Голографические технологии. Голография

Карты переноса

Система перенос представляет из себя ламинированную цветную распечатку, на которую нанесены голограммы-наклейки панацея и собственная инфо-система, после чего они обработаны дополнительной лазерной зарядной системой.

Система перенос позволяет менять предмет-носитель качеств БЖ по своему усмотрению быстро и удобно. При аккуратном обращении пластик износостойкий и прослужит Вам долго.


Комплект наклеек «Панацея-Дом»
(комплект 50 наклеек)

Кроме базовой программы и способности переключать режимы на голограммы данной системы нанесена программа «гармоничный дом». Задача всей системы — создать благоприятную атмосферу внутри определенного пространства.

Рекомендации к применению: по одной наклейке на каждую створку окна в верхний угол (левый или правый — не важно). Под одной наклейке в угол больших зеркал, находящихся дома (угол не важен, место крепления — со стороны использования, а не с обратной стороны, т.е. не так, как в случае с «зеркалом исиды»).

По одной наклейке на входную дверь. По одной наклейке на стену комнаты противоположную окну.
Оставшиеся можно закрепить на водопроводные трубы или иные места по собственным ощущениям, включая кровати.

В целом, по нашим расчетам, комплекта из 50 штук хватит на 2-4 комнатную квартиру или небольшой офис.

Данный комплект не конфликтует с изделиями «Светлица окна» и реализует другую функцию. В «обработанных» таким образом помещениях создается особая внутренняя атмосфера, в целом можно сказать, что такая обработка в чем-то схожа с ЭП2, в минимальной версии активности без внешнего источника энергии.

Однако в данном случае как такового «активного» экранирования нет, хотя косвенно, за счет преобладания потенциала энергоактивности помещения над внешним пространством, взаимодействия явно меняются. Можно говорить о том, что люди проживающие в таком помещении, как правило становятся.... более удачливы.

Дома мы проводим достаточно много времени, чтобы озаботится о своем жилье... да, это значимо мощнее, чем зарядка лайт матрицей.

Я бы также рекомендовал, пару наклеек оставить на авто (в том числе на лобовое стекло и зеркало заднего вида). Программа там подходит та же самая для создания пространства с качествами понижающими внешнее влияние на водителя (и машину). Опять же, с эконормом это совершенно разные вещи для разных целей созданные, одно другому не мешает, помогать может (оператор будет находится в более энергонасыщенном состоянии).

Комплект «Панацея Дом» отлично подходит также для офиса, либо может быть разделен между несколькими помещениями используемыми одним оператором. В базовом режиме работа программы «дом» (или она же «гармоничное пространство») совмещено с работой базового режима панацея.

Поскольку программируемость у варианта голо-наклейки повышенная, то переключение из базового режима панацея в 2.9 с сохранением работы программы «дом» легко осуществить ментально, даже новичку. Можно это также осуществить прикладыванием переключающей матрицы.

По мощности это изделие немногим уступает ИСН-3 и создает зоны с высокой энергонасыщенностью рядом с местом нанесения наклеек. Наибольшая эффективность — на стеклах и зеркалах. Постепенно все пространство между несколькими наклейками будет гармонизироваться.

Время полной активации системы не должно превышать 7 дней после нанесения на объекты. Некоторое начальное обсуждение есть на моем форуме, случайно попало в ветку стабилизатор (там цитаты приведены по первым отзывам)


нет в наличии

Версия Панацеи с записью, на уровне молекулярной решетки, при участии жесктого пространственного структурирования и сортировки составляющих.

Появилась возможность работать с растворами внося в них как гомеопатию, следовые концентрации с сохранением пана-свойств, либо иные варианты... т.е. условно говоря информация та же самая, а уровень нанесения на порядки мельче, имеем к примеру раствор или порошок содержащий в нескольких пылинках столько же "панацеи" (как связки инфо и материальных структур) сколько в наклейке.

Комплект наклеек "Панацея-автомобиль"

(комплект 10 наклеек)

На наклейки нанесена модификация программы «дом» со значительными доработками. Профили доработок — безопасность, оптимизации маршрутов и вообще путевого времени, оптимизация авто как системы (на информационном уровне это будет создавать тренды задающие движение к стабильной оптимальной работе машины с минимизацией затрат на поддержание оной при сохранении комфорта и безопасности).

Рекомендации по нанесению — все стекла (можно так, чтобы не мешало обзору и не бросалось в глаза), т.е. обычно это 4 дверных, лобовое и заднее. Можно использовать одну наклейку на центральном зеркале заднего обзора, если это не нанесет ущерба обзору и безопасности.

Одну наклейку неплохо бы нанести на бензобак, если к нему есть простой доступ. Можно разместить в зоне заправочной горловины. Одну — на крышку воздушного фильтра. И одну на шланг подачи топлива, если в состоянии его найти. Иначе — на любой не греющийся элемент под капотом.
Время активации — сразу. Время адаптации оператора — около 10 дней.

Комплект наклеек "Панацея-флешка" для собственного программирования.
(Комплект 10 наклеек)

Записана программа, упрощающая программирование собственных алгоритмов, идей, копирования информации с различных источников и так далее. В комплекте «флешка» притуплена работа собственно БЖ-панацея, т.е. если ничем не запрограммировать, то эти наклейки будут вести себя близко к простой клейкой бумажке.

Вся их сила в способности крайне легко программироваться и крайне устойчиво удерживать заданный алгоритм работы. Записанный на них алгоритм «флешка» упрощает создание собственных ментальных систем.

Комплект наклеек «Панацея» без нанесенных программ

(комплект 5 наклеек)

Могут использоваться собственно как изделие Панацея, для зарядки (как зарядная система), для наклейки на предметы и стекла, для усиления БЖ панацея или кулонов панацея, для программирования (программирование доступно любому и без программы «флешка») и для любых прочих целей.

Кружка Т1+АСД

Кружка Т1+АСД" для структурирования воды. нет в наличии

Система «1копия»

Система 1 копия состоит 1 одной наклейки с соотв. программой, при нанесении на предмет, через 2 дня получаем на нем БЖ нужной версии, наклейку можно оставить или смело выкинуть (она свое отработала).

Предмет в последствии заряд не теряет, как при промышленной зарядке, перезарядка на другой предмет не возможна. Выгода- стоит дешевле, сами задаете заряжаемый форм-фактор. Для нас изготовление системы 1 копия существенно проще изготовления системы «перенос», для Вас, если не меняется основной носитель (например часы) это просто, дешево и удобно.

Комплект наклеек "Панацея-Молодость "
Мы агрегировали в одну систему целый комплекс разработок и программ созданных за длительное время. И объединили все это в единую систему. В целом это сложное и комплексное решение.

Его концепция — дать человеку возможность дольше находится в наиболее эффективной фазе своего взаимодействия с миром, что сказывается на всем его психофизическом естестве.

Итоговый продукт получил название «Панацея-Молодость». Продукт доступен в 3-х разных вариантах.

1. Версия стандартная
Три пластиковые карточки с ламинированными голо-наклейками панацея, с прошитой программой молодость + 20 наклеек для использования в ряде рекомендованных мест оператором для вторичного воздействия (карточки носятся с собой, наклейки размещаются на предметах). Тонкости использования будут рассмотрены ниже.

2. Вип-версия
Будет содержать ряд уникальных дополнений к стандартной версии. Пластиковые карты с голо-наклейками в ней будут замены на 3 предмета изготовленных по расширенной Е-технологии. Изделия вип-версии будут изготавливаться штучно, под заказ.

Условия предзаказа и прочие особенности будут обсуждаться индивидуально. Вип версия будет выполняться с полной привязкой к будущему носителю! возможность ее передачи другому лицу будет только одна — по родовой линии. Однако некоторые элементы вип-версии можно будет передавать....

3. Версия эконом
Нечто промежуточное между бесплатной и стандартной версией. Одна пластиковая карточка + 3 наклейки. Эффективность, как очевидно, выше бесплатной и ниже стандартой. Ориентирована исключительно на тех, кто хочет, но позволить себе не может.

Теперь, когда закончили с описанием версий (кратенько, без особенностей использования), перейдем к описанию идеологии.

Итак.... Молодость. Что такое молодость? А вообще, что это, действительно такое?

Давайте отвлечемся и почитаем что об этом думает наука:
http://ru.wiktionary.org/wiki/молодость
если обратить внимание на раздел этимологии, то станет заметным, забавный факт, не до конца понятный с современной точки зрения:

Этимология

Происходит от прилагательного молодой, далее от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. младъ (греч. ?ωρος, ν?πιος), русск. молодой, укр. молодий, белор. молоды, болг. млад, сербохорв. мла?д, мла?да, мла?д?, словенск. ml?d, mládа ж., чешск., словацк. mladý, польск. mlody, в.-луж., н.-луж. mlody. Стар. основа на -u, судя по выражению смолоду, др.-чешск. z mladu — то же, польск. zа mlodu «в молодые годы», сравн. степ. др.-русск. моложии, моложьши, моложе. Родственно др.-прусск. maldai (им. мн. м.) «отрок», maldian (вин. ед.) «жеребенок», maldunin (вин. ед. ч.) «молодость», др.-инд. mr?dú? «мягкий, нежный, кроткий», сравн. степ. mradiyan, греч. ?μαλδ??νω «размягчаю, ослабляю», лат. mollis (из *moldvis) «мягкий», арм. mеlk «изнеженный, вялый, слабый», др.-ирл. mеldасh «мягкий, нежный, приятный», готск. ga-malteins «растворение», др.-англ. meltan «плавить, растоплять». Наряду с *meld- существовало индоевр. *meldh-, ср. др.-инд. márdhati, mr?dháti «спадать, ослаблять», греч. μ?λθων «изнеженный человек», μαλθακ?ς «изнеженный, нежный», готск. mildeis «кроткий». Использованы данные словаря М. Фасмера; см. Список литературы.

Молодость во многих языках связана с понятиями нежный, мягкий, слабый и тому подобными. Почему это так и есть ли это плохо или хорошо? Боюсь современный человек не только не знает адекватного ответа на этот вопрос, но и вообще не задумывался о том, с чем же связаны разные состояния его и окружающих его людей тел и сознаний.

Тем не менее это важный для понимания пункт. Возможно основной.

Отвлечемся немного от словообразования. Возможно многим, или правильнее сказать большинству, доводилось видеть деятельных пожилых людей, активно занятых каким-то, очень увлекающим их делом. Наверняка Вы замечали, что они выглядят не по годам молодыми, и фактически такими и являются. Возможно Вам приходилось видеть и обратную сторону, когда подобный человек попадает в условия, где его лишают привычной активности, он крайне ускоренно может «состариться».

Ровнозначно, некоторые люди могут выглядеть пожилыми не по годам, ведя крайне статичный по сути образ жизни.

С чем это связано?

Генетически человек предрасположен к двум базовым состояниям. Первое из которых мы условно назовем созерцательное, второе — творительное. Однако в социальных программах и несомой ими информации об этом ничего нет, и современный человек такой информации не получает.

Второе состояние напрямую передано в изделии БЖ 3.0 и оно вполне гармонично сочетается с тем, что повседневно понимают под молодостью. По крайней мере никак не противоречит. Однако это «гармонично сочетается» возможно только тогда, когда человек постоянно находится в полном состоянии 3.0, что для большинства недостижимо... и связано это с тем, что человек привык глубоко погружаться в социальные игры, будучи в них не наблюдателем, но вовлеченным персонажем. И это (или ему подобное) состояние и есть по хорошему то, где нужен режим созерцательного состояния, которое словообразовательно сочетается с понятием молодость во многих языках. Почему?

Потому что человек начинает стареть (буквально физически) из-за износа структур кокона при отказе двух вышеупомянутых режимов. Точнее не так. В состоянии молодости, человек созерцает окружающее, имея СПОСОБНОСТЬ впитывать его новые детали в свою картину.

И это впитывание и есть есть «мягкость» или та податливость, способность воспринимать новое, которая на многих языках называется молодостью.

Именно в этом состоянии мы привлекательны для противоположного пола и оный привлекателен для нас. И это не просто так. Поскольку одной из нескольких основ таких отношений является и глубинное взаимодействие нас, как миров, учитывая и схожести и разное в партнерах.

Что же происходит потом? под гнетом немного (или много?) не верной картины мира, человек думает что узнал мир, и он «стабилен». Он перестает познавать, удивляться, получать новые ощущения, впечатления и новую информацию в свой кокон. И эта статичность может быть пригодна для некоторых фаз работы с состоянием 3.0 (не для всех), но как правило человек ни о каком состоянии 3.0 не в курсе. Однако он начинает пытаться прогнуть мир под свою упорную картину о нем. И с этого момента начинает стареть. И психологически и вполне физически.

Конечно это не единственный фактор. Ибо современное представление о молодости сопряжено обычно с понятием здоровья (или, лучше, «лошадиного» здоровья), и ряда других факторов, сопряженных для большинства с памятью или восприятием молодости. И да, молодые однако тоже бывают больными. А желая быть «молодым» или хотя бы иметь потенциал изменяться в эту сторону, человек хочет быть молодым во всех гранях этого бытового понятия.

Кстати не очень здоровые дети и различные генетические отклонения имеют под собой в основе вовсе не только экологию, питание и прочие факторы, упоминаемые современной наукой. Одна из причин ровно та же. Давление социально прошитой картины мира превышает личные потенциал к созерцательному развитию. Человек в таком состоянии оказывается «статичным» и не умея менять мир, сам начиает ломаться под действием мира.

Я тактично стараюсь подвести читателя к мысли о том, что различные феномены, воспринимаемые нами как чрезвычайно разное восприятие людей с формально одинаковым календарным возрастом и сам феномен «старения» связаны вовсе не с неким геном, который старит, а с совокупностью факторов, одним из главных при этом является не учитываемый обычно фактор нашего отношения к картине мира. Иными словами построения нашего взаимодействия с миром. При контр-взаимодействии мы деструктивны для мира и он — для нас. В теле накапливаются ошибки, корень и природа которых лежит на информационном, а не молекулярном уровне.

Естественно при этом развитие различных технологий, пытающихся заменять информационное поддержание молодости биологическими и химическими воздействиями на организм, по определению является низкоэффективным и однобоким. Воздействие таких разработок может решать какие-то конкретные аспекты симптоматики, связанные с внешними проявлениями процесса. Мало того, я совершенно не отрицаю их возможную полезность в ряде конкретных случаев, когда в основу положен разумный природный подход и натуральные компоненты.

Но глобально, человек как единый энерго-информационный микро-мир, требует иного подхода, в принципе известного по методам восточной медицины. Однако и эти методы, как известно, имеют достаточно ограниченную эффективность. Что связано во первых с тем, что многие их на себя применяющие, также хотят лишь получить в виде бонуса внешние проявления (внешний вид, ощущения себя, здоровье и тд) и не спешат менять образ жизни.При таком подходе, даже имея успешный результат, пользователи сталкиваются со скрытыми формами старения — организм как система в целом начинает чаще сбоить непредвиденным образом.

С другой стороны — поклонники натуропатии, ведущие в целом здоровый и правильный образ жизни, также часто сталкиваются с определенными проблемами. С одной стороны, причина этих проблем часто лежит совершенно в другой плоскости — они обладают лишь ограниченной информацией, считая что их система природного существования самодостаточна, но мы живем в достаточно сильно «разрушенном» от природного состояния мире.

Это требует достаточно комплексного и большого набора мер и средств, которые могут поддерживать человека в состоянии, когда его тело не разрушается и успевает регенерировать быстрее или сравнимо с деструктивными процессами, связанными, в том числе и с внешним миром и его состоянием (параметры экологии в широком смысле слова, включая электромагнитные и шумовые загрязнения, микробиологии, среды обитания, питания, и многого другого).

Таким образом, говоря о молодости, как об информационном состоянии человека:
— важно понимать, что требуется комплексный подход.
— важно понимать, что невозможно получить устойчивый и долгосрочный эффект не вникая в суть вредносных факторов и не исключая их по возможности (питание, вода, экология жилища, прочие меры поддерживающего характера).
— важно понимать, что современные разработки в этой области, базирующиеся на техногенном подходе к телу и клетке, могут быть и эффективны в своей нише и опасны одновременно. И с ними нужно быть осторожными.

Что мы включили в комплекс Панацея-молодость?
1. Возможность возобновляемого ментального и психологического настроя на «главный» фактор, описанный в начале этого материала — настрой на пластичное мировозрение, позволяющее человеку адаптивно относится к своей картине мира (это имеет и понятную побочную пользу для разных практик к примеру). Это «ядро» системы молодость. Этот фактор наилучшим образом будет работать у тех, кто имеет опыт использования БЖ Панацея и БЖ 3.0 от нескольких месяцев до полугода. Но это не мешает начинать использовать «панацею молодость» самостоятельно до такового использования.

2. Набор резонансов с такими состояниями тела, когда возможна и усиленно протекает его регенерация с омолаживанием. Этот фактор может работать у всех с разной эффективность. Повысить эффективность можно указанными выше факторами общего оздоровления тела.

3. Информационный пакет, оказывающий влияние на внутриклеточные процессы и самовосстановление волновой части генома.

4. Набор программ восстанавливающих нормальную циркуляцию энергии на основе пп3 (по геному). Проблематику искусственно инкапсулированных в человека пробок(отключения ряда важных маршрутов энергии) можно например изучить коротко по описанию практики1 у Сервеста.

5. Ряд других дополнений, связанных с известными нами техниками восстановления себя и омолаживания.

При работе с системой Панацея-Молодость все пункты 1-5 постепенно прививаются человеку как ОПЫТ. Технология привития опыта сходна с примененной в картриджах и треках серии Vх — тренинг в фоновом режиме.

В чем отличие от БЖ разных версий?
1. Основная задача БЖ1.0 — 2.х — гармонизация с природой и тренинг-пробуждение возможностей. (я естественно упростил до предела, чтобы уложится в короткую фразу).

2. в случае 1.0 лайт, 2.1 и Панацеи — идет уклон в сторону более-менее агрессивного, т.е. интенсивного по возможности, сколько позволяет ресурс и ситуация, восстановления кокона, через которое идет проекция на физические процессы в теле (опять упростил для краткости, чтобы передать общий смысл).

3. в случае 3.0 идет, при пассивной работе как раз работа с эталоном (схоже по действию с пп3 из описания), плюс, идет тренировка сознания, на работу в режиме, где мир не разрушает кокон, а человек не разрушает, но конструирует мир. Однако большинство не могут находится в этом состоянии 100% времени, да это и не верно было бы (носить 3.0 можно круглосуточно, но сознание переключает активность этого режима на выше-ниже).

Панацея-молодость является сборной библиотекой, более похожей на Vx тренировочную серию, за основу взята «флешка» на голограмме-наклейке Панацея. Таким образом обеспечена высокая интеграция информационного и материального уровней реальности.

Благодаря такому подходу и в связи с указанной проблематикой, это изделие «затыкает» собой дыру в системе общего восстановления человека, создаваемой нами. Это связано с описанной проблематикой забывания состояния молодости, как режима познания нового в мире.

Использование

1. Полная версия.
Работа с картами. Карты содержат ламинированные в пластик наклейки панацея со спец-программой. Две из них следует расположить под пятками в течении 20 минут в день. Допускается непрерывная работа с ними (расположить в обуви, допускается обрезать). Третья карта должна через день носиться в левом или правом кармане. При расположении в сумке — перекладываем сумку на другое плечо(руку).

Работа с дополнительными наклейками. Дополнительные наклейки содержат программу по обработке веществ и продуктов, контактирующих с пользователем.

Рекомендуется разместить их:
— на сосуде с водой, из которого пьют регулярно (не менее двух раз в день, можно на бутылке, фляге, которую брать с собой. Предпочтительна стеклянная посуда.
— на кровати
— на постоянном стуле (диване, табуретке, прочем) на кухне или в ином месте приема пищи.
— на рабочем месте (кресле стуле столе)
— на электронных приборах с которыми идет постоянный контакт (сотовый, компьютер, прочее)
— на пластиковом коврике под тарелку (коврик приобрести отдельно в любом подходящем магазине), использовать при приеме пищи
-на футляре для очков, если очки(линзы) используются
-на флаконе с регулярно используемым кремом, косметикой, прочим (если используется).
-на ванной

При использовании нескольких комплектов разными людьми, каждый наносит свою персональную наклейку отдельно (например на ванную). Наклейки работают с оператором!

При использовании эконом-варианта все то же, только 1 карточка используется по очереди с левой и правой ногой и в иное время в карманах одежды или сумке.

Наклейки используются по усмотрению (оптимально — жидкость, ванна, сотовый)
Допускается переклеивание и фиксация скотчем.

Вип-комплект вместо карточек использует 3 литых предмета созданных по особой технологии. Число наклеек в комплекте =100, рассчитано на длительное многолетнее использование с постепенной возможной утратой части наклеек.(хотя и допускается их ламинирование)
Вип комплекты делаются только под заказ, с преднастройкой на оператора. Вип-верссии имеют повышенную эффективность.

Возможные побочные эффекты от использования системы (в том числе демо) — легкое попадание в настроение свойственное студенческому возрасту. Активация отношений с противоположным полом. (По двум аспектам — личное желание и внимание со стороны). Данные эффекты в сумме могут приводить к казусам при непонимании их природы. Прошу аккуратнее.

В случае если эффект связанный с изменением ощущения мира не наступил с первого раза, рекомендуется продолжить применение в течении 1-3 недель до наступления эффекта и далее по желанию. Оптимальный режим использования любой версии системы — ежедневный круглосуточный. (ночью работают наклейки на кровати).

Одним из заданных эффектов работы системы является изменение отношения мира к Вам. Мир начинает воспринимать Вас как более молодой объект, воспринимая ошибки в вашем коконе как некое «недоразумение» и стимулируя то, что может помочь их исправить. (в том числе на ситуационном уровне)

Еще одним побочным эффектом, который в данном случае может быть проявлен даже ярче, чем от обычных БЖ, является «позитивная волна», если наблюдается антипод этого эффекта более чем неделю, следует сделать перерыв в роботе с системой, временно заменив ее использование на БЖ 2.1 или Панацея.

Стоимости разных версий:

Голография (от греч. hólos - весь, полный и...графия)

метод получения объёмного изображения объекта, основанный на интерференции волн. Идея Г. была впервые высказана Д. Габор ом (Великобритания, 1948), однако техническая реализация метода оказалась чрезвычайно сложной и Г. не получила распространения. Только с появлением лазеров открылись многочисленные и разнообразные возможности практического использования Г. в радиоэлектронике, оптике, физике и различных областях техники.

Принцип Г. Обычно для получения изображения какого-либо объекта фотографическим методом пользуются фотоаппаратом, который фиксирует на фотопластинке излучение, рассеиваемое объектом. Каждая точка объекта в этом случае является центром рассеяния падающего света; она посылает в пространство расходящуюся сферическую световую волну, которая фокусируется с помощью объектива в небольшое пятнышко на светочувствительной поверхности фотопластинки. Так как отражательная способность объекта меняется от точки к точке, то интенсивность света, падающего на соответствующие участки фотопластинки, оказывается различной. Поэтому на фотопластинке возникает изображение объекта. Это изображение складывается из получающихся на каждом участке светочувствительной поверхности изображений соответствующих точек объекта. При этом трёхмерные объекты регистрируются в виде плоских двухмерных изображений.

В процессе фотографирования на фотопластинке фиксируется лишь распределение интенсивности, то есть амплитуды электромагнитной волны, отражённой от объекта (интенсивность пропорциональна квадрату амплитуды). Однако световая волна при отражении от объекта изменяет не только амплитуду, но и фазу в соответствии со свойствами поверхности объекта в данной точке.

Г. позволяет получить более полную информацию об объекте, так как представляет собой процесс регистрации на фотопластинке не только амплитуд, но и фаз световых волн, рассеянных объектом. Для этого на фотопластинку одновременно с волной, рассеянной объектом (сигнальная волна), необходимо направить вспомогательную волну, идущую от того же источника света (лазера), с фиксированной амплитудой и фазой (опорная волна, рис. 1 ).

Интерференционная картина (чередование тёмных и светлых полос или пятен), возникающая в результате взаимодействия сигнальной и опорной волн, содержит полную информацию об амплитуде и фазе сигнальной волны, то есть об объекте. Зафиксированная на светочувствительной поверхности интерференционная картина после проявления называется Голограммой. Если рассматривать голограмму в микроскоп, то в простейшем случае видна система чередующихся светлых и тёмных полос (рис. 2 ). Интерференционный узор реальных объектов весьма сложен.

Для того чтобы увидеть изображение предмета, голограмму необходимо просветить той же опорной волной, которая использовалась при её получении. В простейшем случае - интерференции двух плоских волн (двух параллельных пучков) - голограмма представляет собой обычную дифракционную решётку (См. Дифракционная решётка). Плоская волна, падая на такую голограмму, частично проходит сквозь неё, сохраняя прежнее направление, а частично вследствие дифракции (См. Дифракция) преобразуется в две вторичные плоские волны, распространяющиеся под углом θ (рис. 3 ). Угол θ связан с шагом решётки d и длиной световой волны λ формулой:

Как видно из рисунка, волна, которая идёт «вниз», является как бы продолжением сигнальной волны, использовавшейся при съёмке голограммы (рис. 1 ). Поэтому она ничем не отличается от волны, идущей от объекта при непосредственном его наблюдении. Таким образом, при просвечивании голограммы восстанавливается та же самая волна, которая исходила от объекта. В результате этого наблюдатель, смотрящий сквозь голограмму, увидит мнимое изображение объекта в том месте, где объект находился при съёмке. Волна, идущая «вверх» (рис. 3 ), также содержит информацию об объекте и образует его действительное изображение.

Голограмма точки. Пусть свет от лазера падает на точечный объект А и на плоский отражатель, который создаёт опорную волну (рис. 4 ). Рассеянная от точечного объекта волна и опорная волна падают на фоточувствительный слой, на котором регистрируется интерференционная картина. Голограмма в этом случае образуется в результате интерференции сферической сигнальной волны с плоской опорной волной и представляет собой систему концентрических тёмных и светлых колец. Поскольку расстояние между интерференционными кольцами равно рис. 5 ).

При просвечивании голограммы плоской опорной волной в результате дифракции возникают две сферические волны. Эти волны формируют действительное и мнимое изображения точки А , которые можно наблюдать под различными углами (рис. 5 ). Расходящаяся сферическая волна I создаёт мнимое изображение A" и наблюдатель, воспринимающий эту волну, видит восстановленное изображение A" за голограммой в том же месте, где находился реальный объект А . Вторая сходящаяся сферическая волна // создаёт действительное изображение объекта А" , которое расположено перед голограммой.

Объёмность голографических изображений. Повторяя приведённые рассуждения для каждой из точек объекта, состоящего, например, из 4 точек, можно убедиться, что интерференционная картина, которая фиксируется на голограмме, будет содержать полную информацию о всех 4 точках. При просвечивании голограммы опорным лучом появятся 2 изображения - мнимое и действительное, причём оба изображения будут восприниматься наблюдателем как объёмные.

Мнимое изображение наблюдается, если смотреть сквозь голограмму, как в окно (рис. 6 ). Действительно, в положениях б , в , г мы увидим точку 1, а в положениях в , г , д - точку 3; в, положениях в , г наблюдатель увидит одновременно точки 1, 3 и точки 2, 4, которые расположены между ними, то есть весь объект. Если наблюдатель переводит взгляд с точки 2 на точку 3 (или 4), он должен изменить фокусировку глаз, а если наблюдатель переменит своё место, например от в к г , то изменится и перспектива изображения. Более того, в некоторых положениях наблюдатель не увидит точки 4, так как она будет заслонена точкой 2 объекта, расположенной ближе к наблюдателю. Таким образом, голографическое изображение является объёмным, причём зрительное восприятие этого изображения ничем не отличается от восприятия исходного объекта. Фотографируя мнимое изображение, можно, в зависимости от места расположения фотоаппарата и его фокусировки, зафиксировать все эти особенности на снимках (рис. 7 ). Экспериментально такие голограммы впервые получили амер. физики Э. Лэйтс и Ю. Упатниекс в 1962.

Действительное изображение также трёхмерно и обладает всеми упомянутыми свойствами; оно как бы висит перед голограммой, но наблюдать его несколько труднее.

Свойства голограмм. Голографическое изображение точки представляет собой собой пятно, диаметр δ которого равен: D - размер голограммы, λ - длина волны, Н - расстояние объекта до голограммы. Величина δ характеризует разрешающую способность голографического изображения, то есть различимость 2 близких точек объекта. Одно из замечательных свойств голограммы состоит в том, что каждый её участок содержит информацию обо всём объекте и поэтому позволяет восстановить полное изображение объекта (при уменьшении размера голограммы D ухудшается лишь разрешающая способность изображения). Следствием этого является высокая надёжность хранения информации, записанной в виде голограммы.

При просвечивании голограмм можно изменить длину опорной волны λ. В этом случае наблюдаются 2 изображения, но на другом расстоянии H" от голограммы, определяемом формулой:

Здесь Н - расстояние между объектом и голограммой при съёмке, λ 1 - длина опорной волны при съёмке, а λ 2 - при просмотре голограммы. Таким способом можно визуализировать (сделать видимыми) изображения объектов, записываемых в виде голограмм, полученных с помощью радиоволн или инфракрасного, ультрафиолетового и рентгеновского излучений.

При просмотре голограмм можно менять не только длину опорной волны, но и её волновой фронт. Освещая, например, голограмму расходящейся сферической волной, можно наблюдать увеличенное изображение предмета. На этом основано устройство голографического микроскопа.

Возможности Г. существенно расширяются, если голограмму записывать на толстослойной эмульсии, что было впервые предложено Ю.Н. Денисюком (СССР, 1962). В этом случае интерференционная картина получается трёхмерной, благодаря чему голограмма приобретает новые свойства. В частности, такая голограмма позволяет наблюдать изображение объекта при освещении её немонохроматическим (белым) светом.

Можно получить цветное голографическое изображение предмета, если при изготовлении голограммы использовать 3 монохроматических лазера, излучающие разные длины волн (например, синий, жёлтый и красный лучи). В этом случае запись может производиться на обычную эмульсию, и голограмма по внешнему виду не будет отличаться от обычной черно-белой. Цветное изображение предмета наблюдается при одновременном освещении голограммы 3 опорными волнами, соответствующими указанным цветам.

Качество голографических изображений зависит от монохроматичности излучения лазеров и разрешающей способности фотоматериалов, используемых при получении голограмм. Если спектр излучения лазера широкий, то при съёмке голограммы каждой определённой длине волны этого спектра будет соответствовать свой интерференционный узор и результирующая интерференционная картина будет нечёткой и размытой. Поэтому при изготовлении голограмм применяются лазеры с очень узкой спектральной линией излучения.

Качество интерференционной картины определяется также разрешающей способностью фотоматериала, то есть числом интерференционных линий, которое можно фиксировать на 1 мм . Чем больше это число, тем лучше качество восстановленного изображения. В связи с этим в Г. применяются фотоматериалы, имеющие высокое разрешение (1000 линий на 1 мм и более).

Наиболее часто используемые фотографические эмульсии представляют собой взвесь светочувствительных зёрен, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Дискретная структура фотоэмульсий приводит к тому, что на голограмме записывается не непрерывное распределение яркости интерференционной картины, а лишь её «отрывки». Это создаёт световой фон, поскольку при просвечивании голограммы свет рассеивается на проявленных зёрнах. В связи с этим ведутся широкие поиски беззернистых фотоматериалов, которые, кроме того, позволяли бы производить стирание и повторную запись информации, что очень важно для ряда голографических применений. Уже получены первые голограммы на мелкодоменных магнитных плёнках, фотохромных стеклах и плёнках, на кристаллах и на других материалах.

На качество голографических изображений влияют также условия съёмки. При использовании лазеров непрерывного излучения время экспозиции меняется от долей секунды до десятков минут (в зависимости от размеров объекта и голограммы). В течение этого времени недопустимы какие-либо смещения объекта, фотопластинок и оптических элементов схемы на расстояния, сравнимые с длиной волны λ. В противном случае интерференционная картина будет смазана. Эти трудности исключаются при использовании импульсных лазеров, обеспечивающих мощное световое излучение в течение очень коротких промежутков времени (до 10 -9 сек ). При таком малом времени экспозиции легко получать голограммы объектов, движущихся со скоростями порядка 1000 м/сек (рис. 8 ).

Применение Г. Импульсная Г. открывает возможность фиксировать и анализировать быстро, протекающие процессы. Большой интерес, например, для ядерной физики и физики элементарных частиц представляет изучение следов (треков) частиц в трековых камерах. Для этой цели пока применяется стереоскопическая съёмка. Голографические методы оказываются здесь весьма эффективными, поскольку они позволяют зафиксировать информацию о всём объёме камеры. При восстановлении можно рассматривать изображение в различных сечениях камеры, что позволяет легко разделить треки, соответствующие разным частицам. Число частиц, регистрируемых на голограмме, может быть очень большим (порядка 1000). Аналогично можно изучать динамику распределения неоднородностей в туманах, жидкостях и других прозрачных средах.

Перспективно применение импульсной Г. в интерферометрии. На одной и той же фотопластинке в различные моменты времени записываются 2 голограммы исследуемого объекта. При восстановлении обе волны, несущие информацию об объекте, накладываются друг на друга. Если за время между экспозициями с объектом произошли какие-либо изменения, то на восстановленном изображении появляется система интерференционных полос. Расшифровывая полученную интерференционную картину, можно определить происшедшие изменения. Этот метод позволяет измерять очень небольшие (порядка долей мкм ) деформации объектов со сложной формой поверхности, обусловленные вибрацией, нагреванием и т. п. Его можно использовать также для неразрушающего контроля изделий, для исследования Взрыв ов, ударных волн (См. Ударная волна), образующихся, например, при полёте пули (рис. 8 ), для изучения потоков газа в сверхзвуковом сопле, для исследования плазмы (См. Плазма) и т. д.

Применение Г. открывает принципиальную возможность создания объёмного цветного телевидения (См. Цветное телевидение). Действительно, голограмму объекта можно зафиксировать на светочувствительной поверхности передающей телевизионной трубки (См. Передающая телевизионная трубка), а затем передать её по радио- или оптическому каналу. На приёмном конце голограмму можно восстановить, записав её, например, на светочувствительной плёнке. Это позволит наблюдать трёхмерное изображение объекта. Реализация такой системы даже для специальных применений пока связана с большими техническими трудностями (разрешающая способность телевизионных передающих трубок очень низка, что затрудняет восстановление объёмных изображений; отсутствуют достаточно мощные лазеры видимого диапазона, которые необходимы для получения голограмм реальных объектов, и т. п.).

Методы Г. открывают возможность создания новых систем памяти, представляющих большой интерес для прогресса вычислительной техники (См. Вычислительная техника). Г. позволяет реализовать плотность записи порядка 10 7 -10 8 двоичных единиц (См. Двоичные единицы) информации на 1 см 2 светочувствительной поверхности, что на несколько порядков выше, чем у существующих систем памяти. Кроме того, голографическая запись характеризуется высокой надёжностью; выход из строя небольших участков голограммы приводит лишь к некоторому ухудшению качества воспроизведения (см. выше). Голографические устройства памяти с большой ёмкостью были предложены в 1966 А. Л. Микаэляном и В. И. Бобриневым (СССР). Они основаны на записи большого числа голограмм на одну и ту же поверхность (или объём) фотоматериала. Для того чтобы изображения не накладывались друг на друга, при записи каждого из них изменяют угол падения опорной волны на светочувствительный слой (рис. 9 ). Опорный луч, прежде чем попасть на голограмму, проходит через отклоняющую систему, которая устанавливает направление опорного луча в соответствии с введённым в неё адресом. Каждому адресу соответствует своё направление опорного луча. Сигнальный луч делится на n каналов, в каждый из которых включен модулятор М. При наличии управляющего напряжения он пропускает луч лазера, а при отсутствии напряжения становится непрозрачным. На выходе модуляторов возникает комбинация n лучей, которые вместе с опорным лучом записываются в виде голограммы. При накоплении информации в запоминающем устройстве на адресный вход подаются поочерёдно все адреса, а на сигнальный - соответствующие числа.

При считывании информации отклоняющая система устанавливает угол падения считывающего опорного луча, соответствующий заданному адресу, и голограмма формирует изображение в виде системы ярких точек, количество и взаимное расположение которых определяется комбинацией включенных при записи модуляторов. Это изображение проецируется на систему фотоприёмников, на выходе которых сигналы дают считанное число. Уже удалось записать последовательно до 1000 голограмм 32-разрядных чисел на участке поверхности с диаметром ок. 2 мм .

Другой вариант голографического запоминающего устройства позволяет записывать большие количества чисел, которые предварительно преобразуются в матрицы-транспаранты (рис. 10 ). Каждая матрица записывается в виде голограммы на небольшом участке фотопластинки (порядка 1-2 мм ). Переключение луча с одной голограммы на другую осуществляется двухкоординатной системой отклонения, причём при любых углах отклонения опорный и сигнальные лучи совмещены на голограмме. При считывании информации каждая голограмма освещается опорным лучом, восстанавливающим изображение соответствующей матрицы (рис. 10 ). Это изображение падает на мозаику фотодиодов, соединённых таким образом, чтобы можно было выбрать любое число из восстановленной матрицы. Время считывания произвольного числа определяется мощностью лазера и чувствительностью фотодиодов и может быть сделано очень малым (10 -7 -10 -8 сек ). Ёмкость голографических систем памяти при произвольной выборке информации с высокой скоростью может достигать 10 9 двоичных единиц.

Перспективна возможность использования принципов Г. для создания специальных вычислительных устройств, в которых проводятся те или иные математические операции над информацией, записанной в виде голограммы. Наибольшее внимание при этом уделяется созданию устройств для поиска заданной информации и опознавания образов. Термин «опознавание» означает сравнение изображений 2 объектов и установление соответствия между ними. Такие устройства могут применяться для автоматического чтения информации, для классификации различных объектов, для дешифровки сложных изображений и т. д. Возможность опознавания образов основана на свойстве голограмм восстанавливать изображение объекта только в том случае, если считывающий пучок света совпадает по форме с опорным лучом, использовавшимся при съёмке. Пусть, например, имеется голограмма, на которой записана интерференция между светом точечного источника и светом, прошедшим через транспарант с буквой «Т» (рис. 11 ). Если затем голограмму освещать светом, проходящим через транспарант, на котором записаны разные буквы, то только в случае той же буквы «Т» мы увидим изображение яркой точки. Такая голограмма является своеобразным фильтром, с помощью которого можно, например, установить наличие буквы «Т» в каком-либо сложном тексте и быстро определить число этих букв. Этот способ был, в частности, опробован для опознавания отпечатков пальцев. Для одного из восьми сходных отпечатков был изготовлен голографический фильтр, с помощью которого производилось опознавание в рассмотренной выше установке. Фотографические копии всех отпечатков последовательно вводились в схему, и наблюдалось изображение в плоскости опознавания. Оказалось, что яркая точка возникала только в одном случае, что говорит о высокой избирательности данного метода. Важно отметить, что достаточно уверенное опознавание происходит и в том случае, когда имеется лишь часть отпечатка. Например, при наличии половины отпечатка яркость изображения точки уменьшается всего на 10%. Экспериментально установлено, что опознавание естественных объектов сложной формы (например, отпечатков пальцев) происходит более надёжно, чем знаков, букв или простых фигур. Например, при опознавании букв возможны ошибки по сходности начертания (О и С, П и Е и др.).

С применением Г. для опознавания образов тесно связано использование её для кодирования информации. В этом случае при съёмке голограммы в канале опорного луча устанавливается специальный элемент (например, диффузное стекло), создающий сложную форму волнового фронта. Чтобы наблюдать восстановленное изображение, необходимо использовать ту же самую опорную волну. Это оказывается возможным только при использовании того же экземпляра диффузного стекла, который применялся при съёмке голограммы. Высокая степень кодирования связана с тем, что опорный луч, прошедший через диффузное стекло, превращается в протяжённый монохроматический источник света, который является набором большого числа точечных излучателей, имеющих определённое соотношение амплитуд и фаз. Поэтому вероятность того, что различные экземпляры диффузных стекол будут одинаковыми в указанном смысле, чрезвычайно мала. Большой интерес представляет применение Г. для формирования заданных волновых фронтов. Известно, например, что оптические объективы не могут быть сделаны идеальными и всегда вносят искажения в формируемые ими изображения. Для каждого объектива можно изготовить голограмму, корректирующую эти искажения. С усовершенствованием техники Г. окажется возможной реализация специальных «голографических объективов», представляющих собой набор заранее изготовленных голограмм, заменяющих линзовые объективы и свободных от аберраций оптических систем (См. Аберрации оптических систем).

Голографический метод применим также в случаях звуковых и ультразвуковых волн. Если на объект, помещенный в непрозрачную жидкость, воздействовать звуковым генератором, то на поверхности жидкости можно создать звуковую голограмму (рис. 12 ). Для этого необходим вспомогательный источник звука, создающий опорную волну. Если звуковую голограмму, образующуюся в результате интерференции звуковых волн (опорной и сигнальной), осветить лазером, то можно увидеть объёмное изображение предмета. Голографическое «звуковидение» важно, в частности, для исследований внутренних органов животных и людей.

Лит.: Лэйт Э. и Упатниекс Ю., Фотографирование с помощью лазеров, «Успехи физических наук», 1965, т. 87, в. 3; Сороко Л. М., Голография и интерференционная обработка информации, там же, 1966, т. 90, в. 1; Микаэлян А. Л., Голография, М., 1968; Гудмен Д., Введение в Фурье-оптику, пер. с англ., М., 1970.

А. Л. Микаэлян.

Рис. 5. Действительное А" и мнимое A" изображения точки А; Н - расстояние от объекта до голограммы.

Говоря об объёмных изображениях, невозможно обойти вниманием самое интересное – голограммы. Суть голографии сложна для объяснения детям, и практически невозможно поместить на стенде корректную и одновременно краткую и понятную информацию о голографии (необходимы знания волновой теории света), но поместить голограммы в школьный музей физики надо обязательно! Приобрести их можно, например, в главном павильоне ВВЦ в Москве, где есть выставка голограмм, и где можно заказать даже свой портрет. Образцы «радужных» голограмм Бентона в настоящее время можно найти легко (используются для подтверждения подлинности товаров, бланков документов, а также в качестве разных сувениров).

Голограмма

В фотографии снимаемый предмет освещается обычным светом , а в голографии используется свет лазера . В фотографии фотопластинка фиксирует только интенсивность света , отражённого каждой точкой предмета (большая или меньшая яркость), а в голографии – не только интенсивность световой волны, но и её фазу . Таким образом, в голографии записывается полная характеристика отражённой предметом световой волны. Потому такой способ записи изображения и получил название голографии: «holos» – полный, «grapho» – пишу. Лазер используется потому, что при записи голограммы на светочувствительной эмульсии фиксируют не само изображение, а интерференционную картину , которую можно получить только от когерентных источников волн, т.е. синхронных. Лазер и является источником когерентного света. В голографии интерференционная картина получается при сложении двух световых волн – от снимаемого объекта и от источника света. Отражённая от предмета световая волна называется предметной (или объектной), а от источника – опорной. Вот схема получения голограммы по методу академика Ю. Н. Денисюка:

Линза с диафрагмой (пространственный фильтр) расширяет лазерный луч в широкий пучок. Встречаясь в фотоэмульсии, опорная и предметная волны складываются. В тех точках, в которых волны от объекта и от лазера встретились в одной фазе, возникает максимум интенсивности света (как бы на воде встретились два гребня от двух встречных волн). В тех точках, в которых волны от объекта и от лазера встретились в противофазе, возникнет минимум интенсивности света (как бы на воде встретились гребень и впадина от встречных волн). На фотопластинке создастся чередование тёмных и светлых полос – интерференционная картина.

Если осветить проявленную эмульсию светом того же источника, голограмма восстановит причудливую форму светового фронта, который при записи голограммы отражался от реального объекта. Зрительное восприятие восстановленной световой волны неотличимо от наблюдения реального объекта – такое же объёмное. Голограммы Денисюка могут восстанавливаться обычным белым светом (т.е. голографическое изображение будет идно при обычном естественном или искуственном свете). Картинка будет восстановлена только теми частотами волн, которые использовались при записи, а остальные лучи - компоненты белого света – поглотятся голограммой. Голографическое изображение имеет цвет, соответствующий цвету лазерного света, с помощью которого записывалась голограмма, (обычно жёлто-зеленоватый или красный). Но можно получить и полноцветное голографическое изображение. Для этого в фотопластинке нужно зарегистрировать три элементарных голограммы при длинах волн синего, зеленого и красного света. При восстановлении голограммы белым светом каждая из элементарных голограмм формирует свое изображение в соответствующем цвете. Эти три изображения образуют полноцветную картину, подобно тому, как это происходит на экране цветного телевизора. Голограммы Денисюка используются для изображения предметов искусства, поэтому называются также «изобразительными». Существуют целые галереи изобразительных голограмм редких золотых украшений и прочих раритетов из коллекций различных музеев. Но изготавливать голограмму по такому методу довольно сложно. Сложно и дорого также тиражировать эти голограммы. Более просто тиражировать голограммы Бентона, которые называют »радужными», т.к. они переливаются на белом свете всеми цветами радуги. Их можно видеть теперь повсюду: на банковских карточках и денежных купюрах, сувенирах и обложках журналов, на упаковках товаров и бланках важных документов. Для их создания используются очень тонкие слои фоторезиста (материал, изменяющий свои свойства при воздействии света). При химической обработке засвеченные участки слоя фоторезиста вымываются, образуя на его поверхности микроскопический рельеф. Радужные голограммы легко тиражируются: механическим способом рельеф переносится на специальный носитель, и далее идёт процесс тиснения на фольге или пластиковой плёнке. Но скопировать их стандартной копировальной и печатающей техникой невозможно, поэтому их широко используют для защиты документов и товаров от подделки.

Американцы утверждают, что осуществили прямую трансляцию подвижных голографических изображений, то есть широко шагнули в то самое будущее, где трёхмерная проекция человека на равных общается с живыми людьми. Учёные говорят, что успех им принесла технология, принципиально отличная от известных 3D-дисплеев, и деловито рассуждают о перспективах её применения. Всё это, впрочем, не мешает достигнутым результатам выглядеть более чем скромно.

Кратко об этом открытии мы писали ранее (см. ), но как обычно это бывает новое время приносит новые подробности.

Голографическое телеприсутствие (holographic telepresence) – это голография с постоянной и быстрой перезаписью изображения в реальном времени. Прогресса в развитии этой технологии добились профессор Нассер Пейгамбарян (Nasser Peyghambarian) и его коллеги из университета Аризоны. Учёные действовали в кооперации со специалистами из Nitto Denko Technical (калифорнийского подразделения японской корпорации Nitto Denko).

Может показаться, что невелика разница. Будь там хотя бы и серия кадров (по одному в пару секунд) - это всё равно смехотворно мало, ведь для нормальной видеоконференции нужны 30 кадров в секунду. Однако, чтобы оценить новое достижение в полной мере, нужно знать предысторию.

Рис. 1. Команда продемонстрировала, что голографическое телеприсутствие обеспечивает картинке свойство полного параллакса: объект можно рассмотреть одновременно с разных сторон и каждый зритель видит свою сторону предмета (или человека). Всё это, разумеется, без всяких очков и систем отслеживания положения глаз зрителей (фото Pierre-Alexandre Blanche, Nasser Peyghambarian/Nature, Nitto Denko Technical).

Нынешние объёмные дисплеи – не важно, автостереоскопические или требующие специальные очки – выдают вполне реалистичное 3D-изображение заранее отснятых предметов, будь то трёхмерные фильмы, графика из игр и так далее.

Но при этом зритель, сместившись относительно центра экрана правее или левее хоть на 60–80 градусов, всё равно не сможет увидеть ухо смотрящего точно на него персонажа – просто потому, что с этой стороны объект не был записан.

Иное дело голограммы . Специальные пластинки, сохраняющие интерференционную картину, при правильном освещении воспроизводят верный поток лучей «от предмета» – с какой стороны на такой снимок ни посмотри. Так создаётся иллюзия трёхмерной копии вещицы в фотографической рамке.

Рис. 2. Одно из преимуществ новинки – изображение записывается с одной стороны пластины, а просматривать его можно с другой. Стало быть, лазерную установку можно скрыть так, что несколько зрителей, расположившись вокруг экрана, будут видеть лишь иллюзорный трёхмерный объект. Кстати, хотя в прототипе изображение монохромное, учёные уже экспериментируют с пластинами, которые позволят передавать по каналам связи и цветные голограммы (фото Pierr e-Alexandre Blanche, Nasser Peyghambarian/Nature).

До голографического дисплея отсюда один логичный шаг: нужно сделать так, чтобы голограмму на пластине можно было быстро стирать и перезаписывать в реальном времени, да ещё по сигналу, передаваемому извне. Такой переход, однако, оказался технически не менее сложным вызовом, чем изобретение голографии самой по себе.

Рис. 3. «Помоги мне, Оби-Ван Кеноби, ты моя единственная надежда!» О голографической системе из классических «Звёздных войн» (Star Wars) 1977 года (нижние кадры) вспоминают и сами авторы нынешнего устройства в своей статье в Nature. В плане приближения эффекта к трёхмерным проекторам из легендарной киносаги со «скоростной» голограммой Нассера (красные снимки) могут сравниться разве что эксперименты с висящей в воздухе плазмой и быстро вращающимся зеркалом (кадры с сайтов technologyreview.com, maximumpc.com).

Для постоянной перезаписи нужны были материалы, быстро перестраивающие свою структуру в ответ на воздействие лазера. Подобрать их оказалось непросто. К примеру, в Массачусетском технологическом институте (MIT) систему с подвижными голограммами построили ещё в 1989 году.

Увы, изображение в ней занимало объём всего 25 кубических миллиметров. Это было бесконечно далеко от практического применения, а попытки нарастить размер дисплея пресекались ухудшением качества картинки и ростом сложности оптики, что ввергло сторонников голографических видеосистем в отчаяние.

Рис. 4. Материал Пейгамбаряна и его коллег удостоен обложки ноябрьского номера Nature. Некоторые подробности технологии можно также узнать из пресс-релиза университета (иллюстрация Nature).

Основание для оптимизма появилось в 2007 году, когда Nitto Denko Technical при участии Нассера и ряда его коллег создала полимер (смотрите статью в Nature), способный играть роль голографической фотопластинки многократного действия.

Размер чувствительного материала достигал 10х10 сантиметров. При этом максимальный темп перезаписи изображения на такой пластине составлял один кадр за три-четыре минуты.

Рис. 5. Образец многократно перезаписываемой голограммы 2007 года. Частота обновления раз в несколько минут не позволяет считать её подвижной (фото University of Arizona/Nasser Peyghambarian).

Ныне та технология существенно усовершенствована. Со слов одного из её авторов Пьера-Александра Бланше (Pierre-Alexandre Blanche), экран из нового фоторефрактивного материала способен обновлять голограмму каждые две секунды, что «делает его первым, который можно описать как систему с отображением в квазиреальном времени».

Начинается всё с 16 камер, полукругом стоящих вокруг объекта. Они снимают его с разных сторон. Компьютер проводит обработку данных и передаёт информацию, необходимую для создания голограммы, через цифровой канал в другую комнату (город, страну).

Там в дело вступает кодирующий импульсный лазер, вспыхивающий с частотой 50 герц при длине одного импульса в наносекунду. Его свет складывается с волнами от опорного лазера, а интерференционная картина запечатлевается на поверхности дисплея. При этом каждая вспышка лазера записывает один хогель, или гогель (hogel - сокращение от holographic pixel, голографический пиксель).

Рис. 6. Упрощённый принцип записи голограммы: опорный луч (вверху) и объектный луч (внизу) через систему линз проецируются на фоточувствительный материал (оранжевая полоса), в котором волны смешиваются, а картина их интерференции записывается. Освещение такой пластины опорным лучом позволяет восстановить трёхмерную картину, которую нёс луч объектный. Внизу: съёмка модели замка с новой системой (фото Pierre-Alexandre Blanche, Nasser Peyghambarian/Nature).

Происходит запись так. Полимерный композит сложного состава в новом экране зажат между двух прозрачных электродов. Когда свет от лазеров попадает на молекулы сенсибилизатора в составе композита, они создают разделение зарядов.

Полимер, подобранный учёными, намного лучше проводит положительные заряды, чем отрицательные, так что первые уходят прочь от места возникновения.

В свою очередь разделение зарядов создаёт электрическое поле, которое меняет ориентацию красного, зелёного и синего пигментов в составе композита. Теперь, когда хогель освещается внешним светом от светодиодов, он создаёт нужную точку в общей голограмме. А через пару секунд новая вспышка наносекундного лазера меняет хогель в соответствии со следующим кадром видео.

Рис. 7. Одно из изображений, переданных новой установкой (слева), и прототип системы с экраном 12 х 12 дюймов (справа) (фото Pierre-Alexandre Blanche, Nasser Peyghambarian/Nature).

Поперечник экрана в нынешней установке составляет 10 дюймов (25,4 см), но авторы технологии уже тестируют большие пластины (вплоть до 17 дюймов). Скорость обновления изображения тоже может быть увеличена: для этого нужно модифицировать красители в полимере, чтобы они меняли своё состояние быстрее, а также перейти к лазерам, выдающим более короткие импульсы с большей частотой.

Голографическое телеприсутствие означает, что мы можем записывать трёхмерные изображения в одном месте и воспроизводить их в любой точке мира в реальном времени", – говорит Нассер Пейгамбарян.

Рис. 8. До сих пор голографическая запись могла похвастать хорошим разрешением и глубиной изображений, но не динамикой (фото Norma Jean Gargasz/UANews).

Системы трёхмерной видеосвязи, игры и реклама - далеко не все направления, в которых пригодятся подвижные голограммы. К примеру, они очень понравятся медикам. Вокруг голографического пациента, лежащего на столе-дисплее, можно будет собирать консилиумы, в которых будут перемешаны участники, присутствующие живьём и находящиеся в других городах, хирурги смогут принимать дистанционное участие в операциях.

Ещё благодаря голограммам инженеры получат возможность с безопасного расстояния следить за ходом процессов на опасных производствах… Таковы перспективы новой системы, если учёным удастся нарастить размер, разрешение изображения и частоту кадров.

  • AR и VR ,
  • Блог компании WayRay ,
  • Запустить софт для моделирования и вывести полноразмерную модель для редактирования в пространстве. Включить коммуникатор и побеседовать не с плоским изображением собеседника на видеозвонке, а с его объемной проекцией, через которую просвечивает любимый ковер. Отодвинуть штору и увидеть на оконном стекле прогноз погоды, ситуацию с пробками, и вообще - как оно там. Завести двигатель автомобиля и получать на участке лобового стекла дополнительные оповещения о дорожной разметке, возможных опасностях и иных важных сведениях.

    Если раньше все это было уделом научных фантастов, то сейчас подобное перешло из разряда “Фантастика” в разряд “Ближайшее будущее”. О том, как современные ученые приближают век голографии, с чего все начиналось и какие трудности развития голографические технологии испытывают на данный момент, мы постараемся рассказать в этом посте.

    Как создаются голографические изображения

    Человеческий глаз видит физические объекты, так как от них отражается свет. Построение голографического изображения основано именно на этом принципе – создается пучок отраженного света, полностью идентичный тому, который отражался бы от физического объекта. Человек, смотря на этот пучок, видит тот же самый объект (даже если смотрит на него под разными углами).

    Голограммы же более высокого разрешения - это статические рисунки, “холст” которых - фотополимер, а “кисть” - лазерный луч, который разово меняет структуру фотополимерных материалов. В итоге обработанный таким образом фотополимер создает голографическое изображение (на плоскость голограммы падает свет, фотополимер создает его тонкую интерференционную картину).

    К слову, про саму интерференцию. Она возникает в случае, если в определенном пространстве складывается ряд электромагнитных волн, у которых совпадают частоты, причем с довольно высокой степенью. Уже в процессе записи голограммы в конкретной области складывают две волны – первая, опорная, исходит непосредственно от источника, вторая, объектная – отражается от объекта. Фотопластину с чувствительным материалом размещают в этой же области, и на ней возникает картина полос потемнения, соответствующих распределению электромагнитной энергии (интерференционная картина). Затем пластину освещают волной, близкой по характеристикам к опорной, и пластина преобразует эту волну в близкую к объектной.

    В итоге получается, что наблюдатель видит примерно такой же свет, который отражался бы от изначального объекта записи.

    Краткая историческая справка

    Шел 1947-й год. Индия получила независимость от Британии, Аргентина предоставила избирательные права женщинам, Михаил Тимофеевич Калашников создал свой знаменитый автомат, Джон Бардин и Уолтер Браттейномиз проводят эксперимент, позволивший создать первый в мире действующий биполярный транзистор, начинается производство фотоаппаратов Polaroid.

    А Деннис Габор получает первую в мире голограмму.

    Вообще, Деннис пытался повысить разрешающую способность электронных микроскопов той эпохи, но в ходе направленного на это эксперимента получил голограмму.

    Увы, Габор, как и многие умы, немного опередил свое время, и у него просто не было нужных технологий, чтобы получать голограммы хорошего качества (без когерентного источника света этого сделать невозможно, а первый лазер на кристалле искусственного рубина Теодор Мейман продемонстрирует лишь 13 лет спустя).

    А вот после 1960-го (красный рубиновый лазер с длиной волны 694 нм, импульсный, и гелий-неоновый, 633 нм, непрерывный) дело пошло куда бодрее.

    1962 . Эммет Лейт и Юрис Упатниекс, Мичиганский Технологический Институт. Создание классической схемы записи голограмм. Записывались пропускающие голограммы – в процессе восстановления голограммы свет пропускали через фотопластину, но некоторая часть света отражается от пластины и тоже создает изображение, которое видно с противоположной стороны.

    1967 . Первый голографический портрет записывают при помощи рубинового лазера.

    1968 . Совершенствуются и сами фотоматериалы, благодаря чему Юрий Николаевич Денисюк разрабатывает собственную схему записи и получает высококачественные голограммы (восстанавливали изображение путем отражения белого света). Все проходит вполне неплохо, настолько, что схема записи получает название “Схема Денисюка”, а голограммы - “Голограммы Денисюка”.

    1977 . Мультиплексная голограмма Ллойда Кросса, состоящая из нескольких десятков ракурсов, каждый из которых можно увидеть только под одним углом.

    Плюсы - размеры объекта, которые требуется записать, не ограничиваются длиной волны лазера или размером фотопластины. Можно создать голограмму предмета, которого не существует (то есть просто нарисовав придуманный предмет в сразу нескольких ракурсах).

    Минусы - отсутствие вертикального параллакса, рассмотреть такую голограмму можно только по горизонтальной оси, но не сверху или снизу.

    1986 . Абрахам Секе осознает, что нет предела совершенству, и предлагает создать источник когерентного излучения в приповерхностной области с помощью рентгеновского излучения. Пространственное разрешение в голографии всегда зависит от размеров источника излучения и его удаленности от предмета – это дало возможность восстановить в реальном пространстве атомы, которые окружали эмиттер.

    Сейчас

    Сегодня некоторые прототипы голографических видеодисплеев работают примерно так же, как и современные ЖК-мониторы: особым образом рассеивают свет, формируя псевдо-3D, а не создают интерференционную картину. С чем связан и главный минус такого подхода - нормально оценить такую картинку сможет только один человек, сидящих под правильным углом к монитору. Все остальные зрители будут не так впечатлены.

    Конечно же, любители научной фантастики и новых технологий спят и видят, как голографические дисплеи станут такой же привычной вещью, как wifi дома или фотокамера в смартфоне, сравнимая с не самой плохой мыльницей. И хотя идеальная голограмма в понимании большинства - это на самом деле не сегодня и не завтра, разработки на эту тему уже активно ведутся.

    Институт науки и передовых исследований, Корея. Рабочий прототип нового 3D-голографического дисплея, ТТХ которого примерно в пару тысяч раз лучше , чем у существующих аналогов.

    Слабое звено таких дисплеев - матрица. Пока матрицы состоят из двухмерных пикселей. Корейцы же использовали обычный (но хороший) дисплей вкупе со специальным модулятором для фронта оптического импульса. Результатом стала высококачественная голограмма, правда, небольшая - 1 кубический сантиметр.

    Было время, когда считалось, что рассеивание света - это серьезное препятствие для нормального распознавания проецируемых объектов. Но как показывает наша практика, современные 3D-дисплеи можно существенно улучшить, научившись контролировать это рассеивание. Правильное рассеивание позволило увеличить и угол обзора, и общую разрешающую способность,
    - отмечает профессор Йонкен Парк .

    Университет Гриффита, Технологический университет Суинберна, Австралия. Голографический дисплей на основе графена.

    Ученые вооружились методом Габора, упоминавшимся в самом начале этого поста, и сделали 3D-голографический дисплей высокого разрешения на основе цифрового голографического экрана, состоящего из мелких точек, отражающих свет.

    Плюсы – угол обзор в 52 градуса. Для нормального восприятия картинки не нужны никакие дополнительные приблуды в виде 3D-очков и прочего.

    К слову, о 52 градусах. Угол обзора тем больше, чем меньше будет использоваться пикселей. Оксид графена обрабатывают путем фоторедукции, что создает пиксель, которому под силу изгибать цвет для голокартинки.

    Разработчики полагают, что подобный подход в свое время сможет положить начало революции в разработке дисплеев, особенно - на мобильных устройствах.

    Бристольский университет, Великобритания. Ультразвуковая голография.

    Объект создается в воздухе с помощью множества ультразвуковых излучателей, направленных на облако водяного пара, которое также создается системой. Реализация, конечно, сложнее, чем в случае с привычными экрана, но все же.

    • туман создается не просто каплями воды, а каплями специального вещества.
    • это вещество освещается специальной лампой.
    • лампа модулирует специальный свет.

    В итоге получается проекция объекта, который можно не только рассмотреть со всех сторон, но и потрогать.

    Частота колебаний такой интерференционной картины - от 0.4 до 500 Гц.

    Одно из главных направлений деятельности, в котором разработчики предполагают полезное использование технологии - медицина. Врач сможет на основе данных медкарты и смоделированного органа “почувствовать” его. Также можно будет создавать объемные проекции каких-либо товаров на презентациях. Положительный эффект предрекают и при замене подобной технологией сенсорных дисплеев в местах массового пользования (электронные меню, терминалы, банкоматы). Как сложно и дорого будет это внедрить - само собой, уже второй вопрос.

    А уж до чего могут дойти развлекательные сервисы определенной направленности - страшно (но интересно) подумать.

    Ванкувер, Канада. Интерактивный голографический дисплей.

    Что нужно:

    • мобильное устройство
    • HDMI или wifi
    • пожертвовать 550$ на Кикстартере вот