И помнит мир спасенный. План-конспект организованной деятельности «И помнит мир спасенный…

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОРЕХОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

__________/Фомин С.А./

«___»____________201__г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА

«И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ»

Преподаватель Тычинская Ирина Викторовна

2015г.

Дата проведения: 28.04.2015

Название: «И помнит мир спасенный»

Форма: беседа со студентами

Цель:

Расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне;

Познакомить учащихся с некоторыми страницами истории Великой

Отечественной войны;

Воспитывать чувства патриотизма к своей Родине.

Задачи:

Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения;

Побуждать студентов к добрым делам, к оказанию помощи ветеранам;

Развивать интерес к истории своей Родины;

Воспитывать патриотическое чувство гордости за мужество и стойкость советского народа в период Великой Отечественной войны.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением военных событий

План классного часа:

1.Орг. Момент

2. Вступительное слово учителя.

3. Основная часть

4. Беседа «Холокост»

5.Заключительное слово

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится что живы…

(К. Симонов)

Вступительное слово учителя.

У времени есть своя память-история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе, и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавшие великие ценности, созданные человеком.

Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не утихает в людских душах. Да, и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, что бы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить. Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как это было…

Основная часть.

Война- жесточе нету слова
Война – печальней нету слова
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На все, на все 4 года.

Учитель: 4 долгих года,1418 дней и ночей, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.

Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский союз. На нашу землю было брошено 190 дивизий, огромное количество танков и самолетов. По советской земле двигались войска союзных Германии государств Италия, Финляндия, Румыния и Венгрия.

Противник разработал «План Барбаросса» ведение молниеносной войны, намечало разгром Красной Армии, захват Москвы вывод немецко-фашистских войск в течение 8 недель на линию Архангельск-Астрахань.

Это была империалистическая, захватническая война со стороны Германии. Советское население они хотели превратить в рабов или уничтожить. Советский народ поднялся на войну против захватчиков, народ вел войну защищая честь, свободу и независимость своей Родины.

Советские войска яростно сопротивлялись, несли огромные потери, но не могли остановить противника. К зиме 1941 года немецкие войска овладели Прибалтикой, Молдавией, Украиной, Белоруссией, окружили и блокировали Ленинград.

Осада Ленинграда длилась 900 дней. Люди умирали от голода один за другим, но город выстоял. Особенно тяжело было пережить блокаду детям. Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.»

В декабре 1941 года в битве под Москвой советские войска перешли в контрнаступление, предприняв первую в ходе войны крупную наступательную операцию. Враг был отброшен.

В 1942 году прошли битвы под Сталинградом, где наши войска разгромили группировку войск Германии и её союзников.

5 июля 1943 состоялась одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны- битва на Курской дуге.

Одновременно с советскими войсками перешли в наступление силы Англии и США.

В апреле-мае 1945 года наши войска захватили Берлин.

Кроме солдат погибших на поле боя были миллионы жертв мирного населения. Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях. На оккупированных территориях фашисты установили « новый порядок». На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы, гетто. Производились зверские расправы над людьми. Я хотела что бы вы услышали письмо Кати Сусаниной.

Март, 12, Лиогно, 1943 год.
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, по-хожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал он.
Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в колшату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина...
Мое сердце верит: письмо дойдет.

Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес:
"Действующая армия. Полевая почта №... Сусанину Петру". На другой стороне карандашом написаны слова: "Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке". Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату, но оно дошло до сердца советских людей!

Но самыми обездоленными детьми были малолетние узники фашистских концлагерей и гетто.

Из воспоминаний выжившей чудом девушки из города Талина: « В сентябре 1941 года немцы взяли деревню. Бабушка от ранений умерла, отец на фронте, маму расстреляли немцы, меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня 12-летнюю отправили в лагерь «Балтийский». Нас, детей в лагере было много. Поселили нас при госпитали, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до последней капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилила, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в лагерь « Клоога» выжила чудом…»

Беседа «Холокост»
Учитель: Ребята, сегодня я хотела бы предложить вам серьезный разговор на очень важную тему: холокост. Мы могли бы выбрать другую тему для разговора, могли бы просто посмотреть какой-нибудь фильм, однако я глубоко убеждена, что если человечество не будет помнить о Холокосте, оно рискует его повторить.

Связь с днем победы: не было бы победы, холокост бы не закончился.

Кто знает, что означает слово холокост?

«Холокост» – греческое слово, оно имеет следующие значения: «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение».

Когда люди произносят слово «холокост», они имеют в виду политику нацистской Германии и ее союзников по преследованию и уничтожению 6 млн. евреев в 1933 - 1945 гг. Синоним слова холокост – «Шоа» – в переводе с иврита означает бедствие, катастрофа.

Что такое геноцид?

Геноцид – действия, по полному или частичному уничтожению, какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

На этой фотографии вы видите Берлинский мемориал жертвам холокоста, построенный несколько лет назад. В непосредственной близости от Потсдамской площади и Бранденбургских ворот застыло море из 2700 черно-зеленых бетонных стел. В центре они достигают четырехметровой высоты.

В ходе холокоста было уничтожено примерно 35 % евреев всего мира, около трети цыган, четверть белорусов. Также подвергались уничтожению нетрудоспособные и душевнобольные. Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное.

Неточность цифр объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком, и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших.

Человек, на котором лежит тяжесть ответственности за геноцид Еврейского народа – Адольф Гитлер.

В юности он несколько раз сталкивался с евреями, от общения с которыми у него остались негативные воспоминания. Затем он пришел к убеждению, что «тлетворное влияние еврейства можно открыть в любой сфере культурной и художественной жизни». В книге Майн кампф (как переводится?) , написанной в 20-е годы, он изложил свои взгляды на этот вопрос. Распространение этой книги запрещено на территории Российской Федерации.

В ней он доказывает необходимость для немецкого народа завоевании жизненного пространства на Востоке.

Какие страны находятся на востоке от Германии?

Он доказывает превосходство немецкой нации над остальным народами. Евреи, негры и цыгане относятся, по его мнению, к неполноценным, «низшим расам». Он формулирует две основные угрозы для немцев: коммунизм и иудаизм.

Что такое коммунизм? А иудаизм? « Постепенно я начал их ненавидеть» – говорит Гитлер о евреях.

Это психическое расстройство и неприязнь могло остаться проблемой одного человека – Адольфа Гитлера. Однако вышло так, что он возглавил Национал-социалистическую рабочую партию Германии и в 1933 году пришел к власти.

Преследование евреев началось сразу после прихода к власти Нацистов, но не сразу они пришли к мысли тотального уничтожения.

1. В 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии на две части: Немцев и не немцев. Последние были лишены права голоса, политических и иных прав. Они стали не гражданами.

Многие евреи пожелали уехать из Германии, но почти все страны закрыли перед ними свои двери. Собственного государства у них не было. Все же с 1933 по 1939 году из Германии бежало 330 тысяч человек.

У немцев были разные планы по решению, так называемого, «еврейского вопроса»: выселение их на территорию СССР, на остров Мадагаскар (юг Африки), изоляция на территории Польши. Эти планы не были реализованы.

2. Ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в истории носит название Хрустальная. За одну ночь, в основном гитлеровской молодёжью, был убит 91 еврей, сотни ранены и покалечены, тысячи подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Заксенхаузен, Бухенвальд и Дахау. Поводом к погрому послужило убийство евреем советника немецкого посольства в Париже. Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии.

3. В годы первой мировой войны немцы захватили регионы компактного проживания еврейского населения: Польшу, Прибалтику, Украину, Белоруссию. В крупных городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей.

Что такое гетто?

Это районы крупных городов, где проживают этнические меньшинства, добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях.

Выход из гетто без разрешения поначалу наказывался тюремным заключением, позже – смертной казнью.

Продовольственная норма для евреев гетто равнялась 184 калориям.

Кто знает, сколько человеку нужно калорий в день? Около 3500 калорий. Официально установленные продовольственные нормы для гетто были рассчитаны на гибель жителей от голода.

По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находятся т. н. «ямы» - естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали мужчин, женщин, детей. Схема была такая, немецкие войска захватывают населенный пункт, выясняют, кто из проживающих в нем – еврей или коммунист, после чего выводят их на место казни.

Как немцы определяли, кто еврей, а кто нет? Одних – по внешнему виду, других закладывали соседи.

Многих физически крепких мужчин из гетто отправляли в трудовые немецкие лагеря, остальных – в лагеря смерти.

4. Тут мы переходим к последнему, самому жестокому периоду преследования так называемых неполноценных рас. В Германии это называлось «окончательным решение еврейского вопроса»

Немцы начали создавать концентрационные лагеря. Первые лагеря были созданы с целью изоляции лиц, подозреваемых в оппозиции нацистскому режиму, однако вскоре они развились в гигантскую машину подавления и уничтожения миллионов людей разных национальностей и идеологий. Умерщвление в лагерях смерти было поставлено на конвейер, при строительстве оговаривалась их «пропускная способность».

Самые большие: Освенцим, Треблинка, Хелмно, Белжец, Собибор, Майдáнек.

От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Это позволяло в большинстве случаев предотвращать акты сопротивления. Многие евреи из Западной и Центральной Европы прибывали в лагерь на обычных пассажирских поездах (по купленным ими билетам), рассчитывая, что их везут на новое место жительства. Евреев из Восточной Европы привозили в забитых товарных вагонах, под охраной, не давая воды и пищи.

Типичная последовательность действий, производимых в Освенциме и Майданеке над лицами еврейской и цыганской национальностей сразу после прибытия (в пути, кстати, люди умирали в вагонах от жажды и удушья). При выходе из вагонов, без особых церемоний, производился сортировка прибывших. Одних немедленно отправляли для уничтожения в газовые камеры. В первую очередь это женщины, дети, старики и нетрудоспособные. С них снимали одежду, отрезали волосы, осматривали на предмет спрятанных ценностей. После наполнения людьми, в камеры, замаскированные под душевые, подавали выхлопные газы от двигателя тяжёлого танка (другим способом было выкачивание воздуха из камер). Смерть наступала от удушья в течение получаса.

В живых временно оставляли лишь тех, кто помогал убирать из газовых камер и сжигать трупы, а также сортировать вещи убитых. Тех, кто заболевал или просто ослабевал от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.

Генрих Гиммлер говорил в одной из своих речей: «Большинство из вас знает, что такое 100 трупов, лежащих рядом, или 500, или 1000 лежащих трупов. Выдержать такое до конца и притом, за исключением отдельных случаев проявления человеческой слабости, остаться порядочными людьми – вот что закаляло нас». Здесь все перевернуто с ног на голову. Добро называется злом, зло – добром.

«Отворяют дверцы вагонов и нагайками выгоняют людей; через громкоговоритель даются приказания; всем надо сдать вещи и одежду, даже костыли и очки… Ценные вещи и деньги сдают в окошко с надписью: „Драгоценности“. Женщин и девушек направляют к цирюльнику, который двумя взмахами ножниц срезает им волосы, набиваемые в мешки из-под картофеля …Потом начинается марш… Справа и слева проволочные заграждения, а сзади десятки украинцев с винтовками. Мужчины, женщины, девушки, дети, младенцы, безногие калеки, все голые, как мать родила, идут толпой. На повороте, у входа в здание, стоит, ухмыляясь, эсэсовец и объявляет ласково: „Ничего дурного вам не сделают.. Вы только должны дышать поглубже. Это укрепляет легкие. Правильное вдыхание необходимо для дезинфекции“. Его спрашивают, что будет с женщинами, и он отвечает, что мужчинам придется, конечно, работать на стройке дорог и домов, а женщины работать не будут, - они, если захотят, смогут помогать на кухне или по хозяйству… У некоторых в душе мелькает надежда, достаточная, чтобы без сопротивления продолжать брести к газовым камерам.

Большинство знает хорошо, какая судьба им уготована. Ужасная, все проникающая вонь обнаруживает истину. Они подымаются по нескольким ступенькам-и уже видят неотвратимое... Эсэсовцы нагайками подгоняют толпу.

Многие молятся… Эсэсовцы вталкивают людей внутрь.

Наполнить до отказа! – командует начальник. Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми и зимой… Но дизель не действует. Проходит 50 минут… 70 минут… А люди в камере стоят. Слышен их плач…

Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Спустя 32 минуты все мертвы… С другой стороны еврейские рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы-им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи-они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки»).*

Эксперименты на людях проводились во многих больших концлагерях. Экспериментирующие врачи набирались из частей СС, вермахта, научных институтов и университетов Германии. Контролировал проведение опытов и их результаты непосредственно один из главарей фашистской Германии Генрих Гиммлер.

Основные исследования в концлагерях касались искусственного заражения различными инфекциями и попыток их последующего лечения. Влияние на организм различных лучей (например рентгеновских). Состояние организма при недостатке кислорода, переохлаждении и т.д. Таким бесчеловечным образом немецкие врачи создавали вакцины от опасных вирусов. Выжившие в результате этих опытов уничтожались как «отработанный материал». Часто немецкие «врачи» делали свои опыты без наркоза, не обращая внимания на крики и боль человека.

Мы все о цифрах, фактах, территориях. Необходимо сказать и о конкретных людях, потому что за цифрами скрываются имена реальных людей, у каждого была своя, долгая и не очень, жизнь, мысли, чувства, желания.

До нас дошел дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, она долгое время пряталась со своей семьей в одном из домов Амстердама. Вход в убежище (одна из комнат дома) был замаскирован под шкаф с документами. Дневник Анны оформлен в виде писем воображаемой подруге Кити. Уже в конце войны на семью поступил донос, их отправили в лагерь смерти где Анна Франк умерла от голода.

1. Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями (И. Бауэр)

2. Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.

Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.

Вот что означает ХОЛОКОСТ. (Михаил Гефтер, «Эхо Холокоста»)

Заключительная часть.

Учитель: Память… что дает она нам? Право на жизнь? На счастье? Да, наверно. Пока живы мы, жива и память. Память о тех, кто отдал свою жизнь защищая родные просторы, нас с вами, борясь за светлое и счастливое будущее.

Все дальше, год за годом, уходят в историю страны военные огненные годы. Да уходят, но никогда в памяти народной не изгладится великий подвиг солдат, погибших за свою Родину, выполнявших свой сыновей долг.

Прошло уже много лет, но никогда не покинет печаль сердца близких, родных, чьи сыны, мужья, братья и сестры, не дожили до Победы, не вернулись домой с полей сражений.

Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысячи матерей. Как долго хранили они солдатские треугольники. И до самой смерти своей не верили в их гибель, надеялись и ждали, наперекор злым похоронкам с траурной каймой.

Эта война показала массовый героизм советского народа, как солдата так и тружеников тыла.

Ради завоевания Победы и сохранения независимости наш народ шел на большие лишения, стойко переносил все тяготы войны, проявил высокое сознание своего долга перед Родиной

Советский союз победил в этой войне, потому что источником его силы был народ огромной страны, потому что фронт и тыл были едины. Проливая кровь и жертвуя самым дорогим, своей жизнью, здоровьем, терпя лишения и невзгоды, отказывая во всем себе старшее поколение, сделало все возможное, что бы мы ни знали ужасов войны.

Приложения


Некоторое время назад мне довелось пообщаться с очень достойными немцами, оба родились до войны, во время войны были мальчишками, один из них - человек, очень уважаемый в Православной церкви, второй - протестант.

Оба в разное время мне задали примерно одинаковый вопрос:

«Скажите, почему для всего мира - Вторая мировая война, а для вас - Великая отечественная, что в ней такого великого?»

Я, на самом деле, оказался в тупике, до сих пор я ответа не нашел. Оказывается, этот вопрос стоит не только перед немцами, но и перед рядом наших соотечественников, потому что войну стараются всячески ошельмовать, у народа стараются отнять историческую память, хотят сравнять советскую Россию и фашистскую Германию и сказать, что это практически одно и то же. Так, что же помнит «мир спасенный», в том числе и мы?

Хотелось бы поговорить о том, чего мы не помним.

На самом низком уровне культуры

Я хочу привести цитату из книги «Откровенный разговор», которую написал Генри Пиккер, один из референтов Гитлера, он фиксировал то, что Гитлер говорил в доверительной обстановке.

«Для осуществления господства нашего рейха над покоренными народами Востока высшим принципом должно быть: как можно шире отвечать их стремлению к индивидуальной свободе, избегать их какой-либо государственной организации и тем самым держать представителей этих народностей на как можно более низком уровне культуры. Надо постоянно исходить из того, что задача этих народов по отношению к нам прежде всего такова: служить нам экономически. Поэтому нашим стремлением должно быть: всеми силами забрать из захваченных русских областей все, что можно оттуда взять».

Теперь это нефть и газ, а тогда это еще были и продукты сельского хозяйства.

«Образование деревенских общин надо тоже осуществлять так, чтобы между соседними общинами не могло возникнуть никакой общности. Во всяком случае, надо не допускать устройства единых крупных церквей для молитвенных целей. В наших интересах - чтобы каждая деревня имела собственную секту, развивающую собственное представление о боге. Даже если таким образом в отдельных деревнях возникнет культ колдунов, как, скажем, у негров или индейцев, мы должны это только приветствовать, ибо это увеличит число разделяющих моментов на русской территории» .

Сейчас мы видим, что секты плодятся без числа, получают регистрацию, и поднимается вал критики в отношении Русской Православной церкви, которая является тем единым центром, который объединяет, сплачивает русский народ.

«Поэтому туда не должен прийти ни один учитель, не следует вводить для завоеванных народов никакого обязательного школьного обучения. Знания русских, украинцев, киргизов и т. д., их умение читать и писать нам только во вред».

«Гораздо лучше установить в каждой деревне радиогромкоговоритель, чтобы таким образом рассказывать людям всякие новости и давать им развлекательный материал. Поэтому никому и в голову не должно прийти сообщать покоренным народам по радио какие-либо сведения об их предшествующей истории; нет, по радио надо передавать только музыку и опять же музыку! Что касается гигиены и санитарии, то у нас нет никакой заинтересованности в том, чтобы как-то просвещать их нашими знаниями и тем самым давать им совершенно нежелательную для нас базу для чудовищного роста народонаселения». (Г. Пиккер. Из застольных бесед в ставке фюрера. 11.4.42 г. вечер «Волчье логово»)

«Нас» - это не только фашистская Германия, это объединенная Европа, которая при Гитлере жила сравнительно спокойно. Единственное, от чего страдали европейцы - в связи с войной из свободной продажи пропал кофе.

Есть фотографии, сделанные французским оператором «Жизнь Парижа во время войны »: работают магазины, нарядная толпа, иногда встречается человек в немецкой форме, но все совершенно спокойно - кто купается в Сене, кто-то ловит рыбу.

В фильме Франсуа Трюффо «Последнее метро» в начале говорится, что во время оккупации французы страдали от холода и были вынуждены вечерами ходить в кино и театры. Прямо «почти как» в осажденном Ленинграде, когда люди в шубах изо дня в день и спали, и ходили, голодные, истощенные, немощные.

И такие же голодные, истощенные, немощные люди, тоже в шубах, давали концерты в Ленинградской филармонии. Знаменитый дирижер Мравинский продолжал свою концертную деятельность, а ученые продолжали свою научную деятельность, т. е. жизнь не останавливалась, несмотря на то, что было не просто прохладно, а температура была ниже нуля. Но этого «спасенный мир» не помнит, и помнить не хочет!

Рейсхфюрер СС Генрих Гиммлер, правда, на совершенно секретном заседании сказал так, обращаясь к генералам СС 4 октября 1943 года: «Если десять тысяч русских баб издохнут от изнеможения, копая противотанковую канаву, то это будет меня интересовать лишь только в смысле того, закончена эта канава, нужная Германии, или нет». (Прот. Александр Киселев. Облик генерала Власова. Нью-Йорк. Издательство Путь жизни. стр. 54.).

Поколение отцов оружие не бросало

Как-то разглядывая один военный фотоальбом, я наткнулся на фотографию: наш солдатик лет 18-ти лежит на земле и целится из автомата, как бывает, когда дети что-то сосредоточенно делают, губу немножко прикусил - и целится. Что бы он сделал, если бы он знал, что те планы, которые предлагали фашисты, будут реализовываться в его стране? Стал бы он лежать на земле? Стал бы он рисковать жизнью?

На одной из конференций я эту идею высказал. И один из участников конференции и рассказал, что недавно он был с отцом на . Отец показывал ему места, где он воевал, рассказывал о боях, о том, что он переживал на этой дуге, которую те, кто ее прошел, по праву называют «огненной». И отец сказал ему: «Знаешь, сынок, если бы я знал, что будет так, как сейчас, лучше бы меня немцы убили…» Это поколение не малодушествовало и оружие не бросало. В отличие от нас… Они стояли до конца и выстояли!

Но этого «спасенный мир» тоже помнить не хочет!

Благодарность

Я помню, в молодости, когда в Советском Союзе было все дефицитом, разрешили получать какие-то продукты питания без очереди. Как очередь на них набрасывалась! Какие оскорбления в их адрес сыпались!

Недавно произошла трагическая история, когда у ветерана выкрали мундир со всеми наградами.

«Мир спасенный» не помнит ничего! Но народ без памяти теряет свою историческую перспективу, национальную индивидуальность и рискует сойти с исторической арены.

140 против тысяч

Недавно, просматривая воспоминания участников войны на нашем сайте «Непридуманные рассказы о войне », я прочитал рассказ уникального человека Виктора Николаевича Леонова. Он - дважды Герой Советского Союза, что редкость, но уникальность в том, что он воевал в морской пехоте! Он командовал отрядом спецназа.

«Одно из самых громких дел леоновского отряда - пленение в корейском порту Вонсан 3,5 тысяч японских солдат и офицеров.

Нас было 140 бойцов, - рассказывает Леонов. - Мы внезапно для противника высадились на японском аэродроме и вступили в переговоры. Нас, десять представителей, повезли в штаб к полковнику, командиру авиационной части, который хотел сделать из нас заложников.

Глядя в глаза японцу, я сказал, что мы провоевали войну на западе и имеем достаточно опыта, чтобы оценить обстановку, что заложниками мы не будем, а лучше умрем, но умрем вместе со всеми, кто находится в штабе. Разница в том, добавил я, что вы умрете как крысы, а мы постараемся вырваться отсюда…

Герой Советского Союза Митя Соколов сразу встал за спиной японского полковника, Андрей Пшеничных запер дверь, положил ключ в карман и сел на стул, а богатырь Володя Оляшев поднял Андрея вместе со стулом и поставил прямо перед японским командиром. Иван Гузненков подошел к окну и доложил, что находимся мы невысоко, а Герой Советского Союза Семен Агафонов, стоя у двери, начал подбрасывать противотанковую гранату. Японцы, правда, не знали, что запала в ней нет. Полковник, забыв о платке, стал вытирать пот со лба рукой и спустя некоторое время подписал акт о капитуляции всего гарнизона.

Построили три с половиной тысячи пленных в колонну по восемь человек. Все мои команды они исполняли уже бегом. Конвоировать такую колонну у нас было некому, тогда командира и начштаба я посадил с собой в машину. Если хоть один, говорю, убежит - пеняйте на себя… Пока вели колонну, в ней стало уже до пяти тысяч японцев…»

Совершенно ошеломительная храбрость, но кто об этом помнит? Есть в русском языке замечательное слово «удаль», «удалой молодец», для которого нет границ. Или как в средневековой летописи: «резвецы, удальцы, узорочье рязанское…» Украшение своей земли!

Великодушие к врагу

Член-корреспондент РАН Глеб Борисович Удинцев, воевавший в дальней авиации штурманом, по окончании войны, уже став известным ученым, на одной из международных конференций имел беседу с Нобелевским лауреатом Конрадом Лоренцем.

Тот сам к нему подошел и дружески рассказал, что во время войны был врачом, попал в плен и столкнулся с удивительным великодушием русского солдата. По ошибке его отправили в солдатский лагерь, его надо было перевести в офицерский. Выделили конвойного солдатика со штыком.

Дело было на Кавказе, лето, жара, и они пошли, а у солдата продуктовые талоны. Лоренц как военнопленный в форме военного полковника. И вдруг солдатика разбил приступ малярии, идти не может, опустился на землю и посылает Лоренца в поселок отоварить талоны.

Так я же в мундире!

Да кому ты нужен, фриц битый!

И Лоренц оказывается один на площади небольшого городка, у фонтанчика, будучи пленным, будучи в немецкой форме. Никто не обращает на него внимания, никто на него не бросается. И вот решил он около фонтанчика помыться, освежиться и вдруг видит: стоит около него раненый солдат, костыль на него направил.

«Ну, - думает, - как даст этим костылем!»

Послушай, у тебя мыло есть, а у меня бритва, давай побреемся!

И они друг друга по очереди побрили. Причем, тот достал настоящую опасную немецкую бритву.

Сейчас как полоснет по горлу! - думает Лоренц.

Но тот его аккуратненько побрил.

А теперь ты меня побрей.

И снова того пот прошиб: покушение на жизнь советского солдата! Побрил он его, все хорошо.

Солдатик спрашивает:

Ты на продсклад? Идем вместе!

И тут Лоренц понял, что такой народ им не победить!

Глеб Борисович спрашивает у Лоренца:

А вот у вас такое возможно?

Нет, исключено.

Так вот, мы - другие, были и остаемся другими.

Я был когда-то знаком с Натальей Николаевной Делоне, она потомок последнего коменданта Бастилии, ее предки бежали после французской революции в Россию. Росла она в профессорской семье, немецким владела свободно, получила прекрасное техническое образование.

После войны ее командировали в Германию отбирать техническую документацию и отправлять ее в Советский Союз, потому что немцы лидировали во многих отраслях науки и техники. Вот она в маленьком городке, совершенно пустом, потому что все жители убежали. Но жизнь продолжается, и немецкие жители скоро должны вернуться.

Подходит к Наталье Николаевне лейтенант, который только кончил училище, пороху не нюхал, а у него в подчинении боевые солдаты, и говорит ей: «Я не знаю, что делать. Наши солдаты ждут возвращения жителей - „вернутся жители, а с ними „фравы“, вот мы „фравам“ покажем!“ Что делать-то?!»

Наталья Николаевна просит построить роту, а была она в звании майора. Вышла перед строем, и говорит примерно следующее: «Красная армия воюет с врагом и не воюет с мирными жителями. Советский солдат - освободитель, а не насильник. Маршал Жуков отдал приказ о суровом наказаниии мародеров, насильников -ьвплоть до расстрела. А приказы маршала Жукова в Красной армии выполняются!»

И она красноречиво похлопала по кобуре. Вопрос был исчерпан.

Историческая правда, какая бы ни была горькая

Если стараться понять, что же происходило на самом деле, если постараться это так изложить, чтобы каждому было понятно, что война для нас Великая, потому что народ явил величие своей великой души! Во всем масштабе.

Германская армия не была атеистической, солдаты носили пряжки со словами «Бог с нами» («Gott mit uns»), это для многих не были пустыми словами, многие молились, были верующими, полковые священники совершали богослужения. А оказалась германская армия богопротивной.

Красная Армия официально была атеистической, а по сути она была богоугодной. Победа от Бога устрояется. Господь призрел на великодушие и величие русского народа и ему даровал победу, вопреки внешним и не только внешним проявлениям: гонениям на Церковь, мукам миллионов, пострадавших за веру от безбожной идеологии и т. д. Невзирая на ошибки и преступления, совершенные на русской земле, невзирая на отступления от Бога, несмотря ни на что, Господь именно русскому народу даровал победу.

Константин Симонов в стихотворении «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» написал такую строфу:

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук, ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Верующих и «в Бога не верящих» внуков вымолили прадеды, выстоявшие когда-то перед Наполеоном ли, перед Мамаем ли. Вымолили победу многострадальным своим внукам! И внуки оказались достойны своих славных предков.

В завершение хочу привести слова , которые удивительно характеризуют способность русского народа к самоотверженному подвигу: «Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила русскую силу!»

Нет, не найдется, только если русский народ будет верен тому призванию, которому он следовал всю свою великую историю. Тогда, может быть, мы и поймем, почему война Великая, и сможем передать это не только нашим детям, внукам, но и всем, кто искренне этого не понимает.

Вот тогда и вспомнит «мир спасенный», что он действительно должен склонить свою голову перед миллионами известных и неизвестных подвижников, солдат, полководцев, которые спасли мир от чудовищно жестокой, бесчеловечной, богоборческой, по сути, силы германского .

Записала Тамара Амелина.

Классный час, посвященный Победе в ВО войне.

«И помнит мир спасенный»

Цели: - познакомить учащихся с некоторыми страницами истории Великой

Отечественной войны;

Воспитывать чувства патриотизма к своей Родине.

Оборудование: мультимедийный проектор,

компьютер,

книги Памяти.

архивные документы,

музейные архивы,

стихотворения о войне,

Ход урока:

Звучит запись песни «Священная война»

Учитель

Тот самый, длинный день в году,

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы…

(К. Симонов)

Вступительное слово учителя.

У времени есть своя память-история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе, и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавшие великие ценности, созданные человеком.

Прошло более полувека, 65 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не утихает в людских душах. Да, и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, что бы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить. Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как это было…

Стихотворение «Война»:

1ученик:

Война - жесточе нету слова
Война – печальней нету слова
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На все, на все 4 года.

2-ой ученик:

4 долгих года,1418 дней и ночей, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.

Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский союз. На нашу землю было брошено 190 дивизий, огромное количество танков и самолетов. По советской земле двигались войска союзных Германии государств Италия, Финляндия, Румыния и Венгрия.

3-й ученик

Противник разработал «План Барбаросса» ведение молниеносной войны, намечало разгром Красной Армии, захват Москвы вывод немецко-фашистских войск в течение 8 недель на линию Архангельск-Астрахань.

Это была империалистическая, захватническая война со стороны Германии. Советское население они хотели превратить в рабов или уничтожить. Советский народ поднялся на войну против захватчиков, народ вел войну защищая честь, свободу и независимость своей Родины.

4-й ученик:

Советские войска яростно сопротивлялись, несли огромные потери, но не могли остановить противника. К зиме 1941 года немецкие войска овладели Прибалтикой, Молдавией, Украиной, Белоруссией, окружили и блокировали Ленинград.

Осада Ленинграда длилась 900 дней. Люди умирали от голода один за другим, но город выстоял. Особенно тяжело было пережить блокаду детям. Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

5-й ученик

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.»

6-й ученик:

В декабре 1941 года в битве под Москвой советские войска перешли в контрнаступление, предприняв первую в ходе войны крупную наступательную операцию. Враг был отброшен.

В 1942 году прошли битвы под Сталинградом, где наши войска разгромили группировку войск Германии, и её союзников.

Одновременно с советскими войсками перешли в наступление силы Англии и США.

В апреле-мае 1945 года наши войска захватили Берлин.

Учитель:

Кроме солдат, погибших на поле боя, были миллионы жертв мирного населения. Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях. На оккупированных территориях фашисты установили « новый порядок». На этих территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы, гетто. Производились зверские расправы над людьми. Я хотела, что бы вы услышали письмо Кати Сусаниной.

« Март, 12, Лиогно, 1943 год.
Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала: "Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон". И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты, встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, по-хожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: "Расти, доченька, на радость - большой!" Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню...
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с "Розой" и "Кларой" - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. "Русс была и будет свинья",- сказал он.
Я очень боюсь "Клары". Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в колшату мне входить нельзя. Один раз горничная Юзефа полька дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била её плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.
Твоя дочь Катя Сусанина...
Мое сердце верит: письмо дойдет».

Вскоре после освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику. Доведенная до отчаяния, в день своего 15-летия она решила покончить жизнь самоубийством. Перед смертью написала последнее письмо отцу. На конверте стоял адрес:
"Действующая армия. Полевая почта №... Сусанину Петру". На другой стороне карандашом написаны слова: "Дорогие дяденька или тетенька, кто найдет это спрятанное от немцев письмо, умоляю вас, опустите сразу в почтовый ящик. Мой труп уже будет висеть на веревке". Номер полевой почты, написанный на конверте, устарел, и письмо не могло попасть адресату , но оно дошло до сердца советских людей!

Но самыми обездоленными детьми были малолетние узники фашистских концлагерей и гетто.

Из воспоминаний выжившей чудом девушки из города Талина: « В сентябре 1941 года немцы взяли деревню. Бабушка от ранений умерла, отец на фронте, маму расстреляли немцы, меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня 12-летнюю отправили в лагерь «Балтийский». Нас, детей в лагере было много. Поселили нас при госпитали, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до последней капли прямым переливанием. Когда я в конец обессилила, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в лагерь « Клоога» выжила чудом…»

В годы войны фашистами была принята программа «Холокост», программа по уничтожению славянского и еврейского населения. Были созданы специальные лагеря:

Бухенвальд

За период 16 июля 1937 – 31марта 1945 года через его застенки прошло 238980 человек, из них 56545 человек были убиты, около 21 тыс. человек были освобождены 11 апреля 1945 года, около 161 тыс. были посланы работать на военные заводы или попали в другие лагеря.

Освенцим

Был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Комбинат смерти; с газовыми камерами,

крематориями, с 12 печами, с 46

ретортами, в каждую из которых сваливали от трех до пяти трупов, сгоравших за 20-30 минут.

Равенсбрюк

Большой женский лагерь, построенный на территории Германии. 92700 женщин и девушек почти всех европейских стран нашли себе здесь могилу.

Заксенхаузен

Где 9 лет зверски истребляли людей. Здесь было уничтожено более 100 тыс. человек, из них только с осени 1943 по апрель 1945 года – 33 тыс.

Маутхаузен

С лета 1938г. по май 1945г. через него прошло 325 тыс. человек, из них 122767 человек было расстреляно, замучено, заживо саженно.

Саласпилс

В годы войны в саласпилском лагере смерти были убиты более 53 тысяч человек (вместе с филиалами - 100 тысяч). В Саласпилсе были замучены более 7 тысяч детей.

Над людьми проводились опыты, как на животных.

И многие другие, где было зверски убито больше 11 миллионов человек.

Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла…

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…

Сперва велели им раздеться

И стать затем ко рву спиной.

Наивный, чистый и живой:

«Чулочки тоже снять мне дядя?»

На миг эсэсовец обмяк,

Рука сама с собой, с волненьем,

Вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим.

И, кажется, он в землю врос:

Глаза как у моей Неминьи -

Во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Не убить её не может…

И дал он очередь, спеша.

Упала девочка в чулочках,

Снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, что если б дочка

Твоя вот также здесь легла.

Вот это маленькое сердце

Пробито пулею твоей.

Ты – человек, не только немец;

Или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,

Не поднимая волчьих глаз…

Впервые, может, это дума

В мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд её светился,

И всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

Чулочки тоже, дядя, снять?

Память… что дает она нам? Право на жизнь? На счастье? Да, наверно. Пока живы мы, жива и память. Память о тех, кто отдал свою жизнь, защищая родные просторы, нас с вами, борясь за светлое и счастливое будущее.

Прошло уже много лет, но никогда не покинет печаль сердца близких, родных, чьи сыны, мужья, братья и сестры, не дожили до Победы, не вернулись домой с полей сражений.

Честно и добросовестно служили и наши земляки в разных частях, на разных фронтах, выполняли общее дело, спасали родную землю от врага.

Многие прошли тысячи км. , дошли до Берлина.

Многие погибли…

Они все хотели вернуться в теплые дома, что бы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей, жен. Очень хотели… но бросались на амбразуры вражеских пулемётов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу.

Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысячи матерей. Как долго хранили они солдатские треугольники. И до самой смерти своей не верили в их гибель, надеялись и ждали, наперекор злым похоронкам с траурной каймой.

Исполняется песня «Журавли»

Эта война показала массовый героизм советского народа, как солдата, так и тружеников тыла.

Из воспоминаний наших земляков мы узнаём о войне их глазами.

ПРОСМОТР МЕДИАФИЛЬМА

Форма: Литературно – музыкальная композиция.

Действующие лица: Ведущий 1, Ведущий 2, Чтецы, он, она, почтальон, боец Балагуров, солдат.

Оборудование: магнитофон, DVD-проигрыватель.

Оформление: По середине баннер “С праздником Победы”, под баннером Орден победы, с правой стороны памятник воину – герою, с левой стороны экран.

“И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…”

Литературно-музыкальная композиция/

Звучит в исполнении духового оркестра песня “Пусть всегда будет солнце”.

Ведущий 1:

Каждую весну 9 мая, начиная с 1945 года, наш народ, все человечество отмечает светлый праздник День победы.

День Победы стал, пожалуй, самым великим праздником страны. На протяжении уже … лет мы отмечаем эту дату.

На немецкой земле родился фашистский зверь, который принес неисчислимые страдания народам. Если бы не героический подвиг советского народа, если бы не 22 миллиона наших воинов, погибших в кровавой битве за свободу человечества, мир был бы превращен в громадную душегубку, в адскую печь. 22 июня 1941 года на нашу Родину напал злой и сильный враг – фашистская Германия. На защиту своего Отечества встал весь народ нашей страны.

Вспомним всех поименно.
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым, –
Это нужно живым.

Звучит “Реквием” и под музыку читают слова.

Ведущий 2:

Вам, рисковавшим жизнью на полях сражения;
Вам, ныне живущим, –
Вам, погибшим в битвах, умершим от ран в мирное время и чьими земляками нам выпала честь быть, –
Труженикам тыла, женщинам, вынесшим на своих плечах эту победу, –
Детям войны, тем, у кого она украла детство, –
Посвящается!

Звучит тихая спокойная мелодия, на фоне которой, читается стихотворение.

Стоя утренняя тишь,
Был смешан с медом воздух сочный;
Стекала капельками с крыш
Роса по трубам водосточным;
И рог пастуший в этот час,
И первый ранний запах снега…
Все, все на памяти у нас,
Все до подробности бесценных…

На сцену, взявшись за руки, выходят юноша и девушка, веселые, нарядные, у девушки букет сирени; звучит “Школьный вальс” (сл. М. Матусовского, муз, И. Дунаевского).

Пришел июнь-румянец года,
Обилье света и тепла,
И зацвела вокруг природа,
Палитрой красок ожила.

И тополиный пух метелью
Следы дорог запорошил,
И хор кузнечиков свирелью
Поля и рощи огласил.

Разыгрывается инсценировка “Выпускники 41-го года”.

– Ну, вот и кончилась школьная жизнь, прошел выпускной бал.
– Интересно, что с нами будет лет через 20?
– Смотрите, самолет летит! Как красиво…
– Ой, да наш славка скоро так же летать будет, в летное поступает.
– А заболеете, ко мне приходите.
– Даша, ты так и мечтаешь врачом стать?
– А ты, Василий, куда думаешь?
– Я еще не решил.
– Пошли встречать рассвет.

Учащиеся:

Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала страна
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…

Утром у нас на пороге
Заполыхала война.

Звучит песня “Священная война” в исполнении духового оркестра. Юноша уходит, оборачивается, девушка ему машет косынкой. Уходят. Звучит песня в исполнении духового оркестра “Прощание Славянки”, выходят юноша и девушка, переодетые в солдатскую форму.

В далекий год, постясь с учителями,
Длину дорог, измерив фронтовых,
Мы держали главный свой экзамен
И в танковых боях, и штыковых.

Отзвенела юность школьными звонками
Загремела взрывами гранат.
Провожала мама с мокрыми глазами,
До победы, спрятав аттестат.

Началась жестокая, страшная, героическая война против фашистских захватчиков.

Война проверяла нас на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие.

Ведущий 1:

Первыми на себя приняли удар пограничники Брестской крепости. Выиграть время дать стране опомниться от вероломного нападения – с этой мыслью сражались герои – пограничники. Сутки, вторые – казалось против танковых таранов горстке бойцов не удержаться. А Брестская крепость стояла. она держалась более месяца. На стене неизвестным солдатом высечена “Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина!”

Ведущий 2:

Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгами: “смерть немецким оккупантам!”, “Все для фронта, все для победы!” страна превратилась в грозный единый военный лагерь. В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела 6 гигантских битв и около 40 крупных наступательных операций.

Ведущий 1:

В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители.

Здесь каждый дом стоит, как дот
И тянуться во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.
На окнах белые кресты
Мелькают второпях.
Такой же крест поставишь ты,
Москва на всех врагах!

Ведущий 2:

Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941 года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ.

Показ кадров Парада.

Ведущий 1:

Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины.

Держась, как за личное счастье,
За каждую прядь земли, –
Мы под Москвой встали насмерть,
В грунт в промерзший вросли.

Ведущий 2:

Знаменитыми стали слова политрука Клочкова: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва”.

Ведущий 1:

Сильнейшее, более чем миллионная группировка отборных немецких частей разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых были народ, столица, Родина.

Ведущий 2:

Разгром фашистских войск под Москвой был первым крупным поражением Германии во Второй Мировой войне, началом ее перелома.

Звучит песня “Брянский лес”, на экране слайды “Партизанское движение”.

Ведущий 1:

С невиданной в истории силой развернулась партизанская война. Уже в первые дни после начала наступления гитлеровцев были подготовлены основные базы для борьбы в тылу врага. Партизаны наносили колоссальный ущерб врагу.

Чтец выходит в образе партизана и читает стихотворение.

Партизаны, партизаны,
Белорусские сыны!
Бейте врагов поганых,
Режьте свору окаянных,
Свору черных псов войны…
Вам опора и подмога
Белорусский наш народ.
Не страшит вас пусть тревога –
Партизанская дорога
Вас к победе приведет.

Слайд “Блокада Ленинграда”.

Ведущий 2:

В планы Гитлера входило получение продовольствия с чужих земель. Фашистская армия отправляла в германию тысячи эшелонов с награбленным грузом. Враги хотели обречь на мучительную медленную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, взять Ленинград голыми руками, а пленных превратить в рабов… Это была фашистская стратегия голода.

Ведущий 1:

8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. Каждый, из которых отмечен подвигом, каждый из которых урок – мужества. В кольцо блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек. Наступила зима 1941 года.

Видео кадры блокадного Ленинграда.

Ведущий 1:

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады.

Я не хочу, чтоб голос Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой.
Я не хочу, чтоб дзоты обнажались,
Как раковая опухоль земли.
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью-то жизнь собою унесли.

Ведущий 2:

Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари, пепелища и от хатынской боли
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой.
Пусть мир взорвется криком
Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!

Слайд “Сталинградская битва”.

Ведущий 1:

В середине лета 1942 года началась Сталинградская битва. К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб.

Ведущий 2:

Гитлеровцы планировали пробиться к Волге, захватить стратегически важные объекты, поработить и истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы – русских, украинцев, белорусов.

Ведущий 1:

В августе 1942 года Сталинград еще был мирным городом: девушки в летних платьях, парни загорелые, переполненные людьми трамваи… Как будто и не было минувших месяцев войны.

Ведущий 2:

Но война сразу напомнила о себе в день первой разрушительной бомбежки. Сталинград из глубокого тыла стал передовой. Да еще какой!

Открыты степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На 62 километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России
И всю ее закрыл собой.

Ведущий 1:

История человечества не знает больше такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какой проявили воины и жители Сталинграда. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом.

Ведущий 2:

А кто защищал Сталинград? Кто стоял в нем железной стеной? Русские люди рядом с украинцами, белорусами, узбеками, грузинами, армянами… (Слайд).

“За Родину! Ни шагу назад!” – с этими словами шли в бой славные защитники Сталинграда.

С рассветом “тигры” шли на нас опять
И вспыхивали дымными столбами.
И приникали мы, устав стрелять,
К горячей фляге пыльными губами.

И все же удержали рубежи
В июльской битве, оправдав надежды…
Окопы на полях примятой ржи
Проходят там, где проходили прежде.

Выключается свет на сцене, звучит песня в исполнении духового оркестра “Эх, дороги”, выходят солдаты на сцену и садятся вокруг костра. Включается свет.

Ведущий 2:

Шли солдаты на запад
По дорогам войны.
Выпадал среди залпов,
Может, час тишины.
И тогда на привале
Опустившись в окоп,
Люди письма писали
Тем, кто был так далек.

Что, ребята, носы повесили? Смотрите, почта идет!

Выходит почтальон.

Почтальон:

Здравствуйте, товарищи артиллеристы! Это я на третью батарею попал? Да? В таком случае для вас здесь ворох писем и груда телеграмм. От сестер, братьев, невест и мам. Сколько их! Из самых разных мест. (Раздает почту.)

Вам от друга телеграмма,
Вам письмо прислала мама,
Вам от брата,
Вам от деда,
Вам открытка от соседа.
Это вам. А это вам.
А вот Балагуров. Есть у вас такой?

Боец Балагуров:

А как же! Как ему не быть, вот он я! Давай, давай! О, аж два письма!

Ну и пишут тебе! Мне бы хоть весточку подали. Как они там? Под немцами были, может, теперь и не увижу их.

Слушай, Сергей, что ты так баян держишь? Ничего, друг, придут и тебе письма. Сыграй лучше что ни будь, а мы станцуем.

Эх, пляс – перепляс, перепляс почтовый!
Не забыли люди нас в этот день суровый.

Бойцы пляшут. Пляску прерывают звуки трубы – “сбор”. На сцене построение, раздаются звуки боя, пулеметная очередь.

Мы врагу любому скажем:
“Запугать не думай нас!”
Если Родина прикажет,
Будет выполнен приказ!

После слов бойца построились в одну шеренгу и читают стихи.

Ведущий 1:

Вот и закончилась короткая передышка. Снова зовет труба…

Четвертый год нам нет житья от этих фрицев,
Четвертый год соленый пот и кровь рекой.
А мне б в девчоночку хорошую влюбиться,
А мне б до Родины дотронуться рукой.

Последний раз сойдемся завтра в рукопашной,
Последний раз России сможем послужить.
А за нее и умереть совсем не страшно,
Хоть каждый все – таки надеется дожить.
Бойцы уходят со сцены.

Ведущий 2:

Память о войне, о жертвах войны набатом стучит в наших сердцах.

Минута молчания. Звучит метроном. Выносится лента Георгиевская и венок с цветами и ставится у памятника “Неизвестному солдату”. После минуты молчания звучит песня “Журавли” в исполнении хора.

Ведущий 1:

Май 1945 года. Разве можно его забыть? он памятен каждому человеку кто был причастен к тому времени. Особенно тем, кто встречал великий День Победы далеко от родной земли в Берлине.

Видеокадры Победы.

Конец войне! Могучею лавиною
И опрокинут и раздавлен враг.
Конец войне! Над городом Берлином
Победно реет боевой наш флаг.

Ведущий 1:

Летят быстротечные годы, мелькают десятилетия. Прошло много лет со дня окончания Великой Отечественной войны, но никогда народ не забудет своих героев. 65 лет нашей славной Победе. Снова майские дни. Тишина! 65 лет как убита война!

Чтецы под фонограмму песни “Победа остается молодой” читают стихи.

По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла победа
Великого девятого числа.

И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые –
Победа! Победа остается молодой.

Как быстро бы года не пробегали,
От нас не отдаляется она.
И ей к лицу солдатские медали,
К лицу ей боевые ордена.

С тех пор салютов много отзвучало,
Но каждый день, прошедший без войны,
И каждая весна берет начало,
Свое тепло берет от той весны.

Еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в карай.
Солдаты, подарили вы планете
Великий май!
Победный май!

Ведущий 2:

Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днем,
С днем нашей славы!
С Днем Победы!

Звучит песня в исполнении духового оркестра “День Победы”, участники мероприятия все выходят на сцену и поют песню.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 50 с углубленным изучением предметов»

Внеклассное мероприятие

«И помнит мир спасённый…»

Педагоги СОШ № 50

Мазур Н.Г., Петрова Р.Н.

город Набережные Челны

«И помнит мир спасенный…»

Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне

Воспитывать уважение к пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, воспитывать чувство гордости за народ – победитель. Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны.

Побудить учащихся к делам на радость и пользу людям, на сопричастность к жизни города, страны, содействовать развитию эмпатии

Способствововать развитию творческих способностей каждого учащегося.

Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;

воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, воспитанию чувства патриотизма.

Книжная выставка «Подвигу жить в веках»

Рисунки учащихся на военную тематику.

Летопись «Моя семья причастна к Победе!»

Слайд с названием мероприятия (звучат военные песни, пока собираются гости)

Началась самая тяжелая и самая жестокая война для нашей Родины. Над народами нашей страны нависла опасность физического уничтожения. Тысячи тонн смертоносного груза обрушились на спящие города, аэродромы, железные дороги.

Стихотворение челнинской поэтессы. «Уходят на войну мальчишки»

Уходят на войну мальчишки,

Оставив дома матерей

И недочитанные книжки,

И неродившихся детей.

Недоцелованы невесты,

Кому-то, может, повезёт,

А кто-то пропадёт без вести,

А кто-то смерть свою найдёт.

А где-то в русском поле чистом,

Как он, такой же молодой,

И дед его, что был танкистом,

На той войне нашёл покой.

Как страшно, что идёт война,

Когда вокруг шумит весна,

Когда природа оживает,

Такие парни погибают.

Уходят лучшие сыны,

То тут, то там уходят в бой,

Мы что-то сделать все должны,

Чтоб не было на свете войн.

Чтоб не теряли на планете

Своих отцов и дедов дети,

Чтоб сына любящая мать,

Могла живого обнимать.

Уже 24 июня 1941года поэт Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война», а композитор Александров написал музыку. Эта песня стала гимном сражающегося народа.

Звучит песня «Священная война» (3-4 мальчика в военных формах поют песню)

На экране слайд с портретом Жукова

Особое значение противник придавал захвату Ленинграда. Командующим Ленинградским фронтом был назначен маршал Г.К. Жуков.

За короткий срок сотни тысяч жителей вместе с воинами превратили Ленинград в неприступную крепость. Были созданы отряды народного ополчения. В сентябре враг окружил с суши и началась блокада Ленинграда, которая длилась 900 дней.

Показ слайдов военного блокадного Ленинграда (чтение стихотворений под классическую музыку)

Домов затемненных громады

В зловещем подобии сна

В железных ночах Ленинграда

Осадной поры тишина.

Но тишь разрывается воем-

Сирены зовут на посты.

И бомбы свистят над Невою,

Огнем обжигая мосты.

Враг силой не мог нас осилить,

Нас голодом хочет он взять

Отнять Ленинград у России

В полон ленинградцев забрать.

Такого во веки не будет

На невском святом берегу.

Рабочие русские люди

Умрут, не сдадутся врагу.

Гитлеровцы начали варварски разрушать город авиацией, артиллерийскими обстрелами. За время осады фашисты обрушили на город 107 тысяч авиабомб, 150 тысяч снарядов. Было разрушено и повреждено 10 тысяч зданий. Но несмотря ни на какие трудности народ в городе трудился. Изготовили и ремонтировали 2 тысячи танков, самолеты, снаряды и вместе с взрослыми дети работали за станками, дежурили на крышах зданий, тушили пожары.

Я говорю с тобой под свист снарядов

Угрюмым заревом озарена

Я говорю с тобой из Ленинграда

Страна моя, печальная страна.

Над Ленинградом смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы.

Что называлось страхом и мольбой

Мы будем драться с беззаветной силой.

Мы одолеем бешеных зверей.

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

Самым тяжелым испытанием был голод. Для работающих хлеба давали 250гр., а остальным 125 гр. Это ведь тоже был не настоящий хлеб, туда добавляли льняной и хлопковый жмых. Люди падали на улице от голодного обморока и умирали.

Одно желанье жило в их сердцах

Не покидавшее несчастных даже в снах,-

Желание голод утолить,

Хотя бы корочку сухую откусить

И с наслаждением ее жевать…

Кому пришлось такое испытать,

Тот продолжает и доныне

Он к хлебу относиться как к святыне.

(Слышится звук метронома)

Сценка (про Таню Савичеву)

Выходят трое ребят с зажжёнными свечами

    Слышите? Это не орудийные залпы, не рокот самолётов, не лязг гусениц танков – это мерный звук ленинградского метронома. Ленинград… Бесконечно долгие и страшные 900 дней блокады.

Таня Савичева – ленинградская школьница. В 1941 году, когда началась война, Тане исполнилось 11 лет. Семья у неё была большая и дружная: Таня, бабушка, братья Тани – Лёка и Миша, сёстры – Женя и Нина, да ещё в том доме жили два дяди – братья отца.

    В те жуткие дни зимы 1941 1942 г., когда ежечасные обстрелы и бомбёжки, голод и холод блокады уносили тысячи жизней ленинградцев, я вела в записной книжке страшный дневник.

    «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942.» (гаснет свеча)

Таня: Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже. Я пробовала голодать с утра до вечера - вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце – всё, что у тебя есть – голодает. Сперва – голодает, потом – умирает.

Таня: Он был тихим. Где он умер? Наверное, на кухне, где маленьким слабым паровозиком дымилась буржуйка, где спали, раз в день ели хлеб. Маленький кусочек – как лекарство от смерти… Лёке не хватило лекарства…

Гаснет свеча

    Тане становилось всё хуже, но она не сдавалась - жила. Наступила весна, зазеленели деревья. Таня высохла и вымерзла, стала тоненькой и лёгкой. У неё даже дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама и она держалась.

    Таня не написала слово «умерла», у неё не хватило сил написать это слово…

Гаснет свеча

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась она одна … Без мамы, без папы, без сестрёнки. Голодная. Под обстрелом. В пустой квартире.

Таня Савичева не стреляла фашистов, не была разведчицей у партизан. Просто она жила в родном городе в самое трудное для него время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева?

На экране слайд «Ладожское озеро»

Только по замерзшей узкой полоске Ладожского озера можно было проехать в город. Эти 27 километров ледяной дороги спасли многим жизнь. «Дорогой жизни» ее назвали.

Стали привозить продукты, горючее.

Фашисты окружили,

Пушки палят

Воду отключили

Но терпит Ленинград.

Он не хочет сдаваться.

Гордый город на Неве

Живым пытается остаться.

И вот пришла Победа,

И рад стал Ленинград.

Забыл про все он беды,

Шагает на Парад!

Устоял в боях с врагами город-герой Ленинград. Около трех лет 900 дней продолжал

возвестил о ликвидации блокады.

Слайд «Салют Победы»

В зное заводы, дома, вокзал,

Город не сдай врагу.-

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Ленинград

Время придет-рассеется дым,

Смолкнет военный гром,

Шапку снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нем:

Это железный русский солдат,

Он защищал Ленинград

Портрет Ильдара Маннанова

В нашем городе жил один из участников битвы за Ленинград артиллерист Ильдар Маннанов. Он отличился в боях под городом Тихвин и стал одним из первых Героев Советского Союза среди сынов Татарстана.

И будет так неотвратимо больно:

На сцену выйдет в орденах старик

Последний в нашем крае фронтовик.

И перед ним в порыве встанут люди.

Солдат бывалый поведет рассказ

Как землю эту вырвал у металла,

Как наше солнце сохранил для нас.

И парни будут очень удивляться,

Девчонки будут с болью повторять-

Как это можно умереть в 17,

Как можно в годик маму потерять.

И он уйдет свидетель битвы грозной

С букетом роз и маков полевых

Запоминайте их пока не поздно,

Пока они живут среди живых.

В этой жестокой войне из 14 тысяч бойцов ушедших из челнинского края домой вернулось 6 тысяч.

За годы войны наша страна потеряла почти 27 миллиона человек. Миллионы были угнаны в Германию на тяжелую работу. В фашистских концлагерях «смерти» уничтожали узников в газовых камерах, сжигали в крематориях. Великой ценой досталась нам Победа!

1418 дней и ночей разделяют две даты- 22 июня 1941года и 9 мая 1945 года. Долог и труден был этот путь длиной 2600км. Не все дожили до светлого праздника - Дня Победы. Спасибо им - героям, в битве павшим, спасибо тем, кто и сейчас в строю!

«Ветеранам войны» стихотворение челнинского поэта

Как молоды вы были,

Как Родину любили,

Когда громили извергов –

Фашистов на войне.

Про вас легенды сложены

За шестьдесят, что прожили

Под мирным небом Родины,

Не помня о войне.

Спасибо вам, родимые,

В боях непобедимые,

За жизнь и мир добытые,

За горе пережитое,

За то, что сами выжили

Для жизни на земле.

Слайды (ветераны школы), музыка.

Пусть ветеран расскажет лучше, чем кино,

И даже лучше самой лучшей книжки,

Как в бой ходил три дня без передышки,

Хотя и было это уж давным-давно.

Сегодня и года уже седы

С тех пор, как минула война,

Но поздравляет с Днем Победы

Ветеранов вся страна.

Спасибо милые, родные,

Нас защитившие тогда

И отстоявшие Россию

Ценою ратного труда.

Мы поздравляем Вас с любовью

И правнуки запомнят день,

Омытый Вашей чистой кровью,

Когда вовсю цвела сирень!

Выступления ветеранов

Дети вручают ветеранам цветы и подарки, сделанные своими руками.

(песня «День Победы») (слайд салют)

Прошла война, прошла страда

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей

И наших внуков внуки!

Через века, через года – помните!

О тех, кто уже не придет никогда – помните!

Памяти павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Покуда сердца стучатся – помните!

Какой ценой завоевано счастье –

Пожалуйста, помните!

(Слайд с Аллеи Славы г.Наб. Челны)

Стихотворение

Сегодня день у нас печальный,

Природа плачет вместе с нами,

И этот день стал эпохальным,

Он несравним с другими днями.

Что победим, мы твёрдо знали

Без громких колокольных звонов.

Страну свою мы отстояли

Ценою жизней миллионов.

Солдат под ливнем ураганным

Косила огненная лава.

Героям слава безымянным,

Советскому солдату слава!

Не предадим, друзья, Россию

Как во все былые времена,

Несчастья выдержим любые,

Отчизна-мать у нас одна.

Танец со свечами

Танец «Смуглянка»

Бессильна смерть,

Кровавый росчерк пули

Не зачеркнул героев имена.

У их могил в почетном карауле

Стоит сегодня вся моя страна.

Мы хотим жить в мире. Хотим видеть, слышать и любить дорогих своему сердцу родных и близких, чистого неба, ясного солнца, цветущей земли.

Песня «Не отнимайте солнце у детей»

(свет притушается, у детей в руках свечки и шары)