Икона божией матери умиление день празднования. Значение иконы Умиление Пресвятой Богородицы, в чём помогает

Видео и фото про удивительную чудотворную икону «Умиление» Пресвятой Богородицы, которая ездит по миру и имеет очень большое значение для христиан, является плакатным календарем одной верующей женщины, который вдруг начал благоухать. Огромнейшее число верующих получило исцеление и благодать от нее. Это любимая икона Серафима Саровского.

Икона «Умиление»(пос. Локоть, Брянской обл.). Это единственная в мире двухсторонняя чудотворная мироточивая икона. Мироточащая икона Божией Матери “Умиление” имеет чудотворную силу, она исцеляет телесные и душевные болезни. Да, и появление самой иконы можно назвать чудом.

Жительница посёлка Локоть Брянской области Наталья Шишкова, как обычно, пошла в местный универмаг и увидела, как на прилавке магазина валяются в небрежении календари с изображением лика Божией Матери.

Она сделала продавщице замечание, что хоть календари и не церковные, но раз есть изображение лика Божией Матери, то недостойно хранить его в таком виде, а нужно хранить эго подобающим образом. На что продавщица сказала, что календари эти просрочены, и все равно их никто не купит и их придется выкинуть.

Наталья пошла домой, а по дороге ей пришла в голову мысль, что вот – продавщицу-то она обличила, а ведь самой нужно было просто купить этот календарь. Она вернулась назад и купила последние два календаря Божией Матери с иконой “Умиление”. Отрезала численники и повесила у себя дома и на работе обычными канцелярскими кнопками на стене.

Прошло время, и вот, однажды, находясь дома, она читала книгу, издания Троице-Сергиевой Лавры “Россия перед Вторым Пришествием”. Когда она читала главу о хранителе Монреальской иконы Божией Матери Хосе Иосифе Муньесе-Кортезе, то в этот момент почувствовала необычный аромат, благоухание.

Икона Богородицы «Умиление» фото

Икона Богородицы «Умиление» фото

Как и в случае с Иверской Монреальской иконой Пресвятой Богородицы, она сначала решила, что кто-то в доме разлил одеколон или духи, но когда стала искать источник аромата, то обнаружила, что на лике Божией Матери образовалось большое жирное благоухающее пятно.

Она пригласила священника, который посмотрев, заметил, что сейчас такое часто бывает, когда не только в храмах, но и в домах у мирских людей начинают мироточить образа, что на это не нужно обращать внимания, глядишь – мироточит и пройдет. Но мироточение и благоухание не прекращалось, более того: мироточение со временем увеличивалось в таком количестве, что миро потекло с образа не стену.

Увидев это, священник сказал, что к этому нужно отнестись осторожно – вдруг это чудо не от Бога: “Давайте помолимся, и если во время Великого Поста это чудо прекратится, то это чудо – не Божие”. Но, на Пасху у них в доме замироточили вообще все иконы, которые у них есть, а их довольно много.

Стало понятно, что это действительно чудо и решили этот образ поместить в киот, в оклад. Сняли его со стены и, к своему изумлению обнаружили вот что: вы знаете, что миро это такое маслянистое вещество, которое пропитывает бумагу насквозь, а так как весь образ был покрыт миром, то, казалось бы, что и календарь должен был бы пропитаться этим миром насквозь.

Но, когда сняли его со стены, то увидели, что с обратной стороны миром пропитался только лик Божией Матери! Остальная же поверхность календаря осталась такой же белой и сухой, как и раньше.

По этой причине, киот и оклад этой иконы сделали двойным. Икона эта не обычная: с какой стороны не посмотришь – и там образ и там образ. Со временем стали замечать, что от этой иконы стали происходить исцеления. И люди, которые со своими иконами стали приезжать в этот дом, после молебнов и акафистов, не всегда, но большей частью покрываются миром.

За минувшие годы вокруг Святой Руси в крестных ходах было пройдено более тринадцати тысяч километров с этой иконой, которая впервые замироточила в поселке Локоть Брянской области в 1999 году. Уникальность иконы «Умиление» в том, что однажды через обильно источавшееся от образа Божией Матери миро на тыльной стороне иконы стал чудотворно отображаться и второй лик Пресвятой Богородицы, идентичный оригиналу.

Поэтому данная икона является двойной. Изучением чудес, связанных с иконой «Умиления», занимается специальная экспертная группа по чудесным явлениям в Русской Православной Церкви под руководством профессора П.В. Флоренского. За истекшие одиннадцать лет было отмечено множество случаев исцелений и благодатной помощи в житейских нуждах людям, приходившим к ней на поклон и приложение.


Значение иконы «Умиление» пресвятой Богородицы фотографии

Значение иконы «Умиление» пресвятой Богородицы фотографии Обратная нерукотворная сторона иконы «Умиление», внизу просматривается изображение Спасителя на Туринской Плащанице — обильное мироточение с разным благоуханием;

— несколько раз икона кровоточила и слезоточила;

— рядом с этим образом во множестве освящались иконы, покрываясь благодатным миром и обновлялись;

— во время молебнов с водосвятием вода приобретала необыкновенный запах и вкус, это же происходило при освящении источников;

— по молитвам перед этим образом во множестве получают благодатную помощь и исцеление, находятся без вести пропавшие.

Неверующие и сомневающиеся, видя множество чудес, явленных от этой иконы «Умиление», обращаются к Православной вере и приносят покояние.

Тропарь, глас 4—й

К Богородице с умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиление облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.

Кондак, глас 3-й

Юже подражая неплодную смоковницу, аз окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся, но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице, стеню от сердца и вопию: умилися, Благосердая, и мне, окамененному сердцем, благоволи подати душевное и сердечное.

Однажды в 1994 году жительница пос. Локоть Брянской области Наталья Николаевна (духовная дочь Отца Мелетия (Демина), в магазине «Детский мир» обратила внимание на настенный календарь с изображением иконы Божией Матери «Умиление» – любимого образа преп.Серафима Саровского.

Календарь был за прошлый год, и, расстроившись, она вышла из магазина. Но сердце сжималось из-за того, что так одиноко смотрелся в магазине, среди толп равнодушных людей, этот образ – «просроченный», который никто не приобретал. Она вернулась и купила два оставшихся календаря. Дома вырезала образы и повесила на стену.

Как-то во время болезни в 1999 году Наталья Николаевна читала книгу, на обложке которой был изображен образ Божией Матери «Умиление». И вдруг почувствовала благоухание, весьма удивившись. Такого необыкновенно густого аромата цветов, ощущения утренней зари она не испытывала никогда – вся комната оказалась пропитана этим.

Благоухание исходило от иконы со старого календаря. С мужем они решили поставить чудотворный образ в рамку и, перевернув его, увидели, что с другой стороны проступил лик Божией Матери. Позвали священника, пропели акафист – икона замироточила…

Икона пресвятой Богородицы «Умиление» о чем молятся видео и фотографии

Мироточение продолжается по сей день, кроме периодов Великого поста. Ей сделали двустороннюю ризу, причем с другой стороны эта риза следует рисунку проступившего образа. Поставленная в киот, икона мироточит и внутри него, и часто струйками мира покрывается и внешняя сторона стекла.

Лицевая сторона иконы, на протяжении стольких лет покрытая миром, вопреки законам физики не пропитывает насквозь бумагу. С другой же стороны масляным слоем покрыто только проступившее изображение. Из-за ризы мы не видим его полностью, но на показанных фотографиях в районе чрева Богородицы проступает лик Христа с Туринской плащаницы.

По сей день икона обильно мироточит сама, мироточат также выставляемые перед нею иконы многочисленных паломников. Миром покрываются хлеба и вода, выставленные тут же. Иногда как моросящим дождиком покропляются и молящиеся.

Старые иконы в этом доме обновляются, расколотые сращиваются, ризы белого металла на глазах покрываются золотом (правда, хозяин, смеясь, заметил, что химической экспертизы никто не делал, речь идет пока только о цвете). Экспертами были представлены видеозаписи мироточения в Локте. Происходят и другие удивительные события, как считает Наталья Николаевна, по молитвам старца Мелетия и милости Пресвятой Богородицы.

Протоиерей Александр Митрушин, настоятель храма Всех скорбящих Радости Орловской епархии, заметил, что и растения реагируют на икону. Священник вспомнил случай, когда его прихожанин, получивший засушенную розу, украшавшую когда-то этот образ, вынужден был остановить машину, в которой возвращался со своим подарком домой: салон наполнился сильным благоуханием, а стекла покрылись росой.

Что означает чудотворная икона «Умиление» пресвятой Богородицы

Были и случаи чудесного исцеления тяжелобольных после молитвы пред этим образом. Так, у жительницы Брянска, готовившейся к серьезной онкологической операции, после поездки в Локоть УЗИ опухоли не обнаружило. Хранительница иконы Наталья Николаевна, будучи сама врачом, настоятельно посоветовала женщине все же прооперироваться.

На месте бывшей опухоли, зафиксированной снимками и анализами, в процессе операции была обнаружена небольшая язвочка, а метастазы были словно прижжены.

Настоятель Никольской церкви села Лямцино Домодедовского района о. Александр Трушин рассказал, как, выложив, свою икону святителя Николая, втайне замыслил по примеру Гедеона из Ветхого Завета: «Господи, если это Твоя воля, то пусть одна икона – моя – останется сухой».

И на экране мы видели среди обильно мироточащих образов «сухого» святителя Николая. Иерей дал и духовное осмысление увиденного им в Локте: свойство всех чудес, посылаемых нам Богом, в том смирении, радости и благодати, которыми они наполняют нашу душу.

На заседании круглого стола, проведенного 2 февраля 2006г. в рамках XVI Международных Рождественских чтений в Московском университете, в работе которого принимали участие члены экспертной рабочей группы по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви при Синодальной богословской комиссии Московского патриархата, православные священники, иконописцы, редакторы православных изданий, исследуемые события - мироточение в пос. Локоть Брянской области, были единодушно признаны чудом.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПЕРЕД ИКОНОЙ «УМИЛЕНИЕ»

В народе образ Богородицы «Умиление» считается «женским», но к этой иконе также могут обращаться и те мужчины, кому необходимо выстроить взаимопонимание со своей матерью или супругой.
Наличие дома иконы «Умиление» и молитвы перед нею могут помочь вашим дочерям сохранить внутреннюю чистоту и отвратить их от нечистых соблазнов.
Молитвы Божией Матери перед Ее образом «Умиление» часто помогают в зачатии ребенка и при родах. Потом, при достижении ребенка подросткового возраста, становятся весомой помощью для того, чтобы преодолеть переходный период.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ИСТОРИЯ ОБРАЗА БОГОРОДИЦЫ «УМИЛЕНИЕ»

Считается, что икона Божией Матери «Умиление» начала свою жизнь во второй половине XVIII века.

Икону Богородицы «Умиление» еще называют «Радуйся, Невесто Неневестная». На этом образе мы видим Деву Марию еще до рождения нашего Спасителя, но уже после того, как Архангел Гавриил сообщил Ей о великой чести — о том, что она скоро будет Матерью.

Икона Божией Матери Умиление очень прочно связана с . По описаниям, всю его жизнь Святая Мария покровительствовала великому русскому святому. Она не единожды приходила к нему на помощь, помогала ему во многих праведных делах, даже исцеляла отца Серафима от смертельных болезней.

У преподобного батюшки была не одна икона Божией Матери. Но икона «Умиление», которую сам святой именовал еще «Радость всех радостей», была одна из самых почитаемых.

В «Житии преподобного Серафима» об этом написано так:

«С особенною любовью святый старец принимал к себе искренно и смиренно кающихся и тех, кто проявлял в себе горячее усердие к духовной жизни христианской. После беседы с ними преподобный Серафим имел обыкновение возлагать на их преклоненные головы конец епитрахили и свою правую руку. При сем он предлагал произносить за собою краткую покаянную молитву, после чего сам произносил разрешительную молитву, отчего приходившие получали облегчение совести и какое-то особое духовное наслаждение; затем старец крестообразно помазывал посетителя елеем из лампады, горевшей пред находившимся в его келии образом Божией Матери Умиления, которую он называл иконою Божией Матери – Радости всех радостей».

У себя в келье преподобного Серафима и нашли в день его преставления 2/15 января 1833 года, как он сам и пророчествовал- среди тлеющих вещей, в молитвенном положении перед иконой Богоматери «Умиление». Руки его были скрещены точно также, как и у Богородицы на этом образе.

Император Николай II почитал святого и знал также о том, что «Умиление» была одной из самых любимых икон Серафима Саровского. Поэтому вскоре, после его прославления в лике святых, царь в память о нем, подарил драгоценную ризу для этой иконы.
После революции, в 1927 году монастырь в Дивеево закрыли, а находившуюся в нем любимую икону преподобного Серафима Саровского «Умиление» верующие христиане смогли укрыть от властей.
Целые десятилетия этот образ был надежно спрятан от скверны и только через шестьдесят лет, в 1991 году святая икона была передана патриарху Алексию II и в настоящее время она находится в резиденции патриарха.

Ежегодно, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» выставляется для поклонения в Патриаршием Богоявленском соборе.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

ВИДЕО

В иконописи существует несколько стилей изображения Богоматери, один из них «Умиление». Икона Божией Матери в этом жанре изображает Богородицу в виде портрета по пояс, склонившую взгляд к новорожденному, смотрящую на него с любовью и умилением.

Этот жанр изображения Богородицы - один из самых старых. На Русь он пришел из Византии, как и само православие. Данный иконографический тип по-гречески называется «Елеуса». Иконы, написанные в нем, стали за столетия существования христианства одними из самых почитаемых в православии.

Много ли таких икон?

Икона «Умиление» - не какое-либо отдельно взятое изображение Богородицы, находящееся в определенном храме и имеющее автора. Это тип, жанр иконописи, и подобных изображений очень много. Икона «Умиление» найдется практически в каждом храме, старом сельском доме, живущие в котором не выбросили образа в период советской власти, в этнографических музеях, как в залах, так и в запасниках, и в других местах.

Образ Богородицы в данном иконографическом типе чрезвычайно почитаем. Разумеется, есть и намоленная, известная среди православных икона «Умиление», молитва перед которой обладает чудодейственной силой. Таких образов тоже несколько.

Наибольшей известностью обладают Серафимо-Дивеевская и Псково-Печерская, являющиеся списком с древней Владимирской иконы. Не меньшей силой будет обладать молитва и перед другими образами этого типа иконографии. Икона Богородицы «Умиление» есть в практически в каждой церкви любого из российских городов. Наибольшей известностью, после Дивеевской и Печерской, пользуются Ярославская, Владимирская, Жировицкая, Донская. Однако в каждой из местностей, хранящих известные образы, имеется и еще много икон в этом жанре, не ставших популярными.

К примеру, в Ярославле икона «Умиление» была до революции в каждом доме. Сейчас же в каждом действующем храме этого города можно увидеть несколько образов в данном типе иконографии. Как старых, сохранившихся в годы советской власти, так и новых, написанных совсем недавно, но от этого не утративших ни свое содержание, ни силу эмоционального воздействия на верующих.

Серафимо-Дивеевская икона

Этот образ является обретенным. Значение слова "обретенный" в православной традиции в отношении иконописных образов включает в себя такие понятия:

  • данный свыше;
  • не имеющий автора;
  • пропавший и найденный.

То есть все то, о чем можно сказать - обретено. Согласно преданию, с которым не спорят и официальные представители духовенства, Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» была обретена в лесных чащобах, находящихся вблизи современного Саратова. Далась икона в руки подвижника Серафима, который не расставался с образом в течение всей своей жизни. Именно поэтому название образа связывается с его именем.

Где находится Серафимо-Дивеевская икона?

Этот вопрос волнует не многих верующих, а лишь тех, кто склонен к дотошности и обладает любопытством. Местонахождение чудотворного образа покрыто туманом тайны так же, как и история его обретения столетия назад.

Однако, помимо любопытства и стремления к дознанию, фактическая оригинальность иногда бывает важна, к примеру, если речь идет о необходимости исцеления от заболеваний, чем прославился настоящий Серафимовский образ «Умиление». Икона Божией Матери, согласно многочисленным сохранившимся в церковных записях свидетельствам, обладала такой силой. Серафим лично помещал перед образом на время службы елейницу, а после окончания проводил помазание недужных. После его смерти это продолжили делать и другие священнослужители.

Дивеевский монастырь, в котором хранился чудотворный лик, был закрыт, и, вероятнее всего, разграблен в далеком 1927 году. На десятилетия икона стала считаться церковью утраченной. Однако в 1991 году она вновь была обретена. Образ передали патриарху Алексию Второму люди, чьи имена церкви или неизвестны, либо же сохраняются в тайне.

С тех пор, то есть с 1991 года, оригинальный лик хранится в резиденции Патриарха. Доступна же Дивеевская икона «Умиление», значение которой не только велико для верующих, истории православной русской церкви, но и глубоко символично для всей страны, всего лишь раз в году, в день Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот праздник образ выставляется в зале Богоявленского Патриаршего собора и доступен для молитвы и поклонения.

В Третьяковской галерее выставлена копия иконы, аналоги ее, то есть списки с образа представлены и в других местах. Однако чудотворной силой, подтвержденной свидетельствами, такие списки не обладают. Хотя вопрос воздействия образа на верующего - открытая тема для дискуссий в церковной философии. Многие священнослужители полагают, что чудодейственная сила зависит не от самой конкретной иконы, а от веры того, кто молится.

Как называется Серафимо-Дивеевская икона?

Вопрос о названии чудотворного образа тоже достаточно интересен. Принятое сейчас наименование этой иконы - Серафимо-Дивеевская. Однако, наряду с этим, распространены и другие названия данного изображения. Среди них - просто «Умиление». «Умиление Богоматери» - тоже один из вариантов названия этого образа.

Нередко икону именуют «женской», приписывают к ней названия монастырей, например, Троицкого, где до революции у образа был собственный отдельный предел, часто нарекают попросту Серафимовской или Саровской. Сам же подвижник Серафим именовал образ «Радость всех радостей».

В чем может помочь Серафимо-Дивеевская икона?

Почитание образа начал сам обретший икону Серафим. У святого в келье был не один образ Богоматери, но только эта имела икона «Умиление» значение. В чем помогает данный образ, ответить однозначно не сможет ни один священнослужитель, поскольку влияет она на все, с чем к образу подходит верующий.

  • исцеляет недужных;
  • помогает обрести личное счастье женщинам;
  • способствует зачатию и рождению здоровых малышей;
  • избавляет от горестей и напастей;
  • предотвращает разрушения и беды.

Удостовериться в этом может каждый верующий в день Похвалы Богородицы.

Когда почитается Серафимо-Дивеевская икона?

У данного образа есть особые дни, в которые принято ее почитать. Даты эти выделялись до наступления советской эпохи. Особое богослужение проводилось в Троицком соборе монастыря два раза в год - 28 июля и 9 декабря. Числа были выбраны по следующим причинам:

  • 28 июля - день обретения образа;
  • 9 декабря - дата основания обители.

28 июля и 9 декабря - даты по старому стилю, сейчас это иные календарные дни. В современных же реалиях можно считать днем почитания иконы празднество Похвалы Богородицы.

Любопытен факт того, что на иконописном подворье Дивеевской обители было изготовлено большое количество списков с образа, попросту - его копий. В дни почитания иконы, до прихода власти Советов, отдельные службы проводились перед ее копиями в каждом храме, где были эти аналоги.

Отличается ли от прочих Серафимо-Дивеевская икона?

Уникальна Дивеевская икона Богородицы «Умиление» не только историей своего обретения, но еще манерой художественного исполнения и использованными материалами.

Оригинальная икона написана не на доске, а на холсте, натянутом на древесный срез кипариса. Этот момент мало интересен верующим, но чрезвычайно любопытен для историков. Вопросы о том, как можно было найти в глуши Саратовских икон холст, натянутый на доску кипариса, не дает покоя многим изучающим историю православия.

Интересен и сам образ. Говорить о том, что Богоматерь изображена без младенца - неверно, хотя Иисус на иконе отсутствует. Богородица на этом образе не одна, просто она изображена до факта рождения младенца, то есть - беременной им. Это уникальное изображение Богоматери, не свойственное православной иконописи.

Как молиться перед Серафимо-Дивеевской иконой?

Многих верующих сегодня волнует вопрос, как нужно молиться, чтобы придала сказанному икона «Умиление» значение. В чем помогает прихожанам разобраться духовный наставник или же сборники молитв, имеющиеся в продаже в магазинчиках при каждом храме.

Однако в отношении молитвы перед чудотворящим образом каноны важны лишь для церковников, проводящих посвященные иконе служения. Простому прихожанину следует помнить только о главной заповеди любого моления - об искренности. Не нужно запоминать наизусть слова молитв из сборников, как старинных, так и современных, они даны лишь в помощь истого верующим, но затрудняющимся в выборе нужных слов, способных отразить их чувства.

Если перед прихожанином находится икона «Умиление» Божьей Матери, значение имеет не порядок слов, а вера человека и чистота его помыслов.

О чем молятся перед Серафимо-Дивеевской иконой?

К чудотворному образу приходят с разными бедами. Разумеется, никакой статистики того, как влияет икона «Умиление», в чем помогает, от каких недугов исцеляет - не существует.

  • о здоровье, не только собственном, но и близких;
  • о благополучии детей;
  • о даровании семьи и наследников;
  • обо всем «женском» и материнском.

Есть и убежденность в том, что образ способен предотвратить разрушения, войны и связанные с этим напасти. Однако скептики, которых в современном мире не мало даже среди верующих, ставят под сомнения эти качества иконы, приводя в пример войны при Николае Втором, который поклонялся оригинальному образу и даже даровал иконе одно из ее облачений. Вспоминают и революцию, и Чеченский военный конфликт, и террористические акты.

Вопрос о том, икона Богородицы «Умиление» в чем помогает, а для чего бесполезна - не имеет ответа. Помощь образа зависит от веры и искренности человека, от его нужды в участии, от глубины отчаяния и беды. Не менее важную роль играют и такие качества души, как смирение, терпение, благодарность, о которых большинство современных прихожан забывают.

Какой может быть молитва перед Серафимо-Дивеевской иконой?

Молиться о своем «женском» перед образом можно по-разному. Никаких правил, ограничивающих обращение к Богородице, не существует, кроме чистоты собственного сердца.

Молитва перед образом может быть такой:

«Прими, Всеблагая Пречистая Безневестная Богоматерь мольбу мою (имя собственное). На тебя, Единую Пресвятую Заступницу уповаю в невзгодах моих и немощах. Молю тебя даровать мне (имя собственное), от благ Сына Божия, но избавить от его горестей.

Молю тебя, Дева Пречистая о (перечисление того, о чем просится). Уповаю на бесконечную милость твою в надежде и смирении. Молю о сохранении того, что даровано. Молю о даровании того, что могу сохранить. Молю об укреплении (перечисление личного, важного). Молю о защите и даровании благ всяческих (перечисление имен близких). Молю тебя, Пресвятая Богоматерь с благодарностью и смирением, с терпением и верою, с помыслами чистыми и надеждою. Аминь».

Молясь таким образом, важно действительно иметь все те качества, которые утверждаются в тексте. Хотя икона «Умиление» значение для верующих имеет большое, сам факт стояния перед ней уже дарует особое душевное состояние, просьба найдет отклик лишь правдивая, образ - не робот, выполняющий сиюминутные желания.

Какой может быть молитва матери перед Серафимо-Дивеевской иконой?

Матери, беспокоящиеся о своих детях, могут молиться так:

«Богоизбранная Матерь Пречистая, заступница наша пред Сыном Божием и Престолом Небесным. Молю тебя принять тревоги мои и разрешить их. Молю тебя о здравии и целости благополучия детей моих (имена). Молю о защите их от напастей и горестей, помыслов нечистых, путей лживых, искушений бесовских. Молю тебя, пресвятая Богородица о даровании покоя душе моей, о наставлении детей моих неразумных, о защите их и даровании им нужных, господу угодных помыслов. Аминь».

Мольба матери всегда идет от чистого сердца и обладает большой силой. Однако даже мать, молящаяся за своих детей, должна не просто уповать на помощь чудотворного образа, но и обладать искренней и глубокой верой в Господа.

Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери "Умиление"

Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская находилась до революции в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.

Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: "Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему". Икона написана маслом на холсте, закрепленном на кипарисовой доске, размером 67х49 см.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный Серафим Саровский помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник назвал икону "Умиление" -"Всех радостей Радость", и перед ней он скончался на молитве 2 (15) января 1833 года.

Дивеевским сестрам Батюшка неоднократно говорил, указывая на икону Божией Матери "Умиление": "Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной".

После смерти преподобного Серафима Саровского выполняя его завещание настоятель о. Нифонт отдал святую икону сестрам Дивеевской обители.

При первой же возможности была сделана позолоченная риза. Еще одна драгоценная риза с камнями была подарена Государем Николаем II при прославлении Преподобного Серафима. Нимб на этой ризе был выполнен в виде расходящихся лучей сияния, состоящих из драгоценных камней и жемчуга. С иконы было сделано множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными.

В 1903 г. икона "Умиление" приносилась крестным ходом из Дивеева в Саров на торжество прославления Преподобного.

После разгона обители и закрытия монастыря в 1927 году епископ Серафим (Звездинский), архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов) и игумения Александра были арестованы и отправлены в Москву. После освобождения матушка Александра с несколькими сестрами поселилась в Муроме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ иконы Божией Матери "Умиление" вместе с остальными вещами батюшки Серафима.

После ее смерти в 1941 году образ хранила монахиня Мария (Баринова). В конце жизни она решила передать святыню патриарху Пимену, который когда-то, будучи еще иеромонахом, служил в Муроме, бывал у дивеевских сестер и прикладывался к святыням Преподобного Серафима, пронеся любовь к Святому старцу и Дивеевской обители через всю жизнь. Однако патриарх решил, что святыни следует отдать на хранение протоиерею Виктору Шиповальникову, жившему в подмосковном поселке Кратово.

Девятнадцать лет отец Виктор и его матушка бережно хранили вещи Преподобного Серафима. Принимая приходящих к святыням, они неоднократно были свидетелями чудес и исцелений. В 1991 году икона, оклад и вещи преподобного были переданы им Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Сейчас икона Божией Матери "Умиление", принадлежавшая батюшке Серафиму, находится у Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы - она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.


Сведения об иконе «Умиление» Серафимо-Дивеевской

Эта икона была келейной иконой преподобного Серафима Саровского. Из жития прп. Серафима: «С особенною любовью святый старец принимал к себе искренно и смиренно кающихся и тех, кто проявлял в себе горячее усердие к духовной жизни христианской. После беседы с ними преподобный Серафим имел обыкновение возлагать на их преклоненные головы конец епитрахили и свою правую руку. При сем он предлагал произносить за собою краткую покаянную молитву, после чего сам произносил разрешительную молитву, отчего приходившие получали облегчение совести и какое-то особое духовное наслаждение; затем старец крестообразно помазывал посетителя елеем из лампады, горевшей пред находившемся в его келии образом Божией Матери Умиления, которую он называл иконою Божией Матери – Радости всех радостей,… потом – с каждым христианином христосовался, в какое бы то время не случилось, напоминая тем о спасительной силе Воскресения Христова, и давал прикладываться к образу Божией Матери или к висевшему на груди его кресту.» Множество чудес по молитвам преподобного совершалось перед этой иконой. Скончался преподобный Серафим стоя на коленях пред иконой Божией Матери Умиление. Его нашли в своей келье в обычном белом балахончике, пред малым аналоем, стоящим на коленях с крестообразно сложенными руками.

Из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря известно, что еще при жизни преподобный Серафим предвидел, что эта икона будет находиться в Дивеевском монастыре. «Сестра их дворян Ольга Михайловна Климова рассказала, что имея послушание быть «лошадницею», она возила лес и дрова. Однажды отец Серафим дал ей тысячу рублей, говоря: «Это матушка на устройство и обзаведение у вас большой кельи, для Высокой Госпожи, которая жить будет у вас! Надо все приготовить для Нее; ты вот и смотри, чтобы у вас все было готово. А, когда прибудет Она, то вы все и служите Ей, а Глафира Васильевна пусть за Ней и походит». На эти деньги был выстоен корпус, который был впоследствии трапезной. Далее Ольга Михайловна прибавила: «И мне все было чудно, какая же Госпожа Великая поселится в нем с нами! Скончался батюшка, и покойный игумен Нифонт призвал к себе отца Павла, келейника батюшки, отдал ему чудотворную икону Царицы Небесной «Умиление», перед которой о. Серафим всегда молился, и приказал отдать ее мельничным. «Она туда им надлежит!» - сказал игумен. Тогда разъяснились слова батюшки, когда принесли в новую приготовленную для Госпожи Высокой келью Владычицу нашу.»

Празднование иконе Божией Матери «Умиление» совершается 28 июля/10 августа и 9/22 декабря – в день основания преподобным Серафимом Девической Мельничной общины.

Пентаграммы на окладе иконы "Умиление"

В фотоальбоме: "Открытие мощей и прославление святого преподобного Серафима Саровского чудотворца, в присутствии Их Императорских Величеств, июль 1903 года", приводится фотография чудотворной иконы Пресвятой Богородицы "Умиление", перед которой скончался преп. о. Серафим. На фотографии хорошо виден дореволюционный оклад иконы, на котором изображены звезды Давида (не гексаграммы!), означающие и символизирующие шесть основных устремлений или чувств человека. Главное из них – стремление человека к своему Богу и Создателю. Это стремление выражает верхний конец звезды.

Для справки. В иудаизме звезда Давида была заменена начертанием сатаны – гексаграммой, а вера в единого Бога подменена верой в сатану. Многие простые иудеи по своей духовной слепоте не видят различия между гексаграммой и звездой Давида, которая изображалась только по контуру и была основой его царской печати. Именно в подражание этой печати некоторые русские князья и цари брали за основу своих печатей звезду Давида.

Иерархи совершили кощунство: великую святыню Православия – икону "Умиление", перед которой молился Батюшка Серафим Саровский, – одели в драгоценный оклад с сатанинскими пятиконечными звездами – звездами магов, волхвов, масонов и коммунистов – и выставили для "моления" в резиденции "патриарха".

Пятиконечная звезда – пентаграмма – есть не что иное, как изуродованная звезда Давида, которой отрезали луч, символизирующий связь с Богом и Небом. Вот почему пентаграмма – это излюбленный символ бесов (низверженных с Неба) и сил зла, каббалы, магии и колдовства.

Пентаграмма на низших уровнях символических соответствий означает "раскрепощённого человека" и иногда изображается с вписанной в неё фигурой голого мужчины, растопырившего руки и ноги, так что особенно ясно виден фаллос. Это знак "освобождения" от послушания Божиему нравственному закону, Его заповедям – эмблема "гуманизма", революций, демократии и "прогресса" во всём мipe. На более глубоких уровнях символики она может иметь ещё более страшные значения.

По учению каббалы пентаграмма, обращенная двумя лучами вверх, означает сатану, а обращенная кверху одним лучом – "мессию". Но каждому Православному известно, какого "мессию" ждут каббалисты. Как нечистого ни крути, он останется нечистым. И то, и другое положение пятиконечной звезды означает фактически одно и то же. Острие вниз – это падающий вниз, низвергнутый сатана, острие вверх – это восстающий антихрист – лжемессия.

Символ "рабоче-крестьянской" власти – пятиконечная звезда – ярко раскрывающая сатанинскую сущность большевизма, появилась всюду: на станциях метрополитена, на школьных учебниках, на паровозах и железнодорожных вокзалах, на фасадах официальных учреждений и, конечно, на кремлевских башнях. Но сначала появилась звезда на головных уборах бойцов Красной армии (также, как она горела во лбу известного Бафомета), о чем лично позаботился сам Лев Давидович Троцкий.

Пентаграммы на плечах Пресвятой Владычицы нашей Богородицы выглядят в точности как в советской армии... Приводимая фотография иконы сделана с календаря, под иконой на календаре надпись: "После кончины отца Серафима икона "Умиление" была передана в утешение дивеевским сестрам и с тех пор стала именоваться Серафимо-Дивеевской. В настоящее время эта великая святыня находится в Крестовом храме Патриаршей резиденции."

Один из них - «Умиление». На иконах «Умиление» (в греческой традиции - "Елеуса") Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс. Она держит младенца - Спасителя - на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных, на ней Божия Матерь изображена одна. Ее руки крестообразно сложены на груди, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Этот образ не относится к типу иконописи "Елеуса", тем не менее носит идентичное название.

«Умиление» - икона Божией Матери Псково - Печерская

Псково-Печерская икона Божьей Матери «Умиление» (фото расположено ниже) является списком «Владимирской Богородицы». Ее написал монах Арсений Хитрош в 1521 году. В Псково-Печерский монастырь икона была привезена благочестивыми купцами в 1529-1570 годы, когда игуменом монастыря был преподобный Корнилий. Эта святая икона на весь мир прославилась своей чудодейственной помощью, поддерживая и защищая православных христиан в трудные жизненные моменты.

«Умиление» - Псково-Печерская - относится к иконописному типу "Елеуса", который является самым распространенным в русской иконописи. Здесь изображена Дева Мария, держащая на руках своего Сына Иисуса Христа. Младенец прижимается своей щекой к Богоматери, проявляя высшую степень сыновней любви.

К данному типу относятся такие иконы Богородицы, как Донская, Владимирская, Ярославская, Феодоровская, Жировицкая, Гребневская, Почаевская, Взыскание погибших, Ахренская, Дегтярёвская и др. Одним из образов этого типа является икона Божьей Матери «Умиление» Печерская.

История прославления чудотворной иконы

В 1581 году польский правитель король Стефан Баторий совершил попытку осады Пскова. С колокольни Мирожского монастыря солдаты противоборствующей стороны сбрасывали каленые ядра, одно из которых попало в икону Богородицы «Умиление», висевшую на вершине городской стены. Но образ чудесным образом был сохранен, а ядро упало возле него, не принеся каких-либо повреждений. Проиграв в этой войне, литовское княжество было вынуждено в очередной раз заключить перемирие с Россией.

Благодаря помощи Богородицы было совершено отнятие у французов города Полоцка. Событие произошло 7 октября 1812 года во время Отечественной войны при нашествии войск Наполеона Бонапарта. Командир I корпуса приписывает свою победу именно помощи Богородицы и ее святого образа «Умиление». Икона Божией Матери своей чудодейственной силой помогла одержать очередную победу.

Известны многочисленные случаи помощи этой иконы при чудесном исцелении слепых людей. Вдова, молившаяся Пресвятой Деве Марии, получила выздоровление после горячей молитвы перед иконой «Умиление». Икона Божией Матери прославилась великим чудом. Женщина была слепа на протяжении почти трех лет, а после горячей молитвы перед чудотворным образом прозрела. Также от ослепления был исцелен и крестьянин, не видевший перед этим шесть лет. Кроме того, были отмечены различные случаи выздоровления от тяжелых болезней, происходившие при помощи Богородицы после молитвы перед этим святым образом.

«Умиление» - Серафимо-Дивеевская икона

Икона Божией Матери «Умиление» считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей. Икона эта находилась в келье Серафима Саровского. Он очень глубоко почитал эту икону, называя ее «Всех радостей радость». Стоя на молитве перед образом Богородицы, преподобный мирно отошел ко Господу. Еще при жизни святого перед иконой горела лампада, маслом из которой он помазывал всех приходящих к нему людей, исцеляя от душевных и телесных недугов.

Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз. Над головой надпись слов из акафиста: "Радуйся, Невесто Неневестная!"

История иконы

История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века. После смерти Серафима Саровского образ был перенесен в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В послереволюционное время, когда Дивеевская обитель была закрыта, икону Богородицы вывезла в Муром Дивеевская игуменья Александра. В 1991 году чудотворный образ был передан Алексию II - Патриарху Московскому, который поместил икону в патриаршей церкви, где она и находится в настоящее время. Один раз в год чудотворный образ выносят в Богоявленский собор для поклонения. Приложиться к нему можно всем желающим православным христианам. В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа.

Новгородская икона «Умиление»

Жители Новгорода уже на протяжении почти 700 лет почитают другую икону Божией Матери «Умиление». Она известна благодаря многочисленным чудотворениям, происходившим от молитвы ко Пресвятой Богородице.

Пресвятая Дева защищала город от пожаров, разорений и войн. Благодаря горячей сердечной молитве перед этим святым образом многие люди получали исцеления от душевных печалей и телесных болезней. Празднование иконы совершается 8 июля.

Смоленская икона Божией Матери «Умиление»

На смоленской богородичной иконе «Умиление» Святая Дева изображена с руками, крестообразно сложенными на груди. Она любуется на своего Божественного Сына, играющего на складках Ее одежды. Лик Пресвятой Девы исполнен глубокой любовью и одновременной печалью за Своего Сына.

Образ известен миру еще с 1103 года. А прославился он благодаря чудесному заступничеству Пресвятой Богородицы, защитившей Смоленск от нападения польских воинов в начале XVII века.

Чудотворная Икона «Умиление» Божьей Матери, значение для верующих

При молитвенном обращении ко Пресвятой Богородице «Умиление» многие христиане просят об укреплении веры, о примирении враждующих, об избавлении от нашествия врагов и сохранении Российского государства. Но наиболее часто к ней приходят молодые девушки и женщины, изливая многочисленные просьбы о благополучном замужестве, исцелении от бесплодия и рождении здоровых детей. Любая икона «Умиление» изображает состояние святой души Богородицы: ее нескончаемую любовь к людям, великую чистоту и святость.

Многие христианки после совершения искренней молитвы перед святым образом отмечают глубокое успокоение, веру и надежду в чудодейственную силу Пресвятой Девы. Помогает в этом икона «Умиление» Божьей Матери. Значение этого святого образа заключается в помощи Богородицы всем просящим у нее людям.

Многие православные христианки вышивают иконы Пресвятой Богородицы. В последнее время для этой цели стали чаще использовать бисер. Существует благочестивая традиция посвящать сей труд Пресвятой Деве. Во время вышивания верующие женщины совершают молитву и трудятся с чувством покаяния. В просьбе родить здоровых детей некоторые матери берут на себя труд вышивания икон. Когда икона Божьей Матери «Умиление» бисером готова, ее заключают в застекленную рамку и освящают в православном храме. После этого молятся перед образом в надежде получить просимое.

Гимнография

Известны многие молитвословия, посвященные Пресвятой Богородице. Перед иконой «Умиление» верующие читают акафист. Молитва иконе Божьей Матери «Умиление» содержит глубокий смысл: православные восхваляют Пресвятую Деву, называя Ее Заступницей и Защитницей нашей Страны, Красотой и Славой обители, а также просят сохранить людей от зла, спасти русские города и защитить православный народ от нашествия врагов, землетрясения, потопа, от злых людей и других несчастий. Эту молитву принято произносить, обращаясь за помощью к Пресвятой Деве Марии, в надежде на Ее небесную помощь и поддержку.

Акафист

Акафист иконе Божией Матери «Умиление» содержит преимущественно хвалебные тексты. В нем содержится 13 икосов и кондаков, которые освещают некоторые исторические события, связанные с появлением и прославлением святой иконы. В акафисте также изложены различные просьбы ко Пресвятой Богородице о помощи, защите и молитве за грешный род человеческий. В конце всегда читается заключительная коленопреклонная молитва, исполненная просьб ко Пресвятой Деве Марии о спасении и защите всех людей.

Заключение

Существует несколько различных видов православных икон Божией Матери, именуемых «Умиление»: есть чудотворные, местночтимые и почитаемые образа.
Несмотря на то, что все эти образы разные, у них есть одно общее - они всегда передают безграничную любовь Пресвятой Богородицы к православным христианам и всем людям.

Храм иконы Божией Матери «Умиление» в Москве находится при центре социальной им. В. П. Сербского. Это домовый действующий храм, расположенный по адресу: Хамовники, переулок Кропоткинский, 23. Здесь всегда ждут верующих, желающих помолиться и обрести душевный покой.