Характер и классификация экстремальных и чрезвычайных ситуаций - реферат. Опасности, которые подстерегают нас в природе Примеры опасных ситуаций в природе

  • 8. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности
  • 9. Основы управления безопасностью деятельности
  • 11. Характеристика сенсорных систем с точки зрения бжд
  • 12. Перспективы развития безопасности жизнедеятельности.
  • 13. Общие принципы и механизмы адаптации организма человека к различным условиям среды обитания. Гомеостаз.
  • 14. Совместимость элементов системы «человек -среда»
  • 15. Психология безопасности деятельности. (Антропогенные опасности)
  • 16. Работоспособность и её динамика.
  • 17.Условия труда. Классификация. Оценка тяжести и напряженности трудовой деятельности.
  • 18.Основы физиологии труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности
  • 19. Фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного» (2004). Цели. Задачи. Общие положения.
  • 20.Права и обязанности граждан рф в области защиты от чс
  • 21.Фз «о радиационной безопасности» (1995)
  • 22. Техносфера. Причины возникновения негативных факторов и их воздействие на человека
  • 23. Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Защита.
  • 25. Фз «о Гражданской обороне» (1998). Цели. Задачи.
  • 26. Вредное вещество. Классификация вредных веществ по характеру воздействия на организм человека.
  • 27. Классификация вредных веществ по степени токсичности и степени токсичной избирательности.
  • 28. Производственная пыль. Фиброгенное действие.
  • 29. Соц. Опасности. Классификация, причины, виды. Защита от соц. Опасностей
  • 31.Табакокурение. Сигаретный дым. Профилактика.
  • 32. Алкоголизм как социальная опасность. Профилактика алкогольного опьянения. Первая помощь при алкогольной коме.
  • 33.Наркомания, Токсикомания. Оказание 1-ой помощи при наркотической коме.
  • 34.Радиация. Радиационной безопасности
  • 35 Химические опасности: сильнодействующие ядовитые вещества (хлор, аммиак, синильная кислота, тетроэтилсвинец, фосген)
  • 36. Экстремальная ситуация. Классификация. Примеры.
  • 37. Чрезвычайная ситуация. Классификация по признакам и их краткая характеристика
  • 38. Экологически опасные вещества. Тяжелые металлы. Гербициды. Пестициды. Формальдегид. Асбест.
  • 39.Природные опасности. Эпидемии. Эпизоотии. Эпифитотии.
  • 40. Чс природного характера. Классификация по признакам и их краткая характеристика
  • 42. Характеристика и классификация чс техногенного характера.
  • 43. Характеристики и классификаций чс экологического характера
  • 44. Основные способы и средства защиты в чс.
  • 45. Биологические опасности (микроорганизмы, грибы, растения, животные)
  • 46. Производственный шум и вибрация.
  • 47 Индивидуальные и коллективные средства защиты
  • 48. Охрана труда.
  • 49. Безопасность в дтп.
  • 50. Виды поражения электрическим током, электротравмы. Первая помощь. Факторы, определяющие степень поражения током.
  • 57. Первая помощь при укусе ядовитыми насекомыми змеями.
  • 58. Общие принципы борьбы со стрессом. Способы быстрого снятия стресса.
  • 59. Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывчатым веществом. Действия.
  • 60. Поступление угрозы по телефону. Действия.
  • 61. Поступления угрозы в письменном виде. Действия.
  • 62. Захват в заложники. Действия.
  • 63. Традиционные рекомендации пожарных.
  • 64. Газовые плиты и бытовой газ. Первая помощь при отравлении угарным газом.
  • 65. Препараты бытовой химии. Первая помощь.
  • 67. Изнасилование. Как избежать изнасилования. Профилактика.
  • 68. Ожоги, классификация, первая помощь.
  • 69. Отморожение. Первая помощь при отморожении.
  • 70. Первая помощь при болях в сердце.
  • 71. Первая помощь при обмороке.
  • 72. Реанимация. Методы реанимации при внезапной остановке сердца
  • 73. Судороги в воде. Оказание помощи утопающим.
  • 74. Правила извлечения пострадавших из под обломков, завалов. Сдс.
  • 75. Понятие о ране, классификация. Первая помощь.
  • 76. Виды кровотечений и их характеристика
  • 77. Переломы. Первая помощь. Транспортная иммобилизация.
  • 78.Травматический шок. Стадии. Первая помощь.
  • 79. Черепно-мозговая травма. Первая помощь.
  • 80. Анафилактический шок (аллергический шок). Первая помощь
  • 36. Экстремальная ситуация. Классификация. Примеры.

    Экстремальная ситуация - это обстановка, возни­кающая в природе или в процессе деятельности челове­ка, при которой психофизиологические параметры мо­гут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельнос­ти человека. Например, высокие и низкие температуры, физическая нагрузка, поражающие токсичные дозы силь­нодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), высокие дозы облучения и др.

    Когда каждый человек в быту, на работе или в условиях окружающей его природной среды, может попасть в такие ситуа­ции, для которых характерны новизна и неожиданность возникновения, дли­тельное и интенсивное воздействие внешних неблагоприятных факторов, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни. Такие ситуации, выходя­щие за рамки обычных, принято называть экстремальными ситуациями.

    В экстремальной ситуации у человека неизбежно возникает особое со­стояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом. Оно вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведе­ние и работоспособность человека. Влияние стресса на поведение и возмож­ности конкретного индивидуума, на изменение его работоспособности чрез­вычайно индивидуально. Одни действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения - на экзаменах, ответст­венных соревнованиях и в любых опасных для жизни обстоятельствах. А других подобные ситуации психологически деморализуют. Наступает "пси­хологический шок" - появляется сильная заторможенность или, наоборот, суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям.

    Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине - в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, пра­вилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия. К при­меру, человек не знает, как поступить в той или иной жизненно опасной ситуа­ции, или знает, но не умеет себе помочь. В ином случае он знает и может, но не хочет сделать то, чего требуют условия безопасности (или просто не хочет знать, что именно нужно делать). Столкнувшись с непредвиденными обстоя­тельствами, очутившись в сложной, непривычной обстановке, когда нужны быстрые, точные действия, люди становятся совершенно беспомощными, не­способными решить простейшие, но жизненно необходимые вопросы.

    Чтобы уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить свои шансы на сохранение здоровья и самой жизни, нужно:

    Знать и учитывать факторы риска (опасности), сопровождающие

    нашу жизнь;

    Выработать умение предвидеть возможность возникновения опас­ных ситуаций;

    Стремиться избегать попадания в эти ситуации.

    37. Чрезвычайная ситуация. Классификация по признакам и их краткая характеристика

    Чрезвычайная ситуация - это неожиданная, вне­запно возникшая обстановка на определенной террито­рии или объекте экономики в результате аварии, катас­трофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жер­твам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнеде­ятельности людей. ЧС классифицируются:

      по причине возникновения: преднамеренные и не­преднамеренные;

      по природе возникновения: техногенные, природные, экологические, биологические, антропогенные, соци­альные и комбинированные;

      по скорости развития: взрывные, внезапные, скоро­течные, плавные;

      по масштабам распространения последствий: локаль­ные, местные, территориальные, региональные, фе­деральные, трансграничные;

      по возможности предотвращения ЧС: неизбежные (на­пример, природные) и предотвращаемые (например, техногенные, социальные).

    К техногенным относятся ЧС, происхождение кото­рых связано с техническими объектами: взрывы, пожа­ры, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ на радиационно опасных объек­тах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспече­ния и др.

    К природным относятся ЧС, связанные с проявлени­ем стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ура­ганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

    К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномаль­ные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

    К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

    К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применени­ем силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны).

    Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

    Чрезвычайные ситуации характеризуются качествен­ными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстро­та развития событий); социально-экологический (челове­ческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота боль­ших площадей); социально-психологический (массовые стрессы); экономический. Например, локальная ЧС - это когда пострадало 10 человек; либо для 100 человек нарушены условия БЖД; либо ущерб не превышает 1000 МРОТ, а зона ЧС не выходит за пределы объекта.

    Основные причины возникновения ЧС:

      внутренние: сложность технологий, недостаточная ква­лификация персонала, проектно-конструкторские не­доработки, физический и моральный износ оборудова­ния, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

      внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекра­щение подачи электроэнергии, газа, воды и т.д.

    Безопасность в ЧС – состояние защищенности населения, объектов экономики, окружающей среды (ОС) от опасностей в ЧС.

    Экстремальная ситуация – это обстановка, возникающая в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности человека. Например высокие и низкие температуры физическая нагрузка, поражающие токсичные дозы сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), высокие дозы облучения и др.

    Понятие «чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой, превосходящий все» (Ожегов С.И. Словарь русского языка). Словосочетание «чрезвычайная ситуация» относится к совокупности опасных событий или явлений, приводящих к нарушению безопасности жизнедеятельности.

    К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии системах жизнеобеспечения и др.

    Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварий, бедствия или катастрофы, которая повлекла или может повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможно уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСиДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижении размеров ущерба, окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

    Источник чрезвычайной ситуации – опасное природное явление, авария, инфекционное заболевание людей или животных, а также современные средства поражения, в результате чего произошла или может возникнуть в ЧС.

    Авария – опасное техногенное происшествии, создающее на объекте, определенной территорий или акваторий, угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению здании, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесение ущерба ОС.

    Крупная авария с многочисленными человеческими жертвами и тяжелыми последствиями называется катастрофой .



    Подразделяют пять стадий развития аварий и ЧС:

    1. Стадия зарождения – постепенное накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;

    2. Стадия инициирования – начало развития ЧС;

    3. Стадия кульминации – пик катастрофы, когда выделяется основное количество энергии или вещества;

    4. Стадия затухания;

    5. Стадия ликвидации последствий.

    Катастрофа – разрушительное явление, повлекшее ЧС регионального или глобального масштаба.

    Катастрофы классифицируется по масштабам и видам:

    По масштабу:

    Среднее

    Большие.

    Классификация ЧС приведена в таблице 1.

    Таблица 1 – Классификация чрезвычайных ситуации

    Чрезвычайные ситуации
    По ведомственной принадлежности По сфере возникновения По масштабу распространения и тяжести По скорости распространения опасности
    - строительство - промышленность - жилищно-коммунальная сфера - транспорт - сельское хозяйство - лесное хозяйство - транспортные коммуникаций - и т.д. - техногенного происхождения - природного характера - экологического характера - антропогенного характера - социального происхождения - объектовые - местные - региональные - национальные - глобальные - внезапные - с быстрораспрост. опасностью - распростран-ся с умеренной скоростью - с медленно распространяющейся скоростью

    При определении масштаба за критерий берутся два показателя:

    Количество пострадавших или нуждающихся госпитализации, территория, подвергшаяся воздействую последствий катастрофы.

    По видам:

    Естественные (природные и стихийные бедствия)

    Искусственные (антропогенные)

    Естественные:

    Метеорологические

    Тектонические и теллурические (вулканы, землетрясения)

    Топологические (сели, оползни, сходы, лавины, наводнения)

    Космические (метеориты, столкновения с ними)

    Искусственные:

    Транспортные

    Производственные

    Специфические (бактериологические и эпидемиологические)

    Социальные (война, голод, алкоголизм, наркомания)

    Каждая катастрофа имеет свой поражающий фактор и создает ЧС. Анализ причин выявляет общую черту всех ЧС (или стабильность).

    Выделяют пять стадий развития катастроф:

    1. накопление, отражается эффективностью (зарождение)

    2. период развития (инициирование)

    3. экстремальный период (кульминация), при котором выделяется основная доля энергий

    4. затухание (действие остаточных и вторичных поражающих факторов)

    5. Ликвидация последствий ЧС.

    ЧС классифицируется по трем основным признакам:

    По сфере возникновения

    По ведомственным принадлежностям

    По масштабу и скорости распространения

    По сфере ЧС подразделяются:

    Природные

    Техногенные

    Биолого-социальные.

    По ведомственные принадлежности – отрасли хозяйства.

    По масштабу – объектовые, местные, региональные, глобальные.

    Для территорий РК характерны все ЧС: природные, геофизические, геологические, метеорологические, гидрологические опасности.

    Все продукты, способные взрываться, подразделяются на взрывчатые вещества – ВВ конденсированного типа (тринитротолуол, гексоген, динамит) и взрывоопасные вещества – ВВ (газо-топливовоздушные смеси, газы, пыли)

    Поражающим фактором при взрывных ВВ является воздушная ударная волна (ВУВ) – (резкое сжатие воздуха, двигающегося со сверхзвуковой скоростью).

    Зоной ЧС при взрывах называют территорию, в пределах которой происходит поражение людей, животных разрушаются или повреждаются здания и сооружения. Границей зоны ЧС взрывного характера принимают DР Ф ≥ 10 кПа.

    Размер зоны ЧС оперативно можно оценить зависимостью:

    где Х – коэффициент, характеризующий зоны слабых (Х = 13,5 при DР Ф = 10 кПа), средних (Х = 8,2 при DР Ф = 20 кПа), сильных (Х = 6,4 при DР Ф = 30 кПа) и полных разрушений (Х = 4,7 при DР Ф = 50 кПа).

    Безвозвратные потери рассчитываются по формуле:

    N CM = P . G 0,666 ,

    где G – масса ВВ, т; Р – плотность населения, тыс. чел./км 2 .

    Из двух значений L ma х, L принимают меньшее.

    По масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципиального характера, ЧС межмуниципиального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС республиканского характера.

    К ЧС локального характера относятся ЧС, в результате которых территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей, не входит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо ущерба окружающей природной среды и материальных потерь составляет не более 500 тысяч тн.

    К ЧС муниципиального характера относятся ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы одного поселения или одного района внутригородской территории города республиканского значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 25 млн. тн.

    К ЧС межмуниципиального характера относятся ЧС, в результате которых зона ЧС затрагивает территорию двух или более поселений, полностью внутригородской территории города республиканского значения.

    К ЧС регионального характера относятся ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта (области) РК.

    К ЧС республиканского характера относятся ЧС, в результате которых количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. тн.

    По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные.

    К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии, выбросы радиоактивных веществ, обрушение здний, транспортные катастрофы.

    К природным относятся, связанные с проявлением стихийных сил природв: землетрясения, ураганы, наводнения, сели.

    К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушения основного слоя земли, опустынивания, кислотные дожди.

    К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

    К социальным ЧС относятся события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты, терроризм, голод, войны.

    Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей, могут быть связаны с населением, экстремизмом, терактами.

    По причине возникновения ЧС делятся на случайные и преднамеренные.

    По режиму времени ЧС делятся на чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

    По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии), стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ), умеренные (наводнения, извержения вулканов).

    Пожары. Зоной пожаров называют территорию, в пределах которой в результате стихийных бедствий, аварий или катастроф, неосторожных действий людей, а также воздействия современных средств поражения возникают и распространяются пожары. Пожар считается ЧС в том случае, если для его ликвидации недостаточно сил и средств пожарной охраны, дислоцируемой на данной территории.

    Основные характеристики пожара:

    Интенсивность теплового излучения пожара, J, Дж/м 2 , К;

    Удельная теплота сгорания, Q 0 , кДж/кг;

    Удельная теплота пожара, Q 0 , кДж/м 2. с.

    Основная литература: 2 .

    Дополнительная литература: 1 .

    Контрольные вопросы:

    1. Классификация ЧС?

    2. Как осуществляется учет ЧС?

    3. Формирования ГО?

    4. Что называют зоной пожаров?

    5. Основные характеристики пожара?

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Введение

    Данная тема является актуальной, так как на всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др. Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой одновременно и отрицательным (негативным). Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности. Сегодня, в век технического прогресса, в мире происходят различного рода аварии, катастрофы с гибелью людей, материальных ценностей, серьезных нарушений экологии и т.д.

    Наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле Жизнь. На рубеже 21 века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техносферы сегодня - необходимое условие выживания. Кроме того, очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не из-за различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития общества.

    Для человечества традиционным является пренебрежение предупредительными мерами. Предпочтение отдается конъюнктурным потребностям момента. В результате даже уже изученные опасные тенденции оказываются неучтенными, и как результат возникают чрезвычайные ситуации. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые «Чрезвычайные Ситуации» (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза. А это значит, растёт число жертв и материальный ущерб, как в промышленности, так и на транспорте, в быту, в армии и т.д. По мнению многих экспертов, темпы и масштабы деградации окружающей среды в стране находятся на среднемировом уровне, но при этом по характеру деградации земель и лесов Россия ближе к развивающимся странам, а по выбросам ядовитых веществ в воздушную и водную среду, их массе и разнообразию - к развитым в промышленном отношении странам. Вместе с тем, к особенностям деградации окружающей среды в России следует отнести самую высокую в мире радиационную загрязненность и более высокий по сравнению с другими развитыми странами уровень загрязнения токсичными тяжелыми металлами, пестицидами, органическими соединениями. Значительное негативное влияние оказывает преимущественно экстенсивный характер экономики, сопровождающийся нерациональным использованием многих видов природных ресурсов, нерациональными объемами добычи природного сырья, концентрацией производств только в отдельных регионах без учета хозяйственной емкости соответствующих экосистем, отсутствием мощностей по переработке бытовых и производственных отходов. К этому следует добавить наличие на большинстве предприятий устаревших технологий, ненадежность технологического оборудования, обусловленную старением основных фондов, и т. д.

    Рассмотрению чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуаций и будет посвящена данная работа.

    Понятие «Чрезвычайная ситуация »

    Тысячелетняя практика жизнедеятельности человека свидетельствует о том, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Любая деятельность потенциально опасна. Потенциальная опасность - это опасность скрытая, неопределенная во времени и пространстве. Реализуется потенциальная опасность через причины и в случае, если нежелательные последствия будут значительные, то это событие классифицируется как чрезвычайная ситуация. На рис. 1. представлена взаимосвязь человека, его жизнедеятельности и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Прослеживая направление линий на схеме, видно, что ЧС, от каких бы причин не возникали, отрицательно воздействуют на природу и человека.

    Рис. 1 Взаимосвязь ЧС, природной среды и жизнедеятельности человека

    Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающее резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды. Согласно статье 1 Закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Словарь русского языка С. Ожегова предлагает следующее определение: чрезвычайный - исключительный, очень большой, превосходящий все. Словосочетание «чрезвычайная ситуация» определяет опасные события или явления, приводящие к нарушению безопасности жизнедеятельности. Чрезвычайной называют внезапно возникшую ситуацию, которая характеризуется:

    Социально-экологическим и экономическим ущербом,

    Необходимостью защиты населения от воздействия вредных для здоровья факторов (химические агрессивные вещества, РВ, микроорганизмы, переохлаждение или перегревание, травмирующие и психогенные факторы),

    Проведением спасательных, неотложных медицинских и эвакуационных работ,

    Ликвидацией негативных последствий случившегося.

    ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах:

    Наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);

    Действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);

    Нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

    Основные причины чрезвычайных ситуаций

    Причины возникновения ЧС и сопутствующие им условия подразделяют на внутренние и внешние.

    К внутренним относятся:

    Сложность технологий;

    Недостаточная квалификация обслуживающего персонала;

    Проектно-конструкторские недоработки в механизмах и оборудовании;

    Физический и моральный износ оборудования и механизмов;

    Низкая трудовая и технологическая дисциплины и др.

    К внешним относятся:

    Стихийные бедствия;

    Неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов;

    Терроризм;

    Стадии развития чрезвычайной ситуации

    ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

    1. Стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда - годы и десятилетия.

    2. Инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

    3. Процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.

    4. Стадия затухания (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности - локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

    Чем отличаются понятия «Опасная ситуация» и «Экстремальная ситуация»?

    Часто используется понятие «экстремальная ситуация», которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоциональному психологическому воздействию. Экстремальное событие (ЭС)- это отклонение от нормы процессов или явлений. ЭС, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих сущностных характеристик: 1) внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальности; 2) резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний; 3) насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения; 4) прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений ЭС; 5) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний; 6) релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности; 7) порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем); 8) насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны; 9) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования). Совокупность ЧС и ЭС называют опасной ситуацией. Опасные ситуации и ЭС отличаются друг от друга масштабностью и количеством людей связанных с ними.

    Заключение

    В заключение, необходимо отметить, что для защиты населения в ЧС нужно изучать ЧС, стараться их предсказывать (предугадывать), делать все возможное для их предотвращения, а в случае их неизбежности быть к ним готовым. Необходима конкретная система программных мер по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, соответствующие государственные структуры, одной из которых является МЧС России.

    Список литературы

    1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под редакцией профессора Э. А. Арустамова. - 3-е издание, перераб. и доп. - М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001. - 678 с.

    2.Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб. пособие / В.М. Губанов Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. - М.: Дрофа, 2007. - 285, (3) с.- (Высшее педагогическое образование).

    3.Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, «Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях. Выпуск1: Чрезвычайные ситуации и их поражающие факторы». С.-Петербург, изд. «Образование», 1992г.

    Подобные документы

      Чрезвычайная ситуация как обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы. Понятие и специфика чрезвычайной ситуации экологического характера, ее последствия для человека.

      контрольная работа , добавлен 28.08.2010

      Чрезвычайная ситуация - это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей. Понятие источника и классификация чрезвычайных ситуаций.

      реферат , добавлен 02.04.2009

      Понятие чрезвычайной ситуации, классификация и общая характеристика. Наиболее характерные причины возникновения ЧС. Региональные особенности чрезвычайных ситуаций в России. Техногенные и природные чрезвычайные ситуации, факторы, их провоцирующие.

      контрольная работа , добавлен 01.09.2011

      Чрезвычайные ситуации, их поражающие факторы. Особенности неблагоприятного влияния поражающего фактора на человека, окружающую среду. Классификация чрезвычайных ситуаций, стадии развития, причины возникновения. Прогнозирование, зоны поражения при авариях.

      контрольная работа , добавлен 13.02.2010

      Нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, вызванное опасным событием. Признаки чрезвычайной ситуации, классификация в зависимости от причин возникновения. Природные угрозы: смерчи, наводнения, сильная жара.

      презентация , добавлен 17.05.2014

      Пожары и взрывы - распространенные чрезвычайные ситуации в индустриальном обществе. Причины аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. Категории взрывной и пожарной опасности. Воздействие аварий на окружающую среду. Действия населения во время аварий.

      реферат , добавлен 21.05.2010

      Понятие чрезвычайной ситуации. Исследование устойчивого функционирования объекта в ЧС. Методика определения параметров поражающих факторов, прогнозируемых чрезвычайные ситуации. Устойчивость производственного комплекса объекта к поражающим факторам.

      курсовая работа , добавлен 07.01.2011

      Чрезвычайная ситуация как обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, классификация данных явлений. Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций различной природы.

      реферат , добавлен 28.12.2010

      Чрезвычайные Ситуации (ЧС) - это сообщения о катастрофах, стихийных бедствиях, военного конфликта. Источники и классификация ЧС мирного и военного времени. Прогнозирование параметров обстановки ЧС. Защитные мероприятия при ЧС. Ликвидация последствий ЧС.

      реферат , добавлен 11.02.2007

      Классификации чрезвычайных ситуаций (ЧС), их основные причины и фазы развития. Происшествие, катастрофа, авария, взрыв. Виды ЧС мирного времени: техногенные, антропогенные, экологические, социально-политические конфликты. ЧС, присущие военному времени.

    Под опасными понимаются факторы, приводящие к нарушению здоровья, различным травмам и даже к инвалидности. Данного рода свойством обладают системы, которые имеют химически, биологически и технически активные компоненты и условия, которые не соответствуют жизнедеятельности людей.

    Если говорить о взрослом человеке, то его опасности могут подстерегать и на работе, и во время отдыха или путешествия, и на улице, и в транспорте, и даже дома. Для детей опасными факторами могут быть обстоятельства, возникшие по пути в школу либо во время урока, при игре дома (особенно ребенок он один).

    Все вредные и опасные факторы создают вокруг человека разного рода ситуации, которые могут стать «катализаторами» несчастных случаев.

    Интерпретация рассматриваемого понятия

    Опасная ситуация – это такая неблагоприятная обстановка, внутри которой возникают опасные и вредные факторы различного происхождения, выступающие угрозой для жизни, здоровья человека, а также среды его обитания и имущества.

    По ходу своей жизнедеятельности представитель человеческой расы может оказаться в эпицентре любой вредоносной обстановки (получить травму, заблудиться, стать жертвой нападения и прочее), когда требуется мобилизовать все имеющиеся силы, навыки и умения. Именно данного рода ситуация называется экстремальной (исключена либо ограничена помощь извне).

    Согласно М.П. Фролову, С.В. Петрову, А.Т. Смирнову, Е.Н. Литвинову, экстремальноопасная ситуация – это совокупность данного рода обстоятельств, требующих для защиты здоровья, жизни человека максимально возможного напряжения всех имеющихся духовных и физических сил. Она появляется, к примеру, когда человек оказывается в ледяной воде, либо в эпицентре снежной бури, либо при пожаре.

    В настоящее время стал популярен экстремальный спорт, где требуется проявить все имеющиеся навыки, умения, возможности, для того чтобы выжить в автономных, сверхтяжелых условиях существования.

    Также к возможным экстремально опасным ситуациям себя готовят летчики-испытатели, спасатели, космонавты, моряки и др., чья профессия признана опасной.

    Опасные и чрезвычайные ситуации: отличительные черты

    Довольно часто на отдельной территории по причине природных явлений, экологических бедствий, социально опасных ситуаций, техногенных катастроф и аварий нарушаются требуемые для нормальной жизнедеятельности людей условия, появляется реальная угроза их здоровью, жизни, имуществу. Все это (ЧС). Они требуют определенных усилий от госструктур и населения в отношении предотвращения и ликвидации их последствий.

    Чрезвычайно опасная ситуация бывает техногенного, биологического, природного, социально-криминального, военного, экологического характера.

    ЧС природного характера – стихийные бедствия атмо-, гидро-, литосферного происхождения. Под техногенной их природой понимаются катастрофы, аварии, которые происходят в рамках техносферы и которые связаны с бытовой, производственной деятельностью человека, а также транспортом. Чрезвычайно опасные ситуации социального характера – обстоятельства, противоречащие российскому законодательству.

    Биологические ЧС – заболевания населения, животных массового характера инфекционного происхождения (эпизотии, эпифитии, эпидемии). Военная чрезвычайно опасная ситуация – обстановка, которая приводит к применению оружия всевозможного типа против другого государства, населения. Сюда же можно отнести и подавление народной воли своего собственного государства.

    Опасные ситуации природного характера: источники, причины

    Очаг – опасный природный процесс либо явление. Возникновение опасных ситуаций данного рода происходит по следующим причинам:

    • землетрясение;
    • оползень;
    • сель;
    • эрозия;
    • лавина;
    • сильный ветер;
    • осадки;
    • морозы (заморозки);
    • гроза;
    • вулканическое извержение;
    • обвал;
    • карст;
    • цунами;
    • наводнение;
    • смерч;
    • засуха;
    • природный пожар;
    • туман.

    Поражающие факторы вышеперечисленных явлений – угроза здоровью, жизни людей, а также сельскохозяйственных растений, животных, природной среды и экономически важных объектов. Однако не все опасные природные ситуации приводят к появлению ЧС (их учет не производится в местах, где человек не занят никакой деятельностью и не проживает). Они складываются исключительно при возникновении угрозы жизни, здоровью человека либо окружающей среды по причине появления рассматриваемых ситуаций.

    Чрезвычайно опасные ситуации природного характера – стихийные бедствия (вредоносные обстоятельства геофизического, гидрологического, геологического, атмосферного и иного происхождения в масштабах, приводящих к катастрофе, которая характеризуется внезапным нарушением нормальной жизнедеятельности населения, уничтожением и разрушением материальных ценностей, гибелью и поражением людей, животных).

    Классификация стихийных бедствий исходя из условий их возникновения

    Их можно подразделить на следующие группы:

    1. Метеорологические:

    • бури (сильные, протяженные воздушные потоки, движущиеся со скоростью свыше 20 м/с);
    • смерчи (атмосферные вихри, которые появляются в грозовом облаке и распространяются вниз, как правило, до самой земной поверхности, представляют собой темный облачный рукав либо хобот, имеющий диаметр, равный десяткам, сотням метров);
    • ураганы (атмосферные вихри больших размеров, движущиеся со скоростью ветра вплоть до 120 км/ч либо до 200 км/ч, если речь идет о приземном слое).

    2. Геологические:

    • землетрясения (подземные колебания, толчки земной поверхности, которые появляются по причине внезапных разрывов и смещений в коре земли либо верхней мантии и протягиваются на значительные расстояния в качестве упругих колебаний);
    • снежные лавины (снежная масса, которая соскальзывает либо падает со склонов гор (круглых) и двигается со скоростью приблизительно 20 – 30 м/с).

    3. Гидрологические (гидрометеорологические):

    • наводнение (затопление местности водой, образовавшейся по причине продолжительных ливней, снегопадов, ветрового нагона на побережье, сильного таяния снегов, которое причиняет материальный ущерб и наносит урон людскому здоровью или даже приводит к их гибели);
    • цунами (морские волны, которые возникают по причине сдвига вниз или вверх протяженных зон морского дна во время прибрежных и подводных землетрясений).

    4. Массовые заболевания - инфекции (болезни, которые возникают по причине внедрения в макроорганизмы (животное, растение, человек) живого специфического инфекционного возбудителя: вируса, бактерии, грибка и пр.).

    5. Природные пожары (бесконтрольное горение растительности, которое распространяется по лесу).

    Техногенные ЧС: определение, критерии оценки их последствий

    Чрезвычайно опасные ситуации техногенного характера – промышленные аварии, сопровождающиеся выбросом ОХВ; взрывы и пожары; транспортные аварии (автомобильные, морские, речные, железнодорожные).

    Чрезвычайные происшествия делятся на следующие виды аварий:

    • с разрушением технических систем, транспортных средств, сооружений и без человеческих жертв;
    • катастрофы (разрушение всех вышеперечисленных средств и систем, а также гибель людей).

    Критерии оценки последствий любого рода катастроф:

    • количество жертв;
    • количество раненых (ставших инвалидами, погибших от тяжелых ран);
    • отдаленные психические и физические последствия;
    • материальный ущерб;
    • общественное и индивидуальное потрясение;
    • экономические последствия.

    Что может привести к возникновению данного рода ситуаций?

    Причины опасных ситуаций (аварий) следующие:

    • просчеты в ходе проектирования современных зданий, недостаточный уровень их надежности;
    • строительные работы ненадлежащего качества либо отступление от проектного плана;
    • отсутствие четкого плана касаемо размещения производства;
    • серьезное нарушение техпроцесса ввиду недостаточности подготовки либо недисциплинированности, халатности персонала.

    Отдельные аварии, катастрофы на транспорте и промышленных объектах могут сопровождаться выбросом ОХВ, радиоактивных веществ, взрывами, пожарами и пр.

    Какие опасности подстерегают водителей на дорогах?

    Каждый раз, когда водитель садится за руль своей машины, он должен помнить о том, что любое транспортное средство – источник повышенной опасности, в его руках жизнь и близких ему людей, находящихся с ним в машине, и других участников данного дорожного движения.

    Можно выделить следующие опасные ситуации на дорогах (угрозы):

    • Лобового столкновения . В ситуации, когда движение встречного автомобиля происходит не по своей полосе, в первую очередь другому водителю необходимо плавно снизить скорость и подать сигнал нарушителю фарами либо звуковым сигналом. Далее если дорожная опасная ситуация усугубилась (появилась реальная опасность столкновения), рекомендуется сразу снизить скорость и увести автомобиль вправо.
    • Бокового столкновения . В данной обстановке следует применить экстремальное торможение и попытаться избежать аварии (дать «автомобилю-нарушителю» возможность проехать первым, несмотря на наличие преимущественного права на проезд). В случае когда экстремальное торможение не дает результата, необходимо резко ускориться, миновав тем самым место конфликта. При осуществлении данного маневра следует подать предупреждающий сигнал (звуковой или фарами). В ситуации, когда столкновения избежать невозможно, следует постараться перевести его из бокового в касательное (повернуть руль по направлению хода атакующего автомобиля).
    • Попутного столкновения. Оно чаще всего - результат неправильно установленной дистанции. Следует внимательно следить за передвижением находящегося впереди автомобиля, осуществлять опережающее наблюдение (заблаговременно определять изменения дорожной обстановки, которые могут заставить едущее впереди транспортное средство резко затормозить). Если наблюдается увеличение скорости, рекомендуется увеличить дистанцию. Торможение должно производиться плавно во избежание заноса, наезда идущего следом автомобиля, при этом не стоит забывать о своевременной подаче предупреждающего сигнала.

    Это лишь некоторые опасные ситуации на дорогах.

    Социальные ЧС

    Процессы и явления данной направленности наполнены острыми, неразрешимыми противоречиями, катаклизмами, приобретающими в современное время глобальный характер. Социально опасная ситуация – вредоносная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине опасного социального процесса либо явления, повлекшего за собой человеческие жертвы либо ущерб их здоровью или окружающей среде, существенные материальные потери, нарушение условий нормальной жизнедеятельности людей.

    Защита от них – профмероприятия, которые направлены на ликвидацию данного рода опасностей. Помимо этого, необходима соответствующая подготовка, позволяющая человеку адекватно реагировать в опасных ситуациях.

    Можно выделить следующие социально опасные ситуации:

    • войны и связанные с ними конфликты;
    • ускоренный рост народонаселения;
    • недостаточное обеспечение всех людей требуемыми ресурсами, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности (пресная вода, источники энергии, продовольствием и пр.);
    • распространение наркотиков, опасных заболеваний;
    • неравномерность социального, экономического развития разных стран;
    • загрязнение природной среды;
    • негативные последствия научного развития, а также техники, информатизации;
    • рост преступности и экстремизма.

    Разновидность рассматриваемых опасных ситуаций

    Они бывают:

    • без прямого физического воздействия (шантаж, мошенничество и пр.);
    • с непосредственным физическим воздействием (убийство, террор, изнасилование и др.);
    • в виде общественных выступлений (беспорядки, революции, демонстрации и пр.).

    Что делать при угрозе жизни?

    Правила поведения в опасных ситуациях следующие:

    1. Давка . В первую очередь требуется по возможности оставаться на ногах. В случае когда нет возможности встать, следует принять защитную позу (подогнуть ноги, прикрыть руками голову, повернув ее в направлении движения толпы). Если возник пожар, требуется оставаться внизу, дышать через смоченную ткань.
    2. Снежная лавина . Требуется прикрыть рот руками, создавая при этом воздушный карман. Не следует кричать, так как в данной ситуации необходимо сохранять кислород. Рекомендовано оставаться в таком положении до прибытия поисковой группы.
    3. Смерч. В первую очередь необходимо найти укрытие. В ситуации когда это сделать невозможно, требуется по мере возможности установить его направление движения. Если в данного рода опасной ситуации есть транспортное средство, необходимо немедленно его покинуть и начать движение в обратном направлении от «воронки». При самом плохом раскладе требуется лечь на землю, прикрыть голову и как можно сильнее держаться за найденную опору.
    4. Падение со склона горы . Не следует пытаться дотянуться до опоры во избежание оползня. Требуется прижать подбородок к грудной клетке и стараться тормозить ногами.
    5. Уход под лед . Выбираться следует в том же направлении, где заходили. Если никого нет рядом, необходимо попытаться вытолкнуть себя, используя предплечья (расставить руки как можно шире и опереться на край льда, постепенно пытаться подтягиваться, выталкивая сначала туловище, а затем ноги, не вставая на них).
    6. Автомобиль оказался в реке . В среднем у человека есть полторы минуты до того момента, когда кабина полностью заполнится водой. Дверь открыть невозможно, поэтому следует как можно быстрее открыть окно (если потребуется, его выбить ногами) и высвободиться из ремня безопасности.
    7. Судорожный приступ в воде . Требуется сразу же перевернуться на спину и плыть к берегу. Далее необходимо потянуть место, которое свело судорогой, к примеру, потянуть на себя стопу.
    8. Если человек подавился . В ситуации, когда это произошло в общественном месте, требуется там и оставаться, так как увеличиваются шансы на помощь других. Если никого нет рядом, придется самостоятельно осуществить прием Геймлиха (осуществить резкий удар в живот, где-то между пупком и ребрами, используя при этом либо собственный кулак, либо любую твердую опору, к примеру, стул).
    9. Ядерный взрыв . Выжить можно, если человек находится за пределами радиуса ударной волны. Во-первых, следует найти укрытие, по возможности находящееся под землей. В ситуации, когда человек пребывает в пораженной местности, необходимо лечь на землю, закрыть голову не менее чем на полминуты. Запрещено смотреть на вспышку, так как она моментально ослепит.
    10. Захват в заложники . Попытаться сбежать следует в первые минуты. Если такой возможности нет, лучше всего соблюдать все озвученные правила. Необходимо постоянно наблюдать за происходящим и попытаться определить причину похищения. Предпринимать попытки к бегству следует только после тщательного взвешивания рисков и шансов.
    11. Нападение собак . Всегда требуется сохранять спокойствие (не кричать, не показывать страх, не смотреть в глаза животному). Не допускать того, чтобы собака оказалась за спиной (в ситуации, когда животное начинает двигаться по кругу, необходимо всегда находиться к ней лицом). Если в руках есть сторонний предмет, поместить его спереди от себя. Главное - защитить лицо, горло, грудь. Пальцы обязательно нужно сжать в кулак.
    12. Пребывание на улице в период грозы . Требуется отыскать низменное место, присесть на корточки (расположиться необходимо как можно ниже, но стараться не касаться земли). Обязательно следует прикрыть уши.
    13. Большая волна . Для начала требуется попытаться ее переплыть. В случае когда это невозможно, требуется вытянуть ноги и руки (распределить удар, удержать свое тело от погружения на глубину). Далее следует сделать глубокий вдох и задержать дыхание, пока не утихнет волнение. Следует как можно быстрее всплыть и продышаться.

    Р.М. Шамионов

    Заведующий кафедрой психологии и образования Национального исследовательского Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, д-р психол. наук

    Поведение человека всегда проявляется в какой-либо обстановке,ситуации. При этом сложившиеся обстоятельства по-разному влияют на человека, выступая фактором изменения его психологического состояния.

    Чрезвычайная и экстремальная ситуации .

    Все ситуации могут быть классифицированы разными способами: с точки зрения их значимости- незначимости, опасности-безопасности, удовлетворения-неудовлетворения, субъективности-объективности и т.п. Особый класс ситуаций представляют чрезвычайные и экстремальные ситуации. Они неизбежно содержат проблемную составляющую, к которой не имеется готового или быстро снимающего ее напряженность решения.

    Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ФЗ от 21 декабря 1994г. № 68 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

    По характеру источников возникновения ЧС подразделяются на природные, техногенные, социальные и т.д.

    В зависимости от масштабов ЧС подразделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные (постановление правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”)

    Важными особенностями процессов возникновения и развития ЧС являются многообразие и неповторимость их проявления, динамика которых может быть условно представлена в виде ряда типовых стадий развития (предварительная, первая, вторая и третья).

    На предварительной стадии возникновения ЧС образуются и нарастают предпосылки к возникновению природного и техногенного бедствия, накапливаются отклонения от нормального состояния или процесса.

    На первой стадии происходит инициирование природного или техногенного бедствия и последующее развитие процесса чрезвычайного события, во время которого оказывается воздействие на людей, объекты экономики, инфраструктуры и природную среду.

    На второй стадии осуществляется ликвидация последствий природного или техногенного бедствия, ликвидация ЧС. Этот период может начинаться до завершения первой стадии. Ликвидация ЧС заканчивается, как правило, с переходом пострадавшей территории, ее хозяйственных, социальных структур и населения на повседневный режим жизнедеятельности.

    На третьей стадии осуществляется ликвидация долговременных последствий природного и техногенного бедствия. Она имеет место тогда, когда последствия этих ЧС требуют для своей полной ликвидации продолжительных по времени усилий, которые являются важной составной частью социально-экономической деятельности по обеспечению стабильности и развития соответствующего региона.

    Экстремальная ситуация (ЭС) – это ситуация, выходящая за рамки обычного, связанная с особо неблагоприятными или угрожающими факторами для жизнедеятельности человека.

    Отличие экстремальной ситуации от чрезвычайной заключается в том, что экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой, происходящее в течение короткого периода времени и приводящее человека к персональному порогу адаптированности, когда создается опасность его жизни и здоровью. Экстремальная ситуация- не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий.

    Поведение в ЭС и ЧС

    Характеристики поведения

    Любая угроза безопасности личности неминуемо создает эмоционально-психологический очаг напряженности, энергия которого тратится на противодействие этой угрозе, т.е. создание таких условий бытия, которые бы минимизировали ощущение потери безопасности. Главное, на наш взгляд, заключается не столько в объективных условиях жизнедеятельности, хотя само по себе это очень важно, сколько в формировании таких механизмов личностной устойчивости, которые бы позволили сохранять так называемое динамическое равновесие состояния, своего рода субъективное ощущение благополучия.

    Поведение людей в чрезвычайных ситуациях (далее будет подразумеваться – и в экстремальных), как правило, делится на две категории:

    1)рациональное, адаптивное с полным контролем состояния своей психики и управлением эмоциями- путь к быстрой адаптации к условиям сложившейся обстановки, сохранению спокойствия и осуществлению мер защиты, взаимопомощи. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений.

    2)негативное, патологическое, при котором своим нерациональным поведением и опасным для окружающих действиями люди увеличивают число жертв и дезорганизуют общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, нередко выливающаяся в беспорядочное бегство, при котором людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня.

    Г.Ю. Фоменко, профессор кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета, исходит из более широкого понимания пребывания человека в чрезвычайной ситуации – бытийного. Ею определены и описаны два модуса бытия личности в чрезвычайных условиях: предельный и экстремальный, связанные с различными типами личности. Показано, что лица с предельным модусом характеризуются в поведении результативными ожиданиями, психологической подготовленностью, ответственностью. А лица с экстремальным модусом- отсутствием психологической готовности, экстернальностью, неэффективностью.

    Таким образом, характеристики личности являются существенным фактором поведения в ЧС.

    Психические состояния

    Страх

    Особое значение при рассмотрении поведения личности в экстремальных и чрезвычайных обстоятельствах занимает страх – негативное психическое состояние, связанное с выраженным проявлением чувства тревоги, беспокойства, угрозы существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

    По мнению известного психофизиолога П.В. Симонова, страх является наиболее сильным эмоциональным проявлением психики человека, развивающимся при недостатке сведений, необходимых для защиты. Именно в этом случае становится целесообразным реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна. Такое реагирование избыточно, но зато оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

    Страх проявляется и от незначительной, едва заметной тревоги до ужаса, охватывающего и дестабилизирующего личность человека с распространением на моторику. Считается, что преодолению страха способствует информированность, которая поддерживает надежду на благоприятный исход событий.

    Например, на соревнованиях равных по мастерству спортивных команд чаще побеждают хозяева поля. Осведомленность об условиях соревнований, соперниках, стране и т.д. способствует тому, что в сознании спортсменов не остается места тревоге, сомнениям и страху. Основная регулятивная роль страха заключается в том, что он сигналит об опасности и соответственно вызывает вероятные защитные действия человека.

    Очень часто страх, возникающий в ситуациях неожиданных и неизвестных, достигает такой силы, что человек погибает.

    Известна старая притча о страхе.

    “Куда ты идешь?” – спросил странник, повстречавшись с Чумой. “Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек”. Через несколько дней тот де человек снова встретил Чуму. “Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят”, - упрекнул он ее. “Нет, - возразила она, - я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха”

    Однако, как отмечают специалисты по чрезвычайным ситуациям, наиболее частыми, значительными, динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность. Французский врач А. Бомбар пришел к выводу, что до 90% людей гибнет в море после катастрофы судна в течение первых трех дней, когда еще не может быть речи о смерти из-за отсутствия пищи и воды.

    Депривация

    Еще одним психологическим эффектом экстремальной, а порой чрезвычайной ситуации является эмоциональная, физическая, социальная и т.п. депривация – утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей в течение длительного времени. Она обнаруживается в условиях деятельности на Крайнем Севере(например, при обвалах, блокирующих выход). Как считает один из первых исследователей, наиболее последовательно изучавших поведение личности в экстремальных ситуациях, В.И. Лебедев, экстремальных ситуациях имеет место не только недостаток впечатлений из внешней среды, но и значительное изменение афферентации, объясняемое малым объемом помещений и динамикой летательных аппаратов и подводных лодок. Часто это приводит к развитию нервозов.

    Поведенческие эффекты в ЭС и ЧС

    Одной из наиболее сложных проблем в экстремальной ситуации выступает одиночество. Причем речь вовсе не идет лишь о случае отсутствия рядом других людей. Как известно, одиночество можно испытывать и в группе. Как только человек попадает в экстремальные условия существования, все непосредственные “живые” связи с близкими (а в условиях одиночества – со всеми) людьми прерываются. Такой резкий разрыв и обусловливает эмоциональную напряженность, психологический шок. В этих условиях дефицит общения приводит к различным нарушениям психики. По мнению В.И. Лебедева, личность достаточно быстро адаптируется к данной ситуации и научается справляться с одиночеством. Невозможность удовлетворения потребности в общении вызывает эмоциональную напряженность, побуждающую человека искать способы удовлетворения этой потребности. В экспериментах по длительной изоляции он наблюдал персонификацию некоторыми испытуемыми “публичности одиночества” – своеобразного состояния человека, который, находясь в одиночестве, знает, что за ним ведется непрерывное наблюдение с помощью телевизионных камер, но в то же время не знает, кто конкретно наблюдает. Нередко испытуемые начинали разговаривать с телевизионной камерой, воображая при этом, что в аппаратной находится конкретный человек. И хотя данного человека в аппаратной не было, а испытуемый не получал никаких ответов, он, тем не менее, с помощью этого разговора снимал эмоциональную напряженность.

    В условиях одиночества человек разговаривает не только с неодушевленными предметами и живыми существами, но нередко и с самим собой. В этих случаях силой воображения он создает партнера и ведет с ним диалог, задавая вопросы и отвечая на них, спорит сам с собой, доказывает что-нибудь самому себе, заставляет что-то делать, успокаивает, убеждает и т.д. Эмоционально насыщенная потребность в общении может вызвать яркие эйдетические образы партнеров.

    Между тем создание своего второго Я и общение с ним является одним из известных способов способности отражать окружающую действительность и задействовать ресурсы самосохранения. Об этом писал и австрийский психиатр и невролог В. Франкл, описывая поведение человека в концентрационном лагере военнопленных. Именно способность сохранить (хоть и собственном воображении) связь с другим (вторым) Я, в которой интимно – личностное общение не прерывается ни при каких обстоятельствах, является порой единственным условием выживаемости. Аналогичный пример можно найти и у путешественника и специалиста по аутотренингу Х. Линдемана, переплывшего в экспериментальных целях на надувной лодке Атлантику за 72 дня.

    В результате ряда исследований В.И. Лебедев пришел к заключению о том, что персонификация неодушевленных объектов (например, фотографий, кукол, любых вещей) и животных в условиях одиночества обусловливается потребностью объективировать партнера по общению в какой-то вещественной, материальной форме. Общение в таких условиях снимает напряжение. Кстати, психиатры сделали вывод о том, что эффективным средством предупреждения неврозов в условиях стресса является разговор вслух с самим собой.

    Выход из ЭС и ЧС

    Психологические детерминанты

    Самосохранения

    Не менее важным является выход их экстремальной или чрезвычайной ситуации. Исследования отмечают, что “шлейф” сохраняется как минимум двое суток и сопровождается острой реакцией. О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев выявили, что в поведении большинства испытуемых после прекращения длительных сурдокамерных экспериментов наблюдалась двигательная геперактивность, сопровождавшаяся оживленной мимикой и пантомимикой. Многие из них навязчиво стремились вступить в разговор с окружающими. Они много шутили и сами смеялись надо своими остротами, причем в обстановке, не совсем подходившей для проявления такой веселости. В этот период они отличались повышенной впечатлительностью.

    Даже через два – четыре года эти люди отмечали ряд фактов и мелких деталей, которые запомнились им до мельчайших подробностей и расценивались как особо приятные, эмоционально ярко окрашенные. Нередко отмечалось “перескакивающее” внимание. Каждое новое впечатление как бы вызывало забывание предшествующего и переключало внимание на новый объект. Большинство испытуемых были довольны собой и высоко оценивали проведенный эксперимент, хотя в ряде случаев это была некритичная оценка проделанной работы. Своих ошибок при экспериментально – психологическом исследовании в послеизоляционном периоде испытуемые не замечали, а при указании экспериментатора на ошибки реагировали крайне благодушно, хотя и старались, иногда весьма убедительно, представить свою работу в лучшем свете.

    В ряде исследований так же было показано, что в условиях групповой изоляции с увеличением времени пребывания (три – шесть лет) у сотрудников начинает преобладать психопатические и шизоидные проявления личности, склонность к повышенному настроению, отмечаются неадекватность этической ориентации принятым нормам, импульсивность, склонность к конфликтам, плохо предсказуемому поведению и др. Например, после 12 лет жизни в Арктике и на высокогорье в структуре личности начинают доминировать ипохондрические тенденции со склонностью к пониженному настроению в сочетании с ростом социальной интроверсии.

    В исследованиях доцента кафедры психологии здоровья и физической культуры Южного федерального университета Л.Р. Правдиной показано, что люди по-разному оценивают как экспериментальные ситуации, так и свои собственные возможности их преодоления. Ею были смоделированы экспериментальные ситуации и выявлено их влияние на динамику социально – психологических характеристик личности (самооценку, степень осмысленности жизни, стратегию преодоления) в связи с особенностями представлений личности об экстремальной ситуации. Например, у участников туристического похода в результате пребывания в экстремальных условиях социально – психологические характеристики личности изменяются следующим образом. Для лиц, представляющих экстремальную ситуацию:

    - как приключение , характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, возрастание самоуважения и доминантности, удовлетворенности самореализацией;

    - как угрозу , характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение частных самооценок, снижение самоуважения, развитие тревожности, повышение степени целеустремленности;

    - как испытание , характерно повышение самооценок по всем параметрам, повышение степени целеустремленности и удовлетворенности самореализацией.

    Показано так же, что в процессе пребывания испытуемых в моделируемой экстремальной ситуации (в условиях приключенческого тура) у большинства респондентов происходит возрастание степени осмысленности жизни, целеустремленности и удовлетворения самореализацией.

    Результаты исследований психолога И.В. Камыниной позв олили заключить, что интенсивное использование (эксплуатация) внутреннего ресурсного потенциала личности, находящейся в экстремальных условиях, может привести к истощению ресурсов и, как следствие, к ее астенизации и невротизации.

    В связи с этим актуальной становится разработка стратегий профессиональной психологической помощи, направленной на сохранение и развитие личностного потенциала людей, проживающих в экстремальных условиях. При этом важно учитывать особенности динамики копинг – стратегий (т.е. реакцию человека на чрезмерные или превышающие его ресурсы требования, а так же каждодневные стрессовые ситуации) и их специфику на каждом этапе развития личности, в частности целесообразно пропедевтическое стимулирование детей в овладении навыками конструктивных коммуникаций, формировании адекватной самооценки личности.