Госдума рф провела первое заседание осенней сессии. Госдума рф провела первое заседание осенней сессии Самый молодой представитель ЗС

В Госдуме сегодня прошло первое заседание осенней сессии, которая обещает быть насыщенной. Сотни важных законопроектов. В числе главных - обсуждение бюджета, реализация нацпроектов.

В зале аншлаг, ведь день сегодня ответственный - в повестке план на новый парламентский сезон. В законодательном портфеле более 1300 законов, но сначала торжественное открытие осенней сессии - звучит государственный гимн. Как обещает Вячеслав Володин, работа будет интересной и напряженной. Депутаты продолжат реализовывать послание президента Федеральному собранию и национальные проекты.

«Нам необходимо все сделать для того, чтобы до конца осенней сессии все необходимые законопроекты были приняты», - заявил Вячеслав Володин.

Володин говорит и о качестве работы. Законы должны быть прямого действия, чтобы для их исполнения не требовались дополнительные нормативы и инструкции.

А в первый день сессии Дума решила официально создать новую структуру - комиссию по расследованию фактов зарубежного вмешательства во внутренние дела страны. Эта комиссия уже изучает сообщения о попытках Запада повлиять на наши выборы.

«Мы видим, появились новые факты иностранного вмешательства в данном случае непосредственно в день выборов, 8 сентября, со стороны других зарубежных компаний. Соответствующие материалы нами запрошены, и они будут внимательно изучены с иными уже имеющимися и поступающими в комиссию материалами. Одним словом, есть над чем работать», - сказал представитель Комиссии Госдумы РФ по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела РФ, член фракции «Единая Россия» Василий Пискарев.

«Надо этим заниматься. Но ведь остановить информацию невозможно. Как мы перекроем всю информацию? Главное - это ведь интернет, его мы не можем остановить, поэтому здесь надо работать с населением. Они делают ставку на молодежь, старшее поколение им тяжело переубедить или повлиять», - отметил лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский.

«Активно поддерживали создание этой комиссии, настаивали на срочном заседании Совета Думы. Я категорически буду настаивать, чтобы исследовать проблемы не только иностранного вмешательства, без пятой колонны, без тех, кто тут на месте помогает реализовывать это, ничего не поймем», - заявил лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов.

А еще этой осенью думцы собираются заняться борьбой с фейковыми новостями и ограничением иностранного владения крупнейшими IT-компаниями. За хранение данных россиян за рубежом предлагается ввести штрафы до 18 миллионов рублей.

Важные инициативы готовятся и в сфере образования. Горячее питание для учеников младших классов предлагается сделать бесплатным, а учителей обещают разгрузить от ненужной бумажной отчетности.

И, разумеется, у каждой фракции свои предпочтения.

«Сейчас существует норма, по которой граждане не могут платить за жилищно-коммунальные услуги и квартплату больше чем 22% от собственных доходов семьи. Мы предлагаем эту норму в 22% уменьшить до 15%», - сообщил руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

«Еще одна тема - недопустимо привлечение к уголовной ответственности родителей за попытку купить незарегистрированное в России лекарство. Объективно до сих пор нет понимания о том, как будет складываться ситуация, начиная с января 2020 года, когда будет уже введена обязательная маркировка лекарств. Вопросов в этой важнейшей сфере очень много», - отметил вице-спикер Государственной Думы, глава фракции «Единая Россия» Сергей Неверов.

И конечно, главной темой новостей из Думы в ближайшие недели станет бюджет страны на будущий год. Он должен поступить из правительства на Охотный Ряд до 1 октября.


Средний возраст депутатов нынешней Госдумы составляет 49 лет. Самому молодому 27 лет, самому старшему — 80. Наиболее многочисленная возрастная группа — от 50 до 60 лет, в нее попали 179 депутатов (40%). Для сравнения: в российском населении эта возрастная группа составляет 10%. Молодежь до 30 лет представлена в двух фракциях — "Единая Россия" (шесть человек) и ЛДПР (три человека).

 
 Численность думских фракций (количество человек)
"Единая Россия" 301
КПРФ 52
ЛДПР 36
"Родина" 36
Не входящие в зарегистрированные депутатские объединения 22
 
 Депутаты и депутатки
В Госдуму избраны 447 депутатов — 403 мужчины (90,2%) и 44 женщины (9,8%). Соотношение женщин и мужчин, избранных по одномандатным округам и по федеральным спискам, примерно такое же: в Думе четвертого созыва 20 одномандатниц и 202 одномандатника, по спискам прошли соответственно 24 депутата женского пола и 201 — мужского.
Имена и фамилии
447 Ивановых Александров Николаевичей
Самая популярная депутатская фамилия — Иванов, ее в новой Думе носят пять мужчин и одна женщина. На втором месте по частотности фамилии Васильев и Савельев — их в новой Думе по четыре человека. В Думе четвертого созыва оказалось три Медведева, мандаты также достались двум Лебедевым и одной Лебедевой. По одному однофамильцу в нижней палате парламента встретили депутаты Волков, Жуков, Ковалев, Колесников, Кузнецов, Литвинов, Морозов, Мусатов, Панина, Попов, Резник, Родионов, Романов, Семенов, Харитонов. Прошли в Думу также господа Афанасьев и Афанасьева. Наиболее популярное имя — Александр, их в Думе 44 (включая Александру Буратаеву). На втором месте по популярности у родителей будущих депутатов оказалось имя Владимир — их в нижней палате парламента 35. Далее в рейтинге Сергей (30 народных избранников), Виктор (25 человек) и замыкает пятерку самых популярных имен Николай (22 парламентария). В кулуарах Думы четвертого созыва также можно встретить 18 Валериев, 16 Андреев, 14 Юриев, 11 Валентинов и трех Валентин, а также по 11 Алексеев, Анатолиев и Олегов. Самое часто встречающееся отчество — Николаевич (44 человека, в том числе две женщины), затем идут 30 Ивановичей и 30 Владимировичей (из них шесть женщин). Отцов 28 народных избранников зовут Александрами, 24 — Михаилами.

Дети Госдумы
"Власти" удалось установить семейное положение 322 депутатов. Трое из них не женаты и не замужем, один разведен, остальные — люди семейные. При этом в отцовстве или материнстве в различных анкетах и интервью признались 310 депутатов. У них 589 детей, 48% мальчиков и 52% девочек. Самый многодетный отец Виктор Войтенко: у него шестеро детей. Двое депутатов являются отцами пятерых детей, супруги 12 народных избранников родили четырех детей. Рекордсмен по количеству сыновей — Сергей Бабурин (у него их четверо). В семьях депутатов Сергея Афендулова и Николая Харитонова по четыре дочери.

С чего начинали будущие депутаты
Из 231 народного избранника, чьи биографии удалось проследить достаточно детально, 99 могут гордиться тем, что начинали свой трудовой путь как настоящие пролетарии. Они выбрали себе рабочие профессии, наиболее популярными из которых были слесарь (24), мастер (17) и просто рабочий (17). Второе место занимают инженеры и научные сотрудники — 53 человека. Большое представительство и у тех, кто начинал карьеру в сфере образования (37 человек), из которых преподавателями вузов и ПТУ были 19, школьными учителями — 16 и еще по одному пионервожатому и воспитателю СПТУ. 20 народных избранников службу родине начинали в рядах вооруженных сил, МВД и госбезопасности. 13 депутатов первую запись в трудовую книжку получили в колхозах и совхозах. Стоит также отметить и тех, чья карьера началась в сфере здравоохранения. Их в новой Думе девять человек (пять врачей, два фельдшера, одна медсестра и одна санитарка). Встречаются и более редкие профессии — обмотчик турбин, певчий церковного хора, фокусник и заведующий избой-читальней.

 
 
 
 Из кого выбирали депутатов
"Власть" попыталась проследить, с каких должностей попадают в Госдуму. Большинство избранных депутатов не понаслышке знают о законотворческой работе: 204 из них заседали в прошлой Госдуме, 14 — в Совете федерации. Многие депутаты ранее совмещали свою основную деятельность с работой в законодательных собраниях различного уровня. Кроме того, шесть народных избранников ранее трудились помощниками депутатов Госдумы, еще четверо — в аппаратах палат Федерального собрания. Вторыми по представительству являются выходцы из бизнес-структур (62). В Госдуму прошли 50 руководителей различных компаний, пять заместителей глав фирм и семь начальников подразделений. В новой Думе не менее 32 представителей исполнительной власти: 15 бывших заместителей и четыре советника глав субъектов федерации, девять руководителей администраций муниципальных образований. А также бывший глава МВД Борис Грызлов и три заместителя федеральных министров. Значительно меньшее представительство (15 человек) имеют ученые — шесть руководителей институтов и девять научных сотрудников. Пенсионеров в новой Думе пять человек, журналистов — четверо, врачей — трое.
Депутаты ГД третьего созыва — 204
Бизнесмены — 62
Представители исполнительной власти — 32
Члены СФ — 14
Помощники депутата ГД — 6
Ученые — 15
Пенсионеры — 5
Журналисты — 4
Врачи — 3

Ветераны нового созыва
Свои кабинеты на Охотном ряду по итогам выборов не пришлось освобождать 204 депутатам Думы третьего созыва. "Зубрами" российского парламентаризма можно назвать 27 депутатов, которые избрались в российскую Думу в четвертый раз подряд. При этом шесть думских ветеранов — Анатолий Грешневиков, Екатерина Лахова, Павел Медведев, Сергей Решульский, Виталий Севастьянов и Николай Харитонов — еще в 1990 году избирались народными депутатами РСФСР, а Геннадий Кулик в 1989-м был народным депутатом СССР.
Дипломы и степени
По данным ЦИКа, 414 парламентариев имеют высшее образование. В частности, 27 депутатов окончили МГУ, восемь — МГИМО, семь — ЛГУ, четыре — МГТУ им. Баумана. 120 депутатов получили дипломы различных политехнических вузов, 44 — военных учебных заведений. Высшее юридическое образование у 19 человек, экономическое — у 16, медицинское — у 14. Выпускниками сельскохозяйственных вузов стали 32 депутата. Институты при МВД выдали дипломы девяти парламентариям, школы КГБ — пяти. Один депутат — обладатель диплома Гарвардского университета. У 137 — два высших образования, у 41 — три, четыре диплома сумели получить трое. 19 депутатов получали высшее образование, уже имея среднее специальное. В Думе четвертого созыва оказалось 115 кандидатов наук. Из них 39 — экономических, 16 — юридических, 13 — технических и семь — социологических. Среди докторов наук, которых в общей сложности 60 человек, 17 — экономических, восемь — юридических и шесть — медицинских. Членкоров различных академий набралось 17 человек.

Герои и кавалеры
Среди новых депутатов — один Герой Советского Союза и один Герой России. В Думе присутствуют также Герой труда Кубани, Герой Северной Осетии-Алании и Герой "Славнефти". 45 парламентариев награждены орденом "Знак Почета", 33 были удостоены ордена Дружбы народов, 20 являются кавалерами ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени и четверо III степени, 12 — кавалеры ордена Ленина, семеро заслужили орден Мужества. В нынешней Госдуме "заслуженных" депутатов заметно больше, чем в предыдущей. Если в третьей Думе было всего 25 законодателей со званием "заслуженного", то в четвертой — 45. Среди них заслуженные строители (восемь человек), врачи (пять), учителя (четыре), три заслуженных работника нефтяной и газовой промышленности, столько же заслуженных юристов, по два заслуженных экономиста, работника физической культуры, сельского хозяйства и Минтопэнерго России, по одному заслуженному работнику пищевой промышленности и дипломатической службы, работнику машиностроения Кубани, один заслуженный агроном, один связист и один почетный шахтер Министерства угольной промышленности СССР.

Хобби и увлечения
Из 133 депутатов нынешней Госдумы, об увлечениях которых "Власти" удалось что-либо узнать, 90 на досуге предпочитают спорт. Наиболее популярный вид спорта — футбол, в него играют 40 народных избранников. В почете также волейбол, регби, горные и беговые лыжи, альпинизм, восточные единоборства и бокс. Многие думцы коротают свободное время за книгой. Так, Анбяр Кармеев на досуге изучает историю дипломатии, нобелевский лауреат Жорес Алферов — историю Великой Отечественной войны, а Вячеслав Володин — произведения Бориса Акунина. Есть в новой Думе депутаты, которые предпочитают книгам, например, раков (депутат Владимир Аверченко любит их есть) и телевизоры (Виктор Алкснис их ремонтирует). Александра Буратаева увлекается икебаной, а Сергей Попов — спелеологией. Самые разносторонние интересы у Александра Лебедева: он любит рыбалку, театр, живопись, поэзию, философию, гитару, горные лыжи, теннис, футбол и плавание.

Последняя редакция Статьи 99 Конституции РФ гласит:

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Комментарий к Ст. 99 КРФ

1. Характеристика Федерального Собрания как постоянно действующего органа означает, что на протяжении всего созыва оно вправе в любое время само принимать решения в сфере своей компетенции. Не существует для этого никаких особых периодов - сессий (в изначальном, включая советское, их понимании), вне пределов которых Федеральное Собрание было бы неправомочно и вместо него могли бы действовать какие-либо иные государственные органы. Парламентские каникулы, равно как и перерывы в заседаниях палат Федерального Собрания, не означают перехода его полномочий к какому бы то ни было иному государственному органу, даже если бы он был образован самим Федеральным Собранием.

Правда, Регламент Государственной Думы, утвержденный 22 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп.), и Регламент Совета Федерации, утвержденный 30 января 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; с изм. и доп.), предусматривают сессии, однако они, в отличие от советского времени и от опыта ряда современных государств, не представляют собой временнуго ограничения компетенции палат Федерального Собрания и всего Федерального Собрания. Это просто период, когда парламентарии в сборе и палаты и их органы заседают и принимают решения. Это не значит, что заседания проводятся каждый день, но во время сессии они в принципе могут проводиться в любое время. В период сессии проходят пленарные заседания самой палаты, заседания ее Совета, комитетов и комиссий, парламентские слушания. Депутаты Государственной Думы работают, кроме того, во фракциях и в депутатских группах, а также с избирателями. Во время сессии Совета Федерации проводятся Дни Совета Федерации в субъектах Федерации, члены Совета Федерации работают в субъектах Федерации.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 ноября 1999 г. N 15-П по делу о толковании ст. 84 (п. "б"), 99 (ч. 1, 2 и 4) и 109 (ч. 1) Конституции РФ (СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5758) отметил в п. 3 мотивировочной части, что статус Федерального Собрания как постоянно действующего органа гарантируется:

Обязанностью Президента РФ одновременно с роспуском Государственной Думы назначить и дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума во всяком случае собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска;

Осуществлением всех избирательных действий и созыва вновь избранной Государственной Думы на первое заседание в указанные Конституцией сроки, возможностью законодательно установить в этих целях также необходимые дополнительные требования, касающиеся сроков выборов и избирательных процедур;

Правом Президента РФ созвать заседание вновь избранной Государственной Думы ранее, чем на 30-й день после ее избрания;

Невозможностью роспуска Совета Федерации;

Установленными частью 2 ст. 92 и статьей 109 Конституции Российской Федерации запретами роспуска Государственной Думы при определенных обстоятельствах (см. комм. к указанным статьям).

1.1. Согласно ст. 40-42 Регламента Государственной Думы, она собирается на весеннюю и осеннюю сессии в соответствии с распорядком работы депутатов Государственной Думы на соответствующую сессию, утверждаемым постановлением Государственной Думы. Это постановление принимается на одном из последних заседаний предыдущей сессии палаты. До июня 2005 г. Регламент предусматривал фиксированные сроки проведения сессий, что, безусловно, в какой-то мере сковывало Государственную Думу. Нынешняя редакция Регламента лучше соответствует смыслу комментируемой части ст. 99 Конституции. Однако эта редакция таит и серьезную опасность того, что Государственная Дума злоупотребит обретенной свободой и будет чрезмерно увеличивать свои каникулы. О реальности такой опасности свидетельствует тот позорный факт, что на заседаниях Государственной Думы зачастую присутствует меньшинство депутатов, которые голосуют не только от своего имени, но и от имени своих отсутствующих коллег. В результате многие решения палаты по существу нелегитимны.

Заседания Государственной Думы проходят по средам и пятницам. Она может также назначить дополнительное или внеочередное заседание.

На заседаниях по средам после утверждения порядка работы проводится "час голосования". По решению Совета Государственной Думы либо по решению палаты, принятому большинством голосов общего числа депутатов, может быть определен иной день и иное время проведения "часа голосования". На "час голосования" выносятся только те законы, законопроекты и проекты постановлений, которые уже были предметом обсуждения палаты:

а) законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении;

б) законопроекты о федеральном бюджете на очередной год (итоговое голосование при рассмотрении в четвертом чтении); ныне рассматривается федеральный бюджет на трехлетний период;

в) законопроекты о ратификации международных договоров РФ;

г) законы, отклоненные Советом Федерации;

д) законы, отклоненные Президентом РФ;

е) проекты постановлений Государственной Думы по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы.

Совет Государственной Думы собирается регулярно. Очередные его заседания проходят по вторникам и четвергам, за исключением дней работы депутатов в избирательных округах. Начало заседаний - в 10 часов.

Комитеты и комиссии Государственной Думы заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов во фракциях и в депутатских группах, четверг - для работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и в депутатских группах.

Парламентские слушания проводятся в дни и время, определенные Советом Государственной Думы. Проведение парламентских слушаний во время заседаний Государственной Думы не допускается, если Государственная Дума не примет иное решение.

Как правило, одна неделя каждого месяца во время сессии предназначается для работы депутатов с избирателями. В период проведения выборов депутатов нового созыва (со дня назначения выборов до дня выборов) для работы депутатов с избирателями предназначаются две недели каждого месяца, при этом заседания Государственной Думы проходят по вторникам, средам и пятницам, а заседания Совета Государственной Думы - по понедельникам и четвергам. Периоды работы депутатов Государственной Думы с избирателями устанавливаются распорядком работы депутатов Государственной Думы на текущую сессию.

В порядке работы Государственной Думы предусматривается время для ответов должностных лиц на вопросы депутатов - "правительственный час". Он проводится, как правило, два раза в месяц. Государственная Дума вправе пригласить на "правительственный час" федеральных министров, иных должностных лиц в соответствии с рассматриваемыми блоками вопросов, относящихся к сфере деятельности исполнительных органов государственной власти.

в соответствии с планом проведения "правительственного часа" на текущую сессию Совет Государственной Думы включает в проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц конкретные блоки вопросов с указанием даты их рассмотрения.

По пятницам может проводиться "час заявлений". Выступления представителей депутатских объединений, комитетов, комиссий и депутатов во время "часа заявлений" не могут превышать пяти минут. По решению палаты время выступления может быть продлено.

Согласно ст. 14 и 43 Регламента, внеочередные заседания Государственной Думы созываются Советом Государственной Думы по предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Председателя Государственной Думы. Внеочередные заседания могут проводиться как во время сессии Государственной Думы, так и в период между сессиями.

Если проведения внеочередного заседания палаты требует депутатское объединение, оно должно внести в Совет Государственной Думы соответствующие проекты постановлений палаты. На него же возлагается подготовка проекта порядка работы внеочередного заседания Государственной Думы.

В случае одобрения Советом Государственной Думы порядка работы внеочередного заседания палаты Совет вносит его на рассмотрение Государственной Думы для принятия или отклонения, причем внесение Советом дополнений и изменений в данный порядок при его принятии не допускается. Если Государственная Дума отклонит порядок работы внеочередного заседания палаты, проводимого во время очередной сессии, Совет предлагает новый проект порядка работы, а в случае отклонения Государственной Думой порядка работы внеочередного заседания палаты, проводимого в период между сессиями, Совет Государственной Думы может предложить иной проект порядка работы Государственной Думы.

1.2. До 2002 г. Совет Федерации ни в своем Регламенте, ни при опубликовании стенографических отчетов о своих заседаниях термином "сессия" не пользовался. Согласно же ч. 1 и 2 ст. 41 действующего Регламента, Совет Федерации собирается на сессии, как правило: на весеннюю - с 25 января по 15 июля, на осеннюю - с 16 сентября по 31 декабря. Несомненно, это обусловлено изменением порядка формирования Совета Федерации, члены которого теперь обладают мандатом в палате не в силу того, что занимают должность главы законодательной или исполнительной власти субъекта Федерации, а потому, что избраны или назначены в качестве постоянно работающих представителей этих ветвей власти. Приведенные сроки сессий в основном сориентированы на регулирование, содержавшееся до июня 2005 г. в Регламенте Государственной Думы. Но фактически, как и в случае Государственной Думы, в межсессионные периоды Совет Федерации никем не подменяется, и при необходимости собирается на внеочередные заседания для решения неотложных вопросов своей компетенции.

Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседание Совета Федерации проводится в один день или в течение нескольких дней подряд. Членам Совета Федерации ежемесячно предоставляется до 10 дней для работы в субъектах Федерации, представителями от которых они являются, без учета времени, затраченного на проезд туда и обратно.

Совет Федерации заседает в городе Москве, но может вынести постановление о проведении заседания в другом месте (ст. 35 Регламента).

Согласно ст. 43 Регламента внеочередное заседание Совета Федерации может созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета, комиссии Совета Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению, либо по предложению не менее чем трети общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета, комиссии Совета Федерации должно быть поддержано не менее чем одной пятой общего числа членов Совета Федерации. Инициаторы предложения о созыве внеочередного заседания Совета Федерации должны представить в Совет Федерации следующие материалы: обоснование необходимости созыва внеочередного заседания палаты; проект повестки дня внеочередного заседания палаты; проекты актов Совета Федерации и пояснительные записки к ним; списки предполагаемых докладчиков и приглашенных лиц. Материалы, представленные инициаторами предложения о созыве внеочередного заседания Совета Федерации, направляются Председателем палаты для подготовки заключения в соответствующие ее комитеты, комиссии, которые обязаны дать заключения по представленным материалам не позднее чем за 24 часа до начала внеочередного заседания Совета Федерации. Отсутствие заключения не препятствует проведению внеочередного заседания палаты. Дату и порядок проведения внеочередного заседания палаты Председатель Совета Федерации согласовывает с Советом палаты.

Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины общего числа членов Совета Федерации (ч. 3 ст. 44 Регламента). Согласно ст. 48, оно ведется на русском языке. Член Совета Федерации, желающий выступить на ином языке народов РФ, не менее чем за сутки уведомляет об этом Председателя Совета Федерации. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

2. Конституция подчеркивает самостоятельность Государственной Думы тем, что предписывает ей собираться на первое заседание по собственному праву на 30-й день после избрания. Государственная Дума, таким образом, в принципе не нуждается в том, чтобы кто-либо ее созывал. Практика Государственной Думы показала, что днем ее избрания считается день всеобщего голосования на выборах: Государственная Дума первого созыва, избранная 12 декабря 1993 г., собралась на первое заседание 11 января 1994 г., Государственная Дума второго созыва, избранная 17 декабря 1995 г., первое свое заседание провела 16 января 1996 г., Государственная Дума третьего созыва, избранная 19 декабря 1999 г., собралась впервые 18 января 2000 г., а Государственная Дума четвертого созыва, избранная 7 декабря 2003 г., заседала впервые 29 декабря того же года, поскольку 30-й день после выборов пришелся на посленовогодний нерабочий период.

Вопрос об определении места и часа первого заседания Государственной Думы юридически не урегулирован. Местом ее собрания, естественно, является зал заседаний в ее собственном здании. Относительно же часа еще с советских времен сложилась традиция, в соответствии с которой утренние заседания коллегиального законодательного органа начинаются в 10 часов. В ст. 55 Регламента Государственной Думы указано это время с тем уточнением, что заседания палаты должны проводиться в рабочие дни, хотя палата может принять решение и об ином времени проведения заседания.

В то же время Конституция предоставляет главе государства - Президенту РФ право созвать Государственную Думу ранее указанного срока. Это право логически вытекает из возложенной на него функции обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (см. комм. к ч. 2 ст. 80). Практически такой созыв может иметь место, конечно, не ранее, чем избирательные комиссии огласят свои решения о признании избранными определенных баллотировавшихся кандидатов.

Конституция не установила минимального числа депутатов, необходимого для признания Государственной Думы правомочной. Поскольку для принятия ряда ее решений требуются голоса не менее двух третей общего числа депутатов, т.е. 300, это число, видимо, и следовало бы считать таким минимумом. Однако часть 2 ст. 44 Регламента Государственной Думы признает правомочным такое ее заседание, на котором присутствует большинство общего числа депутатов, т.е. 226. Следовательно, Президент может созвать Государственную Думу досрочно при условии, что установлено избрание хотя бы такого минимального числа депутатов.

Применительно к Совету Федерации Конституция не содержит нормы, относящейся к созыву его первого заседания. Первое заседание Совета Федерации, в соответствии с ч. 8 разд. второго Конституции, состоялось также на 30-й день после его избрания. Первое заседание Совета Федерации, сформированного на основании ФЗ от 5 декабря 1995 г. "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4869), было назначено на 23 января 1996 г. Указом Президента РФ от 5 января 1996 г. N 8 "О созыве Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 69). В этом Указе законодательным и исполнительным органам субъектов Федерации предлагалось до 10 января 1996 г. представить Президенту сведения о членах Совета Федерации, а список их подлежал опубликованию в "Российской газете", что и было сделано в день открытия первого заседания Совета Федерации.

В дальнейшем говорить о первом заседании Совета Федерации не приходится, так как срок полномочий каждому его члену определяется индивидуально в зависимости от обновления законодательных и исполнительных органов в конкретном субъекте Федерации. Это не изменилось и со вступлением в силу действующего ФЗ о порядке формирования Совета Федерации.

3. Опираясь на мировую и отечественную практику, комментируемая часть предусмотрела такой порядок открытия первого заседания Государственной Думы, который не создает преимуществ для какой-либо из представленных в ней политических сил и никого из них не ущемляет. Регламент Государственной Думы в ч. 2 ст. 32 устанавливает, что первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или его заместителя заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними.

Регламент палаты не установил порядка определения старейшего депутата. Очевидно, это делает Центральная избирательная комиссия РФ "в рабочем порядке", поскольку согласно ФЗ от 18 мая 2005 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СФ РФ, 2005. N 21. Ст. 1919; с изм. и доп.) в ее обязанности не входит установление старейшего депутата; она лишь опубликовывает, и то в течение двух месяцев, когда первое заседание Государственной Думы давно открылось, биографические и иные сведения об избранных депутатах в определяемом ею объеме (ч. 5 ст. 86). По идее, биографические сведения должны включать дату рождения, но ведь можно ограничиться и указанием лишь года рождения, и таким образом процесс определения старейшего депутата остается закрытым для избирателей, если старейших одногодков два или более. Вряд ли правильно с точки зрения реализации принципов народного представительства оставлять определение объема публикуемых сведений о депутатах на усмотрение ЦИК: этот объем следовало бы определить в федеральном законе. Неплохо было бы использовать опыт тех парламентов, в которых депутат, выйдя на трибуну, чтобы открыть заседание в качестве старейшего, прежде всего объявляет дату своего рождения и спрашивает, нет ли в зале депутатов с более ранней датой рождения. Ведь при всей тщательности работы ЦИК все же нельзя исключить возможность ошибки.

В отношении Совета Федерации комментируемая статья соответствующего регулирования не содержит. Согласно ч. 8 разд. второго Конституции, первое заседание Совета Федерации первого созыва открывалось Президентом РФ. В упомянутом выше Указе Президента РФ о созыве Совета Федерации предусматривалось, что первое заседание палаты открывается Президентом, а затем вплоть до избрания Председателя Совета Федерации ведется старейшим членом Совета. В соответствии со ст. 15 Регламента Председатель Совета Федерации избирается на срок своего пребывания в Совете.

4. Выше уже обращалось внимание на то, что в период между днем выборов (точнее, днем опубликования их результатов) и днем первого заседания новоизбранной Государственной Думы действуют полномочия депутатов обоих созывов (см. комм. к ч. 1 ст. 98). В этот период еще правомочна Государственная Дума прежнего созыва, которая может собираться и принимать решения. Относительно масштабности и серьезности таких решений никаких юридических ограничений не существует, однако политическая этика должна подсказать, что лучше бы Государственной Думе прежнего созыва решений в такой период вообще не принимать, а если обойтись без них нельзя, то решения эти по своему значению должны быть минимальными, продиктованными лишь срочной необходимостью. Впрочем, более целесообразно в таких ситуациях было бы использование Президентом РФ своего права на досрочный созыв новоизбранной Государственной Думы.

Как вытекает из упомянутого выше Постановления Конституционного Суда от 11 ноября 1999 г. N 15-П (п. 4 мотивировочной части и п. 1 резолютивной части), комментируемая часть статьи относится только к случаям, когда Государственная Дума нового созыва избирается в силу истечения срока полномочий Государственной Думы предыдущего созыва. Если же Государственная Дума распущена, то ее полномочия прекращаются с момента назначения новых выборов, которое имеет место одновременно с решением о роспуске (см. комм. к ч. 2 ст. 109). Соответственно измененная в июле 1999 г. статья 3 ФЗ от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в ред. от 5 июля 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466; с изм.) предусматривает, что срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, если не прекратился досрочно. А согласно ч. 5 ст. 4 этого ФЗ, в случае роспуска Государственной Думы прекращаются со дня назначения новых выборов полномочия депутатов, касающиеся принятия Государственной Думой федеральных законов, а также осуществления ею иных конституционных полномочий, реализуемых путем принятия решений на заседаниях палаты. Стало быть, личный их статус, включая его гарантии, продолжает действовать до момента, когда соберется новоизбранная Государственная Дума.

  • Вверх

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Комментарий к Статье 99 Конституции РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи формулирует важнейшую характеристику функционирования Федерального Собрания - постоянство его деятельности. Это означает, что на протяжении всего периода работы палаты вправе собираться и принимать решения по вопросам своей компетенции. Постоянство деятельности в равной степени распространяется на обе палаты парламента.

Конституционный Суд, рассматривая вопрос о толковании п. "б" ст. 84, ч. 1, 2 и 4 ст. 99 и ч. 1 ст. 109 Конституции, в Постановлении от 11.11.1999 N 15-П*(1008) разъяснил, что постоянство деятельности парламента гарантируется строгой регламентацией периода формирования Государственной Думы (в том числе в случае досрочного прекращения ее полномочий), отсутствием (за исключением случаев роспуска) перерыва между сроками полномочий Государственной Думы прежнего и нового созыва (уходящей и новой легислатуры), обновлением состава Совета Федерации в порядке ротации его членов, а также невозможностью роспуска Совета Федерации.

Регламенты палат устанавливают сессионный характер работы палат. Регламентами палат Федерального Собрания предусматривается проведение двух сессии: весенней и осенней. Регламент Государственной Думы, в отличие от Регламента Совета Федерации, не устанавливает конкретных дат начала и окончания сессии Государственной Думы. Их определение зависит от насыщенности распорядка работы палаты. Как правило, работа Думы строится в соответствии с распорядком работы депутатов на соответствующую сессию, утверждаемым постановлением Думы, принимаемым на одном из последних заседаний текущей сессии палаты.

Сессия является наиболее распространенной формой работы парламентов и за рубежом. Как правило, предусматривается проведение двух сессий (Болгария, Греция, Италия и др.), однако в некоторых странах парламентская работа осуществляется в течение одной сессии (Австрия).

В сессию проводятся все основные парламентские мероприятия, реализуются различные формы работы парламентариев, основной из которых является заседание. В соответствии с регламентными нормами заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц, в один день или в течение нескольких дней подряд. Регламент Совета Федерации предусматривает возможность проведения внеочередных заседаний палаты. Заседания Государственной Думы проводятся дважды в неделю: по средам и пятницам, однако предусматривается возможность созыва внеочередного заседания палаты.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Этот срок необходим для окончательного подведения итогов выборов. Однако Конституция предусматривает, что Президент может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока, но не указывается, в каких случаях это возможно. Очевидно, данный вопрос оставлен на усмотрение Президента и связан с необходимостью незамедлительного решения наиболее важных вопросов, входящих в компетенцию Государственной Думы. На практике Президент лишь единожды использовал названное конституционное правомочие - для досрочного созыва Государственной Думы V созыва*(1009).

Зарубежная практика достаточно разнообразно подходит к определению момента начала деятельности вновь избранного парламента (палат парламента). В ряде стран положения конституции предусматривают проведение первого заседания парламента (палат парламента) в установленный промежуток времени от момента избрания (двухмесячный срок - Узбекистан; 30 дней - Греция; 20 дней - Италия, Хорватия; 15 дней - Литва). Некоторые конституции устанавливают точную дату от момента выборов - третий день после окончательного подведения итогов выборов (Португалия). В других странах дата первого заседания определяется в виде календарного дня (например, первый рабочий день октября в Норвегии, первый вторник ноября в Латвии).

В соответствии с Регламентом Государственной Думы организация проведения первого заседания Думы нового созыва возлагается на временно создаваемую депутатскую рабочую группу, формируемую Председателем из числа избранных на новый срок депутатов пропорционально количеству депутатских мандатов, полученных каждым федеральным списком. Необходимость оперативного решения вопросов, связанных с организацией проведения первого заседания Думы, обуславливает установление Регламентом жестких временных границ для формирования временной рабочей группы, которая должна приступить к своей работе не позднее чем за две недели до начала работы палаты, а в случае досрочного созыва Президентом - на следующий день после принятия такого решения.

Первое заседание Госдумы носит организационный характер. На нем оглашаются фамилии избранных депутатов Государственной Думы в соответствии со списком депутатов, переданным ЦИК РФ; решаются иные вопросы организационного характера - в первую очередь формируются временные органы палаты, обеспечивающие работу ее первых заседаний, а также проводятся выборы Председателя Государственной Думы, его заместителей.

В отличие от Государственной Думы законодательство не регламентирует начало работы Совета Федерации. Это связано со спецификой формирования состава Совета Федерации, который обновляется постоянно по мере обновления тех органов государственной власти субъектов РФ, решением которых член Совета Федерации избирается (назначается). Согласно ч. 8 раздела второго Конституции Совет Федерации первого созыва собирается на свое первое заседание на 30-й день после избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент.

3. В соответствии с ч. 3 ст. 99 Конституции первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы и его заместителей, которые, как правило, избираются на первом заседании, заседания Государственной Думы могут вести поочередно представители депутатских фракций.

Распространенной является практика, когда председательствование на первом заседании парламента поручается старейшему депутату (Болгария, Литва) либо предыдущему председателю парламента (Латвия). В ряде стран эта почетная миссия возлагается на лиц, не являющихся членами парламента (например, в Норвегии первое заседание Стортинга открывает король).

4. Часть 4 комментируемой статьи регламентирует момент прекращения полномочий Государственной Думы прежнего созыва. С момента начала работы вновь избранного состава Государственной Думы, т.е. с момента открытия ее первого заседания, Государственная Дума предыдущего созыва утрачивает свои полномочия, она не вправе принимать какие-либо решения и лишается своего представительного характера.

Как пояснил Конституционный Суд в Постановлении от 11.11.1999 N 15-П, данный порядок распространяется лишь на случаи прекращения полномочий Государственной Думы в связи с истечением срока ее полномочий, в случае досрочного роспуска Государственной Думы его правовые последствия имеют иной характер.

Мандат народного представителя имеет определенный срок действия - он ограничен периодом, на который лицо избрано депутатом представительного органа. В пределах именно этого срока депутат представительного органа правомочен представлять интересы своих избирателей, осуществлять публичные функции представительства и наделяться определенными гарантиями со стороны государства. Любое необоснованное продление сроков действия мандата влечет нарушение охраняемого Конституцией права граждан участвовать в делах государства посредством избрания своих представителей в органах государственной власти.

На сегодняшний день Россией и Иркутской областью в частности, правит поколение 50+. Это люди родившиеся, воспитанные и социализированные в Советском союзе. Но уже сейчас многие задаются вопросами: люди какого возраста должны управлять страной? Насколько эффективна работа молодежи и людей за 50 в государственных органах?

Напомним, что с 2012 года законодательством предусмотрена возможность продления срока нахождения на государственной службе до 70 лет. А в 2017 году одобрили закон о возможности продления до 70 лет предельного возраста пребывания на государственной службе и для региональных чиновников. При этом в 2015 году в Госдуму был внесен законопроект о возрастном цензе для депутатов нижней палаты парламента. Автором инициативы стала член комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ирина Чиркова. Кроме нижнего возрастного ценза для депутатов (равный 21 году), должен существовать и верхний предел. По ее мнению, возраст депутата на момент избрания не должен превышать 70 лет. «Нас же потом обвиняют в том, что депутаты на пленарных заседаниях спят или выглядят уставшими» , – так комментировала свой законопроект Чиркова. В итоге, дальше обсуждения данного проекта, дело не зашло.

Но далеко не все Россияне поддерживают подобное трудолюбие некоторых представителей власти. Согласно опросу, проведенному ФОМом ещё в 2012 году (сразу после принятия поправок в федеральный закон), более 60% респондентов выступали против того, чтобы чиновники работали до 70 лет.

Из этого следует, что позиции власти и большинства россиян по данному вопросу расходятся. КПП решил выяснить, какой средний возраст депутатов Государственной думы и Законодательного Собрания Иркутской области установился после прошедших электоральных циклов и соответствует ли он желаниям наших сограждан.

Законодательное собрание Иркутской области

Средний возраст депутатов Законодательного собрания Иркутской области: 48, 4 лет.


Самые молодые представители ЗС

Перетолчин Виталий Владимирович (заместитель председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве) – 30 лет.



Франтенко Степан Сергеевич (Член комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении, член комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями) – 30 лет.

Старейший представитель ЗС

Сумароков Илья Алексеевич (член комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве) – 82 года.

Государственная Дума РФ

Средний возраст депутатов ГД: 54, 03 года.


Самый молодой представитель ЗС

Власов Василий Максимович – 23 года.

Старейший представитель ГД

Алфёров Жорес Иванович – 88 лет.



В итоге мы можем сделать вывод, что в органах регионального и федерального уровней власти наметилась тенденция на обновление элит. Причем Заксобрание Приангарья более преуспело в вопросе обновления – состав регионального парламента моложе Госдумы РФ в среднем на 5, 63 года. Правда, на сегодняшний день данный процесс только начался и представители поколения 50+ до сих имеют большинство в исполнительной и законодательной власти.