Информационная ответственность. Конституционная гарантия свободы информации

ВВЕДЕНИЕ

В основе деятельности информационного общества лежат: информация, информационные ресурсы и информационные продукты. В этой связи основным назначением информационного права, которое является правовым фундаментом общества, является регулирование тех отношений, кот возникают при обращении информации.

В настоящее время, в период передовых технологий, когда именно информации является тем двигателем общества, она может нести серьёзную угрозу как отдельным индивидам так и неограниченному кругу лиц. Поэтому информация должна быть защищена от неправомерного посягательства, незаконного сбора, хранения, оборота.

Подробное понимание правила поведения и ответственности в правоотношениях, где одним из главных элементов является информация, дает нам Законодательство РФ.

Преступления в сфере информационных технологий - преступления, совершаемые людьми, использующих информационные технологии для преступных целей.

В данной работе установлены виды ответственности за правонарушения в сфере информации. Так же будет разработана презентация в Microsoft PowerPoint и чертежи с помощью программы КОМПАС ГРАФИК.

1 ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

1.1 Преступления в сфере информационных технологий

Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных вирусов, взлом паролей, кражу номеров кредитных карточек, так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет.

Кроме того, одним из наиболее опасных и распространенных преступлений, совершаемых с использованием Интернета, является мошенничество. Так, в письме Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 января 2000 г. N ИБ-02/229, указывается, что инвестирование денежных средств на иностранных фондовых рынках с использованием сети Интернет сопряжено с риском быть вовлеченными в различного рода мошеннические схемы

Другой пример мошенничества - интернет-аукционы, в которых сами продавцы делают ставки, чтобы поднять цену выставленного на аукцион товара.

В зарубежных государствах, в частности США, получили распространение аферы, связанные с продажей доменных имен: производится массовая рассылка электронных сообщений, в которых, например, сообщают о попытках неизвестных лиц зарегистрировать доменные имена, похожие на адреса принадлежавших адресатам сайтов и владельцам сайтов предлагается зарегистрировать ненужное им доменное имя, чтобы опередить этих лиц. Так, вскоре после терактов 11 сентября 2001 г. Федеральная торговая комиссия США отметила факт массовой продажи доменных имен несуществующей зоны "usa".

В соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации под преступлениями в сфере компьютерной информации понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства.

Данная группа посягательств являются институтом особенной части уголовного законодательства, ответственность за их совершение предусмотрена гл. 28 УК РФ. В качестве самостоятельного института впервые выделен УК РФ 1996 года. и относится к субинституту «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, связанные с безопасностью информации и систем обработки информации с помощью ЭВМ.

По УК РФ преступлениями в сфере компьютерной информации являются: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ).

Общественная опасность противоправных действий в области электронной техники и информационных технологий выражается в том, что они могут повлечь за собой нарушение деятельности автоматизированных систем управления и контроля различных объектов, серьёзное нарушение работы ЭВМ и их систем, несанкционированные действия по уничтожению, модификации, искажению, копированию информации и информационных ресурсов, иные формы незаконного вмешательства в информационные системы, которые способны вызвать тяжкие и необратимые последствия, связанные не только с имущественным ущербом, но и с физическим вредом людям.

Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), а также создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ) совершаются только путём действий, в то время как нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ) - путём как действий, так и бездействием.

Неправомерный доступ к компьютерной информации и нарушение установленных правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети сформулированы как преступления с материальным составом, а создание либо использование вредоносных программ для ЭВМ - с формальным. В качестве последствий в ст. 272 и 274 УК указываются: уничтожение, модификация, блокирование либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ или системы ЭВМ, причинение существенного вреда и т. п.

В России борьбой с преступлениями в сфере информационных технологий занимается Управление "К" МВД РФ и отделы "К" региональных управлений внутренних дел.

1.2 Условия гражданско-правовой ответственности интернет-провайдеров за нарушение авторских и смежных прав

Используя ту или иную поисковую систему, в Интернете можно найти книги, аудио- и видеозаписи и другие объекты авторских или смежных прав. Среди них большое число составляют объекты, размещенные без согласия правообладателя, в нарушение его законных интересов. Интернет-магазины предлагают приобрести нелегальные записи музыки и фильмов гораздо дешевле, чем продавцы аналогичной легальной продукции. Еще проще скачать цифровую копию, воспользовавшись файлообменной сетью. Такие сети позволяют их пользователям обмениваться любыми файлами: музыкальными записями, фильмами, программным обеспечением, фотографиями и многим другим. Причем в силу особенностей функционирования файлообменных сетей доступ к охраняемым объектам открывается большому числу пользователей.

При незаконном использовании произведений и объектов смежных прав уменьшаются возможности получения легальной прибыли, в связи с чем правообладатели несут серьезные убытки. Объекты, размещенные в Интернете, могут быть воспроизведены многократно без каких-либо финансовых затрат. В результате увеличения числа пиратских копий спрос на легальную продукцию падает.

Доступ к Интернету, передача информации обеспечиваются с помощью услуг провайдеров (поставщиков интернет-услуг). За рубежом, в частности, в странах Европы, в Великобритании и США, правообладатели все чаще требуют возложения на провайдера ответственности в связи с незаконным использованием, осуществляемым его клиентами. Во-первых, воздействие на деятельность провайдера позволяет пресечь большой объем нарушений и требует меньших затрат, чем предъявление претензий к отдельным нарушителям - пользователям сети. Во-вторых, провайдер обладает значительными финансовыми возможностями для удовлетворения потенциального взыскания.

В соответствии с действующим Законом об авторском праве на нарушителя возможно возложение гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, выплаты альтернативной убыткам компенсации, определяемой судом в установленных законом пределах, а также компенсации морального вреда в случае нарушения личных неимущественных или имущественных прав авторов или исполнителей. Часть четвертая ГК РФ также предусматривает возможность возмещения убытков и содержит норму о выплате компенсации за нарушение исключительных прав, определяемой таким же образом, как закреплено в Законе об авторском праве. Компенсация морального вреда применяется только в случае нарушения личных неимущественных прав. Статья 1253 части четвертой ГК РФ содержит новую норму, устанавливающую ответственность за неоднократные или грубые нарушения исключительных прав. В случае совершения названных нарушений деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть прекращена в судебном порядке.
Кроме того, в части четвертой ГК РФ закреплена дополнительная мера защиты, заключающаяся в изъятии по решению суда и уничтожении за счет нарушителя оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для нарушения исключительных прав. Как видим, определение подлежащих изъятию вещей достаточно широкое. К тому же если в Законе об авторском праве аналогичная мера называлась конфискацией, т.е. представляла собой меру ответственности, в п. 5 ст. 1252 части четвертой ГК РФ речь идет об изъятии. Со вступлением в силу новой части ГК РФ начнут действовать изменения к ст. 235 ГК РФ, в соответствии с которыми изъятие оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для нарушения исключительных прав, отнесено к самостоятельному основанию прекращения права собственности, отличному от конфискации. Изложенное позволяет сделать вывод, что данная мера рассматривается законодателем в качестве меры защиты, а не в качестве меры ответственности. Каким образом будет толковаться приведенная норма, покажет будущая практика. Возможно, при ее реализации придется учитывать различия мер ответственности и мер защиты. Последние применяются независимо от вины нарушителя. В отличие от мер ответственности меры защиты не связаны с дополнительными неблагоприятными для нарушителя имущественными последствиями.
При возложении ответственности обязательным является установление необходимых для ее применения условий. К условиям гражданско-правовой ответственности относится состав гражданского правонарушения. Выявление его наличия имеет принципиальное значение для решения вопроса о возможности привлечения к ответственности провайдеров при незаконном использовании произведений или объектов смежных прав в компьютерных сетях. В основном поставщики интернет-услуг лишь создают условия, в которых возможно совершить нарушение. Непосредственные же действия по незаконному использованию охраняемых объектов осуществляют лица, пользующиеся их услугами.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать содержание понятий "обеспечение информационной безопасности", "правовой режим информационной безопасности" и "организационный режим информационной безопасности"; виды и особенности юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере, в чем их отличия, систему борьбы с информационными правонарушениями; что такое компьютерная информация в уголовном законодательстве;

уметь определять объекты и субъекты правоотношений в области обеспечения информационной безопасности обеспечения информационной безопасности; субъектов информационной безопасности; функциональную направленность режимов обеспечения информационной безопасности человека, организации, государства; выявлять субъектов проявления угроз информационной безопасности; общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью данных субъектов; определять основные направления установления правового режима информационной безопасности;

владеть навыками определения субъектов правонарушений, функциональной направленности режимов обеспечения информационной безопасности, а также выявления и анализа различий между компьютерной и информационной преступностью, направлений установления правового режима информационной безопасности личности, организации, государства.

Понятие и виды юридической ответственности в области обеспечения информационной безопасности. Субъекты и объекты правоотношений в области обеспечения информационной безопасности

При формировании информационного общества одним из принципов является верховенство права, а соответственно актуальными являются и вопросы юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере. Как справедливо отметил В. Ф. Яковлев, право не только постоянно развивается, но становится все более сложным и дифференцированным. Правовая ответственность тоже совершенствуется, появляются новые ее варианты. Но для того чтобы вопросы ответственности решались правильно законодателем и правоприменителем, следует исходить из того, что есть общее понятие ответственности как общеправовой категории. Однако ответственность в разных отраслях права отличается большим своеобразием . Полагаем, что это утверждение касается в полной мере и особенностей юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере, поскольку информационное право является комплексной отраслью права и имеет различные объекты правонарушений, отличается разнообразием и субъектный состав, а такая сто подотрасль, как правовое обеспечение информационной безопасности (см. параграф 2.4 настоящего учебника), связана с правовым регулированием общественных отношений, направленных на обеспечение состояния защищенности субъектов информационной безопасности.

Ответственность представляет собой сложное, многоплановое социальное явление. Являясь одним из видов социальной ответственности, юридическая ответственность имеет вместе с тем ряд специфических особенностей. Юридическая ответственность - это возложение мер неблагоприятного характера на лицо, которое допустило правонарушение. Однако отнюдь не любое обременение является ответственностью (например, налоги), а лишь возникающее в связи с правонарушением. Мера ответственности устанавливается законом и сопряжена с принуждением. В уголовном праве могут применяться только те меры ответственности (наказания), которые прямо установлены уголовным законом. Вместе с тем в гражданском праве применяются меры, установленные договором, по при этом необходима предпосылка в виде определенной правовой нормы.

Дискуссии об ответственности в российской науке ведутся давно, и в теории нрава долго обсуждалась идея о допустимости объединения в одном понятии восстановительной, компенсационной имущественной ответственности, характерной для гражданского права с так называемой карательной ответственностью, которая применяется в административном и уголовном праве. Представляется важным отметить, что эта дискуссия в советской юридической литературе привела к определенному консенсусу о допустимости их объединения в общее теоретическое понятие ответственности .

В связи с этим заслуживает внимания позиция известного правоведа, ученого-цивилиста С. Н. Братуся, который отмечал, что "нет необходимости искать специфику и принципиальные отличия между отраслями права там, где имеется общее основание для правового регулирования однородных отношений" . Однако Н. В. Витрук в своей работе "Общая теория юридической ответственности" придерживался точки зрения о необходимости дифференциации единой юридической ответственности на ответственность в частном праве и ответственность в публичном праве, которую предлагал подразделять на конституционную, уголовную, административную, процессуальную .

В широком смысле слова юридическая ответственность - это правоотношения между государством в лице его определенных компетентных органов и лицом, направленное на обеспечение реализации правовых предписаний. Юридическая ответственность рассматривается так же, как предусмотренная законом обязанность субъекта отвечать за совершенное правонарушение и претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. А по своему содержанию юридическая ответственность представляет собой применение к лицу мер государственного принуждения в соответствии с санкцией за нарушение правовой нормы.

В качестве общих признаков юридической ответственности можно выделить следующие: регулирование нормами нрава; наличие правонарушения; применение государственно-правового принуждения и наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя.

Общими принципами юридической ответственности в праве, применяемыми и в информационной сфере, являются презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер принуждения, наступление ответственности только на основании закона.

Информационное правонарушение как основание юридической ответственности в информационной сфере характеризуется четырьмя элементами, образующими его состав:

  • - объект - нарушенное материальное или нематериальное благо, защищаемое правом;
  • - субъект - дееспособное лицо, совершившее правонарушение;
  • - объективная сторона - само противоправное деяние, наступивший вредоносный результат и причинная связь между деянием и результатом;
  • - субъективная сторона - вина, т.е. отношение правонарушителя к деянию и его результату в форме умысла или неосторожности.

Правонарушение не причиняет урона и ущерба нормам закона, которые продолжают действовать и считаются обязательными; оно вредно или опасно для общества, стабильности общественных отношений, конкретных прав и охраняемых законом интересов.

Таким образом, юридическая ответственность заключается в применении к правонарушителю компетентным государственным органом и должностным лицом в пределах их полномочий установленных государством мер принуждения (санкций), содержащихся в правоохранительной норме, и наступление отрицательных последствий для правонарушителя в соответствии с законом и соразмерных нанесенному ущербу.

Заслуживает внимания позиция И. Л. Бачило, рассматривающей институт ответственности в сфере действия информационного законодательства как общий институт права, реализуемый в сфере любой отрасли права, и как специальный институт информационного права, учитывая особенности предметной области и методов, применяемых в данной области .

Юридическая ответственность за нарушения законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере , имеет ряд следующих особенностей:

  • - правонарушения, подпадающие под применение тех либо иных мер воздействия на совершившего их субъекта, всегда связаны с информацией;
  • - правонарушения можно рассматривать в качестве информационно- правовых, если их связь с информацией является не только непосредственной, но и опосредованной наличием ее материального носителя .

Кроме того, особенности юридической ответственности в информационной сфере определяются широким составом субъектов, подлежащих ответственности (физические, юридические лица, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.), а также субъектов, чьи права могут быть нарушены при совершении информационного правонарушения в информационном пространстве, поскольку, например, при распространении противоправной или вредоносной информации ущерб может быть причинен неограниченному кругу лиц.

Безусловно, необходимо отметить особенности и вопросов юрисдикции, территориальности, времени и места наступления (нанесения) ущерба, фиксации факта совершения информационных правонарушений и использования технических средств, неопределенность правового регулирования юридической значимости электронных документов и электронных доказательств и т.д.

В ст. 17 Закона об информации установлены общие правила наступления ответственности за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Нарушение требований указанного Закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем нарушение требований других нормативных правовых актов, касающихся информационной сферы, также может являться информационным правонарушением (например, федеральных законов о персональных данных, о доступе к информации, о связи, о СМИ и др.). Необходимо отметить, что в зависимости от степени общественной опасности информационные правонарушения могут быть разделены: на преступления, административные правонарушения, служебные и дисциплинарные проступки.

Вместе с тем следует обратить внимание, что в указанном Законе закреплена норма о том, что провайдер хостинга и владелец сайта в сети Интернет не несут ответственности перед правообладателем и перед пользователем за ограничение доступа к информации и (или) ограничение ее распространения в соответствии с требованиями указанного Закона.

Бачило И. Л . Информационное право: учебник для вузов.-Издат, 2009. С. 415-417
  • См.: Указ Президента РФ от 20.01.1994 № 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации"; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. распоряжением Президента РФ от 09.09.2000 № Пр-1895)
  • В результате изучения главы студент должен:

    • знать назначение института правовой ответственности, его специфику с учетом особенностей предметной области информационного права, принципов и методов обеспечения безопасности и эффективности деятельности всех субъектов – участников информационных отношений, понимать дифференциацию видов ответственности в системе российского законодательства с учетом характера и сферы нарушения, знать нормы УК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, непосредственно относящиеся к правонарушениям в информационной сфере;
    • уметь применять методы и средства воздействия на нарушителей порядка; выявлять ошибки; определять неосторожность или умысел при нарушениях правил позитивного регулирования организации и деятельности в информационной среде в процессе производства, распространения, применения информационных технологий, средств обеспечения связи и иных коммуникаций в разных областях информационных отношений субъектов;
    • владеть знаниями и навыками учета правонарушений и преступных деяний, отслеживания их социальной опасности и вреда для общества и граждан; знаниями процессуальных правил фиксации нарушений, сбора улик но конкретным правонарушениям; навыками участия в процессах судебного разбирательства конфликтов и правонарушений в информационных отношениях.

    Понятие ответственности в информационном праве

    Вся система правового регулирования отношений в информационной сфере нацелена на обеспечение эффективности отношений, укрепление гарантий соблюдения прав субъектов правоотношений.

    Одновременно с институтами права на информацию, правового режима информационных ресурсов и информационных технологий, защиты и охраны информации, информационной безопасности реально действует и институт ответственности . Это общий правовой институт, но применительно к сфере информационных отношений он неизбежно оснащается специальными методами и средствами, что дает основание ставить вопрос о юридической ответственности в информационной сфере, о трансформации юридической ответственности в целом в условиях информатизации общества и самой судебной системы.

    Напомним, что юридическая ответственность означает применение компетентным государственным органом санкции правоохранительной нормы и наступление отрицательных последствий в рамках закона для правонарушителя в виде установленных вида и меры наказания, соразмерных нанесенному ущербу (вреду).

    Юридическая ответственность как общеправовой институт, включенный во все отрасли права и законодательства, реализуется с учетом специфики методов различных отраслей права и предметных областей, в которых возникают конфликтные противоправные ситуации. В сфере действия информационного законодательства институт ответственности проявляет себя как общий институт, реализуемый в любой отрасли права, и как специальный институт информационного права, учитывая особенности предметной области и методов правовой реакции на совершаемые в ней правонарушения.

    Для наступления юридической ответственности по общим принципам права необходимы следующие условия:

    • наличие субъекта – правонарушителя, субъекта ответственности;
    • наличие субъекта – потерпевшего, праву или интересам которого нанесен ущерб или вред;
    • наличие закона, который обязывает субъектов действовать определенным образом в конкретной области правоотношений или поведения;
    • наличие правоохранительной нормы, адекватной норме (нормам), устанавливающей определенный порядок поведения;
    • фиксация юридического факта состоявшегося правонарушения, степени его социальной опасности, соблюдение процессуальных норм по каждому шагу, процедурам реализации закона об ответственности.

    Таким образом, институт ответственности в информационной сфере представляет собой систему норм и процедур, реализуемых в целях пресечения правонарушений и установления вида, формы и мер наказания за совершенные и доказанные преступления или иные правонарушения с учетом их социального вреда и вины правонарушителя.

    К настоящему времени критическая оценка ориентации только на механизмы рыночной регуляции как панацеи в решении проблем переходного периода стала очевидной. Сформулирована задача укрепления институтов государства и их организационной роли в социально-экономических процессах. Решение ее связано с проведением экономической, административной и судебной реформ. В отличие от прежнего подхода к проведению реформ обозначен подход комплексный. Тезис о сильном и одновременно гуманном государстве вошел в структуру парадигм развития России, подкреплен стратегиями развития институтов российского общества, связан с определением направлений развития России на 20 ближайших лет и более короткие сроки.

    Укрепление вертикали государственной власти, приближение федерального центра к проблемам регионального развития, повышение ответственности руководителей субъектов РФ, совершенствование разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов дают определенные результаты по усилению правовых механизмов, которые бы обеспечили реализацию принципов правового, светского, демократического информационного государства.

    Эти характеристики предопределены действующей Конституцией и нуждаются в реальном воплощении. Концепции государственного строительства, реализуемые в течение последнего времени, предусматривают внедрение инноваций в устройство правоохранительных и судебных органов, повышение их роли в поддержании правового порядка. Как известно, институт ответственности составляет важнейший метод организации государственной деятельности. Но известно и то, что это не единственное средство организации законности и оно не сводится только к принуждению. Институт ответственности всех участников социальных процессов самым тесным образом связан с информированием этих субъектов о состоянии законодательства и о фактах его нарушений, о неизбежных последствиях. При этом совершенно ясно, что ни одна задача социального значения не может решаться без учета обстоятельств и возможностей информатизации всех направлений развития общества. Органической составляющей всех реформ, которые задуманы и начинают реализовываться в России, является процесс включения информационных технологий в программу каждой из реформ, а это в свою очередь обусловливает более глубокое проникновение в причины правонарушений и методы борьбы с ними. Информационный ресурс в системе ответственности выполняет ряд функций. Он включается в объект интереса и использования поведения правопослушных субъектов, используется в замыслах и действиях правонарушителей и равным образом является средством поиска и доказывания истины в системе борьбы с правонарушениями в области информатизации – базой для деятельности правозащитных и судебных инстанций. Одновременно вся эта информация работает на воспитание правосознания граждан и их различных ассоциаций.

    В связи с этим пристальное внимание должен был привлечь вопрос о роли института ответственности в процессах реализации ФЦП "Электронная Россия", а равным образом должны работать и все иные направления формирования информационного общества. Однако здесь мы затрагиваем только один аспект. Он связан с вопросами усовершенствования механизмов обеспечения информационной безопасности через институт ответственности.

    под информационным преступлением следует по­нимать виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уго­ловным кодексом РФ под угрозой наказания, совершенное в облас­ти информационных правоотношений.

    Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которо­го начинается уголовная ответственность. За информационные пре­ступления по общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста ко времени совершения пре­ступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), за совер­шение которого подлежат уголовной ответственности лица, достиг­шие 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).

    Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения информационной безопасности, защиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Дей­ствующее законодательство содержит группу норм, предусматриваю­щих уголовную ответственность за информационные преступления.

    Уголовная ответственность за правонарушения в информацион­ной сфере определяется рядом статей Уголовного кодекса Россий­ской Федерации, расположенных в различных разделах и главах. Они приведены в приложении 2 учебного пособия.

    В действующем Уголовном кодексе РФ из всего объема инфор­мационных отношений, подлежащих специальной охране, выделе­ны отношения, возникающие в области компьютерной информации, объединены в главе 28, где содержатся нормы, объявляющие обще­ственно опасными деяниями конкретные действия в сфере компь­ютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение.

    К уголовно наказуемым отнесены неправомерный доступ к ком­пьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распро­странение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).

    В главе 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» предусмотрена ответственность: за нарушение уста­новленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11) и правил защиты информации (ст. 13.12);

    за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13);

    разглаше­ние информации с ограниченным доступом (ст. 13.14);

    злоупотреб­ление свободой массовой информации (ст. 13.15);

    воспрепятствова­ние распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);

    нарушение правил распространения обязательных сооб­щений (ст. 13.17);

    нарушение порядка представления статистиче­ской информации (ст. 13.19);

    нарушение правил хранения, ком­плектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20);

    нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21);

    нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22);

    нарушение по­рядка представления обязательного экземпляра документов, пись­менных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23).

    Административная ответственность за нарушение информаци­онного законодательства в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации.

    Согласно 3.2 КоАП РФ за совершение административных пра­вонарушений могут устанавливаться и применяться следующие ад­министративные наказания:

      предупреждение;

      административный штраф;

      возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;

      конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения;

      лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

      административньгй арест;

      административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранного гражданина или лица без гражданства;

      дисквалификация.

    В тех случаях, когда правонарушения в информационной сфере носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

    По современному российскому законодательству преступлением признается виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14). При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14).

    Следовательно, под информационным преступлением следует понимать виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, совершенное в области информационных правоотношений.

    Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которого начинается уголовная ответственность. За информационные преступления по общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста ко времени совершения преступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), за совершение которого подлежат уголовной ответственности лица, достигшие 14-летнсго возраста (ст. 20 УК РФ).

    Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения информационной безопасности, зашиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающих уголовную ответственность за информационные преступления.

    В действующем Уголовном кодексе РФ из всего объема информационных отношений, подлежащих специальной охране, выделены отношения, возникающие в области компьютерной информации, объединены в главе 28, где содержатся нормы, объявляющие общественно опасными деяниями конкретные действия в сфере компьютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение. Такие нормы появились в российском законодательстве впервые.

    К уголовно наказуемым отнесены неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274). Таким образом, преступления в области компьютерной информации, выделенные в отдельную главу Уголовного кодекса РФ, являются частью информационных преступлений, объединенных единым инструментом обработки информации - компьютером. Важно отметить, что термин «компьютерная информация» впервые был введен законодателем в Уголовный кодекс и является новеллой. Ранее в российском законодательстве, регулирующем информационные правоотношения, определения информации как «компьютерной» не существовало. По мнению ряда ученых, определение «компьютерная» применительно к информации возникло для отграничения данного объекта посягательства от информационных преступлений, предусмотренных другими разделами Уголовного кодекса РФ.

    В тех случаях, когда общественно опасные действия в области информационных отношений совершаются без применения компьютерных средств, законодатель нередко относит их к соответствующим родовым объектам.

    Так, в разделе «Преступления против личности» находятся составы таких преступлений, как клевета (ст. 129) или оскорбление (ст. 130), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140) и др.

    Нормы, регулирующие информационные преступления, есть и в разделе «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка»: заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237), изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1) и др.

    Ряд информационных преступлений содержатся в разделе «Преступления против государственной власти». Это государственная измена (ст. 275), шпионаж (ст. 276), разглашение государственной тайны (ст. 283) и др.

    Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354), являющиеся преступлением против мира и безопасности человечества также можно отнести к информационным преступлениям.

    Безусловно, перечисленные нормы не охватывают всех возможных противоправных посягательств на информационные правоотношения. Следует отметить, что большинство правонарушений и преступлений в информационной сфере не выделены по признакам в статьях, посвященных информационному законодательству. Видом юридической ответственности за нарушения информационного законодательства является и административная ответственность (подробно рассмотрена в гл.3).

    Дисциплинарную ответственность за проступки в информационной сфере несут работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными актами.

    Статьей 192 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

    • 1) замечание;
    • 2) выговор;
    • 3) увольнение по соответствующим основаниям.

    Кроме того, федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. При этом не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

    В соответствии с трудовым законодательством за правонарушения в информационной сфере предусмотрена и материальная ответственность - это имущественная ответственность работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного информационным правонарушением.

    Материальная ответственность за нарушения информационного законодательства наступает наряду с привлечением нарушителя к любым иным видам ответственности (дисциплинарной, административной или уголовной ответственности). Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия) (ст. 233 ТК РФ).

    Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм информационного права причиняется вред предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с

    Согласно ст. 152 ГК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации» гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

    Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.

    Кроме того, гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

    Гражданским кодексом РФ закреплены аналогичные правила зашиты деловой репутации юридического лица.