Георгий Победоносец и Святой Эдмунд для Англии. День англии

Сегодня, в третье воскресенье после праздника Святой Троицы, в Русской Православной Церкви отмечается память святых, в земле Британской и Ирландской просиявших. Такое решение принято Синодом нашей Церкви еще в 2007 году. Отмечалось, что имена древних святых неразделенной Церкви (до 1054 года) будут вносить в календарь Русской Церкви после получения полных материалов, "касающихся их христианского подвига, времени и обстоятельств прославления". В этом году Синод включил двух английских святых для общецерковного почитания святого Патрика и святого Албана. В православных храмах Великобритании почитаются сотни местных святых.

Как же сопоставить Англию с ее лукавой политикой и святых, в земле Британской просиявших? Да почти никак. В Британском парламенте, находящемся в здании Вестминстерского дворца, установлены статуи выдающихся деятелей, внесших вклад в величие Британии - Черчилля, Тэтчер, Ллойда Джоржда, Чемберлена и других. Экскурсоводы рассказывают, как каждый из них укреплял и развивал свою страну. Сами же туристы между собой вспоминают, как один развязал интервенцию, другой - холодную войну, и так далее.

Икона святого Альфреда из русского православного храма в Колчестере, графства Эссекс. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

В то же время среди лиц, почитаемых святыми, есть не только апостолы, монахи, мученики первых веков христианства, но и английские короли и королевы. Например, король Альфред, правивший в IX веке. На статуе Альфреда Великого в Уонтидже есть надпись:

Альфред увидел ученость мертвой - и возродил ее.
Образование было запущено - он восстановил его.
Законы были бессильны - он дал им силу.
Церковь была в упадке - он поднял ее.
Землю опустошал зловещий враг - он избавил ее от него.
Имя Альфреда будет жить столько, сколько человечество будет уважать прошлое
.

Внучки королевы Виктории - русские святые

Вестминстерское аббатство со статуей Великой княгини Елизаветы Федоровны. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Вестминстер в переводе - западная церковь. Здесь появился один из первых христианских храмов в Лондоне - во имя апостола Петра, который считается просветителем земли британской наряду с апостолом Павлом, в честь которого в Лондоне построен другой огромный храм, превышающий по размерам Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Так что у двух городов одни и те же небесные покровители. Специалист по истории христианства в Англии протоиерей Эндрю Филлипс обращает внимание на источники, указывающие, что в Англии проповедовали первоверховные апостолы Петр и Павел. Византийский агиограф святой Симеон Метафраст, живший в X веке, пишет, что "святой Петр провел много времени в Британии и привел там многих ко Христу, рукополагал епископов, священников и диаконов".

На фасаде Вестминстерского аббатства в числе святых изображена наша русская святая великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, внучка королевы Виктории. Она со своей сестрой - будущей императрицей Александрой Федоровной воспитывалась бабушкой с раннего детства, оставшись без матери. Обе внучки английской королевы прославлены ныне в лике русских святых.

Воспитанная в традициях протестантизма будущая основательница Марфо-Мариинской обители так писала отцу о переходе в православие: "… я чувствую себя такой безгранично счастливой в моей новой вере. Земное счастье я всегда имела - когда была ребенком в моей старой стране, как жена - в моей новой стране. Но когда я увидела, каким глубоко религиозным был Сергей, я чувствовала себя очень отставшей от него, и чем больше я узнавала его Церковь, тем больше я чувствовала, что она приближает меня к Богу… Однако в этом случае все в моих руках и в руках Господних, и я уверена, Он благословит этот шаг; я уповаю на Его всемогущество, и я постоянно молюсь, чтобы я всегда была хорошей дочерью и верной женой и всегда была бы хорошей христианкой, и чтобы в моем земном счастье я всегда думала о будущем и о моем спасении..."

Икона царской семьи из русского православного храма в Колчестере, графства Эссекс. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Цель христианина - спасение в вечной жизни - это хорошо понимали умные думающие люди, где бы они ни жили. Стремление к этому и есть святость, какие бы земные цели не преследовались. И мы все помним, как завершилась жизнь Елизаветы Федоровны. Из царского дворца после убийства мужа она ушла в основанную ею обитель милосердия, навестила в тюрьме убийцу, призвав вспомнить о цели земной жизни, потом была арестована и сброшена живой в уральскую шахту.

Мученически завершила свою жизнь и ее сестра - супруга императора Николая Второго. Вся семья с детьми вместе со слугами были расстреляны и уничтожены в Екатеринбурге. "Надобно не в словах одних поставлять молитву, а паче в душевном расположении молитвенном. Таким образом непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но через все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою", - гласит одна последних дневниковых записей императрицы Александры Федоровны Романовой.

Так через этих великих русских святых проходит духовная связь России с Великобританией.

Кентербери. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Апостолы Англии

Обратимся к истории Англии. В Британском парламенте в Вестминстере есть и христианские мозаики, изображающие святых покровителей наций, составляющих Соединённое Королевство: Георгий Победоносец для Англии, апостол Андрей для Шотландии, архиепископ Давид для Уэльса и святой Патрик для Ирландии.

Святой Патрик, несмотря на то, что его имя давно вспоминают на увеселительном празднике в России, только этой весной внесен Синодом в список святых Русской Церкви как просветитель Ирландии, а не герой пивных пирушек.

"Церковь на Британских островах в I тысячелетии была частью единой, святой, соборной и апостольской Церкви. За всю историю Православия на Британских островах было явлено не менее 950 святых", - отмечает Эндрю Филлипс, носящий имя апостола Андрея. Он англичанин, перешел в православие и считает, что возвратился в родную исконную церковь. Более трети духовенства Русской Православной Церкви в Великобритании - англичане.

"В Англии создавались замечательнейшие духовные, церковные гимны, песнопения, службы. Большинство из них, к сожалению, было уничтожено в период завоевания страны Вильгельмом I в XI веке и во время реформации в XVI веке, - отмечает отец Эндрю. - Но некоторые части служб нескольким праздникам и святым милостию Божией дошли до наших дней и активно используются в богослужениях".

Кентребрери. Интерьер с цветами. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Глава Англиканской Церкви находится не в Лондоне, а в Кентербери - древнем городе в 85 километрах от Лондона и в 20 - от Ла-Манша. Первым архиепископом Англии и "апостолом англичан" был Августин (не путать с Блаженным Августином, который жил двумя веками ранее).

Миссионера Августина, посланного из Рима папой Григорием (Двоесловом) пригласила Берта - супруга кентского короля Этельберта, правившего в VI веке. Город Кентербери был основан римским императором Клавдием во время завоевания Британии в 43 году на месте кельтского поселения. Через город прошла дорога из порта Дувра на Лондон, используемая до сих пор.

В графстве Кент недалеко от города расположена старейшая действующая церковь Великобритании - во имя Мартина Турского. Она устроена Бертой на основе остатков римской церкви IV века. Кладка - чередование плинф и местного камня кремня, и можно судить о том, что она была устроена именно во времена римского владычества. Именно в этой церкви служил и жил поблизости Августин, пока строился величественный собор в Кентербери.

Страница о митрополите Владимире. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

В Кентерберийском соборе множество приделов (часовен). В одном из них - во имя мучеников нового времени есть список и русских святых - митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), "убитого восставшими в первые месяцы Русской революции", и "Русского патриарха Тихона, заключенного в тюрьму за свои христианские убеждения, и умершего там при невыясненных обстоятельствах".

Будучи в туристической поездке "Святыни Британии" в середине июня, я стала участницей православного молебна в Кентерберийском соборе в приделе мученика Фомы, который провел протоиерей Александр Дягилев. "Последний раз православный молебен был здесь лет 6-7 назад", - сказали мне сотрудники собора.

Сент-Олбанс в розах. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Первый английский мученик Албаний - в русских святцах

На весеннем Синоде решено внести в календарь Русской православной церкви имя первого английского мученика Албана (или Албания) Британского (память 22 июня / 5 июля). Он не был крещен по правилам обряда, но прославился своим поступком. Во времена свирепых гонений на христиан, прокатившихся по всей Римской империи, в состав которой входила тогда в конце III - начале IV веков и Англия, он служил легионером в городе Веруламиуме. Туда прибыл специальный отряд для уничтожения христиан. Молодой священник, практически юноша, укрываясь от преследователей, забежал в дом Албания. Тот пожалел юношу и отвел воинов. В течение трех дней он беседовал с ним и проникся христианским мировоззрением. Когда уже стало ясно, что юноша в его доме, он одел его священнические одежды и вышел к воинам. Те сначала не поверили в его преображение, думали, что он "прикалывается". Повели на суд в театр, где он отказался поклониться идолам, тогда его повели на вершину холма и отрубили ему голову.

Икона Албания в храме в Сент-Олбансе с молебном. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Место мученической кончины Албания вскоре стало почитаться. Эпоха гонений к тому времени прекратилась, ибо пришел к власти Константин Великий. Возвели собор в честь святого и его именем назвали город. 13 июня у его раки был совершен православный молебен. Они здесь проходят регулярно, по крайней мере, раз в месяц.

Дух Англии - дух мужества и красоты

Священник Эндрю Филлипс в храме в Колчествере. Фото: Елена Дорофеева, Царьград.

Завершим краткое повествование христианской истории Англии поэтическими строками отца Эндрю Филлипса, который пишет и стихи. "Дух Англии сродни духу святого Георгия Победоносца - это дух мужества и красоты, духом нежности и справедливости, любви к веселью и добру, привязанности к простой и наполненной занятиями жизни людей, готовности помочь слабому. Такая тонкая, стыдливая, кроткая, немного смешливая и мужественная душа - это душа Англии.

Она в Чосере, Шекспире, Диккенсе. Она в старинных балладах и сказках о Робине Гуде, стоявшем за бедняков и весело странствовавшем по зеленым лесам. Она в маленьких деревушках нашего острова, в старинных домиках и церквушках, в бесчисленных древних резных украшениях, в старых мостах, в старинных английских мелодиях. Джон Клэр и Уильям Барнс писали о том, как английский народ был подавлен и унижен богатыми землевладельцами и промышленниками. Это была эпоха великой скорби и угнетений, но в то же время и эпоха праведности, когда можно было найти праведных, созерцательных мужчин и женщин в любом селении и каждой деревушке по всему острову Британия. Вот остатки того великого и драгоценного наследия, с которыми мы живем сегодня".

Православие в Англии востребовано. Храмы Русской Православной Церкви, Константинопольской патриархии, Румынской, Сербской, Болгарской наполняют не только представители национальных диаспор, но и коренные англичане. Пока немного, но среди них есть и выходцы из Англиканской церкви. На днях стало известно о просьбе бывшего настоятеля англиканской церкви святого Варфоломея в Лондоне отца Мартина Дадли принять его в православие.

Святые Британской земли почитаются наиболее именно православными. Большинство из 120 православных общин на Британских островах и в Ирландии посвящены местным святым. И многие из них имеют вселенское значение.

Не могла пройти мимо, потому что эта статья касается полюбившемуся мне Архангелa Гавриилa/Георгия Победоносцa.

Как вы знаете, Георгию Побеноносцу в Англии уделяется большое внимание. Даже дракон, которого кормит Георгий с копья, взят символом на флаге Уэльсса

И такой же КРАСНЫЙ ДРАКОН расположен на здании банка в Генуе.

У Генуи и Англии и флаги одинаковые

Но я сейчас не о них. А еще об одном забытом СВЯТОМ, которому как и Иоанну Крестителю отрубили голову

Святой Эдмунд (память 20 ноября/3 декабря) покровительствует Англии

в течение вот уже более тысячелетия, хотя постепенно он и был оттеснен на второй план, а сегодня в нашей стране без святых уже почти забыт. Этот процесс забывания начался с XII века – времени окончательного поселения норманнов на нашей земле. Норманны постарались подменить почитание английского святого Эдмунда почитанием святого Георгия Победоносца, причем в том образе, в каком святой этот был близок и понятен крестоносцам .

Точно так же они постарались своими сказками и мифами о не английском короле Артуре вытеснить из народной памяти образ благоверного короля Англии Альфреда Великого.

Святой Эдмунд родился в день Рождества Христова в 841 году. Воспитан он был по-христиански. В 856 году он стал королем Восточной Англии, бывшей тогда, думается, колыбелью английской нации. За время своего краткого правления ему пришлось сражаться бок о бок с будущим королем Альфредом Великим, защищая Англию от нападений язычников-викингов. В 869 году, когда вновь на побережье Восточной Англии высадились викинги, святой Эдмунд возглавил войско, отправившееся защищать рубежи своей родной страны. Король попал в плен. Датчане-язычники пытались заставить его отречься от своей веры и стать их данником, но король мужественно отверг эти требования. Храня Христа в своем сердце, он все время повторял имя Его своими устами. Он сказал мучителям: «Меня, живого ли, мертвого, ничто не отлучит от любви Христовой». Привязанного к дереву короля пытали, стреляя в него из луков, а потом обезглавили. Его мученическая кончина случилась 20 ноября 869 года в местечке Хоксен Верхнего Саффолка. Тело его погребли в маленькой деревянной часовне неподалеку.

В 902 году все еще нетленные мощи святого Эдмунда перенесли в Бедриксуорт – место, где сходятся четыре графства Восточной Англии: Норфолк, Саффолк, Эссекс и Кембриджшир. Город вскоре был переименован в Эдмундстоу (то есть Эдмундстаун – «Город Эдмунда»), а потом получил именование Бери-Сент-Эдмундс. Святой Эдмунд стал почитаться небесным заступником сначала этого места, а позднее – и всей страны.

В 929 году король Этельстан, придя сюда простым паломником, основал здесь общину, которая могла бы хранить гробницу святого Эдмунда. В 945 году другой внук святого короля Альфреда Великого, по имени Эдмунд, пожаловал общине новые земли. Святой Эдмунд, король и мученик, чтился как герой Англии. Последний английский родом король Англии, Эдмунд Железнобокий († 1014), также был назван в честь святого Эдмунда. В 1020 году королем Кнутом над ракой святого Эдмунда была возведена церковь, в которой служили монахи из Эли.

Даже после того как викинги в 1066 году окончательно завоевали Англию и расселились здесь, мощи святого мученика все еще пребывали в новой церкви и обновленной раке, куда были положены в 1095 году. Еще долгое время сюда приезжали паломники со всей страны.

Английский король французской крови Ричард I Львиное Сердце, принявший участие в третьем крестовом походе, в 1191 году молил о помощи мученика Георгия у его раки в Лидде. Одержав блистательную победу, Ричард стал почитать святого Георгия своим небесным покровителем и покровителем всего королевского войска.

Но святой Эдмунд продолжал почитаться национальным заступником. И потому бароны – противники короля Иоанна Безземельного (позже заставившие его подписать Хартию вольностей) в 1214 году в день памяти святого Эдмунда возложили к раке святого богатые приношения, моля святого о сплочении нации. В 1215 году король Иоанн в Раннимеде подписал Хартию вольностей. Связанный с этим важным историческим событием девиз Бери-Сент-Эдмундса: «Гробница короля – колыбель закона» сохраняется по сей день.

Но в период внутридинастических распрей, начавшихся после смерти ненавистного для многих короля Иоанна в 1216 году, почти все мощи святого Эдмунда были украдены французскими рыцарями в 1217 году. Их отвезли во Францию, в Тулузу, где они оставались до 1901 года.

В 1220 году королем Генрихом III (1216–1272), племянником Ричарда I, имя святого Георгия было официально внесено в английский национальный календарь.

В годы правления Эдуарда I (1272–1307) на поле боя вместе со стягом святого Эдмунда стали брать стяг и святого Георгия. При Эдуарде III (1327–1377) был основан орден Подвязки, учрежденный во славу Пресвятой Богородицы и святого Георгия. Все это приводило к тому, что о святом Эдмунде все больше забывали. Особое почитание королевской власти в Англии сделало из святого Георгия «узурпатора» национального покровительства. Его титул, однако, означал не «покровитель», а «особенный защитник королевства» (в переводе с французского языка). Но в правление Ричарда II (1377–1399) было создано прекрасное изображение святого Эдмунда как национального покровителя: на диптихе в городе Вилтон святой был изображен вместе со святыми Иоанном Предтечей и Эдуардом Исповедником, которые были представлены как его небесные заступники.

В правление Генриха VII (1485–1509) святого Георгия продолжали называть Защитником королевства. В правление же коварного тирана Генриха VIII (1509–1547) святой Эдмунд был почти забыт. Генрих официально исключил имя святого Эдмунда из английских молитв святым, а в 1539 году он распустил монастырь в Бери-Сент-Эдмундсе.

После реформации святой Георгий стал одним из тех нескольких святых, которых чтит англиканская Церковь.

Большая часть мощей святого Эдмунда (кроме его честной главы) была возвращена римско-католическому священноначалию Англии в 1901 году. Сейчас они хранятся в частной часовне города Арандель в Сассексе, закрытой для посещения. Мощи святого Эдмунда вернутся в свой город, и их должное почитание возобновится только тогда, когда сами англичане вернутся к святому Эдмунду и к тем ценностям, за которые он стоял. Будучи православными, мы считаем, что наша история началась не с протестантского периода Англии (с 1535 – до наших дней) и не с католического периода истории нашего острова (1066–1535), она началась с православного периода I тысячелетия, когда Церковь была единой. Мы верим, что сейчас самое время вернуть святому Эдмунду принадлежавшее ему по праву место в нашей истории и в наших сердцах.

Он – свет с востока , он – дар, рожденный в день Рождества, заступник Англии и защитник праведных, чудо национального единства и сохранения православного христианства , национального патриотизма. Его имя, означающее «Блаженное покровительство» , воскрешает в нашей памяти слова из старинного гимна святому Эдмунду:

«Ликуй, о святая Церковь Англии: вот тебе дан на восхваление прославленный король и непобедимый мученик Эдмунд, который, одерживая победу над королями этого мира, вознесся на небеса с великой победой. Отче Эдмунд, внемли тем, кто молится тебе».

В современной английской печати можно встретить утверждение, что стране следует сменить своего святого покровителя. Спрашивают с оттенком ксенофобии: «Как быть со святым Георгием Победоносцем (который в настоящее время является святым покровителем Англии. – о. А.Ф.), ведь он не был англичанином и нога его не ступала здесь?».

Атеистически настроенные люди пытаются даже отрицать само существование этого святого. Удивительно, но даже люди, не верующие в Бога, унижающие святых, стремятся в этой дискуссии отстоять свое право иметь личное мнение по данному вопросу. На роль святого покровителя предлагаются «кандидатуры» святых Албана и Кутберта. Однако почитание этих святых никогда не было всенародным. Выдающийся святой, Албан так же не был англичанином, как и святой Георгий Победоносец; что же касается святого Кутберта, то его почитание ограничивалось в основном северо-восточным районом страны.

Ошибка дискутирующих в том, что они считают, будто святого покровителя можно назначить. Но святой должен сначала заслужить всенародное признание. Да и официального закона или декрета о покровителе никогда не было. Только всеобщее почитание сможет подсказать, кому следует быть святым покровителем народа.

Первым святым покровителем Англии был святой Эдмунд. В средние века англо-норманнская монархия на какое-то, весьма не продолжительное, время провозгласила покровительство стране короля Эдуарда Исповедника. Последующие монархи приняли почитание святого Георгия вместо тех, кто считался покровителями страны в прежние века. Сегодня народной волей в Англии признан святым покровителем страны святой Георгий Победоносец, следующим по популярности в народе является святой Эдмунд.

Утверждать, что у Англии был только один святой покровитель, неверно, верно же то, что сегодня только один святой чтится всеми как покровитель страны, и чтится вместо другого . Хотя я почитаю великомученика Георгия Победоносца из Лидды, великого покровителя Палестины и других земель и городов, но я также почитаю и святого Эдмунда, которого, в отличие от других, считаю нашим покровителем по преимуществу. И я вижу по меньшей мере четыре причины, почему, хотя святого Георгия за последние более чем пять веков почитали больше, чем святого Эдмунда, маятник сейчас может качнуться в другую сторону, и время святого Эдмунда скоро вернется.

Во-первых, святой Эдмунд – самый первый святой покровитель Англии; святой Георгий, безусловно достойный почитания, все же не был первым покровителем нашей страны. Каждый, кто ищет возвращения к своим корням, к корням Англии, обязательно обратит внимание на святого Эдмунда.

Во-вторых, без тени шовинизма следует признать, что святой Эдмунд, в отличие от святого Георгия, наш кровный родственник, он имеет родство с нами, он здесь за нас умер, его кровь пролилась на английской земле. Это обязательно должно учитываться.

В-третьих, святого Эдмунда почитал тот, кто объединил два разных народа: англичан и датских захватчиков, – Альфред Великий


К тому же датские завоеватели были крещены им, и, спустя 30 лет после мученической смерти святого Эдмунда, датчане уже почитали его как святого Божиего.

Святой Эдмунд – примиритель двух народов, и почитание его распространилось на многие страны мира.

Несомненно, это пример современному многонациональному миру.

В-четвертых, наконец, святого Георгия часто чтили чуждым для него образом, потому что почитание этого славного святого и великого мученика превратили в своего рода культ военных. К сожалению, его широкое почитание было принесено в Англию католическими англо-норманнскими крестоносцами – людьми, роль которых в истории страны святой Георгий (как и мы) вряд ли одобрил. В почитании святого Эдмунда мы не видим никаких средневековых искажений, ибо он – образ заступничества, бросающий меч во имя веры, с молитвой, ради спасения своей страны.

За последние несколько лет примерно 10 миллионов фунтов стерлингов было потрачено на строительство гигантской башни кафедрального собора города Бери-Сент-Эдмундс.

В то же время мощи святого Эдмунда до сих пор покоятся в частной часовне города Арандель в Сассексе. Разве не настало время вернуть их в пустой собор, чтобы смогли его чтить и ему поклониться те, кто до сих пор верит в святых и в их силу исцеления? Пожалуй, сейчас нам пора снова оглянуться на святого Эдмунда.

День святого Георгия (St. George"s Day) - это день покровителя Англии, святого Георгия, который освободил несколько деревень от страшного дракона, за что и удостоился всенародного почтения. 23 апреля в Англии поднимают флаг, так называемый "Крест св. Георгия" (красный крест на белом фоне). На праздничном столе появляются традиционные английские блюда - ростбиф, йоркширский пудинг, сосиски в тесте. В день святого покровителя своей страны англичане носят красные розы - эмблему Англии.

Центром народных гуляний становится Трафальгарская площадь , куда перемещают лотки знаменитого столичного продуктового рынка Боро-маркет.

Лондонцы и гости столицы могут попробовать и купить продукты из разных уголков Англии - от сыров и морепродуктов до сидра и свежих овощей.

Здесь же выступают английские артисты и музыканты, которые радуют публику юмористическими сценками, а также театральными и музыкальными номерами.

Празднования Дня Святого Георгия традиционно совпадают с днем рождения и смерти знаменитого английского драматурга Уильяма Шекспира. Предполагают , что знаменитый бард родился в один и тот же день, когда и умер - 23 апреля. Но достоверно это неизвестно.

Вечером открывается очередной летний театральный сезон в шекспировском театре на южном берегу Темзы, даются импровизированные представления, проводятся экскурсии по музею Шекспира и его театра, можно даже попробовать себя в роли актеров на сцене "Глобуса".

Королева Великобритании Елизавета II в этот день принимает участие в специальной церковной службе в часовне Святого Георга в Виндзорском замке.





Милиционер с красной розой на каске в день конкурса Сент-Джорджа в Лондоне.


Несколько советов от Жемчужного Короля.



Борис утверждал что Консервативная партия должна вернуть флаг Святого Георгия Британской национальной партии.


Жемчужный Король играет в ложки.




Торжества в Бриндли, Бирмингем, включили инсценировку убийства Георгием дракона.


В графстве Уилтшир Уорминстер вне бара в Хай-стрит.


Конкурс в Лондонском Сити.


Гордон Браун ведет переговоры со сторонниками лейбористской партии в саду одного из домов в Бедворт, Уорикшир.

Святой Георгий и его флаг


Святого Георгия считают своим покровителем жители многих стран и городов мира - Каталония, Арагон, Грузия, Литва, Португалия, Германия, Греция, Москва, Стамбул, Генуя и Венеция. Святой покровительствует пехоте и кавалерии, земледельцам, скаутам и мясникам. Он защищает больных проказой и чумой.

Георгий - один из самых известных в христианстве святых. О нем самом досконально мало что известно. По общепринятой версии, он был благородного происхождения, служил в римской армии (возможно, был трибуном) и в 303 году нашей эры Георгия обезглавили по приказу императора Диаклетиана за то, что выступал против гонения христиан.

Практически сразу же имя святого Георгия стало для христиан олицетворением храбрости, защиты слабых и притесненных.

По общепринятой версии, Георгий был обезглавлен в Палестине. В Англии о святом Георгии узнали в IX веке. В 1061 году ему посвятили церковь в Донкастре. В 1098 году Георгий был провозглашен покровителем армии после того, как, по преданию, предстал перед участниками крестового похода и решил исход битвы, а спустя 100 лет - при короле Ричарде I Львином Сердце - его статус военного защитника был закреплен официально. Именно с тех пор на военной форме появился красный крест на белом фоне - будущий флаг Англии.

В 1222 году Оксфордский синод постановил, что день святого Георгия по всей стране будет отмечаться 23 апреля. Официальный статус покровителя Англии за святым закрепили в середине XIV века, при короле Эдуарде III. В те времена день святого Георгия праздновали также широко, как и Рождество. Позже святой стал покровителем учрежденного Ордена подвязки. Главный храм ордена - капелла святого Георгия в Виндзоре.

На службе церкви и монархии Культ святого сформировался особенно отчетливо в 1660 году после реставрации монархии.

Первое письменное упоминание о том, как святой Георгий поверг дракона, содержится в "Золотых легендах" 1265 года. "Золотыми" легенды считали не потому, что в них рассказ шел о святых, а потому, что ценилась эта коллекция рассказов на вес золота. Считается, что легенда о поверженном драконе так хорошо прижилась в Англии и полюбилась народу, поскольку в англо-саксонских сказаниях уже был такой же миф. Эта история также может быть христианской версией древнегреческого мифа о Персее, спасшего прекрасную Андромеду от морского чудища.

Культ святого сформировался особенно отчетливо в 1660 году после реставрации монархии. Поскольку Кромвель и его последователи уничтожили все королевские регалии, их пришлось восстанавливать. И каждая из них - меч, королевский перстень, скипетр и так далее - были украшены изображениями Георгия и красными крестами на белом фоне.

Намного позже - в 1818 году - принц-регент, будущий король Георг IV, создал орден святых Михаила и Георгия, в который принимали тех, кто отличился на дипломатическом поприще. Позже «компетенцию» ордена расширили и стали включать в него выдающихся жителей британских колоний. Лондонский собор святого Павла - главный храм ордена святых Михаила и Георгия .

Крест святого Георгия - частый гость на футбольных трибунах. С ростом английского влияния в Африке, Азии и Америке культ святого Георгия обрел новую жизнь, поскольку в этих регионах мира по древним представлениям жили драконы и прочая нечисть. Святой Георгий был призван на службу священниками для распространения влияния англиканской церкви на других континентах.

В начале XX века основатель скаутского движения лорд Баден-Пауэлл выбрал святого Георгия покровителем скаутов.

В 1940 году, когда самолеты Люфтваффе бомбили Британию, король Георг VI учредил новую награду - Георгиевский крест, которым отмечали гражданских лиц "за проявленную отвагу". Георгиевским крестом в частности награжден остров Мальта - за героизм, проявленный во время Второй Мировой войны.

В 1969 году католическая церковь Британии перенесла святого Георгия в третьеразрядные святые. Главным аргументом в пользу такого решения назывался тот факт, что об этом святом доподлинно ничего неизвестно. Однако в 2000 году под давлением общественности его прежний статус был восстановлен.

Фото: Copyright PA,Getty,NEWSTEAM,JULIAN MAKEY / REX FEATURES,GEOFF PUGH,spsl.nsc.ru

Мы хотели бы познакомить наших читателей с житиями святых, живших в Англии, Ирландии, Уэльсе, Шотландии до 1054 года, когда произошел Великий раскол, и большая часть Западной Европы трагически отпала от единой Церкви, став католической.

На протяжении первого тысячелетия христианства Церковь на Британских островах и в Ирландии, как и во всем мире, была православной. За всю историю Православия в этих землях было явлено не менее 950 угодников, имена и дни памяти которых нам известны. Большинство из них имеют местное, региональное значение; несколько десятков святых почитались по всей стране; немало святых были широко известны далеко за пределами своей родины. Это люди бедные и богатые, простые и образованные, ученые и богословы, мученики и пустынники, игумены и игуменьи монастырей, священники и епископы, короли и королевы, мореплаватели и проповедники, монахини и девы, миряне.

Святые Британии и Ирландии не всегда были британцами и ирландцами по национальности, многие приезжали из других стран, и, наоборот, многие миссионеры, просветители покидали Британские острова и уезжали в другие европейские земли проповедовать, основывать монастыри.

Святые Британии и Ирландии по-разному служили Господу. Одни занимались проповедью Евангелия, миссионерством, просвещали регионы страны, основывали храмы, монастыри, устанавливали кресты, по их молитвам начинали бить источники, многие уезжали проповедниками в другие страны. Большая часть Германии, Швейцарии, Австрии, Голландии, Португалии были просвещены ирландцами и англичанами, сотни нынешних соборов, городов и центров учености Европы были основаны ими.

Другие посвящали жизнь заботе о нуждающихся, нищих, голодных, занимались делами милосердия, основывали больницы, приюты. В средние века Церковь брала на себя образование, медицину, благотворительность, именно Церковь основывала первые больницы, университеты, богадельни.

Многие занимались образованием, учили людей, основывали школы. Немало святых занимались ученостью, писали трактаты, летописи, жития святых, создавали дивные по красоте произведения искусства, рукописи, иконы, были богословами, поэтами, писателями, музыкантами, занимались географией, математикой, астрономией.

Большинство святых полностью посвящали жизнь служению Богу и молитве, селились в лесах, на болотах, в пустынных местах, на скалах, в пещерах, в горах, уходили на острова и даже жили в крошечных кельях-ульях в суровых условиях.

До сих пор по всей Британии, Ирландии и на окружающих их многочисленных островках сохранились бесчисленные святыни, связанные со святыми, им уже более тысячи лет: это величественные кафедральные соборы, аббатства, церкви, руины церквей, часовенки и кельи святых, целебные источники, гробницы и чудотворные мощи святых, древние кресты и пещеры, где они подвизались. Всё пропитано удивительным духом святости в этих землях, потому что древние святые освятили их своими молитвами. Почитание этих святых православными христианами возобновилось в XX веке, в основном благодаря Русской Православной Церкви Заграницей и лично свт. Иоанну (Максимовичу) Шанхайскому, — сегодня их почитают православные разных юрисдикций во всем мире. К святым местам Британии совершаются паломнические поездки из разных стран. Угодникам пишутся иконы, составляются молитвы, службы, акафисты, публикуются жития, в их честь освящаются православные приходы, верующие называют (и крестят) своих детей их именами.

В I веке по Рождестве Христовом не было Англии, а была Британия, которую населяло кельтское племя бриттов. В том же веке Британию посещали некоторые из апостолов и ближайших учеников Спасителя (Аристовул от 70-ти, Симон Канонит, первоверховные апостолы Петр и Павел — покровители Лондона, праведный Иосиф Аримафейский), и многие жители приняли христианство. Христианская вера также распространялась через римских солдат и еврейских купцов. С 43 по 410 год н. э. на территории Британии продолжалось римское владычество (оно не затронуло Ирландию, которую населял кельтский народ скотты). Тем временем христианство хотя и медленно, но развивалось. О присутствии апостолов в Англии писали св. Дорофей Тирский, блж. Феодорит Кирский, св. Симеон Метафраст, богословы Тертуллиан и Ориген (начало III в.) и «отец церковной истории» Евсевий Памфил. При императоре Диоклетиане Британия породила первых мучеников. Вскоре императором стал равноапостольный Константин, которого короновали в Йорке в 306 году. Его мать равноапостольная Елена тоже посещала Англию, где основала церкви в городах Колчестер (первая столица Англии) и Абингдон. После Константина Церковь стала временно процветать: британские епископы участвовали в Церковных Соборах в Арле (территория современной Франции), в Сардикийском Соборе на месте нынешней Софии и в Римини (Италия).

Примерно с 450 года по начало VII века продолжалась эпоха завоевания Британии германскими языческими племенами англов, саксов, ютов и фризов, которые оттеснили коренных жителей на запад в Уэльс, некоторых убили, с остальными — смешались. Эти англосаксонские завоеватели (в честь племени англов и названа страна Англия) основали на территории нынешней Англии семь королевств: Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия, Эссекс, Кент, Уэссекс и Суссекс. Часть бриттов переправились в Бретань на северо-запад нынешней Франции и основали королевство Арморика, где позднее процветало православное христианство по кельтскому образцу. На самом юго-западе Англии (нынешние графства Корнуолл и Девон) существовало кельтское королевство Думнония, которое населяли корны.

В VII веке все королевства Англии благодаря миссиям ирландцев с севера и свт. Августина (ученика свт. Григория Двоеслова) из Рима одно за другим были просвещены светом Христовым, и до конца VIII века продолжался золотой век Православия, культуры и учености в стране. За это время Англия породила десятки святых, были построены сотни обителей, процветало народное благочестие. Главными очагами влияния для Англии были Рим и Галлия (нынешняя Франция), чуть позднее — Ирландия.

Ирландцы приняли Православие благодаря бритту свт. Патрику (обучавшемуся в Галлии на острове Лерин) и другим святым в V веке, и православная вера, церковная жизнь, искусство и миссионерство процветали там до XII века. За это время Ирландия породила сотни угодников, эту землю прозвали «остров святых и ученых». Кельтские святые отличались гостеприимством, мудростью, любовью к природе, которую они тонко чувствовали, крайним аскетизмом, тягой к путешествиям, простой жизнью.

Расцвет Православия и святости в Уэльсе (валлийское название — Кимру), где существовало несколько кельтских королевств бриттов, и Шотландии (где сначала жили племя пиктов в Королевстве Пиктов, а также ирландские поселенцы скотты, основавшие на северо-западе королевство Далриада) приходится на V‒VII века. Эти земли породили сотни святых. Уэльс и Ирландия находились под прямым влиянием египетских отцов-пустынников, а также монашеской традиции Сирии и Палестины. «Египетское» монашество проникло и в Думнонию — сегодня почти каждые город и деревня в Корнуолле имеют своего небесного покровителя. Церковь в Шотландии была устроена по ирландскому образцу.

С начала VIII века Англия и другие части Британии начали отправлять миссионеров в континентальную Европу, где они имели большой успех. Многие ирландцы пускались на простых лодках в океан «странствовать Христа ради», достигнув Гебридских, Оркнейских, Фарерских островов, Исландии (первыми поселенцами этой страны были ирландские монахи!) и, по некоторым сведениям, берегов Северной Америки.

На протяжении IX века викинги (скандинавские пираты) совершали многочисленные набеги на Англию и другие части Британии, грабя и разрушая обители, убивая насельников, и христианская жизнь пришла в упадок. В X веке Англия стала единым государством благодаря трудам святого короля Альфреда Великого и его преемников, и установился серебряный век Православия в стране. К концу X века викинги возобновили набеги на Британию, и это привело к завоеванию Англии в 1066 году норманнами. Между 1066 и 1154 годами норманны покорили всю остальную часть Британии, положив конец уникальной англо-кельтской цивилизации и ранней Церкви на Британских островах. Они привезли с собой новую религию (католицизм), новый строй (феодализм), новый язык (французский), новую архитектуру (готику).

Покровителем Англии почитается вмч. Георгий Победоносец (второй покровитель — св. король Эдмунд-мученик); покровитель Шотландии — апостол Андрей Первозванный, часть его мощей с IV века находилась в соборе Сент-Андрус (сегодня частица его мощей покоится в Вестминстерском кафедральном соборе Лондона); покровитель Уэльса — свт. Давид Меневийский; покровитель Ирландии — равноапостольный Патрик.

В честь святых Британии и Ирландии названы города, деревни, улицы, дороги, школы, колледжи, больницы, острова и архипелаги, заливы, горы.

Почитание всех святых, просиявших на Британских островах и в Ирландии, Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил 21 августа 2007 года, благословив соборное ежегодное празднование дня этих святых.

Память всех святых Британии и Ирландии впредь будет отмечаться в третье воскресенье по Пятидесятнице. Синод постановил, что имена этих святых будут занесены в календарь Русской Церкви, как только будут изучены их жития, подвиги и история почитания.

Сегодня в Шотландии отмечают национальный праздник – День святого Эндрю (St Andrew’s Day), покровителя Шотландии. Эта дата считается национальным выходным, а значит, есть отличный повод собрать друзей и членов семьи на праздничный ужин.

Когда отмечают День святого Эндрю

День святого Эндрю ежегодно отмечают 30 ноября. В этом году он выпал на четверг. Так как это национальный праздник, большинство людей получили выходной.

Как принято отмечать праздник

В этот день устраивают вечеринки с традиционными танцами, подъемом флагов и застольем с друзьями и семьей. А еще не только вспоминают о покровителе Шотландии, но и пытаются продолжить его дело. Это значит, что все шотландцы должны помогать тем, кому повезло в жизни меньше, быть добрыми к окружающим.

Кем был святой Эндрю

Святой Эндрю считается покровителем Шотландии уже более тысячи лет. Он был признан святым в 1320 году, когда страна объявила о независимости, издав Арбротскую декларацию. С тех пор он один из самых почитаемых святых в Шотландии. В его честь назван Андреевский крест, изображенный на флаге Шотландии, а также город Сент-Андрус (St Andrews).

Эндрю стал покровителем Шотландии потому, что сочетал в себе основные черты скоттов. Он был скромным рыбаком, но славился своей силой и щедростью, потому что использовал любую возможность, чтобы помогать другим.

Он стал первым епископом в Греции, за что его, как и многих христиан, распяли на кресте римляне. Святой Эндрю умер на X-образном кресте, теперь известном как Андреевский крест. Считается, что через несколько сотен лет после его смерти останки перевезли в Константинополь, а в ХІІІ веке реликвии оказались в Амальфи (Amalfi), Италия. Его мощи лежат там по сей день, хотя некоторые части тела были перевезены в Шотландию, где и хранятся с XVI века.

По легенде, греческому монаху Регулу явился ангел и сказал, чтобы тот увез мощи святого Эндрю на край света. Потерпев кораблекрушение, монах спасся у берегов Шотландии возле городка, который в дальнейшем назвали в честь святого Андрея. Впоследствии апостол Андрей был признан покровителем Шотландии.

Святого Эндрю также считают небесным покровителем в Греции, Румынии, России и на Барбадосе. Он стал одним из учеников Иисуса Христа и одним из двенадцати апостолов. Также он был братом святого Петра (St Peter), который основал Католическую церковь. Именно это позволило шотландцам в 1320 году написать папе римскому письмо с просьбой защитить их от притязаний английских монархов, пытавшихся захватить Шотландию.