Гражданское право россии. Гражданское право россии Студентки Мироновой Кристины Николаевны

Авторское право это совокупность установленных и охраняемых государством норм права, регулирующих отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства. Субъектом авторского права является автор – создатель творческого произведения (объекта авторского права). Его права – авторские права и призвано охранять авторское право. Основное назначение авторского права это охрана авторских прав. К ним относятся:

1) исключительное право на произведение;
2) право авторства;
3) право автора на имя;
4) право на неприкосновенность произведения;
5) право на обнародование произведения.

При этом исключительные права являются имущественными, а прочие из вышеприведённых неимущественными. При создании некоторых произведений, например, произведений изобразительного искусства авторы имеют и другие права, например, право доступа, право следования. Многие авторы не уделяют достаточного внимания неимущественным правам, однако следует принимать во внимание что возможность их реализации во многом связана с возможностью осуществления исключительных прав. Кроме того осуществление неимущественных прав сопряжено с повышением престижа и имиджа автора.

Поскольку авторское право обширно по форме и глубоко по содержанию мы остановимся только на его наиболее важных положениях и особенностях.

Автор произведения и право авторства

Прежде всего, надо разобраться, кто считается автором произведения. Согласно закону автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. При этом в Законе нигде не разъясняется, что признаётся «произведением» и что такое «творческий». Эти обстоятельства дают возможность расширительного толкования этих терминов и соответственно понятия «автор». Однако при дальнейшем изучении авторского права и соответствующей области судебной практики следует прийти к выводу о практической нецелесообразности четкого определения этих терминов, т.к. любые четкие определения оставляют за бортом ряд ценных для культуры произведений.

Следующим важным положением является положение об авторстве - лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Многие юристы трактуют это положение следующим образом – авторские права (в том числе и право авторства) возникают по факту создания произведения. А что является фактом? Опять нигде не написано. Но понятно и следует из практики, что должны быть доказательства существования данного произведения на данный момент времени за подписью данного автора. И в принципе этого достаточно. Но на практике опять-таки сложнее – имеет значение достоверность и форма доказательств.


О подтверждении и регистрации авторских прав

В Законе написано, что «для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей» (ст. 1259 п.4 ГК РФ). Тем не менее, предусмотрена возможность государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных. Значит, регистрация все-таки имеет значение! А как же другие произведения? Так или иначе, для многих произведений их регистрация осуществляется. Это происходит при оформлении договоров на публикацию произведений в издательствах и журналах, заключении авторских контрактов, договоров авторского заказа. Однако, во многих случаях надежность таких регистраций невысока вследствие пролонгированности таких процедур или ненадежности контрагентов. Кроме того, авторы часто по разным причинам не могут или не хотят публиковать свои произведения. На самом деле надёжное подтверждение авторских прав необходимо и во многих других случаях – без этого невозможно отстоять свои авторские права.

Наиболее действенной формой доказательства авторства (или подтверждения авторства) произведения и соответственно авторских прав является регистрация произведения в том или ином виде. Эффективность такой формы доказательств подтверждается практикой. В этих случаях могут помочь регистрации в независимых организациях, однако надо внимательно подходить к выбору такой организации.


Обнародование произведения

Важным положением авторского права является положение (ст.1259 п. 3): «Авторские права распространяются как на обнародованные , так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме».

Несмотря на то, что правовая охрана авторских прав обнародованных и необнародованных произведений ничем не различается, обнародование является очень весомым аргументом в пользу подтверждения этих прав. Практически очень важным является указание о распространение авторских прав на «произведения, выраженные в какой-либо объективной форме». При этом важно не то, что произведение должно быть выражено в «объективной» форме, что казалось бы само собой разумеется. Важна именно данная конкретная форма выражения, именно она подлежит правовой охране. Под объективной формой выражения понимается всё произведение в данном выражении от начала до конца, включая название (если оно есть). Если же произведение (или суть произведения) выразить в другой форме выражения, то эта другая форма подлежит отдельной правовой охране. Так, например Петр Ильич Чайковский создал оперу «Евгений Онегин», которая в музыкальной форме отражала суть поэтического произведения Александра Сергеевича Пушкина. Правда при этом он использовал и стихи поэта, на что, наверное, было разрешение его наследников. А Джон Крэнко поставил балет «Евгений Онегин», т.е. выразил сущность произведения уже в хореографической форме, хотя и использовал при этом музыку П.И. Чайковского. В этом случае за давностью лет уже не требовалось получать разрешение на переработку произведения. В приведенных примерах Петр Ильич Чайковский и Джон Крэнко создали новые произведения, которые по современным нормам следует отнести к сложным объектам интеллектуальной собственности. Эти произведения содержат в качестве части сложного объекта как вновь созданные авторские произведения, так и заимствованные. При этом вновь созданные авторские произведения могут иметь самостоятельное значение, а значит, имеют правовую защиту.

Уже даже эти несложные примеры частично показывают хитросплетения вопросов авторского права, которые могут встречаться. В реальной же практике встречаются и гораздо более сложные вопросы.

Право на имя

Право авторства сопряжено с правом автора на имя ст. 1265 ГК РФ: «правом использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения». Здесь следует отметить, что использование псевдонима тоже должно быть каким-либо способом зафиксировано, иначе доказать авторство в этом случае не представится возможным.


Исключительное право

Одним из основных авторских прав (а многие считают самым важным) является исключительное право на произведение. Это право предусматривает исключительные права на использование произведения, т.е. право использования произведения принадлежит только и исключительно правообладателю. Изначально это право принадлежит автору. Но автор может передавать это право другим лицам как физическим, так и юридическим, которые становятся в этом случае правообладателями. Часто это право передается ещё до создания произведения, например в случае заключения договора авторского заказа с полным отчуждением авторских прав. Исключительное право предусматривает многочисленные варианты использования произведения, например, воспроизведение, распространение, публичный показ. Перечисление всех вариантов использования произведения с определением терминологии и указанием условий использование не может быть приведено в данной статье из-за его значительного объёма (см.: ст. 1270 ГК РФ).

Изъятия исключительного права

Очень важно принимать во внимание изъятия из исключительного права , а именно положения, которые позволяют использовать с ограничениями произведения автора. Так возможно без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования (ст. 1274 ГК РФ):

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях (и других) правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем.

Есть и другие изъятия. Во многих случаях эти изъятия объяснимы и оправданы, т.к. связаны, в основном, со свободой обмена информацией. Но с помощью манипулирования этими положениями можно в значительной мере использовать многие произведения, хотя в ряде случаев требование обязательного указания имени автора содействует продвижению произведения. Ограничить нежелательное использование произведений авторы могут с помощью положения о специальным запрещении публикации произведения без разрешения правообладателя.

Авторам также необходимо принимать во внимание, что авторское право охраняет произведение только в той форме, в которой оно выражено при создании, а не содержание этого произведения. Поэтому возможно практическое использование положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, за исключением практической реализации архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.


Неприкосновенность произведения

Необходимой составляющей авторского права является также право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ). Данное право не позволяет без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями, а также извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора. Эти положения достаточно полно защищают права автора, но при этом надо принимать во внимание возможность создания пародий (или карикатур) на произведения без разрешения автора (ст. 1274 п.3 ГК РФ). Созданные на какое-либо произведение пародии считаются самостоятельными, а не переработанными произведениями. Такие пародии могут значительно влиять на престиж и имидж автора – как подорвать их, так и повысить.

В данной статье мы привели наиболее важные для начинающих авторов положения и особенности авторского права. При этом решение затронутых в этих положениях вопросов и разрешение противоречий возможно с помощью сервисов предложенных на данном сайте.

Для регистрации произведений перейдите на страницу " Депонирование "
и нажмите одну из кнопок
" Самостоятельно " или " Через администрацию "

Для регистрации произведений малых форм перейдите на страницу " З

Их всего четыре.

Первый – вы никак не защищаете свои авторские права. Цена способа – бесплатно.

Достоинства – вы, несмотря ни на что, все равно защищены Законом об авторских правах и при этом не платите ни копейки.

Недостатки – непонятно, каким образом вы сможете попасть под действие Закона, призванного вас защищать, если не в состоянии доказать свое авторство. Тут замкнутый круг: регистрация литературных произведений у нас обязательной не является, но в то же время именно зарегистрированная надлежащим образом рукопись считается наиболее веским доказательством авторства в суде. Я специально консультировался по этому вопросу с юристом, причем таким, который специализируется именно на защите авторских прав, и раньше работал с издательствами, пока не перешел на вольные хлеба. Да, в суде принимаются во внимание свидетельские показания людей, вашу рукопись читавших, наличие черновиков самой рукописи, но приоритетным доказательством является документ, фиксирующий дату создания произведения. Таковым же может быть лишь заверенный нотариусом экземпляр романа (рассказа, повести) отпечатанный на бумаге.

Второй способ – защита своих авторских прав с помощью существующих специальных структур, самым известным из которых является Российское авторское общество. Его услуги самые дорогие. РАО берет много, но, тем не менее, с литературой связывается неохотно. Судя по всему, такого рода регистрациями у них занимается только московское отделение. В две тысячи десятом году я ради интереса звонил в новосибирский офис – там не могли вспомнить ни одного случая, могущего служить прецедентом регистрации у них литературного произведения, и посоветовали обратиться в Москву.

А вообще регистрация романа средних размеров, в зависимости от организации, в которую вы обратились, обойдется вам от двух с половиной до четырех с половиной тысяч рублей (цена действительна на январь 2012 года). В зависимости от стоимости варьируется и пакет услуг. Полный включает:

1. Регистрация рукописи организацией, взявшей это нелегкое делона себя, после чего один из ее экземпляров навечно помещается в библиотеку, например – в Ленинку.

2. Публичная оферта. Проводится преимущественно через московские и питерские творческие союзы, поскольку сами организации, занимающиеся защитой авторских прав, в большинстве случаев базируются именно там.

3. Выдача авторского свидетельства. После тщательного исследования ценности этого документа и бесед с несколькими юристами и нотариусами, я так и не уяснил себе необходимости его получения. В качестве туалетной бумаги не годится – слишком жесткая штука. Только и остается, что повесить на стену в рамке.

4. Выдача лично вам заверенного экземпляра рукописи. Стоящая вещь для немедленного предоставления в суд по месту жительства в случае конфликта, и для прочих разборок местного характера (а также определенная гарантия сохранности рукописи на случай, если сгорит Ленинка), но эту услугу зачастую предоставляют только за отдельную плату.

Недостатки – потеря времени. Обычный срок регистрации – месяц, плюс пересылка рукописи в Москву, если живете в провинции, и пересылка из Москвы обратно заверенных экземпляров, свидетельств и т.д. Для людей с низким уровнем доходов немаловажную роль играет также и финансовый вопрос. Например – регистрация в РАО романа в двадцать авторских листов – 4,5 тыс. рублей. Прибавляем почтовые расходы. Получаем…

Третий способ – кустарное фиксирование даты создания рукописи. По неизвестным здравомыслящим людям причинам, до сих пор пользуется популярностью. Суть способа – вы отправляете собственную рукопись самому себе заказным письмом или бандеролью, после чего храните полученный конверт или пакет не вскрывая. При возникновении конфликта предоставляете их в суд. Цена способа – только почтовые расходы.

Достоинства – недорого, и даже может помочь, если в суде вам будет противостоять дядя Вася из соседнего подъезда.

Недостатки - если же вашим противником окажется человек, способный обеспечить себе солидную юридическую поддержку, или крупное издательство, то даже не надейтесь, что фокус с «письмом счастья» у вас пролезет. Слишком уж легко подделываются почтовые штемпели. Еще они стираются от долгого хранения с перекладываниями, целостность упаковки нарушается, квитанции теряются и т.д. Впрочем, многое будет зависеть от судьи, слушающего дело, и той суммы, которую вы готовы заплатить собственному адвокату.

Четвертый способ – самый, на мой взгляд, быстрый, дешевый и надежный одновременно. Вы без посредников регистрируете свою рукопись у нотариуса, с последующим получением одного из заверенных экземпляров. Второй экземпляр остается у нотариуса, после чего к нему не имеет доступ уже никто, даже вы. Он может быть выдан лишь по требованию суда судебному приставу. Это происходит в случае утери вашего экземпляра. В случае же его сохранности вы просто предоставляете в суд свой экземпляр. Цена способа – тысяча рублей на сентябрь 2012 года. Понятно, что расценки могут очень сильно колебаться в зависимости от города, в котором вы живете. Они также могут вырасти после нескольких ваших визитов к одному и тому же нотариусу. Юристы – они тоже люди, и если один из них регулярно видит в своем кабинете странного лоха, согласного платить по тысяче рублей за регистрацию его писанины, то почему бы ему не поднять планку до полутора тысяч? Доказать, что вы не лох, очень просто – идете к другому нотариусу, который вас еще не знает.

Достоинства – оформление в течение часа, если запишетесь к нотариусу заранее. Ничего никуда не нужно посылать, поскольку нотариусы есть везде. Нет опасности, что организация, занимающаяся где-то в Москве защитой авторских прав, просто возьмет с вас деньги, выбросив вашу рукопись в мусорку, особенно если адрес фирмы вы нашли в Интернете. (Напоминаю – заверенные экземпляры в рамках обычного пакета услуг высылаются не всегда, а относительно авторских свидетельств - я уже сказал, на что они годятся. Если уж вы живете в провинции, а обращаетесь в Москву, выбирайте те организации, что существуют давно и успели зарекомендовать себя чем-то более существенным, чем создание собственного сайта. Москвичам московскую фирму проверить на вшивость, конечно, гораздо проще.)

Недостатки – тысячу рублей (или больше) все же придется отдать. Нотариусов, работающих бесплатно, я не встречал. Не все из них соглашаются регистрировать литературные произведения. Возможно, придется обзвонить трех – четырех, или даже целый десяток. Нотариус не оказывает никаких дополнительных услуг, предлагаемых специализированными организациями. Он лишь фиксирует дату, когда произведение было ему предоставлено. Заметьте: не ваше авторство – он вас не знает – а лишь дату предоставления ему рукописи. Но именно это и является наиболее веским доказательством в суде, поскольку считается, что раньше всего произведение находится в руках у его автора. А уж публичной офертой и прочим вам придется заниматься самостоятельно, предварительно обдумав, а нужно ли вам это. К защите собственно авторских прав на ваше произведение, оферта и размещение рукописи в библиотеках прибавить смогут мало что.

Как принять правильное решение? Нет ничего проще. Идем в «Википедию» и находим там статью «Оферта». Если по ее прочтении у вас возникнет горячее желание немедленно заняться тем, о чем там сказано, что ж, дерзайте. В противном случае можете смело отложить этот вопрос.

Художественный раздел

Ретро-публикации

Введение

Согласно словарному определению, художественное произведение - продукт художественного творчества:

· в котором в чувственно-материальной форме воплощен замысел его создателя-художника;

В связи с этим определением художественным произведением можно назвать:

· литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

· драматические и музыкально-драматические произведения;

· хореографические произведения и пантомимы;

· музыкальные произведения с текстом и без текста;

· аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и другие произведения);

· произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и иные изобразительные произведения;

· произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

· фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

· другие произведения.

Все эти виды художественных произведений согласно Бернской конвенции являются объектами охраняемых авторских прав. Именно охрана авторских прав на художественные произведения рассматривается далее. В качестве примера выбрано литературное художественное творчество.

1.Литературное художественное творчество как объект авторских прав

Непосредственно литературные произведения включают в себя не только литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические тексты, а также программы для ЭВМ и иные работы. (ст.1225 и 1259 ГК РФ)

Следовательно, Законом охраняются речи, лекции, доклады, иные устные выступления, а также письма, дневники и личные заметки. Охрана таких произведений связана с обеспечением конституционного права граждан на неприкосновенность их личной жизни. Критерием правовой охраны является лишь частный характер содержащихся в них сведений.

Важной особенностью, о которой необходимо упомянуть, является разделение произведений на производные и составные. К производным относят некоторые творчески вполне самостоятельные произведения, которые могут быть органически связаны с другими и служить их новой внешней форме (переводы, обработки, аннотации, рефераты). К составным произведениям относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору и расположению материалов. (ст.1258 ГК)

Переводы являются самостоятельным видом литературных произведений, охраняемых авторским правом. «Переводчики - это почтовые лошади просвещения». Для сохранения смысла, стилистики и особенностей переводимого произведения переводчик должен творчески осуществлять замену переводимого словами иными, более близкими по смыслу. Так, перевод М. Лозинского стихотворения «Заповедь» Редьярда Киплинга и перевод С.Я. Маршака стихотворения «Если» являются самостоятельными и самобытными переводами. Вместе с тем труд переводчика, не являющийся творческим (механический перевод), не признается объектом авторского права (ст.1259 ГК РФ).

К числу охраняемых законом литературных произведений относят также письма, дневники, личные заметки и иные подобные документы. (ст. 1262 ГК РФ). Прежде всего указанные документы, как правило, носят частный характер (т.е. пишутся в личных целях). Например, в одном из своих писем А.С. Пушкин писал жене: «Мысль, что кто-нибудь нас с тобой подслушивает, приводит меня в бешенство. Без политической свободы жить очень можно; без семейственной неприкосновенности невозможно».

Кроме того, согласно ст. 23 и 24 Конституции РФ «каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, личную и семейную тайну: сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Интервью и дискуссии также могут быть объектом авторского права.

По новому Закону к литературным произведениям относят в настоящее время и программы для ЭВМ. В результате многочисленных обсуждений было принято решение считать программы для ЭВМ предметом авторского права, т.к. они представляют собой объективную форму представления совокупности данных и команд, предназначенных для исполнения ЭВМ с целью достижения определенного результата.

Объектами авторского права признаются все драматические произведения во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах объективного выражения. Особенностью драматических произведений является то, что их текст состоит из диалогов и монологов персонажей, а само произведение, как правило, исполняется на сцене (публичное выступление). Не является нарушением авторского права переработка художественного произведения в драматическое.

2.Особые случаи литературного художественного творчества

Литературными, научными произведениями и произведениями искусства могут быть курсовые и дипломные работы при условии их творческого характера, а не плагиата. Авторское право на них возникает у их создателей-студентов, использование этих произведений возможно только с их согласия, научный руководитель по общим правилам не является соавтором таких произведений. Имел место судебный прецедент, когда студентка одного института выполнила курсовую работу, изготовив художественное панно, которое впоследствии было подарено ректором вуза своему китайскому коллеге. Студентка подала исковое заявление в суд, выиграла дело и получила компенсацию за использование авторской работы без согласия автора.

Известны случаи плагиата иного рода. В частности, преподаватели, даже разработав хвалёную систему «Антиплагиат», упорно не подчиняются установленным ими же самими требованиям, когда программа показывает выполнение норм оригинальности. Более того, известны случаи совершения плагиата самими преподавателями, вопреки мнению об оригинальности научных работ, выполненных преподавателями.

Мухи разносят заразу, но им далеко до преподавателей-плагиаторов...

Например, в 2004 году ректор Тартуского университета Яака Аавиксоо объявил выговор лектору отделения политологии Юри Руусу за нарушение академических обычаев, поскольку тот воспроизвел в своей журнальной статье тексты студенческих работ. Лектор по общей политологии Руус воспроизвел в трех абзацах своей статьи «Влияние истории на политические идеологии», напечатанной в общественно-политическом журнале Mõte 12 октября, переписанный слово в слово текст студенческих работ. «Небрежным и недобросовестным использованием текстов других авторов Руус нарушил хорошие академические традиции и нанес урон имиджу университета», – сказал глава пресс-службы Тартуского университета Иллари Ляэн.

Вот уже российский пример. Экспертиза ряда базовых учебников за авторством В.И.Добренькова и А.И.Кравченко, используемых на социологическом факультете МГУ, показала их низкий уровень. Также были выявлены случаи недопустимого заимствования авторами большого объема материалов из текстов коллег, без необходимых ссылок. По данному поводу в специальном обращении преподавателей говорится: «В связи с этим мы информируем руководство МГУ им. М.В. Ломоносова и Минобрнауки России о том, что по мере проведения экспертизы учебников Рабочей группой, они будут направляться в Рособрнадзор для решения вопроса о снятии с них министерского грифа и нецелесообразности их дальнейшего использования в образовательной системе РФ. Надеемся, что руководство Министерства и Ректор МГУ сочтут необходимым публично осудить авторов, допустивших, намеренно или по небрежности, плагиат в базовых университетских учебниках. Призывая студентов не списывать, не пользоваться чужими рефератами, курсовыми и дипломными работами, вузовские преподаватели не должны подавать пример подобного рода заимствования. В связи с выявленными фактами нарушения академической этики, обращаемся к Ученому совету социологического факультета МГУ и ректорату МГУ с предложением сотрудничества. Предлагаем совместно искать выход из того сложного положения, в котором оказался факультет, и способствовать оздоровлению ситуации в образовательном секторе российской социологии».


Заключение

В отличие от других институтов оно регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне самого трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения неотделимы от их авторов и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение. Тесная связь, существующая между личностью автора и создаваемым им произведением, является не только отличительным признаком авторского права в целом, но и обуславливает законодательные принципы регулирования авторско-правовых отношений.

Условием возникновения таких отношений является творческий труд человека, подразумевающий, собственно, создание объектов авторского права. Вместе с тем, отсутствие определения творческой деятельности может привести (и приводит) к тому, что в правоприменительной практике возникают затруднения, связанные с предоставлением тому или иному произведению правовой охраны. В частности, это связано с выполнением научных студенческих работ.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) М.: Проспект, 2007 – 192 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) М.: 2008 – 512 с.

4. Комментарии к части четвёртой Гражданского кодекса РФ /под ред. П. Лобанова. М.: Инфра-М. 2008 – 600 с.

РЕФЕРАТ

Тема: Юридическая ответственность за нарушение прав авторов литературных произведений

Студентки Мироновой Кристины Николаевны

(Фамилия, имя, отчество)

Руководитель работы к.ю.н. доцент, Коробейникова Е.Н.

(должность, ученое звание, Ф.И.О.)

Работа защищена ______________ 2015

Оценка ____________________________

Подпись ___________________________

Волгоград


Введение …..……………………………………………………………………..3

1.1. Литературное произведение как объект авторского права: понятие, признаки и виды. Автор произведения…………….…………………………..6

Глава 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ АВТОРОВ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ..........................................................12

2.1. Юридическая ответственность. Административная и уголовная ответственность за нарушение прав авторов литературных произведений………………......................................................................12

2.2. Актуальные проблемы в области защиты прав авторов литературных произведений …………………………….……………….……………………15

Заключение ...........................................................................................................17

Список литературы ……………………………………………………………22


Введение

Права и свободы человека и гражданина регулируются в соответствии со ст. 17 Конституции РФДля всестороннего раскрытия и правильного изучения темы о юридической ответственности за нарушения прав авторов литературных произведений вначале необходимо раскрыть первоисточники данных понятий.

Среди объектов гражданских прав, т.е. тех материальных и духовных благ, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения, ст. 128 Гражданский Кодекс Российской Федерации называет результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Одновременно законодатель использует для их обозначения такое собирательное понятие, как интеллектуальная собственность. В обобщенном виде содержание данного понятия раскрывает ст. 138 ГК, указывающая, что "в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполненных работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.)". АВТОРСКОЕ ПРАВО - в объективном смысле - совокупность норм гражданского права (институт), регулирующих отношения по признанию авторства и охране имущественных и неимущественных прав авторов и правообладателей; в субъективном смысле - совокупность имущественных и неимущественных прав авторов и иных правообладателей. Наиболее полным образом понятие интеллектуальной собственности раскрывается в п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) от 14 июля 1967 г. В ней указывается, что интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к - литературным, художественным и научным произведениям; - исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио - и телевизионным передачам; - изобретениям во всех областях человеческой деятельности; - научным открытиям; - промышленным образцам; - товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; - защите против недобросовестной конкуренции; а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной собственности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Интеллектуальная собственности - это особый товар, со своими характерными свойствами. Права, относящиеся к разным объектам интеллектуальной собственности, обладают рядом общих черт:

Они ограничены определенным сроком действия,

Территорией,

Носят абсолютный характер,

Являются исключительными по отношению ко всем третьим лицам

Понятие "интеллектуальная собственность" является обобщающим по отношению к таким используемым в законодательстве и юридической литературе понятиям, как "литературная и художественная собственность" и "промышленная собственность". Последние обозначают соответственно авторское право, действие которого распространяется также на результаты научного творчества ("научная собственность").

Институт авторского права и прав, смежных с авторскими регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (права, смежные с авторскими). В качестве основных задач (функций) авторского права чаще всего в юридической литературе называют две следующие задачи:

2) создание условий для широкого использования произведений в интересах общества.

1.1 Литературное произведение как объект авторского права: понятие, признаки и виды. Автор произведения.

Необходимо провести комплексный анализ юридической доктрины и российского законодательства, включая часть четвертую ГК РФ, для определения понятия и видов литературного произведения как объекта авторского права. Действующее российское законодательство не содержит легального определения понятия произведения, литературного произведения, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной, что подтверждается проведенным анализом статей 1259, 1225 и др. ГК РФ.

В части четвертой ГК РФ в определении объекта авторских прав ключевым словом является термин «произведение», но следует заметить, что действующее российское законодательство, так же как и предшествующее ему законодательство дореволюционного и советского периодов, не дает четкого определения того, что следует понимать под терминами «произведение», «литературное произведение». Отсутствие единообразного понимания понятий и содержания указанных категорий в российском законодательстве вызывает их различное толкование, весьма затрудняет правовое регулирование отношений, связанных с воспроизведением, обнародованием, наследованием произведений литературы, науки и искусства.

Таким образом, решение данного вопроса остается, по мнению В.И. Серебровского, «на долю науки гражданского права»: «...задача определения понятия произведения падает на долю науки гражданского права, так как закон, гарантируя охрану произведения, не указывает, что следует понимать под “произведением”. Поэтому определение предмета авторского права, становление точного, объективного понятия о произведении представляется важной задачей.

Самым распространенным стало определение произведения, которое сформулировал В.И. Серебровский. Произведение – это «совокупность идей мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения».

Для того чтобы признать произведение объектом авторского права, оно должно иметь основные признаки: 1) должно быть результатом творческой деятельности; 2) должно быть выражено в какой-либо объективной форме; 3) должно относиться к области науки, литературы и искусства; 4) автором произведения может быть только физическое лицо. Таким образом, авторской охране подлежат лишь результаты творческой деятельности автора (соавторов), выраженные в какой либо объективной форме, относящиеся к науке, литературе и искусству. Наличие указанных признаков в совокупности дает основание считать, что произведение подпадает под авторско-правовую охрану.

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения.

программы для ЭВМ.

Автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное (согласно ст. 1257 ГК РФ).

Проанализировав вышеуказанные статьи сделан вывод, о том что нет прямого положения в гражданском законодательстве об объектах авторского права и понятия произведения, но есть признаки по которым следует квалифицировать данные термины.

Содержанием авторского правоотношения, как и любого правоотношения, являются права и обязанности участвующих в нем лиц. В рамках правового отношения субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности корреспондируют друг другу и выступают его юридическим содержанием. Таким об-разом, под понятием «субъективное право» подразумевается определенная правовая возможность, гарантируемая законом, вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. Такая возможность распоряжения субъективным гражданским правом является реальным выражением начала диспозитивности как признака метода правового регулирования и имущественно-распорядительной самостоятельности участников гражданского оборота как признака предмета правового регулирования.

В юридической доктрине (до принятия ч. 4 ГК РФ) авторские права традиционно подразделялись на личные неимущественные и имущественные. Это была самая распространенная классификация авторских прав, разделяемая большинством ученых-цивилистов, входящих в одну крупную группу, таких, как Никитина М.И., Сергеев А.П., Гордон М.В., Торкановский Е.П., Агарков М.М. и др.3. Помимо этого, данная классификация имела и немаловажное практическое значение, так как она стала в свое время основой при разработке нормативно-правовых актов, призванных регулировать авторские отношения. Согласно мнению А.П. Сергеева и других, данная классификация была «самой распространенной и в то же время самой спорной». Однако, он отмечал, что авторские права тесным образом взаимосвязаны, поэтому выделение среди них чисто неимущественного или же имущественного характера весьма затруднительно. Однако были и другие противоположные точки зрения, которые были в явном меньшинстве. Ученые-цивилисты разделились по взглядам на несколько групп: одна группа склонялась к отрицанию возможности и необходимости деления авторских прав на личные и имущественные, вторая группа указывала на условность такого деления, третья группа – отмечала относительность этой классификации.

Согласно мнению ученых-юристов, таких, как А.Б. Борисов, В.А. Хохлов, О.А. Рузакова и др., после принятия части четвертой ГК РФ авторские права следует делить уже на три группы: 1) личные неимущественные,

2) исключительное право, являющееся имущественным правом, 3) иные права. Противоположных точек зрения на разделение авторских прав на группы после принятия части 4 ГК РФ не выявлено. По мнению А.Б. Борисова, которое мы разделяем, «авторскими правами признаются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства», «интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК, – также личные неимуществен ные права и иные права (право наследования, право доступа и другие)».

Согласно пункту 2 статьи 1228, пункту 2 статьи 1255, статьи 1265 ГК РФ автору принадлежат право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права, которые неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Под правом авторства понимается юридически обеспеченная возможность лица считаться автором литературного произведения и возможность требовать признания данного факта от других лиц. Согласно мнению Камышева В.Г., право авторства – это право создателя произведения считать себя его автором и требовать обо-значения своего имени при использовании произведения.

Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений регулируется статьями 1255, 1266, 1267 ГК и т.д.

Положения статьи 1265 ГК РФ являются еще одной новеллой части четвертой ГК РФ. Раньше статья 479 ГК РСФСР 1964 года закрепляла именно право на неприкосновенность произведения, а не право на защиту репутации автора, которое было закреплено в статье 15 Закона «Об авторских и смежных правах», теперь статья 1265 ГК РФ закрепила право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений. Согласно статье 1266 ГК РФ, не допускается без согласия автора литературного произведения внесение в его произведение каких бы то ни было изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

1) исключительное право на произведение;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Замечание 1

Понимание и знание творческой основы авторского права – это верный залог правильного разрешения спорных ситуаций, а также залог правильной классификации имеющейся действительности. Грамотное знание того, что на самом деле охраняет авторское право, примеры того самого права позволят пользователям не попадать в сомнительные ситуации.

В соответствии со статьей 1228 Гражданского Кодекса Российской Федерации, автором результата конкретного интеллектуального труда и деятельности будет признан гражданин, который при помощи творческого труда создал этот самый результат. В статье 1259 тоже же самого Гражданского Кодекса Российской Федерации дается определение объекта авторских прав. Объектом могут являться произведения науки, искусства и литературы, даже независимо от назначения подобного произведения и его достоинства. Кроме того, здесь не учитывается способ выражения конкретного произведения.

Уникальность объекта авторского права

Юристы довольно часто сталкиваются со спорными вопросами, которые касаются авторских прав гражданина. В соответствии с законодательством Российской Федерации охране авторских прав будут подвергаться исключительно те произведения, которые отвечают следующим требованиям:

  • Исключительная оригинальность представленного произведения, то есть объекта интеллектуальной собственности конкретного гражданина или группы граждан.
  • Исключительно уникальные произведения, созданные на актуальную тему и отличающиеся способом подачи потребительской аудитории.
  • Исключительная новизна конкретного произведения. Весьма важен такой аспект, что произведение ранее никаким образом не было опубликовано или обнародовано.

Большое количество юристов, занимающихся данной темой, переносят акцент на результат творческой деятельности, а не на сам процесс творческой деятельности. Стоит отметить, что в законе говорится именно о достоинствах конкретного произведения, и что они не влияют на способность подвергаться охране.

Нарушение авторских прав сегодня считается полное копирование произведения интеллектуальной собственности, например, видеоматериала или фотографии. Также нарушение авторских прав считается частичное копирование произведения интеллектуальной собственности, на которое распространяется охраняемая часть. Стоит отметить, что многие специалисты говорят о том, что сравнить необходимо действия, которые стали основополагающими и привели к спорной и конфликтной ситуации. Сравнивать результаты совершенно бессмысленно.

Пример 1

Например, фотографии, выполненные на одной и той же улице и даже в одним и тем же автобусом не могут считаться одинаковыми. Это значит, что каждая отдельная фотография является уникальным результатом творческого труда конкретного человека. На каждую фотографию, даже если на них изображены одинаковые предметы будут распространяться индивидуальные авторские права.

Если автор конкретного произведения беспокоиться за свой интеллектуальный труд, стоит задуматься над тем, чтобы зарегистрировать свои авторские права в специальном государственном учреждении под названием Роспатент. В таком случае, вы сможете не волноваться за сохранность свое произведения от посягательств. В противном случае, виновные будут наказаны по всей строгости закона. Некоторые результаты авторского труда создатели отмечают знаком авторского права. Это знак встречается в Интернете и позволяет в некоторой степени обезопасить от незаконного копирования и дальнейшего распространения.