Гражданское право россии. Гражданское право россии другие произведения, установленные законом

Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности. Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания (смежные права).

смежных прав;

патентного права;

средств индивидуализации участников гражданского оборота и правового регулирования производимой ими продукции (работ, услуг) Гражданское право (Кушнир И.В.).

Объекты этих институтов являются результатами интеллектуальной деятельности.

а) являющиеся результатом творческой деятельности;

б) существующие в какой-либо объективной форме (в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме).

Остановимся более подробно на литературных произведениях, как объекте авторского права.

Литературное произведение -- это совокупность идей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. - М., 1956. - С. 32

Термин «литературные и художественные произведения» охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, вне зависимости от способа и формы ее выражения, включая: книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные сочинения с текстом или без текста; кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии; рисунки, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, гравирования и литографии; фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии; произведения прикладного искусства; иллюстрации, карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам. «Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 9 сентября 1886 г.

Условия, необходимые для признания определенного творческого труда произведением, охраняемым авторским правом:

произведение непременно должно быть предметом искусства, науки либо литературы.

произведение должно быть результатом именно творческой деятельности. В контексте данного положения наиболее важным вопросом представляется разграничение новых произведений, являющихся творческим трудом, и переработок уже существующих произведений. В случае отсутствия у заинтересованной стороны авторского лицензионного договора , заключения экспертов или иного подтверждения заимствования материалов из произведения-оригинала, решение суда по данному вопросу становится наименее предсказуемым.

наличие факта обнародования произведения либо нахождение в какой-либо объективной форме. При этом, в связи с присоединением Российской Федерации к ключевым международным договорам в области авторского права гражданство автора (правопреемника), а также территория обнародования почти не имеют значения.

Согласно законодательству, действующему в настоящее время, назначение и достоинство произведения, а также способ выражения произведения также не имеют значения при квалификации творческого труда как произведения, охраняемого авторским правом.

Некоторые из частей произведения являются самостоятельным объектом авторского права в случае соответствия вышеуказанным требованиям. Законодатель также распространяет охрану на такие произведения как сборники и производные произведения. Интеллектуальная собственность Авторское право и смежные права Патентное право Регистрация прав - www.copyright.ru

На правовой режим произведения также влияет способ его создания. Гражданским кодексом РФ предусмотрены особенности реализации авторских прав на произведения, созданные:

В рамках трудовых обязанностей работника (служебные произведения, ст. 1295);

По заказу (ст. 1296);

При выполнении работ по государственному или муниципальному контракту (ст. 1298);

При выполнении работ по иному договору (ст. 1297). Гражданское право (Кушнир И.В.)

В рамках произведения различают охраняемые (образы и язык произведения) и неохраняемые (тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание) элементы.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. п. 5 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Специальное правовое регулирование предусмотрено Гражданским кодексом РФ для следующих видов произведений:

производные произведения (ст. 1260);

составные произведения (ст. 1260);

программы для ЭВМ и базы данных (ст. 1261-1262);

аудиовизуальные произведения (ст. 1263);

проекты официальных документов, символов и знаков (ст. 1264);

служебные произведения (ст.1295).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками: творческий характер произведения и объективная форма его выражения. В числе объектов авторского права законодатель в качестве отдельной группы выделил литературные произведения. В данном случае этот термин используется в широком смысле и охватывает весьма значительный круг творческих произведений, в которых посредством слова в письменной или иной объективной форме, а также и в публичной устной речи выражены мысли и чувства автора. В их числе могут быть:

Художественно-литературные, учебные, публицистические научные и иные работы;

Дневники, письма;

Лекции, доклады, проповеди и иные устные публичные выступления;

Переводы и другие произведения.

Всем указанным и некоторым иным видам литературных произведений, являющихся объектами авторского права, присущи творческий характер их создания, оригинальность содержания и изложения.

Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций. Включает в себя продажу музыкальных альбомов на аудиокассетах и компакт-дисках. К аудиопиратству относится и распространение музыкальных композиций в компьютерных сетях. Также пиратские радиостанции.

Обмен музыкальными композициями в Интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P-технологий - Одноранговая, децентрализованная или пиринговая (англ. peer-to-peer, P2P -- равный к равному) сеть -- это оверлейная компьютерная сеть, основанная на равноправии участников. Часто в такой сети отсутствуют выделенные серверы, а каждый узел (peer) является как клиентом, так и выполняет функции сервера. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.

Наверняка всем знакома песня «Happy Birthday to You», исполняемую почти на всех днях рождения с целью поздравить именинника. На некоммерческих мероприятиях её можно петь без страха нарушить чьи-то авторские права, а вот использование мелодии в коммерческих целях без отчисления роялти правообладателю недопустимо. Песенку написали сёстры Пэтти Хилл и Милдред Дж. Хилл в 1893-м году. В 1935-м году авторские права были официально утверждены. По законам США, они истекают только в 2030-м году. Возможно, вы замечали, что в художественных фильмах эта мелодия почти никогда не присутствует. Дело в том, что за каждое исполнение песенки в коммерческих целях нужно платить, и это приносит правообладателям доход в размере двух миллионов долларов ежегодно.

На данный момент в России, по статистике нарушений авторских прав на музыкальные произведения - иными словами на пиратство, проживает около 20 миллионов « пиратов» - людей, ежедневно пытающихся нарушить чьи-либо авторские права на музыкальные произведения. Государство пытается бороться с ними, но как только исчезают «старые пираты» появляются «новые». Нарушений в области авторства на музыку предостаточно, но я считаю, то наше действующее законодательство сможет избавить нас от подобных ситуаций.

Хотелось бы привести еще несколько курьезных примеров в сфере нарушений авторства на интеллектуальную собственность:

Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь", выпускающая шоколад под брендом "Аленка", требовала взыскать компенсацию в размере более 310 миллионов рублей с кондитерской фабрики "Славянка" (Белгородская область) за нарушение исключительных прав на товарный знак.

"Славянка" выпускала шоколад под названием "Алина" в упаковке, выполненной в аналогичной цветовой гамме и с изображением девочки, как установили суды, "в похожем цветастом головном платке, из-под которого выбивается челка".

Спор дошел до Высшего арбитражного суда РФ и был отправлен на новое рассмотрение в первую инстанцию. Там длившееся два с половиной года разбирательство завершилось подписанием мирового соглашения: "Славянка" обязалась прекратить выпуск шоколада в спорном оформлении и выплатить истцу 15 миллионов рублей. В свою очередь, "Красный Октябрь" отказался от взыскания остальных 37 миллионов рублей компенсации, рассчитанной судом.

Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК) осенью 2009 года направила в арбитражные суды несколько исков к социальной сети "ВКонтакте" с требованием прекратить размещение на ресурсе ряда популярных российских фильмов и музыкальных произведений, права на которые принадлежат телекомпании. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который отказал в его пересмотре, указав, однако, на возможность пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.

Нарушение авторских прав: примеры. Ответственность за нарушение авторского права

Оно интерпретируется как несанкционированное правообладателем копирование или распространение материала, который защищен авторским правом: музыкальные композиции, книги, программное обеспечение, фильмы и др. Право на обладание интеллектуальной собственностью защищено законом в большинстве стран.

Что такое «пиратство9raquo; и контрафакция?

Нарушение авторского права может быть выражено сопряженными понятиями: контрафакция (подделка) и «пиратство9raquo; (подделка, но в отношении имущественных авторских прав). Это, безусловно, правонарушение, в основе которого лежит использование произведений искусства, науки и литературы, находящихся под охраной авторского права, без соответствующего разрешения автора либо правообладателя, а также сюда относится и нарушение зафиксированных в договоре об использовании конкретных произведений ряда условий.

Основные виды нарушений авторского права

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

  • копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
  • распространение произведения (прокат, продажу и др.);
  • публичную демонстрацию;
  • публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
  • трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
  • перевод произведения на другие языки;
  • переработку произведения (плагиат).

На практике производные от них виды нарушений авторского права, так сказать, «идут в ногу со временем». Мошенники, преследуя цели собственного материального обогащения, занимаются изобретением не оригинальной идеи, а уникального способа присвоения авторских прав на нее.

В сложившейся правоохранительной, правоприменительной и судебной практике степень данного правонарушения, как правило, определяется самим правообладателем. В связи с этим любое действие, которое ему не понравится либо он посчитает его преградой для получения сверхприбыли, будет рассмотрено судом в обязательном порядке с вынесением соответствующего решения в отношении привлечения (или не привлечения) нарушителя к той или иной ответственности.

Исторические факты, касающиеся термина «пиратство9raquo;

Первое его упоминание принято относить к 1603 г. Немного позднее термин «пиратство9raquo; встречается в предисловии поэмы Альфреда Теннисона «The Lover’s Tale»: «9hellip;недавно подверглись безжалостному пиратству».

Часто его можно встретить в текстах правовых актов, к примеру, в англоязычной Бернской конвенции 1886 г.: «9hellip; контрафактные экземпляры произведения подлежат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной».

Термин «пиратство9raquo; в значении «нарушение авторских прав» в русскоязычных текстах правовых источников федерального уровня не встречается, но он употребляется достаточно часто в судебной документации, юридической литературе и локальных нормативных актах.

По данным некоторых источников, его употребление отождествлялось с журналистским штампом.

По мнению основателя движения свободного ПО Ричарда Столлмана, рассматриваемый термин стал широко использоваться в отношении игнорирования традиционных методов относительно лицензирования ПО, создавая ложное убеждение о его исключительно негативной окраске. По его словам, он подсознательно ассоциируется с морским пиратством, которое, в свою очередь, всегда было сопряжено с грабежами, разбоем, похищением людей, убийством, взятием заложников, потоплением судов и с прочими жестокими преступлениями.

Во-первых, это более выгодный в отношении издержек способ получения прибыли в сравнении с себестоимостью лицензионного первоисточника.

Многочисленные современные технологии превратили процесс копирования информации в весьма доступное и дешевое дело.

В прошлом легальные производители обладали естественной защитой: техническим преимуществом и эффектом масштаба. Любой желающий мог вручную переписать материал либо набить его на печатной машинке, однако и качество, и себестоимость данной копии существенно бы уступали оригинальным версиям.

На сегодняшний момент все кардинально изменилось. К примеру, стандартный комплект офисной техники (принтер, биндер и компьютер) без труда позволит сделать аналог книжного издания в мягком переплете, при этом его себестоимость будет приравнена к рыночной цене. Именно перспектива получения сверхприбыли - первопричина пиратства.

Оно, как правило, распространено в таких странах, в которых показатель прибыли на душу населения достаточно низкий. Поэтому главной причиной пиратства в этих странах выступает неплатежеспособность населения (цены на контрафакт значительно ниже стоимости легальной продукции).

Оно заключается в целеполагании. Что касается «пиратства9raquo;, то здесь нарушитель стремится получить как можно большую материальную выгоду, не обращая внимания на этический и легальный аспект данного правонарушения.

В случае же с плагиатом он имеет другую цель - признание целевой аудиторией его произведения (несанкционированно заимствованного у настоящего автора). Наряду с данным стремлением, как правило, присутствует и коммерческая выгода.

Чем чревато нарушение авторского права?

Это явление довольно распространено в настоящее время. В случае если субъект не получил официального разрешения применять чужой материал, то можно говорить о том, что имеет место классическое нарушение авторских прав. В рамках российского законодательства за это предусмотрено гражданская и публичная ответственность.

Нарушитель привлекается только к одной из вышеперечисленных. Согласно закону, к административной ответственности могут быть привлечены как юридические лица (без ограничений), так и гражданские (если нарушение не попадает под разряд преступлений: ущерб менее 50 тыс. руб.). В противном случае они привлекаются уже непосредственно к уголовной.

Основанием для административной ответственности является ст. 7.12 КоАП РФ, а для уголовной - ст. 146 УК РФ: «Нарушение авторских прав».

Итак, последняя выступает следствием более серьезного нарушения: коммерческих действий, совершенных в крупном размере, результатом которых стало несанкционированное использование объекта авторского права либо смежных прав, вследствие которого был получен доход в размере более 50 тыс. руб. или 250 тыс. руб. (в случае особо крупного размера).

Гражданская ответственность за нарушение авторского права вступает в силу только при желании пострадавшего. В этом случае нарушитель либо выплачивает соответствующую компенсацию автору, либо возмещает причинённый вред или упущенную выгоду.

Юридический аспект защиты авторских прав

В нашей стране она обеспечивается законом от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», точнее, его пятым разделом - «Защита авторских и смежных прав», который включает три статьи данной тематики (48, 49, 50).

Так, в статье 48 прописан закон о нарушении авторских прав, в котором указаны следующие сведения:


Чем регламентирована уголовная ответственность за нарушение авторских прав?

Для этого в нашей стране существует соответствующая статья (146) в Уголовном Кодексе - «Нарушение авторских и смежных прав».

В ней прописано, что наказание за нарушение авторских прав - это одна из санкций, наложенных на осужденного (в зависимости от рода его действий).

  1. Обязательные работы, которые могут длиться от 180 до 240 часов.
  2. Штраф за нарушение авторских прав в размере 200 тысяч руб.
  3. Арест на срок от трех до шести месяцев.

При условии незаконного использования (хранения, приобретения, перевозки) контрафактных экземпляров налагаются следующие санкции:


  • лишением свободы (до 6-ти лет);
  • штрафом (до 500 тыс. руб. или иной доход, в том числе и заработная плата за три года).

Какой способ считается самым распространенным в рамках защиты авторских прав?

Безусловно, это возмещение причиненного ущерба. Компенсация за нарушение авторских прав - альтернативный способ защиты в сравнении с взысканием убытков. Иначе говоря, правообладатель имеет право потребовать либо выплаты компенсации, либо взыскания убытков.

Однако стоит учитывать тот момент, что достоверность рассчитанного размера убытка по делу в отношении нарушения авторских прав из-за ряда причин сложно подтвердить.

Что касается взыскания компенсации, то здесь его размер доказывать не нужно, вследствие чего осуществить защиту прав автора значительно легче и проще.

  • 10 тыс. - 5 млн руб. (при учете характера нарушения, его срока, последствий, степени вины правонарушителя и других важных обстоятельств);
  • удвоенной стоимости права на использование произведения (лицензии) при учете альтернативной выгоды;
  • удвоенной стоимости контрафактных копий произведения.

При установлении того или иного размера компенсации судья руководствуется принципами справедливости и разумности (п. 3 ст. 1252 ГКРФ).

Содержание иска о нарушении авторских прав

Оно зависит от их вида. Как правило, иски принято разделять на имущественные и неимущественные, однако, исходя из специфики авторского права, интересы конкретного автора трудно разграничить по данному принципу, поэтому они часто группируются в рамках одного процесса.

К неимущественному виду относятся следующие права:

  • на имя;
  • авторство;
  • на отзыв и обнародование произведения;
  • на защиту существующей репутации.

Иск неимущественного характера может включать следующие требования:


  • о взыскании гонорара (авторского вознаграждения);
  • о возмещении причиненных убытков, вызванных фактом нарушения авторских прав;
  • о признании безосновательности обогащения (предъявляется к соавтору, который безосновательно присвоил чужой гонорар).

Видеопиратство как наглядный пример нарушения авторского права

Данным термином принято обозначать нелегальное распространение копированного материала (телепередач, фильмов и др.) посредством дисков, кассет, а также Интернета. Видеопиратство может быть нацелено как на получение прибыли (продажа контрафакта в магазинах, ларьках и т. д.), так и на некоммерческие результаты (обмен видеопродукцией с друзьями и др.).

В первом случае пиратская версия фильма может появиться задолго до выхода официальной (к примеру, были случаи, когда рабочая версия фильма, украденная у съемочной группы, уже находилась в продаже).

Качество записи в этом случае может существенно отличаться от такового у лицензированной копии, но это вовсе не обязательно.

В нашей стране видео- и аудиопиратство - это самые распространение примеры нарушения авторского права, но далеко не единственные.

Существуют специально разработанные условные обозначения в виде аббревиатур, добавленных к основным именам файлов, которые указывают на тип сделанной копии.

  1. «Экранка9raquo; (CAMRip - CAM). Как правило, такой материал отснят в кинотеатре обычным зрителем, он имеет достаточно низкое качество.
  2. Telesync (TS). Более качественная копия, отснятая чаще всего работником кинотеатра с применением профессиональной камеры, установленной на штативе.
  3. «Рулон9raquo; (telecine - TC). Качество отснятого материала, как правило, выше среднего. Данная съемка производится также работником кинотеатра, но уже посредством телекинодатчика.
  4. Утечка рабочей версии (workprint - WP). Характеризуется средним качеством материала, отснятого в киностудии.
  5. Утечка промо-копии (DVD screener - DVDSCR и Screener - SCR), которая раздается кинокритикам, кинопрессе и т. д. Качество также среднее.
  6. DVDRip характеризуется высоким качеством копии, полученной из видеопроката или магазинов розничной торговли.
  7. R5 DVDRip - копия, предназначенная для стран второго и третьего мира.
  8. HDTVRip, CATVRip, TVRip, SATRip - скопированный материал получен из телетрансляции.
  9. BDRip (Blu-ray Disc Rip) - данный контрафакт очень высокого качества, он получен копированием BD диска из видеопроката.
  10. VHS Rip - копия очень низкого качества, полученная с видеокассет.

Помимо видеопиратства, еще можно выделить такие примеры нарушения авторского права, как аудиопиратство, контрафакт программного обеспечения, компьютерных игр и видеоигр.

Наиболее распространенные правонарушения в рассматриваемом аспекте

Можно выделить следующие случаи нарушения авторских прав:

  • невыплата либо частичная выплата гонорара;
  • издание произведения без соответствующего согласия автора;
  • нарушение авторских прав относительно неприкосновенности его произведения;
  • отсутствие указания имени настоящего автора.

И это далеко не полный список данного рода правонарушений. Однако именно эти случаи нарушения авторских прав, особенно нежелание указывать истинного автора, так процветают в современном обществе.

Важные процессуальные особенности относительно возбуждения и рассмотрения в судебном порядке дел о нарушении авторских прав

Во-первых, они считаются делами частного обвинения (возбуждаются по желанию потерпевшего).

Во-вторых, для их возбуждения потерпевшему необходимо подать жалобу непосредственно в суд, в которой должно быть указано следующее: период времени правонарушения, кем оно было осуществлено, в каком месте, что явилось результатом данного противоправного действия и чем конкретно подкрепляются доводы потерпевшего относительно привлечения правонарушителя к ответственности.

В-третьих, суд не имеет права оставить без разбирательства полученную жалобу ни по причине ее малозначительности, ни ввиду отсутствия существенных доказательств, ни по любой другой причине.

Если последует отказ в возбуждении уголовного дела, то он должен быть процессуально оформлен постановлением судьи, в нем должны быть также изложены причины такого решения.

В-пятых, если нарушение авторских прав фиксируется впервые, а сведения о личности правонарушителя и характере его деяния свидетельствуют о большой доле вероятности его исправления без применения уголовных мер, то суд может принять решение о прекращении данного уголовного дела с дальнейшей передачей всех материалов по нему на рассмотрение уже товарищеского суда.

По данным статистики, меры именно уголовной ответственности относительно рассматриваемого правонарушения реализуются достаточно редко.

Масштабные и удобные интернет-сервисы с музыкой без авторских прав

Большое количество музыкальных треков, а также сопровождений обладают авторскими правами, и их публичное размещение на сторонних сайтах запрещено.

В нашей стране был принят законопроект в отношении защиты авторских ресурсов от таких противоправных действий, как копирование и распространение. В связи с этим хостинг-провайдеры осуществляют блокировку сайтов, на которых был выявлен факт нарушения авторских прав.

На сегодняшний день можно выделить такие масштабные и удобные сервисы с музыкой без ограничений, как:

  • Youtube.ru;
  • Freemusicarchive.org;
  • сайты под руководством Creative Commons, включая danosongs.com, audionautix.com и sweetsoundeffects.com;
  • Rutube.ru;
  • Jamendo.com.

В каких странах распространено данное правонарушение?

По данным статистики, такого рода нарушение интересов рассматриваемой категории правообладателей часто встречается в таких странах, как Россия, Китай, Мексика, Украина, Бразилия и Индонезия.

Основной причиной данного явления выступают экономические интересы, в частности:

  1. Правообладатели-монополисты реализуют произведения интеллектуальной собственности по весьма завышенным ценам, которые в большинстве случаев не соотносимы с потребительскими возможностями целевого сегмента рынка.
  2. Присутствует дифференцированность уровня жизни в указанных странах, в которые импортируется произведения интеллектуальной собственности (цена не соответствует среднему уровню заработной платы, не учитывается уровень обязательных налогов и др.), хотя внутри страны-производителя цены на лицензированную продукцию считаются весьма приемлемыми.

Для обозначения всей совокупности прав, относящихся к сфере интеллектуальной собственности, частью четвертой ГК РФ введен специальный термин "интеллектуальные права", которые согласно ст. 1226 ГК РФ включают "исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие)".

В свою очередь авторские права определяются п. 1 ст. 1255 ГК РФ как интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, т.е. понятие "авторские права" охватывает все имущественные и личные неимущественные права, закрепляемые законодательством в отношении произведений.

При этом постоянно встречающееся в законодательстве упоминание о "произведениях науки, литературы и искусства" является данью традиции и не имеет практического значения, так как действующее законодательство не устанавливает каких-либо принципиальных различий в правовом регулировании для этих трех групп произведений. Мало того, во многих случаях не существует однозначных критериев для их общепризнанного разграничения. Так, произведение, представляющее результат научного творчества и выраженное в форме статьи или книги, традиционно рассматривается в качестве литературного произведения, альбом репродукций может быть признан сборником произведений изобразительного искусства, и т.д.

Вся совокупность предусматриваемых ГК РФ авторских прав может быть разделена на несколько групп:

  • 1) личные неимущественные права автора;
  • 2) исключительное право на произведение, на основании которого автор и его правопреемники могут разрешать или запрещать использование произведения;
  • 3) "право на вознаграждение", устанавливаемое в случаях, когда ГК РФ предусматривает, что произведение может использоваться без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения (ст. 1245 Кодекса), а также в иных случаях, когда Кодекс специально предусматривает выплату дополнительного вознаграждения авторам, например за использование служебных произведений.

Кроме того, существует ряд других прав, которые не всегда можно однозначно отнести к той или иной категории, например "право доступа", предусмотренное ст. 1292 ГК РФ, или даже невозможно однозначно отнести к категории "авторских", например особое "право использования изданий", предусмотренное п. 7 ст. 1260 ГК РФ.

Часть прав закрепляется только в отношении определенных видов произведений: например, право следования и право доступа - только в отношении произведений изобразительного искусства.

Непосредственно в отдельных статьях Кодекса предусматриваются положения, позволяющие говорить о наличии дополнительных прав не только у авторов, но и у иных категорий правообладателей: например, изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) принадлежит право требовать указания его имени или наименования при любом использовании аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 ГК РФ).

Многие вопросы, связанные с разграничением отдельных видов прав, являются дискуссионными, по ним высказываются различные точки зрения. Законодатель уклонился от четкого деления предоставляемых авторам прав на две категории: имущественные права и личные неимущественные права, оставив тем самым достаточный простор для дальнейшего развития теоретических взглядов по данным вопросам.

В то же время ГК РФ специально определяет, что исключительное право на произведение признается имущественным правом, как это вытекает, в частности, из формулировки ст. 1226 ГК РФ.

Дискуссии вызвала принадлежность к категории личных неимущественных прав такого принадлежащего авторам права, как право на обнародование произведения. Так, профессор А.П. Сергеев неоднократно отмечал, что в данном праве соединены воедино как личные неимущественные, так и имущественные элементы*(1) .

Что касается остальных прав, закрепляемых за авторами и иными правообладателями в соответствии с положениями главы 70 ГК РФ, то, хотя в отношении части из них можно определенно сказать об имущественном характере таких прав в тех случаях, когда речь идет о праве на получение авторами или иными правообладателями вознаграждения (ст. 1245, п. 3 ст. 1263 и т.д.), для многих остальных принадлежность к числу имущественных или личных неимущественных прав является дискуссионной.

В целом же авторские права составляют настолько сложный взаимосвязанный комплекс, что, как совершенно справедливо отмечает профессор А.П. Сергеев, "выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно"*(2) .

Понятие "произведение" в законодательстве не раскрывается отсутствует какое-либо общепризнанное определение данного понятия также в авторско-правовой доктрине, трудах российских или зарубежных специалистов по авторскому праву.

Произведением признается результат творческой деятельности автора, однако признание того, является ли конкретный результат творческой деятельности произведением - объектом авторских прав, осуществляется только применительно к каждому конкретному случаю исходя из общего представления о таком явлении культуры, как творчество.

Традиционно признается, что охраняемыми авторским правом объектами не являются результаты деятельности, осуществляемой по какому-либо заранее известному алгоритму. Однако авторским правом могут охраняться карты, чертежи и другие аналогичные объекты, при создании которых важное значение имеет именно соблюдение формальных алгоритмов их получения. Установление охраны фотографических произведений основывается на фактической презумпции творческого характера деятельности по получению фотографических изображений.

Как правило, российские специалисты в области авторского права придерживались мнения о необходимости наличия оригинальности достигаемого автором творческого результата, т.е. отсутствия объективной возможности его самостоятельного повторения другими авторами. Согласно так называемому критерию объективной новизны произведения в случае если один и тот же результат творческой деятельности может быть получен независимо друг от друга различными авторами, охрана не должна предоставляться никому из авторов. В то же время ряд зарубежных специалистов признают возможность предоставления охраны даже при наличии "субъективной новизны", т.е. при недоказанности заимствования автором ранее созданного произведения.

Мало того, в последние годы российская коммерческая и судебная практика пошла по пути признания и защиты в ряде случаев авторских прав даже на отдельные слова и выражения, в том числе даже такие, которые существовали в русском или иностранном языке еще до создания произведения автором, но были творчески переосмыслены им и стали широко известны именно в связи с произведениями определенных авторов, например "Ну, погоди!", "Буратино" (от итал. burattino - "кукла-марионетка", "легкомысленный человек") и т.д.

Гражданский кодекс РФ ограничивается только указанием на то, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), представляющие собой результат творческой деятельности, что оставляет неограниченный простор для дальнейших научных и судебных толкований.

Предоставление авторско-правовой охраны не зависит от назначения и достоинства произведения, т.е. автор не обязан доказывать "качество" произведения, его практическую значимость, идейное значение, соответствие каким-либо требованиями т.д.

Произведение охраняется также независимо от способа его выражения. Разумеется, для того чтобы произведение могло получить охрану, оно должно не только возникнуть в сознании автора, но также получить объективную форму выражения, т.е. стать доступным для восприятия другими людьми. Это не означает, что охрана предоставляется только произведениям, зафиксированным на каких-либо материальных носителях. Охраной будут пользоваться также устные произведения, например лекции, доклады, прозвучавшие мелодии, прочитанные стихи и т.п., независимо от того, будут ли они каким-либо образом записаны.

В п. 1 ст. 1259 ГК РФ приводится неисчерпывающий перечень видов произведений - объектов авторских прав:

  • - литературные произведения;
  • - драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • - хореографические произведения и пантомимы;
  • - музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • - аудиовизуальные произведения;
  • - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • - другие произведения.

Данный перечень призван, с одной стороны, иллюстрировать понятие объекта авторских прав, а с другой стороны, исключить на практике попытки уклонения от признания объектами авторских прав отдельных результатов творческой деятельности, таких как фотографические произведения, произведения дизайна, пантомимы, географические карты и т.д.

По мере развития новых способов представления и использования произведений появляются и новые их виды, которые, как ожидается, будут в дальнейшем включаться в этот перечень. Однако охрана им должна предоставляться независимо от того, упоминаются они в данном перечне в настоящее время или нет.

Наряду с указанными в перечне видами произведений в ст. 1259 ГК РФ упоминаются также такие объекты авторских прав, как:

  • - программы для ЭВМ;
  • - базы данных;
  • - производные произведения, представляющие собой переводы или иные переработки других произведений;
  • - составные произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору и расположению материала.
  • - такого объекта авторских прав, как компьютерные программы (программы для ЭВМ), побудила законодателей специально оговорить предоставления им охраны, условно приравняв их с законодательной точки зрения к литературным произведениям, а также предусмотрев действие в отношении них ряда специальных положений (ст. 1261, 1262 и 1270 ГК РФ).

Производными произведениями признаются любые переводы, переделки и иные переработки любых произведений, в том числе обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки, а также любые другие произведения, при создании которых осуществлялась переработка других произведений.

К составным произведениям относятся любые сборники, в том числе энциклопедии, словари, газеты, периодические издания, антологии и др., но только при том условии, что они представляют собой результат творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. Обычно считается, что таким условиям не отвечают сборники, составляемые по какому-либо известному алгоритму, например, телефонные справочники, собрания сочинений писателей, ограниченные по объему либо расположенные в хронологическом, алфавитном или ином известном порядке, и т.д.

Существуют некоторые особенности реализации авторских прав в отношении как производных, так и составных произведений, обусловленные необходимостью соблюдения авторских прав на произведения, использованные при создании таких производных и составных произведений (ст. 1260 ГК РФ).

Однако охрана производным и составным произведениям предоставляется даже в том случае, если использованные при их создании произведения по каким-либо причинам не охраняются авторским правом, например, в связи с тем, что истек срок действия авторских прав на них или они вообще не признаются объектами авторских прав.

Так, авторскими правами будут охраняться литературные обработки произведений народного творчества, в том числе былин, частушек, сказаний и т.д., даже несмотря на исключение таких не имеющих конкретного авторства объектов из числа охраняемых авторским правом произведений в силу прямого указания ГК РФ (подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ). Авторским правом будут охраняться также сборники, состоящие из материалов, не охраняемых авторским правом, но подобранных или расположенных таким образом, что работа по их подбору или расположению может быть признана творческой деятельностью.

Базы данных, охраняемые в качестве объектов авторских прав, рассматриваются в качестве составных произведений, т.е. их охрана ставится в зависимость от наличия творческой деятельности по подбору и расположению включенных в них материалов. В то же время следует учитывать, что ГК РФ ввел дополнительно специальную охрану баз данных в качестве объектов смежных прав, при этом возможность предоставления охраны ставится в зависимость от соблюдения иных критериев и не зависит от наличия творческого характера деятельности по созданию базы данных.

Несмотря на то что современное законодательство не содержит определения понятия "произведения" как объекта, охраняемого авторским правом, в нем специально указывается, на какие объекты авторские права не распространяются.

Так, общепризнанным является тот факт, что авторское право не охраняет идеи. Охрана может предоставляться только в отношении конкретной формы выражения той или иной идеи, например статьи, лекции, книги, афоризма, художественного изображения и т.д., однако сами по себе "идеи", не получившие конкретного воплощения, авторским правом охраняться не будут.

Пункт 5 ст. 1229 ГК РФ содержит специальное разъяснение о том, что с помощью авторского права не могут охраняться "идеи", "факты" и иные аналогичные объекты ("идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования") безотносительно к форме их выражения.

Приведенный в законодательстве перечень может быть расширен. Например, авторско-правовая охрана не распространяется на сюжеты произведений, правила игр и т.д. Разумеется, при применении данных положений следует проявлять некоторую разумную осторожность: если может быть доказано заимствование в новом произведении каких-либо существенных охраняемых авторским правом частей ранее созданного другим автором произведения, то налицо нарушение прав автора ранее созданного произведения.

Таким образом, не будет охраняться авторским правом концепция или методика, но описание концепции или изложение методики может признаваться произведением, охраняемым авторским правом. На один и тот же сюжет при отсутствии заимствований охраняемых частей произведения могут быть написаны независимо друг от друга книги, пьесы, сценарии, рассказы или иные произведения разных авторов. Научное открытие, сделанное ученым, само по себе не будет охраняться авторским правом, но оригинальное изложение его сути может получить авторско-правовую охрану, что, однако, не станет препятствием для свободного создания другими авторами своих описаний, книг, статей с использованием результатов такого открытия. Признание приоритета автора открытия будет при этом основываться не на авторско-правовых механизмах, а исключительно на принятой в научной среде практике такого признания.

Авторское право не может воспрепятствовать также использованию каких-либо технических или организационных решений, для защиты которых могут применяться другие институты интеллектуальной собственности, например патентное право, положения о защите секретов производства (ноу-хау) и т.д.

Однако проектная или конструкторская документация, описания способов производства и организационных моделей будут получать авторско-правовую охрану.

Наряду с указанными выше объектами, на которые авторское право вообще не распространяется в связи с невозможностью их отнесения к числу произведений - объектов авторских прав, существует также ряд объектов, исключаемых из сферы авторско-правовой охраны в силу специального указания законодательства:

  • 1) законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.), а также символы и знаки муниципальных образований;
  • 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Такие объекты хотя и могут рассматриваться как результаты творческой деятельности - произведения, но охрана им не предоставляется по причинам, которые будут рассмотрены далее.

Перечень таких объектов содержится в п. 6 ст. 1229 ГК РФ.

Исключение из числа объектов авторских прав официальных документов государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований (законов, судебных решений и иных материалов законодательного, административного и судебного характера), официальных документов международных организаций, официальных переводов таких официальных документов, а также государственных символов и знаков (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т.п.) обычно объясняется необходимостью обеспечения возможности их наиболее широкого использования в полном соответствии с назначением.

Что касается сообщений о событиях и фактах, имеющих информационный характер, то целесообразность упоминания их в данном случае представляется далеко не очевидной.

форма выражения таких сообщений представляет собой результат творческой деятельности, вряд ли есть какие-либо основания для их исключения из числа объектов авторских прав. С другой стороны, если сведения о каких-либо фактах излагаются в форме, исключающей признание таких сообщений произведениями, то охрана средствами авторского права на такие сообщения не распространяется в силу общих положений законодательства об авторском праве.

Следует признать, что закрепленный в настоящее время ГК РФ подход не является единственно возможным. Так, в последнее время на международном уровне все большее внимание уделяется исследованию вопросов установления особой охраны в отношении произведений народного творчества ("выражений фольклора"). Кроме того, п. 4 и 8 ст. 2 Бернской конвенции хотя и признают возможность установления исключений в отношении официальных текстов и "сообщений о новостях дня", но не предусматривают в качестве обязательного правила именно такое решение вопроса.

Авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, которая может рассматриваться как произведение (п. 7 ст. 1259 ГК РФ): авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.

Таким образом, авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, вплоть до любого абзаца, оригинального предложения, фразы или слова, оригинального фрагмента произведения изобразительного искусства и т.д.

На практике возникало множество споров, связанных с охраной таких частей произведений, как название, наименования персонажей и т.д. Именно их несанкционированное использование зачастую позволяло недобросовестным лицам воспользоваться успехом, выпавшим на долю произведения или персонажа, без согласия его автора. Особенно актуальным данный вопрос становится по мере развития отечественных брендов, в основе которых лежат элементы общеизвестных произведений ("Смешарики", "Простоквашино" и т.д.).

Как свидетельствует судебная практика, решения по делам, связанным с использованием подобных частей произведений, во многом зависят от конкретных обстоятельств. Зачастую суды даже до принятия части четвертой ГК РФ пытались путем расширительных толкований обеспечить защиту авторских прав известнейших российских авторов в условиях отсутствия положений о недобросовестной конкуренции, защите прав на персонажи и т.д. Например, Ленинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга, рассматривая дело по иску автора сценария мультипликационного фильма "Ну, погоди!", согласился с мнением о том, что название этого фильма "может использоваться самостоятельно и является результатом творческого труда автора"*(3) .

С принятием и вступлением в силу части четвертой ГК РФ вопрос об охране персонажей оказался решен на законодательном уровне. При этом персонаж, как и название произведения, выведен законодателем за пределы такой категории, как часть произведения: один и тот же оригинальный персонаж может действовать в различных произведениях одного и того же автора, заимствоваться (с согласия автора) для использования в иных произведениях, а название может использоваться в качестве составной части названий различных книг из создаваемой автором серии произведений.

Из формулировки п. 7 ст. 1259 ГК РФ по сравнению с ранее действовавшей в отношении частей произведений формулировкой ЗоАП устранено требование о "возможности самостоятельного использования" части произведения как одного из критериев предоставления охраны в отношении такой части. Необходимым и достаточным признается, чтобы соответствующая часть произведения, его название или персонаж из него являлись "самостоятельным результатом творческой деятельности" и были выражены в какой-либо объективной форме.

Как представляется, под персонажем следует понимать оригинальный образ, созданный автором литературного, художественного или аудиовизуального произведения, при этом на практике возможны различные случаи возникновения персонажей. В случае если персонаж впервые появился в литературном или драматическом произведении, а в дальнейшем такое произведение было экранизировано, то автором персонажа должен признаваться автор исходного литературного или драматического произведения, например, Ян Флеминг в отношении героя своих книг Джеймса Бонда, А. Милн в отношении персонажей своих рассказов о Винни-Пухе, А.Н. Толстой в отношении героев своей книги "Золотой ключик", Э.Н. Успенский в отношении таких персонажей, как Чебурашка, Крокодил Гена, Кот Матроскин и т.д.

В случае если оригинальный персонаж впервые появился в серии комиксов, аудиовизуальном произведении, мультимедийной игре и т.п., определение круга его создателей может оказаться достаточно затруднительным, не всегда однозначным и будет зависеть от специфики каждого конкретного случая.


Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства,
Произведение – это система идей, мыслей и образов, выраженных в доступной для восприятия человеческими чувствами форме. Любое произведение должно отвечать двум критериям.
1. является результатом творческой деятельности.
2. быть выражено в объективной форме.
Отсутствие любого из названных критериев не позволяет говорить о наличии произведения как объекта авторского права. При этом объектом авторского права может служить как произведение в целом, так и его часть (включая его название), которая удовлетворяет названным критериям охраноспособности и может использоваться самостоятельно.
Критерии творческой деятельности
Творческой обычно считается умственная (мыслительная, духовная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием творчески самостоятельного результата науки, литературы или искусства. Такая деятельность иногда называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей или образов по правилам формальной логики или иным известным правилам.
Поскольку творчество - субъективный критерий, то творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, "пиратства", плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов.
Трактовка творчества как акта самостоятельного создания произведения тем более оправданна, что для авторского права безразличны собственно научные, литературные или художественные качества произведения. Авторское право охраняет любые творчески самостоятельные произведения независимо от их назначения и достоинства.
Охраняемые авторским правом произведения именуются "оригинальными". Это означает уникальность результата, его принципиальную неповторимость при параллельном творчестве разных лиц.
Произведение будет рассматриваться в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы. что имеет место при переработке повествовательного произведения в драматическое и наоборот. Наконец, новым произведение будет и в том случае, если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения.
При решении вопроса о том, является ли данное произведение объектом авторского права на практике может возникнуть вопрос о том, является ли данное произведение творчески самостоятельным. Установление указанного факта может быть осуществлено с помощью специальной экспертизы. При этом следует иметь в виду, что авторское право охраняет произведение как единое целое формы и содержания. Обособленное от формы содержание и в частности идею, тему, сюжет произведения оно не охраняет. Не охраняются также концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, предлагаемые решения, открытия, факты.
Закон также ничего не говорит о способах и критериях, пользуясь которыми можно определить является ли творческое начало в произведении достаточным для того, чтобы оно охранялось авторским правом. Практическое значение этот вопрос имеет в тех случаях, когда встает вопрос о правовой охране названий или заголовков, афоризмов, состоящих из нескольких, а иногда из одного слова.
В соответствии со сложившейся в России судебной практикой минимальное творческое начало в заголовке или названии, состоящем только из одного слова отсутствует и соответственно они авторским правом не охраняются. В остальных случаях вопрос решается в зависимости от конкретных обстоятельств. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 27 сентября 1999 г. N 47 было подчеркнуто, что название произведения подлежит охране как объект авторского права в случае, если является результатом творческой деятельности автора (оригинальным) и может использоваться самостоятельно.
В ряде случаев произведение создается на основе уже существующих произведений (несамостоятельные произведения или производные). В отличие от оригинальных произведений, в которых все охраняемые элементы созданы самим автором, производные произведения
могут включать элементы уже существующих произведений. К ним относятся производные произведения, под которыми понимаются переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства. Вопрос о том, имеет ли место производное произведение решается в зависимости от того, был ли внесен достаточный творческий вклад в его создание. Так, если обработчик при создании производного произведения не заимствует элементы другого самостоятельного или производного произведения, то налицо создание нового произведения, которое однозначно будет охраняться авторским правом (пример, создание произведения "по мотивам"). Если же заимствование все же произошло, то вопрос о создании нового произведения будет решаться при наличии достаточного творческого начала. Таким образом, производные произведения будут охраняться авторским правом при наличии достаточного творческого начала и соблюдения авторских прав на оригинальное произведение.
Под признаки охраняемого авторским правом произведения попадают и интервью, хотя они прямо и не указаны в перечне охраняемых произведений. Так, творческое начало присутствует как в работе журналиста, так и интервьюируемого; журналист подбирает и формулирует вопросы, а интервьюируемый определяет содержание и форму вопросов, Таким образом, общими усилиями создается особый вид произведения, включающий две неразрывные части.
Каждое произведение обладает определенными достоинствами и назначением.
Достоинства произведения - это различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность темы, научная глубина и достоверность, художественное мастерство.
Назначение произведения - это предполагаемый или фактический метод его использования либо сфера его использования. Назначение произведения определяется автором или иным правообладателем.
Авторское право в одинаковой степени охраняет любые произведения, независимо от достоинств и назначения.

Объективная форма выражения произведения.

Это способ фиксации творческого замысла автора, при котором произведение доступно для восприятия человеческими чувствами.
письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.);
устная (публичное произнесение, исполнение и т.п.);
звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);
объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т.п.).
При этом под записью понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществить их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение. К числу устных произведений обычно относят речи, в том числе судебные, доклады, лекции, проповеди.
В связи с объективной формой произведения следует подчеркнуть, что, как правило, эта форма выражается с помощью различных телесных, материальных носителей (бумаги, холста, камня, дискеты и т.п.). При этом на материальные носители может существовать и обычно существует чье-то право собственности или иное вещное право. Однако это не приводит к превращению систем научных понятий, литературных или художественных образов (т.е. идеальных результатов интеллектуальной деятельности) в материальные объекты.
Авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
И естественно, "передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачу каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте". Исключение составляют только так называемые право доступа и право следования.,
Для признания произведения, выраженного в объективной форме, объектом авторского права не имеет значения также способ его выражения.

"Российский налоговый курьер", N 15, 2004

Нередко издательства, средства массовой информации и другие организации, к примеру рекламные агентства, получают права на произведения литературы. В статье рассказано о том, как отразить в учете организации полученные права в зависимости от их характера.

Авторское право

Содержание авторского права раскрыто в Законе РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон об авторском праве). Как следует из п.1 ст.6 этого Закона, произведения литературы, являющиеся результатом творческой деятельности автора, относятся к объектам авторского права. При этом для правовой защиты не имеет значения, было произведение литературы обнародовано или нет, его назначение и достоинство, а также способ его выражения. Авторское право на произведение литературы возникает в силу его создания. Что же понимается под авторским правом?

К личным неимущественным правам согласно ст.15 Закона об авторском праве относятся:

  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на обнародование;
  • право на защиту репутации автора.

Личные неимущественные права всегда сохраняются за автором, то есть они не могут быть переданы по договору (п.3 ст.15 Закона об авторском праве).

Имущественные права, напротив, могут быть переданы автором по его усмотрению третьим лицам (п.1 ст.30 Закона об авторском праве). Какие же это права?

Статья 16 указанного Закона к имущественным правам автора относит исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, а именно:

  • право на воспроизведение;
  • право на распространение;
  • право на импорт;
  • право на публичный показ;
  • право на публичное исполнение;
  • право на передачу в эфир;
  • право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю;
  • право на перевод;
  • право на переработку.

Поскольку другим лицам могут быть переданы только имущественные права, о них и пойдет речь в этой статье.

Договор о передаче имущественных прав

Автору произведения принадлежат исключительные права на его использование. Из этого правила есть одно исключение (см. врезку "Кстати"). Единственным способом их передачи, как сказано в п.1 ст.30 Закона об авторском праве, является авторский договор.

Примечание. Что такое служебное произведение

Согласно ст.14 Закона об авторском праве служебным считается произведение, которое создается автором в порядке выполнения его служебных обязанностей. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Исходя из объема передаваемых прав существует два вида авторских договоров: о передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав (п.1 ст.30 Закона об авторском праве). Различие между ними состоит в следующем. Передача исключительных прав означает, что автор разрешает использование произведения определенным способом в установленных договором пределах только лицу, которому названные права передаются, и предоставляет ему право запрещать подобное использование другим лицам. При этом автор, согласно п.2 ст.30 указанного Закона, обязуется не передавать это право другим лицам без согласия приобретателя исключительных прав. А при передаче неисключительных прав автор, в соответствии с п.3 той же статьи, разрешает приобретателю использовать произведение, но сохраняет аналогичное право за собой и может предоставить его третьим лицам.

Обратите внимание: если в договоре не предусмотрено иное, права, передаваемые по договору, считаются неисключительными (п.4 ст.30 Закона об авторском праве).
  1. Способы использования произведения. То есть те конкретные права, которые передаются по данному договору. Это связано с тем, что в соответствии с п.2 ст.31 Закона об авторском праве все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными. Поэтому неправильной будет фраза: "По настоящему договору передаются все исключительные права на использование литературного произведения".
  2. Срок, на который передаются права. Если такого условия нет, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. Но только в случае, если пользователь письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.
  3. Территория, на которую передается право. Если территория в договоре не указана, право на использование произведения предоставляется только на территории России.
  4. Размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения. Как правило, вознаграждение определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Если же этого сделать нельзя, авторское вознаграждение может определяться в виде фиксированной суммы. При таком условии в договоре должен быть указан максимальный тираж произведения (п.3 ст.31 Закона об авторском праве).
  5. Порядок и сроки выплаты вознаграждения.
  6. Другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

И последнее. Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Исключение - авторский договор на использование произведения в периодической печати, который может быть заключен в устной форме (п.1 ст.32 Закона об авторском праве).

Приобретение имущественных прав на произведение литературы

Итак, организация заключила с автором договор и к ней перешли имущественные права на произведение литературы. В зависимости от того, какие это права - исключительные или неисключительные, определяется порядок налогового и бухгалтерского учета приобретенного актива.

Организация приобрела исключительные права

В нормативных актах по налогообложению и бухучету исключительные права на литературное произведение как объект нематериальных активов (НМА) прямо не поименованы. Однако существенные признаки этого объекта полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к активам для признания их в качестве нематериальных.

Для целей налогового учета данные требования указаны в п.3 ст.257 НК РФ. К ним относятся:

  • использование в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации;
  • использование в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев);
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход);
  • наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование самого НМА и (или) исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Для целей бухгалтерского учета требования, предъявляемые к НМА, указаны в п.3 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов". Помимо перечисленных выше актив должен отвечать также и следующим требованиям:

  • отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
  • возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
  • последующая перепродажа данного имущества организацией не предполагается.

Главным отличием в порядке учета НМА является стоимостный критерий. В налоговом учете имущество будет являться амортизируемым, если его стоимость превышает 10 000 руб. (п.1 ст.256 НК РФ). ПБУ 14/2000 такого требования не содержит.

В налоговом учете первоначальная стоимость НМА определяется как сумма расходов на их приобретение и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм НДС (п.3 ст.257 НК РФ).

В бухгалтерском учете первоначальная стоимость НМА определяется так же, как и в налоговом учете. То есть как сумма фактических расходов на приобретение актива и дополнительных расходов, связанных с доведением его до состояния, в котором он пригоден для использования в запланированных целях. НДС и иные возмещаемые налоги в первоначальную стоимость не включаются (п.6 ПБУ 14/2000).

В первоначальную стоимость такого нематериального актива, как исключительные права на литературное произведение, могут включаться, например, следующие расходы: авторское вознаграждение, оплата услуг посреднической фирмы, которая участвовала в сделке по приобретению исключительных прав, и т.д.

Фактические расходы на приобретение исключительных имущественных прав на литературное произведение по авторскому договору отражаются в бухгалтерском учете так:

Дебет 08 субсчет "Приобретение нематериальных активов" Кредит 76 (60)

  • отражены расходы по приобретению НМА.

Сформированная первоначальная стоимость НМА, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, отражается следующей записью:

Дебет 04 Кредит 08 субсчет "Приобретение нематериальных активов"

  • отражены в составе НМА исключительные права на литературное произведение.

Итак, исключительные права на литературное произведение приняты на учет как нематериальный актив, и поэтому организация должна установить для него срок полезного использования.

По общему для налогового и бухгалтерского учета правилу срок полезного использования НМА определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно российскому законодательству. Это установлено в п.2 ст.258 НК РФ и п.17 ПБУ 14/2000. Но, в отличие от налогового, в бухгалтерском учете этот срок можно определить:

  • исходя из ожидаемого срока использования, в течение которого организация может получать экономические выгоды;
  • или исходя из количества продукции (иного показателя объема работ), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

А если срок полезного использования определить невозможно? Тогда он принимается равным 10 годам для целей налогового учета и 20 годам - для целей бухгалтерского. Но в любом случае он не может быть более срока деятельности организации (п.2 ст.258 НК РФ и п.17 ПБУ 14/2000).

Применительно к исключительным правам на литературное произведение как объекту НМА срок полезного использования определяется на основании договора о передаче исключительных прав.

Как в бухгалтерском, так и в налоговом учете амортизация по НМА начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они приняты к учету в этом качестве. Об этом сказано в п.2 ст.259 НК РФ и п.18 ПБУ 14/2000.

Организация приобрела неисключительные права

В этом случае ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете организация не может отнести такой объект к НМА.

В налоговом учете неисключительные права как самостоятельный объект учета не отражаются. Отражению подлежат только расходы на получение их в пользование, то есть авторское вознаграждение и прочие связанные с этим расходы.

Что касается бухгалтерского учета, то неисключительные права на литературное произведение должны быть отражены на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре. Об этом сказано в п.26 ПБУ 14/2000. Согласно указанному пункту расходы на приобретение данных прав, включая авторское вознаграждение, в зависимости от порядка выплаты включаются в расходы текущего или будущих периодов.

Способы определения авторского вознаграждения

Авторское вознаграждение определяется разными способами, а именно: как процент от дохода за соответствующий вид использования произведения или как фиксированная сумма. Рассмотрим, как оно отражается в налоговом и бухгалтерском учете в зависимости от его вида и порядка выплаты.

Процент за соответствующий способ использования

Сразу оговоримся, что этот способ определения авторского вознаграждения, как правило, устанавливается в договоре, когда доход от использования полученных прав известен заранее. Иначе при передаче исключительных прав на использование произведения могут возникнуть сложности с определением первоначальной стоимости НМА. Аналогичные проблемы могут возникнуть и с условной оценкой, по которой объект отражается на забалансовом счете, при передаче неисключительных прав.

Если организация получила исключительные права на использование литературного произведения, вся сумма авторского вознаграждения независимо от порядка выплаты включается и в налоговом, и в бухгалтерском учете в первоначальную стоимость нематериального актива.

Затраты по приобретению объекта включаются в расходы по мере начисления амортизации.

Сложнее организациям, которые применяют кассовый метод. Они вправе начислять амортизацию только по оплаченному амортизируемому имуществу. Об этом сказано в пп.2 п.3 ст.273 НК РФ. Из такой формулировки невозможно понять, как должно быть оплачено имущество - полностью или частично. По мнению МНС России - полностью. В данном случае амортизацию нужно начислять ежемесячно в общеустановленном порядке, а включать ее в расходы для целей налогообложения - только после полной оплаты НМА.

Пример. ООО "Альфа" предоставляет во временное пользование права на результаты интеллектуальной деятельности. Оно заключило авторский договор с И.И. Ивановым. По договору обществу передаются на два года (начиная с апреля 2004 г.) исключительные права на воспроизведение и распространение книги И.И. Иванова. Эти права общество может передать третьим лицам. Сумма вознаграждения - 10% от дохода.

После получения исключительных прав на использование книги И.И. Иванова эти права будут переданы во временное пользование издательству "Бета". Доход от использования полученных прав был известен заранее - 240 000 руб.

240 000 руб. х 10% = 24 000 руб.

Первоначальная стоимость НМА - 24 000 руб., ежемесячная сумма амортизации - 1000 руб. (24 000 руб. : 24 мес.).

Вознаграждение выплачено И.И. Иванову единовременно в апреле 2006 г.

Для целей налогообложения прибыли общество применяет кассовый метод.

В бухгалтерском учете общества данные операции были отражены следующим образом:

в апреле 2004 г.

Дебет 08 Кредит 76

  • 24 000 руб. - отражено в составе вложений во внеоборотные активы авторское вознаграждение;

Дебет 04 Кредит 08

  • 24 000 руб. - учтено в составе НМА исключительное право на использование книги;

Дебет 20 Кредит 05 <*>

  • 1000 руб. - начислена амортизация по НМА;
<*> Амортизацию также можно начислять путем уменьшения первоначальной стоимости НМА (п.21 ПБУ 14/2000): Дебет 20 (26, 44...) Кредит 04

в апреле 2006 г.

Дебет 76 Кредит 50 (51)

  • 24 000 руб. - выплачено вознаграждение И.И. Иванову.

В налоговом учете первоначальная стоимость НМА равна 24 000 руб. Ежемесячная сумма амортизации - 1000 руб. (24 000 руб. х 1/24 х 100%). Она будет включена в расходы полностью в апреле 2006 г.

Если организация получила неисключительные права на использование произведения, авторское вознаграждение, определенное в виде процента, учитывается в зависимости от порядка его выплаты.

Так, вознаграждение, которое начисляется и выплачивается по мере издания литературного произведения и соответственно по мере получения организацией дохода от использования права, в налоговом учете относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп.37 п.1 ст.264 НК РФ). Такие расходы признаются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном пп.3 п.7 ст.272 НК РФ. То есть либо на дату расчетов с автором, либо на дату, когда организации предъявлены документы, служащие основанием для расчетов, либо на последний день отчетного (налогового) периода. В бухгалтерском учете периодически выплачиваемые суммы вознаграждения относятся к текущим расходам (п.26 ПБУ 14/2000).

Авторское вознаграждение, выплаченное автору в полном объеме одним платежом, включается в расходы будущих периодов и списывается на затраты на производство в течение срока действия договора (п.26 ПБУ 14/2000). Исходя из принципа равномерного признания доходов и расходов, установленного п.2 ст.271 и п.1 ст.272 НК РФ, такой же метод нужно применить и для целей налогообложения прибыли. Но сказанное относится лишь к организациям, признающим доходы и расходы по методу начисления. При кассовом методе расходы признаются после их фактической оплаты (п.3 ст.273 НК РФ).

Вознаграждение, которое "накапливается" и выплачивается автору по окончании срока действия договора, также относится к текущим расходам. Это связано с тем, что и в налоговом, и в бухгалтерском учете расходы признаются в том периоде, когда они произведены, независимо от их фактической оплаты (п.18 ПБУ 10/99 "Расходы организации" и п.1 ст.272 НК РФ).

Обратите внимание: в налоговом учете этот принцип актуален только для организаций, применяющих для целей налогообложения прибыли метод начисления. Организации, работающие по кассовому методу, такие расходы, как "накапливаемое" авторское вознаграждение, признают по мере их оплаты.

Фиксированная сумма

Если вознаграждение установлено в виде фиксированной суммы, у бухгалтера вряд ли возникнут сложности с его учетом. Единственное, о чем нужно не забыть, - это указать в договоре максимальный тираж издания.

Порядок учета и признания расходов по выплате авторского вознаграждения тот же, что и для вознаграждения, определяемого в виде процента.

Организация бесплатно передала автору экземпляр книги

Для целей налогообложения прибыли данная операция признается безвозмездной передачей имущества. Следовательно, стоимость передаваемого экземпляра в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, не включается (п.16 ст.270 НК РФ).

Кроме того, со стоимости бесплатно переданного экземпляра нужно начислить НДС, поскольку эта операция признается реализацией (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Налогообложение авторского вознаграждения

Согласно пп.3 п.1 ст.208 и п.1 ст.209 НК РФ доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских и иных смежных прав, признаются объектом обложения по НДФЛ. Для таких доходов предусмотрена налоговая ставка 13%, если физическое лицо является налоговым резидентом России (п.1 ст.224 НК РФ). Если автор не является налоговым резидентом России, его доходы облагаются по ставке 30% (п.3 ст.224) <**>.

На основании п.3 ст.221 НК РФ автору может быть предоставлен профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если же автор свои расходы подтвердить не может, ему предоставляется вычет в пределах норматива, определяемого в процентах к сумме начисленного дохода. Для автора литературного произведения такой норматив составляет 20%.

Обратите внимание: документально подтвержденные расходы не могут учитываться одновременно с расходами в пределах норматива (п.3 ст.221 НК РФ).

Организация, выплачивающая вознаграждение автору, должна помнить, что профессиональный вычет предоставляется только на основании письменного заявления автора. Если такого заявления нет, автор может получить профессиональный вычет, только подав соответствующее заявление в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией.

Если организация бесплатно передала экземпляр книги автору, то для него это является доходом, полученным в натуральной форме (пп.2 п.2 ст.211 НК РФ). Этот доход также включается в налоговую базу по НДФЛ (п.1 ст.210 НК РФ), которая определяется в данном случае как стоимость переданного экземпляра, исчисленная исходя из рыночных цен (п.1 ст.211 НК РФ).

Обратите внимание, что ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ, на авторские вознаграждения не начисляется (п.3 ст.238 НК РФ).

Право на применение регрессивной шкалы ЕСН зависит от налоговой базы в среднем на одного работника. Для ее расчета учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, установленном Госкомстатом России (п.2 ст.241 НК РФ). Такой Порядок существует, он утвержден Постановлением Госкомстата России от 01.12.2003 N 105.

Согласно п.85 этого Порядка в среднюю численность включается: среднесписочная численность работников, средняя численность внешних совместителей и средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Физические лица, с которыми заключен авторский договор, не относятся ни к одной из этих категорий. Поэтому все суммы, выплаченные им, не учитываются при определении права применения регрессивной шкалы ЕСН.

Что же касается бесплатно переданного экземпляра книги (журнала и т.д.), то с его стоимости ЕСН начислять не нужно. Как уже было сказано, стоимость этого экземпляра не включается в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Поэтому такая выплата автору не признается объектом налогообложения по ЕСН (п.3 ст.236 НК РФ).

Кроме ЕСН, на сумму авторского вознаграждения должны быть начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, поскольку в соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" база для их начисления та же, что и по ЕСН.

На суммы начисленных за определенный период взносов на обязательное пенсионное страхование можно уменьшить ЕСН, уплачиваемый в федеральный бюджет, за тот же период (п.2 ст.243 НК РФ).

А вот взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с суммы авторского вознаграждения начислять не нужно. Страхованию от несчастных случаев подлежат только сотрудники организации. Это следует из п.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Особенности приобретения имущественных прав у организации-правообладателя

Имущественные права на произведение литературы организация может приобрести не только у автора, но и у организации, которой такие права были переданы автором или принадлежат ей в силу создания служебного произведения.

Обратите внимание: чтобы передача прав была правомерной, в первоначальном (авторском) договоре должно быть условие о том, что такая передача возможна. Таково требование п.4 ст.31 Закона об авторском праве. Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам, только если это прямо предусмотрено договором.

Для целей налогообложения прибыли и бухгалтерского учета все суммы, уплаченные организацией за имущественные права, учитываются так же, как и при приобретении прав непосредственно у автора. Об этом было сказано выше.

Передача имущественных прав облагается НДС (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ). Налоговая база определяется как стоимость имущественных прав, указанная в договоре. Об этом сказано в п.1 ст.154 НК РФ.

При продаже либо предоставлении в пользование имущественных прав на литературное произведение организация-правообладатель выписывает получателю (пользователю) счет-фактуру с выделенной в нем суммой НДС. Может ли получатель прав на использование литературного произведения принять этот НДС к вычету?

Если речь идет о приобретении исключительных прав, которые будут учтены у получателя как НМА, к вычету уплаченный НДС принять можно только после того, как эти активы будут приняты к учету (п.1 ст.172 НК РФ).

Если же права предоставляются в пользование, такая операция рассматривается как реализация услуг. Как известно, услуга - это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Такое определение дано в п.5 ст.38 НК РФ. Поэтому вычет "входного" НДС производится в общеустановленном порядке, если выполняются условия, предусмотренные ст.ст.171 и 172 НК РФ.

Директор