Интерпретационные акты. Интерпретационные акты, их значение

Интерпретационные акты (акт официального толкования) – это один из видов правовых актов. Вопрос о юридической природе актов толкования тесно связан с проблемой сущности толкования, т.е. является ли это правотворческой деятельностью или это средство уяснения и разъяснения смысла существующей нормы права.

Интерпретационные акты представляют собой разъяснение содержания правовых норм и, следовательно, они могут действовать только в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свой особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу.

Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:

1. По внешней форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования имеют определенную структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли, нормативному акту) относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).

2. По юридической значимости различают акты нормативного толкования и казуального. Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер.

Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.

3. Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. Это акты органов власти: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д.

4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное). Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.

5. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права: уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.

Результаты официального толкования правовых актов выражаются в интерпретационных (правотлумачних) актах, обеспечивающих их однообразное, согласованное понимание и эффективную реализацию. Интерпретационные акты являются результатом целенаправленной интеллектуальной деятельности компетентного органа государства (например, Конституционного Суда Украины) или международной организации (например, Европейский суд по правам человека, Комитета ООН по правам человека) по осмыслению значения правовых норм или их индивидуальных предписаний.

Интерпретационный акт - это правовой акт уполномоченного субъекта, который содержит разъяснения юридических правил (норм права), является главной целью его принятия.

Особенности юридической природы интерпретационных актов позволяют выделить следующие их признаки:

1) интерпретационные акты раскрывают содержание норм права или индивидуальных предписаний, выраженных в соответствующем правовом акте. Они действуют в единстве с правовыми актами, стали предметом толкования, и носят вспомогательный характер;

2) интерпретационные акты не устанавливают новых правил поведения, не отменяют и не вносят изменений в действующих правовых актов. Осуществляя свои полномочия, субъекты официальной интерпретации не подменяет законодателя путем создания правовых норм в процессе толкования, в том числе путем устранения пробелов в законодательстве. По этому поводу Конституционный Суд Украины в Решении от 25 марта 1998 прямо отметил, что заполнение пробелов в законах не относится к его полномочиям, а является прерогативой Верховной Рады Украины;

3) интерпретационные акты как официальные документы имеют обязательный или убедительный характер, что обусловлено наличием у субъекта их принятия государственно-властных полномочий или признанной государством юрисдикции. Эти акты содержат официальную, сформулированную или признанную государством позицию в понимании содержания соответствующих национальных или международных правовых актов;

4) сфера действия интеграционных актов совпадает со сферой действия актов, положения которых они разъясняют. Так, действие нормативных интерпретационных актов во времени определяется, как правило, параметрами действия акта, подлежащего толкованию. Поскольку толкование не выходит за рамки правовых норм, а только раскрывает их значение, то интерпретационные акты могут иметь обратную силу, пределы которой определяются моментом вступления в силу правовым актом, подлежит толкованию. В интервал претацийному акте может прямо указываться на необходимость пересмотра ранее принятых решений, которые не соответствуют изложенному в нем толкованию норм права.

Приведенные особенности отличают интерпретационные акты среди других правовых актов, содержащих некоторые правотлумачни положение. Толкование норм права происходит преимущественно в процессе судебной и иной правоприменительной деятельности при решении конкретных дел. Согласно интерпретационные положения могут содержаться в различных видах правовых актов (например, судебных решениях, ведомственных актах и т.д.). Так, правоприменительные акты содержат как юридическое решение по конкретному делу, так и разъяснения содержания соответствующих норм права, которые были положены в его основу. Свое понимание значения правовых норм правоприменительный орган в этом случае определяет в мотивировочной части акта применения права. Такое толкование приобретает обязательной значимости для конкретного дела и лиц, которых она касается. При этом оно оказывает определенное влияние и на правоприменитель при рассмотрении и принятии решений по всем аналогичных юридических дел, обеспечивает постоянство и однообразие судебной практики. Однако интерпретационными актами выступают только те акты, основной целью принятия которых является разъяснение содержания соответствующих правовых предписаний.

В зависимости от видов официального толкования различают следующие виды интерпретационных актов:

По степени обязательности выделяют обязательные и рекомендательные интерпретационные акты. Так, обязательными интерпретационными актами выступают решения Конституционного Суда Украины относительно официального толкования Конституции и законов Украины, рекомендательными - разъяснения высших специализированных судов, общие комментарии Комитета ООН по правам человека и др.;

По предмету толкования выделяют интерпретационные акты, содержащие толкование норм права, изложенных в нормативно-правовых актах, других источниках права , и интерпретационные акты, предметом толкования которых выступают индивидуальные правовые акты (решения суда, сделки, завещания и т.д.). Так, определение о разъяснении решения суда, постановлено в порядке ст. 221 ГПК Украины, выступает самостоятельным актом официального индивидуального толкования, на который может быть подана жалоба отдельно от решения суда (ст. 293 ГПК Украины)

По кругу лиц и конкретных ситуаций, на которые распространяется действие интерпретационных актов, различают акты абстрактного и акты казуального толкования. К первым относятся акты Конституционного Суда Украины, высших специализированных судов и др. Акты казуального толкования принимаются с целью предоставления разъяснений относительно содержания нормы права в контексте конкретного дела. Такие акты могут приниматься уполномоченными органами, к которым обращаются лица за разъяснением тех или иных положений законодательства, подлежащих применению в конкретном случае (например, ответы контролирующего органа на запросы заинтересованных лиц по вопросам налогообложения, то есть налоговые консультации);

По объему и характеру нормативных полномочий органа выделяют акты аутентичного толкования (выданные автором правового акта, толкуется), и легальные акты, или акты делегированного толкования (акты, принятые субъектом, который имеет специальное полномочие на толковании правовых норм, выданные другими органами).

Интерпретационные акты классифицируют также по другим основаниям: по субъектам толкования (акты различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также акты международных организаций) по видам правовых актов, толкуются (акты толкования нормативно-правовых актов и акты толкования индивидуально-правовых актов) по виду документа (постановления, решения, разъяснения, выводы и др.) по отраслям права (конституционно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые и др.).

  • 4. Теории происхождения государства (историко-материалистическая, патриархальная, теологическая, договорная, психологическая, теория насилия, органическая и др.).
  • 5. Понятие, признаки и социальное назначение государства. Типология государств
  • 6. Форма государства (понятие, основные элементы).
  • 12. Теория разделения властей.
  • 13. Понятие, признаки, виды органов государства.
  • 14. Политическая система общества (понятие, структура). Место и роль государства, политических партий, профсоюзов в политической системе современного общества.
  • 15. Теория правового государства. Признаки (черты) правового государства. Формирование правового государства в Республике Беларусь.
  • 16. Государство, право, личность, их взаимная ответственность. Права человека. Гарантии прав и свобод личности в правовом государстве.
  • 17. Понятие, сущность, социальное назначение, ценность права. Исторические типы права.
  • 18. Функции и принципы права.
  • 20. Основные концепции правопонимания
  • 21. Система социальных норм общества, их классификация, соотношение.
  • 22. Понятие правовой нормы, ее признаки, структурные элементы.
  • 23. Классификация правовых норм.
  • 24. Понятие и элементы системы права. Основания деления права на отрасли.
  • 25. Предмет и методы правового регулирования общественных отношений.
  • 26. Общая характеристика основных отраслей права. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.
  • 27. Система права, система законодательства, правовая система, их соотношение.
  • 28. Основные правовые системы современности.
  • 29. Закон Республики Беларусь «о нормативных правовых актах Республики Беларусь»: структура, содержание, характеристика.
  • 30. Правотворчество: понятие, принципы, виды, стадии. Законотворческий процесс. Правотворческая деятельность профсоюзов.
  • 35. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание закона.
  • 36. Действие нормативно-правовых актов в пространстве
  • 37. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.
  • 38. Правосознание, его структура, виды. Формы деформации правосознания.
  • 39. Правовая культура: общая характеристика. Правовая культура юриста. Средства и методы повышения правовой культуры общества.
  • 40. Понятие и основные формы реализации права.
  • 41. Применение как форма реализации права.
  • 42. Стадии процесса применения права.
  • 43. Правоприменительные акты: понятие, признаки, виды и формы.
  • 44. Толкование норм права: понятие и виды.
  • 45. Способы толкования правовых норм.
  • 46. Толкование норм права по объему.
  • 47. Толкование норм права по субъекту (по юридической силе).
  • 48. Пробелы в праве и способы их преодоления.
  • 49. Нормативно-правовые акты, правоприменительные акты, интерпретационные правовые акты: понятие, соотношение.
  • 50. Понятие и виды правовых отношений.
  • 51. Структурные элементы правоотношений
  • 52. Объекты правовых отношений.
  • 53. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и содержание.
  • 54. Субъекты правоотношений: понятие, признаки, виды.
  • 55. Правоспособность и дееспособность субъектов права.
  • 58. Юридический состав, юридическое состояние. Правовые презумпции и фикции.
  • 59. Правомерное поведение: понятие, признаки, элементы.
  • 60. Виды правомерного поведения.
  • 61. Правонарушения: понятие, признаки, виды.
  • 62. Юридический состав правонарушения.
  • 63. Объективные признаки правонарушения.
  • 64. Субъективные признаки правонарушения.
  • 65. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды, цели, принципы.
  • 69. Законность, общественный порядок, правопорядок, их соотношение.
  • 70. Механизм правового регулирования: стадии, основные элементы и их взаимодействие.
  • 49. Нормативно-правовые акты, правоприменительные акты, интерпретационные правовые акты: понятие, соотношение.

    Нормативный правовой акт – письменный документ, устанавливающий норму права, вводящий ее в действие и адресованный субъектам права. Акт применения права - нормативно-правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций. Акты офиц. толкования прав. норм (интерпретац. акты) предст. собой, с одной стор., разъяснение сод-ния норм права, с другой – конкретизацию и уточнение их предписаний. Во-первых, акт применения нормы права имеет властный ха­рактер и охраняется принудительной силой государства. Содержащи­еся в нем конкретные предписания имеют обязательное значе­ние для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Во-вторых, акт применения - это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменитель­ный акт имеет силу только для данного случая и на сходные слу­чаи не распространяется. Этим он отличается от нормативных правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. В-третьих, правоприменительные акты должны быть законны­ми, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. В-четвертых, акты применения норм права издаются в установ­ленной законом форме и имеют точное наименование. Закон преду­сматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. Особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативными правовыми ак­тами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

    50. Понятие и виды правовых отношений.

    Правоотношение - это возникающее на основе норм права и урегулированное ими общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных юридических прав и юридических обязанностей, гарантированных государством. По отраслевой принадлежности различают гражданские, трудовые, административные, уголовные и другие правоотношения. По характеру правоотношения могут быть регулятивными или охранительными. Возникновение регулятивных правоотношений связано с наступлением таких жизненных фактов, которые не противоречат нормам права. Охранительные же правоотношения возникают в связи с действиями, которые нарушают требования правовых норм. По распределению прав и обязанностей между субъектами правоотношения бывают простые и сложные. Простые правоотношения - это такие правоотношения, в рамках которых у одной стороны есть только права, а у другой - только обязанности (например, правоотношения, возникающие в связи с реализацией права человека на жизнь: у него есть только право, а у всех иных субъектов - только обязанность). Сложные правоотношения представляют собой правоотношения, в рамках которых и права, и обязанности есть у обеих сторон одновременно (например, правоотношения между работниками и работодателями). В зависимости от характера обязанностей все правоотношения делятся на активные и пассивные. Активными правоотношениями называют такие правоотношения, в рамках которых субъект(ы) обязан(ы) совершать какие-то активные действия (например, сшить костюм). Пассивные правоотношения - это такие правоотношения, в рамках которых субъект(ы) обязан(ы) воздержаться от каких-либо действий (например, не нарушать чужое право собственности). По степени определенности различают правоотношения абсолютные и относительные. В относительных правоотношениях все их участники точно определены (арендодатель и арендатор в договоре аренды). В абсолютных правоотношениях конкретно определены лишь управомоченные субъекты. Все остальные - выступают в качестве обязанных (типичный пример - отношения собственности). В зависимости от принадлежности к той или иной стороне правовой системы все правоотношения делят на материальные и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права и имеют своим содержанием права и обязанности субъектов. Процессуальные правоотношения строятся на основе норм процессуального права, которые предусматривают порядок осуществления и защиты материальных правоотношений.

    Интерпретационный акт может рассматриваться как особая разновидность результата юридически значимых действий, выраженная в установленной форме, издаваемая властным органом в предусмотренном законом порядке, содержащая правила поведения общего или индивидуального характера.

    Интерпретационный акт является одним из видов правовых актов.

    К общим признакам правового акта и интерпретационного акта относятся способность воздействовать на правовые отношения, выражать правила общего или индивидуального характера, обусловливаться волей субъекта права, объективироваться в особой правовой форме.

    В юридической литературе в качестве специфических признаков интерпретационных актов выделяют следующие:

    во-первых, они не создают новых норм права;

    во-вторых, не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с толкуемыми нормативно-правовыми актами;

    в-третьих, разделяют юридическую судьбу толкуемых актов (точнее, толкуемых норм).

    При разграничении интерпретационных актов на виды следует исхо­дить из наиболее общих их признаков, имея при этом в виду, что любая клас­сификация представляет собой теоретическую абстракцию, условное деление, хотя и базируемое на объективных свойствах и закономерностях классифици­руемых явлений.

    Научно обоснованная классификация интерпретационных актов по­зволяет более четко определить их место в системе права (и законодательства), уяснить их предна­значение и функции. Она имеет значение для совершенство­вания правоприменительной и правотворческой деятельности, так как способ­ствует более правильному восприятию и уяснению действительного смысла и содержания законов.

    Важное значение для правильной классификации имеют основания клас­сификации, т.е. наиболее существенные признаки, определяющие характери­стику всех остальных объектов в данном разряде. Проблема критериев классификации интерпретационных актов в юридической литературе не получила широкого обсуждения.

    Вместе с тем, разнообразие форм деятельности по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, множество субъектов, осуществляющих процесс толкования, различная юридическая сила актов официального толкования предопределяют множественность актов толкования, их разнообразие.

    В юридической литературе основания классификации актов толкования, как правило, заимствуют из достаточно разработанных теорий либо правовых актов, либо толкования права.

    Представляется, что признание научного и практического значения за классификациями интерпретационных актов в зависимости от признака нормативности, формы, наименования, юридической силы, сферы действия, времени действия, предмета правового регулирования вполне обосновано.

    Рассмотрим названные классификации.

    В зависимости от признака нормативности интерпретационные акты делятся на нормативные и казуальные.

    В зависимости от формы актов официального толкования различают­ся письменные акты (акты-документы) и устные акты.

    Акты-документы представляют собой источники, содержащие результат процесса толкования, объективированные вовне в форме письменных доку­ментов. Это юридические документы, которые издаются специально уполномо­ченными на это органами и влекут за собой юридические последствия. Что каса­ется таких письменных документов, как мемуары, частные письма, научная литература, то, несмотря на наличие в их содержании элементов толкования, они не являются юридическими документами, а, следовательно, не могут быть отнесены к категории актов официального толкования.

    Устные акты толкования выражается обычно в форме рекомен­даций, ответов на вопросы представителями органов государственной власти, суда, прокуратуры, общественных объединений и т.д. К числу актов офици­ального толкования относятся только те устные акты, которые исходят от уполномоченных на дачу официального толкования должностных лиц и вле­кущие за собой определенные юридические последствия для лиц, к которым обращено разъяснение смысла правовых норм.

    Многообразие письменных актов-документов влечет за собой необходи­мость их классификации по наименованию.

    В настоящий момент в практике представительных и исполнительных органов государственной власти имеют место такие акты официального тол­кования, как указы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, письма; в судебной практике актами толкования являются приговоры, реше­ния, постановления, определения и т.д.

    Классификация актов официального толкования по юридической силе может быть рассмотрена, в нескольких аспектах.

    Во-первых, правовая система Российской Федерации характеризуется иерархичностью, соподчиненностью и внутренней согласованностью право­вых актов. В соответствии с Конституцией РФ ее составляют следующие виды правовых актов:

    Конституция РФ;

    Международные договоры Российской Федерации и иные акты, содер­жащие общепризнанные нормы международного права;

    Федеральные конституционные законы;

    Федеральные законы;

    Подзаконные нормативные акты федеральных органов (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные подзаконные акты);

    Законы и подзаконные нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

    Локальные нормативные правовые акты.

    Законодательство Российской Федерации признает в правовой системе вер­ховенство Конституции РФ и ее высшую юридическую силу (ст. 15 Конститу­ции РФ), а также устанавливает верховенство законов над всеми подзаконны­ми актами.

    Будучи вспомогательными правовыми актами, акты официального тол­кования разделяют судьбу толкуемых норм и располагаются в той же иерархи­ческой последовательности, что и нормативные акты, образуя систему актов официального толкования. Эту систему возглавляют акты толкования Кон­ституции РФ (постановления Конституционного Суда РФ), затем следуют акты тол­кования федеральных конституционных законов, за ними акты толкования те­кущих федеральных законов и затем подзаконных нормативных правовых ак­тов. Что касается актов толкования международных договоров РФ и иных ак­тов, содержащих нормы международного права, то им отводится особое поло­жение в связи с тем, что Конституция РФ закрепляет приоритет норм между­народного права. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем преду­смотренные законом, то применяются правила международного договора».

    Во-вторых, с учетом структуры правовой системы РФ, а она характери­зуется наличием четырех подсистем: федеральная правовая подсистема, правовая подсистема субъектов Федерации, правовые подсистемы местного самоуправления и локального нормотворчества с присущими двум последним элементами саморегулирования. Нормативные правовые акты, составляющие каждую из подсистем, различаются по своей юридической силе. Так, нормативные правовые акты федеральных органов об­ладают большей юридической силой по сравнению с нормативными право­выми актами органов субъектов Федерации (за исключением предмета исключительного ведения субъектов РФ) и местного самоуправления. Ана­логичная иерархичность характеризует соответствующие им акты официаль­ного толкования, среди которых наибольшей юридической силой обладают акты официального толкования нормативных правовых актов федеральных органов, за ними следуют акты толкования нормативных правовых актов орга­нов субъектов Федерации и акты толкования нормативных правовых актов ор­ганов местного самоуправления и локальных нормативных актов.

    В-третьих, классификация актов толкования в соответст­вии с их юридической силой совпадает с делением официальных разъяснений в зависимости от субъектов толкования. Наибольшей юридической силой об­ладают акты нормативного толкования представительных органов власти, за­тем органов судебной, исполнительной власти, прокуратуры и т. д. Степень обязательности этих актов различна. Что касается актов казуального толкова­ния, то они не должны противоречить разъяснениям общего характера, содер­жащимся в актах нормативного толкования.

    По сфере действия акты толкования делятся на: а) разъ­яснения федерального значения, действие которых распространяется на всю территорию государства; б) акты толкования регионального характера, дейст­вующие в пределах территории того или иного субъекта РФ; в) акты толкова­ния локального (местного) применения. К числу первых относятся акты толко­вания центральных федеральных органов государственной власти (законода­тельной, исполнительной, судебной). Акты толкования органов субъектов Фе­дерации распространяют свое действие только на территории данных субъектов, акты толкования органов местного самоуправления имеют локальную сферу применения.

    По времени действия акты официального толкования различаются в зависимости от времени действия разъясняемых ими норм. Если срок действия толкуемой нормы или группы норм предусмотрен в самом нормативном акте, то с его истечением прекращается действие и соответствующего акта офици­ального толкования. И напротив, акты толкования норм, рассчитанных на не­определенный срок, сохраняют силу весь период их действия.

    По предмету правового регулирования акты толкования подразделяются отраслевые (разъяснения в области гражданского, уголовного, административного, трудового и т.д. права), межотраслевые (имеющие значение для двух и более отраслей права), общеправовые (применимые в любой сфере общественных отношений).

    Интерпретационный акт может рассматриваться как особая разновидность результата юридически значимых действий, выраженная в установленной форме, издаваемая властным органом в предусмотренном законом порядке, содержащая правила поведения общего или индивидуального характера.

    Интерпретационный акт является одним из видов правовых актов.

    К общим признакам правового акта и интерпретационного акта относятся способность воздействовать на правовые отношения, выражать правила общего или индивидуального характера, обусловливаться волей субъекта права, объективироваться в особой правовой форме.

    В юридической литературе в качестве специфических признаков интерпретационных актов выделяют следующие:

    во-первых, они не создают новых норм права;

    во-вторых, не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с толкуемыми нормативно-правовыми актами;

    в-третьих, разделяют юридическую судьбу толкуемых актов (точнее, толкуемых норм).

    При разграничении интерпретационных актов на виды следует исхо­дить из наиболее общих их признаков, имея при этом в виду, что любая клас­сификация представляет собой теоретическую абстракцию, условное деление, хотя и базируемое на объективных свойствах и закономерностях классифици­руемых явлений.

    Научно обоснованная классификация интерпретационных актов по­зволяет более четко определить их место в системе права (и законодательства), уяснить их предна­значение и функции. Она имеет значение для совершенство­вания правоприменительной и правотворческой деятельности, так как способ­ствует более правильному восприятию и уяснению действительного смысла и содержания законов.

    Важное значение для правильной классификации имеют основания клас­сификации, т.е. наиболее существенные признаки, определяющие характери­стику всех остальных объектов в данном разряде. Проблема критериев классификации интерпретационных актов в юридической литературе не получила широкого обсуждения.

    Вместе с тем, разнообразие форм деятельности по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, множество субъектов, осуществляющих процесс толкования, различная юридическая сила актов официального толкования предопределяют множественность актов толкования, их разнообразие.



    В юридической литературе основания классификации актов толкования, как правило, заимствуют из достаточно разработанных теорий либо правовых актов, либо толкования права.

    Представляется, что признание научного и практического значения за классификациями интерпретационных актов в зависимости от признака нормативности, формы, наименования, юридической силы, сферы действия, времени действия, предмета правового регулирования вполне обосновано.

    Рассмотрим названные классификации.

    В зависимости от признака нормативности интерпретационные акты делятся на нормативные и казуальные .

    В зависимости от формы актов официального толкования различают­ся письменные акты (акты-документы) и устные акты.

    Акты-документы представляют собой источники, содержащие результат процесса толкования, объективированные вовне в форме письменных доку­ментов. Это юридические документы, которые издаются специально уполномо­ченными на это органами и влекут за собой юридические последствия. Что каса­ется таких письменных документов, как мемуары, частные письма, научная литература, то, несмотря на наличие в их содержании элементов толкования, они не являются юридическими документами, а, следовательно, не могут быть отнесены к категории актов официального толкования.

    Устные акты толкования выражается обычно в форме рекомен­даций, ответов на вопросы представителями органов государственной власти, суда, прокуратуры, общественных объединений и т.д. К числу актов офици­ального толкования относятся только те устные акты, которые исходят от уполномоченных на дачу официального толкования должностных лиц и вле­кущие за собой определенные юридические последствия для лиц, к которым обращено разъяснение смысла правовых норм.

    Многообразие письменных актов-документов влечет за собой необходи­мость их классификации по наименованию.

    В настоящий момент в практике представительных и исполнительных органов государственной власти имеют место такие акты официального тол­кования, как указы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, письма; в судебной практике актами толкования являются приговоры, реше­ния, постановления, определения и т.д.

    Классификация актов официального толкования по юридической силе может быть рассмотрена, в нескольких аспектах.

    Во-первых, правовая система Российской Федерации характеризуется иерархичностью, соподчиненностью и внутренней согласованностью право­вых актов. В соответствии с Конституцией РФ ее составляют следующие виды правовых актов:

    Конституция РФ;

    Международные договоры Российской Федерации и иные акты, содер­жащие общепризнанные нормы международного права;

    Федеральные конституционные законы;

    Федеральные законы;

    Подзаконные нормативные акты федеральных органов (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные подзаконные акты);

    Законы и подзаконные нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

    Локальные нормативные правовые акты.

    Законодательство Российской Федерации признает в правовой системе вер­ховенство Конституции РФ и ее высшую юридическую силу (ст. 15 Конститу­ции РФ), а также устанавливает верховенство законов над всеми подзаконны­ми актами.

    Будучи вспомогательными правовыми актами, акты официального тол­кования разделяют судьбу толкуемых норм и располагаются в той же иерархи­ческой последовательности, что и нормативные акты, образуя систему актов официального толкования. Эту систему возглавляют акты толкования Кон­ституции РФ (постановления Конституционного Суда РФ), затем следуют акты тол­кования федеральных конституционных законов, за ними акты толкования те­кущих федеральных законов и затем подзаконных нормативных правовых ак­тов. Что касается актов толкования международных договоров РФ и иных ак­тов, содержащих нормы международного права, то им отводится особое поло­жение в связи с тем, что Конституция РФ закрепляет приоритет норм между­народного права. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Если международ­ным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем преду­смотренные законом, то применяются правила международного договора».

    Во-вторых, с учетом структуры правовой системы РФ, а она характери­зуется наличием четырех подсистем: федеральная правовая подсистема, правовая подсистема субъектов Федерации, правовые подсистемы местного самоуправления и локального нормотворчества с присущими двум последним элементами саморегулирования. Нормативные правовые акты, составляющие каждую из подсистем, различаются по своей юридической силе. Так, нормативные правовые акты федеральных органов об­ладают большей юридической силой по сравнению с нормативными право­выми актами органов субъектов Федерации (за исключением предмета исключительного ведения субъектов РФ) и местного самоуправления. Ана­логичная иерархичность характеризует соответствующие им акты официаль­ного толкования, среди которых наибольшей юридической силой обладают акты официального толкования нормативных правовых актов федеральных органов, за ними следуют акты толкования нормативных правовых актов орга­нов субъектов Федерации и акты толкования нормативных правовых актов ор­ганов местного самоуправления и локальных нормативных актов.

    В-третьих, классификация актов толкования в соответст­вии с их юридической силой совпадает с делением официальных разъяснений в зависимости от субъектов толкования. Наибольшей юридической силой об­ладают акты нормативного толкования представительных органов власти, за­тем органов судебной, исполнительной власти, прокуратуры и т. д. Степень обязательности этих актов различна. Что касается актов казуального толкова­ния, то они не должны противоречить разъяснениям общего характера, содер­жащимся в актах нормативного толкования.

    По сфере действия акты толкования делятся на: а) разъ­яснения федерального значения, действие которых распространяется на всю территорию государства; б) акты толкования регионального характера, дейст­вующие в пределах территории того или иного субъекта РФ; в) акты толкова­ния локального (местного) применения. К числу первых относятся акты толко­вания центральных федеральных органов государственной власти (законода­тельной, исполнительной, судебной). Акты толкования органов субъектов Фе­дерации распространяют свое действие только на территории данных субъектов, акты толкования органов местного самоуправления имеют локальную сферу применения.

    По времени действия акты официального толкования различаются в зависимости от времени действия разъясняемых ими норм. Если срок действия толкуемой нормы или группы норм предусмотрен в самом нормативном акте, то с его истечением прекращается действие и соответствующего акта офици­ального толкования. И напротив, акты толкования норм, рассчитанных на не­определенный срок, сохраняют силу весь период их действия.

    По предмету правового регулирования акты толкования подразделяются отраслевые (разъяснения в области гражданского, уголовного, административного, трудового и т.д. права), межотраслевые (имеющие значение для двух и более отраслей права), общеправовые (применимые в любой сфере общественных отношений).