Города имеющие федеральное значение. Города федерального значения Российской Федерации: примеры, особенности статуса

    Город федерального значения - один из шести видов субъектов РФ. Город федерального значения имеет свой устав и законодательство. В состав РФ входят два города федерального значения: Москва и Санкт Петербург. См. также: Поселения Российской Федерации Субъекты Российской… … Финансовый словарь

    ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ Юридический словарь

    ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ Юридическая энциклопедия

    Город федерального значения - Города федерального значения это города, имеющие статус самостоятельных субъектов Российской Федерации: Москва и Санкт Петербург. См. также Регионы России … Бухгалтерская энциклопедия

    ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - в РФ город, наделенный статусом субъекта Федерации. К числу таких городов отнесены Москва и Санкт Петербург (см. Субъект Российской Федерации). (Г.И.) … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно Конституции РФ (п. 3 ст. 5), Г.ф.з. имеет свой устав и законодательство … Энциклопедический словарь экономики и права

    ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - один из видов субъектов РФ. Придание некоторым городам статуса самостоятельных субъектов федерации в нашей стране имеет исторические корни. В бывшей РСФСР существовали города республиканского подчинения Москва, Ленинград и Севастополь, особый… … Энциклопедия юриста

    город федерального значения - один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно п. 3 ст. 5 Конституции РФ имеет свой устав и законодательство … Большой юридический словарь

    Город федерального значения (Россия) - Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система … Википедия

    Российские города федерального значения - Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия

Книги

  • , Шигин Владимир Виленович. 18 марта 2014 г. в Кремле был подписан исторический договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав России на правах двух субъектов Федерации - республики и города федерального значения.… Купить за 381 руб
  • Русский город Севастополь. Великое мужество, великие тайны , Владимир Шигин. 18 марта 2014 г. в Кремле был подписан исторический договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав России на правах двух субъектов Федерации - республики и города федерального значения. "Мы…

Города федерального значения России список 2018 год – обновленный реестр высших субъектов Российской Федерации по состоянию на этот год.

В иерархии российского управления можно легко запутаться, ибо она не подчиняется ни единому правилу здравого смысла.

Город федерального значения – это такой статус, при котором населенный пункт наделяется правами создания собственного законодательства, имеет свою систему бюджетного распределения, и вообще, это что-то вроде попытки создания "государства в государстве".

Список городов Федерального значения РФ в 2018 году следующий:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Севастополь.

Последний был включен в список на основании никем не признанного путинского референдума, и тут же обозначен, как город, финансирование которого на 70% осуществляется из федерального бюджета. Москва и Санкт-Петербург в этом отношении самодостаточны, и даже являются центрами с рекордным профицитом.

Что дает этот статус?

Раньше он носил название "города республиканского подчинения". В СССР в это внедряли в основном стратегический смысл, а не бюджетный. Предполагалось, что в городе будет выстроена такая административная, продовольственная и военная инфраструктура, что он может выстоять в случае военного конфликта. Например, по Москве наносится ядерный удар, а северная столица вполне себе работает.

Сегодня город федерального значения – это по большей части способ передела власти. Еще до перестройки сформировались кланы чиновничьей элиты Москвы и Санкт-Петербурга, которые было трудно подогнать под жесткую вертикаль. Да и менталитет жителей, экономика, специфика развития этих двух городов все-таки отличаются. Для миграционной политики требуется большая гибкость, что и было проделано.

С Севастополем та же песня. После аннексии Крыма, главный город полуострова нуждался в особом управлении. Экономика там так же специфичная, плюс дележ выгодных участков возле моря, который должен осуществляться под видом местной народной власти. Возможность ввести индивидуальные режимы, законы, гибкость в изменении административной политики – все это дает федеральный статус.

Будут ли новые города федерального значения?

Обязательно. Дело в том, что ближайшее десятилетие ознаменуется очередным витком в переделе власти. Соответственно, этот раздел может быть осуществлен в обмен на полномочия. Например, в регионе побеждает оппозиционная партия, либо даже люди из клана власти, которые начинают выдвигать свои требования. В обмен на какие-то уступки они могут потребовать смену статуса. Для них это выгодно, ведь большая часть нынешних чиновников лоббирует интересы бизнеса (либо сами тайно владеют, записывают на родственников и так далее). Соответственно, получение статуса открывает для них огромные перспективы.

Вероятно, следующими кандидатами на статус города Федерального значения станут Калининград, Грозный, Краснодар, Ханты-Мансийск, Владивосток. Это им позволит заниматься, например, более гибко миграционной политикой, работать над формированием бюджета.

Список новых городов федерального значения будет постоянно обновляться по мере получения новых данных.

Казалось бы, такое распространенное, простое и знакомое еще со школьной скамьи словосочетание "города федерального значения". На самом же деле не все так однозначно, и далеко не все понимают до конца суть и значение этого правового явления, а также его особенности, которые отличают носителя особого статуса от положения других субъектов Российской Федерации.

Субъекты федерального значения

Главным критерием их выделения является особый способ организации в них местных органов управления. Не следует их путать с муниципальными образованиями, так как сами они являются объектами территориального деления Российской Федерации и могут включать в себя сразу несколько их видов. Также стоит подчеркнуть, что находятся они на одном правовом уровне с другими субъектами.

Каким образом приобретается статус?

Правовое положение города федерального значения устанавливается на законодательном уровне. В частности, такая прерогатива принадлежит основному российскому закону - Конституции РФ. Также статья пятая закона определяет, что российские города федерального значения имеют право издавать собственные нормативные правовые акты через свои представительные органы. В любом случае статус присваивается тем субъектам, которые имеют важное политическое, стратегическое или экономическое значение для всей страны в целом. Например, Москва, являясь столицей Российской Федерации, играет важнейшую политическую роль как для самой страны, так и для международного сообщества в целом.
Санкт-Петербург - бывшая столица России на протяжении почти двухсот лет, культурная столица мирового уровня на сегодняшний день, один из крупнейших экономических и научно-образовательных центров РФ. Все это служит подтверждением того, что город носит звание свое звание вполне оправданно и заслуживает его в полной мере.

С недавних пор субъектом РФ признан Севастополь - город федерального значения с одной стороны, главная военная база Черноморского флота - с другой. Это говорит об особой стратегической значимости субъекта, что также оправдывает наличие у него соответствующего правового статуса.

Специфика городов федерального значения

Главным отличием их от остальных субъектов является особая территориальная и политическая организация власти на местах. Города федерального значения делятся на внутригородские территории, являющиеся по своему положению муниципальными образованиями. Их количество в Санкт-Петербурге составляет сто одиннадцать, а в Москве их насчитывается целых сто сорок шесть единиц. Однако в Севастополе на данный момент зарегистрировано всего лишь десять таких образований. На этом особенности городов федерального значения не заканчиваются.

Также стоит отметить политические нюансы в структуре управления субъектов: в целях некоторой централизации власти часть полномочий на местах перешла к компетенции субъекта. Другой особенностью городов, обладающих таким статусом, является применение в их отношении специальных норм российского права. Например, статья восьмая бюджетного кодекса наделяет город федерального значения полномочием определять источники бюджетных средств внутригородских территорий, а также порядок и объем безвозмездных денежных отчислений в форме дотаций и субсидий местным бюджетом. Градостроительный кодекс устанавливает перечень документов планирования внутренних территорий, а также указывает, что в случае, если местными актами не определены вопросы в сфере градостроительства, их решение берут на себя власти субъекта. Кроме того, на территорию этих городов распространяется действие специальных норм налогового, гражданского и уголовного законодательства.

Города РФ, имеющие особый статус

На данный момент к их числу официально отнесены три субъекта Российской Федерации: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. На вопрос, какие города имеют статус федерального значения, в ответ многие назовут именно эти три субъекта нашей страны. Однако не все знают, что международным соглашением между Россией и Казахстаном от 23 декабря 1995 г. город Байконур также наделен таким статусом.
Данное решение обусловлено функционированием на его территории космодрома "Байконур", что требовало установления для него особого режима. Однако договор действует исключительно на период аренды комплекса Российской Федерацией до 2050 года. При этом город ни в коем случае не является субъектом РФ, а продолжает также находиться под юрисдикцией Казахстана.

В соответствии с Законом "Об организации местного самоуправления", в столице предусмотрено деление местной власти, в зависимости от вида муниципального образования, будь то городской округ (Троицк, Щербинка), муниципальный округ (Арбат, Измайлово, Люблино и т.д.) или поселение (Внуковское, Рязановское, Роговское и т.д.).

Например, в муниципальном округе Арбат действует Совет депутатов, где проводятся заседания и публичные слушания, а также Администрация, которая осуществляет исполнительную деятельность в своих территориальных границах. В других районах, поселениях или округах работают аналогичные органы, и различаются они в основном своими названиями (к примеру, в одном городском образовании может быть учрежден Совет депутатов, а в другом те же функции будет выполнять муниципальное Собрание) и некоторыми другими деталями, обусловленными уже местными требованиями и условиями жизни граждан. Однако сути это не меняет. Стоит заметить, что наименования и границы внутригородских территорий в Москве были установлены еще в 2003 году соответствующим законодательным актом субъекта.
Поскольку города федерального значения, ввиду их особого статуса, требуют более тщательного правового регулирования, их внутренняя территория также подпадает под юрисдикцию государственных властей. В связи с этим следует обратить внимание на территориальное устройство субъекта. Особенность административного деления Москвы заключается в установлении определенных законом территориальных округов (Центральный, Северо-Западный, Зеленоградский и т.д.), всего их двенадцать. Каждый округ возглавляет префектура, которая, в свою очередь, подведомственна Правительству РФ. Главной задачей органа является координация деятельности районных управ.
Также Префектура осуществляет контроль за московскими госучреждениями и казенными предприятиями. Кроме того, в ее компетенцию входит сотрудничество с органами госвласти Российской Федерации и города Москвы, взаимодействие с местными органами, юридическими и частными лицами. При этом права вмешиваться в дела местного значения она не имеет.

Согласно современному законодательству статус федерального значения Севастополя, учитывая переходный период адаптации к новым условиям, принципиально не отличается от правового положения других таких же субъектов. После того, как в России был принят закон о принятии новых территорий в ее состав, встал вопрос об определении их государственно-правового статуса.
В итоге Севастополь был признан субъектом РФ с присвоенным ему федеральным значением. Как уже говорилось выше, такое решение было обусловлено важнейшим военно-стратегическим положением города, обладающего статусом военной базы Черноморского флота. Интересно, что еще до перехода Севастополя в состав РФ, в 1997 году между Россией и Украиной был заключен договор аренды морской базы до 2017 года, а в 2010 Д.А Медведевым и В.Ф. Януковичем договор был продлен еще на двадцать пять лет, однако с учетом недавних событий данное соглашение утратило свое правовое значение.

Заключение

Всего в Российской Федерации насчитывается четыре субъекта федерального значения, к числу которых условно можно отнести казахстанский город Байконур. Их статус устанавливается Конституцией и другими законами РФ. Особенностью таких городов является специфическое территориальное устройство, наличие стратегически важных объектов, а также особое политическое, культурное, экономическое положение. В связи с этим к ним применяются специальные правила и нормы российского законодательства.

Города федерального значения не являются муниципальными образованиями, они сами включают в себя внутригородские территории. Органы власти субъекта не могут вмешиваться в компетенцию местного самоуправления, но при этом могут взаимодействовать с его органами по тем или иным направлениям.

Контекст

18 марта президент РФ Владимир Путин уведомил Совет Федерации, Государственную Думу и правительство о предложениях Госсовета Республики Крым и Заксобрания города Севастополя о принятии их в состав Российской Федерации.

Накануне стало известно, в каком именно статусе власти этих субъектов видят себя в составе нашей страны. Особый интерес вызывает заявление и.о. главы Севастополя Дмитрия Белика: "Было бы правильным, если Севастополь оказался бы в составе РФ в качестве города федерального подчинения, как Санкт-Петербург или Москва".

Спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин по этому поводу сказал: "Проблемы я не вижу в этом никакой".

В настоящее время в состав РФ входят два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Кроме того, на период аренды Россией космического комплекса город Байконур наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации. Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта РФ. Севастополь согласно всем нормам международного права может рассчитывать на получение аналогичного статуса уже сегодня.

Байконур

Особенностью такого эксклавного статуса города федерального подчинения являются двойственные правовые нормы. Например, в соответствии с договором России и Казахстана глава администрации города Байконур назначается совместным решением президентов двух стран по представлению российской стороны. На территории города действует российское законодательство, но также и казахстанское, применимое для граждан этой страны. Хотя Байконур находится за пределами Российской Федерации, на его территории работают российские структуры: российский военный суд; управление внутренних дел из состава МВД России; структуры миграционной и налоговой службы, органов образования, здравоохранения, пенсионный фонд, социальной защиты, нотариата и т.д. Даже автомобильные номера российские (94RUS).

© Юрий Данилевский

Ежегодная стоимость аренды, заключенной до 2050 года, города и космодрома Байконур составляет 115 млн.долларов. Эксплуатация космодрома обходится России примерно в 5 млрд рублей в год. Из федерального бюджета России в бюджет города Байконур ежегодно осуществляется поступление в размере более 1 млрд рублей.

Такие большие затраты при постепенном уменьшении доли численности российских граждан в населении Байконура дает основания руководству Роскосмоса неоднократно, на протяжении последнего десятилетия, предлагать вывести город Байконур из Договора аренды под управление казахстанской стороне. Возможно, подобная реорганизация будет осуществлена в ближайшие годы, тем более, что 10 декабря 2012 года глава Казкосмоса Талгат Мусабаев поднял вопрос о пересмотре «устаревшего» договора об аренде космодрома 1994 года.

XIX век

Впрочем, Севастополь заслуживает совсем иного подхода. В бывшей РСФСР существовали города республиканского подчинения - Москва, Ленинград и Севастополь, особый статус которых объяснялся их исключительным административно-политическим, экономическим или военно-стратегическим значением.

С момента самого основания Севастополя в 1783 году суверенитет над городом осуществляла Российская Империя. В 1787 органы гражданского управления переместились в Симферополь тем самым Севастополь был отделен от местного областного подчинения Таврической области и фактически причислен к военно-морским портам общегосударственного значения, подчиненным непосредственно Санкт-Петербургу.

26 июля 1893 года для Севастополя был утвержден особый герб, структура и эмблемы которого были не городского, а общегосударственного значения: щит - красного, регального цвета, как и у Москвы, за щитом - два скрещенных золотых якоря, как у крупных портовых городов, например у Петербурга, а в качестве эмблемы - грифон, т.е. родовая гербовая эмблема дома Романовых.

В 1948 году Севастополю был придан особый статус, в том числе и в связи с необходимостью ускоренного восстановления города, практически полностью разрушенного во время Великой Отечественной войны.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года № 761/2, Севастополь де-юре был выведен из состава Крымской области, став городом республиканского подчинения РСФСР.

Статус города как военно-морской базы позволял осуществлять двухуровневое финансирование его жизнедеятельности — как из бюджета РСФСР, так и из бюджета СССР. Можно также сделать вывод о том, что таким образом существовало две территориальных единицы: Крым и Севастополь.

2 декабря 1992 года юридический отдел Верховного Совета РСФСР дал заключение, что Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 года не был ни изменен, ни отменен.

24 октября 1996 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла постановление N 747-II ГД, где говорится, что на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 года Российская Федерация вправе осуществлять государственный суверенитет над Севастополем.

Соответственно, на момент принятия Закона Верховного Совета СССР 1954 года о передаче Крыма из состава РСФСР в состав Украинской СССР с юридической точки зрения Севастополь не являлся частью Крыма и сохранял свой статус в качестве территориальной единицы РСФСР.

Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», одноименный Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года и Закон СССР от 26 апреля 1954 года по данному вопросу не содержат какого-либо упоминания о Севастополе.

Закон 1954 года не изменил установленного статуса Севастополя как города союзно-республиканского подчинения.

Кроме того, международное право требует, что подтверждается практикой Международного суда, оформление передачи государственного суверенитета на территорию в виде международного договора конкретно по этому вопросу. Венская конвенция о праве договоров определяет договор, как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом. Указ РСФСР и Постановление Президиума ВС СССР не отвечает требованиям, предъявленным международным правом к таким документам, поскольку это внутренний документ.

После 1954 года Севастополь стал финансироваться из украинского бюджета и был выделен отдельной строкой как город республиканского подчинения Украины. Таким образом, с 1954 по 1968 год Севастополь финансировался как из бюджета РСФСР, так из бюджета Украинской ССР.

25 апреля 1968 года Совет Министров РСФСР принял Постановление «О признании утратившим силу Постановления о финансировании города Севастополя».
Однако постановление Совета Министров РСФСР не может отменить Указ ПВС РСФСР от 29 октября 1948 г. Положение Конституции Украинской ССР в статье 77, которой Севастополь объявлен городом республиканского подчинения в составе Украинской ССР, не имеет юридической силы с момента принятия, т.к. принят Украинской ССР в одностороннем порядке, без принятия соответствующего решения конституционными органами власти РСФСР.

А главное, Постановление затрагивало лишь частный вопрос финансирования города, а не особенности его статуса. Таким образом, речь идет только об изменении финансирования Севастополя, а не об изменении статуса города. Статус определялся Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года, который не был отменен и продолжает действовать до настоящего времени.

В Конституции УССР 1978 года указывалось, что Севастополь является одним из двух, наряду с Киевом, городов республиканского подчинения УССР. Однако с правовой точки зрения это положение не имеет юридической силы, поскольку было принято Украинской ССР без решения органов власти РСФСР. В соответствии с положениями статьи 16 Конституции РСФСР 1937 года, которая действовала на тот момент, «территория РСФСР не может быть изменяема без согласия РСФСР».

По данным на 2017 г., из 1113 городов, существующих в Российской Федерации, только три являются городами федерального значения. Что такое федеральное значение для населенного пункта, признаки этого статуса, какие города входят в список - об этом подробно расскажем в нашей статье.

Категории городов в РФ

В административно-территориальном делении Российской Федерации города могут принадлежать к следующим категориям:

  • федерального значения;
  • областного;
  • республиканского;
  • краевого;
  • окружного;
  • районного значения / подчинения.

История вопроса

В дореволюционной России существовали градоначальства. К ним относили города (и прилегающие к ним земли), выделенные из состава губерний и подчинявшиеся напрямую министерству внутренних дел. Это было связано с особым политическим, экономическим или географическим значением населенного пункта.

После революции 1917-го система градоначальства была упразднена, но уже в 1931-м Москва и Ленинград вследствие своего особого положения становятся городами республиканского подчинения.

В 1943-м к этому списку были добавлены Горький, Куйбышев, Молотов, Новосибирск, Саратов, Свердловск, Челябинск. В 1945-м городами республиканского подчинения становятся Ростов-на-Дону и Сталинград, в 1947-м - Омск, в 1948-м - Севастополь и Сочи, в 1951-м - Красноярск.

Уже в 1958-му все города (кроме Москвы, Ленинграда и входящего в состав УССР Севастополя) были выведены из категории федерального значения и переданы в подчинение соответствующим краям и областям.

Современная история

К 1991 году только Москва и Санкт-Петербург - города федерального значения в России.

Статус был окончательно закреплен Конституцией РФ, принятой в декабре 1993.

Однако со временем список был расширен.

Какие города сегодня имеют такое значение?

В список городов федерального значения на данный момент входят следующие населенные пункты Российской Федерации:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Севастополь.

По соглашению о сотрудничестве, заключенному между правительствами РФ и Казахстана в декабре 1994-го, и по арендному договору, комплекс Байконур имеет статус федерального значения с особым режимом безопасности. При этом Байконур не является субъектом РФ, поэтому в Совете Федерации РФ он не представлен. Договор действует до 2050 г.

На данный момент часть жителей Байконура, а это свыше 78 тыс. человек, имеют российское гражданство. В городе используется российский рубль, обучение и делопроизводство осуществляются на русском языке.

Обоснованность статуса

Города федерального значения России не случайно имеют свой статус. Их политическое, экономическое или стратегическое значение являются неоспоримыми.

Москва - это столица РФ, где представлены высшие органы всей государственной власти, в том числе президент, сосредоточены важнейшие международные экономические и политические связи России.

Санкт-Петербург - не просто культурная столица страны, но и образовательный, промышленный и научный центр, сосредоточение экономики и деловых отношений.

Севастополь чрезвычайно важен в стратегическом плане, т.к. в городе располагается военная база Черноморского флота РФ, оснащенная последними видами вооружения и современными моделями военных кораблей.

Все три города являются городами-героями.

Важность Байконура трудно переоценить. На площади 7 тыс. гектаров находится 5 площадок для стартов, 3 шахты пусковых установок, предстартовые комплексы. С Байконура осуществляется связь с МКС.

Статус этих городов определяется Конституцией, Федеративным договором от 1992-го и другими актами.

Количество населения

Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург по количеству населения относятся к крупнейшим городам РФ. По данным на 2017-й в Москве проживает свыше 12 млн чел., в СПб - 5,2 млн чел. Севастополь относится к категории крупных городов, его население составляет 350 тыс. чел.

Определение статуса

Наряду с краями, республиками, округами и областями такие города являются самостоятельными административными единицами верхнего уровня, т. е. субъектом РФ. По состоянию на 2017-й в стране насчитывается 85 субъектов.

Конституция РФ устанавливает статус города федерального значения, который обладает такими же правами, как и другие субъекты РФ :

  • имеет исполнительную власть, возглавляемую главой или губернатором;
  • законодательную (региональный парламент);
  • конституционный, или уставный, суд.

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь имеют собственные уставы и законодательство, регулируемое региональными представительными органами, а также собственные герб, гимн, флаг.

Каждый город, кроме Байконура, в верхней палате Совета Федерации представляют по два сенатора.

На 2017 г. Москву представляют в Совете Федерации З. Ф. Драгункина и В. И. Долгих.

Город федерального значения Санкт-Петербург представлен сенаторами А. В. Кутеповым и В. И. Матвиенко.

О. Л. Тимофеева и В. В. Куликов представляют Севастополь.

Организация власти в городах федерального значения

Представительный орган власти в Москве - городская дума, сформированная в 1993-м. Устав, принятый в 1995-м, определяет компетенцию Московской думы, ее полномочия и права. Дума располагается в ряде зданий на Страстном бульваре.

В главный законодательный орган столицы жители Москвы выбирают депутатов раз в 5 лет. Количество депутатов в Московской думе - 35 человек.

Исполнительную власть представляют:

  • избираемый москвичами мэр;
  • формируемое им правительство столицы;
  • органы исполнительной власти (территориальные, функциональные, отраслевые).

Представительный орган в Санкт-Петербурге - Законодательное собрание, или Заксобрание, состоящее из 50 депутатов, которых избирают на 5 лет. Расположено Заксобрание в Мариинском дворце на Исаакиевской площади. Это исторически обоснованное место, ведь Мариинский дворец (как Таврический и Зимний) стал оплотом революционных событий 1917 года.

Исполнительный орган СПб - правительство и Администрация, которую возглавляет губернатор.

Законодательное собрание Севастополя состоит из 24депутатов, избираемых местными жителями на срок 5 лет. Устав Севастополя был принят 11 апреля 2014 г. на базе Конституции РФ. Возглавляет правительство и исполнительную власть в городе губернатор.

Заксобрание Севастополя находится в здании, которое много лет занимал городской совет депутатов, рядом с площадью Нахимова и Графской пристанью - символами города.

Особенности Байконура

С Байконуром все сложнее.

Представительская власть в городе не формируется, а населению предоставляется возможность реализовывать право на самоуправление путем проведения референдумов, общественных слушаний, собраний и пр.

Избранный жителями общественный совет является высшим органом самоуправления в Байконуре.

Глава исполнительной власти определяется российской стороной, утверждается совместно президентами России и Казахстана.

Городской бюджет формируется в основном из поступающих на содержание города средств из бюджета России.

Особенности структуры местного самоуправления

Местное самоуправление организовано в городах федерального значения РФ несколько иначе, чем в прочих субъектах. В этих городах действуют муниципальные внутригородские образования. Рассмотрим подробнее:

  1. Москва (город федерального значения) состоит из 12 административных округов, которые включают 125 районов (или муниципальных округов), 19 поселений, 2 городских округа.
  2. Санкт-Петербург представляет собой 111 внутригородских образований, из них 21 поселок, 9 городов, 81 муниципальный округ.
  3. Севастополь состоит из девяти муниципальных округов и города Инкермана.

Финансы и бюджет

Города федерального значения имеют полномочия самостоятельно определять порядок финансовых дотаций, отчислений, а также источники доходов внутригородских территорий. Отличительные свойства бюджетов этих городов:

  • профицитность;
  • низкий показатель трансфертов;
  • в расходной части превалируют инвестиции в развитие городской инфраструктуры.

В 2017-м уровень доходов в Москве составил 1,647 трлн рублей, а расходов - 1,681 трлн рублей. Дефицит бюджета не превысил 3 %, основная часть доходной части направлена на социальные программы: развитие транспортной системы, здравоохранения, образования, программы по культуре, туризму и пр.

Доходная часть Санкт-Петербургского городского бюджета составила 483,9 млрд руб., расходная - 553,7 млрд. Дефицит составляет 69,8 млрд.

Севастополь отличается от Москвы и СПб масштабами бюджета, доходная часть составила более 30 млрд рублей, из них собственные - 12 млрд. Расходная часть составила 34,5 млрд, их них 17 млрд направлены на развитие социальной сферы.