороны РФ от 15.03.2011 N 333 (ред. от 15.11.2018) О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";N 662 "Об утверждении положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения", письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 18 мая 2011 г. N ЮП-03/13989 необходимо направлять в адрес Минобрнауки России обращение и полный комплект документов в соответствии с установленным вышеназванным приказом Минобрнауки России перечнем документов и требованиями к их оформлению для согласования с Минобрнауки России передачи в аренду объектов федерального имущества, а также для проведения оценки последствий принятия решения о заключении федеральной государственной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, договора аренды закрепленных за ней объектов федеральной собственности (согласно приложениям N N 1 - к настоящему письму).


Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

– Конституцией Российской Федерации;

– Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ;

– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

– Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Отношения между родителями и детьми является одной из нескольких групп отношений, которые регулируются семейным кодексом. Причем эти отношения могут носить личный неимущественный и/ или имущественный характер.

Конституцией Российской Федерации установлено, что в России гарантируются права и свободы всех граждан, в том числе и несовершеннолетних, согласно нормам и законам международного права. Полный свод прав детей записан в 54 статьях Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года. Институт детства находится под опекой и защитой государства, которое законодательно выработало нормы защиты прав несовершеннолетних.

Приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов является одним из основных принципов регулирования семейных отношений. Правовой статус ребенка в нормах семейного законодательства определяется исходя из того, что ребенок является самостоятельным субъектом права, участником семейных отношений, а значит, имеет свои права: жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни и т.д. семейное законодательство подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов, а также формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения. За нарушение этого принципа действующее законодательство устанавливает различные виды ответственности.

В ст. 1 Семейного кодекса РФ допускает возможность ограничения прав граждан в семье только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и защиты интересов других членов семьи и иных граждан.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипация, не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Способность детей приобретать права, предусмотрены семейным законодательством, возникают с момента рождения.

Личные права несовершеннолетнего:

  • право жить и воспитываться в семье;
  • право на общение с родителями и другими родственниками;
  • право на свою защиту;
  • право выражать свое мнение;
  • право на имя, отчество и фамилию.

Право жить и воспитываться в семье, предусмотренное ст. 54 семейного кодекса, означает, прежде всего, что ребенок может проживать вместе со своими родителями. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Если родители ребенка живут по разным адресам, ребенок имеет право на проживание с одним из них. При споре на этот счет между родителями вопрос разрешается в судебном порядке.

Если же ребенок почему-либо утрачивает родительское попечение, предпринимаются попытки устроить его прежде всего в семью: передача на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна. К помощи детского учреждения прибегают только тогда, когда обеспечить семейное положение не представляется возможным.

Право знать своих родителей в ст. 7 Конвенции «О правах ребенка», правда, с небольшой оговоркой – «если это возможно».

Отсюда следует, что:

  • при установлении отцовства в судебном порядке принимается во внимание данное право несовершеннолетнего;
  • ребенок вправе рассчитывать на помощь в розыске своих родителей со стороны своих законных представителей, а также государственных и муниципальных органов, организаций, так или иначе занимающихся розыском граждан.

Еще одной составной частью права ребенка жить, и воспитываться в семье является его право на заботу о нем со стороны собственных родителей.

В соответствии с п. 1 ст. 55 Семейного кодекса право ребенка общаться со своими родителями и родственниками не влияет:

  • расторжение брака родителей;
  • признание брака родителей недействительным;
  • раздельное проживание родителей;
  • проживание родителей в разных государствах.

В п. 1 ст. 56 Семейного кодекса, говорится, что ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Под правами ребенка здесь понимаются права, предусмотренные ст. 54-58, 60 Семейного кодекса, а под законными интересами – как те, что предусмотрены Кодексом, так и те, которые хотя и не зафиксированы, в конкретной правовой норме, но следуют из ее содержания.

Защиту прав ребенка, поскольку он не достиг необходимой степени социальной зрелости, не стал полностью дееспособным, осуществляют его родители или заменяющие их лица. Это их прямая обязанность, предусмотренная ст. 64 Семейного кодекса.

В п. 1 ст. 56 Семейного кодекса повторяется это положение и одновременно делается существенное дополнение: в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, защиту прав, законных интересов ребенка осуществляют орган опеки и попечительства, прокурор и суд (когда несовершеннолетний остался без родительского попечения и нуждается в устройстве или предстоит подготовка к делу о лишении или ограничении родительских прав).

Несовершеннолетний вправе защищать себя от злоупотреблений со стороны своих родителей. Такое нововведение надо понимать как дополнительную гарантию защиты прав ребенка в далеко не исключительных случаях, когда вред несовершеннолетнему причиняют самые близкие ему люди. Обладающему правом на защиту от злоупотреблений со стороны родителей несовершеннолетнему предоставляется возможность самому требовать своей защиты, просить о помощи. Его заявление может быть облечено в любую форму. Выступая как обладатель вполне конкретного, лишь ему принадлежащего права, ребенок может рассчитывать на поддержку органов, правомочных на его защиту, т.е. органов опеки и попечительства.

Право несовершеннолетнего выражать свое мнение по вопросу, затрагивающему его интересы.

Статья 57 Семейного кодекса:

  • провозглашает право ребенка выражать свое мнение;
  • определяет сферу действия данного права;
  • уточняет, когда учитывается мнение несовершеннолетнего;
  • указывает, когда согласие ребенка на совершение тех или иных действий обязательно.

Ст. 57 Семейного кодекса, распространяется на отношения, регулируемые семейным законодательством, а также на вопросы, непосредственно связанные с правами ребенка, их осуществлением. Причем он вправе выражать свое мнение не только в семье, но и за ее пределами, например при разбирательстве дела в административном или судебном порядке.

Мнение несовершеннолетнего учитывается:

  • при выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения;
  • при разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования;
  • при разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей;
  • при рассмотрении судом иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним;
  • при рассмотрении иска родителей о возврате им детей;
  • при отказе в иске о восстановлении в родительских правах;
  • при отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке;
  • при рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве.

Вместе с тем обязательно согласие ребенка, достигшего десяти лет:

  • при изменении его имени и фамилии по просьбе родителей или одного из них;
  • при передаче на усыновление. Исключение из этого правила допускается в случае, предусмотренном;
  • при записи усыновителей в качестве родителей в книге записей рождений;
  • при изменении усыновленному несовершеннолетнему имени, отчества, фамилии;
  • при решении вопроса о сохранении за ребенком присвоенных ему после усыновления имени, отчества и фамилии, если усыновление отменено;
  • при передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
  • при восстановлении родителей в родительских правах.

«Имущественные права несовершеннолетних детей» – это право каждого ребенка на получение содержания от своих родителей или заменяющих их лиц в случаях, предусмотренных законом. Предоставление такого права означает, что жизненно важные потребности ребенка подлежат удовлетворению прежде всего в родительской семье или семье, ее заменяющей.

  • необходимая для поддержания нормальных условий жизни несовершеннолетнего часть заработка родителей, усыновителей;
  • причитающиеся ему алименты, если родители не заботятся о материальном его обеспечении;
  • пенсии, различного рода пособия, положенные несовершеннолетнему по закону.

Согласно п. 2 ст. 60 Семейного кодекса, всеми суммами, предназначенными для детей, распоряжаются родители. Но при управлении имуществом ребенка родители обладают теми же правами, несут те же обязанности, которые предусмотрены гражданским законодательством для опекунов.

Кроме того, ребенок имеет право собственности на:

  • имущество, полученное им в дар. Таков один из традиционных и наиболее распространенных способов приобретения несовершеннолетним лицом имущества не только от родственников, но и от любых других физических и даже юридических лиц;
  • имущество, полученное им по наследству в порядке, установленном ГК. При этом не имеет значения, имело ли место наследование по закону или по завещанию;
  • доходы, полученные им. Это могут быть не только проценты с банковского вклада или суммы, полученные в результате сдачи внаем принадлежащего несовершеннолетнему жилья. Сюда относится и прибыль от творческой, предпринимательской деятельности, которая становится новым элементом образа жизни современных детей;
  • имущество, приобретенное на его собственные средства. И если раньше считалось, что таких средств в принципе может не быть, то теперь, когда дети работают за деньги или получают выручку от перепродажи и т.п., допускается, что существуют реальные предпосылки для увеличения объема имущества несовершеннолетнего и таким путем.

Ст. 65 Семейного кодекса говорит, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей и что обеспечение этих интересов должно быть предметом основной заботы со стороны родителей.

Помимо законов регламентирующих защиту прав детей существуют правительственные федеральные целевые программы (ФЦП), цель которых – создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Примером такой программы может служить Программа «Дети России», соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов ребенка. Формирование концепции федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013 – 2020 годы» (31.05.2012). Она включила в себя ФЦП «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», а также «Безопасное материнство».

Л.В. Кудрякова – главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Глава I. Общие положения

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

социальная адаптация ребенка — процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация ребенка — мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

социальные службы для детей — организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;

организации отдыха детей и их оздоровления — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Статья 4. Цели государственной политики в интересах детей

1. Целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ в пункт 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:

законодательное обеспечение прав ребенка;

поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации

1. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся:

установление основ федеральной политики в интересах детей;

выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка;

исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации

Статья 6. Законодательные гарантии прав ребенка в Российской Федерации

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

2. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.

4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей.

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

1. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

2. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

См. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

4. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

2. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации и применяются с учетом региональных различий, традиций народов Российской Федерации, если иное не установлено законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

3. Имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.

Имущество, которое является собственностью субъекта Российской Федерации и предназначено для целей образования, воспитания, развития, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, используется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

4. Если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, а также земельные участки, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством.

5. Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

См. текст пункта 6 статьи 13

7. Изменение формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является государственной или муниципальной собственностью, может осуществляться в установленных законом порядке.

Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

2. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет.

3. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей см. приказ Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. N 1917

Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

1. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществляется федеральными органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.

4. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами Российской Федерации, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законодательством Российской Федерации.

Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.

В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия суд, принимая решение о применении указанных мер, за исключением такой меры, как помещение в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего.

Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.

Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка

Статья 16. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав ребенка в Российской Федерации

1. Компетенция федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Статья 22. Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации

Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации ежегодно разрабатывается в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения.

Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации представляется Правительством Российской Федерации палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок его разработки, распространения, в том числе опубликования, определяется Правительством Российской Федерации.

См. Правила разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 839

Глава IV. Гарантии исполнения настоящего федерального закона

Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона

1. Родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.

Москва, Кремль

Дети являются уязвимой категорией граждан. Их права и интересы защищают различные положения законов — Конституция, СК, 273-ФЗ. Действующий Федеральный закон «О правах ребенка» РФ также призван защитить права маленьких граждан.

Закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» был принят Госдумой в июле 1998 и вступил в силу 24 июля того же года. Федеральный закон регламентирует ключевые гарантии прав и легитимных интересов ребенка, прописанных в Конституции Российской Федерации. Их цель заключается в формировании правовых, общественно-финансовых условий для осуществления данных прав. ФЗ-124 состоит из 5 глав и 25 статей. Рассмотрим подробнее содержание документа:

  • основные положения закона, рассказывающие о понятиях, отношениях, которые регулируются данным ФЗ, о полномочиях по осуществлению гарантий прав и т. д.;
  • ключевые способы обеспечения прав ребенка в РФ;
  • организационные основные принципы гарантий прав ребенка;
  • гарантии выполнения данного ФЗ;
  • заключительные положения закона.

Последняя редакция, вступившая в силу первого числа января 2017 г., была опубликована 28 декабря 2016.

Основные права ребенка в РФ по ФЗ-124

ФЗ-124 описывает основные права ребенка в России. Такой жизненный этап, как «детство», должен быть защищен государством. Ребенком считается любое лицо младше 18 лет, т. е. несовершеннолетний. В законопроекте описана также особая категория несовершеннолетних, которая особо остро нуждается в поддержке государства — дети-инвалиды, сироты, потерпевшие в результате бедствий и аварий, жертвы насилия и т. д.

Ребенку с момента появления на свет относятся и обеспечиваются государством права и свободы гражданина. Статьи с 10 по 14 закона о правах несовершеннолетних рассказывают об отдельных правах ребенка — право на охрану здоровья при помощи лечебных и профилактических процедур, льготы для несовершеннолетних при совмещении работы и учебы, охрана ребенка от вредной информации и агитаций, которые потенциально могут нанести вред нравственному развитию и здоровью несовершеннолетних. Закон «О правах ребенка» также предполагает формирование специальных социальных служб, которые призваны защищать потребности маленьких граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Скачать закон о правах ребенка в РФ

Закон РФ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» в последней редакции можно скачать по следующей .

Данный законопроект призван защитить интересы самой уязвленной категории граждан. Однако, в нынешних реалиях положение дел оставляет желать лучшего и потребность улучшения законодательства в данной области очевидна. В какой мере закон ФЗ-124 даст возможность достичь декларируемых в нем целей, в значительной степени зависит от его качества.

Последние изменения, внесенные в ФЗ-124

Последние изменения закон 124-ФЗ претерпел в конце декабря 2016 года, вступившие в силу в начале январе уже нового года. Изменения коснулись 3 статей: 5 пункт 1, 12 и 12.1, которые следует рассмотреть более подробно.

Статья 5

Статья рассказывает о правомочиях органов правительства РФ по осуществлению гарантий прав ребенка. По закону, к полномочиям относят:

  • утверждение базы федеральной политики в интересах несовершеннолетних;
  • подбор главенствующих направлений деятельности согласно обеспечению прав и легитимных интересов малыша, защита его состояния здоровья и нравственности;
  • создание и осуществление государственных целевых проектов по защите малыша и установление организаций и учреждений, которые будут отвечать за их выполнение;
  • утверждение порядка судебной защиты;
  • выполнение интернациональных обязательств по охране несовершеннолетних;
  • последний пункт закона был добавлен уже в новой редакции, который гласит — регулирование и контролирование деятельности организаций, занимающихся планированием отдыха и оздоровления несовершеннолетних.

Статья 12

Этот акт рассказывает о правах ребенка на отдых и оздоровление. Он был полностью изменен в связи с внесенными поправками.

Чтобы улучшить качество и безопасность отдыха и оздоровления, вышестоящими органами проводятся следующие мероприятия:

  • по принятию законов, которые будут регулировать работу учреждений, занимающихся организацией отдыха и оздоровления;
  • по формированию безопасных условий для времяпровождения в этих организациях;
  • по формированию доступности данных услуг для широких масс населения;
  • по контролю за соблюдением условий в области учреждения развлечений и оздоровления.

Организация отдыха и оздоровления должна обладать безопасными условиями, за несовершеннолетними должен быть соответствующий присмотр, следует продумать меню, должен быть организован безопасный трансфер до места дислокации и обратно. Организация должна отвечать требованиям СанПина, сотрудники должны быть квалифицированными работниками, обязательно наличие охраны.

Вышестоящие органы должны оказывать содействие по проведению контроля в области защиты маленьких граждан.

Статья 12.1

Это положение отсутствовало в предыдущей редакции и было добавлено буквально недавно. Статья рассказывает о правомочиях государственных органов в организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних. К правомочиям федеральной службы исполнительной власти относят:

  • создание и осуществление основ политики в области учреждения развлечений и оздоровления несовешеннолетних, в том числе обеспечение защиты их жизни и здоровья;
  • координация работы различных органов в этом вопросе;
  • принятие соответствующих положений;
  • опубликование методичек;
  • контроль за соблюдением всех условий в области учреждения развлечений и оздоровления.

Полномочия ОИВ содержат практически те же положения — об обеспечении безопасности, выполнение областного госконтроля за соблюдением требований, создание и осуществление записей в реестре организаций.

Статья 14

В данную статью закона о правах маленьких граждан последние модификации вносились в 2013 году. Данное положение регулирует вопросы защиты ребенка от вредной информации, пропагандирования и т. д. Ребенок должен быть защищен от нетерпимости по национальному, классовому и социальному признаку. Запрещается рекламирование алкоголя и сигарет, пропагандирование неравенства. Также статья закона «О правах ребенка» запрещает распространение продукции, которая пропагандирует агрессию, антисоциальное поведение, употребление наркотических веществ, запрещает материалы, содержащие порнографический характер.

Требуется проведение экспертиз (психологами, педагогами, социальными работниками, медиками) для выявления факторов, которые могут отрицательно сказаться на здоровье и безопасности ребенка, в том числе и душевной, а также анализ влияния компьютерных и настольных игр, игрушек.

Продукция, которая по закону не подходит для показа для ребенка и нарушает его права, должна классифицироваться и должна быть проведена экспертиза.

Тема 5. Основные гарантии прав ребенка.

Доклад

Законодательство РФ об основных гарантиях прав ребенка в РФ основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Федеральный закон РФ № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года - устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ - определяет ответственность педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и др. специалистов за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка предусматривает возможности указанных представителей по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка, устанавливает государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, в т. ч. и в образовании.

Понятия, используемые в Федеральном законе:

    ребенок;

    дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

    социальная адаптация ребенка;

    социальная реабилитация ребенка;

    социальные службы для детей;

    социальная инфраструктура для детей;

    отдых детей и их оздоровление;

    организации отдыха детей и их оздоровления;

    торговля детьми; эксплуатация детей;

    жертва торговли детьми и (или) эксплуатации детей;

дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети-инвалиды;

дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;

дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

дети - жертвы насилия;

дети, проживающие в малоимущих семьях;

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода;

дети с отклонениями в поведении;

дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

Цели государственной политики в интересах детей

осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности;

содействие реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции и федеральному законодательству традициями народов РФ, достижениями российской и мировой культуры;

защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

1. Органы государственной власти и должностные лица.

2. Родители ребенка (лица, их заменяющие).

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной поддержке и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации.

4. Общественные объединения (организации).

Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ

Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования.

Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья.

Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профориентации, профессионального обучения и занятости

Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление.

Статья 13. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей.

Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью и духовному развитию.

Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей

Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Гарантии исполнения настоящего федерального закона

Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона

1. Родители, а также педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые осуществляют функции по воспитанию, обучению, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействуют его социальной адаптации, социальной реабилитации, вправе обратиться в установленном законодательством РФ порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.

2. При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка государственная пошлина не взимается.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности…

Виды социальных гарантий и льгот предоставляемых детям-инвалидам

и их семьям

Наименование документа

Вид гарантий и льгот

Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2006 г. N 76-п "О порядке выплаты компенсаций затрат родителей (законных представителей) на воспитание, обучение и образование детей-инвалидов и затрат инвалидов и родителей (законных представителей) детей-инвалидов на получение профессионального образования"

Ежемесячная компенсация затрат родителей (законных представителей) на воспитание детей-инвалидов на дому

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Ежемесячная компенсация затрат родителей (законных представителей) на оплату доступа к сети Интернет по безлимитному тарифу со скоростью не менее 512 кБ/с с применением контент-фильтрации при дистанционного обучения ребенка-инвалида в возрасте от 5 до 7 лет, а также ребенка-инвалида в возрасте от 6 до 18 лет, которому рекомендовано обучение на дому.

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2006 г. N 76-п "О порядке выплаты компенсаций затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов"

Гарантии и льготы в области образования

Единовременная компенсация затрат родителей (законных представителей) на подключение к сети Интернет для дистанционного обучения ребенка-инвалида в возрастей от 5 до 7 лет, а также ребенка-инвалида в возрасте от 6 до 18 лет, которому рекомендовано обучение на дому

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2006 г. N 76-п "О порядке выплаты компенсаций затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов"

Гарантии и льготы в области образования

Ежемесячная компенсация затрат родителям на обучение на дому детей-инвалидов, проживающих в сельских населенных пунктах

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2006 г. N 76-п "О порядке выплаты компенсаций затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов"

Гарантии и льготы в области образования

Ежегодные компенсации затрат инвалидов и родителей (законных представителей детей- инвалидов на приобретение специальных учебных пособий и литературы для учащихся в учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2006 г. N 76-п "О порядке выплаты компенсаций затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов"

Гарантии и льготы в области образования

Ежегодная компенсация затрат родителям на оплату услуг переводчика-дактилолога

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2006 г. N 76-п "О порядке выплаты компенсаций затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов"

Гарантии и льготы в области образования

Ежемесячная компенсация затрат родителям на обучение на дому детей-инвалидов, проживающих в городских населенных пунктах

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2005 N 115-оз "О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 17 апреля 2006 г. N 76-п "О порядке выплаты компенсаций затрат родителям на воспитание и обучение детей-инвалидов"

Гарантии и льготы в области соцзащиты и соцобеспечения

Ежемесячная компенсация затрат родителям на воспитание детей-инвалидов на дому

Гарантии и льготы в области соцзащиты и соцобеспечения

Ежемесячное социальное пособие на детей-инвалидов

Основные гарантии прав ребенка.

Наименование документа

Вид гарантий и льгот

Содержание

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

Ежемесячная денежная выплата в случае рождения третьего ребёнка или последующих детей

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 октября 2011 № 371-п «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям»

Соц.защита и соц. обеспечение

Единовременное пособие для подготовки рёбенка (детей) из многодетной семьи к началу учебного года

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09 октября 2013 года N 421-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы»

ГиЛ, связанный с правом пользования транспортом

Компенсация расходов на проезд детей из многодетных семей к месту отдыха, оздоровления и обратно

Закон Ханты-Мансийского АО – Югры от 7 июля 2004 г. N 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО – Югры от 13 октября 2011 г. N 371-п «О назначении и выплате пособий гражданам, имеющих детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям»

Соц.защита и соц. обеспечение

Ежемесячное пособие многодетным семьям.

Закон Ханты-Мансийского АО – Югры от 7 июля 2004 г. N 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО – Югрыот 13 октября 2011 г. N 371-п «О назначении и выплате пособий гражданам, имеющих детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям»

Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 14 января 2008 г. N 4-п "Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан

Ж.К

Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг многодетным семьям.

Закон Ханты-Мансийского АО – Югры от 7 июля 2004 г. N 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 октября 2011 № 371-п «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям»

Соц.защита и соц.обеспечение

Единовременное пособие при рождении третьего и последующих детей