Государственная организация охраны правопорядка в российской федерации. Обеспечение охраны общественного правопорядка как вид правоохранительной деятельности

Неизмеримо возрастает значение обеспечения общественного порядка в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) при проведении мероприятий по их ликвидации, таких, как эвакуация населения, осуществление аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Общественный порядок при этом включает общественные отношения между людьми, складывающиеся при проведении указанных мероприятий. Он выражается в поведении граждан и действиях должностных лиц в местах их осуществления, в фактическом соблюдении адресованных им запретов, дозволений и предписаний, закрепленных в соответствующих правовых нормах.

Общественный порядок и его охрана в нормальных условиях связаны главным образом с пребыванием людей в общественных местах, обеспечением при этом спокойствия, личной и имущественной безопасности граждан. А в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций общественный порядок и его охрана связаны прежде всего с защитой населения от негативных последствий ЧС, обеспечением действий сил Единой государственной системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В юридической литературе широко освещен вопрос о соотношении общественного порядка и общественной безопасности. Одни юристы считают общественную безопасность составной частью общественного порядка. Другие настаивают на том, что данные явления одного порядка и они являются элементами более широкой категории правопорядка. Существует и третья точка зрения, согласно которой правопорядок является составной частью общественного порядка, а не наоборот.

Можно согласиться с высказыванием В.В. Гущина о том, что "относительно чрезвычайных ситуаций эти два явления сильно переплетаются. Они настолько близки по сути, что органично соединяются по цели функционирования. В этих условиях сутью охраны общественного порядка является обеспечение безопасности" .

Федулов Г.Ф. указывает, что "рост экономики, основанный на научно-техническом прогрессе, вовлекая в производственный оборот огромные массы различных ресурсов, обогащает общество новыми более сложными техникой и технологиями и улучшает условия для своего последующего развития. Одновременно этот рост порождает увеличение риска возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий и ущерба от них (сопоставимого с последствиями военных конфликтов), создает угрозу жизни и здоровью людей, приводит к недопустимо высокому загрязнению окружающей среды.

Средства массовой информации практически ежедневно сообщают об очередной крупной катастрофе, унесшей человеческие жизни и которая зачастую в считанные часы и даже минуты уничтожает результаты многолетнего развития, затраченные драгоценные ресурсы оказываются выброшенными на ветер" .

Например, только в 2006 г. на территории Российской Федерации произошла 951 чрезвычайная ситуация, в том числе 226 природного, 686 техногенного, 27 биолого-социального характера, а также 12 террористических актов. Спасено свыше 93 тыс. человек, сохранено материальных ценностей на сумму 22,3 млрд. рублей.

Анализируя эту проблему, Л.И. Овчинникова отмечает, что в России наметилась устойчивая тенденция ежегодного увеличения количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поэтому участие общественных объединений требуется не только в обеспечении правопорядка, но и в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Более того, крупномасштабные катастрофы последних лет показали, что нельзя создать высокоэффективную систему защиты населения от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций без участия самого населения. Помимо обучающих и пропагандистских технологий надо добиваться вовлечения населения, предприятий и организаций в создание безопасной среды обитания.

В ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определена правовая основа участия общественных объединений в ликвидации последствий ЧС. Установлено, что они могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии со своими уставами и под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 18 января 1993 г. № 17, также предусматривает возможность привлечении общественного порядка при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, существуют положительные примеры оказания помощи органам милиции в охране общественного порядка в условиях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций общественными объединениями в разные периоды истории нашего государства. Рассмотрим некоторые из них.

Так, при ликвидации последствий Ташкентского землетрясения 1966 г. в каждом районе города было создано по шесть комсомольских оперативных отрядов численностью по 60 человек. На эти отряды возлагались задачи: поддерживать общественный порядок; предупреждать и пресекать правонарушения; задерживать и доставлять в органы милиции бродяг, безнадзорных подростков, алкоголиков и т.п. Повышенное внимание обращалось на места сосредоточения людей в палаточных городках, парках, кинотеатрах. Круглосуточно патрулировало 800 - 1000 комсомольцев.

Особую активность в охране общественного порядка проявили добровольные народные дружины Ташкентского государственного университета, электрокабельного и электромеханического заводов, института связи и др.

Для координации действий органов милиции с комсомольскими оперативными отрядами и добровольными народными дружинами МООП Узбекской ССР выделило сотрудника из аппарата уголовного розыска.

УООП Ташгорисполкома поддерживало тесную связь со штабами добровольных народных дружин и комсомольских отрядов. Ежедневно работники милиции инструктировали наряды, знакомили с оперативной обстановкой в городе, на участке патрулирования.

Дружинники дежурили в кабинетах участковых инспекторов, в районных отделах милиции. Кроме дежурств и патрулирования комсомольцы и дружинники участвовали в мероприятиях, проводимых аппаратами наружной службы, ОУР, ОБХСС по выявлению и задержанию карманных воров, спекулянтов, бродяг, расхитителей имущества.

Благодаря правильной расстановке сил милиции и общественности на 187 участках г. Ташкента в 1966 г. отмечалась полная раскрываемость преступлений, а на 9 - вовсе не было совершено правонарушений.

Обращаясь к опыту привлечения граждан к охране общественного порядка в период ликвидации последствий Ташкентского землетрясения, следует отметить, что уже в первой республиканской Инструкции "Об организации советской рабоче-дехканской милиции" сотрудникам милиции предоставлялось право привлекать граждан для оказания помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 марта 1927 г., утвердившее Сводный закон о реквизиции и конфискации имущества, разрешало милиции в местностях, постигнутых чрезвычайными стихийными бедствиями, проводить реквизицию и конфискацию имущества, необходимого для организации работ по ликвидации последствий этих бедствий.

26 мая 1928 г. было принято Постановление ЦИК Советов и СНК УзССР "Об утверждении Положения о порядке привлечения населения к трудовой и транспортной повинности". Оно предоставляло право районным, городским исполкомам привлекать население и транспорт для борьбы со стихийными бедствиями в том случае, если они не могли быть прекращены обычными мерами общественной охраны.

Большую помощь способны оказывать общественные формирования при ликвидации последствий наводнений, особенно в сельской местности, где затоплению подвергаются значительные территории, а сотрудников милиции и других сил недостаточно. Одновременно с проведением эвакуации населения из зон затопления требуется организовывать охрану имущества, оставшегося без присмотра. Такие примеры также имеются.

В 2002 г. в результате выпадения обильных осадков уровень воды в реках Краснодарского края поднялся выше критического и было затоплено 58 населенных пунктов.

В связи со сложившейся обстановкой 22 июня 2002 г. на территории Краснодарского края был введен оперативный план "Тайфун".

Общая площадь затопления на территории края составила 480 кв. км. Было подтоплено свыше 11 000 и разрушено 5134 домовладений, размыто 190 км автодорог, повреждено 185 трансформаторных подстанций, 95 опор ЛЭП и 36 мостов.

Количество пострадавших граждан составило 80 438, из них 5048 семей лишились жилья, 8885 семей лишились имущества, погибло 57 человек. Без вести пропавшими считаются 9 человек.

При ликвидации последствий стихийных бедствий личным составом органов внутренних дел Краснодарского края проведен большой объем мероприятий по оказанию помощи пострадавшему населению, охране общественного порядка.

Силами милиции были взяты под охрану дома граждан, вынужденных оставить места проживания, организована охрана общественного порядка в местах размещения эвакуированных граждан. В охране общественного порядка большую помощь милиции оказали общественные формирования и казачество. Ежедневно на охрану общественного порядка в зоне стихийно -го бедствия задействовалось более 1000 сотрудников милиции и 120 казаков Таманского отдела Кубанского казачьего войска.

В результате продолжительных ливневых дождей, прошедших на территории Ставропольского края в июне 2002 г., в крае сложилась чрезвычайная ситуация, которая охватила шесть районов края (Предгорный, Кочубеевский, Минераловод-ский, Георгиевский, Советский и Кировский) и особо охраняемый эколого-курортный регион России - Кавказские Минеральные Воды. Пострадали 65 населенных пунктов, в том числе города Ставрополь, Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск, Минеральные Воды, Лермонтов, Железноводск, Георгиевск, Невинномысск.

В спасательных и аварийно-восстановительных мероприятиях совместно с подразделениями МЧС России принимали участие ГУВД Ставропольского края. В свою очередь, казачьи формирования оказали помощь сотрудникам милиции в охране общественного порядка в затопленных районах.

Можно согласиться с выводами Л.И. Овчинниковой о привлечении общественных объединений к охране общественного порядка в нормальных условиях и в условиях возникновения чрезвычайных ситуациях.

Функция охраны общественного порядка является одной из основных внутренних функций государства. Для ее выполнения в структуре органов государственной власти создается система специальных (правоохранительных) органов, которым в целях обеспечения успешной реализации этой функции содействуют различные общественные формирования.

В начале 1990-х гг. наметилась негативная тенденция снижения активности общественных объединений в охране общественного порядка. В целях активизации этой работы Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 959 "О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и других населенных пунктов Российской Федерации" было предписано восстановить в субъектах Российской Федерации деятельность этих общественных формирований. Для этого органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также по инициативе предприятий, учреждений и организаций на местах были осуществлены организационные мероприятия по восстановлению и активизации деятельности негосударственных субъектов правоохранительной направленности (муниципальных и казачьих дружин, отрядов содействия милиции, социально-профилактических центров, центров семейного воспитания и др.).

Существенным недостатком правового регулирования исследуемых общественных отношений является отсутствие Федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка". Этот Закон должен определить правовые основы и принципы участия граждан в обеспечении правопорядка; формы и содержание этой деятельности; права и обязанности членов объединений граждан; их социальные и правовые гарантии; контроль и надзор за этой деятельностью.

В законодательстве Российской Федерации установлена возможность привлечения общественных объединений к ликвидации чрезвычайных ситуаций. В России с каждым годом растет число произошедших стихийных бедствий, аварий, катастроф. Поэтому общественные объединения могут оказать большую помощь милиции в обеспечении общественного порядка при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В статье приведены примеры участия общественных объединений правоохранительной направленности в ликвидации последствий землетрясений и затоплений. Поэтому, на наш взгляд, в Федеральном законе "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка" должно найти отражение этого вопроса.

Следует заметить, что организация охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных обстоятельствах в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается соответственно МВД России, МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ) и территориальными и транспортными органами внутренних дел в тесном взаимодействии с органами прокуратуры и безопасности.

Для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности во время проведения массовых мероприятий и при чрезвычайных ситуациях могут привлекаться личный состав служб и подразделений органов внутренних дел, внутренние войска МВД России. При необходимости для более эффективного управления силами и средствами, привлекаемыми на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, создается оперативный штаб. Численность и состав штаба определяется характером и масштабом массовых мероприятий, чрезвычайных обстоятельств, а также складывающейся оперативной обстановкой.

Управление силами и средствами в период проведения массовых мероприятий осуществляется со специально организуемых пунктов, на которых оборудуются рабочие места для членов оперативного штаба, групп управления и организации

Пункты управления создаются, как правило, в районе проведения массового мероприятия и размещаются в местах, пригодных для оперативного руководства находящимися в подчинении силами и средствами. Пункты управления могут быть стационарными (в зданиях, сооружениях) или передвижными (в автобусах). Они оборудуются средствами связи, а при необходимости - кино-, фото-, видеоаппаратурой.

При организации обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности во время проведения массового мероприятия начальник органа внутренних дел (руководитель оперативного штаба) должен руководствоваться положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., и действующего законодательства Российской Федерации.

После получения задачи на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия должна проводиться подготовительная работа, которая включает в себя:

уточнение программы, места, времени и порядка его проведения, возможного количества и состава участников, а также наличия или отсутствия факторов, требующих запрещения на проведение массовой акции;

осуществление совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств комиссионного обследования места проведения массового мероприятия, определяется его пригодность к организации надлежащей охраны общественного порядка и принимаются меры к устранению недостатков;

проведение рекогносцировки местности, в процессе которой изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянки транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.

Следует обратить внимание на то, что на основе всех необходимых данных и расчетов разрабатывается план охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия, в котором предусматриваются:

границы оцепляемой территории зоны, сектора, участка;

состав и количество привлекаемых сил и средств, места их размещения, виды и задачи нарядов, ответственные за организацию их службы в зонах, секторах и на участках, схема управления и связи;

порядок взаимодействия с соседними территориальными и транспортными органами внутренних дел и органами внутренних дел на транспорте, органами безопасности, войсками;

организация обеспечения общественного порядка в местах формирования колонн, сбора зрителей на подступах к месту проведения мероприятия, а также на остановках городского транспорта и контрольных пунктах;

маршруты следования участников и зрителей, пути отвода транспортных и пешеходных потоков, порядок регулирования их движения до начала и после окончания мероприятия, места стоянки транспортных средств;

порядок организованного выхода участников после окончания мероприятия, а также порядок их эвакуации в случае необходимости;

меры по обеспечению пожарной безопасности;

организация медицинского и материально-технического обеспечения.

В необходимых случаях через средства массовой информации заблаговременно делается сообщение о временных изменениях маршрутов движения транспорта, ограничении доступа граждан в район проведения массовых мероприятий.

Актуальными вопросами в период подготовки к обеспечению общественного порядка и общественной безопасности во время собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и иных массовых мероприятий - проведение дополнительных инструктажей и тренировок с личным составом по изучению нормативных актов, регламентирующих права и обязанности милиции, мер ответственности организаторов и участников массовых акций за нарушение правопорядка, а также отработке тактических приемов несения службы в условиях осложнения обстановки.

На инструктажах с использованием схемы территории разъясняется программа проведения массового мероприятия, уточняются участки и сектора охраны общественного порядка, направления, маршруты движения людей и стоянки транспорта, размещение пунктов управления, резервов, медицинских пунктов, торговых точек, санитарных узлов, а также проводится ознакомление нарядов с образцами пропусков (билетов и иных документов), дающих право прохода (проезда) в зону оцепления.

Как показывает практика, тренировки осуществляются накануне массового мероприятия непосредственно на месте его проведения. При этом уточняются задачи, расстановка нарядов, проверяется реальность установленных сроков развертывания сил; отрабатываются вопросы взаимодействия нарядов милиции, войск и других привлекаемых сил на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств.

Личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооруженным.

Во время проведения массового мероприятия наряды обязаны:

знать и умело выполнять поставленную задачу;

проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка;

находиться в указанном месте и без специального разрешения не оставлять порученный участок службы;

удалять с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка;

в случае обнаружения обстоятельств, осложняющих проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и безопасности зрителей и участников, немедленно доложить ответственному за охрану порядка на объекте.

Граждане, проживающие или работающие в зоне оцепления, пропускаются к месту жительства по предъявлении паспорта или иного подтверждающего это документа, а к месту работы - специальным пропускам. По решению начальника оперативного штаба может быть установлен иной порядок пропуска.

Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

  • Глава 12. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
  • §4. Основные права и обязанности граждан в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Роль органов внутренних дел в охране прав и свобод граждан
  • Чаще всего особые условия деятельности ОВД возникают во время проведения массовых мероприятий. В условиях дальнейшего развития демократии все более повышается политическая активность граждан и общественных организаций. Миллионы граждан Российской Федерации принимают участие в различных общественно-политических, культурных, спортивных, религиозных и других массовых мероприятиях. Все чаще улицы, площади, парки и скверы используются для проведения различного рода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. В этих условиях органам внутренних дел приходится принимать дополнительные меры для поддержания на должном уровне обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности.

    Конституцией РФ (ст. 31) гражданам предоставлено право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирования при условии предварительного уведомления органов власти. На полицию Законом РСФСР «О полиции» от 18 апреля 1991 г. возложена задача по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в том числе и при проведении массовых мероприятий.

    Прежде всего, сотруднику органов внутренних дел необходимо иметь четкое представление, что такое массовое мероприятие, его характер, масштабность и особенности.

    Массовое мероприятие – это совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

    Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие» можно выделить три основных признака:

    Большое количество людей;

    Организованность действий;

    Наличие цели.

    Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

    Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

    - общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, встречи и проводы правительственных делегаций, съезды, конференции и др.);

    - культурно-зрелищные (народные гулянья, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.);

    - спортивные (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.);

    Другие (религиозные праздники, похоронные процессы и др.).

    По значимости – международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.).

    По периодичности проведения – разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.).

    По способу возникновения – организованные, спонтанные.

    По возможности участия – общедоступные, ограниченные количеством участников.

    К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечения безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении. Это организаторы массовых мероприятий – общественные организации, государственные органы, администрации спортивных, культурных зданий и сооружений, граждане, а также органы и организации, непосредственно обеспечивающие охрану общественного порядка и общественной безопасности (органы внутренних дел, государственной безопасности, подразделения ВВ МВД РФ, Армии и Флота, общественные формирования).

    Проведение массовых мероприятий создает особую обстановку на данной территории, которая отличается следующими особенностями:

    Нарушается обычный ритм жизни населения (ограничение дорожного движения, изменения распорядка работы предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т. п.);

    Наличие большого скопления людей на ограниченной территории, что создает повышенную опасность возникновения конфликтных ситуаций, групповых нарушений общественного порядка, а также угрозу жизни и здоровью граждан;

    Возможность скоротечного осложнения оперативной обстановки, связанной со стихийным формированием неформальных группировок, отрицательно влияющих на состояние общественного порядка и безопасности.

    К особенностям проведения крупномасштабных массовых мероприятий следует отнести и структурную перестройку работы служб и подразделений ОВД (создание специальных органов управления – оперативных штабов, пунктов управления, различных групп, необходимость решения дополнительных задач, возникающих в ходе подготовки и проведения массовых мероприятий). Для обеспечения общественного порядка и безопасности в этих случаях дополнительно привлекаются силы и средства, в т. ч. и других подразделений, нарушается режим работы личного состава и т. п.

    На органы внутренних дел при проведении массовых мероприятий возлагаются следующие задачи:

    Обеспечение личной безопасности граждан;

    Предупреждение и пресечение преступлений, нарушений общественного порядка и безопасности;

    Оказание помощи и содействие соответствующим должностным лицам и организаторам в пределах, установленных Законом, в обеспечении строгого соблюдения участниками и зрителями установленных правил поведения;

    Оказание содействия другим государственным органам в обеспечении мер общественной безопасности;

    Обеспечение охраны общественного порядка на территории, где мероприятия непосредственно не проводятся.

    Органы внутренних дел вправе приостановить или прекратить мероприятия в случае возникновения опасности для жизни и здоровья граждан, а также в других предусмотренных законом случаях.

    Организация охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий – это комплексная задача, решение которой зависит от хорошо продуманных, скоординированных действий государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов, организаторов публичных мероприятий, которые в пределах своей компетенции несут ответственность за создание соответствующих условий для успешного проведения массового мероприятия.

    Подготовкой проектов планов мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, как правило, занимаются службы охраны общественного порядка, ГИБДД, штабные подразделения и др.

    В процессе подготовки плана мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности необходимо получить следующие данные:

    Место и время проведения мероприятия;

    Предполагаемое количество участников;

    Маршруты движения;

    Места наибольшего сосредоточения участников;

    Организаторы и ответственные лица за проведение мероприятия;

    Размещение медпунктов, торговых точек, автостоянок, остановок транспорта;

    Погодные условия;

    Противопожарное состояние объекта;

    Техническое состояние объекта;

    Другие данные, необходимые для выработки правильного решения и успешного проведения массового мероприятия.

    Особое внимание при подготовке к проведению массового мероприятия следует обратить на вопросы установления деловых контактов и взаимодействия с инициаторами осуществления мероприятия, администрацией мест, где они проводятся, с другими правоохранительными органами, заинтересованными организациями и ведомствами.

    При подготовке к проведению массового мероприятия существует определенная особенность расчетов сил и средств, необходимых для обеспечения общественного порядка и безопасности. Определенного норматива здесь не существует, поэтому следует исходить из реальной обстановки. Расчеты должны быть обоснованными и должны способствовать надежной охране общественного порядка и безопасности. Достигнуть этого можно лишь путем рекогносцировки местности, учета всех особенностей оперативной обстановки и глубокого анализа ранее проведенных мероприятий, что прямо предусмотрено главой 8 Устава патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности РФ.

    В процессе рекогносцировки изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянок транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.

    Управленческое решение об охране общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия оформляется в виде плана действий по охране общественного порядка и общественной безопасности, который при необходимости согласовывается с органами власти, командованием частей и подразделений ВВ МВД РФ, органами государственной безопасности и утверждается старшим оперативным начальником.

    План может быть оформлен на карте или схеме с необходимыми пояснениями, расчетами и обоснованиями. Одним из самых важных требований, предъявляемых к плану, является правовое обеспечение. Каждое планируемое мероприятие должно соответствовать правовым нормам, чтобы не допустить нарушения законности и ущемления, законных прав и интересов граждан. Содержание и реализация плана должны соответствовать компетенции органа внутренних дел. В последнее время получило распространение составление типовых планов организационных и тактических мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий различных типов. Созданы и постоянно действующие оперативные штабы, что значительно облегчает подготовку и проведение подобного рода мероприятий.

    В состав оперативного штаба входят:

    Министр внутренних дел РФ, республики в составе РФ, начальник ГУВД, УВД края (области), горрайлиноргана внутренних дел – руководитель оперативного штаба;

    Заместитель министра внутренних дел РФ, республики в составе РФ, начальника ГУВД, УВД края (области), горрайлиноргана внутренних дел – заместитель руководителя оперативного штаба;

    Командир соединения, части ВВ МВД РФ – заместитель руководителя оперативного штаба;

    Руководители управлений (отделов, отделений) – члены штаба.

    В оперативный штаб по согласованию могут быть включены и представители других правоохранительных органов.

    Основными задачами оперативного штаба являются:

    Разработка и корректировка планов обеспечения охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, профилактике возможных правонарушений со стороны их организаторов и участников;

    Организация и осуществление контроля за поддержанием готовности привлекаемых сил и средств, совершенствование системы оповещения и сбора личного состава по тревоге;

    Обучение личного состава действиям по охране общественного порядка во время проведения массовых мероприятий, а также при осложнении оперативной обстановки;

    Управление силами и средствами при проведении массовых мероприятий;

    Сбор, обобщение и анализ информации об оперативной обстановке, количестве задействованных сил и средств; разработка предложений о наиболее целесообразных формах их использования; подготовка решений; ведение оперативной карты, журнала действий ОВД;

    Обеспечение бесперебойной связи со всеми подразделениями и нарядами;

    Доведение до исполнителей, а также контроль за своевременным исполнением ими всех приказов и распоряжений начальников;

    Постоянное информирование руководства штаба об оперативной обстановке и всех ее изменениях и др.

    Исключительная важность охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий требует четкости и ясности каждого пункта плана, единообразного его понимания. После разработки и утверждения плана необходимо довести мероприятия до исполнителей. Обычно это происходит на инструктивных совещаниях, где разъясняются программа массового мероприятия, указываются зоны и участники охраны общественного порядка, границы секторов, маршруты движения участников шествий, манифестаций, размещение пунктов управления и связи, резерва, а также особенности, на которые следует обратить внимание при несении службы. При необходимости конкретным исполнителям направляются выписки из плана с указанием мероприятий и сроков их исполнения. Для уяснения задач, практической отработки приемов и навыков несения службы по охране общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий проводятся репетиции и тренировки служебных нарядов, в ходе которых проверяется правильность принятых решений, вносятся корректировки в расстановку сил и средств, уточняется готовность и надежность системы связи и управления, определяются места расположения резерва и оперативного штаба, проверяется организация взаимодействия нарядов полиции, войск и других привлекаемых сил на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств.

    Личному составу, занятому в нарядах по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, огнестрельное оружие не выдается. Резерв может быть вооружен.

    При проведении массовых мероприятий применяются следующие виды нарядов: цепочки, группы сопровождения, посты наблюдения, резерв, группы патрулирования, ограничения движения транспорта, разъяснения законов, обеспечения связи, оцепления (блокирования), фиксации правонарушений и другие.

    Каждую группу возглавляет старший, назначаемый заблаговременно командиром специального сводного отряда.

    Цепочка – выставляется для оцепления территории, на которой проводится массовое мероприятие, с целью недопущения посторонних лиц, а также для построения направляющих коридоров, обеспечивающих организованное продвижение участников мероприятий, зрителей или разграничительных квадратов (прямоугольников) в местах размещения участников мероприятий и зрителей.

    В состав цепочек могут входить работники полиции, военнослужащие, представители общественности.

    Цепочки подразделяются на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2 м, нормальные – при интервале 1 – 2 м, усиленные – при интервале менее 1 м, многорядные – в два и более рядов.

    С целью усиления цепочек на наиболее опасных направлениях устанавливаются заграждения из специальных барьеров, автомобилей и войсковой техники.

    Группа сопровождения – обеспечивает общественный порядок при построении колонн, их сопровождение и размещение в отведенных для них местах.

    Пост наблюдения – обеспечивает своевременную информацию о ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Он устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.

    Резерв – предназначается для решения задач охраны общественного порядка в случаях осложнений обстановки во время проведения массовых мероприятий. Резерв должен располагаться в местах, откуда он может быстро ввестись в действие.

    В состав резерва, находящегося в распоряжении начальника оперативного штаба, может выделяться до 20 % всех привлекаемых к охране общественного порядка сил и средств.

    Резервы, находящиеся в распоряжении начальников секторов, участков или направлений, составляют 10 – 15 % сил и средств, используемых на службе в данном секторе, участке или направлении. Задействованные резервы немедленно восполняются за счет высвобождения сил и средств с менее важных участков и направлений.

    Группа патрулирования – формируется из личного состава органов внутренних дел, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России (в случае их привлечения) для осуществления охраны общественного порядка на прилегающей к району проведения массовых мероприятий граждан территории.

    Группа ограничения движения транспорта – формируется из работников дорожно-патрульной службы ГИБДД и организует движение транспорта, пешеходов в обход зоны блокирования, а также обеспечивает беспрепятственный проезд к месту проведения специальных мероприятий автотранспорта органов внутренних дел и внутренних войск, аварийно-спасательных служб.

    Группа разъяснения законов – формируется из числа наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел, учебных заведений МВД России. Основной задачей этой группы является проведение разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий.

    Группа обеспечения связи – формируется из сотрудников подразделений связи и специальной техники, а также личного состава, имеющего навыки работы со средствами связи. Она призвана обеспечить надежное управление силами и средствами. Порядок использования связи и режим работы радиосредств определяются руководителем оперативного штаба.

    Группа оцепления (блокирования) – формируется из личного состава подразделений патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных полиции, учебных заведений, а также частей и подразделений внутренних войск (в случае их привлечения). Группа осуществляет оцепление (блокирование) соответствующего района местности с целью ограничения доступа граждан, направления на фильтрационный пункт лиц, активно пытающихся проникнуть в район оцепления (блокирования), задержания правонарушителей, прекращения проезда в район мероприятия постороннего транспорта. В необходимых местах создаются КПП для организованного пропуска граждан, транспорта, выявления (задержания) организаторов и активных участников противоправных действий.

    Группа фиксации правонарушений – формируется из сотрудников подразделений криминальной полиции, оснащается средствами визуального наблюдения, фотографирования, видео- и звуковой записи. Обеспечивает документирование противоправных действий на месте происшествия, проверку доставленных правонарушителей.

    Для обеспечения общественного порядка и безопасности во время проведения массового мероприятия должно привлекаться лишь реально необходимое количество сил и средств. Наряды вводятся в действие по мере развертывания проводимого мероприятия, а по миновании надобности немедленно снимаются и переводятся в резерв.

    В день проведения массового мероприятия руководителями служб и подразделений проводится проверка личного состава и его экипировки, рабочий инструктаж старших самостоятельных групп, сообщается о возможных изменениях, о времени начала и порядке проведения планируемого мероприятия и других изменениях в оперативной обстановке, обеспечивается расстановка имеющихся сил и средств, устанавливается взаимодействие с организаторами мероприятия.

    Во время проведения массового мероприятия наряды обязаны:

    Знать и умело выполнять поставленную задачу;

    Проявлять особую осмотрительность и выдержку при несении службы, в любых условиях действовать спокойно и уверенно, особенно при пресечении нарушений общественного порядка, предупреждая тем самым возникновение паники и групповых нарушений правопорядка;

    Находиться в указанном месте и без специального разрешения не оставлять порученный участок службы;

    Удалять с места проведения массового мероприятия лиц, находящихся в состоянии опьянения, и других нарушителей общественного порядка;

    В случае обнаружения обстоятельств, осложняющих проведение мероприятия, обеспечение общественного порядка и безопасности зрителей и участников, немедленно доложить ответственному за охрану порядка на объекте.

    Граждане, проживающие или работающие в зоне оцепления, пропускаются к месту жительства по предъявлении паспорта или иного подтверждающего это документа, а к месту работы – специальным пропускам. По решению начальника оперативного штаба может быть установлен иной порядок пропуска.

    По миновании надобности, вводимые на период проведения массового мероприятия ограничения отменяются по решению начальника органа внутренних дел (руководителя штаба).

    После окончания массового мероприятия осуществляется отвод сил и средств, принимавших участие в охране общественного порядка, возобновление нормальной жизнедеятельности предприятий, организаций, учреждений, движения транспорта. Проводится проверка наличия личного состава, средств индивидуальной защиты и других технических средств, подводятся итоги несения службы, дается оценка действий сотрудников основных и приданных служб и подразделений.

    Рассмотрим некоторые тактические действия нарядов по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий.

    При проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ответственные за охрану общественного порядка или, как именуется в законе, представители органа внутренних дел и наряды полиции осуществляют надзор за соблюдением его участниками общественного порядка, безопасности и требований действующего законодательства, контролируют соответствие целей проводимого мероприятия указанным в уведомлении, а также место и сроки их проведения. Особое внимание уделяется выявлению у участников и организаторов оружия и других предметов, могущих использоваться против жизни и здоровья людей, причинения ущерба государственным и иным организациям, учреждениям и гражданам.

    В случае нарушения участниками и организаторами установленного порядка проведения мероприятия органы внутренних дел в соответствии с законом вправе приостанавливать или запрещать дальнейшее ее проведение и при необходимости применить силу и специальные средства.

    При этом не следует формально подходить к решению возникающих проблем. Руководитель органа внутренних дел должен помнить, что основная задача полиции – охрана общественного порядка и безопасности.

    При групповых нарушениях общественного порядка во время проведения массовых мероприятий.

    Из опыта известно, что действенными мерами при пресечении противоправного поведения участников конфликта в толпе являются своевременное и решительное реагирование нарядов полиции на складывающуюся ситуацию, захват инициативы и наступательность действий, активное проведение разъяснительной работы, задержание и удаление зачинщиков и активных участников беспорядков, ведение видео- и фотосъемки событий, оттеснение и рассеивание любопытных.

    Если групповые нарушения общественного порядка грозят перейти в массовые беспорядки, полицией последовательно осуществляется ряд мероприятий. Прежде всего, в условленном месте сосредотачиваются личный состав и техника. Затем нарядами патрульно-постовой службы полиции, ОМОН, другими подразделениями органов внутренних дел и внутренних войск блокируется и локализуется место конфликта.

    Специальными группами выявляются зачинщики, подстрекатели и активные участники групповых нарушений и хулиганских действий, документируется их противоправная деятельность.

    Совместно с представителями государственных органов власти и других правоохранительных органов проводится разъяснительно-профилактическая работа, предъявляются требования о прекращении нарушений общественного порядка.

    Если разъяснительная работа возымела положительное воздействие и толпа начинается расходиться, наряды полиции не препятствуют этому, а лишь принимают меры к задержанию организаторов, подстрекателей и активных участников группового нарушения общественного порядка. При этом, если обстоятельства не позволяют задержать этих лиц в настоящий момент, необходимо ограничиться установлением их личности и задержать их в более удобной обстановке.

    Если нарушители отказываются прекратить противоправные действий после неоднократного к ним обращения о противозаконности подобного поведения и силами правопорядка принимается решение по пресечению бесчинств. После принятия решения о пресечении группового нарушения общественного порядка наряды полиции и приданные к ним силы должны действовать решительно и без колебаний применять в пределах, предусмотренных законодательством, силу и специальные средства.

    Основными тактическими приемами нарядов полиции в подобных случаях являются оцепление места группового нарушения общественного порядка, введение нарядов в зону оцепления и выполнение ими функций по рассечению толпы и задержанию зачинщиков и активных участников, документированию их противоправной деятельности, применению специальных средств.

    Наряды, вводимые в очаги групповых нарушений общественного порядка, формируются за пределами их границ, экипируются защитными шлемами, бронежилетами, резиновыми палками, щитами, специальными средствами. Действия их по рассредоточению толпы, задержанию правонарушителей должны быть решительными и быстрыми, чтобы не дать возможности спровоцировать других участников массового мероприятия на противодействие полиции. Задержанные под усиленной охраной доставляются в специально отведенные места для разбирательства.

    При принятии решений о применении силового воздействия к правонарушителям во время массовых мероприятий следует иметь в виду, что наряду со строгим соблюдением законности нарядам полиции необходимо проявлять гибкость. Если обстановка складывается не в пользу полиции, то лучше повременить с применением силы. Из опыта известно, что нередко прямолинейные действия полиции приводят к возникновению кризисных ситуаций. Нужно уметь находить контакт с публикой и применять лишь те меры, реакция на которые с ее стороны будет положительной. Чаще всего полиция вмешивается в конфликт когда обстановка обостряется и становится трудно управляемой. Поэтому принимать меры к предупреждению конфликта лучше всего на ранних стадиях его развития. Это потребует меньше эмоциональных и физических затрат и позволит свести к минимуму неблагоприятные последствия конфликта.

    Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности признаются законодателем основными задачами милиции общественной безопасности (ч. 1 ст. 9 Закона РФ “О милиции”) По ϲʙᴏему содержанию первая из них предполагает поддержание установленного в государстве порядка отношений между людьми в процессе их нахождения в публичных местах. Таковыми признаются улицы, площади, парки, средства общественного транспорта, транспортные магистрали, аэропорты, речные и морские порты, вокзалы и другие общественные места.

    Для выполнения ϶ᴛᴏй задачи законодатель установил комплекс административно-правовых мер и предусмотрел для их осуществления в составе милиции общественной безопасности специальные службы. Так, согласно части первой раздела второго Стоит сказать - положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации в ее состав входят подразделения патрульно-постовой службы, структурные звенья кᴏᴛᴏᴩых в виде пеших и мобильных патрулей обеспечивают постоянное присутствие ра ботников милиции, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим образом экипированных и снаряженных, в указанных общественных местах. Патрульно-постовая служба может эффективно разрешать рассматриваемую задачу, если состав патрулей стабилен для конкретных маршрутов, а патрульные знают и ориентируются в обстановке на территории по месту несения службы, поддерживают постоянные контакты с проживающим на ней населением и с лицами, работающими на определенных объектах, расположенных на маршрутах патрулирования.

    Эффективности работы патрульно-постовой службы по поддержанию общественного порядка благоприятствует сочетание различных видов патрулей: пеших и мобильных (на автомобилях, конных, использующих вертолеты), а также использование служебно-розыскных собак. Патрульные обладают согласно ст. 11 Закона РФ “О милиции” и Уставу патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации комплексом полномочий, обеспечивающих ϲʙᴏевременное выявление и пресечение административных правонарушений, а в ряде случаев и преступлений.

    Не стоит забывать, что важное значение для выполнения рассматриваемой задачи имеет и деятельность службы участковых инспекторов милиции, поскольку данная проблема отнесена к числу основных задач ϶ᴛᴏй категории работников милиции. На них по϶ᴛᴏму возлагается обязанность, во-первых, контролировать несение службы патрульно-постовыми нарядами на участке и, во-вторых, совместно с ними обходить места возможного появления антиобщественных элементов. Участковый инспектор милиции может осуществлять при необходимости маневрирование нарядами ППС на участке. Помимо непосредственного участия в охране общественного порядка участковый инспектор милиции может и в косвенной форме способствовать эффективному разрешению ϶ᴛᴏй задачи. К примеру, информировать патрульно-постовые наряды, несущие службу на участке, об оперативной обстановке на данной территории, вносить предложения руководству ОВД о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка на территории его участка.

    Особым аспектом рассматриваемой задачи будет обеспечение общественного порядка при проведении массовых мероприятий, в процессе кᴏᴛᴏᴩых могут по различным причинам возникать эксцессы в форме групповых противоправных действий. Последние наиболее вероятны во время митингов, демонстраций.

    пикетирования определенных государственных учреждений, организаций и т.п., когда участвующие в данных мероприятиях лица отличаются потенциальной агрессивностью и требуют от властей немедленного решения возникших социально-политических проблем. Довольно часто групповые действия, нарушающие общественный порядок, возникают и во время спортивных соревнований, различного рода празднеств, зрелищ с участием большого количества людей. В интересах охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий в состав милиции общественной безопасности включены и отряды.милиции особого назначения (ОМОН), специально подготовленные к пресечению массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждение и организаций.

    Решение задачи охраны общественного порядка также предполагает исполнение милицией общественной безопасности в пределах ее полномочий законов по борьбе с преступностью и административными правонарушениями, пьянством, употреблением наркотиков и другими антиобщественными явлениями.

    Особо следует отметить, что современный период отличается всплеском различного рода техногенных катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии, в связи с чем на все службы и подразделения милиции в подобного рода ситуациях возлагается обязанность поддерживать общественный порядок в тех населенных пунктах и местностях, где указанные события имели- место. С учетом ϶ᴛᴏго милиции предоставляются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие полномочия (п. п. 20, 28 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции”)

    Исходя из ст. 2 ч. I ст. 9 указанного Закона, милиция обязана обеспечивать общественную безопасность, то есть предотвращать и пресекать угрозы жизни, здоровью и имуществу людей со стороны источников повышенной опасности. К числу последних законодатель относит определенные категории физических лиц, а также материальные объекты и транспортные средства. Дифференцированно к данным объектам законодатель устанавливает и определенные полномочия для работников милиции. К примеру, если поведение лиц, пребывающих в состоянии алкогольного опьянения, представляет опасность для здоровья, жизни и имущества граждан, находящихся в жилище с данным лицом, то данный гражданин может быть доставлен в специализированное учреждение или дежурную часть органа внутренних дел. Милиция вправе задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом по рядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера (п. 9 ч. I ст. 11 рассматриваемого законодательного акта) Милиция обязана осуществлять для оказания медицинской помогли привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным судом (судьей), уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями и представляющими непосредственную опасность для себя или окружающих, а также указанных лиц, совершивших общественно опасные деяния. Наряду с данным, на милицию возложена обязанность обеспечивать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих в целях профилактики правонарушений (п. 22 ч. I ст. 10 Закона РФ “О милиции”)

    Наряду с данным на милицию возложены обязанности и предоставлены полномочия задерживать и изолировать от общества лиц, совершающих преступления и административные правонарушения, а в случае взятия их под стражу - охранять и содержать их в изоляторах временного содержания, в специальных приемниках для арестованных в административном порядке, центрах для временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, центрах социальной реабилитации (п. п. 14-16 ч. I ст. 10; п. п. 5, 7-12 ст. Федерального закона “О милиции”)

    Законодатель признает в качестве объектов-источников повышенной опасности и огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотические средства, а также ряд других предметов и материалов. В связи в данным на милицию возлагается обязанность в интересах обеспечения общественной безопасности выдавать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральным законом лицензии на продажу или приобретение гражданского и служебного оружия и патронов к нему; разрешение на хранение, или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию РФ и вывоз из РФ указанного оружия и патронов к нему, а также разрешение на хранение и использование отдельных моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел; разрешение на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения. Обязанностью милиции также будет контроль за соблюдением установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия (п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона РФ “О милиции”) Адекватно ϶ᴛᴏй обязанности милиция вправе осматривать места хранения данных предметов и материалов, объекты, где они обращаются. В случае выявления нарушений установленных правил милиция вправе давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении данных нарушений, изымать указанные предметы, запрещать деятельность ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих объектов, аннулировать выданные разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством (п. 27 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции”)

    Исключая выше сказанное, милиция вправе изымать у граждан и должностных лиц веши, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения (п. 27 ч. I ст. 11 Закона “О милиции”)

    К числу источников повышенной опасности относится и автотранспорт, по϶ᴛᴏму разрешение такой задачи как обеспечение общественной безопасности предполагает и надзор за дорожным движением. Этот аспект указанной задачи предусматривает определение уровня знаний у лиц, претендующих получить право на вождение автотранспортных средств в процессе приема у них ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих экзаменов, по результатам кᴏᴛᴏᴩых милиция разрешает вопрос о выдаче удостоверений, предоставляющим претендентам данное право (п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона РФ “О милиции”)

    Милиция обязана создавать условия для проведения ϶ᴛᴏй работы, а именно: выдавать лицензии на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, справок, счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также на работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения (п. 9 ч. I ст. 10 Закона “О милиции”) Важно заметить, что одновременно милиции предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензиями н.а изготовление бланков, водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков и другой специальной продукции, необходимых для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также на работу по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения. При ϶ᴛᴏм милиция вправе приостанавливать действие указанных лицензий или аннулировать в случае выявления нарушений. При соблюдении же лицензиатом установленных для него правил деятельности срок действия лицензии может быть продлен (п. 23 ч. 1 ст. 1 1 Закон;! РФ “О милиции”)

    Милиции вменяется и обязанность ведение государственного учета состояния безопасности дорожного движения (п. 9 ч. I cт. 10 Федерального закона “О милиции”) По϶ᴛᴏму милиция также обязана осуществлять: государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, организовывать и проводить государственный тexнический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним (п. 9 ч. I ст. 10 Закона РФ “О милиции”) Речь идет о том, что для предотвращения автотранспортных происшествий милиция контролирует техническое состояние транспортных средств и запрещает их эксплуатацию при неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии технического состояния установленным требованиям, т.е. при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (п. 23 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции”)

    Милиция также осуществляет регулирование движения транспорта, пешеходов, надзирая за порядком и безопасностью дорожного движения, а при нарушении его правил, в т.ч. повлекших автопроисшествия, выясняет их обстоятельства. По результатам такого разбирательства разрешается вопрос о наложении административных взысканий или применении иных меp воздействия. Милиция, согласно п. 23 ч. 1 ст. 11 Закона РФ "О милиции” вправе останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управление ими, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы, осуществлять с участием водителей и граждан, сопровождающих груз.ы. осмотр транспортных средств при подозрении, что они могут быть использованы в противоправных целях, задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске.

    Законодатель в п. 23 ч. I ст. 11 Закона РФ “О милиции” особо выделяет лиц, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения либо находящихся за рулем транспортных средств без права управления ими. Нужно помнить, такие граждане подлежат при наличии достаточных оснований отстранению от управления транспортными средствами, они могут быть освидетельствованы для определения наличия в их организме алкоголя или наркотических средств и с учетом его результатов привлечены к административной или уголовной ответственности. Выяснение ϶ᴛᴏго обстоятельства важно при расследовании нарушений правил дорожного движения и автопроисшествий, а также производство дознания по делам о них.

    В интересах разрешения задачи обеспечения общественной безопасности милиция вправе ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности (там же)

    Не стоит забывать, что важное значение для выполнения рассматриваемой задачи, охраны общественного порядка, а также выявления, предупреждения и раскрытия преступлений имеет полный учет населения. По϶ᴛᴏму на милицию возлагается обязанность, контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан РФ, а также соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Выполнение ϶ᴛᴏй обязанности обеспечивается за счет выдачи гражданам паспортов, осуществления их регистрации, выдачи документов на поездки за границу и исполнения иных положений законодательства России о гражданстве, миграции и т.п. (п. 17 ч. I ст. 10 Закона РФ “О милиции”)

    Обеспечение общественной безопасности предполагает соблюдение правил создания и функционирования негосударственных субъектов правоохранительной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
    По϶ᴛᴏму законодатель обязал милицию выдавать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью, создание частных детективных предприятий (объединений), охранных предприятий. Милиция обязана согласовывать уставы служб безопасности в организациях.

    Наряду с данным милиция должна контролировать соблюдение установленных Федеральным законом правил детективной и охранной деятельности и с учетом результатов такого контроля либо продлевать срок действия лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью, либо при выявлении нарушений вышеуказанных правил аннулировать названные лицензии или применять иные меры, предусмотренные законом (п. 19 ч. I ст. 10 Федерального закона “О милиции”)

    1. Обеспечение охраны правопорядка.

    Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают значительный объем работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, укреплению законности, защите прав и свобод человека, охране законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности и трудовых коллективов, по борьбе с преступностью и иными правонарушениями.

    Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039, на МВД возлагаются следующие основные задачи:

    Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

    Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

    Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

    Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности и некоторые другие.

    Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Основными структурными звеньями этой системы являются министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте (УВДТ, ОВДТ), управления и отделы 8 Главного управления внутренних дел (на режимных объектах), региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). Кроме того, в структуру МВД входят также Следственный комитет при МВД РФ, главные следственные управления, управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел субъектов Федерации, городов, районов, а также на транспорте, Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТ и ВС), образовательные учреждения (Академия управления, Санкт- Петербургский университет, институты, высшие школы, средние специальные учебные заведения), Всероссийский научно-исследовательский институт (ВНИИ) и другие научно-исследовательские учреждения, а также иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел. В систему МВД Российской Федерации входят и внутренние войска.

    Правовой основой деятельности МВД являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Государственной Думы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, а также приказы, инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

    Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, гражданами, средствами массовой информации.

    В соответствии с возложенными задачами МВД РФ определяет основные приоритетные направления деятельности органов внутренних дел, разрабатывает и реализует комплексные программы совершенствования их деятельности, участвует в формировании и выполнении государственных федеральных целевых программ в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

    МВД организует и проводит научные исследования проблем охраны общественного порядка, предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений, безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, деятельности внутренних войск в сложных условиях, опытно-конструкторские и проектно-технологические работы, обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта работы в деятельность органов внутренних дел.

    В органах внутренних дел широко налажено обобщение практики применения законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции МВД, разрабатываются предложения по совершенствованию действующего законодательства, подготавливаются проекты нормативных актов, связанных с регулированием деятельности органов внутренних дел. Вышестоящие органы системы МВД организуют оказание подведомственным органам и подразделениям методической и практической помощи по всем вопросам, отнесенным к их компетенции.

    Реализуя свои функции, МВД РФ организует в масштабах Российской Федерации: оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности, экспертно-криминалистическую деятельность органов внутренних дел; расследование преступлений (в форме дознания и предварительного следствия) по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к компетенции органов внутренних дел; обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовно-процессуальных обязанностей. МВД осуществляет руководство криминальной милицией, милицией общественной безопасности и другими службами, в ходе, которого оказывает помощь подведомственным органам внутренних дел в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений; проводит в пределах компетенции органов внутренних дел работу по выявлению, раскрытию и расследованию тяжких преступлений, носящих межрегиональный характер или же имеющих особое общественное значение; осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотиков; участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране государственной границы, обеспечению безопасности представительств иностранных государств.

    Министерством внутренних дел организуется на территории Российской Федерации розыск лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством; идентификация неопознанных трупов, розыск похищенного имущества. В необходимых случаях МВД координирует деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и иных правонарушений, охране общественного порядка.

    Структурными подразделениями МВД обеспечивается выполнение требований паспортно-визовой и разрешительной систем, установление правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, ими осуществляются охрана объектов собственности по договорам, выдача разрешений (лицензий) на занятие частной детективной и охранной деятельностью и контроль за ней.

    МВД Российской Федерации руководит отрядами милиции особого назначения (ОМОН), специальными моторизованными частями милиции; организует охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий республиканского масштаба. Министерство внутренних дел в необходимых случаях участвует наряду с другими компетентными органами в обеспечении (в соответствии с законом) правового режима чрезвычайного или военного положения в случаях их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях. МВД и его органы на местах участвуют в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии.

    На Министерство внутренних дел возложено руководство Государственной противопожарной службой. МВД РФ обязано осуществлять оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел, привлекаемыми для ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных событий (т. е. в особых условиях); организует на территории Российской Федерации работу по выявлению и устранению причин и условий пожаров, непосредственно организует тушение крупных пожаров.

    Структурными подразделениями МВД осуществляется разработка правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В пределах своей компетенции оно принимает меры по совершенствованию его организации и предупреждению дорожно-транспортных происшествий, реализации межправительственных соглашений о развитии международного автомобильного сообщения; организует работу по регистрации и учету автомототранспортных средств, выдаче удостоверений на право управления автомототранспортом; руководит Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД).

    Органы внутренних дел осуществляют деятельность по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание и утративших социально полезные связи.

    Работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и правонарушений в значительной степени помогают формируемые и ведущиеся министерством общереспубликанские справочно-информационные фонды и учеты, автоматизированные банки данных (АБД), необходимые для эффективной деятельности органов внутренних дел. На это же направлена и организованная ведомственная статистика преступлений и административных правонарушений.

    По вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью МВД налаживает и осуществляет контакты с правоохранительными органами зарубежных государств. С этой целью оно сотрудничает в установленном законом порядке с правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также с зарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвует в подготовке проектов международных договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к ведению МВД.

    МВД подчиняется Президенту Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и законодательными актами Российской Федерации, а также Правительству Российской Федерации.

    Министерство внутренних дел возглавляет министр, который, как и его заместители и главнокомандующий внутренними войсками, назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению Правительства РФ. Руководство конкретными направлениями деятельности МВД в соответствии с распределением функциональных обязанностей осуществляют заместители министра и главнокомандующий внутренними войсками.

    В МВД образуется коллегия в составе министра, его заместителей, главнокомандующего внутренними войсками (по должности) и руководящих работников органов внутренних дел. Численность коллегии устанавливается Президентом РФ.

    Состав коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждается Правительством РФ. Коллегией рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Решения коллегии принимаются большинством голосов и затем объявляются приказом министра внутренних дел Российской Федерации.

    Решения, принятые на совместных заседаниях коллегий МВД и других министерств и ведомств Российской Федерации, объявляются совместными приказами министра внутренних дел и руководителей соответствующих министерств и ведомств.

    Таким образом, задачи и функции Министерства внутренних дел в рамках регионов (субъектов Российской Федерации), а также городов и районов выполняют соответствующие структурные службы и подразделения нижестоящих уровней системы МВД. Их структура строится с учетом объема и содержания выполняемой ими работы. Министров внутренних дел республик в составе Российской Федерации назначают в порядке, установленном конституциями этих республик. Начальников ГУВД УВД УВДТ назначает министр внутренних дел Российской Федерации по согласованию с главами местных администраций. Начальников городских и районных органов внутренних дел назначают министры внутренних дел республик, начальники ГУВД, УВД по согласованию с главами местных администраций. Начальников линейных органов внутренних дел на транспорте назначают начальники УВДТ.

    Взаимодействие Отдела Внутренних Дел со средствами массовой информации в обеспечении правопорядка

    Под обеспечением правопорядка понимается осуществление государственными органами (в лице органов внутренних дел) во взаимодействии с общественными формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей...

    Влияние международных документов на совершенствование уголовно-исполнительной системы России

    Основополагающими принципами национального законодательства должны быть международные нормы, гарантирующие обеспечение прав и свобод человека (в т. ч...

    Вневедомственная охрана

    Основой организации охраны имущества юридических и физических лиц является договор, заключенный между вневедомственной охраной при органах внутренних дел и предприятием, учреждением, организацией, в ведении которых находится это имущество...

    Законность и порядок в юридической науке

    Различие между "обеспечением" и "охраной (защитой)" состоит в том, что обеспечение законности, правопорядка связано с гарантированием положительной реализации законов (юридических норм), с их упрочением, профилактикой возможных правонарушений...

    безопасность охрана транспорт железнодорожный С развитием воздушного транспорта надежная охрана общественного порядка и общественной безопасности потребовала создания специальных подразделений полиции...

    Особенности несения службы по охране общественного порядка на объектах транспорта

    На организацию и осуществление охраны общественного порядка и безопасности на водном транспорте существенное влияние оказывает характер обслуживаемых органами внутренних дел объектов: водные пути сообщения (моря, реки, каналы, озера)...

    Охрана труда как институт трудового права

    Железнодорожный транспорт по своему кругообороту и объему пассажирских перевозок занимает ведущее место в транспортной системе Российской Федерации...

    Служба органов внутренних дел на транспорте

    Органы внутренних дел на воздушном транспорте были созданы в начале 70-х годов. До их образования задачи линейных органов на объектах воздушного транспорта осуществлялись территориальными органами внутренних дел...

    Служба органов внутренних дел на транспорте

    Водный транспорт, как и другие виды транспорта, является важной отраслью народнохозяйственного комплекса Российской федерации. Его безопасность обеспечивается обязательным соблюдением установленных правил движения и пользования судами...

    Функции государства

    К числу приоритетных функций государства относится охрана и защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Соблюдение прав человека является одним из главных критериев демократичности государства...

    Функции права

    Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве...

    Понятие обеспечения охраны правопорядка . Общая характеристика правопорядка в Российской Федерации. Правовые основы обеспечения охраны прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Система обеспечения охраны правопорядка. Принципы обеспечения охраны правопорядка. Силы и средства обеспечения охраны правопорядка.

    Органы внутренних дел Российской Федерации. Задачи, функции, система и структура, правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел РФ, их полномочия и компетенция. Федеральные законы “О милиции”, “Об оперативно-розыскной деятельности”; УК РФ; УПК РФ; КоАП РФ; положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, о милиции общественной безопасности РФ, об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, постановления Правительства РФ о структуре милиции общественной безопасности и о структуре криминальной милиции. Основные направления и формы деятельности органов внутренних дел.

    Система органов внутренних дел РФ: МВД Российской Федерации; Главные управления МВД России по федеральным округам; МВД республик, ГУВД или УВД краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; УВД на железнодорожном, воздушном, водном (речном и морском) транспорте (УВДТ); УВД на закрытых территориях и режимных объектах.

    Службы Министерства внутренних дел РФ и его основных структурных звеньев: милиция общественной безопасности; криминальная милиция; следственный аппарат; экспертно-криминалистическая служба; федеральная миграционная служба; внутренние войска; информационно-аналитическая служба; служба тыла; образовательные и научно-исследовательские учреждения; другие службы, подразделения, предприятия, учреждения и организации.

    Структурные подразделения Министерства внутренних дел РФ (департа-менты, следственный комитет, бюро, центры и др.).

    Полномочия Министра внутренних дел РФ и первых руководлителей структурных звеньев системы органов внутренних дел РФ. Коллегии и оперативные совещания в системе органов внутренних дел РФ.

    Милиция в системе органов внутренних дел Российской Федерации, ее задачи, функции, система, правовые основы организации и деятельности. Федеральный закон “О милиции”. Криминальная милиция и милиция общественной безопасности, их структура, полномочия и формы деятельности.

    Структурные подразделения криминальной милиции, осуществляющие борьбу с экономическими и налоговыми преступлениями, с организованной преступностью, с другими видами преступлений, их задачи, функции, полномочия, правовые основы организации и деятельности.


    Структурные подразделения милиции общественной безопасности, их задачи, функции, полномочия, правовые основы организации и деятельности.

    Экспертно-криминалистическая служба органов внутренних дел, ее правовая основа, задачи, функции, система, компетенция, полномочия и формы деятельности.

    Федеральная миграционная служба, ее задачи, функции, полномочия, система, правовые основы организации и деятельности.

    Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, их правовая основа, задачи, функции, система, компетенция, полномочия и формы деятельности.

    Службы тыла и кадрового обеспечения органов внутренних дел, образовательные и научно-исследовательские учреждения в системе МВД России.

    Кадры органов внутренних дел и внутренних войск, их правовая защита, материальные и социальные гарантии.

    Международная организация уголовной полиции (Интерпол): правовая основа, задачи, функции, структура и органы; советники; бюджет и ресурсы; отношения с другими организациями. Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпол при МВД Российской Федерации: правовая основа, задачи, функции, основные формы деятельности. Юридические результаты деятельности Интерпол и НЦБ Интерпол при МВД Российской Федерации

    Органы по контролю за оборотом наркотических средствт и психотропных веществ, их задачи, функции, система и структура, правовые основы организации и деятельности. Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”; УК РФ; УПК РФ; КоАП РФ; Указы Президента РФ: “О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных чвеществ”; РФ “Вопросы совершенст-вования государственного управления в Российской Федерации”; “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”. Положение об органах по контролю за оборотом наркотитческих средств и психотропных веществ; ведомственные нормативные правовые акты об организации и деятельности органов по наркоконтролю. Основные структурные звенья системы: Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; главные управления по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по федеральным округам; региональные управления и управления РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по субъектам Российской Федерации.

    Полномочия органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Полномочия Директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и первых руководлителей структурных звеньев системы по наркононтрлю. Коллегии и оперативные совещания в системе наркоконтроля.

    Кадры органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их правовая защита, материальные и социальные гарантии.