Год переселения мухаммеда в медину. Переселение мухаммеда из мекки в ясриб год

После переезда Мухаммеда в Медину, в 622 году, начинается качественно новый этап в истории Ислама. Начиная с этого времени, мусульмане постепенно обрели контроль над городом, а потом нашли в себе силы начать борьбу со своими мучителями в Мекке, которые продолжали вражду с мусульманами. Позднее мусульмане, возглавляемые пророком Мухаммедом, сумели распространить идеалы новой религии и нового мышления на весь Аравийский полуостров, что открыло для Ислама перспективы превращения в будущем в мировую религию.

Именно в Медине пророком Мухаммедом, посредством Божественного откровения, были сформулированы многие общественные, экономические и политические законы, которыми руководствуются мусульмане вплоть до сегодняшнего дня. Большинство религиозных ритуалов и атрибутов, практикуемых мусульманами сегодня, сформировались именно здесь. В Мекке же, проповедь Мухаммеда больше носила этический и духовный характер.

По этим причинам мировая наука подразделяет пророческую историю Мухаммеда и ранней мусульманской общины на «мекканский период» , характеризующийся зарождением и развитием исламской религии; и «мединский период» , характеризующийся триумфом этой религии.

Мусульманский календарь (хиджра) также ведет исчисление от даты переселения Мухаммеда из Мекки в Медину. То есть, это переселение считается начальной точкой отсчета исламской истории. Однако необходимо отметить, что сам Мухаммед этого календаря не утверждал. Он был принят после него в Халифате, который распространил свою власть на большие регионы мира и нуждался в своем календаре. Поэтому точку отсчета мусульманской истории по хиджре все же можно рассматривать как условную. Вернее она является датой, с которого началось политическое и военное усиление ранних мусульман. Но, на самом деле, история Ислама началась в Мекке, с первых этических проповедей Мухаммеда.

Несмотря на преследования курейшитов, Мухаммед со своим другом Абу Бакром сумел благополучно добраться до Кубы - пригорода Медины. А затем они двинулись в город, арабское население которого с большими почестями и триумфом встретило их. Вместе с мединцами пророка встречали мекканские мусульмане, которых назвали «переселенцами» (мухаджирами) . А мединских мусульман после этого стали называть «помощниками пророка» (ансарами) .

Остановившись временно у одного из горожан, Мухаммед сразу приступил к повседневным делам. Ему предстояло оправдать ожидания горожан и привести их к единству, сплоченности и благополучию. Это было сложнейшей задачей, с которой он сумел с честью справиться. По сути, с этого момента он стал политическим лидером.

Первым делом он распорядился построить в Медине мечеть, которая помимо культового предназначения, стала также нести общественно-политические функции и, по сути, превратилась в центр и символ мусульманской общины, в котором решались все насущные проблемы города и его населения. Сам пророк поселился здесь и превратил эту мечеть в свою официальную резиденцию.

В скором времени им был учрежден порядок призыва мусульман на молитву, который применяется и сегодня. Но, в то же время, в исключительных случаях, этот призыв можно было использовать для срочного созыва мусульман в мечеть с целью поставить их в известность о каких-то чрезвычайных обстоятельствах, после чего здесь же принимались шаги для решения проблем.

Пророк после второго байата при Акабе позволил асхабам переезд в Медину (Йасриб). Первыми сюда переехали Амир б. Рабиа с женой Лейла бинт Хасма, следом за ними последовали другие группы асхабов из Мекки. Здесь не нужно забывать что еще раньше, до этого переезда, несколько асхабов покинув Мекку обосновались в Медине. Среди них были переехавшие в Медину до бейатов в Акабе Абу Салама аль-Махзуми и его супруга Умму Салама и Мус"аб б. Умайр с Абдаллах б. Умму Мактум, которых после первого бейата в Акаба. Пророк отправил его в Медину с целью оповещения Ислама.

В основном переезд совершался скрытно. Потому что многобожники Курайшиты не желали отдаления мусульман из Мекки, прилагали все усилия чтоб предотвратить переезд, впредь до того, что даже заключали мусульман в тюрьму. Например при возвращении Абу Салама с супругой Умму Саламе из Абиссинии в Мекку, они взяв с собой своего сына Саламе отправились в путь, для переезда в Медину. Но близкие Умму Саламы не разрешили ей покинуть Мекку и Абу Салама был вынужден оставив жену и ребенка в Мекке, один переехать в Медину. С другой стороны семья Абу Саламы против проделок семьи Умму Саламы, забрали Салама у матери. Оставшись вдалеке от мужа и сына Умму Салама впала в глубокую печаль и целый год, не переставая плакала. Наконец родственники, сжалившись над ней разрешили переехать в Медину. Тогда и семья Абу Саламы вернула ребенка матери. Умму Салама вместе с сыном, одна вышла в путь по направлению в Медину. Встретив в пути Осман б. Талху, под его покровительством достигла Кубы и встретилась с Абу Саламой. Хишам б. Ас завершил все приготовления в путь но, многобожники во главе с его родным отцом насильно заковали его в цепи. Аййаш б. Абу Раби" был на полпути переезда, в Кубе, где его настигнули родные по матери братья Абу Джахл и Харис б. Хишам, которые ложью о болезни матери содействовали его возвращению в Мекку; и конечно же после возврата сразу заключили его в тюрьму. Хишам б. Ас и Аййаш б. Абу Раби" на 7-ом году по хиджре (629 г.) спаслись от плена многобожников и переехали в Медину. Жители Мекки узнав о намерении хиджры Сухайб б. Синан ар-Руми не заплатили ему долги и наложили арест на имущество. Сухайб смог осуществить хиджру лишь при условии оставить все нажитое добро жителям Мекки. Здесь, различную сущность представляет из себя хиджра Омара. Он после тавафа Каабы совершил два раката намаза и бросив вызов многобожникам, прямо у них на на глазах, вышел в дорогу.

После разрешения хиджры многие из асхабов, в короткое время переселились в Йасриб. В Мекке остались Пророк Мухаммад и Абу Бакр с семьями, Али с матерью, те кто был не в силах совершить хиджру и некоторые из асхабов, переезду которых учинили препятствия. Между тем Абу Бакр обращаясь к Пророку просил разрешения на хиджру, на что каждый раз получал один и тот же ответ: "Не спеши! Надеюсь Всемогущий Аллах наградит тебя другом для пути."

Многобожники курайшиты увидев, что мусульмане в рамках невиданного до этого понятия самоотверженности, ради веры добровольно оставив свои дома и нажитое до этого добро переезжали в Йасриб. Они стали серьезно опасаться, что со временем и Пророк Мухаммад переселиться в Медину и вместе с асхабами будут составлять серьезную для них опасность и угрозу. Для определения стратегии борьбы они собрались в Дару-н-надва (дом собрания). Не допустив на это собрание никого из рода Пророка Мухаммада, хашимитов, многобожники приняли решение о ссылке или аресте Пророка. В конце данного собрания, по предложению Абу Джахла вынесли решение о смертном приговоре Пророку и чтоб предотвратить кровную месть хашимитов за это убийство решили, что оно будет совершено не одним человеком, а группой состоящей из одного представителя каждого племени. Узнав из вахйа (откровение) об этом заговоре, Пророк с Абу Бакром сразу принялись за подготовительные работы для хиджры. Для оказания услуг путеводителя они договорились с Абдаллах б. Урайкыт. Несмотря на то что Абдаллах б. Урайкыт был многобожником, он являлся очень надежным и отважным человеком. Абу Бакр вручил два верблюда путеводителю и договорился с ним о встрече через три дня у подножья горы Севр. Пророк, чтоб не привлекать внимания многобожников своем отсутствием поручил Али вернуть хозяевам отданные ему на сохранение вещи. Пророк и Абу Бакр в полночь тронулись в путь и достигнув горы Севр, на юго-западе Мекки, скрылись в одной пещере. Они провели там три дня и на протяжении этого срока, сын Абу Бакра ночами навещал их и сообщал о городских новостях. Пастух стада овец Абу Бакра Амир б. Фухайра, пригнал животных к пещере и доставлял им молоко и съестное, впоследствии Амир б. Фухайра вместе с ними совершил хиджру.

Курайшиты многобожники в доме Пророка вместо него самого застав только Али подвергли его допросу, но не добившись желаемого ответа они избили Али и заключили в тюрьму. Продержав там определенное время отпустили на свободу. Затем они пошли к Абу Бакру и пытались получить сведения от его дочери Асмы. Не получив желаемого ответа и от Асмы, Абу Джахл не видя в этом ничего зазорного избил беззащитную женщину. Не найдя Пророка в Мекке многобожники поняли, что он покинул город и обыскав всю ближайщую местность послали во все концы вестников. Совершая поиск, они пришли к входу в пещеру на Севре. Но, поволе Всевышнего Аллаха вход в пещеру был оплетен паутиной, увидев это они решили что внутри никого нет и повернули назад. Увидев многобожников у входа в пещеру Абу Бакр испытал большой испуг, на что Пророк произнеся: "Ты не бойся! Конечно же Аллах с нами" (ат-Тавба, 9/40), успокоил своего спутника. После трех дней в пещере, как было и договорено, путеводитель Абдаллах б. Урайкыт привел верблюдов на Севр. Они вышли в путь из Севра в Йасриб, в прибрежном направлении. В целях избежания какой-либо опасности вместо обычных дорог они предпочли другие пути, временами это были каменистые горы, временами дорога посреди пустыни. Курайшиты прибегали к различным уловкам чтоб найти Пророка Мухаммада и объявили награду размером в сто верблюдов тому, кто найдет его, но не достигли никаких результатов. Польстившись на награду Курайшитов, известный следопыт Сурака б. Малик вышел на поиски Пророка. Достигнув путников копыта лошади Сураки чудесным образом погрузились в песок. Пытаясь выкарабкаться Сурака отказался от преследования. Подобную опасность путники пережили и на землях племени Аслам. Вождь племени Бурайда б. аль-Хусайб перерезал дорогу путникам, но после короткой беседы с Пророком он сам и все его племя приняли Ислам. Бурайда сопровождал путников до границы своих земель. Достигнув местечка Джухфа, где пересекались дороги хиджры и путь караванов, Пророк вспомнил дорогу Мекки и испытав скуку по родному городу погрузился в печаль. По этому поводу был ниспослан айат (аль-Касас, 28/85), в котором сообщалось о возврате в Мекку. Во время хиджры произошли и приятные события. Например, путники с целью запастись съестным в Кубайде посетили шатер в котором находилась Умму Ма"бад Атика бинт Халид. Здесь Пророк произнеся "Бисмиллах-ир-Рахман-ир-Рахим" принялся доить истощенную, неимевшую молоко козу. Коза дала большое количество молока, которое хватило всем присутсутвующим и даже остался излишек. Когда муж вернулся в шатер Умму Ма"бад рассказала ему о случившемся и по просьбе мужа описала Пророка литературным языком. Ее выражения стали предметами тем для литературы хильйа и дошли до наших дней.

Мусульмане в Йасрибе узнали что Посланник Аллаха покинул Мекку и стали испытывать беспокойство из-за его опоздания. Каждое утро они выставляли наблюдателя в местечки Харра на дороги Мекки, который находился на посту с раннего утра до наступления нестерпимой жары. Опять после безрезультатного ожидания 8 раби" аль-аввал (20 сентября 622 года) в понедельник мусульмане вернулись домой. Но именно в тот момент находившаяся на крыше трехэтажного дома девушка-еврейка заметила приближавшуюся к городу группу всадников, она поняла что это ожидаемые гости и громко закричав известила горожан о группе, что невдалеке. Услышав это мусульмане выбежали в Харру чтоб встретить бесценного Посланника Всевышнего. Пророк был гостем в доме Кульсум б. Хидм в Кубе, что на расстоянии одночасовой дороги от Медины. Он остался в этом городке несколько дней и построил там мечеть. Между тем, вернув хозяевам оставленные Пророком вещи, Али следуя его указу покинул Мекку. Али выходил на дорогу только по ночам, днем скрывался от нежеланной втречи с врагами и таким образом настиг Пророка в Кубе. В предании говорится, что по прибытии в Кубу возле Али находились его мать Фатима бинт Асад, супруга Пророка Мухаммада Савда бинт Зам"а, дочери Фатима и Умму Кульсум, семья Абу Бакра. Помимо этого существуют сведения, что семьи Пророка и Абу Бакра под покровительством Зейд б. Хариса и Абу Рафи" прибыли в Медину в более поздний срок. Пророк вместе с окружающими, в пятницу 12 дня месяца раби" аль-аввал 1 (24 сентября 622 года) вышил в путь из Кубы в Йасриб. При наступлении времени пятничного намаза заехал к племени Салим б. Авф, земли которых находились на равнине Рануна, прочитал там первую пятничную хутбу и исполнил обязанности имама при совершении пятничного намаза. Пророк в данной хутбе после благодарения Аллаху сказал что, все люди в загробном мире непременно будет отчитываться за все содеянное; каждый будет ответствен за своих подопечных; после смерти, человеку кроме добрых поступков и намерений совершенных при жизни, ничто не поможет; посоветовал не делая различий между большими и маленькими стараться совершать как можно больше добрых дел и благих намерений и таким образом готовиться к загробному миру. После молитвы Пророк продолжил путь. Жители Йасриба восхищенно встретили прибытие Посланника Аллаха, в городе царила невиданная до этого праздничное и радостное настроение. Выстроившись по обе стороны дороги, все жители от мала до велика, с большой радостью встречали Посланника Аллаха. Под звуки тамбуринов они в стихах высказывали свои чувства: "из-зи гор Вада лунное сияние озарило нас, при продолжении призыва к Аллаху нам ваджип выражать благодарение, О, Посланник/ нам остается только почитать тебя, добро пожаловать в наши ряды, это большая гордость для нас." Каждый из них, от всего сердца желал чтоб Пророк посетил его дом, чтоб был его гостем, со всех сторон слышались настойчивые приглашения. Пророк Мухаммад верхом на своем верблюде Касва приветствовал народ и выразил свое благодарность. Войдя в город он объявил что посетит самый близкий к месту дом, где остановится его верблюд. Честь оказать гостепреимство Пророку выпала на долю Абу Аййуб аль-Ансари (Халид б. Зейд). Таким образом пришел конец периоду Мекки, полному мучений и страданий и в истории Ислама начался новый период. После этого Йасриб стал упоминаться под именем Мединат-ур-Расуль или аль-Медина аль-мунаввара, которое означает город Пророка.

В источниках имеются различные сведения о дате отбытия Пророка из Мекки, заезда в Кубу и прибытия в Медину. В результате исследования преданий по этому поводу стало известно следующее: 26 сафар (9 сентября 622) в четверг жители Мекки приняли решение об убийстве Пророка, узнав об этом Пророк в ту же ночь покинул город и скрылся в пещере Севр; с 27 по 29 сафар (10-12 сентября 622) провел в пещере; в понедельник 1 раби" аль-аввал (13 сентября 622) покинув пещеру тронулся в путь по направлению в Йасриб; в понедельник 8 раби" аль-аввал (20 сентября 622) прибыл в городок Куба; и в пятницу 12-го дня месяца раби" аль-аввал (24 сентября 622) вошел в Медину.

Лексическое значение слова «хиджра» - переселение из одного места в другое. В исламской теологии этим термином обозначают переселение пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину, произошедшее в 622 году по григорианскому летоисчислению. Этот же термин используют для обозначения переселения какой-либо исламской группы или общины, притесняемой по религиозным признакам.

Хиджра в исламской истории

Первая мусульманская община, существовавшая в городе Мекке, испытывала огромные трудности в отправлении своих религиозных культов в результате системного притеснения со стороны языческого большинства. Во время хаджа в 622 году в Мекку прибыло 75 мусульман из Медины. Они приняли ислам от Мусаба бин Умайра, которого пророк за год до этого отправил в будущую столицу мусульманского государства с целью распространения ислама. 75 мединских мусульман тайно встретились с пророком у местечка Акаба, где они дали пророку присягу и обязались защищать его и всех его последователей также, как они защищают себя и свои семьи. Это была вторая присяга у Акабы, называемая «присяга войны», так как мединские мусульмане обещали защищать интересы исламской общины, в том числе и посредством оружия. Присяга, данная пророку за год до этого, группой мусульман, состоявшей из 12 человек, называется «присягой женщин», так как во время данной присяги мединцы обещали соблюдать предписания ислама, но не решились встать на защиту пророка, боясь конфронтации со стороны своих соплеменников, исповедовавших языческие культы. Именно после второй присяги у Акабы пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к решению вместе со всеми членами мусульманской общины Мекки совершить переселение в город Медину. Пророк, обратившись к своим последователям, объявил: «Мне было показано место вашего переселения, оно у оазиса, находящегося между двух гор». Таким образом, пророк дал разрешение на совершение переселения. Вторая присяга у Акабы была дана пророку в последний месяц зуль-хиджа 12 года его пророческой миссии. Со следующего месяца мухаррам (июль 622) началось переселение мусульман.

Жители Мекки исламского вероисповедания при переселении в Медину были вынуждены оставить все свое имущество, богатство, дома, родных, близких. Все это было сделано ради того, чтобы восторжествовало учение ислама. Мусульман, переселившихся из Мекки, мединцы назвали «мухаджирами» - переселенцами. Мусульман города Медины, встретивших и приютивших мекканских переселенцев, назвали «ансарами» - помощниками. Мухаджиры и ансары часто упоминаются в Коране.

В течение месяцев мухаррам и сафар мусульмане со своими семьями покинули Мекку. Они уходили из Мекки тайно, небольшими группами. Мекканские переселенцы массово селились в деревне под названием «Авали» в предместьях Медины.

Отважный сподвижник пророка Умар (да будет доволен им Аллах) отказался уходить из Мекки тайком, повесив на плечо свой меч, он начал совершать ритуальный обход вокруг Каабы. Во время совершения обхода он громким голосом обратился к многобожникам, говоря: «Вот я ухожу в Медину. Если кто-то хочет, чтобы его мать проливала по нему слезы, если кто-то хочет оставить своих жен вдовами, а детей сиротами, пусть преследует меня». Умар переселился в Медину за 15 дней до того как переселился пророк.

За короткий период мусульмане ушли из Мекки. Пророк оставил с собой лишь Абу Бакра и Али. Когда Абу Бакр спросил у пророка разрешения на переселение, пророк ответил ему таким образом: «Не спеши, Аллах даст тебе благого спутника». Также, помимо пророка, Абу Бакра и Али в Мекке остались те, кто не смог совершить переселение. Это были мусульмане, насильно удерживаемые членами своей семьи под домашним арестом, дабы они не ушли от них вместе с пророком, а также рабы и рабыни. На тот момент пророк находился в очень опасном положении.

Переселение пророка

А) Договор у Дар – ан Надва

В результате двух присяг, данных у Акабы, в Медине началось интенсивное распространение новой исламской веры, что очень сильно озаботило язычников. Масло в огонь подливало и переселение, совершавшееся на тот момент мусульманами. Язычники понимали, что если пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сможет, покинув Мекку уйти в Медину, он непременно возглавит набирающую силу мусульманскую общину. Дело в том, что через Медину проходил караванный путь, ведущий из Мекки в Сирию. Естественно, мекканской знати не хотелось, чтобы этот важный, с точки зрения торговли пункт контролировали люди «предавшие религию своих отцов». Они также опасались того, что из-за всех многолетних притеснений и угнетений, совершенных в отношении мусульман в Мекке, мусульмане, собрав силы, могут им отомстить. Главы племени Курайш, осознававшие всю серьезность ситуации, собрались в местечке Дар ан-Надва для того, чтобы решить, что делать с остававшемся на тот момент в Мекке Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Самое подходящее предложение, по мнению собравшихся, исходило от главного врага пророка Абу Джахля. Он сказал собравшимся: «Мы выберем по одному представителю от каждого рода племени Курайш. Они одновременно нанесут удар своими мечами по Мухаммаду и убьют его. Так, никому не будет известно, кто в действительности убил Мухаммада, от чьего удара он погиб. Таким образом, кровь Мухаммада будет разделена между всеми родами, хашимиты не смогут мстить всем родам за кровь своего родственника. Они будут вынуждены согласиться с выплатой компенсации за пролитую кровь. Так мы решим этот вопрос». Все собравшиеся приняли предложение Абу Джахля. Для совершения запланированного убийства было подготовлено 40 бойцов, представителей всех родов племени Курайш.

Б) Пророк в окружении

Ангел Джабраил заведомо сообщил пророку о планах многобожников. «Сегодня ты не ляжешь на свое ложе, сегодня ты покинешь свой дом» - сказал ангел. Таким образом, и пророку было разрешено совершить переселение. Пророк призвал к себе Али и сказал ему: «Я отправляюсь в Медину. Этой ночью ложись на мое ложе, укройся моим покрывалом. Пусть многобожники думают, что в постели лежу я, не выдавай себя, после же сразу уходи в Медину».

Согласно плану, избранные душегубы племени Курайш окружили дом пророка. Они планировали напасть на пророка утром, когда он выйдет из дома. Али лег на ложе пророка. Пророк же в этот момент набрал в ладонь горсть песка и, обходя свое жилище, сыпал этот песок на многобожников, окруживших его дом. На каждого из убийц попали песчинки, насыпаемые ладонью благословенного посланника Аллаха. Всех их охватил глубокий сон. При этом пророк читал первые 9 аятов суры «Ясин», где есть слова с таким смыслом: «И Мы выстроили перед ними и позади них стену, окружили их завесой, и они не видят». Так пророк прошел между многобожников, заснувших на задании. Наступило утро, курайшитские бойцы были твердо уверены, что их жертва в их руках. Не дождавшись выхода пророка из дома, они вломились в жилище благородного посланника Аллаха дабы осуществить свой подлый план. Но тут мекканский «спецназ» ждал сюрприз, вместо Мухаммада в постели находился его двоюродный брат Али. Негодованию многобожников не было предела. Они обыскали весь дом, но никого не нашли. Они обошли всю Мекку, но Мухаммада нигде не было.

Разъяренные враги ислама объявили о награде в 100 верблюдов поймавшему Мухаммада. Эта весть мгновенно разнеслась по всем улицам Мекки. Все наемные убийцы, следопыты, да и просто искатели приключений разом сорвались со своих мест и ринулись на поиски Мухаммада, которому удалось незаметно выйти из плотного кольца окружения. Поиски шли и в городе и за его пределами.

После того, как пророк преспокойно вышел из окружения, он под покровом арабской ночи направился к святой Каабе. После совершения ритуального обхода Каабы он обратился к своему родному городу, сказав: «О Мекка, ты самое лучшее место перед Аллахом на этой земле, и самое любимое место для меня. Если бы я не был вынужден тебя покинуть, я никогда бы этого не сделал». В полдень наступившего дня, он пришел в дом Абу Бакра и объявил о том, что они вместе с соизволения Аллаха отправятся в Медину. Абу Бакр, не сдерживая слез радости, указывая на двух верблюдов, которых он 4 месяца не выпускал наружу и кормил их листьями деревьев, сказал: «Выбирай, какого хочешь, о, посланник Аллаха».

В) Двое в пещере

Дождавшись наступления ночи, они вышли через заднее окно и, сняв свою обувь, на носочках, проследовали в южную часть города. Преодолев 3 мили за полтора часа, они достигли горы «Саур» и расположились в пещере, находящейся на вершине этой горы. Они прятались в этой пещере 3 дня (с ночи с четверга на пятницу до воскресенья) пока не закончились поиски по их поимке. Сын Абу Бакра Абдуллах навещал их по ночам и докладывал об обстановке в Мекке. Слуга Абу Бакра Амр бин Фухайра, пасший овец, вечерами приходил к горе «Саур» и приносил пророку и его спутнику молоко.

Следопыты, искавшие пророка и Абу Бакра, следуя по их следам, пришли к входу в пещеру. В пещере были слышны шаги и разговоры преследователей. Абу Бакр приподняв голову, увидел их ноги и взволнованно сказал пророку: «О, посланник Аллаха! Если они нагнутся, то увидят нас». На что пророк ответил: «Не бойся, Аллах нам поможет». Преследователи взглянули на вход в пещеру и увидели, что паук свил паутину и один белый голубь, свив гнездо, высиживал яйца. Курайшиты, решив, что осматривать пещеру в таком случае бессмысленно повернули обратно.

То, что пророк вышел в путь узнали в Медине. Мединцы каждое утро выходили из города и ждали прихода пророка. 12 рабиуль-авваль/23 сентября 622 года мусульмане Медины также вышли за пределы города встречать пророка. Ожидание прервал обеденный зной, из-за которого последователи Мухаммада возвратились в свои дома. В этот момент один из евреев поднялся по своим делам на крышу своего дома и увидел вдали двух всадников на верблюдах, одетых в белые одеяния. Он воскликнул: «О, вы, которые целыми днями в ожидании смотрели на дорогу! Идет тот, кого вы столько ждали!»

Приход в Медину

А) Пророк в Кубе

Согласно древнему обычаю, существовавшему в Медине, если происходило какое-либо торжество или праздник все жители надевали на себя вооружение. Долгожданный приход пророка Мухаммада в Медину стал поистине великим событием для многострадальной исламской общины. Поэтому, мединцы, услышав радостную весть, тотчас надев на себя свое вооружение, отправились встречать пророка. Мусульмане встретили пророка в деревне Куба, находящейся в часе пути от Медины. Пророк основал в Кубе первую в истории ислама мечеть, где он вместе со своими последователями совершил молитву.

Б) Первая пятничная молитва

Спустя 14 дней после прибытия в Кубу пророк Мухаммад в пятничный день оседлав верблюда, вместе со встретившими его мусульманами направился в сторону Медины. К обеду они достигли долины «Рануна», принадлежавшей сыновьям Салима бин Ауфа. Пророк Мухаммад, прочитав здесь 2 проповеди одна за другой, совершил вместе с верующими первую в истории ислама пятничную молитву.

В) Медина встречает пророка

После совершения пятничной молитвы пророк продолжил свой путь в Медину. В этот день Медина переживала самый великий день в своей истории. Приход пророка стал настоящим праздником для мусульман. Толпы народа заполонили всю дорогу, идущую от деревни Куба до самой Медины. Женщины читали стихи, детские голоса пронизывали жаркий воздух арабского города громкими возгласами: «Пришел посланник Аллаха!», маленькие девочки веселились, ударяя в бубны. Никогда дотоле народ Медины не радовался так, как сейчас. Вся Медина в буквальном смысле ликовала от того, что сам посланник Аллаха стал одним из ее жителей.

Роль «Хиджры» в исламской истории

«Хиджра» спасла мусульман от угнетений и притеснений язычников, ислам получил возможность распространения, «хиджра» положила начало рождению мусульманского государства. Спустя 17 лет после «хиджры» во время правления праведного халифа Умара дата переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину была принята отправной точкой лунного летоисчисления. Данное летоисчисление на арабском языке называется по имени свершившегося события, то есть «Хиджри».

Пророк Мухаммад переселился в Медину в 13 году своего пророчества 12 рабиуль-авваль/23 сентября 622 года. На тот момент пророку было 53 года.

Обязательна ли «хиджра» на сегодняшний день?

За каждое совершенное благодеяние Аллах дарует человеку духовную награду. Несомненно, что человек, совершивший переселение ради Всевышнего Аллаха, также достоин великой награды. Аллах в Коране сказал: «Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, выше пред Аллахом. Они являются преуспевшими» (Тауба 20). «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние» (Тауба 100). «Тех, которые переселились ради Аллаха после того, как подверглись притеснениям, Мы одарим прекрасным жилищем в этом мире, а вознаграждение в Последней жизни будет еще больше. Если бы они только знали» (Нахль 41).

Амр бин аль-Ас обратился к пророку, говоря: «О, посланник Аллаха! Я готов дать тебе присягу при условии, что будут прощены все мои грехи совершенные прежде». На это посланник Аллаха ответил так: «О Амр! Неужто, ты не знаешь, что Аллах прощает все грехи тому, кто принял ислам?! Также и хиджра и хадж. Кто совершит их, тому Аллах простит ему все его прежние грехи».

Аллах является единственным истинным творцом всего сущего. Аллах создал этот мир для человека и подчинил ему то, что есть на этой земле. Человек же создан Аллахом для того, чтобы он поклонялся Ему и жил на этой земле согласно Его законам.

Аллах по этому поводу говорит в Коране: «О, Мои верующие рабы! Воистину, Моя земля обширна, поклоняйтесь же Мне! (Анкабут 56).

Этот аят ниспослан по поводу мусульман проживавших в Мекке и не имевших возможности открыто исповедовать свою религию.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все королевства принадлежат Аллаху. Все рабы принадлежат Аллаху. Так селитесь же там, где есть для вас благо. (İbn Kesîr Tefsirü"l-Kur"âni"l Azim II14).

Все люди - это рабы Аллаха, и вся земля со всеми ее сторонами принадлежит лишь Аллаху. Земля настолько обширна, что она способна вместить всех людей, которых Аллах поселил на ней. Соответственно, если на территории, где проживают мусульмане, идет притеснение членов исламской общины по религиозному признаку, у них нет возможности поклоняться Аллаху, совершать свои религиозные обряды, или же их заставляют принимать иную веру, в этом случае данная территория считается не пригодной для проживания верующих мусульман. В данном случае мусульмане должны подыскать для себя более комфортное место для проживания. Самым предпочтительным местом проживания для мусульманина является та территория, где он может свободно поклоняться Всевышнему Аллаху.

Каждый человек любит свою родину, потому что он здесь родился, вырос, здесь его родня, его имущество, работа и много того, что связывает его со своим родным краем. Но как бы там не было, мусульманин должен жить там, где он свободно может исповедовать свою религию.

«Если мусульманин не может поклоняться единому Аллаху на месте своего проживания, или же он испытывает какие-либо трудности в отправлении религиозных культов, в этом случае ему необходимо покинуть данную местность и переселиться туда, где есть свобода вероисповедания. Главной задачей мусульманина является поклонение Аллаху, ради этой цели он должен приложить все усилия для совершения хиджры туда, где бы он мог выполнять свои религиозные обязанности» (Elmalı U.H. Y. Hak Dinî Kur"ân Dili V 3790).

Если на территории, где проживают мусульмане, существует религиозная терпимость по отношению к исламской религии и им позволяется веровать в Аллаха, строить культовые здания, религиозные учебные заведения и совершать свои обряды, то в данном случае совершать хиджру НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО.

По нашему мнению, Россия является наиболее подходящим местом для проживания граждан, в том числе исламского вероисповедания, так как ислам для России не является чуждой идеологией, а наоборот, это традиционная конфессия, представители которой веками проживали на территории нашей страны. За многие века совместного существования различных религиозных конфессий у россиян выработалось особое чувство добрососедства и уважения по отношению друг к другу.

переселение Пророка из Мекки в Медину

Хвала Аллаху, который отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы возвысить её над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам. Мир и благословение избранному Аллахом в качестве доброго вестника и предостерегающего увещателя для миров, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

Посланник Аллаха ﷺ является примером и светочем, указывающим путь всем людям. Его жизнь переполнена событиями, являющимися уроком для его последователей, вдохновляющими их к благим поступкам. Одним из таких событий является Хиджра (переселение) Пророка из Мекки в Медину.

Причины Хиджры

Для совершения Хиджры были причины. Среди них необходимость переселения в силу известных причин и обстоятельств, а также ряд причин упомянутых ниже. Самые главные из этих причин:

— Усиление вражды со стороны курайшитов и располагавшихся вокруг Мекки обществ против призыва Пророка ﷺ, которая проявлялась в его отвержении, а также идеологическом и экономическом противостоянии. Дело дошло до того, что они прибегли к преступному решению: покушению на жизнь Пророка ﷺ с тем, чтобы приостановить пророческую деятельность Мухаммада ﷺ. Это послужило поводом для поиска другого, более благополучного места, где будет принято небесное напутствие и будет свобода для его распространения среди людей.

— Потеря в Мекке самого дорогого помощника и защитника. Большая часть родственников Пророка ﷺ выступили против призыва к Исламу, и к нему на помощь пришли только несколько членов его семьи, самым главными из которых были его дядя Абу Талиб и жена Хадиджа. По воле Аллаха им суждено было покинуть этот мир в один и тот же год. Абу Талиб и Хадиджа были для Пророка ﷺ надежной опорой и помощью.

— Поиск подходящей среды для принятия призыва Пророка ﷺувенчался успехом, когда группа жителей Медины поспешили присягнуть Пророку ﷺ на принятие веры, предоставление убежища и оказание помощи (вторая присяга Акабы в Мине).

— Сохранение пророческого послания беспристрастным, чтобы честь и заслуга этого послание принадлежала только Аллаху и Его Посланнику, и никто не мог сказать, что мекканцы поддерживали Пророка ﷺ из-за национальной и племенной принадлежности. Воля Аллаха была в том, чтобы он и его призыв были приняты чужим обществом, а не его соотечественниками.

Краткое описание Хиджры

Когда со стороны курайшитов усилились вражда и козни против Пророка ﷺ, он решил совершить хиджру и начал тщательно готовиться к этому событию. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «Посланник Аллаха пришел к Абу Бакру и сказал: Я получил разрешение переселиться. И тот воскликнул в ответ: Значит ли это, что я буду сопровождать тебя?l Аиша продолжает: Клянусь Аллахом, я никогда раньше не видела, как плачут от радости, пока не увидела в тот день плачущего Абу Бакра».

Пророк ﷺ и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) вышли из Мекки и направились в пещеру Саур, которая находилась к югу от Мекки, и укрылись в ней.

Абу Бакр отдал поручение своему сыну Абдуллаху прислушиваться в городе ко всему, что о них говорят, и приносить эту информацию вечером того же дня к ним в пещеру. А Асма дочь Абу Бакра каждый вечер должна была снабжать их продовольствием и всем необходимым в этих условиях.

Курайшиты объявили вознаграждение в сто верблюдов тому, кто приведет Пророка и его спутника и люди начали усердно искать. Преследователи добрались и до входа в пещеру. Абу Бакр рассказал: «Находясь в пещере вместе с Пророкомﷺ , я сказал ему: О Посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то увидит нас! Пророк ﷺ ответил: А что ты скажешь о двоих, третьим из которых является Аллах. Мы покинули пещеру, когда поиски все еще продолжались, и никто не смог обнаружить нас кроме Сураки ибн Малика бин Джу’шума, который преследовал нас верхом на коне. Тогда я воскликнул: Это погоня настигла нас, о Посланник Аллахаl Он же сказал мне: Не печалься, поистине Аллах с нами!» Всевышний Аллах спас Пророка ﷺ от козней курайшитов и они не смогли его победить. Он благополучно добрался до Медины, и жители города встретили Пророка ﷺ с любовью и радушием. Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел более радостного и светлого дня, чем тот день, когда посланник Аллаха ﷺприехал к нам, и никогда не видел дня более мрачного, чем тот день, когда Посланник Аллаха ﷺ умер».

Ислам, это одна из мировых религий, которая насчитывает более одного миллиарда последователей по всему миру. В этой статье мы коснемся одного очень важного понятия этого учения, а именно мы попытаемся ответить на вопрос о том, что такое хиджра.

Определение понятия

За тем глубоким понятием хиджры, которое мы имеем сегодня, стоит одно важное для процесса развития ислама историческое событие. Речь идет о переселении пророка Мухаммеда в Медину из родной ему Мекки. и есть хиджра в собственном смысле слова. Все, что касается прочих ее аспектов, это богословская рефлексия.

История

Выяснив, что такое хиджра, разберем теперь подробнее историю этого события. Для этого перенесемся в самое начало седьмого века нашей эры, в 609 год. Именно тогда со своей проповедью нового откровения единого Бога выступает арабский торговец, уроженец Мекки, по имени Мухаммед. Он провозглашает себя пророком, заключающим ряд таких библейских персонажей, как Авраам, Моисей и Иисус. Амбициозный проповедник утверждает, что пришло религии и нового закона, который Всевышний дает людям через него. К сожалению новоявленного пророка, большинство его соотечественников не прониклись призывами обратиться от отеческих заветов и принять новую весть. Большинство людей просто игнорировало претензии Мухаммеда на богоизбранность, но были и такие, кто оказал ему и его сподвижникам и даже угрожал расправой. На беду пророка особой неприязнью к нему отличались вожди и предводители общества. Жизнь первой мусульманской общины была достаточно тяжелой и трудной в таких условиях, поэтому некоторые из них переселились в Эфиопию, где их согласился приютить христианский правитель. Это и есть первая хиджра мусульман. Другими словами, что такое хиджра? Это переход, бегство от зла к добру, миру и безопасности.

Но пророк в это время все еще оставался в Мекке и подвергался преследованиям. В то же время в другом городе, который тогда назывался Ясриб, проживали два арабских племени, враждовавших между собой. Они исповедовали традиционное язычество арабов, но рядом с ними в Ясрибе жили представители иудаизма и христианства, поэтому они были наслышаны о вере в единого Бога. Когда до них дошла весть, что в Мекке появился некий пророк этой веры из арабов, они заинтересовались. В ответ Мухаммед послал к ним в город проповедника, который сумел убедить многих людей отречься от отеческого многобожия и принять новую религию - ислам. Их было так много, что они даже решили просить Мухаммеда о том, чтобы он переселился к ним в город и стал во главе правления. Пророк принял это предложение. Переселение его в Ясриб состоялось в 622 году, после чего город стал называться Мединой. Мухаммеда приняли с миром и великим почетом, как верховного правителя и нового лидера жителей. Это событие из жизни пророка и стало хиджрой в собственном смысле слова.

Значение переселения

Но что такое хиджра Мухаммеда для мусульман и почему она имеет такое большое значение для верующих? Дело в том, что переселение в Медину ознаменовало собой новый этап не только в частной жизни пророка, но и в истории становления провозглашенной им религии. Ведь вместе с ним в Ясриб отправилась вся мусульманская община Мекки, которая до этого была слаба и притесняема. Теперь же, после хиджры, последователи ислама стали сильны и многочисленны. Исламское сообщество превратилось из компании единомышленников в общественную формацию и влиятельную социальную общность. Жизнь самой Медины полностью изменилась. Если традиционное языческое население прежде основывалось на родоплеменных отношениях, то отныне их стала связывать общность веры. Внутри ислама люди были уравнены в правах, независимо от национальности, благосостояния, происхождения и положения в обществе. Другими словами, полностью изменился социальный строй города, что в дальнейшем сделало возможным широкую экспансию ислама в мир. Тотальная исламизация многих стран и государств Среднего и Ближнего Востока, Африки, Азии началась именно с хиджры Мухаммеда в Медину. Поэтому это событие стало своеобразной точкой отсчета в истории религии Корана.

Внешняя и внутренняя хиджра

В первое время после переселения в Медину Мухаммеда его примеру должны были следовать все новообращенные мусульмане. Затем, когда Мекка была покорена, это установление было отменено, но с тех пор стала распространяться идея о внутреннем переселении. Что такое хиджра, совершаемая внутри человеческого духа? Это такой образ мысли и жизни, когда человек избегает всего дурного, что в соответствии с нормами ислама считается греховным. Поэтому, каждый раз, когда мусульманин избегает соблазна и от греха переходит к праведному образу жизни, это считается совершением хиджры.

Появление исламского календаря

После смерти пророка, когда мусульманской общиной правил халиф Омар, был поднят вопрос о разработке календаря, адаптированного под нужды религии. В результате на созванном свете было принято решение об утверждении лунного календаря. А точкой отсчета для нового летоисчисления было принято определить переселение Мухаммеда в Медину. С тех пор и до настоящего времени празднуется по хиджре.

Особенности мусульманского календаря

Как и в традиционном календаре, исламский включает в себя двенадцать месяцев, о чем записано даже в Коране. Поскольку эта система основывается на циклах луны, в году, таким образом, бывает 354 или 355 дней, а не 365, как в солнечном календаре. То есть месяцы по хиджре могут начинаться в разное время, не имея привязки ко времени года. Важно отметить, что четыре из двенадцати месяцев называются запретными и имеют особенное значение для жизни верующих. В заключение стоит сказать, что лунная хиджра, то есть Новый год по мусульманскому летоисчислению не является праздником в европейском понимании этого слова. Последователи ислама не отмечают начало нового цикла. Для них это событие, однако, служит поводом заняться самоанализом и хорошим временем, чтобы подвести итоги и построить планы на будущее.