Географическое открытие васко да гама кратко. Что открыл Васко да Гама? Путешествие Васко да Гама

Дети

Молодые годы

В 1480-х вместе с братьями Васко да Гама вступил в Орден Сантьяго . Португальские историки предполагают, что образование и знания о математике, навигации и астрономии Васко да Гама получил в Эворе . Среди его учителей, вероятно, был Авраам Закуто . Васко с молодых лет участвовал в морских сражениях. Когда в 1492 г. французские корсары захватили португальскую каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию, король поручил ему пройти вдоль французского побережья и захватить все французские суда на рейдах. Молодой дворянин выполнил это поручение весьма быстро и эффективно, после чего королю Франции пришлось вернуть захваченное судно. Именно тогда о Васко да Гаме услышали впервые.

Предшественники Васко да Гамы

Поиск морского пути в Индию был для Португалии, по сути, задачей века. Страна, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла с большой выгодой для себя участвовать в мировой торговле. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока, такие как пряности , португальцам приходилось покупать по очень высоким ценам, тогда как страна после Реконкисты и войн с Кастилией была бедна и не имела для этого финансовых возможностей.

Однако географическое положение Португалии весьма благоприятствовало открытиям на западном берегу Африки и попыткам найти морской путь в «страну пряностей». Эту идею начал претворять в жизнь португальский инфант Энрике, вошедший в историю как Генрих Мореплаватель . После захвата Сеуты в 1415 году Энрике начал одну за другой отправлять морские экспедиции к югу вдоль африканского берега. Продвигаясь все дальше и дальше, они привозили золото и рабов с гвинейского побережья, создавали на открытых землях опорные пункты .

Генрих Мореплаватель умер в 1460 году . К тому времени корабли португальцев, несмотря на все успехи, не достигли даже экватора , а после смерти Энрике экспедиции на какое-то время прекратились. Однако после 1470 года интерес к ним вновь возрос, были достигнуты острова Сан-Томе и Принсипи , а в 1482-1486 годы Диогу Кан открыл для европейцев большой отрезок африканского побережья к югу от экватора.

Основываясь на открытиях Диаша и сведениях, присланных Ковильяном, король собирался отправить новую экспедицию. Однако за последующие несколько лет она так и не была полностью снаряжена, возможно, потому что внезапная гибель в результате несчастного случая любимого сына короля, наследника престола, ввергла его в глубокое горе и отвлекла от государственных дел; и только после смерти Жуана II в 1495 году , когда на престол вступил Мануэл I , продолжилась серьёзная подготовка новой морской экспедиции в Индию.

Подготовка к экспедиции

Экспедиция была тщательно подготовлена. Специально для неё ещё при жизни короля Жуана II под руководством опытного тайного посла Бартоломеу Диаша , который ранее разведал путь вокруг Африки и знал, какой конструкции нужны суда для плавания в тех водах, были построены четыре корабля. «Сан-Габриэл» (флагманский корабль, капитан Гонсалу Алвариш ) и «Сан-Рафаэл» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нау» - крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120-150 тонн, с четырёхугольными парусами, более лёгкая и маневренная каравелла «Берриу» с косыми парусами (капитан - Николау Коэльо) и транспортное судно для перевозки припасов под командованием Гонсалу Нуниша. В распоряжении экспедиции были лучшие карты и навигационные приборы. Главным штурманом был назначен выдающийся моряк Перу Аленкер , ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. В плаванье отправлялись не только моряки, но и священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек. 10 из них являлись осуждёнными преступниками, которых предполагалось использовать для самых опасных поручений .

Учитывая то, что плавание должно было продлиться много месяцев, в трюмы кораблей постарались загрузить как можно больше питьевой воды и провизии. Рацион матросов был стандартным для дальних плаваний того времени: основу питания составляли сухари и каша из гороха или чечевицы. Также каждому участнику в день полагалось полфунта солонины (в постные дни заменялась рыбой, которую ловили по пути), 1,25 литра воды и две кружки вина, немного уксуса и оливкового масла. Иногда, чтобы разнообразить питание, выдавались лук, чеснок, сыр и чернослив.

  1. Кроме казённого довольствия, каждому матросу полагалось жалование - по 5 крузаду за каждый месяц плавания, а также право на определённую долю в добыче. Офицеры и штурманы, разумеется, получали намного больше.

С максимальной серьёзностью португальцы отнеслись к вопросу вооружения экипажа. Моряки флотилии были вооружены разнообразным холодным клинковым оружием, пиками, алебардами и мощными арбалетами, носили в качестве защиты кожаные нагрудники, а офицеры и часть солдат имели металлические кирасы. О наличии какого-либо стрелкового оружия не упоминалось, а вот артиллерией армада была снабжена превосходно: даже на небольшом «Берриу» было размещено 12 пушек, «Сан-Габриэл» и «Сан Рафаэл» же несли по 20 тяжёлых орудий, не считая фальконетов .

Первое плавание в Индию (1497-1499)

На пути к Мысу Доброй Надежды

8 июля 1497 года армада торжественно вышла из Лиссабона . Вскоре корабли португальцев достигли Канарских островов , принадлежащих Кастилии , но Васко да Гама приказал обойти их стороной, не желая выдавать испанцам цель экспедиции. Короткая остановка была сделана на принадлежащих Португалии островах , где флотилия смогла пополнить запасы. Где-то близ берегов Сьерра-Леоне Гама по совету Бартоломеу Диаша (чей корабль первое время плыл с эскадрой, а затем направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина на гвинейском побережье), чтобы избежать встречных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, двинулся на юго-запад и углубился в Атлантический океан, лишь после экватора повернув снова на юго-восток. Прошло более трёх месяцев, прежде чем португальцы вновь увидели землю .

В конце ноября флотилия после многодневного шторма с большим трудом обогнула мыс Доброй Надежды, после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Мосселбай . Грузовое судно было повреждено так сильно, что ремонту уже не подлежало, и поэтому (а также потому, что к тому времени часть моряков экспедиции погибла от цинги и людей для продолжения плавания на всех четырёх кораблях не хватало) было решено его сжечь. Члены экипажа судна перегрузили припасы и сами перешли на другие три корабля. Здесь же, встретив туземцев, португальцы смогли приобрести у них провиант и украшения из слоновой кости в обмен на взятые с собой товары. Затем флотилия двинулась дальше на северо-восток вдоль африканского побережья.

15 декабря 1497 года португальцы миновали последний падран , поставленный Диашем, а 25 декабря достигли области, ныне входящей в провинцию ЮАР Квазулу-Натал . В течение следующего месяца плавание продолжалось без происшествий, хотя дважды суда останавливались для ремонта и пополнения припасов.

Мозамбик и Момбаса

Обогнув Мыс Доброй Надежды, португальцы вторглись в территории, которые на протяжении нескольких сотен лет были частью торговых маршрутов Индийского океана . Арабские торговцы повсеместно присутствовали на юго-восточном побережье Африки. Они обладали политическим и экономическим влиянием на местных султанов . Васко да Гама получил аудиенцию у местного султана Мозамбика, но товары, которые португальцы могли предложить, не понравились местным торговцам. Сами же португальцы вызвали подозрение у султана, и Васко да Гама пришлось в спешке отплывать. Обиженный на негостеприимство, Васко да Гама приказал обстрелять из пушек прибрежные селения . К концу февраля флотилия подошла к портовому городу Момбаса , при этом да Гама задержал в море арабское доу , разграбил его и захватил 30 человек.

Малинди

Продолжая путь вдоль побережья Африки, Васко да Гама достиг Малинди . Местный шейх дружелюбно встретил Васко да Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. Понимая, что теперь надлежало пуститься через неведомый доселе Индийский океан, Васко да Гама попытался нанять в Малинди опытного лоцмана. С большим трудом с помощью правителя Малинди лоцман был найден. Долгое время и среди русских , и среди зарубежных историков считалось, что им был Ахмад ибн Маджид . Однако сейчас историки склоняются к тому, что Ахмад ибн Маджид не мог быть лоцманом Васко Да Гамы .

Лоцман взял курс на северо-восток и, пользуясь попутным муссоном , довёл суда до Индии. К вечеру 20 мая 1498 года португальские суда остановились на рейде против города Каликут (теперь Кожикоде).

Каликут , Индия

Возвращение в Португалию

На обратном пути португальцы захватили несколько торговых судов. В свою очередь, правитель Гоа хотел заманить и захватить эскадру, чтобы использовать суда в борьбе с соседями. Приходилось отбиваться от пиратов. Трёхмесячный путь к берегам Африки сопровождали жара и болезни экипажей. И только 2 января 1499 года моряки увидели богатый город Могадишо . Не решаясь высадиться с немногочисленной измученной лишениями командой, да Гама приказал «для острастки» обстрелять город из бомбард .

7 января мореплаватели прибыли в Малинди, где за пять дней благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки окрепли. Но всё равно экипажи так уменьшились, что 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар , 1 февраля сделали остановку у Мозамбика, 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды . 16 апреля попутный ветер донёс суда до островов Зелёного Мыса . Оттуда Васко да Гама послал вперёд корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни брата - Паулу да Гама . В августе или в сентябре 1499 года Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон. Возвратились лишь два судна и 55 человек. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на экспедицию.

Между первым и вторым плаванием в Индию (1499-1502)

Король по возвращении присвоил Васко да Гаме титул «дон », как представителю знати, и пенсию в 1000 крузаду . Однако тот добивался, чтобы его сделали сеньором города Синиша . Так как дело затянулось, король задобрил честолюбивого путешественника увеличением пенсии, а в 1502 году , перед вторым плаванием, присвоил титул «Адмирала Индийского океана», со всеми почестями и привилегиями. Патронаж над городом Синиш осуществлял Орден Сантьяго. Орден возражал, несмотря на волю короля, против того, чтобы Васко да Гама стал сеньором Синиша. Ситуация была обидной для Васко да Гама, который был рыцарем этого ордена. В 1507 году, окончательно разругавшись с Орденом Сантьяго по поводу Синиша, Васко да Гама присоединился к его конкуренту, вступив в Ордена Христа .

Вскоре после возвращения из плавания в Индию Васко да Гама женился на Катарине ди Атаиди, дочери алкайда Алвора . Жена да Гама принадлежала к известной семье Алмейда, Франсишку ди Алмейда приходился ей двоюродным братом.

Второе плавание в Индию (1502-1503)

Сразу после открытия морского пути в Индию португальское королевство стало организовывать ежегодные экспедиции в Индию. Экспедиция 1500 года (2-я Индийская армада Португалии), возглавлявшаяся Педру Алвариш Кабралом , заключила торговый договор с заморином Каликута и основала там торговую факторию. Но португальцы вступили в конфликт с арабскими купцами Каликута, фактория была сожжена, и Кабрал отплыл из города, обстреляв его из пушек. Недолговременный союз с Каликутом сменился войной.

Чтобы основать в Индии долговременные укрепления и подчинить страну, в 1502 году король Мануэл направил эскадру во главе с Васко да Гамой. В экспедицию отправилось двадцать судов, из которых адмирал Индийского океана командовал десятью; пять должны были препятствовать арабской морской торговле в Индийском океане, а ещё пять, под командой племянника адмирала, Эштевана да Гама , предназначались для охраны торговых факторий. Экспедиция выступила 10 февраля 1502 года .

По пути Васко да Гама основал форты и фактории в Софале и Мозамбике , покорил арабского эмира Килвы и наложил на него дань. Начиная жестокими мерами борьбу с арабским судоходством, он приказал сжечь арабское судно со всеми пассажирами-паломниками у Малабарского берега .

Вот как об этом повествует Гаспар Коррейра : «Португальцы отправились туда на лодках и целый день возили оттуда грузы на португальские корабли, пока не опустошили весь корабль. Капитан-командир запретил привозить с корабля мавров и потом велел сжечь корабль. Когда капитан корабля узнал об этом, он сказал:

Господин, ты не выиграешь ничего, убив нас, прикажи заковать нас в кандалы и отвезти в Каликут. Если мы не нагрузим твоих кораблей бесплатно перцем и другими пряностями, сожги нас. Подумай, ты теряешь такие богатства из-за желания нас убить. Помни, что даже на войне щадят тех, кто сдается, а мы ведь не сопротивлялись вам, примени же к нам правила великодушия.

«…Если бы подобное положение продолжалось еще две недели, не осталось бы людей для управления кораблями. Мы дошли до такого состояния, что исчезли все узы дисциплины. Мы молили святых покровителей наших судов. Капитаны посовещались и решили, если позволит ветер, вернуться обратно в Индию» (Дневник путешествия Васко да Гамы).

После открытия Бартоломеу Диашем пути вокруг Африки в Индийский океан (1488 г.) португальцы оказались на расстоянии одного марш-броска от вожделенной страны пряностей. Уверенность в этом подкреплялась полученными благодаря исследованиям Перуда Ковильяна и Афонсо де Пайвы доказательствами наличия морского сообщения между восточной Африкой и Индией (1490-1491 гг.). Однако совершить этот самый бросок португальцы почему-то не спешили.

Чуть раньше, в 1483 г., Христофор Колумб предлагал королю Португалии Жуану II иной путь в Индию - западный, через Атлантику. О причинах, по которым король все же отклонил проект генуэзца, сейчас можно только догадываться. Наиболее вероятно, что португальцы либо предпочли «синицу в руке» - уже почти нащупанный за долгие годы путь в Индию во круг Африки, либо были информированы лучше Колумба и знали: за Атлантическим океаном лежит совсем не Индия. Возможно, Жуан II собирался приберечь Колумба с его проектом до лучших времен, но не учел одного - генуэзец ждать у моря погоды не собирался, бежал из Португалии и предложил свои услуги испанцам. Последние долго тянули время, но в 1492 г. все же снарядили экспедицию на запад.

Возвращение Колумба с известием, что он открыл западный путь в Индию, естественно, обеспокоило португальцев: ставились под сомнение пожалованные Португалии в 1452 г. Римским Папой Николаем V права на все земли, открытые к югу и востоку от мыса Бохадор. Испанцы объявили открытые Колумбом земли своими и отказались признавать территориальные права Португалии. Разрешить этот спор мог лишь сам глава католической церкви. 3 мая 1493 г. папа Александр VI принял соломоново решение: все земли, которые португальцы открыли или откроют восточнее меридиана, проходящего в 100 лигах (одна лига равнялась примерно 3 милям или 4,828 км) к западу от островов Зеленого Мыса, принадлежат им, а территории западнее этой линии - испанцам. Год спустя Испания и Португалия подписали так называемый Тордесильясский договор, в основу которого легло именно это решение.

Вот теперь настала пора активных действий. Медлить с экспедицией в Индию становилось опасным - бог его знает, что еще наоткрывает генуэзский испанец за Атлантикой! И экспедиция была организована - при непосредственном участии Бартоломеу Диаша. Кто, как не он, первым вышедший в Индийский океан, имел все права возглавить судьбоносный поход? Однако новый португальский король Мануэл I в 1497 г. дал это поручение не ему, а молодому дворянину Васко да Гаме - не столько мореплавателю, сколько военному и дипломату. Очевидно, король предполагал, что главные трудности, ожидавшие экспедицию, лежали не в области навигации, а в сфере контактов с правителями государств восточной Африки и Индийского субконтинента.

8 июля 1497 г. из Лиссабона вышла флотилия в составе четырех кораблей с экипажем 168 человек. Флагманом «Сан-Габриэл» командовал сам Васко да Гама, капитаном «Сан-Рафаэла» был его брат Паулу, Николау Коэлью вел «Берриу», на капитанском мостике четвертого, небольшого торгового судна, название которого не сохранилось, стоял Гонсало Нуньеш. Маршрут следования экспедиции по Атлантическому океану представляет значительный интерес и дает пищу для многих предположений. Миновав острова Зеленого Мыса, корабли повернули на запад и описали большую дугу, почти касавшуюся Южной Америки, а затем уходившую на восток, к бухте Сент-Хелина на африканском побережье. Не самый близкий путь, верно? Зато самый быстрый - при такой траектории парусники «садятся верхом» на попутные океанские течения. Похоже, португальцы уже хорошо знали о течениях и ветрах западной половины Южной Атлантики. Значит, они могли плавать этим маршрутом и раньше. Возможно, проходя им, они видели землю - Южную Америку и, более того, высаживались там. Но это уже из области предположений, а не фактов.

Люди Васко да Гамы провели в океане, не ступая на сушу, 93 дня - на тот момент мировой рекорд. На берегу бухты Святой Елены моряки встретили темнокожих (но светлее, чем уже знакомые португальцам обитатели материка) низкорослых людей - бушменов. Мирный торговый обмен как-то незаметно перешел в вооруженный конфликт, и пришлось сниматься с якоря. Обогнув мыс Доброй Надежды и следом за ним самую южную точку Африки - мыс, названный Игольным, так как стрелка (игла) компаса близ него теряла склонение, корабли зашли в бухту Мосселбай, а 16 декабря достигли конечного пункта плавания Бартоломеу Диаша - Рио-ду-Инфанте (ныне Грейт-Фиш). Между тем среди моряков началась цинга. Это сейчас все знают, что самое верное средство от болезни - витамин С, которого полным-полно в любых плодах, а тогда лекарств от недуга не существовало.

В конце января три корабля (четвертое судно, самое маленькое и ветхое, пришлось бросить) вошли в воды, где хозяйничали арабские торговцы, вывозившие из Африки слоновую кость, амбру, золото и рабов. В самом начале марта экспедиция достигла Мозамбика. Желая произвести как можно более благоприятное впечатление на местного правителя-мусульманина, Васко да Гама представился приверженцем ислама. Но то ли султан раскрыл обман, то ли подарки, поднесенные мореплавателем, ему не понравились - португальцам пришлось ретироваться. В отместку Васко да Гама приказал расстрелять из пушек негостеприимный город.

Следующим пунктом стала Момбаса. Здешнему шейху пришельцы сразу не понравились - все-таки иноверцы, зато приглянулись их корабли. Он попытался завладеть ими, а команду уничтожить. Португальцам удалось обратить нападавших в бегство. Несколько раз арабские торговые суда атаковали португальцев в море, но, не имея пушек, были обречены на неудачу. Васко да Гама захватывал арабские суда, а пленных жестоко пытал и топил.

В середине апреля корабли прибыли в Малинди, где наконец-то португальцев ждал радушный прием. Объясняется это просто: правители Малинди и Момбасы были заклятыми врагами. Экипаж получил несколько дней на отдых, правитель обеспечил португальцев провиантом и, самое главное, дал им опытного арабского лоцмана, чтобы тот привел экспедицию в Индию. По некоторым сведениям, это был легендарный Ахмед ибн Маджид. Другие историки отрицают это.

20 мая лоцман привел флотилию к Малабарскому берегу, в Каликут (совр. Кожикоде), знаменитый транзитный центр торговли пряностями, драгоценными камнями и жемчугом. Поначалу все шло хорошо. Правитель Каликута (самутири) был гостеприимен, португальцы получили разрешение вести торговлю. Им удалось приобрести пряности, драгоценные камни, ткани. Но вскоре начались неприятности. Португальские товары не пользовались спросом, во многом благодаря интригам торговцев-мусульман, не привыкших к конкуренции и к тому же наслышанных о многочисленных стычках португальцев с арабскими торговыми кораблями. Отношение самутири к португальцам тоже стало меняться. Он не разрешил им основать в Каликуте факторию, а однажды даже взял Васко да Гаму под стражу. Оставаться здесь дольше стало не только бессмысленно, но и опасно.

Незадолго до отплытия Васко да Гама написал самутири письмо, в котором напоминал об обещании направить послов в Португалию, а также просил о дарах для своего короля - нескольких мешках пряностей. В ответ самутири потребовал уплаты таможенных пошлин и приказал арестовать португальские товары и людей. Тогда Васко да Гама, воспользовавшись тем, что на его кораблях постоянно гостили - из любопытства - знатные люди Каликута, взял нескольких из них в заложники. Самутири был вынужден вернуть задержанных моряков и часть товаров, португальцы же отправили на берег половину заложников, а остальных Васко да Гама решил прихватить с собой. Товары он оставил в дар самутири. В конце августа корабли отправились в путь. Если путь от Малинди до Каликута занял у португальцев 23 дня, то обратно им пришлось добираться четыре с лишним месяца. И виной тому муссоны, в летний период направленные с Индийского океана в сторону Южной Азии. Вот если бы португальцы дождались зимы, муссон, сменивший свое направление на противоположное, живо домчал бы их к берегам Восточной Африки. А так - долгое выматывающее плавание, страшная жара, цинга. Время от времени приходилось отбиваться от арабских пиратов. В свою очередь, португальцы сами захватили несколько торговых судов. Лишь 2 января 1499 г. моряки подошли к Могадишо, но останавливаться не стали, а только обстреляли город из бомбард. Уже 7 января экспедиция прибыла в Малинди, где за пять дней благодаря хорошей пище моряки окрепли - те, что остались в живых: к этому времени экипаж поредел наполовину.

В марте два корабля (одно судно пришлось сжечь - все равно вести его было некому) обогнули мыс Доброй Надежды, а 16 апреля с попутным ветром домчались до островов Зеленого Мыса. Васко да Гама послал вперед корабль, который в июле принес в Лиссабон весть об успехе экспедиции, а сам остался с умирающим братом. На родину он вернулся только 18 сентября 1499 г.

Путешественника ждала торжественная встреча, он получил высший дворянский титул и пожизненную ренту, а чуть позже был назначен «адмиралом Индийских морей». Привезенные им пряности и драгоценные камни с лихвой окупили расходы на экспедицию. Но главное другое. Уже в 1500-1501 гг. португальцы начали торговлю с Индией, основали там опорные пункты. Закрепившись на Малабарском берегу, они начали экспансию на восток и запад, вытеснили арабских купцов и на целое столетие утвердили свое господство в индийских морских водах. В 1511 г. они овладели Малаккой - настоящим царством пряностей. Проведенная Васко да Гамой разведка боем на восточноафриканском побережье позволила португальцам организовать здесь форты, перевалочные базы, пункты снабжения пресной водой и провизией.

Васко да Гама открыл морской путь в Индию вокруг Африки (1497-99)

́ско да Га ́ма (Vasco da Gama , 1460-1524) - известный португальский мореплаватель эпохи Великих Географических Открытий. Первым открыл морской путь в Индию (1497-99) вокруг Африки. Занимал должности губернатора и вице-короля Португальской Индии.

Строго говоря, Васко да Гама не был мореплавателем и первооткрывателем в чистом виде, какими были, например, Кан, Диаш или Магеллан. Ему не пришлось убеждать сильных мира сего в целесообразности и выгодности своего проекта, как Христофору Колумбу. Васко да Гама просто «назначили открывателем морского пути в Индию». Руководство Португалии в лице короля Мануэла I создало для да Гамы такие условия, что ему было просто грех не открыть дорогу в Индию.

Васко да Гама / краткая биографическая справка/

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Родился

1460 (69) в городе Синиш, Португалия

Крестился

Монумент Васко да Гама возле церкви, в которой его крестили

Родители

Отец: португальский рыцарь Эштева да Гама. Мать: Изабель Содре. Помимо Васко в семье было 5 братьев и одна сестра.

Происхождение

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Род Гама, судя по приставке «да» был дворянским. Как утверждают историки, может и не самым знатным в Португалии, но все же довольно древним и имевшим заслуги перед отечеством. Алвару Анниш да Гама служил еще при короле Афонсу III , отличился в сражениях против мавром, за что был возведен в рыцари.

Образование

Точных данных нет, но по косвенным свидетельствам он получил образование по математике, навигации и астрономии в Эворе. Видимо, по португальским понятиям образованным считался человек, владеющий именно этими науками, а не тот, который «по-французски и на фортепьянах».

Род занятий

Происхождение не давало особого выбора португальским дворянам. Раз дворянин и рыцарь – должен быть военным. А в Португалии рыцарство имело свой оттенок – все рыцари были морские офицеры.

Чем прославился Васко да Гама до своего путешествия в Индию

В 1492 году французские корсары () захватили каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию. Португальский король поручил Васко да Гама пройти вдоль французского побережья и захватить все суда на рейдах французских портов. Молодой рыцарь выполнил поручение быстро и эффективно, после чего французскому королю Карлу VIII ничего не оставалось, как вернуть захваченное судно законным владельцам. Благодаря этому рейду по французским тылам Васко да Гама стал «фигурой, приближенной к императору». Р ешительно сть и организаторские способности открывали перед ним хорошие перспективы .

Пришедший на смену Жуану II в 1495 Мануэл I продолжил дело заморской экспансии Португалии и стал готовить большую и серьезную экспедицию для открытия морской дороги в Индию. По всем заслугам возглавлять такую экспедицию должен был бы, конечно, . Но в новой экспедиции нужен был не столько мореход, сколько организатор и военный. Выбор короля пал на Васко да Гаму.

Сухопутный путь в Индию

Параллельно с поисками морского пути в Индию еще Жуан II пытался найти туда сухопутную дорогу. ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Север Африки был в руках неприятеля – мавров. Южнее была пустыня Сахара. А вот южнее пустыни можно было попытаться проникнуть на Восток и добраться до Индии. В 1487 году была организована экспедиция под руководством Перу да Ковильяна и Афонсу ди Пайву. Ковильяну удалось достичь Индии и, как пишут историки, передать на родину отчет о том, что Индию возможно достичь морским путем вкруг Африки. Это подтверждали мавританские купцы, которые вели торговлю в районах северо-восточной Африки, Мадагаскара, Аравийского полуострова, Цейлона и Индии.

В 1488 году Бартоломео Диаш обошел южную оконечность Африки.

С такими козырями дорога в Индию была уже почти в руках короля Жуана II.

Но судьба распорядилась по-своему. Король из-за гибели наследника почти потерял интерес к политике проиндийской экспансии. Подготовка экспедиции застопорилась, но корабли были уже спроектированы и заложены. Строились они под руководством и с учетом мнения Бартоломео Диаша.

Жуан II скончался в 1495. Н аследовавший ему Мануэл I не сразу сконцентрировал свое внимание на броске в Индию. Но жизнь, как говорится, заставила и подготовка к экспедиции продолжилась.

Подготовка первой экспедиции Васко да Гамы

Корабли

Специально для этой экспедиции в Индию были построены четыре корабля. «Сан-Габриэл» (флагманский корабль), «Сан-Рафаэл» под командованием брата Васко да Гамы, Паулу, представлявшие собой так называемые «нао» - крупные трёхмачтовые корабли водоизмещением 120-150 тонн с прямоугольными парусами; «Берриу» лёгкая и маневренная каравелла с косыми парусами и с капитаном Николау Коэльо. И транспорт «Безымянный» - судно (название которого история не сохранила), которое служило для перевозки припасов, запчастей и товаров для обменной торговли.

Навигация

В распоряжении экспедиции были лучшие по тем временам карты и навигационные приборы. Обер-штурманом был назначен Перу Аленкер - выдающийся моряк, ранее плававший к мысу Доброй Надежды с Диашем. Кроме основного плавсостава на борту были священник, писарь, астроном, а также несколько переводчиков, знающих арабский и туземные языки экваториальной Африки. Общая численность экипажа, по разным оценкам, составляла от 100 до 170 человек.

Такая вот традиция

Забавно, что во все экспедиции организаторы брали на борт осужденных преступников. Для выполнения особо опасных поручений. Этакий корабельный штраф-бат. Если бог даст, и вернешься живым из плавания - отпустят на свободу.

Питание и жалование

Еще со времени экспедиции Диаша наличие складского судна в экспедиции показало свою эффективность. На «складе» хранились не только запчасти, дрова и такелаж, товары для коммерческого обмена, но и провизия. Кормили команду обычно сухарями, кашей, солониной, и выдавали немного вина. Рыба, зелень, пресная вода, свежее мясо добывались по пути на стоянках.

Матросы и офицеры в экспедиции получали денежное жалование. Никто не плавал «за туманом» или из любви к приключениям.

Вооружение

К концу 15 столетия корабельная артиллерия была уже достаточно совершенна и суда строили с учетом размещения орудий. Два «нао» имели на борту по 20 орудий, на каравелле было 12 пушек. Моряки были вооружены разнообразным холодным оружием, алебардами и арбалетами, имели защитные кожаные панцири и металлические кирасы. Эффективного и удобного личного огнестрельного оружия на то время еще не существовало, поэтому о нем ничего не упоминают историки.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Шли обычным путем на юг вдоль Африки, только у берегов Съерра-Леоне, по совету Бартоломео Диаша, повернули на юго-запад, чтобы избежать встречных ветров. (Сам Диаш, на отдельном корабле отделился от экспедиции и направился к крепости Сан-Жоржи-да-Мина, комендантом которой его назначил Мануэл I .) Сделав огромный крюк в Атланике, португальцы вскоре снова увидели африканскую землю.

4 ноября 1497 корабли бросили якорь в бухте, которой дали имя Святой Елены. Здесь Васко да Гама приказал остановиться для ремонта. Однако команда вскоре вступила в конфликт с местными жителями и произошло вооружённое столкновение. Серьёзных потерь хорошо вооружённые моряки не понесли, однако стрелой в ногу был ранен сам Васко да Гама.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
В конце ноября 1497 флотилия, после многодневного шторма, с большим трудом обогнула мыс Бурь (он же ), после чего пришлось остановиться для ремонта в бухте Моссел Бей . Грузовое судно было повреждено так сильно, что было решено его сжечь. Члены экипажа судна перегрузили припасы и сами перешли на другие суда. Здесь же, встретив туземцев, португальцы смогли приобрести у них провиант и украшения из слоновой кости в обмен на взятые с собой товары. Затем флотилия двинулась дальше на северо-восток вдоль африканского побережья.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> 16 декабря 1497 экспедиция миновала последний падран , поставленный Диашем в 1488. Дальше в течение почти месяца плавание продолжалось без происшествий. Теперь корабли шли вдоль восточного берега Африки на северо-северо-восток. Скажем сразу, что это были вовсе не дикие или необитаемые края. Восточный берег Африки с древних времен был сферой влияния и торговли арабских купцов, так, что о существовании европейцев местные султаны и паши знали (в отличие от аборигенов Центральной Америки, встретивших Колумба и товарищей как посланцев с неба).

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Экспедиция тормознула сделала остановку в Мозамбике, но не нашла общего языка с местной администрацией. Арабы сразу почуяли в португальцах конкурентов и стали ставить палки в колеса. Васко обстрелял негостеприимный берег из бомбард и отправился дальше. К концу февраля экспедиция подошла к торговому порту Момбаса , затем к Малинди . Местный шейх, воевавший с Момбасой, встретил португальцев как союзников хлебом и солью. Он заключил с португальцами союз против общего врага. В Малинди португальцы впервые встретили индийских купцов. С большим трудом за хорошие бабки нашли лоцмана. Он то и довел корабли да Гамы до индийских берегов.

Первым индийским городом, в который ступила нога португальцев, оказался Каликут (нынешний Кожикоде). ", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Заморин (видимо - градоначальник? ) Каликута встретил португальцев весьма торжественно. Но мусульманские торговцы, почуяв неладное для своего бизнеса, стали плести козни против португальцев. Дела у португальцев шли поэтому плохо, товарообмен был неважный, заморин повел себя крайне негостеприимно. С ним у Васко Да Гамы вышел серьезный конфликт. Но как бы там ни было, португальцы таки наторговали в свою пользу массу пряностей и сколько-то драгоценностей. Несколько обескураженный таким приемом и скудным коммерческим профитом, Васко да Гама обстрелял город из пушек, захватил заложников и отплыл из Каликута. Пройдя немного на север, он попытался основать в Гоа торговую факторию, но и это ему не удалось.

Не солоно хлебавши, Васко да Гама повернул свою флотилию по направлению к дому. Его миссия, в принципе, была выполнена – морской путь в Индию открыт. Впереди была большая работа по закреплению португальского влияния на новых территориях, чем впоследствии и занялись его последователи и сам Васко да Гама в том числе.

Обратное плавание проходило с не меньшими приключениями. Экспедиции пришлось отбиваться от сомалийских пиратов () . Стояла невыносимая жара. Люди слабли и гибли от эпидемий. 2 января 1499 года корабли да Гамы подошли к городу Могадишо, который для отстрастки обстреляли из бомбард.

7 января 1499 они снова зашли вставший почти родным Малинди, где немного отдохнули и пришли в себя. За пять дней, благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки пришли в себя и корабли пошли дальше. 13 января на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января миновали остров Занзибар. 1 февраля сделали остановку у острова Сан-Жоржи возле Мозамбика. 20 марта обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля попутный ветер донес суда до островов Зелёного мыса. Здесь португальцы были, считай дома.

С островов Зеленого Мыса Васко да Гама послал вперёд один корабль, который 10 июля доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни своего брата Паулу. И только в августе (или в сентябре) 1499 года Васко да Гама торжественно прибыл в Лиссабон.

Домой вернулись лишь два судна и 55 человек экипажа. Тем не менее, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на саму экспедицию.

Заслуги Васко да Гама Мануэл I отметил по-королевски. Первооткрыватель дороги в Индию получил титул дон, земельные наделы и существенную пенсию.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">

Так закончилось еще одно великое плавание эпохи Великих Географических Открытий. Наш герой получил славу и материальные блага. Стал советником короля. Еще не раз плавал в Индию, где занимал важные посты и продвигал португальские интересы. Скончался Васко да Гама там же, на благословенной земле Индии в конце 1524 года. Кстати, основанная им португальская колония в Гоа, на западном берегу Индии, оставалась португальской территорией до второй половины двадцатого века.

Португальцы чтут память своего легендарного соотечественника, и в его честь назвали самый длинный в Европе мост через устье реки Тежу в Лиссабоне.

Падран

Так португальцы называли столбы, которые они устанавливали на вновь открытых землях, чтобы "застолбить" территорию за собой. На падранах писали. кто и когда открыл это место. Падраны чаще всего делали из камней, чтобы показать. что Португалия пришла в это место всерьёз и надолго

Очень обяжете , п оделившись этим материалом в социальных сетях

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы

Неизвестно, был бы португальцами открыт морской путь в Индию в конце XV века, если бы в этом открытии не был заинтересован сам король, и оно не влекло за собой существенные политические и материальные изменения положения страны в мире. Ведь как бы искусны и бесстрашны не были мореходы, но без поддержки (прежде всего, финансовой) в лице короля такие масштабные экспедиции имели мало шансов на успех.

Так зачем же был нужен морской путь в Индию?

Надо сказать, что добраться до далекой, но такой манящей своими богатствами Индии по морю было просто необходимо Португалии в то время. По своему географическому положению эта европейская страна находилась вне основных торговых путей XV века, а потому не могла полноценно участвовать в мировой торговле. Своих изделий, которые можно выставить на продажу, у португальцев было не так уж много, а всевозможные ценные товары с Востока (пряности и прочее) приходилось покупать очень дорого. Страна же была ослаблена в финансовом отношении Реконкистой и войнами с Кастилией.

Однако расположение Португалии на географической карте мира, безусловно, обеспечивало ей большие преимущества в исследовании западных берегов Африки и все же давало надежду открыть морской путь в «страну пряностей». Эту идею начал осуществлять португальский принц Энрике, который стал известен в мире как Генрих Мореплаватель (он приходился дядей королю Португалии Афонсу V). При том, что сам принц ни разу не выходил в море (считается, что он страдал морской болезнью), он стал идейным вдохновителем морских походов к африканским берегам.

Самое интересное для Вас!

Постепенно португальцы продвигались дальше на юг и привозили все больше и больше рабов и золота с берегов Гвинеи. С одной стороны, инфант Энрике был инициатором экспедиций на Восток, привлекал астрономов, математиков, разработал целую программу для флота, и в тоже время, все действия его были подчинены корыстным соображениям – добыть побольше золота и рабов, занять более весомое положение среди знати. Такое уж было время: добродетель и порок смешались в не распутываемый клубок…

После смерти Генриха Мореплавателя морские экспедиции на некоторое время приостановились. К тому же, несмотря на многочисленные попытки, моряки, снаряженные Энрике, не достигли даже экватора. Но вскоре ситуация изменилась. В конце 80-х годов XV века португальский офицер, добравшийся до Индии по суше, подтвердил, что до «страны пряностей» можно добраться по морю. И параллельно с этим Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды: сумел обогнуть африканский материк и вышел из Атлантического океана в Индийский.

Таким образом, были окончательно разбиты предположения древних ученых о том, что Африка – это континент, распростертый до Южного полюса. К слову, возможно, именно Бартоломеу Диашу могла бы принадлежать слава открытия морского пути в Индию, но его матросы после выхода в воды Индийского океана наотрез отказались плыть дальше, поэтому он вынужден был вернуться в Лиссабон. Позднее Диаш помогал Васко да Гама в организации его экспедиций.

Почему именно Васко да Гама?

Сегодня, мы не можем достоверно узнать, почему же именно Васко да Гама был избран возглавить экспедицию на Восток, потому что в истории сохранилось не так много сведений об этом знаменательном путешествии. Все исследователи хроник того периода сходятся в едином мнении, что для события такого масштаба, записей о подготовке экспедиции на удивление мало.

Скорее всего, выбор пал на Васко потому, что помимо его превосходных навигационных знаний и опыта, он обладал еще и «нужным» характером. Подробнее о биографии Васко да Гамы . Он хорошо знал человеческую натуру, умел обращаться с судовой командой, мог укротить взбунтовавшихся матросов (что не раз демонстрировал). Кроме того, глава экспедиции должен был уметь вести себя при дворе и общаться с иностранцами, как цивилизованными, таки и варварами.

В да Гаме как раз и сочетались все эти качества: он был прекрасным мореходом – осторожным, искусным и ловким, в совершенстве владел навигационной наукой того времени, в то же время он умел вести себя при дворе, быть прислужливым и настойчивым одновременно. При этом особой сентиментальностью и нежностью не отличался — ему было вполне по силам взять в плен рабов, отнять силой добычу, завоевать новые земли — что и было основной целью португальской экспедиции на Восток. Хроники отмечают, что род да Гама был известен не только своей отвагой, но и своеволием, склонностью к ссорам.

Как подготавливалась экспедиция Васко да Гамы

Экспедиция в Индию должна была состояться сразу же после получения обнадеживающих сведений, которые бы подтвердили наличие морского пути в Индию. Но смерть сына короля Жуана II на несколько лет отодвинула это событие: король оказался настолько опечален, что не был в состоянии вести столь масштабные проекты. И только после смерти Жуана II и вступления на трон короля Мануэла I, при дворе вновь активно заговорили об открытии морского пути на Восток.

Все было подготовлено самым тщательным образом. Под руководством Бартоломеу Диаша, побывавшего в водах возле Африки, были отстроены 4 корабля: флагманский корабль «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл», которым командовал брат Васко да Гамы Паулу, каравелла «Берриу» и еще одно транспортное судно. Экспедиция был оснащена новейшими картами и навигационными приборами.

Помимо прочего, по устоявшемуся обычаю, были заготовлены и погружены на борт три каменных столба-падрана, для обозначения принадлежности вновь открытых или завоеванных земель Португалии. По приказу Мануэла I эти падраны были названы «Сан-Рафаэл», «Сан Габотэал» и «Санта-Мария».

Помимо моряков в этой экспедиции приняли участие астроном, писарь, священник, переводчики, владеющие арабским языком и языками туземцев, и даже с десяток преступников, которых брали специально для выполнения самых опасных поручений. В общей сложности в экспедицию отправилось не менее 100 человек (по подсчетам отдельных историков – от 140 до 170).

Трехлетнее плавание требовало немалых запасов продовольствия. Основным продуктом питания были сухари, для их сушки по приказу Мануэла I в порту были установлены специальные печи. Трюмы до отказа были загружены сыром, солониной, вяленой и соленой рыбой, водой, вином и уксусом, оливковым маслом, а также рисом, чечевицей и другими бобами, мукой, луком, чесноком, сахаром, медом, черносливом и миндалем. С избытком были взяты порох, каменные и свинцовые ядра, оружие. Для каждого корабля предусматривались по три смены паруса и канатов, в расчете на несколько лет плавания.

Надо отметить, что в качестве подарков африканским и индийским правителям, были взяты самые дешевые вещи: бусы из стекляшек и олова, штаны в широкую полоску и ярко-алые шапки, мед и сахар… ни золота, ни серебра. Такие дары были больше рассчитаны на дикарей. И это впоследствии не останется незамеченным.Все корабли были великолепно оборудованы артиллерией (от 12 до 20 пушек на каждом судне), личный состав также был вооружен – холодным оружием, алебардами, арбалетами. Перед выходом в море в церквях были проведены торжественные службы и всем участникам дальнего похода заранее были отпущены грехи. Во время этого плавания Васко да Гама не раз проявит не лучшие свои качества: жестокость, нередко бессмысленную, алчность, однако у него заранее уже была индульгенция.

Прощание короля с экспедицией

Торжественное прощание дона Мануэла с да Гамой и его офицерами состоялось в Монтемор-у-нову, одном из старейших городов Португалии, в 18 милях к востоку от Лиссабона. Все было обставлено с поистине королевской пышностью и величием.

Король произнес речь, в которой выражал надежду, что его подданные сделают все возможное и невозможное, чтобы совершить это богоугодное дело, потому что расширение земель и владений Португалии, а также увеличение ее богатства – есть лучшее служение стране. В ответной речи Васко да Гама благодарил короля за предоставленную ему высокую честь, и принес клятву служить своему королю и стране до последнего вздоха.

Первое путешествие в Индию (1497-1499)

8 июля 1497 года четыре корабля Васко да Гамы торжественно вышли из Лиссабона. Первые месяцы экспедиции прошли достаточно спокойно. Португальцы не стали останавливаться на Канарских островах, чтобы не выдавать испанцам цели своего путешествия, пополнили запасы пресной воды и провизии на островах Зеленого мыса (тогда это были владения Португалии).

Следующая высадка на берег была 4 ноября 1497 года в бухте Св. Елены. Однако здесь у моряков случился конфликт с местным населением, больших потерь португальцы не понесли, но да Гама был ранен в ногу. В конце ноября корабли достигли мыса Доброй Надежды, который в этот раз повел себя как мыс Бурь (его первое название).

Шторма были такие сильные, что почти все моряки требовали от капитана возвращения на родину. Но мореход на их глазах выбросил в море все квадранты и навигационные приборы в знак того, что обратного пути нет. Хотя историки сходятся во мнении, что, наверное, все-таки не все, а почти все. Скорее всего, запасные приборы у капитана все же остались.

Итак, обогнув южную оконечность Африки, флотилия сделала вынужденную остановку в бухте Моссел бей. Транспортное судно, перевозившее припасы, было настолько сильно повреждено, что решено было его разгрузить и сжечь. К тому же часть моряков умерло от цинги, не хватало людей для обслуживания даже оставшихся трех кораблей.

16 декабря 1497 года экспедиция оставила позади последний столб-падран Бартоломеу Диаша. Далее их путь лежал вдоль восточного побережья Африки. Воды Индийского океана, в которые вступил Васко, уже не одно столетие составляли морские торговые пути арабских стран, и португальскому первопроходцу пришлось непросто. Так в Мозамбике он получил приглашение в покои султана, но товары европейцев не впечатлили местных торговцев.

Португальцы произвели негативное впечатление на султана, и флотилия была вынуждена поспешно ретироваться. Оскорбленный Васко да Гама отдал приказ дать несколько залпов из пушек по прибрежным селениям. Чуть позже в портовом городе Момбаса, куда корабли экспедиции вошли в конце февраля, португальцами было захвачено и разграблено арабское судно, а 30 человек экипажа взято в плен.

Более гостеприимно их встретили в Малинди. Здесь, после долгих поисков, да Гама смог нанять опытного лоцмана, знавшего путь до Индии, так как понимал, что им предстоит пересечь неведомый до этого Индийский океан. На личности этого лоцмана стоит остановиться подробнее. Ибн Маджид Ахмад (полное имя Ахмад ибн Маджид ибн Мухаммед аль-Саади из Неджда, приблизительные годы жизни 1421-1500) – арабский моряк родом из Омана, лоцман, географ и писатель XV века. Происходил из семьи навигаторов, его дед и отец водили суда в акватории Индийского океана.

Когда пожилой моряк и его матрос с достоинством поднялись на борт «Сан-Габриаэл» Васко да Гама еле сдерживал свое волнение, вглядываясь в непроницаемое лицо араба, пытаясь понять, многое ли он понимает в навигации. Оно и понятно, от этого человека зависела судьба всей экспедиции.

Васко да Гама продемонстрировал Ахмаду ибн Маджиду астролябию и секстант, но на того эти приборы не произвели должного впечатления. Араб лишь мельком взглянул на них и ответил, что арабские навигаторы используют другие инструменты, достал и дал посмотреть их да Гаме. Кроме того, перед Васко была разложена подробная и точная арабская карта всего индийского побережья с параллелями и меридианами.

После этого общения у предводителя португальской экспедиции не осталось сомнений, что в этом лоцмане он приобрел большую ценность. Сами арабы и турки называли Ахмада ибн Маджида «львом моря», португальцы же дали ему прозвище Малемо Кана, что значит «знаток морского дела и астрономии».

24 апреля 1498 года арабский лоцман вывел португальские корабли из Малинды и взял курс на северо-восток. Он знал, что здесь в это время дуют попутные ветры-муссоны. Лоцман блестяще провел флотилию, прорезав западную часть Индийского океана почти по самой середине. И 20 мая 1498 года все три португальских корабля пришвартовались у индийского города Каликут (сегодня Кожикоде).

Несмотря на то, что Каликутский правитель встретил португальцев более чем гостеприимно – их приветствовал парад из более чем трех тысяч солдат, а сам Васко да Гама был удостоен аудиенции правителя, пребывание на Востоке нельзя было назвать успешным. Подарки португальцев арабские торговцы, служившие при дворе, сочли не достойными, а сам да Гама напоминал им скорее пирата, чем посла европейского королевства.

И хотя торговля португальцам была разрешена, их товар шел плохо на местном рынке. К тому же возникли разногласия по выплатам пошлин, на которых настаивала индийская сторона. Не видя смысла больше оставаться, Васко отдал приказ отплывать из Каликута, а заодно прихватил с собой двадцать рыбаков.

Возвращение в Португалию

Португальцы не ограничивались торговыми операциями. На обратном пути они разграбили несколько торговых кораблей. На них самих также нападали пираты. Правитель Гоа пытался хитростью заманить эскадру, чтобы использовать корабли в своих военных походах на соседей. Плюс ко всему те три месяца, что длился путь до берегов Африки, стояла невыносимая жара, и экипаж сильно болел. В таком плачевном состоянии 2 января 1499 года флотилия подошла к городу Магадишо. Встать на якорь и сойти на берег да Гама не решился — слишком малочисленной и измученной была команда,- но чтобы «заявить о себе» приказал обстрелять город из судовых орудий.

7 января мореплаватели бросили якорь в порту Малинди, где несколько дней отдыха, хорошая еда и свежие фрукты позволили команде поправиться и вновь набраться сил. Но все же потери экипажа были столь велики, что один из кораблей пришлось сжечь. 20 марта миновали мыс Доброй Надежды. 16 апреля от островов Зеленого мыса Васко да Гама отправил один корабль вперед, и 10 июля король Португалии принял весть о том, что морской путь в Индию проложен. Сам Васко да Гама ступил на родную землю лишь в конце августа – начале сентября 1499 года. Его задержали в пути болезнь и смерть брата Паулу.

Из 4 кораблей и 170 моряков возвратилось лишь 2 судна и 55 человек! Однако если смотреть по финансовой составляющей, первая португальская морская экспедиция в Индию была очень успешной – привезенные товары были проданы на сумму, в 60 раз превышающие траты на ее снаряжение!

Второе путешествие в Индию (1502-1503)

После того, как Васко да Гама проложил морской путь до Индии, король Португалии снарядил еще одну экспедицию в «страну пряностей» под руководством Педру Алвариша Кабрала. Но доплыть до Индии теперь было только половиной дела, необходимо было установить торговые отношения с местными правителями. Этого как раз сеньору Кабралу сделать не удалось: португальцы рассорились с арабскими купцами, завязавшееся было сотрудничество в Каликуте сменилось враждой. В итоге португальская фактория попросту была сожжена, а корабли Педру Кабрала, отплывая от индийских берегов, обстреляли побережье Каликуты из своих бортовых орудий.

Стало понятно, что самый быстрый и «прямой» путь обосноваться в Индии – показать военную мощь Португалии. Более подходящего руководителя для подобной экспедиции, чем Васко да Гама, пожалуй, было не сыскать. И в 1502 году король Мануэл I ставит опытного и бескомпромиссного моряка во главе эскадры. Всего в плавание отправилось 20 кораблей, из них 10 подчинялись «Адмиралу Индийского моря», пять – направлялись с целью чинить препятствия арабским торговым судам, а еще пять, возглавляемые, кстати, племянником Адмирала – Эштеваном да Гамой – должны были охранять португальские фактории в Индии.

В этом плавании Васко да Гама доказал, что никто кроме него не справился бы лучше с этим заданием. По пути он основал форты и торговые посты-фактории на южном африканском побережье – в Софале и Мозамбике, наложил дань на арабского эмира города Килвы. А чтобы показать серьезность своих намерений арабским купцам, да Гама приказал сжечь арабское судно, на борту которого находились только паломники. Произошло это у берегов Малабара.

В городе Каннанур экспедиция была встречена доброжелательно, и суда хорошо загрузились пряностями. А потом настал черед города Каликут. Заморин (правитель) города принес извинения за сожжение фактории в предыдущий визит да Гамы и обещал возместить убытки, но неумолимый адмирал захватил все индийские суда, стоявшие в порту, и артиллерийским огнем буквально превратил город в развалины.

Заложников-индийцев вешали на мачтах португальских кораблей, а заморину отправляли отрубленные части рук и ног, головы пленников. Для устрашения. Через два дня после нового обстрела города, заморин покинул Каликут. Миссия была выполнена. Тем временем, Васко да Гама отправился в город Кочин, где догрузил корабли специями и пряностями, и стал готовиться к обратному пути.

Заморин, собрав флотилию с помощью арабских купцов, попытался противостоять португальцам, но артиллерия на борту европейских кораблей предрешила исход боя – легкие арабские суда ретировались под огнем бомбардир.Итак, в октябре 1503 года Васко да Гама возвращается на родину с большим успехом.

Третье путешествие в Индию (1503-1524)

Период между вторым и третьим плаванием был, возможно, самым спокойным в жизни Васко да Гама. Он жил в довольстве и достатке, вместе со своей семьей, пользуясь почестями и привилегиями при королевском дворе. Король Мануэл I учитывал его рекомендации при разработке планов по дальнейшей колонизации Индии. В особенности Адмирал Индийского моря настаивал на создании морской полиции у берегов португальских владений в «стране специй». Его предложение было претворено в жизнь.

Также по совету Васко да Гамы в 1505 году указом короля была введена должность вице-короля Индии. Этот пост в разные годы занимали Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки. Их политика была проста и прямолинейна – власть Португалии в индийских колониях и в Индийском океане насаждалась «огнем и мечом». Однако с кончиной Албукерики в 1515 году достойного приемника не нашлось. И король Жуан III, несмотря на преклонный (особенно для тех времен) возраст Васко да Гамы – ему к тому времени исполнилось уже 55 лет – решил назначить на должность вице-короля Индии именно его.

Таким образом, в апреле 1515 года знаменитый мореплаватель отправился в свое последнее плавание. С ним вместе отбыли и двое его сыновей Эштеван и Паулу. Флотилия состояла из 15 кораблей, вместивших 3000 человек. Существует легенда, что когда корабли пересекали 17° северной широты близ города Дабул, они попали в зону подводного землетрясения. Команды кораблей пришли в суеверный ужас, и только невозмутимый и честолюбивый адмирал оставался спокойным, прокомментировав природное явление так: «Даже море трепещет перед нами!».

Первым же делом по прибытии на Гоа – главный опорный пункт Португалии в Индийском океане – Васко да Гама самым решительным образом приступил к наведению порядков: приостановил продажу пушек арабам, снял с должностей казнокрадов, наложил штрафы в пользу португальских властей и предпринял прочие репрессивные меры, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, кто является хозяином данных земель. Но полностью претворить все свои замыслы в жизнь вице-король не успел — внезапно заболел. И в канун Рождества, 24 декабря 1524 года Васко да Гама скончался в городе Кочин. В 1539 году его прах перевези в Лиссабон.

zkzakhar

Эпоха Великих географических открытий навсегда изменила ход всемирной истории. Благодаря отважным мореплавателям запад открыл для себя новые страны и континенты, географические объекты, получили развитие общественно-экономические отношения, торговля, наука. Одним из таких путешественников, оставивших свой след в истории, стал португалец Васко да Гама.

Молодые годы

Васко да Гама появился на свет в 1460 году в семье португальского рыцаря Эштевана да Гана. Получив приличное образование в святом Ордене Сантьяго, с раннего возраста Васко начал принимать активное участие в морских баталиях.

Обладая решительным и необузданным нравом, юноша настолько хорошо в этом преуспел, что в 1492 году по приказу короля возглавил операцию по захвату французских кораблей, незаконно завладевших португальской каравеллой, нагруженной золотом.

Рис. 1. Васко да Гама.

Благодаря отчаянно смелой, а главное - успешной вылазке, молодой мореплаватель снискал королевскую милость и большую популярность при дворе. Это был первый шаг на пути Васко да Гама, который мечтал о славе и богатстве.

Главная цель - Индия

В средневековье Португалия находилась вдали от основных торговых маршрутов, и все ценные восточные товары - пряности, ткани, золото и самоцветы - приходилось приобретать у перекупщиков втридорога. Страна, изможденная бесконечными войнами с Кастилией, не могла позволить себе таких трат. Поиск морского пути в Индию стал важнейшей задачей для Португалии.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Однако географическое расположение государства было таково, что во время поиска удобного маршрута в Индию, португальские мореплаватели смогли сделать немало важных открытий. Они считали, что достигнуть вожделенной страны можно, обогнув Африку.

Португальцами были открыты острова Принсипи и Сан-Томе, большая часть южного побережья вдоль экватора, мыс Доброй Надежды. Было доказано, что знойный материк не достигает полюса, и есть все шансы отыскать заветный путь в Индию.

Рис. 2. Мыс Доброй Надежды.

Первое плавание

Король Португалии Мануэл I прекрасно понимал, насколько важно как можно быстрее наладить прямую связь с Индией. Для новой морской экспедиции были построены четыре прекрасно оснащенных маневренных судна. Командование флагманским кораблем «Сан-Габриэл» было поручено Васко да Гама.

Богатые запасы провизии, щедрое жалованье всем членам экипажей, наличие разнообразного оружия - все это свидетельствовало о самой тщательной подготовке к предстоящему путешествию, которое стартовало в 1497 году.

Португальская армада держала курс на мыс Доброй Надежды, обогнув который, мореплаватели планировали быстро достичь индийское побережье.

Во время всего пути путешествие преподносило им немало неприятных сюрпризов: внезапные нападения на воде и на суше, тяжелые погодные условия, цинга, поломки кораблей. Но, несмотря на все сложности, экспедиция Васко да Гамы впервые достигла берегов Индии 20 мая 1498 года.

Рис. 3. Торговля с индийцами.

Большие человеческие жертвы и потеря двух кораблей армады смогли с лихвой окупиться удачной торговлей с индийцами. Первый опыт оказался весьма успешным - доходы от продажи экзотических товаров, привезенных из Индии, в 60 раз превысили расходы на морское путешествие.

Второе плавание

Организация следующей экспедиции к индийскому побережью оказалась вынужденной мерой по пресечению беспорядков, учиненных индийцами. Аборигены не только сожгли португальское торговое поселение – факторию, но и выгнали всех европейских торговцев за пределы своего государства.

На этот раз армада состояла из 20 кораблей, в задачи которой входило не только решение «индийских» проблем, но также создание помех арабской торговле и охрана португальских факторий.

Хорошо вооруженная флотилия под командованием Васко да Гама вышла в открытое море в 1502 году. Он показал себя жестоким и беспощадным карателем, и все сопротивления индийцев были сломлены на корню. Вернувшись спустя год в родной Лиссабон с внушительной добычей, мореплаватель получил графский титул, повышенную пенсию и богатые земельные угодья.

Третье плавание

После кончины короля Мануэла I, португальский престол достался его сыну Жуану III. Наследник заметил, что прибыль от торговли с Индией стала существенно меньше. Чтобы решить эту проблему, новый правитель назначил Васко да Гама пятым вице-королем Индии, и приказал ему отправиться в свои владения и выяснить все обстоятельства.

Известный мореплаватель в третий раз отправился в Индию в 1524 году. Прибыв на место, он в свойственной ему жестокой манере расправился со всеми провинившимися.

Во время обратного путешествия Васко да Гама почувствовал недомогание. Болезненные нарывы на шее оказались симптомами малярии, которая и погубила прославленного моряка. Он скончался 24 декабря 1524 года, так и не увидев родные берега.

Тело Васко да Гама было похоронено в монастыре, расположенном на окраине Лиссабона. Позднее в его честь был назван город на Гоа.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Васко да Гама» мы узнали кратко про открытие Индии Васко да Гама. Мы выяснили, насколько важно для Португалии было отыскать прямой маршрут в Индию. И то, что открыл Васко да Гама в географии, сыграло огромную роль в развитии экономики его родной страны, укреплении ее статуса сильной морской державы на мировой арене. Также мы узнали интересные факты трех морских экспедиций, совершенных великим мореплавателем.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 228.