Гражданственность определение. Хэмминг

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Философский словарь

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.
Евгений Вяземский | Я - гражданин России | Учительская газета | www.ug.ru

  • Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество.
  • Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.
  • Гражданственность – это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране.
  • Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству.
  • Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.
  • Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.

Преимущества гражданственности

  • Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культуру.
  • Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.
  • Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны.
  • Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость.
  • Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам.
  • Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

Проявления гражданственности в повседневной жизни

  • Конституция. В конституции каждой страны записаны основные права и свободы, которые гарантируются гражданам, а так же основные обязанности граждан перед государством.
  • Законодательство. Гражданские права и гражданственность – в числе основных правовых понятий, исходя из которых и создаются законы.
  • Литература. Стихотворные произведения и проза многих классиков русской литературы проникнуты гражданственностью – любовью к стране и состраданием к ее гражданам. Олицетворением гражданственности считается поэт Николай Некрасов.
  • Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, начинающуюся с любви к семье и с интереса к людям и своей стране.
  • Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных обязанностей человека и гражданина; отправляясь на военную службу человек воспитывает в себе гражданственность.
  • Общество. Отсутствие национальной, расовой и религиозной дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов.

Как развить в себе гражданственность

  • Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.
  • Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.
  • Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.
  • Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

Золотая середина

Инертность | полное отсутствие гражданской позиции

Гражданственность

Ультрапатриотизм | избыточная и неверно истолкованная гражданственность, ставящая национальные интересы выше общечеловеческих ценностей

Крылатые выражения о гражданственности

Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством. - Аристотель - Чтобы заложить в годы детства основы человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла. - Василий Сухомлинский - Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. - Николай Некрасов - Бригита Йосифова / Декабристы Документальная повесть, написанная болгарской публицисткой Бригитаой Йосифоваой, посвящена гражданскому подвигу декабристов. Книга интересна тем, что живо передает атмосферу эпохи и рисует яркие портреты декабристов. Чернышевский / Что делать? Можно по разному относиться к личности и художественному таланту демократического критика, но одно не вызывает сомнения – этот человек жил мыслью об обществе и стремился отдать себя ему без остатка. Новых людей своего романа-утопии автор также наделил добродетелью гражданственности.

В жизни каждого человека бывает время, когда приходится сталкиваться с такими понятиями, как патриотизм и гражданственность. Это, кстати, случается не так часто. Государство нынешнее не требует сиюминутно помнить о существовании не ждет подтверждения преданности от своих жителей. Тем не менее следует ясно осознавать, что такое гражданственность. Это знание может пригодиться внезапно, надеемся, что не в критической ситуации.

Открываем толковый словарь

Рассказывают любознательному читателю обо всем на свете. Есть там и толкование нашего термина. Гражданственность - это качество человека, выражающееся в его активном взаимодействии с государством. Однако речь идет не о лояльности к строю или политическим деятелям. Скорее, данным термином обозначают желание и способность человека вести диалог с властями. Если шире, то здесь стоит говорить о понимании того, осознании своего места в нем. Но и этого мало. Гражданственность - это антитеза аполитичности, равнодушия к собственно стране, тому, что с ней происходит. Само описываемое качество имеет глубокий смысл. Оно не сводится к показной позиции. Просто принимать участие в политической жизни, голосовать или ходить на митинги маловато. Необходимо переживать за судьбу государства и народа, действовать им во благо. А это невозможно без полного понимания ситуации, формирования собственной политической позиции.

Гражданин и гражданственность

Представьте себе двух граждан. Они вместе работают, часто обсуждают дела общественные. Один всех ругает, наслушавшись и начитавшись СМИ, а второй ему оппонирует. Но не просто возражает, а раскрывает суть событий, предлагая собственные решения. Но и этого мало. Наш второй гражданин выступает с инициативами, пишет в орган исполнительной власти, ходит на прием к депутату. Кто из них обладает гражданственностью? Ведь оба демонстрируют отнюдь не отстраненную позицию. Вроде первый тоже переживает о делах государственных. Тем не менее его мнение деструктивно. А вот второй имеет явную активную гражданскую позицию. Он не просто судачит во время перерыва, а душой болеет за свою страну. Хотя и соглашается с критикой первого. Вот в чем заключается гражданственность. Хотя обладающие ею люди могут и не интересоваться работой властных структур. Есть граждане, считающие своей обязанностью хорошо трудиться, воспитывать детей или писать картины. Суть в том, чтобы от этого Родине была польза.

Различия в понятиях «патриотизм» и «гражданственность»

Многие считают, что эти два термина имеют тождественный смысл. Они действительно стоят, так сказать, близко. Однако не равнозначны. Патриотизм и гражданственность - это качества человека, характеризующие его отношение к Родине. Но немного по-разному. Пожалуй, понять этот нюанс будет проще, если выяснить, чем отличается государство от Родины. Кажется, что эти слова об одном и том же. А на самом деле между ними грандиозная разница. Патриотизм - это беззаветная любовь к своей Родине, а гражданственность - активное взаимодействие с государством. При этом последнее не нужно ни почитать, ни соглашаться с ним. Необходимо иметь свое мнение и активно выражать его в политическом пространстве. В принципе, понятия очень близкие. Их различия лежат в области сердца, чувств и деятельности. В патриотизме больше любви, а в гражданственности - активности.

О воспитании

Для государства важно, чтобы все его граждане были активны, работали на его благо. По большому счету других глобальных задач у этого социального механизма нет. Он существует, чтобы защитить своих граждан, создать им условия для хорошей, успешной, счастливой жизни. А чтобы эта задача выполнялась, необходимо здоровое и активное общество. Над его созданием следует постоянно работать. А именно нужно воспитание гражданственности с малых лет. Детям важно объяснять, что такое государство, как и для чего оно создается. Кроме того, они должны понимать роль гражданина в жизни страны. Делается это еще с детского сада. Конечно, науки в таком возрасте еще не совсем доступны. Однако даже малыши понимают, как работает, к примеру, президент, кто должен приказать, чтобы снег с улиц убрали или дом покрасили. Начинать нужно с малого. На самом деле гражданственность не глобальна. Она рождается из умения в малом быть полезным стране. Чем большее число людей станет душой болеть за свою Родину, тем успешнее она будет. А от этого улучшится жизнь граждан. Все взаимосвязано.

Классный час "Что такое гражданственность?" для учащихся 8-х классов

Комисарова Вероника Владимировна, 29.03.2018

320 82

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №145» Авиастроительного района г. Казани

Классный час в 8 классе

«ЧТО ТАКОЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ?»

Классный руководитель Комисарова Вероника Владимировна

ноябрь, 2017

Звучит отрывок из стихотворения В. Маяковского «Стихи о советском паспорте»

Учитель: Вам всем недавно исполнилось по 14 лет. Какое событие произошло в вашей жизни с исполнением 14летия?

Да вы получили паспорт Гражданина Российской Федерации.

Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову гражданин. Например - гражданственность . Получатся, что с получением паспорта гражданина вы в 14 лет приобрели гражданственность? Нет. Паспорт это всего лишь документ удостоверяющий личность. Гражданственность вы приобретаете с рождения.

Что такое гражданственность?

Гражданственность нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

Попробуйте осмыслить определение и сформулировать своими словами, что такое гражданственность для вас в 14 лет.

На сегодняшний день в свои 14 лет каждый из вас является гражданином Российской Федерации, и вы имеете документ, подтверждающий это. Гражданственность можно в себе воспитывать и развивать.

Как развить в себе гражданственность?

    Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.

    Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.

    Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.

    Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества , мыслить и действовать государственно.

Давайте попробуем поиграть и вспомнить ваши права и обязанности 14-летнего гражданина. Вы слушаете вопрос и кидаете мяч, тому, кто будет отвечать на него. Отвечает один человек, остальные молчат.

Я имею право:

1. На общение с родственниками

Да с рождения

2. Участвовать в детском общественном объединении

Да с 8 лет

3. Купить автомобиль

4. На учёт моего мнения в семье, при решении вопроса, затрагивающего мои интересы

Да с 10 лет

5. Работать в свободное от учёбы время

Да не более 4-х часов

6. Вступить в брак

7. Купить в магазине хлеб

Да с 6 лет

8. Продать квартиру

9. Управлять мопедом

Нет с 16 лет

Я обязан

10. Получать основное общее образование

11. Каждое утро ходить за продуктами

12. Нести ответственность за брата или сестру

13. Слушаться родителей

14. Нести ответственность за совершенные проступки или правонарушения

15. Хранить государственную тайну

16. Соблюдать правила и устав учебного учреждения

17. Нести ответственность за нарушение дисциплины

18. Принадлежать к той или иной религии

Мы с вами поиграли и, несмотря на игру, вопросы мы с вами обсудили серьёзные. Сейчас я прошу каждого из вас подойти к дереву и наклеить листочки. На зелёных листочках у вас прописаны права, а на желтых обязанности. Прошу вас наклеить листочки, которые вы считаете наиболее актуальные и важными, в вашем возрасте.

Посмотрите, наши листочки растут на одном дереве. Значит без прав не бывает обязанностей, а без обязанностей не бывает прав.

Подведём итог:

О чём мы сегодня с вами говорили?

Вы узнали что-то новое для себя?

Желаю вам успехов в учёбе, самоопределении, достижении своих целей, чтобы жить во, благо себя, своих близких и стать настоящим гражданином нашей страны. Спасибо за внимание

Содержимое разработки


КЛАССНЫЙ ЧАС 8 класс

МБОУ «Лицей №145»

Авиастроительного района г. Казани

Классный руководитель

Комисарова Вероника Владимировна


ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.


  • Образование.

Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.


Как развить в себе гражданственность

  • Интерес к истории

Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.


Как развить в себе гражданственность

  • Работа над собой

Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.


Как развить в себе гражданственность

  • Межличностные отношения

Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.


Гражданственность подразумевает

способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества , мыслить и действовать государственно.


Я ИМЕЮ ПРАВО:

1. НА ОБЩЕНИЕ С РОДСТВЕННИКАМИ

да с рождения

2. УЧАСТВОВАТЬ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

да с 8 лет

3. КУПИТЬ АВТОМОБИЛЬ

4. НА УЧЁТ МОЕГО МНЕНИЯ В СЕМЬЕ, ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСА, ЗАТРАГИВАЮЩЕГО МОИ ИНТЕРЕСЫ

да с 10 лет


Я ИМЕЮ ПРАВО:

5. РАБОТАТЬ В СВОБОДНОЕ ОТ УЧЁБЫ ВРЕМЯ

да не более 4-х часов

6. ВСТУПИТЬ В БРАК

7. КУПИТЬ В МАГАЗИНЕ ХЛЕБ

да с 6 лет

8. ПРОДАТЬ КВАРТИРУ

9. УПРАВЛЯТЬ МОПЕДОМ

нет с 16 лет


Я ОБЯЗАН

10. ПОЛУЧАТЬ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

11. КАЖДОЕ УТРО ХОДИТЬ ЗА ПРОДУКТАМИ

12. НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БРАТА ИЛИ СЕСТРУ

13. СЛУШАТЬСЯ РОДИТЕЛЕЙ

14. НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ПРОСТУПКИ ИЛИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ


Я ОБЯЗАН

15. ХРАНИТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

16. СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА И УСТАВ УЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

17. НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

18. ПРИНАДЛЕЖАТЬ К ТОЙ ИЛИ ИНОЙ РЕЛИГИИ


Подведём итог:

  • О чём мы сегодня с вами говорили?
  • Вы узнали что-то новое для себя?

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ В УЧЁБЕ, САМООПРЕДЕЛЕНИИ, ДОСТИЖЕНИИ СВОИХ ЦЕЛЕЙ, ЧТОБЫ ЖИТЬ ВО БЛАГО СЕБЕ, СВОИХ БЛИЗКИХ И СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ГРАЖДАНИНОМ НАШЕЙ СТРАНЫ.

Сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству; гражданская организованность и дисциплинированность.

Если человек ощущает свое участие в жизни общества, в его развитии, он создает не только материальные ценности для людей, он создает и самого себя, С работы, в которой ярко выражен дух гражданства, начинается истинное самовоспитание. Самовоспитание - это не что-то вспомогательное в воспитании, а крепкий его фундамент.

От того, какие идеи живут в сознании и сердце человека, какими идейными побуждениями вдохновляется он в своей личной жизни, зависит все: моральное лицо человека, единство его сознания и поведения, общественная деятельность, понимание ответственности перед обществом, народом, коллективом. Идейные побуждения - это костяк убежденности человека.

Гражданственность - это прежде всего ответственность, долг, та высшая ступень в духовной жизни человека, на которую он поднимается и отдает себя служению идеалу.

Гражданственность - это страсть человеческого сердца.

В годы немецко-фашистской оккупации в одном из соседних наших надднепровских сел произошло героическое и трагическое событие, в котором особенно выразительно раскрылись красота и доблесть гражданства. Об этом событии я всегда рассказывал детям, оно является как бы нашим первым традиционным уроком гражданства. На краю села в маленькой хатенке жила женщина с двумя детьми - мальчиком и девочкой. Муж ее воевал на фронте. Однажды среди ночи в хату постучался советский солдат. Раненный, он попал в плен, теперь бежал и просил пристанища, чтобы через несколько дней переправиться через Днепр и пробиваться к линии фронта. Женщина впустила солдата, спрятала его на чердаке, чтобы дети не видели. Утром пришли полицаи вместе с фашистским офицером: кто-то донес, что женщина прячет пленного. Долго искали фашисты, но ничего не нашли: тайник был надежным. Взбешенный офицер поставил посреди двора мальчика и девочку и сказал матери, что, если она не выдаст советского солдата, он расстреляет детей. Мать не сказала ни слова. Она плюнула в лицо фашисту. На ее глазах полицай убил детей. Потом расстреляли и мать. Ночью партизаны помогли пленному переправиться через Днепр. На высокой шелковице, что росла посреди двора, там, где пролилась кровь невинных детей, партизаны в ту же ночь повесили двух полицаев.

Наступает утро. У нас выходной день, мы идем с детьми в лес. Там, на опушке, среди чарующей красоты я рассказываю о подвиге матери. Детские сердца взволнованы, восхищены силой и благородством материнского горя, материнского героизма. Дети еще малы, им по семь с половиной лет, но до них доходит высокий смысл настоящего гражданства. В их сознании утверждается первое понятие о самом высоком человеческом долге - долге перед Родиной.

Рассказывая о подвиге матери, об ее верности Отчизне, я стремлюсь к тому, чтобы дети задумались над дорогим, самым родным для человека. Нужно показывать жизнь и борьбу в ярких образах. Ничто так не пробуждает искреннего желания быть морально красивым, благородным, верным высокой идее, как восхищение красотой, благородством и верностью. Восхищение гражданской красотой и доблестью - это искра, из которой разгорается огонь зрелого гражданства, желания стать настоящим сыном своей Родины.

Способность одухотворяться моральной красотой гражданства сама по себе является исключительно ценным душевным качеством, с него, по сути, начинается формирование человека в духе верности коммунистическим идеям. Чувство принадлежности к советскому народу, к его величию, героической истории, преданность интересам общества - все это можно сформировать в человеческой душе только в том случае, если она способна увлекаться высоким и благородным. Ведь из этих высочайших чувств как раз и рождается способность человека видеть самого себя, способность переживать гражданскую красоту и доблесть. Человек умеющий вдохновляться высоким и благородным, как линию личного поведения вырабатывает в себе непримиримость к аполитичности, равнодушию, к моральному злу.

Отрочество и юность - пора морального, идейного, гражданского самоутверждения. В этот период человек должен сам дать себе ответ на вопросы: как жить? Каким человеком я должен стать?

В знаменитом стихотворении Некрасова есть фраза: «Отечества достойный сын». Достойный! Сыновьями рождаются - достойными сыновьями становятся. И, значит, достойным сыном отечества вырастет тот, кто сумел воспитать в себе гражданственность. Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитываются всей нашей жизнью, но прежде всего они выковываются в результате самовоспитания.

Вникнем лучше в каждодневный, будничный смысл некрасовского определения гражданина. И для начала поразмыслим, не случалось ли нам утешать себя: мол, кто я такой, чтобы уже быть гражданином. Я-де ученик, то есть лицо, неизбежно подчиненное родителям и педагогам. Рамки моей жизни довольно жестки. Где же тут поле, на котором можно проявить гражданственность?

В действительности такое поле есть. И с возрастом оно становится все шире и шире. Простенькая ситуация: объявлен субботник по уборке школы, или трудовой десант в соседний колхоз, или лыжный кросс, во время которого твоя школа будет соревноваться с соседними. Проверь себя: почему ты участвуешь в любом из этих дел и как, с каким настроением? Потому ли, что боишься наказания или, скажем, неодобрения товарищей, или потому, что осознаешь значение своего участия, живешь по правилу: «Если не я, то кто же?»

Вот эта формула «если не я, то кто же?», может быть, и есть та лакмусовая бумажка, которая поможет определить степень твоей гражданской зрелости. Если ты уклонился от какого-то малоприятного дела под предлогом, что и без тебя обойдутся, народу много, значит, в тебе еще нет ни грана гражданственности.

Тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает себя виноватым, ответственным за то, что общее дело получилось плохо. Он обязательно испытает ощущение вины от того, что собрание, или вечер, или поход никого не волнуют, на вечере скучно, а поход оказался неподготовленным. Следующий шаг гражданственности - это не пассивное недовольство, отношение не зрителя, не наблюдателя, а деятельное участие.

Не ждать, пока кто-то сделает жизнь класса интересной и содержательной, наладит отношения между ребятами, а самому в меру своих сил (часто сверх сил) браться за дело. Не допускать, чтобы в твоем присутствии обижали слабого, дразнили человека, унижали его достоинство.

Можно ведь быть в жизни «болельщиком». Как на стадионе. А можно «играть» самому. Гражданственность измеряется вот этим стремлением обязательно участвовать самому. Выпускники из школ различных областей, оставшиеся работать на полях и фермах родных деревень, - это, конечно, образец ответственного поведения. И твои товарищи, которые отдают свое время «трудным» мальчишкам в собственном дворе или на своей улице, тоже действуют как подлинные граждане. Словом, думается: некрасовский призыв к гражданину «для блага ближнего живи» в общем нисколько не устарел.

Но гражданственность предполагает, что человек, живущий «для блага ближнего», не жертвует при этом собой, своими интересами, не чувствует себя лишенным чего-то, ущемленным. Совсем напротив - он просто не может жить по-другому, только такой способ жизни дает ему острое ощущение счастья. Кстати, задумывался ли ты когда-нибудь над тем, что слово «счастье» означает сочастье, то есть счастлив лишь тот, кто ощущает себя частью целого, какой-то общности? А это значит, что гражданственность есть непременное условие счастья.

Об одном человеке говорят, что он «сын века», а о другом, что он «дитя века». Чувствуешь, какая разница между этими двумя состояниями? «Дитя», конечно, тоже вовлекается в водовороты века, но невольно, нечаянно, - главное же его стремление: спрятаться, переждать… А для сына века все исторические битвы - его битвы, он в мире боец. Будь это целина, или Нечерноземье, или другая стройка нашего времени.

Только нельзя допускать опасной путаницы в толковании этого понятия. В каждой школе есть бойкие мальчики и девочки, присяжные ораторы, умельцы говорить правильные слова. Но всегда ли эти слова точно совпадают с жизненной позицией и, главное, поведением того, кто их произносит? Говорит-то человек красиво, но как он действует? Не случайно один поэт подметил «несовместимость слова-гиганта и гнома-поступка». А синоним гражданственности - поступок. Способность говорить на «безупречном языке поступка» - первый и самый главный ее признак.

Многие из нас хотели бы жить правильно, по высокому счету, но не у всех хватает мужества. Так вот гражданственность предполагает в человеке мужество поступка. Если совесть подсказывает тебе образ действий, а малодушие останавливает и ты предпочитаешь хотя бы подождать, пока начнут действовать другие, значит, ты еще «дитя века».

Учение - казалось бы, какое отношение оно имеет к гражданственности? Осознаешь ли ты гражданский смысл учения? Если ты помнишь, что приобретаешь знания для того, чтобы отдать их, что именно в годы учения формируются «понятия, необходимые для составления гражданского общества», ты и учишься совсем по-другому.

Малое знание, полузнание, поверхностное знание - признаки будущего плохого работника, а значит, и гражданина. Способен ли ты понимать и осмысливать все, что творится в мире, во вселенной, внутри человека и вне его? Живешь ли ты в скорлупе или тебя волнуют события в Азии, в Африке?..

Ты, конечно, наблюдал, как по-разному работают твои товарищи. Класс ли убирают, пропалывают колхозную грядку или рисуют стенную газету. Один норовит сделать поменьше, как-нибудь - лишь бы отстали. После него на полосе остается чуть ли не половина сорняков или неубранного картофеля. А другой каждую травинку выполет, каждый клубень подберет. И ни за что не уйдет, пока не закончит порученного дела.

Ты скажешь: при чем тут гражданственность? Просто один более, а другой менее добросовестен. Нет! Речь о том, что гражданственность включает в себя очень многие человеческие достоинства, но окрашивает их особым образом, потому что каждое из этих достоинств, будучи свойством отдельного человека, становится в то же время общим достоянием, частью нашей жизни, создает активную позицию человека, группы людей, общества.

А в минуту испытаний, в трудный час это свойство обязательно проявится самым ярким образом. Оно не позволило летчику, спасая свою жизнь, бросить самолет, чтобы он упал на мирно спящий город. Это чувство продиктовало композитору Шостаковичу, голодавшему в блокадном Ленинграде, великую Седьмую симфонию. Это величайшее человеческое свойство вписало драгоценные страницы в отечественную историю. И каждому гражданину, каждому из вас дано прекрасное право вписать в эти страницы и свою строку.

ГРАЖДАНСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна. Присущий, свойственный гражданину (в 1 знач.). Гражданственное самосознание. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

гражданственность - высокая гражданственность … Словарь русской идиоматики

См. Цивилизация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ж. отвлеч. сущ. по прил. гражданственный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Гражданственность, гражданственности, гражданственности, гражданственностей, гражданственности, гражданственностям, гражданственность, гражданственности, гражданственностью, гражданственностями, гражданственности, гражданственностях (Источник:… … Формы слов

гражданственность - гражд анственность, и … Русский орфографический словарь

гражданственность - (3 ж), Р., Д., Пр. гражда/нственности … Орфографический словарь русского языка

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - личное качество, выраженное в глубоком осознании человеком своей принадлежности к обществу, в котором он живет, а также в осознании совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его … Профессиональное образование. Словарь

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья. церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать вт всяких… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны … Педагогический словарь

Книги

  • , Щапов. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием Русской церкви и гражданственность в XVII веке и в первой половине XVII. Опыт исторического исследования о…
  • Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием Русской церкви и гражданственность в XVII веке и в первой половине XVII , Щапов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состояниемРусской церкви и…